Переосмысление образа предателя в рассказе «Иуда Искариот. Повесть о любви и верности? Л

Главная / Развод

Предательство - актуальный вопрос в наше время, в тяжелые дни перепадов людских настроений, в дни сомнений и непонимания людьми друг друга. Потому, возможно, рассказ Л. Андреева, хотя и написанный в начале века, так популярен сегодня: интересна оценка автором мотивов предательства (отличающаяся парадоксальным взглядом), исследуется цель поступка героя и предпосылки к нему.

В основе сюжета рассказа, что мы наблюдаем и в других андреевских произведениях, лежит евангельская история, хотя, как писал Горький, “в первой редакции рассказа “Иуда” у него оказалось несколько ошибок, которые указывали, что он не позаботился прочитать даже Евангелие”. Действительно, используя евангельский сюжет, автор весьма субъективно передал его.

Как же понимать психологию поступка Иуды в рассказе Л. Андреева, что заставило его предать Иисуса, нарушив тем самым, казалось бы, все законы нравственности и морали?

С самого начала и на протяжении всего рассказа рефреном звучат слова “Иуда Предатель”, такое имя укоренилось в сознании людей изначально, и Андреев принимает и использует его, но лишь как “прозвище”, данное людьми. Для писателя Иуда во многом символический предатель.

У Андреева Иуда в самом начале рассказа представлен как весьма отталкивающий персонаж: неприятна уже его внешность (“безобразная бугроватая голова”, странное выражение лица, как бы разделенного пополам), странен переменчивый голос “то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно-жидкий и неприятный для слуха”. Отталкивают его слова, “как гнилые и шероховатые занозы ”.

Итак, с самого начала повествования мы видим, как порочна природа Иуды, преувеличено его безобразие, асимметричность его черт. А в дальнейшем поступки Иуды будут удивлять нас своей несуразностью: в разговорах с учениками он то молчалив, то чрезвычайно добр и радушен, что даже пугает многих его собеседников. С Иисусом Иуда подолгу не разговаривал, но Иисус любил Иуду, как и других своих учеников, часто искал глазами Иуду и интересовался им, хотя Иуда, казалось бы, недостоин этого. Рядом с Иисусом он выглядел низким, глупым и неискренним. Иуда постоянно лгал, так что нельзя было знать, правду говорит он в очередной раз или лжет. Вполне можно объяснить великий грех Иуды - предательство Учителя своего - натурой Иуды. Ведь возможно, что его зависть к чистоте, непорочности Иисуса, его неоганиченной доброте и любви к людям, на которые Иуда не способен, привели к тому, что он решил погубить своего учителя.

Но это лишь первое впечатление от рассказа Л. Андреева. Почему автор в начале рассказа и потом много раз сравнивает Иисуса и Иуду? “Он (Иуда) был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус”, т. е. писатель ставит в один ряд два таких; казалось бы, противоположных образа, он сближает их. Между Иисусом и Иудой, как кажется, существует какая-то связь, они постоянно соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают. Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда, Иуда тоже любит Иисуса! Он любит его безмерно, он благоговеет перед ним. Он внимательно вслушивается в каждую его фразу, чувствуя в Иисусе какую-то мистическую власть, особенную, заставляющую каждого слушающего его преклоняться перед Учителем. Когда же Иуда обвинил людей в порочности, лживости и ненависти друг к другу, Иисус стал отдаляться от него. Иуда чувствовал это, воспринимая все очень болезненно, что тоже подтверждает неограниченную любовь Иуды к своему Учителю.

Поэтому не удивляет стремление Иуды приблизиться к нему, быть постоянно рядом с ним. Возникает мысль, не явилось ли предательство Иуды способом приблизиться к Иисусу, но совершенно особым, парадоксальным путем. Учитель погибнет, уйдет из этого мира Иуда, и там, в другой жизни, они будут рядом: не будет Иоанна и Петра, не будет других учеников Иисуса, будет лишь Иуда, который, он уверен, больше всех любит своего Учителя.

При чтении рассказа Л. Андреева нередко возникает мысль, что миссия Иуды предопределена. Ни один из учеников Иисуса не смог бы вынести такое, не смог бы принять на себя такую участь.

Действительно, у Андреева образы других учеников - лишь символы. Так, Петр ассоциируется с камнем: где бы он ни был, что бы он ни делал, - везде используется символика камня, даже с Иудой он состязается в кидании камней. Иоанн - любимый ученик Иисуса - это нежность, хрупкость, чистота, духовная красота. Фома прямодушен, тугодум, в действительности, - Фома неверующий. Даже глаза Фомы пусты, прозрачны, в них не задерживается мысль. Так же символичны образы других учеников: никто из них не смог бы предать Иисуса. Иуда - вот тот избранник, которому выпала эта участь, и только он способен на сотворчество в подвиге Иисуса - он тоже приносит себя в жертву.

Заранее зная о том, что он предаст Иисуса, совершит такой тяжкий грех, он борется с этим: лучшая часть его души борется с предначертанной ему миссией. И душа не выдерживает: победить предопределение невозможно. Итак, Иуда знал, что будет совершено предательство, будет смерть Иисуса и что он убьет себя после этого, он даже наметил место для смерти. Он спрятал деньги, чтобы потом бросить их первосвященникам и фарисеям - то есть вовсе не в алчности была причина предательства Иуды.

Совершив злодеяние, Иуда обвиняет в этом... учеников. Его поражает то, что, когда учитель умер, они могли есть и спать, могли продолжать прежнюю жизнь без Него, без своего Учителя. Иуде же кажется, что жизнь бессмысленна после смерти Иисуса. Оказывается, Иуда не настолько бессердечен, как мы думали сначала. Любовь к Иисусу открывает многие скрытые дотоле положительные его черты, непорочные, чистые стороны его души, которые, однако, обнаруживаются лишь после смерти Иисуса, равно как со смертью Иисуса открывается предательство Иуды.

Парадоксальная совокупность предательства и проявления лучших качеств в душе героя объясняется только предопределением свыше: Иуда не может победить его, но он и не может не любить Иисуса. И вся психология предательства заключается тогда в борьбе личности с предопределением в борьбе Иуды с предначертанной ему миссией

Коновалова М.Е

МОБУ СОШ №10

[email protected]

Своеобразие трактовки образа Иуды и евангельского сюжета в повести Л. Андреева «Иуда Искариот».

Аннотация: В повести Андреева предательство Иуды-оборотная сторона любви к Иисусу. Так кто Иуда Искариот: предатель или праведник? -этот вопрос задают себе до сих пор исследователи. Иуда Андреева –классический трагический герой, со всем набором положенных ему признаков: противоречием в душе, чувством вины, страданием и искуплением, незаурядным масштабом личности, героической активностью, бросающей вызов судьбе.

Ключевые слова: Л. Андреев, Иуда Искариот, тема предательства, двойственность образ, экспрессионизм.

Konovalova M.E.

The originality of the interpretation of the image of Judas and the gospel story in L. Andreev"s story « Judas Iscariot » .

Abstract: In Andreev"s story, the betrayal of Judah is the reverse side of the love of Jesus. So who is Judas Iscariot: a traitor or a righteous man? This question is still asked by the researchers. Judas Andreeva is a classic tragic hero, with all the set of signs put to him: a contradiction in the soul, a sense of guilt, suffering and redemption, an uncommon scale of personality, heroic activity challenging fate.

Keywords: L. Andreev, Judas Iscariot, theme of betrayal, duality image, expressionism.

Леонид Николаевич Андреев -один из тех русских писателей, которые определяли умонастроения общества на рубеже 19-20 веков. Он писал об одиночестве, о разобщенности душ, много размышлял о смысле жизни, о смерти, о вере, о Боге.

Повесть «Иуда Искариот» занимает в творчестве писателя особое место, именно ее многие современники, коллеги по цеху и критики признавали художественной вершиной писателя. Еще в 1902 году Л. Андреев писал Серафимовичу: «Между прочим, я подумываю со временем написать нечто по психологии предательства». Со временем замысел приобрел более общие философские черты: писатель ставит вечные вопросы добра и зла под необычным углом. Постепенно задуманный рассказ перерос в повесть, она была закончена в феврале 1907 года.

В повести «Иуда Искариот « Андреев дает свою версию известной евангельской притчи. Центральным героем произведения автор делает не Иисуса,а Иуду Искариота,человека, противоречивого, активного,незаурядного. Для полноты восприятия образа писатель подробно описывает запоминающуюся внешность Иуды: череп которого был « точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составлены,он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу… Двоилось и лицо Иуды… Один глаз Иуды живой,внимательный, черный,.. а другой, покрытый белесой мутью...». Двойственность в облике Иуды несколько раз подчеркивается писателем. Такой портрет можно назвать психологическим: он передает суть героя-_двойственность его личности, двойственность поведения,двойственность чувств, исключительность его судьбы. Одиннадцать учеников Христа выглядят невыразительно на фоне этого героя.Они постоянно спорят между собой «кто больше любви заплатил», чтобы быть приближенным к Христу и обеспечить себе в будущем вхождение в Царствие небесное возле Учителя.Ученики относятся к Иуде с презрением и брезгливостью, как и к другим бродягам и нищим. Они углублены в вопросы веры, занимаются самосозерцанием и отгородились от людей. Иуда у Л. Андреева очень деятелен, он живет в реальном мире: крадет деньги из казны братства,чтобы накормить голодную блудницу, ценой своего унижения защищает Христа от ярости толпы. Он играет роль посредника между людьми и Христом.

Иуда всю жизнь искал встречи и Иисусом, потому что знал правду о грешной, темной сущности людей и хотел найти Силу, способную преобразить эту сущность. Также Иуда понимает, что Иисус не будет понят людьми.

Корень конфликта между Иисусом и Иудой в том,что Иисус проповедует милосердие, всепрощение, долготерпение, Иуда же страстно желает сотрясти основы грешного мира. Иисус знает о предательстве Иуды, но принимает свою судьбу.

В статье 1907 года «О реалистах» А.Блок писал: «Продав Христа первосвященнику, Иуда окружает Иисуса «тихой любовью,нежным вниманием», «стыдливый и робкий, как девушка в своей первой любви». «Целованием любви» предает он Иисуса и «высоко над теменем земли поднимает на кресте любовью распятую любовь» И,предавший, не разлучается ни на мгновение с Преданным: греет над костром костлявые руки и слушает отречение Петра. Смертельно тоскует у окна караульни, где истязают Иисуса солдаты.»

Почему, по Андрееву, Иуда предал Христа? Андреев показывает, что Иуда был вынужден обречь Иисуса на жертвенную смерть,чтобы пробудить истинную веру, совесть людей. Иуда-трагическая фигура. Он считает: чтобы темная нищая духом толпа уверовала в идеал, в Христа, ей необходимо чудо. Этим чудом станет воскресение Христа после мученической смерти.

Иуда тоже выбрал свой крест. Предавая Христа, он обрекает себя на вечное проклятие, навсегда закрепив за собой позорное прозвище предателя.

В повести Андреева предательство Иуды-оборотная сторона любви к Иисусу. Так кто Иуда Искариот: предатель или праведник?-этот вопрос задают себе до сих пор исследователи. « Знал ли Иисус о страшной миссии своего ученика? Не только знал, но и сам избрал его из числа своих приверженцев...Знал Иисус, что только Иуда, единственный из двенадцати,сможет исполнить задуманное.» В предательстве Иуды –промысел Божий.

«Не будь Иуды и его предательства, не будь Голгофы, страстей господних и смерти на кресте, не воскрес бы Иисус из мертвых, не поразил бы легковерные сердца своих соплеменников величайшим чудом-чудом, совершить которое по силам было лишь Сыну Божьем…Воскреснув из мертвых, Иисус тем самым указал человечеству единственный путь к спасению»

Л.Андреев предвидел реакцию современников на свою повесть: «Повесть будут ругать и справа, и слева, сверху и снизу» .И он оказался прав:акценты, которые были расставлены в его варианте евангельской истории, оказались неприемлемыми для многих,в числе которых был и Л.Н. Толстой. В то же время высоко оценили повесть М. Горький, А.Блок, К. Чуковский.

Полярность оценок произведения Л.Андреева и его главного героя в литературоведении не исчезла и в наши дни, и она вызвана двойственным характером образа андреевского Иуды.

Негативную оценку образу Иуды дает Л.А.Западова, которая предостерегает: «Знание Библии для полноценного восприятия рассказа-повести и постижения тайн «Иуды Искариота» необходимо в разных аспектах. Нужно держать в памяти библейское знание, для того хотя бы,чтобы не поддаться обаянию змеино-сатанинской логики песонажа,чьим именем названо произведение».

Иуда Андреева –классический трагический герой, со всем набором положенных ему признаков: противоречием в душе, чувством вины, страданием и искуплением, незаурядным масштабом личности, героической активностью, бросающей вызов судьбе.

Проблемные вопросы для дискуссии:

Как взгляд Иуды на людей раскрывается в его словах, сказанных об апостолах: «Своего учителя они всегда любят, но больше мертвым, чем живым. Когда учитель жив, он может спросить у них урок, и тогда им будет плохо. А когда учитель умирает, они сами становятся учителями, и плохо делается уже другим»?

В уста Иуды автор вложил весьма глубокий этический постулат «Разве есть прекрасная жертва, что ты говоришь, любимый ученик? Где жертва, там и палач, и предатели там! Жертва-это страдания для одного и позор для всех.» Согласны ли вы с этим высказыванием?

Согласны ли вы с мыслью, что Иуда в повести Андреева-«предатель поневоле», что его предательство-оборотная сторона любви к Иисусу?

Можно ли оправдать «предателя поневоле»?

С повестью «Иуда Искариот» ученики знакомятся на уроках внеклассного чтения, но эта повесть создана для более пристального изучения. Она заставляет задуматься о природе предательства и одиночества, о раздирающих человека душевных противоречиях, о своих поступках и мыслях.

Список литературы

1.Андреев Л.Н.Иуда Искариот//Проза.-М.:Издательство АСТ,2003

2.Блок.А.А.Памяти Леонида Андреева//Блок А.

А.Собр.соч.В6т.Т.5.М.,1971

3.Булгаков С.Н.Иуда Искариот-апостол-предатель//Булгаков С.Н.Труды

о Троичности.-М.,2001.

4.Западова Л.А.Источники текста и «тайны» рассказа-повести «Иуда

Искариот»//Русская литература -1997.-№3

5.Михайлов С.М.Оправдание Иуды,или Двенадцатое колесо мировой

колесницы:Апокрифическое исследование// http :// www . skrijali . ru /

6.Поурочные разработки по русской литературе 20 века:11 класс.-М.:ВАКО,2007.

7.Поурочное планирование по литературе к учебнику «В мире литературы.11класс» под редакцией А.Г. Кутузова.-М., Издательство «Экзамен»,2006.

8. Михайлов С.М. Иуда Искариот: предатель или святой?.М.:2007.

ОПРЕДЕЛИТЬ ИДЕЙНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ ПОВЕСТИ,
ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ИУДЫ В
ЛИТЕРАТУРЕ.
ЦЕЛЬ:

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич
(1871-1919)
Русский писатель; прозаик и драматург,
один из самых знаменитых писателей
России начала 20 в., разрабатывал,
главным образом, в пьесах
экспрессионистскую поэтику.
Ранние рассказы носили демократический
и реалистический характер ("Баргамот и
Гараська", 1898). Сочувствуя
революционерам ("Рассказ о семи
повешенных", 1908), изображал
революцию как стихийный бунт ("Савва",
1906); кризис религиозного сознания - в
повести "Жизнь Василия Фивейского"
(1904); безумие и ужас войны - в рассказе
"Красный смех" (1905). Наряду с бытовой
драмой "Дни нашей жизни" (1908) философско-аллегорические трагедии
2
("Жизнь человека", 1907; "Анатэма", 1908).

Контрастность натуры
Сын землемера и дочери разорившегося
польского помещика. Окончил гимназию в Орле
(1891). Затем поступил на юридический
факультет Санкт-Петербургского университета,
но заканчивал курс уже Московского
университета (1897). Несколько лет практиковал
как адвокат. Любительски занимался
живописью, заслужил, в частности, похвалы И. Е.
Репина и Н. К. Рериха. В юности дважды
покушался на самоубийство, в результате чего
приобрел хроническую сердечную
недостаточность. Мемуаристы отмечают
крайнюю нервность и переменчивую
"контрастность" натуры Андреева, его
пессимизм, порожденный отчасти увлечением
философией А. Шопенгауэра (особенно его
сочинение "Мир как воля и представление"), "он
был весь в предчувствии катастрофы" (Г. И.
Чулков), им владело "чувство мировой пустоты"
(К. И. Чуковский).
3

Проблематика
творчества
В рассказах "В тумане", "Бездна", "Мысль" (все 1902), повести
"Жизнь Василия Фивейского" (1903) усиливается накал духовных
коллизий - рокового разлада духа и плоти, мысли и безумия, веры
и неверия, красоты и безобразия и т. д. От иллюстративности и
риторики эти произведения спасает "нервный захват" (В. Г.
Короленко) писательской манеры Андреева. Работая
исключительно по ночам, быстро, на грани психического срыва,
Андреев доводит повествование до беспрецедентного
напряжения; экспрессию авторского стиля подпитывают
"кошмары" Русско-японской войны (рассказ "Красный смех",
1904) и первой русской революции. Центральными темами
лучших его рассказов ("Губернатор", 1905; "Тьма", 1907; "Рассказ о
семи повешенных", 1908) и более слабого романа "Сашка
Жегулев" (1911) становятся революционерство и особенно
терроризм, трактуемые Андреевым как экзистенциальная
реальность, раскрывающая противоречия природы человека.
4

«Иуда Искариот»
Психология предательства.
Они рады бы
отделиться друг от
друга,
но терновый венец
связывает их
неразрывно.
В.Л.Андреев.
5

… и как нет конца у времени,
так не будет конца рассказам
о предательстве Иуды
и страшной смерти его.
Леонид Андреев

«Иуда Искариот»

Повесть написана по мотивам библейского
сюжета, в котором рассказано о предательстве
Иисуса Иудой.
Получила неоднозначную оценку, так как
Андреев по-своему истолковал сюжет.
Почему обратился к данной теме? В 1900-е годы
много пишет о Богочеловеке («Христиане»,
«Елизар», «Жизнь Василия Фивейского»).

«Иуда Искариот»

Иисус Христос – воплощение истины,
добра и красоты, а предавший
его Иуда – олицетворение лжи,
подлости, коварства.
Традиционное противопоставление
Иуды одиннадцати верным апостолам
Вызвало у Андреева сомнение

Андреева волнует вопросы:

Только ли подлость вела Иуду к
предательству?
Только ли нравственную чистоту
проявили другие апостолы во время
кульминационных событий христианской
истории?

10. Происхождение Иуды Искариота

Иуда – “Бог да будет восславлен”; Искариот – “человек
из Кериота”, где Кериот - обозначение населённого
пункта, возможно, тождественного иудейскому
городку Кириафу.
Заласканный и избалованный Иуда, единственный
ребенок в семье, был испорчен своими
недальновидными родителями. Когда он вырос, у него
сложилось преувеличенное представление о
собственной значимости. Надо всегда уметь
проигрывать, а он этого не умел. Его представления о
справедливости были расплывчатыми. Он лелеял в
себе чувства ненависти и подозрительности. Мастерски
превратно толкуя слова и поступки своих друзей, он
всю свою жизнь культивировал в себе привычку
сводить счеты с теми, кто, как ему казалось, плохо
обходится с ним. Он обладал извращенным
представлением о ценностях и преданности. (Книга
Урантии, с. 1566.)

11. Иуда Искариот в повести Л.Андреева

Своему Иуде Л.Андреев дает не только
богатый внутренний мир, но и необычную
внешность. Он обладает большой
физической силой, но его тело уродливо…

12. Иуда Искариот

«Нет, не наш он, этот рыжий Иуда из Кариота»
«Никто из учеников не заметил, когда впервые
оказался около Христа этот рыжий и
безобразный иудей…»

13. Голова

«Короткие рыжие волосы не скрывали странной и
необыкновенной формы его черепа: точно
разрубленный с затылка двойным ударом меча и
вновь составленный, он явственно делился на четыре
части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким
черепом не может быть тишины и согласия, за таким
черепом всегда слышится шум кровавых и
беспощадных битв.»
«…свою безобразную бугроватую голову…»(1)
«И на опрокинутый, обрубленный череп похож был
этот дико-пустынный овраг, и каждый камень в нем
был как застывшая мысль, и их было много, и все они
думали - тяжело, безгранично, упорно.» (2)

14. Цвет волос

автор в тексте упоминает, что Иуда имел рыжий
цвет волос. В мифологии это часто означает
избранность богом, близость к Солнцу, право на
власть. Боги войны часто рыжие или на рыжем
коне. Многие вожди, известные личности имели
этот огненный цвет волос. «Рыжий» является
эпитетом божеств.

15. Цвет волос

Андреев недаром присваивает герою именно этот
цвет волос, ведь по рассказам Предателя всегда
оказывалось так, что именно ОН будет первый
возле Иисуса. Иуда искренне верил в свою
правоту и избранность, а главное он стремился к
своей цели любыми средствами – предательство
и стало способом приближения к Мессии.

16. Цвет волос

Кроме того, Иуда несколько раз «спасал»
Христа от расправы толпы, проявляя
воинственность. Но рыжий цвет волос
приписывается и Иосифу, мужу Марии, матери
Иисуса (например, на картине
Рембрандта «Симеон в храме» - в знак его
происхождения от рыжего же, по преданию,
Царя-Псалмопевца). Возможно, этим в данном
случае еще раз подчеркивается
противоречивую природу персонажа.

17. Лицо

«Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с
черным, остро высматривающим глазом, была живая,
подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные
кривые морщинки. На другой же не было морщин, и
была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, и
хотя по величине она равнялась первой, но казалась
огромною от широко открытого слепого глаза.
Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью,
ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму, но
оттого ли, что рядом с ним был живой и хитрый
товарищ, не верилось в его полную слепоту. Когда в
припадке робости или волнения Иуда закрывал свой
живой глаз и качал головой, этот качался вместе с
движениями головы и молчаливо смотрел.»

18. Руки и пальцы

«Иуда забрал в железные пальцы всю душу и в
необъятном мраке ее, молча, начал строить что-то
огромное.»
«-Иисус медленно опустил взоры. И, тихо бия себя в
грудь костлявым пальцем, Искариот повторил
торжественно и строго:
- Я! Я буду возле Иисуса!»
«Потирал грудь широкою ладонью и даже кашлял
притворно этот Иуда из Кариота при общем молчании
и потупленных взорах.»
«- Я иду к нему! – сказал Иуда, простирая вверх
властную руку.- Кто за Искариотом к Иисусу?»
«Иуда, продолжая улыбаться, отыскивал глазом еще
больший обломок, ласково впивался в него
длинными пальцами, облипал его, качался вместе с
ним и, бледнея, посылал его в пропасть.» (3)

19. Начинается повесть словами:

«»Иисуса Христа много раз предупреждали, что
Иуда из Кариота – человек очень дурной славы и
его нужно остерегаться»
Далее идет изложение слухов
То есть с первых строк дается отрицательная
характеристика Иуды.
О не нет ни одного доброго слова: он
корыстолюбив, коварен, наклонен к
предательству и лжи (это авторская
характеристика)
Плохо о нем говорят и хорошие, и плохие

20. Отрицательное

Бросил жену,
ссорит людей,
Любопытный, лукавый, злой.
У него нет детей
Но Иисус Никого не
слушает, он принял
Иуду, включил в круг
избранных.

21. «Иуда Искариот»

9 глав. 3 глава – предательство; остальные –
ожидание гибели Иисуса.
С начала повести ощущается мотив тревоги, он
звучит и в описании природы.
Новый абзац из одного предложения: «И вот
пришел Иуда»
Дается детальный портрет.
Зачитайте! Что особенного в портрете?
Ученики Иисуса отнеслись к нему с
брезгливостью, не доверяют ему.

22.

И вот пришел Иуда… Он был худощав, хорошего роста, почти
такого же, как Иисус,.. и достаточно крепок силою он был, повидимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным…
Короткие рыжие волосы не скрывали странной и
необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с
затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он
явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже
тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия,
за таким черепом всегда слышится шум кровавых и
беспощадных битв. Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона
его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая,
подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые
морщинки. На другой же не было морщин, и была она
мертвенно-гладкая, плоская и застывшая; и хотя по величине
она равнялась первой, но казалась огромною от широко
открытого слепого глаза…

23. «Иуда Искариот»

Андреев идет вслед за евангельской историей:
Иисус знал о предательстве, обо всем, что
произойдет, но все-таки принял Иуду.
Природа в ожидании. Безветренная погода
сохранилась до конца истории: все происходит в
атмосфере духоты, тяжести, все в черно-белых
тонах. Как перед грозой.
Все в ожидании перемен: Иисус ждет дня
предательства, Иуда живет надеждой, что, когда
иудеи увидят страдания Христа, освободят
учителя и пойдут за ним.

24. Иуда вдруг становится

хорошим
Добросовестно исполняет свои
Обязанности
Гете: «Поведение – это зеркало,
в котором каждый показывает
свой лик»
И все-таки поведение его
противоречиво: берет на себя
обязанности и тут же крадет 3
динария; рассказывает истории,
а потом признается, что лгал

25. Ученики Христа

Обладают земными, человеческими качествами
Они не идеальны, но разнообразны
Петр громогласен
Иоан наивен, честолюбив, хочет одного – быть
любимым учеником
Фома молчалив, рассудителен, но осторожен.
Все апостолы снисходительны к Иуде, осуждают
за ложь и притворство, но с удовольствием
слушают его лживые истории

26. Отличие Иуды от апостолов

Ученики ведут борьбу за первое место
около учителя – Иуда старается быть
нужным
И Христос ласково смотрит на него.

27. Иисус изменяет отношение к Иуде

Иуда доказывает Иисусу, что селяне были
неискренни по отношению к нему, объявили его
вором, обманщиком (козленка после нашли)
Иисус после этого перестал замечать Иуду, садился к
нему спиной, смотрел, но не видел.
Даже когда Иуда помог Иисусу, сохранил его жизнь,
опять же ценой лжи, благодарности не получил:
«ложь во спасение» сурово принята Христом
Иуда плачет: он любит учителя, хочет быть
любимым, произносит роковую фразу: «А теперь он
погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда»

28. Путь к преступлению

Встреча с первосвященником Анной и
договаривается о предании Иисуса в руки закона
(за 30 серебряников)
Теперь молчалив. Перестал говорить о людях
дурное.
Окружает Иисуса заботой, нежностью.
Угадывает малейшее его желание.
Приносит цветы, передает их через Марию
Магдалину.
Но Учитель как будто ничего не замечает.

29. Путь к преступлению

Иуда вызывает чувство жалости, он искренне
страдает
Говорит, что Иисуса Христа нужно беречь, нужно
уходить отсюда. Принес два меча, чтобы спасти
Иисуса.
Двойственность: сам предал и пытается спасти.
Верит, что восторжествует любовь и верность
учеников.
Иисус все предвидит. Говорит Петру: «Не
наступит и утро, как ты трижды предашь меня».

30. Кульминационный момент – сцена предательста

31.

Л. Андреев не оправдывает поступка Иуды, он пытается разгадать загадку: что
руководило Иудой в его поступке5? Писатель наполняет евангельский сюжет
предательства психологическим содержанием, и среди мотивов выделяются
следующие:
мятежность, бунтарство Иуды, неуемное стремление разгадать загадку
человека (узнать цену "другим"), что вообще свойственно героям Л. Андреева.
Эти качества андреевских героев являются в значительной степени проекцией
души самого писателя – максималиста и бунтаря, парадоксалиста и еретика;
одиночество, отверженность Иуды6. Иуда был презираем, и Иисус был к
нему равнодушен. Лишь на короткое время получил признание Иуда - когда
победил сильного Петра в метании камней, но затем опять вышло так, что все
ушли вперед, а Иуда опять плелся сзади, забытый и презираемый всеми.
Ч резвычайно живописен, пластичен, экспрессивен язык Л. Андреева, в
частности, в эпизоде, где апостолы бросают камни в пропасть:
Петр, не любивший тихих удовольствий, а с ним Филипп занялись тем, что
отрывали от горы большие камни и пускали их вниз, состязаясь в силе…
Напрягаясь, они отдирали от земли старый, обросший камень, поднимали
его высоко обеими руками и пускали по склону. Тяжелый, он ударялся
коротко и тупо и на мгновение задумывался; потом нерешительно делал
первый скачок - и с каждым прикосновением к земле, беря от нее быстроту
и крепость, становился легкий, свирепый, всесокрушающий. Уже не прыгал, а
летел он с оскаленными зубами, и воздух, свистя, пропускал его тупую,
круглую тушу. Вот край, - плавным последним движением камень взмывал
кверху и спокойно, в тяжелой задумчивости, округло летел вниз, на дно
невидимой пропасти.

32.

Герой повести лживый, завистливый, безобразный, но в то же время
самый умный из всех учеников, причем умный надчеловеческим,
сатанинским умом: он слишком глубоко знает людей и понимает
мотивы их поступков, для других же он так и остался непонятен. Иуда
предает Иисуса, но он же любит его как сына, казнь Учителя для него
- "ужас и мечты". Парадоксальная двойственность придает
многомерность, многосмысленность, психологическую убедительность
повести Андреева.
В Иуде, несомненно, есть нечто от дьявола, но в то же время не может
не воздействовать на читателя его личная (не от дьявола, а от человека)
потрясающая искренность, сила переживания за Учителя в час его
трагического испытания, значительность его личности.
Двойственность образа в том и заключается, что в нем неразрывно
связано то страшное, что закреплено за ним религиозной и культурной
мировой традицией, и то возвышенно-трагическое, что уравнивает его
с Учителем в изображении Л. Андреева. Это автору повести
принадлежат пронзительные по смыслу и эмоциональной силе слова:
И с этого вечера до самой смерти Иисуса не видел Иуда вблизи его ни
одного из учеников; и среди всей этой толпы были только они двое,
неразлучные до самой смерти, дико связанные общностью
страданий, - тот, кого предали на поругание и муки, и тот, кто его
предал. Из одного кубка страданий, как братья, пили они оба,
преданный и предатель, и огненная влага одинаково опаляла чистые
и нечистые уста9.

33. Как ведут себя ученики?

Иуда ждет чуда: сейчас все поймут.
Пытается воздействовать на Анну, но то
прогоняет его.
Пилат умывает руки, говорит, что он невиновен в
крови праведника, а Иуда целует ему руки и
называет мудрым.

34.

Одною рукой предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои
собственные планы. Он не отговаривал Иисуса от последнего, опасного путешествия в
Иерусалим, как делали это женщины, он даже склонялся скорее на сторону
родственников Иисуса и тех его учеников, которые победу над Иерусалимом считали
необходимою для полного торжества дела. Но настойчиво и упорно предупреждал он
об опасности и в живых красках изображал грозную ненависть фарисеев к Иисусу, их
готовность пойти на преступление и тайно или явно умертвить пророка из Галилеи.
Каждый день и каждый час говорил он об этом, и не было ни одного из верующих, перед
кем не стоял бы Иуда, подняв грозящий палец, и не говорил бы предостерегающе и
строго
-- Нужно беречь Иисуса!
Нужно беречь Иисуса! Нужно заступиться за Иисуса, когда придет на то время. Но
безграничная ли вера учеников в чудесную силу их учителя, сознание ли правоты своей
или просто ослепление -- пугливые слова Иуды встречались улыбкою, а беско- нечные
советы вызывали даже ропот. Когда Иуда добыл откуда-то и принес два меча, только
Петру понравилось это, и только Петр похвалил мечи и Иуду, остальные же
недовольно сказали: -- Разве мы воины, что должны опоясываться мечами?
И разве Иисус не пророк, а военачальник?
-- Но если они захотят умертвить его? -- Они не посмеют, когда увидят, что весь
народ идет за ним.
-- А если посмеют? Тогда что?
Иоанн говорил пренебрежительно:
-- Можно подумать, что только один ты, Иуда, любишь учителя.
И, жадно вцепившись в эти слова, совсем не обижаясь, Иуда начинал допрашивать
торопливо, горячо, с суровой настойчивостью:
-- Но вы его любите, да? И не было ни одного из верующих, приходивших к Иисусу, кого
он не спросил бы неоднократно: -- А ты его любишь? Крепко любишь?
И все отвечали, что любят.

35. Сцена распятия Христа

- На протяжении казни Иуду мучит мысль: А
вдруг они поймут? Еще не поздно!
- «Осуществился ужас и мечты»
- Иуду считают предателем, а он идет к ученикам
и обвиняет их в бездействии, называет
предателями.
- И в чем-то он прав. В чем?

36.

Иуда давно наметил место, где после смерти
Иисуса убьет себя»
Идет на смерть, как на встречу с Иисусом. «Так
встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус»
Зачитать. Портрет Иуды.

37. Работа с текстом

Зачитать последний абзац
Какие чувства вызывает написанное?
Каково авторское отношение к Иуде?
Деньги брошены Иудой – не из-за них убил.
Какова истинная причина убийства Иисуса, по
мнению Андреева?
Победитель или проигравший Иуда в повести?

38. Выводы:

1.Нравственная ценность заключается не в словах, а
в поступках.
2.Любовь должна быть деятельной.
3.Для того чтобы Иисус смог совершить свой подвиг
– принести жертву во имя человечества, его нужно
предать. И позор предательства Иуда взял на себя,
тем самым обессмертив не только Иисуса, но и себя.
Андреев считает предательство тоже жертвой, так
как Иуда обрек себя на вечный позор

39.

Предательство - основная идея. Впервые мотив предательства
вводится в текст заглавием (Иуда в нашем понимании – уже
предатель). Символическое значение идеи предательства
выражается сравнением Иуды со скорпионом. Предательство –
нарушение верности, в первую очередь - самому себе. Скорпион
в минуту опасности жалит сам себя, предаёт себя, т. е.
становится самоубийцей, как Иуда. Тема самоубийства звучит в
самом начале повести при помощи сравнения: "Он ссорит нас
постоянно, - говорили они, отплевываясь, - он думает что-то
свое и в дом влезает тихо, как скорпион, а выходит из него с
шумом…". Идея предательства, определяющая главный смысл
всего произведения, через сравнение выводит читателя на иной
уровень интерпретации заголовка: всякое предательство
превращается в предательство самого себя.

40.

Особенность повести "Иуда Искариот" состоит в том,
что в ней автор пытается найти выход из
противоречия, спорит с самим собой, проверяя на
прочность неверие в человека главного героя верой
Иисуса Христа. Библейские сюжеты в творчестве
Леонида Андреева - не просто пересказ. Они
заключают в себе свой особый мир, близкий миру
Андреева. Трактуют их по-разному. Одни говорят,
что путем использования библейских сюжетов
Андреев шел от атеизма к православию, другие - что
наоборот, используя своеобразное “доказательство от
противного”, он все более уверялся в правильности
атеизма.

Трагедия Иуды Искариотского навсегда осталась запечатленной в евангельской истории как назидательный пример страшной судьбы предателя. Но встречается и другое мнение: Иуда, мол, был непонятым героем. В чем ошибочность такого мнения, противоречащего всей христианской традиции, и в чем заключается опасность предательства, расскажет Павел Владимирович Кузенков.

Поцелуй Иуды. Джотто

- Павел Владимирович, где берет свое начало идея, что Иуда Искариот не предатель, а тот, кто выполнил «повеление Божие о предательстве»?

Эта идея берет начало от наивного увлечения формальной логикой. Рассматривая причинно-следственную связь евангельских событий, можно умозаключить, что раз искупительная жертва Господа на Голгофе явилась следствием предательства Иуды, то и грех Иуды играет некую важную роль в божественном Промысле. Существовала даже целая гностическая секта «каинитов» - поклонников Иуды, который якобы совершил «тайну предательства» по поручению Христа.

Но такие рассуждения опровергались Святыми Отцами. Так, патриарх Фотий приводил в пример императора Диоклетиана: он казнил множество христианских мучеников, которые благодаря этому попали в рай. Но, говорил святитель, мы не благодарим Диоклетиана, ибо для духовной оценки человеческого поступка важен замысел. Всемогущий Бог даже худые замыслы часто направляет ко благу — но это не значит, что злодеи и грешники выполняют волю Божию. Человек совершенно свободен в своем выборе между добром и злом, и за этот выбор он и ответит перед Богом.

Иуда был абсолютно свободен в своем выборе. У него был выбор. Когда Христос, видя и зная намерение Иуды, сказал ему: «Что делаешь, делай скорее» (Ин. 13:27), он вовсе не побуждал его к предательству. Господь этими словами пытался пробудить совесть Иуды, как бы торопя его с выбором: «Если решился на злодеяние - делай: да - да, нет - нет». Никто из апостолов не понял тогда этих слов, а Иуда, конечно же, понял сразу. В этот момент он еще мог раскаяться - но гордыня пересилила совесть. Впрочем, ненадолго: потом, когда дело уже было сделано, совесть опять заговорила, и голос ее стал настолько невыносимым, что Иуда не смог дальше жить и покончил с собой.

Грех Иуды - не просто сребролюбие, лукавство или зависть. Предательство - это вероломство, измена доверию. Иуда был учеником Господа, он был не просто приближен ко Христу - ему был доверен ящик с деньгами. Понятно, что такое его положение означало особое доверие Господа. И именно его он предал. А предательство доверия есть крайняя форма надругательства над любовью, основе верности. Когда мы любим кого-то, мы полностью доверяем этому человеку, и при этом становимся беззащитными перед его изменой. Если происходит обман в ситуации соперничества, борьбы - такое никто предательством не назовет. Люди постоянно используют в общении уловки или хитрости - но вероломство возникает только там, где они нарушают клятву, обманывают доверившихся им. Прообраз всех подобных предательств - деяние Денницы, высшего ангела, облеченного особым доверием Бога. Именно поэтому написано в Писании об Иуде: «Вошел в него сатана» (Лк. 22:3; Ин. 13:27). Всякий, совершающий предательство, действует по образу сатанинскому.

- Как вы считаете, почему в наши дни многим стала близка и понятна эта ошибочная концепция об Иуде как герое?

- Героизация предателей - это один их самых эффективных способов борьбы с религией. Героизируя предателя или оправдывая каким-то образом его поступки, говоря, что он был движим лучшими намерениями и т.д., можно размыть саму идею веры и любви. Как сейчас, например, относятся к супружеской неверности? Ее ведь перестали воспринимать как предательство! А это значит, что нет и любви. Оскудение же любви, как мы знаем, есть признак приближения конца человеческого рода.


Иуда Искариот бросающий сребрянники

- Если предательство противопоставляется любви, а любовь подразумевает свободу, то, выходит, нельзя сказать, что у Иуды не было выбора, нельзя сказать, что он был вынужден предать Христа…

- Любое предательство есть реализация свободы. В этом и коварство. Нам нужно просто понять сам смысл слова «свобода». Свобода нужна человеку для того, чтобы избирать истину, избирать верный путь. Если мы избираем путь неверный, ошибочный, греховный, то это отдаляет нас от блага, и свобода становится опасна. Поэтому свобода ценна не сама по себе, а только тогда, когда ведет к истине. В любом практическом деле мы пользуемся свободой только до того момента, когда узнаем, как правильно. И никто в здравом уме не будет отстаивать «свободу» ошибаться при решении задачек по математике или при управлении самолетом.

Свобода духовная нужна человеку для того, чтобы он к истине пришел самостоятельно. Только собственный выбор разумной души угоден Богу. Нельзя силой принудить к добру - хотя иногда и очень хочется… Закон, действующий страхом, необходим лишь как первый шаг в воспитании человека. Но по мере его взросления, по мере выявления образа Божия в человеке главную роль начинает играть совесть. В этом смысл эпохи Благодати, открывшейся с Пришествием Христа. Свобода - необходимое условие для духовного совершенствования, и поэтому она считается одной из важнейших ценностей христианства. Но не сама по себе, а лишь как путь к вере. Верой спасается человек.

Предательство считается одним из самых страшных грехов, поскольку оно отвергает сам принцип веры. Оно - абсолютная противоположность вере и любви. И если Бог есть любовь, а вера спасает, то можно сказать, что сатана - это измена, а вероломство закрывает путь к спасению. Это диаметральные противоположности, и свобода лишь дает возможность выбора в разных направлениях. Есть выбор верности, а есть выбор измены и предательства, за которыми стоят гордыня и эгоизм.

- Может ли эгоизм в человеке быть причиной неверности и предательства?

Эгоизм - это любовь, замкнутая на самого себя. Потому что есть любовь к самому себе, замкнутая на Боге, ибо сказано: «Любите ближнего как самого себя» (Лк. 10:27). Это такая любовь, которая начинается с самого себя и продолжается дальше, простираясь на ближнего, дальнего и восходя к Богу. А эгоизм - это любовь, которая замкнута на самом себе, а точнее, противопоставлена любви и к ближнему, и к Богу.


Христос в Гефсиманском саду. Репин. И. Е. Конец 1880-х

Очень опасно состояние общества, в котором культивируется эгоизм. Поскольку любовь только к самому себе не знает ни предательства, ни верности, ни любви. Тем самым разрушаются сами основы социального бытия. Еще в древности Аристотель и другие мыслители говорили, что человеческое общество держится на любви, без которой оно немедленно начинает разрушаться. Эгоисты не жизнеспособны, они быстро погибают сами и губят социальный организм. Поэтому, как показывает история, мягкое, «понимающее» отношение к предателям характерно для гибнущих цивилизаций, а прославление верности - для бурно развивающихся.

Как разобщить людей, как сделать их беззащитными? Нужно создать культ свободы, культивировать право выбора как таковое - в том числе и на измену. Ты никому ничего не должен, ты никому ничем не обязан, живи так, как тебе комфортно, делай то, что тебе выгодно. Такие лозунги человеку кажутся удобными, логичными, он действительно обретает большую свободу - но при этом он, часто незаметно для себя, теряет нечто действительно ценное: семью, друзей, родину и, в конечном счете, самого себя. С ним происходит то же, что происходит с Иудой: человек приходит в состояние абсолютной пустоты, бессмысленности своего существования, которое становится невыносимым. Писание говорит: «Лучше бы такому человеку не родиться» (Мф. 26:24) - настолько страшно это состояние, что даже небытие лучше, чем такое бытие. Именно поэтому предатели обычно заканчивают свою жизнь самым жалким образом. Предательство одинаково губительно на всех уровнях, от личного до вселенского. Одна из самых известных тем - военные предательства. Какие бы мотивы не стояли за поведением человека, нарушившего присягу, - ему нет оправдания. Возмем, к примеру, фигуру советского генерала Власова, которого иногда пытаются назвать чуть ли не борцом за Православие. Да, действительно, власовская Русская Освободительная Армия использовала религиозную риторику, но в его основе все равно лежало предательство. Власов был верным коммунистом и любимцем Сталина. И согласившись служить нацистам, он совершил безусловное предательство. Все прочее - от лукавого.

Кстати, идея противостояния верности и предательства очень прочно укоренена в политической истории православной России. Она начинается с вероломного убийства Святополком Окаянным своих братьев Бориса и Глеба, а завершается фервальскими событиями 1917 года и подвигом Николая II. И юные князья, и последний император стали жертвами предательства и прославлены народом как страстотерпцы - редчайший лик святости, означающий совершенное подражание Христу.

Вообще говоря, апология предательства характерна для погибающих, разлагающихся обществ. Это идея апокалиптическая. Как мы помним, в Откровении Иоанна Богослова одним из образов разложившегося человечества предстает вавилонская блудница (гл. 17). Но кто такая блудница? Женщина, по определению неспособная на верность и на любовь. Культивирование блуда - такой же яркий символ абсолютного духовного разложения, как и прославление Иуды.

Характерно, что в XX веке образ Иуды была одной из излюбленных тем антирелигиозной пропаганды в отечественной и мировой культуре. В 1907 году Леонид Андреев создал образ «любящего предателя» - яркое свидетельство глубочайшего духовного раздвоения предреволюционной России. После революции поэт Демьян Бедный сочинил «Новый завет без изъяна», где выставил Иуду оболганным простецом, предавшим Христа «нечаянно». Апология Иуды стала естественным следствием настоящей «эпохи предательств», открывшейся в России в феврале 1917 года и едва не погубившей наше Отечество. Не понимая этого, мы не поймем ни причин поражения Белого движения, ни смысла жестоких и невиданных по масштабу репрессий, ни абсолютной нетерпимости к изменникам в советское время.

Иуда Искариот. Репин И. Е.

- Трагическая история Иуды часто вызывает сочувствие людей. Казалось бы, Иуда понял, что за страшный грех он соделал, раскаялся, - но все равно Церковь считает его предателем. Как к этому относиться?

- Предательство потому и рассматривается как тяжелейший проступок, что из него нет выхода. Есть такие грехи, которые необратимы в своих крайних проявлениях. Спасения возможно лишь через искреннее и полное покаяние. Но состояние предателя таково, что именно в тот момент, когда он раскаивается, когда видит весь ужас своего поступка, он не может дальше жить. Пока он не раскаялся, он может обманывать свою совесть, убеждая себя, что это лишь обычная хитрость, стратегия поведения, что так делают все. Но когда человек вдруг осознает, что он предал веру, предал любовь, жизнь ему становится невыносимой. Такое состояние практически невозможно выдержать.

Но и в случае предательства возможно спасение - через сокрушение и чистую, искреннюю веру. Когда апостол Петр отрекся от Христа по малодушию, он тоже, осознав это, впал в страшное отчаяние. Но Господь, предвидя это, предупредил его: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22:32). Поскольку Иуда был неверующий, он не мог избавиться от постигшей его безысходности. А Петра спасла именно его неоскудевшая вера в бесконечную милость Господа: она не дала ему погрузиться в ужасный омут отчаяния.

Показательно, что именно апостол, прозванный за твердость своей веры «камнем», точнее «утесом», прошел через такое испытание. Господь смирил Петра, самоуверенно говорившего, что готов принять смерть за Учителя, и показал нам всем: смотрите, люди, не гордитесь, не кричите о крепости своей веры, а лучше смиряйтесь и плачьте о своих немощах.

Вера - дар божественной благодати. Но выбор между предательством и верностью всегда стоит перед людьми. Все культуры, в том числе и языческие, возвеличивали героев, которые были верны своему роду, отечеству, верны слову. Верность всегда считалась одним из высших качеств человека, эталоном чести, на котором воспитывали поколения. А те государства и общества, в которых развивалась индифферентность к измене и даже высмеивание верности (как, например, в Советском Союзе в последние годы его существования), быстро прекращали свое существование. Когда предательство теряет свою драматичность, когда входят в моду поговорки типа «не мы такие, жизнь такая», «ничего личного, только бизнес» - именно в такой атмосфере происходит духовное разложение человека и общества.

Поэтому так важно воспитывать детей на примерах верности. Ведь дети особенно чувствительны ко лжи, к обману. Где-то в возрасте пяти лет ребенок начинает понимать, что можно обманывать, и вот здесь очень важно научить его, что есть хитрость, шутка, игра - а есть предательство. Во время игры можно хитрить: умение распознавать хитрость и выявляет самого ловкого, умелого. Но совсем другое, когда ты начинаешь обманывать людей, которые тебе верят.

К сожалению, понимание этих базовых вещей размывается из-за того, что новое поколение растет в атмосфере компьютерных игр, фильмов и чатов. Понятия «честно» и «нечестно», оттачиваемые в живом общении подростков, затемняются в атмосфере бездушной виртуальности. Общество потребления жизненно заинтересовано в том, чтобы человек всю жизнь прожил «играючи» - ведь тогда он становится источником дохода. А в игре нет ни предательства, ни любви, только самозабвенный азарт и безответственный расчет на то, что любой «ход» можно отменить. Это очень опасно. В реальной жизни каждый поступок необратим. И такие поступки, как предательство, наносят непоправимую внутреннюю травму.

Павел Кузенков

Беседовал Андрей Головач

Сретенская Духовная Семинария

«Психология предательства» - основная тема повести Л. Андреева «Иуда Искариот»-. Образы и мотивы Нового Завета, идеал и действительность, герой и толпа, истинная и лицемерная любовь - вот основные мотивы этой повести. Андреев использует евангельский сюжет о предательстве Иисуса Христа его учеником Иудой Искариотом, по-своему истолковывая его. Если в центре внимания Священного Писания лежит образ Христа, то Андреев переключает внимание на ученика, который предал его за тридцать сребреников в руки иудейских властей и тем самым стал виновником крестных страданий и смерти своего Учителя. Писатель пытается найти оправдание действиям Иуды, понять его психологию, внутренние противоречия, побудившие свершить нравственное преступление, доказать, что в предательстве Иуды больше благородства и любви к Христу, чем у верных учеников.

По Андрееву, предавая и принимая на себя имя предателя, «Иуда спасает дело Христа. Подлинной любовью оказывается предательство; любовь к Христу других апостолов - изменой и ложью». После казни Христа, когда «осуществился ужас и мечты», «идёт он неторопливо: теперь вся земля принадлежит ему, и ступает он твёрдо, как повелитель, как царь, как тот, кто беспредельно и радостно в этом мире одинок».

Иуда предстаёт в произведении иным, чем в евангельском повествовании, - искренне любящим Христа и страдающим от того, что не находит понимания своим чувствам. Изменение традиционного толкования образа Иуды в повести дополняется новыми подробностями: Иуда был женат, бросил жену, которая скитается в поисках пропитания. Вымышленным является эпизод состязания апостолов в метании камней. Оппонентами Иуды выступают другие ученики Спасителя, особенно апостолы Иоанн и Пётр. Предатель видит, как Христос проявляет по отношению к ним большую любовь, что, по мнению Иуды, не верившего в их искренность, является незаслуженным. Кроме того, Андреев изображает апостолов Петра, Иоанна, Фому находящимися во власти гордыни - их волнует, кто будет первым в Царстве Небесном. Совершив своё преступление, Иуда кончает жизнь самоубийством, так как не может перенести своего поступка и казни любимого Учителя.

Как учит Церковь, искреннее покаяние позволяет получить прощение греха, однако самоубийство Искариота, которое является самым страшным и не подлежащим прощению грехом, навсегда закрыло перед ним райские двери. В образе Христа и Иуды Андреев сталкивает две жизненные философии. Христос умирает, и Иуда, кажется, может торжествовать, но эта победа оборачивается для него трагедией. Почему? С точки зрения Андреева, трагедия Иуды состоит в том, что он глубже Иисуса понимает жизнь и человеческую природу. Иуда влюблён в идею добра, которую сам развенчал. Акт предательства - зловещий эксперимент, философский и психологический. Предавая Иисуса, Иуда надеется, что в страданиях Христа яснее раскроются людям идеи добра и любви. А. Блок писал, что в повести - «душа автора, - живая рана».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры