О роли пейзажа в художественной литературе (Сочинения по роману М. Ю

Главная / Развод

В процессе аналитического чтения романа «Герой нашего времени» мы поставили перед собою цель выяснить, насколько глубоко понимают старшеклассники пейзажные зарисовки, как они представляют себе характер действующих лиц, специфику литературы как вида искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль пейзажа в раскрытии идейного замысла романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Учитель: Бурцева Е.В., МОУ СОШ №8, г.Томска

В процессе аналитического чтения романа «Герой нашего времени» мы поставили перед собою цель выяснить, насколько глубоко понимают старшеклассники пейзажные зарисовки, как они представляют себе характер действующих лиц, специфику литературы как вида искусства.

Одно из обобщающих занятий может быть посвящено пейзажу в романе «Герой нашего времени», так как описания природы играют в нем исключительно важную роль и отличаются высокой художественностью и красотой. Лермонтов выступил в своем романе мастером-реалистом, подчинившим описание картин природы идейно-художественным задачам, тогда как в произведениях романтической школы пейзаж редко был связан с содержанием и являлся лишь декоративным фоном или обрамлением.

На обобщающем занятии учащиеся получают представление о том, что пейзаж в романе Лермонтова служит средством реалистического показа обстановки, в которой будет происходить действие; является одним из звеньев сюжета, помогающих его развитию или позволяющих предполагать дальнейшую судьбу героя; используется автором как один из способов создания образа-персонажа, помогая раскрыть характер героя и передать его душевное состояние; позволяет автору показать и утвердить свои положительные жизненные идеалы.

Пейзаж имеет в романе как объективную, так и субъективную сторону. Объективная заключается в том, что Лермонтов конкретно изображает определенные картины природы, а субъективная - в том, что в образах природы автор выражает человеческие чувства и переживания.

Характер и построение заключительного занятия о пейзаже тесно связаны со всей системой уроков по изучению романа. Чтобы обеспечить активность класса на уроке, рекомендуется дать домашнее задание по анализу двух-трех описаний природы.

Можно предложить ученикам внимательно прочитать дома следующие отрывки:

1) описание Койшаурской долины в начале повести «Бэла»;

2) пейзаж, открывающий повесть «Княжна Мери»;

3) картину утра перед дуэлью Печорина.

Чтение должно быть целенаправленным, поэтому рекомендуется предложить учащимся вопросы, например:

1) какую картину рисует Лермонтов? (При пересказе пейзажей полезно требовать от учеников широкого использования авторских слов и выражений).

3) при помощи каких художественных средств создается картина?

4) какова роль этого пейзажа в романе?

Выяснить с учащимися роль пейзажа можно при анализе первого же описания природы. Оно дает богатый материал и для наблюдений над характерными особенностями лермонтовского пейзажа.

Выразительное чтение описания Койщаурской долины может явиться лучшим ответом на вопрос, какую картину нарисовал здесь Лермонтов. Важно отметить, что Лермонтов рисует реалистическую картину своеобразной кавказской природы, на фоне которой будет развертываться все действие романа. Все изображенное здесь является типичным для Кавказа: горы, скалы с обрывами, ущелья, стремительные горные реки; Лермонтов как будто срисовывает их с натуры. Можно привлечь в качестве наглядного пособия литографию или снимок с рисунка Лермонтова «Кавказский вид с Эльбрусом» или репродукцию с картины Р.Судковского «Дарьяльское ущелье».

Красота природы Кавказа не может не восхищать поэта, и он любуется снеговыми вершинами гор, живописными скалами. Обычно ученики без затруднений отвечают на вопрос, какое чувство вызывает у автора та или иная картина природы. Так, анализируя описание Койшаурской долины, они отмечают восхищение Лермонтова красотой природы, ее величием и мощью. Но не всегда учащимся оказывается посильным анализ художественных средств автора. Велика роль учителя, задача которого - открыть ученикам то, что при самостоятельном чтении осталось для них недоступным. Эмоциональность в описании Койшаурской долины сказывается в первой же фразе: «Славное место эта долина!». Но не только это прямое восхищение делает приводимое описание эмоциональным, эмоциональным оказывается и выбор для изображения гор, скал, ущелий - они говорят о величии природы, ее красоте. Ощущение величия картины природы особенно усиливается благодаря эмоциональным эпитетам, например «неприступные скалы», и выделению слова « высоко », которое не только повторено, но и интонационно усилено предшествующей и последующей паузой.

Живописность картины передается цветовой окраской почти каждого предмета. Ученики найдут такие эпитеты, как «красноватые скалы», «зеленый плющ», «желтые обрывы», «золотая бахрома снегов», «черное ущелье», «серебряная нить». Вид Койшаурской долины благодаря этим зрительным образам кажется нарисованным.

Красочность является отличительной особенностью лермонтовских пейзажей. Всматриваясь в цветовую гамму, нетрудно увидеть, что вершины гор, скалы окрашены в золотые, красноватые тона; то, что внизу - черно и мрачно, даже речка имеет не светлый, а серебряный, то есть холодноватый серый вид. Так передается естественное освещение; вверху все предметы освещены солнцем и кажутся яркими и светлыми, а внизу, в ущелье, солнце не проникает, его лучи задерживаются плотно стоящими горами и скалами. Предметы изображены правдиво, сочетание красок увидено автором в жизни. Картина гор «с золотой бахромой снегов» настраивает радостно, «черное, полное мглою ущелье» и речка, сверкающая, «как змея», рождают настроение тревожное. Так, с первых страниц романа Лермонтов обращает внимание читателя на противоречивость явлений и картин природы, а затем покажет и противоречия в человеческой жизни, в человеческих характерах. Противоречивость явлений действительности определяет избрание автором в качестве одного из основных художественных приемов в романе прием контраста. В процессе изучения «Героя нашего времени» ученики неоднократно видели контраст как композиционный прием автора; теперь можно показать, как этот характерный для Лермонтова прием находит проявление при описании картин природы. В разбираемом пейзаже контрастна картина гор и ущелья, контрастны эпитеты: «красноватые» и «черные», «золотая» и «серебряная», - контрастны чувства радости, восхищения, с одной стороны, и настороженности, тревоги, с другой. Анализируя пейзаж, можно обратить внимание учащихся и на то, что он, как и другие картины природы в романе не кажется безмолвным, неподвижным. Лермонтов любит в природе жизнь, движение, поэтому даже здесь, где нет человека, он выделяет «живые» детали, создавая их метафорами и сравнениями: безымянная речка «шумно вырывается» из ущелья; Арагва сверкает, «как змея».

Пейзаж Койшаурской долины дает первое представление о месте, где будет развертываться действие романа. На фоне кавказской природы, величественной и прекрасной, особенно бессмысленной и пустой кажется жизнь «водяного общества», более понятной делается тоска и неудовлетворенность Печорина, яснее обнаруживаются конфликты между отдельными героями романа.

В пейзаже Койшаурской долины наглядно проявляются почти все основные черты, определяющие неповторимое своеобразие лермонтовских описаний природы: реализм, яркость красок, нескрываемая эмоциональность, насыщенность мыслью, живописность, динамика.

Нередко пейзаж используется в романе Лермонтова как активный композиционный прием, помогающий развитию сюжета или намекающий на возможные изменения в судьбах героев. Такую роль выполняет описание перевала путников через Крестовую гору.

Аналогичную роль выполняют в романе и другие пейзажи. В описании картины природы перед дуэлью начало пейзажа помогает понять настроения и чувства Печорина, а часть его со слов «Там путь всё становился уже…» намекает на возможный трагический исход дуэли и подчеркивает неясность и бесперспективность судьбы Печорина. Коротенькая зарисовка картины вечера во время скачки Печорина в Пятигорск: «Солнце уже спряталось в черной туче», - оттеняет вероятную неудачу Печорина в его попытке догнать Веру.

В дневнике Печорина рядом с записями о событиях и размышлениями о своей судьбе часто появляются описания природы, вызывающей в нем определенные мысли, чувства, настроения, и это помогает читателю проникнуть в духовный мир героя, понять существенные стороны его характера.

Обратимся к некоторым из нарисованных Печориным пейзажей. На одном из уроков по анализу образа Печорина может быть разобрано начало повести «Княжна Мери», где герой рисует вид, открывающийся из окна его комнаты. Это описание позволяет судить о поэтичности Печорина, его любви к природе, о его культуре и образованности, об умении образно рассказывать о виденном, о стремлении к жизни такой же чистой и ясной, какую он видит в природе. Этот пейзаж помогает понять, что Печорин не удовлетворится созерцанием природы, чтобы жить, мыслить и чувствовать себя счастливым ему необходимы люди. Интерес к людям намечен в пейзаже. После описания гор Печорин записывает: «На восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок; шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа». Печорин, страстно любя природу, забывая при виде «кудрявых гор» обо всем, часто населяет ее людьми, всегда отмечая в пейзаже то, что напоминает о человеке.

Иногда картина природы служит у Печорина толчком для мысли, рассуждения, сравнения. Хотя и косвенно, но пейзаж здесь помогает созданию образа. Примером подобного пейзажа является знаменитое описание звездного неба в повести «Фаталист», в которой автор дает оценку не только своей судьбе, но и судьбе своего поколения. Важно, чтобы учащиеся поняли, что мысли о судьбе современников связаны с пейзажем: зловещий, красный, как зарево пожара, месяц, показавшийся из-за «зубчатого горизонта домов», и спокойно сияющие на «темно-голубом своде» звезды, по сравнению с которыми ничтожны «споры за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права». Вид усыпанного звездами неба наводит Печорина на размышление о судьбе его поколения, приводит к мысли о вечности мира.

Кроме Печорина, о природе в романе говорит лишь Максим Максимыч. Оба героя по-своему рисуют пейзаж, и в различии описаний сказывается их индивидуальность. Если у Печорина можно наблюдать живописные, образные, эмоциональные описания, то Максим Максимыч по-житейски, просто, даже деловито рассказывает о природе. Например, он рисует вид из крепости: «Крепость наша стояла на высоком месте, и вид был с вала прекрасный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор; кое-где на ней дымились аулы, ходили табуны; - с другой бежала мелкая речка, и к ней примыкал частый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности, которые соединялись с главной цепью Кавказа». Максим Максимыч не стремится показать своего отношения к природе, хотя в слове «прекрасный» и чувствуется понимание им красоты окружающего мира: он хочет рассказать, что вскоре произойдет на том месте, о каком он пишет; а здесь Казбич будет скакать с увезенной Бэлой. Поэтому Максим Максимыч старается нарисовать местность почти топографически: широкую поляну, изрытую балками, лес, кустарник на берегу мелкой речки. Такой, до некоторой степени «служебный», подход объясняется военной профессией штабс-капитана, привыкшего оценивать местность с точки зрения ее пригодности для боевых действий. Но Максим Максимыч как миролюбивый в душе человек с удовольствием отмечает детали, говорящие о мирной жизни: дымятся аулы, ходят табуны. Максим Максимыч не размышляет, как Печорин, о природе, и потому в его описании нет сравнений, отсутствуют эмоциональные эпитеты, они заменены точными определениями: широкая поляна, мелкая речка, кремнистые возвышенности.

Широко использует Лермонтов пейзаж и для того, чтобы подчеркнуть состояние, настроение героя. В таком случае пейзаж, не теряя своей реалистичности, делается психологическим, преломляясь через восприятие героя. Вот, например, как выглядит почти тот же прекрасный вид, описанный Максимом Максимычем, в восприятии Печорина: «Вот уже полтора месяца, как я в крепости М; Максим Максимыч ушел на охоту. Я один; сижу у окна; серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно, ветер свищет и колеблет ставни... Скучно». Печоринская тоска, уныние окрашивают в мрачные, холодные тона весь пейзаж, даже солнце перестает освещать горы, делаясь для Печорина лишь «желтым пятном».

Примерами пейзажа, помогающего понять душевное состояние героя, могут служить описание взволнованного моря в повести «Тамань»; вид тусклого солнца, лучи которого не грели Печорина после дуэли; картина, открывающаяся герою с площадки, где должна была происходить дуэль («там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи»).

Иногда душевное состояние Печорина раскрывается и подчеркивается картиной природы, контрастирующей с его настроением. Некоторая нервная напряженность Печорина перед дуэлью оттеняется описанием мирного «голубого утра». Ликующая картина, говорящая о счастье и красоте жизни, особенно волнует героя, понимающего возможность трагического исхода. Конец этого описания, несмотря на всю реалистичность его, можно назвать в какой-то мере символическим: «дымная даль», куда стремится проникнуть взгляд Печорина, напоминает о его неясном будущем, а «непроницаемая стена утесов» наводит на мысль о неизвестности судьбы Печорина и о том тупике, к какому привела его жизнь.

Так природа помогает в романе понять человека, его характер, его душевное состояние. В свою очередь, человек, как бы оживляя пейзаж, делает его участником своих переживаний. Вполне оправданным оказывается широкое использование при описании картин природы таких художественных средств, как антропоморфизация и анимизация. Учащимся можно не сообщать этих терминов, но следует показать приемы.

Природа живет в романе: ветер ревет и свистит, как Соловей-Разбойник, поток прыгает по черным камням, луч месяца играет по земляному полу хаты, волна готова схватить и унести слепого. Многое в природе напоминает человека. Метафоры, эпитеты, которые создает Лермонтов, переносят на природу приметы жизни человека: луна начинает «одеваться тучами», снега горят «румяным блеском», вершины гор «изрыты морщинами».

Природа является выразительницей самых тонких переживаний и настроений человека, но в то же время изображение ее всегда остается у Лермонтова совершенно реалистическим. В заключение необходимо остановиться еще на одном значении пейзажа, играющего большую роль в раскрытии идейного содержания романа. Роман «Герой нашего времени», отличающийся резко критическим характером по отношению к действительности и порожденным ею героям, в то же время проникнут глубокими жизнеутверждающими идеалами. Лермонтов выражает в нем жажду такой жизни, где будет простор мысли и чувству, где человек сможет найти применение своим силам. Эта мечта Лермонтова нашла отражение в характере героя и в ряде образов, противопоставленных Печорину. Но законченным носителем идеала подлинно прекрасной и свободной жизни является у Лермонтова природа. В современной ему действительности Лермонтов не мог найти эстетического наслаждения, и средством утверждения своего эстетического идеала он сделал изображение непокоренной величественной природы. Близость к природе, созерцание ее доставляют автору наслаждение и радость.

«…снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что, кажется, тут бы и остаться жить навеки» (повесть «Бэла»).

«…какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром - чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и верно будет когда-нибудь опять» (повесть «Бэла»).

«…Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех жилах», (повесть «Княжна Мери»).

Так, рисуя и оценивая природу, Лермонтов помогает читателю увидеть прекрасное, стремиться к нему, «приближать» его. Вместе с тем, так изображая природу, Лермонтов отрицает то жестокое, что мешает человеку всегда чувствовать себя отрадно и весело. Следовательно, под пером Лермонтова пейзаж стал средством отрицания социальных уродств жизни и утверждения положительных идеалов.

Роль пейзажа в раскрытии идейного замысла романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» // «Актуальные проблемы интерпретации художественного текста» (Материалы I Областной научно-практической конференции) - Т.: ТОИПКРО. - 2008. - С.150-158.


Одна из основных черт романтизма - двоемирие, когда романтический герой стремится к идеалу и томится в реальной действительности; разочаровавшись в людях, он пытается обрести идеал в природе. Именно природа стала высшей ценностью романтиков, будучи, по их мнению, символом свободы и олицетворяя недостижимый идеал. Поэтому в романтических произведениях большое значение приобрёл пейзаж, из фона действия превратившийся в средство выражения авторской позиции, средство психологического анализа. Огромное внимание уделял изображению природы и романтик М. Ю. Лермонтов. Пейзаж играет важную роль не только в его поэзии, но и в романе «Герой нашего времени», при этом природа описывается им уже не только романтически - в её изображении проявились и черты реализма.
Впервые пейзаж появляется в самом начале романа - автор открывает повествование описанием Койшаурской долины. С одной стороны, пейзаж указывает на место действия, с другой - раскрывает характер самого офицера. Яркость, живописность изображения («золотая бахрома снегов», «серебряная нить» реки) указывают на то, что он творческий человек, восторг, который он испытывает, говорит о том, что автор воспринимает природу как романтик, видит в ней красоту, которой нет среди людей. Позже он скажет, что, лишь «удаляясь от условий общества и приближаясь к природе», люди «невольно становятся детьми», ибо «всё приобретённое отпадает от души».
Почти повторяет эти слова Печорин, описывая вид, открывающийся из окон его комнаты в Пятигорске; он тоже чувствует себя обезоруженным перед гармонией природы. Пейзаж раскрывает поэтичность натуры Печорина (его описание предельно эмоционально), его смелость и готовность рисковать (не случайно он выбирает квартиру на самом высоком месте - «во время грозы облака будут спускаться... до кровли»). Отношение Печорина к природе показывает, что он тонко чувствующий человек. В отличие от Онегина, на которого «роща, холм и поле» «наводили сон», Печорин не перестаёт восхищаться пейзажем, именно «ночная роса и горный ветер» спасают его от тоски.
Но несмотря на то, что природа, возможно, единственная высшая ценность в глазах Печорина, она не может заменить ему света. «Зачем тут страсти, желания, сожаления?.. - пишет он в своём дневнике, но тут же добавляет: - Пойду к Елисаветинскому источнику: там... собирается всё водяное общество». Возникает тема естественного и светского мира, важную роль в раскрытии которой играет пейзаж.
Отправляясь на дуэль, Печорин сознаётся, что не помнит утра «более голубого и свежего» - красота окружающего мира даётся в контрасте с готовящимся убийством, на фоне безмятежности естественного мира задуманное Грушницким и драгунским капитаном - людьми света - кажется особенно страшным. Пейзаж здесь не только выявляет авторскую позицию, отношение Лермонтова к дуэли, но и выполняет психологические функции. Волнение Печорина выдаёт его взгляд, устремлённый в «дымную даль», туда, где должна состояться дуэль, а пристальное внимание к каждой росинке говорит о том, что он не надеется увидеть всё это ещё раз. Пейзаж отражает и внутреннее состояние Грушницкого, при описании которого Лермонтов использует приём психологического параллелизма: щёки Грушницкого покрывала «тусклая бледность», а немногим позже говорится, что солнце показалось Печорину «тускло». Действительно, природа полна предчувствия беды: солнечный луч освещает всё, кроме площадки дуэли, в ущелье «тёмно и холодно, как в гробе».
Словно предсказывает дальнейшее развитие событий пейзаж в главе «Бэла», где рассказу о трагической судьбе девушки предшествует описание несчастья в горах, а в день, когда Печорин впервые встретил в Пятигорске Веру, « воздух был напоен электричеством ». Пейзаж в романе не только предвосхищает сюжет, но и инициирует его. Так, пережидая метель, Максим Максимыч рассказывает автору о Бэле, гроза задержала в гроте Веру и Печорина; взбираясь на гору, он подаёт руку княжне Мери, которую та «не покидает в продолжение целой прогулки».
Но пейзаж далеко не всегда даётся в унисон с происходящими событиями. Так, в главе «Тамань» природа таинственна, центральными становятся образы луны и моря, типичные для романтиков; намеренно создаётся атмосфера неясности и ожидания приключений. В действительности же ничего не происходит, а девушка, представлявшаяся Печорину ундиной, таинственный слепой и отважный Янко оказываются обыкновенными контрабандистами. Романтическая модель в «Тамани» рушится, и это проявляется даже на уровне пейзажа. Наряду с образами луны и моря возникает реалистическое описание « грязных переулков », древних лачужек и «ветхих заборов» Тамани.
Такой же контраст наблюдается и в «Княжне Мери»: Печорин подробно и восторженно пишет о природе Пятигорска, но лишь упоминает о самом городе. В романе не случайно нет городских пейзажей - они напоминают Печорину о людях, а те лишь вызывают у него злость. Природа, напротив, заставляет его забыть о суетном свете, наводит на философские размышления. Так, глядя на звёзды («Фаталист»), Печорин сначала вспоминает наивную веру предков и затем переходит к мыслям о целом поколении, воле и фатуме. Пейзаж из конкретного перерастает во вселенский, космический, отдельные образы приобретают символическое значение. Звёзды становятся «зажжёнными лампадами», «с участием» смотрящими на землю, дорога - символом духовных поисков человека, его пути к цели. Такое восприятие природы в романе свойственно лишь Печорину. Автор, хотя и восхищается пейзажами, называет себя «восторженным рассказчиком на словах и на бумаге», Максим Максимыч же привык к «великолепным картинам», как к свисту пуль. Элементы пейзажа встречаются не только в развёрнутых описаниях Печорина или автора, но и в отдельных репликах, даже на уровне сравнений: душу Мери Печорин называет едва распустившимся цветком. Важно отметить, что люди сравниваются в романе с природой, а пейзаж - с человеком («воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка»); этим Лермонтов подчёркивает тесную связь природы и человека.
Пейзаж играет в романе не только идейно-художественную, но и композиционную роль. Описаниями природы открываются три из пяти глав «Героя нашего времени», служат логическими связками между эпизодами романа, составляют большую часть произведения. Пейзаж имеет значение как для содержания романа, так и для его формы. Играя немаловажную композиционную и сюжетообразующую роль, он в то же время помогает раскрыть образы автора, Печорина и Максима Максимыча, является средством психологического анализа, вводит философский пласт произведения. Лермонтов уделял внимание не только романтическим и символическим описаниям, но и конкретным, реалистическим пейзажам, создающим фон действия или имеющим самостоятельную ценность; не случайно изображения природы изобилуют эпитетами и сравнениями. Лермонтов был одним из первых писателей, отводивших пейзажу значительное место в произведении, вслед за ним эту традицию продолжили И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. А. Шолохов и другие.

Люблю Отчизну я... М. Ю. Лермонтов

Любовь Лермонтова к своему отечеству во многих произведениях выражалась через «выразительно выписанные» пейзажные зарисовки. Поэт тонкочувствовал красоту родной природы. И не удивительно, что пейзаж является неотъемлемой частью еголирических и прозаических произведений.

Выражением внутренней связи романа «Геройнашего времени» с поэзией Лермонтова являетсяповторение описаний пейзажа, имеющих символическое значение. Повторение и варьирование мотивов моря, гор, звезд и звездного неба создает ощущение единства романа и лирики.

Природа у Лермонтова выступает как промежуточная ступень между тягостным и дисгармоничныммиром реальной жизни человека - современника автора и светлым, гармоничным идеалом, существую-щим только в мечтах.(Природа, которая окружает че-ловека, как понимает поэт, не может быть названа иде-ально гармоничной. В ней есть свои противоречия и столкновения, даже своя жестокость, но это мир воль-ный, и потому он совершеннее, чем мир современно-го человека, основанный на принуждении.

Вольный мир природы в романе словно раздви-гает рамки повествования. Сюжетная самостоятель-ность каждой повести в романе «Герой нашего Бре-мени» оттеняется по-разному пейзажными зарисов-ками. «Бэла», «Максим Максимыч» и «Княжна Мери» - повести «горные», «Тамань» - морская, основной мотив «Фаталиста» - звезды. В двух первых повестях, горный колорит объясняется сюжетно. «Бэла» и «Мак-сим Максимыч» - это путевые очерки едущего по гор-ной дороге офицера. «Бэла» начинается горным пей-зажем, и в дальнейшем, читая повесть, ни на минуту не забываешь, что дело происходит в горах. Горы там живут, постоянно изменяются, приковывают к себе внимание читателя и наводят его на размышления. Рисуя картину подъема на перевал, повествователь незаметно переходит к размышлениям о благотвор-ном влиянии природы на человека:

«...Какое-то отрадное чувство распространи-лось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром - чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и прибли-жаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делает-ся вновь такою, какой была некогда и верно будет когда-нибудь опять».

Художественная функция мотива гор расширя-ется: из «места действия» они превращаются в сим-вол природы, возвышающей человека. Характерно, что такое восприятие присуще не только повество-вателю, но и Максиму Максимычу, и Бэле.

Для Бэлы кавказские горы - дом. Так, Максим Максимыч, рассказывая о последних минутах ее жиз-ни, говорит: «...Ей хотелось в горы, домой».

В «Княжне Мери» мотив гор занимает меньше места, зато усиливается его философское значение. История Печорина и Бэлы разворачивается в горах, а роман Печорина и княжны Мери - на курорте, в «во-дяном обществе». Но «сценическая площадка», на которой ведет свою трагическую игру Печорин, как бы замкнута кольцом гор, окружающих Пятигорск и Кисловодск. И трагически неудовлетворенный, му-чительно переживающий суету жизни герой Лермон-това словно все время оглядывается на эти вечные и прекрасные горы:

Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет... на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка... На восток смотреть веселее: ...там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Кавказом и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом».

В горах происходят почти все решающие эпизоды: Мери принимает Печорина за черкеса и слышит в ответ на свое испуганное восклицание ироническую французскую фразу; княжна признается Пе-чорину в любви; Печорин убивает Грушницкого. Рассказывая в дневнике о дуэли, Печорин предваряет описание ее двумя горными пейзажами какой-то пронзительной красоты, словно увидены они со всейостротой восприятия, на какую способен только че-ловек, готовый проститься с жизнью.

В «Княжне Мери» исключительно велика рольи двух других образных мотивов - звезд и моря. Новся значительность этих мотивов проясняется присопоставлении их смысла в «Княжне Мери», «Тамани» и «Фаталисте».

В «Тамани» особое значение приобретает символика корабля и моря, характерная для романтической поэзии. Короткие, но до предела насыщен-ные морские пейзажи, создающие атмосферу простора и тревоги, неизменно содержат упоминаниесудна: «Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при сеете ее,далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались набледной черте небосклона...»

Существует в повести и прямой поэтический комментарий к мотиву моря- песня контрабандистки. В этой песне «по вольной волюшке- по зеленому морю» ходят «кораблики-белопарусники» и «лодочка неснащеная». В лодке разыгрывается сцена борьбы между Ундиной и Печориным, и в конце по вести морской пейзаж с удаляющейся паруснойлодкой.

Звезды упоминаются в «Тамани» один раз и именно в тот момент, когда Печорин идет навстречу своему опасному приключению: «Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные
маяка, сверкали на темно-синем своде».

В «Княжне Мери» мотив звезд повторяется дважды: один раз в связи с Грушницким, другой - с Печориным. И оба раза это «путеводные звезды». Но уГрушницкого - «путеводительная звездочка» карьера, у Печорина - звезда судьбы.

Мотив «путеводительной звезды» со всей силойпрозвучал в последней повести романа - «Фаталисте». Рассуждение Печорина о звездах сопоставимо,только с картиной звездного неба в поздних стихотворениях Лермонтова - «Выхожу один я на дорогу», «Пророк». И не случайно: «Фаталист»- философский комментарий ко всему роману. Размышляя о судьбе, предопределении, о воле человека и о законах жизни, не зависящих от этой воли, - все это находит здесь прямое выражение: «...Звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что, были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!..» Наивной вере предков лермонтовский герой противопоставляет так называемуюмудрость своих современников, которая и лишилаего воли и способности жить целеустремленно.

«...А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения истраха... мы не способны более к великим жертвамни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия...»

Таким образом, пейзаж в «Герое нашего времени» несет огромную смысловую нагрузку, раскрываяи углубляя понимание идейного содержания романа.

Роль пейзажа в раскрытии идейного замысла романа «Герой нашего времени»

Учитель: , МОУ СОШ №8, г. Томска

В процессе аналитического чтения романа «Герой нашего времени» мы поставили перед собою цель выяснить, насколько глубоко понимают старшеклассники пейзажные зарисовки, как они представляют себе характер действующих лиц, специфику литературы как вида искусства.

Одно из обобщающих занятий может быть посвящено пейзажу в романе «Герой нашего времени», так как описания природы играют в нем исключительно важную роль и отличаются высокой художественностью и красотой. Лермонтов выступил в своем романе мастером-реалистом, подчинившим описание картин природы идейно-художественным задачам, тогда как в произведениях романтической школы пейзаж редко был связан с содержанием и являлся лишь декоративным фоном или обрамлением.

На обобщающем занятии учащиеся получают представление о том, что пейзаж в романе Лермонтова служит средством реалистического показа обстановки, в которой будет происходить действие; является одним из звеньев сюжета, помогающих его развитию или позволяющих предполагать дальнейшую судьбу героя; используется автором как один из способов создания образа-персонажа, помогая раскрыть характер героя и передать его душевное состояние; позволяет автору показать и утвердить свои положительные жизненные идеалы.

Пейзаж имеет в романе как объективную, так и субъективную сторону. Объективная заключается в том, что Лермонтов конкретно изображает определенные картины природы, а субъективная – в том, что в образах природы автор выражает человеческие чувства и переживания.


Характер и построение заключительного занятия о пейзаже тесно связаны со всей системой уроков по изучению романа. Чтобы обеспечить активность класса на уроке, рекомендуется дать домашнее задание по анализу двух-трех описаний природы.

Можно предложить ученикам внимательно прочитать дома следующие отрывки:

1) описание Койшаурской долины в начале повести «Бэла»;

2) пейзаж, открывающий повесть «Княжна Мери»;

3) картину утра перед дуэлью Печорина.

Чтение должно быть целенаправленным, поэтому рекомендуется предложить учащимся вопросы, например:

1) какую картину рисует Лермонтов? (При пересказе пейзажей полезно требовать от учеников широкого использования авторских слов и выражений).

3) при помощи каких художественных средств создается картина?

4) какова роль этого пейзажа в романе?

Выяснить с учащимися роль пейзажа можно при анализе первого же описания природы. Оно дает богатый материал и для наблюдений над характерными особенностями лермонтовского пейзажа.

Выразительное чтение описания Койщаурской долины может явиться лучшим ответом на вопрос, какую картину нарисовал здесь Лермонтов. Важно отметить, что Лермонтов рисует реалистическую картину своеобразной кавказской природы, на фоне которой будет развертываться все действие романа. Все изображенное здесь является типичным для Кавказа: горы, скалы с обрывами, ущелья, стремительные горные реки; Лермонтов как будто срисовывает их с натуры. Можно привлечь в качестве наглядного пособия литографию или снимок с рисунка Лермонтова «Кавказский вид с Эльбрусом» или репродукцию с картины Р. Судковского «Дарьяльское ущелье».

Красота природы Кавказа не может не восхищать поэта, и он любуется снеговыми вершинами гор, живописными скалами. Обычно ученики без затруднений отвечают на вопрос, какое чувство вызывает у автора та или иная картина природы. Так, анализируя описание Койшаурской долины, они отмечают восхищение Лермонтова красотой природы, ее величием и мощью. Но не всегда учащимся оказывается посильным анализ художественных средств автора. Велика роль учителя, задача которого – открыть ученикам то, что при самостоятельном чтении осталось для них недоступным. Эмоциональность в описании Койшаурской долины сказывается в первой же фразе: «Славное место эта долина!». Но не только это прямое восхищение делает приводимое описание эмоциональным, эмоциональным оказывается и выбор для изображения гор, скал, ущелий – они говорят о величии природы, ее красоте. Ощущение величия картины природы особенно усиливается благодаря эмоциональным эпитетам, например «неприступные скалы», и выделению слова «высоко », которое не только повторено, но и интонационно усилено предшествующей и последующей паузой.

Живописность картины передается цветовой окраской почти каждого предмета. Ученики найдут такие эпитеты, как «красноватые скалы», «зеленый плющ», «желтые обрывы», «золотая бахрома снегов», «черное ущелье», «серебряная нить». Вид Койшаурской долины благодаря этим зрительным образам кажется нарисованным.

Красочность является отличительной особенностью лермонтовских пейзажей. Всматриваясь в цветовую гамму, нетрудно увидеть, что вершины гор, скалы окрашены в золотые, красноватые тона; то, что внизу – черно и мрачно, даже речка имеет не светлый, а серебряный, то есть холодноватый серый вид. Так передается естественное освещение; вверху все предметы освещены солнцем и кажутся яркими и светлыми, а внизу, в ущелье, солнце не проникает, его лучи задерживаются плотно стоящими горами и скалами. Предметы изображены правдиво, сочетание красок увидено автором в жизни. Картина гор «с золотой бахромой снегов» настраивает радостно, «черное, полное мглою ущелье» и речка, сверкающая, «как змея», рождают настроение тревожное. Так, с первых страниц романа Лермонтов обращает внимание читателя на противоречивость явлений и картин природы, а затем покажет и противоречия в человеческой жизни, в человеческих характерах. Противоречивость явлений действительности определяет избрание автором в качестве одного из основных художественных приемов в романе прием контраста. В процессе изучения «Героя нашего времени» ученики неоднократно видели контраст как композиционный прием автора; теперь можно показать, как этот характерный для Лермонтова прием находит проявление при описании картин природы. В разбираемом пейзаже контрастна картина гор и ущелья, контрастны эпитеты: «красноватые» и «черные», «золотая» и «серебряная», – контрастны чувства радости, восхищения, с одной стороны, и настороженности, тревоги, с другой. Анализируя пейзаж, можно обратить внимание учащихся и на то, что он, как и другие картины природы в романе не кажется безмолвным, неподвижным. Лермонтов любит в природе жизнь, движение, поэтому даже здесь, где нет человека, он выделяет «живые» детали, создавая их метафорами и сравнениями: безымянная речка «шумно вырывается» из ущелья; Арагва сверкает, «как змея».


Пейзаж Койшаурской долины дает первое представление о месте, где будет развертываться действие романа. На фоне кавказской природы, величественной и прекрасной, особенно бессмысленной и пустой кажется жизнь «водяного общества», более понятной делается тоска и неудовлетворенность Печорина, яснее обнаруживаются конфликты между отдельными героями романа.

В пейзаже Койшаурской долины наглядно проявляются почти все основные черты, определяющие неповторимое своеобразие лермонтовских описаний природы: реализм, яркость красок, нескрываемая эмоциональность, насыщенность мыслью, живописность, динамика.

Нередко пейзаж используется в романе Лермонтова как активный композиционный прием, помогающий развитию сюжета или намекающий на возможные изменения в судьбах героев. Такую роль выполняет описание перевала путников через Крестовую гору.

Аналогичную роль выполняют в романе и другие пейзажи. В описании картины природы перед дуэлью начало пейзажа помогает понять настроения и чувства Печорина, а часть его со слов «Там путь всё становился уже…» намекает на возможный трагический исход дуэли и подчеркивает неясность и бесперспективность судьбы Печорина. Коротенькая зарисовка картины вечера во время скачки Печорина в Пятигорск: «Солнце уже спряталось в черной туче», – оттеняет вероятную неудачу Печорина в его попытке догнать Веру.

В дневнике Печорина рядом с записями о событиях и размышлениями о своей судьбе часто появляются описания природы, вызывающей в нем определенные мысли, чувства, настроения, и это помогает читателю проникнуть в духовный мир героя, понять существенные стороны его характера.

Обратимся к некоторым из нарисованных Печориным пейзажей. На одном из уроков по анализу образа Печорина может быть разобрано начало повести «Княжна Мери», где герой рисует вид, открывающийся из окна его комнаты. Это описание позволяет судить о поэтичности Печорина, его любви к природе, о его культуре и образованности, об умении образно рассказывать о виденном, о стремлении к жизни такой же чистой и ясной, какую он видит в природе. Этот пейзаж помогает понять, что Печорин не удовлетворится созерцанием природы, чтобы жить, мыслить и чувствовать себя счастливым ему необходимы люди. Интерес к людям намечен в пейзаже. После описания гор Печорин записывает: «На восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок; шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа». Печорин, страстно любя природу, забывая при виде «кудрявых гор» обо всем, часто населяет ее людьми, всегда отмечая в пейзаже то, что напоминает о человеке.

Иногда картина природы служит у Печорина толчком для мысли, рассуждения, сравнения. Хотя и косвенно, но пейзаж здесь помогает созданию образа. Примером подобного пейзажа является знаменитое описание звездного неба в повести «Фаталист», в которой автор дает оценку не только своей судьбе, но и судьбе своего поколения. Важно, чтобы учащиеся поняли, что мысли о судьбе современников связаны с пейзажем: зловещий, красный, как зарево пожара, месяц, показавшийся из-за «зубчатого горизонта домов», и спокойно сияющие на «темно-голубом своде» звезды, по сравнению с которыми ничтожны «споры за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права». Вид усыпанного звездами неба наводит Печорина на размышление о судьбе его поколения, приводит к мысли о вечности мира.

Кроме Печорина, о природе в романе говорит лишь Максим Максимыч. Оба героя по-своему рисуют пейзаж, и в различии описаний сказывается их индивидуальность. Если у Печорина можно наблюдать живописные, образные, эмоциональные описания, то Максим Максимыч по-житейски, просто, даже деловито рассказывает о природе. Например, он рисует вид из крепости: «Крепость наша стояла на высоком месте, и вид был с вала прекрасный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор; кое-где на ней дымились аулы, ходили табуны; – с другой бежала мелкая речка, и к ней примыкал частый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности, которые соединялись с главной цепью Кавказа». Максим Максимыч не стремится показать своего отношения к природе, хотя в слове «прекрасный» и чувствуется понимание им красоты окружающего мира: он хочет рассказать, что вскоре произойдет на том месте, о каком он пишет; а здесь Казбич будет скакать с увезенной Бэлой. старается нарисовать местность почти топографически: широкую поляну, изрытую балками, лес, кустарник на берегу мелкой речки. Такой, до некоторой степени «служебный», подход объясняется военной профессией штабс-капитана, привыкшего оценивать местность с точки зрения ее пригодности для боевых действий. Но Максим Максимыч как миролюбивый в душе человек с удовольствием отмечает детали, говорящие о мирной жизни: дымятся аулы, ходят табуны. Максим Максимыч не размышляет, как Печорин, о природе, и потому в его описании нет сравнений, отсутствуют эмоциональные эпитеты, они заменены точными определениями: широкая поляна, мелкая речка, кремнистые возвышенности.

Широко использует Лермонтов пейзаж и для того, чтобы подчеркнуть состояние, настроение героя. В таком случае пейзаж, не теряя своей реалистичности, делается психологическим, преломляясь через восприятие героя. Вот, например, как выглядит почти тот же прекрасный вид, описанный Максимом Максимычем, в восприятии Печорина: «Вот уже полтора месяца, как я в крепости М; Максим Максимыч ушел на охоту. Я один; сижу у окна; серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно, ветер свищет и колеблет ставни... Скучно». Печоринская тоска, уныние окрашивают в мрачные, холодные тона весь пейзаж, даже солнце перестает освещать горы, делаясь для Печорина лишь «желтым пятном».

Примерами пейзажа, помогающего понять душевное состояние героя, могут служить описание взволнованного моря в повести «Тамань»; вид тусклого солнца, лучи которого не грели Печорина после дуэли; картина, открывающаяся герою с площадки, где должна была происходить дуэль («там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи»).

Иногда душевное состояние Печорина раскрывается и подчеркивается картиной природы, контрастирующей с его настроением. Некоторая нервная напряженность Печорина перед дуэлью оттеняется описанием мирного «голубого утра». Ликующая картина, говорящая о сча­стье и красоте жизни, особенно волнует героя, понимающего возможность трагического исхода. Конец этого описания, несмотря на всю реалистичность его, можно назвать в какой-то мере символическим: «дымная даль», куда стремится проникнуть взгляд Печорина, напоминает о его неясном будущем, а «непроницаемая стена утесов» наводит на мысль о неизвестности судьбы Печорина и о том тупике, к какому привела его жизнь.

Так природа помогает в романе понять человека, его характер, его душевное состояние. В свою очередь, человек, как бы оживляя пейзаж, делает его участником своих переживаний. Вполне оправданным оказывается широкое использование при описании картин природы таких художественных средств, как антропоморфизация и анимизация. Учащимся можно не сообщать этих терминов, но следует показать приемы.

Природа живет в романе: ветер ревет и свистит, как Соловей-Разбойник, поток прыгает по черным камням, луч месяца играет по земляному полу хаты, волна готова схватить и унести слепого. Многое в природе напоминает человека. Метафоры, эпитеты, которые создает Лермонтов, переносят на природу приметы жизни человека: луна начинает «одеваться тучами», снега горят «румяным блеском», вершины гор «изрыты морщинами».

Природа является выразительницей самых тонких переживаний и настроений человека, но в то же время изображение ее всегда остается у Лермонтова совершенно реалистическим. В заключение необходимо остановиться еще на одном значении пейзажа, играющего большую роль в раскрытии идейного содержания романа. Роман «Герой нашего времени», отличающийся резко критическим характером по отношению к действительности и порожденным ею героям, в то же время проникнут глубокими жизнеутверждающими идеалами. Лермонтов выражает в нем жажду такой жизни, где будет простор мысли и чувству, где человек сможет найти применение своим силам. Эта мечта Лермонтова нашла отражение в характере героя и в ряде образов, противопоставленных Печорину. Но законченным носителем идеала подлинно прекрасной и свободной жизни является у Лермонтова природа. В современной ему действительности Лермонтов не мог найти эстетического наслаждения, и средством утверждения своего эстетического идеала он сделал изображение непокоренной величественной природы. Близость к природе, созерцание ее доставляют автору наслаждение и радость.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры