Презентации о джазе. Презентация на тему «Джаз
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
ДЖАЗ форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали: -импровизация, -изощрённый ритм, основанный на синкопированных фигурах и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей
3 слайд
Описание слайда:
Спиричуэлс - песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев. Блюзы – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком Рэгтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.
4 слайд
Описание слайда:
Истоки Джаза Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания.Процессы смешивания африканской культуры и европейской происходили начиная с XVIII века, и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза.
5 слайд
Описание слайда:
Свинг Термин имеет два значения. Во- первых, это выразительное средство в джазе. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Во-вторых, cтиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920-30-х годов в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки. Исполнители: Joe Pass, Frank Sinatra, Benny Goodman, Norah Jones, Michel Legrand, Oscar Peterson, Ike Quebec, Paulinho Da Costa,Wynton Marsalis Septet, Mills Brothers, Stephane Grappelli.
6 слайд
Описание слайда:
Бибоп Джазовый стиль, экспериментальное творческое направление в джазе, связанное главным образом с практикой малых ансамблей (комбо), сложившийся в начале - середине 40-х годов XX века и открывший собой эпоху модерн-джаза. Характеризуется быстрым темпом и сложными импровизациями. Этап бибопа стал значительным смещением акцента в джазе от популярной танцевальной музыки к более высокохудожественной. Основные музыканты: саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч
7 слайд
Описание слайда:
Биг-бэнды Классическая, сложившаяся форма биг-бэндов известна в джазе с начала 1920-х годов. Эта форма сохранила свою актуальность вплоть до конца 1940-х. Музыканты, поступившие в большинство биг-бэндов,играли вполне определённые партии, или заученные на репетициях, или по нотам. Тщательные оркестровки вместе с крупными секциями медных и деревянных духовых инструментов выводили богатые джазовые гармонии и создавали сенсационно громкое звучание, ставшее известным как «звуки биг-бэнда» («the big band sound»). Наиболее известные: Бенни Гудмен, Каунт Бэйси, Арти Шоу, Чик Уэбб,Глен Миллер, Томми Дорси, Джимми Лансфорд.
8 слайд
ДЖАЗ И ЕГО ИСТОРИЯ.Выполнила
ученица 8 «А»
Османова Хадыжа.
начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур
и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными
чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация,
полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс
приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие
джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и
композиторами новых ритмических и гармонических моделей.родина
джазаЧто такое джаз вряд ли кто-то решится взяться объяснять, поскольку
этого не стал делать даже великий в истории джаза человек – Луи
Армстронг, который сказал, что это просто нужно понимать и все.
Действительно, джаз, его история, возникновение, модификации и
ветви слишком разноплановы и многогранны, чтобы дать простое
исчерпывающее определение. Но есть моменты, которые проясняют
природу этого музыкального направления.
Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и
национальных традиций. Первоначально он прибыл в зачаточном
виде из африканских земель, а под влиянием развитой западной
музыки и ее течений (блюзы, рег-таймы) и соединения с ними
музыкального африканского фольклора получился стиль, не
умерший и по сегодняшний день - джаз.Джаз живет в ритме, в несогласованности, в пересечениях и в несоблюдениях
тональностей и высоты звуков. Вся музыка строится на конфронтации и
противоречии, но в одном музыкальном произведении это все гармонично
соединяется и поражает своей мелодичностью, особенной привлекательностью.
Первые джазмены за редким исключением создали традицию джазового оркестра,
где есть импровизации со звуком, скоростью или темпом, возможно расширение
количества инструментов и исполнителей, привлечения симфонических традиций.
Много джазменов вложили свое искусство в развитие традиции искусства игры
джаз-ансамблей.Спиричуэлс – песни северо-американских негров
религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы
плантаций, подражая духовным гимнам белых
переселенцев.
Блюз – народная песня американских негров с
грустным, печальным оттенком.
Регтайм – танцевальная музыка особого
ритмического склада. Первоначально создавалась
как фортепианное произведение.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Презентацию на тему "Джаз музыка" (5 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Музыка. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 6 слайд(ов).
Слайды презентации
Слайд 1
Джаз - дитя двух культур
Цель: дать представление об истоках джаза, особенностях джазовой музыки
Слайд 2
Джаз. О нем наш разговор. Что такое джаз? Луи Амстронг, один из самых популярных музыкантов прошло- го столетия, говорил,: «Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз». Джаз многолик. Обаяние джаза, его ценности непреходящи. История джаза- часть истории 20-го века.
Слайд 3
Истоками джаза считаются:
Блюзы Рэгтаймы Спиричуэлсы
Слайд 4
Инструменты джазистов
Труба Тромбон Кларнет Рояль Контрабас Гитара Банджо
Слайд 5
Направления джаза
Ранний джаз (хот-джаз (горячий джаз); Холодный джаз (кул-джаз); Свит- джаз (сладкий джаз); Би-боп (нервный, взвинченный джаз); Симфоджаз.
Слайд 6
И в итоге
С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура.Джаз дал начало ритм-энд-блюзу,рок-н-роллу,открывшим дорогу многим певцам, в том числе и Элвису Пресли. «Рок», «фанк», «соул», эстрадная музыка, музыка кино и телевидения,то-же заимствовали многие элементы джаза.
Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта
- Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
- Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
- Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
- Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
- Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
- Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
- Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
- Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
Презентация по музыке
тема: « Джаз - искусство XX века »
Истоки возникновения Джаза
Северная Америка
Родина Джаза
Африка
Южная Америка
Джаз в Новом Свете
Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили, начиная с XVIII века.
И в XIX веке привели к возникновению «протоджаза» , а затем и джаза в общепринятом понимании, как слияние африканских ритмов и европейской гармонии.
Истоки ДЖАЗА :
Спиричуэл - песни североамериканских негров религиозного содержания. Их пели хором рабы с плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев в Америку. Спиричуэл оказали заметное влияние на развитие джазового искусства. Жанр спиричуэл – духовные песнопения рабов в США – возник в результате обращения негров в христианскую веру. Для этого использовались гимны и псалмы, завезённые в Америку белыми переселенцами и миссионерами.
Блюз - народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Блюзы пелись в сопровождении банджо или гитары «Блюз».
Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм: музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания.
На этой основе в конце XIX века сложился музыкальный жанр регтайм (танцевальная музыка особенного склада – это попытки негритянских музыкантов использовать перекрёстные ритмы африканской музыки при использовании танцев).
Впоследствии, спиричуэл и ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению - ДЖАЗУ .
Архаический (ранний) джаз – обозначение наиболее старых традиционных типов джаза, бытовавших с середины прошлого столетия в ряде южных штатов США. Архаический джаз был представлен, в частности, музыкой негритянских и креольских марширующих оркестров XIX в.
Период архаического джаза предшествовал возникновению новоорлеанского (классического) стиля .
Корни джаза - музыкальный фольклор привезенных в Америку негров.
В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.
Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники привезли со своей родины. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие, - создание единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев.
Первые джазовые импровизации (представители)
Американской родиной, где возник собственно Джаз , считают город песен и музыки – Новый Орлеан . Хотя и ходят споры, что джаз возникал по всей Америке, а не только в этом городе, но именно здесь он развился наиболее мощно.
Кроме того, все старые музыканты – джазмены указывали на центр, которым считали Новый Орлеан. В Новом Орлеане сложилась наиболее благоприятствующая обстановка для развития этого музыкального направления: здесь была большая негритянская община и большой процент населения составляли креолы; здесь же активно развивались многие музыкальные направления и жанры, элементы которых потом включались в произведения известных джазменов. Разные группы развивали свои музыкальные направления, а афро-американцы создали из соединения блюзовых мелодий, регтайма и своих собственных традиций новое искусство, не имеющее аналогов. Первые грамзаписи джаза подтверждают прерогативу Нового Орлеана в зарождении и становлении искусства джаза.
«Страна Дикси» – разговорное обозначение южных штатов США, одна из разновидностей традиционного джаза. Больше всего блюзовых певцов, пианистов буги-вуги, исполнителей рейгтайма и джазовых оркестров приехало с Юга в Чикаго, привезя с собой музыку получившуюв скоре прозвище «диксиленд» (наиболее широкое обозначение музыкального стиля самых ранних нью-орлеанских и чикагских джазовых музыкантов, записавших пластинки с 1917 – 1923 гг).
Джонни Додс (12 апреля 1892 г. - 8 августа 1940 г.) - американский кларнетист, один из первых сольных джазовых исполнителей на этом инструменте. Высокий профессионализм, виртуозное владение инструментом и мягкое, отчасти блюзовое звучание отличали его игру. Творчество Додса оказало влияние на последующие поколения джазовых кларнетистов.
Доминик Джеймс (11 апреля 1889 г. - 22 февраля 1961 г.) - один из первых джазовых корнетистов и трубачей, лидер группы Original Dixieland Jass Band. Он является композитором - автором одной из самых записываемых композиций, джаз-классики всех времен - "Tiger Rag". Он входил в состав первого записанного джаз-оркестра, группы, которая записала и выпустила первые записи джаза, "Livery Stable Blues " в 1917 году.
Джимми МакПартланд (15 марта 1907 г.- 13 марта 1991 г.) -американский корнетист и один из создателей чикагского джаза. Макпартлэнд работал с Эдди Кондоном, Артом Ходесом, Джином Крупой, Бенни Гудменом, Джеком Тигарденом, Томми Дорси и другими. Был членом легендарной "Austin High School Gang».
Музыканты искали возрождение классического Новоорлеанского джаза.
Эти попытки оказались успешными.
Первые известные исполнители в Америке
Сидней Джозеф Беше (14 мая 1897 г. - 14 мая 1959 г.) - джазовый кларнетист и сопрано-саксофонист, один из зачинателей джаза. Выдающийся исполнитель новоорлеанского и чикагского стилей. Оказал большое влияние на музыкантов Севера США и способствовал становлению традиционного джаза в Европе.
Луи Армстронг (4 августа 1900 г. - 6 июля 1971 г.) - американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля. Оказал наибольшее влияние на развитие джаза и сделал многое для его популяризации во всем мире. Он также был известен как мастер вокала, замечательный импровизатор, умеющий подстроить слова и смыслы в своём исполнении под эмоциональную окраску произведения.
Каунт Бейси (21 августа 1904 г. - 26 апреля 1984 г.) - американский джазовый пианист, органист, знаменитый руководитель биг-бэнда. Бэйси был одной из самых значительных фигур в истории свинга. Он сделал блюз универсальным жанром - в его оркестре звучали и быстрые блюзы, и медленные, и трагические, и гротесковые.
Первые известные исполнители в России
Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей по всему миру
вне зависимости от их государственной принадлежности.
В советский союз джаз пришел в начале 20-х годов. Первые джазовые концерты появились в Москве. В 1922 году был образован «Эксцентрический джаз-бенд» В.Я.Парнаха (1891-1951 гг.) - русский поэт, переводчик, музыкант, танцор, хореограф, основатель парижской литературной группы «Палата поэтов», зачинатель русского джаза. 1 октября 1922 года принято считать днём рождения джаза в СССР.
Вскоре джазовые оркестры появились и в Ленинграде (ныне Санкт - Петербург). Весной 1927 года в зале Академической капеллы состоялось дебютное выступление «Первого концертного джаз-бенда». Его организовал выпускник дирижерско-хорового факультета Ленинградской консерватории Леопольд Яковлевич Теплицкий (1890-1965 гг.) .
В качестве исполнителей он пригласил известных академических музыкантов.
В 20-30-х годов немало для развития джаза в России сделал Георгий Владимирович Ландсберг (1904-1938 гг.) . Инженер по образованию, он несколько лет работал в Чехословакии, где подружился с местными джазовыми музыкантами и даже играл на фортепьяно в одном из пражских ансамблей. Вернувшись в Ленинград, Ландсберг в 1929 году создал «Джаз-капеллу».
Одним из популярнейших исполнителей джаза стал Леонид Осипович Утесов (1895-1982 гг.) . В 1932 году композитор написал музыку для театрализованного спектакля «Музыкальный магазин». На его основе два года спустя режиссер Г.В.Александров снял одну из лучших советских комедий «Веселые ребята» с участием оркестра Утесова.
Патриархом отечественного джаза по праву считают Олега Леонидовича Лундстрема (1916-2005 гг.) . Свыше шести десятилетий он возглавлял один из ведущих биг-бендов России. Лундстрем родился в Чите, затем жил в Китае (1921-1947). Свой коллектив он сформировал в Харбине (1934 г.). В Россию музыкант вернулся в 1947 году. Коллектив Лундстрема стал своеобразной школой джаза, где молодые исполнители перенимают опыт более опытных артистов.
Один из наиболее популярных больших джазовых оркестров 60-х годов – ленинградский коллектив Иосифа Владимировича Вайнштейна (1918-2001 гг.). В него вошли ведущие джазовые инструменталисты Ленинграда.
Сравнительный анализ
Джазовая техника исполнения
« Если Вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой,
Вам никогда не понять, что такое Джаз.» © Луи Армстронг.
Спасибо за внимание!
Ученицы 7 – Б класса
Шевчук Яны
«Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять» – сказал Луи Армстронг.
«Джаз даже не всегда можно назвать музыкой – это своеобразный вид общения, это взаимный обмен человеческими эмоциями, это встречные потоки флюидов из зала и со сцены» – Дейв Брубек.
Что такое джаз?
Джаз – вид музыкального искусства. Возник на юге США (Новом Орлеане) в конце XIX – начала XX в. в результате взаимодействия африканской и европейской музыкальных культур.
Название джаз происходит
от английского слова jazz,
означает ободряющий
выкрик у афроамериканцев.
Происхождение джаза
острая и гибкая ритмика, основанная на принципе синкопирования;
широкое употребление ударных инструментов;
сильно развитое импровизационное начало;
выразительная манера исполнения, отличающая большой экспрессией, звуковой напряженностью.
Основные черты джаза
Классический джаз (традиционный), в отличие от современного сформировался на основе множества жанровых истоков, главные из которых связаны с афроамерикансим музицированием: это спиричуэл, рэгтайм и блюз.
Жанровые истоки джаза
Спиричуэл в переводе с английского означает духовный. Африканский спиричуэл- песни с духовным содержанием, сюжеты которых черпались из Библии. Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается ударами в ладоши, притопыванием, непринужденными телодвижениями. Ранние спиричуэлы были хоровыми, поздние – сольные, а для классического характерно чередование варьируемых реплик солиста с ответными фразами хора. Наиболее известные: «Голубая река», «Когда я чувствую воодушевление», «Порой я чувствую себя сиротой» и другие. В 1920-е годы спиричуэл уступил место более ритмизованному и празднично-эстрадному жанру госпел (от Gospel – Евангелие).
Спиричуэл
Своей популярностью рэгтайм обязан талантливому афроамериканскому пианисту и композитору Скотту Джоплину («королю рэгтаймов»).
Скотт Джоплин (1868 – 1917)
«Регтайм» в переводе означает «рваный ритм», «рваное» время, то есть синкопирование – фортепианная пьеса развлекательно-танцевальнаго характера. Появление рэгтайма связано с бытовым музицированием конца XIX века (фортепиано было самым популярным инструментом).
«Регтайм»
Блюз – меланхоличная сольная песня. Название жанра означает от англ. выражения: to fell blue – «быть печальным», или blue devils – «меланхолия», «хандра». Но у слова blue есть ещё одно значение – «голубой». Отсюда и его восприятие как «меланхоличного», «скорбного», «унылого». Тексты блюзов пессимистичны, в них акцентируется тема страдания, несчастной любви, нищеты, безнадежности существования.
Пелись блюзы под аккомпанемент гитары, фортепиано, иногда губной гармошки или даже стиральной доски (по ней ритмично водили пальцами в наперстках). Термин «блюз» вошел в обиход в 1912 году.
Блюз
Джордж Гершвин
(1898 – 1937)
На перекрестке джаза и европейского академизма
Классик американской музыки, роль которого сравнима с ролью основоположников национальных композиторских школ. Попытался преодолеть «развлекательность» джаза и вывести его на уровень мировой академической музыки, соединив джазовый язык с европейскими жанрами. Расширил сферу влияния джаза, скрестив его с западноевропейскими классическими жанрами оперы и концерта.
«Золотой век джаза»
1920-е годы «Золотой век джаза» связан с появлением «свит-оркестров» (от sweet – сладкий). Коллективы, играющие танцевальную музыку в холлах роскошных отелей и ресторанов.
Проникновение в джазовую среду белых музыкантов, оркестров которых, в отличии от афроамериканских, назывались не джазом, а диксилендом («страна Дикси» - собирательное название южных штатов США).
Эпоха биг-бендов
1930-е годы – одна из ярчайших кульминаций в эволюции джаза – эпоха биг-бендов («больших оркестров»), состоящих из трех духовых квартетов (трубы, тромбоны, саксофоны) и ритм-секции (гитара, фортепиано, контрабас и ударные). Важнейшее стилистическое приобретение джаза – свинг (swing – качание),то есть свободная манера игры, своеобразное рубато (отклонение от точной пульсации) на основе пунктирного ритма. В числе знаменитых биг-бендов – оркестры Флетчера Хендерсона, Чика Уэбба, Дюка Эллингтона, Каунта Бейси.
Потрясающим зрелищем были «сражения оркестров». Солисты оркестров своими импровизациями доводили зрителя до исступления. Это было захватывающе! С тех пор биг-бенды в джазе – это традиция.
Эпоха биг-бендов
Оркестр Дюка Эллингтона
Друзья и колллеги называли его «Dipper, Dippermouth», которое превратилось в Сэчмо (Satchmo), - эти прозвища имеют в виду форму и силу его губ.
Навсегда в памяти останется его хриплый, берущий за душу голос и чистый, пронзительный звук его золотой трубы.
Луи Армстронг
«Если слово «гений» и означает что-то в джазе, то оно означает – Армстронг»
(Дж. Коллиер)
«Джаз и я родились вместе и росли бок о бок в бедности и безвестности. Я знал джаз ещё до того, как он сделался мягким и податливым после слишком большого и слишком раннего успеха. Я видел как он ходил босиком по заплеванным тротуарам, прежде чем начал носить ботинки… Я видел, как начал свое путешествие в блестящей компании и много лет провёл в дурном обществе. Лишь немногие из нас, старых друзей, помнят хорошего парня, которого мы знавали в хонки-тонкс Нью-Орлеана, на пароходах Миссисипи и в танцевальных залах чикагского Саут-Сайда».
(Армстронг Л. Моя жизнь в музыке).