Прохождение Horizon: Zero Dawn. Horizon: Zero Dawn — гайд для новичков, советы по игре

Главная / Развод

Зверороботы из Horizon Zero Dawn, с которыми нам предстоит сражаться с самого начала игры.

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Мы перестали бояться восстания машин , но не рано ли расслабляться? Создатели Horizon Zero Dawn нарисовали нам прекрасное и мрачное будущее, где место крупных хищников и менее опасных животных заняли машины, создания из огнежара, проводов, искровых разрядников, металлических сосудов и прочих полезных в хозяйстве предметов. И одновременно — из брони, лазеров, резаков, роторов, гранатометов, шипометов, дротикометов, сканеров и прочих неприятных сюрпризов. Как же справляться с ними хрупкой девушке, снаряженной луком и ловушками?

Мы расскажем о двенадцати машинах, обитающих в мире Horizon Zero Dawn. Все они встречаются в первые часы игры (вы ведь уже играете, не так ли, релиз-то сегодня!), так что удовольствие от знакомства мы вам не испортим. Да и парочку главных секретов все-таки придержим в рукаве.

Бегун

Эти «электрические лошадки» способны доставить сложностей в бою исключительно из-за собственной непредсказуемости. Они могут броситься на противника и попытаться затоптать копытами, а через мгновение развернутся и попросту сбегут. Если надо их устранить, придется действовать быстро. В идеале — из засады.

Существа уязвимы к стрелам, пробивающим броню. А если попасть огненной стрелой в емкость с огнежаром на спине, она взорвется.

Рыскарь

Малыши-разведчики встречаются по всему миру Horizon Zero Dawn. Обычно они сопровождают стада бегунов, жвачников и ленторогов. Но и крупные хищники не гнушаются их поддержкой. Так что, готовясь вступить в бой с бурдюком или захватчиком, вначале оглядитесь. Внезапно выскочивший рыскарь может порушить все стратегические планы.

Убить рыскаря несложно, надо лишь попасть в его единственный огромный глаз. И сделать это желательно побыстрее: рыскарь может ослепить и оглушить противника внезапной вспышкой.

Жвачник

Жвачники могут показаться безобидными, ведь в случае нападения они предпочитают удрать. Но уж если жвачник решит ввязаться в бой, противник испытает на себе всю силу его рогов с лопастями ротора. Этими лопастями жвачники роются в земле, добывая полезные минералы, но как оружие они тоже весьма эффективны.

Лучше всего подкрадываться к жвачнику незаметно, используя моменты, когда он зарывается рогами в землю. А при охоте с расстояния стоит использовать фиксирующие канаты. Самая «полезная» часть жвачника — емкости с огнежаром в хвостовой части. Если попасть в них стихийной стрелой, емкости взорвутся. А используя высокоточный лук, емкости можно отстрелить и использовать для создания боеприпасов.

Падальщик

Там, где бродят падальщики, всегда можно обнаружить трупы рыскарей или более крупных машин. Падальщики собирают с них полезные запчасти, оставляя лишь несколько металлических осколков.

Падальщики оснащены радаром, с помощью которого выискивают жертву. Но он же помогает сканировать окрестности на предмет затаившейся в кустах Элой. Однако, когда падальщик зарывается во внутренности поверженной машины, он на время теряет связь с реальностью, и за эти секунды можно успеть подобраться к нему незаметно. А еще можно отстрелить его радар, он прямо на загривке. Правда, после такого он точно заметит героиню.

Вместо хвоста у падальщика топливный элемент. Его можно взорвать, выпустив электрическую стрелу.

Пилозуб

Пилозуб станет первым серьезным противником Элой. Впрочем, его серьезность существенно поубавится очень скоро, когда девушка немного подрастет, приоденется и получше вооружится. Хотя совсем уж простым врагом его не назвать хотя бы потому, что эта машина адски быстра.

А еще с ней сложно справиться, поскольку самое уязвимое место, емкость с огнежаром, находится у пилозуба на груди, меж передних лап. Чтобы устроить противнику локальный взрыв с помощью огненной стрелы, приходится стоять прямо перед ним, что довольно рискованно.

Впрочем, на этот случай прекрасно подходят канаты, морозильные бомбы и ловушки.

Захватчик

Местные жители зовут их «демонами», и в этом есть доля правды: у захватчиков нет «мирной» профессии, они — настоящие воины. Они крайне быстры и очень опасны в ближнем бою. Но и на расстоянии почувствовать себя в безопасности не получится: захватчики мечут дротики и швыряются гранатами.

Не менее неприятное их свойство — способность влиять на другие машины. Перехватив управление, захватчики могут превратить безобидных бегунов и жвачников во взбешенные боевые единицы.

К счастью, есть у захватчиков и слабые стороны. Броню можно пробить, особенно если применять особые стрелы. А из-за того, что эта машина долгое время провела под землей, ее тепловое ядро стало уязвимо к высоким температурам. Так что бери огненные стрелы, Элой, и целься зверюге в загривок!

Бурдюк

Как бы ни был опасен захватчик, в бою громадный огненный бурдюк может доставить не меньше, а то и больше проблем. По простой причине, которая называется «огнемет». Бурдюк буквально заливает огнем площадь перед собой, и если Элой в это время замешкается — сгорит как спичка.

Звучит парадоксально, но начиненная жидким огнем машина уязвима к огню. Правда, для этого надо попасть в емкость с огнежаром, расположенную... скажем так, под хвостом. А вот в туловище стоит нацеливать морозильные бомбы.

Когда Элой забредет достаточно далеко, на смену огненным бурдюкам придут морозильные. Они еще более неприятны, поскольку могут приморозить Элой к месту. С ними надо обращаться так же, как с огненными, только огонь и холод в их случае меняются местами.

Дуголоб

Дуголобы тут играют роль буйволов: мирно пасутся на травке под присмотром пастухов-рыскунов и при малейшей опасности бросаются наутек. Но могут и передумать. И тогда противник ощутит на себе всю мощь огромных рогов.

С дуголобов, как и с бегунов, можно отстрелить емкость с огнежаром, она даже расположена в том же месте, на крупе. И точно так же их можно «приручить» и оседлать. Правда, из-за собственной драчливости ездовые быки из них выходят крайне недолговечные.

Копьерог

Копьероги очень похожи на жвачников, да и ведут себя примерно так же. Вот только вместо рогов с вращающимися лопастями голова копьерога увенчана парочкой крупных буров. Ими они сверлят землю, в процессе становясь легкой добычей для подкравшейся незаметно Элой.

Вместо хвоста у копьерога — емкости с морозильной водой. Они не устойчивы к холоду и могут спровоцировать неплохой взрыв, если в них попасть. К сожалению, в начале игры у Элой вряд ли быстро появятся «холодные» стрелы. Но их отсутствие можно компенсировать морозильными бомбами.

Долгоног

Существующий аналог этой птице подобрать не так просто. Скорее всего, в ее образе соединились страусы, фламинго, пеликаны и банальные петухи. Несмотря на карикатурную внешность, в бою это весьма вредный противник. Хотя бы потому, что он редко сражается в одиночку: «перышки» на голове долгонога — это антенны сигнализации. Если их не отстрелить сразу, на зов долгонога сбегутся все окрестные машины.

Но и собственных сюрпризов у «птички» хватает. Она быстро прыгает, пускает в ход остро заточенные крылья и глушит противника звуковой волной. Чтобы уменьшить урон, надо целить ей в брюхо, именно там находится емкость со сжатым воздухом для звуковых атак. А еще неплохо бы отстрелить ей крылья, сбить с хвоста топливный элемент, да и про антенны не забыть!

Ленторог

Робот-баран с витыми рогами способен столь же верно служить ездовой лошадкой, сколь бегуны и дуголобы. Но за свою жизнь лентороги борются намного яростнее. Они способны нападать на противника всем стадом, доказывая, что рога у них не только для красоты.

Охотиться на них стоит, если очень нужен огнежар — его лентороги носят на крупе. Но в прочих случаях лучше «договориться», перехватив управление, или обойти стороной.

Секреты любят все, и разработчики видеоигр - не исключение. С релизом масштабного дополнения Horizon Zero Dawn: The Frozen Wilds мы решили вспомнить, что интересного спрятали разработчики Guerilla Games в одной из лучших игр этого года.

Броня неуязвимости

Допустим, что вы нашли все энергетические блоки, но не знаете, что с ними делать? Уверяем вас, это не просто бесполезный груз в вашем инвентаре; Такие блоки - ключ к получению самой лучшей брони - брони ткача.

Разработанная древней цивилизацией, бронь ткача практически неуязвима, хоть и на определенное время. Она защищает Элой от атак машин, как одиночных, так и множественных. Единственный минус этой чудо-брони: после парочки жестоких атак, ей нужно время, чтобы подзарядиться.

Отсылка к Death Stranding

Death Stranding - одна из самых ожидаемых грядущих игр, любые подробности которой старательно скрывают, ограничивая любопытных двумя трейлерами с участием Нормана Ридуса, Мадса Миккельсена и Гильермо Дель Торо. Но нам точно известно, что Kojima Productions используют игровой движок Decima, разработанный Guerilla для Horizon.

Такое партнерство между двумя большими студиями упоминается через некоторые скрытые предметы, которые Элой может найти: ожерелье, наручники и куклу. Все эти предметы были показаны в трейлерах Death Stranding.

Реальные места

Исследовать мир Horizon Zero Dawn - одно удовольствие. Разработчикам очень хорошо получилось создать обширный и разнообразный пост-апокалиптический мир, который делится на густые леса, снежные земли, опасные пустыни и даже руины городов умершей человеческой цивилизации.

Но даже те, кто хорошо исследовал этот большой открытый мир, могут не понимать, что великая часть территории основана на реальных местах. Например, в игре вы можете посетить такие места Колорадо (США), как вершины Халлетт в Скалистых горах, ядерный бункер в Шайенн-Маунтин, и памятник рейнджерам в Колорадо-Спрингс. Путешествие Элой также приведет ее к , и многим другим реальным местах.

Отсылка к Jazz Jackrabbit

Охота в Horizon Zero Dawn - занятие, к которому быстро привыкли все игроки, и на первый взгляд нет ничего особенного в том, чтобы охотиться на представителей местной фауны. Но если присмотреться внимательнее, в игре есть два кролика, которых вы, возможно, не захотите убивать. Рядом с горнодобывающим лагерем, который вы атакуете после встречи с военачальником по имени Сона, есть металлический цветок. Возле него есть два кролики, просто стоящие, а не прыгающие, как другие. Сканирование этих странных животных покажет, что их имена Джек и Джаз.

На самом деле это отсылка на Арйана Брюссе (Arjan Brusse), одного из основателей Guirilla Games, который был ведущим программистом в серии Jazz Jackrabbit еще в 90-х. Эту серию сложно назвать классикой, поэтому не каждый поймет эту пасхалку, но, тем не менее, наличие такого секрета - приятное дополнение.

Таинственный водоворот

Если исследовать острова с восточной береговой линии карты, ближе к юго-востоку от разрушенного футбольного стадиона, можно увидеть водоворот, который сложно не заметить, учитывая, что вся вода вокруг него спокойна.

Добраться туда и проверить, в чем же загадка такого явления постапокалиптической природы, не получиться, так как водоворот находится за пределами игровой области. При приближении к нему игра просто заставит вас развернуться. Стрелять в него стрелами - тоже бесполезное занятие.

Пара скелетов

Эта пасхалка находится в очень труднодоступном уголке карты. В этом месте лежат скелеты двух давно умерших людей, которые держатся за руки. Учитывая, что при приближении к этому месту музыка резко меняется, некоторые выдвинули теорию, будто это отсылка к Silent Hill, но звучит это довольно натянуто за уши. Возможно, это просто маленькая деталь в огромном мире Horizon, рассказывающая историю пары, которая попыталась убежать от всех подальше, чтобы провести последние дни перед катастрофой вместе.

Логотип RIGS

Если подняться на заброшенную высотку на северо-востоке карты и активировать точку обзора, то можно увидеть игровой прототип реально существующего стадиона Sports Authority Field, на котором выступает футбольная команда Denver Broncos. И все же вместо реального логотипа Denver Broncos на голограмме стадиона можно заметить логотип RIGS из другой игры Guerilla, RIGS: Mechanized Combat League , в которой игроки участвуют в новом виде спорта, где между собой соревнуются смертоносные роботы.

Путешествие на тысячу лет вперед начинается, но на этот раз не стоит ждать от него космических кораблей, бороздящих просторы галактики. В Horizon: Zero Dawn будущее человечества выглядит печально: люди отброшены чуть ли не в бронзовый век, а миром безраздельно правят огромные машины. Что произошло? Ответ на этот вопрос попытается дать

Телеграфировать

Твитнуть

Путешествие на тысячу лет вперед начинается, но на этот раз не стоит ждать от него космических кораблей, бороздящих просторы галактики. В Horizon: Zero Dawn будущее человечества выглядит печально: люди отброшены чуть ли не в бронзовый век, а миром безраздельно правят огромные машины.

Что произошло? Ответ на этот вопрос попытается дать Элой, изгнанница-охотница и по совместительству главная героиня Horizon: Zero Dawn. Вместе с ней мы исследуем внушительный игровой мир и постараемся разобраться в происходящем.

Правда, сначала нужно узнать кое-что важное о геймплейных механиках игры - роботы опасны, малейшая ошибка может стоит Элой жизни.

Чем выше уровень Элой, тем больше навыков она может изучить и тем эффективнее сражается с роботами. С каждым новым уровнем наша героиня получает одно очко навыка и десять дополнительных единиц здоровья, опыт Элой зарабатывает и за прохождение заданий, и за охоту на роботов.

Для ускорения прокачки стоит внимательно смотреть по сторонам. Не игнорируйте побочные задания, длинношеи, лагеря разбойников и зараженные зоны - посещение всех этих мест снабдит Элой дополнительным опытом, хотя может быть и достаточно опасным.

Horizon: Zero Dawn - что нужно знать о сражениях с роботами

Роботы - огромные и очень опасные твари, удачный удар может легко лишить Элой половины здоровья. Вывод - к битвам стоит готовиться заранее.

Начните со сканирования. Благодаря своему сенсору Элой способна определить слабые места роботов. Сканировать каждый вид роботов нужно только один раз, после этого информация о машине появится в игровой базе данных. Поверьте, на чтение стоит потратить некоторое время - эти знания существенно упростят вашу жизнь.

Не забудьте выбрать правильное оружие - разные виды оружия наносят урон разного типа. Опять же, стоит потратить некоторое время на изучение инвентаря и характеристик оружия. Например, повреждающие броню стрелы замечательно подходят для битв с большим машинами - они способны сносить части брони за одно попадание. Список лучшего оружия игры вы найдете .

После боя эти части стоит подобрать, они вам еще пригодятся.

Не забывайте устанавливать на оружие и снаряжение модификации. Они способны добавить Элой некоторые положительные эффекты или снабдить оружие новыми типами атаки - например, повысив бронепробиваемость или добавив некоторый эффект заморозки.

Модификации, как и все снаряжение, стоит время от времени проверять на актуальность. Стали слишком часто умирать? Загляните в инвентарь и в раздел навыков - возможно, вам давно пора выбрать парочку новых способностей и приодеться. Иногда стоит заходить и к торговцам - вдруг появилось что-то новое?

Если задание никак не проходится или робот никак не убивается, то стоит обратить внимание на окрестности. Попроходите побочные задания, прокачайте Элой и возвращайтесь снова.

Horizon: Zero Dawn - разбираемся с инвентарем, ресурсами и снаряжением

Как и во многих RPG с открытым миром, Элой то и дело забивает инвентарь под завязку предметами различной степени полезности. В Horizon: Zero Dawn это могут части роботов, снаряжение, боеприпасы и разнообразные ресурсы - например, одно из растений, бальзамник, пригодится для восстановления здоровья. Увидели четыре красных цветка? Берите не задумываясь.

Вы наверняка заметили, что предметы в инвентаре могут подсвечиваться разными цветами. Эти цвета обозначают качество предметов, всего таких цветов четыре: белый (обычные предметы), зеленые (необычные предметы), синий (редкие предметы) и пурпурный (очень редкие предметы).

Лучше всего начать с увеличения размера инвентаря - поначалу он очень маленький, приходится тщательно выбирать, что стоит взять с собой. Первое время в Horizon: Zero Dawn стоит потратить на охоту: добытую кожу и кости Элой использует для расширения своего рюкзачка. Кроме того, они пригодятся и для организации быстрого перемещения.

С быстрым перемещением в Horizon: Zero Dawn все непросто. Для начала вам понадобится найти костер, затем потребуется создать специальный комплект быстрого перемещения: для него нужно 15 единиц древесника, 1 единица жирного мяса и 1 единица костистого мяса. Со временем процесс можно будет упростить - у торговцев появятся золотые наборы быстрого перемещения. 10 единиц жирного мяса, одна шкура лисицы, 50 металлических осколков - и вы можете путешествовать сколько угодно.

Время от времени стоит заходить в гости к торговцам просто чтобы избавить инвентарь от лишнего мусора. Стоит отметить, что лучшее снаряжение вы получите, когда соберете пять топливных элементов, а вот лучшее оружие покупается именно у торговцев или получается за прохождение охотничьей цепочки заданий.

Главное не увлекаться продажей. Перед тем, как отдать торговцу все добытые ресурсы, убедитесь, что вы не можете собрать из них ничего полезного. Особенно это касается боеприпасов - постарайтесь не продавать и не выкидывать ресурсы, идущие на производство боезапаса.

Мир которой напоминает доисторическую Землю. Только наряду с людьми и обычными животными, его населяют животные-роботы. В этой статье мы подробно разберем прохождение Horizon Zero Dawn по миссиям.

Сюжетная миссия 1. Подарок из прошлого

В этом квесте в рамках вы должны найти лестницу вокруг пещеры. Поднимитесь по ней и следуйте по тропинке, в конце которой увидите несколько летучих мышей на крыше. Ниже находится труп человека, который нужно осмотреть, чтобы получить «Визор». Он поможет Элой в поисках нужного маршрута и определении уязвимых мест врагов.

Чтобы покинуть локацию, используйте металлическую дверь. Вам нужно будет взаимодействовать с голозамком, расположенным на другой стороне комнаты. Ориентируйтесь по маркёру на экране, чтобы добраться до него. Поверните голозамок против часовой стрелки и вернитесь к двери. Доберитесь до следующей точки и изучите данные. Покиньте пещеру для следующего видеоролика. Внутри есть ещё несколько точек с данными, которые можно изучить. В этой части вы также узнаете об элементах управления.

Сюжетная миссия 2. Уроки выживания

В следующей части Раст берёт Элой на охоту, где вы узнаете о сборе лекарств. Также вы обучитесь стелсу (прятаться в высокой траве), чтобы скрываться от Рыскарей. Следуйте за Растом и выполняйте его инструкции.

Вторая цель квеста - определить путь следования машин. Идите к раненному мальчику и помогите ему избежать пути машин, используя «Визор». Узнайте, что такое вспышки, как делать выбор и т. п.


Делаем выбор

Сюжетная миссия №3 в . Острие копья

Когда Элой будет готова, вы должны будете найти Раста. Эта миссия откроет для вас раздел навыков. Новые скилы будут доступны на более высоких уровнях. После следующего видеоролика вы получите доступ к картам и торговле.

Создайте огненную стрелу, идите в указанное место и выполните цели. Наконец, вы встретите Картса и получите от него следующее задание. За его выполнение Элой получит Tripcaster, который можно продать Мусорщику Ленсу. Горящие места - это ваши чекпоинты. Сожгите их, чтобы сохраниться. В случае, если вы умрёте, то вернётесь в это место.

Следующая цель - следовать по тропе разрушения. Раст возьмёт Элой с собой в дикую природу, чтобы встретиться с Пилозубом. Уязвимое место этого монстра расположено на его брюхе. Оружие Tripcaster поможет вам некоторое время избегать врага, а затем вы сможете его и атаковать. Установите ловушку при помощи Tripcaster и используйте огонь, чтобы атаковать монстра по уязвимому месту. Так вы легко с ним справитесь!

Сюжетная миссия 4. Сердце Матери

Встретьтесь с Растом и идите на встречу с Мирсой. Далее нужно будет пообщаться с Тебом. Здесь вы сможете экипировать новое снаряжение на Элой. Также можно торговать предметами. Вам нужно будет изучить локацию и поговорить с различными персонажами, выполняя простые задания. Так квест и завершится.

Сюжетная миссия 5. Инициация

Элой должна пройти испытание, чтобы стать частью племени. Ей нужно будет поохотиться на двух, а также отправиться по Пути Храбрых и пройти через отрезок, чтобы добраться до конечной цели. Наконец, начнётся последняя кат-сцена, после которой нужно будет убить напавших на племя врагов. Убейте лидера и используйте его пулемёт против остальных соперников. На этом испытание завершится.

Сюжетная миссия 6. Утроба Горы

Элой находится в убежище племени, где вы были в начале. Нужно отыскать свой «Визор». Проснувшись, следуйте вперёд и сверните направо, к устройству. Отыщите лук и «Визор». Разблокируются двери с синими голозамками. Идите к маркёру. Окажетесь в комнате со свечами, где будет ваша экипировка.

Идите за Тирсой, чтобы узнать об истории Элой, продолжайте двигаться и покинете гору. Далее нужно встретиться с Решем, новым военачальником, чтобы покинуть локацию. После видеоролика племя будет атаковано Демоном. Ваша цель - убить и испорченные машины. Битва будет долгой.

Используйте огненные стрелы для атаки с расстояния, но не забудьте установить ловушки при помощи Tripcaster в передней части ворот. Так вы остановите испорченные машины. Орудия на плече являются уязвимым местом Захватчика. Атакуйте по ним, чтобы сбить врага. Изучите его после уничтожения, чтобы получить контрольное устройство в рамках прохождения Horizon Zero Dawn .


Механический робот Демон

Сюжетная миссия 7. Искатель у врат

Двигайтесь через ворота, чтобы найти Страйдера и протестируйте устройство Захватчика на нём. Здесь можно будет сохранить игру. Справа можно найти торговца. Идите далее, чтобы найти Страйдера, спрячьтесь и ждите, когда он приблизится. Протестируйте то самое устройство вблизи. Прокатитесь по аллее на страйдере и доберитесь до Варла, чтобы поговорить с ним и взять задание.

Вы должны отыскать Марею с короной Матерей и поговорить с ней. Следующая задача - очистить две испорченные зоны, убив враждебные машины, а затем отправиться к крепости Кархи. Заключите сделку. Позже идите к форту и поговорите с командиром. Квест выполнен.

Сюжетная миссия 8. По следам вождя

Чтобы выполнить это задание, сначала необходимо отыскать место массивного убийства. Вы можете использовать страйдера для быстрого перехода. Осмотрите повреждённого Рыскаря и исследуйте поле, используя «Визор». Затем вам нужно будет отыскать выжившего и поговорить с ним. Наконец, идите к последнему месторасположению Соны и осмотрите его. Цель состоит в том, чтобы отыскать следы в этом месте, используя «Визор». Осмотритесь, чтобы найти больше подсказок вокруг. Наконец, идите по тропинке и отыщите мёртвого Пилозуба на краю скалы. Здесь вы встретите Сону. Идите за ней.

Далее нужно будет убить культиста и испорченные машины. Вы можете пойти простым путём, используя огненные стрелы, запуская их с вершины горы. Их много. После спуститесь по верёвке и убейте всех оставшихся. Идите на место раскопок и изучите его. Используйте «Визор», чтобы отыскать точку данных, а затем вернитесь к Соне и Варлу. Конец квеста.

Сюжетная миссия 9. Месть Нора

Из точки данных Элой получит подсказку и отправится на базу Devil’s Grief, чтобы уничтожить убийц Раста во время испытания. В начале квеста идите по пути, ведущему к Красному Эхо. По дороге вы столкнётесь с несколькими испорченными машинами, такими как Пилозубы и Рыскари. Когда доберётесь до места, то зачистите три лагеря в этом районе, которые отмечены на карте. Здесь будут враждебные машины и убийцы. Использовать стелс - лучший вариант.

Первая цель - отключить тревогу. Примените «Визор», чтобы определить место расположения сигнализации на территории лагеря. Прячьтесь от Рыскарей в высокой траве. Убивайте их одного за другим. Аналогично с бандитами. Вы можете взрывать канистры на территории лагеря. Используйте их с умом. Разобравшись с сигнализацией, идите к высокой башне и увидите военачальника. Побеседуйте с ним и идите за Варлом. Отыщите металлическое кольцо. Примените «Визор», чтобы узнать позиции противников.

Вам нужно найти металлическое звено, чтобы взглянуть на пламя - это ещё одна стелс-миссия. Варл будет с вами. Продолжайте идти за ним и убивайте противников. Следуйте к огню, перемещайтесь через высокую траву, прячась от бандитов и машин. Около огня используйте стрелу, чтобы его взорвать.

Разберитесь с оставшимися противниками. Используйте против здоровяка замораживающие бомбы и «Визор», показывающий уязвимое место. Стреляйте по нему постоянно и уклоняйтесь от атак. При помощи канатомёта можно его замедлять так, чтобы выгадать достаточное время для атаки.

Сюжетная миссия 10. Город Солнца

В этом квесте Элой отправляется в крепость и беседует с капитаном Баланом о Меридиане, где нужно найти Олина - парня с разбитым «Визором» из «Инициации». Первая задача - добраться до Меридиана. Путь будет длинным. Поговорите с командиром и попросите встретиться с Эрендом. Пообщайтесь с ним и попросите отвезти к Олину.

Идите за Эрендом до Олина и воспользуйтесь «Визором» в его жилище. Отыщите люк, откройте его вверх и вправо и поднимитесь по лестничной верёвке. Надавите на металлический блок вниз, чтобы разрушить люк. Под ним спрятана тайная мастерская. Используйте точку данных и изучите карту на стене. Проверьте журнал на столе и поговорите с Эрендом.


Эренд

Идите к месту раскопок и отыщите Олина. Разберитесь с врагами. Когда «Визор» будет отключён, убейте противников. Примените «Визор», чтобы отыскать культиста и убить с высоты. После боя вновь говорите с Эрендом, чтобы завершить очередной квест по мотивам прохождения Horizon Zero Dawn .

Сюжетная миссия 11. Предел Мастер

В рамках квеста нужно следовать к пределу Мастера. По пути вам может встретиться Камнегрыз, прячущийся под землёй и внезапно атакующий вас. Уязвимое место - на задней части, внизу. Когда он выскакивает, то вы как раз можете атаковать его по этому месту. Применяйте замораживающие бомбы, чтобы замедлить противника. Подойдите к руинам. Можете взять страйдера, чтобы упростить задачу.

Изучите место взрыва и смотрите видеоролик. Вам нужно разобраться с культистами и машинами. Лучше всего сначала уничтожить культистов, используя стелс. Примените «Визор», чтобы уничтожать врагов на расстоянии. У истребителя достаточно слабых мест. Если находитесь вне зоны поражения, то получите меньше урона от его атак. Используйте высокую траву, чтобы убивать Рыскарей. Когда начнёте атаковать Истребителя, то стреляйте по оружию. Обыщите офицера.

Теперь нужно изучить обломки, а справа от Истребителя будет проход. Войдите внутрь и смотрите кат-сцену. Изучите следующую часть локации, идите к офису Теда Фаро и исследуйте его. Он расположен вверху. Идите через руины и вверх по лестницам. Справа будет разбитая машина. Осмотрите и используйте точку данных. Получив информацию от голограммы, уходите отсюда и побеседуйте с Силенсом.

Сюжетная миссия 12. Поле Павших

Идите к Красному Хребту, убейте врагов и поговорите с Эрендом. Изучите новое место и при помощи «Визора» найдите нужный предмет. Двигайтесь по следам от тележки.

Вас атакуют. Спрячьтесь и снимайте врагов по одному. Появится Пилозуб с лазерным оружием. Избегайте его атак. Примените «Визор» для изучения скал в месте засады. Осмотрите пятна крови и куски кожи. Вернитесь к Эренду, чтобы завершить квест.

Сюжетная миссия №13 в прохождении Horizon Zero Dawn . Клад смерти

Отправляйтесь к кладу смерти и осмотрите это место. Здесь много культистов и машин, которых нужно уничтожить. Примените «Визор» для поиска точки данных и идите дальше. Осмотрите другие точки данных и отыщите закрытую дверь. Чтобы её открыть, нужно восстановить питание. Примените «Визор», чтобы убедиться в правильном подключении проводов и отыскать источник питания.

Вы найдёте точку доступа с кодом для перезагрузки геотермальной системы. На локации есть 4 голозамка. На основе информации из точек данных поверните эти замки в нужных направлениях. На другой стороне есть другие замки - используйте ту же комбинацию. Последний замок расположен на верхнем этаже. Нужно прыгнуть вперёд, чтобы добраться дотуда. Подойдите к двери и откройте её. Осмотритесь и убейте врагов. «Визором» изучите это место и идите к левой верхней части. Вы будете в комнате управления. Активируйте консоль.

Сюжетная миссия 14. Пограничные земли

Отправляйтесь к Дворцу Солнца и встретьтесь с Эрендом. Примените грейфер, чтобы преодолеть длинное расстояние и спуститься вниз. Во дворце будет Марад. Идите за ним. Побеседовав, отправляйтесь к Питчклиффу. После нужно встретиться с агентом Марада. Чтобы выследить его, используйте «Визор» и идите по следам. Так вы найдёте мёртвое тело рядом с колодцем. Обыщите.

После этого идите к лагерю Дерваля и убейте врагов. Отыщите Эрса. Нужно будет сразиться с чемпионом Дерваля, тяжёлой машиной. Как всегда, используйте замораживающие бомбы и атакуйте стрелами. После уничтожения обыщите робота и найдите «Барьер Соника» в доме ниже. Отключите его и идите дальше, где отыщите умирающего Эрса. Нужно изучить мастерскую. Примените «Визор» для поиска улик. Поговорите с Эрендом, чтобы завершить квест.

Но ваши проблемы не завершены. Справа есть дверь, которая ведёт к огромной сломанной машине Затмение. Нужно будет убить Истребителя и армию Затмения. Далее найдите дверь около лестницы и изучите голограмму внутри.

Сюжетная миссия 15. И Солнце падет

Во Дворце Солнца поговорите с Авадом и идите на склад. Осмотрите бомбу внутри, примените «Визор», заберитесь вверх и откройте окно справа. Выбросьте бомбу наружу. Изучите место, чтобы найти следы. Идите по ним и окажетесь у дома неподалёку. Следуйте вниз и найдите разбитую стену. Двигайтесь за Дервалем во дворец и убейте двух охранников. Идите в солярий.

Вы найдёте лестницу, где Дерваль нападёт на Авада. Разбейте звуковое устройство и сразитесь с Дервалем и его людьми. У противника хорошее оружие, поэтому уклоняйтесь от его атак. Лучше убить сначала обычных врагов, а после заняться уничтожением Дерваля. Чуть позже появятся несколько Коршунов. Сразитесь с ними, применив огненную стрелу. Когда они в воздухе, то сражаться с ними бесполезно. Но их уязвимое место легко заметить. Используйте замораживающую бомбу, чтобы сбить их, а после этого атакуйте. Пообщайтесь с Дервалем, Эрендом и Авадом.

Сюжетная миссия 16. Погружение во тьму

Идите к базе Затмения и зачистите её. Лучше использовать стелс-режим, поскольку локация буквально кишит Долгоногами. Отыщите при помощи «Визора» нужный объект. Убивайте врагов, не поднимая тревоги. Следующая точка находится на вершине башни.

После видеоролика покиньте базу и отойдите на расстояние, чтобы завершить квест.

Сюжетная миссия 17. Великие тайны Земли

Когда покинете базу Затмения идите в сторону Солнца и пройдите во двор крепости. Познакомьтесь с судьёй на большом балконе. Следуйте инструкциям Силенса и спуститесь вниз. Разбейте деревянный блок и смотрите кат-сцену. Изучите проект и идите к закрытой двери. Есть ещё одна, а также другая, заблокированная. Встаньте в центре круга, чтобы просмотреть видеоролик.

Пройдите через дверь впереди и приготовьтесь убить Теней Кархи. Сделав это, осмотрите точки данных в помещении. Следуйте к другой комнате с голограммой доктора Собек. Пройдите на производственный участок через дверь впереди, а затем следуйте к центральным проектам. Нужно разобраться с противниками, а позже - восстановить питание двери с простым голозамком. Ответ находится на панели слева от замка. Используйте всё то же самое, но в обратном порядке.

Открыв дверь, убейте солдат Затмения и идите в офис доктора Собек с левой стороны. Используйте карту, убейте врагов и при помощи «Визора» изучите окрестности. Продолжайте им пользоваться, а когда будете в офисе, то изучите терминал доктора Собек. Когда её захватит Хелис, квест закончится.

Сюжетная миссия 18. Ужас Солнца

Элой попала в ловушку. Ей предстоит сразиться с Бегемотом. Сначала уклоняйтесь от его атак, заставляя атаковать колонны. Бегемот довольно силён, но слабое место имеется - канистра на его брюхе. Сначала уничтожьте её, а после используйте шоковые (электрические) стрелы, атакуя силовой элемент на затылке. Вскоре с врагом будет покончено.

Сюжетная миссия 19. Сердце Нора

Доберитесь до Все-Матери и поговорите. Уничтожьте машины, а затем пообщайтесь с Варлом и встретьтесь с Тирсой. Обыщите руины под люком, используя «Визор». Слева находится дверь. На локации вы найдёте точки данных с информацией. Подойдите к запертой двери и остановитесь для сканирования. Вскоре вы попадёте в комнату управления. Изучите её. После видеоролика покиньте объект.

Сюжетная миссия 20. Павшая гора

Поговорите с Гайа, искусственным интеллектом доктора Собек. Сначала поднимитесь вверх по горе, затем двигайтесь к руинам Гайа. Это враждебная территория с машинами. Поднимитесь ещё выше и поговорите с голограммой Силенса.

Теперь нужно отыскать руины. Идите по маркёру. В основном здесь нужно подниматься и сражаться, подниматься и сражаться. Наконец, изучите храм с голограммой доктора Собек. Проверьте её и пообщайтесь повторно с Силенсом. Найдите место, которое ведёт в комнату управления.

Осмотрите голограмму и изучите всё вокруг. Заберите главный блокиратор со стола и вернитесь в мастерскую Силенса. Подключите главный блокиратор, чтобы продолжить прохождение Horizon Zero Dawn .

Сюжетная миссия 21. Грозная тень

Идите ко Дворцу Солнца и поговорите с королём Авадом. Далее побеседуйте с Марадом и отдохните перед боем с Аидом.

Сюжетная миссия 22. Перед лицом смерти

Машины атакуют город вместе с Хелисом. Вы должны защитить Шпиль от атаки Аида. Сначала убейте Хелиса и его армию. Затем двигайтесь к хребту и защитите его от нападения Истребителя. Используйте оружие и продолжайте стрелять по машине. После уничтожьте и других роботов. Примените «Визор» для поиска врагов. После появится ещё больше Истребителей.


Истребитель, финальный босс

Идите вперёд и подойдите к Шпилю, чтобы остановить передачу сигнала Аида. Доберитесь до башни, где начнётся финальное сражение, в которой Аид активирует Истребителя. Сначала убейте машину. Слабые точки - оружие сверху и сбоку. Затем подойдите к Аиду и примените на него главный блокиратор.

Игра Horizon Zero Dawn встречает игрока не только потрясающе красивым миром, но и разнообразием «фауны», если так можно сказать о механических существах.

Разработчики даже подчёркнули это, добавив в игру достижения, связанные с изучением всех возможных «существ»:

  • Просканировать все типы машин (бронза)
  • Все машины класса «добытчик» уничтожены (бронза)
  • Всем машины класса «разведчик» уничтожены (бронза)
  • Все боевые машины уничтожены (бронза)
  • Все машины класса «транспортировщик» уничтожены (бронза)

Для получения этих достижений вам предстоит просканировать и уничтожить этих роботов. Но как найти и убить все эти машины? Сейчас разберёмся.

Из-за того, что не всегда можно точно сказать, к какому именно классу относится та или иная машина, проще и надёжнее будет уничтожить их все. Всего игра насчитывает 26 различных машин и ниже я перечислю их особенности и места обитания.

Но прежде важное уточнение: машины разбросаны по всей карте, поэтому мест, где вы можете найти их, больше, чем в этом гайде. Здесь просто приводятся примеры, в которых вы точно их найдёте, но если вам удобнее и ближе искать в других местах, то почему бы и нет?

Рыскарь.

Это самый распространённый в мире робот, поэтому найти его не составит труда. Уязвимой областью этого робота является глаз, так что вы легко сможете разделаться с ним, выстрелив в него. Или при помощи «Бесшумной атаки» можете напасть из кустов.

Бегун.

Этого робота Элой может использовать для передвижения верхом. Эту способность вы получите, продвигаясь по сюжету. Чтобы оседлать этого робота, необходимо подкрасться сзади и перехватить управление. Уязвимое место этого робота - приметный желтый баллон с огнежаром на спине. Стреляйте в него огненными стрелами и получите «ба-бах».

Жвачник.

Так же, как и у Бегуна, у Жвачника уязвимым местом является спина с баллонами огнежара. Помимо этого, вы так же можете отстрелить ему рога, если собрались вступить с ним в ближний бой. В противном случае лучше избегать прямого боя с этим роботом или активно уворачиваться от атак.

Падальщик.

Этот робот так же не представляет какой-то повышенной угрозы в бою. Его слабое место - топливный элемент, хорошо заметно и при попадании в него электрической стрелы, робот получает большой урон.

Рыскарь-красноглаз.

Практически ничем не отличается от обычного Рыскаря, так что трудностей вам так же не доставит.

Дуголоб.

Как и Бегун, это ездовая машина, правда, куда более медленная. Тактика схожа с Жвачником, сначала стреляем в баллон с огнежаром. Опасайтесь рогов.

Копьерог.

Этот противник представляет из себя угрозу побольше, чем предыдущие. Он подвижный, а уязвимое место - ёмкость с охладителем на спине - маленькое. Чтобы поразить её, используйте морозильные стрелы. Рога в этот раз действительно опасны, поэтому рекомендую их отстреливать.

Долгоног.

Он так же может доставить вам неприятности. Расправляться с ним следует в два этапа. Сначала поражаем мешок с нелетальным оружием, расположенный в передней части робота, а затем добиваем электрическими стрелами. Целиться следует в топливный элемент, расположенный на спине.

Бизон.

Далеко не лучший вариант для ближнего боя. Имеет сразу две уязвимых точки: блок обработки под пузом, который уязвим для любых атак и топливный элемент на спине, в него следует стрелять электричеством. Так же возможно отстрелить рога. Бизоны получают повышенный урон от холода, но имеют иммунитет к огню.

Пилозуб.

Этот робот плохо защищен от огня, поэтому и атакуем огненными стрелами. Под брюхом находится баллон с огнежаром, являющийся критической точкой.

Скараб.

Этот робот в Horizon Zero Dawn будет крайне полезен для вас, так как переносит на своей спине ценный лут. Так что для начала нужно отстреливать крепеж ящика, чтобы в последствии не остаться без ценных вещей, ведь чаще всего после уничтожения робот взрывается. Уязвимой точкой является живот, но спереди у робота энергетический щит, поэтому атаковать нужно сзади. Кстати, лучше не атаковать его электрическими стрелами, они нанесут наименьший урон. Больше советов по убийству Скараба по ссылке.

Огненный бурдюк.

Довольно простой (нет) для боя робот, так как имеет уязвимости ко всему. Если хотите разделаться с ним более тактично, то сначала стреляйте в пищевод, расположенный в передней части, а затем огненными стрелами по баллону с огнежаром, находящемуся на животе.

Морозильный бурдюк.

Практически копия предыдущего робота. Разница лишь в том, что у него ёмкость с охладителем, поражать которую следует морозильными стрелами.

Ленторог.

Ездовой робот, который по своей скорости похож на Бегуна. Тактика боя идентична Жвачнику, стреляем в баллон и боимся рогов.

Ловчий.

Может быть опасным противником, так как может становиться невидимым. Так что первым делом стреляем отбойной стрелой в генератор стелс-поля, а затем добиваем электрическими стрелами, они нанесут повышенный урон.

Коршун.

Летающий робот, у которого на груди расположена ёмкость с охладителем. Сначала, соответственно, стреляем в неё, а затем добиваем огненными стрелами.

Захватчик.

Довольно редкий представитель робо-фауны, которого не получится найти просто так. Этот робот боится перегрева, так что обстреливайте его огненными стрелами. После этого будет возможность выстрелить в тепловое едро. В результате произойдёт мощный взрыв.

Лиходей.

Этот робот уязвим к огню, а так же имеет две критические точки: бак с охладителем спереди и топливный элемент, расположенный на спине. В первом случае снаряжаем морозильные стрелы, а для второго, соответственно, электрические.

Щелкозуб.

Этот «крокодил» похож на Лиходея, так как тоже неплохо горит. Разница лишь в том, что на спине у него баллон с огнежаром, а не топливный элемент, как у Лиходея.

Камнегрыз.

Будьте осторожны в бою с Камнегрызом. Это подобие крота умеет зарываться в землю из-за своих мощных лап. Так что сначала советую нанести по этим лапам урон при помощи отбойных стрел. Критических точек две: выхлопное отверстие и топливный мешок под брюхом. Они уязвимы для всех типов стрел, а сам робот будет очень не рад, если вы будете стрелять в него морозильными стрелами.

Бегемот.

Хоть и смотрится Бегемот в Horizon Zero Dawn устрашающе, на самом деле он - не очень опасный противник. У него две уязвимости: охладитель сзади и топливный элемент на спине. Стреляем подходящими стрелами и враг повержен. Кстати, у него, как и у Скараба, есть отсек с грузом, который лучше заблаговременно отстрелить.

Громозев.

Громозев - по истине опасный противник. Хоть уязвимых точек у него целых три, но они небольшие, поэтому попасть в них трудно. Особенно, если учесть, что это мобильный враг, который, ко всему прочему, будет обстреливать вас самым разным оружием. Тем не менее, на спине у него баллон с огнежаром, на пузе охладитель, а под хвостом притаился топливный элемент. Так же стреляйте в лоб, где находится хранилище данных и в сердце.

Буревестник.

Вторая летающая машина в игре и более опасная, чем Коршун. В бою с буревестником в Horizon Zero Dawn следует почаще уклоняться, избегать атак хвостом, а так же не стоять на одном месте, когда эта штука взмывает. Есть две основных критических точки: охладитель возле головы и бак с огнежаром возле хвоста. Так же, вы можете стрелять отбойными стрелами по двигателю и разряднику.

Искать его вам не придётся, так как этот робот предстанет перед вами по мере прохождения сюжета в Horizon Zero Dawn. Боится перегрева, поэтому сначала обстреливаем его огнём. Затем поражаем ядро, охлаждающие стержни и вентиляционные отверстия. Пушки так же можно отстрелить при помощи отбойных стрел, это упростит вам задачу. Теперь вы знаете как убить истребителя.

Длинношей.

Как же убить Длинношея в Horizon Zero Dawn ? Убить этого диплодока у вас не выйдет. Максимум - перехватить управление. Кстати, когда вы это сделаете, вы откроете для себя кусок карты.

Зараженная машина.

По такике боя ничем не отличны от своих обычных собратьев. Разве что больше боятся огня. Встретить их вы сможете в зараженных землях.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры