Основная тема рассказа возвращение. А.Платонов

Главная / Развод

Военная тема является одной из самых популярных в литературе. Многие произведения повествуют о течении войны, о солдатах и героизме, а некоторые описывают послевоенное время. К последнему типу можно отнести работу Андрея Платонова "Возвращение". Автор раскрывает особую сторону военных действий и показывает как менялся человек. В основу сюжета положено возвращение домой капитана Алексея Иванова. Но точнее можно сказать, возвращение происходит не столько домой, сколько "в себя", к тому, каким ты был ранее.

Платонов не описывал военные действия, но показывал ход войны через другие факторы, например описания природы. То, каково было внутреннее состояние вокруг, как мир полон грусти и печали. Чем больше углубляешься в суть рассказа, тем больше понимаешь характер главного героя, могу сказать, что он был особо неприятен. Ведь Иванов даже после войны вел себя так, как на фронте. О своем возвращении он предупреждает семью с помощью телеграммы, а сам следуя домой, начинает идти за Машей. Маша была свободной и одинокой, её не связывали какие-либо обязанности. Поэтому Иванов и почувствовал себя с ней свободным.

После этой встречи с Машей читателю предоставляется возможность познакомиться с семьей капитана ближе. Жена его, Любовь Васильевна не спит, всё ждет его, ходит за всеми поездами, для неё эта встреча тревожна, а для него наоборот, как будто развлечение. Четыре года разлуки отразились и на детях, Петрушка, которому только 11 лет, уже имеет характер взрослого человека, Иванов понимает, что мальчику не хватало заботы, ласки и внимания.

Главный герой никак не может смерится с теми изменениями, которые произошли в его доме, не может понять сына, который руководит домашними делами, а также то, что этот мальчик все время помогал своей маме и сестре выжить. Можно сказать, что автор показывает насколько чужим стал Иванов для своей семьи, он не может душевно проникнуться. В его понимании, герой только он, так как воевал и видел много чего, а то, что это всё время семья держалась как могла-его не волнует.

В конце отец в силу своей гордости решает бросить свою семью, всё это отлично описано автором. Сев в поезд, Иванов не думал о том, каково будет его жене и детям. И вот, как только поезд тронулся, за ним побежали дети, и тут некие отцовские чувства в душе главного героя взяли верх и он остался.

Анализ рассказа Платонова Возвращение

Книги Платонова не похожи на другие литературные произведения. Его рассказы могут показаться странными и необычными, но они насыщенные, как будто слова идут из глубины его сердца. Он не выделяет ни одного своего героя. Платонов понимает, сочувствует и жалеет каждого своего героя, прощая его поступки.

Одним из самых известных произведений Андрея Платонова является рассказ «Возвращение». С самого начала этот рассказ носил название «Семья Иванова». Уже после опубликования в 1946 году в журнале «Новый мир», автор решает поменять название и немного изменить ход событий в произведении. Под своим окончательным названием рассказ был издан в 1962 году.

Капитан, Алексей Алексеевич Иванов, приезжает обратно с войны. Сюжет, казалось бы, довольно простой, но почему так трудно и долго герой едет домой. Дважды его провожают, дважды он ждет поезда. В ожидании следующего поезда герой встречает Машу, в которой ощущает родственную душу. Автор не объясняет, почему Маша и Иван понимали друг друга, он наоборот дает читателю возможность поразмыслить и привести какие-либо доводы. Иванов возвращается в родной край лишь на шестой день. Встречает героя сын (Петруша) который стлал, похож на мужичка, он не видит в Алексее отца, он видит перед собой только военного. Жизнь научила Петрушу здраво мыслить, он не рвется с объятиями на родного человека. Увидев свою жену, он подошел к ней, обнял и стоял так, не веря своему счастью. Со времен герой понимает, что ему тяжело без войны, и он не может жить мирной и спокойной жизнь. Вечером он собирается уехать, уезжая Иванов, замечает детей бегущих за поездом. Смотря на детей, он неожиданно почувствовал как его сердце жалость. Именно в этот момент он понял, что этого бегут его дети. Он спускает на ступеньку, потом на дорожку, по которой бегут его дети. Именно в этот момент он вернулся и, наконец, понял, что для него значит семья.

Литературное направление: реализм.

Тема: рассказ повествует о послевоенном времени, а именно о встрече семьи после долгой разлуки, где каждый член семьи старается вернуться к спокойной жизни.

Основная мысль : писатель показывает, что война способна убить не только физически, она так же способна разрушать семьи, делая, родных людей, чужими друг для друга.

Проблематика рассказа: в своем рассказе Платонов поднимает одни из самых значительных проблем того времени. Автор раскрывает проблему любви; проблему воздействия войны на судьбы людей; разделения семей; проблему преданности и предательства. Так же он затрагивает проблему изменения характера у фронтовика, вернувшегося домой, которому надо вновь привыкать к мирной жизни.

Сочинение 3

Произведения Андрея Платонова – это маленькая жизнь. Каждый рассказ в отдельности рассказывает о чьей-то судьбе. Платонов – писатель послевоенного времени.

Рассказ «Возращение» повествует о том, как простой русский солдат после войны едет домой. Первоначально произведение называлось «Семья Ивановых», но впоследствии Платонов переименовал его. Сделал он это из-за того, что в рассказе идет речь не только о жизни и судьбе семьи Ивановых, здесь немного другой подтекст. Тема произведения – возвращение домой гвардии капитана Алексея Иванова. У названия рассказа двойной смысл. Это возвращение человека в родной дом не только физическое, но и духовное: в прошлую, уже забытую фронтовыми буднями жизнь. Главная мысль и идея рассказа – показать читателю, как война коверкает и ломает не только судьбы, но и души людей.

Сюжет произведения достаточно простой. На вокзале главный герой рассказа Алексей Иванов встречает Машу. Девушка тоже возвращается домой. Она, как и Алексей, не торопится ехать в родную сторону. Оба понимают, что они за это долгое время отсутствия стали чужими в родном доме, поэтому боятся возвращаться. Алексей выходит вместе с Машей в ее родном городе, несмотря на то, что дома его ждет семья. Иванов проводит со своей новой знакомой два дня, после этого возвращается домой.

Домашние же ждут Алексея и выходят каждый день встречать поезд. Когда Иванов, наконец, возвращается домой, он понимает, что семья привыкла жить без него. Ему всё здесь какое-то далекое и будто неродное. Сын, которому всего еще только идет двенадцатый год, стал взрослым маленьким мужичком. Пятилетняя дочка выполняет тяжелую домашнюю работу. Жена краснеет перед ним, как при первой встрече. Впоследствии оказывается, что их дом посещает Семен Евсеевич, у которого погибла вся семья. Еще жена Люба изменила Алексею с инструктором райкома профсоюза. И только сын Петя, подслушавший ночной разговор отца и матери, понимает поступок женщины. Несмотря на уговоры жены и сына, Иванов решает уйти из семьи. Он осуждает жену, но сам про свою измену не рассказывает.

Образ главного героя обычный и незаурядный, каких большинство, особенно в послевоенное время. Платонов осуждает Алексея в том, что он думает только о себе. В ссоре Иванов обвиняет всех, но ни в коем случае не себя. Он объясняет свою измену тем, что ему было скучно. Ни про жену, ни про Машу, ни даже про собственных детей Алексей не задумывается. Петя оказывается рассудительнее своих родителей. Он хочет их примирить. Мальчик все уже понимает по-взрослому.

Язык рассказа простой и одновременно особенный, как и все творчество Платонова. Через диалектизмы, которые употребляет в своей речи Петя и Настя, мы слышим и видим, что маленькие дети из-за невзгод стали слишком взрослыми.

Деталь также играет большую роль в произведении. Валенки, калоши Пети, стекло керосиновой лампы – все говорит о душевном переживании героев.

Лишь только запах родного дома и пирогов заставляют вспомнить Алексея о былом мирном и уютном семейном счастье Волосы Маши же пахнут по-другому, чем-то неродным. То есть, запахи тоже имеют важное значение в развитии сюжета.

В конце рассказа дети возвращают отца домой. Они помогают ему прозреть душевно, понять, что действительно ценно.

Семья – это самое важное и дорогое в жизни. Платонов, как человек, понимающий истинные жизненные ценности, через детей дает своему герою переосмыслить всё и встать на правильный путь.

Несколько интересных сочинений

  • Эпилог и его роль в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение

    Эпилог романа «Преступление и наказание» Достоевского занимает особое место в произведении. Он пронизан светом духовности и надежды на прекрасное будущее

  • Лебедев в романе Идиот Достоевского характеристика и образ сочинение

    Лукьян Тимофеевич Лебедев - это второстепенный персонаж одного из самых известных литературных произведений русского классика Фёдора Михайловича Достоевского, романа "Идиот".

  • Ромашов в рассказе Поединок Куприна образ и характеристика сочинение

    Юрий Алексеевич Ромашов – главный герой известной повести русского писателя и переводчика Алексея Ивановича Куприна «Поединок».

  • Сочинение Степан Пробка в поэме Мертвые души

    Степан Пробка – крепостной крестьянин, находящийся в распоряжении одного из персонажей в произведении. Внешне Степан весьма крепкий мужчина

  • Сочинение Любовь в пьесе Гроза Островского

    Жизнь Катерины довольно непроста: постоянный гнет родни, незавидная жизнь в усадьбе, частые переживания – все это отражается на мыслях и чувствах героини.

«Возвращение» был напечатан в журнале Новый мир» в № 10 – 11 за 1946 г. под названием «Семья Ивановых». Рассказ раскритиковали за клевету, которую писатель якобы возвёл на советских людей, на воинов, возвращающихся с войны, на советскую семью. Уже после смерти Платонова обвинения были сняты. Рассказ в существенно изменённом самим Платоновым виде был напечатан в сборнике рассказов за 1962 г. уже после смерти автора.

Литературное направление и жанр

Рассказ «Возвращение» относится к литературному направлению реализма. Воин-победитель, отвыкший от семьи, возвращается домой и узнаёт, что жене тоже жилось несладко, так что она даже не ждала его верно, как поётся в песне К. Симонова. Критики потому и ополчились на Платонова, что поведение его героев не укладывалось в рамки «социалистического реализма».

Психологический рассказ об одной семье, о связях отца и матери на стороне, об их отвыкании друг от друга, отца от детей. Фабула занимает всего несколько дней, но в диалогах выявляются события, произошедшие во время войны.

Тема, основная мысль, проблематика

Рассказ о послевоенной встрече семьи, каждый член которой пытается войти в русло мирной жизни. Основная мысль состоит в том, что война не только убивает физически, она разрушает семьи, делая родных людей чужими и коверкая каждую жизнь в отдельности. Для возвращения к истокам, к семейной любви необходима жертва.

Проблематика рассказа традиционна для Платонова. Поднимается проблема влияния войны на судьбы и личности людей, превращение мужчин в легкомысленных подростков, а детей – в маленьких старичков; проблема отдаления родных временем и расстоянием; проблема верности и измены, ответственности и прощения; проблема любви, которую герои считают откликом на горе и одиночество.

Сюжет и композиция

Демобилизованный Алексей Иванов возвращается на поезде домой и не спешит, потому что отвык от домашних, как и его случайная попутчица Маша – дочь пространщика. Два дня провёл с ней Алексей, выйдя на станции в её родном городе и не сказав, что дома его ждёт семья.

Жена и дети ждали Иванова, каждый день выходя к поездам. На шестой день Алексея встретил 11-летний сын Пётр, и оба остались недовольны друг другом: Петя огорчён непрактичностью отца, а Алексей – прагматичностью сына. Родной дом Иванову странен и непонятен: жена стесняется его, как невеста, 5-летняя младшая дочь Настя, не помнившая отца, приучена к тяжёлому домашнему труду, Петрушка выполняет обязанности ворчливого хозяина, а не учится и играет, как положено детям.

Настя нечаянно открывает отцу, что к ним ходит Семён Евсеич и сидит с детьми, потому что всю его семью убили и ему одиноко. В ночном разговоре с женой Любой Алексей выясняет, что она изменила ему с инструктором райкома профсоюза, который был с ней нежен.

На следующее утро Алексей решил уехать к Маше, оставив свою семью, но дети выбежали к переезду, чтобы вернуть отца. Иванов, переживший в этот момент прощение и любовь к семье, сошёл с поезда на дорожку, по которой бежали его дети.

В рассказе есть крошечная вставная новелла – рассказ Петрушки о дяде Харитоне, который. вернувшись с войны и узнав, что его жена Анюта изменяла ему с безруким инвалидом, сначала поругался с ней, а потом рассказал ей, что тоже изменял со многими женщинами. И они стали жить, довольные друг другом. Да только Харитон про измену придумал, простив жену. На такой поступок Алексей не способен и о свой измене (возможно, не единственной) жене не рассказывает.

Герои

Алексей Иванов – чуть ли не наиболее часто встречающееся сочетание имени и отчества. Для Платонова герой – просто человек, каких множество, человек обычной судьбы. Он считает в конфликте правым себя, а виноватыми других, и живёт только для себя, без оглядки на близких. Его мимолётная связь с Машей оправдывается скукой, холодом, желанием «развлечь своё сердце». Он не думает о том, что Маша останется одна, он вообще не думает о её сердце.

По словам жены Алексея Любы, она искала в единственной за всю войну связи с мужчиной утешения, её душа потянулась к нему, потому что она умирала. Алексей уязвлён: «Я тоже человек, а не игрушка». Обида застилает ему разум. Он считает, что пережил на войне много больше, чем его жена: «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя». Он ведёт себя как маленький, собираясь пожаловаться сыну-подростку на измену жены.

Пётр взрослее и отца, и матери, он усмиряет родителей: «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие». Алексей называет его исправным мужичком, дедом. Петя действительно очень мелочен. Он озабочен единственной проблемой – выжить. От этого ругает Настю, которая толстую кожуру счищает с картошки, отца, в волнении раздавившего стекло керосиновой лампы. Петя заботится не только о тёплом пальто для матери и собирается идти работать кочегаром в баню, чтобы купить его, но и обучает Настю домашнему труду, чтению. Даже о Семёне Евсеиче он житейски замечает отцу, что Евсеич старее (то есть отцу не соперник) и пользу приносит.

У маленького Пети нет ни одного детского желания. Стресс, вызванный уходом отца, возрождает в нём ребёнка, нуждающегося в отце и призывающего его. Внутреннее смятение мальчика передается яркой деталью: впопыхах он надевает на одну ногу валенок, а на другую – калошу. Здесь из Петра он превращается в Петрушку, чей образ и заставляет отца сойти с поезда.

Одновременно происходит перерождение главного героя: в груди у него стало жарко, «будто сердце... пробилось на свободу». Теперь главный герой касался жизни обнажившимся сердцем, в котором рухнула преграда «самолюбия и собственного интереса».

Образы остальных мужчин оттеняют характер главного героя, их черты контрастируют с его личностью. Семён Евсеич, в отличие от Алексея, пережил настоящее горе, потеряв жену и детей, убитых в Могилёве. Его привязанность к чужим детям и жене – это тоже попытка выжить. Это и стремление принести пользу другим (ведь дети сидели целыми днями одни в темноте), и необходимость приложить к чему-то свою истерзанную душу. Алексей до своего перерождения не может понять и пожалеть своего мнимого соперника. Но ещё большее зло он видит в безымянном эвакуированном, с которым жена единственный раз хотела почувствовать себя женщиной, но не смогла, любя Алексея.

Женские образы рассказа пронзительны. В военное время в патриархальном укладе семей всё меняется местами. Мальчик превращается в мужичка-старичка, мужчина-воин – в капризного ребёнка, живущего, по словам Пети, на готовых харчах, а женщина – в главу семьи, мужчину. Люба научилась делать мужскую работу на заводе, исправлять электрические печи соседям за картошку и чинить обувь себе и детям. Одного она не смогла – принимать ответственность: «Я ничего не знаю».
Казалось бы, положение Маши, дочери пространщика, более выгодное. Она открыта всему миру, свободна от обязательств, никому не обещана. Но её просторное сердце не умеет забывать людей, случайно ставших ей близкими. В начале рассказа Иванов не догадывается, что его жена, как и Маша, может любить и жалеть многих. В конце рассказа Иванов понимает, что даже физическая связь может не быть изменой, что всё дело в душе.

Стилистические особенности

Творчество Платонова не имеет аналогов в литературе. Его язык странен и непривычен, но пронзителен, как будто слова идут из самого сердца. Писатель понимает и жалеет каждого своего героя, оправдывая его поступки.

Особое значение приобретают детали, которые обычно говорят о внутреннем состоянии героев, как уже упомянутые валенок и калоша на ногах Петрушки, или слёзы Любы, смешанные с тестом её пирога, или очки Семёна Евсеича, которые Настя надевает, чтобы штопать материны рукавицы, или раздавленное стекло керосиновой лампы.
Огромное значение для Платонова имеют запахи. Алексей признаёт дом своим в тот момент, когда чувствует, что запах его не изменился за четыре года. Волосы Маши пахнут палыми листьями (обычный мотив в творчестве Платонова). Этот запах противопоставлен запаху дома, символизирует «снова тревожную жизнь».

Речь героев полна житейской образности, особенно Петина. Огонь в печи он уговаривает не гореть по-лохматому, а ровно, Насте не велит строгать мясо с картошки, чтобы «питание не пропадало». Вкрапления в детскую речь канцеляризмов проявляют трагедию страны, где ребята становятся стариками.

Ещё одна характерная особенность стилистики Андрея Платонова – описание не столько мыслей героев, которые бывают по-житейски мудрыми, как рассуждение о любви Алексея, сколько чувств, движений «обнажённого сердца».

На этом уроке вы познакомитесь с рассказом А. Платонова «Возвращение». Мы проанализируем текст рассказа, рассмотрим его подтекст и символический смысл художественных образов, которые использует автор. Поговорим о потерянном поколении.

Родился Платонов в Воронеже, в семье железнодорожника. В семье было одиннадцать детей, Андрей был старшим. Работать Платонов начал очень рано, в тринадцать лет. Нужно было кормить семью, помогать воспитывать братьев и сестер. В 1918 году будущий писатель поступает в Воронежский политехнический институт на электротехническое отделение. А уже в 1919 году он начинает активное сотрудничество со многими газетами в качестве поэта и корреспондента.

Вскоре он начинает писать прозу - рассказы, повести, романы. Творчество Платонова воспринималось в штыки советской властью, многие его произведения подвергались критике. Дело в том, что Платонов писал честную прозу о человеке, а это противоречило идеологии соцреализма.

Литературная деятельность Платонова начинается с поэзии. В своих стихотворениях поэт создает образы маленьких людей, обделенных судьбой. Вот, например, несколько строк о слепом:

«Ты живой, ты живой, ты единственный,
И стена - только дым на глазах,
Ты слепой, но в тебе свет таинственный,
Ты у мира один на часах».

В 1922 году выходит первый сборник стихотворений Платонова «Голубая глубина». Стихи Платонова получили высокие оценки критиков. В частности, поэт Серебряного века В. Брюсов писал: «… у него - богатая фантазия, смелый язык и свой подход к темам».

Социалистический реализм (Соцреализм) - официально поощряемый партийными органами СССР художественный метод в литературе и искусстве, построенный на социалистической концепции мира и человека.

Метод сформулирован советскими деятелями культуры под руководством Сталина в 1932 году. Он охватывал все сферы художественной деятельности: литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, архитектуру. Ведущим писателем соцреализма был признан М. Горький. (Рис. 2.)

Рис. 2. Максим Горький и Иосиф Сталин ()

Горький писал: «Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой - и только с её высоты - ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора».

В годы Великой Отечественной войны Платонов, капитан-корреспондент, работает в газете «Красная звезда». Его военные рассказы появляются в печати. В конце 1946 года Андрей Платонов публикует рассказ «Возвращение». Рабочим название рассказа было «Семья Ивановых». В 1947 году за этот рассказ писатель был подвергнут критике и гонениям. Что же послужило тому причиной?

В рассказе «Возвращение» А. Платонов повествует о том, как солдат возвращается с войны. С темой победы у каждого из нас связаны радостные эмоции, ассоциации с весной, с торжеством жизни. Однако в повествовании Платонова мы не видим этой радости. Действие в рассказе происходит осенью, все вокруг мрачное и унылое. Пейзаж художник Платонов обозначил всего несколькими штрихами, но сделал это мастерски. Осень - время года, которое ассоциируется с периодом увядания, умирания. Осень в рассказе является символом войны. И даже те, кто выжил в этой войне, в душе переживают осень. Они уже забыли, что такое настоящее полноценное счастье и радость. Они живут, довольствуясь простой подручной радостью, маленькими моментами маленького счастья, которые они могут найти в условиях войны. Таким образом, Платонов через пейзаж передает настроение главного героя Алексея Иванова - солдата, возвращающегося с войны.

Причин осеннего настроения героя мы сначала не понимаем. Казалось бы, сам солдат целехонек, дома его ждут, все близкие живы и здоровы, однако герой не торопится домой. Сначала Алексей возвращается в часть потому, что поезд опоздал, а потом выходит на станции со своей однополчанкой и проводит с ней несколько дней. А жена и дети ждут его домой, ходят на вокзал и встречают поезда. Читая это, мы начинаем осуждать Алексея Иванова, ведь осудить легче, чем понять.

В рассказе Платонов хотел показать, что для солдата, который провел четыре года на войне, уже нет понятия мирной жизни. Он забыл, что это такое, его семьей стала воинская часть, и его близкими - однополчане. Именно поэтому солдат Иванов чувствует себя осиротевшим без армии. Солдат не может в одночасье порвать со своим военным прошлым и поэтому останавливается на несколько дне у своей однополчанки Маши. Потом он долго вспоминает, что ее волосы пахнут осенью. Потому что Маша - часть его военной жизни, а в мирной жизни все незнакомое, все давно забытое. Именно эти чувства испытывает солдат, когда возвращается домой.

«Иванов рассматривал все предметы дома по порядку - стенные часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья, цветы на подоконниках, русскую кухонную печь... Долго они жили здесь без него и скучали по нему. Теперь он вернулся и смотрел на них, вновь знакомясь с каждым, как с родственником, жившим без него в тоске и бедности. Он дышал устоявшимся родным запахом дома - тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким же и прежде, четыре года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без него. Нигде более Иванов не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам в сотнях жилищ; там пахло иным духом, в котором, однако, не было свойства родного дома».

Предметы домашнего обихода остались прежними, и запах дома тот же, но это, пожалуй, единственное, что сохранилось из той далекой, прошлой жизни, а все остальное изменилось.

Первоначально назвав рассказ «Семья Ивановых», автор хотел подчеркнуть основную задачу рассказа, показать, что война разрушает и губит все на своем пути и даже духовную связь между близкими. Алексей Иванов встретился с женой и детьми, как с чужими, незнакомыми ему людьми. Все эти четыре года семья Ивановых жила тяжелой военной жизнью. У них свой взгляд на войну, для них она прежде всего - тяжелый и изнурительный труд, разруха, голод, холод. Беда, которую они пережили порознь с отцом, изменила их и отдалила от него.

«Странен и еще не совсем понятен был Иванову родной дом. Жена была прежняя - с милым, застенчивым, хотя уже сильно утомленным лицом, и дети были те самые, что родились от него, только выросшие за время войны, как оно и быть должно. Но что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем, - вероятно, он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей». (Рис. 3.)

Рис. 3. Кадр из фильма по мотивам рассказа ()

Жена Люба не жалуется мужу, не рассказывает всех подробностей суровых трудовых военных будней. Однако из обрывков разговора мы узнаем многое. Все эти годы Люба тяжело работала и заботилась о детях, отдавала им последнее. Сама она недоедала, она перешивала одежду мужа, чтобы детям было не холодно, она продала свое пальто и ходила зимой в коротком ватнике. Она делала все для детей, чтобы они выжили в этой войне. В ответ дети платят матери любовью и заботой, они очень привязаны к ней. Отец для них стал чужим. Его даже не узнал старший сын Петр, а маленькая Настя вовсе не помнит отца. Иванову больно осознавать, насколько чужим он стал для своей семьи.

«...он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей. Он смотрел на Петрушку, на своего выросшего первенца-сына, слушал, как он дает команду и наставления матери и маленькой сестре, наблюдал его серьезное, озабоченное лицо и со стыдом признавался себе, что его отцовское чувство к этому мальчугану, влечение к нему как к сыну недостаточно. Иванову было еще более стыдно своего равнодушия к Петрушке от сознания того, что Петрушка нуждался в любви и заботе сильнее других, потому что на него жалко сейчас смотреть. Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него его семья, и он не мог еще ясно понять, почему у Петрушки сложился такой характер».

Читая рассказ, мы понимаем, что война заставила сына Петрушку рано повзрослеть. Это же подмечает отец, когда встречает мальчика на вокзале.

«Его встретил сын Петр; сейчас Петрушке шел уже двенадцатый год, и отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста. Отец увидел, что Петр был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок. Одет-обут Петрушка был аккуратно: башмаки на нем были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцовской гражданской одежды, но без прорех - где нужно, там заштопано, где потребно, там положена латка, и весь Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка».

Подробнее ознакомившись с характером Петрушки, мы невольно вспоминаем строки из песни Булата Окуджавы:

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры…»

Глядя на своих рано повзрослевших детей, Иванов понимает, что его задача - помочь им начать жить мирной жизнью.

«Ему надо как можно скорее приниматься за дело, то есть поступать на работу, чтобы зарабатывать деньги, и помочь жене правильно воспитывать детей, - тогда постепенно все пойдет к лучшему, и Петрушка будет бегать с ребятами, сидеть за книжкой, а не командовать с рогачом у печки».

Кажется, что солдат все понимает, однако четыре года войны продолжают стоять между ним и его семьей. В момент, когда Иванов начинает упрекать свою жену в том, что она недостаточно времени уделяла воспитанию детей, ее защищает сын Петрушка.

«- А зачем ты стекло у лампы раздавливаешь? Чего ты мать пугаешь? Она и так худая, картошку без масла ест, а масло Настьке отдает.
- А ты знаешь, что мать делала тут, чем занималась? - жалобным голосом, как маленький, вскричал отец.
- Алеша! - кротко обратилась Любовь Васильевна к мужу.
- Я знаю, я все знаю! - говорил Петрушка. - Мать по тебе плакала, тебя ждала, а ты приехал, она тоже плачет. Ты не знаешь!
- Да ты еще не понимаешь ничего! - рассерчал отец. - Вот вырос у нас отросток.
- Я все дочиста понимаю, - отвечал Петрушка с печки. - Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие...»

После ссоры с женой утром Иванов решает уехать. Он ничего не сказал ни жене, ни сыну, только поцеловал рано проснувшуюся маленькую Настю. Солдат пришел на вокзал, сел в поезд, поезд тронулся. Иванов смотрит в окно и видит дорогу.

«Железнодорожный путь здесь пересекала сельская грунтовая дорога, шедшая в город; на этой земляной дороге лежали пучки соломы и сена, павшие с возов, ивовые прутья и конский навоз. Обычно эта дорога была безлюдной, кроме двух базарных дней в неделю; редко, бывало, проедет крестьянин в город с полным возом сена или возвращается обратно в деревню. Так было и сейчас; пустой лежала деревенская дорога».

Внимательно изучите эту цитату и вдумайтесь в смысл описания. Дорога - символ человека, его жизненного пути. Она безлюдна, кроме двух базарных дней в неделю. Вспомните, что мы говорили о подручной, временной радости и о радости полной, настоящей. Платонов через пейзаж передает не просто настроение героя, а его отношение к жизни. И вот на этой пустой и безлюдной дороге появляются две хрупкие фигурки. Иванов узнает в них своих детей, он видит, как они бегут за поездом, спотыкаются и падают. В этот момент солдат понимает, что у него одна общая дорога с его детьми и от него, как от отца, зависит, какой будет их жизнь. Именно в этот момент Иванов словно вырвался из оков войны, и прорвались все его настоящие и искренние чувства.
«Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Алексей Иванов спрыгнул с поезда. Именно в этот момент, в конце рассказа, солдат по-настоящему вернулся домой, и теперь в этой семье все наладится. Отец начнет работать, дети - учиться, и раны, оставленные войной, постепенно затянутся. Эта семья обязательно будет счастлива.

А сколько семей так и не дождались с войны своих отцов, мужей, братьев! В рассказе упомянут Семен Евсеевич. Он потерял всю свою семью, и ему не к кому возвращаться. Именно поэтому он приходит к детям Любы, играет с ними, читает им сказки - он отогревается душой. Несправедливо, что Иванов ревнует Любу к Семену, их ничего не связывало, кроме дружбы и поддержки.

В 1936 году в журнале «Красная новь» Платонов публикует рассказ под названием «Третий сын». Этот рассказ становится известным за пределами страны. Через год английский издатель О"Брайен включил новеллу советского писателя в сборник лучших рассказов года.

Эрнест Хемингуэй, прочитав рассказ, высказал мысль, что Платонов - один из тех писателей, у которых есть чему поучиться.

Вот такой рассказ написал Андрей Платонов. Писатель проявил здесь огромное мастерство, умение в каждом образе заключить глубокий философский и психологический смысл. Ведь даже фамилию героя Платонов выбирает не случайно.

Семья Ивановых олицетворяет собой многие семьи, дождавшиеся с фронтов своих близких и столкнувшиеся с проблемой разобщенности войной. Платонов не осуждает людей, он обвиняет проклятую войну.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Литература, 8 класс. Учебник в двух частях. -2009.
  2. Вахитова Т.М. Платонов и Леонов. 1930 год. Предметный мир // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. - СПб., 2004. Кн. З. - С. 214-226.
  3. Давыдова Т.Т. Возвращение Андрея Платонова // Новый мир, 2006. № 6.
  1. Dissercat.com ().
  2. Xz.gif.ru ().
  3. Lit-helper.com ().

Домашнее задание

  • Напишите сочинение: Рецензия на рассказ А. П. Платонова «Возвращение»
  • Ответьте на вопросы:

1. Кто герои рассказа?

2. В чем смысл эпизода с женщиной в ватнике, которой хотел помочь Иванов, но потом забыл о ней?

3. Как встретился Иванов с женой - Любовью Васильевной?

4. Как отец рассматривал вещи в доме? Как вы понимаете мысли Иванова о них: «Долго они жили здесь без него и скучали по нем»?

  • Охарактеризуйте образ Алексея Иванова.

Разделы: Литература

Сам по себе сюжет возвращения может реализовываться по крайней мере в трех вариантах. Во-первых, как мифологическое возвращение, подобное возвращению Одиссея на родную Итаку после десятилетий странствий. Здесь возвращение является завершением цикла и демонстрирует замкнутость космоса и незыблемость его основ. Именно такое понимание выявляется при этимологическом анализе слова «возвращение». Во-вторых, возвращение может быть внешним, физическим, как возврат в некогда покинутое место. В-третьих, возвращение бывает, так сказать, внутренним, как возврат к некоему желаемому состоянию покоя, гармонии, беззаботности т.д. И именно здесь заложена возможность конфликта: возвращение может состояться как внешнее, но не состояться как внутреннее, как это и происходит в случае с капитаном Ивановым, героем платоновского рассказа.

Платоновский рассказ очень непрост для восприятия школьников. Чтобы работа с текстом была успешной, учащимся рекомендуется предварительно прочитать рассказ дома. Для анализа в классе мы предлагаем эпизод встречи Алексея Иванова с семьей, являющийся завязкой конфликта.

Приведем тезисно вопросы, определяющие логику анализа этого эпизода, и ожидаемые ответы учащихся.

1. Что вы узнали о капитане Иванове?

Алексей Иванов, гвардии капитан, прослужил в армии всю войну. Сослуживцы относились к нему с уважением. Армия стала для Иванова семьей: «Иванов и Маша чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии» . В тылу у него осталась семья: жена Люба и двое детей, Петрушка и Настя.

2. Что вы узнали о его семье?

У Алексея Иванова жена Люба и двое детей, Петрушка и Настя. Люба работает на кирпичном заводе. Работа занимает у нее много времени: «Работать хорошо, только дети одни и одни…» . За время войны Люба «научилась сама обувь чинить себе и ему [Петрушке. – Н.В.] с Настей, чтобы дорого не платить сапожнику, и за картошку исправляла электрические печки соседям» .

Петрушке 11 лет, но он выглядит старше своего возраста и отец не сразу узнает его. Во время войны Петрушка взял на себя роль главы семьи, привык всеми в доме и всем распоряжаться. Это раздражает капитана Иванова, который не понимает, почему с его сыном произошла такая перемена.

Дочь Иванова Настя была совсем маленькой, когда ее отец ушел на войну, поэтому она не помнит Алексея и поначалу плачет от страха. Она привыкла к другому человеку, Семену Евсеевичу, который относился с Насте и Петрушке «как родной отец, и даже внимательнее иного отца» .

Капитана Иванова огорчает то, что он узнал о жизни своих родных. Не такую картину он ожидал увидеть. «… Что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем, − вероятно, он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких. родных людей» .

3. Какими Алексей Иванов ожидал увидеть своих родных?

Вероятно, такими, какими он их помнил до войны.

4. Кто или что является причиной изменений, произошедших в семье Иванова?

Причина изменений – война.

5. Что такое война в представлении капитана Иванова?

Очевидно, это военные действия, в которых капитан принимал участие. «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя…» − так говорит он жене. Причем Алексей думает, что только он один знает, что такое война, за что жена справедливо его упрекает: «Что ты понимаешь в нашей жизни?» . Примечательно, что именно капитану Иванову принадлежат рефреном повторяющиеся в эпизоде слова: «война миновала» , «войны нет», то есть, собственно военных действий. Задача учителя подвести учащихся в ходе беседы к выводу, что для автора рассказа «Возвращение» война – это более широкое и потому гораздо более трагическое понятие.

6. Что такое война в представлении его жены Любы?

Это тяжелая работа, нужда, необходимость заботиться о детях и тоска по мужу. «… Я все ждала тебя, долгие страшные годы, мне просыпаться утром не хотелось» , − признается она Алексею. И далее: «Я работала день и ночь… Я стала на лицо худая, страшная, всем чужая, у меня нищий милостыни просить не станет. Мне тоже было трудно, и дома дети одни» .

7. Что такое война в представлении его сына Петрушки?

Это необходимость помогать матери, заменить в роли хозяина дома ушедшего на фронт отца, то есть преждевременное взросление. При внимательном чтении эпизода встречи Иванова с семьей становится очевидным, что Петрушка очень чуткий и внимательный мальчик: он хорошо чувствует настроение матери и искренне сопереживает ей.

Для автора война – понятие комплексное и многомерное, оно складывается из представлений о войне всех героев платоновского рассказа. Война – это и сражения, но это также и тяжелая, полная лишений жизнь тех. кто остался в тылу. Война – это нарушение естественного, привычного порядка вещей, отцы и матери не могут быть рядом с детьми, а дети вынуждены преждевременно повзрослеть. Война как череда военных действий закончилась, но она продолжает жить в душе каждого ее участника: капитана Иванова, который не понимает нового уклада жизни его семьи; Петрушки, который распоряжается в доме, как взрослый; Любы, которая истосковалась по мужу; Насти, которая не помнит отца. Война, понимаемая как особое внутреннее состояние человека, очень коварна и тяжело поддается искоренению. В этом смысле читатель не может быть уверен в том, что для капитана Иванова война закончилась: рассказ «Возвращение» имеет открытый финал.

В завершение анализа платоновского рассказа учащимся предлагается ответить на несколько, казалось бы, простых вопросов. Один из них: «Кто возвращается?» Это, конечно же, капитан Алексей Иванов, которому предстоит приехать в родной город после длительного отсутствия. Однако герой не сразу возвращается домой. Отъезд Иванова из части задерживается по вполне объективной причине: опаздывает поезд. Сослуживцы дважды провожают капитана на вокзал. Далее выясняется, что Иванов, чувствующий себя «осиротевшим без армии» , сознательно «откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей» . Таким образом, бывшему капитану предстоит пережить не только внешнее, физическое возвращение в родной город, но и внутреннее, психологическое возвращение к роли отца и мужа.

Необходимость именно внутреннего возвращения становится очевидной, когда Иванов встречается со своим сыном Петрушкой, который «казался старше своего возраста» и «походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка» . Ребенок, повзрослевший до времени и вынужденный взять на себя заботы не по возрасту, − знак неблагополучия в художественном мире А. Платонова. В военное лихолетье Петрушка был вынужден играть роль главы семьи и настолько вжился в нее, что дает указания не только матери, сестре и отцу, но и огню в печи − как лучше гореть. Петрушке тоже предстоит возвращение и тоже, как и его отцу, внутреннее − в детство.

И жене Иванова – Любе – также предстоит внутреннее возвращение – к роли жены и матери.

Второй вопрос, на который необходимо найти ответ, − «К чему /кому возвращаются платоновские герои?»

В целом можно сказать, что каждому из героев платоновского рассказа предстоит свое возвращение от войны к миру. Бывший капитан считает, что новая, послевоенная жизнь начнется, когда он переступит порог родного дома. Однако в жизни его семьи ему многое не понятно и чуждо. Он оказывается не в состоянии занять отведенное ему место отца, восстановив тем самым разрушенный войной миропорядок. Это ясно демонстрирует сцена ссоры между бывшим капитаном и его женой, в которой Иванов играет роль обиженного ребенка («…жалобным голосом, как маленький , вскричал отец» ), а Петрушка − рассудительного взрослого. Испуганный и рассерженный, Алексей решает оставить родных. Только увидев своих детей, бегущих вслед за поездом, он, наконец, принимает решение вернуться и сходит с поезда на железнодорожную насыпь. Здесь и начинается подлинное возвращение Иванова.

Стоит обратить внимание учащихся на то, что первоначально рассказ назывался «Семья Иванова» и именно под этим названием был впервые опубликован. Затем А. Платонов изменил название рассказа. «Возвращение» − название более емкое и более полно отражающее суть размышлений автора о послевоенной действительности.

Наконец, третий, важнейший вопрос, на который необходимо ответить при анализе платоновского рассказа: «Состоялось ли возвращение?» Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Именно открытый финал рассказа стал причиной резкой критики в адрес А. Платонова. Автор «Возвращения» ставит проблему, предлагая читателям участвовать с ним на равных в размышлениях о времени и о себе.

Литература

  1. Платонов А. П. Чевенгур // Избранное: Чевенгур; Счастливая Москва: Романы; Котлован: Повесть; Рассказы. − М., 1999. − С. 559-577.

Рассказа А. Платонова «Возвращение».
Цели :

Раскрыть идейное содержание, увидеть эволюцию главного героя;

Развить навыки работы с текстом, умение через сюжетное содержание раскрыть идейный замысел писателя;


Ход урока
1. Слово учителя .
В 1946 году на страницах журнала «Новый мир» публикуется рассказ А. Платонова «Семья Иванова». И волна жесткой критики обрушивается на писателя. 4 января 1947 года на страницах «Литературной газеты» появилась разгромная статья под названием «Клеветнический рассказ Платонова», в которой В. Ермилов охарактеризовал произведение как «гнуснейшую клевету на советских людей, на советскую семью».

Главный герой Платонова – солдат, возвращающийся с войны, но это не герой-победитель, а обыкновенный человек с изломанной войной душой, с черствым сердцем, человек честолюбивый и тщеславный. А. Платонов по-новому говорит о трагедии войны: он обратился к оборотной стороне победы, приковав внимание читателя не к радости, к незаживающим душевным ранам народа, нанесенным войной.


2. Вопросы для выявления особенности идейного содержания рассказа

Что мы узнаем о главном герое рассказа? (Алексей Иванов, гвардии капитан, прослужил всю войну, возвращается домой. «На вид ему было лет тридцать пять, кожа на лице его, обдутая ветрами и загоревшая на солнце, имела коричневый цвет, серые глаза…»).

Почему, встретившись на перроне с «Машей-дочерью пространщика», Иванов отодвигает встречу с родными? (он боится возвращаться домой, «откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей»).

Что объединяло Машу и Иванова? (они оба возвращаются домой после войны, «единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека», оба чувствуют себя «осиротевшими без армии»).

Как живут дети и жена Иванова в ожидании его возвращения? («Любовь Васильевна три дня подряд выходила ко всем поездам, отпрашивалась с работы, не выполняла нормы и по ночам не спала от радости, на четвертый день послала на вокзал детей, чтобы они встретили отца, если он приедет днем, а к ночному поезду она опять вышла сама»).

Кто встречает Иванова? В чем особенность встречи? (Встречает его Петруша, которого отец называет Петр Алексеевич, отец сына не сразу узнал, диалог между ними совсем не близких людей, Петруша берет вещевой мешок отца и несет его, а отец идёт следом).

- Какими мы видим детей Иванова?

Петруша . Ему шел уже 12 год, это серьезный подросток, «маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно», он в доме хозяин, дает наставления матери и сестре. Петруша хозяйственный, всю работу мужскую по дому выполняет сам. Велит Насте каждый день заниматься, писать палочки. Старается есть меньше всех, «боится, что если начнет есть помногу, то Настя тоже, глядя на него, будет много есть, а ему жалко», он хочет, чтобы родителям «больше досталось», дает указания отцу сходить «в райсовет и военкомат, чтобы скорее карточки на него получить», заботится обо всех.

Настя . Ей 5 лет. Маленькая Настя не помнит отца и отталкивает его от матери по возвращении Иванова домой как чужого. Настя беспрекословно слушается брата, который был все эти 4 года за отца. «У нее было живое сосредоточенное лицо ребенка, делающего все в жизни по правде и всерьез, и доброе сердце, потому что она не обижалась на Петрушку». Когда мать плачет, Настя «обхватила ногу матери руками, прижалась лицом к ее юбке и исподлобья сурово посмотрела на отца», она говорит: «А мама плачет, и я буду». Девочка заботливо оставляет кусок пирога для дяди Семена, оборачивает его салфеткой и кладет под подушку.

Почему Петруша такой взрослый? (Раннее взросление Петруши объясняется его жизнью без отца, который был на войне. У мальчика не было детства, всю тяжесть забот он кладет на свои плечи. Петруша похож на маленького старичка. И перед ним его отец робеет. Для него характерны рассудительность, постоянный учет дел, «нужд» дома, семьи. Он указывает сестре, матери, отцу и даже огню в печи. Так не должно быть. Петруша занял место отца. На это указывает и тот факт, что Иванов к нему обращается: «Здравствуй , Петр Алексеевич », дальше – «Петр ». А мать – «Петруша »).

Ночной разговор Иванова и Любови Васильевны. Чьими глазами мы его видим? (Семейная драма Иванова предстает перед нами в восприятии Петруши. Для Платонова, художника, мыслителя, философа, была важна детская точка зрения на происходящее. В горькой исповеди женщины, пытающейся объяснить грешному мужу мотивы своей измены, выражена глубина человеческой трагедии, в которой виновата война, явившаяся причиной страшного отчуждения людей, их отрешенности от привычного хода жизни. Речь Любы нерешительна, тускла. Уличить ее в нелогичности, непоследовательности, слушая ее сбивчивую речь, совсем не трудно. Особенно, если слушать Любу отчужденным сердцем. Интуитивно Люба сердцем понимает, что никто, кроме сына, свидетеля ее минувшей жизни и ее мук, правильно не поймет. Но нельзя не почувствовать и правоту Любы, так нуждающейся в годы своих четырехлетних мытарств в тепле, поддержке, без которых пришла бы к ней смерть, а значит и гибель детей).
3. Чтение текста по ролям.

Со слов «Алеша, ты не шуми, дети проснутся…» до слов «…а я тоже человек, а не игрушка».

Чего не может простить Иванов своей жене? Почему? Какой выход он видит? (Слушая рассказ Любы о Семене Евсеевиче, согревавшемся у их очага рядом с детьми, о своей муке одиночества и минутной слабости, Иванов ведет себя как человек, думающий только о себе. Автор мастерски рисует обольщение героя своим «я». («Скучно мне, Люба, с тобою, а я жить еще хочу». «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя») Не желая идти следом за сердцем, Иванов бездушно судит Любу («Стерва ты, и больше ничего»). Конечно, тяжело узнать об измене после кровавых фронтовых испытаний. Иванов пестует в душе гордыню и ложное чувство оскорбленного самолюбия, ложное потому, что сам грешен и боится в этом признаться. Он воспринимает все случившееся с женой сердцем очерствелым, слепым. Искренняя правда любящей жены ему кажется ложью, а человеческая доброта видится голым расчётом («Ничего без расчета не бывает»). Вынужденное взросление детей кажется ему противоестественным, странным. Душа его покрылась толстой коростой самолюбования и себялюбия, усугубленных ревностью. Выход Иванову видится один – уйти из дома. Этот путь для него единственный, потому что понять другого человека – это труд души. Встретившись со своей семьей, он оробел. Ему страшно, хотя он в этом и не признается).

Как рассказ Петруши о Харитоне повлиял на Иванова? (Из уст ребенка звучит нравственный укор ревнивому отцу: «У нас дело есть. Жить надо, а вы ругаетесь как глупые какие». Петруша рассказывает отцу о Харитоне из инвалидной кооперации, который оправдал поступки своей жены-изменщицы тем, что выдумал массу фронтовых любовных приключений. Эта история воспринимается как мудрая житейская притча, зовущая грешников к смирению. Она явилась толчком к подлинному, а не мнимому возвращению Иванова из искаженного фронтового пространства в русло естественной человеческой жизни. Эта притча-укор заставила отца устыдиться своей тайной мысли о Маше, своей случайной знакомой («Иванов с удивлением слушал историю, что рассказывал ему Петруша и думал: он и про Машу мою скажет сейчас»).

Финал рассказа. Самый драматичный и кульминационный момент рассказа.
3. Чтение учителем .

«Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших, обессиливших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем... Иванов кинул вещевой мешок из вагона на землю, а потом спустился на нижнюю ступень вагона и сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети ».


4. Комментарии учащихся.

Кто помог Иванову возвратиться? (Дети спасли семью, возвратили душевное зрение отцу, увидеть главное за своим собственным «я», заставили его пойти следом за сердцем).


5. Выводы .

В чем идейное содержание рассказа? (Ради сохранения семьи взрослые должны уметь прощать, любить и понимать друг друга, быть выше своих собственных страстей: ревности, эгоизма, жестокости; в любых условиях человек должен оставаться человеком и не дать окаменеть своему сердцу)

Смысл заглавия рассказ? (возвращение домой с войны, возвращение к семье и детям, возвращение к себе, человеку доброму и любящему).

Первоначально рассказ был назван «Семья Ивановых», позже название было изменено на «Возвращение». Какое название, по-вашему, подходит рассказу?

Имя человека несет в себе отпечаток его жизни. Зная толкование имен героев, можно ли сказать, что значения имен отразили их судьбу и характер? (Алексей – др.-греч. ‘защитник’; Мария – др.-евр. ‘горькая’, ‘любимая’, ‘упрямая’; Любовь – ст.-слав. ‘покладиста, уступчива, отличается красотой и добротой’; Петр – др.-греч. ‘скала’, ‘утёс’, ‘каменная глыба’; Настя – др.-греч. ‘воскресение’, ‘возвращение к жизни’).
6. Язык писателя .

1. «Чувства свои они затрачивали уже более сокращенно». 2. «Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека». 3. «Жить гражданской жизнью». 4. «Издали смеется над ним и бывает счастливым вместо него». 5. «Настроеньем заболели». 6. «Он нам пользу приносит. Пусть живет». 7. «У меня вся душа продрогла». 8. «Сердце ее мучилось». 9. «Чувствовать жизнь обнажившимся сердцем». 10. «У нас дело есть, жить надо».
7. Подведение итогов урока .
Разработка Урока русского языка в 9 классе
А.А. Мусиралиева

(Школа-лицей № 23, г. Шымкент , Казахстан )


Тема : Сложносочиненные предложения с противительными союзами .
Цели урока :

Закрепить знания об основных группах сложносочиненных предложений,

Познакомить с ССП с противительными союзами; сформировать умения находить такие конструкции и определять их структуру, устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложносочиненного, правильно ставить и объяснять знаки препинания;

Помочь учащимся осознавать окружающую их действительность, выражать свое отношение к миру и к жизни.


Наглядность : опорные схемы, таблица, раздаточный материал.
Ход урока

I . Организационный момент .
Психологическая разминка .
«Какие задания я люблю выполнять на уроках русского языка». Учащимся предлагается выбрать любимый раздел «Стилистика», «Синтаксис», «Орфография». После этого класс условно делится на три группы, и в ходе урока каждая группа выполняет свои задания.

II . Проверка домашнего задания .

Упражнение 29. Учащиеся читают предложения, объясняя орфограммы и пунктограммы.


Приближал... зима. Был конец октября и по-осеннему завывал холодн... ветер. Листья с деревьев уже осыпались и сад был весь прозрачн... . Снега еще не было но чувствовал...сь дыхание зимы. Утром на поля ложился туман а днем он рассеивался и пропадал.

III . Актуализация опорных знаний .

Работа по карточке.

Закончи мысль :

- Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью... (союзов и интонации).

- Части сложносочиненного предложения могут соединяться при помощи союзов... (соединительных, противительных и разделительных).

- Соединительные союзы – это... (перечислить их).

- Противительные союзы – это... .

- Разделительные союзы – это... .

2. Параллельно – выполнение тестовых заданий по карточкам (индивидуально).

1.

а) Прошла осень, за ней пришла зима.

в)

с) День уходит, и прохлада освежает и бодрит.

d) Калитку отворив чуть- чуть, выходит девушка несмело.

2. Сложносочиненное предложение.

а) Звезды сверкали холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.

в) Он вскочил на ноги, но тут же присел от боли.

с) День был пасмурный, но теплый.

d) Золотистые лучи солнца блеснули в небе и побежали по земле.

3. Сложносочиненное предложение.

а) Заглянуло солнце в окна и росой умыло стекла.

в) Птица далеко летает, но старое гнездо не забывает.

с) Вдали стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.

d) Было уже часов девять вечера, и над садом светила полная луна.

4. Сложносочиненное предложение.

а) Не гордись званием, а гордись знанием.

в) Хлеб надо беречь, как святыню.

с) Лес, в который я вошел, был очень част и глух.

d) Солнце поднялось высоко, но в воздухе было свежо и сыро.

5. Сочинительные союзы делятся на группы

а) 4 c) 3 в) 2 d) 5

IV . Усвоение новых знаний . Работа по теме урока .

1. Словарная работа .

Противительные союзы, противопоставление.

2. Запись предложений для наблюдения .

3адание.

Записать предложения, выделить грамматическую основу, определить смысловые отношения между простыми в составе сложного.


Кричащий в гневе смешон но страшен молчащий в гневе (Абай ).

Слово – серебро, а молчание – золото.

V . Закрепление знаний по теме .

Упражнение 32 (самостоятельно с последующей взаимопроверкой).


1. Весна была поздней а морозы не прикращал...сь. 2. Восток чуть посветлел, но звезды сверкал... ярко. 3. В полдень солнце припекал... но к вечеру стало холоднее. 4. Вечер был пасмурный а ночь, вероятно,будет светлой. 5. Гроза прошл... однако солнце не показывалось. 6. Был поздний час однако окна светил...сь.

VI . Лексический модуль урока .

Работа с текстом «Священный лес».


Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.

Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа веселых моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево. Вдруг они услышали в темноте тихие стоны и оханья. Всю ночь моряки не спали и жались к костру.

Когда рассвело, они увидели, что из пня срубленной пальмы сочилась кровь! Оборванные лианы корчились на земле, а из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. На Самоа есть растения , у которых есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.

Веселые моряки не погибли. Они воротились на палубу, но всю остальную жизнь никогда больше не улыбались.

Наша жизнь – такой же священный лес. Кругом все живет, все чувствует глубоко и сильно. И в жизнь нужно входить не веселым гулякою, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны. (По В. Вересаеву )

Задания к тексту .
1. Для группы «Стилистика» : Прочитать выразительно текст. Определить, к какому стилю он относится. В каком абзаце заключена основная мысль текста? Как вы понимаете эти слова? Выписать слова, значения которых вам непонятны, обратиться за толкованием к словарю.

2. Для группы «Синтаксис» : Выписать из текста ССП с противительными союзами , а потом – простые предложения с однородными сказуемыми. Объяснить постановку знаков препинания.

3. Для группы «Орфография» : Объяснить орфограммы в выделенных словах. Подобрать из текста примеры на эту орфограмму и сделать записи в виде алгоритма.


Какие орфограммы вам известны? Составьте по ним карточку.

VII . Упражнения на конструирование сложносочиненных предложений .

1 уровень :

Из данных предложений сконструировать сложносочиненные с союзами а , но , зато . Составить схемы сложных предложений.


Солнце скрылось за горизонт. В степи было светло.

Наступил декабрь. Снега еще не было.

В долине шли дожди. В горах выпал снег.

В горах бушевала пурга. В долине было тепло и тихо.

2 уровень :

Дописать предложения, чтобы получились сложносочиненные с противительными союзами. Составить схемы.


На улице дождливо и пасмурно, зато...

Солнце взошло, но...

На поляне светило солнце, а...

В городе мы задыхались от жары, ...

VIII . Подведение итогов урока .
- Какие смысловые отношения выражаются в сложноподчиненных предложениях с противительными союзами?

Назовите противительные союзы.

IX . Домашнее задание :
1 уровень : Упражнение 35.
2 уровень : Упражнение 34.
Разработка занятия по русскому языку

(для студентов 1-го курса специальности «Геодезия и картография »)


Ф.Ж. Мухамедьярова

(ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, Казахстан )


Тема занятия :

Р.т . : Аннотация как жанр научного стиля.

Гр.т . : Сложноподчиненное предложение с придаточными причины и цели.

Л.т . : Моя специальность.
Форма проведения занятия : практическое занятие (с элементами лабораторной работы исследовательского характера)
Тип занятия : комбинированный (изучение теоретического материала, практическое применение полученных знаний, обобщение и систематизация), с использованием активных методов обучения.
Цель занятия : с формировать систему знаний языковых форм выражения информации в жанре научного стиля – аннотации, изучить ее содержание, структуру, обучить методам и приемам составления, выработать навыки структурно-смыслового анализа, компрессии учебно-научного текста по специальности, совершенствовать языковую и коммуникативную компетенции.
Задачи занятия :

Обучающие задачи :

Обучить студентов понимать, анализировать, обобщать информацию, содержащуюся в научных текстах по специальности; аргументировать свою точку зрения;

Ознакомить со структурно-смысловой организацией аннотации ; научить определять основную и дополнительную информацию текста, интерпретировать ее с целью использования во вторичном тексте (аннотации); обучить составлению аннотации;

Обучить студентов практическому овладению русским языком, закрепить полученные знания о СПП, обогатить лексический запас специальной лексикой;

Формировать навыки лингвистической компетенции языка специальности, диалогиче-ской и монологической речи; автоматизировать навыки ознакомительного чтения;
Развивающие задачи :

Развивать навыки и умения читать научную литературу по специальности для формирования профессиональной компетенции; выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы, производить анализ и компрессию учебно-научного текста;

Развивать умения строить устное и письменное высказывание; выступать с устным сообщением; корректно вести учебный диалог; способствовать развитию логики мышления на основе научных текстов; развивать навыки исследовательской деятельности; повысить уровень общей гуманитарной культуры.
Воспитательные задачи :

Воспитывать положительное отношение к изучению русского языка и знаниям вообще; межличностную компетентность, толерантное и уважительное отношение к мнению других людей, способность работать в группе и самостоятельно;

Помочь в овладении культурой общения в речевых ситуациях;

Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к науке.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (образцы аннотаций на учебные пособия, тексты научных статей, книг по специальности).
Результаты обучения по дисциплине :

Студенты должны : 1) понимать структурно-смысловую организацию научного текста по специальности; 2) уметь выполнять различные операции с текстом: описывать, обобщать информацию, аргументировать, делать выводы; осуществлять анализ и компрессию текста по специальности; 3) уметь применять систему языковых и профессиональных знаний; 4) ориентироваться в потоке научной информации.


План и ход занятия

(последовательность учебных действий с указанием тематических блоков

и частей занятия, необходимого времени для реализации каждой части)
1. Формулирование понятия « аннотация », беседа о назначении, форме и структуре аннотации .


Поиск непрерывно растущего объема научной и научно-технической информации по первоисточникам требует слишком много времени и труда, но не обеспечивает нужной полноты, поэтому поиск ведется по массивам вторичных документов, к числу которых традиционно относят аннотацию .

Вторичный документ представляет собой результат свертывания информации первичного документа. Под свертыванием принято понимать сжатие, или компрессию, текста первичного документа при его переработке в текст вторичного документа.

Сущность аннотирования заключается в максимальном сокращении объема источника информации при сохранении его основного содержания. Аннотация лишь перечисляет вопросы , которые освещены в первоисточнике, не раскрывая самого содержания этих вопросов. Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте ?». Таким образом, основное отличие аннотации состоит в том, что аннотация дает представление только о главной теме и перечне вопросов, затрагиваемых в тексте первоисточника.

Аннотация в силу своей предельной краткости не допускает цитирования, в ней не используются смысловые куски оригинала как таковые. Объем аннотации – 500 печатных знаков. Справочные (описательные) аннотации не должны превышать 800-1000 печатных знаков.

В аннотации не используются ключевые фрагменты оригинала, а даются формулировки автора аннотации. Лексика аннотации отличается преобладанием имен над глаголами, абстрактных существительных над конкретными, относительной замкнутостью, однородностью лексического состава.

Логичность изложения материала в тексте аннотации вызывает широкое употребление пассивных конструкций, безличных предложений с инфинитивом и предикативными наречиями на -о , с безличными глаголами или с личными в значении безличных.

Выбор лексических средств и синтаксических конструкций должен способствовать достижению высокой степени лаконичности, обобщенности, точности и логичности подачи материала в тексте аннотации.

Аннотация включает характеристику основной темы, цели работы и содержит указание на то, что нового несет в себе данная работа в сравнении с другими по этой же тематике. В аннотации могут содержаться сообщения об изменениях, исправлениях, дополнениях при переиздании настоящего выпуска.

Таким образом, аннотация – это краткое изложение содержания первичного текста, дающее общее представление о теме, его назначении и отличиях от других работ сходной тематики.


Слайд 1 . Определение понятия « аннотация ».

Слайд 2 . Виды аннотаций .


1. По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на:

- справочные , их также называют описательными или информационными (характеризуют тематику текста, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки);

- р екомендательные (характеризуют первоисточник, дают оценку его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей).

2. По полноте охвата содержания аннотируемого макротекста и читательскому назначению аннотации подразделяются на:

- о бщие (характеризуют макротекст документа в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей);

- специализированные (характеризуя документ лишь в определенных аспектах, рассчитаны на узкий круг специалистов, и носят в основном справочный характер).


Внимание! Текст аннотации не стандартизирован, в отличие от библиографического описания.


Аннотация отражает : 1) тип и назначение аннотируемого документа (монография, диссертация, сборник) и задачи, поставленные автором; 2) метод, которым пользовался автор (эксперимент, сравнительный анализ, компиляция других источников); 3) принадлежность автора к определенной научной школе или направлению; 4) структуру, тему и предмет аннотируемого произведения, основные положения и выводы автора; 5) характеристику вспомогательных и иллюстративных материалов, дополнений, приложений, справочного аппарата, включая указатели и библиографию.

Характерной особенностью аннотации является то, что она должна быть тесно связана со сведениями, включенными в библиографическое описание.

Аннотация обычно помещается на обороте титульного листа книги.


2. Анализ структуры аннотации .

Слайд 3 . Структура аннотации .


1. Элементы выходных данных, в которых указываются имя, отчество (инициалы) и фамилия автора (авторов) книги, место, издательство, год и объем (общее количество страниц) издания в номинативной форме.

В основу работы положено

В книге (статье ) рассматривается

В книге (статье ) рассматривается (затрагивается, обобщается …), говорится (о чем?), дается оценка, анализ, обобщение (чего?), представлена точка зрения (на что?), затронут вопрос (о чем?), дается обзор (чего?), анализируются вопросы (о чем?) и т. п.

3. Композиция, структура первичного текста (факультативная часть аннотации).

Книга состоит из глав (частей) … .

В книге выделяются главы .

Пособие состоит из разделов .

4. Назначение текста.

Пособие предназначено для … .

Книга рассчитана … .

Книга представляет интерес … .

Для бакалавров, магистрантов … .

5. Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Пособие содержит обширный иллюстративный материал в тексте и в приложениях

Слайд 4 . Образец аннотации .

(чтение аннотации, выделение структурно-смысловых частей)


Салагаев В.Г. Студенческие научные работы. Академическая риторика: Учебное пособие. – Алматы: Раритет, 2004. – 200 с.

В книге с риторических позиций описываются жанры свертывания – развертывания информации в учебных и исследовательских целях: формулировка темы, тезисы, реферат, конспект, план научной работы, библиографическое описание, аннотация. Содержится попытка системно представить учебные и творческие студенческие жанры.

Освещен процесс написания творческих научных произведений: выбор и закрепление темы, планирование работы, библиографический поиск, изучение литературы, сбор и систематизация фактического материала. Рассматриваются все элементы композиции научного сочинения, его редактирование и защита результатов исследования.

Пособие содержит обширный иллюстративный материал, рекомендательный библиографический список, глоссарий, тесты, задания для самостоятельных занятий и упражнения. Предназначено для студентов бакалавриата, магистратуры, преподавателей курса «Основы научных исследований».


Для формирования навыков и умений в области аннотирования необходимо проведение подготовительных речевых упражнений.

Слайд 5 .


Задание 1 . Из представленных вопросов (чего ? что ? на что ? между чем ? о чем ? на чем ? чему ?) подберите верный вариант вопроса к образцам клишированных аннотаций.

В книге исследуется (что?) …

Большое место в работе занимает рассмотрение

В книге (статье ) дается характеристика … .

В книге (статье ) дан анализ … .

В книге (статье ) анализируется … .

Главное внимание обращается … .

Проводится четкое различие … .

Раскрываются основные положения … .

Описываются некоторые методы … .

Особое внимание уделяется вопросам … .

В работе (книге, статье ) дается обзор … .

Освещаются теории … .

Нашли отражение разработка проблем , вопросы … .

Исследуются мало разработанные проблемы … .

Характеризуются предмет, место и задачи … .

Рассматривается значение … .

В книге (статье ) подробно освещаются … .

Рассматривается проблема … .

В статье на основе анализа показан … .

В статье освещаются некоторые аспекты … .

Рассматриваются факторы, способствующие

Вскрывается суть … .

Слайд 6 .

Задание 2 . Лексическое и грамматическое перефразирование предложений.

С помощью геодезических расчетов проекты зданий и сооружений составляются с миллиметровой точностью – Геодезические расчеты способствуют составлению безошибочных, предельно точных строительных проектов – зданий и сооружений.

В настоящее время на рынке геодезического оборудования существуют геодезические приборы нового поколения, позволяющие оперативно решать задачи геодезии и картографии, в автоматизированном режиме, с абсолютно новым принципом сбора пространственной информации о местности – Существование геодезических приборов нового поколения дает возможность сократить сроки решения задач геодезии и картографии и обновить качество работы с информационным полем местности .
Слайд 7 .

Задание 3 . На основе двух самостоятельных простых предложений составьте одно сложноподчиненное с придаточным причины, используя союзы потому что , так как, оттого что, вследствие того что, поскольку, ибо и др.

1. Работа геодезиста в области строительства особенно трудоемкая. Именно геодезист занимается формированием теоретической базы путей измерения территории, вычислением координат местности и составлением топографических планов.

2. Исключительно важное значение картография имеет в деле обороны страны. Карты используют при разработке стратегических планов и проведении военных операций.

Студенты записывают предложения в тетрадь по грамматике, проводят синтаксический и пунктуационный анализ предложений по схеме.


Слайд 8 .

Задание 4 . Ответьте на вопрос «С какой целью составляют аннотацию ?», используя сложноподчиненное предложение с придаточным цели.
Слайд 9 . Составление аннотации на научную статью по специальности.


Шаг № 1 . Чтение текста (научной статьи по специальности), осмысление и выявление основного содержания. Слайд 10 .

Шаг № 2 . Определение основных структурно-смысловых частей текста. Чтение абзацев, содержащих конкретную информацию: 1) по теме статьи, ее актуальности, постановке проблемы (первый абзац-зачин, введение); 2) о методе проведения работы, пути решения проблемы (основной абзац); 3) о выводах и применении результатов в конкретной области науки (абзац-заключение). Слайд 11 .

Шаг № 3 . Выделение предложений, несущих основную смысловую нагрузку абзаца. Нахождение в абзаце ключевых слов для передачи главной информации. Слайд 12 .

Шаг № 4 . Использование лексического и грамматического перефразирования, представление предложения в виде заголовка к абзацу. Слайд 13 .

Шаг № 5 . Суммирование информации (заголовков) абзацев, запись в виде тезисов.

Шаг № 6 . Составление текста аннотации. Слайд 14 .

Знакомство с таблицей «Основные компоненты аннотации». Составление текста аннотации по схеме с использованием опорных выражений и языковых средств. Аннотация включает в себя основные разделы: актуальность, постановку проблемы, пути ее решения, результаты и выводы. На каждый из разделов отводится по одному и два предложения.

Слайд 15 .

Основные компоненты аннотации

(на примере научной статьи по специальности «Геодезия и картография»)


Смысловой компонент аннотации

Примеры

Языковые средства выражения, оформляющие аннотацию (смысловые части аннотации оформляются с помощью языковых стереотипов)

Оптимальный

вариант суммированной информации


Актуальность темы.

Описание : с самого начала необходимо показать важность исследовательской проблемы, представленной в статье.


Приборы нового поколения на рынке геодезического оборудования.

В настоящее время особого внимания заслуживает изучение (чего ?) … , в статье освещаются актуальные вопросы …

В настоящее время особого внимания заслуживает существование приборов нового поколения на рынке геодезического оборудования.

Постановка проблемы и цель автора статьи.

Описание : после раскрытия актуальности необходимо обозначить существующую проблематику, решение которой является целью автора и представлено в первичном тексте.


Внедрение новой техники, новейших принципов сбора пространственной информации о местности и оперативное, в автоматизированном режиме, решение задач в области геодезии и картографии.

Цель автора статьи – показать, объяснить, обобщить (что ?) … ; дать анализ (чего ?), оценку (чему ?) … ; статья ставит своей целью доказать, обобщить (что ?) … . В статье рассматривается, ставится вопрос о том, что … . Автор касается вопросов о … ; затрагивает, ставит, освещает вопрос о … ; говорит о проблемах … ; остановился на следующих вопросах: … .

Цель автора статьи – раскрыть суть внедрения новой техники, рассмотреть обновленные принципы сбора пространственной информации о местности и оперативное, в автоматизированном режиме, решение задач в области геодезии и картографии.

Пути решения проблемы

Описание : перечислить конкретные шаги, направленные на решение данной проблемы: 1) в качественных исследованиях (если нет описания эксперимента, анализа его результатов) – перечислить исследуемые теоретических вопросы; 2) в количественных исследованиях (если имеются статистические данные эксперимента) – описать методику проведения экспериментальной работы, исследуемые переменные.


Методика определения срока и качества геодезических и картографических работ по изучению местности. Технология обновления топографических планов и карт на основе внедрения геодезических приборов нового поколения.

Разработана методика, приведены исследования … . в статье на основе анализа (чего ?) … показан (что ?) … ; вскрывается суть … ; рассмотрены вопросы … .

Разработана методика определения срока и качества геодезических и картографических работ по изучению местности. Приведена технология обновления топографических планов и карт на основе внедрения геодезических приборов нового поколения.

Результаты.

Описание : В данном разделе представлены количественные или качественные результаты исследования, включение в статью иллюстративного материала.


Цифровые данные (…) и эффективные лабораторные исследования.

В статье содержится большое количество примеров и иллюстративного материала. Автор приводит акты, цифры, данные, иллюстрирующие и подтверждающие основные положения статьи. Автор опирается на цифры, акты, данные. В статье приводятся цитаты (откуда ?) … ; автор цитирует высказывания (кого ?) … ; слова (чьи ?) … ; цитирует (кого ?) … .

Приведены эффективные лабораторные определения и установлены цифровые данные (…), иллюстрирующие и подтверждающие основные положения исследования.

Вывод.

Описание : В заключение необходимо обозначить сферу внедрения результатов исследования, адресат статьи, насколько проведенная работа расширила представления об изучаемом вопросе или представила новое решение данной проблемы.


Внедрение инновационных технологий как составляющая качества работы специалистов в области геодезии и картографии.

Статья адресована специалистам (неспециалистам), широкому кругу читателей; рассчитана (на кого ?) … , интересна (кому ?) … ; представляет новые решения проблемы … ; (может представлять) интерес (для кого ?) … ; заинтересует (кого ?) … , так как расширяет представления о … .

Статья представляет перспективы внедрения инновационных технологий и рекомендует их применение специалистам в области геодезии и картографии.

Часто научно-технические статьи не содержат описания экспериментальных исследований, поэтому при написании аннотации можно ограничиться первыми тремя компонентами: актуальностью, постановкой проблемы и путями решения проблемы.

При написании аннотации следует обратить внимание на следующие вопросы.

Слайд 16 .


Лимит слов . Аннотация должна включать 100-250 слов (согласно ГОСТу, 850 знаков, не менее 10 строк).

Временн ó е единство . Аннотации к уже написанным статьям и исследованиям логичнее писать в прошедшем времени.

Структура . При написании аннотации необходимо придерживаться общепринятой структуры (таблица 2).

Простота в изложении . Язык аннотации должен быть простым, понятным широкому кругу специалистов в конкретной области знания. Рекомендуется использовать известные общепринятые термины.

Отсутствие деталей . Необходимо избегать лишних деталей, конкретных цифр.

Ключевые слова . Авторов просят выделять ключевые слова работы. Это делается для поисковых систем, классификации статей по темам. В интересах автора указать количество ключевых слов, необходимое для увеличения шансов нахождения статьи через поисковые системы.

Слайд 17 . Анализ информации и запись аннотации на статью по специальности.

Задание для СРО :

1. Составьте самостоятельно аннотацию по следующему плану, обратите внимание на языковые средства, оформляющие аннотацию.

- Название и тема (статьи , книги ).

- Проблематика (статьи , книги ).

- Композиция (статьи , книги ).

- Включение иллюстративного материала .

- Цель (статьи , книги ).

- Адресат (статьи , книги ).

2. Выпишите в отделе справочного каталога библиотеки 2-3 аннотации к учебникам по вашей специальности. Выделите в них языковые и речевые стандарты-клише.

Дидактические материалы :

Методическая литература (УМКД, силлабус).

Интернет-ресурсы.

Самоанализ.

РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ

«ЧИСТОТА РЕЧИ. Говорите красиво »
П.К. Утебаева

(Школа-гимназия №50 им. А. Байтурсынова, г. Шымкент , Казахстан )

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры