Леонардо да винчи как мыслитель. Леонардо да винчи как философ

Главная / Развод

Введение

Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) - известнейший итальянский живописец, скульптор, архитектор, изобретатель и естествоиспытатель. Книга охватывает все жизненные этапы и раскрывает многогранность таланта Леонардо да Винчи. Он является создателем гармоничного образа человека, отвечающего гуманистическим идеалам того времени. Леонардо был универсальнейшим из ученых нового времени, и его сочинения заключают в себе наличие стольких дисциплин, что, если бы они не лежали под спудом более трехсот лет, каталог научных открытий за это время не пестрел бы именами. Гениальность Леонардо раскрывается в разных ипостасях: в качестве живописца, скульптора, инженера, анатома, математика и естествоиспытателя. А.К. Дживелегов отмечает огромное значение рукописного наследия этого великого человека, лишь по случайным причинам оставшегося не полностью известным человечеству и не ставшего началом полного переворота в европейской науке.

Леонардо да Винчи, мыслитель и художник

Изучая биографию Леонардо да Винчи трудно поверить, что это история жизни одного человека. Природа щедро одарила его разнообразными талантами: он был художником и скульптором, архитектором и инженером, анатомом и музыкантом. Родился Леонардо да Винчи 15 апреля 1452 в поселке Анки лишь близ городка Винчи и получил имя Леонардо де августа Пьеро де Антонио, а «да Винчи» означает просто «(родом) из Винчи».

Еще с детства Леонардо проявлял большие способности к рисованию и живописи. Поэтому, когда он вместе с семьей своего отца переехал во Флоренцию, его устроили в мастерскую известного художника Андреа Верроккио, где Леонардо учился с 1469 г. Уже через три года да Винчи стал членом Флорентийского цеха художников и мог открыть собственную мастерскую, но почти до 1480 гг. работал в мастерской Верроккио, где изучал основы архитектуры и скульптуры.

Первой известной работой Леонардо из флорентийского периода его творчества является «Крещение Христа» (1475-1478). Автором картины был Верроккио, а Леонардо написал на ней только фоновый пейзаж, фигуру и голову ангела (слева). Согласно распространенной легенде, когда Верроккио увидел готовую картину, то признал себя побежденным своим учеником, навсегда отказался от живописи и в дальнейшем занимался только скульптурой.

К флорентийскому периоду творчества Леонардо да Винчи принадлежат также следующие работы: «Благовещение» (1472-1475), «Портрет Джиневре Бенчи» (1474-1476), «Мадонна Бенуа» (1475-1478), «Мадонна с гвоздикой» (1478-1481), «Благовещение» (1478-1482), «Поклонение волхвов» (1481-1482) и другие.

Несмотря на бесспорный талант, Леонардо не получил признания во Флоренции. Связано это с тем, что его творческие и научные интересы были очень разнообразными, и многие из заказанных ему работ он не завершал. Он прославился как художник чрезвычайно талантливый, но недисциплинированный, и поэтому, когда папа Сикст IV пригласил лучших художников Флоренции на работу в Ватикан, Леонардо в этом списке не было. Оскорбленный таким пренебрежением, да Винчи в 1482 г. переезжает в Милан, где живет и работает при дворе правителя этого города - Лодовико Сфорца.

Миланский период творчества Леонардо да Винчи (1482-1499) оказался наиболее плодотворным. Именно здесь на полную мощность раскрылась многогранность его таланта как ученого, изобретателя и художника. Здесь он создал такие работы, как «Мадонна в гроте» (1483-1486), «Голова женщины» (1483), «Дама с горностаем» (1485-1490), «Портрет дамы («Волшебная жена коваля») (1495-1499) и многие другие. Но самой известной стала фреска «Тайная вечеря» (1495-1497), написанная для трапезной церкви монастыря Санта-Мария-делла-Грацие.

В «Тайной вечери» Леонардо отошел от традиционного толкования евангельского эпизода и предоставил новаторское решение темы и композиции. Он минимизировал интерьер трапезной, уменьшил размеры стола и выдвинул его на первый план, благодаря чему обратил внимание на драматическую кульминацию события, на контрастных характеристиках людей различных темпераментов, выявлении сложных чувств в их мимике и жестикуляции. При этом Леонардо не отделяет фигуру Иуды от других апостолов, как это делали мастера раннего Возрождения: все 12 учеников Христа размещены группами по 3 человека поодаль от учителя. Кроме того, художник гениально решает проблему синтеза архитектуры и живописи: он размещает стол параллельно к стене, на которой создает фреску, а перспективное сокращение стен, изображенных на фреске, словно продолжает реальное пространство трапезной.

Фреска сильно разрушена. При работе, стремясь добиться максимальной выразительности живописи, Леонардо провел неудачные эксперименты с красками и грунтом, отчего она стала очень уязвимой к внешним воздействиям и уже через год после завершения работы начала разрушаться.

Когда в 1499 г. Милан захватили французские войска, Леонардо да Винчи покинул город и несколько лет путешествовал: работал в Мантуе, Венеции, Флоренции.

Последующие годы Леонардо проводил в бесконечных переездах (Флоренция - 1500-1502 гг., 1503-1506 гг., 1507 г.; Мантуя и Венеция -1500 г.; Милан - 1506 г., 1507-1513 гг.; Рим - 1513-1516 гг.; Франция -1517-1519 гг.). Во Флоренции он работал над росписью зала в Палаццо Веккьо. Эта работа стала началом батального жанра в искусстве нового времени, где в неистовой схватке конных воинов показано безумие. В портрете Джоконды (1503) Леонардо воплотил идеал женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции портрета стал безграничный пейзаж, тающий в холодной синеве.

Важнейшим источником для изучения Леонардо является его рукописи (около 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. «Трактат о живописи», составленный после смерти Леонардо его учеником Ф. Мельци, оказал огромное влияние на европейское искусство и мысли того времени. Для Леонардо искусство и наука были связаны. Первое место среди различных видов искусства он отводил живописи, понимая его как универсальный язык (подобный математике). Занимаясь архитектурой, Леонардо разрабатывал различные варианты «идеального» города и центрально-купольного храма, повлиявших на дальнейшее развитие архитектуры. Как ученый и инженер Леонардо обогатил почти все области науки того времени, был ярким представителем нового, основанного на эксперименте, естествознания.

Особое внимание он уделял механике, поскольку видел в ней главный ключ к тайнам Вселенной. Страсть к моделированию приводила Леонардо к гениальным конструктивным догадкам, которые намного опережали эпоху (проекты прокатных станков, землеройных машин, подводной лодки, летательных аппаратов и др.). Изучая глаз, Леонардо выражал правильные предположения о природе бинокулярного зрения.

В детальных анатомических рисунках Леонардо заложил основы современных наук. О Леонардо да Винчи принято вспоминать, когда речь заходит о возможности научно-художественного мышления. Для Леонардо такое мышление - это прорыв науки в XVI в., поскольку тогда не использовалась такая терминология как научность, эстетика с их специфическими функциями. Леонардо искал в хаосе структуру, но такую, которая была полностью нацелена в особые, бесконечные детали реальной жизни. Он писал, что живопись содержит все составляющие, которые есть в природе и к которым приводит деятельность людей.

Аналогичное мышление Леонардо позже будет изменено на научное (теоретическое) мышление. Аналогия предоставляла возможность объяснить явление, ничуть не поступаясь его конкретностью, оставляя его на месте, что принадлежит только ему. Например, интересна игре аналогий у Леонардо, когда анатомия человека сравнивается с анатомией лошади, поток крови с течением вод, волны с женскими волосами и полями на ветру, а Земля в целом с живым организмом.

Подход к научному творчеству, который выработал и которой придерживался Леонардо, базируется на некоторых принципах.

Целью естествознания является исследование законов природы. Леонардо пишет, что наукой называется такое умственное действие, которое берет начало из своих последних витков, после которых уже не может найтись ничего в природе, что входило бы в состав науки. Термин «закон природы» еще не существовал во времена Леонардо, поэтому он использует слова «причина», «начало», «основа», «правило». «Правило» у Леонардо - это и общие черты, и закономерности.

Законы природы неизменны. «Природа не нарушает своего закона», - так формирует свое мнение Леонардо.

Законы природы познаются. «Истина в конце концов не остается сокрытой», - пишет Леонардо.

Законы природы должны быть выражены на языке математики. «Ни одно человеческое исследование, - писал Леонардо, - не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математическое доказательство». Поэтому Леонардо был первым натуралистом, который распространил принцип математизации научных знаний и с этих позиций оценивал строгость научных выводов.

Исследования базируются на опыте, который предоставляет фактический материал для построения теории. «Хотя природа начинается с причины и заканчивается опытом, нам необходимо идти по пути обратному, то есть начинать с опыта и с ним искать причину», - отмечает Леонардо. Его представление об исследовании не такое, как современное, когда под научным опытом понимается вопрос, который относится к природному языку эксперимента. У Леонардо на первом месте созерцание явлений в природе.

Достижения в области теории являются основными для практического использования науки. «Наука - полководец, а практика - солдаты», - пишет Леонардо.

Этический принцип: наука - для блага людей, об открытии, которое может повредить человечеству, лучше вообще не говорить. Легко обвинять Леонардо как автора военных внедрений в нарушении этого принципа, но на практике он обосновывает этот принцип объективными и субъективными особенностями конкретной ситуации, в том числе против кого и в каких ситуациях используется оружие.

Общая концепция науки, развитая Леонардо, его научный метод объединяют комплекс широких, но незаконченных исследований. Основная идея эстетической системы Леонардо может быть отражена в одном высказывании: искусство - это особая разновидность науки, а художественное творчество - особая форма научного творчества. Именно таких формулировок нет в записях Леонардо. Однако они представляют собой квинтэссенцию его эстетической системы, анализ которой может быть произведен на основе высказываний Леонардо о функциях и назначении живописи. У него искусство выступает как инструмент познания действительности, потому живопись он определяет как тонкое изображение, которое с философским мышлением рассматривает все качества форм: моря, местности, деревьев, животных, цветов - все это в кругу тени и света. Таким образом, познание действительности является общей функцией как науки, так и искусства.

В конце жизни Леонардо его могучий ум начинали одолевать старческие сомнения. Пошли разговоры о том, что Леонардо, являясь сторонником научного познания, вовсе не безбожник и не еретик. Его видели посещающим церковную службу и говорили, что Леонардо стал усердно расспрашивать о вещах католических, о правильном пути и о христианской религии».

23 апреля 1519 г. он послал за нотариусом и продиктовал ему свое завещание. Самым важным пунктом завещания был тот, согласно которому все его рукописи переходили в собственность Франческо Мельци, «миланского дворянина», «в вознаграждение за услуги, ему дорогие, оказанные в прежнее время». 2 мая 1519 года - Леонардо умер, причастившись, как полагается доброму католику. Два дня спустя его похоронили в одной из амбуазских церквей.

Мельци привез в Ваприо все бумаги Леонардо, которые были с ним во Франции. Но до отъезда во Францию Леонардо некоторую часть рукописей оставил в Италии, и они разошлись по рукам, вероятно, еще до смерти художника. Мельци бережно хранил те, которые были у него, вплоть до самой смерти (1570). Из них он извлек часть, относящуюся к живописи, кое-как привел в систему разрозненные записи и опубликовал под заглавием «Трактат о живописи».

Когда умер Франческо Мельци, сын его Орацио приказал снести на чердак старые рукописи, «принадлежавшие некоему Леонардо, умершему пятьдесят лет назад». Это послужило началом рассеяния рукописей. Часть их была просто раскрадена, другую Орацио сначала подарил одному студенту и т.д.

Заключение

винчи скульптор архитектор

Итак, Леонардо да Винчи начал свою деятельность как художник, а закончил как ученый. Идеалом для Леонардо была геометрия Евклида с ее безусловной логикой и выводом многих результатов из нескольких аксиом, но такой подход к физическим проблемам вызывает затруднения, обусловленные уровнем науки того времени. Трагедия творчества Леонардо кроется в расхождении его грандиозных идей и реальных возможностей. В поисках принципов, лежащих в основе явлений природы, проявляется еще одна черта творчества Леонардо - желание систематизировать эти принципы. Леонардо планировал создать энциклопедический свод результатов исследований, но, к сожалению, большинство рукописей не дошли до наших дней.

Охватить масштаб личности Леонардо да Винчи - дело невозможное. Человек, ставший легендой при жизни, остаётся легендой и недостижимым идеалом и в современном мире.

Гений или, как его часто называют, титан Возрождения Леонардо да Винчи личность поистине уникальная. Его жизнь представляет собой удивительный калейдоскоп – во всех сферах, за которые он брался, от живописи до сложных инженерных изобретений он достиг невероятных высот. Между тем о самом Леонардо мы почти ничего не знаем – он был очень скрытным и одиноким человеком, а первая биография была написана спустя 30 лет после его смерти Джорджо Вазари.

Родился Леонардо 15 апреля 1452 года в маленьком городке Винчи на северо-западе Италии. История его семьи хранит несколько загадок, так как неизвестно кем была его мать. Все источники указывают на то, что звали её Катерина, но вот чем она занималась – открытый вопрос. Традиционно считается, что она была простой, юной крестьянкой. Отец Леонардо был нотариус Пьеро да Винчи, которому на тот момент было 25 лет. Отец присутствовал при крещении ребенка и признал его, но по неизвестным причинам первые 4 года жизни Леонардо провел в деревушке Анхиано. В год рождения сына Пьеро женится на Альбиере Амадоре и только спустя 4 года забирает сына к себе. Должность нотариуса в те времена считалась достаточно знатной, поэтому детство и юность Леонардо прошла в благополучии и достатке. Отец был женат 3 раза, имел 12 детей и дожил до 77 лет. Но он, по замечанию Вазари, был обычным человеком, что делает необыкновенность Леонардо еще более интересной. Так или иначе, отец всё же дал хорошее домашнее образование сыну, хотя и бессистемное, о чем потом упоминал в своих записях Леонардо.

Талант юноши проявился уже в раннем возрасте. Интересен эпизод, в котором Пьер да Винчи попросил своего сына раскрасить большой деревянный щит в подарок одному из соседей. Леонардо с радостью и с большой ответственностью подошел к делу, выбрав изображение Медузы Горгоны для рисунка на щите. Рисунок был выполнен настолько реалистично, что отец, увидев его, буквально пошатнулся от ужаса. Конечно, такой шедевр он не мог подарить и оставил себе. Сейчас копия этого щита кисти Караваджо хранится в одном из музеев Франции. Вероятно, именно после этого случая Пьеро решил отдать сына на обучение во Флоренцию, где Леонардо под назиданием известного художника Верроккьо учится живописи. Так начался период в жизни Леонардо да Винчи, получивший название флорентийский.

Флоренция в те времена была одним из главных центров интеллектуальной элиты всей Западной Европы. Леонардо, попав в среду таких известных художников как Боттичелли, Гирландайо, Беллини и многих других, выделяется своей отстраненностью и одиночеством. В его записях хорошо прослеживается, что его одиночество – сознательное. Он считал, что «если ты одинок, то полностью принадлежишь самому себе», и не стремился заводить близких знакомств с кем-либо. Частично поэтому он не входил в кружок интеллектуалов Флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Но не только из-за этого он не мог попасть в интеллектуальную среду того времени. Одной из причин было то, о чем досадовал сам Леонардо – это плохое знание латыни, которая вплоть до Новейшего времени считалась главным языком науки. Но другая причина была важней – Леонардо был художником, а во времена Возрождения художники считались скорее ремесленниками или даже профессиональными малярами, выполняющими заказ; отношение к художникам было как к слугам. Не оцененный по достоинству кружком гуманистов-интеллектуалов, талант да Винчи поражал Верроккьо. Работая в мастерской, учитель поручил Леонардо написать ангела на одном из его полотен. Фигура ангела, написанная да Винчи, настолько поразила учителя, что, по словам Вазари, он больше никогда не взял в руки кисть. Ученик превзошел учителя. Вскоре Леонардо открывает собственную мастерскую.

В это время папа Сикст IV пригласил лучших тосканских мастеров для работы в Ватикане. Среди них были Гирландайо, Боттичелли, Перуджино, Филипп Липпи, Синьорелли и многие другие, но не Леонардо. Возможно, что недооцененный гений испытал некоторую досаду от произошедшего и решился на переезд в Милан. К тому же его инженерные и научные наклонности уже все больше овладевали им, а Милан в это время был практически противоположностью изысканной Флоренции – это был промышленный город, где множество мастеров, оружейников и ремесленников установили крепкое производство. Леонардо просит покровительства у местного хозяйственника Лодовико Сфорца, причем позиционирует себя в первую очередь не как художника, а как инженера, рассказывая в письме о собственных инженерных задумках, таких как пушки, закрытые колесницы, катапульты и баллисты, и лишь одной строчкой упоминает о своей художественной деятельности. Сфорца принимает Леонардо ко двору и даёт различные задания как инженерные, так и связанные с искусством. Одним из заданий была постройка памятника основателю династии Сфорца – Франческо Сфорца. Статуя в виде коня с всадником должна была стать символом законности и величественности власти семьи, и Леонардо принялся за работу. В течение 16 лет продолжалась работа над памятником. После нескольких неудачных отливок, глиняная статуя коня была сделана, но из-за вторжения французов в Милан в 1499 году она безвозвратно была утрачена. К счастью сохранились чертежи, по которым можно судить о необыкновенности задумки Леонардо.

Миланский период всё более утверждает инженерный и художественный талант Леонардо да Винчи. Именно тогда появляются его картины «Дама с горностаем», «Мадонна Литта», «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря», множество анатомических и простых карандашных рисунков. Одним из знаменитейших рисунков Леонардо да Винчи является Витрувианский человек – фигура мужчины, в двух наложенных друг на друга позициях, вписанных в окружность и квадрат. Рисунок размером 34,3×24,5 см выполнен чернилами и акварелью. Фигура мужчины показывает математические пропорции человеческого тела в соответствии с данными из трактатов римского архитектора Витрувия. Витрувианский человек является своего рода символом природной идеальности человека, его внутренней симметрии и математической пропорциональности. Рисунок, таким образом, представляет собой одновременно и художественное произведение, и научный труд.

Инженерные разработки и идеи да Винчи, дошедшие до нас в его записях, не могут не удивлять. Поразительно, как человек рубежа XV-XVI веков мог насколько опережать время! В чертежах сохранились проекты вращающейся цепи для велосипеда, машины для массового производства, различные летательные аппараты, станки и многое другое. Он разрабатывал проекты благоустройства городов, конструировал шлюзы, плотины, каналы, мельницы, даже высчитывал стоимость этих проектов, но, к сожалению, никто за них не брался. Неуёмная и интенсивная изобретательская и инженерная деятельность да Винчи будто являлась протестом против тех кружков интеллектуалов, куда он не попал. Он доказывал сам себе, что он всё же входит в этот круг, и делает это на голову выше других.

После вторжения французских войск, Леонардо возвращается во Флоренцию. Здесь он получает поручение от Сеньории участвовать в росписи зала Большого совета дворца Сеньории, где уже на тот момент работал Микеланджело. Так два гиганта эпохи стали работать вместе, хотя и без особой расположенности друг к другу. Как отмечает Вазари, время от времени посмотреть на работу мастеров заходил тогда еще юный Рафаэль. Действительно невероятная ситуация! Примерно в это же время Леонардо пишет свой главный шедевр – знаменитую на весь мир «Джоконду» или «Мону Лизу». История этой картины привлекает искусствоведов всех стран, а загадочная госпожа Лиза дель Джокондо не оставляет равнодушными зрителей. Самое известное произведение живописи в мире оказало невероятнейшее влияние на глобальную художественную культуру, а сам Леонардо да Винчи не расстаётся со своим шедевром, даже уехав во Францию. Таких любимых картин у него было три: «Мона Лиза», «Иоанн Креститель» и «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом».

Некоторое время Леонардо вновь проводит в Милане на службе у французского короля Людовика XII, а затем в Риме у папы Льва X. В 1516 году да Винчи был приглашён ко двору новым королём Франции Франциском I. Он получил звание первого королевского художника, инженера и архитектора, но по сути был просто «украшением» двора – королю было престижно иметь у себя «того самого Леонардо», ставшего уже легендой. К сожалению, здоровье художника ухудшалось, правая рука была парализована, ему всё тяжелее было передвигаться без посторонней помощи, поэтому выполнять свои должностные обязанности он мог. Тогда Франциск I приобрёл у Леонардо «Мону Лизу», чем обеспечил ей сохранность в веках.

Незадолго до смерти художник перебрался в маленький городок Амбуаз, на реке Луаре. В возрасте 67-ми лет Леонардо да Винчи уже был прикован к постели. В полном сознании он пишет завещание: все свои рукописи и книги перешли к одному из его учеников Франческо Мельци. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи тихо ушёл из жизни.

Феномен гениального художника, учёного, писателя до сих пор волнует умы исследователей. Личность Леонардо да Винчи не входит ни в один человеческий размер, размах его деятельности огромен, а влияние, оказанное на всю мировую культуру, невероятно удивительно. Леонардо действительно неисчерпаем, современность рассматривает всё новые и новые аспекты его жизни и творчества, стремясь постичь тайны «универсального человека». В честь него назван астероид, многие авторы используют прототип Леонардо да Винчи в своих произведениях, снимаются фильмы и сериалы так или иначе связанные с наследием великого да Винчи, и многое другое. Он стал больше, чем просто исторически значимой фигурой – он стал образом, титаном и недостижимым идеалом.

1 017

Леонардо да Винчи родился в 1452 году в тосканской деревне Винчи. Он был плодотворным создателем и стремился решать проблемы во многих сферах жизни.

Леонардо родился вне брака в бедной семье и никогда не получал никакого формального образования. Он обучился на дому чтению, письму, латыни, геометрии и математике.

Помимо искусства, которым он известен больше всего, его ум бродил по искусству, науке, технике и гуманитарным наукам.

Некоторые ученые считают, что Да Винчи - первый человек, который таким образом объединяет междисциплинарные знания и до сих пор преуспевает.

В конце 2017 года картина Сальватор Мунди, написанная Леонардо да Винчи, была продана на Christie’s за 450,3 миллиона долларов, что является самой высокой ценой среди всех произведений искусства, проданных с аукциона.

Гибкое мышление Леонардо

Леонардо да Винчи поддерживал страстное любопытство на протяжении всей жизни.

Однажды он сказал: «Самое благородное удовольствие - это радость понимания».

Он просто хотел знать. В своей книге «Леонардо да Винчи: биография» Уолтера Айзексона говорится, что да Винчи «больше интересовался поиском знаний, чем их публикацией».

Он хотел накапливать знания ради себя и ради своей личной радости, а не из-за стремления сделать публичное имя для себя как ученого или быть частью прогресса истории.

Он был мыслителем и создателем. Его разум весело бродил по искусству, науке, технике и гуманитарным наукам.

Более 7000 страниц тетрадей Леонардо все еще существуют. Его гениальность происходила от того, что он был дико изобретательным, необычайно любопытным и наблюдательным.

Его новизна была продуктом его собственной воли и усилий, что делает его историю вдохновляющей для нас, а также более подражающей.

Работы Да Винчи проложили путь для художников, ученых и философов. У большинства людей, которыми мы восхищаемся, часто есть дар гибкого ума. Сегодня, как никогда, мы должны принять гибкое мышление.

В стабильном мире, свободном от изменений, мы можем решать проблемы, применяя те же старые методы, принципы и правила. Но век беспрецедентных технологических изменений постоянно заставляет нас искать новые решения.

Сдаетесь ли вы, столкнувшись с проблемой, с которой не сталкивались раньше, или движимы решимостью достичь?

Насколько сильно вы стремитесь достичь этого «света» в конце туннеля?

Решение проблем и получение лучших результатов требует сочетания аналитического и эластичного мышления.

В правильном сочетании с другими чертами гибкое мышление является решающим фактором общего благополучия.

«Стремление к новизне - это одна из черт, которая делает вас здоровыми и счастливыми и способствует росту личности с возрастом»

— психиатр К. Роберт Клонинджер

«Разум, который может найти связи между, казалось бы, не связанными, может получить доступ к своей обширной сети идей и впечатлений и обнаружить даже слабые связи, которые затем могут быть усилены, чтобы распознать более широкое значение, если такое значение существует.»

Ненасытно любопытный подход Леонардо Да Винчи к жизни

«Будь любопытным, а не осуждающим»

— Уолт Уитмен

Леонардо да Винчи был безумно любопытен в самом начале своей карьеры. Он был ненасытным учеником. Любопытство ко всему и любопытство только ради любопытства, а не просто потому, что это полезно, является определяющей чертой Леонардо.

Он изучил все, что мог видеть и наблюдать: поток воды, то, как дым поднимается в воздух, как дятел использует свой язык.

У Леонардо были идеи, которые опережали его время. Его наблюдение и вера в то, что «все соединяется», легли в основу большинства его работ. Установление связи между внешне неважными вещами, возможно, является одним из самых важных навыков творческого мышления, которые вы когда-либо могли освоить.

Он не особо различал предметы, потому что полагал, что все они взаимосвязаны. По его собственным словам:

«Я бродил по сельской местности в поисках ответов на вещи, которые я не понимал. Почему на вершинах гор существовали раковины вместе с отпечатками кораллов, растений и морских водорослей, которые обычно можно найти в море. Почему гром длится дольше, чем то, что его вызывает, и почему сразу после его создания молния становится видимой для глаза, в то время как гром требует времени. Как различные круги воды образуются вокруг места, пораженного камнем, и почему птица может держаться в воздухе. Эти вопросы и другие странные явления поглощают мои мысли на протяжении всей моей жизни».

Ваш инстинкт исследования должен перерасти в инстинкт исследования.

Любопытство привело Эйнштейна к теории относительности. Без любопытства Исаак Ньютон не открыл бы законы физики, а Александр Флеминг, вероятно, не открыл бы пенициллин.

Неврологическое исследование показало, что любопытство делает наш мозг более восприимчивым к обучению и что, когда мы учимся, мы наслаждаемся ощущением обучения.

Естественно любопытный ум интересуется широким кругом вопросов, чтобы найти связи, которые помогут лучше решать повседневные проблемы.

Когда вы открыты для новых идей, тем больше вы, вероятно, будете следовать вашим любопытствам, и тем больше вы сможете связывать новую информацию и открытия с тем, что вы уже знаете.

Наше ненасытное стремление учиться, изобретать, исследовать заслуживает того же статуса, что и любой другой двигатель нашей жизни.

Ничего не предполагать, вопросы важнее

«Судите человека по его вопросам, а не по его ответам»

— Вольтер

Приобретение знаний и обучения получает свою энергию путем вопросов. Блестящие идеи могут возникнуть из более лучшего вопроса.

В одной из своих хорошо цитируемых и популярных цитат Эйнштейн считал, что если бы у него был час, чтобы решить проблему, он потратил бы первые пятьдесят пять минут, чтобы убедиться, что он отвечает на правильный вопрос.

Леонардо однажды сказал:

«Обучение - это единственное, что ум никогда не исчерпывает, никогда не боится и никогда не сожалеет.»

Начните задавать лучшие вопросы, чтобы найти правильные ответы.

Как и современные ученые, Леонардо Да Винчи всегда был готов пересмотреть свои модели, когда он почувствовал, что новые наблюдения или идеи потребовали от него этого.

Его больше интересовал процесс разведки, чем завершенная работа или окончательные результаты.

Если вы хотите лучше подходить к сбору правильной информации о работе вашей жизни и о том, на что вы хотите потратить оставшуюся часть жизни без стресса, вам следует сосредоточиться на том, чтобы попасть на путь расследования.

Задавать вопросы - это как дышать - это нечто настолько простое, инстинктивное, что мы принимаем это как должное. Но мы можем многое узнать о том, как задавать вопросы, и действительно делать это хорошо, чтобы получить ответы, которые мы ищем.

«Всю жизнь меня беспокоили вопросы: почему что-то так, а не иначе? Как вы это объясняете? Эта ярость, чтобы понять, чтобы заполнить пробелы, только делает жизнь более банальной. Если бы мы только смогли найти в себе мужество, чтобы оставить свою судьбу на волю случая, принять основную тайну своей жизни, мы бы были бы ближе к тому счастью, которое приходит с невинностью».

— Луис Бунюэль

Любопытный ум может лучше связывать идеи. Сохраняйте открытость и будьте готовы учиться, не учиться и переучиваться, чтобы найти ответы, которые вы ищете.

Ваше любопытство перерастет в удивительное открытие. Что-то, с чем вы легко отождествите себя и сможете продолжить.

Интеллектуальное бесстрашие уведет вас далеко

Когда вы бесстрашно интеллектуальны, вы готовы полностью погрузиться в другой опыт, чтобы получить больше знаний без ущерба.

Леонардо был самоучкой. Оставшись наедине с собой, Леонардо разработал эмпирический подход к обучению, в котором приоритет отдавался опыту, наблюдению и экспериментам.

Видимо, гордясь этим бездейственным подходом, он однажды подписал документ «Леонардо да Винчи, ученик опыта».

Раскрывая свой ум перед возможностями знаний, навыков и приключений, вы можете удивить себя наилучшим образом.

Не ограничивайте свое воображение, чтобы соответствовать вашим ожиданиям. Будьте открыты для изучения новых подходов к решению проблем.

Открытость даже не означает, что вы согласны с чем-то. Прелесть непредубежденности заключается в том, что она позволяет вам узнать много нового и погрузиться в новые перспективы.

Открытость - это мышца. Вы должны активно ставить себя в ситуации, которые позволяют вам копать глубже, чтобы понять новые концепции, принципы и идеи для улучшения вашей жизни, здоровья и благосостояния.

Вы можете начать с одной небольшой области, чтобы открывать новые идеи, а затем постепенно включать больше областей вашей жизни.

Леонардо Да Винчи был гением, потому что искал ответы на все, что его озадачило. Он был деятелем и учеником.

Если вы хотите думать и работать как Леонардо, проявлять любопытство, тренировать свой ум, чтобы подвергать сомнению все, экспериментировать смело и всегда подвергать сомнению очевидное.
Томас Оппонг, medium.сом

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эпоха Возрождения стала временем великих прогрессивных изменений во всех сферах жизни, особенно в культурной. Величайшие произведения искусства в великом множестве появляются в это время, у людей формируется новый взгляд на привычные вещи, на природу, на быт и на человека, как личность. Возрождение - эпоха, породившая «титанов», по мнению Энгельса. И несомненно один из самых ярких её представителей является Леонардо да Винчи, внёсший огромный вклад.

Возрождение - это эпоха возвращения к классической древней культуре, философии. Это эпоха зарождения нового взгляда на мир, совершенного противоположного средневековым традициям и устоям. Это возвращение к миру земному. Зародившее в начале XIV века в Италии Возрождение или ренессанс не является полной копией культуры Древней Греции: это новая культура, основанная на фундаменте античных ценностей. Становление философии и культуры данной эпохи тесно связанно с формированием нового естествознания, масштабным развитием мировой торговли и преобразованием всего уровня жизни. Здесь можно проследить чёткую взаимосвязь с развитием новых буржуазных отношений и распадом устаревшего феодального строя. В философии данного периода чётко отображены глубокие противоречия в обществе, вызванные глобальными изменениями его жизни.

Самой яркой и гениальной личностью данной эпохи можно смело назвать Леонардо да Винчи, большинство исследователей называют его основателем нового искусства. Этот гениальный художник, учёный и философ внёс неоспоримый вклад и в искусство. И в философию, и в науку.

Его творчество, как и жизненный путь остаются до конца не изведанными и не разгаданными, не смотря на великое множество исследований.

Леонардо да Винчи, кажется не оставил ни одной из формирующихся областей науки и искусства без собственного грандиозного вклада. Гениальность его идей поражает и восхищает людей во всём мире по сей день: художник, скульптор, архитектор, историк и математик, механик и астроном, гениальный философ. Его можно смело назвать феноменом. Уже столетия спустя его труды так же будоражат умы исследователей всего мира и остаются актуальными по сей день.

Философские труды Леонардо да Винчи представляют из себя большую ценности при изучении философии Возрождения, поскольку проникнуты глубоким ярким и индивидуальным взглядом на важнейшие тенденции эпохи.

Основным источником вдохновения и формирования собственного общефилософского взгляда на мир для юного гения стала его мастерская, где он творил великие произведения искусства. Так же большую роль в формировании его взглядов сыграло знакомства с великими строителями, архитекторами, математиками и прочими учёными. Леонардо да Винчи интересовали самые глобальные проблемы науки, природы и он всегда стремился получить исчерпывающие знания в этих областях, которые были у человечества на тот момент времени.

Леонардо да Винчи стремился познать суть всех природных явлений, проанализировать их и понять вне стандартной системы исследований того времени. Понять и постичь истоки всякого явления именно для себя, а не для публикации. Самое важно во всей этой исследовательской деятельности - попытка создать принципиально новый метод познания окружающего мира.

Леонардо да Винчи имел собственный индивидуальный взгляд на всё, который противоречил любой религии. Утверждения гения шли в резкое противоречие схоластическому богословию и католической религии. Сам Леонардо никогда не считал себя христианином, предпочитая остаться философом. Он отвергал всякую возможность знания и объявлений природных явлений сквозь призму религиозного взгляда на жизни. Не считал действительным знания, якобы полученные из некой священной книги. Напротив, он утверждал, что всякое знание начинается с ощущения. Без опоры на него и на опыт, никакое знание не может быть истинным и достоверным. Он отрицал истинность науки теологии, по той же причине, что нет в ней опоры ни на ощущения, ни на опыт. А, следовательно, данная наука - ложная.

Ещё одной ложной наукой Леонардо да Винчи признавал астрологию прорицаний. Вообще интересен тот факт, что астрологию он делил на две науки: порицательную астрологию и астрологию наблюдательную. Лженаукой он называл и алхимию, однако подчёркивая, что опыта соединения разных природных элементов имеют долю истинной науки и безусловно для неё полезны.

Леонардо да Винчи вопреки устоявшейся системе ценной людей эпохи средневековья подрывал веру общественности в чудеса, магии и особенно духов. Стоит отметить, что люди того времени особое значение предавали сновидениям, считая их формой общения с ними потусторонних сил. Данный взгляды гений глубоко критиковал. Основным инструментом познания мира Леонардо да Винчи видел именно зрение. То, что нельзя увидеть не существует, так обосновывал отсутствие некой магической божественной силы и всей мистики в совокупности. Глаз он назвал повелителем всех других чувств, и именно с его помощью, по мнению Леонардо да Винчи, элементарно просто отличить истину от вымысла.

На пути к истинным знаниям гений выделял ряд помех. Первой из которых безусловно является слепая религиозность и вера людей в истины, данные священным писанием. Второй основной помехой на пути получения истинного знания является сила вековых традиций средневековья. Знания, полученные из книг, не подкреплённые практичностью и опытом преобладают у большинства людей и воспринимаются ими как абсолютные и единые возможные истины, всё же новое и передовое чуждо людям той эпохи, встречается с пренебрежением, недоверием, а порой и вовсе с агрессией.

Через свою бурную деятельность Леонардо да Винчи стремится познать истинный облик вещей и природу их происхождения. Поэтому он проявляет себя в роли художника, скульптора, изобретателя.

Гуманизм в учении Леонардо да Винчи

Вся философия Леонардо да Винчи проникнута идеями гуманизма. Наиболее чётко это выражается в отрицании абсолютного большинства средневековых традиций и в противопоставлении бога миру, который он создал.

Проникнутый идеями гуманизма, Леонардо да Винчи всецело разделял идею антропоцентризма: в центре всего мироздания он видел именно человека, с его психологическими качествами. Через всё своё творчество он стремится призвать людей к мышлению, свободному от всяких рамок и границ, истинной мысли.

В своей философии Леонардо да Винчи рьяно отстаивает право человека на свободное творческое мышление. Подрывая авторитет слепой религии, Леонардо да Винчи буквально расчищает просторы для изучения мира сквозь призму науки, опыта, а не слепой веры в священное писание.

Исследователи единогласны в мнении, что Леонардо представляет из себя самого последовательного представителя новой эпохи. Он выступил одним из первых противников «пустой философии», которая по его мнения была лишена практичности мысли и пользы для науки. Каждое суждение, основанное на частом созерцании, не подкреплённое опытом и действием, она называем бесполезным, пустым и далёким от истины. Всякую науку, которая берёт своё начало исключительно в мысли и заканчивается на ней же он также называл пустой и бесценной. «Единственным критерием истины является опыт». La veritа sola fu figliola del tempo.

Такой же особый подход он имел и к искусству, что отражено в его личной цитате: «Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника».

По мнению Леонардо, настоящее познание начинается с чувственного познания мира (с помощью глаза, как основного инструмента). И в полной мере оно осуществляется лишь через опыт, который может постигнуть учёный лишь изменив вещь собственными руками. Это познание он называл физическим экспериментом и считал обязательной частью познания природы вещей. Это может выражаться и через скульптуру, и через рисунок, и через инженерный чертёж.

Интересно, что лишь к концу собственной жизни гений стремится систематизировать собственные записи, которые в наследие после смерти Леонардо получают его ученики. Большинство рукописей было утеряно, но некоторые всё же дошли до нас. Это порядка 6000 страниц, наполненных рисунками и личными взглядами Леонардо на природу вещей. Сравнительно недавно учёными были обнаружены Мадридские кодексы да Винчи. Которые стали подтверждением его гениальных мыслей и решений. Изобретения, описанные автором, поражают. Как мог человек эпохи Возрождения так точно предсказать научно-технологический прогресс наших лет? Во время свой жизни он описывает невероятные изобретения, которые человек смог воплотить в жизнь лишь столетия спустя. По точным чертежам учёные смогли создать уникальные изобретения гения. Например, напильники или водяную пилу, станки.

Каждая практика, по мнению Леонардо да Винчи, должна быть подкреплена отличной теорией. И приступать к практике без теории в высшей степени безрассудно.

Большое внимание уделял Леонардо да Винчи математике, видя в ней посредника между опытом и истинным знанием. Он видел в этой науке основной метод познания мира с помощью науки и всегда использовал её в собственных физических экспериментах.

Леонардо да Винчи был глубоко убеждён, что каждый человек наделён безграничным творческим потенциалом, который тесно связан с силой человеческого разума.

Сам себя она называл «лишённым книжного образования», простым ремесленником - художником, ни в коем случае не философом. «Механические искусства» он преобразовал силой своего гения в «свободные искусства», проложив дорогу для сближения гуманитарных и естественных наук. И только единство этих областей он признавал истинной наукой, которая основана на прочной связи теории и практики.

Слава великого гения не померкла в веках, и с каждым новым технологическим открытием, нашедшим свое отражение в трудах гения, лишь разгорается. С каждым новым открытием в области инженерии интерес к его чертежам становится всё больше, и то, что казалось фантастичным, оказывается на деле глубоко научным и возможным. Ряд исследователей находит в его трудах даже предсказания атомного взрыва. Не угасает внимание современников к живописи художника, которая наполнена загадкой и тайной, глубоким смыслом, ведь выполнена с полным отчётливым участием гениального разума Леонардо, как и любое дело, за которое он когда-либо брался.

Человек для Леонардо да Винчи являлся не только центром вселенной, но и маленьким космосом. Он верил в то, что каждый человек концентрирует в себе целый мир. Познав человека, по мнению да Винчи, можно познать и окружающий мир, и природу вещей. Поэтому такое большое значение он уделял изучению анатомии человека, глубоко рассматривал каждую физиологическую особенность, строение мышц, пропорции тела. И по средству физиологического познания человека он стремился к познанию его души.

Леонардо да Винчи считал, что искусство обладает великой силой, способной познать мир и тайну бытия. Оно воссоздаёт великолепие мира и жизни, благодаря этому оно поднимает саму жизнь на новый уровень, наполняя её радостью, красотой и оптимизмом.

леонардо познание гуманизм философия

Список литературы

1. Ильин В.В. История философии: учебник для вузов. - СПб., 2008. - 368 с.

2. .История философии: учебник для высших учебных заведений / отв. ред. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на/Д, 2007. - 612 с.

3. Скирбекк Г., Гильс Н. История философии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Наука, 2009. - 370 с.

4. Философия: учебник / под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 522 с.

5. Философия (полный курс): учебник для студентов высших учебных заведений / под ред.А.Н. Ерыгина. - М.: Просвещение, Ростов-на/Д, 2009. - 356 с.

6. Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эрудит, 2009. - 357 с.

7. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова.7-е изд, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2009. - 344 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Возникновение гуманизма как направления в философской мысли эпохи Возрождения. Гуманизм в системе взглядов Леонардо да Винчи, проникновение его исследовательской мощи во все области науки и искусства. Реалистические тенденции в подходе к миру и человеку.

    реферат , добавлен 25.12.2012

    Исследование науки эпохи Возрождения и выявление предпосылок развития науки в период Ренессанса. Политические, социальные предпосылки развития науки, черты гуманистического мировоззрения. Вклад Леонардо да Винчи в разработку и обоснованию научного опыта.

    реферат , добавлен 12.04.2015

    Постоянство энергии во Вселенной и связанные с этим закономерности. Теория Леонардо да Винчи о неподвижности Солнца и ее опровержения согласно современным исследованиям. Варианты решения проблемы перегрева и увеличения насыщенности атмосферы влагой.

    реферат , добавлен 26.11.2013

    Даосизм - китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, шаманизма, несущее также традиционную философию и науку. Основоположник даосизма - Жёлтый Император Хуанди. Мудрец Лао-Цзы и его книга "Дао Дэ Цзин" ("Книга о Пути и Силе").

    реферат , добавлен 19.04.2009

    Предпосылки возникновения новой культуры. Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения. Натурфилософия эпохи Возрождения и ее яркие представители. Леонардо да Винчи, Галилей, Джордано Бруно.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2007

    Философия эпохи Возрождения. Отход от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Мышление в эпоху Ренессанса. Проблематика психологических изысканий. Смысл научной деятельности по мнению Леонардо да Винчи. Гуманизм в эпоху Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2013

    Краткая биография Фомы Аквинского, истоки и эволюция его философских взглядов и влияние на философию Средневековья. Типы познания в рамках гносеологии, учение о человеке и этике Фомы Аквинского, его идеи. Наиболее известные цитаты великого мыслителя.

    реферат , добавлен 20.09.2009

    Происхождение искусства и его основные функции. Один из способов познания человеком мира и самого себя. Эстетическое и моральное сознание человека. Основные категории и социальное содержание искусства. Существует ли прогресс в искусстве? Феномен гения.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2008

    Понятия и методы исследования натурфилософской картины мира через сравнение ее с современной моделью познания окружающего мира. Натурфилософия: основные идеи, принципы и этапы развития. Научная картина мира. Современная модель познания окружающего мира.

    реферат , добавлен 14.03.2015

    Социально-исторические и научные предпосылки философии. Задача и метод философии согласно Ф. Бэкону. Учение об "идолах" или призраках познания. Основные пути познания. Продукт чувственного познания согласно Т. Гоббсу. Учение о государстве (Р. Декарт).

Леонардо – художник

Леонардо - разносторонний гений. Из семьи нотариуса и крестьянки. Он был блестящим художником, выдающимся инженером, опередившим свое время, конструктором различных машин, знатоком анатомии и физики, скульптором и архитектором, глубоким мыслителем и литератором. Леонардо – это воплощение всесторонне развитой личности, ее гуманистического идеала. Ум Леонардо да Винчи стремился к новаторству, пересмотру области естественных наук, к их симбиозу с искусством.

Многие из его грандиозных проектов и начинаний не были завершены по причине высокой требовательности к собственному творчеству и из-за неблагоприятных обстоятельств разного рода. Так неоконченной осталась работа «Поклонение волхвов»; погибла конная статуя миланского правителя Лодовика Сфорца в начале Итальянских войн, которую Леонардо создал в глине и планировал отлить затем в бронзе; практически разрушена фреска «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария в Милане. От многочисленных научных трудов остались только разрозненные заметки, в которых зафиксированы главные идеи, наблюдения , обрывки мыслей и поразительные рисунки, отразившие размышления и гениальные догадки ученого.

Наследие Леонардо положило начало искусству Высокого Возрождения , к нему относятся «Мадонна в скалах», изображение Моны Лизы - знаменитая картина «Джоконда», «Битва при Ангьяри», «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» и другие полотна, а также макеты механизмов

Осталось много рисунков Леонардо, которые сделаны сангиной, цветными мелками и пастелью, а также серебряным карандашом и мелом. Леонардо считается изобретателем пастели.

Леонардо начал писать «Трактат о живописи», работал над ним всю жизнь, но так и не закончил. В данном справочнике из нескольких томов Леонардо описывал как художнику воссоздать на полотне окружающий мир, о линейной и воздушной перспективах, пропорциях, анатомии и геометрии, механике и оптике, о взаимодействии цветов и рефлексах.

Леонардо – философ

Леонардо в свои молодые годы не получил гуманистического образования. Он был чужд книжного знания. Его больше привлекали художники, скульпторы, ученые естественных наук. Не будучи философом Леонардо пытался осмыслить многие теоретические вопросы, проявляя повышенный интерес к проблемам познания. Он считал опыт главным источником представлений о человеке и мире. Мудрость он называл дочерью опыта.

Взглядам Леонардо присуща пантеистическая тенденция. Согласно его представлениям, разумное, божественное начало природы открыто человеку, так как он сам является неотъемлемой ее частью. Он верил в силу человеческого разума и знания, в созидательную силу человека. Леонардо считал, что человек-творец может не просто сравниться с природой, а превзойти ее.

Особенно значимыми Леонардо считал творческие возможности живописца, который силой своего воображения, но на базе научных знаний создает на полотне новые формы и облики. Леонардо сумел разглядеть в художнике ученого. Глаз живописца он рассматривал как тонкий инструмент научного познания и на основе этого создал апологию возможностей глаза.

Леонардо - ученый

Для современников Леонардо был человеком безумно смелым в своих оригинальных суждениях, практически еретиком, отрицавшим любые авторитеты, включая церковные, доверяющим только мысли, истинность которой подтверждена человеческой практикой.

Ученый по призванию Леонардо провел в свое время исследования в сфере конструирования летательных аппаратов. В процессе исследований он изучал полет и планирование птиц, разбирал строение их крыльев, и на этой основе разработал орнитоптер - летательный аппарат с машущими крыльями, но данный проект так и не был притворен в жизнь. Леонардо да Винчи создал парашют пирамидальной формы, модель спирального пропеллера, являющегося вариантом современного пропеллера.

Постоянные наблюдения за природой сделали его истинным знатоком в области ботаники. Леонардо первым сформулировал законы филлотаксии об управление расположением листьев на стебле, а также законы влияния гравитации и солнца на растения, открыл методику определения возраста деревьев по их годовым кольцам.

Леонардо был знатоком и в области анатомии. Он первый описал клапан правого желудочка сердца, проводил анатомирование, создал систему изображения внутренних органов и тела в поперечном разрезе.

Замечание 2

Особый интерес представляют его исследования в области геологии. Именно Леонардо сделал описание осадочных пород и объяснил морские отложения в итальянских горах.

Леонардо да Винчи конструировал каналы, плотины и шлюзы. Он изобрел башмаки для хождения по воде, спасательный круг, прибор для подводного перемещения, похожий на современный скафандр, перепончатые перчатки для плавания, машину для производства веревки, шлифовальную машину.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры