Мое отношение к родиону раскольникову. Мое отношение к раскольникову

Главная / Развод

Для меня герой романа Ф. М. Достоевского - один из серьезных образов в русской литературе. Несомненно, Раскольников - личность, но отношение к нему зависит от умения думать, анализировать все, что рассказал автор о своем герое. Роман вызывает нескончаемые размышления и споры. Содержание такого произведения, как «Преступ­ление и наказание», неисчерпаемо, его образы емки и относятся к разряду «вечных».

Причины этого многообразны: «болезненность» социальных проблем, к которым обращается писатель, особенности внутреннего мира главного героя. Читая роман, мы вместе с Достоевским проходим трудный путь исканий и раздумий. Личность Расколь­никова рождает так много вопросов, что выразить определенно свое отношение к ней очень трудно. ,

В психологическом портрете Раскольникова на первое место выдвинуты те черты, которые рождены общественным положением бедного студента (он мнителен, самолю­бив, мрачен, угрюм). Можно сказать, что в этом проявляются особенности социальной психологии людей бедных, обездоленных. Желание и умение писателя углубиться в подспудные процессы сознания приводят его к интересному приему самооткрытия Раскольникова - к передаче снов. В них болезненные переживания Родиона предстают в обнаженном виде. Какие нестандартные определения дает писатель: «он был задавлен бедностью», «изуродован нищетой», «удручен бедностью». Эта характеристика понятна читателю, в том числе и современному. Но люди ищут друтой выход, а не тот, который выбрал Раскольников по «заблуждению мысли», по нелепости придуманной теории на право сильного человека решать вопросы так, как это ему кажется правильным. К со­жалению, и сегодня можно найти людей, оправдывающих Раскольникова. «Почему бы и нет, - говорят они. - Почему не отобрать деньги у негодяя, не убить подлеца, чтобы вытащить из нищеты хороших людей? А то, что при этом убита ни в чем не повинная Лизавета, так это случайность. Издержки». К чему приводит такая философия, нам рассказал Федор Михайлович.

Роман дает понимание главного: за преступление следует наказание, более страшное, чем арест, ссылка. Наказание это - муки совести. Преступить закон - значит выклю­чить себя из жизни, из ее течения. Содеянное стало непреодолимой преградой между Раскольниковым и всеми окружающими его людьми.

Мне понятны вопросы, которые волновали главного героя Достоевского: почему умные и благородные должны влачить жалкое существование, а ничтожные и подлые живут в роскоши и довольстве? Почему страдают невинные дети? Но то, что сделал Раскольников, проблемы ведь не решает. Права Соня Мармеладова, когда говорит о том, что не во власти человека судить, «кому жить, а кому не жить». Несомненно и то, что Родион Раскольников - человек честный, мыслящий, умеющий чувствовать чужие страдания. И это меня в нем привлекает. На сделку с совестью он не пошел. В рассуждениях о праве сильной личности он допустил много ошибок. Очевидно, это всегда будет угнетать его, даже после тех семи лет, которые осталось ему провести на каторге. Но осознал ли он, искупил ли полностью свою вину? Я думаю, что нет. И это отталкивает меня от него.

Достоевский, по сути, написал первый в истории отечественной литературы психологический роман. «Преступление и наказание» - это история человека, которого постоянно раздирают сомнения, мучает совесть, человека, сердце и разум которого постоянно находятся в противодействии. В личности героя раскрываются такие глубочайшие психологические пласты, которые никогда ранее не раскрывались в художественной литературе.

Раскольников - очень сложная, неоднозначная и многоплановая личность. Будучи студентом юридического факультета, он написал статью о правах великих людей допускать какие угодно большие жертвы во имя великих поступков. Иначе говоря, его теория - очередное воплощение старой как мир идеи: «цель оправдывает средства». Эту идею он выносит в своей голове, с этой идеей он идет убивать старуху-процентщицу:

Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, – и все это на ее деньги. Убей ее и возьми с тем, чтобы с их помощию посвятить себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысяча смертей, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – вот и вся арифметика!

Однако мысли эти его очень пугают, ему отвратно думать, что он может опуститься до такого пошлого, грязного дела, как убийство ради денег. Сердце Раскольникова отвергает то, что пытается навязать его разум, но, в конце концов, уступает доводам последнего. Это противоречие мыслей и чувств по их поводу мучает его, унижает его страшно, и единственный способ, который он находит, чтобы избавиться от этого унижения – это наконец-таки свершить задуманное.

Преступление занимает только небольшую часть в начале романа, наказание – всю остальную его часть. Ведь под наказанием имеется в виду не только и не столько каторга, сколько душевные муки, невыносимые страдания, которые испытывает герой из-за содеянного им. Раскольникову хватило решимости только на сам поступок, но после него решимость как ветром унесло. В коматозном, полуобморочном состоянии он бродит по Сенной, теряет сознание в полицейском участке, кричит на своих друзей, просыпается в своей каморке в холодном поту, опасаясь, не обнаружил ли кто следов крови или драгоценностей в его тайнике. Из-за его абсолютно неадекватного поведения Порфирию Петровичу было довольно легко раскрыть его преступление, потому как он был опытный следователь и прежде всего обращал внимание именно на психологию подозреваемого, на то, как он себя ведет. Раскольников некоторое время пытается сопротивляться, но довольно скоро осознает, что он смертельно устал от своего вранья, от греховности своей, и что этому всему надо положить конец.

Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: “Я убийца!”» Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю...

Раскаяние, жгучее, неодолимое раскаяние просыпается в душе его. Он идет в полицейскую контору и поперек всем своим позывам, всем страхам своим, которые все еще бродят в его сердце, признается: «я убил». На допросе он не пытается оправдаться или хоть как-то смягчить обстоятельства в свою пользу – он просто и обстоятельно рассказывает все так, как оно было на самом деле.

В Раскольникове, несомненно, есть благородное, светлое начало. Он до безумия любит свою мать и сестру – достаточно вспомнить его слезы, которые он проливал над письмом матери; он сочувствует Мармеладову, по-человечески сочувствует, не отвергая его пьяных и патетических речей о греховности человечества и грядущем всепрощении; он отдает двадцать рублей Катерине Ивановне на похороны своего мужа, двадцать рублей, которая прислала ему его бедная мать, чтобы хоть как-то поправить его дела. И то, что он, в конце концов, решается на признание в совершенном преступлении, как когда-то решился на само преступление, говорит о его мужестве и внутреннем благородстве.

Преступление и наказание – это роман о крестном пути человека, который приходит к жизни через смерть, к счастью через страдания, к свету через беспросветную тьму, к Богу – через искушения Дьявола. И свет, в конце концов, одерживает победу над мраком – за горизонтом открывается новая, совсем иная жизнь, в которую еще только предстоит вступить Раскольникову после каторги.

Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней. Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом...

1: Это один из ключевых моментов в плане авторской задумки романа. В 1880 г., присутствуя на открытии опекушинского памятника Пушкину, Достоевский произнес речь, в которой обратился к слушающим с вопросом, возможно ли ради счастья всего человечества пожертвовать жизнью одного невинного существа. Для писателя ответ был категорически однозначен: «нет».

Отношение к Герою романа «Преступление и наказание» Родиону Раскольникову

Отношение к Герою романа «Преступление и наказание» Родиону Раскольникову не может быть однозначным, с одной стороны, это чуткий, способный на самопожертвование человек, с другой - бунтарь, совершающий аморальный поступок. Поэтому я симпатизирую ему, как думающему не глупому человеку и не приемлю аморальность его целей и способа их достижения.

Кумиры, идолы Раскольникова -великие гении, вершители судеб человечества. Чтобы стать одним из них, герою надо принять на себя все грехи людские и тем изжить их.

Раскольникова очень увлекал Наполеон, как идеал сильной личности. Сознание своего превосходства явилось благоприятной психологической почвой для развития его притязаний на власть над людьми.

Студент Раскольников выстроил свою жестокую философию, Которая заключалась в следующем: все люди подразделяются на две категории: «твари дрожащие», безропотно принимающие порядок вещей, и «творцы истории», «сильные мира сего», люди нарушающие моральные нормы и общественный порядок, ген за счет попрания первых последними.

Идеалом «сверхчеловека» у Раскольникова является Наполеон. Для героя Достоевского это личность, действующая по правилу «все дозволено», человек, могущий пожертвовать всем ради достижения собственной выгоды. Это гений, который уверен, что имеет право распоряжаться человеческой судьбой, сотнями жизней. Он, не задумываясь, посылает тысячи людей на гибель в Египет, оставляет свою армию замерзать в снегах России без тени жалости и сожаления. Таков кумир Раскольникова. Молодой человек завидует способности императора перешагнуть через всех и все, его равнодушию, спокойствию, хладнокровию.

Мечты Раскольникова о наполеоновской власти над людьми не был выражением только его индивидуалистического самоутверждения. Эту власть он предполагал использовать во имя общего блага. Раскольников мечтает управлять людьми, направить свои силы на преобразование мира к лучшему.

Его преступление парадоксально смыкается с величайшей жертвой.. Старуха- процентщица действительно пала жертвой не убийцы, а принципа.

Для Раскольникова убийство старухи есть самопроверка героя: выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он избранным, исключительным человеком, Наполеоном: «Я просто убил; для себя убил, для себя одного».

Раскольников совершил преступление потому, что он человек, Не проверял ли Достоевский героя на прочность из-за того, что увидел себя в осужденном убийце? Не хотел ли убедиться в том, смог бы он, автор, совершить преступление?

Но стремясь стать Наполеоном Раскольников волнуется, переживает из-за матери, старается уберечь сестру Дунечку от брака с подлецом Лужиным, испытывает страшные угрызения совести

Таким образом Раскольников потерпел неудачу. Его поступок приводит к нарушению моральных норм и краху нравственных ценностей. Однако он путем тяжких испытаний пришел к осознанию тщетности и ничтожества избранного идеала, к горькому разочарованию в Наполеоне.

Его спасла одна и та же сила - любовь и соединение с вечным. Любовь Сони преображает Раскольникова, приобщает его к вечным нравственным ценностям. Он приходит к признанию нравственного закона, как общеобязательного и объективно существующего, что приводит к разочарованию в кумире.

Достоевский показал, что сама идея «наполеонизма» глубоко бесчеловечна, эгоистична, буржуазна и антидемократична по своей сущности».

Раскольников, в романе, сознательно неприятен всем. В его поведении акцент поставлен на моментах, возмущающих нравственное чувство. Со злостью сопротивляясь человечному в себе, он пытается его задушить, терзая себя и близких. Мы неприемлем героя в этой абсолютной, опустошающей вражде к миру. Автор же больше симпатизирует ему, нетерпеливому мыслителю и философу, не докапывающемуся до корня лежащих перед ним противоречий.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


Со временем, эту аксиому познает и Родион, но в отличие от Достоевского познание пришло слишком поздно. К чему же в результате приходит главный герой, считая себя в праве уничтожать «ненужных» людей? Одних людей он относит к высшей расе, других – к низшей. Его волнует вопрос о собственном положении в иерархии людей. Родион мечтает обрести власть, совершая безнравственные поступки, убивая других. Достоевский, проповедуя христианство, вносит в роман образ Сони – полную противоположность Раскольникову. Писатель понимает «полное счастье» в уничтожении своего «я», в служении людям. Это воплотил он в Сонечке Мармеладовой. Автор противопоставляет ее образ и образ Родиона, сталкивая бунтарский дух и смирение. Всепрощающая любовь Сони убеждает Раскольникова принять страдания. Он признается в преступлении, но нисколько не раскаивается. Настоящее раскаяние приходит к нему только на каторге.

«преступление и наказание» - социально-психологический роман

Примером этого для меня послужил случай в доме Мармеладовых: Родион пожертвовал оставшиеся деньги на похороны умершего отца этого семейства. С другой стороны, наряду с тем, что Раскольников необыкновенно умен и даже талантлив, он горд, малообщителен и, как следствие, очень одинок. Сюжет романа не так прост, как кажется вначале. В центре произведения стоит созревшая в голове Родиона Раскольникова «теория исключительности», согласно которой все люди делятся на две категории: «твари дрожащие» - те, кому просто приходится плыть по течению жизни, не пытаясь ничего изменить; и «право имеющие» - как Наполеон, те, кому всё дозволено, даже посягательство на чужую жизнь.

Однако он не учел одного: чтобы действительно стать Наполеоном, нужно не только убивать других людей, но и, прежде всего, уничтожить в себе самом все человеческое.

One more step

Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» - Наполеон Бонапарт: «…настоящий властелин, кому все разрешается, - громит Тулон, устраивает резню в Париже, забывает армию в Египте, теряет полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, - а стало быть, и все разрешается». Тем временем сам Раскольников живет на чердаке в убогой каморке и уже дошел до крайней черты бедности. Он вынужден закладывать последние сколько-нибудь ценные вещи процентщице Алене Ивановне.
Злую старуху-процентщицу Раскольников считает «вошью», которую он, согласно своей теории, может раздавить без всякой жалости. Родион Романович уверен, что деньги Алены Ивановны могут принести пользу всему человечеству, если помогут ему, «новому законодателю», преодолеть бедность и начать новую жизнь.

Внимание

Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, - мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

  • «Бедные люди» Ф. М. Достоевского - не бедные духом
  • «Бедные люди» в романе Ф.

Преступление и наказание. краткое сочинение

Кроме того, эти средства могли бы послужить бедствующей матери и унижаемой сестре Раскольникова. Поэтому Родион Романович вместо того, чтобы последовать совету своего товарища Разумихина и честно зарабатывать переводами с французского, решается на преступление. Убийство кажется Раскольникову куда более простым выходом из тяжелого финансового положения.

Однако в этом решении превратиться в кровавого преступника главную роль играют отнюдь не деньги, а безумная идея Раскольникова. Во что бы то ни стало он должен проверить свою теорию и убедиться в том, что он - не «тварь дрожащая». Для этого нужно «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.

В романе Родион Романович показан как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонам и сопереживать отверженным.

«преступление и наказание» - книга великой боли за человечество

Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь - то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона.

Инфо

Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее «каморке», которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя - «задавленного бедностью», «изуродованного нищетой» «бедного и больного студента». Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Анализ романа ф.м. достоевского «преступление и наказание»

После прочтения романа у меня осталось противоречивое впечатление от главного героя. С одной стороны, теория Раскольникова мне совершенно чужда и не понятна, она в корне отличается от моего понимания и восприятия мира. Мне не нравится, что наш герой пытался возвысить себя над окружающими, чужда его уверенность в том, что он способен вершить судьбы людей.

Важно

Я, как верующий человек считаю, что никто не вправе отнимать жизнь у людей. А с другой стороны, я понимаю нашего героя. Ведь всем людям свойственно совершать ошибки, попадать под влияние бессмысленных идей и целей. И это не удивительно, ведь именно с таким опытом человек учится познавать себя и окружающий мир.


И особого уважения заслуживает тот, кто сумел не только осознать свои ошибки, но и тот, кто сумел поставить себя на истинный путь.
Мировая литература не имеет произведения, в котором мы находили бы такое мастерское воспроизведение преступления, совершенного интеллигентным человеком, не способным на такое жестокое дело. А душевное состояние Раскольникова после убийства, когда он еще глубже уходит в себя, избегает человеческого общества, чуждается ласки и общения с самыми дорогими и близкими людьми - матерью и сестрой, приехавшими в Петербург повидать дорогого Родю, когда он, разбитый, нравственно измученный, но все еще гордый своей идеей сверхчеловека, несет свою исповедь Сонечке Мармеладовой, этому кроткому, чистому при своем пороке существу, общественному отщепенцу, подавленному тяжестью общественного презрения?! Да, в русской литературе роман Достоевского занимает особое место как явление невиданное, неожиданное.

В.г. белинский сочинения александра пушкина

Центральное место в романе занимает бедный студент Раскольников, совершивший убийство. Что его привело к этому страшнейшему преступлению? Ответ на тот самый вопрос Достоевский пытается найти путем тщательного анализа психологии этого человека. Кто такой Раскольников? В чем он был прав и в чем заблуждался? Преступление Раскольникова явилось реакцией на условия русской реальности того времени. Петербург показан в романе как непотребный град, где царят нищета и разврат, где на каждом углу распивочные. Это мир униженных и оскорбленных. Не удивительно, что в таких условиях рождается преступление. Раскольников так говорил Соне о своей «конуре»: «А знаешь ли, что невысокие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!»Раскольников понимает, что такую жизнь нельзя назвать нормальной.

Для меня герой романа Ф. М. Достоевского - один из серьезных образов в русской литературе. Несомненно, Раскольников - личность, но отношение к нему зависит от умения думать, анализировать все, что рассказал автор о своем герое. Роман вызывает нескончаемые размышления и споры. Содержание такого произведения, как «Преступ­ление и наказание», неисчерпаемо, его образы емки и относятся к разряду «вечных».

Причины этого многообразны: «болезненность» социальных проблем, к которым обращается писатель, особенности внутреннего мира главного героя. Читая роман, мы вместе с Достоевским проходим трудный путь исканий и раздумий. Личность Расколь­никова рождает так много вопросов, что выразить определенно свое отношение к ней очень трудно. ,

В психологическом портрете Раскольникова на первое место выдвинуты те черты, которые рождены общественным положением бедного студента (он мнителен, самолю­бив, мрачен, угрюм). Можно сказать, что в этом проявляются особенности социальной психологии людей бедных, обездоленных. Желание и умение писателя углубиться в подспудные процессы сознания приводят его к интересному приему самооткрытия Раскольникова - к передаче снов. В них болезненные переживания Родиона предстают в обнаженном виде. Какие нестандартные определения дает писатель: «он был задавлен бедностью», «изуродован нищетой», «удручен бедностью». Эта характеристика понятна читателю, в том числе и современному. Но люди ищут друтой выход, а не тот, который выбрал Раскольников по «заблуждению мысли», по нелепости придуманной теории на право сильного человека решать вопросы так, как это ему кажется правильным. К со­жалению, и сегодня можно найти людей, оправдывающих Раскольникова. «Почему бы и нет, - говорят они. - Почему не отобрать деньги у негодяя, не убить подлеца, чтобы вытащить из нищеты хороших людей? А то, что при этом убита ни в чем не повинная Лизавета, так это случайность. Издержки». К чему приводит такая философия, нам рассказал Федор Михайлович.

Роман дает понимание главного: за преступление следует наказание, более страшное, чем арест, ссылка. Наказание это - муки совести. Преступить закон - значит выклю­чить себя из жизни, из ее течения. Содеянное стало непреодолимой преградой между Раскольниковым и всеми окружающими его людьми.

Мне понятны вопросы, которые волновали главного героя Достоевского: почему умные и благородные должны влачить жалкое существование, а ничтожные и подлые живут в роскоши и довольстве? Почему страдают невинные дети? Но то, что сделал Раскольников, проблемы ведь не решает. Права Соня Мармеладова, когда говорит о том, что не во власти человека судить, «кому жить, а кому не жить». Несомненно и то, что Родион Раскольников - человек честный, мыслящий, умеющий чувствовать чужие страдания. И это меня в нем привлекает. На сделку с совестью он не пошел. В рассуждениях о праве сильной личности он допустил много ошибок. Очевидно, это всегда будет угнетать его, даже после тех семи лет, которые осталось ему провести на каторге. Но осознал ли он, искупил ли полностью свою вину? Я думаю, что нет. И это отталкивает меня от него.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры