С какой целью лужин поселился у лебезятникова. Образ лебезятникова становится альтернативой раскольникову

Главная / Развод

Лебезятніков – один з другорядних персонажів роману “Злочин і кара” Достоєвського.

“Злочин і кара” характеристика Лебезятникова

Андрій Семенович Лебезяітніков – молода людина, друг пана Лужина. Це людина прогресивних поглядів, службовець “в міністерстві”. Він стежить за останніми подіями в Європі, новими течіями та ідеями.

«…Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, - что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно».

Своїми політичними поглядами Лебезятніков щедро ділиться у своїх висловлюваннях на сторінках роману. В результаті, Лебезятникова не можна назвати ні негативним героєм, ні позитивним. Він боягуз, цинічний, але при цьому за свої ідеали він готовий боротися і протестувати. Загалом, він може бути і шляхетний, якщо це відповідає його політичним переконанням.

Історія Лебезятникова

Лебезятніков проявив сміливість і виступив на захист , коли обмовив її в день поминок її батька, . Лужин звинуватив Соню в крадіжці 100 рублів. І тільки завдяки втручанню Лебезятникова Соня довела свою невіновность. Лебезятніков, як відомо з роману, давав книги Соні, які та читала раніше, а останнім часом перестала брати. Лебезятніков намагався “просвітити” її і наставити на шлях комунізму. Соня, в силу м’якості характеру, мабуть, якісь речі з ним обговорювала, але в комуну записуватися не поспішала.

Лебезятніков також говорив, що йому подобається Соня як дівчина і цінував її людські якості. За словами Лебезятникова, він поводився з нею більш пристойно, ніж багато навколишніх людей. Сама Соня дійсно по-доброму ставиться до Лебезятникова – хоча Соня взагалі по-доброму ставиться до всіх людей.

Андрей Семенович Лебезяитников — молодой человек, друг господина Лужина. Это человек прогрессивных взглядов, служащий «в министерстве». Он следит за последними событиями в Европе, новыми течениями и идеями.

«…Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, - что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно».

Образ Лебезятникова в романе «Преступление и наказание» это собирательный образ людей, которые во времена написания романа были носителями новых и модных тогда идей о коммунизме и жизни в коммунах, о всеобщем равенстве, феминизме и т.д.

Своими политическими взглядами Лебезятников щедро делится в своих высказываниях на страницах романа.В результате, Лебезятникова нельзя назвать ни отрицательным героем, ни положительным. Он трусоват, циничен, но при этом за свои идеалы он готов бороться и протестовать. В общем, он может быть и благороден, если это соответствует его политическим убеждениям.

История Лебезятникова

Лебезятников проявил смелость и выступил в защиту , когда Лужин оклеветал ее в день поминок ее отца, Мармеладова. Лужин обвинил Соню в краже 100 рублей. И только благодаря вмешательству Лебезятникова Соня доказала свою невиновность.Лебезятников, как известно из романа, давал книги Соне, которая та читала раньше, а последнее время перестала брать. Лебезятников пытался «просветить» ее и наставить на путь коммунизма. Соня, в силу мягкости характера, видимо, какие-то вещи с ним обсуждала, но в коммуну записываться не спешила.

Лебезятников также говорил, что ему нравится Соня как девушка и ценил ее человеческие качества. По словам Лебезятникова, он вел себя с ней более прилично, чем многие окружающие ее люди. Сама Соня действительно по-доброму относится к Лебезятникову — хотя Соня вообще по-доброму относится ко всем людям.

Бунтарский и протестный дух живет почти во всех высказываниях Лебезятникова. Вообще, слово «протест» — одно из самых ходовых слов в его речи.

Лебезятников Андрей Семёнович («Преступление и наказание»), «служащий в министерстве», «молодой друг» Петра Петровича Лужина и сосед Мармеладовых. Именно в квартире Лебезятникова (номера Амалии Людвиговны Липпевехзель) временно остановился Лужин по приезде в Петербург. Он считает себя опекуном Лебезятникова и видит в нём представителя поколения «передовой молодёжи». Через восприятие Лужина поначалу и создаётся внешний и внутренний портрет этого персонажа (и попутно добавляются штрихи в портрет самого Лужина): «Пётр Петрович презирал и ненавидел его даже сверх меры, почти с того самого дня, как у него поселился, но в то же время как будто несколько опасался его. Он остановился у него по приезде в Петербург не из одной только скаредной экономии, хотя это и было почти главною причиной, но была тут и другая причина. Ещё в провинции слышал он об Андрее Семёновиче, своём бывшем питомце, как об одном из самых передовых молодых прогрессистов и даже как об играющем значительную роль в иных любопытных и баснословных кружках. Это поразило Петра Петровича. Вот эти-то мощные, всезнающие, всех презирающие и всех обличающие кружки уже давно пугали Петра Петровича каким-то особенным страхом, совершенно, впрочем, неопределённым. Уж конечно, сам он, да ещё в провинции, не мог ни о чём в этом роде составить себе, хотя приблизительно, точное понятие. Слышал он, как и все, что существуют, особенно в Петербурге, какие-то прогрессисты, нигилисты, обличители и проч., и проч., но, подобно многим, преувеличивал и искажал смысл и значение этих названий до нелепого. <…> Вот почему Пётр Петрович положил, по приезде в Петербург, немедленно разузнать, в чём дело, и если надо, то на всякий случай забежать вперёд и заискать у “молодых поколений наших”. В этом случае надеялся он на Андрея Семёновича и при посещении, например, Раскольникова уже научился кое-как округлять известные фразы с чужого голоса...

Конечно, он быстро успел разглядеть в Андрее Семёновиче чрезвычайно пошленького и простоватого человечка. Но это нисколько не разуверило и не ободрило Петра Петровича. Если бы даже он уверился, что и все прогрессисты такие же дурачки, то и тогда бы не утихло его беспокойство. Собственно до всех этих учений, мыслей, систем (с которыми Андрей Семёнович так на него и накинулся) ему никакого не было дела. У него была своя собственная цель. Ему надо было только поскорей и немедленно разузнать: что и как тут случилось? В силе эти люди или не в силе?..»

А уже от повествователя добавлено: «Этот Андрей Семёнович был худосочный и золотушный человечек малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, - что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно. У Амалии Ивановны он считался, впрочем, в числе довольно почётных жильцов, то есть не пьянствовал и за квартиру платил исправно. Несмотря на все эти качества, Андрей Семёнович действительно был глуповат. Прикомандировался же он к прогрессу и к “молодым поколения нашим” - по страсти. Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить её, чтобы мигом окарикатурить всё, чему они же иногда самым искренним образом служат. <…> Как ни был простоват Андрей Семёнович, но всё-таки начал понемногу разглядывать, что Пётр Петрович его надувает и втайне презирает и что “не такой совсем этот человек”. Он было попробовал ему излагать систему Фурье и теорию Дарвина, но Пётр Петрович, особенно в последнее время, начал слушать как-то уж слишком саркастически, а в самое последнее время - так даже стал браниться. Дело в том, что он, по инстинкту, начинал проникать, что Лебезятников не только пошленький и глуповатый человечек, но, может быть, и лгунишка, и что никаких вовсе не имеет он связей позначительнее даже в своём кружке, а только слышал что-нибудь с третьего голоса; мало того: и дела-то своего, пропагандного, может, не знает порядочно, потому что-то уж слишком сбивается, и что уж куда ему быть обличителем! Кстати заметим мимоходом, что Пётр Петрович, в эти полторы недели, охотно принимал (особенно вначале) от Андрея Семёновича даже весьма странные похвалы, то есть не возражал, например, и промалчивал, если Андрей Семёнович приписывал ему готовность способствовать будущему и скорому устройству новой “коммуны” где-нибудь в Мещанской улице; или, например, не мешать Дунечке, если той, с первым же месяцем брака, вздумается завести любовника; или не крестить своих будущих детей и проч., и проч. - всё в этом роде…»

Самый главный и благородный поступок Лебезятникова в романе, несмотря на все его глупости и нелепости, - он вывел на чистую воду негодяя Лужина, когда тот попытался представить Соню Мармеладову воровкой.

В рассуждениях Лебезятникова о проблемах, кои обсуждаются в «их кружке» (может ли член «коммуны» входить к другому без стука, надо ли целовать руку женщине, «полезная деятельность» выше деятельности «какого-нибудь Рафаэля или Пушкина» и пр.), спародированы и окарикатурены идеи «литературных врагов» Достоевского, в первую очередь - Н. Г. Чернышевского и Д. И. Писарева.

В рассказе «Бобок» (ДП, 1873) действует персонаж с такой же фамилией: Лебезятников Семён Евсеевич, судя по имени, - как бы отец Лебезятникова из «Преступления и наказания». В черновых записях к роману значение фамилии определил сам Достоевский: «Лебезятников, лебезить, поддакивать… картина лебезятничества». И чуть далее важное уточнение: «Нигилизм - это лакейство мысли…»

Теперь не может не вызвать сочувствия. И в романе Ивановна забывает все сноп обиды и всю свою недоброжелательность по отношению к нему.

« - Андрей Семенович! Я в вас ошиблась! - говорит она.- Защитите ее! Одни вы за нее! Она сирота, вас бог послал, Андрей Семенович, голубчик, батюшка!»

И Раскольников объясняет Соне, что ускользнула она от сетей Лужина только благодаря Лебезятникову, что спасли ее от немедленной тюрьмы он и Лебезятников.

Лебезятников первый встревожился безумной затеей Катерины Ивановны искать справедливости на улицах Петербурга, он искренне взволнован, он спешит на помощь, он разыскивает Раскольникова и опять вместе с Раскольниковым старается что-то сделать для окровавленной, не помнящей себя несчастной женщины. Даже сердобольные городовой и чиновник обращаются к Лебезятникову и Раскольникову, к обоим вместе, как к лицам наиболее заинтересованным в судьбе погибающей Катерины Ивановны.

Лебезятников смешон, по он не принадлежит к страшному миру, от которого отказывается Раскольников. Он глуп, он пытается забросить доброе семя в кремнистую душу Лужина, которого Раскольников постиг с первого же слова, с первого же шага. В основе представлений Лебезятникова лежит иная концепция мира, чем у Раскольникова, по, когда нужно протянуть руку семье Мармеладовых, он действует вместе с Раскольниковым. Осознав свою оплошность, он немедленно расплевывается с Лужиным, он прогоняет Лужина, как прежде прогнала его Дуня. «Чтобы тотчас же духу вашего не было в моей комнате,- обращается он к нему, извольте съезжать, и все между нами кончено. И как подумаю, что я же из кожи выбивался, ему излагал… целые две недели!..»

Начатый как карикатура, образ Лебезятникова оказался не соответствующим канонам антинигилистического романа, даже в высших его проявлениях, у Писемского, у Лескова, у Гончарова. Лебезятников не берет взаймы без отдачи, не ворует, не обольщает девиц. Он добр, мужествен и даже деликатен, несмотря. на кстати и некстати подсовываемую им «Физиологию» Льюиса.

Вопреки бестолочи его речей, все же нельзя не отметить, что Лебезятников читал Чернышевского, Писарева, «Общий вывод положительного метода» Пидерита и Вагнера ‘.

Может быть, Достоевский обострил карикатурные черты в Лебезятникове из-за Каткова, в журнале которого печатался роман и через узкие врата которого - он знал - не так-то легко ему будет провести все свое без уступок и скидок. Недаром Достоевский счел необходимым намекнуть, что не все прогрессисты «такие же дурачки», как Лебезятников. Но как только Лебезятников начинает играть в романе благородную и важную сюжетную роль, Достоевский уже не может отнестись к нему только как к карикатуре, только как к пародии. В черновых тетрадях Раскольников говорит Соне о Лебезятникове: «Да ведь это из глупеньких; есть гораздо умнее; по одному не судите…» Образ Лебезятникова приобретает более существенное смысловое значение, он становится альтернативой Раскольникову. Лебезятниковым Достоевский показал, почему путь, таившийся за ним, был неприемлем для Раскольникова, и мало того, еще более сосредоточил последнего на его собственной идее.

» Достоевского.

Это один из наиболее отрицательных персонажей, в котором отразил мерзкий для него социальный тип. Но вместе с тем Лебезятников, наряду с Лужиным, - кривозеркальный двойник Раскольникова, необходимый автору, чтобы оттенить глубоко трагическую фигуру главного героя.

Этот приём использовался Достоевским и в других романах:

  • Ставрогин и Пётр Верховенский (« »);
  • Смердяков и Иван Карамазов («Братья Карамазовы»).

Образ Лебезятникова

Внешность персонажа говорит сама за себя. Это «худосочный и золотушный человечек малого роста», у которого очень белые волосы и бакенбарды «в виде котлет», которыми он особенно гордится. Это довольно молодой человек, служит он чиновником в каком-то министерстве. И как многие молодые люди того времени, он со страстью заинтересовался всякими новомодными идеями, которые даже Лужину кажутся «вольнодумными и безбожными».

Лебезятников известен в молодёжных кружках как пропагандист и «обличитель», сторонник теорий Дарвина и Фурье, противник законного брака и сторонник свободных отношений мужчин и женщин. Он считает себя образованным и просвещённым человеком. Однако при этом не знает ни одного иностранного языка, а все его знания о новейших научных и философских идеях - поверхностные. Всё, что он пытается пропагандировать и отстаивать, он на самом деле карикатурно искажает.

Образ Лебезятникова переполнен взаимоисключающими параграфами. Этот бунтарь и «обличитель» не смеет возражать любому, в ком видит реальную силу и власть, даже Лужину он предпочитает поддакивать. Мягкий и дружелюбный Лебезятников добивается выселения из дома Сонечки Мармеладовой, когда она не ответила взаимностью на его домогательства. «Образованный» Лебезятников в итоге оказывается довольно глупым и наивным человеком.

Характеристика

Лебезятникова Лебезятников - типичный «хипстер» того времени; это благополучный и пригретый системой молодой чиновник, играющийся новомодными идеями и движениями ради повышения собственного достоинства. Дело даже не в том, что сами прогрессивные идеи были противны Достоевскому-обскуранту (реальными прообразами Лебезятникова являлись литераторы из «вражеского стана» - Писарев и Чернышевский); главное состоит в том, что «прогрессивность» героя дальше громких слов не выходит.

«Я первый, я, готов вычистить какие хотите помойные ямы!» - восклицает он, рассуждая о том, что такая простая, но полезная работа куда нужнее и «благороднее» для общества, чем деятельность Рафаэля или Пушкина. Однако чистить помойные ямы в реальности он не желает, а писать стихи - не умеет. Намёк на Чернышевского явно виден в том, что Лебезятников пропагандирует «коммуны» как новый и прогрессивный тип общества.

Чернышевский посвятил коммунам свой знаменитый огромный роман. Однако и с этой идеей, популярной в европейских и российских интеллектуальных кругах, Лебезятников, очевидно, знаком лишь поверхностно. В общем, довольно мерзкий и никчёмный персонаж. Однако взаимоисключающие параграфы на этом не заканчиваются: именно Лебезятников разоблачил своего бывшего лучшего друга - негодяя Лужина, когда тот пытался оклеветать Сонечку.

Несмотря на свою глупость, Лебезятников - в целом искренний персонаж, верящий в то, что пытается отстаивать, и это отличает его от того же Лужина - форменного злодея, который «вклинился» в прогрессивную среду из соображений личной выгоды. Поведение Лебезятникова у Достоевского - это «страсть», которая обязательно должна пройти с возрастом.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры