Краткая история гоголя портрет. Пересказ произведения "Портрет" Гоголя Н.В

Главная / Развод

Траги-че-ская история худож-ника Чарт-кова нача-лась перед лавочкой на Щукин-ском дворе, где среди множе-ства картин, изоб-ра-жа-ющих мужичков или ланд-шаф-тики, он разглядел одну и, отдав за нее последний двугри-венный, принес домой. Это портрет старика в азиат-ских одеждах, каза-лось, неокон-ченный, но схва-ченный такою сильной кистью, что глаза на порт-рете глядели, как живые. Дома Чартков узнает, что приходил хозяин с квар-тальным, требуя платы за квар-тиру. Досада Чарт-кова, уже пожалев-шего о двугри-венном и сидя-щего, по бедности, без свечи, умно-жа-ется. Он не без желч-ности размыш-ляет об участи моло-дого талант-ли-вого худож-ника, принуж-ден-ного к скром-ному учени-че-ству, тогда как заезжие живо-писцы «одной только привычной замашкой» произ-водят шум и сбирают изрядный капитал. В это время взор его падает на портрет, уже им поза-бытый, — и совер-шенно живые, даже разру-ша-ющие гармонию самого порт-рета глаза пугают его, сообщая ему какое-то непри-ятное чувство. Отпра-вив-шись спать за ширмы, он видит сквозь щели осве-щенный месяцем портрет, также вперя-ющий в него взор. В страхе Чартков зана-ве-ши-вает его простыней, но то ему чудятся глаза, просве-чи-ва-ю-щиеся чрез полотно, то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом деле уж нет, а старик поше-вель-нулся и вылез из рам. Старик заходит к нему за ширмы, садится в ногах и прини-ма-ется пере-счи-ты-вать деньги, что выни-мает из прине-сен-ного с собою мешка. Один сверток с надписью «1000 червонцев» отка-ты-ва-ется в сторону, и Чартков хватает его неза-метно. Отча-янно сжима-ющий деньги, он просы-па-ется; рука ощущает только что бывшую в ней тяжесть. После череды сменя-ющих друг друга кошмаров он просы-па-ется поздно и тяжело. Пришедший с хозя-ином квар-тальный, узнав, что денег нет, пред-ла-гает распла-титься рабо-тами. Портрет старика привле-кает его внимание, и, разгля-дывая холст, он неосто-рожно сжимает рамы, — на пол падает известный Чарт-кову сверток с надписью «1000 червонцев».

В тот же день Чартков распла-чи-ва-ется с хозя-ином и, утешаясь исто-риями о кладах, заглушив первое движение наку-пить красок и запе-реться года на три в мастер-ской, снимает роскошную квар-тиру на Невском, одева-ется щеголем, дает объяв-ление в ходячей газете, — и уже назавтра прини-мает заказ-чицу. Важная дама, описав жела-емые детали буду-щего порт-рета своей дочери, уводит её, когда Чартков, каза-лось, только распи-сался и готов был схва-тить что-то главное в её лице. В следу-ющий раз она оста-ется недо-вольна проявив-шимся сход-ством, желтизной лица и тенями под глазами и, наконец, прини-мает за портрет старую работу Чарт-кова, Психею, слегка поднов-ленную раздо-са-до-ванным худож-ником.

В короткое время Чартков входит в моду: схва-тывая одно общее выра-жение, он пишет множе-ство порт-ретов, удовле-творяя самые разные притя-зания. Он богат, принят в аристо-кра-ти-че-ских домах, о худож-никах изъяс-ня-ется резко и высо-ко-мерно. Многие, знавшие Чарт-кова прежде, изум-ля-ются, как мог исчез-нуть в нем талант, столь приметный вначале. Он важен, укоряет моло-дежь в безнрав-ствен-ности, стано-вится скрягой и однажды, по пригла-шению Академии худо-жеств, придя посмот-реть на присланное из Италии полотно одного из прежних това-рищей, видит совер-шен-ство и пони-мает всю бездну своего падения. Он запи-ра-ется в мастер-ской и погру-жа-ется в работу, но принужден ежеми-нутно оста-нав-ли-ваться из-за незнания азбучных истин, изуче-нием коих прене-брег в начале своего поприща. Вскоре им овла-де-вает страшная зависть, он прини-ма-ется скупать лучшие произ-ве-дения искус-ства, и лишь после скорой его смерти от горячки, соеди-нив-шейся с чахоткою, стано-вится ясно, что шедевры, на приоб-ре-тение коих употребил он все свое огромное состо-яние, были им жестоко уничто-жены. Смерть его ужасна: страшные глаза старика мере-ши-лись ему всюду.

История Чарт-кова имела неко-торое объяс-нение спустя небольшое время на одном из аукци-онов Петер-бурга. Среди китай-ских ваз, мебелей и картин внимание многих привле-кает удиви-тельный портрет некоего азиатца, чьи глаза выпи-саны с таким искус-ством, что кажутся живыми. Цена возрас-тает вчет-веро, и тут высту-пает художник Б., заяв-ля-ющий о своих особенных правах на это полотно. В подтвер-ждение сих слов он расска-зы-вает историю, случив-шуюся с его отцом.

Обри-совав для начала часть города, имену-емую Коломной, он описы-вает некогда жившего там ростов-щика, вели-кана азиат-ской наруж-ности, способ-ного ссудить любою суммой всякого жела-ю-щего, от нишей старухи до расто-чи-тельных вельмож. Его проценты каза-лись неболь-шими и сроки выплаты весьма выгод-ными, однако стран-ными ариф-ме-ти-че-скими выклад-ками сумма, подле-жащая возврату, возрас-тала неимо-верно. Страшнее же всего была судьба тех, кто получал деньги из рук злове-щего азиатца. История моло-дого блиста-тель-ного вель-можи, губи-тельная пере-мена в харак-тере кото-рого навлекла на него гнев импе-ра-трицы, завер-ши-лась его безу-мием и смертью. Жизнь чудной краса-вицы, ради свадьбы с которой её избранник сделал заем у ростов-щика (ибо роди-тели невесты видели препят-ствие браку в расстро-енном поло-жении дел жениха), жизнь, отрав-ленная в один год ядом ревности, нетер-пи-мости и капри-зами, явив-ши-мися вдруг в прежде благо-родном харак-тере мужа. Поку-сив-шись даже и на жизнь жены, несчастный покончил с собой. Множе-ство не столь приметных историй, поскольку случи-лись они в низших классах, также связы-ва-лось с именем ростов-щика.

Отец рассказ-чика, художник-само-учка, соби-раясь изоб-ра-зить духа тьмы, нередко поду-мывал о страшном своем соседе, и однажды тот сам явля-ется к нему и требует рисо-вать с себя портрет, дабы остаться на картине «совер-шенно как живой». Отец с радо-стью берется за дело, но чем лучше ему удается схва-тить внеш-ность старика, чем живее выходят глаза на полотне, тем более овла-де-вает им тягостное чувство. Не имея уже сил выно-сить возрас-та-ющее отвра-щение к работе, он отка-зы-ва-ется продол-жать, а мольбы старика, объяс-ня-ю-щего, что после смерти жизнь его сохра-нится в порт-рете сверхъ-есте-ственною силой, пугают его окон-ча-тельно. Он убегает, неокон-ченный портрет приносит ему служанка старика, а сам ростовщик назавтра умирает. Со временем художник заме-чает в себе пере-мены: чувствуя зависть к своему ученику, он вредит ему, в его картинах прояв-ля-ются глаза ростов-щика. Когда он соби-ра-ется сжечь страшный портрет, его выпра-ши-вает прия-тель. Но и тот принужден вскоре сбыть его племян-нику; изба-вился от него и племянник. Художник пони-мает, что часть души ростов-щика всели-лась в ужасный портрет, а смерть жены, дочери и мало-лет-него сына окон-ча-тельно уверяют его в том. Он поме-щает стар-шего в Академию худо-жеств и отправ-ля-ется в мона-стырь, где ведет строгую жизнь, изыс-кивая все возможные степени само-от-вер-жения. Наконец он берется за кисть и целый год пишет рожде-ство Иисуса. Труд его — чудо, испол-ненное святости. Сыну же, прие-хав-шему проститься перед путе-ше-ствием в Италию, он сооб-щает множе-ство мыслей своих об искус-стве и среди неко-торых настав-лений, рассказав историю с ростов-щиком, закли-нает найти ходящий по рукам портрет и истре-бить его. И вот теперь, после пятна-дцати лет тщетных поисков, рассказчик наконец отыскал этот портрет, — и когда он, а вместе с ним и толпа слуша-телей, пово-ра-чи-ва-ется к стене, порт-рета на ней уже нет. Кто-то говорит: «Украден». Возможно, и так.

Чартков начинает свою творческую деятельность скромным и незаметным художником. Единственным его увлечением является искусство. Ради высокой цели он способен переносить лишения и материальные трудности. Перемена в его жизни наступает неожиданно и связана она с покупкой странного портрета в лавочке на Щукинском дворе. Чартков отдает за него последний двугривенный. Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось, неоконченный, но схваченный такою сильной кистью, что глаза на портрете глядели, как живые.

Глаза старика на портрете пугают художника. Отправившись спать за ширмы, он видит сквозь щели освещенный месяцем портрет, также вонзающий в него взор. В страхе Чартков занавешивает его простыней, но то ему чудятся глаза, просвечивающиеся чрез полотно, то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом деле уж нет, а старик пошевельнулся и вылез из рам. Старик заходит к нему за ширмы, садится в ногах и принимается пересчитывать деньги, что вынимает из принесенного с собою мешка. Один сверток с надписью "1000 червонцев" откатывается в сторону, и Чартков хватает его незаметно. После череды сменяющих друг друга кошмаров он просыпается поздно и тяжело. Пришедший с хозяином квартальный, узнав, что денег нет, предлагает расплатиться работами. Портрет старика привлекает его внимание, и, разглядывая холст, он неосторожно сжимает рамы, - на пол падает известный Чарткову сверток с надписью "1000 червонцев".

Чартков оплачивает долг за жилье, переезжает на Невский проспект, и дает объявление в газету: "Хороший художник рисует портреты". Его начинают осаждать богатые заказчики. Из-за нехватки времени Чартков приучается рисовать портреты быстро и схематично, передавая только общие черты. Он быстро становится модным живописцем, его все хвалят. Молодого художника принимают в высшем обществе. Он быстро богатеет, его перестает интересовать искусство. Когда Чартков достигает "известной степенности лет", то окончательно утрачивает свой талант, поскольку пишет всю жизнь одни и те же портреты чиновников и аристократов.

Однажды, по приглашению Академии художеств, Чартков приходит посмотреть на присланное из Италии полотно одного из прежних товарищей, видит, насколько гениальна выставленная работа, и понимает всю бездну своего падения. Он запирается в мастерской и погружается в работу, желая создать такое же совершенное произведение искусства, но вынужден ежеминутно останавливаться из-за незнания простых приемов, изучением которых пренебрег в начале своего поприща.

От злости и зависти Чартков начинает скупать все знаменитые картины и резать их ножом у себя дома. В обществе стали избегать художника, так как ничего, кроме злых слов и "вечного порицанья", Чартков теперь не говорит. Наконец он сходит с ума, заболевает горячкой и умирает. В его квартире обнаруживают множество изрезанных на куски картин.

История Чарткова имела некоторое объяснение спустя небольшое время на одном из аукционов Петербурга. Среди китайских ваз, мебелей и картин внимание многих привлекает удивительный портрет некоего азиата, чьи глаза выписаны с таким искусством, что кажутся живыми. Цена возрастает вчетверо, и тут выступает художник Б., заявляющий о своих особенных правах на это полотно. В подтверждение своих слов он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

На окраине Петербурга в Коломне жил ростовщик. Все, кому он давал в долг, становились несчастными. Отец художника Б. расписывал храмы. Ростовщик заказал ему свой портрет. Отец взялся сделать портрет, но кисть сама выводила черные глаза ростовщика, их взгляд. Портрет не был закончен, а на следующий день ростовщик умер. Отца настигло несчастье, он хотел сжечь портрет, по его друг выпросил портрет себе. И с этих пор пошел портрет по рукам. Отец ушел в монастырь. Пока художник Б. говорил, портрет исчез. Кто-то говорил: "Украден". Возможно, и так.

Повесть «Портрет» Гоголя была написана в 1833 – 1834 годах и вошла в цикл «Петербургские повести». Произведение состоит из двух частей, которые рассказывают нам о двух различных судьбах художников. Связующим звеном между историями является мистический портрет ростовщика, оказавший особое влияние на жизни обоих героев.

Главные герои

Чартков Андрей Петрович – талантливый художник, который после приобретения портрета ростовщика загубил свой талант, начав рисовать портреты на заказ.

Отец художника Б. – коломенский художник-самоучка, писавший картины для церкви, нарисовал портрет ростовщика, ушел в монастырь.

Другие персонажи

Художник Б. – сын художника, который написал портрет ростовщика, рассказчик во второй части.

Ростовщик – высокий смуглый мужчина с большими «необыкновенного огня глазами». По национальности он был индеец, грек или персианин, всегда ходил в азиатской одежде.

Часть 1

В картинной лавочке на Щукином дворе молодой художник Чартков за последний двугривенный покупает портрет «работы высокого художника» . На картине был изображен «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым» , при этом особенно выделялись его глаза.

Дома Чарткову кажется, словно глаза старика с картины пристально смотрят прямо на него. В какой-то момент старик на портрете ожил и «выпрыгнул из рам» . Сев возле Чарткова, он вытащил из складок одежды мешок и высыпал из него свертки с червонцами. Пока старик пересчитывал деньги, Чартков незаметно забрал себе один из откатившихся свертков. Пересчитав свое богатство, старик вернулся в картину. Всю ночь юноше снились кошмары.

Утром к Чарткову пришли хозяин жилья с квартальным надзирателем, чтобы узнать, когда юноша отдаст деньги за жилье. Во время разговора квартальный, осматривая портрет старика, повредил раму картины, и на пол упал один из приснившихся художнику свертков.

На полученные чудесным образом деньги Чартков покупает новую одежду, снимает прекрасную квартиру и дает объявление в газету о том, что готов писать картины на заказ. Первыми к нему приходят богатая дама с дочерью Лизой. Женщина просит убрать «дефекты» лица дочери и в итоге довольная покупает недоработанный эскиз лица Психеи, приняв его за портрет Лизы.

Чартков становится известным в городе художником, его любят в высшем свете. Он научился рисовать портреты механически, искажая черты лиц, изображая не реальных людей, а заказные маски.

Как-то на выставке Академии Художеств Чарткова попросили оценить картину его давнего приятеля. Герой хотел высказать критические замечания, но картина была настолько искусно написана, что он потерял дар речи. Только теперь Чартков понял, насколько бездарные картины он рисовал. Герой пытается создать что-то действительно стоящее, но у него ничего не выходит. Чартков приказывает выбросить портрет старика, но это не помогло.

Завидуя другим художникам, герой потратил все свои богатства на покупку картин, а дома резал их и топтал ногами, смеясь. «Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин» . Постепенно художник впал в безумие – ему везде мерещились глаза старика с портрета, и он умер.

Часть 2

Самый разгар аукциона. На кону портрет «какого-то азиатца» с «необыкновенной живостью глаз» . Внезапно в торги вмешивается один из посетителей – молодой художник Б. Юноша сообщает, что имеет особое право на это картину и рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Когда-то в Коломне жил ростовщик, который всегда мог снабдить нужной сумой денег любого человека в городе. Казалось, что он предлагал выгодные условия, но в итоге людям приходилось платить «непомерные проценты» . Однако самым странным было то, что все, кто брал у него в займы, «оканчивали жизнь несчастным случаем» – молодой вельможа сошел с ума, а благородный князь чуть не убил собственную жену и покончил жизнь самоубийством.

Как-то отцу художника Б. заказали изобразить «духа тьмы» . Мужчина считал, что идеальным прототипом стал бы ростовщик, и вскоре тот сам пришел к художнику с просьбой нарисовать его портрет. Однако чем дольше мужчина рисовал, тем большее отвращение у него вызывала работа. Когда художник сказал о своем намерении отказаться от заказа, ростовщик бросился к нему в ноги и начал умолять закончить портрет, так как только от этого зависит, останется ли он в мире. В испуге мужчина убежал домой.

Утром служанка ростовщика принесла художнику недописанный портрет, а вечером он узнал, что ростовщик скончался. С тех пор характер мужчины изменился, он начал завидовать молодым художникам. Как-то, соревнуясь с собственным учеником, художник нарисовал картину, на которой «всем почти фигурам придал глаза ростовщика» . В ужасе мужчина хотел сжечь злополучный портрет, но его у него забрал приятель. Сразу после этого жизнь художника наладилась. Вскоре он узнал, что и приятелю портрет не принес счастья и тот отдал его племяннику, который, в свою очередь продал полотно какому-то собирателю картин.

Художник понял, какую страшную вещь совершил, когда у него умерли жена, дочь и сын. Отдав старшего сына в Академию Художеств, мужчина уходит в монастырь. Много лет он не писал картин, отмаливая свой грех, но в итоге его уговаривают написать Рождество Иисуса. Увидев готовую картину, монахи были поражены мастерством художника и решили, что его кистью водила «святая высшая сила» .

После окончания академии художник Б. навещает отца. Тот благословляет и наставляет сына, говоря, что, что художник-создатель должен во всем уметь находить внутреннюю «мысль» . Прощаясь, отец просит найти портрет ростовщика и уничтожить его.

Когда художник Б. заканчивает свой рассказ оказывается, что картина пропала. Видимо, ее кто-то украл.

Заключение

В повести «Портрет» Н. В. Гоголь на примере судеб двух художников описал два противоположных подхода к задачам искусства: потребительский и созидательный. Автор показал, насколько губительным для художника может стать отказ от своего дара ради денег и непонимание того, что «талант есть драгоценнейший дар бога».

Пересказ «Портрета» Гоголя будет интересен школьникам, студентам и всем, кто интересуется классической русской литературой.

Тест по повести

После прочтения попробуйте пройти тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 2026.

Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» входит в цикл «Петербургские повести» и, как многие из них, наполнена отголосками мистики, будоражит и оставляет послевкусие неразрешенности и загадочности. Автор осознанно оставляет финал открытым, позволяя читателю предугадать дальнейшее развитие событий, ведь сюжет не завершен. И эта недосказанность вселяет еще больший трепет. Очень краткое содержание для читательского дневника поможет читателям запомнить основные события из этой истории, а ее от «Литерагуру» упростит понимание ее замысла.

(579 слов) Сюжет завязывается у лавочки на Щукином дворе, где продавались картины. Туда приходит художник Чартков (22 года), и взгляд его оказывается прикованным к портрету некого старика в азиатском одеянии. Глаза изображенного на холсте человека насквозь сверлили каждого, кто смотрел на него. Герой покупает портрет за последний имевшийся у него двугривенный. Принеся приобретение в свою скромную обитель, художник потерял покой. Каждую минуту ему казалось, будто старик с полотна наблюдает за ним. Глаза на картине вселяли ужас в обладателя холста. Чартков поспешил лечь в постель, стоявшую за ширмой, но через ее щели по-прежнему чувствовал на себя сверлящий взор. Художника мучает череда кошмаров, которые он принимает за реальность. Во снах старик вылезает из рамы, присаживается на край кровати Чарткова. Он достал из мешка свертки с деньгами и пересчитывал их. Один из свертков выпал из его рук. Художник быстро подхватил его и крепко зажал в руке. На этом свертке он прочел надпись «1000 червонцев». После тяжелого пробуждения Чартков принимает у себя в комнате хозяина вместе с квартальным. Художник не имеет возможности расплатиться за жилье, и квартальный предлагает ему в счет долга отдать свои работы. Заметив на стене портрет старика, тот неосторожно хватает его за раму, из которой на пол падает тот самый сверток «1000 червонцев». Чартков успевает поднять его и обещает хозяину скорую оплату комнаты.

Герой переезжает в новую квартиру на Невском проспекте, закупается красками и холстами, одевается щеголем. Чартков дает объявление в газету о том, что принимает заказы как портретист, и вскоре встречает первых посетительниц своей мастерской. Светская дама, решившая заказать портрет дочери, недовольна стремлением художника запечатлеть на картине малейшие замеченные им детали внешности юной барышни. Чартков вынужден исполнить все прихоти заказчицы.

Постепенно он входит в высший свет Петербурга, у него появляется много новых заказов, он обогащается. Но вместе с тем талант художника уходит, так как он лишь удовлетворяет притязания богатых господ, не имея возможности вложить душу в произведения. Чартков становится все более заносчивым. Ситуация достигает своего апогея, когда по приглашению он приходит посмотреть на работу одного из своих прежних товарищей, видит совершенство и осознает свою посредственность. Злоба и зависть поглощают Чарткова до такой степени, что он задается целью скупить на аукционах все величайшие произведения искусства и уничтожить их. Чартков заболевает чахоткой и умирает, вспоминая жуткие глаза того старика на купленной им картине.

Этот портрет фигурирует и во второй главе повести Гоголя. Он был выставлен на одном аукционе в Петербурге. По-прежнему глаза на картине не отпускали взор ни одного из взглянувших. Неожиданно появляется некий молодой художник и рассказывает историю создания картины, которую тот узнал от отца. В одном из районов Петербурга жил ростовщик, обладавший необычной демонической внешностью и уникальной способностью заставлять людей закладывать ему свое имущество под огромные проценты. Судьба тех, кто получал деньги из рук азиата, всегда была трагична. Предчувствуя приближающуюся смерть, ростовщик обратился к отцу этого художника с просьбой написать его портрет. Чем дольше работал мастер над портретом старика, чем выразительнее и живее выходили его глаза на полотне, тем большая тревога одолевала самого художника, и возрастало отвращение к выполняемой работе. Ростовщик умолял закончить портрет, но получил его в незавершенном виде, а на следующий же день умер. Служанка вернула портрет его создателю, но тот стал замечать деструктивные перемены в себе, зависть к ученику и даже хотел сжечь картину, но предпочел все же ее отдать. И все те, кто в дальнейшем владел этим холстом, коверкали свои судьбы. Поэтому этот молодой художник, поклявшийся отцу, удалившемуся в монастырь, любым способом уничтожить портрет, прибыл на аукцион. Однако пока он рассказывал, портрет исчез. Все ахнули, так и не поняв до конца, был ли он на самом деле.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Повесть "Портрет" Гоголя (2 часть), краткое содержание которой приведено в этой статье, входит в цикл "Петербургские повести". Она была написана в 1833-1843 годах. Впервые увидела свет в книге "Арабески", которая была издана в 1835 году. Со временем автор переработал текст, сегодняшний вариант произведения известен с 1842 года.

Повесть "Портрет"

Повесть "Портрет" Гоголя (2 часть), краткое содержание которой вы сейчас читаете, состоит из двух частей. Прежде чем перейти ко второй, нужно хотя бы кратко ознакомиться с тем, что было в первой.

Произведение начинается с описания жизни бедного художника по фамилии Чартков. В самом начале повести "Портрет" Гоголя (краткое содержание по частям дает представление о сюжете) главный герой приобретает изображение неизвестного ему старого азиата. При этом картина эта оказывается незаконченной. Автор старательно выписал только глаза, которые смотрят будто живые. Все остальное изображено максимально схематично.

Из повести "Портрет", краткое содержание, пересказ которой вы найдете в этой статье, становится ясно, что на эту картину Чартков потратил свои последние деньги. Она его настолько заворожила, что он не смог оторваться. Вместе с ней он возвращается в свою нищую квартирку, узнает, что, пока его не было, снова приходил хозяин, требуя внести деньги за жилье.

Чарткова тяготит бедность. Он уверен, что жизнь с ним обходится несправедливо, потому что, несмотря на талант, он не может выбраться из нищеты. Спать он ложится расстроенным и голодным.

Портрет в ночи

Таинственные и даже мистические события в повести "Портрет" Гоголя, краткое содержание по частям которой вы сейчас читаете, начинают происходить в первую же ночь. Картина висит на стене, и когда на нее падает лунный свет, глаза начинают смотреть пугающе и пронзительно. Неожиданно старик на холсте начинает шевелиться, упирается в раму и выпрыгивает к кровати Чарткова.

Из складок своего одеяния он достает деньги, на каждой из бумажек надпись "1000 червонных". В повести "Портрет" Гоголя, краткое содержание по частям которой приведено в этой статье, художник с жадностью и вожделением смотрит на них. Старик же пересчитывает и складывает их в мешок, в последний момент одна бумажка выпадает и откатывается в сторону. Чартков незаметно ее хватает... И в этот же миг просыпается. При этом у него остается стойкое ощущение, что это был не сон, а все происходило наяву.

Как добыть денег?

Этот вопрос мучает художника постоянно, а в это утро особенно. Он мечтает, как бы стать обладателем хотя бы малой части тех денег, которые он видел у старика. К тому же опять является хозяин квартиры, да еще и с квартальным, требуя денег за проживание.

Пока Чартков общается с владельцем, квартальный берет в руке портрет азиата и неаккуратно надавливает на раму. В этот момент оттуда выпадает сверток. В нем лежит тысяча червонцев. В повести Гоголя "Портрет", краткое содержание которой вы сейчас читаете, описывается, что счастью Чарткова нет предела. Он расплачивается с долгами, снимает новое жилье, дает объявление о своем живописном таланте.

Вскоре у него появляются богатые заказчики, жизнь налаживается. Он пишет каждый портрет старательно, вкладывая в него душу. Но со временем заказов становится так много, что он начинает халтурить. К тому же на это практически никто не обращает внимания. Публика его боготворит, хоть отдельные критики и подмечают, что в работах художника стало меньше таланта.

Все изменяется, когда он видит полотно своего старого знакомого. В повести Гоголя "Портрет", краткое содержание которой вы можете найти в этой статье, описывается, насколько поражен Чартков. Этот художник несколько лет прожил в бедности и забвении, но упорным трудом сумел достичь истинного совершенства. Главный герой понимает, что такого уровня уже никогда не сможет достичь и начинает завидовать по-черному. Те годы, которые он потратил на зарабатывание денег, убили в нем искру таланта.

Отныне он завидует всем талантливым живописцам. Из повести "Портрет" Н. В. Гоголя, краткое содержание которой вы сейчас читаете, мы узнаем о его странном занятии. Он скупает все достойные картины, что только может найти, и режет дома полотна на куски. Вскоре он сходит с ума, умирает в страшных муках.

Часть вторая

В повести "Портрет" Гоголя (2 часть), краткое содержание которой вы сейчас читаете, в дальнейшем рассказывается, что этот же портрет из дома Чарткова вскоре оказался выставлен на аукцион. Удивительные глаза старика привлекли покупателей, цены быстро выросла. В самый разгар торгов появился молодой человек, который рассказал всем историю этой картины.

Оказалось, что его отец жил под Петербургом. По соседству обосновался азиат-ростовщик. Высокий, страшный и с тяжелым взглядом. Он построил громадный дом и стал выдавать ссуды всем желающим под большие проценты. Причем деньги, которые брали у него в долг, вскоре приносили несчастья. Щедрые становились скупыми, добрые - завистливыми, в семьях начинались ссоры и скандалы, доходило даже до убийств.

Отец этого художника писал картины на религиозные темы. Однажды он решил изобразить дьявола, ему показалось, что лучше всего будет взять за образец этого ростовщика. Удивительно, но вскоре азиат сам появился на пороге его дома и попросил написать его портрет.

Ростовщик начал ему позировать. Отец писал картину, вложив в нее весь свой талант, но успел при этом написать только глаза его заказчика. После этого он не смог продолжать работать, ему постоянно казалось, что глаза ожили и пристально смотрят на него. Тогда художник объявил, что отказывается от заказа и денег ему не нужно. Ростовщик умолял закончить работу, но тот был непреклонен. На следующий день азиат умер, завещав работу мастеру.

Судьба портрета

Из повести "Портрет" Гоголя (2 часть), краткое содержание которой приведено в этой статье, мы узнаем, что художник повесил картину у себя в доме. Вскоре он почувствовал на себе демоническое влияние этих глаз. Он начал завидовать своему ученику, а выражение глаз святых для икон стали приобретать дьявольское выражение. Заподозрив, что во всем виноват портрет азиата, он хотел его уничтожить, но один из друзей выпросил картину себе.

Как только портрет унесли, отец стал успокаиваться, а гнетущую силу картину стал ощущать на себе ее новый хозяин. Отныне нарисованное лицо ростовщика приносило беды всем его владельцам.

Перед смертью автор этой картины завещал своему сыну, который тоже стал художником, знание того, что в творчестве всегда содержится некая дьявольская сила, ее надо избегать любыми способами. Оказавшись под влиянием этой силы, он тогда и написал глаза ростовщика. Он завещал сыну найти портрет и уничтожить его. Эта история так всех поразила, что, когда все снова посмотрели на сцену, портрета уже не было. Либо его кто-то украл, либо он исчез таинственным образом.

Создание повести

К написанию этого произведения Гоголя подтолкнула "Пиковая дама" Пушкина, которую все обсуждали в 1834 году. Современники невысоко оценили работу. После провала "Ревизора" автор уехал в Италию, где переработал произведение.

Он изменил многие диалоги, имена персонажей. Главного героя теперь звали Чартков, а не Чертков. Поменялся и финал. Если раньше с картины исчезала фигура ростовщика, то теперь пропал сам портрет.

Композиция произведения

Повесть состоит из двух частей. В каждой из них главным героем является художник. Писатель демонстрирует судьбу двух талантливых живописцев, которые попадают под тлетворное влияние дьявольских глаз ростовщика.

Каждый из мастеров поддается искушению, в основе которого лежит зависть к более талантливым коллегам по цеху.

Характеристика героев

Говоря о персонажах, стоит отметить, что молодой живописец Чартков в начале своей карьеру стремится следовать правде жизни. Он пытается не просто рисовать, а переносить на полотно душу человека. Но когда заказов становится много, он постепенно превращается в обычного ремесленника, который заботится только о количестве, а не о качестве.

Как только он становится богат, он начинает свысока смотреть на молодых и начинающих живописцев. Его приглашают преподавать в Академии художеств, но как только он видит действительно талантливую работу, понимает, что загубил свой талант.

Отец художника из второй части поддается искушению иного рода. В образе ростовщика его привлекает возможность создать портрет нечистой силы. Он воспринимает это как вызов, брошенный его таланту. При этом чувствует, что поступает неверно, но профессиональный интерес берет верх.

Анализ повести "Портрет"

Краткое содержание, анализ повести "Портрет" Гоголя были приведены выше. В ней противопоставляется судьба двух талантливых художников.

Стоит отметить, что и сам автор в период работы над этим произведением находился на творческом распутье. От раннего романтизма он все больше склонялся к реализму, но при этом еще не до конца осмыслил для себя переход к этому новому направлению.

В этой повести Гоголь пытается ответить на вопрос, способно ли искусство досконально изображать действительность жизни. Нужно ли это? Или задача творчества - рисовать действительность исключительно художественными средствами? Ведь во второй части повести именно попытка излишне сблизиться с реальностью привела к тому, что глаза ростовщика стали олицетворением зла, которое прорвалось в этот мир.

В повести "Портрет" Н. В. Гоголя, анализ и краткое содержание которой вы прочли, писатель утверждает, что автор обязан нести ответственность за свое творение.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры