Сравнение двух героинь – сестёр Татьяны и Ольги.

Главная / Развод

СОСТОЯНИЕ ДУШИ:

Татьяна: была замкнута и молчалива, отстранена от общества и даже от своей семьи: "она в семье своей родной казалась девочкой чужой". Ей больше нравилось спокойствие и одиночество, в которых она находила некий комфорт, который также и украшался ее мечтами. В душе она была еще ребенком. Она влюблялась в "обманы Ричардсона и Руссо" - в романы, заменявшие ей всё. С их помощью она создала себе свой собственный мир, выдуманный и идеальный, не похожий на реальный мир.

Она не понимала ИХ и ОНИ не понимали ее - Татьяна была совершенно не такой, как светские девушки. Влюбившись в Онегина, она мучалась, переживала, страдала, как героиня французских романов, на которых Татьяна выросла.

Ольга: При прочтении описания Ольги в романе, создается образ легкой непринужденности. Она всегда весела, "как утро"; простодушна, "как жизнь поэта", проста. Даже движенья и голос ее были были легкими, и была ей свойственна "свежесть румяная". Однако Онегин считал, что "в чертах у Ольги жизни нет". Она не была ничем встревожена - Пушкин в романе не говорит о каких-либо ее душевных муках, трагедиях. "Подобна ветреной надежде, резва, беспечна, весела". На одном балу особо открывается ее легкомысленное отношение, ветреность, вполне свойственная многим светским дамам: "Чуть лишь из пеленок, кокетка, ветреный ребенок! Уж хитрость ведает она, уж изменять научена". Довольно просто Ольга отнеслась и к гибели Ленского: "Изнывая, недолго плакала она. Увы! Невеста молодая своей печали неверна. Другой увлек ее вниманье". И вскоре она вышла замуж.

Татьяна: ее Пушкин очень любил, не мог остановиться, когда писал о ней. Даже если сравнивать описание - старшей сестре поэт дал характеристику более объемную, в несколько раз больше, чем младшей. Пушкин очень нежно, с любовью и пониманием относился к ней: "Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью". И признается, извиняясь перед читателем: "Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою".

Ольга: Пушкин в первых же строчках описания Ольги дает ей весьма приятную характеристику. Однако он считает ее ветреной, легкомысленной, в итоге признается, что она очень надоела ему. Пушкин всю красоту ее заключил во внешность, но на душу ничего не осталось. Она не была для поэта плохим человеком, он просто видел ее пустой.

ОБЩЕНИЕ, ОТНОШЕНИЕ С ОБЩЕСТВОМ:

Татьяна: Ей было чуждо общество, к которому тянулась ее сестра. Еще с детства она "дитя сама, в толпе детей играть и прыгать не хотела, и часто целый день одна сидела молча у окна". Даже в семье она была как не своя, не считала интересы общества схожими со своими. И "от самых колыбельных дней задумчивость - ее подруга". Других же друзей она не искала.

Ольга: Она соответствовала светскому обществу, была общительна, весела, в детстве няня собирала для Ольги широкий круг всех ее подруг, они весело играли. Она в этом обществе была своей, любила вечера, балы, была кокетлива с парнями, дружелюбна с подругами.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ:

Татьяна: абсолютно не похожа на других. Даже ее имя впервые употреблено на страницах русского романа. В то время как другие предпочитали веселье, Татьяна выбирала уединение и размышления. Она всем была непонятна, пыталась понять себя и жизнь, часто грустила, "дика" была (как пишет автор) в том смысле, что "чужая, неизвестная для людей. Она была превосходным мечтателем.

Ольга: Пушкин говорит, что Ольга "как поцелуй любви мила, глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные, движенья, голос, легкий стан - все в Ольге..." Однако такую встретишь в любом романе, таких полно, оттого она и надоела безмерно Пушкину. Он встречал ее уже не раз на страницах книг. Ольга такая же, как и все, находящаяся под влиянием общественного мнения и желанием влиться в светское общество.

ИНТЕРЕСЫ, ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ, ВОСПИТАНИЕ:

Одним из ключевых второстепенных персонажей произведения является младшая сестра главной героини Татьяны Ольга Ларина.

Поэт представляет Ольгу в образе милой, послушной девушки, воплощающей женственность и грацию, имеющей голубые глаза, легкое улыбчивое лицо, стройную фигуру и светлые локоны.

Девушка отличается жизнерадостностью, кокетливостью, не испытывая душевных переживаний, пленяя своей очаровательностью окружающих мужчин. Однако внутренний мир Ольги не богат душевным содержанием, поскольку девушка живет, не думая о жизненных проблемах, скрывая свою бездуховность и пустоту.

С точки зрения автора, данный тип женщин широко распространен и является отражением типичного портрета романтических героинь любовных романов, отличающихся простотой, непосредственностью, живущих в силу привычки и не способных к каким-либо рассуждениями и обсуждениям.

Ольга, как и все подобные женщины, повторяют, как правило, судьбы своих матерей, основанных на продолжении родовых традиций и наследуя практический опыт старшего поколения.

Героиню ожидает та же жизнь, что и у ее матери, критериями которой являются ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, забота о муже. Ольга с раннего детства готова к роли верной жены и хорошей матери, получив нужное для данной жизни воспитание в виде изучения французского языка, музицирования, вышивания, навыков ведения хозяйства, поэтому девушка не ожидает в будущем никаких неприятностей и трудностей.

Сюжетная линия романа в стихах основана на создании поэтом любовного треугольника между Ольгой, Ленским и главным героем Онегиным.

Молодая, поэтически настроенная душа Ленского страстна влюбленная в юную красавицу, но Ольга, являясь наивным и простодушным ребенком, невольно становится виновной в гибели возлюбленного, поскольку позволяет себе флирт с Онегиным, которого Ленский вынужден, будучи порядочным человеком, вызвать на дуэль, ставшую для последнего роковой.

Не ощущая за собой вины и недолго переживая смерть возлюбленного Ленского, Ольга на балу знакомится с военным офицером, за которого впоследствии выходит замуж и повторяет судьбу своей маменьки, став дородной барыней.

Используя в произведении образ Ольги Лариной, поэт делает яркий акцент на индивидуальности и чувственности сложного характера главной героини романа Татьяны Лариной, являющейся полной противоположностью своей младшей сестре.

Сочинение про Олю Ларину

Великий поэт всех эпох А.С. Пушкин создал несколько женских образов в своем романе «Евгений Онегин». Одним из основных образов считается Ольга Ларина. Образ девушки тесно связан с поэтом Ленским. Ольга была сестрой Татьяны. Уникальный и веселый нрав, миловидность Ольги оттеняли тихий характер и самобытность Татьяны.

Героиня обладала ветреным характером и больше времени проводила с Ленским. Среди общества поэт считался ее женихом. Она больше времени проводила на светских мероприятиях и обожала танцевать и веселиться. Татьяна наоборот была молчаливой и предпочитала проводить время в одиночестве с книгой в руках. Внешне Ольга была красивой девушкой с голубыми глазами, блестящими и золотистыми локонами и чудесной улыбкой. А ее голос просто завораживал окружающих.

Несмотря на красоту и веселый нрав, главной персонаж Онегин находит в девушке недостатки. Он характеризует ее как девушку с круглым лицом и сравнивает ее с луной, показав ее глупость. По словам Онегина и самого автора, кроме внешности Ольга не обладала богатым внутренним миром. Бедность души Ольги были основана на бездуховности и самодовольстве.

Среди деревенских жителей, Ольга считалась простой, игривой, легкомысленной и беспечной девушкой. Она обладала большой жизненной силой и жаждала веселья и торжеств. Как и любая молодая девушка, Ольга была слишком впечатлительна к похвалам. Поэтому Евгению удалось быстро заинтересовать девушку.

На балу в доме Лариных герой стал обхаживать Ольгу. Героиня стала отвергать внимания и чувства поэта. После такого отношения к себе, Ленский воспылал сильной ревностью. Он ошибочно предположил, что Ольга своеобразна и хитра. На самом деле из – за неразвитости и ограниченности души, для Ольги знаки внимания имели большое значение. Ревнивый Ленский вызвал Онегина на дуэль. Перед дуэлью взглянув в глаза Ольги, поэт почувствовал раскаяние. Несмотря на его истинные чувства, героиня не любила поэта. Девушка не была способна на обман, как и на глубокие чувства. Девушка воспринимала любовь как увлечение и способ самоутверждения. После трагической смерти на дуэли девушка недолго скорбела и влюбилась в военного, за которого потом вышла замуж. В романе отличительной чертой Ольги является кокетливость.

Вариант 3

Одной из главных героинь уникальнейшего произведения «Евгений Онегин» является Ольга, с которой мы знакомимся через Ленского, воспылавшего к ней пылкой любовью.

Он был восхищен ее светлым образом, совершенно безвинным, и поэтому ему нравилось проводить с ней все свое свободное время. В светском обществе его считали женихом девушки. И хотя автор показывает нам портрет Ольги, наполненный чистотой и красотой, он все же не считает ее идеальной. Даже ее внешность и характер он описывает совсем кратко и невыразительно. Пушкин показывает нам образ писаной красавицы без изъяна. Именно Онегин помогает нам понять причину такого несоответствия. Он видит в чертах девушки отсутствие жизни, что является следствием бездуховности и бесконфликтности. Конечно же мнение Онегина нельзя считать с объективной точки зрения, ведь, как мы видим, что Ольга проста и непосредственно. Она постоянно кокетничает, и ей нравится похвала, как и любой женщине, со стороны мужчин. Вот поэтому Онегину и удалось легко завладеть ее вниманием на балу. Девушка не озабочена никакими проблемами, и поэтому она живет в свое удовольствие, порхая как бабочка от одного понравившегося предмета к другому.

Ольга добра, но духовна бедна. Вот это и смущает Онегина, и может для кого то она и будет прекрасной супругой, однако не для него и не для автора. Ведь Евгений и сам писатель прежде всего ценил в людях богатый внутренний мир, а не показное очарование. Ввиду того, что она ограниченная в духовности, просто не способна на высокие чувства. Ленского, которого она никогда не отвергала и даже согласна была на брак с ним, просто забывает и танцует весь вечер с Онегиным. И эта без духовность препятствует ей осмыслить, почему ее молодой человек так рано покинул бал. Обуреваемый ревностными мыслями, Ленский решил в последний раз перед дуэлью посмотреть на свою любимую. Однако, он видит, что Ольгу не мучает совесть по поводу своего поведения, и она так же весела и беззаботна. Когда же Ленский трагически погибает на дуэли, мы видим, что Ольга особо и не переживала. Вскоре она начинает принимать ухаживания одного молоденького улана.

В образе Ольги автор показал тип женщин-кокеток, которые в течение всей своей жизни веселы и часто бывают наиграны. Они не испытывают глубоких чувств по отношению к ним мужчин. Жизненный путь их беззаботен и легкомыслен. Однако здесь легкомыслие у Ольги скорее всего идет от природы. И если прибавить ко всем этим качествам поверхностное восприятие к происходящим событиям и легкость суждений, то получится обыкновенный и популярный женский образ, достаточно соблазнительный, но не глубокий.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Евгений Онегин и Татьяна Ларина (9 класс)

    Настоящий писатель всегда ищет ответ на один извечный вопрос: в чем смысл жизни? Великий русский поэт А.С. Пушкин также не стал исключением. В своем романе «Евгений Онегин» писатель остро акцентирует

  • Герои повести Прощание с Матерой с характеристикой

    Основным персонажем произведения является восьмидесятилетняя пожилая женщина по имени Пинигина Дарья Васильевна, представленная писателем в образе коренной жительницы острова Матеры.

  • Слово победа всегда звучит величественно и царственно. Любой человек любит победу, никто не терпит поражения. Однако мужественно принять поражение – это удел сильных личностей.

  • Образ и характеристика Франта в рассказе Старый гений Лескова сочинение

    В литературной среде есть множество произведений основанных на реальных событиях, которые рассказывают нам геройствах определённых лиц, которые благодаря своим врождённым качества

  • Сочинение Базаров и родители в романе Тургенева Отцы и дети

    Родители Базарова являются практически полной противоположностью сына. Его мать, Арина Власьевна, типичная русская женщина того времени – добрая, несколько суеверная

О Татьяне Лариной, любимой героине А.С. Пушкина, читатель знает гораздо больше, чем о ее сестре Ольге. Эти образы не антиподы, но они настолько точно отражают отношение автора к роли женщины в дворянском обществе, что воспринимаются только в сопоставлении, менее выгодном для Ольги, нежели для Татьяны.

Кто такие Ольга и Татьяна

Ольга Ларина литературный персонаж романа в стихах «Евгений Онегин», младшая сестра главной героини произведения Татьяны Лариной, типичная представительница дворянской среды, унаследовавшая ее мораль и нравственные ценности.
Татьяна Ларина – главная героиня романа, ставшая воплощением лучших человеческих качеств и нравственным идеалом поэта, наделившего ее исключительными достоинствами и цельностью характера.

Сравнение Ольги и Татьяны

В чем же разница между Ольгой и Татьяной?
Они почти ровесницы, воспитаны в одинаковых условиях, окружены любовью и заботой близких.
Но Ольга росла обычной девочкой, немного избалованной, однако жизнерадостной, с живостью воспринимающей окружающий мир во всех его проявлениях.
Татьяна с ранних лет отличалась замкнутостью, не любила шумных игр и развлечений, с удовольствием слушала рассказы няни о старине, зачитывалась романами Ричардсона и Руссо, мечтала о романтической любви и ждала своего героя.
Встреча с Евгением Онегиным потрясла Татьяну и пробудила в ее неопытном сердце глубокое чувство. Любовь раскрыла в ней необыкновенную силу характера, воспитала чувство собственного достоинства, заставила мыслить, анализировать, принимать решения.
Простота и искренность Татьяны не воспринимаются как слабость. Сохранить эти качества в фальшивом великолепии дворцовых зал, с одинаковым равнодушием воспринимая светскую лесть и напыщенное высокомерие высшего света, могла только незаурядная женщина. Именно такой спустя годы увидел ее Евгений Онегин, не рассмотревший в юной Татьяне душевной тонкости и самоотверженной готовности разделить с ним любую судьбу.
Ольга тоже способна любить, но ее чувство к Владимиру Ленскому не отличается ни глубиной, ни драматизмом. Она склонна к кокетству и с удовольствием принимает ухаживания Онегина, решившего досадить своему другу за неловкую ситуацию, в которой ему пришлось объясняться с Татьяной, ответив отказом на ее наивное признание.
Гибель Ленского не надолго омрачила Ольгу: спустя год она вышла замуж и покинула родительский дом вполне счастливой.
Замужество Татьяны стало взвешенным шагом: не имея надежды на ответное чувство Онегина, она дала согласие человеку с несомненными достоинствами. Не богатство, не светский блеск, а честь мужа она научилась ценить и беречь превыше всего, несмотря на душевную драму, героем которой так и остался Евгений Онегин.

TheDifference.ru определил, что отличие Ольги от Татьяны заключается в следующем:

Татьяна – глубокая натура, обладающая силой характера и твердой волей. Ольга воспринимает жизнь поверхностно, легко переносит потрясения и слишком ценит удовольствия.
Татьяна много читает, думает, анализирует. Ольга любит развлечения, без тени сомнения принимает мужские ухаживания и не проявляет склонности к серьезной оценке своих поступков.
Для Татьяны любовь – испытание душевных сил. Для Ольги – романтическое чувство, которое не оставляет по-настоящему глубокого следа в ее душе.
Татьяна – яркая личность, ее достоинства признает взыскательное светское общество. Ольга – одна из многих, ничем, кроме внешности и легкого нрава, не привлекающая внимания окружающих.

Сочинение на тему «Сравнительная характеристика Ольги и Татьяны» 4.67 /5 (93.33%) 6 votes

Уделяет Ольге намного меньше внимания, чем Татьяне. Татьяна Ларина описана со всем психологизмом в отличие от Ольги, которая является типичной героиней западных сентиментальных романов. К Татьяне же относится с симпатией, но описывает её характер без украшательств. Татьяна – это героиня, которая прекрасна, прежде всего, душой. Она учится на своих ошибках, в отличие от Онегина, умеет меняться, но в тоже время верна своим принципам. Татьяна выражает все черты идеальной русской женщины по представлениям а. Девушка близка автору мыслями и мировоззрением.

Ольга является непохожей на сестру. Её образ подчеркивает глубину образа Татьяны, противопоставляя веселую девушку, глупышку задумчивой женщине с огромным и сложным внутренним миром. Татьяна изначально представляется отрешённой от мира мечтательницей, но по мере раскрытия её образа мы видим, что Татьяна – реалист и не бесчувственна. Ольга же, вначале привлекавшая читателя своим весёлым нравом, открывается для нас беззаботной девушкой, не понимающей серьёзных вещей. Автор описывает Ольгу как фарфоровую куклу – идеальную девушку, веселую, красивую… но больше ничего. У Ольги бедный внутренний мир, и хотя она тоже имеет положительные качества, всё же образ Татьяны – это реальная женщина, с которой можно связать судьбу, создать семью и растить детей. С Ольгой же можно только веселится, и крутить непродолжительный роман. умело описывает приторность образа Ольги. Женщина полная добродетелей – это картинка, а не живой человек. Так думает , и своё мнение он умело выразил описанием женских образов романа, герои которого выбрали Татьяну.

В заключении можно сказать, что передал глубину образа Татьяны, показав её через призму образа Ольги. Оба образа встречаются и в наши дни, но, к сожалению, духовно глубоких из них меньше. Однообразие скучно, образ Татьяны не единственно верный, надо лишь стремиться, чтобы твоё мировоззрение и принципы были ближе к идеалу и не несли вреда ни тебе, ни окружающим.

Важно и то, что даже нравственно чистая Татьяна так же оказалась жертвой той «болезни» всего дворянства, которую Ключевский позже назовёт «межкультурным межеумком». По-настоящему тяжело страдал этой «болезнью» Евгений. Симптомы «болезни» — презрение своей культуры, потеря корней. В Европе русского дворянина не принимали, он был всё равно чужд. И получалось, что целое поколение стояло посреди реки, ведь оба берега оказались чужими. Татьяна тем не менее осталась в отличие от Евгения на нравственной высоте: «но я другому отдана и буду век ему верна». Она осталась «русской душою». Сказалась тут и близость к народу и простая деревенская мудрость впитанная с рассказами няни. Даже оказавший в высшем свете, Татьяна остаётся внутренне настоящей русской женщиной, действительно понимающей важность долга. Её нравственность, не смотря на всеобъемлющую «болезнь» дворянства родом из народа, из провинциальной простоты, но от этого не менее честной и мудрой простоты.

/ / / Сравнительная характеристика сестёр Лариных (по роману «Евгений Онегин»)

Вряд ли найдется человек, который не слышал имени гения русской литературы Александра Пушкина. В его произведениях звучат фольклорные мотивы, чувствуется душа русского человека. Роман в стихах « » занимает почетное место в творчестве поэта. В галерею образов входят люди разных мировоззрений. Особый интерес вызывают женские образы.

Чтобы лучше понять самобытность главной героини Татьяны Лариной, сравним ее с образом Ольги Лариной.

Татьяна и являются сестрами. Они выросли в семье провинциальных дворян. Но, несмотря на одинаковые условия жизни, эти девушки очень разные.

Если сравнивать внешность, то более яркой красотой обладает Ольга. Круглолицая красавица быстро привлекала взоры мужчин. Татьяна с ее холодными чертами не претендовала на роль первой красавицы, но была по-особенному милой. Автор отдает предпочтение милой Татьяне, а яркая красота Ольги ему кажется слишком привычной и надоевшей. И дело не столько во внешности, столько в сущности героинь.

Ольга была красивой, но духовно пустой. Ей не свойственны глубокие переживания. Автор сравнивает Ольгу с глупой луной на глупом небосклоне.

– умная, начитанная девушка. Она не увлекалась модой, не сплетничала с подругами, как ее сестра Ольга. В свободное время она бывала среди природы, читала книги. Татьяне нравилось слушать старинные легенды, узнавать о традициях русского народа. Она верила в гадания, вещие сны. В ее образе Пушкин сочетает лучшие качества русского народа.

Мысли Ольги были пленены красивыми нарядами, успехом у мужчин. Она – веселая, общительная, но ветреная особа.

Девушки по-разному относятся к любви. Татьяна любила любовные романы. Поэтому для нее любовь – это что-то особенное: либо великое счастье, либо большое несчастье. Девушка подсознательно искала родственную душу, человека особенного, как в романах. И когда в их деревне появился загадочный Евгений Онегин, Татьяна поняла, что он именно тот, кого она ждала многие годы. Девушка чувствовала в нем родственную душу. И в какой-то мере она не ошибалась.

И , и Ларина сторонились общества, в котором жили, искали некий идеал. Вот только Евгений свыкся со своей столичной жизнью и отвергал ее лишь частично, при помощи циничности, горделивой холодности. Он нигде не находил душевной отдушины. Татьяна не презирала свою среду, но сторонилась ее интересов. Душевную гармонию она находила в общении с природой.

Ольга любит мужское внимание, умеет флиртовать. Но что такое настоящая любовь она не знает. Чувства другого человека забавляют Ольгу, но не более того. Пылкие чувства юного романтика Ленского девушка принимает, как должное, но малозначимое событие. Его потерю она переживает быстро. Как пишет автор, девушка не долго проливала слезы, а утешилась в любви какого-то улана.

Если Ольга – легкомысленная особа, то Татьяна – цельная сильная личность. Несмотря на простоту и скромность, любимица автора всегда верна своим принципам.

Ольга – лицемерная кокетка, а ее сестра – честная, простая девушка. Узнав о чувствах Ленского, Ольга играет с ним в любовь. Полюбив Онегина, Ларина пишет ему , в котором искренне признается в любви. Татьяна сознается в любви первой, но не теряет достоинства. Она не горделива, но все же горда. Девушка не навязывается молодому человеку, а раскрывает ему свою глубокую душу.

Татьяна и Ольга выросли в одной социальной среде, воспитывались в одной семье. Обе девушки проходят испытание любовью. Тем ни менее, девушки очень разные по характеру. Александр Пушкин отдает предпочтение милой Татьяне.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры