Проблема приобщения к искусству. Приобщение к искусству через чтение

Главная / Развод

Русский язык

17 из 24

(1)Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально построенном здании, и в четырёх стенах, и под открытым небом. (2)Показывают ли зрителям очередную кинокартину, ведут ли занятия драматического кружка, самодеятельного хора или кружка по изобразительному искусству - во всём этом должен и может подолгу жить огонь творчества. (3)И тот, кто однажды приложит свои собственные усилия к одному из этих дел, со временем будет вознаграждён.
(4) Безусловно, искусство скорее и охотнее раскрывается тому, кто сам отдаёт ему силы, раздумья, время, внимание. (5)Рано или поздно каждый может почувствовать, что он среди знакомых и друзей в неравном положении. (6)Их, например, интересует музыка или живопись, а для него они - книги за семью печатями. (7)Реакция на такое открытие возможна различная.
(8)Когда я стал студентом Института истории, философии и литературы, многое связало меня сразу с новыми товарищами. (9)Мы серьёзно занимались литературой, историей, языками. (10)Многие из нас пробовали писать сами. (11)Словно предчувствуя, каким недолгим будет наше студенчество, спешили успеть как можно больше. (12)Не только слушали лекции на своих курсах, но и ходили на лекции, читавшиеся старшекурсникам. (1З)Успевали на семинары молодых прозаиков и критиков. (14)Старались не пропускать театральные премьеры и литературные вечера. (15)Как мы всё успевали, не знаю, но успевали. (16)Меня приняли в свою среду студенты, которые были на курс старше нашего. (17)Интереснейшая то была компания.
(18)Я старался не отставать от неё, и мне это удавалось. (19)3а одним исключением. (20)Мои новые товарищи горячо интересовались музыкой. (21)У одного из нас была большая по тем временам редкость: радиола с устройством для переворачивания пластинок - долгоиграющих тогда ещё не было, - которая позволяла прослушать целую симфонию, концерт или оперу без перерывов. (22)И коллекция камерной, оперной и симфонической музыки.
(23)Когда начиналась эта непременная часть нашего вечера, товарищи слушала и наслаждались, а я скучал, томился, мучился: музыки я не понимал, и радости она мне не доставляла. (24)Конечно, можно было притвориться, прикинуться, придать лицу подобающее выражение, проговорить вслед за всеми: «Прекрасно!»
(25)Но притворяться, изображать чувства, которых не испытываешь, у нас было не в обычае. (26)Я забивался в угол и страдал, чувствуя себя выключенным из того, что так много значит для моих товарищей.
(27)Хорошо помню, как произошёл перелом. (28)Зимой 1940 года был объявлен авторский вечер тогда ещё молодого Д.Д. Шостаковича - первое исполнение его фортепианного квинтета. (29)Друзья взяли билет и мне. (З0)Вручали его торжественно. (31)Я понял: то, что предстоит, - событие!
(32)Не стану утверждать, что я в тот вечер сразу и навсегда излечился от невосприимчивости к музыке. (ЗЗ)Но поворот - решительный и важный - произошёл. (34)Как я благодарен своим друзьям тех давних лет, что они не махнули рукой, не исключили из слушания музыки - а ведь и исключать не нужно было, при тогдашнем по-юношески ранимом самолюбии хватило бы иронической реплики, чтобы я почувствовал себя среди них, понимающих и знающих, лишним. (35)Этого не случилось.
(36)Прошло много лет. (37)Уже давно серьёзная музыка для меня - необходимость, потребность, счастье. (38)А ведь можно было - навсегда и непоправимо - разминуться с ней. (39)И обездолить себя.
(40)Этого не случилось. (41)Во-первых, я не встал в позу человека, который, не понимая чего-нибудь, говорит вслух или мысленно: «Ну и не надо!» (42)И потому, что не захотел притворяться, делая вид, что понимаю, когда ещё был очень далёк от этого. (43)А больше всего - благодаря моим друзьям. (44)Им мало было наслаждаться самим. (45)Им хотелось и меня приобщить к своему пониманию, к своей радости.
(46)И это им удалось!

(По С. Львову)

Показать текст целиком

В предложенном для анализа тексте Сергей Львович Львов поднимает проблему влияния друзей на жизнь человека.

Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, автор рассказывает историю о том, как его друзья пробудили в нем интерес к музыке. С. Л. Львов не понимал музыку и скучал в то время, как товарищи слушали и наслаждались . Тогда друзья вручили ему билет на концерт Д. Д. Шостаковича. В результате этого события у автора изменилось отношение к музыке. Автор благодарен своим товарищам и отмечает, если бы не его друзья, которые “не махнули рукой, не исключили из слушания музыки ”, он бы мог “навсегда и непоправимо разминуться с музыкой”.

Позиция автора относительно поднятой проблемы выражена ясно и однозначно. Сергей Львович Львов подводит читателя к выводу о том, что друзья оказывают влияние на жизнь человека. Они могут помочь в трудную минуту, а так же способны заинтересовать чем-то новым, что раньше было непонятным или скучным.

В доказательство своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Михаил Шолохов в произведении “Судьба человека” показал, что друзья всегда стараются помогать друг другу. Когда Андрей Соколов сбил корову, то он был

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

Художественная культура занимает важнейшее место в жизни общества, снижение ее уровня порождает духовный вакуум, нарушает принципы нормального развития социума. Искусство - содержательное ядро художественной культуры, один из основных механизмов познания человека и окружающей его действительности, формирования системы его ценностных установок. Для ребенка восприятие искусства один из путей освоения мира, существенно влияющий на становление его личности.
Наиболее благоприятен в этом отношении период дошкольного детства, когда дети предрасположены к восприятию различных видов искусства. Это объясняется тем, что ведущая в психике ребенка эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей природе. Актуальное направление современной педагогики - педагогика искусства, приобщение детей к лучшим образцам искусства различных видов и жанров.
Проблема ознакомления детей с искусством может быть решена при использовании качественных программ и технологий, при высоком уровне профессиональной подготовки педагогов, ведущих художественные занятия, и их взаимодействии со всем педагогическим коллективом. Дополнительные возможности в этом отношении предоставляют новые образовательные комплексы, поскольку в них можно с успехом реализовать систему работы с детьми, обеспечив в ней преемственность дошкольного и школьного уровней.
Приобщение детей к искусству начинается на дошкольной ступени, значение которой трудно переоценить. Дошкольников отличают повышенная любознательность, открытость ко всему новому, эмпатия, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость к произведениям разных видов искусства. Дети чутко воспринимают музыку, сопереживают героям сказки, картины, спектакля, их высказывания и оценки всегда эмоционально окрашены.
Приобщение дошкольников к искусству успешно осуществляют на интегрированных музыкальных занятиях, которые высокоэффективны с точки зрения развития у детей образного мышления, речи, воображения, креативности. На этих занятиях детей приобщают к ценностям мировой художественной культуры, предлагая им высокохудожественные и доступные их восприятию произведения различных видов искусства.
Музыкальный репертуар, предлагаемый детям, включает в себя произведения разных эпох и стилей: И.С.Баха и В.А.Моцарта, А.Вивальди и Й.Гайдна, М.И.Глинки и П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова и С.С.Прокофьева. Впервые детям дошкольного возраста предлагают произведения неизвестных авторов ХIII и ХVI веков, достаточно широко представлена музыка современных композиторов: Г.Свиридова, В.Гаврилина, С.Слонимского, В.Кикты, В.Агафонникова, Р.Леденева.
Дети знакомятся и с эталонными, высокохудожественными картинами И.Левитана, И.Шишкина, В.Серова, В.Васнецова, иллюстрациями И.Билибина и В.Конашевича, произведениями народно-прикладного искусства, художественной фотографией. Представленные дошкольникам литературные произведения также очень разнообразны: это древнерусский фольклор, поэзия ХIХ века, стихи современных детских авторов.
Эффективность ознакомления детей с искусством значительно возрастает при условии координации действий всех участников педагогического процесса. Не менее важно и участие родителей в этой интересной работе, привлечение их вместе с детьми к богатейшему миру искусства. Педагоги обеспечивают расширение культурного пространства ребенка - организацию совместных с родителями посещений музыкальных театров, филармонических концертов, художественных музеев. Посещение театров, историко-архитектурных ансамблей также связано с воздействием на ребенка различных видов искусства: архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, художественного слова. Дети впитывают в себя разнообразные художественные впечатления, это способствует амплификации, обогащению их художественного и общекультурного развития.
Экскурсии в музыкальный театр и музей - своего рода кульминация в ознакомлении детей с той или иной темой на занятиях в детском саду. Прослушав и просмотрев в видеозаписи, например, балет «Золушка» Сергея Прокофьева, дошкольники глубже и осознаннее воспринимают целостный образ этого балетного спектакля в музыкальном театре, ознакомившись с лютней и клавесином, тем, как они звучат и выглядят на старинных гравюрах, заинтересованно рассматривают их в Музее музыкальной культуры имени Михаила Глинки.
Итог встречи с искусством - обязательное последующее обсуждение произошедшего в жизни детей культурного события, а также воплощение полученных ими ярких впечатлений в различных видах художественного творчества. Дошкольники открывают для себя волшебную силу искусства и при достаточном богатстве впечатлений стремятся их выразить в собственном «творческом продукте» в разных видах детской деятельности (музыкальной, театрализованной, художественно-речевой, изобразительной). При этом дети совершенствуют собственные возможности, реализуют свой творческий потенциал.
Красота и гармония искусства привлекают родителей. Для них в детском саду регулярно проводят открытые занятия, музыкальные гостиные и вечера, на которых звучит классическая музыка, демонстрируют визуальный ряд с произведениями изобразительного искусства, видеозаписями хореографических миниатюр, фрагментов концертов и балетных спектаклей. Дети, восхищая родителей своими познаниями, отгадывают музыкальные загадки, танцуют, играют в оркестре, рисуют музыку и участвуют в музыкальных спектаклях.
Как показала практика, продуманная система работы с детьми на дошкольной ступени, к сожалению, иногда утрачивается в школе. Накопленные дошкольниками художественные впечатления, знания об искусстве и потребность детей в творчестве там не всегда оказываются востребованными. Об этом с горечью говорят сами дети и их родители, приходя после школы в детский сад: «Мы больше не рисуем музыку», «В театр мы с классом не ходим, как раньше ходили в детском саду».
Положительную роль в улучшении этой ситуации могут сыграть новые образовательные комплексы, при условии что в них будет выстроено единое художественно-эстетическое направление, реализация которого будет начинаться на дошкольном этапе и преемственно продолжаться на школьном. При этом тезаурус художественных впечатлений, приобретенный дошкольниками, будет служить пропедевтикой, подготовкой школьных учебных курсов «Музыка» и «Мировая художественная культура».

Т.РУБАН, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник МИРО

Часто в мы встречаем людей, далеких от искусства. Они не понимают классическую музыку, не посещают театры, музеи. Жизнь их однобока и скучна. Однако таким людям можно помочь. Как происходит процесс приобщения к музыке? На этот вопрос отвечает автор текста, С. Львов.

Он считает, что приобщение к искусству происходит везде: в кинозале, на концерте. Автор убеждает нас в том, что человек должен сам приложить усилия, чтобы понять и постичь искусство.

С. Львов раскрывает проблему на своем собственном опыте. Посещение концерта Дмитрия Шостаковича заставила его «сразу и навсегда излечиться от невосприимчивости к музыке». С тех пор серьезная музыка стала для него необходимостью, потребностью, счастьем.

Герой романа «Отцы и дети» Ивана Тургенева, Евгений Базаров, не любил музыки, не разбирался в искусстве. Это было отрицание, доходящее до абсурда.И только перед лицом смерти он стал человечней, в нем раскрылись романтические черты.

«Жизнь коротка, искусство долговечно» — писал Гиппократ. Главное предназначение искусства — позволить человеку познать самого себя. Каждый человек должен понимать и любить искусство, музыку. Он станет полноценной личностью в том случае, если раскроет для себя мир прекрасного.

Роль самовоспитания в приобщении к искусству

Человек рано или поздно приобщается к искусству, будь то самодеятельный школьный хор или специальная школа особого направления.

Проблему текста можно обозначить так: поиски путей к ис­кусству. Бывает иногда: в начале жизненного пути подрас­тающий человек, школьник, не очень охотно участвует в том, что связано с искусством. И всё же приобщение к эстетической стороне жизни ему или подсказывают обстоятельства (напри­мер, он с хором должен выступить на конкурсе песни), или соб­ственное стремление, допустим, рисовать или научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Комментируя проблему, можно сказать, что человек намерен творчески проявить себя лишь в тех случаях, если его талант и старания будут по заслугам оценены окружающими, которые поддержат и ободрят его, вселят веру в свои силы.

При этом позиция автора такова. Только углублённая работа над собой, связанная с обогащением чувств, расширением кру­гозора, даст свои результаты. Нельзя научиться хорошо играть на каком-либо инструменте, не выучив ноты, не постигнув основы музыкальной грамоты. Нельзя написать серьёзную картину без предварительных «заготовок» - этюдов. Работа эта требует терпения, времени, упорства. Только при этих условиях результаты будут успешными.

Я согласен с позицией автора и подтверждаю её первым примером. Великий итальянский скрипач и композитор конца XVIII - первой половины XIX веков Николо Паганини учился под надзором сурового отца, который приобщал сына к искус­ству, едва ли не истязая его. И юный музыкант стал со временем великим мастером скрипичной музыки, основоположником романтического в ней направления. Именно он показал при мер исполнения наизусть, без нот, огромного количества соль­ных партий на скрипке. Так, жестокие внешние обстоятельства и пробудившаяся в душе музыканта великая любовь к инстру менту сделали мастера гениальным.

Второй пример в подтверждение позиции автора можно при вести из рассказа В. Шукшина «Хозяин сада и огорода». Между двумя соседями, сельскими жителями, возникает спор на тему о том, что важнее: потратить деньги на ремонт бани или при гласить учителя музыки, чтобы тот обучил сына игре на баяне. Хозяйственный крестьянин упрекает непрактичного соседа, пожелавшего приобщить сына к прекрасному, за то, что тот зря потратил деньги, не отремонтировав прежде баню в собствен­ном дворе. Но сосед уверен в своей правоте: баня - вещь пре­ходящая, а он сделает сына счастливым на всю жизнь.

Вывод. Подлинный талант человека и его целеустремлён­ность - залог его успеха в искусстве. И в любом деле тоже.

Здесь искали:

  • приобщение к искусству может происходить и в просторном сочинение егэ
  • приобщение к искусству может происходить и в просторном сочинение
  • приобщение к искусству может происходить

Я зря панты колотить не буду. Скажу, как есть: по части культуры, всякого там искусства - могу достойно ответить. Нет, ну, серьёзно! У меня жена - Ирка - очень умная женщина. Она институт культуры закончила. Я сам тоже две «вышки» имею. Институт физкультуры - десять лет заочно надрывался. Закончил, слава богу, когда уже как три года из спорта ушёл. Диплом я сразу матери подарил - заслужила. Он у неё все время в шкатулке хранится вместе с моими зубами молочными. У мам у наших свои приколы. Вот. А второй институт - торговый я за два месяца закончил. В первый - со своими преподавателями знакомился. А второй месяц мы, уже все вместе, мой диплом обмывали. Так что у меня два диплома, если те, что за спорт не считать. А у Ирки - один. Но она на него пять лет училась. Мы с ней тогда еще не были знакомы. Так бы я ей помог, конечно. Но она - сама. За что - уважаю. Она, в общем- то, и в школе хорошо училась. У неё в аттестате всего четыре тройки. Остальные - четверки, пятерки. Молодец. И она, вообще, во всей культуре хорошо шарит. Её и пацаны мои очень уважают. Она, как что- ни будь за культуру начнёт говорить - никто её не перебивает. Чего с грамотным человеком спорить? У нас в семье так: я бабки зарабатываю, а она в остальном сечёт.
Мы с ней даже не ругаемся. И дело не в том, что нам обоим всё по жизни - в кайф. Просто она, ведь, Ирка, как начнёт какие-то слова втыкать... В роде, не мат, а звучит огорчительно. Вот, например, «мизерабль». В конце - «бль», а смысл, видимо, другой. Я - не в курсе. Я даже не знаю, как это слово, вообще, пишется. А то бы в какой- ни будь энциклопедии поинтересовался. Так что я с Иркой не ругаюсь. Я огорчаюсь до глубины моей огромной души и ухожу. Трикушничек свой старый адидасовский надену. Маечку «Спорт» и - в зал, на тренажёры. Или - к пацанам своим, к роднулям. Правда, пацанов моих Ирка тоже критикует. Акула. На Валерку сказала, что у него, мол, череп, как у олигофрена. Я не знаю. Не с чем сравнить. Хотя, по- моему, нормальная у Валерки башня. И вообще пацан свой - очка не пронесёт. Посидим с пацанами. Пивка попьём, поматеримся. Раз - от сердца отлегло. Можно домой возвращаться.
Так вот, я - о культуре. В этом плане Ирка на меня очень сильно влияет. И я ей это не запрещаю. Последний прикол, помню, был с «бабочкой. Не с той, что летает, а, которую на шею вешают. Ирка, вообще, любит мне что- ни будь из гардероба покупать. Раньше, правда, она всё время в размерами промахивалась. Купит пиджак, а он на моей флюорографии, как водолазка: впритык. А теперь у неё уже глаз намётан. Опыт приобрела. Я ей только сказал, чтобы ничего голубого не покупала. Даже джинсы. Кумарит меня этот цвет А со всей остальной радугой я - в нормальных отношениях. Так вот, решила Ирка мне к смокингу бабочку купить. У меня смокинг, как роба: для некоторых случаев просто необходим. Я часто выступаю спонсором в культурных мероприятиях. То на выставку горшков из глины бабок дам, то казино открываю. А галстук под смокинг не вяжется. Да я, вообще, галстуки не ношу. Однажды, давно это было, хотел галстук на себе завязать. Так узел затянул, чуть не задохнулся - дёрнул его вверх слишком сильно. Хорошо, пацаны рядом были. Кухонным ножом его рассекли. А бабочку завязывать не надо. Она сама сзади прищелкивается. Только у меня шея прямо из ушей растёт и на мой размер таких бабочек не нашлось. В ателье сшили. Только, когда я свою бульонку вниз опускаю, эта бабочка мне своими углами в щёки колет. Так что хожу с гордо поднятой башней, чтобы бабочка не кололась
И вот Ирка моя как-то заболела. Простыла она. В солярии повалялась, вспотела, как нерпа, а на улице - минус десять. Конец февраля. Пока она до машины дошла, её, естественно, просквозило.
Вот, лежит это тело дома, всё в соплях. И меня просит: - Лёша, купи картину. Вот сюда над диваном надо повесить.
Я в картинах не соображаю, о чем ей и возразил. А она уперлась рогом. Купи, мол, и все. "Я, - говорит, - может помру скоро. Выполни моё последнее желание." Я- то понимаю, что она придуряется. С чего ей помирать? Тут профессор из мединститута каждые два часа ей уколы вляпывает и тётка - экстрасенс на кухне чай пьёт. Так что всё предусмотрено. Но рамцевать с ней не стал - болеет человек, что с ним спорить? "Ладно, - говорю: - куплю". Ирка сразу же обрадовалась. "Только, - кричит: - не бери интерьерную живопись. Посмотри что - нибудь интересное".
Насчёт "интерьерной" я уже в курсе. Это всякие берёзки, ёлки, мишки в лесу... Короче, когда до балды и под мебель подходит - тогда их на стены и вешают. А вот в смысле чего - нибудь интересного я затрудняюсь. У нас с Иркой иногда интересы не совпадают. Мне, например, в бане интересно, а ей - в опере. Поэтому я для консультации с собой Лешего прихватил. Юрка Леший на картинах собаку съел. У него всё, что дома висит любой Лувр купит.
Поехали мы с ним в самый дорогой салон в центре. Там на первом этаже картины, а на всех остальных шестнадцати - наш губернатор со своей бригадой заседают. Так, что, сами понимаете: салон солидный, раз под одной крышей с губернатором.
К нам сразу же продавщицы подскочили. Они, что характерно, везде ко мне подскакивают. Хоть в ювелирном, хоть на пляже. У них тоже глаз на покупателя наметан. Понимают, кто просто так шары вылупил, а кто - с натуры, купит.
Смотрю я все их картины и угораю! Маленькая такая, с ладошку, картинка на бумаге, что из альбома для рисования выдрана. Какая- то галиматья на ней нарисована и стоит два ляма. А Леший понты колотит: из кармана очки достаёт и в неё вперивается. "Красота," - говорит. И меня в бок толкает, мол, советует приобрести. Я ему отвечаю, что раз ты такой знаток - сам её и бери. А мне бы чего попроще. Мы за ценой не постоим.
А девчонка продавщица меня спрашивает: " А вы знаете профессора Малиновского?" Я по фамилии знаю только одного профессора - Лебединского. А Лёха - змей, руками развел: "Конечно! Появилась новая картина? Или он свою выставку уже привез из Японии?"
Девчонка поясняет, что в Японии всё раскупили. Только одна картина на Родину вернулась. Профессор её ни за что не захотел самураям оставлять. Хоть, они его и просили, прям, умоляли! "Показывай", - говорю.
Ну, и что? Кусок пляжа, что у нас за городом и ветка через всю картину. Правда, ветка хорошо нарисована: кора и всё такое... Листики, там, всякие.
"Чё стоит?" - интересуюсь.
Девчонка встрепенулась вся, аж бретелька лифчика вылезла. "Будете покупать?" - говорит.
"Нет, - отвечаю: - перерисовывать!"
А у Лешего бусинки под очками заблестели. Он меня в бок пихает. Говорит: " Лёш, да тебе, ведь, все равно, что брать! Возьми, вон, "Отдыхающих чаек" !"
"Ты, - говорю, - чайка, сам отдыхай. Не ты меня сюда привез. К тому же у тебя картин дома - валом. Из- за них телевизора не видно. А мне самому эта ветка приглянулась. Да и на пляже я всю зиму не был. Так что - пасись. Я эту картину сам покупаю.
Девчонка говорит: "Две штуки баксов или в деревянных - по курсу."
Я аж удивился: чего это профессор из-за какой-то двушки баксов перед японцами выламывался? С другой стороны, двушка - тоже бабки. Не бог весть какие, но на них иные люди целый месяц живут! А тут - просто ветка. А Лёха опять меня толкает: "Берёшь или нет?" А сам рукой рамку гладит. Я его по руке секанул, чтоб лак на рамке не размазывал.
"Беру, - говорю, - упакуйте и погрузите". Большая картина. Пол бильярдного стола.
Привёз я её Ирке. По пути ещё винограду купил. Тоже, кстати, вещь не дешевая. Стоит, как пять сантиметров этого пляжа, что на картине.
Ирке, как раз только что укол воткнули. Всё лицо у неё перекосилось. Только увидела она картину, что я приобрел, аж с дивана поднялась! "Лёша, - говорит, - я не ожидала! Малиновский! Подлинник! Откуда?"
"От верблюда!" - Меня аж закусило! Чего она так этим Малиновским восхищается? Знакома, что ли?
Потом уже я узнал за него. Успокоился. Дедуле семьдесят лет стукнуло. Уже в маразм ударился. Оказывается, он у нас - национальная гордость. У Третьяковки двести баксов не хватило, что бы эту ветку приобрести. А дед не съехал - барыга.
Я вот теперь думаю, какое все - таки хорошее дело: картины покупать. Во- первых, они через десять лет в десять раз дороже стоить будут, если бакс в цене не упадёт. Во- вторых - умножается национальное достояние России. А в- третьих, будет, что своим детям в наследство оставить в придачу к моему "Ролексу" с брюллами. Потому, что искусство, как "Ролекс" - вечно!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры