Криволап картины. «Искусство сейчас на втором месте после наркобизнеса по финансовой составляющей», — Анатолий Криволап

Главная / Развод

Художник должен быть бедным, голодным и вести разгульный образ жизни - всё это не о живописце Анатолии Криволапе . «Просто бывают художники по жизни. У них есть поза, привлекающая внимание одежда, особое выражение лица. Ты смотришь и видишь: это художник, но они - артисты больше, чем художники. И это тоже классно, среди них могут быть хорошие мастера, но это другой стиль», - размышляет один из самых востребованных и самый дорогой отечественный современный живописец.

Стиль самого Криволапа - джинсовые шорты и рубаха, так он встречает гостей в своём доме в селе Засупоевка, недалеко от Яготина. Там 66-летний художник живёт и работает уже много лет, в Киев выбирается не так уж и часто и только по особым поводам.

Поиски гармонии
«Как проходят мои будни? По-будничному», - шутит Криволап. Его день начинается в девять утра, после чая или кофе - несколько часов работы. «Если нет настроения идти в мастерскую, тогда сажусь в машину и катаюсь по окрестностям, наблюдаю», - рассказывает живописец. Он испытывает слабость к спортивным авто, но на сельских дорогах предпочитает массивный джип. Иногда машину заменяет велосипед и заплыв в озере Супой, на берегу которого стоит дом Криволапа. Затем - полноценный рабочий день, художник может простоять за холстом и восемь часов подряд. Вечером - отдых в гамаке, тут Криволап наблюдает за закатом солнца, за тем, как меняют цвет облака, за восходом луны. Потом всё увиденное переносит на полотно.

«Когда начинаешь картину, она тянет, как магнит. Поработал, потом часок отдохнул, поплавал - и снова в мастерскую, посмотрел, подправил. И так всё время, пока не доведёшь её до ума», - объясняет свой творческий метод Криволап. Иногда картина получается ещё на стадии наброска, причём выходит даже лучше, чем было задумано. А иногда возвращаться к полотну приходится годами. «Если говорить конкретно, то от двух часов до тринадцати лет, - уточняет художник. - Это ведь работа с условными цветами, которые должны передавать и освещение, и пространство, и моё личное состояние».

Обязательный пункт в расписании рабочего дня художника - вечерняя проверка проделанного за день. «Когда темнеет, я включаю свет и смотрю. Если мне не нравится, как выглядит картина при искусственном освещении, я её переделываю. Утром снова смотрю, что получилось. При дневном и искусственном освещении цвета воспринимаются по-разному, но гармония должна сохраняться всегда. Ведь и все музеи работают с искусственным освещением, и мы дома большую часть времени проводим при нём», - объясняет Криволап. Если гармонию не сохранять, картина будет выглядеть тёмной, а цвета не будут передавать то настроение, или «состояние», как его называет художник, которое в произведение закладывал автор.

Ни тогда, когда Криволап писал абстракции, ни до этого, ни после отзывами на свою работу, позитивными или негативными, художник не интересовался. «Как только я определился с собственным стилем, меня постоянно кто-то не воспринимал, - говорит он. - Недавно на выставке ко мне подошёл Святослав Вакарчук, сказал: «Очень хочу вашу работу, нравится, но не могу, она меня истощает, забирает силы». И это нормально, восприятие всегда личное».

Со своим фирменным стилем - экспрессивными пейзажами, написанными яркими красками на масштабных полотнах, - Криволап определился в начале 1990-х. До этого он успел поэкспериментировать с разными направлениями, среди его работ есть и классические натюрморты, и портреты ню, затем полтора десятка лет художник писал абстрактные картины. «И когда я почувствовал, что рука работает, а внутри всё стоит, понял, что делаю формальные вещи, стало не по себе», - вспоминает художник. За десятки лет художественной карьеры у Криволапа было несколько серьёзных творческих кризисов, тогда он бросал всё и в одиночестве переосмысливал свою работу. Чтобы переждать последний кризис, Криволап купил дачу. «Сначала присматривался, потом стал писать этюды, - рассказывает художник. - Пейзажи я писал всегда, но раньше они у меня были разминкой перед абстракцией. А тут я увидел, как восходит луна, заметил, какого она цвета, как меняется природа, её состояние. Этого никогда не почувствуешь в городе». Увлечение пейзажами у Криволапа продолжается до сих пор. Сейчас он размышляет над тем, как перенести на полотно радугу, и планирует писать больше осенних ландшафтов, ему интересен их сложный цвет и минимализм.

Мировой рынок искусства все больше интересуется украинскими художниками. Их картины еще не попадают в список самых дорогих, но потенциал большой, говорят эксперты. Ми предлагаем вам ознакомиться с самыми дорогими работами современных украинских художников.

Художник: Анатолий Криволап
Картина: “Конь. Вечер”
Стоимость: $186,200

Работа украинского художника в 2013 году ушла с молотка торгов Phillips. Стартовая цена на полотно “Конь. Вечер “составляла 76 тыс. долларов. По результатам торгов стала второй самой дорогой среди проданных, после работы американца Кита Харинга. Полотна Анатолия Криволапа узнаваемые благодаря монохромности и ярким цветам. “Совершенствуя годами острое чувство цвета, художник стал известен благодаря своим последним ностальгическими мыслями о “Житнице Европы “, – сказано в каталоге аукциона Phillips. Полотно было написано в селе Засупоевка. По словам художника, особенно сложно было подобрать оттенки. Хотя когда Криволап рассказывал, что овладел более 50 оттенками красного, этот вызов был особенным. Конь должен был не слишком выделяться на фоне и при этом не слиться с ним. К продаже на аукционе картина находилась в частной коллекции в Европе, а также выставлялась в “Мистецькому арсеналі” в 2012 году. Картина является частью открытой серии работ, начатой в 2005 году. Она насчитывает еще 14 полотен.


Художник: Василий Цаголов
Картина: “Кого боится Херст”
Стоимость: $100,000

Василий Цаголов – киевский художник, хорошо известный за рубежом. Он активно реагирует на многие тенденции в обществе и искусстве. Не обошл он вниманием и Херста, как одного из самых известных, коммерчески успешных художников мира. Основная тематика творчества Херста – смерть, заявка на ее философско-религиозное осмысление. Цаголов тонко, иронично обыгрывает этот момент в картине “Кого боится Херст”. В 2009 году в PinchukArtCentrtе проходила выставка Дэмиена Херста. Одновременно с ней Василий Цаголов в киевской галерее “Коллекция” выставил эту свою картину. На полотне ковбой с пистолетами в обеих руках, идет вперед, стреляя направо и налево, оставляя после себя кладбищенские кресты. Образ ганстера, что занимает все пространство картины, написанный с нижнего ракурса, настолько довлеет над зрителем, что воспринимается как аллегория коммерческого искусства, навязывает нам свои вкусы, образ мышления и стиль жизни. Работу приобрел украинский коллекционер.


Художник Александр Ройтбурд
Картина: “Прощай, Караваджо”
Стоимость: $97,179

Одессит Александр Ройтбурд один из основателей украинского постмодернизма. Его работы экспонируются в нью-йоркском Музее современного искусства. “Прощай, Караваджо” была продана в 2009 году. Картина была написана под впечатлением похищения из одесского Музея западного и восточного искусства знаменитого полотна Караваджо “Поцелуй Иуды, или Взятие Христа под стражу”. Полотно стало началом серии монументальных работ “Ройтбурд vs Караваждо”. Одноименная выставка проходила в апреле-мае 2010 года в киевской галерее “Коллекция”. По мнению художника, подобная игра с шедеврами классики помогает раскрыть в них новое значение.


Художник Илья Чичкан
Картина: “Оно”
Стоимость: $79 500

Представитель Новой волны в украинском искусстве Илья Чичкан известный во всем мире. Наиболее узнаваемые его работы связаны с представлением известных персон в образе обезьян. Летом 2008 года картина Ильи Чичкана “Оно” была продана в Лондоне. Продажа состоялась на торгах Phillips de Pury – третьего по важности после Christie’s и Sotheby’s аукционного дома. Это был вторичный продажа: картину на аукцион выставил коллекционер, а не сам художник. “Я ничего из этого не получил”, – говорил Чичкан. На самом деле получил – репутацию. Если картину выставляет коллекционер и она продается, значит, в ее автора есть коммерческий потенциал.


Художник Олег Тистол
Картина: “Раскраска”
Стоимость: $53,900

Творчество художника Олега Тистола относят к необарокко. Его картина “Раскраска” ушла с молотка аукциона Phillips в 2012 году. Покупатель пожелал остаться неизвестным. Картина была создана на мероприятии Украинская неделя моды. Во время дефиле модельера Анастасии Ивановой гости на холсте рисовали цветными маркерами.

Украинский живописец Анатолий Криволап совсем недавно в третий раз подтвердил звание самого дорогого художника Украины. Его картина «Конь. Вечер» была продана на торгах Phillips за 186,2 тысячи долларов, учитывая, что перед этим эксперты оценили произведение в 70-100 тысяч.

До этого еще две картины - «Конь. Ночь» и «Степь» были проданы в 2011 году за 124,3 тысячи долларов и 98,5 тысячи долларов соответственно.

Анатолий Криволап по праву считается классиком украинского искусства. Сегодня его работы можно увидеть на недавно открывшейся выставке украинского искусства «Перегони з часом: Мистецтво 1960-х - початку 2000-х років» в Национальном художественном музее в Киеве. Художник живет и творит за пределами Киева, в небольшом селе Засупоевка и редко дает интервью, но сделал исключение для Buro 24/7.

Степь

Расскажите историю создания вашей последней картины "Конь. Вечер", которую купили на аукционе Phillips.

Возле моего дома расположен небольшой парк, в котором с противоположной стороны пасутся две лошади. Одна из них - оранжевого оттенка. Во время заката последние пурпурные лучи своим светом поглощают цвета, а конь, растворяясь в этом сиянии, кажется нереальным. Разве можно пройти мимо, не заметив такое?

Конь. Ночь

Каким образом могут сосуществовать коммерциализация искусства и чистое творчество художника?

Исходя из моего опыта, я знаю, что цель «чистого творчества» именно коммерция, причем самая дорогая. Эти понятия по сути неразрывны, просто у одних получается их совмещать, а у других - нет. Я согласен с выражением «если работа продается дешево - это коммерция, а если дорого - то искусство». Ироничность данной фразы, наверное, близка к реальности.

Считаете ли Вы, что искусство в Украине начинает медленными темпами возрождаться?

Это сложный вопрос. С одной стороны, современное искусство набирает обороты, с другой - мы теряем то, что всегда было нашим сильным аспектом - хорошую академичную школу. И это не может не волновать, поскольку не ясно, в каком направлении будет двигаться украинское искусство дальше.

Конь. Вечер

Есть ли будущее у молодых художников в Украине? Что бы вы могли им посоветовать?

Новые "кадры", которые появляются рано или поздно, идут своим путем, и, исходя из того, что искусство всегда существовало параллельно с человечеством, молодое украинское поколение имеет будущее как часть мировой культуры. Что можно посоветовать студентам университетов искусств? Перед ними стоят конкретные задания: опыт педагогов, конечно, помогает стать профессионалом, но как художник каждый формирует себя сам. В этой связи хочу вспомнить слова Стива Джобса: «Необходимо прислушиваться к интуиции и жить собственным умом».

За бокалом шардоне самый модный и дорогой украинский художник рассказывает о том, как формируются цены на его живопись и на что он не жалеет денег

Со второго этажа киевского ресторана Монако открывается превосходный вид на Подол с главными его достопримечательностями: урочище Гончары-Кожемяки, Андреевская церковь, прямо перед окнами — Пейзажная аллея.

Ради этой панорамы в Монако часто заглядывает Анатолий Криволап, самый успешный художник Украины. Стоимость его картин бьет национальные рекорды: в среднем полотна продаются по $70 тыс. Статус “самого дорогого” превратил работы Криволапа в обязательный предмет декора приемных, кабинетов и гостиных многих успешных соотечественников, а его имя — в бренд.

Именно в Монако главная звезда современного украинского изобразительного искусства решает пообедать с НВ. Однако Криволап зря предвкушал удовольствие любоваться за трапезой видом: НВ по незнанию забронировало столик на первом этаже ресторана, где царит полумрак и окна плотно зашторены.

Пять вопросов Анатолию Криволапу:

— Ваше самое большое достижение?
— Мне удалось 20 лет поиска себя пройти без истерики, которая часто переходит в алкоголь, наркотики. Это была интересная работа, но психологически было очень тяжело, и я не сорвался. Я себя не сжег, не озлобился. Я просто выдержал. Перенес достойно, по‑мужски.

— Ваш самый большой провал?
— Я бы не хотел, чтобы он был впереди.

— На чем передвигаетесь по городу?
— Porsche Cayenne 2015 года.

— Последняя прочитанная книга, которая произвела впечатление?
— Еврей — это профессия Валерия Примоста.

— Кому бы вы не подали руки?
— Предателю во всех его проявлениях.

— Это не уют, а убогость,— раздосадован Криволап, усаживаясь за столик. Сохраняя внешнюю обходительность, знаменитость своего недовольства не скрывает, замечая, что вид для него — самое важное, он никогда бы не “cел у стенки”.

Низкие цены унижают. Не только художника, но и коллекционера

Конфликтную тему сменяет появление на столе меню. Криволап сразу предупреждает, что, вопреки редакционной политике (НВ угощает тех, с кем обедает во время интервью), платить будет он: “Это мое правило”.

Мне остается только подчиниться.

— Давайте я возьму по традиции фуа-гра,— через несколько минут определяется художник и признается, что это его любимое блюдо, которое он перепробовал во многих ресторанах Украины. По его мнению, лучшее фуа-гра подают в Ужгороде, в ресторане отеля Old Continent. “Оно там с ежевичным соусом,— говорит Криволап.— Фантастика”. И тут же уточняет: для Украины. Однажды он заказал этот символ гастрономического шика в одном из старинных мишленовских ресторанов Эльзаса, и с тех пор все, что называют фуа-гра в Украине, художнику напоминает “свиные шкварки”.

Впрочем, в Монако фуа-гра не оказалось.

— Тогда давайте вот эту штуку,— обращается Криволап к официанту, ткнув в меню на запеченные баклажаны с моцареллой.

— Может, вам к ним еще и филе телятины? — предлагает официант.

— Дело в том, что я не обедаю, как правило. Ем только утром и вечером,— будто оправдывается Криволап.— Вот вечером я бы вам показал класс.

Впрочем, от телятины не отказывается и, не глядя в меню, заказывает вино — два бокала шардоне, как потом оказалось, по 500 грн каждый.

Сегодня Криволап живет на широкую ногу. С 2010 по 2015 год с отечественных и международных аукционов ушли 18 его полотен на общую сумму почти в $800 тыс.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры