Почему соня мармеладова является главным героем. Характеристика Сони Мармеладовой – кратко

Главная / Развод

Образ Сонечки Мармеладовой занимает важное место в композиции романа, помогает раскрыть его идею. Девушка также оказывает огромное влияние на всю судьбу главного героя – Родиона Раскольникова, помогает ему понять заблуждения, и, в конце концов, нравственно очиститься.

Впервые мы узнаём о Соне со слов её отца, который рассказывает про несчастную дочь, вынужденную пожертвовать собой ради семьи – самых близких её людей, - которым, если бы не заработки Сонечки, пошедшей «по желтому билету», нечем было бы себя кормить.

Родион, человек с чуткой и доброй от природы душой искренне жалеет девушку, но её история подталкивает его к преступлению. Жесток мир, где таким, как Соня, приходится губить себя, и где старуха-процентщица живёт и процветает, сидя на чужих деньгах! Но он ошибается, утверждая, что она, как и он (уже после совершения Родионом преступления), погубила себя, перейдя черту («ты тоже переступила, ты загубила жизнь свою»). Но Соня, в отличие от Раскольникова, не погибает нравственно, ведь «переступила» она из безграничного христианского сострадания и милосердия. Раскольников же в первую очередь хотел проверить свою теорию: узнать «тварь дрожащая» он или «право имеет». Родион тянется к Соне, как к человеку, который, как и он сам, находится по ту сторону нравственных законов, и в то же время, не понимает, как ей, живущей в грязи, бесчестье и позоре удаётся излучать столько добра и сохранять прямо-таки детскую чистоту души. А вот Соне-то и некогда мучиться угрызениями совести или совершать самоубийство, тогда как другие страдают (необходимо переложить весь груз страданий на себя!). Именно в желании помочь всем и каждому, а также в вере – спасение героини. Забота Сонечки Мармеладовой не обходит стороной и Раскольникова: именно она помогает ему возродиться, заставляет поверить в Бога и отказаться от губительных идей, приняв простые христианские ценности («их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого»).

Вообще, весь образ Сони сам по себе опровергает теорию Раскольникова. Ведь всем (и Родиону) ясно, что Сонечка – не «тварь дрожащая» и не жертва обстоятельств, ничто не властно над её верой и над ней самой, ничто не может по-настоящему сломить или унизить героиню, и даже

«грязь обстановки убогой» к ней не липнет. Сама Соня, её взгляды, поступки не вписываются в теорию Родиона. Такая же, по мнению Раскольникова, как и он, она, тем не менее, не отрезана от общества, напротив, все её любят, и даже «грубые, клейменые каторжные», снимают шапки и кланяются со словами: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!».

Таким образом, Достоевский воплощает в Соне идеал добра и сострадания. Писатель показывает нам всю силу искренней любви к Богу и качеств, которые порождает эта любовь в сердце любого человека.

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова - два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова - нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони - идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения - тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня - высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина - Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание - к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, - она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом - оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, - восклицает Раскольников, - тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом - любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» посвящен истории вызревания и совершения преступления Родионом Раскольниковым. Угрызения совести после убийства старухи-процентщицы становятся для героя просто невыносимы. Этот внутренний процесс тщательно выписан автором романа. Но не только достоверностью психологического состояния главного героя замечательно это произведение. В системе образов «Преступления и наказания» есть и ещё один персонаж, без которого роман так и остался бы детективом. Сонечка Мармеладова является ядром произведения. Дочь случайно встреченного Мармеладова вошла в жизнь Раскольникова и положила начало его духовному возрождению.

Жизнь Сонечки ничем не примечательна. После смерти матери отец из жалости женился на женщине, оставшейся вдовой с тремя детьми. Брак оказался неравным и в тягость обоим. Соня была падчерицей для Екатерины Ивановны, поэтому ей больше всех доставалось. В минуту душевного надрыва мачеха отправила Соню на панель. Её «заработками» держалась вся семья. У семнадцатилетней девушки не было никакого образования, именно поэтому всё сложилось так плохо. Хотя отец не брезговал деньгами таким образом заработанными дочерью, и всегда просил у неё на опохмелку…. Тоже мучился от этого.

Это, как уже было сказано, обычная житейская история, характерная не только для середины XIX века, но и для любого времени. Но что заставило автора романа «Преступление и наказание» заострить на Сонечке Мармеладовой внимание и вообще ввести этот образ в сюжет? Прежде всего – это совершенная чистота Сони, которую не смогла убить та жизнь, которою она живет. Даже её внешний облик свидетельствует о внутренней чистоте и величии.

Впервые Раскольников встречается с Соней в сцене смерти Мармеладова, когда видит её в толпе народа, сбежавшегося на новое зрелище. Девушка была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером, обязательная «умбрелька» в руках в латаных-перелатаных перчатках), но потом Соня приходит к Раскольникову, чтобы поблагодарить за спасение отца. Теперь она выглядит иначе:

«Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка с замечательными голубыми глазами». Теперь она похожа «на девушку скромную и приличную манерой, с ясным, но несколько запуганным лицом».

Чем больше Раскольников общается с ней, тем более она раскрывается. Выбрав Соню Мармеладову для откровенного признания, он словно пытается её проверить на прочность, задаёт злые, жестокие вопросы: не боится ли она заболеть при её-то «профессии», что будет с детьми в случае её болезни, что Полечку ждёт та же участь – проституция. Соня как в исступлении отвечает ему: «Бог этого не допустит». И совершенно не держит зла на свою мачеху, утверждая, что ей намного тяжелее. Немного позже Родион отмечает в ней ярко характеризующую её черту:

«В лице её, да и во всей её фигуре, была сверх того одна особенная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти ещё девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребёнком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых её движениях».

Эта детскость ассоциируется с чистотой и высокой нравственностью!

Также интересна характеристика Сони её отцом: «Безответная она, и голос у ней такой кроткий…» Вот эта безответность и кротость является отличительной чертой девушки. Она всем пожертвовала, ради спасения своей семьи, которая и семьёй-то ей, в сущности, не являлась. Но её доброты, милосердия хватает на всех. Она ведь и Раскольникова сразу же оправдывает, говоря, что он голоден был, несчастен, и преступление совершил, будучи доведён до отчаяния.

Жизнь Соня живёт не ради себя, а ради других. Она помогает слабым и нуждающимся, и в этом её непоколебимая сила. Раскольников так и говорит о ней:

«Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же. И привыкли. Поплакали и привыкли».

Раскольникову кажется совсем невероятным эта её отчаянная самоотдача. Он как эгоист-индивидуалист, вечно думающий только о себе, пытается постичь её мотивы. И эта вера в людей, в добро, в милосердие кажется ему неискренней. Даже на каторге, когда старые, прожжённые убийцы-преступники называют юную девушку «матушкой милосердной», он должен был потерять её из вида, чтобы понять, как она важна и дорога ему. Только там он принимает все её воззрения, и они проникают в его суть.

Сонечка Мармеладова представляет собой замечательный образец гуманизма и высокой нравственности. Она живёт согласно христианским законам. Не случайно автор поселяет её в квартире у портного Капернаумова – прямая ассоциация с Марией Магдаленой, жившей в городе Капернауме. Её сила выражается в чистоте и внутреннем величии. Родион Раскольников очень метко дал характеристику таким людям: «Они всё отдают… глядят кротко и тихо».


Одним из главных персонажей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова – девушка, вынужденная работать «по желтому билету» ради спасения своей семьи от голодной смерти. Именно ей автор отводит важнейшую роль в судьбе Раскольникова.

Внешность Сони описывается в двух эпизодах. Первый – сцена смерти её отца, Семена Захарыча Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка … Она была тоже в лохмотьях, наряд её был разукрашен по-уличному … с ярко и позорно выдающейся целью».

Другое описание её внешнего вида появляется в сцене знакомства Сонечки с Дуней и Пульхерией Александровной: «это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку … с ясным, но запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице…». Оба этих портрета разительно отличаются друг от друга, что отражает одну из ключевых особенностей характера Сони – соединение духовной чистоты и морального падения.

История жизни Сони в высшей степени трагична: неспособная равнодушно наблюдать, как её семья погибает от голода и нищеты, она добровольно пошла на унижение и получила «желтый билет». Жертвенность, безграничное сострадание и бескорыстность заставляли Сонечку отдавать все заработанные деньги отцу и мачехе Катерине Ивановне.

Соня обладает многими прекрасными чертами человеческого характера: милосердием, искренностью, добротой, пониманием, нравственной чистотой. Она готова в каждом человеке искать нечто хорошее, светлое, даже в тех, кто не достоин такого отношения. Соня умеет прощать.

В ней развита бесконечная любовь к людям. Эта любовь настолько сильна, что Сонечка полна решимости сознательно отдавать всю себя ради них.

Такая вера в людей и особое отношение к ним («Это человек-то вошь!») во многом связаны с христианским мировоззрением Сони. Её вера в Бога и чудо, от него исходящее, поистине не имеет границ. «Что я бы без Бога - то была!». В этом плане она является противоположностью Раскольникова, который противостоит её своим атеизмом и теорией о людях «обыкновенных» и «необыкновенных». Именно вера помогает Соне сохранить чистоту души, защититься от окружающей её грязи и порока; недаром почти единственной, прочитанной не один раз ею книгой является Новый Завет.

Одной из самых значимых сцен в романе, повлиявших на дальнейшую жизнь Раскольникова, является эпизод совместного чтения отрывка из Евангелия про воскрешение Лазаря. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги…».

Сонечка играет важнейшую роль в судьбе Раскольникова, которая заключается в возрождении его веры в Бога и возвращении на христианский путь. Только Соня сумела принять и простить его преступление, не осудила и смогла побудить Раскольникова сознаться в содеянном. Она прошла вместе с ним весь путь от признания до каторги, и именно её любовь смогла вернуть его на истинный путь.

Соня проявила себя как решительная и деятельная личность, способная принимать непростые решения и следовать им. Она убедила Родиона донести на себя: «Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету…».

На каторге Соня делала все, чтобы облегчить участь Раскольникова. Она становится известной и уважаемой личностью, к ней обращаются по имени-отчеству. Каторжники полюбили её за доброе отношение к ним, за бескорыстную помощь – за то, что Раскольников пока не хочет или не может понять. В финале романа он наконец осознает свои чувства к ней, осознает, как много она страдала за него. «Разве могут теперь её убеждения не быть моими? Её чувства, её стремления по крайней мере…». Так любовь сони, её самоотверженность и сострадание помогли Раскольникову начать процесс становления на путь истинный.

Автор воплотил в образе Сони лучшие человеческие качества. Достоевский писал: «Нравственный образец и идеал у меня один – Христос». Соня же стала для него источником собственных верований, решений, продиктованных совестью.

Таким образом, благодаря Сонечке Раскольников сумел найти новый смысл жизни и снова обрести утраченную веру.

Достоевский упоминает о ее некрасивой внешности и лице, но делает акцент на глазах. Глаза Сони при оживлении делали лицо добродушнее и милее. Ей было 18 лет, автор часто называет Соню “худенькое и маленькое создание”. У нее было детское лицо, которое олицетворяло невинность и чистоту. Сонечка носила потрепанные вещи, но они отличались яркими расцветками и нелепыми украшениями. Вся ее одежда должна была привлечь будущих “клиентов”. На ней часто была смешная соломенная шляпа.

Характер Сони Мармеладовой

Характер Сонечки - сплошные противоречия. Она считает себя грешницей, которая не может быть в комнате с другими хорошими женщинами. Другие отзываются о ней, как доброй и трудолюбивой девушке. Героиня не может постоять за себя, ее постоянно унижают окружающие ее люди. Скромность и слабость перед людьми сочетается с огромной душевной силой. Софья Мармеладова - это и сильный духом человек. Она способна простить свою мачеху за испорченную жизнь, из-за любви к сводным братьям и сестрам, она идет продавать себя, а из-за любви к Родиону Раскольникову едет за ним на каторжные работы, и ждет проявления его любви.

Рис. 2. "Преступление и наказание". Николай Каразин. 1893 год Силу духа героиня воспитала благодаря вере в Бога, и тут вновь идет противоречие. Сонечка постоянно говорит о том, что надо жить по закону Божьему, но все равно занимается непотребными делами. Она не принадлежит себе, Соня полностью зависима от окружения. Самопожертвование - ее главная цель в жизни, она привыкла жить в зависимости от кого-то. Даже мачеха Сони, Катерина Ивановна говорит о том, что Сонечка готова отдать последнее платье и остаться босой, если это нужно человеку.

История Сони Мармеладовой в романе

Соня Мармеладова рано потеряла мать, ее воспитывал отец - чиновник Семен Захарович Мармеладов, и мачеха Катерина Ивановна. Мачеха была очень строга с маленькой Сонькой, но девушка к ней проявляет милосердие, не держит зла на нее. Долгое время Соня работала швеей, однако, это не приносило доход. Семен Захарович из-за пьянства теряет работу, и дочь вынуждена идти работать “по желтому билету”. Из-за своей непристойной работы она живет отдельно от родных. Работа приносит ей деньги, на которые она содержит отца, мачеху и троих детей Катерины Ивановны. Софья никогда не упрекает своих родных, что они не работают, а даже дает деньги отцу, чтобы тот сходил в трактир.

Рис. 3. "Преступление и наказание". Николай Каразин. 1893 год Все усилия Сони стали напрасны, когда Семен Захарович попадает под лошадь и погибает, Катерина Ивановна умирает от чахотки, а детей забирают в детский дом. Героине стало не для кого жить, и в это время ее возлюбленного Родиона Раскольникова отправляют на каторгу. Мармеладова едет за ним, и ее жизнь вновь становится значимой. На каторге она вспоминает профессию швеи и зарабатывает не только деньги, но и покровительство некоторых значимых людей в городе. Благодаря знакомствам Сонечки, Родиону Раскольникову дают легкие работы.Софья Мармеладова становится популярной в городе.

Важно! Софья Семеновна становится модисткой, то есть мастером по изготовлению головных уборов, платьев и белья.
Софья старается угодить всем:
  • Каторжникам она помогала отвечать на письма родственников, угощала их пирогами и калачами, проявляла сострадание.
  • Молодым девушкам она шила наряды для вечеров, а пожилым дамам давала советы по хозяйству.

Роль Сони Мармеладовой в романе

Софья Семеновна Мармеладова - противопоставление главному герою романа Родиону Раскольникову. Она считает, что никто, кроме Бога, не имеет права отбирать жизнь у человека, что идет в противовес теории о “тварях дрожащих и право имеющих”.

Рис. 4. "Преступление и наказание". Николай Каразин. 1893 Достоевский изначально отводил Соне второстепенную роль, но после развития сюжета, он через Соню опровергает теорию Раскольникова. Именно ее образ становится бессмертным, она олицетворяет мысли автора о христианской религии, людской доброте и душевной непорочности. Через героиню Раскольников понимает, что его теория - это не истина, и что благодаря любви к другим людям можно обрести счастье. Родион считает Соню единственным чистым человеком в его окружении, он постоянно ее жалеет, но не видит, что та влюблена в него. Ему сложно понять, почему она при такой сложной судьбе, после постоянных придирок со стороны мачехи остается отзывчивым человеком. Ее правда была основана на любви к людям, и на помощи ближнему. Раскольников только через семь лет понимает, какой широкой души Софья. Родион влюбляется в Соню, и только тогда понимает истинное счастье человека. Таким образом, жизненный путь Софьи Семеновны Мармеладовой - это путь одновременно порочной и святой женщины, которая через собственные страдания помогает найти другим людям свой истинный путь. В предложенном ниже видео вы можете ознакомиться с основными сюжетными моментами развития образа Сони Мармеладовой.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры