Шукшин материнская любовь. В

Главная / Развод

Какой же она друг, вы что? Спасибо, хоть детей рожают…

В. Шукшин. Страдания молодого Ваганова

Мать мудрым сердцем поняла, какое отчаяние гнетет душу ее ребенка...

В. Шукшин. Материнское сердце

Женщина в прозе Шукшина, если она не мать героя, а жена или, не дай Бог, теща - персонаж, чаще всего отрицательный, автором заметно не любимый.

В рассказе "Страдания молодого Ваганова" сельчанин Попов последовательно излагает молодому юристу Ваганову закоренелую философию своего женоненавистничества. У Шукшина фамилия Попов автобиографична . Может быть, и воззрения героя не будет ошибкой воспринимать как отражение взглядов автора?

Эта закоренелая философия начинает формироваться в прозе Шукшина еще со средины 1960-х . К семидесятым она обретает ту жесткую определенность, которую читатель и находит в "Страданиях молодого Ваганова" (1972).

Годом ранее был опубликован пронзительно печальный в своей безысходности рассказ "Жена мужа в Париж провожала". Очередной шукшинский чудик, сибиряк Колька Паратов, не выдерживает нелепой, постыдной, мерзкой жизни, в которой он осел намертво из-за удивительной жадности к деньгам его красивой супруги-москвички. В конце концов, он, доведенный до отчаяния, намеревается покончить с этой добровольной каторгой . Колька всерьез готов порешить жену. А убивает, как это не раз случалось с героями Шукшина, себя, открыв на кухне газ.

В шедевре 1973 года "Штрихи к портрету" жена героя ненавидит мужа за неистребимую страсть к… писательству. Стыдится его, умоляет бросить эти занятия. На ее стороне жители райцентра. Новый Спиноза, каковым себя видит скромный телемастер Николай Князев, не только окружен тотальным непониманием, но и лишен поддержки домашнего тыла. Что, впрочем, и понятно. Доморощенный философ посягнул на нечто, ему "по чину" не положенное. О чем пишет гражданин и человек Князев? Он с головой погружен в некоторые конкретные размышления о государстве, смысле жизни и прочем подобном. В итоге, при попытке отправить многолетний труд "в центр" "Спинозу" вяжут и препровождают в милицию.

Ну не дурак ли ты, Антип? Геннадий Калиновский. Одни. Иллюстрация к рассказу В. Шукшина

Катастрофический разлом в отношениях героев Шукшина с их подругами жизни ранее всего и вполне зримо предстал в новелле ”Раскас” (1967). Сорокалетний Иван Петин, от которого сбежала красавица жена (да еще с офицером!), поскольку больше не смогла жить с таким пеньком , в умопомрачительном отчаянии хочет исповедаться на страницах районной газеты. Причем, способом для него экстравагантным. Он пишет раскас ! И, подобно иным героям Достоевского, душевно оголяется, вопрошая "всех": как же так можно? Собственно, и творчество Шукшина в целом - это такое же простодушное, откровенное до неловкости вопрошание "на миру".

В исповедальном раскасе Петина самоценно, прежде всего, трудное рождение лично выстраданного слова. Незаемная прямая речь "простого человека". Малограмотная, корявая, наивно комичная. И, что печальнее всего, мало кому внятная. Но отвечающая его лично пережитому духовно-нравственному опыту.

Причем сам факт этого, из-под глыб, высказывания - свидетельство масштабных, я бы сказал, исторических превращений в низовом мировидении . Финт ушами супруги Петина переживается им самим не только как его частная история, но и как крушение гармонии мироздания.

Непреодолимый конфликт в семейных отношениях поздних шукшинских героев приобретает все более острые, иногда катастрофические формы. Миру явлено здесь непримиримое противостояние духа и материи. Дух - нравственные метания съехавшего с корней мужика. Материя - вообще весь советский быт и агрессивно упрямые намерения спутницы жизни удержать его стабильность от стихийных посягательств.

Сорокалетний легкий мужик Максим из рассказа "Верую!" (1971) пытается открыть душу своей половине. Злой и порывистый, со свирепым блеском в глазах он орет: Душа! Вот она, здесь, - болит! Я же не выдумываю! Я элементарно чувствую - болит. Персонаж - вне себя от невозможности взаимопонимания. Ясно и с ужасом открывает: …никогда он не объяснит, что с ним происходит, никогда жена Люда не поймет его. Никогда! Распори он ножом свою грудь, вынь и покажи в ладонях душу, она скажет - требуха...

В оттепель (и какое-то время после) наши литература и кино широко насаждали бескомпромиссное разоблачение мещанства. Сегодня это может показаться уж слишком наивным, если бы за фигурами мещан у наиболее крупных авторов не просматривался образ собственно советского, соответствующим социумом взлелеянного жлоба. Иногда с явно фашистскими замашками самодовольно издевательского пренебрежения к человеческой личности. Одним из наиболее значительных произведений тех лет, в этом смысле, был рассказ с преувеличениями ”Победа” (1965).

В этом контексте можно вспомнить и творчество Виктора Розова. Например, пьесу "В поисках радости" (1956), по которой Георгием Натансоном и Анатолием Эфросом был поставлен фильм "Шумный день" (1960). Мы хорошо помним юного героя фильма, Олега, который с отцовской шашкой в праведном гневе бросается, как на закоренелого врага, на приобретенную невесткой Леночкой мебель. На все эти мещанские накопления, вытесняющие из квартиры воздух доверия, взаимопонимания, любви. Мальчишеский порыв героя Олега Табакова, как, впрочем, и авторское разоблачение Леночки, кажутся сейчас и слишком наивными, и слишком прямолинейными.

Но у Розова в той пьесе более серьезную опасность представляет собой не столько Леночка, сколько Иван Никитич Лапшин, прибывший из вологодской глубинки для демонстрации на столичной выставке племенного быка . Ему, Лапшину, истинное наслаждение доставляет подавлять, унижать всех вокруг, от собственного сына Геннадия до интеллигентной хозяйки дома Клавдии Васильевны Савиной. Вот Лапшин как раз очень близок аксеновскому Г.О. из ”Победы”.


Печки-лавочки. 1972

Отдал дань теме мещанства и Шукшин. Но характерно при этом его замечание: Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии - женщины. Это грустно, но так .

В режиссерском дипломе Шукшина "Из Лебяжьего сообщают" (1960) более или менее внятно очерченный женский образ - супруга доктора Наумова (Ирина Радченко). С помощью райкома Партии она хочет удержать покидающего ее мужа. Задачей актрисы было, похоже, показать недалекую мещаночку, которая за пределами своего, как ей кажется, уютного гнездышка ничего не видит. Это образ, из которого позднее родится Шурупчик - кукольная супруга Игната Воеводина ("Ваш сын и брат") или гораздо менее цивилизованная, хваткая жена Петра из "Калины красной", резко очерченная в ряде эпизодов артисткой Марией Виноградовой.

Персонажи, подобные ограниченной героине Ирины Радченко, то и дело встречаются в прозе Шукшина. Причем, их ограниченность - это каменная уверенность в необходимости раз и навсегда установить собственные границы для своих "чудиков". Поместить этих "скважин" и "кретинов" в непроницаемое пространство, хотя им исторически определено как раз преодолевать, разрушать всякие границы. В стихийном порыве своей искони больной души такой герой, что называется, не властен!

Возникает своего рода противоречие. Герой, с одной стороны, весь в стихийном поиске соузной (от слова "узы") опоры для будущего дома, что и должно бы отвечать позитивно консервативной женской натуре. Но, с другой, он эту-то консервативность как раз и отвергает, тяготится ею, поскольку она тут же прекращает его беспокойное движение. И благие, вроде бы, усилия женщины приобретают угрожающие формы, загоняя героя чуть не в могилу, которая гарантирует вековечную стабильность.

В прозе Шукшина есть и другой женский образ, герою противостоящий. Это с корня съехавшая женщина. В этом сюжете герой чаще натура цельная, дитя природы . Такой Кандид, вольтеровский Простодушный. И, надо сказать, отрыв уже женщины от почвы, дома сулит драму еще более серьезную. Потому что женщина в архетипическом своем истоке - сама почва, земля. В рассказе "Материнское сердце" (1969) Витька Борзенков, оказавшийся в райцентре, наткнулся на странно взволновавшую его девушку, с "грустными, задумчивыми и умными глазами". С ее помощью Витьку вначале подпоили, а затем и обобрали.

Очнувшись наутро под забором, он проникся невероятной злобой на городских прохиндеев. И, опрокинув бутылку красного, кинулся мстить. Месть, надо сказать, оказалась убийственной. При этом, как пишет Шукшин, оскорбленная душа его героя возликовала и обрела покой . В результате Витька оказался в милиции под угрозой немалого срока.

Петр Ивлев из повести "Там, вдали" (1965) мечтал попасть в какой-то большой светлый город - не в тот, куда он ездил за горючим, а в большой, красивый, который далеко… И чтобы сам он - нарядный, веселый - шел рядом с городской девушкой… И была бы она образованная... И как-то ему почудилось, что он такую встретил. Но "идеал" оказался зараженным бациллой города. Жена Ивлева связалась с преступниками, прятала краденое. В конце концов, попала на скамью подсудимых. Как раз благодаря разоблачениям мужа. Существенно, что она мечется по белу свету, как и многие мужские персонажи Шукшина, не умея найти ни места для себя, ни себя самое. А ее простодушный спутник жизни не может ни понять, ни принять природу этих шатаний.

В кинематографе Шукшина закоренелая философия женоненавистничества просматривается реже.

Крупные женские образы, созданные Лидией Федосеевой, вызывают, скорее, сочувствие. Рождают ощущение почти эпической несуетности, опоры для героя. Правда, в "Печках-лавочках" Иван Расторгуев бросает своей Нюре (Лидия Федосеева) выстраданный упрек: не стал он "орлом" из-за ее жадности. А стать "орлом", в логике Шукшина, означает полный отрыв от почвы, от дома, иллюзией которого еще живет Расторгуев.

Пожалуй, самый насыщенный женскими образами фильм Шукшина - "Живет такой парень" (1964). Мещанское, как его толкует Шукшин, связано здесь как раз с женщиной. Причем, с городской. Это, конечно, эпизод с демонстрацией "городской моды" в сельском клубе. С откровенно пародийным дефиле по неуютной зябкой сцене и соответствующей реакцией обалдевших деревенских мужиков. Главное в развитии темы - беседа Колокольникова в кабине его грузовика со случайной попутчицей - молодой образованной горожанкой. Женщина всерьез осуждает крен колхозной деревни в "элементарную пошлость": подушечки, думочки, слоники какие-то дурацкие в доме. И взамен сельской предлагает пошлость городскую: современные репродукции, красивую вазу, торшер.

В воображении Колокольникова тотчас возникает пародийный комментарий к лекции его пассажирки. Он во фраке. Интерьер с торшерами и репродукциями. Пашка наносит светский визит а ля франсе его деревенской знакомой, соответственно преображенной. Если горожанка не видит за "слониками" женской судьбы, то Шукшин - видит. Каким бы наивным он ни казался в разоблачении городского мещанства мещан.

Вот разведенка Катя Лизунова, явившаяся в Пашкиных фантазиях светской дамой. Пашка указывает Катерине на ее некультурность . В духе пошлых наставлений своей недавней попутчицы. И слышит: Пошел к черту!.. Культурный нашелся… По чужим бабам шастать…

Тема мещанства отступает как несущественная и для фильма, и для самого Шукшина. Принципиально здесь другое. С Катей входит мотив сиротской неустроенности простой деревенской бабы, еще далеко не старой, но уже уставшей от своего одиночества, подавленной унылым бытом. И это далеко не частный случай, если не закономерность. Одинока и героиня актрисы Нины Сазоновой, тетка Анисья. Ведь не для смеха просила она Пашку присмотреть ей хорошего одинокого мужика, хотя сцена сватовства, сымпровизированная Пашкой, и отдает водевилем.

Прислушаемся к тому, что отвечает Кате простодушный Пашка на ее упрек: Я от тоски. Я нигде не могу идеал найти… Знаешь, как я вас всех называю? "Дайте мужа Анне Дзаккео" . Мне вас всех жалко, дурочка.

Замечательное признание! Любвеобильность Пашки идет не столько от того, что он задержался в поисках идеала, сколько от этой, действительно, жалости, в которой, возможно, отозвалась общенациональная беда наших женщин. Ведь к той поре, к которой могут быть отнесены события фильма, с момента окончания войны, унесшей миллионы мужских жизней, не успело созреть и одно поколение. Еще помнился женский стон первых послевоенных лет: "я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик".


Городской сапожок смело полез на крепкую, крестьянскую ногу. И застрял. Генадий Калиновский. Сапожки. Иллюстрация к рассказу В. Шукшина

Столько, сколько может вынести русская женщина, сколько она вынесла, - вряд ли кто сможет больше , - это слова самого Шукшина, сгусток его жизненного опыта. Его горьких наблюдений за жизнью матери.

В избе, где шоферы остановились на отдых, Пашка слышит притчу бабки Марфы (роль исполняет Анастасия Зуева, профессионально владеющая сказово-игровой речью) - притчу о Смерти, которая в образе голой женщины ходила перед войной по нашей земле и искала белой материи на платье, а на самом деле - на саван. Под мерный говор сказительницы Пашка засыпает, и во сне ему является сюжет, где в роли упомянутой женщины оказывается его недавняя знакомая, библиотекарь Настя (Лидия Чащина).

Образ Смерти нередок у Шукшина и заслуживает в дальнейшем особого разговора. Но каково его место в этом веселом, жизнерадостном фильме? Упоминание о смерти встречается здесь не однажды. В конце концов и сам Пашка, подвергнув себя смертельной опасности, оказался на больничной койке. Здесь как раз и видит он продолжение сна о странствии Смерти по стране в предвоенную пору. Но героиня его сна Настя скажет, что не Смерть это вовсе, а напротив, Любовь по земле ходит. Балансируя на грани драмы и клоунады, Шукшин, тем не менее, уже в первом своем большом фильме заявит серьезнейшую тему национальной социо-психологической, демографической травмы, нанесенной стране катастрофами века.

Именно поэтому, но все в том же смеховом ключе соберет он весь состав женских персонажей фильма в очередном видении Колокольникова. Соберет хоть и весело, но как сестер по несчастью - по женскому одиночеству, порожденному, как ни крути, историческими катаклизмами, выпавшими стране. И выступит перед ними, заметим, в форме генерала, увешанного орденами, едва ли не свадебного. Окажется здесь и тетка Анисья, и корреспондентка из Ленинграда (Белла Ахмадулина), появившаяся перед этим в больничной палате, чтобы взять интервью у героя. Иными словами, все они, женщины большой страны, несчастны, ибо все помечены ее исторической судьбой.

Ну, а как же "идеал"?

Два персонажа фильмов Шукшина абсолютно точно сливаются в идеальный образ женского начала, за которым угадывается и образ Любви-спасительницы. Это сестра братьев Воеводиных, глухонемая Вера, в "Вашем сыне и брате" и Люба Байкалова в "Калине красной". Отец говорит о Вере: Любит всех, как дура . Она радуется возвращению Степана как восполнению семьи. И первая замечает его исчезновение. С таким же энтузиазмом встречает старшего Игната. В подаренном Игнахой платье пробегает-пролетает по селу, делясь с земляками радостью. Редкой выразительности эпизод.

Глухонемая Маргарита Грахова, актриса Театра мимики и жеста, создает прекрасный и одновременно драматичный образ едва ли не юродивой. И Люба Байкалова, с ее доверчивостью и простодушием, близка этой природной юродивости. Ты ее, Егор, не обижай: она у нас - последыш… Она хорошая девка, добрая, только все как-то не везет ей… Но как раз этой ее безграничной добротой и простодушием объясняется ее "невезенье". Как у Блока о России: Пускай заманит и обманет, - не пропадешь, не сгинешь ты. Только красота здесь далеко не разбойная, а тихая, в себя погруженная. В ней и возможно спасение. Так кажется, во всяком случае. Но не для героя Шукшина. Он-то всегда и везде беспокойно текуч, а поэтому, во-первых, никогда не найдет понимания у женщины, целиком погруженной в обустройство застывшего в своей неподвижности убогого советского быта. В ту среду, которая и заключает, по Шукшину, опасность женского "мещанства". Жизнь с такой "подругой" возбуждает только ненависть - с обеих сторон, а потом - и катастрофу саморазрушения.

В фильме Николая Губенко "Если хочешь быть счастливым" (1974) Шукшин и Лидия Федосеева изображают внешне благополучную, на первый взгляд, семейную пару. Перед нами рабочий-передовик Федотов и его дородная супруга с только что случившимся прибавлением. В полученной от завода квартире. Всю эту идиллию снимают для телевидения. Но вот беда: нет мира под оливами, и между супругами давно царит глухое непонимание, хотя никто в их разладе, вроде бы, не виноват. Только мужа гнетет тоска. Ну, как у Высоцкого, помните: Но и в церкви все не так! Все не так, ребята! Об этом с мучительной откровенностью на грани истерики пытается сказать герой Шукшина тележурналистке (Жанна Болотова). И срывает заранее намеченный сюжет. Здесь в первый и последний раз Федосеева в дуэте с мужем разыгрывает давнюю, во многом очень личную тему Шукшина: непреодолимую пропасть между женщиной и мужчиной в семейной жизни "простого человека".


Калина красная. 1973

Другое дело, кажется, Люба Байкалова той же Лидии Федосеевой. Люба готова принять Егора любым. Готова спасти, дать отдых измученной душе. Она и есть - родина? Но Егору не суждено спасение. Отдых ему - смерть, потому что бег его неостановим. Вот Любовь-спасительница и оборачивается, по сути, Смертью-упокоительницей. Над героем Шукшина нависает, что называется, рок Истории, требуя, возможно, жертв за все наше общее вековое недомыслие. А обретенному на миг "идеалу" суждено, кажется, вечное безбрачие.

Как всегда. Материя первична, а дух - потом . Кандидат не знает и не может знать, что герои Шукшина и сам их создатель давно перешагнули всякого рода "минимумы".

Как тут не вспомнить знаменитое "Письмо из Москвы жене" ("Не пиши мне про любовь - не поверю я", 1966) Владимира Высоцкого!

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Шукшин в рассказе «Материнское сердце» встаёт на сторону главных героев (1) и (2) хотя оспаривать нарушенный закон трудно и даже невозможно (3) в произведении на первое место выходит материнская

любовь (4) которая не поддаётся никаким писаным законам (5) и неистребимая вера в человека.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Расставим знаки препинания.

{Шукшин в рассказе «Материнское сердце» встаёт на сторону главных героев}, (1) [ и, (2) (хотя оспаривать нарушенный закон трудно и даже невозможно), (3) в произведении на первое место выходит материнская любовь), (4) (которая не поддаётся никаким писаным законам), (5) и неистребимая вера в человека].

4 предложения, все отделяются запятыми

В опасном месте на стыке союзов И ХОТЯ зпт нужна, нет второй части «ТО»

Ответ: 12345.

Ответ: 12345

Актуальность: Текущий учебный год

Правило: Задание 20. Знаки препинания в предложении с разными видами связи

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

Понимание, того, что предложения без основы не бывает;

Знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

Понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

Умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

Умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

Умение видеть указательные слова в главном

Умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

Умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

Умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 6

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

Сравните:

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем-либо писать ТО (НО...), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда (4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы увидели

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что- = и =).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

(когда - =), [то- = ], (насколько - =) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что- = и =)|, и |(когда - =), [то- = ], (насколько - =)|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.

Многие знают и любят рассказы В. М. Шукшина. Маленькие жизненные ситуации, на которые никто бы не обратил внимания, вошли во всеми любимые сборники коротких рассказов. Простые и понятные, они заставляют думать. Рассказ “Материнское сердце”, о котором я хочу поведать, не стал исключением. Эта история раскрывает всю полноту и глубину материнского сердца, которое отказывается от логики и здравого смысла во имя спасения собственного дитя.
Тема “отцов и детей” присутствовала в литературе всегда, но достаточно редко эта тема описывала взаимоотношения матери и сына.
Произошел конфликт, но не семейный, а между матерью и “законом”, который она готова нарушить, лишь бы спасти своего ребенка.
Ее сын Виктор Борзенков собрался жениться и, чтобы заработать денег, едет на рынок продать сало. Получив сто пятьдесят рублей, он отходит к ларьку выпить стакан красного вина, там он знакомится с молодой девушкой, которая предлагает продолжить их разговор у нее дома. И естественно, наутро он проснулся в незнакомом месте, без денег и с больной головой. Еще на рынке он спрятал червонец, на всякий случай, и этот случай выдался. Вернувшись к ларьку, он выпивает бутылку вина из горла и забрасывает ее в парк. Люди, находившиеся рядом, попытались вразумить его словами, но дело дошло до драки. Намотав на руку свой флотский ремень и оставив бляху, как кистень, Витька “отправил” в больницу двух нападавших. Под горячую руку попался и милиционер, который попытался его остановить. Милиционер с травмой головы был отправлен в больницу, а Витька Борзенков в КПЗ. Узнав о случившемся, мать Вити бросила все дела и поехала по всем инстанциям, надеясь освободить своего сына. Она ни разу не подумала, что он совершил преступлен
ие, что есть закон, по которому его должны судить. “Материнское сердце, оно - мудрое, но там, где замаячила беда родному дитю, мать не способна воспринимать посторонний разум, и логика тут ни при чем”.
Автор попытался передать те переживания, которые испытывала мать Вити. И я считаю, что это одна из самых удачных попыток. Жизненная трагедия превращается в историю с глубоким идейным смыслом. А самым ярким моментом, раскрывающим основную мысль произведения, стала сцена встречи матери с сыном в тюрьме, когда она приходит к нему на свидание. “У матери в эту минуту было на душе другое: она вдруг совсем перестала понимать, что есть на свете - милиция, прокурор, суд, тюрьма... Рядом сидел ее ребенок, виноватый, беспомощный... И кто же может сейчас отнять его у нее, когда
она, никто больше - нужна ему? И действительно, она ему нужна. Он свято чтит свою мать и ни за что не даст ее в обиду. Но еще до встречи ему становится стыдно. “Мучительно стыдно. Жалко мать. Он знал, что она придет к нему, пробьется через все законы, - ждал этого и страшился”. Он сам боялся ее обидеть.
Эти чувства глубоки и бездонны, и ясно, что выразить их словами просто невозможно. Но автор использует тот стиль, который понятен простому человеку, тот язык, который делает это произведение общедоступным. Помимо этого автор встает на сторону главных героев, и, хотя оспаривать закон трудно и даже невозможно, здесь на первое место выходит материнская любовь, которая не поддается никаким законам.
“И та неистребимая вера, что добрые люди помогут ей, вела ее и вела, мать нигде не мешкала, не останавливалась, чтоб наплакаться вволю. Она - действовала”. “Ничего, добрые люди помогут”. Она верила, что помогут.

  • Категория: Краткое содержание

Рассказ (1969)

Витька Борзёнков поехал на базар в районный город, продал сала на сто пятьдесят рублей (он собирался жениться, позарез нужны были деньги) и пошел в винный ларек «смазать» стакан-другой красного. Подошла молодая девушка, попросила: «Разреши прикурить». «С похмелья?» - прямо спросил Витька. «Ну», - тоже просто ответила девушка. «И похмелиться не на что, да?» - «А у тебя есть?» Витька купил еще. Выпили. Обоим стало хорошо. «Может, еще?» - спросил Витька. «Только не здесь. Можно ко мне пойти». В груди у Витьки нечто такое - сладостно-скользкое - вильнуло хвостом. Домик девушки оказался чистеньким - занавесочки, скатерочки на столах. Подружка появилась. Разлили вино. Витька прямо за столом целовал девушку, а та вроде отталкивала, а сама льнула, обнимала за шею. Что было потом, Витька не помнит - как отрезало. Очнулся поздно вечером под каким-то забором. Голова гудела, во рту пересохло. Обшарил карманы - денег не было. И пока дошел он до автобусной станции, столько злобы накопил на городских прохиндеев, так их возненавидел, что даже боль в голове поунялась. На автобусной станции Витька купил еще бутылку, выпил ее всю прямо из горлышка и отшвырнул в скверик. «Там же люди могут сидеть», - сказали ему. Витька достал свой флотский ремень, намотал на руку, оставив свободной тяжелую бляху. «Разве в этом вшивом городишке есть люди?» И началась драка. Прибежала милиция, Витька сдуру ударил бляхой одного по голове. Милиционер упал… И его отвезли в КПЗ.

Мать Витькина узнала о несчастье на другой день от участкового. Витька был ее пятым сыном, выходила его из последних сил, получив с войны похоронку на мужа, и он крепкий вырос, ладный собой, добрый. Одна беда: как выпьет - дурак дураком становится. «Что же ему теперь за это?» - «Тюрьма. Лет пять могут дать». Мать кинулась в район. Переступив порог милиции, упала мать на колени, запричитала: «Ангелы вы мои милые, да разумные ваши головушки!.. Простите его, окаянного!» «Ты встань, встань, здесь не церква, - сказали ей. - Ты погляди на ремень твоего сына - таким ведь и убить можно. Сын твой троих человек в больницу отправил. Не имеем мы права таких отпускать». - «А к кому же мне теперь идти?» - «Иди к прокурору». Прокурор разговор начал с нею ласково: «Много вас, детей, в семье у отца росло?» «Шестнадцать, батюшка». - «Вот! И слушались отца. А почему? Никому не спускал, и все видели, что шкодить нельзя. Так и в обществе - одному спустим с рук, другие начнут». Мать поняла только, что и этот невзлюбил ее сына. «Батюшка, а выше тебя есть кто?» - «Есть. И много. Только обращаться к ним бесполезно. Никто суд не отменит». - «Разреши хоть свиданку с сыном». - «Это можно».

С бумагой, выписанной прокурором, мать снова отправилась в милицию. В глазах ее все туманилось и плыло, она молча плакала, вытирая слезы концами платка, но шла привычно скоро. «Ну что прокурор?» - спросили ее в милиции. «Велел в краевые организации ехать, - слукавила мать. - А вот - на свиданку». Она подала бумагу. Начальник милиции немного удивился, и мать, заметив это, подумала: «А-а». Ей стало полегче. За ночь Витька осунулся, оброс - больно смотреть. И мать вдруг перестала понимать, что есть на свете милиция, суд, прокурор, тюрьма… Рядом сидел ее ребенок, виноватый, беспомощный. Мудрым сердцем своим поняла она, какое отчаяние гнетет душу сына. «Все прахом! Вся жизнь пошла кувырком!» - «Тебя как вроде уже осудили! - сказала мать с укором. - Сразу уж - жизнь кувырком. Какие-то слабые вы… Ты хоть сперва спросил бы: где я была, чего достигла?» - «Где была?» - «У прокурора… Пусть, говорит, пока не переживает, пусть всякие мысли выкинет из головы… Мы, дескать, сами тут сделать ничего не можем, потому что не имеем права. А ты, мол, не теряй времени, а садись и езжай в краевые организации… Счас я, значит, доеду до дому, характеристику на тебя возьму. А ты возьми да в уме помолись. Ничего, ты - крещеный. Со всех сторон будем заходить. Ты, главное, не задумывайся, что все теперь кувырком».

Мать встала с нар, мелко перекрестила сына и одними губами прошептала: «Спаси тебя Христос», Шла она по коридору и опять ничего не видела от слез. Жутко становилось. Но мать - действовала. Мыслями она была уже в деревне, прикидывала, что ей нужно сделать до отъезда, какие бумаги взять. Знала она, что останавливаться, впадать в отчаяние - это гибель. Поздним вечером она села в поезд и поехала. «Ничего, добрые люди помогут». Она верила, что помогут.

Этому чувству советский писатель, сценарист и режиссер посвятил небольшое произведение, глубину которого сможет раскрыть художественный анализ. «Материнское сердце» Шукшин создал с необыкновенным мастерством художника, способного слышать даже самые тонкие струны человеческой души.

О чем рассказ Шукшина?

С чего можно начать анализ? «Материнское сердце» Шукшин начал с невеселой истории из жизни простого деревенского парня. Звали его Витькой Борзенковым. К характеристике образа этого героя и стоит приступить, излагая краткое содержание и художественный анализ. Материнское сердце Шукшин назвал мудрым, не преминув отметить, что всяческую логику оно не признает. Что имел в виду автор, можно понять, прочитав рассказ.

Простой деревенский парень

Витька собирался жениться, а потому ему нужны были срочно деньги. Затем, чтобы раздобыть средства на свадьбу, он поехал в город продавать сало. В рассказе этот герой играет не главную роль. Значимым является образ матери Витьки. Однако раскрывается характер этой женщины именно благодаря истории, которая случилась с ее сыном.

После того как Борзенков осознал случившееся, он разозлился на всех: на Риту, на город и на весь свет. А потому потратил на выпивку последний червонец, после чего затеял драку, в которой пострадали несколько человек. Среди них был даже сотрудник милиции. Витьку отправили в КПЗ, а мать его прибыла в город, как только узнала о беде, в которой оказался ее любимый сын. Далее изложено характеристика главной героини и анализ рассказа Шукшина.

Материнское сердце

Витькина мать рано осталась вдовой, родила пятерых детей, но выжили только трое. В произведении типичный образ русской деревенской женщины изобразил Шукшин. «Материнское сердце», анализ которого - это, прежде всего, характеристика героини - повествует о стремлении матери вызволить сына из тюрьмы несмотря ни на что. Ее не интересует очевидная вина Витьки. Она не думает о людях, которые оказались в больнице по его вине. Она руководствуется лишь тем, что подсказывает ей ее любовь. И в этом заключается главная идея, которую ввел в рассказ Шукшин. «Материнское сердце», анализ которого следует делать, основываясь на специфическом общении женщины с сотрудниками правоохранительных органов, - это рассказ о необыкновенной активности, силе, упорстве.

В милиции

Когда она явилась в отделение, там как раз обсуждали недавнее происшествие. Каким изобразил Шукшин материнское сердце? Анализ произведения позволяет сделать вывод, что понятие это хотя и абстрактное, но применимо к необыкновенной силе, которой может обладать лишь женщина. К тому же только та, чей ребенок оказался в беде. Не играет роли, сколько лет этому ребенку, преступник он или порядочный человек. Делая анализ рассказа Шукшина «Материнское сердце», следует обратить внимание на сцену в милиции. Мать Витьки вошла, тут же упала на колени и запричитала громко.

У прокурора

Милиционеры - люди, несклонные к жалости. Но даже они разжалобились и посоветовали женщине наведаться к прокурору. Какой идее посвятил Василий Шукшин «Материнское сердце»? Анализ рассказа говорит о том, что это произведение о тяжелой женской судьбе, которую помочь пережить может лишь безграничная любовь к детям и слепая надежда на человеческое участие и понимание.

Прокурор проявил твердость и не проникся трогательной историей о доброте Витьки, который «тверезым и мухи не обидит». Но мать и на этот раз не сдалась, и лишь сделала вывод, что этот человек «обиделся за своего». Добившись разрешения на свидание с сыном, она отправилась снова в милицию.

Разговор с сыном

По дороге мать Витьки думала о том, как отправится в краевые организации. Она всю жизнь надеялась на помощь и понимание людей. Ей верить больше было не на что. Она вытирала слезы и молча плакала, но не замедляла шага. Мать Витьки Борзенкова всю жизнь только тем и занималась, что пыталась справиться со своим героем. В ее душе неистребимо жила вера в добрых людей, которые помогут.

Она ни разу не подумала о том, что ее сын совершил преступление, что существует закон, на который нельзя закрыть глаза. А когда увидела его похудевшим, осунувшегося, вдруг в мире перестали существовать и милиция, и безжалостный прокурор. Мать поняла, насколько страшная беда приключилась с сыном, и знала теперь точно, что только она сможет его спасти.

В краевые органы

Увидев его беспомощность, она принялась все описывать в радужных красках. И милиционеры, и прокурор якобы посоветовали ей отправиться в краевые органы. Мать рассказывала и сама в это верила, что выпустить Витьку они вовсе не против, да только прав не имеют. Но там, в областном центре, есть люди, от которых все зависит. Они то Витю не оставят в беде. На прощание мать посоветовала сыну помолиться, приговаривая: «Будем со всех сторон заходить». А затем вышла из камеры и пошла, опять ничего перед собой не видя из-за слез. Она должна была спешить, и теперь точно знала, что если понадобится, пройдет все инстанции, но вызволит сына. Она отправится в краевые организации даже пешком, если нужно, но Витя ее выйдет на свободу.

Таково краткое содержание рассказа, который создал В. М. Шукшин. «Материнское сердце», анализ которого изложен был в этой статье, посвящен всепоглощающей материнской любви.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры