Старший сын. Спектакль старший сын

Главная / Развод

Мне очень понравился спектакль. Великолепная игра артистов и вечные жизненные вопросы: «Что такое любовь?», «Хорошо ли врать, если это очень нужно для выживания?», «Как быть, если тебя не понимают или не любят?», «Всегда ли нужно говорить правду?» и многие другие, которые мы задаем себе и пытаемся найти решение сложившихся проблем. На сцене прекрасно показаны возможные варианты ответов и последствия, к которым могут привести разные варианты ответов на главные вопросы, с которыми столкнулись персонажи пьесы А. Вампилова . Много смешных, грустных моментов, тех, что заставляют задуматься и переоценить сегодняшнюю нашу жизнь, которая не очень изменилась в плане человеческих отношений со времени написания пьесы.

Виктор СУХОРУКОВ – потрясающий артист, всегда разный, способный передать самую сложную гамму чувств и переживаний – в роли Сарафанова очень нежный и любящий отец, верящий людям, нуждающийся в понимании и любви, не всегда ее получает и хочет, чтобы все были счастливы. Бусыгин (Евгений ЦЫГАНОВ) покоряет своей способностью поверить в истинность его слов и неспособностью оставить человека, нуждающегося в его помощи и любви. Веришь ему безоговорочно, даже, если он врет. Сильва (Евгений СТЫЧКИН) очень душевен, музыкален, заводной и большой энтузиаст, хотя (при необходимости) может менять свое мнение, чтобы избежать неприятностей. Нина (Евгения КРЕГЖДЕ) – само очарование, нежное и романтичное существо, принимающее ответственное решение не выходить замуж без любви – достойно уважения! Васенька (Василий СИМОНОВ) вызывает жалость из-за своей безответной любви и пытающийся выйти из ситуации достойно, но тем самым причиняет боль отцу и заставляет переживать родных ему людей. Макарская (Ольга ЛОМОНОСОВА) – конечно, стерва, но тоже нуждается в любви, что прекрасно отражено актрисой, иногда жалеющая бедного влюбленного Васеньку, который намного младше её, да и не пара совсем. А Кудимов (Роман ПОЛЯНСКИЙ) хочет всегда быть предельно честным и держать свое слово в любой ситуации, хорошо ли это? Как показывает опыт, не всегда…

Еще хочу сказать, что облака в самом начале спектакля мне очень понравились. Даже символичными они получились… Спектакль же совсем не антрепризный, а полноценный с хорошими декорациями и прекрасной музыкой – очень душевной и лиричной, трогающий до глубины души. Спасибо огромное всем артистам за доставленное удовольствие, возможность сопереживать персонажам, задуматься над своей собственной жизнью и поступками. Рекомендую всем, кто хочет отдохнуть, посмеяться, погрустить вместе с героями пьесы и решить для себя, как бы он поступил в подобной ситуации.


Видео:

Время, наверное, сейчас такое… Суетное, торопливое, прагматичное, слишком материальное. Хочется найти свой островок, где всегда тепло и уютно, где будут только родные и близкие люди, где тебя примут таким, какой ты есть. Создатели спектакля «Старший сын» попытались воплотить такой мир, куда не доносятся отголоски суеты большого города, где все люди родные друг другу и куда невозможно попасть, купив билет на обычный поезд…
В знаменитой пьесе Вампилова молодые люди, по случайности попадая в чужой дом, оказываются в гуще событий. История, начинаясь с обмана, как ни странно, приводит… к Любви. Спектакль о взаимопонимании, о ранимости светлых людей и об их единственной правоте в этой жизни!
Каждое поколение увидит в персонажах себя: взрослые поностальгируют по потерянным в обществе ценностям. Молодежь узнает себя в любовной истории, увлечется своими прототипами, не сразу верящими в искренность чувств. Дети, в каком бы «зрелом» возрасте они ни были, получат еще один ключ к пониманию своих родителей.
Пьеса, названная драматургом комедией, призвана нести нам надежду на грани слез, светлых слез... Мастерски поставленная режиссером Сафоновым, она лишена признаков какой-либо эпохи и перенесена в наше с вами время! Артисты – блистательный состав не только для заядлых театралов.

Театр о спектакле

Олег Табаков назвал этот спектакль «историей о зарождении капитализма в феодальной России». Россия же показана тут безнадежно дремучей страной, с чавкающей грязью русских дорог (по которым перемещаются персонажи, натягивая специальные боты), и одинаковой разрухой обшарпанных помещичьих усадеб с их дремучими хозяевами, пребывающими в маразме. В финале же все они окончательно впадают в дружную спячку – олицетворяя собой всю убогую, дремлющую Россию. Лишь живые кони позади них не спят и жуют свое сено, напоминая нам о легендарной «птице-тройке». Но именно на само чичиковское «похождение» стекаются в «Табакерку» зрительские потоки, поскольку Сергей Безруков в его роли становится основным событием этого зрелища. Он изображает нелепого российского человечка, хоть и родившего идею о «бизнесе на мертвых душах», однако плохо понимающего, что же с этой идеей делать, и с великим страхом ее осуществляющего. Начиная свой странный бизнес, он сам не верует в его успех и шалеет от каждой новой победы. А прося помещиков продать ему усопших, он теряет сознание от неуверенности в своем предприятии. Он бесконечно слабый и уморительно смешной. Маленький и вертлявый, непрерывно потеющий, с испуганно прилипшими к черепу волосиками, он крутится перед нами, как заведенный волчок, сам плохо отдавая себе отчет в том, куда и зачем он несется и какова же истинная цель его предпринимательства. В его суетливых и нервных движеньицах что-то чаплиновское и одновременно глубоко наше, российское. Знаменитые же гоголевские помещики явлены нам в неожиданно свежих тонах, удивляющих новой палитрой своего сообщества. Коробочка в исполнении Ольги Блок-Миримской выплывает игривой бестией, охмуряющей Чичикова зычными украинскими песнями. В роли Собакевича элегантный Борис Плотников, сбивающий нас с толку манерами «комильфо». Плюшкина же играет сам Олег Табаков, как всегда, купаясь в гротесковых тонах и ощущая себя на сцене истинным королем. Всех их Чичиков обводит вокруг пальца, но куда в итоге лежит его путь – неведомо никому.

“Старший сын” Виктора Сухорукова найдется в Израиле.

Казалось бы, после талантливой, яркой и запоминающейся экранизации 1976 года знаменитой вампиловской пьесы “Старший сын” с блестящими Леоновым в главной роли, вновь за этот образ возьмется только или очень рисковый, или очень талантливый артист. Оба эти качества в себе органично воплотил популярный актер театра и кино, “брат-2” и “бедный, бедный Павел”, Народный артист России Виктор Сухоруков. В мае израильские театралы увидят его в роли Сарафанова-старшего в спектакле “Старший сын”, поставленном известным российским режиссером Павлом Сафоновым.

Спектакль по одной из лучших пьес Александра Вампилова “Старший сын” прибывает в Израиль, что называется, “с корабля на бал” – его премьера состоялась в самом конце прошлого года на сцене Театра им. Вахтангова и имела оглушительный успех. Известную историю о музыканте Сарафанове, в семью которого приходит нахальный молодой человек, который “в шутку” называет себя старшим сыном музыканта и постепенно становится надеждой и опорой разваливающегося дома, по-своему прочли режиссер Павел Сафонов и ведущие мастера современной российской сцены. Широкому же зрителю пьеса хорошо знакома по одноименному фильму, главные роли в которой блистательно исполнили Николай Караченцов, Михаил Боярский, Светлана Крючкова и, конечно, Евгений Леонов, роль которого критики до сих пор называют одной из наиболее удачных.

Сухоруков действительно создал свою версию образа блаженного, по мнению бросившей его жены, музыканта и поднял его прямо-таки до гоголевских высот. В результате извечная гоголевская тема маленького человека зазвучала иначе. Его герой – не неудачник, как в основной массе инсценировок, но талантливый человек, которого унизили, а потом не дали подняться. Неподдельная затравленность и полузабытая сегодня ранимость Сухоруковым воспроизводится с ювелирной точностью. Уже при первом взгляде на его героя, при первых его репликах становится ясно, что за человек этот Сарафанов.

Исполнитель главной роли заметил как-то, что для него роль Сарафанова – это своего рода рубеж в актерской карьере:

– С нее для меня, пожалуй, началась зрелость. Такой работы у меня еще не было. Сарафанов – это одинокий человек, задавленный бытом. Для меня в этом образе очень важна тема таланта, невостребованного и заброшенного. Сарафанов – это такой современный гоголевский Акакий Акакиевич, униженный всеми, но все же сохранивший и умение любить, и талант, он очень многое пережил, – считает актер.

Остальные исполнители, задействованные в постановке, отнюдь не потерялись на фоне мэтра. А это известные по ярким работам в театре и в кино молодые, но состоявшиеся артисты: Ольга Ломоносова (Макарская) из “Другого театра”, Евгения Крегжде (Нина) из театра Вахтангова, Евгений Цыганов (Бусыгин) из театра Фоменко, Роман Полянский (Кудимов), а Игорь Неведров (Васенька) и Евгений Стычкин (Сильва) сотрудничают сразу с несколькими московским труппами. Безусловно, всех их привлекли отменная пьеса и блистательно выписанные роли. Опытный режиссер Павел Сафонов уже не в первый раз обращается к драматургии Вампилова. Он хорошо знаком театралам по спектаклям в Театре им. Вахтангова (“Чайка” А. П. Чехова), Театре на Малой Бронной (“Тартюф” Мольера), в “Другом театре” (“Розенкранц и Гильденстерн мертвы” Т. Стоппарда, “Орфей и Эвридика” Ж. Ануя).
“Тот, кто придет на “Старшего сына”, ощутит катарсис и получит наслаждение, – обещает Виктор Сухоруков. – История мировая, голливудская и вечная: тема заблуждения, тема приобретения, тема мужества, тема сиротства и самое главное – всепрощения. Не думаю, что мы специально сочиняли историю с великолепной компанией актеров, специально придумывали ее на потребу публике, потому что Вампилов нам предложил чудодейственную историю, которая будет понятна всем”.

Взяться за пьесу, неоднократно поставленную в том числе и в кино, – безусловная творческая смелость. Тем и интересней будут гастроли этого спектакля в Израиле. Маститые актеры взяли на себя ответственность по-своему трактовать известную, но бездонную для интерпретаций историю и добились успеха у публики и благосклонности у критики. Они пошли на смелый эксперимент во имя памяти одного из лучших драматургов. Во имя торжества его идей и таланта. Во имя семьи, любви и человеческого достоинства. Во имя отца и “Старшего сына”!

Спектакли “Старший сын” с Народным артистом России Виктором Сухоруковым в главной роли состоятся:

  • 22 мая, в среду, в 20.00 – в Иерусалиме (“Театрон Иерушалаим”, зал “Шаровер”);
  • 24 мая, в пятницу, в 20.00 – в Хайфе (“Театрон ха-Цафон”);
  • 25 мая, в субботу, в 20.30 – в Тель-Авиве (Театр “Гешер”, зал “Нога”);
  • 26 мая, в воскресенье, в 20.00 – в Беэр-Шеве (Центр сценических искусств, большой зал).

Организатор израильских гастролей cпектакля “Старший сын” – продюсерская компания YM Production под руководством Марка Юрика.

Евгения Крегжде, Виктор Сухоруков и Евгений Стычкин в сцене из спектакля «Старший сын».

Зал Благовещенска приветствует артистов и жюри "Амурской осени". © instagram.com/svscena

В Благовещенске продолжается фестиваль , представляющий местной публике как новинки российского кино, так и свежие антрепризные театральные постановки. Причём последние делятся на две категории: чистая «развлекуха» - и спектакли, претендующие на глубину, «со смыслом». Во второй категории нет конкурентов у «Старшего сына» - очередной инсценировки прославленной пьесы Александра Вампилова, осуществлённой театральной компанией «Свободная сцена». Режиссёр спектакля – довольно знаменитый Павел Сафонов, некогда поставивший, например, в Театре им. Евг. Вахтангова «Чайку», известный и другими своими столичными работами. Не потерял репутации он и в «коммерческом» предприятии (ведь именно так многие по-прежнему относятся к антрепризе). Его новая постановка выгодно отличается от прочих представленных на фестивале «собратьев» - продуманностью сценических решений, тщательной проработкой образов и некой, можно сказать, присущей материалу строгостью.

Виктор Сухоруков в спектакле "Старший сын".

А материал, сама пьеса, всем, разумеется, хорошо известен – вряд ли в зале нашлось хотя бы с десяток человек, которые были бы не в курсе сюжета (впрочем, может, оно и не так, но хочется ведь думать о людях только самое лучшее). Знаменитый телефильм Виталия Мельникова (уроженца Амурского края, кстати сказать) многим известен с детства, памятен по многократным повторам, на него просто невозможно не оглядываться, вновь обращаясь к истории семьи Сарафановых. Особенно в этом плане «достаётся», понятное дело, исполнителю главной роли – которого все волей-неволей примутся сравнивать с великим Евгением Леоновым, для которого «Старший сын» стал самым что ни на есть бенефисом. Нет, мы помним, конечно, в том фильме и Караченцова с Боярским, и Крючкову с Егоровой, но всё основное внимание забирал в той экранизации именно Леонов – невероятно трогательный, нежный, душевный. Вступить с ним в «соревнование», пусть и заочное, решится далеко не каждый артист. На этот раз рискнул Виктор Сухоруков – и не прогадал.

Евгений Стычкин в спектакле "Старший сын".

Сухорукову очень подходит эта роль – немного блаженного человека, брошенного женой и всего себя отдавшего детям. Не всё, конечно, получилось в жизни так, как он того хотел, и невозможно оказалось одинаково угодить и сыну, и дочери, - и вот они уже стремятся вылететь из родного гнезда, начать самостоятельную жизнь, причём вдалеке от собственного дома. Уже и в тексте Вампилова лёгким отголоском слышны шекспировские нотки, но Сухоруков выворачивает эту замаскированную тему отвергнутого всеми короля Лира на полную громкость. Он не играет ни советского гражданина, ни современного (время дано в спектакле довольно условно, особенно по части костюмов) – он решает своего Сарафанова как трагического персонажа вне времени, вне социальных примет. Потому-то он так отчаянно принимает ту «роковую случайность», что лежит в основе сюжета, – своего якобы «сына», внезапно объявившегося на пороге одной ночью.

Евгения Крегжде, Виктор Сухоруков и Евгений Стычкин в сцене из спектакля "Старший сын".

Острожное недоверие, сменяющееся безграничным доверием, а затем почти мгновенно перетекающее в пылкую отцовскую любовь, - артист не боится столь резких эмоциональных перепадов, а напротив, весьма удачно использует их в свою пользу. Роль позволяет ему представить зрителю всю палитру своих возможностей, в которой находится место и забавной клоунаде, и яростному надрыву – всё то, что далеко не всегда берёт у актёра современный кинематограф. При таком раскладе велика опасность переиграть, перестараться – и нельзя сказать, что Сухоруков её полностью избегает. Тут сказываются уже непреложные законы антрепризы, рассчитанной в первую очередь на публику, не избалованную МХАТом: всё должно быть хотя бы чуть-чуть, но чересчур – и музыка погромче, и актёрские мазки пожирнее. Однако мастер на то и мастер, что даже некоторые «огрехи» (пусть и не всеми заметные) ему хочется всё же поскорее простить – потому как в общем образ получился весьма убедительным и цельным.

Евгений Пронин в спектакле "Старший сын".

Стараются соответствовать ведущему артисту и его младшие коллеги. Здесь в первую очередь хочется выделить Евгения Стычкина, играющего отчего-то не Бусыгина (хотя в такое родство можно было бы поверить беспрекословно), а Сильву. Играющего ярко, весело, размашисто, эксцентрично. Порой, конечно, своею яркостью он откровенно перетягивает одеяло на себя – но как-то глупо, кажется, его ругать за такие, скажем так, шалости. К тому же не он один такой – режиссёрское решение ставит сильный акцент и на образе Нины, дочери Сарафанова, при готовом женихе вдруг влюбляющейся во внезапно объявившегося «старшего брата». Эту роль исполняет Евгения Крегжде, тоже актриса вахтанговского театра («Дядя Ваня», «Бесы»), популярная в народе благодаря скетчкому «Даёшь молодёжь!», а недавно сыгравшая небольшую, но интересную роль в одном из лучших фильмов этого года – «Географ глобус пропил». На театральной сцене она воплощает девушку одновременно и решительную, и робкую, скромную, но соблазнительную. И вот и следовало вроде бы возразить, что в советское время девушки такие короткие платья вряд ли носили, - но не хочется. Особенно когда наблюдаешь за происходящим из первого ряда.

Евгения Крегжде в спектакле "Старший сын".

Также в спектакле заняты артисты Евгений Пронин (Бусыгин), Игорь Неведров (Васенька), Ольга Ломоносова (Макарская), Роман Полянский (Кудимов). Ансамбль получается из них слаженный, заслуживающий пусть и не всегда восторженных, но честных комплиментов. Благодаря общей работе спектакль смотрится хорошо, с большим волнением принимается зрительным залом. По большому счёту, на данный момент жюри фестиваля «Амурская осень» и выбирать-то больше не из кого – и «Старший сын» является здесь, по сути, единственным фаворитом.

Гастрольный постер спектакля.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры