Русское музыкальное общество 19 век. Русское музыкальное общество

Главная / Развод

Русское музыкальное общество (с 1869 — Императорское русское музыкальное общество, ИРМО, РМО) — российское музыкально-просветительское общество, действовавшее со второй половины XIX века — до начала XX века, стремившееся содействовать распространению музыкального образования, приобщению широкой публики к серьёзной музыке, «поощрению отечественных талантов».


В Петербурге, в доме графов Виельгорских, в 1840 году сформировалось «Симфоническое музыкальное общество», которое из-за недостатка средств закрылось в начале 1851 года. Его заменило, созданное в 1850 году в доме князя А. Ф. Львова (автора гимна «Боже, царя храни»), «Концертное общество», которое ежегодно во время Великого поста устраивало по три концерта в зале Придворной певческой капеллы. В это же время, для небогатой части публики, стали устраиваться регулярные Университетские концерты (около десяти концертов за сезон) под названием «Музыкальных упражнений студентов С-Петербургского университета». Кроме этого, симфонические концерты стали устраиваться Дирекцией Императорских театров, под управлением К. Б. Шуберта и К. Н. Лядова.


Идея создания музыкального общества всероссийского масштаба возникла в салоне Великой княгини Елены Павловны. В результате в период общественного подъема конца 1850-х — начала 1860-х годов по инициативе Великой княгини Елены Павловны, Антона Григорьевича Рубинштейна, Юлии Фёдоровны Абазы и других музыкально-общественных деятелей в России появилось общество, которому было суждено сыграть важнейшую роль в поднятии всей отечественной музыкальной культуры.

И.Е. Репин. Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. 1887.


Общество находилось под покровительством императорской фамилии (августейшими председателями были Великая княгиня Елена Павловна (1860—1873), великий князь Константин Николаевич (1873—1881), великий князь Константин Константинович (с 1881) и др.). Сначала оно было названо «Русское музыкальное общество» (РМО) и первые 10 лет (1859—1869) функционировало под этим наименованием.

Вел. кн. Елена Павловна


Существовало три категории членства: почётные, действительные (уплачивающие ежегодный денежный взнос) и члены-исполнители. Во главе отделения стоял Совет директоров.

Общество открылось в Санкт-Петербурге в 1859 году; 1 мая 1859 года императором был утверждён его Устав.


Согласно уставу, РМО ставило своей целью «содействовать распространению музыкального образования в России, способствовать развитию всех отраслей музыкального искусства и поощрять способных русских художников (сочинителей и исполнителей) и преподавателей музыкальных предметов». Просветительский характер деятельности РМО выражен в словах одного из его организаторов Д. В. Стасова: «Сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». Для этого устраивались концерты, открывались учебные заведения, учреждались конкурсы на создание новых произведений.

Юбилейный концерт посвященный 145-летию с момента основания Русского Музыкального Общества

Большой зал московской консерватории им. П.И.Чайковского

Деятельность РМО с самого начала натолкнулась на серьёзные организационные и в особенности материальные трудности, преодолевать которые удавалось лишь благодаря помощи меценатов и содействию «особ императорской фамилии» (формально возглавлявших общество в качестве председателя и его заместителей). Во главе РМО стоял комитет директоров, в который входили А. Г. Рубинштейн, фактически руководивший работой общества, Матв. Ю. Виельгорский, В. А. Кологривов, Д. В. Каншин, Д. В. Стасов. Первый симфонический концерт (собрание) РМО состоялся под управлением А. Г. Рубинштейна 23 ноября 1859 в зале Благородного собрания (здесь концерты РМО проходили и в последующие годы). Камерные вечера начали проводиться с января 1860 в зале Д. Бернардаки. До 1867 симфоническими концертами руководил А. Г. Рубинштейн, после его ухода из РМО пост гл. дирижёра занимали М. А. Балакирев (1867-1869), который во многом обновил репертуар концертов, включив в него современные сочинения, Э. Ф. Направник (1870-1882); впоследствии приглашались видные русские и иностр. дирижёры, в т. ч. Л. С. Ауэр, X. Бюлов, X. Рихтер, В. И. Сафонов, А. Б. Хессин.


Дирекция РМО в 1909 году.

Сидят, слева: С. М. Сомов, А. И. Вышнеградский, А. К. Глазунов, Н. В. Арцыбушев, М. М. Курбанов. Стоят, слева: В. П. Лобойков, А. И. Чайковский, И. В. Шимкевич, М. Л. Нейшеллер


В 1860 открылось РМО в Москве, возглавляемое Н. Г. Рубинштейном. Симфонические концерты, начавшиеся с 1860 под его руководством, проходили в Колонном зале Дворянского (Благородного) собрания. После смерти Н. Г. Рубинштейна дирижёрами были М. Эрмансдёрфер (1882-89), В. И. Сафонов (1889-1905), M. M. Ипполитов-Иванов (1905-17); приглашались также гастролёры. Важную роль в деятельности Моск. РМО сыграл П. И. Чайковский, входивший в состав директоров на протяжении ряда лет, позднее — С. И. Танеев. Интенсивной была концертная деятельность РМО в Петербурге и Москве; концерты проводились также в залах при новых помещениях консерваторий — Петербургской (с 1896) и Московской (с 1898 в Малом и с 1901 в Большом залах). В среднем ежегодно проходило по 10-12 «регулярных» (абонементных) симфонических концертов и столько же камерных в каждом городе; устраивались также «экстренные» концерты с участием выдающихся исполнителей.

Струнный квартет Петербургского отделения Русского музыкального общества (РМО), 1880-е гг. Слева направо: Леопольд Ауэр, Иван Пиккел, Иероним Вейкман, Александр Вержбилович.


В составе оркестра были музыканты главным образом императорских театров; среди солистов преобладали представители русского исполнительского искусства, в числе которых пианисты А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, виолончелисты К. Ю. Давыдов, В. Фитценгаген, пианист и скрипач братья И. и Г. Венявские, скрипач Л. С. Ауэр и др. Оркестрами руководили многие крупнейшие дирижёры и композиторы России и других европейских стран, в том числе А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, С. И. Танеев, П. И. Чайковский, а также Г.Берлиоз, А. Дворжак, Г. Малер, Р. Штраус и др.


БЗК. Рахманинов | Симфония № 2 ми минор, op. 27 (1907). Дирижер Владимир Федосеев

Основное место в программах концертов РМО отводилось классической музыке (И. С. Бах, Л. Бетховен, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт) и сочинениям немецких романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман). Впервые в России здесь прозвучали произведения западно-европейских авторов того времени (Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа). Русская музыка была представлена в основном сочинениями М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского; состоялись также премьеры симфонических и камерных сочинений композиторов «Могучей кучки» (1-я симфония А. П. Бородина, «Антар» Н. А. Римского-Корсакова). Позднее исполнялись произведения И. Брамса, М. Регера, Р. Штрауса, К. Дебюсси и других зарубежных композиторов; значительное место отводилось русской музыке. С 1863 периодически устраивались общедоступные концерты. В 1860-66 РМО проводило конкурсы русских композиторов.


И.Брамс Симфония №2 ре мажор, соч. 73

Концертный симфонический оркестр Московской консерватории,
дирижер Дмитрий Поляков
Большой зал Mосковской консерватории

Другой важной стороной деятельности РМО было основание в 1860 в Петербурге и Москве Музыкальных классов, послуживших базой для создания первых в России консерваторий, открывшихся в Петербурге (1862) и Москве (1866) и ставших крупнейшими центрами музыкального образования в России.


В первые годы оба общества в Петербурге и Москве существовали самостоятельно, однако по мере распространения влияния РМО по всей стране столичные об-ва, как и вновь открываемые, стали именоваться отделениями. В 1865 был принят новый устав и учреждена Главная дирекция РМО, в задачу которой входила координация деятельности провинциальных отделений. Они создавались в большинстве крупных культурных центров — в Киеве (1863), Казани (1864), Харькове (1871), Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове (1873), Омске (1876), Тобольске (1878), Томске (1879), Тамбове (1882), Тбилиси (1883), Одессе (1884), Астрахани (1891) и др. городах. В 1901 г. отделение общества и музыкальные классы появились в губернском центре Восточной Сибири - Иркутске. На Урале первое отделение ИРМО возникло в 1908г. в Перми.На протяжении 2-й пол. 19 в. РМО играло ведущую роль в музыкальной жизни как Петербурга и Москвы, так и всей страны.

Фильм об истории Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова


Открытые при многих отделениях РМО музыкальные классы в ряде случаев постепенно выросли в училища, а в наиболее крупных центрах были преобразованы в консерватории — Саратовскую (1912), Киевскую и Одесскую (1913), Харьковскую и Тбилисскую (1917). В новом уставе 1878 г. особое внимание уделялось положению и правам учебных заведений. Провинциальные отделения в большинстве своём испытывали хронический недостаток в квалифицированных музыкантах и помещениях для концертов и занятий. Правительственная субсидия, выдававшаяся РМО, была крайне недостаточной и предоставлялась в основном столичным отделениям. Наиболее широкую концертную деятельность вели Киевское, Харьковское, Саратовское, Тбилисское и Одесское отделения, они устраивали 8-10 концертов за сезон. Работа отделений плохо координировалась, что отрицательно сказывалось и на постановке преподавания в училищах и муз. классах: вплоть до кон. 19 в. учебные заведения не имели общих учебных планов и программ. На состоявшихся в кон. 19 — нач. 20 вв. в Петербурге съездах директоров муз. классов и училищ были сделаны лишь первые шаги к исправлению положения. Учреждённая в 1891 должность помощника председателя по музыкальной части многие годы оставалась вакантной (в 1909 этот пост занял С. В. Рахманинов ).



Несмотря на многие трудности существования, РМО, отражавшее просветительские стремления передовых общественных кругов, сыграло прогрессивную роль в развитии русской профессиональной музыкальной культуры, в распространении и пропаганде музыкальных произведений, положило начало систематической концертной деятельности, способствовало росту музыкальных образовательных учреждений в России и выявлению национальных музыкальных достижений. После Oктябрьской революции РМО прекратило существование.

РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (РМО; с 1868 – Императорское русское музыкальное общество, ИРМО), музыкально-просветительская организация в России второй половины 19 – начала 20 вв., ставившая целью сделать серьезную музыку доступной широкой публике и способствовать распространению музыкального образования.

Петербургское и московское отделения ИРМО открылись, соответственно, в 1859 и 1860; их возглавляли братья Рубинштейны – Антон Григорьевич в Петербурге и Николай Григорьевич в Москве. Общество находилось под покровительством императорской фамилии (августейшими председателями были великая княгиня Елена Павловна, великие князья Константин Николаевич, Константин Константинович и другие). Существовали три категории членства: почетные, действительные (уплачивающие ежегодный денежный взнос) и члены-исполнители. Во главе каждого отделения стоял совет директоров; обычно видную роль в нем играли как музыканты, так и меценаты (в частности, в Москве директорами были Н.В.Алексеев и С.Н.Третьяков; с их помощью было куплено здание, где ныне помещается Московская консерватория).

Симфонические собрания ИРМО (10–12 абонементных концертов в сезон и экстренные собрания с крупными премьерами или участием выдающихся исполнителей) проводились в Петербурге и в Москве в залах городских Благородных собраний, впоследствии в залах консерваторий. Первый концерт РМО состоялся 23 ноября 1859 в Петербурге под управлением А.Г.Рубинштейна. Главными дирижерами РМО в Петербурге были (последовательно) А.Г.Рубинштейн, М.А.Балакирев, Э.Ф.Направник (1839–1916), впоследствии разные русские и иностранные дирижеры, в том числе Г.фон Бюлов, В.И.Сафонов (1852–1918), А.Б.Хессин (1869–1955); в Москве – Н.Г.Рубинштейн, М.Эрдмансдёрфер (1848–1905), В.И.Сафонов, М.М.Ипполитов-Иванов. Часто в Петербурге выступали московские музыканты, а в Москве – петербургские; происходил обмен программами; крупные зарубежные гастролеры выступали в обеих столицах. ИРМО проводило также камерные концерты (примерно в том же числе, что и симфонические). Основную часть репертуара в первые десятилетия существования общества составляла западная классическая музыка, произведения современных зарубежных авторов (Шуман, Берлиоз, Вагнер, Лист), а также Глинки и Даргомыжского; со временем все чаще стали исполняться новые сочинения русских авторов (так, в концертах РМО состоялись симфонические дебюты Мусоргского и Римского-Корсакова; там же впервые были исполнены многие сочинения Чайковского и т.д.). В 1860-х годах РМО проводило исполнительские и композиторские конкурсы, на протяжении всего существования общества регулярно публиковались отчеты о его деятельности.

Московское и петербургское отделения были учредителями консерваторий двух столиц и осуществляли руководство ими. В течение 1860–1890-х годов отделения ИРМО и общедоступные музыкальные классы при них были открыты в ряде городов страны (Киев, Казань, Харьков, Нижний Новгород, Саратов, Псков, Омск, Тобольск, Томск, Тамбов, Тифлис, Одесса, Астрахань и др.); в большинстве случаев эти классы со временем преобразовывались в училища и консерватории; провинциальные отделения также вели концертную деятельность. Управлять ими должна была главная дирекция РМО.

Общество прекратило свое существование после 1917.

Русское музыкальное общество (с 1869 — Императорское русское музыкальное общество, ИРМО, РМО) — российское музыкально-просветительское общество, действовавшее со второй половины XIX века — до начала XX века, стремившееся содействовать распространению музыкального образования, приобщению широкой публики к серьёзной музыке, «поощрению отечественных талантов».

В Петербурге, в доме графов Виельгорских, в 1840 году сформировалось «Симфоническое музыкальное общество», которое из-за недостатка средств закрылось в начале 1851 года. Его заменило, созданное в 1850 году в доме князя А. Ф. Львова (автора гимна «Боже, царя храни»), «Концертное общество», которое ежегодно во время Великого поста устраивало по три концерта в зале Придворной певческой капеллы. В это же время, для небогатой части публики, стали устраиваться регулярные Университетские концерты (около десяти концертов за сезон) под названием «Музыкальных упражнений студентов С-Петербургского университета». Кроме этого, симфонические концерты стали устраиваться Дирекцией Императорских театров, под управлением К. Б. Шуберта и К. Н. Лядова.


Идея создания музыкального общества всероссийского масштаба возникла в салоне Великой княгини Елены Павловны. В результате в период общественного подъема конца 1850-х — начала 1860-х годов по инициативе Великой княгини Елены Павловны, Антона Григорьевича Рубинштейна, Юлии Фёдоровны Абазы и других музыкально-общественных деятелей в России появилось общество, которому было суждено сыграть важнейшую роль в поднятии всей отечественной музыкальной культуры.

И.Е. Репин. Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. 1887.


Общество находилось под покровительством императорской фамилии (августейшими председателями были Великая княгиня Елена Павловна (1860—1873), великий князь Константин Николаевич (1873—1881), великий князь Константин Константинович (с 1881) и др.). Сначала оно было названо «Русское музыкальное общество» (РМО) и первые 10 лет (1859—1869) функционировало под этим наименованием.

Вел. кн. Елена Павловна


Существовало три категории членства: почётные, действительные (уплачивающие ежегодный денежный взнос) и члены-исполнители. Во главе отделения стоял Совет директоров.

Общество открылось в Санкт-Петербурге в 1859 году; 1 мая 1859 года императором был утверждён его Устав.

Согласно уставу, РМО ставило своей целью «содействовать распространению музыкального образования в России, способствовать развитию всех отраслей музыкального искусства и поощрять способных русских художников (сочинителей и исполнителей) и преподавателей музыкальных предметов». Просветительский характер деятельности РМО выражен в словах одного из его организаторов Д. В. Стасова: «Сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». Для этого устраивались концерты, открывались учебные заведения, учреждались конкурсы на создание новых произведений.

Юбилейный концерт посвященный 145-летию с момента основания Русского Музыкального Общества

Большой зал московской консерватории им. П.И.Чайковского

Деятельность РМО с самого начала натолкнулась на серьёзные организационные и в особенности материальные трудности, преодолевать которые удавалось лишь благодаря помощи меценатов и содействию «особ императорской фамилии» (формально возглавлявших общество в качестве председателя и его заместителей). Во главе РМО стоял комитет директоров, в который входили А. Г. Рубинштейн, фактически руководивший работой общества, Матв. Ю. Виельгорский, В. А. Кологривов, Д. В. Каншин, Д. В. Стасов. Первый симфонический концерт (собрание) РМО состоялся под управлением А. Г. Рубинштейна 23 ноября 1859 в зале Благородного собрания (здесь концерты РМО проходили и в последующие годы). Камерные вечера начали проводиться с января 1860 в зале Д. Бернардаки. До 1867 симфоническими концертами руководил А. Г. Рубинштейн, после его ухода из РМО пост гл. дирижёра занимали М. А. Балакирев (1867-1869), который во многом обновил репертуар концертов, включив в него современные сочинения, Э. Ф. Направник (1870-1882); впоследствии приглашались видные русские и иностр. дирижёры, в т. ч. Л. С. Ауэр, X. Бюлов, X. Рихтер, В. И. Сафонов, А. Б. Хессин.


Дирекция РМО в 1909 году.

Сидят, слева: С. М. Сомов, А. И. Вышнеградский, А. К. Глазунов, Н. В. Арцыбушев, М. М. Курбанов. Стоят, слева: В. П. Лобойков, А. И. Чайковский, И. В. Шимкевич, М. Л. Нейшеллер


В 1860 открылось РМО в Москве, возглавляемое Н. Г. Рубинштейном. Симфонические концерты, начавшиеся с 1860 под его руководством, проходили в Колонном зале Дворянского (Благородного) собрания. После смерти Н. Г. Рубинштейна дирижёрами были М. Эрмансдёрфер (1882-89), В. И. Сафонов (1889-1905), M. M. Ипполитов-Иванов (1905-17); приглашались также гастролёры. Важную роль в деятельности Моск. РМО сыграл П. И. Чайковский, входивший в состав директоров на протяжении ряда лет, позднее — С. И. Танеев. Интенсивной была концертная деятельность РМО в Петербурге и Москве; концерты проводились также в залах при новых помещениях консерваторий — Петербургской (с 1896) и Московской (с 1898 в Малом и с 1901 в Большом залах). В среднем ежегодно проходило по 10-12 «регулярных» (абонементных) симфонических концертов и столько же камерных в каждом городе; устраивались также «экстренные» концерты с участием выдающихся исполнителей.


Струнный квартет Петербургского отделения Русского музыкального общества (РМО), 1880-е гг. Слева направо: Леопольд Ауэр, Иван Пиккел, Иероним Вейкман, Александр Вержбилович.

В составе оркестра были музыканты главным образом императорских театров; среди солистов преобладали представители русского исполнительского искусства, в числе которых пианисты А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, виолончелисты К. Ю. Давыдов, В. Фитценгаген, пианист и скрипач братья И. и Г. Венявские, скрипач Л. С. Ауэр и др. Оркестрами руководили многие крупнейшие дирижёры и композиторы России и других европейских стран, в том числе А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, С. И. Танеев, П. И. Чайковский, а также Г.Берлиоз, А. Дворжак, Г. Малер, Р. Штраус и др.

БЗК. Рахманинов | Симфония № 2 ми минор, op. 27 (1907). Дирижер Владимир Федосеев

Основное место в программах концертов РМО отводилось классической музыке (И. С. Бах, Л. Бетховен, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт) и сочинениям немецких романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман). Впервые в России здесь прозвучали произведения западно-европейских авторов того времени (Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа). Русская музыка была представлена в основном сочинениями М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского; состоялись также премьеры симфонических и камерных сочинений композиторов «Могучей кучки» (1-я симфония А. П. Бородина, «Антар» Н. А. Римского-Корсакова). Позднее исполнялись произведения И. Брамса, М. Регера, Р. Штрауса, К. Дебюсси и других зарубежных композиторов; значительное место отводилось русской музыке. С 1863 периодически устраивались общедоступные концерты. В 1860-66 РМО проводило конкурсы русских композиторов.

И.Брамс Симфония №2 ре мажор, соч. 73

Концертный симфонический оркестр Московской консерватории,

дирижер Дмитрий Поляков

Большой зал Mосковской консерватории

Другой важной стороной деятельности РМО было основание в 1860 в Петербурге и Москве Музыкальных классов, послуживших базой для создания первых в России консерваторий, открывшихся в Петербурге (1862) и Москве (1866) и ставших крупнейшими центрами музыкального образования в России.

Московская консерватория в лицах. У истоков

В первые годы оба общества в Петербурге и Москве существовали самостоятельно, однако по мере распространения влияния РМО по всей стране столичные об-ва, как и вновь открываемые, стали именоваться отделениями. В 1865 был принят новый устав и учреждена Главная дирекция РМО, в задачу которой входила координация деятельности провинциальных отделений. Они создавались в большинстве крупных культурных центров — в Киеве (1863), Казани (1864), Харькове (1871), Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове (1873), Омске (1876), Тобольске (1878), Томске (1879), Тамбове (1882), Тбилиси (1883), Одессе (1884), Астрахани (1891) и др. городах. В 1901 г. отделение общества и музыкальные классы появились в губернском центре Восточной Сибири - Иркутске. На Урале первое отделение ИРМО возникло в 1908г. в Перми.На протяжении 2-й пол. 19 в. РМО играло ведущую роль в музыкальной жизни как Петербурга и Москвы, так и всей страны.

Фильм об истории Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова

Открытые при многих отделениях РМО музыкальные классы в ряде случаев постепенно выросли в училища, а в наиболее крупных центрах были преобразованы в консерватории — Саратовскую (1912), Киевскую и Одесскую (1913), Харьковскую и Тбилисскую (1917). В новом уставе 1878 г. особое внимание уделялось положению и правам учебных заведений. Провинциальные отделения в большинстве своём испытывали хронический недостаток в квалифицированных музыкантах и помещениях для концертов и занятий. Правительственная субсидия, выдававшаяся РМО, была крайне недостаточной и предоставлялась в основном столичным отделениям. Наиболее широкую концертную деятельность вели Киевское, Харьковское, Саратовское, Тбилисское и Одесское отделения, они устраивали 8-10 концертов за сезон. Работа отделений плохо координировалась, что отрицательно сказывалось и на постановке преподавания в училищах и муз. классах: вплоть до кон. 19 в. учебные заведения не имели общих учебных планов и программ. На состоявшихся в кон. 19 — нач. 20 вв. в Петербурге съездах директоров муз. классов и училищ были сделаны лишь первые шаги к исправлению положения. Учреждённая в 1891 должность помощника председателя по музыкальной части многие годы оставалась вакантной (в 1909 этот пост занял

Русское музыкальное общество (с 1869 — Императорское русское музыкальное общество, ИРМО, РМО) — российское музыкально-просветительское общество, действовавшее со второй половины XIX века — до начала XX века, стремившееся содействовать распространению музыкального образования, приобщению широкой публики к серьёзной музыке, «поощрению отечественных талантов».

В Петербурге, в доме графов Виельгорских, в 1840 году сформировалось «Симфоническое музыкальное общество», которое из-за недостатка средств закрылось в начале 1851 года. Его заменило, созданное в 1850 году в доме князя А. Ф. Львова (автора гимна «Боже, царя храни»), «Концертное общество», которое ежегодно во время Великого поста устраивало по три концерта в зале Придворной певческой капеллы. В это же время, для небогатой части публики, стали устраиваться регулярные Университетские концерты (около десяти концертов за сезон) под названием «Музыкальных упражнений студентов С-Петербургского университета». Кроме этого, симфонические концерты стали устраиваться Дирекцией Императорских театров, под управлением К. Б. Шуберта и К. Н. Лядова.

Идея создания музыкального общества всероссийского масштаба возникла в салоне Великой княгини Елены Павловны. В результате в период общественного подъема конца 1850-х — начала 1860-х годов по инициативе Великой княгини Елены Павловны, Антона Григорьевича Рубинштейна, Юлии Фёдоровны Абазы и других музыкально-общественных деятелей в России появилось общество, которому было суждено сыграть важнейшую роль в поднятии всей отечественной музыкальной культуры.

И.Е. Репин. Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. 1887.

Общество находилось под покровительством императорской фамилии (августейшими председателями были Великая княгиня Елена Павловна (1860—1873), великий князь Константин Николаевич (1873—1881), великий князь Константин Константинович (с 1881) и др.). Сначала оно было названо «Русское музыкальное общество» (РМО) и первые 10 лет (1859—1869) функционировало под этим наименованием.

Вел. кн. Елена Павловна

Общество открылось в Санкт-Петербурге в 1859 году; 1 мая 1859 года императором был утверждён его Устав

Согласно уставу, РМО ставило своей целью «содействовать распространению музыкального образования в России, способствовать развитию всех отраслей музыкального искусства и поощрять способных русских художников (сочинителей и исполнителей) и преподавателей музыкальных предметов». Просветительский характер деятельности РМО выражен в словах одного из его организаторов Д. В. Стасова: «Сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». Для этого устраивались концерты, открывались учебные заведения, учреждались конкурсы на создание новых произведений.

Юбилейный концерт посвященный 145-летию с момента основания Русского Музыкального Общества

Большой зал московской консерватории им. П.И.Чайковского

Деятельность РМО с самого начала натолкнулась на серьёзные организационные и в особенности материальные трудности, преодолевать которые удавалось лишь благодаря помощи меценатов и содействию «особ императорской фамилии» (формально возглавлявших общество в качестве председателя и его заместителей). Во главе РМО стоял комитет директоров, в который входили А. Г. Рубинштейн, фактически руководивший работой общества, Матв. Ю. Виельгорский, В. А. Кологривов, Д. В. Каншин, Д. В. Стасов. Первый симфонический концерт (собрание) РМО состоялся под управлением А. Г. Рубинштейна 23 ноября 1859 в зале Благородного собрания (здесь концерты РМО проходили и в последующие годы). Камерные вечера начали проводиться с января 1860 в зале Д. Бернардаки. До 1867 симфоническими концертами руководил А. Г. Рубинштейн, после его ухода из РМО пост гл. дирижёра занимали М. А. Балакирев (1867-1869), который во многом обновил репертуар концертов, включив в него современные сочинения, Э. Ф. Направник (1870-1882); впоследствии приглашались видные русские и иностр. дирижёры, в т. ч. Л. С. Ауэр, X. Бюлов, X. Рихтер, В. И. Сафонов, А. Б. Хессин.


Дирекция РМО в 1909 году.

Сидят, слева: С. М. Сомов, А. И. Вышнеградский, А. К. Глазунов, Н. В. Арцыбушев, М. М. Курбанов. Стоят, слева: В. П. Лобойков, А. И. Чайковский, И. В. Шимкевич, М. Л. Нейшеллер

В 1860 открылось РМО в Москве, возглавляемое Н. Г. Рубинштейном. Симфонические концерты, начавшиеся с 1860 под его руководством, проходили в Колонном зале Дворянского (Благородного) собрания. После смерти Н. Г. Рубинштейна дирижёрами были М. Эрмансдёрфер (1882-89), В. И. Сафонов (1889-1905), M. M. Ипполитов-Иванов (1905-17); приглашались также гастролёры. Важную роль в деятельности Моск. РМО сыграл П. И. Чайковский, входивший в состав директоров на протяжении ряда лет, позднее — С. И. Танеев. Интенсивной была концертная деятельность РМО в Петербурге и Москве; концерты проводились также в залах при новых помещениях консерваторий — Петербургской (с 1896) и Московской (с 1898 в Малом и с 1901 в Большом залах). В среднем ежегодно проходило по 10-12 «регулярных» (абонементных) симфонических концертов и столько же камерных в каждом городе; устраивались также «экстренные» концерты с участием выдающихся исполнителей.

Струнный квартет Петербургского отделения Русского музыкального общества (РМО), 1880-е гг. Слева направо: Леопольд Ауэр, Иван Пиккел, Иероним Вейкман, Александр Вержбилович.

В составе оркестра были музыканты главным образом императорских театров; среди солистов преобладали представители русского исполнительского искусства, в числе которых пианисты А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, виолончелисты К. Ю. Давыдов, В. Фитценгаген, пианист и скрипач братья И. и Г. Венявские, скрипач Л. С. Ауэр и др. Оркестрами руководили многие крупнейшие дирижёры и композиторы России и других европейских стран, в том числе А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, С. И. Танеев, П. И. Чайковский, а также Г.Берлиоз, А. Дворжак, Г. Малер, Р. Штраус и др.

БЗК. Рахманинов | Симфония № 2 ми минор, op. 27 (1907). Дирижер Владимир Федосеев

Основное место в программах концертов РМО отводилось классической музыке (И. С. Бах, Л. Бетховен, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт) и сочинениям немецких романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман). Впервые в России здесь прозвучали произведения западно-европейских авторов того времени (Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа). Русская музыка была представлена в основном сочинениями М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского; состоялись также премьеры симфонических и камерных сочинений композиторов «Могучей кучки» (1-я симфония А. П. Бородина, «Антар» Н. А. Римского-Корсакова). Позднее исполнялись произведения И. Брамса, М. Регера, Р. Штрауса, К. Дебюсси и других зарубежных композиторов; значительное место отводилось русской музыке. С 1863 периодически устраивались общедоступные концерты. В 1860-66 РМО проводило конкурсы русских композиторов.

И.Брамс Симфония №2 ре мажор, соч. 73

Концертный симфонический оркестр Московской консерватории,

Дирижер Дмитрий Поляков

Большой зал Mосковской консерватории

Другой важной стороной деятельности РМО было основание в 1860 в Петербурге и Москве Музыкальных классов, послуживших базой для создания первых в России консерваторий, открывшихся в Петербурге (1862) и Москве (1866) и ставших крупнейшими центрами музыкального образования в России.

В первые годы оба общества в Петербурге и Москве существовали самостоятельно, однако по мере распространения влияния РМО по всей стране столичные об-ва, как и вновь открываемые, стали именоваться отделениями. В 1865 был принят новый устав и учреждена Главная дирекция РМО, в задачу которой входила координация деятельности провинциальных отделений. Они создавались в большинстве крупных культурных центров — в Киеве (1863), Казани (1864), Харькове (1871), Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове (1873), Омске (1876), Тобольске (1878), Томске (1879), Тамбове (1882), Тбилиси (1883), Одессе (1884), Астрахани (1891) и др. городах. В 1901 г. отделение общества и музыкальные классы появились в губернском центре Восточной Сибири - Иркутске. На Урале первое отделение ИРМО возникло в 1908г. в Перми.На протяжении 2-й пол. 19 в. РМО играло ведущую роль в музыкальной жизни как Петербурга и Москвы, так и всей страны.

Фильм об истории Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова

Открытые при многих отделениях РМО музыкальные классы в ряде случаев постепенно выросли в училища, а в наиболее крупных центрах были преобразованы в консерватории — Саратовскую (1912), Киевскую и Одесскую (1913), Харьковскую и Тбилисскую (1917). В новом уставе 1878 г. особое внимание уделялось положению и правам учебных заведений. Провинциальные отделения в большинстве своём испытывали хронический недостаток в квалифицированных музыкантах и помещениях для концертов и занятий. Правительственная субсидия, выдававшаяся РМО, была крайне недостаточной и предоставлялась в основном столичным отделениям. Наиболее широкую концертную деятельность вели Киевское, Харьковское, Саратовское, Тбилисское и Одесское отделения, они устраивали 8-10 концертов за сезон. Работа отделений плохо координировалась, что отрицательно сказывалось и на постановке преподавания в училищах и муз. классах: вплоть до кон. 19 в. учебные заведения не имели общих учебных планов и программ. На состоявшихся в кон. 19 — нач. 20 вв. в Петербурге съездах директоров муз. классов и училищ были сделаны лишь первые шаги к исправлению положения. Учреждённая в 1891 должность помощника председателя по музыкальной части многие годы оставалась вакантной (в 1909 этот пост занял С. В. Рахманинов ).

Несмотря на многие трудности существования, РМО, отражавшее просветительские стремления передовых общественных кругов, сыграло прогрессивную роль в развитии русской профессиональной музыкальной культуры, в распространении и пропаганде музыкальных произведений, положило начало систематической концертной деятельности, способствовало росту муз.-образовательных учреждений в России и выявлению национальных музыкальных достижений. После Oктябрьской революции РМО прекратило существование.

Русское музыкальное общество (с 1869 - Императорское русское музыкальное общество, ИРМО, РМО).

Создано в 1859 в Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна и группы муз. и обществ. деятелей на базе существовавшего прежде Симфонического об-ва. Согласно уставу (утверждён в мае 1859), РМО ставило своей целью «содействовать распространению музыкального образования в России, способствовать развитию всех отраслей музыкального искусства и поощрять способных русских художников (сочинителей и исполнителей) и преподавателей музыкальных предметов». Просветительский характер деятельности РМО выражен в словах одного из его организаторов Д. В. Стасова: «Сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». Для этого устраивались концерты, открывались уч. заведения, учреждались конкурсы на создание новых произв. Деятельность РМО с самого начала натолкнулась на серьёзные организационные и в особенности материальные трудности, преодолевать к-рые удавалось лишь благодаря помощи меценатов и содействию «особ императорской фамилии» (формально возглавлявших об-во в качестве председателя и его заместителей). Это ставило РМО в зависимость от консервативных вкусов высших придв. сфер, что отчасти отражалось и на программах концертов. Во главе РМО стоял комитет директоров, в к-рый входили А. Г. Рубинштейн, фактически руководивший работой об-ва, Матв. Ю. Виельгорский, В. А. Кологривов, Д. В. Каншин, Д. В. Стасов. Первый симф. концерт (собрание) РМО состоялся под упр. А. Г. Рубинштейна 23 нояб. 1859 в зале Благородного собрания (здесь концерты РМО проходили и в последующие годы). Камерные вечера начали проводиться с янв. 1860 в зале Д. Бернардаки. До 1867 симф. концертами руководил А. Г. Рубинштейн, после его ухода из РМО пост гл. дирижёра занимали М. А. Балакирев (1867-1869), к-рый во многом обновил репертуар концертов, включив в него мн. совр. соч., Э. Ф. Направник (1870-1882); впоследствии приглашались видные рус. и иностр. дирижёры, в т. ч. Л. С. Ауэр, X. Бюлов, X. Рихтер, В. И. Сафонов, А. Б. Хессин.

В 1860 открылось РМО в Москве, возглавляемое Н. Г. Рубинштейном. Симф. концерты, начавшиеся с 1860 под его руководством, проходили в Колонном зале Дворянского (Благородного) собрания. После смерти Н. Г. Рубинштейна дирижёрами были М. Эрмансдёрфер (1882-89), В. И. Сафонов (1889-1905), M. M. Ипполитов-Иванов (1905-17); приглашались также гастролёры. Важную роль в деятельности Моск. РМО сыграл П. И. Чайковский, входивший в состав директоров на протяжении ряда лет, позднее - С. И. Танеев. Интенсивной была конц. деятельность РМО в Петербурге и Москве; концерты проводились также в залах при новых помещениях консерваторий - Петербургской (с 1896) и Московской (с 1898 в Малом и с 1901 в Большом залах). В среднем ежегодно проходило по 10-12 «регулярных» (абонементных) симф. концертов и столько же камерных в каждом городе; устраивались также «экстренные» концерты с участием выдающихся исполнителей. В составе оркестра были музыканты гл. обр. имп. т-ров; среди солистов преобладали представители рус. исполнит. иск-ва, в числе к-рых пианисты А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, виолончелисты К. Ю. Давыдов, В. Фитценгаген, пианист и скрипач братья И. и Г. Венявские, скрипач Л. С. Ауэр и др. Оркестрами руководили мн. крупнейшие дирижёры и композиторы России и др. европ. стран, в т. ч. А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, С. И. Танеев, П. И. Чайковский, а также Г.Берлиоз, А. Дворжак, Г. Малер, Р. Штраус и др.

Осн. место в программах концертов РМО отводилось классич. музыке (И. С. Бах, Л. Бетховен, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт) и соч. нем. романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман). Впервые в России здесь прозвучали произв. зап.-европ. авторов того времени (Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа). Рус. музыка была представлена в осн. соч. М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского; состоялись также премьеры симф. и камерных соч. композиторов «Могучей кучки» (1-я симфония А. П. Бородина, «Антар» Н. А. Римского-Корсакова). Позднее исполнялись произведения И. Брамса, М. Регера, Р. Штрауса, К. Дебюсси и др. заруб. композиторов; значит. место отводилось рус. музыке. С 1863 периодически устраивались общедоступные концерты. В 1860-66 РМО проводило конкурсы рус. композиторов (см. Конкурсы).

Другой важной стороной деятельности РМО было основание в 1860 в Петербурге и Москве Муз. классов, послуживших базой для создания первых в России консерваторий, открывшихся в Петербурге (1862) и Москве (1866) и ставших крупнейшими центрами муз. образования в России.

В первые годы оба об-ва в Петербурге и Москве существовали самостоятельно, однако по мере распространения влияния РМО по всей стране столичные об-ва, как и вновь открываемые, стали именоваться отделениями. В 1865 был принят новый устав и учреждена Главная дирекция РМО, в задачу к-рой входила координация деятельности провинциальных отделений. Они создавались в большинстве крупных культурных центров - в Киеве (1863), Казани (1864), Харькове (1871), Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове (1873), Омске (1876), Тобольске (1878), Томске (1879), Тамбове (1882), Тбилиси (1883), Одессе (1884), Астрахани (1891) и др. городах. На протяжении 2-й пол. 19 в. РМО играло ведущую роль в муз. жизни как Петербурга и Москвы, так и всей страны.

Открытые при мн. отделениях РМО муз. классы в ряде случаев постепенно выросли в уч-ща, а в наиболее крупных центрах были преобразованы в консерватории - Саратовскую (1912), Киевскую и Одесскую (1913), Харьковскую и Тбилисскую (1917). В новом уставе 1878 особое внимание уделялось положению и правам уч. заведений. Провинциальные отделения в большинстве своём испытывали хронич. недостаток в квалифицированных музыкантах и помещениях для концертов и занятий. Правительственная субсидия, выдававшаяся РМО, была крайне недостаточной и предоставлялась в основном столичным отделениям. Наиболее широкую концертную деятельность вели Киевское, Харьковское, Саратовское, Тбилисское и Одесское отделения, они устраивали 8-10 концертов за сезон. Работа отделений плохо координировалась, что отрицательно сказывалось и на постановке преподавания в уч-щах и муз. классах: вплоть до кон. 19 в. уч. заведения не имели общих уч. планов и программ. На состоявшихся в кон. 19 - нач. 20 вв. в Петербурге съездах директоров муз. классов и уч-щ были сделаны лишь первые шаги к исправлению положения. Учреждённая в 1891 должность помощника председателя по муз. части мн. годы оставалась вакантной (в 1909 этот пост занял С. В. Рахманинов).

Несмотря на мн. трудности существования, консерватизм и реакционность Главной дирекции, РМО, отражавшее просветительские стремления передовых обществ. кругов, сыграло прогрессивную роль в развитии рус. проф. муз. культуры, в распространении и пропаганде муз. произв., положило начало систематич. конц. деятельности, способствовало росту муз.-образоват. учреждений в России и выявлению нац. муз. достижений. Однако уже с конца 80-х гг. РМО не могло удовлетворять требованиям растущей демократич. аудитории; концерты и уч. заведения оставались доступными лишь для сравнительно узкого круга интеллигенции и представителей буржуазии. В кон. 19 в. начинают создаваться и развивать свою деятельность всевозможные муз. организации более демократич. типа и РМО постепенно утрачивает монопольное положение в муз. жизни страны. В 1915-17 предпринимаются попытки реорганизации и демократизации об-ва, оставшиеся безрезультатными. После Oктябрьской революции РМО прекратило существование.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры