Самые известные фантастические вселенные. Самые знаменитые фантастические вселенные и их создатели Топ вселенных

Главная / Развод

Сегодня мы представим топ самых популярных фантастических вселенных. Рейтинг, конечно, субъективен. Кроме того, мы не рассматривали такое направление, как фэнтези.

«Звездные войны»

Что собой представляет

Вселенная Star Wars в представлении не нуждается. Перед нами целая эпопея, включающая семь полнометражных фильмов, мультфильмы, комиксы и бесчисленное множество видеоигр. В центре сюжета – борьба между Светом и Тьмой, джедаями и ситхами.

Почему популярна

Популярность серии «Звездных войн» нам кажется чем-то само собой разумеющимся. Успех между тем сложился из целого ряда факторов. Тут и популярная во все времена тема борьбы добра и зла, и харизматичные персонажи, и завораживающие битвы на световых мечах (куда ж без них). Но, пожалуй, эта вселенная никогда бы не достигла такого успеха, если бы не профессионализм Джорджа Лукаса, снявшего большую часть картин серии Star Wars. Он создал неповторимую атмосферу зрелища, уделяя внимание деталям, мимо которых другой режиссер прошел бы мимо.

Star Trek

Что собой представляет

«Звездный путь» – это целый фантастический мир, который включает в себя шесть телесериалов (среди которых один мультипликационный), двенадцать кинофильмов, бесчисленное количество книг, а также видеоигры. Star Trek породил настоящую субкультуру в США.

Почему популярна

Вселенная «Звездного пути» богата на красочные миры и харизматичных персонажей (один только Спок чего стоит). Андорианцы, борги, вулканцы, клингоны, кардассианцы, ромуланe – вот лишь часть рас, с которыми познакомится любитель «Звездного пути». Среди главных причин популярности мира Star Trek-а – его главная тематика, а именно – исследование космического пространства. Человека всегда манило неизведанное…

Warhammer 40,000

Что собой представляет

Идея Warhammer-а в 1983 году была воплощена сотрудниками Games Workshop – компании, которая занимается созданием настольных игр в жанре Wargame. Строго говоря, действия разворачиваются в двух вселенных: Warhammer Fantasy и Warhammer 40,000. Первая стилизована под мрачное Средневековье, вторая же похожа на научно-фантастическую антиутопию. Идея Warhammer 40,000 зародилась позднее фэнтезийной – лишь в 1987 году, но технофэнтези быстро опередило по своей популярности родоначальника Warhammer. Сейчас с Warhammer Fantasy и Warhammer 40,000 ассоциируются не только настольные игры, но и огромное количество книг и компьютерных игр. Недавно, кстати, состоялся анонс новой видеоигры Warhammer 40,000: Dawn of War III.

Почему популярна

Данная вселенная по-своему уникальна. Со стороны это похоже на некую пародию на все научно-фантастические миры. Посудите сами: орки, которые летают на астероидах, космодесант (люди), которых в далеком будущем вооружили бензопилами, средневековая инквизиция, свирепствующая на колонизированных планетах, – вот лишь часть того, о чем расскажут фанаты Warhammer 40,000. Это мир, где передовые технологии, позволяющие летать между планетами, граничат с принципами давно минувших столетий. Однако при всем при этом «сорокатысячник» воспринимается многими людьми со всей серьезностью.

Что собой представляет

StarCraft – это яркий пример того, как одна видеоигра может повлиять на целые поколения. Первая часть вышла в далеком 1998 году, на долгие годы предопределив облик RTS (стратегии в реальном времени). Разработчиком стала Blizzard Entertainment – создатель таких хитов, как Warcraft и Diablo. Перед игроком StarCraft открывается мир, в котором схлестнулись силы людей, зергов (полчища кровожадных насекомых), и протоссов (мудрая высокоразвитая раса). Вторая часть игры – StarCraft II – вышла в 2010-м. По сути, она представляла собой ту же самую игру, но в новой графической «упаковке».

Почему популярна

Вселенная StarCraft стала популярна не столько из-за , сколько благодаря выверенной и идеально отточенной механике игры. Это позволило StarCraft стать не просто хитом продаж, но и серьезной киберспортивной дисциплиной. Особую популярность игра имеет в азиатских странах: Китае и Южной Корее. Там каждый год проводятся состязания с участием именитых киберспортсменов и весьма щедрыми подарками. Например, в StarCraft II World Championship Series Global Finals 2015 чемпион получил в награду 100 тыс. долларов США.

«Дюна»

Что собой представляет

«Хроники Дюны» – именно такое название получил цикл научно-фантастических романов американского писателя Фрэнка Герберта. В него входят такие произведения, как «Дюна», «Мессия Дюны», «Дети Дюны», «Бог-Император Дюны», «Еретики Дюны» и «Капитул Дюны». Все вместе они охватывают период в 5000 лет. Так что перед нами одна из самых масштабных и растянутых во времени научно-фантастических вселенных. В 1984 году вышел снятый Дэвидом Линчем фильм «Дюна», который, хоть и провалился в прокате, стал одним из знаковых для любителей такого кино.

Почему популярна

Мир «Дюны» чрезвычайно богат, несмотря на то, что ключевой планетой здесь является пустынная Арракис (она же Дюна). Тут есть и зло, и благородство, и интриги, ставящие на кон судьбы всего мира. А еще есть гигантские подземные черви, которые могут достигать целую милю в длину! И книга, и фильм (при всей неоднозначности последнего) смогли создать прекрасную завораживающую атмосферу. Интерес к серии подогрели многочисленные компьютерные игры, среди которых Dune и Dune 2. Последняя считается ни много ни мало предтечей всех современных стратегий в реальном времени.

Что собой представляет

Вселенная Halo – это основа для целой серии игр, среди которых Halo Wars, Halo: Reach, Halo: Combat Evolved и многие другие. Здесь разворачивается борьба между двумя антагонистами: Космическим Командованием Объединенных Наций (своего рода мировое правительство будущего) и Ковенантом – теократическим союзом инопланетных рас. Есть и другие стороны. Инопланетный альянс объединяет поклонение Предтечам (древняя высокоразвитая раса) и вера в то, что гигантские Ореолы – мегаструктуры и оружие массового поражения – дадут им путь к спасению. Пришельцы ведомы кастой религиозных лидеров, называющихся Пророками.

Почему популярна

Конечно, сейчас Halo – это целый научно-фантастический мир. Однако успех серии был бы невозможен без первой части серии. Первую игру – шутер от первого лица Halo: Combat Evolved – выпустили в 2001 году на приставку Xbox. Критики дали игре очень высокие оценки, а сама она стала одной из самых лучших в истории консоли. 6 мая 2010 года специальным голосованием для игрового издания Книги рекордов Гиннесса были определены лучшие серии видеоигр всех времен. Первое место отошло играм вселенной Halo.

Многие наши читатели любят математику. Ещё больше читателей любят вымышленные миры книг и кино, но в сочетании эти две вещи становятся не такими интересными. Вед, если внимательно присмотреться к вымышленным мирам и заняться подсчётами, многое в них не сходится, и вера в мир быстро разрушается. Например…

10. Гарри Поттер: популяция волшебников нежизнеспособна

Гарри Поттер это одна из самых успешных серий фильмов за ближайшую историю кино - мы где-то слышали, что её даже превратили в книгу, это очень круто. Несмотря на то, что серия началась как наивная сказка для детей, теперь ею наслаждаются люди всех возрастов. Это вызывает проблемы так, как когда взрослые, вооружившись калькуляторами, начали изучать вселенную Поттера, что-то не сходилось. А именно, весь мир, созданный Роулинг, не может продолжать своё существование так, как там недостаточно детей.

Как неоднократно утверждала Роулинг, в Хогвартсе учатся около тысячи школьников. Однако, мужчина по имени Дэвид Хэйбер (David Haber), изучив книги и фильмы, пришёл к выводу, что это число сильно преувеличено. Подсчитав все упоминания, сделанные в книгах и сценах из фильмов (в процессе создания которых участвовала сама Роулинг), Хэйбер подсчитал, что в каждом из четырёх факультетов Хогвартса учится около 70 школьников - таким образом, количество учащихся в Хогвартсе составляет всего около 280 детей.

Учитывая это, можно сделать вывод, что каждый год, в мир волшебников выпускается всего около 40 взрослых людей. Конечно, в книгах упоминаются и другие школы, но Хогвартс буквально называют единственной школой волшебников во всей Великобритании. Для сравнения, в настоящей Великобритании в школах учатся около 9,5 миллионов детей, соответственно магические дети составляют всего 0.00002 процента от популяции детей маглов. Даже если привести контраргумент, что некоторые дети волшебники обучаются дома, эти подсчёты не сулят ничего хорошего миру волшебников.

9. Бэтмен: Брюс Уэйн тратит миллионы на борьбу с преступностью и в любом случае не смог бы быть Бэтменом слишком долго


Бэтмен является одним из самых популярных супергероев всех времён и, если верить пользователям Тамблера, святым покровителем Интернета. Однако он бы смог бить преступников в лицо всего несколько десятилетий до того, как кто-нибудь бы понял, насколько тупые тактики борьбы с преступностью он применяет.

Например, кто-то подсчитал настоящую цену того, чтобы быть Бэтменом, и получившееся число составляет около 682 миллионов долларов. Конечно, эта цена включает в себя его особняк и тренировки, но даже исключить стоимость его недвижимости из уравнения, Бэтмен всё же тратит огромные суммы каждый раз, когда покидает Бэт-пещеру. Например, его бэтаранги, выполненные по особому заказу, стоят 300 долларов за штуку, а вы обращали внимание, как часто Бэтмен выбрасывает их? Более тысячи? Вот именно.

Другими словами, каждый раз, когда Бэтмен запускает в кого-то бэтаранг, это равносильно тому, что он выбрасывает недельную зарплату одного из преступников, которых он отправляет в кому. Кстати говоря, каждый человек, которого Бэтмен размазывает по стенке, это преступник, которому затем придётся выплачивать большие суммы за лечение - суммы, которых у них, конечно же нет, что приводит к дополнительным затратам города Готэм. Если только Готэм не предоставляет бесплатную медицину, хотя это в любом случае оказывает отрицательное влияние на систему здравоохранения.

Однако есть куда более интересный факт: по мнению учёных, работающих в области спорта, в реальной жизни Бэтмен смог бы показывать хорошие результаты на протяжении всего трёх лет. Конечно, в комиксах его заменяет Дик Грейсон (Dick Grayson) и Тим Дрейк (Tim Drake), но задумайтесь о том, насколько лучше было бы Готэму, если бы Бэтмен вместо бэтарангов, швырялся бы 300 долларами на еду и психологов для преступников.

8. Звёздный десант: жуки явно умнее нас


Если вы захотите напомнить, что Звёздный десант якобы является чистой воды пародией, мы не будем мешать, но этот факт не меняет того, что в сценарии фильма зияет огромная дыра.

Примерно на середине фильма обнаруживается тот факт, что жуки стреляли из своих мягких мест плазмой по астероидам, намереваясь направить их в сторону Земли. Если вы только не пропустили весь школьный курс астрономии, вы знаете, что планеты нашей Солнечной системы располагаются в миллионах километров друг от друга, и прошли десятки лет, чтобы мы достигли внешних пределов Солнечной системы на максимально возможной для нас скорости. Это означает, что жуки могли не только направить метеорит в планету, расположенную в миллионах километров от них, но также предсказать, где именно будет планета через сотни лет - время, необходимое метеориту для того, чтобы достичь Земли.

Мы знаем, что жуки умны, но если они придумали, как разрушить города Земли при помощи камней через всю галактику, пока наши солдаты погибают тысячами от их клешней, может быть стоит послушать, что хотят нам донести насекомые.

7. Симпсоны: Гомер и Мардж невероятно богаты


Симпсонов на протяжении многих лет (а если быть точными, начиная с 1987 года) представляли как обычную американскую семью среднего достатка. Странно, что они зарабатывают существенно больше почти всех, кто читает эту статью. Мы не шутим - несмотря на многие карьерные взлёты и падения, Гомер Симпсон почти всегда работал техником ядерной безопасности на атомной электростанции Спрингфилда. Для тех, кто не в курсе - такая работа обеспечивает около 67 000 долларов в год, что превышает на 20 000 долларов средний заработок американских семей, а сам Гомер получает 35 долларов в час.
Стоит обратить внимание и на дом Симпсонов - дворец с четырьмя ванными комнатами и пятью спальнями, двойной гараж, гостиная, игровая комната, столовая, подвал и чердак. В общем, дом Симпсонов стоит около 289 000 долларов, и это не учитывая всех остальных их владений. Два автомобиля, множество автоматических инструментов, сауна, фортепиано, а ведь Гомер, скорее всего, ещё получает роялти за те года, когда он был известным певцом. Много ли семей обладают таким богатством?

6. Тихоокеанский Рубеж: Егери просто бы не работали


Тихоокеанский Рубеж это фильм, в котором гигантские роботы дают в морду гигантским монстрам ракетами с локтя. Подобное кино не стоит серьёзно воспринимать, но даже преднамеренно чокнутые фильмы должны следовать законам физики.

К счастью, концепт гигантских роботов в фильме достаточно хорошо продуман. Теоретически их можно построить, правда, передвинуть их не получилось бы. В фильме типичный Егерь перевозят из одного места в другое при помощи вертолёта, хотя эту сцену показывают лишь мимолётом. Внимательные зрители определили, что вертолёты в фильме были модели Боинг CH-47 «Чинук». Оценив массу стандартного Егеря, эти люди затем сделали вывод, что для того, чтобы поднять Егеря с земли потребовалось бы около 640 таких вертолётов. Учитывая, что основным предназначением Егерей является остановить кайдзю до того, как они доберутся до города и всё разрушат, такое положение дел вызывает несколько проблем.

Мы, конечно же, не утверждаем, что люди в фильме (или даже настоящей жизни) не смогли бы собрать 640 вертолётов для перевозки одного Егеря. С другой стороны, всего в мире существует около 1200 таких вертолётов. На самом деле, используя ресурсы всего мира, одновременно можно было бы перевозить всего одного гигантского робота. Учитывая, что в фильме кайдзю атакуют по всему миру, начиная с Японии и заканчивая США, можно с уверенностью сказать, что даже если бы мы построили Егерей, их своевременная доставка к месту битвы вызвала бы слишком много проблем, и монстрам ничто не помешает убить миллионы людей.

Конечно, кто-то может сказать, что Егери могут просто пешком добираться до пункта назначения, но где это видано, чтобы кто-либо (даже гигантский робот) мог обогнать пешком вертолёт?

5. Звёздные Войны: Сила делает битвы на световых мечах бесполезными


Любите ли вы Звёздные Войны или нет, но вы, скорее всего, знаете, насколько крутой является Сила. Однако Джордж Лукас совершил большую ошибку в своей вселенной, когда одобрил создание персонажа Галена Марека (Galen Marek). Для тех из вас, кто не знаком с расширенной вселенной Звёздных Войн, Гален Марек является главным героем компьютерной игры Звёздные Войны: Необузданная Сила (Star Wars: The Force Unleashed). По канону Звёздных Войн, он считается самым сильным джедаем в плане использования Силы.

Это, конечно, позволило сделать интересную игру, но вызывает вопросы, связанные с правдоподобностью вселенной. Например, Гален способен выбить из орбиты Разрушителя Звёзд - корабль массой около 6,4 миллионов тонн. Давайте вспомним уроки физики - как мы все знаем, Сила = Масса*Ускорение, а значит, если Марек способен передвинуть такую махину, при помощи Силы он может вырабатывать 6 миллиардов Ньютонов.

Это приводит нас к ошеломляющему выводу: если персонажи, использующие Силу, способны на подобные подвиги при помощи своего разума, зачем им вообще нужны световые мечи? Серьёзно - предположим, что Марек в 1000 раз сильнее среднего джедая. Даже в этой ситуации джедай в теории смог бы вырабатывать 5,8 миллионов Ньютонов при помощи разума. Человек, попавший в автомобильную аварию во время движения со скоростью 50 километров в час без ремня безопасности, подвергается воздействию силы равной всего 100 000 Ньютонов. Учитывая это, джедай даже не напрягаясь должен быть способен лёгким мановением руки уничтожать любого соперника. Даже если предположить, что другие джедаи более стойкие и могли бы выдержать подобное воздействие, получившиеся числа просто невообразимы.

Например, в качестве очень умеренной оценки возможностей среднего джедая возьмём силу в 100 000 Ньютонов, и не забудем, что множество раз во Вселенной упоминалось, что для Силы «размер и масса ничего не значат». Взяв широко известную формулу Сила= Масса*Ускорение, можно сделать вывод, что Ускорение=Сила/Массу. Это значит, что джедай, способный выработать 100 000 Ньютонов может ускорить объект массой в полкилограмма до скорости в 200 000 метров в секунду. При такой способности борьба с другими людьми становится лёгкой прогулкой. Каждая битва в трилогии Звёздных Войн должна была закончиться примерно через три секунды и одним исходом - джедай просто запускает в лицо противника близлежащие предметы со скоростью в 500 километров в час.

4. Матрица: Агенты должны были быть способными «увернуться»


В первой части трилогии Матрица есть знаменитая сцена, в которой Тринити очень круто стреляет Агенту в упор в лицо после того, как избивает до смерти вместе с Киану Ривзом множество спецназовцев. Это классная сцена, которая утвердила за Тринити звание одной из самых крутых и способных женских персонажей в истории кино.

Однако, Агент, в которого она выстрелила, должен был увернуться от выстрела. Оценив дистанцию между Нео и Агентом, который стильно увернулся от всего шквала пуль, выпущенных в него, можно оценить время реакции Агента - оно составляет около 0,04 секунды или даже меньше. Это значит, что за то время, пока Тринити произносит слова «попробуй, увернись», Агент, которого она хочет убить, может спокойно избить её до смерти.

Задумайтесь - для того, чтобы произнести «попробуй, увернись», Тринити понадобилось целых две секунды (поверьте, мы замеряли). За этот же отрезок времени, буквально 20 секунд назад, тот же самый агент смог двигать своим телом достаточно быстро, чтобы увернуться от пуль, двигающих со скоростью 380 метров в секунду. Что не позволило ему двигаться с той же скоростью, когда он услышал Тринити? Это не какая-нибудь педантичность - людям действительно интересен этот вопрос, так как здравый смысл подсказывает, что ничего не останавливало Агента от того, чтобы убить Тринити и тем самым положить конец всей серии фильмов.

3. Форрест Гамп: Его богатство бы вызвало множество проблем


Если вы никогда не смотрели Форрест Гамп, вкратце это история о том, как Том Хэнкс ковыляет по своему жизненному пути и по счастливому стечению обстоятельств, становится бароном креветок - миллиардером, профессионалом в футболе, героем войны и олимпийским чемпионом по пинг-понгу. Обсудим в этом пункте первый факт.

Благодаря его креветочному успеху, Гамп заработал примерно 5,6 миллиардов - состояние, которое, по-видимому, он не тратит. Мы не говорим, что ему надо было пожертвовать свои деньги благотворительным организациям или другим дурацким целям, но он мог бы, знаете ли, хоть что-то тратить. Просто задумайтесь о том, что делает Гамп. Он удерживает миллиарды долларов от оборота в местной экономике. Представьте, какую неоценимую помощь он бы предоставил городу Гринбоу (Greenbow), Алабама, если бы поделился небольшой частью всей «капусты».

Но он этого не сделал. На самом деле, единственно, что делает Гамп, это покупает старую ферму, где жила девушка, которую он любил, и полностью её разрушает бульдозером. Гамп, может, стоит превратить её в настоящую ферму? Как насчёт того, чтобы в честь памяти о Дженни предоставить городу новые рабочие места и повод гордиться? Нет, ты только хочешь бесплатно стричь траву, отбирая у своего города ещё одно рабочее место, которое бы приносило кому-то деньги. Хорошая идея, болван.

2. Друзья: Все персонажи сериала являются нестареющими богами


Да, мы немного преувеличиваем, но время во вселенной Друзей кажется, не движется, или, по крайней мере, останавливается по прихоти сценаристов. Начнём с самого очевидного ляпа - день рождения Росса вызывает множество вопросов, так как он на протяжении трёх сезонов подряд утверждает, что ему 29 лет. Даже официальная викиэнциклопедия сериала не может объяснить причину этого. Он даже празднует один и тот же день рождения дважды!

Перейдём к иногда-любовнице-иногда-нет Росса, Рейчел, которая была якобы беременна на свадьбе Чендлера и Моники - прошедшей в мае 2001 года, но затем уходит в декрет в августе 2002 года. Получается, Рейчел была беременна на протяжении 15 месяцев!

Конечно, всё это можно объяснить плохой работой сценаристов, но, скорее всего, мы все оказались разочарованными тем, что мы смотрели сериал про людей со сверхсилами, и ни одному человеку за все сезоны Друзей не снесли голову.

1. Парк Юрского Периода: период полураспада ДНК делает весь фильм невозможным


Несмотря на то, что весь мир ну просто очень хочет динозавров, такая мечта является невозможной. Всё из-за того, что ДНК, строительный блок жизни, обладает встроенным сроком годности. Согласно исследованию, проведённому на костях Моа (гигантской вымершей птицы), ДНК может просуществовать всего 521 год. Это значит, что любое существо, умершее до 15-го века, даже если оно идеально сохранилось, не будет содержать ДНК, которое можно было бы применить для его клонирования.

К сожалению, это значит, что нам, скорее всего, не удастся клонировать динозавров. Никогда. Соответственно, все, что вы видели в Парке Юрского Периода, является чистой воды вымыслом и мечта о поездках на Тираннозаврах останется лишь в нашем воображении и кошмарах наших врагов.

Фэнтези - одно из самых популярных и востребованных ответвлений фантастического жанра. Однако, увы, слишком часто под этой маркой в руки читателям попадают уныло-однотипные произведения, написанные по выверенным шаблонам и многократно использованным лекалам. Вот и шагают бесконечными рядами из книги в книгу «одинаковые с лица» благородные воители, светлые маги, разноцветные эльфы и туповато-коварные злодеи. К счастью, Страна Фантазия обширна, богата, многогранна и способна порадовать любого, даже самого взыскательного читателя.

Сегодня мы представляем вашему вниманию десять действительно неординарных фэнтези-книг. Этот список не претендует на всеохватность - но каждый из упомянутых авторов сумел привнести в жанр нечто своё, по-настоящему оригинальное.

Сюжетная завязка : от руки убийцы, посланного дикарями-паршенди, пал король Алеткара. Шесть лет его наследник воюет с виновниками смерти отца. И всё меньше времени остаётся до того, как на Рошар обрушится настоящая опасность, способная уничтожить весь мир.

В чём фишка? Мир Рошара отличается от множества других на уровне биологии. Виновны в этом жуткие Сверхшторма, изменившие животных и растения. Чтобы приспособиться к этому необычному атмосферному явлению, организмам Рошара пришлось серьёзно эволюционировать. Фауна, чтобы устоять перед непогодой, обросла хитиновыми панцирями и увеличила число конечностей. Флора при приближении бури или любой другой опасности научилась прятаться в грунт или даже каменистую поверхность. А люди кардинально изменили принципы строительства своих жилищ: здания здесь каменные, низкие, тяжеловесные, развёрнутые острым углом к урагану и крытые толстым, просмолённым деревом. И никаких окон на штормстороне!

Местные обитатели также ухитрились использовать Штормсвет - энергию, которая появляется во время бури, - как источник освещения, магии и даже платёжное средство. На этом фоне остальные особенности Рошара (спрены - элементали, которых привлекают человеческие эмоции; преобразователи - приборы, способные превращать одну материю в другую; клинки, режущие камень как масло) выглядят лишь любопытными дополнениями к миру.

Резюме : яркими героями, масштабными сражениями, изысканными интригами и причудливой магией могут похвастать многие фэнтезийные эпопеи. Хватает этого и у Сандерсона, но оригинальность его цикла именно в устройстве мироздания.

Яцек Дукай «Иные песни»

Сюжетная завязка : отправляясь в дебри Африки, на границу ужасного Изменения, Иероним Бербелек, некогда «величайший стратегос наших времён», преследовал исключительно меркантильные цели - выяснить, не принадлежит ли некая Шулима Амитасе к «крысам» Чернокнижника Кратистоса, заклятого врага Бербелека. Но поездка в места обитания какоморфов, которые вдали от цивилизации принимают абсолютно чудовищные формы, в результате изменила судьбу всего человечества.

В чём фишка? В мире, придуманном польским писателем, дух, мысль, воля властвуют над бренным телом: «Тело - это всего лишь одежда для разума» (привет от Аристотеля, который первым предложил учение о материи и форме). Сильный духом способен продлевать свою жизнь и долго оставаться в здравии. Слабый, не обладающий стальной волей, случайно выйдя из-под влияния кратистоса (местного божка), может и вовсе утратить людскую форму. Медики в состоянии исправить или улучшить практически любой физический недостаток. А профессиональные воины-аресы способны во время боя влиять на структуру материи, после чего малейшее их прикосновение становится смертельным. Здешние «земные боги», кратистосы, изменяют людей и мир одним влиянием своей мощнейшей морфы (силой духа и воли). Не редкость и физические изменения тела: протагонист в морфе стратегоса изрядно выше ростом себя же «купца».

Все действия и мотивы героев при этом выпячены на всеобщее обозрение. Ни к чему подковёрные игры - достаточно встать лицом к лицу, и через пару минут всем окружающим становится ясно, чья воля сильнее, а дух крепче. Своеобразный якорь, «спасательный круг» для читателя, ошарашенного изменениями, которые постигли Землю с лёгкой руки Дукая.

Резюме : Яцек Дукай не просто придумал очередной альтернативный мир. Он создал вселенную, опирающуюся на труды древнегреческих философов, которая кардинально отличается от знакомой читателю - причём не только в религиозном, духовном или политическом плане, но даже на уровне физических и биологических законов.

Сюжетная завязка : в Кабире, где большинство жителей озабочено в основном турнирами мечников, начинаются загадочные убийства. За их расследование берётся Дан Гьен по прозвищу Единорог, один из Высших Мэйланя. Он умён, опытен, искусен, но абсолютно не готов к тому, с чем ему предстоит столкнуться. Кстати, Единорог вовсе не человек.

В чём фишка? В этом мире есть две разумные расы - Люди и Блистающие: разнообразное холодное оружие, которое ментально влияет на своих носителей, называет их Придатками и воспринимает как своеобразных «братьев меньших». Вроде живые существа, но мозгов как у бабочки. Люди, в свою очередь, и не подозревают, что многие их действия спровоцированы собственным же оружием. Лишь постепенно, после массы перипетий, эти странные отношения переходят в настоящий симбиоз.

Стоит отметить и великолепный взгляд на поединки как на бескровные Беседы, показывающие не желание убивать, а лишь уровень мастерства.

Резюме : холодное оружие всегда вызывало у людей восторженные чувства. Им восхищались, его воспевали, ему давали имена. Но лишь Олди сделали следующий шаг, полностью его очеловечив.


Сюжетная завязка : Нью-Кробюзон. Безумный город, место, где в фантасмагорический клубок сплелись самые разные расы, культуры и верования. Для кого-то ад, для кого-то - любимый дом. Но когда на улицы Нью-Кробюзона вырывается нечто невиданное и жутко опасное, представители этих рас начинают гибнуть.

В чём фишка? Город, созданный Мьевилем, населяет множество непохожих созданий: обычные люди, разумные кактусы, жукоголовые хепри, гротескные «переделанные», водяные с русалками. Магия и стим-технологии, социальные и расовые проблемы, счётные машины и воздушные монорельсы, Безумные Боги и посольство Преисподней… Чего здесь только нет!

Казалось бы, приготовить съедобное блюдо из этой причудливой смеси не под силу никому. Но Мьевиль, взявшись за малоподъёмную для других ношу, очень достойно справился с задачей. А ещё это отвратительно-притягательное путешествие на стыке разных жанров позволит читателям поразмышлять над многими вопросами, актуальными для нашей жизни.

Резюме : смешение жанров, популярное в кинематографе, не редкость и для фантастической литературы. Но мало кому удавалось соорудить настолько ядрёный коктейль, какой вышел у мэтра «новых странных».

Яцек Пекара «Слуга божий»

Сюжетная завязка : Иисус Христос не умер на кресте. Погибли те, кто пытался принести Ему смерть. Ведь гнев Сына Божьего был ужасен…

XV век. Европа уже не одно столетие слышит «Отче наш» в варианте: «Хлеб наш насущный дай нам днесь, и дай нам силу, чтобы не прощали мы обидчикам нашим. И позволь нам отразить искушение, а зло пусть ползёт в пыли у стоп наших». Молодой инквизитор Мордимер Маддердин берётся за вроде бы обычное дело об убийстве. Однако всё оказывается не так просто.

В чём фишка? Христианство Пекары, которое началось с неудавшегося распятия, всерьёз отличается от привычного нам. Оно жестокое, немилосердное и отрицает всепрощение. Даже молитва Господу сопровождается жесточайшей болью.

А ещё в здешнем мире никому даже в голову не придёт сомневаться в наличии Бога. Как минимум потому, что в происходящее активно вмешиваются Ангелы Господни - крайне неприятные типы, кстати. Неуравновешенные, непостоянные и гневливые. Вполне в духе самого Сына Божьего, принёсшего на Голгофу не мир, но меч - в буквальном смысле слова.

Под стать небожителям и их земные последователи. Так что инквизиторам здесь работы невпроворот. Костры, еретики, ведьмы, колдуны - причём настоящие. Работа нервная. Одна отрада: после завершения дела с блудливой девкой покувыркаться да вина бутыль-другую приговорить. Целибат, благочестие, грех чревоугодия? Нет, не слыхали.

В общем, добро пожаловать в неидеалистичный христианский мир с несимпатичными протагонистами, после знакомства с которым начинаешь больше ценить Иисуса «нашей сборки».

Резюме : выбрать точкой бифуркации для истории об альтернативной Европе случившееся на Голгофе? Крайне смелое решение, особенно для автора из католической Польши.

Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»

Сюжетная завязка : XIX век. Туманный Альбион. Уже более двух столетий магия, некогда переполнявшая Острова, сохраняется лишь в качестве теоретической дисциплины. О причинах этого с пеной у рта спорят лучшие учёные умы. Но нашлись два джентльмена, которые перешли от слов к делу и решили вернуть магию на родину.

В чём фишка? Маги-джентльмены, возвращающие волшебство в Британию, не стремятся поработить Землю, бесконечно возвыситься над живущими или заняться ещё какой глупостью из типичного списка фэнтезийных колдунов. Они влюбляются, ссорятся, попадают впросак, вставляют друг другу палки в колёса. В общем, просто живут в своём мире - гармоничном, продуманном до мельчайших подробностей. А заодно представляют разные взгляды на получение и использование знания, на взаимодействие человеческого и волшебного миров. По-разному выражают в себе дух старой доброй Англии.

И, конечно же, вплотную знакомят читателя с фэйри. Существами, которые давным-давно принесли магию в людской мир. Существами, которым и в голову не приходило отказываться от волшебства. Существами непредсказуемыми, как сама природа, и способными на множество поступков, не вяжущихся с человеческой моралью.

Резюме : редкий пример Романа с большой буквы, крайне нетипичный для современного фэнтези. Будто привет, переданный нам из золотого для литературы XIX века.

Сюжетная завязка : с обычной девочкой Джейн однажды случилось то, о чём мечтают практически все дети. Она попала в Волшебную страну. Вот только Неверленд оказался совсем не таким, как видится маленьким детишкам. И даже знакомство со старым и сварливым драконом, которое должно было избавить Джейн от многих проблем, в результате лишь приносит ей новые неприятности.

В чём фишка? Мрачноватый Авалон Суэнвика кардинально отличается от магических миров, созданных более позитивными (или наивными?) авторами. Механических драконов со скверным характером тут собирают на заводах, гномы вершат революцию, вурдалаки напоминают мелких бандюганов, а высокомерие эльфов сравнимо лишь с их презрением к окружающим. Социальные вызовы сплетаются с психологическими зарисовками, непростая история взросления - с исследованием общественных проблем. Страна фэйри интересно продумана, хорошо описана и оставляет чертовски гнетущее впечатление. Возможно, потому, что чересчур напоминает наш мир. Но есть ли смысл на зеркало пенять?

Резюме : один из мэтров киберпанка, даже играя на поле фэнтези, не пожелал отказываться от элементов социальной НФ.

Сюжетная завязка : дальняя страна, «Дикий Запад» Земного Круга. А какой фронтир без золотой лихорадки? И вот она пришла. На Запад устремились толпы старателей, которых поджидают племена аборигенов-духолюдов, кровожадные бандиты и остатки недавно разбитых повстанцев. Быстро едешь - раньше помрёшь? Да как ни езжай, проблем не оберёшься. Тем более если тебе, как Шай Соут, приходится разыскивать банду головорезов, похитивших твоих родных. Банду, которая направляется в самое сердце Дальней страны.

В чём фишка? Аберкромби замахнулся на классический вестерн, разве что без великого изобретения полковника Кольта. Точная стилизация и достоверный антураж. Персонажи - все в духе любимого американцами «фронтирного» жанра. Бандиты, «ковбои», «индейцы»… Прямо Клинтом Иствудом повеяло. Вот только чернушный антураж здешнего фронтира чересчур давит. Романтика? Благородство? Верность? Нет, это явно не к старине Джо.

Резюме : смешение фэнтези с вестерном, да ещё в его «спагетти»-версии. Редчайшая редкость, тем более в исполнении апостола «тёмного фэнтези».

Сюжетная завязка : единственное оставшееся на земле чудо на раздвоенных копытах отправляется на поиски своих пропавших сородичей. В мир, утративший волшебство и память о прекрасном. В мир, где рассказывают страшные истории о короле Хаггарде и жутком Красном Быке.

В чём фишка? Главным героем книги выступает вовсе не человек, а самое настоящее волшебное существо, причём способное менять форму. Кстати, единорог отнюдь не единственный сказочный персонаж, который встретится в романе Бигла.

В словоплетении автор достиг поистине выдающегося мастерства. Текст до предела наполнен смыслом, до волшебства поэтичен, гармоничен, изысканно ироничен, объёмен и весьма хорош на вкус. Будто блюдо, приготовленное матерью и отведанное в детстве, когда деревья были большими, а неведомая, но, безусловно, прекрасная жизнь лишь занималась на горизонте.

Однако главное достоинство романа в том, что он возвращает нам сказку, взявшую всё лучшее от своих детских коллег, но не уклоняющуюся от суровой правды жизни. Сказку, которая наполнена волшебством, отголосками легенд, ощущением необычного. Которая сожалеет об утраченной способности видеть магическую сторону бытия. Которая сохраняет веру в людей и в счастливый исход любого безнадёжного предприятия.

Резюме : одно из самых известных фэнтезийных произведений. Из этого топа оно ближе всего к классическим представителям Страны Фантазии.

Сюжетная завязка : парень по имени Тень, выйдя из тюрьмы, вместо объятий любящей жены и размеренной жизни получает работу у загадочного господина Среды. И скоро Тени придётся познакомиться с очень странными существами и в корне пересмотреть свои представления о реальности.

В чём фишка? Соединённые Штаты Америки - земля без богов (не считая Его Величества Доллара)? Пустынное место, лишённое мифоистории? Как бы не так! Америка, по мнению Геймана, переполнена высшими сущностями, которых переселенцы из разных концов мира прихватили с собой. Каждый бог шикарно описан и несёт в себе национально-идейный пласт. Боги ссорятся, дружат, любят и умирают. И порой кажутся реальнее большинства наших соседей по дому.

Роман может послужить великолепным пособием по изучению древних культов. А ещё это ироничный детектив с изрядной долей саспенса, живым языком, нравственными уроками и философскими размышлениями.

Резюме : этот роман собрал фактически все награды, до которых смог дотянуться. И это тот нечастый случай, когда книга полностью достойна всех обрушившихся на неё похвал. Роман, позволяющий глубже узнать Америку и взглянуть на её историю под другим углом.

* * *

Потрясающие воображение миры. Шикарные фантастические допущения. Богатые и нетривиальные идеи. Отличный язык и берущие за душу сюжеты. Питательная и вкусная пища для мозгов. Именно этим отличаются по-настоящему яркие, значительные и оригинальные обитатели Страны Фантазии. Страны, двери в которую открыты для всех.

Представляем вашему вниманию новый выпуск рейтинга ТОП-10 от пользователей сайта сайт. В этот раз тема рейтинга - «Самые завораживающие игровые вселенные». Результаты вы найдете в видео (вверху) и под спойлерами в текстовом виде (внизу).

Half-Life (235 голосов)

На последнем месте оказалась незабываемая и «непродолжаемая», полная загадок вселенная Half-Life. Одни говорят, что она очень глубока, а другие считают, что в ней на самом деле ничего особенного нет. Одни лишь таинственные намеки, мужик в классном костюме и немой главный герой. Но чего у этой вселенной не отнять, так это ее незабываемой атмосферы. Все захвачено непонятными инопланетянами со стильной техникой, человечество потихоньку уничтожается, а вся надежда только на ученых, которые вот-вот что-нибудь придумают. Или просто грохнут этих самых инопланетян при помощи лома. Довершают картину недавние откровения сценариста игры, который слил в свой блог вариант сценария третьего эпизода. Неизвестно, получит ли вселенная Half-Life хоть какое-то развитие, но она всегда будет жить в наших сердцах.

Warhammer 40, 000 (259 голосов)


Девятое место досталось вселенной «сорокатысячника», которая имеет армию преданных фанатов. Warhammer - это не только покраска танчиков, но и огромное количество компьютерных игр. В последние годы их вообще стало до неприличия много. Ну, вы же знаете эту шутку про то, что в офис Games Workshop случайно залетел голубь и получил лицензию на создание игр по мотивам. Тем не менее, несмотря на огромное количество шлака, во вселенной «сорокатысячника» есть отличные игры. Всех их объединяет одно - мрачная, суровая, жестокая атмосфера будущего, в котором нет ничего, кроме войны. Именно за это мы и любим Warhammer.

Warcraft (263 голоса)


Следом за «вархаммером» сразу же идет вселенная Warcraft, которой в нашем рейтинге досталось восьмое место. Ей гораздо больше повезло с отличными играми. Пусть их и немного, зато все они стали культовыми. Warcraft - это качественное и невероятно проработанное фентези с огромным количеством интереснейших историй. Персонажей этой вселенной знают и любят, а игры в этом сеттинге продолжают пользоваться невероятной популярностью. Даже если вы не играли ни во что по мотивам Warcraft, вы наверняка постоянно натыкаетесь на упоминания этой вселенной. По ней, в конце концов, даже кино сняли. Уверены, что у Blizzard есть большие планы на Warcraft, и очень надеемся, что мы услышим о них как можно скорее.

Dark Souls (314 голосов)


Седьмое место заняла таинственная, но невероятно завораживающая вселенная Dark Souls. Ее мир - древний и мрачный. Он ревностно хранит свои секреты и не спешит раскрывать их случайному игроку. Чтобы изучить и понять Dark Souls, нужно быть очень внимательным и любопытным, иначе все ее прелести пройдут мимо вас. Несмотря на то, что игры серии полны боли и страданий, аудитория их просто обожает. И дело тут не только в отличном геймплее. Dark Souls - это невероятно стильная вещь с богатым бэкграундом. Да, его непросто воспринимать и анализировать, но, копнув глубже, вы влюбитесь в эту вселенную раз и навсегда. Каждый визит в мир Dark Souls - это настоящий вызов, но, несмотря на это, в него хочется возвращаться раз за разом.

Fallout (342 голоса)


На шестом месте - шикарная постапокалиптическая вселенная Fallout, которую просто обожают и на Западе, и у нас. В конце концов, тема атомной войны всем мила и прельстива. Мир лежит в руинах, а на его осколках возникает новое общество. В нем, конечно, нет всех благ цивилизации, но проблемы здесь те же, что и у нас. Fallout - это классический «пустынный» постапокалипсис: радиоактивные пустоши, мутанты, ржавые автомобили и старая добрая человеческая жестокость. Такие вещи очень нравятся аудитории, и популярность этой вселенной - яркое тому подтверждение. Fallout - это нестареющая классика, как бы вы ни относились к последней части серии.

BioShock (357 голосов)


На пятой позиции - вселенная BioShock, которая оказалось далеко не такой простой, как могло показаться. Казалось бы, что первые части никак не связаны с BioShock Infinite, но разработчики, как говорится, сделали интересный финт ушами. BioShock, как бы это ни звучало - очень разная, но во многом очень похожая вселенная, в которой поднимаются одинаковые проблемы. Все части серии имеют богатый и красочный сеттинг, а еще незабываемый, слегка запутанный сюжет, который определенно заставит вас задуматься над происходящим. Особенно после прохождения последней игры из линейки. Впрочем, не будем делать спойлеры, да и большинство из вас наверняка в курсе, что мы имеем в виду.

The Elder Scrolls (603 голоса)


Четвертая позиция досталось вселенной The Elder Scrolls, которой уже больше двадцати лет. Все эти годы она развивалась, обрастала новыми подробностями, персонажами и местами. Сегодня The Elder Scrolls - это огромный мир, в котором пропадают десятки тысяч игроков. Последняя часть серии вышла уже шесть лет назад, однако она до сих пор остается на жестких дисках компьютеров и консолей огромного количества людей. Мир The Elder Scrolls затягивает, и это факт. Эта вселенная имеет отлично проработанную историю и богатую мифологию, а это - очень важные элементы для любой фентезийной вещи. Если вы незнакомы с The Elder Scrolls, в чем мы очень сомневаемся - обязательно исправляйте это упущение. У вас впереди немало интересного.

Mass Effect (726 голосов)


Первую тройку открывает Mass Effect. Кажется, почти ни один пользовательский рейтинг не обходится без упоминания этой вселенной. Она, кстати, по сравнению с некоторыми другими относительно молодая - первая игра из серии вышла 10 лет назад. Но за эти десять лет она выросла до огромных масштабов, а недавно даже подтянула под себя соседнюю галактику. Впрочем, далеко не всем она пришлась по душе - гораздо интереснее выглядит оригинальная трилогия, которая по праву считается одним из лучших образцов современной научной фантастики в играх. Сколько бы ни ругали концовку Mass Effect 3, ее вселенная остается одним из самых обожаемых игровых миров современности.

S. T. A. L. K. E. R. (765 голосов)


Что тут сказать? Мы тоже очень любим «Сталкер». Но вы нас в этой любви, конечно же, превосходите и доказываете это раз за разом.

«Ведьмак» (1254 голоса)


И снова на первом месте по итогам пользовательского голосования оказался «Ведьмак». На этот раз не какая-то конкретная игра, а целая вселенная, в рамках которой происходит действие всей трилогии. Популярность «Ведьмака», кажется, даже и не собирается идти на спад. Вселенная эта действительно замечательна сама по себе. Она увлекает, она дарит нам отличные истории, а ее персонажам по-настоящему сопереживаешь. Неудивительно, что «Ведьмак» раз за разом отхватывает первые места в пользовательских рейтингах. Мы, по правде говоря, от него уже даже устали, потому что нам попросту не осталось, о чем здесь рассказывать. Так что вот он - «Ведьмак»..

Тема следующего ТОП-10 - «Успешные игры, в которые никто не верил». На нашем форуме уже открыта , в которой любой желающий может предложить свои варианты для последующего голосования. Заходите и высказывайте свое мнение. Заранее спасибо за участие в формировании рейтинга!

Путешествовать по разным мирам, другим вселенным и параллельным измерениям очень легко. Достаточно открыть книгу и погрузиться в чтение - и вот мы уже выпадаем из будничной рутины, чтобы спасти Средиземье вместе с отважными хоббитами, побороться за власть в Вестеросе, или даже (ну а почему бы и нет?) порезвиться в Эквестрии с маленькими пони. Миров много, и каждый может совершить паломничество в ту вселенную, которая ему ближе.

Основной закон сотворения миров

Единого рецепта создания вселенных не существует. Каждый писатель подходит к этому делу по-своему. Так, Толкин сначала разрабатывал языки (прежде всего - два эльфийских, Квенья и Синдарин), а затем уже строил дом для этих языков - под домом имеется в виду, конечно же, Средиземье. Клайв Стейплз Льюис поступал иначе - он просто собирал в Нарнии всех мифических и сказочных существ подряд (за это его часто критиковали - тот же Толкин называл мир Нарнии непроработанным). Ли Бардуго, создавая вселенную Гришей , взяла за основу элементы русской культуры.

Иногда стимулом к сотворению мира становится один сильный образ - например, вселенная «Песни льда и пламени » родилась из картины, пришедшей на ум Джорджу Мартину много лет назад - в своём воображении он увидел огромного волка, умирающего среди снегов.

Перечислять примеры можно долго. Сколько писателей - столько и разных вариантов. Однако, есть один непреложный закон, которому подчиняются абсолютно все вымышленные миры. И если вам захочется создать свой собственный мир, вы должны ему следовать.

Закон этот заключается в требовании непротиворечивости. В придуманной вами вселенной могут иметь место какие угодно события, немыслимые в повседневной жизни. Пусть, например, клонированные киборги-хоббиты летают на Плутон, оседлав радиоактивных драконов-кошек. Или происходит нечто ещё более фантастическое - на что хватит вашего воображения. Главное - чтобы мир был цельным и непротиворечивым. Иначе говоря, любое событие и явление этого мира должно согласовываться с общей логикой создаваемой вселенной.

Вот так, к примеру, писал об этом Умберто Эко в книге «Роль читателя. Исследования по семиотике текста »:

Когда, читая сказку о Красной Шапочке, мы воспринимаем как «нереальное» свойство героини оставаться живой после того, как её проглотил волк, то это происходит потому, что мы осознаём (хотя бы на уровне интуиции), что подобное свойство противоречит второму закону термодинамики. Но второй закон термодинамики - это часть нашей системы понятий, нашей семантической энциклопедии. Стоит поменять энциклопедию - и наше восприятие станет иным.

Писатель, создавая свой мир, вместе с ним «пишет» (не в прямом смысле, конечно) «энциклопедию» этого мира. Читая роман или смотря фильм, мы понимаем, что происходящее нереально (так как мы прочно укоренены в «энциклопедию» реального мира), однако, на некоторое время мы принимаем правила игры, которые предлагает автор. Можно сказать, что мы позволяем себя обмануть, поверив в то, о чём нам рассказывают со страниц книги или с экрана. В этом заключается секрет магии искусства. События, происходящие в Средиземье или в Вестеросе, реальны внутри собственных вселенных, так как они полностью вписываются в «семантические энциклопедии» этих миров.

В дополнение к этому закону установлено ещё одно важное ограничение. Какой бы фантастический мир не творил писатель, этот мир всегда будет основан на реальности. Человек просто не в состоянии помыслить вселенную, абсолютно отличную от привычной нам. Разница между «реальностью» и «вымыслом» заключается в наличии фантастических допущений, но в основе фантазии всегда лежит опыт автора, и опыт этот не может быть ничем иным, кроме как опытом человеческого существа. Конечно, писатель подобен демиургу, творящему мир, но «глина», из которой он лепит своё создание, дана ему заранее - в знаниях о настоящем мире и его законах.

К слову, сам Толкин говорил, что Средиземье - это не какой-то параллельный, а именно наш обычный мир. Просто описываемые события происходят в стародавние времена (буквально доисторические, так как история людей начинается с отплытия эльфов на Запад). Однако сегодня мы часто слышим словосочетание «мир Толкина», и воспринимается это вполне нормально. Мир льда и пламени

На первый взгляд, мир, созданный Джорджем Мартином , не отличается оригинальностью. Основной конфликт взят из европейской истории (параллель «Ланнистеры и Старки - Ланкастеры и Йорки» очевидна). Драконы тоже были придуманы давным-давно. Ну а белые ходоки - это просто фэнтези-версия классических голливудских зомби. Однако же, миллионы людей по всему свету просто влюбились в творение Мартина. В чём же секрет? Можно выделить три причины бешеной популярности книг и сериала.

Причина первая. Несмотря на то, что действие саги происходит в условном Средневековье (на самом деле, всё сложнее, но примем это так), мотивация каждого персонажа прозрачна и понятна современным людям. Ланнистеры, Старки и прочие ведут себя так, как вели бы себя в похожих обстоятельствах жители XXI века. Иначе говоря, «Песнь льда и пламени» - это современность, но в фэнтези-антураже.

Вторая причина - беспощадность Мартина к своим героям. Да, речь о тех самых неожиданных сюжетных поворотах, в которых внезапно умирают полюбившиеся всем герои. Что, опять же, приближает это произведение к реальной жизни.

Третья причина - композиция. Мастерство Джорджа Мартина состоит в том, чтобы собрать все элементы мира и тщательно подогнать их друг к другу так, чтобы получилась цельная картина. Да, драконов мы видели уже много где, как и сироток-принцесс, лишившихся царства. Но всё это, собранное вместе, даёт потрясающий комбо-эффект.

Влияние «Игры престолов» на современную культуру настолько велико, что с этим произведением стоит ознакомиться даже тем, кто не любит фэнтези (или предпочитает более «добрый» вариант этого жанра). Мир, созданный Джорджем Мартином, сегодня диктует модели поведения и мышления для тысяч людей по всей планете. «Песнь льда и пламени» становится новым всемирным эпосом, который включается в культурные коды жителей «глобальной деревни» под названием Земля. Выдвинем смелое фантастическое предположение: через несколько лет человек, не смотревший и не читавший «Игру престолов», просто не будет понимать, о чём говорят люди вокруг него. Звёздные войны

«Давным-давно, в далёкой-далёкой галактике...» Эти слова, открывающие каждый эпизод «Звёздных войн», знакомы миллионам, если не миллиардам, людей на земле. История, начавшаяся со смелого кинематографического эксперимента Джорджа Лукаса (в успех которого мало кто верил), разрослась до поистине галактических размеров.

Теперь «Звёздные войны » - это не только серия фильмов, но и мультфильмы, комиксы, игры, а также невероятное количество лицензионной продукции - от фигурок героев саги и световых мечей до одежды с портретами Дарта Вейдера или Йоды. Marvel

Если стремиться к точности, то следует говорить не об одной, а о многих вселенных «Марвел » – Marvel Multiverse. В XXI веке главенствующая роль в этом скоплении миров принадлежит «кинематографической вселенной».

Компания Marvel полностью оправдала своё название, совершив настоящее чудо. Раньше супергеройский дискурс был легитимен только в субкультуре гиков. Теперь же, после выхода фильмов о Капитане Америка, Железном Человеке, Халке, Стражах Галактики и других спасателях мира, такое кино смотрят, кажется, почти все. DC

Гигант индустрии комиксов, подаривший нам Бэтмена, Джокера, Супермена, Чудо-женщину, Зелёного Фонаря, Аквамена, и множество других супергероев и суперзлодеев. Мир DC отличается некоторой мрачностью и серьёзностью. Неудивительно, ведь изначально аббревиатура DC расшифровывалась как Detective Comics, и произведения, выходившие под этим брендом, были близки такому направлению, как нуар. Чужие

Притягивающая и одновременно пугающая история про абсолютно враждебное человеку существо из глубин вселенной продолжает развиваться. Зрители и читатели любят «Чужих », потому что произведения франшизы бьют сразу по нескольким фронтам: тут вам и атмосфера холодного безжалостного космоса, и философско-религиозный подтекст (особенно заметный в «Прометее»), и даже про-феминистская линия, ярко обозначенная в первых трёх фильмах.

А монстр, рождённый воображением Гигера, сегодня стал узнаваемым атрибутом поп-культуры. Дюна

Мир, который создал Фрэнк Герберт, не стал суперпопулярным среди массового читателя - но, может, это и к лучшему. В любом случае, у «Дюны » очень много преданных поклонников. Сага о жизни на песчаной планете Арракис - это детально проработанный мир, в котором нашлось место любви и вражде, интригам и политике. По накалу страстей это произведение во многом не уступает «Песни льда и пламени». Такое сравнение вполне уместно. «Дюна», созданная задолго до «Игры престолов», во многом её предвосхитила. Например, один из центральных сюжетов у Фрэнка Герберта - противостояние двух Великих Домов - благородных Атрейдесов и подлых интриганов Харконеннов. Ничего не напоминает? Лавкрафт и его бестиарий

Мастер литературы ужасов тоже сконструировал собственный мир, в котором нашлось место ужасным древним богам, таинственным культам и пришельцам из космоса. Более подробно о том, чем замечательны произведения Говарда Лавкрафта и какой след они оставили в культуре, читайте в нашем материале. Вселенная Гришей

По сравнению с DC или с «Чужими», эта вселенная - ещё ребёнок, потому что появилась она сравнительно недавно. Но, несмотря на юный возраст, уже успела обзавестись поклонниками по всему миру. Любопытный факт: автор истории про Grishaverse Ли Бардуго при создании своего мира вдохновлялась славянской, а в особенности, русской культурой.

Яркие характеры, потрясающие диалоги, захватывающие приключения - всё это вы найдёте в мире, который построила Ли Бардуго. Эквестрия

Появление этого пункта здесь может показаться странным, но ведь мы говорим о вымышленных мирах, так почему бы не сказать и об этом мире? Да, франшиза My Little Pony ориентирована на вполне определённую аудиторию - в основном, ядро фан-сообщества составляют маленькие девочки. Но и многим взрослым нравится следить за приключениями жителей волшебной страны Эквестрии.

Мир, описываемый в мультфильмах, книгах и комиксах о маленьких пони, вполне можно назвать фэнтезийным. Он живёт по своим правилам и, судя по популярности франшизы, эти правила по нраву многим.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры