Лучшие хиты Pasha Parfeny (Паша Парфений). Парфений, павел александрович Участие в конкурсе песни Евровидение

Главная / Развод

Парфений, в миру Петр Агеев, по некоторым сведениям Андреев (ок. 1807 – февраль 1878) бывший старообрядец, уроженец Молдавии, в 1839 г. прибыл на Афон, где принял монашество, а в 1841 г. схиму с именем Парфения. Затем он совершил большое… … Википедия

Парфений (в миру Павел Васильевич Васильев Чертков, 1782 1853) архиепископ владимирский, потом воронежский; образование получил в Московской славяно греко латинской академии, в которой впоследствии был префектом (1811 1814). С 1814 по 1817 г. П.… … Биографический словарь

Архиепископ Парфений Парфений (Чертков), еп. Владимирс … Википедия

Патриарх Павел IV Παύλος Δ΄ 78 й Константинопольский патриарх 780 784 Церковь … Википедия

Патриарх Павел IV Παύλος Δ΄ 78 й Константинопольский патриарх 780 784 Церковь: Константинопольская православная церковь … Википедия

Патриарх Павел IV Παύλος Δ΄ 78 й Константинопольский патриарх 780 784 Церковь: Константинопольская православная церковь … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Павел I (значения). Павел I греч. Νέας Ρώμης Παύλος Α΄ 28 й … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Парфений (значения). Епископ Парфений … Википедия

Книги

  • Слово на погребение в боге почившаго Святейшаго правительствующаго Синода члена, высокопреосвященнейшаго Августина , Парфений (Павел Васильевич Чертков-Васильев). Полный вариант заголовка: «Слово на погребение в боге почившаго Святейшаго правительствующаго Синода члена, высокопреосвященнейшаго Августина, архиепископа московскаго и коломенскаго,… электронная книга
  • Слова на случай выборов по Владимирской губернии , Парфений (Павел Васильевич Чертков-Васильев). Полный вариант заголовка: «Слова на случай выборов по Владимирской губернии чиновников при собрании Владимирского дворянства, говоренные Владимирского архиерейского дома в… электронная книга

Pasha Parfeny (Паша Парфений) - певец, композитор из Молдовы. Музыкальные корни Паши берут начало от его родителей: мать – профессиональный педагог по фортепиано, отец - гитарист, обладающий красивым голосом. Будучи еще совсем маленьким, Паша все время находился в творческой атмосфере, поэтому после трех лет он также уверенно садился за фортепиано, либо пытался перебирать струны, подпевая своему талантливому отцу. Уже в семь лет Паша поступил в музыкальную школу в Оргееве – город, где он проживал. В ней мальчик с легкостью закончил специальность «фортепиано».

Серьезно заинтересовавшись джазом, парень поступает в Тираспольский музыкальный колледж, выбирая секцию фортепианный джаз. Биография его как певца начинается в 16 лет, именно тогда видного и талантливого юношу приглашают на роль солиста в группу Электромаш. Поработав вместе с коллективом, через четыре года Паша поступает в Государственную Академию Искусств, где выбирает эстрадно-джазовое отделение.

Спустя год Павла приглашают в театр центра Элат – именно там старт в карьере сделали многие перспективные солисты. Фото Паши попадают чаще на афиши , но уже совсем скоро о нем говорит вся страна. Павла приглашают практически на все фестивали и конкурсы, которые проходят как в Молдове, так и за ее границами. Записанные МР3-композиции практически не пропадают с радиоэфиров, особенно часто их можно услышать в специализированных программах. Павла замечает группа SunStroke Project, предложившая молодому человеку место солиста. И хотя сотрудничество длилось всего около года, под одноименным лейблом Павлу удалось выпустить немало гениальных произведений. В 2013 вместе с певицей Аленой Мун стал победителем Евровидения.

, композитор

Жанры Псевдонимы Сотрудничество

Па́вел Алекса́ндрович Парфе́ний (род. 30 мая , Оргеев , МССР , СССР) - молдавский певец и композитор , бывший солист группы «SunStroke Project ». Представлял Молдавию с песней Lăutar на конкурсе песни Евровидение в 2012 году .

Биография

Участвовал во многих творческих конкурсах и фестивалях.

Участие в конкурсах

Участие в конкурсе песни Евровидение

Является неоднократным участником национальных отборов на «Евровидение » от Молдовы. В 2009 и 2010 году он пробовал свои силы с песнями «No Crime» и «You should like to show» соответственно, а в 2011 году подал заявку на участие с песней «Dorule», но занял 3 место.

Дискография

Клипы

Фильмография

Напишите отзыв о статье "Парфений, Павел Александрович"

Примечания

Ссылки

Предшественник:
Zdob şi Zdub
Молдавия на конкурсе песни Евровидение

(вместе с бэк-вокалистом Алёной Мун)
Преемник:
Алёна Мун

Отрывок, характеризующий Парфений, Павел Александрович

Она бросилась к Соне, обняла ее и заплакала. – Немножко ранен, но произведен в офицеры; он теперь здоров, он сам пишет, – говорила она сквозь слезы.
– Вот видно, что все вы, женщины, – плаксы, – сказал Петя, решительными большими шагами прохаживаясь по комнате. – Я так очень рад и, право, очень рад, что брат так отличился. Все вы нюни! ничего не понимаете. – Наташа улыбнулась сквозь слезы.
– Ты не читала письма? – спрашивала Соня.
– Не читала, но она сказала, что всё прошло, и что он уже офицер…
– Слава Богу, – сказала Соня, крестясь. – Но, может быть, она обманула тебя. Пойдем к maman.
Петя молча ходил по комнате.
– Кабы я был на месте Николушки, я бы еще больше этих французов убил, – сказал он, – такие они мерзкие! Я бы их побил столько, что кучу из них сделали бы, – продолжал Петя.
– Молчи, Петя, какой ты дурак!…
– Не я дурак, а дуры те, кто от пустяков плачут, – сказал Петя.
– Ты его помнишь? – после минутного молчания вдруг спросила Наташа. Соня улыбнулась: «Помню ли Nicolas?»
– Нет, Соня, ты помнишь ли его так, чтоб хорошо помнить, чтобы всё помнить, – с старательным жестом сказала Наташа, видимо, желая придать своим словам самое серьезное значение. – И я помню Николеньку, я помню, – сказала она. – А Бориса не помню. Совсем не помню…
– Как? Не помнишь Бориса? – спросила Соня с удивлением.
– Не то, что не помню, – я знаю, какой он, но не так помню, как Николеньку. Его, я закрою глаза и помню, а Бориса нет (она закрыла глаза), так, нет – ничего!
– Ах, Наташа, – сказала Соня, восторженно и серьезно глядя на свою подругу, как будто она считала ее недостойной слышать то, что она намерена была сказать, и как будто она говорила это кому то другому, с кем нельзя шутить. – Я полюбила раз твоего брата, и, что бы ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его во всю жизнь.
Наташа удивленно, любопытными глазами смотрела на Соню и молчала. Она чувствовала, что то, что говорила Соня, была правда, что была такая любовь, про которую говорила Соня; но Наташа ничего подобного еще не испытывала. Она верила, что это могло быть, но не понимала.
– Ты напишешь ему? – спросила она.
Соня задумалась. Вопрос о том, как писать к Nicolas и нужно ли писать и как писать, был вопрос, мучивший ее. Теперь, когда он был уже офицер и раненый герой, хорошо ли было с ее стороны напомнить ему о себе и как будто о том обязательстве, которое он взял на себя в отношении ее.
– Не знаю; я думаю, коли он пишет, – и я напишу, – краснея, сказала она.
– И тебе не стыдно будет писать ему?
Соня улыбнулась.
– Нет.
– А мне стыдно будет писать Борису, я не буду писать.
– Да отчего же стыдно?Да так, я не знаю. Неловко, стыдно.
– А я знаю, отчего ей стыдно будет, – сказал Петя, обиженный первым замечанием Наташи, – оттого, что она была влюблена в этого толстого с очками (так называл Петя своего тезку, нового графа Безухого); теперь влюблена в певца этого (Петя говорил об итальянце, Наташином учителе пенья): вот ей и стыдно.
– Петя, ты глуп, – сказала Наташа.
– Не глупее тебя, матушка, – сказал девятилетний Петя, точно как будто он был старый бригадир.
Графиня была приготовлена намеками Анны Михайловны во время обеда. Уйдя к себе, она, сидя на кресле, не спускала глаз с миниатюрного портрета сына, вделанного в табакерке, и слезы навертывались ей на глаза. Анна Михайловна с письмом на цыпочках подошла к комнате графини и остановилась.
– Не входите, – сказала она старому графу, шедшему за ней, – после, – и затворила за собой дверь.
Граф приложил ухо к замку и стал слушать.
Сначала он слышал звуки равнодушных речей, потом один звук голоса Анны Михайловны, говорившей длинную речь, потом вскрик, потом молчание, потом опять оба голоса вместе говорили с радостными интонациями, и потом шаги, и Анна Михайловна отворила ему дверь. На лице Анны Михайловны было гордое выражение оператора, окончившего трудную ампутацию и вводящего публику для того, чтоб она могла оценить его искусство.
– C"est fait! [Дело сделано!] – сказала она графу, торжественным жестом указывая на графиню, которая держала в одной руке табакерку с портретом, в другой – письмо и прижимала губы то к тому, то к другому.
Увидав графа, она протянула к нему руки, обняла его лысую голову и через лысую голову опять посмотрела на письмо и портрет и опять для того, чтобы прижать их к губам, слегка оттолкнула лысую голову. Вера, Наташа, Соня и Петя вошли в комнату, и началось чтение. В письме был кратко описан поход и два сражения, в которых участвовал Николушка, производство в офицеры и сказано, что он целует руки maman и papa, прося их благословения, и целует Веру, Наташу, Петю. Кроме того он кланяется m r Шелингу, и m mе Шос и няне, и, кроме того, просит поцеловать дорогую Соню, которую он всё так же любит и о которой всё так же вспоминает. Услыхав это, Соня покраснела так, что слезы выступили ей на глаза. И, не в силах выдержать обратившиеся на нее взгляды, она побежала в залу, разбежалась, закружилась и, раздув баллоном платье свое, раскрасневшаяся и улыбающаяся, села на пол. Графиня плакала.
– О чем же вы плачете, maman? – сказала Вера. – По всему, что он пишет, надо радоваться, а не плакать.
Это было совершенно справедливо, но и граф, и графиня, и Наташа – все с упреком посмотрели на нее. «И в кого она такая вышла!» подумала графиня.
Письмо Николушки было прочитано сотни раз, и те, которые считались достойными его слушать, должны были приходить к графине, которая не выпускала его из рук. Приходили гувернеры, няни, Митенька, некоторые знакомые, и графиня перечитывала письмо всякий раз с новым наслаждением и всякий раз открывала по этому письму новые добродетели в своем Николушке. Как странно, необычайно, радостно ей было, что сын ее – тот сын, который чуть заметно крошечными членами шевелился в ней самой 20 лет тому назад, тот сын, за которого она ссорилась с баловником графом, тот сын, который выучился говорить прежде: «груша», а потом «баба», что этот сын теперь там, в чужой земле, в чужой среде, мужественный воин, один, без помощи и руководства, делает там какое то свое мужское дело. Весь всемирный вековой опыт, указывающий на то, что дети незаметным путем от колыбели делаются мужами, не существовал для графини. Возмужание ее сына в каждой поре возмужания было для нее так же необычайно, как бы и не было никогда миллионов миллионов людей, точно так же возмужавших. Как не верилось 20 лет тому назад, чтобы то маленькое существо, которое жило где то там у ней под сердцем, закричало бы и стало сосать грудь и стало бы говорить, так и теперь не верилось ей, что это же существо могло быть тем сильным, храбрым мужчиной, образцом сыновей и людей, которым он был теперь, судя по этому письму.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры