Спектакль «Мещане. Попытка прочтения

Главная / Развод


Мещане – низший класс обывателей, выходцев из ремесленников и мелких торговцев (ниже купечества по своему положению в обществе).

Драматический эскиз в 4 актах рассказывает о сложности взаимоотношений в доме зажиточного мещанина, где в одном месте пытаются ужиться родители, дети, дальние родственники, квартиранты, приживалы, нахлебники.

Первая пьеса, написанная Максимом Горьким, «Мещане» стала открытием своего времени: необычная по форме, содержанию, характеру как драматическое произведение; она была вызовом. Ведь в то время понять пьесу, в которой приводит в действие коллизию не виртуоз, не мастер своего дела, не герой или титан, а обычный и даже ничтожный человек, было сложно.

Спектакль Сергея Голомазова выводит на первый план не конфликт отцов и детей или разногласия между носителями мещанского и революционного мировоззрений, но драму отца семейства, хозяина дома Бессеменова, а также его детей, жильцов, нахлебников – всех со своею бедою. Особую атмосферу спектаклю придаёт такое средство выразительности как читка (в некоторых местах персонажи буквально читают с листа).

Как по ходу действия пьесы нравственные, идейные судьи и подсудимые меняются местами, так и по ходу действия спектакля меняются местами актёрские составы: в разных действиях одну роль могут играть несколько актёров.

Актерский состав:
Бессеменов, зажиточный мещанин, старшина малярного цеха – Илья Антоненко
Акулина Ивановна, жена его – Авелина Квасова, Марика Шмуксте
Пётр, бывший студентНикита Кологривый, Александр Смирнов, Иоанн Фейгин
Татьяна, школьная учительница – Софья Максимча, Дарья Петрова
Нил, воспитанник Бессеменова, машинист – Артём Губин
Перчихин, дальний родственник Бессеменова, торговец певчими птицами – Никита Кологривый
Поля, его дочь, швейка – Александра Розанова, Юлия Макарова
Елена Николаевна Кривцова, вдова смотрителя тюрьмы, живет на квартире у Бессеменовых – Юлия Степаненко, Валентина Поломошнова, Софья Володчинская
Тетерев, певчий – Александр Танхилевич
Шишкин, студент – Иоанн Фейгин, Евгений Аксёнов
Цветаева, учительница, подруга Татьяны – Полина Ауг, Авелина Квасова
Степанида, кухарка – Яся Николаева, Марика Шмуксте
Доктор – Раймундо Пуйоль

Педагоги курса:
Актерское мастерство: В. И. Бабичева, Л. Н. Кузнецова, С. Н. Посельский, Т. Д. Белоусов
Сценическая речь: И. Ю. Промптова, Т. С. Савина
Сценическое движение: А. З. Закиров, Р. А. Елкибаев, О. И. Снопков
Сценический танец: Р. Ходоркайте
Вокал: О. В. Коркина

Продолжительность: 3 часа 30 минут (с одним антрактом)

Спектакль Мещане представит нам интересную версию знаменитой классики. В нём рассказана драма мещанина и его семьи. Что же приключилось с этим семейством? Ответы на этот вопрос найдут все, кто пожелает купить билеты в театр.

Постановка Мещане, как несложно понять, создана по одноимённой пьесе известнейшего русского и советского писателя и драматурга Максима Горького. Данное произведение было написано великим классиком почти столетие назад. Оно давно стало знаменитым, как в родной стране, так и за её пределами. Этот классический шедевр многократно ставился на театральной сцене и показывался на экранах нашей страны и не только. Но и сейчас в актуальности данной истории не приходится сомневаться. Ведь она рассказывает о том, что могло бы произойти в любом месте и в любое практически время. Да и героя в привычном понимании этого слова здесь нет. Ведь главный персонаж повествования очень похож на нас с вами. Он обладает определёнными достоинствами, но и не лишён недостатков. А потому это просто история о жизни, о том, как людям сложно находить общий язык друг с другом.

Поэтому нисколько не странно, что и в наши дни этот сюжет достаточно часто встречается в кино и театре страны и всего земного шара. А этот спектакль интересен тем, что его автором стал известный российский режиссёр Сергей Голомазов. Это творение, как и его остальные работы, богато оригинальными решениями. В постановке актёрские составы меняются по ходу действия так, что одного персонажа исполняют разные люди. При этом порой актёрская игра сменяется читкой пьесы с листа. А заняты в этом необычном действе совсем молодые артисты-студенты ГИТИСа. Но, несмотря на отсутствие большого сценического опыта, они демонстрируют мастерство и профессионализм, достойные истинных актёров.

До чего же труден в описании этот социальный слой - мещане. В дореволюционной России так называли податное сословие из бывших посадских людей, к нему относились ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы. “У печи - старый диван, обитый клеенкой, пред ним - большой стол, на котором обедают, пьют чай. Дешевые венские стулья с тошнотворной правильностью стоят у стен. Слева же у самого края сцены - стеклянная горка, в ней - разноцветные коробочки, пасхальные яйца, пара бронзовых подсвечников, ложки чайные и столовые, несколько штук серебряных стаканчиков, стопок”.

“Мещанство”, - с брезгливым сарказмом сказали бы мы сейчас. “Мещане”, - написал Максим Горький в 1901 году, а в 2017 вторят ему студенты, актёрская молодёжь нашего ГИТИСа, пытаясь воспринять пьесу более чем столетней давности. И не назвать их всех я не могу, потому что им, молодым, дан великий дар - отобразить и приблизить к современному восприятию многослойную психологию мещанского сословия.

Дети XXI века - Илья Антоненко, Авелина Квасова, Марика Шмуксте, Александр Смирнов, Никита Кологривый, Иоанн Фейгин, Дарья Петрова, Артём Губин, Александра Розанова, Юлия Макарова, Юлия Степаненко, Валентина Поломошнова, Софья Володчинская, Александр Танхилевич, Евгений Аксёнов, Полина Ауг, Ярослава Николаева, Раймундо Пуйоль - блестяще справились с задачей.

Не испарилось и не исчезло мещанство и в XXI веке. Оно так и осталось чрезвычайно разномастным - лебезящим, трусливым, уродливым и страшным, жестоким, привычным и постоянным, даже циничным - живёт в нас всех певчий Тетерев, ещё как! В нём сохранились скопидомство и жадность, а не разумная бережливость, поучения старших, а не совет мудрых наставников, эгоистичная и всепожирающая родительская любовь, желание непреходящего страдания и праздная пустота. Но рядом с ним не умирает и неистребимая воля жажды жизни и прорыва из ненавистной духоты.

Страшен и тёмен дом семейства Василия Васильева Бессеменова и жены его Акулины Ивановны. Нет там понимания, уважения, родительской ласки. Отцы не понимают детей, ибо “образованные дети - это чума” - сын Пётр исключен из университета - участия в волнениях виной тому, а дочь Татьяна 28 лет - учительница, страдающая и безнадёжно любящая отцова воспитанника Нила. Дети хоть и понимают отцов, но вырваться из удушающего смрада хотят, ибо “у нас своя правда, другая правда”, - говорит Татьяна.

Что правда, то правда. У каждого она своя. И каждый хочет жить и любить, только по-своему, беда в том, что не у всех есть силы и воля изменить себя и свою жизнь. Нил может, любимая Нилом Поля - швейка, не прочитавшая ни одной книги, тоже может - для того чтобы тебя любили, необязательно читать книги, иногда достаточно самой любить и любить эту жизнь, как любит её непутёвый Полин отец - Перчихин, торговец певчими птицами.


Фото: Александр Романов

Где правда, а где неправда - не разобраться. У каждого своя беда. И у Василия Бессеменова - своя - любит он всех своих детей, да только понять и принять их другую правду не может, тяжело ему - дети уходят. Не навяжешь им свой уклад против воли. Что воспитанник - Нил первым уйдёт, но не удержит отец и родного сына - сбежит он к квартирантке, Елене Николаевне, ибо родительская любовь - “гибель для него!”. Лишь только одна Татьяна останется, понимая и осознавая свою неспособность изменить жизнь.

А всё же в конце спектакля семья воссоединяется - вокруг Василия Бессеменова и Акулины Ивановны собираются все дети - и Пётр, и Нил, и Татьяна, и Поля, студент Шишкин, подруга Татьяны Цветаева, тоже учительница. Отец любовно перебирает фотографии всех своих детей, все маленькие, шкодливые…Дети ХХI века играют детей века ХХ…И щемящая жалость пронзает, наверное, душу каждого, кто видит это - соединились поколения.

Галина Баранова отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 0

21 апреля. 2018 год.
Во-первых, больщое спасибо артистам за такую отдачу! То что происходило на сцене нужно видеть и ощущать! Честно говоря, язык не поворачивается написать «студенты», потому что это уже серъезные, пусть и молодые большие артисты. Во-вторых, хочу заметить, что такое прочтение Горького не оставит равнодушным никого. Для меня это было необычно. Я как зритель не особенно приверженный к андеграудной тематике и подобного рода цитированию классики, оказалась в полнейшем восторге! Не было и толики переигрывания. Все на столько гармонично, аккуратно, тонко и точно было прописано, сыграно, подано. Безусловно хочется выделить несколько артистов. Но с дургой стороны понимаю на сколько это будет несправедливо, потому что на самом деле для меня это была безупречная игра всей труппы. Хотя, не сказать об игре Дарьи Петровой в роли Тани не могу. Дарья, браво!Она прожила свою роль от и до. Каждой частью своего тела, каждой мыщцей, каждой эмоцией. Александр Танхилевич - он кажется зрителю уже давно большим артисом. Столько трагизма и иронии в одном персонаже сыграть очень непросто. Никита Кологривый, Александр Смиронов, Илья Антоненко, Артем Губин - им удалось так проникновенно передать сложность отношения отцов и детей. Юлия Степаненко и Софья Володчинская - две абсолютно разные Елены и как это было сыгарно! Сразило наповал. Всех перечислять совсем непросто, но однозначно этих артистов должен видеть театральный мир! Столько комичных моментов и столько драмы в сердцах героев вчера мы услышали. В зале аплодировали стоя и даже это не передало то на сколько сильно вы задели струны души каждого из зрителей. Уважаемый Сергей Анатольевич, БРАВО Вам и Вашим таким талантливым артистам! Спасибо, это было великолепно!

Эл Антунский отзывы: 20 оценок: 23 рейтинг: 14

Спектакль начинается с того, что на большом столе довольно долго расстилают большую зеленую скатерть и расставляют реквизит(это бутылочки с водой «Святой источник», питьевым йогуртом, а также карандаши и тексты). Т.е. текст будут не только читать, но и дописывать, иначе зачем карандаши?))) Поэтому, видимо, и относительно небольшая пьеса идет 3,5 часа.
Дописывают разное. Прошлись и по деталям - кажется, увеличили учительское жалование Татьяне, дочери Бессеменова, а с купца Сизова за покраску крыши решили взять не 17.50, а на пять с четвертью копеек больше…Татьяне прибавку сделали, похоже, более серьезную – с 25-ти рублей в месяц (интересно, что Горький положил за визит доктору к Татьяне те же 25 рублей) до 60-ти…. С учетом того, что зарплата квалифицированного рабочего в начале 20-го века была 12-15 рублей, то это неплохая прибавка… Возможно, поэтому она и отрабатывает ее, играя с самого начала с таким каким-то немыслимым напряжением (как и остальные герои), как будто это заседание общества «Зеленая лампа», где обсуждают судьбы Родины, а не вечерняя беседа перед ужином в мещанском доме…. Татуировка на запястье у девушки тоже несколько необычный атрибут для мещанской дочери(как и для актрисы), но что уж тут…
Пьеса, впрочем, начинается с того, что Акулина Ивановна, жена Бессеменова, в иноческом облачении (хотя она не инокиня, а пародирует ее), окая, зачитывает список действующих лиц и экспозицию.
Однако до пародии на религиозность Горький все-таки никогда не доходил…. Ему говорил один из его, скажем так, очень известных собеседников: - По вопросу о боге, божественном и обо всём, связанном с этим, у Вас получается противоречие… Но в Мещанах, в отличие от, скажем, На дне, это даже не одна из линий автора вовсе. Рискну предположить, что и не исключительно осуждение мещанства(не как сословия, а как явления, в нашем понимании) ставил себе автор в задачу. Горьковские «мещане» могут быть недосягаемым образцом для иных купцов или чиновников Островского. Его мещане порой говорят, как в литературно-философском обществе... Нисколько не лишен духовности тот же Бессеменов.
Но главный герой, который Горькому важнее осуждения мещанства - Нил. По Горькому, он хозяин, если не дома у Бессеменова, то, по крайней мере, в пьесе. Он призван транслировать основные идеи Горького, как жить не по лжи. Такие герои (например, тот же Сатин) в своей среде наиболее успешные. Нил не может быть исключением. Он получил хорошее техническое образование, у него неплохое жалованье, на которое он может содержать жену, кухарку, кучу детей и снимать неплохую квартиру(ну как менеджер Лукойла среднего звена, примерно), да еще и 30(!) рублей из жалованья отдавать приемному отцу… Место машиниста в начале 20-го века вообще было очень неплохим вариантом. В спектакле все не так, Нил почему-то сильно все время нервничает, когда приходит домой после службы, моется так(у Горького никаких тазиков с водой на сцене нет, да и вообще в обычном частном доме начала 20-го века помыться в принципе нельзя было. Для этого в баню ходили), и делает это с таким напряжением, как будто он - в средневековой Франции, и моется второй и последний раз в своей жизни(т.е. перед свадьбой)…. У Горького такого нет, как и не говорит Нил Бессеменову, что я тебе не сын…. Не ссорится, прыгая на костыле, Петр(родной сын Бессеменова) со своим отцом. Нил же просто пришел домой после работы на своей «овечке», усталый и голодный, но не злой. Он хочет две вещи: поесть и услышать ответ от Поли, пойдет ли она за него замуж, причем прямо здесь и сейчас. Ну вот загорелось Нилу. Ждать всегда малоприятно, даже когда результат предрешен(но это не тот случай), особенно в молодости, особенно по важному для тебя поводу. Нил – это тот же Сатин, рупор идей Горького, спокойный и в себе уверенный, к тому же, в отличие от Сатина, вполне обеспеченный. Приписывать Нилу какие-то иные черты ну вряд ли есть основания. А в спектакле мы наблюдаем вместо Нила какого-то истеричного молодого человека, который, впрочем, сыгран вполне убедительно. Может быть, второго Петра, может, еще кого. Но не Нила, который вышел только что из кабины паровоза Ов-841.
Бессеменов… Да, Антоненко играет хорошо, но играет-то он не Бессеменова, мещанина средней руки, а тирана и деспота, кого-то из героев-самодуров Островского, который к тому же вовсе не способен на довольно глубокие рассуждения о жизни, на некую самоиронию… Одну за одной он съедает три(причем я могу ошибаться в меньшую сторону) тарелки супа, хотя вовсе не голоден и Горький его так не кормит, а голоден-то Нил, вернувшийся из депо.
Певчий. Вместо него актер играет пародию на певчего, но такую пародию, которая реального певчего вообще абсолютно ничем не напоминает. Пародия ведь на то и пародия, чтобы нести какое-то сходство с оригиналом. Вряд ли Горький предполагал, что его певчий будет говорить с той интонацией, с какой примерно рассказывают анекдоты про Сару и Изю, тем более, что и певчий также озвучивает какие-то горьковские идеи. Т.е. он не может быть рассказчиком анекдотов, тем более про евреев, ну и сам он не может быть евреем.
Этот спектакль, один из итоговых. Т.е., помимо вопроса о том, что от этого образа вынесет зритель, возникает и другой вопрос. Чему за 4 года научился этот студент? Играть против своего образа? Но режиссер не ставит перед ним такой задачи, ограничивая ее тем, чтобы спародировать певчего в стиле «одесских джентельменов». Это довольно сложная задача, и мало ведь кому она была под силу… Ну Вы можете представить Чарли Чаплина, ну ладно, не Чаплина, Савелия Крамарова в роли, например, Гамлета?
Понятно, что этот студент не только научился травить анекдоты за 4 года, но спектакль-то учебный и ставится не только для того, чтобы раскрыть довольно спорные идеи мастера, но и таланты его студентов или хотя бы то, по крайней мере, чему их и как научили.
Но почему зрители (среди которых наверняка были и друзья, родные актеров) об этом должны догадываться, а не увидеть воочию?

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры