Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели. “Грачи прилетели”

Главная / Развод

Художник Алексей Саврасов сотворил сие замечательное произведение искусства в 1871 году. Эта дата на тот момент совпадала открытием общества передвижных выставок, где художник принимал активное участие многие годы.

Картина Грачи прилетели, по сей день считается одним из наиболее заметных творений Алексея Саврасова, Этюды и быстрые эскизы к данному полотну создавались Саврасовым в нынешнем селе Сусанино, что в Кострмской области. Правда тогда это поселение называлось по другому Молвитино, переименованное в неспокойные советские времена в 1939 году.Конечно, когда картина была создана ее не смог не заметить Павел Михайлович Третьяков, сразу же выкупивший данный экспонат выставки. Это покупка была уже не первая, до этого известный меценат выкупил у Саврасова 3 понравившиеся ему работы.

Какое то время картина с грачами демонстрировалась в Московском обществе любителей изобразительного искусства. и даже на какое то время популярность ее перекрывала работы таких известных коллег, как, Ивана Шишкина и Архипа Куинджи.

Чуть позже полотно было продемонстрировано и в стольном Петербурге, имигрирую с одной выставки к следующей. После всех этих передвижных выставок сей шедевр опять возвращают ее собственнику меценату Третьякову, в доме чьем подобные экспонаты украшают его гостинные и рабочие кабинеты. Сама галерея в которой соберется вся основная коллекция будет сооружена несколько позже.Успех этого произведения был конечно неожиданным, посыпались повторные заказы, коих было несколько.

На улице весна вступает в свои права. Голубое небо застлано облачками с пробивающимся сквозь них мягкими солнечными лучами, вынуждающие деревцам откидывать тени на мартовский талый снег. Хилые замерзшие за зиму извилистые березки с оккупировавшимися на них только, что прилетевшими на родину грачами, озабоченно занимаются плетением из веточек свои гнезды и тем самым подчеркивают жизненный весенний уклад в картине.

Грачи прилетели довольно таки привычна нашему восприятию, Сразу мысленно приходит на ум впечатление о знакомых местах, которые, только недавно посещал и видел большое множество раз. За любимыми нашему сердцу русскими березками и имигрировавших с юга грачами виднеется деревянный забор, простые крестьянские хаты и как украшение любого села симпатичная церковь, с привычным нам всем обветшалым фасадом и давно не ухоженной крышей колокольни.

По убеждению везде досужих искусствоведов, церковь которую писал художник называлась Воскресенской церковью, которую и сегодня можно полицезреть, правда церковные службы там давно не ведуться и в сие заведении музей Ивана Сусанина. Ближе к горизонту художник показал пашни, местами с не растаявшим грязноватым снегом и проталинами. Знакомая картина, не смотря на то, что сегодня 21 век, подобный пейзаж можно увидеть и сегодня в различных окрестностях необъятной матушки России.

Сегодня картину с Саврасовскими грачами в оригинале можно полицезреть в залах Третьяковки В Москве. Ее размер 62 на 48.5 см

/ / Сочинение-описание по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

В творческой мастерской Алексея Саврасова множество великолепный работ, каждая из которых имеет свои особенности. Больше всего мне запомнилась картина «Грачи прилетели». Она знаменует тихий, плавный приход весны, когда вокруг все еще укутано снегом, однако, на душе уже появляется ощущение скорого прихода весны.

Картина «Грачи прилетели» передана в темных оттенках. На ней нет ярких и сочных красок. На первый взгляд зрителю может показаться, что на холсте изображена зима в полном ее разгаре – заснеженные пейзажи, серое, нависшее над домами небо, из которого вот–вот пойдет снег. Однако, вглядываясь в детали картины, зритель понимает, что речь идет не о зиме, а о скором приближении тепла.

Передний план картины заполнен изношенным снегом. Он давно уже испачкан. Далее читатель обращает внимание на деревья, которые выгнули свои ветви и столбы. Это березы, которые вскоре отойдут от зимней спячки. За деревьями художник изображает обыденный деревенский пейзаж, среди которого пристальное внимание завоевывает церковь.

Данная картина писалась с натуры, поэтому, она весьма реалистична. Изображенная церковь создает положительное, доброе впечатление, которое ощущает каждый зритель.

Если внимательно всматриваться в детали картины, можно заметить несколько явных признаков приближения весны. Конечно же, это темное облако на верхушке берез – стая грачей, которые вернулись из теплых краев и сообщили всем, что весна у них на хвосте.

Также, зритель обращает внимание и на другие признаки приходящей весны. Это проталина с водой, которую не возможно не заметить и лучик солнца, который появляется из неоткуда. Художник с таким мастерством передал изображение ранней весны, что зритель, вглядываясь в полотно, может ощутить тот свежий, ароматный воздух, которым переполнено все вокруг.

Картина «Грачи прилетели» просто пленила мое внимание! Я каждый раз с большим и большим интересом рассматриваю ее детали.



Картина написана: 1871 г.
Холст, масло.
Размер: 62 × 48,5 см

Описание картины «Грачи прилетели» А.Саврасова

Художник: Алексей Кондратьевич Саврасов
Название картины: «Грачи прилетели»
Картина написана: 1871 г.
Холст, масло.
Размер: 62 × 48,5 см

История художника А. Саврасова – одна из многих, подтверждающих идею о том, что человек должен найти свое истинное призвание. Будучи подростком, он продавал свои акварели торговцам из Москвы, а после, поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Сильное влияние на мировоззрение живописца оказало творчество Венецианова – гармония его полотен затронула душу Саврасова.

Московское общество любителей художеств предоставило талантливому молодому человеку средства на обучение в Европе. По возвращению домой, он обратился к мотивам деревенской жизни. До Саврасова неброская красота природы считалась недостойной внимания – общество того времени боготворило итальянские виды, руины Древнего Рима, заграничные закаты и восходы, полные романтики. Так что картина «Грачи прилетели» произвела настоящую революцию в искусстве того времени.

Интересна история появления на свет этого полотна. Село Молвитино неподалеку от Костромы было большим живым центром с красивой церковью, построенной в начале XVIII века. Ее колокольня с кокошниками, украшавшая остроконечный шатер, небольшие купола белого храма были одними из тысяч на просторах царской России. Легенды села рассказывали, что именно отсюда родом Иван Сусанин.

Саврасов оказался в Молвитино весной 1871 года и практически сразу начал работать над этюдами глубинки. Художник любил весну, и на его карандашных набросках оживали березы, освещаемые солнцем, и слышалась музыка капели с крыш домов, журчания первых весенних ручейков.

Церковь живописец хотел изобразить давно. Он искал точку, с которой она будет лучше всего просматриваться и однажды остался там до самого вечера. Произошло то, что должно было рано или поздно произойти – природа околицы, пьянящий аромат мартовского воздуха подарили ему вдохновение. Этюд будущей картины был нарисован на удивление быстро.

«Грачи прилетели». Уже само название дарит каждому из нас ощущение весны, поры рассвета природы, жизненной энергии и целую гамму непонятных, но прекрасных и захватывающих чувств. Картина не представляет на суть зрителя символичные образы, она проста и понятна, а поэтому, близка каждому человеку.

Обычный весенний немного сероватый день. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Весенняя свежесть витает в воздухе, а проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Где-то там, вдалеке течет своим чередом повседневный ход жизни, и лишь легкий ветерок объединяет его и природу в единое целое.

На переднем плане полотна – снег. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. По мутному пепельному небу плывут облака. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Однако, это лишь поначалу. Яркие живые краски в него вносит светлая церквушка, проталина с водой и чудом прорвавшийся луч света. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Полотно дышит, оно наполно свежестью весны и ее теплым дыханием, это подчеркивает необычность освещения. Передний план картины написан так, что березы, снег и галдящие грачи изображены против света. Таким образом, картина кажется исполненной приглушенными красками, что лишь подчеркивает неизбежность будущей весны.

Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Живописец сумел изобразить не просто статичный пейзаж, а охватить неуловимые явления природы, создав поразительное ощущение жизни. Энергия единит все – птиц, талый снег, дымок из труб на избах, их невидимых обитателей, купола церкви. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Звуковых эффектов автор достигает невероятных – вы уже слышите, как галдят беспокойные вестники весны, как журчит вода и падает с крыш изб капель, то есть, ощущаете эту прелесть весеннего настроения.

Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Некоторые художники зарабатывают на хлеб тем, что раз в год пишут серию полотен весеннего цикла. Однако в 1871 году, когда эта картина предстала перед глазами публики на выставке в Петербурге, ей не нашлось равных. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Скромный деревенский вид превзошел классику, и на сегодняшний день эта картина бешено популярна. Петр Третьяков сразу же приобрел полотно, а через год Саврасову поступил заказ на повторение работы. С тех пор художник сделал более 10 реплик картины – каждый хотел иметь в своем доме кусочек весны.

Интересно, что в 1997 году Центральный банк России выпустил двухрублевую монету, на которой изображен портрет художника и фрагмент из его «Грачей». Этот дензнак был приурочен к 100-летию со дня смерти автора данной картины. Еще один не менее поразительный факт – в той самой молвитинской церкви с полотна Саврасова сейчас находится музей Ивана Сусанина.

Повторить подобный успех и стиль картины «Грачи прилетели» не удавалось никому, даже самому художнику. Полотно – порождение его минутного порыва, вдохновения, подкрепленного истинным талантом, а вдохновение, как известно, особое чувство.

В русском фольклоре есть поговорка о том, что грач может расклевать зиму – так начинается встреча весны. Саврасовский холст и поражает тем, что автор передал не только преображение всего живого, а и обновление внутреннего мира человека, который живет в единении с природой.

В русской живописи особое место занимает известная картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Работа художника является своего рода гимном русской природе, ее богатству и красоте. Автор воспевает весну, потому как именно это время года, которая символизирует зарождение новой жизни, расцвет, здоровье и силу. Весна началась недавно, и весеннее настроение просыпается в нас, словно оттаявшая земля, которая, наконец, начинает оживать, освобождаясь от долгого зимнего сна, и впитывать в себя первые лучи весеннего солнца.

На картине запечатлен момент самого зарождения весны, когда только-только приходит осознание того, что теперь наконец-то будет тепло и ясно, птицы возвратятся с юга и наполнят округу своим оживленным щебетанием.

Автор не говорит о весне прямо, он словно намекает об этом, создавая предвкушение чего-то светлого, уютного… У зрителя, только что взглянувшего на картину, создается впечатление, будто весна началась именно сейчас. Эта мысль как будто внезапно озаряет наблюдателя и приятно согревает внутри.

Картина весны не выглядит очевидной. С первого взгляда можно подумать, что художник изобразил зиму, и только присмотревшись, замечаешь, что на холсте – ранняя весна. Пейзаж не выглядим каким-то выдающимся, здесь нет красивых красочных видов, широких просторов и т.д. Образ довольно неказист, пейзаж обыденный.

Первый план художник отдал уже подтаявшему, оттого грязному и рыхлому, снегу. Рядом возвышаются березки – их тонкие стволы сильно искривлены. На заднем плане простирается темное поле, небо затянуто облаками, оно скорее серое, чем голубое. Однако простота картины лишь кажется таковой.

За березками видна церквушка с колокольней, что является очень характерным для русской деревни. Церковь здесь, как и в других картинах русской живописи, олицетворяет собой свет и добро. Одна из главных особенностей данной композиции – детали.

Справа изображена глубокая проталина – яркий признак весны. Картина наполнена неярким солнечным светом, падающим откуда-то со стороны. Важный момент композиции – ее наполненность живым дыханием теплого свежего воздуха.

И основная деталь, которая говорит нам о приходе замечательного времени года – это грачи. Они буквально заполонили хрупкие ветви берез. Здесь их дом, их старые, некогда покинутые ими гнезда. И если грачи вернулись, значит, весна точно пришла.

Вариант 2

Данное полотно было представлено зрителю в 1871. Оно вызвало резонанс и бурю эмоций. Художник сотворил его после смерти своей маленькой дочери.

С первого взгляда мы видим тусклую и мрачную картину. На полотне изображено время года – весна. Снег только – только сходит. Он перемешался вместе с землей, от чего потерял свою белизну. Теперь он серого цвета. На первом плане Саврасов изображает три корявые березы. Их стволы извилисты и изломлены. Мы не привыкли видеть это дерево таким. Ветки обломаны, кора отпадает. Видно, что зима и звери не пощадили деревья.

На верхушках птицы вьют себе гнезда. Это грачи. Именно они прилетели встречать весну. По правую сторону художник изобразил лужу, которая образовалась от таяния снегов. Она достаточна велика. В ней стоят несколько молодых красивых берез, на их верхушках птицы так же стоят себе жилище.

На краю лужи стоит пушистый куст шиповника. За всей этой красотой мы наблюдаем небольшой, трухлявый, деревянный забор, который ограждает деревянные постройки и храм. Купол церкви возвышается высоко к небесам, рядом стоит небольшая часовня.

На горизонте виднеются широкие и просторные поля, которые тянутся вдаль. Местами мы можем наблюдать серый снег, который не сошел еще с полей, но большая часть уже освобождена от зимних оков. Земля питается первыми лучами солнца. Большая часть поля это чернозем. А на самом горизонте виднеются не большие посадки деревьев.

Небо так же темное и мрачное. Тучи грозно бегут по нему. У самого центра небо немного светлее. Но это ненадолго. Кажется вот – вот пойдет весенний дождь и наконец, смоет всю черноту.

В данной картине скрыт сакральный смысл. Я считаю, что художник хотел передать всю боль и печать от произошедшей трагедии.

Алексей Кондратьевич Саврасов, известный русский художник. Его работы очень интересны зрителю. Больше всего он работал в жанре пейзаж. Проживал и творил художник в Москве. Путешествовал по России. Прожил художник достаточно долгую и интересную жизнь. В 1897 году художника не стало, на тот момент Алексею Кондратьевичу было 67 лет. За свою жизнь талантливый художник сумел сотворить много пейзажей. Один из таких это «Грачи прилетели».

Сочинение-описание картины Грачи прилетели Саврасова для 2 класса

Картина "Грачи прилетели" написана мастером - пейзажистом русским художником. Ему нет равных в передаче природных изменений.

Моё первое чувство – унылая пора, когда ещё спит природа. Более тщательное рассмотрение работы навевает на радостное пробуждение природы. И первая весть об этом принесена грачами.
Именно, эти невзрачные птицы, весенние гости вселяют в нас радость начала новой жизни. Все дикие птицы раньше всех ощущают приближение весны.

На переднем плане сгорбившись, растут берёзы. На втором плане построена старинная церковь. Внешний вид у неё простой деревенского храма. Дальше идут частные дома.

Здесь начинают течь ручьи, образующиеся от растаявшего снега. Снежные сугробы ещё остались, но они рыхлые, серого – грязного цвета и под ними протекает вода. Слышно журчание ручья. Образуются проталины. Под ледяными корками образовались маленькие «озёрца».

Все обитатели с трепетом ожидают появление первых листочков. Прилёта с южных краёв других птиц.

Я чувствую большую любовь художника к родным просторам. Его трепетное отношение к родным берёзам, ежеминутным изменениям в природных объектах.

Мне хочется побывать на этом месте, вдохнуть свежий, прохладный воздух. Почувствовать лёгкое дуновение ветерка.

Порадоваться вместе с нашими гостями – грачами наступления ранней весны. Они готовятся к созданию семей. Вьют гнёзда на самых верхних частях берёз. Они насобирали веток, обложили мхом и землёй края. Здесь тепло, удобно и безопасно будет птенцам. Уникальные способы передачи тёмного снега, светлого, нежного голубого неба, раскраски стволов.

Мне нравится картина, кажется, что я рядом стою с берёзой, вдыхаю сырой, свежий воздух и жду чуда. Я словно слышу щебет птиц и крики грачей, соскучившихся по родным местам.

Описание настроения картины Грачи прилетели


Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Хруцкого Цветы и плоды 3, 5 класс

    В центре картины изображена большая ваза с яркими цветами. Огромные красные пионы сразу привлекают к себе внимание, ведь большинство цветов в вазе – желтые. Множество зеленых листьев оживляет букет.

Картина: Грачи прилетели

Дата создания: 1971 год

Место экспонирования: Третьяковская галерея (Лаврушинский переулок, 10, зал 18)

Описание картины

Картина художника-передвижника Алексея Саврасова стала одной из ключевых в русской живописи. Эта картина – тихий гимн русской природе , весне, которая еще только начинается, весеннему настроению, которое только пробуждается в нас. Эта картина говорит о весне не прямо, а намеком, чувством, что весна началась буквально в этот миг, когда мы взглянули на картину.


Вариант картины. А. Саврасов. «Весна. Грачи прилетели». 1872 год, частное собрание

Картина представляет собой довольно обыденный пейзаж. Мы видим природу, совсем не отошедшую от зимнего сна, не преобразившуюся, а только пробуждающуюся. С первого взгляда, кажется, что художник нарисовал зиму. И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь: это – весна.

Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Но эта заурядность кажущаяся. Во-первых, из-за берез видна церковь с колокольней, типичная для русской деревни средней полосы.


Во-вторых, стоит посмотреть внимательнее и мы видим признаки весны – огромную проталину с водой с правой стороны, луч солнца, освещающий картину откуда-то извне. А еще мы видим то, что нарисовать невозможно, но можно изобразить – воздух. Алексей Саврасов был большим мастером именно по изображению воздуха, который и давал его картинам чувство, дыхание, наполненность. Картина наполнена воздухом – весенним, свежим, теплым.

Главная же деталь, которая подтверждает наступление весны – грачи. Они облепили ветки березы, вернулись в свои старые гнезда, которые покинули осенью. Грачи – перелетные птицы, раз они прилетели, значит, весна точно началась , в этом нет сомнений.


Церковь в селе Сусанино в Костромской области

Изображенное место

Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино Костромской губернии (в настоящее время посёлок Сусанино Костромской области) . На ней изображена Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней (сейчас в церкви - музей Ивана Сусанина). Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника.


Произведение было сразу же куплено Павлом Третьяковым для его коллекции. В 1872 году Саврасову было впервые заказано повторение картины «Грачи прилетели». Позже Саврасовым было сделано ещё несколько реплик картины.

История написания картины

В конце 1870 года, вдохновленный впечатлениями от летней поездки на Волгу и получив (видимо, от Павла Третьякова) заказ на исполнение “рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге”, Саврасов взял отпуск до первого мая и вместе с семьей надолго уехал в Ярославль. Сняв большую квартиру, они какое-то время вели счастливую, “тихую и сосредоточенную” жизнь в старинном живописном приволжском городе.


А.К. Саврасов. Ранняя весна. Оттепель 1880-ые. Астраханская картинная галерея. Астрахань

Приподнятое состояние духа, в котором находился художник (об этом он писал Герцу и Третьякову), было внезапно нарушено трагическими событиями: в феврале умерла новорожденная дочка (уже третий умерший ребенок Саврасовых), тяжело заболела жена. О глубине горестных переживаний живописца свидетельствуют исполненные им в это время на ярославском кладбище изображения могилы дочери.

И все-таки именно ранней весной 1871 года под влиянием помогающего преодолеть страдания “врачующего простора”, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы , под кистью Саврасова рядом с исполненными душевной боли этюдами появляются подготовительные работы к картине “Грачи прилетели” . Первый биограф художника А. Солмонов, видимо, со слов самого Саврасова писал в 1894 году об охватившем мастера в ту весну творческом экстазе. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине.

Итоговый вариант картины. “Грачи прилетели”. А.К.Саврасов. Третьяковская галерея

Масштабность замысла, потребность в натурных впечатлениях обусловили продолжение работы в “глубинке” и поездку Саврасова в расположенное в шестидесяти верстах от Костромы село Молвитино , где, видимо, можно было наблюдать более поздний, замедленный приход весны и где были сделаны новые этюды и эскизы. Потом, по возвращении в Москву, художник внес новые подробности и дорабатывал композицию уже в мастерской.


Вариант картины. А. Саврасов. «Грачи прилетели». 1879 год, Нижегородский государственный художественный музей. Нижний Новгород

Искомое художником единство рисунка и живописи, состояния природы и строя чувств и при этом удивительная естественность и непосредственность выражения были достигнуты в картине в полной мере. Не случайно изображение простого, знакомого типичнейшего для России ландшафта и из года в год повторяющегося состояния природы было воспринято чуткими современниками как нечто совершенно новое, как откровение.

В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. «Грачи» стали открытием в живописи.

А. Саврасов. Набросок к картине. «Пейзаж с церковью и колокольней». Начало 1870-х. Третьяковская галерея

Действительно, мировосприятию Саврасова, его работам была присуща совершенно особенная музыкальность. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его “Грачей..”, стоит внимательнее вглядеться, например, хотя бы в изображения ветвей деревьев, то радостно тянущихся к весеннему голубому небу, то печально застывших и поникших. Порой его картины дают нам возможность словно услышать весенний гомон грачей , пение жаворонка, трепещущего над полем, журчание первых мартовских ручейков, ропот ветвей под порывами ветра.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры