Кто может участвовать в мажоритарной системе. Мажоритарная избирательная система

Главная / Развод

Под избирательной системой обычно понимают порядок определения результатов выборов, позволяющий выявить, кто из баллотирующихся кандидатов избран в качестве депутата или на конкретную выборную должность. При этом в зависимости от способа подсчета голосов результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными.

Порядок распределения депутатских мандатов между кандидатами по результатам голосования определяет вид избирательной системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства: избранными считаются такие кандидату, которые получили установленное большинство

При данной системе территория всей страны делится на примерно равные по числу избирателей округа, от которых избираются депутаты.

В зависимости от минимального количества голосов избирателей, необходимого для избрания кандидата, выделя ют следующие разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства.

Несомненными достоинствами мажоритарной системы называют простоту, возможность участия избирателей в процедуре выдвижения кандидатов, поименное перечисление всех претендентов.

К тому же считается, что эта система более универсальна, так как дает возможность учитывать и партийные интересы (избирательные объединения и избирательные блоки могут выдвигать своих кандидатов по всем избирательным округам), и интересы избирателей, не входящих в общественные организации.

Вместе с тем ей присущи и недостатки: опасность искажения соотношения политических сил в парламенте по сравнению с действительно существующим в обществе; невозможность точного учета реального влияния организаций, предвыборных союзов, партий.

В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип пропорционального представительства политических объединений, участвующих в выборах. В отличие от мажоритарной системы при пропорциональной системе избиратель голосует за политическую партию (избирательное объединение), а не за конкретное лицо. Положительными чертами этой системы является то, что она способствует адекватному отражению парламентом реального соотношения политических сил в обществе, укрепляет политический плюрализм и стимулирует многопартийность. К недостаткам можно отнести отстраненность большинства избирателей от процедуры выдвижения кандидатов и как результат отсутствие прямой связи между конкретным кандидатом и избирателями.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны и по возможности исключить недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной. Например, в 1993 г. Италия перешла от пропорциональной системы к смешанной.

Общим для всех разновидностей избирательных систем является то, что они могут применяться как при любой явке избирателей на выборах, так и при установленном обязательном проценте явки (25, 50%). В этих случаях выборы признаются состоявшимися.

Самой распространенной за рубежом является мажоритарная система относительного большинства, при которой побеждает тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников. Данная система результативна и исключает второй тур выборов, так как не требует от претендента для его победы набрать установленный минимум голосов.

Однако если кандидатов много, то голоса избирателей распределяются между ними, что ис- кажает истинную волю электората. При этом голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадают, и, если кандидатов более 20, может оказаться избранным тот, за кого подано менее 10% ГОЛОСОВ.

При данной системе в англосаксонских странах не устанавливается порог явки избирателей, считается, что не пришедшие на выборы избиратели согласны с мнением большинства.

Недостатком данной системы является и то, что не учитывается мнение тех избирателей, которые проголосовали против победившего кандидата. Ведь зачастую бывает так, что в совокупности сумма голосов, поданных за других кандидатов, больше, чем сумма голосов, поданных за победившего кандидата. Например, за кандидата А проголосовало 40 тыс. избирателей, за кандидата Б - 30 тыс., за кандидата С - 20 тыс. Таким образом, хотя против кандидата А в сумме проголосовало 50 тыс. избирателей, он победит на выборах, набрав голосов больше относительно каждого из своих соперников.

При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства побеждает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов - 50% + 1 голос. Здесь имеет значение, как определяется большинство голосов: 1) от общего числа зарегистрированных избирателей; 2) от числа проголосовавших избирателей; 3) от поданных действительных голосов. Зарубежное законодательство может предусматривать все эти случаи.

В отличие от мажоритарной системы относительного большинства система абсолютного большинства предполагает возможность двухтурового избирательного процесса. Если никто из кандидатов не набирает в первом туре абсолютного большинства голосов, проводится второй. Самым распространенным является повторное голосование, которое проводится по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов (как правило, по такой схеме проходят выборы президента, например, в Польше). В некоторых странах во втором туре принимают участие все кандидаты, получившие установленный законом процент голосов (при выборах депутатов Парламента, например, Франции это 12,5%).

Особенностью данной избирательной системы является требование обязательного кворума, без которого выборы признаются несостоявшимися. Как правило, обязательный процент явки составляет 50% (выборы президента), реже - 25% или иное количество голосов. Положительной чертой этой разновидности мажоритарной системы по сравнению с мажоритарной системой относительного большинства является то, что побеждает кандидат, поддер- жайный реальным (представительным) большинством избирателей.

Отрицательной чертой этой системы является то, что чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов, что в итоге приводит к нерезультативности выборов.

Специфической, редко встречающейся разновидностью мажоритарной избирательной системы является система квалифицированного большинства, при которой побеждает тот кандидат, который получил квалифицированное большинство голосов. Такая система применяется в основном при избрании глав государств и иных должностных лиц. Например, Президент Азербайджана в 1995-2002 гг. для избрания должен был получить две трети голосов избирателей, участвовавших в голосовании. Затем это правило было отменено как нецелесообразное.

С одной стороны, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система включает в себя два основных элемента:

  • теоретический (избирательное право);
  • практический (избирательный процесс).

Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

  • назначение выборов;
  • организация избирательных округов, районов, участков;
  • формирование избирательных комиссий;
  • регистрация избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
  • предвыборная борьба; о проведение голосования;
  • подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов.

Особенности избирательной системы Российской Федерации

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Для того чтобы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Виды избирательных систем

Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, который зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.

По этому признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

  • мажоритарную;
  • пропорциональную;
  • смешанную.

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп , активизировать участие граждан в выборах и в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная , при которой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

Смешанная избирательная система

В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некоторые организации ( , партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов . Она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.

Мажоритарная избирательная система - это такая система выборов, когда избранными считаются те, кто получил большинство в своем избирательном округе. Такие выборы проводятся в коллегиальные органы, например, в парламент.

Разновидности определения победителей

На данный момент существует три разновидности мажоритарной системы:

  • Абсолютная;
  • Относительная;
  • Квалифицированное большинство.

При абсолютном большинстве побеждает тот кандидат, который набрал 50% + 1 голос избирателя. Бывает так, что при выборах ни у одного из кандидатов такого большинства нет. В этом случае устраивается второй тур. В нем обычно участвуют два кандидата, которые набрали больше голосов в первом туре, чем другие кандидаты. Такая система активно используется на выборах депутатов во Франции. Также такую систему применяют на президентских выборах, где будущего президента выбирают всенародно, например, Россия, Финляндия, Чехия, Польша, Литва и др.

При выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату нет необходимости набирать более 50%голосов. Ему просто надо получить больше голосов, чем у других и он будет считаться победителем. Сейчас данная система действует в Японии, Великобритании и др.

При выборах, где победителей определяют по квалифицированному большинству, ему надо будет набрать заранее установленное большинство. Обычно оно составляет больше половины голосов, например, 3/4 или 2/3. В основном это применяется для решения конституционных вопросов.

Достоинства

  • Данная система достаточно универсальная и позволяет избирать не только отдельных представителей, но и коллективные, например, партии;
  • Важно отметить, что в основном выдвигаются конкурирующие между собой кандидаты и избиратель, когда делает свой выбор, то основывается на личных качества каждого, а не на партийной принадлежности;
  • При такой системе маленькие партии могут не только участвовать, но и реально побеждать.

Недостатки

  • Иногда кандидаты могут нарушать правила, чтобы выиграть, например, подкупить избирателей;
  • Бывает так, что избиратели, которые не хотят, чтобы их голос «не ушел впустую» отдают свой голос, не за того, кто им симпатизирует и нравится, а за наиболее понравившегося из двух лидеров;
  • Меньшинства, которые разбросаны по стране не могут добиться большинства в определенных кругах. Поэтому, чтобы как-то «протолкнуть» своего кандидата в парламент им необходимо более компактное проживание.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Практически для каждого представителя современного выбор руководителей различного уровня является нормой. Свою точку зрения каждый гражданин отражает в бюллетене и опускает его с избирательную урну. Именно такой принцип определения глав разного уровня формируется мажоритарной избирательной системой. Далее будет дана характеристика и перечислены принципы организации мажоритарной избирательной системы.

Вконтакте

Описание

Именно предпочтение большинства является древнейшим способом выбора лидера или направления деятельности. Перечислим особенности мажоритарной избирательной системы . При определении руководителей применяется принцип списков претендентов на представленную должность.

Важным условием становится право каждого заявить о собственных претензиях занять предложенное место . Адекватность претензий кандидата определяется всеобщим голосованием. Предпочтение отдается тому, кто получит наибольшее число сторонников. Права на соискании могут заявлять граждане определенного государства. Участвовать в мероприятии добровольно может каждое заинтересованное лицо. Речь идет только о гражданах конкретной страны.

Важно! Когда мажоритарные выборы проводятся в определенном регионе, к участию приглашаются исключительно жители данной местности.

Порядок выборов президента

Избирательная система Российской Федерации основывается на мажоритарных принципах . Избирается президент РФ на 6 лет. В выборах принимают участие все граждане страны. Для упрощения проведения анализа поданных голосов, выборы проводятся в конкретной местности. Выделяется специальное место, куда приглашаются граждане, официально зарегистрированные на данной территории. Условий для претендентов предлагается несколько:

  • возраст не менее 35 лет;
  • наличие российского гражданства, двойное подданство исключается;
  • если гражданин два срока подряд был главой страны, третий раз на выборы он выходить не имеет права, через срок такая возможность возвращается;
  • заявить о планах возглавить государство не получится из мест заключения или даже просто в случае наличия непогашенной судимости.

Определение участников голосования проводится по нескольким этапам. На первом из них о своей готовности возглавить страну имеет право заявить любой гражданин государства. Далее для продолжения участия претенденты подтверждают серьезность намерений представлением голосов поддерживающих сторонников.

В России намерение, в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2003 года №3-ФЗ, требуется подтверждать 300 000 подписей . Важно, что от одного региона РФ в этом списке не может быть более 7500 подписантов. Те, кто может представить такие подписи, получает статус кандидата и возможность выставлять свою кандидатуру. Далее претендент знакомит со своей программой население.

Дальше начинает работать избирательная комиссия. Она действует на каждом участке, чтобы собрать бюллетени, подсчитать полученные данные и передать их для централизованного сведения данных. Участники ИК предлагают каждому гражданину страны оставить свой голос за выбранного претендента в единый день голосования.

Побеждает тот претендент, который наберет максимальное число сторонников , передавших официальный бюллетень. Победитель возглавит страну на следующие 6 лет. Важно, что для победы в первом туре, требуется получить согласие не менее 50% и еще одного сторонника, пришедшего на место проведения голосования. В иной ситуации определяются промежуточные победители. Голосование проводится среди двух претендентов. Победит тот, у кого на этом шаге будет больше сторонников.

В число принципов входит возможность для каждого желающего попробовать свои силы в роли получателя бюллетеней сторонников и перспектива для каждого потенциального сторонника претендента заявить о собственном выборе.

Соответствие всех процедур действующему законодательству контролирует избирательная комиссия. В её состав входят лица, которым избиратели доверяют осуществление контроля.

Все процедуры обязательно являются полностью прозрачными. В качестве наблюдателя за ходом процедуры может выступить любой претендент, отвечающий требованиям и соответствующий определенному социальному статусу: являться гражданином государства, не имеющим судимостей и достигшим определенного возраста.

Выборы могут проводиться по принципу многомандатного или одномандатного типа округов.

Разновидности, «плюсы» и «минусы»

Существуют следующие виды:

  • выбор программы действий большим числом сторонников. Используют его Российская Федерация, Франция, Чехия, Польша, Литва, Украина;
  • принцип определения победителя по относительному большинству. К таким государствам относятся ИС Великобритании, Японии, и некоторых других стран. Предполагается наличие согласия большинства.
  • по принципу обязательного набора определенного большинства голосов на предварительном этапе, это может быть 1/3, 2/3 и другой показатель.

Недостатки мажоритарной системы:

  • возможная электоральная диспропорциональность;
  • проигравшие не принимают участие в распределении мест в парламенте;
  • «третьи» партии не попадают в число парламентских и правительственных коалиций;
  • возможное большинство в парламенте у выигравшей партии при отсутствии должного уровня поддержки в регионах;
  • при «нарезке» округов могут допускаться нарушения

При наличии определенных недостатков, есть позитивные признаки мажоритарной системы. В первую очередь, это выявление лучшего кандидата путем подсчета согласия большинства, что позволяет исключить спорные ситуации при определении результатов.

Позитивной особенностью становится равное право каждого желающего заявить о личностных претензиях. Вопрос решается простым большинством.

Внимание! Прозрачность каждой выборной процедуры обеспечивает то, что она является максимально простой и понятной.

Какие виды применяются в разных странах

Примером использования определения победителя простым выявлением большинства голосов, с учетом требования получить согласие 50% и официально еще одного соглашающегося, становятся Россия, Украина, Франция, Польша, Литва и некоторые другие государства.

В Германии, Дании и ряде других государств используется пропорциональный вариант избирательной системы. Он предполагает распределение мандатов в правительстве, в зависимости от того, сколько было набрано сторонников заявленного направления действий. Вне зависимости от победителя, партия кандидата, набравшего четверть процентного соотношения, получает ¼ мест в парламенте страны.

Определяется минимальный процентный порог. В ФРГ требуется набрать минимум 5%. В таком органе, как парламент Дании, получить места может даже партия, набравшая 2% бюллетеней.

По какой системе проходят выборы в Японии, Китае и еще 20 государствах : здесь действует смешанный тип, который дает возможность представить все заинтересованные стороны, часто придерживающиеся полярных политических взглядов. В этом случае используется сочетание выборов по мажоритарному и пропорциональному принципам.

Существуют и другие особые черты мажоритарной системы. Приведем примеры. Так, для получения объективных результатов прийти в определенное место осуществления процедуры передачи бюллетеня должно определенное число претендентов. Данный показатель неодинаков, в одних странах он составляет 50%, в других — 25% или иное число, которое требуется обязательно определить и сообщить предварительно.

Перечислим достоинства мажоритарной избирательной системы. Она является исторически сложившимся вариантом выбора победителя. Метод использовался еще в доисторический период. В современном обществе к подобному принципу голосования на официальном уровне государства начали приходить после . Первыми на современном витке развития общества система была опробована в 1889 года в Дании.

Только развитие общества дало возможность официально определить список претендентов, имеющих моральное и социальное право пробовать заявить о собственных претензиях стать лидером сообщества. В каждом государстве устанавливается возрастной ценз, отсутствие непогашенной судимости и ряд иных показателей и требований. Они помогают выявить достойного претендента.

Мажоритарная избирательная система – это система большинства. Это значит, что избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей.

Существует две разновидности мажоритарной системы:

  • мажоритарная система абсолютного большинства;
  • мажоритарная система относительного, или простого, большинства.

При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов изби­рателей (больше 50%, т.е. как минимум 50% + 1 голос).

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается кандидат, получивший голосов больше, чем каждый из его соперников в от­дельности.

Особенности мажоритарной избирательной системы:

1. Мажоритарная избирательная система применяется при выборах по одномандатным административно-территориальным округам. Первая характеристика (одномандатный избирательный округ) означает, что в таком округе должен быть избран только один депутат, хотя кандидатов в депутаты может быть сколько угодно. Вторая характеристика (административно-территориальный округ) означает, что избирательные округа формируются по одному-единственному, причем чисто формальному признаку – в них должно быть примерно равное число граждан, обладающих правом голоса. Никакие качественные критерии – тип поселения, этнический состав населения и т.п. – не учитываются. Административно-территориальные округа – это не географическая или административная данность. Они создаются только на период выборов и в таком количестве, которое соответствует числу депутатских мандатов в законодательном органе власти.

2. При мажоритарной системе выборы проводятся в два тура. В первом туре – по мажоритарной системе абсолютного большинства (для того, чтобы исключить возможность формирования неле­гитимного органа власти). Если первый тур не определил победителя, то во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов избирателей в первом туре. Во втором туре голосование проводится всегда по мажоритарной системе относительного большинства.

Недостатки мажоритарной системы.

Чтобы разобраться в недостатках мажоритарной избирательной системы, обратимся к следующему примеру. Допустим, проводятся выборы в трех одномандатных избирательных округах, в каждом из которых участие в голосовании приняли по 100 тысяч избирателей. Допустим также, что во всех трех округах за депутатские мандаты борются представители трех партий – А, В и С. Предположим, что голоса избирателей распределились следующим образом:

Казалось бы, справедливая, простая и, главное, понятная избирательная система. В действительности мажоритарная избирательная система обладает весьма существенными недостатками.

Эти недостатки становятся очевидными тогда, когда мы подсчитываем количество голосов избирателей, полученных представителями каждой партии во всех трех округах. Так, представители партии А получили в совокупности 110 голосов избирателей, за представителей партии В проголосовали в сумме 139 тыс. избирателей, а кандидатов от партии С поддержала в трех округах 51 тыс. избирателей.

Таким образом, первый недостаток мажоритарной избирательной системы заключается в возможном несоответствии между числом проголосовавших за партию избирателей и количеством полученных ею депутатских мандатов, а именно – при меньшем числе проголосовавших за партию избирателей она может получить большее количество депутатских мандатов (пример с партией А), и наоборот – при большем числе проголосовавших за партию избирателей она может получить меньшее количество депутатских мандатов (пример с партией В).

Второй недостаток мажоритарной избирательной системы состоит в том, что она невыгодна для мелких и средних партий, а именно — отданные за них голоса избирателей попросту пропадают, и интересы этих избирателей оказываются не пред­ставленными в органах власти.

Для преодоления недостатков мажоритарной системы была разработана пропорцио­нальная избирательная система.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры