Музей эшера в гааге, голландия. Музей эшера в гааге Музейный район "Станенквартьер"
Музей Эшера в Гааге March 9th, 2010
Музей заслуживает внимания! И как я его до сих пор не включила в список обязательной программы при посещении Гааги? Музей стоит посетить по трем причинам:
1. посмотреть на удивительные творения гениального М. Эшера
2. побывать в бывшем королевском зимнем дворце (и удивиться скромности голландских королев)
3. посмотреть на затейливые люстры-скульптуры, которые насмешливо освещают бывшие королевские покои
Эшер вполне вольготно себя чувствует в королевских комнатах
Однако, этот пост не об Эшере, о нем напишу отдельно. Я хочу рассказать о здании музея, которе когда-то служило зимним дворцом королевы. Дворцом его называть неудобно, он представляет собой весьма скромный дом, стенка к стенке с соседскими домами. Даже фасад ничем особенным не выделяется. Королевская семья владела дворцом почти 100 лет.
В 1896 году его купила королева Эмма, прабабушка сегодняшней королевы Беатрикс. В некоторых залах висят фотографии из её жизни - совсем некоролевской внешности была Эмма.
На третьем фото Эмма с маленькой Вильгельминой. После 1891 года дворцом полозовались Вильгельмина, а затем Юлиана и позже - Беатрикс, но ни одна из них не жила во дворце постоянно.
Царствующая королева Беатрикс
Итак, до 1992 года во дворце жили королевы, потом здание превратили в музей. В последние дни дворец выглядел так
Гостиная королевы Эммы
Бальный зал
Сейчас бальный зал выглядит вот так.
В каждом зале висит фото "как это было". Очень умилила нас лампа в спальне королевы - обычная "лампочка ильича" под невыдающимся плафоном тарелкой. Скромно.
Сейчас от старинной обстановки почти ничего не осталось. Только во одном зале выставлены несколько столиков, шкафов и кресел. Вместо мебели залы оживили необыкновенными люстрами. Уже при входе невозможно не удивиться этому чуду
Театр начинается с вешалки, музей тоже. В подвале, рядом с гардеробом и локерами - кафе, где по потолку ползают такие очаровательные букашки. Других мух нет:)
Удивление не проходит. В каждом зале - своя причудливая хрустальная скульптура, свисающая с потолка и освещающая пространство. В 2003 году голландский скульптор Hans van Bentem сделал дизайн люстр, которые позже были сделаны в Чехии. Необычные формы, в основном, пришли из работ Эшера, которыми вдохновился скульптор.
Люстра в пролете главной лестницы. Интересный факт: во дворце две лестницы - главная и "для слуг". По главной лестнице могли ходить только трое: сама королева и её две самые важные придворные дамы. Остальные пользовались маленкой лесенкой "для слуг" - потолок там низкий, не для теперешних голландцев.
Полный комплект люстр можно увидеть
- Адрес: Lange Voorhout 74, 2514 EH The Hague, The Netherlands
- Телефон: 0031- (0) 70-4277730
- Стоимость посещения: $11
- Время работы: вт-вс: 11:00 – 17:00
16 ноября 2002 года в бывшем дворце королевы Эммы в центре открылся музей с постоянной выставкой работ М.К. Эшера, чье искусство поразило миллионы людей во всем мире. Художник XX века известен своим графическим оптическим искусством, связывающим бесконечность и невозможность, которое вдохновило великих британских математиков Лайонела и Роджера Пенроуза, а также модельера Александра Маккуина.
Мауриц Корнелис Эшер
Редко можно встретить художника, среди поклонников которого есть преданное сообщество математиков, но именно так обстоит дело с голландским художником Маурицем Корнелисом Эшером (1898-1972). Его работы, умело играющие с перспективой, пространством и реальностью, очаровывают и по сей день.
Эшер в основном работал с такими методами печати, как ксилография, литография, меззотинт и тесселяция. Визуальный трюк Мориса Корнелиса Эшера, наполненный постоянно повторяющимися барочными колоннами, палладианскими порталами и параллельными горизонтами, представленными в музее, предвещает современные миры «виртуальной реальности».
Три в одном
Музей Эшера представляет не одну, а три экспозиции:
- Произведения искусства Эшера .
- Дворец . Само здание музея является бывшим рабочим дворцом четырех поколений голландских королев.
- Экспозиция люстр . Во всех комнатах присутствуют причудливые хрустальные люстры от современного художника Ханса ван Бентема (одна из них принадлежит Мадонне).
Выставка работ М.К. Эшера
Экспозиция музея Эшера во Дворце объединяет уникальные произведения искусства с биографическим материалом, включая фотографии, письма и предварительные наброски. Изюминкой выставки является работа «Метаморфоза III» длиной 7 м. Эта огромная гравюра на дереве и нетрадиционный способ ее отображения позволяют посетителю почувствовать, как Эшер объединяет время и пространство как органическое единство. Также здесь представлены такие известные принты, как «День и ночь», «Восхождение и спуск», «Бельведер».
Кроме того, выставка музея включает в себя впечатляющий дисплей Виртуальной реальности, который позволит 30 посетителям одновременно отправиться в путешествие открытий Эшера. Шлемы виртуальной реальности создадут иллюзию свободы передвижения по одной из знаменитых работ художника.
Бывший дворец
Известное в XVIII веке как Дворец Ланге Вурхаут, это прекрасное здание первоначально было резиденцией Каролины Нассау, дочери принца Виллема IV. В 1765 году для нее здесь выступал Моцарт. Изумительный дворец в 1896 году купила королева Эмма, прабабушка короля Виллема-Александра, и с тех пор он принадлежал королевской семье. Интерьеры XIX века бывшего дворца посетители могут увидеть в MC Cafe. Это идеальное место для того, чтобы вообразить богатое прошлое дворца.
Эксклюзивные сувениры
Сувенирный магазин музея расположен на первом этаже, в одной из красивейших комнат дворца. Здесь, помимо эксклюзивных подарков, посетители музея могут купить множество сувениров Эшера, таких как книги, кружки, футболки, открытки, головоломки, украшения и постеры.
Как добраться до музея Эшера в Гааге?
До этого места, расположенного в центре города, можно легко добраться:
- Пешком. От центрального вокзала в Гааге 10 минут ходьбы через Конингскаде и Корт-Вурхаут до музея.
- На машине. От Utrechtsebaan (A4 и A12) следуйте указателям на «Centrum». Парковка вокруг музея ограничена.
- На трамвае. Можно сесть на маршруты №№1, 9, 15 или 16 в направлении пляжа от центрального вокзала или Hollands Spoor до остановки Korte Voorhout.
) нидерландской королевы
Эммы, прабабушки нынешней королевы Беатрикс
.
Это единственное
общественное здание
в
Гааге, где
оригинальная
атмосфера
королевского
дворца
была сохранена
.
М.К.Эшер (1898 - 1972) является одним из наиболее известных художников-графиков в мире. Искусство Эшера вызывает чувство недоумения и удивления, завораживает человека и уводит его волшебный мир метаморфоз и иллюзий. Поражают воображение его фантастические структуры, которые не могут существовать в реальном мире, оптические иллюзии , игры с перспективой.
Рука с зеркальным шаром, 1935
Рифленая поверхность, 1950
В экспозиции демонстрируются не только знаменитые гравюры мастера, но и коллекция его ранних работ , таких как красивые итальянские пейзажи, исследования мавританских мозаик и причудливые натюрморты. Представлены также ф отографии семьи Эшера. П осетители музея в доступной форме могут познакомиться с методами работы Эшера, принять участие в создании собственных иллюзий.
Собор Святого Петра в Риме, 1935
Ниже литография "Галерея гравюр" сделанная в 1956 году. Видите белый круг в центре? Эшер написал, что не может закончить эту картину и оставляет ее. Поклонники и искусствоведы гадали, почему так? Среди версий были: предсказанная "черная дыра", инь и янь, дуализм волн и частиц, и масса всякого другого.
Загадку разгадал математик профессор Ленстра. Он понял, каким образом Эшер искажает пространство на картине. Если разделить картину на маленькие квадраты, то каждый квадрат изменяет свой размер и поворачивается по определенному закону, обратное искажение восстанавливает реалистический городской пейзаж. Получив формулу, Ленстра продолжил это преобразование, и обнаружил что на месте белого круга должна быть та же картина, но уменьшенная и повернутая.
На этом видео можно увидеть законченную картину в движении:
"Относительность", 1953
Фрагмент из фильма "Лабиринт", в котором использовались мотивы графики Эшера (песню исполняет Дэвид Боуи)
Интересны необычайные трансформации животных, пресмыкающихся и птиц.
Видеопрогулка по миру М.К.Эшера представленному в музею под музыку виртуоза гитары Ингви Мальмстина:
В музее можно создать собственную иллюзию или разгадать некоторые из тайн Эшера своими руками.
Можно попытаться сымитировать сюжеты литографий Эшера, используя свой фотоаппарат.
Или заглянуть в бесконечность.
В 2010 году в залах музея были повешены симпатичные люстры оригинальной формы (бутылка, акула, паук, морской конёк, череп, зонтик), которые были созданы в Роттердаме по рисункам художника Ханса ван Бентема.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- Повышение уровня грамотности, интеллектуального развития;
- Исторический материала позволит увидеть образцы трудолюбия, упорства, настойчивости в работе;
- Расширение кругозора.
Задачи:
- Обогащение знаний учащихся;
- Установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами;
- Развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности;
- Воспитание положительного отношения к учению.
Ребята, сегодня мы с вами посетим музей Маурица Эшера в Гааге, познакомимся с картинами и увидим как связано его искусство с математикой. Начнем нашу экскурсию со слов самого Эшера: “С помощью математики мы только откроем дверь, ведущую в другой мир, и будем любоваться садом, лежащим за ней...”
Музей Эшера открылся в Гааге 16 ноября 2002 года, в здании дворца на улице Lange Voorhout (дворец Ланге Ворхаут), построенного в XVIII веке и бывшем некогда местом жительства королевы Эммы.
Первый этаж музея посвящён ранним работам графика, его экспериментам с литографией, началу работы с геометрическими сюжетами. На втором этаже расположена экспозиция наиболее известных работ графика, наброски к ним, и показ документального фильма о художнике. На третьем этаже нет экспозиции работ Эшера; он посвящён развлекательным целям.
Краткая биографическая справка
- С 1907 года Морис учится плотницкому делу и игре на пианино.
- В 1912-1918 годах он обучается в средней школе. Оценки по всем предметам у Мориса были плохими за исключением рисования.
- В 1916 году Эшер выполняет свою первую графическую работу, гравюру на фиолетовом линолеуме - портрет своего отца Г. А. Эшера.
- В 1918-1919 годах Эшер посещает Технический колледж.
- В августе 1923 года в Сиене состоялась первая персональная выставка Мориса Эшера.
- В 1936 году он посещает Альгамбру для детального изучения мавританских мозаик.
- В 1946 году Эшер начинает интересоваться технологией глубокой печати.
- В 1949 году Эшер с двумя другими художниками устраивает большую выставку своих картин.
- В 1950 году обретает популярность как лектор. Тогда же в 1950 году проходит его первая персональная выставка в Соединенных Штатах.
- В 1965 году профессор Каролина Мак Гиллаври опубликовала книгу "Аспекты симметрии в творчестве М. К. Эшера".
- В марте 1972 года самочувствие художника сильно ухудшилось. 27 марта в возрасте 73 лет Морис Эшер скончался.
Морис Эшер известен мастерским использованием математических аспектов в своем творчестве. Среди таких аспектов выделяют понятие бесконечности, симметрии, а также особенности человеческого восприятия сложных трехмерных объектов. До начала 50-х годов он не был широко известен, но после рядя выставок и статей в американских журналах он получает мировую известность. Среди его восторженных поклонников много математиков. Математики видят в его работах оригинальную визуальную интерпретацию некоторых математических законов. Это более интересно тем, что сам Эшер не имел специального математического образования. В процессе своей работы он черпал идеи из математических статей.
А теперь перейдем в первый зал.
Художественная математика Эшера
“Водопад” (литография). Впервые была напечатана в октябре 1961 года. В этой работе Эшера изображен парадокс - падающая вода водопада управляет колесом, которое направляет воду на вершину водопада.
В процессе работы художник брал идеи из математических статей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трёхмерных фигур на плоскость, неевклидовой геометрии, “невозможных фигурах”, логике трёхмерного пространства. Хотя Эшер не принадлежал к основному потоку авангардного искусства XX века, считается, что его творчество следует рассматривать в контексте теории относительности Эйнштейна, кубизма и прочих достижений в области соотношений пространства, времени и их тождественности.
Мозаики. Математически доказано, что регулярное замощение плоскости возможно только тремя правильными многоугольниками: треугольником, квадратом и шестиугольником. Эшер интересовался как регулярными мозаиками, так и нерегулярными. Кроме того, что художник использовал нерегулярные мозаики (образующие неповторяющиеся узоры), он много работал с метаморфозами, изменяя многоугольники под зооморфные формы, заполняющие поверхность.
Интерес к мозаикам проявился в 1936 во время путешествия в Испании под влиянием геометрических орнаментов замка Альгамбры.
Художник не только интересовался нерегулярным заполнением плоскости, он совмещал эксперименты с заполнением плоскости переходами в объём и наоборот.
Многогранники в работах Эшера играют роль как основной фигуры, так и вспомогательных элементов. В работах “Порядок и хаос” и “Звёзды” художник использует негеометрические формы для усиления впечатления от правильности центральных фигур.
В символе порядка и красоты отражается хаотическое собрание ненужных, сломанных, разбитых предметов, а в конструкции из трёх правильных полых октаэдров живут два хамелеона.
“Порядок и хаос”
“Звёзды”
Многоугольники, как и сферы, используются в работах Эшера для создания перспективы. Последней литографией в серии многоугольников была “Гравитация” . На ней изображён додекаэдр, образованный двенадцатью плоскими пятиконечными звёздами. На каждой из площадок живёт длинношеее четырёхногое бесхвостое фантастическое животное; его туловище находится в пирамиде, в отверстия которой оно высовывает конечности, верхушка пирамиды является одной из стен жилища соседнего чудовища. Пирамиды одновременно выступают и как стены, и как полы: литография служит переходом к группе относительности.
Спирали. Основных видов спиралей, используемых Эшером в своих работах, можно назвать три: спирали-мозаики, образование поверхности и закручивание спиралей самих в себя.
Форма пространства. Эшера волновали особенности перехода от плоскости к пространству, взаимодействие имеющих определённую форму двухмерных фигур и трёхмерных существ, способных передвигаться в пространстве. Эшер стремился иллюстрировать динамику явления , и видел абсурд в том, что несколько проведённых линий могут восприниматься глазом как объёмная фигура. Примером работы, в которой художник изучал такое восприятие - “Три пересекающиеся плоскости”, где каждая плоскость, составленная из квадратных плиток, расположенных в шахматном порядке, сокращается в перспективе до точки, три получившиеся точки образуют равносторонний треугольник.
Из известных работ, связанных с формой пространства, можно назвать также ленты Мёбиуса Эшера.
В музее Эшера нужно побывать, чтобы сделать три вещи… Посмотреть концептуальные метафорические полотна, восхищенно вздохнуть, глядя на единственные в своем роде хрустальные люстры необычных конструкций и побродить по бывшим покоям голландских королев.
Зимняя резиденция венценосных особ превратилась в музей известного голландского художника-графика Маурица Эшера в 2002 году. Дворец Ланге Ворхаут королева Эмма купила в 1896 году и использовала вплоть до своей смерти в марте 1934 года. С тех пор все голландские королевы зимой жили в этом особняке. Традицию нарушила Беатрикс, выбрав для своей зимней резиденции другой дворец.
Неуловимая атмосфера старины сохранилась в музее, несмотря на современную тематику основной экспозиции. На окнах висят шторы, которые сохранились со времен первой обитательницы дворца. На стенах фотографии Эммы, в главном зале есть несколько предметов обстановки которую королева подбирала для своих покоев в 1901 году. Творчество живописца можно оценить на двух этажах музея. На первом ранние работы, периода, когда Мауриц Эшер много времени уделял литографии.
Основа его сюжетов - геометрия, абстрактные фигуры. Литографии знаменитого голландца известны на весь мир. Многие идеи для своих картин художник черпал в статьях по математике. Его интересовали проекции трехмерных изображений, мозаичное сечение плоскости. Эшер писал картины, в основе которых «логика» трехмерного пространства. В его картинах взаимодействуют пространство и время. Основные творения Эшера размещены на втором этаже.
Это его классические произведения - «Дом с лестницей», «Рисующие руки», «Рептилии». Ко многим приложены оригинальные эскизы. Все это картины - парадоксы, которые производят на зрителя сильнейшее впечатление. Многие идеи Эшера использовали в своих работах художники-символисты. В музее можно увидеть вершину его творения картину «Метаморфозы», ее длина 7 метров. Художник изобразил плавный переход одной геометрической фигуры в другую путем незначительной трансформации очертаний.
Тема изменения характерна для большинства его творений. Птицы превращаются в рыб, неодушевленные предметы в живые существа. Пространство музея в основном свободно от мебели только картины и хрустальные люстры, которые сами по себе произведения искусства. Голландский скульптор Ханс ван Бентен вдохновился творениями Эшера и разработал дизайн удивительных люстр, которые были изготовлены по специальному заказу в Чехии.
15 светильников нестандартной формы освещают залы музея. Здесь есть огромные люстры в форме акулы, паука, мухи, морского конька. Третий этаж музея отведен под игры с пространством. Обман зрения, разных облик одинаковых по размеру предметов. Посетители оказываются в мире, где иллюзия реальней действительности, как и все в творчестве Маурица Эшера.