Проблема противостояния ремесла и искусства портрет. Тема творчества в повести Гоголя «Портрет»

Главная / Развод

Гоголя всегда интересно читать. Даже давно известные произведения начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интереснейший мир, порой мистический, а порой и самый житейский. В повести "Портрет" присутствует и то и другое. Автор ставит своего героя в небывалую ситуацию: бедный, талантливый художник получает вдруг все, о чем мечтает, через таинственный портрет, который он сам покупает на последние деньги у торговца. Его странно привлекают глаза изображенного на портрете. Словно живой взгляд удивляет всех своей силой и страшной правдоподобностью. В ту же ночь Чартков видит. странный полусон-полуявь. Ему снится, что старик, изображен” ный на портрете, "пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками. Наконец приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам..." Во сне Чартков видит у старика 1000 червонцев, но наяву деньги действительно оказываются в раме портрета. Квартальный неосторожно задевает раму, и тяжелый сверток падает перед Чартковым. Первые мысли, подсказываемые рассудком, были благородны: "Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать. На краски теперь у меня есть; на обед, на чай, на содержанье, на квартиру есть; мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю себе отличный манекен, закажу гипсовый торсик, сформую ножки, поставлю Венеру, накуплю гравюр с первых картин. И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех и могу быть славным художником". Но давно бедствующий художник мечтал и о другом. "Извнутри раздавался другой голос, слышнее и звонче. И как взглянул он еще раз на золото, не то заговорили в нем двадцать два года и горячая юность". Чартков и не заметил, как накупил себе нарядов, "прокатился два раза по городу в карете без всякой причины", побывал в ресторане, у парикмахера и переехал на новую квартиру. Головокружительная карьера свалилась на него. О нем напечатали в газете, и появились первые заказчицы. -Знатная дама привела свою дочь, писать с нее портрет. Гоголь ни в одном из своих произведений не обходится без комичных моментов. Здесь очень меткая шутка восторгов дамы по поводу живописи:
"- Однако мсье Ноль... ах, как он пишет! Какая необыкновенная кисть! Я нахожу, что у него даже больше выраженья в лицах, нежели у Тициана. ты не знаете мсье Ноля?
- Кто этот Ноль?- спросил художник.
- Мсье Ноль. Ах, какой талант!"
Одной шуткой переданы уровень и интересы светского общества. Художник с большим интересом и еще не утраченным талантом начал писать портрет. Он передавал холсту все оттенки юного лица, не пропустил и некоторую желтизну и едва заметную голубую тень под глазами. Но матери это не понравилось. Она возразила, что это может быть только сегодня, а обычно лицо поражает особой свежестью. Исправив недостатки, художник с огорчением заметил, что пропала и индивидуальность натуры. Желая все же выразить то, что он подметил в девушке, Чартков переносит все это на свой старый эскиз Психеи. Дамы же приходят в восторг от "сюрприза", что худож ник придумал изобразить ее "в виде Психеи". Не сумев переубедить дам, Чартков отдает портрет Психеи. Общество восхищалось новым талантом, Чарткову посыпались заказы. Но это было далеко не то, что дает возможность развиваться живописцу. Здесь Гоголь тоже дает волю юмору: "Дамы требовали, чтобы преимущественно только душа и характер изображались в портретах, чтобы остального иногда вовсе не придерживаться, округлить все углы, облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе...Мужчины тоже были ничем не лучше дам. Один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой - с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс; гражданский сановник норовил так, чтобы побольше было прямоты, благородства в лице и чтобы рука оперлась на книгу, на которой бы четкими словами было написано: "Всегда стоял за правду". И вот со временем Чартков становится модным, но, увы, пустым живописцем. Причиной тому, конечно, был купленный портрет с его дьявольскими чарами. Но через фантастический сюжет автор показывает, что могут сотворить с человеком слава и богатство. Не обязательно покупать волшебный портрет, чтобы стать рабом. Не зря еще в самом начале повести Чарткова предупреждает профессор, его наставник: "У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец". Постепенно пропадает творческое стремление, трепет. Занятый балами и визитами художник едва набрасывает основные черты, оставляя дорисовывать ученикам. Уже и тот талант, который пробивался в нем вначале, бесследно угас за приукрашиванием чиновников, дам, их дочерей и подруг. На пьедестал, который раньше занимала живопись, взгромоздилась страсть к золоту. Золото стало для Чарткова всем. Оно заполонило бы его жизнь полностью, если б не одно событие. Академия художеств пригласила знаменитого Чарткова оценить привезенную из Италии картину русского художника. Увиденная картина так поразила знаменитость, что он даже не смог выразить заготовленное пренебрежительное суждение. Живопись была так прекрасна, что всколыхнула в нем зачерствевшее прошлое. Слезы задушили его, и, не сказав ни слова, он выбежал из залы. Внезапное озарение погубленной жизни ослепило его. Осознав, что никогда не вернуть убитый талант, ушедшую молодость, Чартков становится страшным чудовищем. Со зловещей алчностью начинает он скупать все достойные произведения искусства и уничтожать их. Это становится главной страс тью и единственным его занятием. В итоге безумный и больной художник умирает в жуткой горячке, где везде ему чудится портрет старика. Отовсюду смотрят на него страшные глаза с портрета...
Но еще один герой, о котором говорится только во второй части повести, поступает иначе. Этот молодой художник встречает очень необычного человека, ростовщика, который просит написать его портрет. Слухи о ростовщике ходят очень таинственные. Все;" кто связывался с ним, обязательно попадали в беду. Но художник все же берется писать портрет. Сходство с оригиналом выходит поразительное, глаза словно смотрят с портрета. И вот, написав ростовщика, художник осознает, что не сможет больше писать чистые образы. Он понимает, что изобразил дьявола. После этого он навсегда уходит в монастырь, чтобы очиститься. Седым старцем он достигает просветления и, берясь за кисть, уже способен писать святых. Давая наставления сыну, он сам говорит как святой: "Намек о божественном, небесном заключен для человека в искусстве, и по тому одному оно уже выше всего... Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства". Но тем не менее повесть не заканчивается оптимистично. Гоголь дает портрету продолжить свое роковое путешествие, предупреждая, что никто не застрахован от зла.

Цели: путем аналитического изучения показать сквозную тему – тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести – это предназначение и положение художника в обществе и вопрос о самой сущности искусства; совершенствовать навыки анализа текста, монологической речи, навыки работы в группах.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-беседа.

Наглядность: портрет Н.В. Гоголя,иллюстрации к повести, книга «Петербургские повести». Рабочие принадлежности художника (кисть, краски, палитра, мольберт), репродукция с картины А.И. Иванова «Явление Христа народу».

Оборудование: проектор, компьютер.

Эпиграфы к уроку:

«Спасайте чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою…»
«Художник должен присутствовать в своем произведении, как Бог во вселенной: быть вездесущим и невидимым». (Густав Флобер )

Опережающее домашнее задание.

  1. Прочитать повесть.
  2. Подготовить сообщение об истории создания повести.
  3. Работа в группах:

А) подготовить сообщение на тему: «Что такое искусство?»
Б) подготовить сообщение на тему: «Что такое творчество?»

ХОД УРОКА

Учитель: Ребята! Во все времена русские писатели задумывались о роли художника в обществе, о предназначении искусства в мире. Эта тема вызывала споры и по-разному решалась разными авторами. Её рассматривали и как социальную (искусство должно отражать нужды общества, решать социальные проблемы), и как эстетическую (искусство – отражение идеала), и как философскую (искусство – это отражение высшей правды, истины, которая раскрывает художнику в минуты божественного вдохновения, поэтому он свободен от социального заказа общества), и как антропологическую (искусство как отражение стихийных сил в человеке), и как метафизическую (искусство как возможность нарушить поставленные пределы человеческого познания мира).
Наиболее значимым произведением для понимания темы искусства является повесть « Портрет» Н.В. Гоголя, в которой она приобретает не только социальное и эстетическое, но и метафизическое значение.

Учитель. Расскажите об истории создания повести.

Ученик. Впервые повесть «Портрет» напечатан в сборнике «Арабески» в 1835 году.
Повесть начата одновременно с «Невским проспектом» в 1831 году. На первую редакцию Повести в 1834 году критик Белинский написал резко отрицательный отзыв: «Портрет» есть неудачная попытка господина Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но и в самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения…Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно господина Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».
Позже Гоголь значительно переработал повесть. В письме к издателю журнала «Современник» П.А. Плетневу он писал: «Посылаю повесть мою «Портрет». …Вы увидите, что осталась одна только канва прежней повести, что все вышито по ней вновь». Вторая редакция повести была впервые опубликована в третьей книжке «Современника» за 1842 год.

Учитель. Какие события: реальные или вымышленные отразились в повести?

Ученик. В повести отразились впечатления, полученные Гоголем от знакомства с жизнью и бытом художников Петербурга. Писатель в первые годы жизни в столице брал трижды в неделю уроки живописи в Академии художеств. Среди возможных прототипов гоголевского ростовщика исследователи называют известного в Петербурге ростовщика-азиата, который жил в Коломне. Современники, в частности актер П.А. Каратыгин, отмечали его запоминающееся лицо и выразительные глаза: «Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные зрачки его, как угли, блистали на желтоватых белках с кровяными прожилками…»
В образе художника, чья гениальная картина поразила воображение Чарткова, угадываются черты А.А.Иванова, хорошо знакомого писателю. Его жизнь и творчество стали для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Возможно, Иванов стал прототипом и другого персонажа – идеального старца художника, о котором говорится во второй части повести.

Учитель. Искусство. Объясните значение этого слова.

Ученик.

Искусство – 1) Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. (Искусство – одна из форм общественного сознания.) 2) Умение, мастерство, знание дела. (Владеть искусством шитья.) 3) Самое дело, требующее такого умения, мастерства. (Военное искусство)

Искусство одна из форм общественного сознания, важнейший элемент человеческой культуры. Специфическая особенность искусства состоит в том, что оно отражает действительность в художественных образах. Искусство активно воздействует на мысли, волю и чувства людей и играет огромную роль в жизни общества.
Своеобразие познания действительности средствами искусства заключается в том, что, обобщая отдельные наблюдения, выявляя общее и типическое, существенное в характерном, единичном, доступном, способствует непосредственному чувственному восприятию человека.
Искусство, таким образом, не есть простое воспроизведение отдельных вещей и явлений; художественный образ – результат большого обобщения. Большая советская энциклопедия. Том 18, стр. 507

Учитель. Предоставим слово представителям второй группы, подготовившим сообщение об истолковании слова «творчество».

Ученик.

Творчество Создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Художественное творчество. Народное творчество. Творчество Пушкина. Творчество новаторов.Словарь русского языка С.И. Ожегова.

Творчество деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество, являясь результатом труда и усилий отдельного человека, вместе с тем всегда носит общественный характер.
Вид человеческой деятельности, заключающейся в создании произведений искусства, носит название художественного творчества. Для художественного творчества, его направленности имеет огромное значение характер мировоззрения художника и применяемый им художественный метод. Художественное творчество проявляется в избранной художником теме, в характере трактовки тех или других явлений жизни, в оригинальности созданных художественных средств для наиболее адекватного выявления содержания, в обобщении жанров данного вида искусства, Высшей формой выражения художественного творчества является создание произведений, прокладывающих новые пути в искусстве и литературе. Большая советская энциклопедия. Том 42, стр. 54

Учитель. В повести есть такие слова: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».
Как вы понимаете эти слова?

Предполагаемые ответы учеников. Гоголь был глубоко верующим, религиозным человеком. Мировоззрение его отразилось в повести «Портрет», где писатель обращается к теме художественного творчества и Добра и Зла в искусстве.

Учитель. В чем проявляется борьба Добра со Злом, светлого и дьявольского начал в жизни художника Чарткова?
– Чартков – способный художник, но ему хочется скорее прославиться.

Учитель . Какой портрет он купил однажды?

– Портрет ростовщика.

Словарная работа.

Ростовщик – тот, кто дает деньги в долг под большие проценты.
Палитра небольшая дощечка, пластинка, на которой живописец смешивает краски.
Мольберт подставка, на которой помещается подрамник с холстом, картон или доска для работы художника.

Учитель. О чем думал художник, писавший портрет ростовщика в облике дьявола для церковной росписи? Прочитайте это место в повести.

– «Экая сила! Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов, они у меня побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила!

Учитель. Убьет святых и ангелов… Сказано страшно, но верно. Искусство способно нести зло и беды в мир, если служит злу. Искусство, выпускающее на волю нечистый дух, само становится жертвою, то есть превращается в средство служения этому духу, как случилось в повести с мастером, создателем бесовского портрета, либо вырождается в бездушное ремесло, что сказалось в судьбе художника Чарткова (в первой редакции повести – Черткова), соблазненного страстью корыстолюбия.

Учитель. Что узнаем мы об этом художнике в начале повести?

– Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный.

Демонстрация портрета этого художника, нарисованного одной из учениц.

Учитель. О чем предупреждал Чарткова профессор живописи?

– Чтение отрывка. «Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец».

Учитель. О каких двух путях раздумывает Чартков, когда видит деньги, найденные в раме портрета?

Демонстрация рисунка – иллюстрации к повести.

– Он думает о том, что можно спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть славным художником. Но в нем раздался и другой голос, который хотел «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую…»

Учитель. Первый путь – это Добро, второй – зло. Какой путь выбрал художник?

– Он выбрал зло. Приоделся, «накупил духов, помад», дал о себе объявление в газету и стал писать картины и портреты для продажи.

Учитель. Каким живописцем он стал, угождая неразборчивой публике, рисуя «портретики за деньги»?

– Чартков стал модным живописцем.

Учитель. Как Гоголь говорит о том, что он стал терять талант, мастерство?

– Чтение отрывка «...Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы.
Однообразные, холодные, вечно прибранные и, так сказать, застегнутые лица чиновников, военных и штатских не много представляли поля для кисти: она позабыла и великолепные драпировки, и сильные движения и страсти…»

Учитель. Понимал ли это сам художник?

– Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант, признаки которого казались уже ярко в нем самом начале, и напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованье в человеке,… но этих толков не слышал упоенный художник».

Учитель. Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили?

– Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.

(Демонстрация репродукции картины Иванова «Явление Христа народу»)

Учитель. Что теперь понимает Чартков, хотя им полностью завладела страсть к золоту?

Чтение цитаты: «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном её. И потому все чувства, и порывы его были обращены к золоту».

Учитель. Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?

Чтение цитаты: «С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности, истребить, погасить искру огня… Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства…»

– Зависть – один из смертных грехов. Чартковым «овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта».

Учитель. Какое намерение родилось в его душе? Удалось ли ему привести его в исполнение?

Чтение цитаты: «Он начал скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал её, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения».

Учитель. Какую литературную параллель проводит Гоголь, олицетворяя Чарткова со страшным демоном?

– С произведением Пушкина «Моцарт и Сальери». Далее Гоголь говорит «Хула на мир и отрицание изображалось само собой в чертах его. Казалось, в нем воплотился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин. Кроме ядовитого слова и вечного порицанья, ничего не произносили его уста. Подобно какой-то гарпии, попадался он на пути, и все его даже знакомые, завидев его издали, старались увернуться и избегнуть такой встречи, говоря, что она достаточна, чтобы отравить потом весь день».

Учитель. Как закончил жизнь Чартков?

– У него началась «жестокая горячка, соединенная с самою чахоткой… К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия… Наконец, жизнь его превратилась в последнем, уже безгласном, порыве страдания».

Учитель. Как отзывались люди о портрете ростовщика?

– «В нем сидит нечистая сила».

– Он ушел в монастырь каяться и молиться.

Учитель. Какую картину он написал в конце жизни?

– Икону «Рождество Христово».

Учитель. Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой грех.

Чтение цитаты: «Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно.
По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смирения и кротости в лице Пречистой Матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах божественного Младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчание пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, Святая, невыразимая тишина, обнимающаяся всю картину, – все это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое»

Учитель. Гоголь считал, что истина в духовном искусстве есть результат молитвенно- аскетического опыта. Подтверждение находим в «Портрете», в том месте, где рассказывается о судьбе создателя бесовского портрета, ушедшего в монастырь и затем долгим монашеским подвигом очищавшем душу, чтобы оказаться достойным написания иконного образа «Рождество Христово». Вот почему один из героев Гоголя, выражая мысли автора, восклицает: «Нет нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину, святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».

Учитель. Какое напутствие дал этот художник своему сыну? Обратите внимание на эпиграф урока на доске.

Чтение цитаты: «Я ждал тебя, сын мой. Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. Путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его… Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».

Учитель. Это идеалы, достойные человека?

– Да. В словах отца сыну есть духовная зависимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру.

Учитель. Ребята! Хочу закончить нашу беседу словами И.Ф. Анненского: «Тема искусства была для Гоголя глубоко личной и выстраданной. Не случайно в повести «Портрет» Гоголь вложил себя более чем в какое-либо другое из своих произведений».

Задание на дом: Написать эссе на тему «Искусство в моей жизни».

Особенно интересна «Портрет» (см. её полный текст и краткое содержание); над нею он много трудился и ее не раз переделывал. «Портрет» разрабатывает две темы 1) о гибели художника Чарткова и 2) о страшном ростовщике. В первой теме развита мысль о том, что нельзя служить одновременно корысти и чистому искусству , практическим выгодам и идеалу. Злой гений убедил талантливого художника, что «все делается на свете для пользы», что глупо голодать, уйдя от людей в мир чистых грез. И герой «Портрета», художник Чартков, послушался этого голоса, прельстился благами мира, стал смотреть на искусство, как средство наживы, и сделался ремесленником, но разбогател, потому что научился подлаживаться под вкусы «черни». Когда ему однажды удалось увидеть произведение, написанное художником-идеалистом, он понял, какому великому божеству изменил, но вернуться к нему уже не мог.

Иллюстрация Кукрыниксов к повести Гоголя «Портрет»

Кроме этого возвышенного взгляда на искусство, которое должно быть чисто и свято, Гоголь высказал в «Портрете» еще интересную мысль о том, что «реализм», как художественный прием, должен знать границы, что не все в окружающей нас действительности может быть предметом художественного изображения. Отвратительное лицо ростовщика, особенно его ужасные глаза, были так художественно написаны на портрете, что ужас овладевал всеми, кто только его видел. Гоголь спрашивает: «Или для человека есть такая черта, до которой доводит высшее познание искусства и, через которую шагнув, он уже похищает не создаваемое трудом человека, он вырывает что-то живое из жизни, одушевляющей оригинал. Отчего же этот переход за черту, положенную границею для воображения, так ужасен? Или за воображением, за порывом следует, наконец, действительность, та ужасная действительность, на которую соскакивает воображение с своей оси каким-то посторонним толчком, та ужасная действительность, которая представляется жаждущему ее тогда, когда он, желая постигнуть прекрасного человека, вооружается анатомическим ножом, раскрывает его внутренность и видит отвратительного человека?»

Эти мысли художника Чарткова были, на самом деле, мыслями самого Гоголя в период написания «Портрета» – тот период его творчества , когда он от романтизма переходил к реализму в старался сам для себя определить сущность этого художественного направления.

Наконец, мы встречаем в «Портрете» идею о религиозном значении искусства. Художник, изобразивший ростовщика, изобразил, сам того не подозревая, дьявола. Когда он это узнал, он ушел в монастырь, постом и молитвой искупал свой грех, грех артиста, изображавшего воплощение греха и зла сатану. С тех пор свое искусство он посвятил иконописанию, но долго не мог отделаться от влияния сатаны. Наконец, он был прощен.

Таким образом, в «Портрете» Гоголь (словно предчувствуя возникновение в литературе «натуралистической школы» Золя , Мопассана и других) осудил то искусство, которое слишком близко подходит к жизни, не разбирается в явлениях действительности. Конечную цель искусства Гоголь видит в религиозно-нравственной миссии.

«Портрет» послужил ответом на вопросы и сомнения, волновавшие самого Гоголя. Кроме того, эта повесть опиралась на целый ряд русских произведений, трактовавших подобные темы, которые были популярны и в немецкой романтической литературе (ср. «Эликсир дьявола» Гофмана). Фантастический элемент повести история ростовщика-дьявола тоже обычен в немецкой романтической литературе. В сравнении с неудержимой фантастикой Гофмана , Гоголь еще является писателем очень умеренным: чутье художника-реалиста помогло ему удержаться в границах.

Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н. Гоголя Путешествие портрета. Гоголя всегда интересно читать. Даже известные, потертые вещи начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писа­тель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интерес­нейший мир, порой мистический, а порой и самый житейский. В повести «Портрет» присутствует и то и другое. Автор ставит своего героя в небывалую ситуацию: бедный, та­лантливый художник, получает вдруг все о чем мечтает: день­ги, славу, через таинственный портрет, который он сам покупает на последние деньги у торговца. Его странно привле­кают глаза изображенного на портрете. Словно живой взгляд удивляет всех своей силой и страшной правдоподобностью. В ту же ночь Чартков видит странный полусон-полуявь. Ему снится, что старик, изображенный на портрете, «пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками. Наконец приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам…» Во сне Чартков видит у старика 1000 червонцев, но на яву деньги дей­ствительно оказываются в раме портрета. Квартальный неос­торожно задевает раму, и приснившийся сверток падает перед Чартковым. Первые мысли, «подсказываемые рассудком», были благородны: «Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать. На краски те­перь у меня есть; на обед, на чай, на содержанье, на квартиру есть; мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю себе отличный манкен, закажу гипсовый торсик, сформую ножки, поставлю Венеру, накуплю гравюр с первых картин. И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех, и могу быть славным художником». Но дав­но бедствующий художник мечтал и о другом: «извнутри раз­давался другой голос, слышнее и звонче. И как взглянул он еще раз на золото, не то заговорили в нем двадцать два года и горячая юность». Чартков и не заметил, как накупил себе на­рядов, « прокатился два раза по городу в карете без всякой при­чины», побывал в ресторане, у парикмахера и переехал на новую квартиру. Головокружительная карьера свалилась на него. О нем напечатали в газете, и появились первые заказчи­цы. Знатная дама привела свою дочь, писать с нее портрет. Го­голь ни в одном из своих произведений не обходится без комичных моментов. Здесь очень меткая шутка восторгов дамы по поводу живописи:

«…Однако мсье Ноль… ах, как он пишет! Какая необыкно­венная кисть! Я нахожу, что у него даже больше выраженья в лицах, нежели у Тициана. Вы не знаете мсье Ноля? Кто этот Ноль?- спросил художник. Мсье Ноль. Ах, какой талант!»

Одной шуткой передан и уровень и интересы светского об­щества. Художник с большим интересом и еще не утраченным талантом начал писать портрет. Он передавал холсту все от­тенки юного лица, не пропустил и некоторую желтизну и едва заметную голубую тень под глазами. Но матери это не понра­вилось. Она возразила, что это, может быть, только сегодня, а обычно лицо поражает особой свежестью. Исправив недостат­ки, художник с огорчением заметил, что пропала и индивиду­альность натуры. Желая все же выразить то, что он подметил в девушке, Чартков переносит все это на свой старый эскиз Пси­хеи. Дамы же приходят в восторг от «сюрприза», что худож­ник придумал изобразить ее «в виде Психеи». Не сумев переубедить дам, Чартков отдает портрет психеи. Общество восхищалось новым талантом, Чарткову посыпались заказы. Но это было далеко не то, что дает возможность развиваться живописцу.

Здесь Гоголь тоже дает волю юмору: «Дамы требовали, что­бы преимущественно только душа и характер изображались в портретах, чтобы остального иногда вовсе не придерживаться, округлить все углы, облегчить все изъянцы и даже, если мож­но, избежать их вовсе… Мужчины тоже были ничем не лучше дам. Один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс; гражданский сановник норовил так, чтобы побольше было прямоты, благородства в лице и чтобы рука оперлась на книгу, на которой бы четкими словами было написано: «Всегда стоял за правду». И вот, со временем, Чарт­ков становится модным, но, увы, пустым живописцем. Причи­ной тому, конечно, был портрет, с его дьявольскими чарами. Но через фантастический сюжет автор показывает, что может сотворить с человеком слава и богатство. Не обязательно поку­пать волшебный портрет, чтоб стать рабом. Не зря еще в самом начале предупреждает профессор, его наставник: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец».

Постепенно пропадает творческое стремление, трепет. За­нятый балами и визитами художник едва набрасывает основ­ные черты, оставляя дорисовывать ученикам. Уже и тот талант, который пробивался в нем вначале, бесследно угас за приукрашиванием чиновников, дам, их дочерей и подруг. На пьедестал, который раньше занимала живопись, взгромозди­лась страсть к золоту. Золото стало для Чарткова всем. Оно за­полонило бы его жизнь полностью, если бы не одно событие. Академия художеств пригласила знаменитого Чарткова оце­нить привезенную из Италии картину русского художника. Увиденная картина так поразила знаменитость, что он даже не смог выразить заготовленное пренебрежительное суждение.

Живопись была так прекрасна, что всколыхнула в нем зачер­ствевшее прошлое. Слезы задушили его и не сказав ни слова выбежал он из залы. Внезапное озарение погубленной жизни ослепило его. Осознав, что никогда не вернуть убитый талант, ушедшую молодость, Чартков становится страшным чудови­щем. Со зловещей алчностью начинает он скупать все достой­ные произведения искусства и уничтожать их. Это стало главной страстью и единственным его занятием. В итоге бе­зумный и больной умирает он в жуткой горячке, где везде ему чудится портрет старика. Отовсюду смотрят на него страшные глаза с портрета.

Но еще один герой, о котором говорится только во второй части повести, поступает иначе. Как и Чартков, еще молодым художником, он встречает очень необычного человека, ростов­щика, который просит писать его портрет. Слухи об этом рос­товщике ходят очень таинственные. Все, кто связывался с ним, обязательно попадали в беду. Но как художник, он все же берется писать портрет. Сходство с оригиналом выходит пора­зительное, глаза словно глядят с портрета. Но, написав ростов­щика, художник осознает, что не сможет больше писать чистые образы. Художник понимает, что написал дьявола. После этого он навсегда уходит в монастырь, чтоб очиститься. Седым старцем он достигает просветления и, берясь за кисть, уже способен писать святых. Давая наставления сыну, он сам говорит, как святой: «Намек о божественном, небесном за­ключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего… Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но ти­хой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созда­ние искусства». Но тем не менее повесть не заканчивается оп­тимистично. Гоголь дает портрету продолжить свое роковое путешествие, предупреждая, что никто не застрахован от зла.

Произведение «Портрет», анализ которого мы сейчас сделаем, входит в сборник «Петербургские повести» Николая Гоголя, куда также включены «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего». При всей разнице сюжетов они объединены не только местом действия, но и общей проблематикой. Безусловно, разбор этой повести поможет лучше понять задумку Гоголя, что поможет вам, например, при написании сочинения или просто если вы делаете краткий анализ повести «Портрет» Гоголя.

Проблематика повести «Портрет» Гоголя

Произведение посвящено важной для любого писателя теме истинного и ложного искусства, ответственности художника за своё творение. Не менее значима сквозная тема, объединяющая все «Петербургские повести» - вопрос настоящих и мнимых ценностей, обманчивой привлекательности столичной жизни, за которой скрывается пошлость, посредственность, ненужная суета и призрачная красота. Звучит в повести «Портрет», анализ которой мы проводим, тема утраченных иллюзий, которая в этот период активно разрабатывалась многими европейскими писателями, например, французскими романистами О. де Бальзаком, Ф. Стендалем.

Анализ повести «Портрет» Гоголя - композиция

Произведение имеет двухчастную композицию. Первая посвящена судьбе художника Чарткова, прослежена его жизнь от ранней молодости до старости, показано разрушение таланта и духовная деградация под влиянием служения золотому тельцу.

Во второй части показан истинный художник, который понимает ответственность за созданное им произведение искусства. Совершив ошибку, он стремится её исправить, проходит путь духовного очищения.

Две части противопоставлены друг другу, два художника – два нравственных полюса: один разрушение, второй созидание. Продолжим анализ повести «Портрет».

Тема искусства и образ художника в повести «портрет» Гоголя

Анализ повести «Портрет» показывает, что центральное место занимает проблема творчества. Если вы пишите сочинение на эту тему, учтите этот момент. При подготовке вам также поможет краткое содержание повести «Портрет».

В первой части читатель видит молодого, подающего надежды художника Чарткова. Он беден, мечтает иметь свою мастерскую, чтобы погрузиться в творчество, не отвлекаясь ни на какие житейские проблемы. Профессор пророчит ему большое будущее, видя в нём настоящий, но пока ещё не полностью развитый талант. Учитель предостерегает его от торопливости, объясняет, что талант требует вдумчивого, постоянного труда. Но случайность вмешивается в судьбу художника. В лавке он неожиданно находит портрет старого ростовщика, поразивший его пронзительными, как будто живыми глазами. Хотя взгляд их неприятен, но в них видится притягательное зло. Чартков потрясён искусством неизвестного художника и на последние деньги покупает портрет. Ночью ему снится долгий сон о том, как ростовщик выходит из рамы и пересчитывает золотые червонцы. Проснувшись, юноша находит деньги, спрятанные в раме портрета.

Благодаря анализу повести «Портрет» ясно, что внешне повествование укладывается в рамки традиционного мотива продажи души дьяволу: сатана, явившийся в образе ростовщика, искушает героя деньгами, и тот поддаётся соблазну. Однако вдумчивый анализ повести показывает: Гоголь неоднократно подчёркивает, что не слепой случай и даже не дьявол виноваты в судьбе героя. Дальнейшее поведение Чарткова – результат его собственного выбора. Так, после получения денег молодой человек размышляет, на что их потратить. Первым побуждением было снять небольшую комнату и работать, совершенствуя картины. Но затем он решает поехать в парикмахерскую завить волосы, сходить в лучший ресторан, снять огромную, богато обставленную квартиру, да ещё и заказать журналисту похвальную статью о себе.

Выбор художника - тема для сочинения

Когда у художника появляются первые клиенты, он снова оказывается перед выбором: поддаться их требованиям и написать посредственный портрет, который нравится даме с дочкой, или работать над образом Психеи, вкладывая в него талант и душу. Но в погоне за деньгами Чартков выбирает лёгкий путь и за несколько лет разменивает своё дарование на золото. Выберите эту тему, чтобы раскрыть ее в своем сочинении, а анализ повести «Портрет» Гоголя вам поможет в этом, как и краткое содержание.

Только увидев прекрасную картину истинного художника, много лет прожившего в Италии затворником, совершенствуя мастерство, Чартков осознаёт, что зря потратил жизнь. Но воскрешения не наступает: наоборот, он сходит с ума, скупает картины великих художников и в озлоблении уничтожает их.

В повести Гоголя Чарткову противопоставлен настоящий художник. Во второй части мы слышим историю человека, написавшего портрет ростовщика. Это одухотворённый художник-самоучка, постигнувший высокое значение и духовную глубину искусства. Что еще нам становится ясно, когда мы делаем анализ повести «Портрет» Гоголя?

Художник понимает, что создав эту картину, он впустил в мир зло: портрет приносит несчастья всем обладателям. Искупить свою вину герой пытается уйдя в монастырь, отмаливая свой грех. Только очистив душу, он решается написать произведение живописного искусства на религиозную тему. Художник завещает сыну найти портрет, приносящий зло, и «истребить» его.

Словами этого художника об искусстве выражены мысли самого писателя: талант – «драгоценнейший дар Бога», «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», настоящее «высокое создание искусства» снисходит в мир «для успокоения и примирения всех».

Вы прочитали анализ повести «Портрет» Гоголя, и надеемся, что эта информация оказалась полезной и интересной для вас. Посетите наш литературный блог , где сотни статей на подобную тематику помогут вам познакомиться с известными произведениями, а также будут хорошим подспорьем при написании сочинений. Также читайте

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры