Собор казанских святых икона. Собор казанских святых

Главная / Развод

XIV век XVI век

  • св.мч. Петр Казанский +1552
  • св. мч. Стефан Казанский +1552
  • св.мч. Борис (Салтыков)
  • св.мч. Иаков (Евстафьев)
  • св.мч. Феодор (Чуркин)
  • св.мч. Сильван (Васильев)
  • св.мч. Феодор (Баклановский)
  • св.мч. Василий (Константинов) + 1552-53
  • св.мч. Феодор (Константинов)
  • св.мч. Димитрий (Константинов)
  • св.мч. Михаил (Кузьминский)
  • св.мч. Иоанн (Мохнев)
  • св.мч. Василий (Федоров)
  • прп. Иона Казанский +после 1563
  • прп. Нектарий Казанский +после 1563
XVII век XX век
  • Преподобномученики Зилантовы:
  • архим. Сергий (Зайцев) +1918
  • иером. Лаврентий (Никитин) +1918
  • иером. Серафим (Кузьмин) +1918
  • иеродиак. Феодосий (Александров) +1918
  • мон. Леонтий (Каргин) +1918
  • мон. Стефан +1918
  • посл. Георгий (Тимофеев) +1918
  • посл. Сергий (Галин) +1918
  • посл. Илларион (Правдин) +1918
  • посл. Иоанн (Сретенский) +1918
  • Преподобномученики Раифские:
  • иером. Иосиф (Гаврилов) +1930
  • иером. Сергий (Гуськов) +1930
  • иером. Антоний (Чирков) +1930
  • иером. Варлаам (Похилюк) +1930
  • иером. Иов (Протопопов) +1930
  • посл. Петр (Тупицын) +1930
  • прпмчц. Маргарита, настоятельница Мензелинского женского монастыря св. Пророка Илии +1918
  • Приходские священники:
  • сщмч. иер. Димитрий Шишокин +1918
  • сщмч. иер. Филарет Великанов +1918
  • сщмч. иер. Даниил Дымов, священник церкви села Верхний Услон +1918
  • сщмч. иер. Феодор Гидаспов, настоятель Пятницкой церкви г. Казани +1918
  • сщмч. иер. Владимир Фиалковский, протоиерей Тихвинской церкви в Вознесенском
  • сщмч. иер. Иоанн Богоявленский +1918
  • сщмч. иер. Константин Далматов, протоиерей Софийской церкви +1918
  • сщмч. иер. Василий Львович Агатицкий, священник Троицкого собора г. Тетюш +1918
  • сщмч. иер. Леонид Евстафьевич Скворцов, священник Софийского собора г. Лаишева +1918
  • сщмч. иер. Константин Сергеев, священник села Кутуш Чистопольского уезда +1918
  • сщмч. иер. Василий Афанасьевич Лузин +1918
  • сщмч. иер. Николай Неофитович Приклонский, священник села Абдей +1918
  • сщмч. иер. Леонид Поликарпов, священник из Мамадышского уезда +1918
  • сщмч. иер. Михаил Николаевич Мансуров, протоиерей села Кукмор Мамадышского уезда +1918
  • сщмч. иер. Андрей Брагин, священник села Чирки-Бебкеевы Тетюшского уезда+1918
  • сщмч. иер. Павел Михайлович Михайлов, священник Мамадышского Троицкого собора +13 марта 1919
  • сщмч. иер. Михаил Вотяков, настоятель Свято-Троицкой церкви села Чистопольские Выселки +1931
  • мч. Александр Сергеевич Верижский, студент Казанской Духовной Академии +1918

Местночтимые святые

XVII век
  • свт. Ефрем, митрополит Казанский и Свияжский +1608
XX век
  • прп. Гавриил (Зырянов) Седмиезерный +1915
  • прп. Александр (Орудов) Седмиезерный

Подвижники благочестия

XVI век
  • игум. Мавра (дев. Матрона)
XVII век
  • свт. Епифаний Иерусалимский +около 1606
  • ин. Анисия (Седмиезерная) после+1644
  • ин. Евфимий (осн. Седмиезерной пуст.) +1648
  • игум. Филарет (осн. Раифской пустыни) +1665
XVIII век
  • свт. Арсений Андрузский («Андружския епархии Пелопонскаго острова»)+1706
  • архиеп. Вениамин Пуцек-Григорович +1785
XIX век
  • архиепископ Антоний (Амфитеатров) +1879
XX век
  • архиеп. Димитрий (Самбикин) +1908
  • игуменья Ангелина, последняя настоятельница казанского Троице-Федоровского монастыря (Алексеева Анна Степановна, р.1884 - +21.12.1937)
  • архиеп. Сергий (Королёв) +1952
  • иеросхим. Серафим (Кошурин) Седмиезерный +1969

См. также

Напишите отзыв о статье "Собор Казанских святых"

Литература

  • Трубачёв А. Казанские святые Петр и Стефан (к 425-летию со дня мученической кончины) // Журнал Московской Патриархии. М., 1977. №8 (ЖМП)
  • Житие святых Гурия и Варсонофия // Творения святейшего Гермогена, патриарха московского и всея России. – М., 1912
  • Любарский П. Сборник древностей казанской епархии. - Казань, 1868
  • Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви. М., 2004

Ссылки

Отрывок, характеризующий Собор Казанских святых

Как в механизме часов, так и в механизме военного дела, так же неудержимо до последнего результата раз данное движение, и так же безучастно неподвижны, за момент до передачи движения, части механизма, до которых еще не дошло дело. Свистят на осях колеса, цепляясь зубьями, шипят от быстроты вертящиеся блоки, а соседнее колесо так же спокойно и неподвижно, как будто оно сотни лет готово простоять этою неподвижностью; но пришел момент – зацепил рычаг, и, покоряясь движению, трещит, поворачиваясь, колесо и сливается в одно действие, результат и цель которого ему непонятны.
Как в часах результат сложного движения бесчисленных различных колес и блоков есть только медленное и уравномеренное движение стрелки, указывающей время, так и результатом всех сложных человеческих движений этих 1000 русских и французов – всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, страха, восторга этих людей – был только проигрыш Аустерлицкого сражения, так называемого сражения трех императоров, т. е. медленное передвижение всемирно исторической стрелки на циферблате истории человечества.
Князь Андрей был в этот день дежурным и неотлучно при главнокомандующем.
В 6 м часу вечера Кутузов приехал в главную квартиру императоров и, недолго пробыв у государя, пошел к обер гофмаршалу графу Толстому.
Болконский воспользовался этим временем, чтобы зайти к Долгорукову узнать о подробностях дела. Князь Андрей чувствовал, что Кутузов чем то расстроен и недоволен, и что им недовольны в главной квартире, и что все лица императорской главной квартиры имеют с ним тон людей, знающих что то такое, чего другие не знают; и поэтому ему хотелось поговорить с Долгоруковым.
– Ну, здравствуйте, mon cher, – сказал Долгоруков, сидевший с Билибиным за чаем. – Праздник на завтра. Что ваш старик? не в духе?
– Не скажу, чтобы был не в духе, но ему, кажется, хотелось бы, чтоб его выслушали.
– Да его слушали на военном совете и будут слушать, когда он будет говорить дело; но медлить и ждать чего то теперь, когда Бонапарт боится более всего генерального сражения, – невозможно.
– Да вы его видели? – сказал князь Андрей. – Ну, что Бонапарт? Какое впечатление он произвел на вас?
– Да, видел и убедился, что он боится генерального сражения более всего на свете, – повторил Долгоруков, видимо, дорожа этим общим выводом, сделанным им из его свидания с Наполеоном. – Ежели бы он не боялся сражения, для чего бы ему было требовать этого свидания, вести переговоры и, главное, отступать, тогда как отступление так противно всей его методе ведения войны? Поверьте мне: он боится, боится генерального сражения, его час настал. Это я вам говорю.
– Но расскажите, как он, что? – еще спросил князь Андрей.
– Он человек в сером сюртуке, очень желавший, чтобы я ему говорил «ваше величество», но, к огорчению своему, не получивший от меня никакого титула. Вот это какой человек, и больше ничего, – отвечал Долгоруков, оглядываясь с улыбкой на Билибина.
– Несмотря на мое полное уважение к старому Кутузову, – продолжал он, – хороши мы были бы все, ожидая чего то и тем давая ему случай уйти или обмануть нас, тогда как теперь он верно в наших руках. Нет, не надобно забывать Суворова и его правила: не ставить себя в положение атакованного, а атаковать самому. Поверьте, на войне энергия молодых людей часто вернее указывает путь, чем вся опытность старых кунктаторов.
– Но в какой же позиции мы атакуем его? Я был на аванпостах нынче, и нельзя решить, где он именно стоит с главными силами, – сказал князь Андрей.
Ему хотелось высказать Долгорукову свой, составленный им, план атаки.
– Ах, это совершенно всё равно, – быстро заговорил Долгоруков, вставая и раскрывая карту на столе. – Все случаи предвидены: ежели он стоит у Брюнна…
И князь Долгоруков быстро и неясно рассказал план флангового движения Вейротера.
Князь Андрей стал возражать и доказывать свой план, который мог быть одинаково хорош с планом Вейротера, но имел тот недостаток, что план Вейротера уже был одобрен. Как только князь Андрей стал доказывать невыгоды того и выгоды своего, князь Долгоруков перестал его слушать и рассеянно смотрел не на карту, а на лицо князя Андрея.
– Впрочем, у Кутузова будет нынче военный совет: вы там можете всё это высказать, – сказал Долгоруков.
– Я это и сделаю, – сказал князь Андрей, отходя от карты.
– И о чем вы заботитесь, господа? – сказал Билибин, до сих пор с веселой улыбкой слушавший их разговор и теперь, видимо, собираясь пошутить. – Будет ли завтра победа или поражение, слава русского оружия застрахована. Кроме вашего Кутузова, нет ни одного русского начальника колонн. Начальники: Неrr general Wimpfen, le comte de Langeron, le prince de Lichtenstein, le prince de Hohenloe et enfin Prsch… prsch… et ainsi de suite, comme tous les noms polonais. [Вимпфен, граф Ланжерон, князь Лихтенштейн, Гогенлое и еще Пришпршипрш, как все польские имена.]
– Taisez vous, mauvaise langue, [Удержите ваше злоязычие.] – сказал Долгоруков. – Неправда, теперь уже два русских: Милорадович и Дохтуров, и был бы 3 й, граф Аракчеев, но у него нервы слабы.

17 октября Русская Православная Церковь отмечает день Собора Казанских святителей: архиепископов Гурия (почил в 1563 г.) и Германа (почил в 1567 г.) Казанских и епископа Варсонофия Тверского (почил в 1576 г.), положивших начало устроению православной епархии в Поволжье после взятия Казани воинством царя Ивана Грозного в 1552 г.

Перед взятием Казани русскими был построен город-плацдарм Свияжск, место основания которого указал явившийся преподобный Сергий Радонежский. После учреждения Казанской епархии в татарскую столицу был назначен первый архипастырь — святитель Гурий, уроженец городка Радонежа — родины преподобного Сергия.

Восемь лет святительских трудов архиепископа Германа — это постоянный подвиг проповеди Слова Божия неверным, строительство монастырей, храмов и собственная внимательная духовная жизнь. Подорванное в юности здоровье совсем покинуло святителя за два года до кончины. Перед смертью святитель Гурий принял великую схиму от св. Варсонофия и мирно почил 5 декабря 1563 г. На Казанскую кафедру вступил его достойный преемник — ревнитель Православия святитель Герман.

Святитель Варсонофий (в миру Иоанн), когда ему было еще 17 лет, попал в плен к татарам, совершившим набег на город Серпухов. В неволе он изучал татарский язык и знакомился с мусульманством. В этом явно виден Промысл Божий, готовивший великого просветителя Казанского края.

Св. Варсонофий уже в сане архимандрита прибыл в Казань вместе со святителем Гурием. Там он устроил Спасо-Преображенский монастырь, занимался просвещением татар, исцелял телесные недуги новопросвещенных. В 1567 г. Московский митрополит святитель Филипп вызвал св. Варсонофия в Москву и рукоположил его во епископа Тверского. Через три года св. Варсонофий был уволен на покой и переехал в Казанский Спасо-Преображенский монастырь, где скончался 11 апреля 1567 года и был погребен вместе со своим наставником.

Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (почил в 1563), и Варсонофия, епископа Тверского (почил в 1576), произошло в Казани, в 1595 году. При строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, у алтарной стены прежнего деревянного храма были выкопаны гробы с телами святителей. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена (память 17 февраля) благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Сам святитель Ермоген так описывает это событие: "Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае". Многие больные исцелились, помазавшись святым миром, истекавшим от мощей святителя Гурия.

В Иконописном Подлиннике под 4 октября сказано: "Гурий подобием сед, брада, аки Василия Кесарийского, в шапке, в омофоре, в руках Евангелие, риза святительская. Варсонофий подобием надсед, брада, аки Гуриева, на конец раздвоилась, в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие".

В соответствии с докладом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого; почил 14 октября 1976) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил творить в первое воскресенье после 4 октября соборную память всем Казанским святителям.

Особо память Казанских святителей совершается: Гурия — 5 декабря, Варсонофия — 11 апреля и Германа — 6 ноября по старому стилю.

На территории Республики Татарстан, границы которой совпадают с границами Казанской епархии, христианство появилось в глубокой древности. Об этом свидетельствуют находки нательных крестиков и других христианских предметов в захоронениях, городищах и селищах разных археологических культур. Однако в 922 году официальной религией Волжской Болгарии, государства, располагавшегося в южной части Татарстана стал ислам, но были в Волжской Болгарии и христиане. Так, согласно летописям, в 990 году киевский князь Владимир послал к булгарам миссионера Марка Македонянина, по летописному известию крещение приняли четыре булгарских князя с семьями. Один из археологических памятников города Болгара получил название «Греческая палата» - это была, скорее всего, православная церковь. После монгольского нашествия территория Татарстана вошла в состав Золотой Орды. С 1261 года века в Золотой Орде действовала Сарская и Подонская епархия Русской Православной церкви, резиденция правящего архиерея располагалась в столице Золотой Орды, городе Сарае. Ему подчинялись и храмы, располагавшиеся в Волжской Болгарии. Казань впервые упоминается в летописи в 1276 году, в связи с тем, что хан Менгу-Тимур отдал «Булгарскую и Казанскую землю» в удел своему зятю, князю Федору (канонизирован как Федор, Ярославский Чудотворец). Возникновение Казанской епархии было обусловлено присоединением в середине 16 века к Российскому государству территории Среднего и Нижнего Поволжья.

Казанская епархия Русской Православной церкви была учреждена соборным определением при Московском митрополите Макарии 3 апреля 1555 года, первым святителем земли казанской определено было быть игумену тверского Селижарова монастыря Гурию (Руготину), отправившемуся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом и “наказной памятью”: в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости, освобождать их от суда воевод и наместников. В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточно-русских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). Первоначально она включала территорию Казанского ханства и окрестных районов, завоеванных в 1552 и Вятскую землю. В 1556, после завоевания Астрахани, в нее вошли все земли Среднего и Нижнего Поволжья, во второй половине 16 - начале 17 вв. - вновь присоединяемые территории Урала и Сибири. В дальнейшем территория Казанской епархии сокращалась В 1602 были отделены земли Нижнего Поволжья (Астраханская епархия, в 1620 - Сибирь (Тобольская епархия), в 1657 - Вятская земля (Вятская епархия). В первой половине 18 века территория Казанской епархии включала, в основном, территории созданных Петром I Казанской и Уфимской губерний. В 1780-е гг. границы епархий стали приводиться к границам новых губерний, созданных Екатериной II и к середине 1790-х Казанская епархия включала новые Казанскую и Симбирскую губернии, открытые в 1789 году, с 1832, после создания Симбирской епархии - только Казанскую губернию. Значительная часть территории нынешнего Татарстана в 19 - начале 20 вв. входила в состав других епархий: Вятской (Елабужский, Менделеевский и Агрызский районы), Самарской (Бугульминский, Лениногорский, Альметьевский, Бавлинский, Ютазинский районы,) Симбирской (Буинский, Дрожжановский районы), Уфимской (Набережные Челны, Тукаевский, Мензелинский, Сармановский, Азнакаевский районы).

В первой половине 1920-х гг. границы Казанской Епархии были приведены, в соответствие с новым административно-территориальным делением Поволжья, в ее состав вошли Татарская, Чувашская, Марийская АССР. В 1946 году открыта новая Чебоксарская и Чувашская епархия, в 1993 году - Йошкар-Олинская и Марийская и с этого времени Казанская епархия включает только территорию Республики Татарстан.

В дореволюционное время архиереи, управляющие Казанской епархией носили титул «Казанские и Свияжские», кроме митрополита Гермогена, титулованного как «Казанский и Астраханский», митрополита Иоасафа - «Казанский и Болгарский», в 1795-1831 гг. казанские архиереи носили титул «Казанские и Симбирские». В советское время до 1950 года архиереи именовались «Казанскими и Свияжскими», в 1944-58 - «Казанскими и Чистопольскими», с 1958 - «Казанскими и Марийскими», с 1993 года, в связи с образованием самостоятельной Марийской епархии, титул правящего архиерея - «Казанский и Татарстанский».

С 1732 года Казанской епархией управляли архиепископы, а с 1738 по 1762 гг. - епископы: известный излишним рвением в насаждении христианства епископ Лука (Канашевич) и епископ Гавриил (Кременецкий). После миссионерских трудов Казанских просветителей процесс христианизации Казанского края почти прекратился, и только митрополит Тихон (Воинов), прибывавший на Казанской кафедре с 1699 по 1724 гг. продолжил эту деятельность: с 1701 по 1795 гг. добровольно крестились 3683 черемиса, для новокрещенных было открыто 7 церквей и инородческая школа. Много потрудился на ниве духовной миссии иеромонах Алексий (Раифский), позже - настоятель Свияжского Успенского монастыря. В 1718 году была открыта школа для детей духовенства, преобразованная в 1732 году в Казанскую духовную семинарию. За время существования новокрещенской конторы (1731-1764 гг.) было крещено 406792 инородца, всего же к началу XIX века в Казанской епархии насчитывалось 575 тысяч крещенных чуваш, мордвы, черемис, татар и вотяков. Частично, это объясняется правительственными льготами, которые привлекали иноверцев к крещению. Насильственные же меры, бывшие большей частью частной инициативой отдельных архиереев, приводили к массовым отпадениям от христианства.

С 1744 года после церковной реформы Петра I, казанский архиерейский приказ преобразовался в Казанскую духовную консисторию. По штатам 1764 года Казанская епархия была причислена ко 2-му классу. Штатных монастырей в Казанской епархии стало 11: один - первого класса (Свяжский Успенский мужской монастырь), два - второго класса (Спасо-Преображенский мужской и Казанско-Богородицкий женский), восемь - третьего класса, другие монастыри были оставлены заштатными (то есть существовали без казенных дотаций, только на епархиальные средства). В 1782 году в Казанской епархии насчитывалось 1117 церквей (для сравнения Московская епархия имела только 814).

Кроме епархиальных архиереев в управлении Казанской епархией участвовали викарные епископы. Первым возникло Свияжское викариатство в 1799 году (но в 1822 году было отменено), затем - Чебоксарское (1853г.), Чистопольское (1899г.), Мамадышское (1907г.). Все викарные епископы проживали в Казани, Чистопольский был ректором академии, Чебоксарский - настоятелем Кизического монастыря, Мамадышский - Спасо-Преображенского, в ведении которых находились «инородческие» приходы и миссионерская деятельность.

Важнейшими событиями в жизни Казанской епархии были обретение в 1579 году Чудотворной иконы Казанской Божией Матери, участие казанцев в ополчении Минина и Пожарского по благословению патриарха Ермогена, бывшего Казанского митрополита и всероссийское прославление Казанской иконы Божией Матери. Именно св. Ермогену принадлежит заслуга составления описания чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери (в чем он сам участвовал) и чудес от этой иконы. Казанская икона Божией Матери была обретена 8 июля 1579 года (при архиепископе Иеремии) десятилетней девочкой Матреной. Новообретенная икона крестным ходом была перенесена в храм священником Ермолаем (впоследствии - св. Патриархом Ермогеном) и очень скоро через этот образ были явлены многочисленные чудотворения.

Подлинник иконы находился до июня 1904 года в Казанском Богородицком монастыре, когда неким Чайкиным была похищена. Но и доныне неизвестна судьба чудотворной иконы. Следствию не удалось доказать факт уничтожения иконы, кроме того, некоторые историки предполагают, что похищен был список, а подлинник был еще в 1612 году отправлен в Москву. После св. Ермогена Казанскую кафедру возглавил митрополит Ефрем, пославший в 1612 году ополчению Минина и князя Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Именно этой иконе впоследствии приписывалось чудесное избавление Москвы от поляков (память этого события совершается в Русской Православной церкви 22 октября старого стиля (4 ноября нового стиля). В 1613 году митрополит Казанский и Свияжский Ефрем венчал на царство избранного Земским собором царя Михаила Федоровича Романова, первого из Дома Романовых; подпись митрополита Ефрема стоит первой под Уложенной грамотой. В 1654 (по другим данным в 1656) году избавлением Казани от эпидемии чумы прославилась Седмиозерная икона Смоленской Божией Матери, в 1660-е гг. - Свияжск и Казанский край прославила заступничеством от морового поветрия икона Грузинской Божией Матери.

В 1723 году была открыта Казанская славяно-латинская школа, преобрзованная в 1732 году в Казанскую Духовную Семинарию. В 1731-1764 гг. в епархии действовала Контора новокрещенских дел, занимавшаяся миссионерской деятельностью, благодаря чему в православие была обращена основная часть чувашей, удмуртов и марийцев, правда при этом применялись меры явно принудительного характера и приобщение к православной вере часто имело формальный характер, в быту этих народов сохранялись не только пережитки язычества, но и вера в многобожие, жертвоприношения животных и другие языческие обряды. В 1798 году в Казани была открыта Духовная Академия, но первая попытка ее создания не удалась и в 1818 году она вновь была преобразована в Духовную Семинарию. Вновь духовная академия была открыта в 1842 году. Это была четвертая и последняя по счету духовная академия в России. Выпускниками и преподавателями академии были многие многие выдающиеся ученые, среди самых известных философ Виктор Иванович Несмелов, церковный правовед Илья Степанович Бердников, историк Петр Васильевич Знаменский, исламовед Гордий Семенович Саблуков.

При архиепископе Григории (Постникове) (1848-1856) в фонды Казанской духовной академии поступает древняя библиотека Соловецкого монастыря, в 1851 году учреждается “Православный Собеседник”, вокруг которого впоследствии сплотилась целая плеяда известных ученых: историки Е.А. Будрин, Ф.А. Курганов, А.А. Царевский, П.А. Юнгеров, Л.И. Писарев, В.А. Кренский, А.П. Щапов, правовед И.С. Бердников, этнографы, ориенталисты и миссионеры Н.Ф. Катанов, М.А. Машанов, Н.И. Ильминский, протоирей Ефимий Малов, философ В.И. Несмелов и другие. Расцвету духовного образования способствовало ректорство с 1805 по 1900 гг. епископа Антония (Храповицкого), Будущего первоиерарха Русской Православной Церкви за границей. Более 80 выпускников Казанской академии стали архиереями.

Многим из тех, кто закончил Казанскую духовную академию в 20 веке архиерейский сан принес не почет и власть, а тяжкие испытания и мученическую смерть за православную веру. Среди канонизированных в 1990-е годы новомучеников и исповедников и последний ректор академии митрополит Анатолий (Грисюк) и выпускники архиепископ Афанасий (Малинин), архиепископ Варсонофий (Лузин), архиепископ Виктор (Островидов), архиепископ Гавриил (Аболымов), архиепископ Герман (Ряшенцев), архиепископ Гурий (Степанов), епископ Иоасаф Удалов, епископ Иоанн (Поярков), епископ Иов (Рогожин), епископ Ириней (Шульмин), епископ Иувеналий (Масловский), епископ Симеон (Шлеев), епископ Феодор (Поздеевский) и другие.

При архиепископе Амвросии (Протасове) (1816-1826) открыто Казанское отделение Библейского общества для переводов Священного писания на местные языки. В 1814 году на татарский язык был переведен Новый Завет, а в 1819 году - первая из ветхозаветных книг (Бытие). С 11 апреля 1830 года при архиепископе Филарете (Амфитеатрове) (1828-1836), ставшем впоследствии Киевским митрополитом, была учреждена особая инородческая миссия. В 1847 году при Казанской духовной академии открывается переводческий комитет, в 1854 году - три миссионерских отделения. Для поддержки миссионерского образования 4 октября 1867 года было учреждено православное братство святителя Гурия. Именно в это время развивается деятельность известного миссионера и переводчика, “апостола Казанских инородцев” Н. И. Ильминского, трудами которого были открыты: Центральная крещено-тарская школа (1864 год) и Инородческая семинария (1872 год).

Помимо перечисленных духовно-учебных заведений Казанской епархии были следующие: двухгодичные миссионерские курсы (с 1889 года) при Спасо-Преображенском монастыре; Казанское (с 1818 года), Чебоксарское (с 1818 года) и Чистопольское (с 1829 года) мужские духовные училища; женское училище духовного ведомства (с 1825 года) для дочерей священнослужителей Казанской, Вятской и Пермской епархий; епархиальное женское училище с сиротским приютом (с 1889 года).

Во второй половине XIX века в Казанской епархии сформировалась и развивалась миссионерская и просветительская система Николая Ивановича Ильминского. Созданное по его инициативе Братство святителя Гурия стало центром переводов Священного Писания и духовной литературы на языки народов России, а Казанская учительская семинария, Центральная крещено-татарская школа сформировали кадры национальной интеллигенции и духовенства чувашей, татар-кряшен, марийцев, удмуртов, мордвы. В «инородческих» приходах стали совершаться богослужения на родных языках прихожан. Все это привело к подлинной христианизации народов Поволжья, преодолению пережитков язычества.

В 1909 году православных в Казанской епархии насчитывалось 1546844 человека, церквей соборных - 18, приходских - 636, домовых - 37, всего с монастырскими храмами - 739. Часовен насчитывалось 336. Духовенства: протоиереев - 33, священников - 770, диаконов - 279, псаломщиков - 770; церковно-приходских попечительств - 609, церковных школ двуклассных - 7, одноклассных - 470, школ грамоты - 225. Всего учащихся церковных школ - 27983. В Казани действовало 5 мужских и 2 женских монастыря. К 1917 году в Казанской епархии насчитывалось: церквей - 794, монастырей - 27, часовен 419, духовенства белого (женатого) - 1554 человека, черного (монашествующих): монахинь - 202, монахов -1601. Единоверческого духовенства - 26 человек. С мая 1917 по 1918 гг. Казанская консистория преобразуется в Епархиальный совет, а затем - в епархиальное управление.

В советское время Казанская епархия, как и вся Русская Православная Церковь пережила тяжелые времена. Уже в 1918 году были расстреляны более 20 священников. Митрополит Кирилл (Смирнов) только дважды, в 1920 и 1921 гг. смог побывать в Казани, проведя все остальные годы в тюрьмах и ссылках, вплоть до мученической смерти. Мученическую кончину приняли и все остальные архиереи, управлявшие епархией в 1918-1937 гг., кроме Афанасия (Малинина). В 1937 епархиальное управление перестало существовать. В 1929 году были закрыты все монастрыри, в том же году начались массовые закрытия церквей и репрессии против духовенства. Всего в 1929- 1931 и в 1937-1938 гг. были расстреляны более 100 священнослужителей и монашествующих, более 700 осуждены к заключению в лагерях, жертвами репрессии стали многие сотни прихожан, выступавших против закрытия храмов. К 1939 году в Татарской АССР остались только 2 действующих храма, в Казани и Мензелинске.

После 1938 года Казанской епархией управлял архиепископ Андрей (Комаров). В течение 10 лет кафедральным собором была единственная действовавшая в Казани церковь Ярославских чудотворцев (на Арском кладбище). Начиная с 1938 года и по настоящее время епархия управлялась одним архиереем без викарных епископов. В годы Великой Отечественной войны верующие епархии пожертвовали значительные суммы на нужды армии. В 1947 году при архиепископе Гермогене (Кожине) кафедральным собором стал Николо-Покровский храм.

С 1944 года началось возрождение церковной жизни, к 1948 на территории Татарстана действовали около 40 приходов, было восстановлено и епархиальное управление. Среди послевоенных Казанских иерархов следует особо отметить очень почитавшегося верующими архиепископа Сергия (Королева), бывшего епископа Пражского, вернувшегося в 1950 году из эмиграции и занимавшего Казанскую кафедру в течение двух лет (1950-1952). Но в первой половине 1960 годов наступление властей на церковь возобновилось. В 1960 году архиепископ Иов (Кресович) был осужден по надуманному обвинению к 7 годам лишения свободы. Количество приходов сократилось до 15 в Татарстане и 8 в Марийской республике.

Другим уважаемым иерархом послевоенного периода стал архиепископ Михаил (Воскресенский) (1960 - 1975), известный тем, что вместе с еще шестью иерархами подписал в 1961 году известное письмо архиепископа Гермогена (Голубева) с требованием пересмотра Положения об Управлении Русской Православной Церкви (принятого под давлением светских властей) и проведения церковных реформ. Несмотря на тяжелейшие годы архиепископ Михаил не допустил закрытия ни одного храма епархии.

С 1975 по 1989 год епархией руководил епископ Пантелеимон (Митрюковский). При нем были зарегистрированы три прихода в крупных районных центрах. Появилась возможность проводить реставрационные работы в действующих храмах. К концу 1988 года в епархии действовали по Татарской АССР - 16 приходов, по Марийской АССР - 11 приходов.

Казанская епархия сегодня.

В 1988 году на Казанскую кафедру решением Священного Синода назначен настоятель Никольского кафедрального собора, секретарь епархиального управления архимандрит Анастасий (Меткин). Хиротония во епископа состоялась в Богоявленской кафедральном соборе г.Москвы 11 декабря 1988 года.

В Казани действовало два храма до 1989 года, когда епархии был возвращен Петропавловский собор. В 1991 году был возвращен Раифский монастырь, в 1994 году - Варваринская и Софийская церкви города Казани, в 1996 году - Макарьевский монастырь, Тихвинская церковь, Седмиозерная пустынь, Свияжский Успенский монастырь, Евдокиинская церковь. Подобный же процесс постепенного возвращения некогда насильственно отчужденных храмов наблюдается по всей республике.

В настоящее время в Казанской Епархии совершают служение 307 священников и 57 диаконов. Епархия поделена на 22 благочиннических округа, в которых действует 227 приходов, из них: городских - 65, сельских - 142, приписных - 20. В епархии восстановлено 8 монастырей, из которых: 6 мужских и 2 женских. Идет строительство новых и востановление разрушенных храмов. Новые храмы строятся в 10 приходах, 22 храмах идут востановительные работы.

Активным образом воссоздаются традиции духовного образования. В сентябре 1997 года открыто Казанское Духовное училище, преобразованное в 1998 году в Духовную Семинарию - высшее духовное пятилетнее учебное заведение. Семинария готовит священнослужителей не только для республики Татарстан, но и для соседних регионов: Удмуртской, Марийской, Саранской, Чебоксарской, Башкирской, Нижегородской и Пензенской епархий. Семинария периодически проводит всероссийские церковно-научные конференции, а с апреля 2000 года восстановлено издание церковно-научного журнала “Православный Собеседник”. Преподаватели семинарии активно участвуют в различных научных и издательских проектах, сотрудничают с Церковно-научным Центром “Православная энциклопедия”, Российским Библейским Обществом (РБО), Союзом Библейских Обществ (UBS), Институтом перевода Библии (IВТ), Российской Академией Наук (РАН), Институтом “Татарской энциклопедии” и т.д.

В 1996 году в Набережных Челнах открыт филиал Московского Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета.

В Казанской епархии функционируют духовно-просветительские курсы.

В настоящее время в Казанской епархии существует 17 печатных периодических изданий различной направленности и формата, общий тираж которых составляет 9000 экземпляров.

Кроме того постоянное вещание на территории Татарстана ведут 6 православных теле- и радиопередач.

Функционируют 14 интернет-изданий, 3 из которых находятся под редакцией Епархиального управления: Официальный сайт Казанской епархии «Православие в Татарстане», сайт Казанской Духовной Семинарии, а также информационный сайт «Все о Православных постах и праздниках».

В конце 90-х годов при Казанском епархиальном управлении были созданы отделы деятельность которых направлена на организацию помощи социально не защищенным слоям населения, духовное просвещение, работу с молодежью и провоохранительными органами.

В Казанской епархии существует православное Братство Святителя Гурия, воссозданное в 1991г. в память об одноименном миссионерском Братстве, существовавшем до революции с целью просвещения иноверных. Братство базируется при Богоявленском соборе г. Казани.

Целью Братства является: православное просвещение, возрождение и укрепление православных, национальных традиций, православно-национального самосознания.

Из самых распространенных форм служения ближним являются благотворительные столовые при монастырях и некоторых приходах Казанской епархии: благотворительная столовая при Иоанно-Предтеченском монастыре г. Казани, рассчитанная на ежедневное обслуживание 100 чел.; приход в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского в пос. Красный Ключ Нижнекамского благочиния, где ежедневно около сотни нуждающихся получают бесплатный обед. Нерегулярно (1-2 раза в неделю) благотворительные обеды организуются во многих городских и 42 сельских приходах.

Доброй традицией Епархии стали проводимые ежегодно фестивали детско-юношеского творчества "Сретение" и Пасхальный фестиваль колокольного звона в р.п. Алексеевское, а также благотворительные концерты "Дары Раифы" проходящие на Святочной неделе.

Активно развиваются национальные (кряшенские, чувашские) приходы Казанской епархии. Так, Тихвинский кряшенский приход г.Казани, возглавляемый протоиереем Павлом Павловым занимается издательской, а также переводческой деятельностью, осуществляя совместно с Российским библейским обществом переводы Священного Писания на кряшенский язык. Ежегодно в праздник свт.Иоасафа Белгородского, особо почитаемого казанскими кряшенами Архиепископ Анастасий совершает Божественную литургию на кряшенском языке. В 1999 году был торжественно отпразднован десятилетний юбилей кряшенской общины.

Среди наиболее важных событий последних лет также следует отметить следующие:

1995 год

26 сентября 1995 года были обретены мощи святителя Ефрема Казанского, венчавшего на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова.

11 октября 1995 года были обретены мощи преподобных Ионы и Нектария (ныне покоятся в Петропавловском соборе города Казани).

17-19 октября 1995 года состоялось празднование 440-летия Казанской епархии и проведение впервые за послереволюционный период историко-богословской конференции с участием иерархов РПЦ, профессоров Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Московского Свято-Тихоновского богословского института.

1996 год

Открытие в г. Набережные Челны филиала Московского Православного Свято-Тихоновского Богословского института.

1997 год

В 1997 г. впервые за всю историю Казанскую епархию с официальным визитом посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В ходе визита Святейшего Патриарха состоялось открытие Казанского Духовного училища.

30 июля 1997 года прославление в лике месточтимых святых схиархимандрита Гавриила (Зырянова), старца Седмиозерной пустыни.

1998 год

Преобразование Казанского Духовного училища в Казанскую Духовную семинарию.

1999 год

8 октября 1999 года прославление в лике святых священномученика епископа Амвросия (Гудко), настоятеля Свияжского Успенского монастыря.

Празднование десятилетия кряшенской общины г. Казани.

2000 год

Прославление в лике новомучеников и исповедников Российских пресвитеров Казанских - иерея Филарета Великанова (29 окт./11 ноября) и иерея Димитрия Шишокина (27 сент./9 октября).

2004 год

2004 год также был богат на церковно-общественные события. Из особо значимых событий этого года следует отметить крестный ход, совершенный впервые за 80 с лишним лет 21 июля 2004 года, в день праздника явления Казанской иконы Божией Матери и посвященный 450-летию обретения чудотворного образа. В крестном ходе приняло участие более 10 тыс. человек. Кроме того в 2004 г. Казанскую епархию посетили святыни, имеющие известность во всем православном мире: чудотворный образ Феодоровской иконы Божией Матери из г.Костромы и Почаевский образ Пресвятой Богородицы (Украина). Дважды в течение года православные республики и многие верующие из соседних епархий имели возможность поклониться чудотворному образу преп. Серафима Саровского из Дивеевской обители. В конце октября - начале ноября в Казани пребывали честные мощи св. преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары.

2005 год

2005 г. стал юбилейным для Казанской епархии так как в этом году исполнилось 450 лет со дня основания Казанской кафедры. Праздничные мероприятия посвященные этому событию были приурочены к дню явления Казанской иконы Божией Матери (21 июля). Духовенство и верующие Епархии с радостью встетили Его Святейшество Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, уже во второй раз посетившего нашу епархию и возглавившего торжества на Казанской земле. Святейшим Патриархом к великому утешению верующих, был передан Казанской Епархии чудотворный "Ватиканский" список Казанской иконы Божией Матери, который был помещен в Крестовоздвиженском храме. В рамках празднования юбилея состоялось освящение и открытие Благовещенского собора в Казанском Кремле и Крестовоздвиженского храма бывшего Казанского Богородицкого монастыря, Крестный ход к месту обретения Казанской иконы Божией Матери. Так же была проведена юбилейная научно - практическая конференция "Православие в поликонфессиональном обществе: история и современность".

2006 год

11 марта 2006 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве между Казанской епархией и Управлением Федерельной службой России по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан.

В марте месяце минувшего года в г.Казани была проведена научно-практическая конференция «Роль религиозного просвещения в духовно-нравственном воспитании неслышащего человека». В работе этой конференции приняли участие представители десяти городов России и государств СНГ из Волгограда, Киева, Коломны, Львова, Москвы, Минска, Новосибирска, Пензы, Санкт-Петербурга, Томска.

11 апреля 2006 г. состоялось прославление в лике новомучеников и исповедников Российских свщмч. Михаила Вотякова (5/18 июня).

9 мая прошлого года верующим ветеранам ВОВ было вручено 110 комплектов Евангелия и Псалтири, переданных безвозмездно Казанской епархии Российским Библейским обществом.

В августе 2006 года группа представителей православной молодежи г.Перми посетила г. Казань. Результатом встречи стало приглашение принять участие в съезде православной молодежи Приволжского Федерального округа, в феврале 2007 года в г. Перми.

В октябре ушедшего года между Министерством социальной защиты РТ, Казанской епархией и Духовным Управлением мусульман РТ было подписано совместное соглашение о духовном окормлении граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в домах-интернатах. В связи с этим, к домам-интернатам по Республике Татарстан были прикреплены священнослужители епархии для духовного окормления граждан пожилого возраста и инвалидов.

С 6 по 7 ноября в Казанской Духовной Семинарии проходила VI ежегодная историко-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи», приуроченная к празднованию Казанской иконы Божией Матери и «Дню народного единства». Подобные конференции проводятся ежегодно и привлекают с каждым разом большее количество участников.

Собор Казанских святых

Житие

17 ок-тяб-ря Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь со-вер-ша-ет па-мять всех угод-ни-ков Бо-жи-их в зем-ле Ка-зан-ской про-си-яв-ших - Со-бор Ка-зан-ских свя-тых. Этот празд-ник уста-нов-лен в 1984 го-ду по бла-го-сло-ве-нию свя-тей-ше-го пат-ри-ар-ха Мос-ков-ско-го и всея Ру-си Пи-ме-на и со-вер-ша-ет-ся в день об-ре-те-ния мо-щей свя-ти-те-лей Гу-рия и Вар-со-но-фия.

В Со-бор Ка-зан-ских свя-тых вхо-дят:

св. мч. Ав-ра-амий Бол-гар-ский † 1229
св. мч. Фе-о-дор Фило-соф Бол-гар-ский † 1323
св. мч. Иоанн Ка-зан-ский † 1529
св. мч. Петр Ка-зан-ский † 1552
св. мч. Сте-фан Ка-зан-ский † 1552
св. мч. Бо-рис (Сал-ты-ков) † XVI
св. мч. Иа-ков (Ев-ста-фьев) † XVI
св. мч. Фе-о-дор (Чур-кин) † XVI
св. мч. Силь-ван (Ва-си-льев) † XVI
св. мч. Фе-о-дор (Ба-кла-нов-ский) † XVI
св. мч. Ва-си-лий (Кон-стан-ти-нов) † 1552-53
св. мч. Фе-о-дор (Кон-стан-ти-нов) † XVI
св. мч. Ди-мит-рий (Кон-стан-ти-нов) † XVI
св. мч. Ми-ха-ил (Кузь-мин-ский) † XVI
св. мч. Иоанн (Мох-нев) † XVI
св. мч. Ва-си-лий (Фе-до-ров) † XVI
свт. Гу-рий, ар-хи-еп. Ка-зан-ский и Сви-яж-ский † 1563
прп. Иона Ка-зан-ский † по-сле 1563
прп. Нек-та-рий Ка-зан-ский † по-сле 1563
св. мч. Гер-ман, ар-хи-еп. Ка-зан-ский и Сви-яж-ский † 1567
свт. Вар-со-но-фий, еп. Твер-ской, Ка-зан-ский чу-до-тво-рец † 1567
свт. Гер-мо-ген, пат-ри-арх Мос-ков-ский † 1612
сщ-мч. Ки-рилл (Смир-нов), митр. Ка-зан-ский † 1937
сщ-мч. Иоасаф (Уда-лов), епи-скоп Чи-сто-поль-ский † 1937
сщ-мч. Ам-вро-сий, еп. Сви-яж-ский † 1918

Пре-по-доб-но-му-че-ни-ки Зи-лан-то-вы:

ар-хим. Сер-гий (Зай-цев) † 1918
иером. Лав-рен-тий (Ни-ки-тин) † 1918
иером. Се-ра-фим (Кузь-мин) † 1918
иеро-ди-ак. Фе-о-до-сий (Алек-сан-дров) † 1918
мон. Леон-тий (Кар-гин) † 1918
мон. Сте-фан † 1918
посл. Ге-ор-гий (Ти-мо-фе-ев) † 1918
посл. Сер-гий (Га-лин) † 1918
посл. Ил-ла-ри-он (Прав-дин) † 1918
посл. Иоанн (Сре-тен-ский) † 1918

Пре-по-доб-но-му-че-ни-ки Ра-иф-ские:

иером. Иосиф (Гав-ри-лов) † 1930
иером. Сер-гий (Гусь-ков) † 1930
иером. Ан-то-ний (Чир-ков) † 1930
иером. Вар-ла-ам (По-хи-люк) † 1930
иером. Иов (Про-то-по-пов) † 1930
посл. Петр (Ту-пи-цын) † 1930

прмц. Мар-га-ри-та, на-сто-я-тель-ни-ца Мен-зе-лин-ско-го жен-ско-го мо-на-сты-ря св. Про-ро-ка Илии † 1918

При-ход-ские свя-щен-ни-ки:

сщ-мч. иер. Ди-мит-рий Ши-шо-кин † 1918
сщ-мч. иер. Фила-рет Ве-ли-ка-нов † 1918
сщ-мч. иер. Да-ни-ил Ды-мов, свя-щен-ник церк-ви се-ла Верх-ний Услон † 1918
сщ-мч. иер. Фе-о-дор Ги-дас-пов, на-сто-я-тель Пят-ниц-кой церк-ви г. Ка-за-ни † 1918
сщ-мч. иер. Вла-ди-мир Фиал-ков-ский, про-то-и-е-рей Тих-вин-ской церк-ви в Воз-не-сен-ском
сщ-мч. иер. Иоанн Бо-го-яв-лен-ский † 1918
сщ-мч. иер. Кон-стан-тин Дал-ма-тов, про-то-и-е-рей Со-фий-ской церк-ви † 1918
сщ-мч. иер. Ва-си-лий Льво-вич Ага-тиц-кий, свя-щен-ник Тро-иц-ко-го со-бо-ра г. Те-тюш † 1918
сщ-мч. иер. Лео-нид Ев-ста-фье-вич Сквор-цов, свя-щен-ник Со-фий-ско-го со-бо-ра г. Ла-и-ше-ва † 1918
сщ-мч. иер. Кон-стан-тин Сер-ге-ев, свя-щен-ник се-ла Ку-туш Чи-сто-поль-ско-го уез-да † 1918
сщ-мч. иер. Ва-си-лий Афа-на-сье-вич Лу-зин † 1918
сщ-мч. иер. Ни-ко-лай Нео-фи-то-вич При-к-лон-ский, свя-щен-ник се-ла Аб-дей † 1918
сщ-мч. иер. Лео-нид По-ли-кар-пов, свя-щен-ник из Ма-ма-дыш-ско-го уез-да † 1918
сщ-мч. иер. Ми-ха-ил Ни-ко-ла-е-вич Манс-уров, про-то-и-е-рей се-ла Кук-мор Ма-ма-дыш-ско-го уез-да † 1918
сщ-мч. иер. Ан-дрей Бра-гин, свя-щен-ник се-ла Чир-ки-Беб-ке-е-вы Те-тюш-ско-го уез-да † 1918
сщ-мч. иер. Па-вел Ми-хай-ло-вич Ми-хай-лов, свя-щен-ник Ма-ма-дыш-ско-го Тро-иц-ко-го со-бо-ра † 13 мар-та 1919
сщ-мч. иер. Ми-ха-ил Во-тя-ков, на-сто-я-тель Свя-то-Тро-иц-кой церк-ви се-ла Чи-сто-поль-ские Вы-сел-ки † 1931
сщ-мч. иер. Адри-ан Тро-иц-кий, Тро-иц-кой церк-ви се-ла Ми-хай-лов-ское Ца-ре-во-кок-шай-ско-го уез-да Ка-зан-ской гу-бер-нии † 1938

мч. Алек-сандр Сер-ге-е-вич Ве-риж-ский, сту-дент Ка-зан-ской Ду-хов-ной Ака-де-мии † 1918

Молитвы

Молитва Собору Казанских святых

К ва́м, святи́и сро́дницы и засту́пницы на́ши, святи́и вси́, в земли́ Каза́нстей просия́вшии, усе́рдно ны́не прибега́ем и припа́дающе мо́лимся: предста́тельством ва́шим те́плым и ми́лостивым не оста́вите на́с, ча́д ва́ших, во гресе́х и искуше́ниих дни́ своя́ на земли́ иждива́ющих. О, Небе́снаго оте́чества гра́ждане! Не забу́дите на́с, гра́ждан земна́го оте́чества ва́шего, и я́ко при́снии на́ши хода́таицы и моли́твенницы, испроси́те на́м от Великодарови́таго Бо́га грехо́в проще́ния, в житии́ христиа́нстем наставле́ния и укрепле́ния, в про́поведи Ева́нгелия Христо́ва по́мощи и поспеше́ния, да и мы́ трудо́м и подвиго́м ва́шим подража́ем, о святи́телие на́ши равноапо́стольнии, отцы́ на́ши преподо́бнии и богоно́снии, му́ченицы на́ши кре́пцыи и непобеди́мии. Испроси́те гра́ду на́шему Каза́ни, оте́честву на́шему и все́й вселе́нней ми́р и благослове́ние, на́м же, па́мять ва́шу с любо́вию почита́ющим, благоче́стие в житии́ и в ве́ре укрепле́ние, в де́лех же благи́х преуспе́яние, да и мы́ вку́пе с ва́ми и со все́ми святы́ми, изря́дно же со Усе́рдною Заступницею ро́да христиа́нскаго Пречи́стою Де́вою Богоро́дицею, непреста́нно сла́вим и велича́ем пречестно́е и великоле́пое и́мя Живонача́льныя и Боже́ственныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Русская Православная Церковь прославляет всех Казанских угодников Божьих как просветителей, молитвенников и защитников Казанского края. Их жития поражают искренним исповеданием веры и силой духа, готовностью идти до последнего за Христа и Его святыню. Или могут гордиться не только православные христиане, но и все казанцы — как выдающимися соотечественниками, примером настоящих людей…. Особое место среди них принадлежит святителям Гурию и Варсонофию, в день обретения мощей которых с 1984 года и празднуется день памяти собора святых Казанских.

Жил в XVI веке. Говоря о его жизни и христианском пути, невозможно не вспомнить слова святого апостола Петра: «…покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1:5-7). Гурий Казанский, тогда еще просто отрок Григорий, в какой-то степени повторил скорбный путь Иосифа Прекрасного. За свое благочестивое поведение он был принят в дом боярина, князя Пенькова, и вскоре получил управление над всем его поместьем. Но черная зависть ко смиренному не по возрасту постнику и молитвеннику сделала свое дело.

Друзья князя, которых давно соблазняло благополучие верующего юноши, наклеветали о том, что он якобы имел связь с супругой своего патрона. Боярин Пеньков очень разгневался, сперва хотел казнить Григория, но, передумав, заключил его в тесную яму под деревянным срубом, не позволив взять с собой ничего, кроме иконы Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Иисусом. Эта незаслуженная месть была медленной и мучительной казнью — но для будущего святителя она стала как бы подвижническим затвором, поприщем для стяжания той всепрощающей добродетели, о которой писал в своем послании святой апостол Петр.

Когда же чаша жестоких испытаний была выпита Григорием до дна, дверь однажды чудесным образом отворилась и он, никем не замеченный, покинул место своего заточения, прошел через княжескую усадьбу и удалился в обитель святого преподобного Иосифа Волколамского. В руках он нес тот самый образ, через который был чудесно спасен.

Уставы монастыря были чрезвычайно строги, но молодой послушник с первых дней сравнился в усердии даже с опытными монахами. Через некоторое время Григорий был принят в святой ангельский чин с именем Гурий, а позже назначен игуменом Иосифова монастыря. Его неустанная и самоотверженная забота о братии монастыря стала поводом для хиротонии во епископы.

Это святое Таинство, возводящее его в третью степень священства, было совершено 7 февраля 1555 года с необычайной торжественностью митрополитом Макарием. Владыке Макарию сослужили два архиепископа и семь епископов, на хиротонии также присутствовали царь Иоанн Васильевич, его свита и множество знатных людей, князей и бояр. Отныне Гурий должен был окормлять паству, большую часть которой составляли новообращенные язычники и бывшие магометане. И благодаря его искренней вере и личному примеру многие из них поняли Истину Христову во спасение…

Будущий епископ Тверский, до иночества именуемый Иоанном, был ближайшим сподвижником святителя Гурия. Сын благочестивого священника, он с детства воспитывался богодухновенным словом Псалтири, ставшим для него настоящей школой смирения. Еще юношей ему пришлось пережить татарский плен. Захваченный ордой под предводительством Менгли Гирея, он еще не знал, что Господь попустил это для того, чтобы он хорошо изучил традиции, язык и нравы своих будущих прозелитов. Спустя много лет, уже будучи игуменом Песношского монастыря, Варсонофий был назначен помощником святителя Гурия именно за эти ценные знания. Примерно в то же время он получил сан архимандрита и стал настоятелем пока еще не построенного Спасо-Преображенского монастыря, который возводился руками пострижеников Андрониковой и Песношской обителей.

Святитель Гурий и святитель Варсонофий в прямом и переносном смысле слова утвердили оплот казанского Православия. Речь не только о церквях и монастырях, хотя, безусловно, без них настоящая проповедь Евангелия Царствия была бы невозможной. Но, прежде всего, они созидали христианские души — нетленные хранилища Святого Духа. Именно за это Господь прославил их тела нетлением…

Обретение мощей подвижников произошло в 1595 году в Казани в храме Преображения Господня , где они при жизни трудились и были погребены рядом друг с другом. То, что произошло после этого, можно передать словами святителя Ермогена:

— Видели диво, на которое не надеялись. Рака святого была полна благоуханного мира, как чистой воды, мощи же святого Гурия сверху мира, как губка, почивали. Нетлением одарил Бог честное и многотрудное его тело, как ныне и видят все. (…). Потом же открыли раку преподобного Варсонофия и видели: многим нетлением почтены от Бога мощи святителя Варсонофия. К ногам преподобного тление коснулось, впрочем, кости не только не разрушились, но крепки были весьма и никакой слабости в составе не имели, как и у Гурия святителя. И погребальные ризы также, как и у преподобного Гурия, были крепче новых.

Во свидетельство этого чуда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен по докладу архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого) благословил творить память всем Казанским святителям в первое воскресенье после 4 октября по старому стилю. Они почитаются верными чадами ортодоксальной Церкви как первоначальники и домоустроители Церкви Христовой в городе Казани.

Теги: Святые Казанской земли Собор Казанских святых

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках - всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по ссылке .

В конце своего Евангелия апостол Матфей привёл повеление Господа Иисуса Христа ученикам - нести Его учение всем народам. Уже почти две тысячи лет последователи Христа старательно выполняют это повеление. Среди них были и православные пастыри, пришедшие в средине 16-го века в Казанский край. Первым архиепископом вновь созданной Казанской епархии стал святитель Гурий. А его ближайшим помощником - святитель Варсонофий.

17 октября, в день обретения святых мощей этих праведников, Русская Православная Церковь прославляет всех Казанских угодников Божьих как просветителей, молит­венников и защитников Казанского края. Этот праздник был установлен в 1984 году по инициативе епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского), которую одобрил и благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Также в этот день празднуется обретение мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского и Варсонофия, епископа Тверского (1595).

Перед взятием Казани русскими был построен город-плацдарм Свияжск, место основания которого указал явившийся преподобный Сергий Радонежский. После учреждения Казанской епархии в татарскую столицу был назначен первый архипастырь - святитель Гурий, уроженец города Радонежа - родины преподобного Сергия.

Восемь лет святительских трудов - это постоянный подвиг проповеди слова Божия неверным, строительство монастырей, храмов и собственная внимательная духовная жизнь. Подорванное в юности здоровье совсем покинуло святителя за два года до кончины. Перед смертью святителя Гурий принял великую схиму от святителя Варсонофия и мирно почил 5 декабря 1563 г. На Казанскую кафедру вступил его достойный преемник - ревнитель Православия святитель Герман .

Святой Варсонофий (в миру Иоанн), когда ему было еще 17 лет, попал в плен. Он не тратил времени попусту, а изучал татарский язык и знакомился с мусульманством. В этом явно видна рука Промысла Божия, готовившего великого просветителя Казанского края. Святитель Варсонофий уже в сане архимандрита прибыл в Казань вместе со святителем Гурием. Там он устроил Спасо-Преображенский монастырь, занимался просвещением татар, исцелял телесные недуги новопросвещенных. В 1567 г. Московский митрополит святитель Филипп вызвал святого Варсонофия в Москву и рукоположил его во епископа Тверского . Через три года святитель Варсонофий был уволен на покой и переехал в Казанский Спасо-Преображенский монастырь, где скончался 11 апреля 1576 года и был погребен вместе со своим наставником.

  • архим. Сергий (Зайцев) +1918
  • иером. Лаврентий (Никитин) +1918
  • иером. Серафим (Кузьмин) +1918
  • иеродиак. Феодосий (Александров) +1918
  • мон. Леонтий (Каргин) +1918
  • мон. Стефан +1918
  • посл. Георгий (Тимофеев) +1918
  • посл. Сергий (Галин) +1918
  • посл. Илларион (Правдин) +1918
  • посл. Иоанн (Сретенский) +1918
  • иером. Иосиф (Гаврилов) +1930
  • иером. Сергий (Гуськов) +1930
  • иером. Антоний (Чирков) +1930
  • иером. Варлаам (Похилюк) +1930
  • иером. Иов (Протопопов) +1930
  • посл. Петр (Тупицын) +1930
  • прпмц. Маргарита , настоятельница Мензелинского женского монастыря св. Пророка Илии +1918

Приходские священники:

  • сщмч. иер. Димитрий Шишокин +1918
  • сщмч. иер. Даниил Дымов, священник церкви села Верхний Услон +1918
  • сщмч. иер. Феодор Гидаспов, настоятель Пятницкой церкви г. Казани +1918
  • сщмч. иер. Владимир Фиалковский, протоиерей Тихвинской церкви в Вознесенском
  • сщмч. иер. Иоанн Богоявленский +1918
  • сщмч. иер. Константин Далматов, протоиерей Софийской церкви +1918
  • сщмч. иер. Василий Львович Агатицкий, священник Троицкого собора г. Тетюш +1918
  • сщмч. иер. Леонид Евстафьевич Скворцов, священник Софийского собора г. Лаишева +1918
  • сщмч. иер. Константин Сергеев, священник села Кутуш Чистопольского уезда +1918
  • сщмч. иер. Василий Афанасьевич Лузин +1918
  • сщмч. иер. Николай Неофитович Приклонский, священник села Абдей +1918
  • сщмч. иер. Леонид Поликарпов, священник из Мамадышского уезда +1918
  • сщмч. иер. Михаил Николаевич Мансуров, протоиерей села Кукмор Мамадышского уезда +1918
  • сщмч. иер. Андрей Брагин, священник села Чирки-Бебкеевы Тетюшского уезда+1918
  • сщмч. иер. Павел Михайлович Михайлов, священник Мамадышского Троицкого собора +13 марта 1919

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры