Л делиб балет коппелия все акты. Коппелия

Главная / Развод

Помимо отличных танцев, есть у этого старинного балета еще два неоспоримых достоинства. Во-первых, «Коппелия» — это комедия, а их не так много числится среди шедевров классического наследия. Во-вторых, комедия с прекрасной музыкой.

Широко известно, как оценил мастерство Делиба «в области балета» П. Чайковский: «Первый балет, в котором музыка составляет не только главный, но и единственный интерес. Что за прелесть, что за изящество, богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое». Эти слова, правда, сказаны о другом балете композитора, но с тем же успехом могут быть отнесены и к «Коппелии». Недаром музыка из «Коппелии» исполняется и на концертной эстраде.

Главная сюжетная линия этого веселого балета, как ни странно, взята из совершенно невеселых новелл Гофмана, преимущественно - из «Песочного человека». У Гофмана любовное увлечение юноши куклой заканчивается трагически, а в балете - свадьбой этого юноши с живой и энергичной красавицей (Сванильдой), сумевшей противостоять коварному создателю куклы (Коппелии), чуть было не ставшей роковой разлучницей.

«Коппелия» увидела свет рампы в 1870 г. в Парижской опере (Национальной академии музыки и танца). Ее отцом-создателем стал уступивший Мариусу Петипа пост главы петербургского балета Артюр Сен-Леон - хореограф, а также танцовщик-виртуоз, знаток танцевального фольклора, композитор и скрипач. Его предметный интерес к «танцам народов мира» и обусловил появление в музыкальной партитуре такого богатого «набора» основанных на фольклоре танцевальных мелодий. Считается, что это один из первых балетов, в котором представлены славянские мотивы.

За те четырнадцать лет, что прошли с момента парижской премьеры до собственной постановки Петипа на сцене петербургского Большого театра, «Коппелия» вышла на сцены Брюсселя, московского Большого театра и Лондона. До конца XIX века балет был поставлен также в Нью-Йорке, Милане, Копенгагене, Мюнхене и еще раз в Петербурге, теперь уже на сцене Мариинского театра. XX век также отдал дань этому балету, предложив в том числе и очень современные прочтения и даже временами отказываясь от его комедийной стихии.

Вторую петербургскую редакцию «Коппелии» (хореография Мариуса Петипа, постановка служившего в то время в Петербурге итальянского педагога и балетмейстера Энрико Чекетти), осуществленную в 1894 г., и возродили в 2009 г. в Большом исследователь балета Павел Гершензон и знаменитый премьер Мариинского театра, балетмейстер-реставратор Сергей Вихарев .

В 2001 г. премьера их реконструированной «Коппелии» состоялась в Новосибирском театре оперы и балета. Спектакль произвел такое сильное впечатление на театральную общественность, что на следующий год она наградила его Национальной театральной премией «Золотая маска».

Предполагалось, что в сезоне 2017/18 Сергей Вихарев поставит в Большом обновленную редакцию, однако трагическая случайность, оборвавшая жизнь всеми любимого балетмейстера, заставила отказаться от этих планов. Мы показываем редакцию прежнюю, тщательно и бережно восстановленную.

ИЗ ПРЕДПРЕМЬЕРНОГО ИНТЕРВЬЮ (2009 г.) СЕРГЕЯ ВИХАРЕВА:

В этом балете интересные классические танцы. Интересные характерные танцы. И очень интересная пантомима. То есть имеют место быть все три кита, на которых стоит старый классический балет. И плюс - замечательная музыка Делиба.
Сен-Леона возродить довольно трудно. По той простой причине, что из поставленного им практически ничего не сохранилось. Вот искусно стилизовать под него - это другое дело. Однако какие-то крохи сен-леоновской «Коппелии» мы можем предъявить. Это такое маленькое черное коктейльное платье - образчики мелкой и очень трудной танцевальной техники, блестки, которые рассыпаны по всему балету.

Другое дело - Петипа. А рецепт «возрождения» старинного балета очень прост и давно известен. Надо взять записи, хранящиеся в Гарвардской коллекции, посмотреть, что там есть, затем открыть музыкальную партитуру и сравнить, все ли есть там для тех танцев, что вы обнаружили в Гарварде, осознать, каково будет соотношение подлинного и «вставного» текста, и таким образом, в конце концов, понять, возможна ли в принципе реконструкция данного балета. Затем вы идете в театральный музей, театральную библиотеку и получаете представление о том, можно ли восстановить костюмы и декорации, изучаете старую программку и... И так далее, и так далее, и так далее. Все это очень хлопотно, трудно, но вполне возможно. Что касается «Коппелии» в редакции 1894 г., то она очень хорошо записана. Хотя, естественно, есть какие-то лакуны, которые человек, ставящий спектакль, в силу своей профессии должен уметь заполнить.

Есть еще некоторая сложность, связанная с именем Чекетти.
История постановок такова: сначала был Петипа по Сен-Леону, потом просто Петипа, а потом уже - Петипа, постановка Чекетти. Четко «развести» их авторство практически невозможно. Это уже такой единый хореографический пласт. Впрочем, некоторые критики думают, что он привнес усложненную балеринскую технику. Итальянские танцы главной героини - это, наверное, действительно от него.

Не вижу ничего плохого в том, что «жутковатые» произведения Гофмана превратились в очень веселую балетную комедию. Так получилось - и слава богу. Иногда попытка вернуться к литературному первоисточнику как раз и приводит не к лучшим результатам. На мой взгляд, в старину либреттисты выбирали более правильный путь, приспосабливая литературные сюжеты для балета в облегченном варианте.

Что должна была «Коппелия» сказать зрителю? Наверное, должна была намекнуть о том, что через пять месяцев после премьеры развалится французская империя. А развалилась она в том числе и потому, что было такое искусство... Когда я восстановил «Пробуждение Флоры», многие говорили, что теперь стало понятно, почему убили царя. Такое тогда главенствовало искусство. Балет и власть - это старая история взаимных отражений.

А в наши дни классический балет сродни латинскому языку, который применяется только в медицине, но больше на нем никто не говорит. И никакому хореографу в наше время не придет в голову поставить чисто классический балет, используя исключительно классическую лексику. Такие балеты можно только реставрировать и находить в этом свою прелесть. Есть люди, которые и сейчас готовы осуждать искусство эпохи Наполеона III или Николая II. Но, по-моему, это смешно. Мне интересно изучать и то, и другое, и третье. В конце концов, это расширяет палитру знаний. И все наши нынешние «Коппелии» и «Пробуждения Флоры» - это не просто дань моде, не гламур и не шоу-бизнес, это актуальное искусство. Зеркала, в которые можно увидеть ушедшие эпохи.

Текст Натальи Шадриной

Распечатать

Действие I
Общественная площадь в маленьком городе на границах Галиции. Среди домов, расписанных яркими красками, один дом - с решетками на окнах и плотно запертой дверью. Это жилище Коппелиуса.

Сванильда приближается к дому Коппелиуса и смотрит на окна, за которыми видна сидящая неподвижно девушка; она держит в руке книгу и кажется погруженной в чтение. Это Коппелия, дочь старогоКоппелиуса. Каждое утро ее можно видеть на одном и том же месте, - потом она исчезает. Никогда она не выходила из таинственного жилища. Она очень красива, и много молодых людей в городе проводили долгие часы под ее окном, умоляя ее об одном взгляде.

Сванильда подозревает, что ее жених Франц также неравнодушен к красоте Коппелии. Она старается привлечь ее внимание, но ничто не помогает: Коппелия не сводит глаз с книги, в которой даже не переворачивает страницы.

Сванильда начинает сердиться. Она уже решается постучать в дверь, как вдруг появляется Франц, и Сванильда остается спрятанной, чтобы наблюдать за тем, что произойдет.

Франц направляется к дому Сванильды, но останавливается в нерешимости. Коппелия сидит у окна. Он кланяется ей. В эту минуту она поворачивает голову, встает и отвечает на поклон Франца. Франц едва успел послать поцелуй Коппелии, как старый Коппелиус растворил окно и насмешливо наблюдает за ним.

Сванильда пылает гневом и против Коппелиуса, и против Франца, но делает вид, что ничего не заметила. Она бежит за бабочкой. Франц бежит вместе с нею. Он ловит насекомое и торжественно прикалывает его к вороту своего платья. Сванильда упрекает его: «Что тебе сделала эта бедная бабочка?» От упрека к упреку, девушка высказывает ему, что знает все. Он ее обманывает; он любит Коппелию. Франц тщетно старается оправдаться.

Бургомистр объявляет, что на завтра предполагается большой праздник: владетель подарил городу колокол. Все толпятся кругом бургомистра. В доме Коппелиуса слышится шум. Красноватый свет блестит сквозь стекла. Несколько девушек со страхом удаляются от этого проклятого дома. Но это пустяки: шум происходит от ударов молота, свет есть отражение огня, горящего в горне. Коппелиус - старый безумец, который постоянно работает. Зачем? Никто не знает; да и кому какое до этого дело? Пусть его работает, если ему это нравится!..

Бургомистр приближается к Сванильде. Он говорит ей, что завтра их владетель должен наградить приданым и соединить браком несколько пар. Она невеста Франца, не хочет ли она, чтобы и ее свадьба была завтра же? «О, ведь это еще не решено!» - и молодая девушка, лукаво поглядывая на Франца, говорит бургомистру, что она расскажет ему одну историю. Это - история про соломинку, которая выдает все тайны.

Баллада о колосе
Сванильда берет из снопа колос, прислоняет его к уху и делает вид, что слушает. Потом протягивает Францу - не говорит ли ему колосок, что он не любит более Сванильду, а полюбил другую? Франц отвечает, что он ничего не слышит. Сванильда возобновляет тогда испытания с одним из друзей Франца, он, улыбаясь, говорит, что ясно слышит слова колоса. Франц хочет возражать, но Сванильда, сломав соломинку пред его глазами, говорит, что между ними все кончено. Франц удаляется с досадой, Сванильда танцует среди своих подруг. Уже приготовлены столы, и все пьют за здоровье владетеля и бургомистра.

Чардаш
Коппелиус выходит из своего дома и запирает дверь двойным оборотом ключа. Его окружают молодые люди: одни хотят повести его с собой, другие заставляют его танцевать. Рассерженный старик наконец вырывается от них и уходит с проклятиями. Сванильда прощается с подругами; одна из них замечает на земле ключ, который уронил Коппелиус. Девушки предлагают Сванильде посетить его таинственный дом. Сванильда колеблется, а между тем она хотела бы увидать свою соперницу. «Ну что же? Войдем!» - говорит она. Девушки проникают в дом Коппелиуса.

Является Франц, неся с собой лестницу. Отвергнутый Сванильдой, он хочет попытать счастья у Коппелии. Случай благоприятствует... Коппелиус далеко...

Но нет, потому что в ту минуту, когда Франц прислоняет лестницу к балкону, является Коппелиус. Он заметил потерю ключа и сейчас же вернулся, чтобы его отыскать. Он замечает Франца, который уже влез на первые ступеньки, и тот убегает.

Действие II
Обширная комната, заставленная всевозможными инструментами. Многие автоматы помещаются на подставках - старик в персидском костюме, негр в угрожающей позе, маленький мавр, играющий на цимбалах, китаец, который держит перед собой гусли.

Девушки с предосторожностью появляются из глубины. Кто эти неподвижные личности, сидящие в тени?.. Они рассматривают странные фигуры, которые сначала их так испугали. Сванильда поднимает занавеси у окна и замечает Коппелию, сидящую с книгою в руках. Она кланяется незнакомке, которая остается неподвижной. Она заговаривает с ней - та не отвечает. Она берет ее руку и отступает назад в испуге. Неужели это живое существо? Она кладет руку на ее сердце - оно не бьется. Эта девушка не что иное, как автомат. Это - произведение Коппелиуса! «А, Франц! - смеется Сванильда, - Вот так красавица, которой он посылает поцелуи!» Она отмщена с избытком!.. Девушки беззаботно бегают по мастерской.

Одна из них, проходя подле игрока на гуслях, нечаянно задевает за пружину - автомат играет причудливую мелодию. Смущенные поначалу девушки успокаиваются и начинают танцевать. Они отыскивают пружину, которая приводит в движение маленького мавра; тот играет на цимбалах.

Внезапно показывается взбешенный Коппелиус. Он опускает занавесы, скрывающие Коппелию, и бросается преследовать девушек. Они проскальзывают у него между руками и исчезают по лестнице. Сванильда спряталась за занавесами. Вот так попалась! Но нет, когда Коппелиус поднимает занавес, он рассматривает только Коппелию - все в порядке. Он облегченно вздыхает.

А между тем, еще слышится какой-то шум... В окне виднеется приставленная лестница, на ней появляется Франц. Коппелиус не показывается ему. Франц направляется к тому месту, где сидит Коппелия, как вдруг его схватывают две сильные руки. Испуганный Франц просит извинения у Коппелиуса и хочет убежать, но старик загораживает ему дорогу.

«Зачем ты пробрался ко мне?» - Франц признается, что влюблен - «Я не так зол, как про меня говорят. Садись, выпьем и поговорим!» Коппелиус приносит старинную бутылку и два кубка. Он чокается с Францем, потом украдкой выливает свое вино. Франц находит, что вино имеет странный вкус, но продолжает пить, а Коппелиус разговаривает с ним с притворным добродушием.

Франц хочет направиться к окну, у которого он видел Коппелию. Но его ноги подгибаются, он падает на стул и засыпает.

Коппелиус берет магическую книгу и изучает заклинания. Потом подкатывает пьедестал с Коппелией к заснувшему Францу, подносит руки ко лбу и к груди юноши и, кажется, хочет похитить его душу, чтобы оживить девушку. Коппелия приподнимается, делает прежние движения, потом сходит с первой ступеньки пьедестала, потом со второй. Она ходит, она живет!.. Коппелиус обезумел от счастья. Его творение превосходит все, что когда-либо создавала человеческая рука! Вот она начинает танцевать, сначала медленно, потом так скоро, что Коппелиус едва может за ней следовать. Она улыбается жизни, она расцветает...

Вальс автомата
Она замечает кубок и подносит его к губам. Коппелиус едва успевает вырвать его из ее рук. Она замечает волшебную книгу и спрашивает, что в ней написано. «Это непроницаемая тайна», - отвечает он и захлопывает книгу. Она разглядывает автоматы. «Это я их сделал», - говорит Коппелиус. Она останавливается перед Францем. «А этот?» - «Это тоже автомат». Она видит шпагу и пробует острие на конце пальца, потом забавляется тем, что прокалывает маленького мавра. Коппелиус громко смеется... но она приближается к Францу и хочет проколоть его. Старик останавливает ее. Тогда она поворачивается против него и начинает его преследовать. Наконец, он обезоруживает ее. Он хочет возбудить ее кокетство и надевает ей мантилью. Это, кажется, пробудило в молодой девушке целый мир новых мыслей. Она танцует испанский танец.

Маньола
Потом она находит шотландский шарф, схватывает его и танцует джиг.

Джиг
Она прыгает, бегает где попало, бросает на землю и разбивает все, что ей попадается под руку. Решительно, она уж слишком одушевлена! Что делать?..

Франц пробудился среди всего этого шума и старается собрать свои мысли. Коппелиус, наконец, схватывает девушку и прячет ее за занавесами. Потом идет к Францу и гонит его: «Иди, иди, - говорит он ему,- Ты уже более ни на что не годен!»

Вдруг он слышит мелодию, которая обыкновенно сопровождает движение его автомата. Он смотрит на Коппелию, повторяющую свои резкие движения, а Сванильда исчезает позади занавеса. Она приводит в движение двух других автоматов. «Как? - думает Коппелиус, - Они тоже оживились сами собой?» В ту же минуту он замечает в глубине Сванильду, которая убегает вместе с Францем. Он осознает, что сделался жертвой шутки, и падает в изнеможении посреди своих автоматов, которые продолжают свои движения, как бы затем, чтобы посмеяться над горестью своего господина.

Действие III
Луг перед замком владетеля. В глубине повешен колокол, подарок владетеля. Перед колоколом останавливается аллегорическая колесница, на которой стоит группа участвующих в празднике.

Священники благословили колокол. Первые пары, которые должны быть наделены приданым и соединены в этот праздничный день, подходят приветствовать владетеля.

Франц и Сванильда заканчивают свое примирение. Одумавшийся Франц и не думает более о Коппелии, он знает, какого обмана он был жертвой. Сванильда ему прощает и, подав руку, подходит вместе с ним к владетелю.

В толпе происходит движение: старый Коппелиус пришел жаловаться и просит правосудия. Над ним насмеялись: все разбили в его жилище; произведения искусства, созданные с таким трудом, разрушены... Кто покроет убыток? Сванильда, которая только что получила свое приданое, добровольным движением предлагает его Коппелиусу. Но владетель останавливает Сванильду: пусть она сохранит свое приданое. Он бросает Коппелиусу кошелек, и пока тот удаляется со своими деньгами, подает знак к началу праздника.

Праздник колокола
Звонарь первый сходит с колесницы. Он призывает часы утра.

Вальс часов
Утренние часы являются; вслед за ними является Аврора.

Раздается звон колокола. Это - час молитвы. Аврора исчезает, прогоняемая часами дня. Это часы работы: пряхи и жницы принимаются за свой труд. Колокол раздается вновь. Он возвещает свадьбу.

Финальный дивертисмент

По «Программе балетов Императорских СПб. театров, 1894 г.»
(Из коллекции Спб. Государственного музея театрального и музыкального искусства)

«Коппелия, или Девушка с голубыми глазами» - балет-пантомима на музыку Лео Делиба в двух актах, трех картинах. Сценаристы Ш. Нюиттер, А. Сен-Леон (по Э. Гофману), балетмейстер А. Сен-Леон , художники Ш. Камбон, Э. Деплешен, А. Лавастр, А. Альбер.

Действующие лица:

  • Коппелиус
  • Коппелия
  • Сванильда
  • Франц
  • Бургомистр
  • Подруги Сванильды, девушки и юноши, горожане, куклы-автоматы

Действие происходит в небольшом городке на границе Галиции в эпоху Гофмана (рубеж XVIII - XIX веков).

История создания

Над балетом «Коппелия», ставшим рубежным в творчестве Делиба, композитор начал работать в 1869 году, после того, как проявил свой талант и изобретательность, написав музыку дивертисмента к балету Адана «Корсар» и создав «Сильвию», которой позднее восхищался Чайковский. Балет был написан по либретто Шарля Луи Этьена Нюитера (настоящая фамилия Трюине, 1828-1899), известного французского либреттиста и писателя, многолетнего архивариуса Grand Opera, автора текстов многих опер и оперетт, в частности оперетт Оффенбаха. В работе над либретто «Коппелии» принял участие и инициатор создания балета, хореограф Артюр Сен-Леон (настоящее имя и фамилия - Шарль Виктор Артюр Мишель, 1821-1870).

Сен-Леон был разносторонне одаренным человеком. Он дебютировал почти одновременно как скрипач (в 1834 году в Штутгарте) и как танцовщик (в 1835-м в Мюнхене), а затем в течение более десяти лет выступал как ведущий танцовщик на сценах многих городов Европы. В 1847 году Сен-Леон начал работу балетмейстером в парижской Академии музыки (позднее - Grand Opera), в 1848 году в Риме осуществил свою первую балетную постановку, а с 1849 года стал работать в Петербурге, где за 11 лет поставил 16 балетов. Примечательно, что к написанию музыки балетов он начал привлекать новичков в этом жанре, в частности Минкуса и Делиба. Прекрасный музыкант, обладавший удивительной памятью, Сен-Леон ставил балеты и на собственную музыку («Скрипка дьявола», «Сальтарелло»), в которых сам исполнял скрипичные соло, чередуя игру на скрипке с танцем. К тому времени, когда вместе с Делибом и Нюитером Сен-Леон приступил к созданию «Коппелии», он был уже видным маэстро, пользовавшимся заслуженным авторитетом.

В основу сюжета «Коппелии» положена новелла знаменитого писателя-романтика и музыканта Э. Т. А. Гофмана (1776-1822) «Песочный человек» (1817), в которой рассказывается о юноше, полюбившем механическую куклу, сделанную искусным мастером Коппелиусом. В отличие от новеллы Гофмана с присущими ей чертами мистики, эта сторона в балете была практически отброшена. У либреттистов получилась занимательная комедия, основанная на мимолетной ссоре и примирении влюбленных. «Коппелия» стала лебединой песней Сен-Леона - он умер через два месяца после премьеры.

Премьера «Коппелии» в хореографии А. Сен-Леона состоялась 25 мая 1870 года на сцене парижского театра Grand Opera. Большой успех, выпавший на долю «Коппелии» на премьере, сопутствует этому балету и до сих пор - он идет на многих сценах мира, являясь классикой жанра. В России он был впервые поставлен 24 января 1882 года в московском Большом театре Й. Хансеном, следовавшим хореографии Сен-Леона. Почти через три года, 25 ноября 1884 года, премьера «Коппелии» состоялась и в столичном Мариинском театре в хореографии знаменитого М. Петипа (1818-1910). Существует также вариант А. Горского (1871-1924), осуществленный в Большом театре в 1905 году.

Сюжет

Площадь немецкого городка. В окне одного из домов видна фигура девушки, сидящей с книгой. Эта девушка никогда не выходит на улицу, но ее необычайная красота привлекает всех. Многие юноши, считающие ее дочерью мастера Коппелиуса, не только заглядываются на нее, но порой пытаются проникнуть в дом, двери которого всегда заперты. Сванильда, невеста Франца, подозревает, что ее жених тоже увлечен Коппелией. Она приходит к дому Коппелиуса в тот самый момент, когда на площади появляется Франц. Сванильда прячется. Франц же пытается обратить на себя внимание таинственной девушки. Он кланяется ей, она отвечает на поклон. Коппелиус из другого окна насмешливо наблюдает за происходящим. Сванильда, стараясь казаться беззаботной, выбегает из своего укрытия за летящей бабочкой. Франц, увидев невесту, ловит бабочку и прикалывает к своей куртке. Сванильда возмущена его жестокостью. Франц пытается оправдаться, но Сванильда отказывается слушать.

Площадь заполняется народом. Бургомистр объявляет, что завтра будет праздник в честь поднятия большого колокола на городскую колокольню. Подойдя к Сванильде, бурогомистр спрашивает, не хочет ли она, чтобы ее свадьба с Францем состоялась завтра. Девушка отвечает, что между ними все кончено.. Раздосадованный Франц покидает площадь. Постепенно расходятся и горожане. Наступает ночь. Коппелиус отправляется в соседний кабачок. Сванильда никак не может распрощаться с подругами. Одна из них замечает оброненный Коппелиусом ключ. Девушкой предлагают Сванильде проникнуть в таинственное жилище. Охваченная любопытством и ревностью, та соглашается. И вот дверь открыта, стайка девушек исчезает за ней. На опустевшей площади показывается Франц. Отвергнутый невестой, он хочет попытать иного счастья. Может быть, Коппелия согласится бежать с ним? Франц приносит лестницу и приставляет ее к балкону. В эту минуту возвращается Коппелиус, обнаруживший потерю ключа. Франц еле успевает скрыться.

В мастерской Коппелиуса девушки рассматривают многочисленные книги, оружие, сделанные мастером автоматы. За занавеской они замечают Коппелию, сидящую с книгой в руке. Сванильда подходит к ней, берет ее за руку и обнаруживает, что это кукла. Развеселившиеся девушки нажимают пружины автоматов-кукол - старика, негра, китайца, мавра. Те начинают двигаться. Сванильда прячется за занавеску: она решила переодеться в платье Коппелии. Входит Коппелиус и прогоняет проказниц. В окне появляется Франц. Коппелиус хватаает его. Франц признается, что влюблен в девушку, которую считает дочерью Коппелиуса. Старик предлагает Францу выпить с ним. Юноша пьет вино, в которое подмешано снотворное, и засыпает. Коппелиус хочет передать жизнь Франца кукле. Он открывает магическую книгу и произносит заклинания. Коппелия поднимается со своего места и делает первые неуверенные шаги. Коппелиус в восторге от мнимой куклы. Ее походка становится легче, она начинает танцевать, сначала медленно, затем все быстрее. Следуют испанский танец с мантильей, затем зажигательная жига с шотландским шарфом. Коппелиус хочет остановить расшалившуюся куклу, но она ускользает от него. Разбудив Франца, Коппелиус выпроваживает его. Франц не понимает, что с ним произошло. Его удивление еще больше возрастает, когда из-за занавески выходит Сванильда и увлекает его вниз по лестнице. Коппелиус бросается за занавеску и видит валяющуюся на полу раздетую куклу. Как его обманули! Он рыдает среди автоматов, которые продолжают совершать причудливые движения.

На площади среди праздничной толпы помирившиеся Франц и Сванильда. Коппелиус обращается к бургомистру за правосудием: его дом разгромлен, сломаны игрушки-автоматы. Он требует покрытия убытков. Сванильда предлагает Коппелиусу свое приданое, но бургомистр бросает старику кошелек и дает сигнал начать праздник. Звонит колокол, возвещая зарю. Появляется Аврора в окружении полевых цветов. Новые удары колокола призывают на молитву. Аврора исчезает. Снова удары колокола - свадебный звон. Гименей и Амур символизируют счастливый брак. Раздаются звуки набата. Это война, раздоры. Поднято оружие, небо полыхает заревом пожара. Но колокол вновь звучит торжественно: мир возвращен.

Музыка

Музыка балета поэтична, эмоционально выразительна, образна и пластична. В ней присутствуют элементы симфонизации, и четко противопоставлены мир живых человеческих чувств и мир бездушных механизмов-кукол. В зарубежных исследованиях именно Делиба, а не Чайковского считают реформатором балетной музыки. Композитор умело использует лейтмотивы, характеризующие главных действующих лиц, что способствует и драматургическому единству.

Танцы балета пронизаны элементами пантомимы, которая скрепляет действие, создавая линию единого музыкально-драматургического развития. В отдельных танцах (польская мазурка, венгерский чардаш, шотландская жига и др.) композитор использует особенности национального фольклора. К «Коппелии» в наибольшей степени относятся слова академика Асафьева о Делибе: «Как человек, одаренный вкусом, чутьем и богатством мелодического, гармонического и инструментального изобретения, он создал совершенно изумительные по изяществу и элегантности стиля, блеску и в то же время ясности выражения балеты, в которых законченное совершенство точного и строгого рисунка тематического сочетается с гибко разработанной танцевальной ритмикой и богатством выдумки в сфере инструментального колорита».

Наиболее ярко обрисован композитором образ Сванильды, капризной, шаловливой, задумчивой, нежной. Вальс Сванильды из I акта - самый известный номер балета, часто исполняемый на концертной сцене в вокальном варианте.

Л. Михеева

«Коппелия» - один из популярнейших классических балетов в мире. Почти каждая балетная труппа от Копенгагена до Мельбурна имеет или имела в своем репертуаре этот веселый, праздничный спектакль. Своей популярностью «Коппелия» обязана в первую очередь музыке Лео Делиба (1836-1891), автора ряда балетов и опер, среди которых и знаменитая «Лакме ». Известно, что музыкой Делиба восторгались П. Чайковский и А. Глазунов.

Академик Борис Асафьев свидетельствовал: «„Коппелия", а через шесть лет за нею „Сильвия" решительно вывели балетную музыку на новый путь. Делиб создал совершенно изумительные по изяществу и элегантности стиля, блеску и в то же время ясности выражения балеты, в которых законченное совершенство точного и строго тематического рисунка сочетается с гибко разработанной танцевальной ритмикой и богатством выдумки в сфере инструментального колорита». Музыка «Коппелии» давно живет своей, порой не связанной с театральными подмостками, жизнью. Отрывки из нее звучат по радио, играются в концертах и записываются на дисках.

Сценарий балета принадлежит литератору Шарлю Нюитеру и хореографу Артюру Сен-Леону. Использовав мотивы ряда новелл Эрнста Теодора Амадея Гофмана («Песочный человек», «Автоматы» и другие), авторы мастерски трансформировали мрачноватые фантазии знаменитого немецкого романтика в не слишком замысловатый сюжет, в котором многочисленные комедийные ситуации оттеняются легкой и иронией и усмешкой. Главным героем балета стал не чудаковатый мастер механических кукол Коппелиус, а энергичная и находчивая девушка Сванильда, которая своими руками и, как принято в балете, ногами добывает себе личное счастье. Заметим, что при различных постановках «Коппелии» основные вехи сюжета оставались, как правило, неизменными, что не так часто случается в балетном театре.

Оригинальная хореография была сочинена Сен-Леоном - одним из крупнейших хореографов девятнадцатого века и одновременно скрипачом-профессионалом, автором ряда музыкальных сочинений. Вся его недолгая жизнь (он скончался в сентябре 1870 года) прошла в пути. Он ставил балеты в Лондоне и Риме, Берлине и Мадриде, Вене и Лиссабоне. С 1859 года он 11 лет провел в России, поставив на петербургской сцене, кроме прочего, балет «Конек-Горбунок ». Хореограф обогатил классический и характерный танец новыми выразительными средствами, был мастером сочинения разнообразнейших вариаций. Прежде всего женских, так как в то время в Европе мужской танец был не в чести настолько, что на премьере роль Франца исполняла мадемуазель Э. Фиокр. Может быть и поэтому оригинальная хореография «Коппелии» не сохранилась.

Зато последующие постановки посыпались как из рога изобилия. Бельгийский хореограф Йозеф Хансен уже в 1871 году ставит «Коппелию» (по Сен-Леону) в Брюсселе, а в 1882 и в Москве. В 1884 году в Петербурге Мариус Петипа, детально сохраняя оригинальный сценарий, сочинил для «девушки с голубыми глазами» новые танцы. Критика отмечала Варвару Никитину, создавшую «очень милый, поэтичный и ласковый образ Сванильды». Ей подстать были и партнеры - Павел Гердт (Франц) и Тимофей Стуколкин (Коппелиус). Через 10 лет постановку Петипа для Пьерины Леньяни обновил Энрике Чеккетти. Спектакль шел до 1926 года, кто только из балерин не танцевал Сванильду - Матильда Кшесинская, Ольга Преображенская, Анна Павлова, Вера Трефилова, Елена Смирнова и Елена Люком. В Москве свою «Коппелию» в 1905 году поставил Александр Горский. В главных партиях блистала знаменитая семья: Екатерина Гельцер (Сванильда), ее муж Василий Тихомиров (Франц) и отец Василий Гельцер (Коппелиус). Там же в Большом театре эту постановку обновляли в 1924 и 1948 годах, а в 1977 году для МХУ.

С середины 1920-х годов со сцены бывшего Мариинского театра исчезла не только «Коппелия» - в активно опекаемом местными властями театре не нашлось места и другим «легкомысленным» спектаклям. Их приютила менее официозная сцена Малого оперного театра. Здесь «Коппелия» ставилась неоднократно: в 1934 (хореограф Федор Лопухов), в 1959 (хореограф Нина Анисимова) и в 1973 (хореограф Олег Виноградов) годах.

Последняя из них была интересной по ряду причин, недаром она была показана зрителям 167 раз. с В ней впервые в столетней истории балета Делиба затанцевала механическая кукла. По замыслу балетмейстера ее по-своему виртуозная пластика должна контрастировать с танцем живых героев. Коппелиус - не зловещий безумец и не смешной и жалкий старик. Он - мастер своего дела. Свое лучшее творение - «девушку с голубыми глазами» - Коппелиус смастерил для испытания своего таланта (неужели никто не догадается, что это лишь танцующий манекен?) и для проверки истинности человеческих чувств. Последняя картина праздника городских ремесленников была развернута в форме грандиозной хореографической сюиты. Здесь, следуя заветам Сен-Леона и Петипа, характерный танец оттенял и обогащал танец классический. Это своего рода гимн творческому созидательному труду, в котором ясно выражены гордость городских умельцев, достоинство непревзойденного мастера Коппелиуса и в то же время радость исполнителей, с честью преодолевающих трудности своей нелегкой, но прекрасной профессии.

А. Деген, И. Ступников

Источник сюжета — новелла Э. Т. Гофмана «Песочный человек»

Балетмейстер-постановщик: Валентин Бартес (Румыния)

Дирижер-постановщик: Валерий Волченецкий

Художник-постановщик: Алексей Амбаев

Художник по костюмам: Жанлука Саитто (Италия)

Художник по свету: Константин Никитин (Москва)

Репетиторы – Татьяна Муруева, Баярто Дамбаев, Лариса Башинова, Елена Дамбаева, Ольга Ивата

Продолжительность — 2 часа 15 минут

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Над балетом «Коппелия», ставшим рубежным в творчестве Делиба, композитор начал работать в 1869 году, после того, как проявил свой талант и изобретательность, написав музыку дивертисмента к балету Адана «Корсар» и создав «Сильвию», которой позднее восхищался П.И. Чайковский. Балет был написан по либретто Шарля Луи Этьена Нюитера (настоящая фамилия Трюине, 1828-1899), известного французского либреттиста и писателя, многолетнего архивариуса Grand Opera, автора текстов многих опер и оперетт, в частности оперетт Оффенбаха. В работе над либретто «Коппелии» принял участие и инициатор создания балета, хореограф Артюр Сен-Леон (настоящее имя и фамилия – Шарль Виктор Артюр Мишель, 1821-1870).

Сен-Леон был разносторонне одаренным человеком. Он дебютировал почти одновременно как скрипач (в 1834 году в Штутгарте) и как танцовщик (в 1835-м в Мюнхене), а затем в течение более десяти лет выступал как ведущий танцовщик на сценах многих городов Европы. В 1847 году Сен-Леон начал работу балетмейстером в парижской Академии музыки (позднее – Grand Opera), в 1848 году в Риме осуществил свою первую балетную постановку, а с 1849 года стал работать в Петербурге, где за 11 лет поставил 16 балетов. Примечательно, что к написанию музыки балетов он начал привлекать новичков в этом жанре, в частности Минкуса и Делиба. Прекрасный музыкант, обладавший удивительной памятью, Сен-Леон ставил балеты и на собственную музыку («Скрипка дьявола», «Сальтарелло»), в которых сам исполнял скрипичные соло, чередуя игру на скрипке с танцем. К тому времени, когда вместе с Делибом и Нюитером Сен-Леон приступил к созданию «Коппелии», он был уже видным маэстро, пользовавшимся заслуженным авторитетом.

В основу сюжета «Коппелии» положена новелла знаменитого писателя-романтика и музыканта Э. Т. А. Гофмана (1776-1822) «Песочный человек» (1817), в которой рассказывается о юноше, полюбившем механическую куклу, сделанную искусным мастером Коппелиусом. В отличие от новеллы Гофмана с присущими ей чертами мистики, эта сторона в балете была практически отброшена. У либреттистов получилась занимательная комедия, основанная на мимолетной ссоре и примирении влюбленных. «Коппелия» стала лебединой песней Сен-Леона – он умер через два месяца после премьеры.

Премьера «Коппелии» в хореографии А. Сен-Леона состоялась 25 мая 1870 года на сцене парижского театра Grand Opera. Большой успех, выпавший на долю «Коппелии» на премьере, сопутствует этому балету и до сих пор – он идет на многих сценах мира, являясь классикой жанра. В России он был впервые поставлен 24 января 1882 года в московском Большом театре Й. Хансеном, следовавшим хореографии Сен-Леона. Почти через три года, 25 ноября 1884 года, премьера «Коппелии» состоялась и в столичном Мариинском театре в хореографии знаменитого М. Петипа (1818-1910). Существует также вариант А. Горского (1871-1924), осуществленный в Большом театре в 1905 году.

Общая характеристика

Аделина Жене в партии Сванильды, 1900

Балет входит в избранный круг классических балетов, которые постоянно присутствуют в репертуаре балетных трупп. Вместе с тем, он занимает в этом элитном круге особое место. Комический характер, не отягощенный излишним психологизмом, большое число пантомимных мизансцен, разнохарактерные танцы делает его привлекательным для выпускных и учебных спектаклей хореографических школ, позволяя показать возможности выпускников, а также в качестве премьерного спектакля для молодых, создаваемых коллективов.

Балет появился в тот период, когда европейское искусство балета переживало кризисные явления. В обществе преобладал взгляд на балет как на искусство развлекательное, не способное к решению значимых творческих задач. Балет «Коппелия» был первым шагом на пути преодоления этой ситуации и создания симфонического балета, процесса завершившегося созданием балетов П. И. Чайковского . Балет, созданный выдающимся французским композитором, учеником Адольфа Адана , продолжает лучшие традиции романтического балета. Вместе с тем в пластичной, гармоничной, пронизанной ритмами вальса музыке этого балета развиваются симфонические элементы, большое значение приобретают описательные моменты и жанровый колорит, повышается реалистически-психологическая выразительность индивидуальности образов. Используя опыт создания оперетт, Делиб вводил в балет жанровые зарисовки персонажей. Балетная музыка Делиба высоко ценилась П. И. Чайковским и А. К. Глазуновым , которым были близки его творческие принципы, в первую очередь симфонизация балета.

Постановка этого балета считается наиболее удачной из работ французского балетмейстера Сен-Леона ; это была последняя в его жизни работа и последовала после его 10-летнего пребывания в России в должности главного императорского балетмейстера; однако, работая в России, он постоянно продолжал ставить новые балеты и в Париже, куда он часто наведывался из России. В прошлом виртуозный танцовщик, Сен-Леон работал много и плодотворно, на русской сцене он поставил, в частности, «Конька-Горбунка » Цезаря Пуни по сказке П. П. Ершова и «Золотую рыбку » Людвига Минкуса по А. С. Пушкину . Стремясь к повышению зрелищного разнообразия балетов Сен-Леон развивал жанр характерного танца, стилизуя для балетной сцены национальные танцы.

Балет «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами», последний французский балет романтического направления, признается мировой балетной критикой как вершина всего творчества Артура Сен-Леона , .

Став последним французским романтическим балетом, это произведение великолепным образом замыкает жанр балетного романтизма, начатый балетом «Жизель ». По словам Дж. Баланчина , тогда как «Жизель» признана величайшей трагедией в истории балета, то «Коппелия» - величайшая из хореографических комедий . Таким образом, стиль романтизма во французском балете был начат трагедий и окончен комедией.

Спустя четыре месяца после успешной премьеры балета «Коппелия» Артюр Сен-Леон неожиданно скончался в возрасте 49 лет.

Основная сюжетная линия балета даёт достаточный простор для создания альтернативных сценариев, чем и пользовались большинство постановщиков. Здесь приведен краткий пересказ сценария по версии поставленной Петипа и Чеккети и восстановленной Сергеем Вихаревым в Новосибирске и Большом театре. Некоторые другие версии можно найти по ссылкам:

  • вариант Петипа и Чеккетти, реализованный Сергеем Вихаревым

Первый акт

Действие немецкой сказки Гофмана переносится в Галицию , что позволяет включить в балет венгерские и польские танцы. Сцена изображает площадь маленького городка. В окне одного из домов, принадлежащего профессору Коппелиусу, можно наблюдать его дочь Коппелию, прекрасную и загадочную уже тем, что она никогда не бывает на улице и не общается ни с кем в городе. Некоторые юноши в городе пытались подавать ей знаки, но она не отвечает на них. На сцене появляется главная героиня балета, местная девушка Сванильда, которая обручена с Францем, но подозревает, что её жених, как и многие молодые люди городка неравнодушен к Коппелии.

Через некоторое время на площади появляется Франц, сначала он направляется к дому Сванильды, но потом, думая, что его не видят, кланяется Коппелии, та отвечает на его поклон. За этим наблюдает из своего окна Коппелиус и Сванильда из своего укрытия. Она выбегает и гонится за бабочкой. Франц ловит бабочку и прикалывает её к своей шляпе. Сванильда возмущена его жестокостью и порывает с ним.

На площади появляется толпа людей и бургомистр. Он объявляет о предстоящем празднике по поводу получения нового колокола. Он спрашивает Сванильду, не устроить ли заодно и свадьбу с Францем. В танце с соломинкой она показывает, что у неё с Францем всё кончено.

Ночью площадь городка пустеет. Коппелиус выходит из дома в соседний кабачок. Его окружает толпа молодежи, предлагая присоединиться к ним. Он вырывается и уходит, но при этом теряет ключ от дома. Толпа девушек находит ключ. Они уговаривают Сванильду проникнуть в дом Коппелиуса.

Появляется Франц, не зная что девушки в доме, он приставляет лестницу и пытается залезть через окно. В это время возвращается Коппелиус, который видит Франца, пытающегося залезть в дом.

Второй акт

Действие второго акта происходит в ночной мастерской Коппелиуса, полной книг, инструментов, кукол-автоматов. Девушки, осматривающие мастерскую, замечают Коппелию и понимают, что это кукла. Девушки, разыгравшись, нажимают на пружины, и куклы начинают двигаться. Сванильда переодевается в платье Коппелии. Появляется Коппелиус, который прогоняет девушек. Он осматривает куклу, которая кажется целой. В это время через окно влезает Франц. Он направляется к Коппелии, но его хватает старик. Франц говорит ему о своей любви к Коппелии. Тогда у Коппелиуса возникает замысел оживить куклу. Он опаивает Франца вином с снотворным.

С помощью магии он хочет передать жизненные силы Франца. Кажется, это удается - кукла постепенно оживает, танцует испанский танец и жигу . Она двигается всё быстрее, начинает ронять инструменты, хочет проколоть Франца шпагой. С большим трудом Коппелиус усадил куклу на место. Старик хочет отдохнуть. Франц просыпается и с появившейся из-за занавески Сванильдой покидают дом. Коппелиус понимает, что его провели и роль куклы играла Сванильда.

Третий акт

Городской праздник освящения колокола. Франц и Сванильда помирились. Появляется Коппелиус, который требует компенсации за учиненный в мастерской разгром. Сванильда хотела отдать ему свое приданое, но деньги дает бургомистр. Начинается праздник с аллегорическими танцами

Музыка

Aкт I

1 Prelude et Mazurka 2 Valse Lente 3 Scène 4 Mazurka 5 Scène 6 Ballade de L’Epi 7 Thème Slave Varie 8 Czardas 9 Finale

Акт II

10 Entr’acte et Valse 11 Scène 12 Scène 13 Musique des Automates 14 Scène 15 Chanson a Boire et Scène 16 Scene et Valse de la Poupeé 17 Scène 18 Bolero 19 Gigue 20 Scène 21 Marche de la Cloche

Акт III

22 Introduction 23 Valse des Heures 24 L’Aurore 25 La Priere 26 Le Trevail 27 L’Hymne 28 Le Discorde et la Guerre 29 La Paix 30 Danse de Fete 31 Galop Finale

Некоторые постановки

В России и СССР

  • 17 февраля 1894 - в Мариинском театре , балетмейстер Энрико Чекетти и Лев Иванов по хореографии М. Петипа, художники И. П. Андреев (1 акт), Г. Левот (Levot) (2 акт), П. Б. Ламбин (3 акт), Е. П. Пономарёв (костюмы); Сванильда - Пьерина Леньяни (позже Матильда Кшесинская , Ольга Преображенская и др.).
  • 25 февраля 1905 в Большом театре, балетмейстер А. А. Горский . В ролях: Сванильда - Екатерина Гельцер , Франц - Василий Тихомиров , Коппелиус - Василий Гельцер .
  • 6 марта 1918 в Петроградском театре оперы и балета , балетмейстер Чекетти возобновил постановку 1894 г.; дирижёр Лачинов
  • 12 сентября 1924 г. в Большом театре на сцене Экспериментального театра, возобновление по А. А. Горскому, дирижёр Ю. Ф. Файер ; художник К. Ф. Вальц. В ролях: Сванильда - Анастасия Абрамова , Франц - Иван Смольцов , Коппелиус - Владимир Рябцев .
  • Около 1929 г. - труппой Московский художественный балет под руководством В. В. Кригер , которая вскоре вошла в Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко . «Коппелия» - один из первых спектаклей труппы
  • 4 апреля 1934 в Ленинградском Малом оперном театре балетмейстером Ф. В. Лопуховым , по собственному сценарию в 3 актах с прологом, с кукольной интермедией Е. С. Деммени , художник М. П. Бобышов , дирижёр И. Э. Шерман. В ролях: Сванильда - 3. А. Васильева, Франц - П. А. Гусев , Коппелиус - М. А. Ростовцев.
  • 7 мая 1949 - в филиале Большого театра, балетмейстеры Е. И. Долинская и А. И. Радунский по хореографии А. А. Горского, дирижёр Ю. Ф. Файер , художник Л. Н. Силич. В ролях: Сванильда - О. В. Лепешинская (затем С. Н. Головкина), Франц - Ю. Г. Кондратов , Коппелиус - В. И. Цаплин (затем А. И. Радунский).
  • 1949 г. - новая постановка в Ленинградском Малом театре , сценография Г. Б. Ягфельда;, балетмейстер Н. А. Анисимова , художник Т. Г. Бруни , дирижёр Е. М. Корнблит ; Сванильда - Г. И. Исаева , Коппелия - В. М. Розенберг , Франц - Н. Л. Морозов.
  • 14 декабря 1973 - новая постановка в Ленинградском Малом театре, балетмейстер О. М. Виноградов , художник М. А. Соколова, дирижёр В. А. Чернушенко. В Ролях: Коппелиус - Г. Р. Замуэль, С. А. Соколов, Коппелия - Л. В. Филина, Сванильда - Т. И. Фесенко , B.C. Муханова, Франц - Н. А. Долгушин .
  • 16 июня 1975 Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко, балетмейстер Чичинадзе , сценарий А. В. Чичинадзе и А. С. Агамирова, художник Э. Г. Стенберг , дирижёр - Г. Г. Жемчужин; В ролях: Сванильда - М. С. Дроздова , Франц - В. С. Тедеев , Коппелиус - А. Н. Домашёв, В. Б. Островский.
  • 24.12.1977 - Московское хореографическое училище и Московская консерватория на сцене Кремлёвского Дворца съездов , балетмейстеры Головкина Софья Николаевна, Мартиросян Максим Саакович, А. И. Радунский возобновили постановку А. А. Горского, художник В. С. Клементьев, дирижёр А. А. Копылов. В ролях; Сванильда - И. М. Пяткина (затем и Э. Лузина, И. Кузнецова), Франц - В. И. Деревянко (затем И. Д. Мухамедов, А. Н. Фадеечев), Коппелиус - А. И. Радунский.
  • 1992 - московский «Русский балет» редакция В. М. Гордеева
  • 24 марта 1992 - Мариинский театр, балетмейстер О. М. Виноградов, художник В. А. Окунев (декорации), И. И. Пресс (костюмы), дирижёр А. Вилюманис; Коппелиус - П. М. Русанов, Коппелия - Э. Г. Тарасова, Сванильда - Л. В. Лежнина, Ирина Шапчиц. Франц - Михаил Завьялов.
  • 8 марта 2001 года театр «Кремлевский балет» в Государственном Кремлевском Дворце, Хореограф-постановщик и автор новой редакции либретто - Андрей Петров. Сценография - Борис Краснов, художник-постановщик - Павел Оринянский, художник по костюмам - Ольга Полянская. Президентский оркестр Российской Федерации, художественный руководитель и дирижер - Павел Овсянников, в балете использованы фрагменты музыки Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Профессор магии - Валерий Лантратов , Франц - Константин Матвеев, Сванильда - Жанна Богородицкая, Коппелия - Нина Семизорова
  • 24 мая 2001 года в Новосибирском театре оперы и балета хореограф Сергей Вихарев восстановил постановку Мариинского театра от 1894. Хореография М. Петипа и Э.Чеккетти была восстановлена с использованием записей Н. Сергеева, выполненных в системе хореографической нотации В. Степанова, из театральной коллекции Гарвардского университета. Художник-постановщик - Вячеслав Окунев восстановил оригинальную сценографию. Дирижёр - Андрей Данилов. Гастроли НГАТОиБ с балетом «Коппелия»: Испания (2002), Португалия (2002), Япония (2003), Таиланд (2004).
  • В 2007 году Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля поставил «Коппелию» в хореографии А.Сен-Леона и М.Петипа. Художник-постановщик - Анна Нежная (Москва). Хореограф-постановщик - Владимир Яковлев.
  • 11 марта 2009 Театр классического балета (Москва) постановка Наталия Касаткина и Владимир Василёв в 2-х актах, в новой редакции либретто. Хореография: Артур Сен-Леон, Энрико Чеккетти, Мариус Петипа, Александр Горский, Наталия Касаткина и Владимир Василёв. Художник - Елизавета Дворкина. Оркестр театра Новая опера. Дирижёр - Валерий Крицков. В ролях: Сванильда - Людмила Доксомова; Франц - Алексей Орлов; Коппелия - Екатерина Березина; Коппелиус - Владимир Муравлев; Екатерина Хапова- в «аллегорических» танцах (Рассвет - Молитва - Работа - Сумерки)
  • 12 марта 2009 г. Спектакль Большого театра, поставленный Сергеем Вихаревым, повторяет его новосибирскую попытку 2001 г. по восстановлению хореографии Мариуса Петипа и Энрико Чеккетти Второй петербургской редакции балета от 1894 г. Возрождение декораций - Борис Каминский, костюмов - Татьяна Ногинова. Дирижер-постановщик спектакля - Игорь Дронов. В ролях: Сванильда - Мария Александрова, Наталья Осипова, Анастасия Горячева Франц - Руслан Скворцов, Вячеслав Лопатин, Артем Овчаренко .

Постановки в театрах оперы и балета других городов:

  • 1918 - Воронеж, балетмейстер М. Ф. Моисеев
  • 1925 - Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета им. М.Ф. Ахундова (Баку), балетмейстер Говорков.
  • 1922 - хореографическая студия под руководством при 1-м Белорусском театре (ныне Белорусский театр им. Я. Купалы) (Минск), балетмейстер К. А. Алексютович (белор.) русск.
  • 1922 - Свердловский театр оперы и балета , балетмейстер К. Л. Залевский
  • 1927 - Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко (Киев), балетмейстер Рябцев
  • 1928 - Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко (Киев), балетмейстер Дисковский
  • 1935 - Белорусский театр оперы и балета (Минск), балетмейстер Ф. В. Лопухов , руководитель постановки Г. Н. Петров
  • 1935 - Грузинский театр оперы и балета им. 3. П. Палиашвили (Тбилиси), балетмейстер В. А. Ивашкин
  • 1936 - Днепропетровск, балетмейстер Ф. В. Лопухов
  • 1937 - Горьковский государственный театр оперы и балета имени А.С. Пушкина балетмейстер Сидоренко
  • 1938 - Грузинский театр оперы и балета им. 3. П. Палиашвили (Тбилиси), балетмейстер В. А. Ивашкин.
  • 1940 - Башкирский государственный театр оперы и балета (Уфа), балетмейстер Н. Г. Зайцев, дирижёр Х. В. Фазлуллин (1948, 1963)
  • 1941 - Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко (Киев), балетмейстер С. Н. Сергеев
  • 1941 - Киргизский государственный театр оперы и балета (Фрунзе), балетмейстер В. В. Козлов
  • 1943 - Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко в эвакуации балетмейстер С. Н. Сергеев
  • 1946 - Горьковский театр оперы и балета имени А. С. Пушкина, балетмейстер С. В. Инсарский
  • 1947 - Узбекский театр оперы и балета имени Алишера Навои (Ташкент), балетмейстер П. К. Йоркин
  • 1948 - Одесский театр оперы и балета , балетмейстер В. И. Вронский
  • 1949 - Пермский академический театр оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского , балетмейстер Ю. П. Ковалёв;
  • 1948 - Армянский академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова (Ереван)
  • 1948 - (Казань), балетмейстер Ф. А. Гаскаров
  • 1949 - Бурятский музыкально-драматический театр (Улан-Удэ)
  • 1953 - Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко (Киев), балетмейстер Н. С. Сергеев
  • 1958 - Иркутский областной музыкальный театр имени Н.М.Загурского, балетмейстер А. Д. Гулеско
  • 1959 - Оренбург
  • 1960 - Пермcкий театр оперы и балета, балетмейстер Г. В. Шишкин
  • 1961 - Северо-осетинский государственный театр оперы и балета (Орджоникидзе)
  • 1963 - Татарский театр оперы и балета имени М. Джалиля (Казань), балетмейстер С. М. Тулубьева
  • 1965 - Красноярский театр музыкальной комедии- балетмейстер А. Д. Гулеско
  • 1965 - Узбекский театр оперы и балета имени Алишера Навои (Ташкент), балетмейстер А. В. Кузнецов
  • 1966 - Театр оперы и балета Латвийской ССР (Рига) - балетмейстер И. К. Строде
  • 1967 - Национальная опера «Эстония» (Таллин), балетмейстер М. О. Мурдмаа
  • 1970 - Воронежское хореографическое училище , балетмейстер К. А. Есаулова
  • 1974 - Свердловский театр оперы и балета, балетмейстер М. Н. Лазарева,
  • 1975 - Грузинский театр оперы и балета им. 3. П. Палиашвили (Тбилиси), балетмейстер Г. Д. Алексидзе
  • 1975 - Горьковский театр оперы и балета имени А. С. Пушкина, балетмейстер К. А. Есаулова
  • 1978 - Национальная опера «Эстония» (Таллин) - балетмейстер Г. Р. Замуэль
  • 1983 -Красноярский театр оперы и балета - балетмейстер К. А. Шморгонер, по А. А. Горскому
  • 1984 - Новосибирский театр оперы и балета - балетмейстер В. А. Бударин.
  • 1985 - Молдавский театр оперы и балета (Кишинёв) - балетмейстер М. М. Газиев
  • 1987 - Армянский театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова (Ереван) - балетмейстер М. С. Мартиросян
  • 1991- Воронежское хореографическое училище, балетмейстеры Н. Г. Пидэмская и Е. В. Быстрицкая)
  • 1993 - Московский детский музыкальный театр имени Н. И. Сац , балетмейстер Ляпаев

В странах Балтии

  • 4 декабря 1925 - первый балет на литовской национальной сцене - Литовский театр оперы и балета (Каунас), балетмейстер П. Петров
  • 1922 - первая полная постановка еще полупрофессиональной балетной труппы театра «Эстония», осуществленная В. Кригер, которая гастролировала в Эстонии.
  • 2002 - национальная опера «Эстония», постановка Мауро Бигонзетти, трагическая трактовка сюжета.
  • 4 марта 2010 - первый балет вновь созданного Эстонского национального балета на сцене Национальной оперы «Эстония» в постановке английского хореографа Рональда Хайнда.
  • 23 января 2009 - Национальная опера Латвии, постановщик балета - директор латвийского балета Айварс Лейманис, художник Инара Гауя. В ролях Сванильды - три состава: Элза Леймане, Байба Кокина и Сабине Гуравска, Франца - Раймонд Мартынов, Артур Соколов и Зигмар Кирилко.

В других странах

  • 29 ноября 1871 - Théâtre de la Monnaie (Брюссель), балетмейстер Иозеф Хансен (или Гансен) (Joseph Hansen) по Сен-Леону. Он же поставит балет в московском Большом театре
  • 1877 - Будапешт , балетмейстер Кампилли
  • 1884 - Венгерский оперный театр , Будапешт, балетмейстер Кампилли.
  • 8 ноября 1884 - Одноактная версия поставленная Бертраном (Bertrand) по Сен-Леону, Эмпайр Тиэтр, Лондон . Сванильда - А. Холт, Коппелиус - В. Уорд.
  • 11 марта 1887 - Метрополитен-опера , Нью-Йорк
  • 26 января 1896 - Ла Скала (Милан), балетмейстер Джорджио Сараччо (Giorgio Saracco),
  • 27 декабря 1896 - Датский королевский балет (Копенгаген), балетмейстеры Г. Глазерман и Ханс Бек, Сванильда - В. Борксениус, Франц - Бек.
  • 21 ноября 1896 - Придворный театр Мюнхена, балетмейстер Александр Жене, Сванильда Аделин Жене (Genee)
  • 14 мая 1906 - восстановление постановки в Эмпайр Тиэтр, Лондон
  • 1912 - Венгерский оперный театр, Будапешт, балетмейстер Н. Гуэрра.
  • 1928 - Софийская народная опера, балетмейстер А. Петров
  • 1929 - в Австралии созданна труппа «Первый австралийский балет» под руководством М. Бурлакова и Л. Лайтфута, дававшие представления на сцене «Савой театре» в Сиднее , «Коппелия» один из первых спектаклей
  • 21 марта 1933 - труппа «Вик Уэллс балле» на сцене «Сэдлерс-Уэллс», Лондон , в 2 актах, балетмейстер Н. Г. Сергеев по Петипа и Чеккетти; Сванильда - Л. В. Лопухова (позднее Нинетт де Валуа), Франц - С. Джадсон, Коппелиус - X. Бриге.
  • 1936 - труппа «Балле рюс де Монте-Карло», балетмейстер Н. Зверев, художник М. В. Добужинский ; Сванильда - В. Немчинова.
  • 22 октября 1942 - Симон Семёнов по Сен-Леону, Балет-тиэтр, Нью-Йорк
  • 1942 - в Японии создана труппа «Кайтани барэдан», под руководством Кайтани Яоко, «Коппелия» - один из первых спектаклей
  • 1948 - Парлич, Дмитрий (Рагlic), Белград
  • 1951 - Пино и Пиа Млакар (Mlakar) - в Любляне
  • 1951 - в Канаде (Торонто) создана труппа «Национальный балет Канады» под руководством Селии Франка (Franca), «Коппелия» - один из первых спектаклей
  • 1953 - Венгрия, балетмейстер Д. Харангозо,
  • 1956 - Государственная опера, Берлин, балетмейстер Л. Грубер.
  • 31 августа 1956 - «Лондон Фестивал Балет» (London Festival Ballet), Лондон Гарольд Ландер (Harold Lander) по Глаземану (Glasemann) и Бек (Beck) Сванильда - Б. Райт, Франц - Дж. Гилпин.
  • 1961 - Милан, балетмейстер А. Д. Данилова
  • 1962 - Чили , Сантьяго , труппа О. Чинтолези «Балет современного искусства»
  • 24 декабря 1968 - American Ballet Theatre, Brooklyn Academy, Нью-Йорк, балетмейстер Энрико Мартинес (Enrique Martinez),
  • 1973 - Paris Opéra Ballet, восстановление Пьером Лакоттом оригинальной постановки Сен-Леона
  • Июль 1974 - «Нью-Йорк Сити Балет» (New York City Ballet, Saratoga Springs) постановка Джорджа Баланчина с участием Александры Даниловой по хореографии Петипа и Чеккетти. Сохранив хореографию Петипа во 2 акте, Баланчин создал новую хореографию для 3 акта и для мазурки, чардаша и вариации Франца из первого акта. В ролях: Сванильда - Патриция МакБридж (Patricia McBride); Франц - Хельги Томассон (Helgi Tomasson), Коппелиус - Шон О’Брайен (Shaun O’Brian)
  • 18 сентября 1975 - Балет Марселя, балетсейстер Роланд Петит (Petit).
  • Апрель 2001 г. - Paris Opera Хореография: Альберт Авелин и Пьер Лакотт. В ролях: Сванильда-Чарлин Гайзерданнер, Франц-Матье Ганьо, Коппелиус -Пьер Лакотт
  • 1 мая 2004 - оперный театр в Хемниц новая постановка Торстена Хендлера (Thorsten Händler). Действие перенесено в школу начала XX века.
  • 19 ноября 2005 - Государственный театр Карсруе, английский хореограф Peter Wright ориентировался на редакцию Мариуса Петипа и Энрико Чеккетти. Музыка: Баденская государственная капелла Карлсруе.
  • 29 января 2006 Венская государственная опера хореография Дьюла Харангозо воспроизведена его сыном Дьюла Харангозо младшим. Сванильда - Полина Семёнова, Франц - Томаш Tamás Solymosi -Коппелиус - Лукас Гаудермарк (Lukas Gaudernak), Коппелия - Шоко Накамура (Shoko Nakamura)

Исполнители партий в балете

Сванильда

  • Абрамова, Анастасия Ивановна - Большой театр
  • Васильева, Зинаида Анатольевна - первое исполнение в Ленинградском Малом театре
  • Вилль, Эльза Ивановна - Мариинский театр
  • Гаврилова, Александра Ивановна - Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко (Киев)
  • Гейтен, Лидия Николаевна - первое исполнение в Большом театре
  • Гельцер, Екатерина Васильевна - Большой театр
  • Голикова, Елена Васильевна
  • Головкина, Софья Николаевна - Большой театр
  • Джури, Аделина Антоновна - Большой театр
  • Дроздова, Маргарита Сергеевна - Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко
  • Жене, Аделин (Genee) - Придворный театр Мюнхена 1896
  • Иванова, Галина Михайловна - Татарский театр оперы и балета имени М. Джалиля
  • Иозапайтите, Мария Иозовна - Литва
  • Иордан, Ольга Генриховна - театр им. Кирова
  • Исаева, Галина Ивановна - ленинградский Малый театр
  • Казинец, Марина Ивановна - Грузинский театр оперы и балета им. 3. П. Палиашвили
  • Кайтани, Яоко - Япония, в собственной труппе «Кайтани барэдан»
  • Кириллова, Галина Николаевна - ленинградский Малый театр
  • Кокурина, Анастасия Николаевна - Пермский театр оперы и балета
  • Кригер, Викторина Владимировна - Большой театр
  • Кшесинская, Матильда Феликсовна - Мариинский театр
  • Кякшт, Лидия Георгиевна - Мариинский театр
  • Лакатош, Габриелла (Lakatos) - Венгрия
  • Пьерина Леньяни - Мариинский театр
  • Лепешинская, Ольга Васильевна - Большой театр
  • Малейнайте, Ольга Викторовна - Литва
  • Малышева Алла Николаевна - ленинградский Малый театр
  • Млакар, Вероника - Югославия, Мюнхенский оперный театр
  • Насретдинова, Зайтуна Агзамовна - Башкирский театр оперы и балета
  • Нерина, Надя (Nerina) - Английский Королевский Балет
  • Никитина, Варвара Александровна - Большой театр Санкт-Петербурга
  • Николаева, Александра Васильевна - Белоруссия
  • Преображенская, Ольга Иосифовна - Мариинский театр
  • Рославлева, Любовь Андреевна - Большой театр
  • Савицкая, Ольга (Savicka) - Польша
  • Трефилова, Вера Александровна - Мариинский театр
  • Урусова, Виктория Арнольдовна - Азербайджанский театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова
  • Фесенко, Татьяна Ивановна - ленинградский Малый Театр
  • Фонтейн, Маргот (Fonteyn) - Англия
  • Фроман, Маргарита Петровна - Большой театр
  • Шерер, Мойра (Shearer) - Англия
  • Ярыгина, Антонина Васильевна - Украина

Коппелия

  • Битнер, Барбара (Bittnerowna) - Польша
  • Гейтен, Лидия Николаевна - Большой театр
  • Кун, Жужа - Венгрия
  • Кузнецова, Светлана Александровна - Новосибирский театр оперы и балета
  • Куллик, Маргарита Гаральдовна - ленинградский театр им. Кирова
  • Линник, Анна Сергеевна - ленинградский Малый театр
  • Малышева, Алла Николаевна - ленинградский Малый театр
  • Пирожная, Галина Николаевна - ленинградский Малый театр
  • Розенберг, Валентина Максимовна - ленинградский Малый театр
  • Статкун, Тамара Витальевна - ленинградский Малый театр
  • Филина, Людмила Владимировна - ленинградский Малый театр

Франц

  • Волинин, Александр Емельянович - Большой Театр
  • Гердт, Павел Андреевич - Большой Театр Санкт-Петербурга, первый исполнитель
  • Гусев Пётр Андреевич - первое исполнение в Ленинградском Малом театре
  • Долгушин, Никита Александрович - ленинградский Малый театр
  • Жуков, Леонид Алексеевич - Большой Театр
  • Кондратов Юрий Григорьевич - Большой Театр
  • Кякшт, Георгий Георгиевич - Мариинский театр
  • Моисеев, Михаил Фёдорович - Воронеж, 1918
  • Островский, Василий Борисович - ленинградский Малый театр
  • Подушин, Василий Серафимович - Красноярский театр
  • Пономарёв, Владимир Иванович -театр им. Кирова
  • Смольцов, Иван Васильевич - Большой театр
  • Соколов, Николай Сергеевич - ленинградский Малый театр
  • Статс, Лео (Staats) - Франция
  • Тедеев, Вадим Сергеевич - Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко
  • Тихомиров, Василий Дмитриевич - Большой Театр
  • Фюлёп, Виктор (Fulop) - Венгрия

Коппелиус

  • Булгаков, Алексей Дмитриевич - Большой театр
  • Гельцер, Василий Фёдорович - Большой театр
  • Домашев, Александр Николаевич - Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко
  • Орлов, Александр Александрович - Мариинский театр
  • Обухов, Михаил Константинович - Мариинский театр
  • Радунский, Александр Иванович - Большой театр
  • Ростовцев, Михаил Антонович - первый исполнитель в Ленинградском Малом театре
  • Рябцев, Владимир Александрович - Большой театр
  • Саркисов Вячеслав Георгиевич - Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко
  • Симкин, Дмитрий Феликсович - Новосибирский театр оперы и балета
  • Сидоров, Иван Емельянович - Большой театр
  • Стуколкин, Тимофей Алексеевич - первый исполнитель в Большом театре Санкт-Петербурга,
  • Харангозо, Дьюла (Harangozo)- Венгрия
  • Хелпмен, Роберт (Helpmann) - Англия
  • Цаплин, Виктор Иванович - Большой театр
  • Ширяев, Александр Викторович - Мариинский театр
  • Хлюстин, Иван Николаевич - Большой театр
  • Ваннер, Вильгельм - Большой театр
  • Чекрыгин, Александр Иванович - Мариинский театр

В астрономии

В честь балета «Коппелия» назван астероид (815) Коппелия (англ.) русск. , открытый в 1916 году

Ссылки

  • Балет «Коппелия» в постановке Театра классического балета п/р Н. Касаткиной и В. Василёва

Источники

  • Театральная энциклопедия в 6 т. Гл. ред. П. А. Марков. - М.: Советская энциклопедия
  • Русский балет. Энциклопедия. Большая Российская Энциклопедия, 1997 ISBN 5-85270-162-9 , 9785852701626

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры