Семья Болконских в романе "Война и мир": описание, сравнительные характеристики. Семья Болконских в романе "Война и мир": описание, сравнительные характеристики Князь андрей болконский и его семья

Главная / Развод

Фигура князя Андрея является одной из самых неоднозначных в романе. Самосознание и миропонимание героя проходят длинный и сложный эволюционный путь на протяжении всего произведения. Меняются ценности персонажа, а также его представление о семье, любви, войне и мире.

Впервые читатель знакомится с князем в окружении людей из светского общества и молодой беременной жены, которая отлично вписывается в этот круг. Ярчайший контраст составляют Андрей и Лиза: она мягкая, кругленькая, открытая и дружелюбная, он колкий, угловатый, замкнутый в себе и несколько надменный. Она предпочитает шум светских салонов, а ему близок гром лишь военных действий, в мирное же время Болконский выбрал бы деревенскую тишину и уединение. Они слишком разные и обречены на полное непонимание мировоззрений друг друга. Маленькой княгине чужды метания Андрея, его тернистый путь обретения себя, а он, зациклившись на самоанализе, замечает лишь внешнюю легкость характера жены, которую ошибочно истолковывает как пустоту внутреннего мира. Герой не знает, что делать с молодой семьей, он слишком смутно представляет себе обязанности мужа и отца и не желает разбираться в них. Пример, данный ему его родителем, также не может положительно повлиять на ситуацию. Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, он скуп на общение и тем более на ласки.

Андрей Болконский очень похож на своего отца. Возможно, именно поэтому в нем так сильна тяга к боевой славе. Он лучше понимает реалии войны, чувствует себя нужным и применимым в этой сфере, поэтому всячески стремится оградить себя от среды бездействующего, вечно праздного света. Он спешит на фронт, оставляя позади семью, как некий балласт, сдерживающий его на пути к маячащим перед ним высотам. Князь Андрей еще осознает, чего он лишил себя, но будет уже поздно. Смерть жены заставит его по-новому взглянуть на окружающих людей. Болконский почувствует вину перед маленькой княгиней за то невнимание, которым он ее всегда одаривал. Он попытается иначе выстроить свои взаимоотношения с отцом, сестрой, а позже и с подрастающим сыном.

В жизни этого человека произойдет много знаковых событий, которые так или иначе будут влиять на его миропонимание. Еще до трагической кончины княгини Лизы, Андрею явится «неизмеримо высокое» небо Аустерлица. Это будет первая встреча Болконского со смертью. Он увидит окружающий мир тихим и спокойным, таким, каким его принимают и любят родные и близкие князя. Он почувствует себя счастливым.

Душа его никогда не успокоится, и будет вечно требовать чего-то недостижимого. Он снова почувствует себя в своей стихии, вернувшись на фронт, но к тому времени дни его будут уже сочтены. Получив в Бородинской битве смертельное ранение, Андрей Болконский завершит свой путь на руках Наташи Ростовой и княжны Марьи.

Прочитав роман Л.Н.Толстого «Война и мир», читатели встречаются с некоторыми образами героев, нравственно сильных и подающих нам жизненный пример. Мы видим героев, которые проходят трудный путь, чтобы найти свою истину в жизни. Таковым представлен в романе «Война и мир» образ Андрея Болконского. Образ многогранный, неоднозначный, сложный, но понятный читателю.

Портрет Андрея Болконского

Мы встречаемся с Болконским на вечере Анны Павловны Шерер. Л.Н.Толстой дает ему такое описание: «…небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами». Мы видим, что присутствие князя на вечере весьма пассивно. Он пришел туда, потому что так положено: на вечере была его жена Лиза, и он должен был находиться рядом с ней. Но Болконскому явно скучно, автор показывает это во всем «…от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага».

В образе Болконского в романе «Война и мир» Толстой показывает образованного, умного, благородного светского человека, умеющего разумно мыслить и быть достойным своего звания. Андрей очень любил свою семью, уважал отца – старого князя Болконского, называл его «Вы, батюшка…» Как пишет Толстой «…весело выдерживал насмешки отца над новыми людьми и с видимой радостью вызывал отца на разговор и слушал его».

Он был добр и заботлив, хотя может и не кажется нам таким.

Герои романа об Андрее Болконском

Лиза, жена князя Андрея, несколько побаивалась своего строгого супруга. Перед отъездом на войну она ему сказала: «…Андрей, ты так переменился, так переменился…»

Пьер Безухов «…считал князя Андрея образцом всех совершенств…» Его отношение к Болконскому было искренне добрым и нежным. Их дружба сохранила свою преданность до конца.

Марья Болконская, сестра Андрея, говорила: «Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая-то гордость мысли». Этим она подчеркивала особое достоинство брата, его благородство, ум, высокие идеалы.

Старый князь Болконский возлагал на сына большие надежды, но по-отечески любил его. «Помни одно, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет…стыдно!» – сказал на прощанье отец.

Кутузов, главнокомандующий русской армии, относился к Болконскому по-отечески. Он принял его радушно и сделал своим адъютантом. «Мне хорошие офицеры самому нужны…», – говорил Кутузов, когда Андрей просился отпустить его в отряд Багратиона.

Князь Болконский и война

В разговоре с Пьером Безуховым Болконский высказал мысль: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь».

Но сильна была тяга Андрея к славе, к величайшему предназначению, он шел к «своему Тулону» – вот он, герой романа Толстого. «…мы офицеры, которые служим своему царю и отечеству…», – с истинным патриотизмом говорил Болконский.

По просьбе своего отца, Андрей попал в штаб Кутузова. В армии Андрей имел две репутации, очень не схожие между собой. Одни «слушали его, восхищались им и подражали ему», другие «считали его надутым, холодным и неприятным человеком». Но он заставил их любить и уважать себя, некоторые его даже боялись.

Болконский считал Наполеона Бонапарта «великим полководцем». Он признавал его гениальность и восхищался его талантом вести военные действия. Когда Болконскому поручили миссию доложить австрийскому императору Францу об удачном сражении под Кремсом, Болконский был горд и рад, что едет именно он. Он чувствовал себя героем. Но приехав в Брюнне, он узнал, что Вена занята французами, что есть «Прусский союз, измена Австрии, новое торжество Бонапарта…» и о своей славе уже не думал. Он думал о том, как спасти русскую армию.

В Аустерлицком сражении князь Андрей Болконский в романе «Война и мир» находится на пике своей славы. Сам того не ожидая, он схватил брошенное знамя и с криком «Ребята, вперед!» побежал на врага, за ним побежал весь батальон. Андрей был ранен и упал на поле, над ним было только небо: «…ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..» Судьба Андрея после Аустрелицкой битвы была неизвестна. Кутузов писал отцу Болконского: «Ваш сын, в моих глазах, с знаменем в руках, впереди полка пал героем, достойным своего отца и своего отечества…до сих пор неизвестно, – жив ли он или нет». Но вскоре Андрей вернулся домой и решил более не участвовать в каких-нибудь военных действиях. Жизнь его приобрела видимое спокойствие и равнодушие. Встреча с Наташей Ростовой перевернула его жизнь: «В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни…»

Болконский и любовь

В самом начале романа в разговоре с Пьером Безуховым Болконский сказал фразу: «Никогда, никогда не женись, мой друг!» Андрей, казалось, любил свою жену Лизу, но его суждения о женщинах говорят о его высокомерии: «Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда они показываются так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что-то есть, а ничего, ничего, ничего!» Когда он первый раз увидел Ростову, она показалась ему радостной, взбалмошной девчонкой, которая только и умеет, что бегать, петь, танцевать и веселиться. Но постепенно к нему пришло чувство любви. Наташа дарила ему легкость, радость, ощущение жизни, то, Болконским было давно забыто. Нет больше тоски, презрения к жизни, разочарования, он чувствовал совсем другую, новую жизнь. Андрей рассказал о своей любви Пьеру и утвердился в мысли жениться на Ростовой.

Князь Болконский и Наташа Ростова были посватаны. Расстаться на целый год для Наташи было мучением, а для Андрея проверкой чувств. Увлекшись Анатолем Курагиным, Ростова не сдержала слова, данного Болконскому. Но волею судьбы Анатоль и Андрей оказались вместе на одре смерти. Болконский простил его и Наташу. После ранения на Бородинском поле Андрей умирает. Его последние дни жизни проводит с ним Наташа. Она ухаживает за ним очень заботливо, глазами понимая и угадывая, что именно хочет Болконский.

Андрей Болконский и смерть

Болконский не боялся умереть. Это чувство он испытывал уже дважды. Лежа под Аустерлицким небом он думал, что смерть пришла к нему. И теперь рядом с Наташей он был совершенно уверен в том, что прожил эту жизнь не зря. Последние мысли князя Андрея были о любви, о жизни. Он умер в полном спокойствии, потому что знал и понимал, что есть любовь, и что он любит: «Любовь? Что такое любовь?… Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь…»

Но все же в романе «Война и мир» Андрей Болконский заслуживает особого внимания. Именно поэтому, прочитав роман Толстого, я решил написать сочинение на тему «Андрей Болконский – герой романа «Война и мир». Хотя достойных героев в этом произведении достаточно, и Пьер, и Наташа, и Марья.

Тест по произведению

Андрей Болконский - образ, воплотивший в себе лучшие черты представителей передового дворянского общества своего времени. Этот образ находится в многообразных связях с другими персонажами романа. Андрей многое унаследовал от старого князя Болконского, будучи истинным сыном своего отца. Он родствен по духу своей сестре Марье. Он дан в сложном сопоставлении с Пьером Безуховым, от которого отличается большей реалистичностью и волей.

Младший Болконский соприкасается с полководцем Кутузовым, служит у него адъютантом. Андрей резко противостоит светскому обществу и штабному офицерству, являясь их антиподом. Он любит Наташу Ростову, он устремлен к поэтическому миру ее души. Герой Толстого движется - в результате упорных идейных и нравственных исканий - к народу и к миросозерцанию самого автора.

Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. Собирающихся в салоне он презрительно называет "глупым обществом".

Андрею нерадостно сознавать, что без этого праздного круга людей не может обходиться его жена Лиза. В то же время сам он находится здесь на положении чужака и стоит "на одной доске с придворным лакеем и идиотом". Мне запомнились слова Андрея: "Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти".

Лишь со своим другом Пьером он прост, естествен, исполнен дружеского участия и сердечной привязанности. Только Пьеру он может со всей откровенностью и серьезностью признаться: "Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне". Он испытывает непреодолимую жажду настоящей жизни. К ней влечет его острый, аналитический ум, широкие запросы толкают к большим свершениям. По убеждению Андрея, большие возможности открывает для него армия и участие в военных походах. Хотя он легко может остаться в Петербурге, служить здесь флигель-адъютантом, он отправляется туда, где идут военные действия. Сражения 1805 года явились для Болконского выходом из тупика.

Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В отличие от Жеркова и Друбецкого князь Андрей органически не может лакействовать. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений и свою службу в армии сознательно начинает с низших чинов в ряду адъютантов у Кутузова.

Болконский обостренно чувствует свою ответственность за судьбу России. Ульмское поражение австрийцев и появление разбитого генерала Мака рождает в его душе тревожные мысли о том, какие преграды стоят на пути русской армии. Я обратил внимание на то, что Андрей резко переменился в армейских условиях. У него не стало притворства, усталости, с лица исчезла гримаса скуки, в походке и в движениях ощущается энергия. По словам Толстого, Андрей "имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других и занятого делом, приятным и интересным. Лицо его выражало большое довольство собой и окружающим". Примечательно, что князь Андрей настаивает, чтобы его направили туда, где особенно трудно - в отряд Багратиона, из которого может вернуться после сражения лишь одна десятая часть. Примечательно и другое. Поступки Болконского высоко оценивает полководец Кутузов, выделявший его как одного из лучших своих офицеров.

Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров. Можно простить Андрею его честолюбие, понимая, что им движет "жажда такого подвига, который необходим для военного человека". Шенграбенское сражение уже до некоторой степени позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Здесь, в Шенграбенском сражении, Болконскому посчастливилось стать свидетелем героизма и мужества, которое проявили артиллеристы капитана Тушина. К тому же и сам он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом один из всех офицеров встал на защиту маленького капитана. Шенграбен, однако, не стал еще для Болконского его Тулоном.

Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, - это шанс найти свою мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плану и под его руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком "Ребята, вперед!" повел за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, князь Андрей падает, и вот уже Кутузов пишет его отцу, что сын старого князя Болконского "пал героем".

Достичь Тулона не удалось. Больше того, пришлось пережить трагедию Аустерлица, где русская армия понесла тяжелое поражение. Одновременно и развеялась, исчезла иллюзия Болконского, связанная со славой великого героя. Писатель обратился здесь к пейзажу и нарисовал огромное, бездонное небо, при созерцании которого лежащий на спине Болконский переживает решительный душевный перелом. Внутренний монолог Болконского позволяет нам проникнуть в его переживания: "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал... не так, как мы бежали, кричали и дрались... Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу". Жестокая борьба между людьми пришла теперь в резкий конфликт со щедрой, спокойной, миролюбивой и вечной природой.

С этого момента резко изменяется отношение князя Андрея к Наполеону Бонапарту, которого он так почитал. Возникает разочарование в нем, которое особенно обострилось в тот момент, когда мимо него, Андрея, со своей свитой проехал французский император и театрально воскликнул: "Boт прекрасная смерть!" В эту минуту князю Андрею такими ничтожными показались "все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему cам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы", в сравнении с высоким, справедливым и добрым небом. И во время последующей болезни к нему стал являться "маленький Наполеон со своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастий других взглядом". Теперь князь Андрей сурово осуждает свои честолюбивые стремления наполеоновского склада, и эта становится важным этапом в духовных поисках героя.

Вот князь Андрей приезжает в Лысые Горы, где ему суждено nepeжить новые потрясения: рождение сына, мучения и смерть жены. Ему показалось при этом, что именно он виноват в случившемся, что в душе его оторвалось что-то. Тот перелом во взглядах, который возник у него под Аустерлицем, соединился теперь с душевным кризисом. Герой Толстого решает никогда больше не служить в армии, а несколько позже принимает решение совсем отказаться от общественной деятельности. Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, "никому не мешая, дожить до смерти".

В Богучарово приезжает Пьер, и между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения: "Надо жить, надо любить, надо верить". Эта беседа оставила глубокий след в душе князя Андрея. Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. Впервые после Аустерлица он увидел высокое и вечное небо, и "что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе".

Обосновавшись в деревне, князь Андрей осуществляет заметные преобразования в своих имениях. Триста душ крестьян он перечисляет в "вольные хлебопашцы", в ряде имений заменяет барщину оброком. Он выписывает в Богучарово ученую бабку для помощи родильницам, а священник за жалование обучает крестьянских детей грамоте. Как мы видим, он сделал для крестьян гораздо больше, чем Пьер, хотя и старался, главным образом, "для себя", для своего душевного успокоения.

Духовное оздоровление Андрея Болконского проявилось и в том, что он по-новому стал воспринимать природу. По дороге к Ростовым он увидел старый дуб, который "один не хотел подчиняться обаянию весны", не желал видеть солнце. Князь Андрей чувствует правоту этого дуба, которая гармонировала собственным его настроениям, полным отчаяния. Но в Отрадном ему посчастливилось повстречаться с Наташей.

И вот он глубоко проникся той силой жизни, духовным богатством, непосредственностью и искренностью, которые от нее исходили. Встреча с Наташей по-настоящему преобразила его, пробудила в нем интерес к жизни и родила в его душе жажду активной деятельности. Когда, возвращаясь домой, он вновь повстречался со старым дубом, он обратил внимание, как тот преобразился - раскинув шатром свою сочную зелень, колыхался в лучах вечернего солнца, Оказывается, "жизнь не кончается в тридцать один год... Надо... чтобы не для одного меня шла моя жизнь, - думал он, - чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе".

Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы. Он восхищается самим Сперанским, "видя в нем огромного ума человека".. Ему кажется, что здесь готовится "будущее, от которого зависят судьбы миллионов". Однако вскоре Болконскому приходится разочароваться в этом государственном деятеле с его сентиментальностью и фальшивой искусственностью. Затем князь усомнился и в полезности той работы, которую ему приходилось выполнять. Наступает новый кризис. Становится очевидным, что все в этой комиссии основано на казенной рутине, лицемерии и бюрократизме. Вся эта деятельность вовсе не нужна рязанским мужикам.

И вот он на балу, где вновь встречает Наташу. От этой девочки на него повеяло чистотой и свежестью. Он понял богатство ее души, несовместимое с искусственностью и фальшью. Ему уже ясно, что он увлечен Наташей, а во время танца с нею "вино ее прелести ударило ему в голову". Далее мы с увлечением следим за тем, как развивается история любви Андрея и Наташи. Уже появились мечты о семейном счастье, однако князю Андрею суждено снова пережить разочарование. Сначала в его семье невзлюбили Наташу. Старый князь оскорбил девушку, а затем она сама, увлекшись Анатолем Курагиным, отказала Андрею. Самолюбие Болконского было оскорблено. Измена Наташи разметала мечты о семейном счастье, и "небо стало вновь давить тяжелым сводом".

Наступила война 1812 года. Князь Андрей вновь уходит в армию, хотя когда-то давал себе слово туда не возвращаться. На второй план отошли все мелочные заботы, в частности, стремление вызвать Анатоля на дуэль. К Москве подходил Наполеон. На пути его армии оказались Лысые Горы. Это был враг, и безучастно к нему Андрей относиться не мог.

Князь отказывается от службы в штабе и направляется служить в "ряды": По словам Л. Толстого, князь Андрей "весь был предан Делам своего полка", заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли "наш князь", гордились им и любили его. Это важнейший этап становления Андрея Болконского как личности. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: "Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!"

Болконский сближается с простыми солдатами. Все сильнее его отвращение к высшему кругу, где царят корыстолюбие, карьеризм и полное равнодушие к судьбам страны и народа. По воле писателя Андрей Болконский становится выразителем его собственных взглядов, почитая важнейшей силой в истории народ и придавая особое значение духу войска.

В Бородинском сражении князь Андрей получает смертельное ранение. Вместе с другими ранеными его эвакуируют из Москвы. Вновь он переживает глубокий душевный кризис. Он приходит к мысли, что отношения между людьми должны строиться на милосердии и любви, которые должны быть обращены даже к врагам. Необходимо, считает Андрей, всеобщее прощение и твердая вера в мудрость Творца. И еще одно переживание испытывает герой Толстого. В Мытищах к нему неожиданно является Наташа и на коленях просит у него прощения. Снова вспыхивает любовь к ней. Это чувство согревает последние дни князя Андрея. Он сумел подняться над собственной обидой, понять страдания Наташи, почувствовать силу ее любви. Его посещает духовное просветление, новое понимание счастья и смысла жизни.

Главное из того, что Толстой раскрыл в своем герое, после его смерти продолжилось в его сыне - Николеньке. Об этом рассказывается в эпилоге романа. Мальчик увлечен декабристскими идеями дяди Пьера и, обращаясь мысленно к своему отцу, он произносит: "Да, сделаю то, чем бы даже он был доволен". Возможно, Толстой намеревался связать образ Николеньки с зарождающимся декабризмом.

Таков итог непростого жизненного пути замечательного героя толстовского романа - Андрея Болконского.

Сумел не только разнообразить литературный мир новым произведением, которое оригинально с точки зрения жанровой композиции, но также придумал ярких и колоритных персонажей. Безусловно, не все завсегдатаи книжных лавок прочитали громоздкий роман писателя от корки до корки, однако большинство знает, кто такие , и Андрей Болконский.

История создания

В 1856 году Лев Николаевич Толстой начал работу над своим бессмертным произведением. Тогда мастер слова задумывался о создании повести, которая расскажет читателям о герое-декабристе, вынужденном вернуться обратно в Российскую Империю. Писатель невольно перенес место действия романа в 1825 год, но к тому времени протагонист был семейным и возмужалым человеком. Когда Лев Николаевич задумался о молодости героя, это время невольно совпало с 1812 годом.

1812 год был нелегким для страны. Началась Отечественная война, потому что Российская Империя отказалась поддерживать континентальную блокаду, в которой Наполеон видел главное оружие против Великобритании. Толстого вдохновило то смутное время, к тому же его родственники участвовали в данных исторических событиях.

Поэтому в 1863 году литератор начал работать над романом, который отразил судьбу всего русского народа. Чтобы не быть голословным, Лев Николаевич опирался на научные труды Александра Михайловского-Данилевского, Модеста Богдановича, Михаила Щербинина и других мемуаристов и писателей. Говорят, чтобы найти вдохновение, литератор даже побывал в деревне Бородино, где столкнулись армия и российского главнокомандующего .


Над своим основополагающим произведением Толстой трудился семь лет не покладая рук, исписав пять тысяч черновых листов, выведя 550 персонажей. И это не удивительно, ведь произведение наделено философским характером, который показывается через призму жизни русского народа в эпоху неудач и поражений.

«Как я счастлив…, что писать дребедени многословной вроде «Войны» я больше никогда не стану».

Каким бы критически настроенным ни был Толстой, роман-эпопея «Война и мир», вышедший в 1865 году (первый отрывок появился в журнале «Русский вестник»), имел широкий успех у публики. Труд российского писателя поразил как отечественных, так и зарубежных критиков, а сам роман был признан величайшим эпическим произведением новой европейской литературы.


Коллаж-иллюстрация к роману «Война и мир»

Литературная диаспора отметила не только захватывающий сюжет, который переплетается и в «мирное», и в «военное» время, но и размеры беллетристического полотна. Несмотря на большое количество действующих лиц, Толстой постарался придать каждому герою индивидуальные черты характера.

Характеристика Андрея Болконского

Андрей Болконский является главным героем в романе Льва Толстого «Война и мир». Известно, что у многих персонажей в этом произведении есть реальный прототип, например, Наташу Ростову писатель «создал» из своей жены Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны Берс. А вот образ Андрея Болконского собирательный. Из возможных прообразов исследователи называют Николая Алексеевича Тучкова, генерала-лейтенанта русской армии, а также штабс-капитана инженерных войск Федора Ивановича Тизенгаузена.


Примечательно, что первоначально Андрей Болконский планировался писателем как второстепенный персонаж, который впоследствии получил индивидуальные черты и стал главным героем произведения. В первых набросках Льва Николаевича Болконский был светским молодым человеком, тогда как в последующих редакциях романа князь предстает перед читателями как мужчина-интеллектуал с аналитическим складом ума, который подает поклонникам литературы пример отваги и мужества.

Причем читатели могут проследить от и до становление личности и изменение характера героя. Исследователи относят Болконского к числу духовной аристократии: этот молодой человек строит карьеру, ведет светскую жизнь, но он не может быть безразличным к проблемам общества.


Андрей Болконский предстает перед читателями как красивый молодой человек небольшого роста и с сухими чертами лица. Он ненавидит светское лицемерное общество, но приезжает на балы и другие мероприятия ради приличия:

«Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».

Болконский равнодушно относится к своей супруге Лизе, но, когда та умирает, молодой человек винит себя в том, что был холоден со своей женой и не уделял ей должного внимания. Стоит отметить, что Лев Николаевич, умеющий отождествлять человека с природой, раскрывает личность Андрея Болконского в эпизоде, где персонаж видит на краю дороги огромный ветхий дуб, – это дерево является символическим образом внутреннего состояния князя Андрея.


Помимо прочего Лев Николаевич Толстой наделил этого героя противоположными качествами, в нем сочетаются смелость и трусость: Болконский участвует в кровопролитном сражении на поле боя, но в буквальном смысле этого слова бежит от неудачной женитьбы и неудавшейся жизни. Протагонист то теряет смысл жизни, то вновь надеется на лучшее, выстраивая цели и средства их достижения.

Андрей Николаевич почитал Наполеона, хотел так же прославиться и привести свое войско к победе, но судьба внесла свои коррективы: герой произведения был ранен в голову и доставлен в больницу. Позже князь понял, что счастье не в триумфе и лаврах почета, а в детях и семейной жизни. Но, к сожалению, Болконский обречен на неудачи: его ждет не только смерть супруги, но и измена Наташи Ростовой.

"Война и мир"

Действие романа, который рассказывает дружбе и предательстве, начинается в гостях у Анны Павловны Шерер, где собирается весь высший свет Петербурга, дабы обсудить политику и роль Наполеона в войне. Лев Николаевич олицетворял этот безнравственный и лживый салон с «фамусовским обществом», которое блистательно описал Александр Грибоедов в своем произведении «Горе от ума» (1825). Именно в салоне Анны Павловны и предстает перед читателями Андрей Николаевич.

После обеда и пустых разговоров Андрей едет в деревню к отцу и оставляет свою беременную жену Лизу в фамильном имении Лысые Горы на попечении сестры Марьи. В 1805 году Андрей Николаевич отправился на войну против Наполеона, где выступает в качестве адъютанта Кутузова. В ходе кровопролитных сражений герой был ранен в голову, после чего был доставлен в больницу.


По возвращении домой князя Андрея ждала неприятная весть: во время родов его жена Лиза умерла. Болконский окунулся в депрессию. Молодого человека мучало то, что он относился к своей супруге холодно и не проявлял к ней должного уважения. Потом князь Андрей снова влюбился, что помогло ему избавиться от плохого настроения.

На этот раз избранницей молодого человека стала Наташа Ростова. Болконский предложил девушке руку и сердце, но так как его отец был против подобного мезальянса, женитьбу пришлось отложить на год. Наташа, которая не смогла жить в одиночестве, совершила ошибку и начала роман с любителем разгульной жизни Анатолем Курагиным.


Героиня отправила Болконскому письмо с отказом. Такой поворот событий ранил Андрея Николаевича, который мечтает вызвать своего соперника на дуэль. Чтобы отвлечься от безответной любви и душевных переживаний, князь начал усиленно работать и посвятил себя службе. В 1812 году Болконский участвовал в войне против Наполеона и во время Бородинского сражения получил ранение в живот.

Тем временем семейство Ростовых переехало в свое московское поместье, где располагаются участники войны. Среди раненных солдат Наташа Ростова увидела князя Андрея и поняла, что в ее сердце не угасла любовь. К сожалению, подорванное здоровье Болконского было несовместимо с жизнью, поэтому князь умер на руках изумленной Наташи и княжны Марьи.

Экранизации и актеры

Роман Льва Николаевича Толстого не раз экранизировали именитые режиссеры: произведение русского писателя адаптировали для заядлых киноманов даже в Голливуде. Действительно, фильмов, поставленных по этой книге, по пальцам нельзя пересчитать, поэтому перечислим только некоторые киноленты.

«Война и мир» (фильм, 1956)

В 1956 году режиссер Кинг Видор перенес произведение Льва Толстого на экраны телевизоров. Фильм мало чем отличается от оригинального романа. Недаром в первоначальном сценарии было 506 страниц, что в пять раз превышает размер среднего текста. Съемки проходили в Италии, некоторые эпизоды снимались в Риме, Фелонике и Пинероло.


В блестящий актерский состав вошли признанные звезды Голливуда. Наташу Ростову сыграла , в Пьера Безухова перевоплотился Генри Фонда, а в роли Болконского предстал Мел Феррер.

«Война и мир» (фильм, 1967)

Российские кинодеятели не отстали от своих иностранных коллег по цеху, которые поражают зрителей не только «картинкой», но и размахом бюджета. Режиссер целых шесть лет работал над самой высокобюджетной картиной в истории советского кинематографа.


В фильме киноманы видят не только сюжет и игру актеров, но и режиссерское ноу-хау: Сергей Бондарчук использовал новую для того времени съемку панорамных сражений. Роль Андрея Болконского досталась актеру . Также в картине сыграли , Кира Головко, и другие.

«Война и мир» (телесериал, 2007)

Немецкий режиссер Роберт Дорнхельм тоже занялся экранизацией произведения Льва Толстого, приправив кинофильм оригинальными сюжетными линиями. Более того, Роберт отошел от канонов в плане внешности главных героев, например, Наташа Ростова () предстает перед зрителями блондинкой с голубыми глазами.


Образ Андрея Болконского достался итальянскому актеру Алессио Бони, который запомнился киноманам по фильмам «Ограбление» (1993), «После бури» (1995), « » (2002) и другим картинам.

«Война и мир» (телесериал, 2016)

По сообщению издания «The Guardian» жители туманного Альбиона начали скупать оригинальные рукописи Льва Николаевича Толстого после этого сериала, снятого режиссером Томом Харперм.


Шестисерийная адаптация романа показывает зрителям любовные отношения, практически не уделяя времени военным событиям. Роль Андрея Болконского исполнил , разделив съемочную площадку с и .

  • Лев Николаевич не считал свое громоздкое произведение оконченным и считал, что роман «Война и мир» должен завершиться иной сценой. Однако автор так и не воплотил свою задумку в жизнь.
  • В (1956) костюмеры использовали более ста тысяч комплектов военной формы, костюмов и париков, которые были изготовлены по оригинальным иллюстрациям времен Наполеона Бонапарта.
  • В романе «Война и мир» прослеживаются философские взгляды автора и кусочки из его биографии. Писатель не любил московское общество и имел душевные пороки. Когда жена не выполняла все его капризы, по слухам, Лев Николаевич ходил «налево». Поэтому неудивительно, что его персонажи, как и любые смертные, имеют отрицательные черты.
  • Картина Кинга Видора не снискала славы у европейской публики, но зато приобрела невиданную популярность в Советском Союзе.

Цитаты

«Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть!»
«Помню, - поспешно отвечал князь Андрей, - я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу».
«Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».
«Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым».
«Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум».
«Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, - беспременно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась, и чтобы все они жили со мною вместе!»

Семья Болконских в романе «Война и мир» - одна из ключевых тем в изучении данного произведения. Ее члены занимают центральное место в повествовании и играют определяющую роль в развитии сюжетной линии. Поэтому характеристика данных действующих лиц представляется особенной важной для понимания концепции эпопеи.

Некоторые общие замечания

Семья Болконских в романе «Война и мир» является типичной для своего времени, т. е. для начала 19 века. Автор изобразил людей, в образах которых постарался передать умонастроение значительной части дворянства. При описании этих действующих лиц нужно прежде всего помнить о том, что эти герои - представители аристократического сословия рубежа веков, времени, которое было переломным в истории России. Это отчетливо и было показано при описании жизни и быта этого старинного рода. Их мысли, идеи, взгляды, мировоззрение и даже домашние привычки служат яркой демонстрацией того, как жила значительная часть дворянства в рассматриваемое время.

Образ Николая Андреевича в контексте эпохи

Семья Болконских в романе «Война и мир» интересна тем, что в ней писатель показал, как и чем жило мыслящее общество в начале 19 века. Отец семейства - потомственный военный, и вся его жизнь подчинена строгому распорядку. В этом образе сразу угадывается типичный образ старого вельможи времен Екатерины II. Он человек скорее прошлого, 18 столетия, чем нового. Сразу чувствуется, насколько он далек от политической и общественной жизни своего времени, кажется, что он живет старыми порядками и привычками, которые больше к месту для эпохи предшествующего царствования.

Об общественной деятельности князя Андрея

Семья Болконских в романе «Война и мир» отличается монолитностью и единством. Все ее члены очень похожи друг на друга, несмотря на разницу в возрасте. Однако князь Андрей более увлечен современной политикой и общественной жизнью, он даже принимает участие в проекте составления государственных реформ. В нем очень хорошо угадывается тот тип молодого реформатора, который был характерен для начала правления императора Александра Павловича.

Княжна Марья и светские барышни

Семья Болконских, характеристика которой составляет предмет настоящего обзора, отличалась тем, что ее члены жили напряженной умственной и нравственной жизнью. Дочь старого князя Марья была совершенно не похожа на типичных светских дам и молодых женщин, которые тогда являлись в высшем свете. Отец позаботился об ее образовании и обучил ее самым разным наукам, которые не входили в программу воспитанию барышень. Последние обучались домашнему ремеслу, художественной литературе, изящным искусствам, в то время как княжна под руководством родителя изучила математику.

Место в обществе

Семья Болконских, характеристика которой столь важна для понимания смысла романа, занимала видное положение в высшем свете. Князь Андрей вел достаточно активную общественную жизнь, по крайней мере до тех пор, пока не разочаровался в карьере реформатора. Он занимал должность адъютанта Кутузова, принимал активное участие в военных действиях против французов. Его часто можно было увидеть на светских раутах, приемах, балах. Тем не менее, с самого первого его появления в салоне известной светской дамы читатель сразу понимает, что в этом обществе он не свой человек. Он держится несколько в стороне, не очень разговорчив, хотя, судя по всему, является интересным собеседником. Единственный человек, с кем он сам выражает желание вступить в беседу, - его приятель Пьер Безухов.

Сравнение семей Болконских и Ростовых еще больше оттеняет особенность первых. Старый князь и его молодая дочь вели очень уединенный образ жизни и почти не покидали своего поместья. Тем не менее, Марья поддерживала связи с высшим светом, обмениваясь письмами со своей подругой Жюли.

Характеристика внешности Андрея

Описание семьи Болконских также имеет очень важное для понимания характера этих людей. Князь Андрей описан писателем как красивый молодой человек лет тридцати. Он очень привлекателен, держится превосходно, в общем - настоящий аристократ. Однако в самом начале его появления автор подчеркивает, что в его чертах лица было что-то холодное, отчужденное и даже черствое, хотя совершенно очевидно, что князь человек не злой. Однако тяжелые и мрачные размышления наложили черты его лица свой отпечаток: он стал угрюм, задумчив и неприветлив с окружающими и даже с собственной женой держится крайне надменно.

О княжне и старом князе

Описание семьи Болконских следует продолжить небольшой портретной характеристикой княжны Марьи и ее сурового отца. Молодая девушка имела одухотворенную внешность, так как она жила напряженной внутренней и умственной жизнью. Она была худа, стройна, однако не отличалась красотой в общепринятом смысле слова. Светский человек, может быть, вряд ли назвал бы ее красавицей. К тому же серьезное воспитание старого князя наложило на нее свой отпечаток: она была не по возрасту задумчива, несколько замкнута и сосредоточенна. Словом, она совершенно не походила на светскую даму. На нее наложил отпечаток тот образ жизни, который вела семья Болконских. Кратко его можно охарактеризовать следующим образом: замкнутость, строгость, сдержанность в общении.

Ее отец был худым человеком невысокого роста; он держался прямо как военный. Его лицо отличалось суровостью и строгостью. Он имел вид человека выносливого, который к тому же находился не только в прекрасной физической форме, но также был постоянно занят умственным трудом. Такая внешность говорила о том, что Николай Андреевич был человеком незаурядным во всех отношениях, что и сказывалось в общении с ним. Вместе с тем он мог быть и желчным, саркастичным и даже несколько бесцеремонным. Об этом говорит сцена его первой встречи с Наташей Ростовой, когда она в качестве невесты его сына посетила их поместье. Старик был явно недоволен выбором сына и потому устроил молодой девушке весьма негостеприимный прием, отпустив в ее присутствии пару острот, которые глубоко задели ее.

Князь и его дочь

Отношения в семье Болконских с виду никак нельзя было назвать сердечными. Особенно это сказывалось в общении старого князя с молодой дочерью. Он держался с ней примерно так же, как и с сыном, т. е. без всяких церемоний и скидок на то, что она все-таки девушка и нуждается в более мягком и нежном обращении. Но Николай Андреевич, по-видимому, не делал особой разницы между ней и сыном и общался с обоими примерно одинаково, т. е. сурово и даже жестко. Он был очень требователен к дочери, контролировал ее жизнь и даже прочитывал письма, которые она получала от своей подруги. На занятиях с ней он был суров и придирчив. Однако на основании вышесказанного никак нельзя говорить о том, что князь не любил свою дочь. Он был очень к ней привязан и ценил в ней все самое лучшее, но его из-за строгости характера не мог общаться иначе, и княжна это понимала. Она побаивалась своего отца, однако уважала его и во всем слушалась. Она принимала его требования и старалась ни в чем не противоречить.

Старый Болконский и князь Андрей

Жизнь семьи Болконских отличалась уединенностью и замкнутостью, что не могло не сказаться на общении главного героя с отцом. Их разговоры со стороны можно было бы назвать формальными и даже несколько официальными. Их отношения не казались душевными, скорее, беседы были похожи на обмен мнениями между двумя очень умными и понимающими друг друга людьми. Андрей держался с отцом очень почтительно, но несколько холодно, отчужденно и по-своему сурово. Отец, в свою очередь, тоже не баловал сына родительскими нежностями и ласками, ограничиваясь замечаниями исключительно делового характера. Он говорил с ним только по существу, намеренно избегая всего, что могло бы затронуть личные отношения. Тем ценнее финал сцены провод князя Андрея на войну, когда сквозь ледяную невозмутимость отца прорывается глубокая любовь и нежность к сыну, которую он, впрочем, тотчас постарался скрыть.

Две семьи в романе

Тем интереснее провести сравнение семей Болконских и Ростовых. Первые вели уединенный замкнутый образ жизни, были строги, суровы, немногословны. Они избегали светских развлечений и ограничивались обществом друг друга. Вторые же, напротив, были общительны, гостеприимны, веселы и жизнерадостны. Тем показательнее тот факт, что Николай Ростов в конце концов женился на княжне Марье, а не на Соне, с которой его связывала детская любовь. Должно быть, эти столь не сумели лучше разглядеть положительные качества друг друга.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры