Легендарная "травиата" вернулась в большой театр под бурные овации. Легендарная "травиата" вернулась в большой театр под бурные овации Купить билеты просто

Главная / Развод

Есть оперы, которые захватывают зрителя с первых звуков, и становятся любовью на всю жизнь. На них приходят много раз, вновь и вновь наслаждаясь прекрасной музыкой, пронизанной чувством и вдохновением её великого создателя. Одно из таких музыкальных произведений — это опера «Травиата». В Большом театре она была поставлена в 1858-ом году, после чего её показали полторы тысячи раз, и всегда — полный успех и восторг зрителей.

Об опере «Травиата»

Джузеппе Верди написал своё великое музыкальное произведение на либретто, созданное Ф - М. Пьяве, который, в свою очередь, создал его по мотиву романа Дюма «Дама с камелиями». Впервые оперу представили публике в начале марта 1853-го года. Премьера состоялась в Венецианском оперном театре «Ла Фениче» и не имела никакого успеха. Тем не менее, опера «Травиата» была весьма неплохо встречена музыкальными критиками. Однако, странным для традиций оперной постановки тех дней был не только образ главной героини (куртизанки), но и то, что само действие оперы происходило в современном для тех дней Париже.

Уже через год «Травиату» привели в частичное соответствие вкусам публики. Например, костюмы и декорации соотнесли 18-му веку. После этого опера обрела заслуженную популярность, её начали ставить во всех театрах Европы. Со временем заглавная партия Виолетты стала самой любимой для великих примадонн всех времён: в своё время её исполняли такие звёзды, как А. Патти, М. Каллас, М.Кабалье и Т. Стратас.

Опера «Травиата» в Большом театре

Большой театр ставил бессмертное творение Верди десять раз, из репертуара её не исключали почти никогда, поэтому приобретать билеты на оперу «Травиата» всегда было нужно заранее. В годы Великой Отечественной войны ставили сразу не одну «Травиату», а две: первая — в Москве, а другая — в эвакуации в городе Куйбышеве, где, кстати, осуществили новую постановку Н. Домбровского. Опера «Травиата» в Москве ставилась режиссёрами Б Ивановым, Е.Соковниным, Н. Савицким, Б.Покровским, В.Васильевым.

В Опере «Травиата» в Большом театре блистали те, кто стал сегодня легендой в мире оперного искусства. Например, это А. Нежданова, Г. Вишневская, Б. Руденко. Партию Альфреда в своё время исполнял Собинов, Лемешев и Козловский. Этот список можно продолжать очень долго.

Режиссером последней постановки спектакля оперы «Травиата», которую в 2018 году зрители могут увидеть в Большом театре — стала Фр. Замбелло, она уже известна театралам по прекрасной постановке «Турандот». Премьера прошла в октябре 2012-го года и была очень тепло встречена не только зрителями, но и критиками. Постановка осуществлена в традиционном классическом стиле.

Как купить билеты на оперу «Травиата»

Осталось только посоветовать, вовремя позаботиться о том, чтобы своевременно купить билеты на оперу «Травиата», так как лучше получить возможность выбрать самые удобные места в зрительном зале. Кстати, это выбор помогают осуществить менеджеры нашего агентства. Кроме этого мы предлагаем:

  • бесплатную доставку любых билетов не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге;
  • оплатить билеты не только наличными, но и и картами, а также (по желанию) банковским переводом;
  • получить любую информационную поддержку;
  • получить скидку, если приобретаются билеты для компаний от десяти человек или более.

«Травиата» — это одна самых прославленных опер в репертуаре Большого театра, поэтому, если вы ещё не видели её, не упускайте эту возможность. Даже сам Дюма, автор идеи этого музыкального произведения, услышав «Травиату», восторженно произнёс: «Через пятьдесят лет уже никто и не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», однако Верди навсегда обессмертил её».

Купить билеты на оперу «Травиата» в Большой театр Вы можете в любое удобное время на нашем билетном сервисе. Наша команда работает специально для того, чтобы процесс приобретения билетов был максимально доступным и простым для Вас. У нас Вы сможете осуществить заказ билетов на «Травиату» за считанные минуты и гарантировано попасть на любимое мероприятие.

Прошли те времена, когда нужно было для покупки билета ездить по городу в поисках касс, тратя свое личное время, и еще и стоять в очереди в ожидании своего билета. Сегодня все просто и комфортно. На нашем сайте Вы сможете заказать нужные билеты где бы Вы не находились – дома, в офисе, на отдыхе за городом или в кафе на встрече с друзьями.

Решили пойти в театр? Тогда скорее заходите на наш сайт и выбирайте необходимое мероприятие. Если Вы не можете определиться со спектаклем, звоните операторам по телефону, указанному на сайте и Вы получите информационную консультацию. Оператор также поможет разобраться со схемой зала и выбрать отличные места в зрительном зале.

Покупая билеты у нас, Вы получаете сразу несколько преимуществ. Во-первых, Вы можете самостоятельно выбрать способ оплаты билетов – наличными курьеру или по безналичному расчету, банковской картой или денежным переводом. Во-вторых, Вам не нужно думать как забрать свои билеты, ведь мы уже обо всем позаботились – билеты по Москве и Санкт-Петербургу доставляем бесплатно, в другие города и страны отправляем транспортными компаниями (цены на доставку уточняйте у оператора).

Стоимость билетов на оперу «Травиата» Вы можете увидеть на сайте онлайн или позвонить менеджеру по указанному номеру телефона.

Опера «Травиата» в Большом театре

Свое творение Д. Верди решил назвать «Травиата». Премьера «Травиаты» не заставила себя ждать и уже в 1853 году зрители города Венеция могли лицезреть постановку на сцене театра Ла Фениче. Однако публика не очень тепло встретила спектакль, зато известные критики назвали оперу одной из лучших современных постановок. Чем же «Травиата» привлекла их внимание? Во-первых, всех удивил выбор главной героини – Виолетта была куртизанкой, во-вторых, все действие спектакля происходило в современном (для того времени) Париже. С 1854 года опера «Травиата» начала свое триумфальное шествие по лучшим театральным сценам мира.

На сцене нового Большого театра «Травиата» была показана в 1943 году. Над созданием разных версий оперы работали талантливые режиссеры. С 2012 года зрителям представили новую версию знаменитой пьесы под руководством режиссера Франчески Замбелло.

В центре сюжета трагическая история любви Виолетты Валери и Альфреда Жермона. Молодой парижанин Альфред без ума от парижской куртизанки Виолетты. Он признается ей в любви и просит уехать вместе с ним и начать жизнь с чистого листа. В скором времени Виолетта решается на перемены и влюбленные переезжают в пригород Парижа. Альфред решает начать самостоятельно зарабатывать деньги, чтобы Виолетте не приходилось продавать все ее имущество. Мужчина уезжает в Париж, а в это время его отец уговаривает Виолетту разорвать все отношения с Альфредом, чтобы не позорить его и всю семью. Она знает, что туберкулез разрушает ее легкие и жить ей осталось недолго, поэтому соглашается на уговоры отца Альфреда.

Виолетта возвращается к своему поклоннику Дуфолю, а Альфред не может простить любимой измену. Но, когда открывается правда и влюбленные могут вновь быть вместе, силы покидают Виолетту и она умирает на руках своего любимого.

Действующие лица

  • Виолетта Валери
  • Альфред Жермон
  • Флора Бервуа
  • Аннина
  • Жорж Жермон, отец Альфреда
  • Гастон, виконт де Леторьер
  • Барон Дюфоль
  • Маркиз д’Обиньи
  • Доктор Гренвиль
  • Джузеппе, слуга Виолетты

Не упускайте такую замечательную возможность! Заходите на наш сайт, выбирайте событие и закажите билеты на оперу онлайн.

Оперу Джузеппе Верди дают во многих концертных залах мира, но опера «Травиата» в главном театре России – Большом академическом – это особенное представление. Вы получите ни с чем не сравнимое удовольствие от чудесной музыки, прекрасной игры актеров и великолепных декораций. Сервис удобен и надежен. Цена билетов в театр доступна всем категориям зрителей.

Если вы не успеваете заехать в кассу театра, есть возможность заказать билеты на «Травиату» не выходя из дома или офиса:

  • зайдите на наш сайт;
  • посмотрите календарь: здесь вы увидите даты, когда дают оперу;
  • выберите театр, в котором вы хотите послушать «Травиату»;
  • выберите лучшие места и укажите количество мест.

Если вдруг в списке мероприятий нет интересующего вас спектакля или концерта, свяжитесь с менеджерами сайта, оставьте запрос на приобретение билетов и вам помогут их купить.

«Травиата»: купить билеты просто необходимо

Опера «Травиата» – один из лучших спектаклей Большого театра. По сюжету романа Александра Дюма «Дама с камелиями» Франческо Пьяве написал либретто оперы, а музыку – Джузеппе Верди.

Вернув «Травиату» в репертуар, Большой театр сделал поклонникам оперы роскошный подарок, при этом главный вопрос так и остался без ответа: зачем понадобилось приглашать американку Франческу Замбелло? «Это моя пятая или шестая «Травиата» - сама постановщица уже давно сбилась со счету. Не слишком ли много Верди для одной карьеры? Желание рассказать историю падшей женщины, через её же воспоминания – ход довольно очевидный и вполне предсказуемый, чтобы вызывать на подмогу зарубежного режиссера с командой специалистов. Впрочем, бюджет Большого может себе позволить и это. В конце концов, завсегдатаи театра давно ждали добротной классики. Вот и дождались. Франческа Замбелла сделала вполне крепкий спектакль, с отличной сценографией, аутентичными костюмами, но без изюминки. Нет в её прочтении свежей струи, оригинальности трактовки, полета режиссерской фантазии. Там все предсказуемо и профессионально безупречно. Типичный образец исполнительской режиссуры, для которой главное – правильно развести мизансцены. Полагаю, любой отечественный маэстро сумел бы освоить большой бюджет не хуже западного. Наш бы еще и выпендрился каким-нибудь куртизанским выпадом, а тут все чинно, пресно, благородно. Для тех, кто никогда не был в опере! Им «Травиата» покажется настоящим праздником. Настоящие борзые, экипаж, запряженный живой лошадью, белые голуби, дерево в натуральную величину, снег за окном... эффектов вполне достаточно, чтобы пленить неискушенного зрителя и оправдать многочисленные нули в ценах на билеты. В остальном же, «Травиата» вышла «для галочки». Мол, в афише Большого теперь значится произведение и для консервативной публики, отрицающей модернизм современной режиссуры. Да и неофиты оперного жанра могут спать спокойно. Что же касается вокала, то Евгений Наговицин в роли Альфреда Жермона – самый слабый тенор в предлагаемом составе. Персонаж в его исполнении невыразителен, актеру явно не хватает драматизма. Звукоизвлечение рваное, создает ощущение работы на пределе возможностей. Срываясь от тихого к громкому, чувствуется желание спеть во что бы то ни стало, но в итоге, получается «как смог». Венера Гимадиева в роли Виолетты органична. Молодая горячность позволяет ей с успехом исполнять сложные колоратуры, но постоянная работа в верхних регистрах быстро наскучивает слушателю. Возможно, Венере не хватает некоторой роковой глубины при исполнении партии Виолетты, что, впрочем, не является большой проблемой, по сравнению с исполнительской манерой ее партнера Евгения Наговицина. Хочется отметить прекрасную вокальную работу баритона Игоря Головатенко в образе Жоржа Жермона. Его звучание выглядит каким-то настоящим и чувственным. Особенно в дуэтах с Венерой Гимадиевой! Поэтому, если соберетесь на «Травиату», внимательно изучите состав исполнителей, чтобы получить подлинное наслаждение от великолепного творения Джузеппе Верди.

О спектакле

Странное красивое итальянское слово «Травиата» на русский язык старались не переводить никогда, так оно и прижилось, словно имя собственное – имя заглавной героини одной из любимых во всем мире опер. Меж тем такое красивое итальянское слово – «traviare» – означает «сбить с пути», «развратить», а образованное от него «traviata» – просто-напросто падшую женщину. Так в исступленной молитве всего раз называет себя сама Виолетта, никто другой не осмеливается попрекнуть ее подобным образом жизни. Но именно это определение оказывается смыслообразующим для Джузеппе Верди и его либреттиста Франческо Марии Пьяве, сочинявших оперу для карнавального сезона 1853 года в венецианском театре Ла Фениче.

«Для Венеции пишу "Даму с камелиями", которая будет называться, скорее всего, "Травиата", – пишет Верди своему другу Джузеппе Де Санктису, уточняя, что речь о современном сюжете. – Другой, возможно, и не взялся бы за это дело, думая о костюмах, о временах, о тысяче других обстоятельств... Я же делаю это с большим удовольствием. Все возмущались, когда я вывел на сцену горбуна. И вот пожалуйста: я был счастлив написать "Риголетто"...». Впрочем, для премьеры современность слегка приглушили: авторы и руководство театра перенесли действие в XVIII век, и роскошные отложные воротники, ботфорты и «мушкетерские» камзолы сопровождали «Травиату» еще минимум полвека на самых разных сценах мира. Но публика едва замечала антураж, настолько ее шокировала сама возможность говорить в опере о любви, выходящей за рамки высокого долга или героических обстоятельств. «Травиатой», сбившейся с пути, Виолетта называет себя только в заключительном акте. И, возможно, имеет в виду отнюдь не свое ремесло куртизанки.

Социальный пафос в вердиевскую партитуру вчитывают редко. Гораздо чаще историю Виолетты и Альфреда трактуют как чистую мелодраму в красивой оболочке. Любовь, болезнь, истаивающая жизнь, нежные мечты, аромат Парижа – такой «Травиату» привыкла видеть публика, и Майкл Майер в Метрополитен не намерен ее разочаровывать. Для него действие оперы разворачивается между мечтой и реальностью, рисуя последний год жизни больной Виолетты как цепочку эпизодов, от весны и надежды до смертельной зимы. Янник Незе-Сеген охотно подхватывает рассуждения режиссера: самым важным в партитуре он считает ее нежность, хрупкость и в то же время неослабевающее драматическое напряжение. «В "Травиате" сконцентрирован весь Верди», – считает главный дирижер Мет.

Краткое содержание

Действие I

Куртизанка Виолетта Валери знает, что скоро умрёт, истощённая своей беспокойной жизнью. На балу ей представляют давно в неё влюблённого Альфреда Жермона. Говорят даже, будто бы он каждый день справлялся о её здоровье. Гостей забавляют его наивность и эмоциональность, и Альфреда просят произнести тост. Он предлагает выпить за истинную любовь, а Виолетта отвечает тостом за свободную любовь. Она тронута искренностью юноши. Внезапно она ощущает слабость, и гости удаляются. Только Альфред остаётся с ней и объясняется ей в любви. Виолетта отвечает, что в её жизни нет места такому чувству, однако дарит ему камелию и просит вернуться, когда цветок завянет. Альфред понимает, что увидит её уже на следующий день. Оставшись одна, Виолетта разрывается между противоречивыми чувствами: она не хочет расставаться со своим образом жизни, но в то же время чувствует, что Альфред пробудил в ней мечту об истинной любви.

Действие II

Виолетта выбрала Альфреда, и они наслаждаются своей любовью в загородном доме, вдали от света. Когда Альфред выясняет, что ради такой жизни Виолетте пришлось продавать своё имущество, он немедленно отправляется в Париж, чтобы раздобыть средства. Виолетта получает приглашение на бал-маскарад, но ей больше неинтересны подобные развлечения. В отсутствие Альфреда к ней приходит его отец, Жорж Жермон. Он хочет, чтобы Виолетта рассталась с его сыном, так как их связь угрожает будущему браку его дочери. Однако в процессе разговора Жермон понимает, что Виолетте не нужны деньги его сына, она любит его от чистого сердца. Он взывает к великодушию Виолетты и объясняет, что в буржуазном обществе у их с Альфредом отношений нет будущего. Решимость Виолетты угасает, и она в конце концов соглашается оставить Альфреда навсегда. Только после её смерти ему суждено узнать истинную причину того, почему она вернулась к прежней жизни. Она принимает приглашение на бал и пишет своему любовнику прощальное письмо. Альфред возвращается и, пока он читает письмо, появляется его отец и утешает сына. Но никакие воспоминания о доме и счастливой семье не в состоянии смирить гнев и ревность Альфреда, решившего отомстить Виолетте за измену.

На балу распространяется новость о том, что Виолетта и Альфред расстались. Гротескные танцевальные номера высмеивают брошенного возлюбленного. Тем временем на бал прибывает Виолетта с новым любовником, бароном Дюфолем. Альфред играет с бароном в карты и выигрывает большую сумму – не везёт в любви, повезёт в картах. Когда гости расходятся по другим залам, Альфред ссорится с Виолеттой. В гневе она говорит, что любит барона. Альфред в ярости призывает гостей в свидетели, швыряет Виолетте в лицо свой выигрыш и объявляет, что он ей ничего не должен. Жорж Жермон, прибывший в этот момент, упрекает сына за недостойное поведение. Барон вызывает своего соперника на дуэль.

Действие III

Виолетта умирает. Её последний друг, доктор Гренвиль, знает, что ей осталось всего несколько часов. Виолетте прислал письмо отец Альфреда, сообщив, что Альфред не пострадал на дуэли.

Раскаивающийся Жермон рассказал сыну о жертве Виолетты, и Альфред хочет как можно скорее увидеться с возлюбленной. Виолетта опасается, что может быть уже слишком поздно. На улице слышны звуки празднества, а Виолетта мучается в агонии. Но Альфред действительно приезжает, и воссоединение даёт Виолетте новые силы. К ней возвращаются энергия и радость жизни.

Кажется, словно горе и страдание покидают её – последняя иллюзия перед смертью.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры