Переводы съ масоретскаго. Русский синодальный перевод Киевская псалтирь и псалом 67

Главная / Развод

Да воскреснет Бог

Знаменуй себя крестом и говори молитву Честному Кресту:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящи Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в весели глаголющих: радуйся, Пречистый и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею, и со всеми святыми во веки. Аминь.

Или кратко:

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

ПСАЛОМ 67 - Да воскреснет Бог

1 Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь. 2 Да восстанет Бог*, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. 3 Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия. 4 А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости. 5 Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его. 6 Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище. 7 Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне. 8 Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею, 9 земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай - от лица Бога, Бога Израилева. 10 Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его. 11 Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного. 12 Господь даст слово: провозвестниц великое множество. 13 Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу. 14 Расположившись в уделах [своих], вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом: 15 когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне. 16 Гора Божия - гора Васанская! гора высокая - гора Васанская! 17 что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно? 18 Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище. 19 Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога. 20 Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас. 21 Бог для нас - Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти. 22 Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях. 23 Господь сказал: "от Васана возвращу, выведу из глубины морской, 24 чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов". 25 Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне: 26 впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами: 27 "в собраниях благословите Бога Господа, вы - от семени Израилева!" 28 Там Вениамин младший - князь их; князья Иудины - владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы. 29 Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас! 30 Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары. 31 Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней. 32 Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострет руки свои к Богу. 33 Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, 34 шествующего на небесах небес от века. Вот, Он дает гласу Своему глас силы. 35 Воздайте славу Богу! величие Его - над Израилем, и могущество Его - на облаках. 36 Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев - Он дает силу и крепость народу [Своему]. Благословен Бог! Молитва:

Опытъ переложенiя на русскiй языкъ священныхъ книгъ Ветхаго Завѣта
митр. Филарета Дроздова (съ еврейскаго текста).

Псалтирь.

Псаломъ 67-й.

1. Къ настоятелю. Давидовъ псаломъ пѣсни .

2. Возстанетъ Богъ и расточатся враги Его, побѣгутъ ненавидящіе Его отъ лица Его.

3. Какъ разсѣявается дымъ, разсѣешь ихъ. Какъ растаяваешь воскъ отъ лица огня, погибнутъ грѣшники отъ лица Божія.

4. Но праведники возвеселятся, и возскачутъ предъ лицемъ Божіимъ и насладятся въ веселіи.

5. Пойте Богу; бряцайте имя Его; путесотворите шествующему по пустынямъ, во Іагъ имя Его; и взыграйте предъ Нимъ.

6. Отецъ сирыхъ и Судія вдовицъ, Богъ въ жилищѣ святыни Своея.

7. Богъ вселяетъ одинокихъ въ домъ, изводитъ заключенныхъ въ оковы: между тѣмъ какъ возмутители обитаютъ въ безводной.

8. Боже! когда Ты исходилъ предъ народомъ Твоимъ; когда Ты ступалъ по пустынѣ: (Села ).

9. Земля содрогалась, и небеса искапали отъ лица Бога, - сей Синай, отъ лица Бога, Бога Израилева.

10. Дождь благоизволеній (щедрый) проліешь, Боже, наслѣдію Твоему; и удрученное Ты исправилъ его.

11. Животныя Твои вселятся въ немъ: Ты уготовишь по благости Твоей нищему, Боже.

12. Господь дастъ глаголъ Благовѣстницы, какъ воинство великое.

13. Цари воинствъ побѣгутъ, побѣгутъ: и пребывающая въ домѣ раздѣлитъ добычу.

14. Естли возляжете посреди конобницъ: будете какъ крылѣ голубя покрытаго сребромъ, и котораго перья въ желтѣніи злата.

15. Когда будетъ разсыпать Всемогущій царей въ ономъ наслѣдіи: оснѣжится въ Селмонѣ.

16. Гора Божія, гора Васанъ, гора Хребтовъ, гора Васанъ.

17. Почто назираете, горы, хребты? Се гора, въ которой возжелалъ Богъ обитать, и Іегова будетъ обитать до конца.

18. Колесницъ Божіихъ двѣ тмы, тысячи усугубляющихъ. Господь въ нихъ. Синай во святомъ.

19. Ты возшелъ на высоту; плѣнилъ плѣнъ; пріялъ дары въ человѣкахъ; и даже плѣнилъ противящихся тому, чтобы обиталъ въ нихъ Іагъ Богъ.

20. Благословенъ Господь. Со дня на день возлагаетъ на насъ новые дары. Богъ крѣпкій спасеніе наше. (Села. )

21. Богъ крѣпкій намъ, Богъ крѣпкій во спасеніе: и Іеговѣ Господу исходища смерти.

22. Только Богъ поперетъ главу враговъ Своихъ, верхъ власатый простирающагося въ согрѣшеніяхъ своихъ.

23. Рекъ Господь: отъ Васана возвращу, возвращу отъ глубинъ моря.

24. Да углубишь ногу Твою въ крови, языкъ псовъ Твоихъ, отъ враговъ, отъ онаго верха власатаго .

25. Видѣли шествія Твои, Боже, шествія Бога крѣпкаго моего, царя моего во святомъ.

26. Предваряли пѣвцы, потомъ бряцатели, посредѣ дѣвы тимпанницы.

27. Въ церквахъ благословите Бога, Господа отъ источника Израилева.

28. Тамъ Веніаминъ малый, обладатель ихъ, князи Іуды, порфира ихъ, князи Завулона, князи Нефѳалима.

29. Повелѣлъ Богъ твой укрѣпиться тебѣ. Укрѣпи Боже то, что Ты содѣлалъ намъ.

30. Отъ храма Твоего по Іерусалиму, Тебѣ принесутъ цари даръ.

31. Прети звѣрю тростника, сонму тельцовъ въ юнцахъ народовъ, посыпающему сотренія сребра. Расточи народы, которые браней желаютъ.

32. Пріидутъ вельможи отъ Египта. Еѳіопія ускоритъ руки своя къ Богу.

33. Царства земныя! пойте Богу, бряцайте Господу. (Села ).

34. Шествующему въ небесахъ небесъ древнихъ: се дастъ во гласѣ Своемъ гласъ силы.

35. Дадите силу Богу: на Израилѣ превознесеніе Его, и сила Его на облакахъ.

36. Страшенъ еси, Боже, отъ святилищъ Твоихъ: Богъ Израилевъ сей дастъ силу и крѣпость народу. Благословенъ Богъ.

Религиозное чтение: псалом 67 молитва кресту в помощь нашим читателям.

ПСАЛМЫ 34, 90; Молитва честному кресту “Да воскреснет Бог. “.

Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя. Приими оружие и щит, и востани в помощь мою. Изсуни мечь, и заключи сопротив гонящих мя. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая. Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их. Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняя их: яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей. Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объимет и, и в сеть да впадет в ню. Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его. Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его. Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведех, вопрошаху мя. Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей. Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится. Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах, яко плача и сетуя, тако смиряхся. И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах, разделишася, и не умилишася. Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими. Господи, когда узриши? Устрой душу мою от злодейства их, от лев единородную мою. Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя. Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящии мя туне и помизающии очима. Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху. Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши. Видел еси, Господи, да не премолчиши. Господи, не отступи от мене. Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою. Суди ми, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне. Да не рекут в сердцах своих: благоже, благоже души нашей, ниже да рекут: пожрохом его. Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом моим, да облекутся в студ и срам велеречующии на мя. Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея, и да рекут выну: да возвеличится Господь, хотящии мира рабу Его. И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей.

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна. Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися. Оружием обыдет тя истина Его, не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится. Обаче очима твоима смотриши, и воз­даяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и ва­силиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящи Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знаменем, и в веселии глаголящих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшаго силу диаволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Популярные молитвы:

Молитвы святому великомученику Димитрию Солунскому

Молитва Святому великомученику Артемию

Молитва мученикам Антонию, Евстафию и Иоанну Виленским

Молитва Архангелу Рафаилу. Архангел Рафаил

Молитвы святым мученикам Адpиану и Наталии

Молитвы преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу

Молитва святому преподобному Спиридону Печерскому

Молитвы преподобному Ефрему Сирину

Молитва Пресвятой Богородице Нечаянная Радость

Молитва Святителю Мартину Милостивому

Молитва Пресвятой Богородице Владимирская

Молитва праведному Евдокиму Каппадокиянину

Молитва Святому преподобному Паисию Великому

Молитвы Пресвятой Богородице Козельщанская

Православные информеры для сайтов и блогов Все молитвы.

Толкование для верующих христианского текста псалом 67

Христианский псалом 67 имеет возвышенно-торжественный тон, свойственный песням, написанным в честь какого-либо значимого исторического события. В данном псалме, по мнению исследователей и толкователей, речь идет об отвоевании Иерусалима у иевуссеев – важнейшем шаге на пути объединения Израильского царства. Событие это произошло в царствование пророка Давида, которому и приписывается авторство псалма. Текст православного псалма 67, кроме того, вспоминает ряд ветхозаветных событий, а также разнообразные милости, на протяжении тысячелетий подаваемые Богом еврейскому народу.

Текст 67 псалма: помощь роженицам

Подробное толкование 67 псалма очень затруднено в связи с большим количеством употребляемых в нем образных выражений, лаконичностью текста, и частым перескакиванием с одной темы на другую. Однако, несмотря на то, что 67 псалом считается одним из труднейших для пояснения, это не приуменьшает его исторической и духовной ценности, поскольку до завоевания Давидом считался неприступной твердыней, и это лишний раз придало еврейскому народу уверенности в том, что Бог на их стороне. В православии читать, слушать онлайн и смотреть видео с текстом 67 псалма рекомендуется в случаях трудных родов, чтобы облегчить страдания роженицы.

Слушать на видео православную молитву псалом 67 на русском языке

Читать церковный текст молитвы псалом 67 на русском языке

Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь.

Православный Псалтырь, текст псалма 67 на церковно славянском языке

Да воскреснет Бог

Да воскреснет Бог

Знаменуй себя крестом и говори молитву Честному Кресту:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящи Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в весели глаголющих: радуйся, Пречистый и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею, и со всеми святыми во веки. Аминь.

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

Молитва "Да воскреснет Бог. " или Молитва Честному Кресту и Псалом 67 – Да воскреснет Бог, и расточатся врази Еro.

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его все ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй беси силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшего силу дьяволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата.

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Еro, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии. Воспойте Богу, пойте имени Его, путесотворите возшедшему на запады. Господь имя Ему, и радуйтеся пред Ним. Да смятутся от лица Его, Отца сирых и Судии вдовиц: Бог в месте святем Своем. Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех. Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни, земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева.

Дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему и изнеможе, Ты же совершил еси е. Животная Твоя живут на ней, уготовал еси благостию Твоею нищему, Боже. Господь даст глагол благовествующым силою многою. Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти. Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата. Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне. Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней, ибо Господь вселится до конца. Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих, Господь в них в Синаи во святем. Возшел еси на высоту, пленил еси плен, приял еси даяния в человецех, ибо не покаряющыяся, еже вселитися. Господь Бог благословен, благословен Господь день дне, поспешит нам Бог спасений наших. Бог наш, Бог еже спасати, и Господня, Господня исходища смертная. Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих. Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских. Яко да омочится нога твоя в крови, язык пес твоих, от враг от него. Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем, предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц. В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Тамо Вениамин юнейший во ужасе, книзи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли. Заповеждь, Боже, силою Твоею, укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас. От храма Твоего во Иерусалим Тебе принесут царие дары. Запрети зверем тростным, сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром, расточи языки хотящыя бранем. Приидут молитвенницы от Египта, Ефиопиа предварит руку свою к Богу. Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на Небо небесе на востоки, се даст гласу Своему глас силы. Дадите славу Богови, на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев: Той даст силу и державу людем Своим, благословен Бог.

Часть 29 – Молитва "Да воскреснет Бог. " или Молитва Честному Кресту и Псалом 67 – Да воскреснет Бог, и расточатся врази Еro.

Псалом 67 - текст на русском, толкование, зачем читают

Чтение псалмов - очень душеполезное занятие. Об этом уверенно скажет любой священник. Довольно известен среди православных христиан и текст 67 псалма. Из этой статьи вы узнаете его толкование, для чего читают и при каких обстоятельствах.

Историческое содержание

Когда открываешь Библию всегда стоит помнить о том, что она писалась на протяжении многих столетий. Каждая книга, из которой состоит Священное Писание, рождалась при определенных обстоятельствах, в совершенно разных реалиях. Также и предназначалась для различного круга читателей.

Если с понимаем Нового Завета все более или менее нормально, то с книгами Ветхого Завета современному читателю бывает не так легко. Тексты несут в себе огромный пласт информации, которую не каждому дано понять и осмыслить без труда.

Текст псалома 67 на русском языке

1 Начальнику хора. Давидов Псалом. Песнь.

2 Восстанет Бог: рассыплются враги Его, и побегут от лица Его ненавидящие Его.

3 Ты рассеешь их, как рассевается дым; как воск тает от огня: так нечестивые погибнут от лица Божия.

4 А праведники возвеселятся, взыграют пред Богом, и восторжествуют в радости.

5 Пойте Богу, бряцайте имени Его, равняйте путь шествующему пустынею; имя его Иаг, взыграйте пред лицем Его.

6 Отец сирот и Судия вдовиц Бог во святом Своем жилище.

7 Бог одиноким дает семейство, узников выводит на места обильные, а непокорные живут в знойных.

8 Боже! когда предшествовал Ты народу Твоему, когда шел пустынею, (Села.)

9 Земля тряслась, и небо таяло от лица Бога, и сей Синай от лица Бога, Бога Израилева.

10 Благотворный дождь проливал Ты, Боже, и когда изнемогало наследие Твое, Ты подкреплял его.

11 Стадо Твое жило там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил пищу бедному.

12 Господь дает слово: провозвестниц великое множество.

13 Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу.

14 Успокоясь в своих пределах, вы подобны голубице, коей крылья покрыты серебром и перья блестят золотом.

15 Когда Всемогущий рассыпал царей на сей земле, она блистала, как снег на Селмоне.

16 Гора Васанская, гора Божия; гора Васанская, гора холмистая.

17 Что вы завистливо смотрите, горы холмистые? Вот гора, на которой Бог благоволил обитать, и на которой Господь будет жить вечно!

18 Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч. Среди их Господь, Синай во святилище.

19 Ты восшел на высоту, привел пленных, принял дары для человеков, даже и для противящихся тому, дабы обитал Ты здесь, Иаг Боже!

20 Благословен Господь всякий день! Обременяет ли кто нас, Бог спасает нас. (Села.)

21 Сей Бог, есть наш Бог Спаситель, во власти Иеговы Господа врата смерти.

22 Бог сокрушает голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях.

23 Господь сказал: от Васана приведу, приведу из глубины морской,

24 Чтоб ты погрузил ногу твою в крови врагов, и язык псов твоих лизал ее.

25 Видели шествие Твое, Боже, священное шествие Бога моего, Царя моего.

26 Впереди шли поющие, за ними играющие на музыкальных орудиях среди дев с тимпанами:

27 «В собрании благословите Господа Бога, вы, происшедшие от источника Израилева!»

28 Там младший Вениамин, владыка их; князи Иудины, порфироносцы их; князи Завулоновы, князи Нефалимовы.

29 Бог Твой даровал Тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!

30 Во храме Твоем, во Иерусалиме, цари вознесут Тебе дары.

31 Укроти зверя, живущего в тростнике, стадо волов с тельцами народов, чтобы они поверглись пред Тобою с слитками серебра; рассыпь народы, желающие битв.

32 Придут вельможи из Египта, Ефиопия прострет руки свои к Богу.

33 Царства земные, пойте Богу, бряцайте Господу, (Села.)

34 Восседающему на небесах небес вековых. Се, гремит Он гласом крепким.

35 Воздайте славу Богу; величие Его над Израилем и могущество Его на облаках.

36 Дивен Ты, Боже, во святилище Твоем! Бог Израилев дает силу и крепость народу, Благословен Бог!

Для чего читать 67 псалом?

Существует условное деление Псалтири, сделанное святыми - они предлагают несколько жизненных ситуаций и номера различных псалмов, которые необходимо читать. Например, псалом 67 рекомендуется при тяжелых родах (для этого читать его рекомендует один из святых отцов). Подобным образом поступали уже иудеи, ведь книга является частью Торы.

Но насколько обоснованно подобное применение? Слово Божие универсально. Любой текст из Библии, прочитанный внимательно, сможет принести духовную пользу. Стоит опасаться лишь магического отношения к этому действию. Чтобы его избежать, надо сделать произнесение святых текстов обычным для себя занятием. При этом неважно, на каком языке они читаются - на русском или церковном.

Толкование

Псалом 67 посвящен тому, как иудеи переносили Ковчег в свой святой город Иерусалим. При этом они упоминают все хорошее, что даровал им Бог.

  • Победы над многочисленными врагами.
  • Дарование обещанной Аврааму земли (Палестины).
  • Заключение Моисеем договора с Господом.

В стихах как раз прославляется один успешный воинский поход, который принес иудеям славу и богатую добычу. Многие, впервые пытаясь найти толкование 67 псалма, поначалу оказываются в тупике. Ведь он очень насыщен образами, в том числе богословы находят здесь завуалированные предсказания крестной жертвы Спасителя.

По смыслу текст можно разделить на несколько основных частей:

Некоторые интересные детали совершенно теряются в переводе. Например, здесь Давид упоминает семь различных имен Творца - Элохим, Адонай, Господь, Господь Элохим, Эль Шаддай, Иегова, Господь.

Чтение Псалтыри

Читая непонятный перевод, человек может расстроиться, начать нервничать. Поэтому, если перевод не очень хорошо знаком, лучше взять вариант на родном языке. Затем можно будет перейти на тот, что принят за православными богослужениями.

  • Толкование 118 псалома;
  • Зачем читают 22 псалом;
  • Текст 102 псалома на русском - https://bogolub.info/psalom-102/.

Если в доме нет книги с делением на кафизмы, можно прочитывать в день по несколько псалом, дойдет очередь и до 67-го. Между главами обычно принято произносить особые молитвы и «Господи, помилуй» в количестве 40 раз. Это благочестивая традиция, которая обязательна лишь во время храмовых богослужений. Дома, особенно если человек недавно ходит в храм, делать это вовсе не обязательно.

Изучение Библии - дело трудное, требующее усердия, настойчивости. При возникновении сложностей, следует обратиться к более опытным верующим, почитать дополнительную литературу. Главное, не оставлять молитвы, они в любом случае принесут огромную пользу душе.

В шестопсалмиях 37 псалом занимает второе место. Его словами любой человек может покаяться в своих прегрешениях или же выразить преданность Господу.

Молитва псалом 40 – это очень умный и поучительный текст для верующего человека. Данное верование как бы напоминает каждому о том.

118 псалом имеет ряд уникальных особенностей: Это самый длинный из псалмов . . 67 Прежде чем смирился, я погрешил, потому слово Твоё сохранил.

Для христиан всех времен не теряют своей актуальности особые молитвы, сложенные много столетий назад.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя.

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Еro, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии. Воспойте Богу, пойте имени Его, путесотворите возшедшему на запады. Господь имя Ему, и радуйтеся пред Ним. Да смятутся от лица Его, Отца сирых и Судии вдовиц: Бог в месте святем Своем. Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех. Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни, земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева. Дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему и изнеможе, Ты же совершил еси е. Животная Твоя живут на ней, уготовал еси благостию Твоею нищему, Боже. Господь даст глагол благовествующым силою многою. Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти. Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата. Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне. Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней, ибо Господь вселится до конца. Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих, Господь в них в Синаи во святем. Возшел еси на высоту, пленил еси плен, приял еси даяния в человецех, ибо не покаряющыяся, еже вселитися. Господь Бог благословен, благословен Господь день дне, поспешит нам Бог спасений наших. Бог наш, Бог еже спасати, и Господня, Господня исходища смертная. Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих. Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских. Яко да омочится нога твоя в крови, язык пес твоих, от враг от него. Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем, предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц. В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Тамо Вениамин юнейший во ужасе, книзи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли. Заповеждь, Боже, силою Твоею, укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас. От храма Твоего во Иерусалим Тебе принесут царие дары. Запрети зверем тростным, сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром, расточи языки хотящыя бранем. Приидут молитвенницы от Египта, Ефиопиа предварит руку свою к Богу. Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на Небо небесе на востоки, се даст гласу Своему глас силы. Дадите славу Богови, на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев: Той даст силу и державу людем Своим, благословен Бог.

Вводная надпись соответствует стиху 1. Из нее следует, что автором псалма был царь Давид, а из дальнейших стихов, что он сочинил его как торжественную Песнь по случаю победного восшествия Бога на гору Сион (последнее вытекает из ликующего тона и из содержания псалма; стих 25 и далее). Это праздничное шествие с ковчегом завета могло иметь место по случаю отвоевания Иерусалима Давидом у иевусеев (2-Цар. 5:6-8) или одержания евреями какой-то другой значительной военной победы.

Некоторые богословы с недоверием относятся к вводной надписи в той ее части, где говорится об авторстве Давида, и склонны связывать Пс. 67 с какими-то иными историческими событиями, к примеру, с возвращением евреев из вавилонского изгнания. Но в тексте псалма никаких исторических ссылок не имеется. В то же время обилие в нем метафор, образов, аллегорий, делая его крайне трудным для понимания, позволяет (и в этом тоже трудность для толкователей!) соотнести этот псалом с целым рядом исторических событий.

Несомненно, однако, что написанный, скорее всего Давидом, он в последующие века исполнялся по случаю одержания военных побед. Примечательно, что один из стихов Псалма 67 (стих 19) связывали в новозаветное время с величайшей из побед – с восшествием на небо Иисуса Христа – после нисшествия Его в преисподнюю. Именно в этом смысле был перефразирован упомянутый стих апостолом Павлом (Еф. 4:8).

Псалмопевец обозревает историю Израиля – от скитаний евреев в пустыне до завоевания ими Ханаана. Он уделяет подчеркнутое внимание избранию Богом Сиона, в результате чего «цари» бежали и бегут от Израиля, и в распоряжении израильтян оказывается множество пленных и военной добычи. Вдохновляемый мыслями об этом, Давид хвалит и славословит Господа и призывает все «царства земные» (стих 33) последовать его примеру.

А. Благоговение перед Богом побеждающим и хвала Ему (67:2-7)

Пс. 67:2-4 . Да восстанет Бог! В этой фразе передавалась мысль о шествии Бога впереди сражающегося израильского войска (что символизировалось присутствием на поле битвы ковчега, на крышке которого пребывал невидимый Бог). Давид молится о том, чтобы Бог «восстал» и явил Свою устрашающую силу, – в словах очень близких тем, которые каждый раз произносил Моисей, когда израильтяне (во время их пребывания в пустыне) выступали в путь (сравните стих 2 с Чис. 10:35). Псалмопевец просит, чтобы всемогущий Бог рассеял врагов Израиля, как дым. Нечестивые да погибнут (образ воска, тающего от огня). А праведники (т. е. народ Божий) да станут торжествовать и радоваться!

Пс. 67:5-7 . В стихе 5 – поэтическое описание Божией «превознесенности» над землей (сравните Ис. 19:1). Образ Бога, шествующего на небесах, можно рассматривать как полемический по отношению к Ваалу, в описании которого его почитатели прибегали к схожим эпитетам.

В стихе 6 Бог представлен как заботливый Отец сирот и попечитель вдов (судия здесь следует понимать именно в таком значении). В стихе 7 – продолжение этой мысли: Бог печется об одиноких узниках. Но некоторые богословы видят тут поэтическую параллель Израилю: это его несчастный народ, страдавший в рабстве, был выведен на свободу и, не имевший ничего («одинокий») введен был Богом в новый его дом (ханаанскую землю); те же в народе, которые Божией воле не покорились, остались (умерли) в процессе сорокалетнего странствования в знойной пустыне.

Б. Воспоминание о победном шествии Бога впереди евреев (67:8-19)

Псалмопевец прослеживает здесь «движение» Господа по пустыне – вплоть до «остановки» Его в Сионе.

Пс. 67:8-11 . Весь стих 8 – это воспоминание о том, как Бог вел Свой народ через пустыню, «шествуя» впереди него – днем в столбе облачном, а ночью – в столбе огненном. В стихе 9 описана сцена у Синая, когда Бог дал евреям в лице Моисея закон; событию этому, как известно из Библии (Исх. 19:16,18-19; Чис. 3:1; Втор. 33:2) сопутствовало действие природных стихий; землетрясение и грозы (небеса таяли; очевидно, подразумевается сильнейший дождь; сравните Пс. 76:17-19). В стихе 10 речь идет об ином дожде, который Бог проливал в пустыне на наследие Свое (т. е. на евреев; сравните Втор. 4:20) – по мере их нужды в дождях. Да и в любой нужде, от которой «изнемогал» Его народ, включая постоянные войны его с врагами, Бог подкреплял евреев (свидетельств чему в Священном Писании – великое множество).

Пс. 67:12-15 . Стих 12 надо, по-видимому, понимать в том смысле, что по слову (воле, решению) Господа израильтянам дано было одерживать удивительные победы, слухи о которых быстро распространились по всей Палестине и за ее пределами, ибо не было недостатка в разносивших их: провозвестниц великое множество.

В стихе 13 описание дается в настоящем времени для большей его наглядности: в страхе бегут (бежали) языческие цари от Израиля, а жены победителей (сидящая дома) украшают военной добычей, раздел ив ее, свои дома (что было обычно для того времени).

Труден для понимания стих 14, и в разных переводах он звучит неодинаково. Согласно русскому тексту речь может идти вот о чем. Обосновавшись в уделах своих, т. е. на земле, данной им Богом, колена израильские уподобились (в условиях мирной, благословляемой свыше жизни) особой породе египетских голубей со «сверкающим» оперением: сверху – белым (как бы серебряным), а снизу – желтоватым («золотистым»); оперение «египетской голубицы» может символизировать тут богатство евреев, обладавших немалым количеством серебра и золота.

Снег на горе Селмон (стих 15; сравните Суд. 9:48), радующий глаз своей белизной, может быть образом радостной победы над царями, которых Всемогущий дал евреям одолеть и разогнать («рассеять»).

Пс. 67:16-19 . В этих стихах говорится об избрании Богом из всех гор горы Сион (то же, что Ермон), чтобы обитать на ней вечно. «Горой высокой» в земле Васанской назван тут Ермонский горный кряж, находящийся на несколько километров севернее древнего Васана.

В стихах 18-19 образ торжественного шествия Бога в город на Сионе – в сопровождении ангельского воинства (небесных воинов – тысячи тысяч и тьмы; последнее означает неопределенное множество); «колесницы» – образ силы. И вот, окруженный ангелами, Господь «восходит» в Иерусалимское святилище.

Вероятно, подразумевается завоевание Иерусалима Давидом (2-Цар. 5:6-8) или внесение в город этим еврейским царем ковчега завета (2-Цар. 6). Торжественное событие, которое имеется тут в виду, представлено в образе некоей великой победы, или «восшествия победителя на высоту» с пленниками и получения от них, названных «человеками» (правильнее «от», а не «для», как в русском тексте), военной добычи в пользу сторонников победителя.

На Пс. 67:19 ссылается апостол Павел в послании Ефесянам (Еф. 4:8 и комментарии на этот стих). Представляется, однако, что у Павла это не столько цитата, сколько «использование» современной ему интерпретации этого места в Таргуме. Вот как оно звучит там: «Ты восшел на небо, о, пророк Моисей! Ты пленил пленных, и ты научил их словам закона; ты дал (а не «принял», как в ветхозаветном тексте) дары людям». (Сразу оговоримся, что в этой интерпретации Моисей рассматривается как представитель Бога.) Внимание Павла оно привлекло потому, по-видимому, что в нем содержится мысль о раздаче Богом даров тем, кто Ему повинуются.

Апостол применил этот образ к Христовой победе над силами зла и ада (перед тем, как «взойти на высоту», Он, напомним, сходил в ад, чтобы освободить («пленить для Себя») находившиеся там, среди прочих умерших, души праведников) и к раздаче Христом духовных даров (Еф. 4:11) верующим в Него. Проводя эту аналогию (более, повторим, на основании современного ему толкования этого стиха из Пс. 67 нежели точного ветхозаветного текста), апостол Павел хотел подчеркнуть величие духовной победы верующих во Христа.

В. Действие Божией победы (67:20-32)

Пс. 67:20-24 . Хвала Богу, Который, хоть и возлагает… бремя на Израиль, но и спасает его. Псалмопевец убежден, что Бог, в руках Которого жизнь и смерть, полностью сокрушит Своих врагов, являющихся в то же время врагами Израиля (ибо они, не покоряющиеся Богу Израиля, «закоснели в своих беззакониях»). В стихе 23, возможно, содержатся ссылки на испытания еврейского народа в прошлом: от Васана он был «возвращен» с победою (Чис. 21:33-35) и «выведен из глубины морской» при переходе Чермного моря (сравните Ис. 51:10). А в стихе 24 – образ военных побед Израиля (сравните 3-Цар. 22:38).

Пс. 67:25-28 . Псалмопевец возвращается к описанию триумфального вступления Господа в Иерусалим и во святилище (в русском тексте «святыня»; стих 25).

Малое племя Вениамина и большое племя Иуды представляют здесь южную часть царства, а племена Завулона и Неффалима – северную часть его. Возможно, что два последних упомянуты тут потому, что именно они были воспеты Деворой и Вараком (Суд. 5:18).

«Звери, живущие в тростнике» (крокодил, бегемот) символизируют Египет (страну, изобиловавшую водой и тростником), как волы – египетских фараонов и сановников, безжалостно управлявших покоренными ими народами («тельцами»). Укроти их. Господи, как и все те народы, которые желают вести войны («брани») с Твоим народом, подразумевает псалмопевец в стихе 31. В стихе 32 он предвидит то время, когда и египетские вельможи (Ефиопия, составлявшая тогда часть Египта, представляет здесь весь Египет) обратятся к Богу истинному, Богу евреев, и вознесут («прострут») к Нему руки.

Г. Хвалите, воспевайте Господа (67:33-36)

Пс. 67:33-36 . Псалмопевец призывает все царства земные петь Богу, «шествующему на небесах» (сравните стих 5), признав несравненные величие Его и силу, которые Он демонстрирует как в делах Израиля, так и в грозных явлениях природы (могуществе Его – на облаках; стих 35).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры