Самые сложные вопросы егэ биология.

Главная / Развод

Экзамен по биологии относится к числу выборочных и сдавать ее будут те, кто уверен в знаниях. ЕГЭ по биологии считается сложным предметом, так как проверяются знания, накопленные за все годы изучения.

Задания ЕГЭ по биологии подобраны разнотипные, для их решения необходимы уверенные знания по основным темам школьного курса биологии. На основе педагоги разработали свыше 10 тестовых заданий по каждой теме.

Темы, которые нужно изучить при выполнении заданий смотрите от ФИПИ. Для каждого задания прописан свой алгоритм действий, который поможет при решении задач.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 г. по биологии:

  • Изменена модель задания в линии 2. Вместо задания с множественным выбором на 2 балла включено задание на работу с таблицей на 1 балл.
  • Максимальный первичный балл уменьшился на 1 и составил 58 баллов.

Структура заданий ЕГЭ по биологии:

  • Часть 1 – это задания с 1 по 21 с кратким ответом, на выполнение отводится примерно до 5 минут.

Совет : внимательно читайте формулировки вопросов.

  • Часть 2 – это задания с 22 по 28 с развернутым ответом, на выполнение отводится примерно 10-20 минут.

Совет : литературно излагай свои мысли, отвечай на вопрос подробно и всесторонне, давай определение биологическим терминам, даже если этого не требуют в заданиях. В ответе должен быть план, не писать сплошным текстом, а выделять пункты.

Что требуются от ученика на экзамене?

  • Умение работать с графической информацией (схемы, графики, таблицы) – ее анализ и использование;
  • Множественный выбор;
  • Установление соответствия;
  • Установление последовательности.


Баллы за каждое задание по биологии ЕГЭ

Для того, чтобы получить наивысшую оценку по биологии, необходимо набрать 58 первичных баллов, которые будут переведены в сто по шкале.

  • 1 балл - за 1, 2, 3, 6 задания.
  • 2 балла - 4, 5, 7-22.
  • З балла - 23-28.


Как подготовиться к тестовым заданиям по биологии

  1. Повторение теории.
  2. Правильное распределение времени на каждое задание.
  3. Решение практических задач по несколько раз.
  4. Проверка уровня знаний путем решения тестов онлайн.

Регистрируйся, занимайся и получай высокий балл!

Среднее общее образование

Линия УМК В. В. Пасечника. Биология (10-11) (баз.)

Линия УМК И. Н. Пономаревой. Биология (10-11) (баз.)

Линия УМК И. Н. Пономаревой. Биология (10-11) (углуб.)

Линия УМК Н. И. Сонина. Биология (10-11) (Б)

Готовимся к ЕГЭ по биологии. Задание 22

ЕГЭ 2018 года будет сложнее экзаменов прошлых лет. В особенности серьезные трудности может вызвать задание №22, которое и раньше давалось далеко не всем. Георгий Лернер, долгие годы работавший заместителем председателя предметной комиссии по биологии, представляет общие советы по подготовке к экзамену и возможные формулировки творческого задания.

Чего ждать в этом году?

Произошло обновление предметной комиссии. Эксперты стремятся представить задания, направленные на общие учебные умения – в том числе и творческие, это связано с ориентацией на новую систему образования.

Ученикам придется показать знание всевозможных тонкостей и деталей. Выпускникам необходимо повторить систему органов дыхания и уметь ее сравнивать с системами дыхания других организмов, знать свойства каждого отдела пищеварительной и нервной систем. Причем не просто усвоить факты из учебника, но и уметь их интерпретировать, объяснять, соотносить, связывать.

В этом году могут встретиться вопросы и на интерпретацию данных эксперимента. Чтобы дать правильный ответ, ученику понадобится методологическая терминология. Кроме того, нужно отработать вопросы на знание селекции, биотехнологии, методов получения новых сортов растений, пород, лекарств – им будет уделять значительное внимание в ЕГЭ.

Специалисты отмечают, что в подготовке к экзамену важно делегировать большую часть работы непосредственно ученику. Преподаватель должен исполнять роль скорее консультанта и корректора, а прорабатывать материал ребенку лучше самостоятельно.

Примеры вопросов

Задание № 22 остается практико-ориентированным и двухбалльным (оценивается по двум критериям). На примере возможных формулировок этого задания рассмотрим, каким темам нужно уделить особое внимание при подготовке.

Методы исследования

Пример 1: Кожицу лука поместили в концентрированный раствор соли. Объясните, что произойдет в клетках. Какие научные методы применяются в этом исследовании?

В ответе необходимо указать такие методы как эксперимент и микроскопия (наблюдение), а также уточнить, что в клетках произойдет отслоение протопласта (цитоплазмы) от клеточной стенки (плазмолиз) из-за того, что вода из клетки поступает в раствор, где концентрация соли выше (благодаря осмосу).

Пример 2: У мальчиков с синдромом Клайнфельтера набор половых хромосом – ХХУ. Объясните, как могла возникнуть такая аномалия. Какой метод позволяет ее установить?

Дети легко решают такие задания, но иногда путаются в методах. В данном случае мы видим нарушение мейоза в материнском или отцовском организме, что при гаметогенезе приводит к образованию гамет, содержащих хромосомы ХХ или ХУ, соответственно. Метод: цитогенетический (микроскопия).

Анализирующее скрещивание

Пример: В хозяйство приобрели безрогого черного быка и хотят убедиться в его чистопородности (эти признаки доминируют над рогатостью и красной окраской шерсти). Какое скрещивание необходимо провести и какое потомство должно получиться, если бык чистопородный?

В ответе необходимо обозначить термин «анализирующее скрещивание». Если купленный бык чистопороден (ААВВ), то все потомство будет безрогим, черным (АаВв).

Нераспространенные растения

Пример 2: Объясните, какие биотические связи складываются между деревьями тропического леса и поселившимися на них орхидеями.

Растительные гормоны

Пример: Соцветие подсолнуха – корзинка – постоянно обращено к солнцу. Объясните, какой растительный механизм обеспечивает этот поворот.

Для ответа ученику нужно понимать механизм изменения формы растения в зависимости от того, какие клетки являются мишенями. Растительные гормоны вызывают увеличение размеров клеток, находящихся в тени (вследствие повышения тургора в них), а разница в размере клеток изгибает стебель, подставляя соцветие солнцу.

Органы дыхания

Пример: Рассмотрите модель, которую разработал голландский физиолог Франциск Дондерс. Механизм какого процесса демонстрирует это устройство? Почему объем мешков, прикрепленных к стеклянным трубочкам, изменяется при изменении положения резиновой мембраны.

Вопрос касается прибора, установленного практически в каждом кабинете биологии, и указывает на механизм вдоха и выдоха. При этом нужно помнить, что диафрагма, которую имитирует резиновая мембрана, не орган дыхания, а поперечно-полосатая мышца. В ответе на этот вопрос также необходимо указать: при опускании резиновой мембраны внутри банки, давление снижается, становится ниже атмосферного, и резиновые мешки увеличиваются в объеме из-за разницы давлений.

Предлагаемая тетрадь - часть учебного комплекса к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновай, Е.Т. Захаровой "Биология. Общая биология. 11 класс". Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, рекомендован Министерством образования и науки РФ, включен в Федеральные перечень учебников.

Энергетика процессов

Пример: В чем, на ваш взгляд, состоит преимущество внутреннего оплодотворения у животных по сравнению с наружным?

В ответе ученику важно написать, что образование половых клеток уменьшается, то есть ресурсы организма используются рационально. Кроме того, увеличивается вероятность оплодотворения, и оно меньше зависит от внешних факторов.

Корнеплоды

Пример: Почему для получения хорошего урожая густые всходы моркови и свёклы надо прореживать? Ответ поясните.

Нужно указать, что прореживание растений ослабляет конкуренцию и приводит к повышению урожая. Также вполне резонно будет упомянуть нехватку минеральных веществ при тесном произрастании всходов. Но высшие два балла ученик не получит, если не выделить, что представленные растения – морковь и свекла – образуют корнеплоды, формирование которых требует значительного объема почвы.

Гибриды

Пример 1: В настоящее время нашли широкое применение в птицеводстве гетерозисные бройлерные цыплята. Почему именно их широко используют для решения продовольственных задач? Как их выводят?

Для ответа важно понимать, что бройлеры - это гибрид, а не порода курицы, поэтому они не в состоянии полностью передать свои гены по наследству. Бройлерных цыплят получают при скрещивании чистых линий, а у гибридов первого поколения проявляется эффект гетерозиса. Также нужно указать, что бройлерные цыплята отличаются интенсивным ростом и быстро набирают массу.

Пример 2: Почему растительные межвидовые гибриды, в основном, стерильны? Каким методом Г.Д. Карпеченко преодолел стерильность межвидового капустно-редечного гибрида?

В ответе ученику нужно прописать, что в межвидовом гибриде отсутствуют пары гомологичных хромосом, а это нарушает процесс мейоза и приводит к стерильности гибридов. Что касается Г.Д. Карпеченко, то он преодолел стерильность капустно-редечного гибрида методом полиплоидии.

Изменения экосистемы

Пример: Какие первоначальные изменения произойдут в экосистеме озера при сокращении численности хищных рыб?

Этот вопрос вызывает горячие дебаты, потому как не всегда понятно, сколько длятся первоначальные изменения. К тому же педагоги и ученики часто углубляются в прогнозы. На самом деле этот вопрос не требует развернутого ответа, и подразумевает акцент на два понятия: «первоначальный» и «сокращение» (а не исчезновение!). Достаточно указать, что увеличится численность растительноядных организмов и уменьшится численность растений, которыми питаются консументы первого порядка.

Ферменты и субстраты

Пример: Немецкая поговорка гласит: «Хорошо пережевано – наполовину переварено». Объясните ее смысл с позиции физиологии пищеварения в ротовой полости и желудке.

В ответе необходимо обозначить, что длительное пережевывание пищи способствует выделению желудочного сока, а это облегчает пищеварение в желудке. При тщательном пережевывании пища измельчается, хорошо смачивается слюной и начинает перевариваться. Вопрос предполагает, что речь пойдет, помимо прочего, об увеличении рабочей поверхности – благодаря измельчению пищи и, соответственно, повышению активности взаимодействия ферментов с субстратом. Дети чаще всего отвечают на этот вопрос неточно: они подробно описывают деятельность ферментов или просто указывают, что пища лучше переваривается.

Глюкагон

Пример: К каким последствиям может привести снижение синтеза глюкагона поджелудочной железой? Каков механизм действия этого гормона?

Ученик должен понимать, что глюкагон регулирует уровень сахара в крови – также, как и инсулин. Но этот гормон, накапливаясь в печени, при необходимости расщепляет гликоген и стимулирует выброс глюкозы в кровь. Возможный ответ: глюкагон вместе с инсулином регулируют уровень глюкозы в крови, как лекарственное средство он применяется для повышения уровня глюкозы. Также нужно указать, что снижение уровня глюкагона может привести к сахарному диабету.

Тетрадь содержит различные творческие вопросы и задания, в том числе лабораторные работы, задачи, таблицы, схемы и рисунки, а также тестовые задания, которые помогут подготовиться к ЕГЭ.

Вредители сельскохозяйственных растений

Пример: Для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений в специальных лабораториях разводят крошечных насекомых – трихограмм, которые откладывают свои яйца в яйца насекомых-вредителей. Как называется этот способ борьбы с вредителями культурных растений и какие преимущества он имеет по сравнению с другими способами борьбы?

В ответе важно прописать, что это биологический способ борьбы с вредителями культурных растений, и он не загрязняет окружающую среду, не оказывает отрицательного воздействия на растения.

Рефлексы

Пример: Почему собака, у которой отнимают еду, может укусить не только постороннего человека, но иногда и хозяина?

Заданий на знание нервной системы, рефлексной деятельности организма, работы парасимпатической нервной системы – достаточно много. Ученику необходимо знать, как устроена вегетативная нервная система, что такое торможение, возбуждение, условное и безусловное торможение. В ответе на данный вопрос нужно указать, что во время еды у собаки возбужден центр пищеварения, и когда у нее отнимают еду, то в этом центре возникает внешнее (безусловное) торможение, возбуждается центр защиты и проявляется оборонительный рефлекс. Также возможен вариант ответа: безусловный защитный рефлекс тормозит безусловный пищевой рефлекс.

Генетика

Пример: Почему в семье здоровых родителей гемофилией страдают сыновья?

В этом году сохраняются все типы вопросов по генетике, в которых рассматриваются моно и дигибридное скрещивание, полное и неполное доминирование, сцепленное и сцепленное с полом наследование. В данном примере необходимо указать, что ген гемофилии рецессивный, сцепленный с полом и находится в Х – хромосоме, и что он проявляется у мальчиков, поскольку у них одна Х-хромосома, а в У –хромосоме отсутствует аллель этого гена.

Справочник содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым ЕГЭ по биологии. После каждого раздела приводятся разноуровневые задания в форме ЕГЭ. Для итогового контроля знаний в конце справочника даются тренировочные варианты, соответствующие ЕГЭ. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данном справочнике они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену. Справочник адресован учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по биологии. Пособие содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым экзаменом. После каждого раздела даются примеры заданий ЕГЭ и тренировочный тест. Для итогового контроля знаний в конце справочника приводятся тренировочные варианта, соответствующие ЕГЭ по биологии. Ко всем заданиям приводятся ответы. Издание будет полезно учителям биологии, родителям для эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ.

Артериальное давление

Пример: Почему большая кровопотеря опасна для жизни человека? Ответ поясните.

Ученику нужно прописать, что при уменьшении количества крови артериальное давление значительно падает (снижается приток крови к сердцу и головному мозгу), после чего наступает кислородное голодание (в тканях снижается уровень обмена веществ и выработка энергии), и это может вызвать смерть человека.

Консументы и пищевые цепи

Пример 1: В каких случаях кровососущие насекомые занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже IV порядков?

Этот вопрос может вызвать затруднения у выпускников. В конечном итоге они должны указать, что на теле растительноядного животного кровососущие насекомые – консументы II порядка, а на теле хищника они консументы III и IV порядков. При подготовке нужно рассматривать примеры из жизни: на мыши комар консумент II порядка, а на лисе – III, при этом в цепи лягушка – змея – хищная птица он может оказаться консументом IV порядка.

Пример 2: Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: мышь-полевка, растения луга, лисица, ястреб. Сколько энергии переходит на уровень консументов II порядка, если чистая годовая первичная продукция экосистемы составляет 10000 кДж?

Смысл задания может меняться в зависимости от порядка консумента. В данном случае ученику необходимо отобразить цепь «Растения луга –> мышь-полевка –> лиса –> ястреб». А также указать, что к лисе, консументу второго порядка, переходит 100 кДж.

При подготовке нужно обязательно предупредить школьников, что пока они не прочитали задание до конца и по-настоящему не поняли смысл вопроса, к решению лучше не приступать. Даже у знающих предмет людей иногда срабатывает рефлекс: им кажется, что вопрос понятен с первых двух-трех фраз – это заблуждение может привести к ошибке. Также стоит напомнить ученикам о пользе работы с черновиками, особенно в таких стрессовых ситуациях как экзамен.

Задания части С1-С4

1. Какие экологические факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?

Ответ:
1) антропогенные: сокращение площади лесов, чрезмерный отстрел;
2) биотические: недостаток корма, конкуренция, распространение заболеваний.

2. Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Какие процессы происходят в этой фазе?

Ответ:
1) на рисунке изображена метафаза митоза;
2) нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом;
3) в этой фазе двухроматидные хромосомы выстраиваются в плоскости экватора.

3. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

Ответ:
1)способствует уничтожению сорняков и ослабляет конкуренцию с культурными растениями;
2)способствует снабжению растений водой и минеральными веществами;
3)увеличивает поступление кислорода к корням.

4. Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?

Ответ:
1)большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания;
2)сбалансированным круговоротом веществ;
3)продолжительными сроками существования.

5. Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство чис¬ла и формы хромосом во всех клетках организмов из поколения в поколение?

Ответ:
1)благодаря мейозу образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом;
2)при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, что обеспечивает постоянство хромосомного набора;
3)рост организма происходит за счет митоза, обеспечивающего постоянство числа хромосом в соматических клетках.

6. В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?

Ответ:
1)бактерии-гетеротрофы - редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;
2)бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) - продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

7. Какие признаки характерны для моховидных растений?

Ответ:

2)размножаются мхи как половым, так и бесполым путем с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит);
3)взрослое растение мха - половое поколение (гаметофит) а коробочка со спорами - бесполое (спорофит);
4)оплодотворение происходит при наличии воды.

8. Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?

9. Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках поджелудочной железы. Объясните почему.

Ответ:
1)в клетках поджелудочной железы синтезируются ферменты, которые накапливаются в полостях аппарата Гольджи;
2)в аппарате Гольджи ферменты упаковываются в виде пузырьков;
3)из аппарата Гольджи ферменты выносятся в проток поджелудочной железы.

10. В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?

Ответ:
1)первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот;
2)матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.

11. Какие особенности строения характерны для представителей типа Хордовых?

Ответ:
1)внутренний осевой скелет;
2)нервная система в виде трубки на спинной стороне тела;
3)щели в пищеварительной трубке.

12. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

Ответ:
1)уменьшение численности шмелей;
2)увеличение численности растительноядных животных;
3)размножение растений конкурентов (злаков и др).

13. Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе - 7,9%, в печени - 18,4%, в сердце - 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?

Ответ:
1)митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ;
2)для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое;
3)в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ.

14. Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарного контроля, опасно употреблять в пищу в недоваренном или слабо прожаренном виде.

Ответ:
1)в говяжьем мясе могут быть финны бычьего цепня;
2)в пищеварительном канале из финны развивается взрослый червь, и человек становится окончательным хозяином.

15. Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1-3, и их функции.

Ответ:
1)изображенный органоид - хлоропласт;
2)1 - тилакоиды граны, участвуют в фотосинтезе;
3)2 - ДНК, 3 - рибосомы, участвуют в синтезе собственных белков хлоропласта.

16. Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?

Ответ:
1)в их клетках ядерное вещество представлено одной кольцевой молекулой ДНК и не отделено от цитоплазмы;
2)не имеют митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС;
3)не имеют специализированных половых клеток, отсутствуют мейоз и оплодотворение.

17. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?

18. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

Ответ:
1)фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;
2)по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых не происходит фотосинтез.

19. Какие стадии гаметогенеза обозначены на рисунке буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий? К развитию каких специализированных клеток ведет этот процесс?

Ответ:
1)А - стадия (зона) размножения (деления), клетки диплоидные;
2)Б - стадия (зона) роста, клетка диплоидная;
3)В - стадия (зона) созревания, клетки гаплоидные, развиваются сперматозоиды.

20. Чем отличаются по строению бактериальные клетки от клеток организмов других царств живой природы? Укажите не менее трех отличий.

Ответ:
1)отсутствует оформленное ядро, ядерная оболочка;
2)отсутствует ряд органоидов: митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи и др.;
3)имеют одну кольцевую хромосому.

21. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?

Ответ:
1)создают органические вещества из неорганических;
2)аккумулируют солнечную энергию;
3)обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.

22. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?

Ответ:
1)из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила;
2)восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.

23. Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

Ответ:
1)А - прокариотическая клетка, Б - эукариотическая клетка;
2)клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, ее наследственный материал представлен кольцевой хромосомой;
3)клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и органоиды.

24. В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?

Ответ:
1)сердце становится трехкамерным;
2)появляется второй круг кровообращения;
3)в сердце содержится венозная и смешанная кровь.

25. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?

Ответ:
1)в смешанном лесу больше видов, чем в еловом;
2)в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвленные, чем в еловом;
3)в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.

26. Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: ГАТГААТАГТГЦТТЦ. Перечислите не менее трех последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц).

Ответ:
1)произойдет генная мутация - изменится кодон третьей аминокислоты;
2)в белке может произойти замена одной аминокислоты на другую, в результате изменится первичная структура белка;
3)могут измениться все остальные структуры белка, что повлечет появление у организма нового признака.

27. Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно - оранжевой части спектра.

Ответ:
1)для фотосинтеза необходимы лучи не только красной, но и синей части спектра;
2)в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.

28. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.Кишечнополостные - это трехслойные многоклеточные животные. 2.Они имеют гастральную или кишечную полость. 3.Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4.Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5.Все кишечнополостные - свободноплавающие организмы.


1)1 - кишечнополостные - двухслойные животные;
2)3 - стрекательные клетки содержатся в эктодерме, а не в кишечной полости;
3)5 - среди кишечнополостных есть прикрепленные формы.

29. Каким образом происходит газообмен в лёгких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс?

Ответ:
1)в основе газообмена лежит диффузия, которая обусловлена разницей концентрации газов (парциального давления) в воздухе альвеол и в крови;
2)кислород из области высокого давления в альвеолярном воздухе поступает в кровь, а углекислый газ из области высокого давления в крови поступает в альвеолы;
3)в тканях кислород из области высокого давления в капиллярах поступает в межклеточное вещество и далее в клетки органов. Углекислый газ из области высокого давления в межклеточном веществе поступает в кровь.

30. В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере.

Ответ:
1)продуценты синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, азота, фосфора и других минеральных веществ), выделяют кислород (кроме хемотрофов);
2)консументы (и другие функциональные группы) организмов используют и преобразуют органические вещества, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя углекислый газ и воду;
3)редуценты разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора и др., возвращая их в среду.

31. Участок молекулы ДНК, кодирующей последовательность аминокислот в белке, имеет следующий состав: Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-ТТ-Ц-Т-Т-Ц. Объясните, к каким последствиям может привести случайное добавление нуклеотида гуанина (Г) между седьмым и восьмым нуклеотидами.

Ответ:
1)произойдёт генная мутация — могут измениться коды третьей и последующих аминокислот;
2)может измениться первичная структура белка;
3)мутация может привести к появлению нового признака у организма.

32. Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях инди-видуального развития?

Ответ:
1)корни растений повреждают личинки;
2)листья деревьев повреждают взрослые жуки.

33. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Плоские черви — это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. У них хорошо развита нервная система. 5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца.

Ошибки допущены в предложениях:
1)2 — к типу Плоские черви не относят человеческую аскариду, это Круглый червь;
2)4 — у плоских червей нервная система развита слабо;
3)5 — Плоские черви — гермафродиты.

34. Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и жи-вотных?

Ответ:
1)плод — генеративный орган покрытосеменных растений;
2)содержит семена, с помощью которых происходит размножение и расселение растений;
3)плоды растений — пища для животных.

35. Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее трёх факторов, которые являются причиной перелётов этих животных.

Ответ:
1)пищевые объекты насекомоядных птиц становятся не доступными для добывания;
2)ледовый покров на водоёмах и снеговой покров на земле лишают пищи растительноядных птиц;
3)изменение продолжительности светового дня.

36. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.

Ответ:
1)быстрее прокиснет свеженадоенное молоко, так как в нем имеются бактерии, вызывающие сбраживание продукта;
2)при стерилизации молока клетки и споры молочнокислых бактерий погибают, и молоко сохраняется дольше.

37. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Основные классы типа членистоногих — Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Тело ракообразных и паукообразных расчленено на голову, грудь и брюшко. 3. Тело насекомых состоит из головогруди и брюшка. 4. У паукообразных усиков нет. 5. У насекомых две пары усиков, а у ракообразных одна пара.

Ошибки допущены в предложениях:
1)2 - тело ракообразных и паукообразных состоит из головогруди и брюшка;
2)3 - тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка;
3)5 - у насекомых одна пара усиков, а у ракообразных две пары.

38. Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег.

Ответ:
1)корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки;
2)на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега;
3)от корневища отходят придаточные корни;
4)внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.

39. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее трёх изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.

Ответ:
1)численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений;
2)резко сократится численность насекомоядных организмов (консументов ІІ порядка) или они исчезнут из-за нарушения цепей питания;
3)часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.

40. Почему лечение антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.

Ответ:
1)антибиотики убивают полезные бактерии, обитающие в кишечнике человека;
2)нарушаются расщепление клетчатки, всасывание воды и другие процессы.

41.Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

1)буквой А обозначен сосудисто-волокнистый пучок (жилка), в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань;
2)сосуды обеспечивают транспорт воды в листья;
3)ситовидные трубки обеспечивают транспорт органических веществ из листьев в другие органы;
4)клетки механической ткани придают прочность и являются каркасом листа.

42. Каковы характерные признаки царства грибов?

Ответ:
1)тело грибов состоит из нитей - гифов, образующих грибницу;
2)размножаются половым путем и бесполым (спорами, грибницей, почкованием);
3)растут в течение всей жизни;
4)в клетке: оболочка содержит хитиноподобное вещество, запасное питательное вещество - гликоген.

43. В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоем считать экосистемой. Приведите не менее трех доказательств.

Ответ:
Названный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нем:
1)отсутствуют продуценты;
2)отсутствуют редуценты;
3)отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания.

44. Почему под жгут, который накладывают для остановки кровотечения из крупных кровеносных сосудов, кладут записку с указанием времени его наложения?

Ответ:
1)прочитав записку, можно определить, сколько времени прошло после наложения жгута;
2)если через 1-2 часа не удалось доставить больного к врачу, то следует на некоторое время ослабить жгут. Это предупредит омертвление тканей.

45. Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.

Ответ:
1)1 - серое вещество, образовано телами нейронов;
2)2 - белое вещество, образовано длинными отростками нейронов;
3)серое вещество осуществляет рефлекторную функцию, белое вещество - проводниковую функцию.

46. Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее трех функций.

Ответ:
1)секрет слюнных желез смачивает и обеззараживает пищу;
2)слюна участвует в формировании пищевого комка;
3)ферменты слюны способствуют расщеплению крахмала.

47. В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши. Укажите не менее трех элементов.

Ответ:
1)первыми поселятся микроорганизмы и лишайники, которые обеспечивают образование почвы;
2)на почве поселяются растения, споры или семена которых заносятся ветром или водой;
3)по мере развития растительности в экосистеме появляются животные, в первую очередь членистоногие и птицы.

48. Опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните почему.

Ответ:
1)корневая система разрастается, зона всасывания перемещается за верхушкой корня;
2)корни с развитой зоной всасывания - корневыми волосками - находятся по краям приствольных кругов.

49. Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.

Ответ:
1)луковица;
2)1 - сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода;
3)2 - придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ;
4)3 - почка, обеспечивает рост побега.

50. Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов? Укажите не менее трех элементов.

Ответ:
1)большинство мхов - листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды;
2)у мхов слабо развита проводящая система;
3)размножаются мхи как половым, так и бесполым способом, с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит); взрослое растение мха - половое поколение, а коробочка со спорами - бесполое.

51. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление. Укажите не менее трех этапов.

Ответ:
1)первыми развиваются травянистые светолюбивые растения;
2)потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес.
3)под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытесняют другие деревья.

52. Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано?

Ответ:
1)причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода;
2)заболевание вызвано хромосомной мутацией - утратой или присоединением фрагмента хромосомы.

53. Какой буквой на рисунке обозначена бластула в цикле развития ланцетника. Каковы особенности формирования бластулы?

Ответ:
1)бластула обозначена буквой Г;
2)бластула формируется при дроблении зиготы;
3)размеры бластулы не превышают размеров зиготы.

54. Почему грибы выделяют в особое царство органического мира?

Ответ:
1)тело грибов состоит из тонких ветвящихся нитей — гифов, образующих мицелий, или грибницу;
2)клетки мицелия запасают углеводы в виде гликогена;
3)грибы нельзя отнести к растениям, так как в их клетках нет хлорофилла и хлоропластов; стенка содержит хитин;
4)грибы нельзя отнести к животным, так как они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, а не заглатывают в виде пищевых комочков.

55. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.

Ответ:
1)вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги (естественно регулирующие численность);
2)затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма;
3)возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и отсутствия хищников, что тоже повлияло на снижение численности куриных.

56. Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака.

Ответ:
1)у зайца наблюдается проявление модификационной (фенотипической, не-наследственной) изменчивости;
2)проявление данного признака определяется изменением условий среды обитания (температура, длина дня).

57. Назовите стадии эмбрионального развития ланцетника, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Раскройте особенности образования каждой из этих стадий.
А Б

Ответ:
1)А — гаструла — стадия двухслойного зародыша;
2)Б — нейрула, имеет зачатки будущей личинки или взрослого организма;
3)гаструла образуется путём впячивания стенки бластулы, а в нейруле закладывается вначале нервная пластинка, которая служит регулятором для закладки остальных систем органов.

58. Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Укажите не менее четырёх особенностей.

Ответ:
1)бактерии - доядерные организмы, не имеющие оформленного ядра и многих органоидов;
2)по способу питания бактерии - гетеротрофы и автотрофы;
3)высокая скорость размножения путем деления;
4)анаэробы и аэробы;
5)неблагоприятные условия переживают в состоянии спор.

59. Чем отличается наземно-воздушная среда от водной?

Ответ:
1)содержанием кислорода;
2)различиями в колебаниях температуы (широкая амплитуда колебаний в наземно - воздушной среде);
3)степенью освещенности;
4)плотностью.
Ответ:
1) морская капуста обладает свойством накапливать химический элемент йод;
2)йод необходим для нормальной функции щитовидной железы.

61. Почему клетку инфузории-туфельки считают целостным организмом? Какие органоиды инфузории-туфельки обозначены на рисунке цифрами 1 и 2 и какие функции они выполняют?

Ответ:
1) клетка инфузории выполняет все функции самостоятельного организма: обмен веществ, размножение, раздражимость, адаптация;
2) 1 — малое ядро, участвует в половом процессе;
3) 2 — большое ядро, регулирует процессы жизнедеятельности.

61. Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов? Укажите не менее трех признаков.

62. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин.

Ответ:
1)непосредственно повреждают органы и ткани растений;
2)загрязняют почву, уменьшают плодородие;
3)понижают продуктивность растений.

63. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

Ответ:
1)быстрое изменение давления при взлете или посадке самолета вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше;
2)глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде.

64. Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее трех признаков, которые доказывают эти отличия.

Ответ:
1)у членистоногих кровеносная система незамкнутая, а у кольчатых червей замкнутая;
2)у членистоногих имеется сердце на спинной стороне;
3)у кольчатых червей сердца нет, его функцию выполняет кольцевой сосуд.

65. К какому типу относят животное, изображенное на рисунке? Что обозначено цифрами 1 и 2? Назовите других представителей этого типа.

Ответ:
1)к типу Кишечнополостных;
2)1 - эктодерма, 2 - кишечная полость;
3)коралловые полипы, медузы.

66. В чем проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных?

Ответ:
1)морфологические: теплоизолирующие покровы, подкожный слой жира, изменение поверхности тела;
2)физиологические: усиление интенсивности испарения пота и влаги при дыхании; сужение или расширение сосудов, изменение уровня обмена веществ;
3)поведенческие: строительство гнезд, нор, изменение суточной и сезонной активности в зависимости от температуры среды.

67. Как осуществляется поступление генетической информации из ядра в рибосому?

Ответ:
1)синтез иРНК происходит в ядре в соответствии с принципом комплементарности;
2)иРНК - копия участка ДНК, содержащая информацию о первичной структуре белка, перемещается из ядра к рибосоме.

68. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков.

Ответ:
1)у папоротников появились корни;
2)у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань;
3)в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком.

69. Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 3. Какой тип ткани и какие органы формируются из него.

Ответ:
1)зародышевый листок - энтодерма;
2ткань эпителиальная (эпителий кишечника и органов дыхания);
3)органы: кишечник, пищеварительные железы, органы дыхания, некоторые железы внутренней секреции.

70. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров.

Ответ:
1)регулируют численность растений (распространяют плоды и семена);
2) регулируют численность насекомых, мелких грызунов;
3)служат пищей для хищников;
4)удобряют почву.

71. В чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека?

Ответ:
1)лейкоциты способны к фагоцитозу - пожиранию и перевариванию белков, микроорганизмов, отмерших клеток;
2)лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют определенные антигены.

72. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
Согласно хромосомной теории наследственности:
1. Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке. 2. Каждый занимает определенное место — аллель. 3. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления. 4. Число групп сцепления определяется диплоидным бором хромосом. 5. Нарушение сцепления генов происходит в процессе конъюгации хромосом в профазе мейоза.

Ошибки допущены в предложениях:
1)2 — место расположения гена — локус;
2)4 — число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом;
3)5 — нарушение сцепления генов происходит при кроссинговере.

73. Почему зелёную эвглену одни учёные относят к растениям, а другие — к животным? Укажите не менее трёх причин.

Ответ:
1)способна к гетеротрофному питанию, как все животные;
2)способна к активному движению в поисках пищи, как все животные;
3)содержит в клетке хлорофилл и способна к автотрофному питанию, как растения.

74. Какие процессы происходят на этапах энергетического обмена?

Ответ:
1)на подготовительном этапе сложные органические вещества расщепляются до менее сложных (биополимеры — до мономеров), энергия рассеивается в виде тепла;
2)в процессе гликолиза глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты (или молочной кислоты, или спирта) и синтезируется 2 молекулы АТФ;
3)на кислородном этапе пировиноградная кислота (пируват) расщепляется до углекислого газа и воды и синтезируется 36 молекул АТФ.

75. В образовавшейся на теле человека ране кровотечение со временем приоста-навливается, однако может возникнуть нагноение. Объясните, какими свойствами крови это обусловлено.

Ответ:
1)кровотечение приостанавливается благодаря свёртыванию крови и образованию тромба;
2)нагноение обусловлено накоплением отмерших лейкоцитов, осуществивших фагоцитоз.

76. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера пред-ложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

Ошибки допущены в предложениях:
1)2 — мономерами белков являются аминокислоты;
2)5 — наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах ДНК;
3)6- в состав рибосом входят молекулы рРНК, а не тРНК.

77. Что такое близорукость? В какой части глаза фокусируется изображение у близорукого человека? Чем различаются врождённая и приобретённая формы близорукости?

Ответ:
1)близорукость — это заболевание органов зрения, при котором человек плохо различает удалённые предметы;
2)у близорукого человека изображение предметов возникает перед сетчаткой;
3)при врождённой близорукости изменяется форма глазного яблока (удлиняется);
4)приобретенная близорукость связана с изменением (увеличением) кривизны хрусталика.

78. Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырёх отличий.

Ответ:
1)преобладание мозгового отдела черепа над лицевым;
2)уменьшение челюстного аппарата;
3)наличие подбородочного выступа на нижней челюсти;
4)уменьшение надбровных дуг.

79. Почему объём мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объём выпитой за это же время жидкости?

Ответ:
1)часть воды используется организмом или образуется в процессах обмена веществ;
2)часть воды испаряется через органы дыхания и потовые железы.

80. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Животные — это гетеротрофные организмы, они питаются готовыми органическими веществами. 2. Различают одноклеточных и многоклеточных животных. 3. Все многоклеточные животные имеют двустороннюю симметрию тела. 4. У большинства из них развиты различные органы передвижения. 5. Кровеносную систему имеют только членистоногие и хордовые. 6. Постэмбриональное развитие у всех многоклеточных животных прямое.

Ошибки допущены в предложениях:
1) 3 — двусторонюю симметрию тела имеют не все многоклеточные животные; например, у кишечнополостных она лучевая (радиальная);
2) 5 — кровеносная система имеется также у кольчатых червей и моллюсков;
3) 6 — прямое постэмбриональное развитие присуще не всем многоклеточным животным.

81. Какое значение имеет кровь в жизнедеятельности человека?

Ответ:
1)выполняет транспортную функцию: доставка кислорода и питательных веществ к тканям и клеткам, удаление углекислого газа и продуктов обмена;
2)выполняет защитную функцию благодаря деятельности лейкоцитов и антител;
3)участвует в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма.

82. Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последовательности развития животного мира.

Ответ:
1) стадия зиготы соответствует одноклеточному организму;
2) стадия бластулы, где клетки не дифференцированы, сходна с колониальными формами;
3) зародыш на стадии гаструлы соответствует строению кишечнополостного (гидры).

83. Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором NaCl). Поясните почему.

Ответ:
1) введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое изменение состава крови и необратимые явления;
2) концентрация физиологического раствора (0,9% раствор NaCl) соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови.

84. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера пред-ложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Животные типа членистоногих имеют наружный хитиновый покров и членистые конечности. 2. Тело у их большинства состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. 3. Все членистоногие имеют по одной паре усиков. 4. Глаза у них сложные (фасеточные). 5. Кровеносная система у насекомых замкнутая.

Ошибки допущены в предложениях:
1)3 — по одной паре усиков имеют не все членистоногие (у паукообразных их нет, а у ракообразных — по две пары);
2)4 — не все членистоногие имеют сложные (фасеточные) глаза: у паукообразных они простые или отсутствуют, у насекомых наряду со сложными глазами могут быть простые;
3)5 — кровеносная система у членистоногих незамкнутая.

85. Каковы функции пищеварительной системы человека?

Ответ:
1)механическая обработка пищи;
2)химическая обработка пищи;
3)передвижение пищи и удаление непереваренных остатков;
4)всасывание питательных веществ, минеральных солей и воды в кровь и лимфу.

86. Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее трёх признаков.

Ответ:
1)большим разнообразием популяций и видов;
2)широким расселением на земном шаре;
3)приспособленностью к жизни в разных экологических условиях.

87. Почему пищу надо тщательно пережёвывать?

Ответ:
1)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается слюной в ротовой полости и начинает перевариваться;
2)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается пищеварительными соками в желудке и кишечнике и поэтому легче переваривается.

88. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.2.Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течение одного лета, представляет собой популяцию.

Ошибки допущены в предложениях:
1)2 — популяции одного вида частично изолированы, но особи разных популяций могут скрещиваться;
2)3 — генофонды разных популяций одного вида отличаются;
3)5 — группа лягушек не является популяцией, так как группа особей одного вида считается популяцией, если она на протяжении большого числа поколений занимает одно и то же пространство.

89. Почему летом при длительной жажде рекомендуется пить подсоленую воду?

Ответ:
1)летом у человека усиливается потоотделение;
2)с потом из организма выводятся минеральные соли;
3)подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между тканями и внутренней средой организма.

90. Чем доказывается принадлежность человека к классу млекопитающих?

Ответ:
1)сходством строения систем органов;
2)наличием волосяного покрова;
3)развитием зародыша в матке;
4)выкармливанием потомства молоком, заботой о потомстве.

91. Какие процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови человека?

Ответ:
1)процессы в буферных системах поддерживают реакцию среды (рН) на постоянном уровне;
2)осуществляется нейрогуморальная регуляция химического состава плазмы.

92. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.2.Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяций, всегда стабильна.

Ошибки допущены в предложениях:
1)1 — популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию популяции;
2)4 — популяция является структурной единицей вида;
3)5 — численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы.

93. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль.

Ответ:
1)подкожная жировая клетчатка предохраняет организм от охлаждения;
2)потовые железы образуют пот, который при испарении защищает от перегревания;
3)волосы на голове защищают организм от охлаждения и перегревания;
4)изменение просвета капилляров кожи регулирует теплоотдачу.

94. Приведите не менее трёх прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.

Ответ:
1)увеличение мозга и мозгового отдела черепа;
2)прямохождение и соответствующие изменения в скелете;
3)освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца.

95. Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чём оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит.

Ответ:
1)сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза;
2)все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы (хроматиды);
3)образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом.

96.Чем отличается артериальное кровотечение от венозного?

Ответ:
1)при артериальном кровотечении кровь алого цвета;
2)бьёт из раны сильной струей, фонтаном.

97. Схема какого процесса, происходящего в организме человека, изображена на рисунке? Что лежит в основе этого процесса и как изменяется в результате состав крови? Ответ поясните.
капилляр

Ответ:
1)на рисунке изображена схема газообмена в лёгких (между лёгочным пузырьком и капилляром крови);
2)в основе газообмена лежит диффузия — проникновение газов из места с большим давлением в место с меньшим давлением;
3)в результате газообмена кровь насыщается кислородом и превращается из венозной (А) в артериальную (Б).

98. Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека?

Ответ:
гиподинамия приводит:
1)к понижению уровня обмена веществ, увеличению жировой ткани, избыточной массе тела;
2)ослаблению скелетных и сердечной мышц, увеличению нагрузки на сердце и снижению выносливости организма;
3)застою венозной крови в нижних конечностях, расширению сосудов, нарушению кровообращения.

(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.)

99. Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях?

Ответ:
1)корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы;
2)у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах;
3)листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.

100. С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните.

Ответ:

2)эритроциты обеспечивают транспорт кислорода и углекислого газа.

101. По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кровообращения связана каждая из этих структур сердца?

Ответ:
1)в камеру, обозначенную цифрой 3, поступает венозная кровь из верхней и нижней полых вен;
2)в камеру, обозначенную цифрой 5, поступает артериальная кровь из легочных вен;
3)камера сердца, обозначенная цифрой 3, связана с большим кругом кровообращения;
4)камера сердца, обозначенная цифрой 5, связана с малым кругом кровообращения.

102. Что представляют собой витамины, какова их роль в жизнедеятельности ор-ганизма человека?

Ответ:
1)витамины — биологически активные органические вещества, необходимые в небольших количествах;
2)они входят в состав ферментов, участвуя в обмене веществ;
3)повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, стимулируют рост, развитие организма, восстановление тканей и клеток.

103. Форма тела бабочки калимы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?

Ответ:
1)появление у особей разнообразных наследственных изменений;
2)сохранение естественным отбором особей с измененной формой тела;
3)размножение и распространение особей с формой тела, напоминающей лист.

104. Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации?

Ответ:
1)большинство ферментов — белки;
2)под действием радиации происходит денатурация, изменяется структура белка-фермента.

105. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых они сделаны, исправьте их.
1. Растения, как и все живые организмы, питаются, дышат, растут, размножаются. 2. По способу питания растения относят к автотрофным организмам. 3. При дыхании растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Все растения размножаются семенами. 5. Растения, как и животные, растут только в первые годы жизни.

Ошибки допущены в предложениях:
1)3 — при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ;
2)4 — размножаются семенами только цветковые и голосеменные, а водоросли, мхи, папортники — спорами;
3)5 — растения растут в течение всей жизни, имеют неограниченный рост.

106. С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните.

Ответ:
1)ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов;
2)гемоглобин эритроцитов обеспечивает транспорт кислорода и углекислого газа, так как способен связываться с этими газами;
3)поступление кислорода необходимо для энергетического обмена клетки, а углекислый газ — его конечный продукт, подлежащий удалению.

107. Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду. Приведите не менее трех доказательств.

Ответ:
1)сходство строения, процессов жизнедеятельности, поведения;
2)генетическое единство — одинаковый набор хромосом, их строение;
3)от межрасовых браков появляется потомство, способное к размножению.

108. В древней Индии подозреваемому в преступлении предлагали проглотить горсть сухого риса. Если ему это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое обоснование этого процесса.

Ответ:
1)глотание — сложный рефлекторный акт, который сопровождается слюноотделением и раздражением корня языка;
2)при сильном волнении резко тормозится слюноотделение, во рту становится сухо, и глотательный рефлекс не возникает.

109. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтез. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

Ошибки допущены в предложениях:
1)2 — первым звеном являются продуценты;
2)3 — консументы не способны к фотосинтезу;
3)4 — кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза.

110. Каковы причины малокровия у человека? Укажите не менее трёх возможных причин.

Ответ:
1)большие кровопотери;
2)неполноценное питание (недостаток железа и витаминов и др.);
3)нарушение образования эритроцитов в кроветворных органах.

111. Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности.

Ответ:
1)тип приспособления — мимикрия, подражание окраски и формы тела незащищенного животного защищенному;
2)сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным;
3)муха становится добычей молодых птиц, у которых еще не выработался рефлекс на осу.

112. Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консументов третьего порядка в составленной цепи.

Ответ:
1)перегной —> комнатная муха —> паук-крестовик —>большая синица —>ястреб;
2)консумент третьего порядка — большая синица.

113. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среза других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатого червя состоит из одинаковых члеников. 4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой.

Ошибки допущены в предложениях:
1)2 — Кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему;
2)4 — Кольчатые черви имеют полость тела;
3)5 — нервная цепочка расположена на брюшной стороне тела.

114. Назовите не менее трёх ароморфозов у наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

Ответ:
1)возникновение покровной ткани — эпидермиса с устьицами, — способствующей защите от испарения;
2)появление проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;
3)развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию.

115. Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах.

Ответ:
1)Австралия отделилась от других материков в период расцвета сумчатых до появления плацентарных животных (географическая изоляция);
2)природные условия Австралии способствовали дивергенции признаков сумчатых и активному видообразованию;
3)на других континентах сумчатые были вытеснены плацентарными млекопитающими.

116. В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка?

Ответ:
1)если в результате замены нуклеотида возникает другой кодон, кодирующий ту же аминокислоту;
2)если кодон, образовавшийся в результате замены нуклеотида, кодирует другую аминокислоту, но со сходными химическими свойствами, не изменяющую структуру белка;
3)если изменения нуклеотидов произойдут в межгенных или нефункционирующих участках ДНК.

117. Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают кон-курентными?

Ответ:
1)являются хищниками, питаются сходной пищей;
2)обитают в одном водоёме, нуждаются в сходных условиях для жизни, взаимно угнетают друг друга.

118. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Основные классы типа членистоногих — Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные — три пары. 3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик — сложные. 4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные бородавки. 5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.

Ошибки допущены в предложениях:
1)2 — насекомые имеют три пары ног, а паукообразные — четыре пары;
2)3 — речной рак имеет сложные глаза, а паук-крестовик — простые;
3)5 — у майского жука нет лёгочных мешков, а имеются только трахеи.

119. Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов? Назовите не менее четырех особенностей.

Ответ:
1)имеют грибницу и плодовое тело;
2)размножаются спорами и грибницей;
3)по способу питания — гетеротрофы;
4)большинство образуют микоризу.

120. Какие ароморфозы позволили древним земноводным освоить сушу.

Ответ:
1)появление лёгочного дыхания;
2)формирование расчлененных конечностей;
3)появление трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения.

Они были объединены в семь содержательных блоков: Биология - наука о живой природе; Клетка как биологическая система; Организм как биологическая система; Система и многообразие органического мира; Человек и его здоровье; Эволюция живой природы; Экосистемы и присущие им закономерности.

Экзаменационная работа состояла из трех частей.

Часть 1 включала 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 26 - базового и 10 - повышенного уровня сложности.

Часть 2 - 8 заданий повышенного уровня: 3 - с выбором нескольких верных ответов из шести, 3 - на установление соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, 2 - на определение последовательности явлений и процессов.

Часть 3 состояла из 6 заданий с развернутым ответом: 1 - повышенного и 5 - высокого уровня. Все задания части 3контролировали умения выпускников самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования вывода, обобщения. В части 3 были выделены следующие линии:

С1 - практико-ориентированные задания;
С2 - задания на работу с текстом или рисунком;
С3 - задания на обобщение и применение знаний о человеке, многообразии организмов;
С4 - задания по эволюции и экологии;
С5 - задачи по цитологии,
С6 - генетические задачи.

Блок 1. Биология - наука о живой природе

Сложным оказалось задание, требующее определения уровня организации живого, на котором изучаются структуры белка. Вместо молекулярного уровня учащиеся выбирали клеточный и организменный уровни. Экосистему хвойного леса примерно половина экзаменуемых отнесли к биосферному уровню организации жизни вместо биоценотического.

Блок 2. Клетка как биологическая система

Наибольшие трудности и проблемы возникли у участников ЕГЭ при ответе на задания, требующие сравнения эукариотических и прокариотических клеток, РНК- и ДНК-содержащих вирусов, митоза и мейоза, различных фаз деления клетки, этапов энергетического обмена; знания взаимосвязи строения и функций органоидов и химических веществ клетки, их участие в процессах метаболизма; определения хромосомного набора соматических и половых клеток.

Особое внимание следует обратить на выполнение экзаменуемыми задания С5, в котором предлагалось три типа задач по цитологии: на применение знаний о генетическом коде, на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза, на обоснование процессов метаболизма.

Экзаменуемые допустили ошибку при выполнении задания, требующего определить фрагмент молекулы тРНК и ее антикодон по нуклеотидной последовательности ДНК, а также определить аминокислоту, которую переносит эта тРНК. Участники не учли того, что по фрагменту одной молекулы тРНК нельзя определить всю последовательность фрагмента иРНК, а можно определить только ее кодон, которому соответствует антикодон. Они разбивали тРНК на триплеты, определяли иРНК по тРНК, а по полученным триплетам находили аминокислотную последовательность. Согласно такому ответу одна молекула тРНК оказывалась одновременно матрицей для синтеза иРНК и белка, что является грубой ошибкой. При подготовке к экзамену следует повторить материал о биосинтезе белка, процессе трансляции и роли тРНКв нем.

Задачи на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза оказались особенно сложными. К числу типичных ошибок, которые были допущены относятся следующие:

1) отождествляются понятия репликации ДНК и удвоение хромосом. В интерфазе перед началом деления удваивается число молекул ДНК, образуется две сестринские хромати-ды, но число хромосом не меняется, так как хроматиды сцеплены центромерой и составляют одну хромосому. Число хромосом в клетке увеличивается и становится равным числу ДНК только в анафазе любого деления, так как сестринские хроматиды, разделяясь, становятся сестринскими хромосомами;

2) часто отсутствует пояснение к каждой фазе деления, которое требовалось дать по условию задачи;

3) в значительной части работ участники определяли число хромосом, но не определяли число молекул ДНК, как это требовалось в условии задачи.

При выполнении заданий, требующих проследить преобразование энергии или пути во дорода в процессе метаболизма, участники чаще всего описывали весь процесс, но не отвечали на конкретный вопрос, предусмотренный в задаче.

Например, в ответе на задание, в котором требовалось проследить путь водорода в световой и темновой стадии фотосинтеза от момента его образования до синтеза глюкозы, необходимо было указать на: 1) образование ионов водорода при фотолизе воды под действием солнечного света, 2) соединение водорода с переносчиком НАДФ+ и образование НАДФ.2Н, 3) использование НАДФ.2Н в реакции восстановления промежуточных соединений, из которых синтезируется глюкоза.

Блок 3. Организм как биологическая система

Экзаменуемые затруднились определить партеногенез как особую разновидность полового размножения, каким организмам он присущ. Серьезные проблемы возникли при ответе на вопросы об индивидуальном развитии организмов. Многие участники ЕГЭ по биологии плохо знают циклы развития растений, чередование гаметофита и спорофита у мхов и папоротников; затрудняются сравнивать стадии развития зародыша животных (нейрулы и гаструлы), определять последовательность процессов, происходящих при гаметогенезе.

Особенно сложными оказались задания по генетике, в которых требовалось определить хромосомный набор генома, его отличие от кариотипа и генотипа, число аллелей в гаметах, соотношение потомков при моногибридном скрещивании. Чтобы не допустить в дальнейшем подобных ошибок, рекомендуется перед началом изучения генетики повторить материал о мейозе, поскольку он лежит в основе образования гамет и наследования признаков.

Блок 4. Система и многообразие органического мира

Плохо усвоен материал о строении и жизнедеятельности бактерий и грибов. В частности, участники затруднились отличить бактерии от одноклеточных растений, определить способ питания бактерий гниения. Они не овладели понятиями «микориза», «симбиоз», не смогли определить по рисунку плесневый гриб мукор, хотя его изображение имеется в каждом учебнике биологии. Из практико-ориентированных заданий (С1) самые низкие показатели выявлены при выполнении задания о причинах распространения белых грибов в лесах. Экзаменуемые не смогли объяснить причины распространения грибов, образующих симбиоз с растениями. Вместо этого назывались экологические факторы: тепло, влажность, затененность, особенности почвы.

По разделу «Растения» наибольшие затруднения вызвали вопросы физиологического характера (транспорт воды, минеральных и органических веществ; роль корневого давления и транспирации в этих процессах), о принципах классификации цветковых растений, ароморфных признаках папоротниковидных, чередовании поколений у высших споровых растений. Большинство экзаменуемых плохо справились с заданием С2, требующим определить по рисунку земляники ее признаки и принадлежность к классу двудольных. Участники правильно определяли класс изображенного растения, однако для этого использовали не рисунок, а известные им знания о признаках класса двудольных, которые не были изображены на рисунке (две семядоли, камбий в стебле, стержневая корневая система). Они не смогли объяснить образование у земляники придаточных корней, отрастающих от надземного побега (усов) и не являющихся признаком двудольных растений, а указывали только на стержневую корневую систему с неразвитым главным корнем.

Традиционно сложными остаются задания, контролирующие знания о беспозвоночных животных: признаки усложнения кольчатых червей (появление замкнутой кровеносной системы), обособление переднего конца тела в связи с появление двусторонней симметрии, особенности двустворчатых моллюсков (строение раковины, образование жемчуга), насекомых с полным и неполным превращением, значение слюнных желез в образовании кокона и стадии куколки.

Низкие результаты получены и при ответах на отдельные вопросы по типу Хордовые. Выпускники не знают типа нервной системы хордовых, затрудняются по рисунку определить отделы головного мозга позвоночных животных, не могут назвать прогрессивные признаки млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися, объяснить приспособленность земноводных к жизни в воде и на суше.

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г. www.fipi.ru
2. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по биологии. Федеральный институт педагогических измерений www.fipi.ru

Задания из банка ЕГЭ по биологии со свободным ответом

1. Биологическое окисление органических веществ в организме человека сходно по химическому процессу со сжиганием топлива (угля, торфа, дерева). Какие общие с горением продукты образуются в результате этих процессов? Сравните энергетику процессов биологического окисления и горения. В чём их отличие?

1) в результате окисления кислородом органических веществ, как и при горении, образуются углекислый газ и вода;

2) при горении вся энергия выделяется в виде тепла, а при биологическом окислении часть энергии запасается в молекулах АТФ

2. Почему согласно правилу экологической пирамиды в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии?

1) заключённая в органических веществах энергия на каждом звене пищевой цепи расходуется на процессы жизнедеятельности;

2) часть энергии рассеивается в виде тепла.

3. Почему для нормального восприятия запаха носовая полость должна быть увлажнённой и чистой? Ответ поясните.

1) полость должна быть увлажнённой, так как обонятельные клетки (рецепторы) раздражаются только веществами, растворёнными в слизи носовой полости;

2) обильное выделение слизи препятствует доступу веществ к обонятельным рецепторам

4. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крестоцветные блошки, хорь, уж, листья репы, лягушка. Определите консумента II порядка в составленной цепи и объясните свой выбор.

1) листья репы → крестоцветные блошки → лягушка → уж → хорь;

2) консумент II порядка – лягушка, так как питается консументами I порядка

Элементы ответа:

1) влажные семена начнут прорастать, при этом они интенсивно дышат и выделяют много тепла;

2) сильное нагревание большого количества семян ведёт к гибели как проросших, так и не проросших семян

6. Что представляют собой образования на корнях изображённого растения? Какой тип взаимоотношений организмов иллюстрирует рисунок? Объясните значение

этих взаимоотношений для обоих организмов.

Элементы ответа:

1) образования на корнях бобового растения – это клубеньки, содержащие клубеньковые бактерии;

2) тип взаимовыгодных отношений – симбиоз бактерий (азотфиксирующих бактерий) и бобового растения;

3) клубеньковые бактерии питаются органическими веществами растений;

4) клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают соединениями азота бобовые растения

7. Пользуясь рисунком, определите способ изоляции, который привёл к появлению трёх родственных подвидов большой синицы и объясните его последствия. К какому результату эволюции может привести их репродуктивная изоляция?

Элементы ответа:

1) географическая изоляция привела к возникновению трёх подвидов большой синицы;

2) в результате географической изоляции прекращается скрещивание и обмен генами между особями разных популяций,
в каждой популяции формируется свой генофонд;

3) репродуктивная изоляция может привести к образованию трёх родственных видов синиц

8. На рисунке представлена схема видообразования по Ч. Дарвину. Какой эволюционный процесс

приводит к образованию изображённых на рисунке III новых видов? Какие движущие силы (факторы) эволюции лежат в основе этого процесса? Какая форма естественного отбора имеет место в данном случае?

Элементы ответа:

1) дивергенция (расхождение) признаков;

2) дивергенция обусловлена наследственной изменчивостью, борьбой за существование и естественным отбором;

3) движущая (дизруптивная) форма естественного отбора

8. Назовите отделы зрительного анализатора, обозначенные на Рисунке цифрами 1 и 2. Какую функцию выполняет каждый из этих отделов?

Элементы ответа:

1) 1 – периферический отдел (или сетчатка, или рецепторы);

2) 2 – проводниковый отдел (или зрительный нерв);

3) сетчатка воспринимает и преобразует световое раздражение
в нервные импульсы;

4) зрительный нерв передаёт нервный импульс в головной мозг

9. Назовите представленное на рисунке животное и укажите его тип. Какие системы органов обозначены цифрами 1 и 2? Какие функции они выполняют?

Элементы ответа:

1) изображён ланцетник; тип Хордовые;

2) 1 – нервная система – участвует в нервной регуляции всех функций организма и взаимосвязи с окружающей средой;

3) 2 – пищеварительная система (кишка) – осуществляет переваривание пищи и всасывание питательных веществ

10. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Грибы и бактерии относят к прокариотам. 2. Среди грибов встречается большое разнообразие: дрожжи, плесневые, шляпочные грибы и др. 3. Общей особенностью многоклеточных грибов является образование вегетативного тела из тонких ветвящихся нитей, образующих грибницу. 4. Грибная клетка имеет клеточную стенку, состоящую из хитина, и мембранные органоиды. 5. Запасным питательным веществом является гликоген. 6. Грибы обладают автотрофным типом питания. 7. Рост грибов прекращается после созревания спор.

Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях:

1) 1 – грибы – это эукариоты;

2) 6 – у грибов гетеротрофный тип питания;

3) 7 – грибы растут в течение всей жизни

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры