Тема благодарности в русской литературе аргументы. Проблема благодарности: аргументы из литературы и рассуждения о природе этого чувства

Главная / Развод

Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы

Ива́нАлексе́евичБу́нин (1870 -- 1953) - русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока «он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой …».

А после внезапной «смерти тело мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет.» Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под содовой, «но теперь уже скрывая его от живых – глубоко спустили в черный трюм». А на корабле все та же роскошь, благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в любовь.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности.

Духовность не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё.

Алекса́ндрИса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (1918-- 2008) - советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е - 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Это хорошо показал А.Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и трагический образ Матрены. Рассказчик преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитания, и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и не лукавить перед собой.

Михаи́лАфана́сьевичБулга́ков (1891--- 1940) -русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году. Впервые повесть была опубликована в СССР в 1987 году

Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. В центре его - невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа ПолиграфовичаШарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, - история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена

Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы».

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный авто­мобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, из­редка прерываемая голосом диктора. Две счастли­вые интеллигентные пары едут в театр - впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины "с ре­бёнком, завёрнутым в одеяло". "Ненормальная!" - раздаётся крик водителя. И всё - темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешь­ся в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёж­но испорчен. Ситуация "дежавю", как будто это уже было, - проносится мысль у героини расска­за А.Масс. Конечно, было - и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщи­на нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребё­нок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявле­ния милосердия. И как гадко ощущать своё бесси­лие в подобной ситуации, остаётся только предста­вить себя на месте этой женщины, когда "мимо про­носятся довольные собой люди в комфортабельных машинах". Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: "Я молчала и ненавидела себя за это молчание".

"Довольные собой люди", привыкшие к комфор­ту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова, "люди в футлярах". Это и док­тор Старцев в «Ионыче»,и учитель Беликов в «Че­ловеке в футляре».Вспомним, как едет "на тройке с бубенчиками пухлый, красный" Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, "тоже пухлый и красный", кричит: "Прррава держи!" "Прррава держи" - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной доро­ге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском "как бы чего не вышло" мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: "А вдруг этот ребёнок за­разный? У нас тоже, между прочим, дети!" Духов­ное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обывате­ли, возомнившие себя "хозяевами жизни".

Текст. По З.И. Трипольской
(1)Я сижу в гостиной у моей заокеанской подруги. (2)Она показывает мне фотографии: путешествия, друзья, дети, племянники. (3)«А вот, - она протягивает мне какую-то папку, - моя гордость». (4)Я перебираю стопку коротких писем, приглядываюсь к ним, вижу, что это благодарственные письма-ответы: моя подруга регулярно жертвует небольшие суммы - от десяти до двадцати долларов - в поддержку местной библиотеки, приюта для животных, картинной галереи, средней школы. (5)Суммы малые, необременительные, но ни один доллар не остается незамеченным. (б)Ответы приходят незамедлительно, причем это всегда теплые, добрые письма, буквально светящиеся благодарностью: мы получили Ваш дар, мы его заметили, он очень важен для нас! (7)Очень! (8)Спасибо! (9)Конечно, моя подруга отправляет деньги вовсе не ради «спасибо», но всякий такой отклик ее окрыляет, стимулирует к дальнейшим маленьким «подвигам». (Ю)Иными словами, человек, имея общественное одобрение и ободрение, совершенствуется, приобретает навык доброделания; при этом даже его человеческие недостатки смягчаются.
(И)Разумеется, наши российские проблемы отличаются жесткостью: деньги, как правило, нужны для спасения тяжелобольных людей. (12)Денег нужно много. (13)Денег не хватает. (14)Люди жертвуют. (15)Однако если ваше пожертвование не исчисляется уж очень крупной суммой, никакого ответа от благотворительной организации, которой вы передали вспоможение нуждающемуся, не ждите. (16)Да и писать такие письма у нас, скорее всего, некому. (17)Слишком много проблем, причем тяжелых; значит, если можете, делитесь! (18)Вот и весь сказ.
(19)Между тем заметить и отметить благородный жест конкретного человека - черта общества цивилизованного, культурного. (20)Ничего неестественного нет в том, что жертвователю хочется знать, достигла ли его помощь адресата, пришлась ли впору...
(21)3десь речь идет о воспитании культуры общения. (22)У нас ведь не только благотворительность еще слаба, но и культура благодарения не развита. (23)А ведь как рождается круговая порука добра, о которой писала одна безвестная монахиня Новодевичьего монастыря, чьи стихи Марина Цветаева считала «выше самой поэзии»? (24)Такая порука - это всегда взаимная выручка, взаимопомощь, солидарность. (25)Умение заметить и отметить чье-то доброе дело - это солидарность, позволяющая расцвести лучшим человеческим качествам. (26)Привычка откликаться не только на большой, но и на малый вклад в чью-то судьбу - проявление дорогого стоящей «простоты души», открытости. (27)Это послание, которое можно трактовать, например, так: «Мы теперь нечужие люди, мы - братья, сестры, мы едины».
(28)Смею предположить, что такая привычка - это еще и выход из внутреннего рабства, преодоление комплекса неполноценности. (29)Человек, открытый контактам, общению с миром, вряд ли способен рассуждать следующим образом: «Я беден - он богат, поэтому пусть раскошеливается, и не за что мне тут его благодарить, унижаться...» (ЗО)Так может сказать раб, свободный же человек всегда будет чувствовать себя равным тому, кто его поддержал, и потому будет искренне и чистосердечно признателен. (31)Итак, учиться. (32)Учиться общению. (ЗЗ)Учиться благотворить и благо-даритъ.
(По З.И. Трипольской)

Сочинение
В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему благодарности. З.И. Трипольская задается вопросом: нужно ли благодарить за проявленную благотворительность? Как должен вести себя получивший благодеяние?
Автор текста рассказывает, как важно человеку, совершающему пожертвования в поддержку библиотеки, музея или приюта для животных, получить ответное письмо с благодарностью. З.И. Трипольская считает, «что заметить и отметить благородный жест конкретного человека - черта общества цивилизованного, культурного». Она видит в такой внимательности проявление культуры общения, стимулирующей «круговую поруку добра» и помогающей людям почувствовать свое единство.
Авторское послание данного текста заключается в призыве быть открытыми в общении, быть благодарными и щедрыми.
Безусловно, автор прав: быть достойным человеком - это не только творить хорошие дела, но и видеть их у окружающих, уметь быть благодарным.
Подтвердим сказанное примерами из литературных произведений.
Обратимся к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пугачев был благодарен Гриневу за оказанное благодеяние - подаренный ему заячий тулупчик. Он спас Петра Гринева от виселицы и таким образом проявил свое великодушие. Мы видим, что Пугачев, будучи разбойником и убийцей, - личность неоднозначная, способная на благородный поступок. Впоследствии «герой» - Петр Гринев (по замыслу Пушкина) напишет свои записки и увековечит в них образ Пугачева.
Благодарным был пан Тыбурцый - герой повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Этот человек обладал достоинством и гордостью, несмотря на свою нищету. Эти качества сближают его с судьей и его сыном Васей, принимавшим участие в судьбе умирающей Маруси. Пан Тыбур-цый приходит в дом к судье, подает ему руку и благодарит за доброту его сына. Так люди разных социальных слоев соединяются в любви и понимании главных основ жизни.
В заключение подчеркнем важную мысль: стремясь к совершенству, мы должны не только творить достойные дела, но и благодарить тех, кто их совершает.

Проблема любви человека к родной земле.

В русской литературе радость и счастье человека, вызванные воспоминаниями или ощущениями от встречи с малой родиной, показаны в стихотворениях очень многих поэтов 19 и 20 века.

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья! –

радостно восклицает лирический герой стихотворения А.С.Пушкина «Деревня», испытывая настоящую любовь не только к сельской местности, но и ко всей России.

Картины российской природы, представленные в стихотворениях М.Ю.Лермонтова, поражают своим великолепием. «Поля земли родной», «снег летучий, серебристый»,

«чета белеющих берёз», «изба, покрытая соломой», «очарование русского пейзажа» бесконечно дороги поэту как приметы России, которую он любит «странною любовью». Ведь именно природа малой родины, по мнению великого русского поэта, помогает человеку забыть все беды и печали и настраивает на оптимистическое восприятие жизни:

Тогда сменяются души моей тревоги,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Ещё один русский поэт, всеми любимый и сегодня, С.А.Есенин не раз говорил: «Я люблю родину, я очень люблю родину». В своём стихотворении «Письмо матери» он проникновенно пишет:

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

В этом стихотворении чувствуется спасительная сила родительского дома, где струится «несказанный свет» и где так прекрасно раскидывает свои «ветви по-весеннему…белый сад».

Всякое ли произведение можно считать произведением искусства?

Невозможно пройти мимо картины И.И.Левитана «Лесистый берег». Нет в ней ничего яркого и удивительного, но притягательность картины как раз в том, что нарисованное художником, творившим в конце 19 века, знакомо, понятно и близко всякому человеку, живущему в России и в наши дни. Художник показал уголок природы нашей Родины, и таких уголков или похожих на них в нашей стране очень много. С такими «лесистыми берегами» у многих людей связаны определённые события жизни, они дороги им как памятные места, где прошло детство, и как часть великой страны, краше которой нет. Вот почему я считаю картину художника Левитана произведением искусства: незамысловатый пейзаж этого живописца вызывает в людях чувство любви к своей родине.

Есть ещё одна картина, около которой можно стоять часами, думая о России и её истории. Это картина знаменитого художника 19 века В.М.Васнецова «Богатыри», где запечатлены былинные богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Как хорошо, что есть такие надёжные защитники Отечества, истинные патриоты, для кого не страшен никакой вр аг и кто не дрогнет перед боем, страстно любя тот народ, который доверился ему. И эта картина – произведение искусства: она не только воспевает любовь к Родине, но и побуждает молодых людей задуматься о смысле жизни.

Работы В.Серова наполнены красотой обыденной жизни. Картина «Девочка с персиками» мне ближе других полотен этого известного художника. Героиня картины полна жизненных сил, она испытывает полную гармонию с жизнью, и, считает художник, у неё всё впереди: успехи, встречи и настоящее человеческое счастье. Разве можно отрицать тот факт, что перед нами произведение искусства? Оно о русских людях с их мечтами и возможностями, а значит, оно о счастливой России будущего.

Что есть справедливость?

Человеком, живущим по высшим критериям справедливости, является герой «закатного романа» «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова Иешуа Га-Ноцри. Всю свою жизнь он, любя людей, мечтал и добивался того, чтобы они стали лучше. Он смело говорил «свирепому чудовищу», прокуратору Иудеи Понтию Пилату о том, что «настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Что такое настоящая благодарность?

В русской прозе проблема благодарности представлена, на мой взгляд, наиболее ярко в рассказе известного писателя двадцатого века А.П.Платонова «Юшка». Очень бедный и больной человек, помощник кузнеца Ефим Дмитриевич (Юшка, как его называли все в маленьком городке) отказывал себе во всём, потому что копил зарабатываемые им деньги, чтобы отнести их в Москву на обучение девочки – сироты, которая не была ему даже родственницей. Он умер по вине злобного человека, так и не познав лёгкой жизни и благодарности за свой жизненный подвиг. Но та девочка, ради которой Юшка жил, стала врачом, вернулась в Юшкин город и начала без устали и бескорыстно лечить таких же больных людей, каким был Юшка. За Юшкино добро она оплатила добром таким же людям, каким был Юшка.

Не менее яркий пример истинной благодарности представлен в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Все жители большой сибирской деревни от души старались сделать что-нибудь хорошее для семьи учителя: кринку молока или сметаны, творогу, брусники туесок принесут, «ребёночка доглядят», дров привезут, «катанки» подошьют, а уж если учитель в гости придёт, ничего не пожалеют, всё, что есть, поставят на стол. Люди испытывали благодарность к учителю не только за то, что он даёт знания их детям, к нему можно было обратиться в любое время суток по любому важному делу: написать сложную бумагу, пожаловаться «на сельсовет, на разбойника мужа, на свекровку». Никого не оставлял без внимания вежливый учитель, всем помогал. И к своей учительской работе он относился ответственно и старательно. Вот пример того, как на добро простые люди отвечают добром, делая это по велению своего сердца.

Как должны относиться взрослые люди и более старшие дети во время войны к самым маленьким?

У А.И.Приставкина есть рассказ «Фотографии» В нём писатель показал очень бережное отношение мальчика-детдомовца к своей маленькой сестричке Людочке. Для героя-рассказчика Людочка – существо хрупкое, беспомощное, болезненное, поэтому её надо оберегать от всех бед и неприятностей. Вот почему, когда приходят известия о гибели самых близких людей, матери и отца, он переживает и плачет один, не показывая своих слёз сестричке. А когда от них отказалась и московская тётя, мальчик достаёт свои и Людочкины фотографии и, настраивая сестру на счастливую жизнь и внушая ей оптимизм, говорит ей: «Нас много». Такие отношения, несомненно, должны быть между всеми близкими людьми.

Надо ли дорожить чувством чести?

В русских пословицах выражено отношение нашего народа к понятию чести: «За совесть, за честь хоть голову снесть», «Честь головой оберегают», «Не кусок пирога, а честь дорога», «Честь дороже жизни», «Честь окрыляет, бесчестье гнетёт», «Честь лучше богатства», «Кто с честью дружит, тот верно Родине служит». По мнению нашего народа, честь – высшее нравственное качество любого человека и её надо свято беречь.

Лучшие герои русской литературы оберегали и оберегают свою честь и честь близких им людей. Таков Пётр Андреевич Гринёв из пушкинской повести «Капитанская дочка», Степан Парамонович Калашников из поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова», такой А.С.Пушкин в лермонтовском стихотворении «Смерть поэта» и Андрей Болконский в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» М.Ю.Лермонтов выразил своё мнение в том, что природа обладает врачующим средством, поэтому человек, который понимает её, находит гармонию с жизнью:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Знаменитый во всём мире художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи считал, что «природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему поучиться».

Как человек обязан относиться к окружающей нас природе?

Короткий рассказ В.Астафьева «Костёр возле речки» обращён к совести тех людей, которые, не задумываясь, портят и губят природу России. Показывая порядочных людей, которые по-настоящему озабочены благополучием нашей природы, автор выражает им своё уважение и надеется на то, что их будет всё больше и больше.

Что значит «жить духовной жизнью» в наше время?

Обладал «священным сердца жаром, к высокому стремленьем» Иешуа Га-Ноцри, всеми любимый герой «закатного романа» М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Многие поколения не только россиян, но и читателей других стран мира поражаются силе духа этого скромного, умного, доброго человека, мечтающего о том времени, когда люди будут счастливы и свободны. Любя людей, этот по-настоящему духовный человек проповедовал им высшие нравственные истины.

Но, к сожалению, в нашей жизни больше бездуховных людей, живущих только для себя, не помышляющих не только о всеобщем добре, правде и справедливости, но и забывающих свои обязанности по отношению даже к очень близким людям. Таким совершенно бездуховным человеком представлена в рассказе современной российской писательницы Л.Улицкой «Пиковая дама» вечная Мур. Внешне почти бестелесная, а значит, и без души, она любит только себя, не знала и не знает никаких высоких человеческих побуждений и чувств. Мур превратилась в чудовище, страшного монстра, способного делать глубоко несчастными своих близких и даже доводить их до смерти.

Надо ли каждому человеку получать образование, то есть изучать науки?

У русского народа есть много пословиц, мудрых изречений, о пользе знаний и науки.

«Знание приобретёшь – не пропадёшь», «От знаний уйдёшь – в хвосте пойдёшь», «Знайку вперед толкают, а незнайка за печкой сидит», «Наука хлеба не просит, а сама хлеб даёт», «Тот живет не тужит, кто с наукой дружит», «Наука верней золотой поруки», «Наукой люди кормятся», «Без муки нет науки». Во всех этих и многих других пословицах выражено уважение к образованным людям, которые исстари почитались на Руси, а значит, считалось, что они имеют право «рассчитывать на …выгоды и …пользу» как образованные люди.

В своем знаменитом стихотворении «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» А.А.Блок тоже считает, что главное для себя человек обязан сделать в молодые годы. А получение хорошего образования – разве не главное для любого человека?

Живи ещё хоть четверть века,

Все будет так. Исхода нет, - пишет он, зная, что если человек ничего не достиг в двадцать пять лет, то уже не достигнет ничего. Молодость – особая пора, она определяет, каким будет человек.

За очень короткий срок своей юности А.С.Грибоедов, умнейший россиянин, знаменитый автор бессмертной комедии «Горе от ума», закончил три факультета Московского университета, в совершенстве знал пять иностранных языков и уже начал писать свои первые литературные произведения. Вот чего можно достичь в молодости при старании в учёбе и желании учиться.

Как образование связано с духовным развитием человека?

Еще А.С.Пушкин, писавший много о духовности, в своём стихотворении «Пророк» показал, как трудно обладать духовностью. Ею обладают лишь те люди, которые испытывают «духовную жажду», «томимы» ею, они видят, слышат и понимают намного больше, чем обычные, они могут повести за собой – «глаголом жечь сердца людей».

В чем заключается смысл человеческого существования?

Проблема смысла и ценностей жизни.

Героиня повести А.С.Пушкина «Дубровский» Марья Кирилловна Троекурова, выросшая в роскоши, уверена в том, что богатство не принесет ей счастья, она умоляет своего отца не выдавать ее замуж за князя Верейского, богатого, старого, нелюбимого человека. Она любит разбойника Дубровского, разделяет его мысли в том, что роскошь утешает одну только бедность; она знает, что будет счастлива только с Владимиром Дубровским.

Проблема поиска смысла жизни является центральной во многих произведениях русской литературы. Одно из них —«Война и мир» Л. Н. Толстого . Герой романа-эпопеи Пьер Безухов в начале своего пути далек от истины: он восхищается Наполеоном, участвует в пустых развлечениях, легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. И как итог — утрата смысла жизни.

Лишь пройдя испытание войной и пленом, узнав простых людей (таких, как Платон Каратаев), Пьер смог по-настоящему понять жизнь и свое место в ней. Он приходит к мысли, что только любовью движется мир и живет человек.

Может ли война уничтожить человеческое в человеке?

Еще в 1812 году русские солдаты кормили пленных французов, и те выражали им благодарность; а Петя Ростов ухаживал за пленным французским барабанщиком-мальчишкой, солдаты же ласково называли его Весенним, не в силах запомнить его имени. Обо всем этом написал в своем романе- эпопее «Война и мир» великий русский писатель Л. Н.Толстой. Недаром М.И.Кутузов, видя великодушие русских солдат, заявил о том, что такого народа не победить.

Должен ли человек оставаться верным своему слову?

Лучшие герои русской и мировой литературы – люди слова и дела, что подтверждает живучесть и злободневность проблемы верности данному слову не только в России, но и во всем мире. Таков бесстрашный Геракл, герой древнегреческой мифологии, совершивший двенадцать подвигов; и неизвестные артиллеристы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино», которые за Родину «умереть…обещали и клятву верности сдержали …в Бородинский бой»; это и Василий Теркин из поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин», не побоявшийся «в кромешной тьме» переплыть реку с ледяной водой, чтобы отчитаться: «Взвод на правом берегу, жив-здоров назло врагу!»

Почему простые люди всегда отвергают войну?

Л.Н.Толстого, автора романа-эпопеи «Война и мир». «Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах… На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью…пахло странной кислотой селитры и крови,» - вот как описал Бородинское поле после страшного сражения великий русский писатель и мыслитель. Накрапывавший дождик как будто говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?» А в душе каждого солдата «поднимался вопрос»: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» «Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными» устрашил даже привыкшего ко всему Наполеона, пришедшего с войной в Россию. Вот оно, сумасшествие тех, кто затеял войну!

Народное представление о войне как о злобной силе показано в романе-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон». Для казаков главная забота и смысл жизни – растить хлеб, считает писатель. «Нам до них дела нету, - рассуждают казаки, узнав о войне. – Они пущай воюют, а у нас хлеба не убратые!» «Милая ты моя…говядинка», - укоризненно качая головой, обращается старик к казакам, уезжающим на первую мировую войну. «Эшелоны… Эшелоны… Эшелоны… Эшелоны несчетно. По артериям страны, по железным путям к западной границе гонит взбаламученная Россия серошинельную кровь», - так горько повествует о начале войны писатель – гуманист М.А.Шолохов. Человек создан не для убийства, утверждает Шолохов. Тяжело страдает Григорий Мелехов, убивший австрийца с детским лицом. « Меня совесть убивает. … Срубил зря человека и хвораю через него…душой. По ночам снится…», - вот какими мыслями делится он с братом. А встреча с «особой императорской фамилии» вызвала в Григории рой яростных мыслей: «Вот они, на чью радость выгнали нас из родных куреней и кинули на смерть. Ах, гадюки! Проклятые! Дурноеды! Вот они самые едучие вши на нашей хребтине!.. Оторвали от с емьи, морили в казарме… Сытые какие все, аж блестят. Туда б вас, трижды проклятых! На коней, под винтовку, вшами вас засыпать, гнилым хлебом, мясом червивым кормить!..» Страшна в романе сцена, описывающая «длинную стежку трупов». «Они лежали внакат, плечом к плечу, в различных позах, зачастую непристойных и страшных». Их было сорок семь русских офицеров в возрасте от20 до 25 лет. «Белокурая курчавая голова…словно ласкаясь, никла к земле… Сосед его справа лежал вниз лицом… на нем не было верхушки черепа… в порожней черепной коробке…светлела розовая вода – дождь налил. За ним в распахнутой тужурке …лежал плотный, невысокий, без лица…Дальше - небрежно собранные в кучу куски конечностей, шмотья шинели, истрощенная мятая нога на месте головы…» Вот она, настоящая картина войны. Разве это не безумие?

Может ли война притупить в человеке способность чувствовать и сострадать? Может ли война сделать человека более бесчувственным?

Общеизвестно, что в блокадном Ленинграде многие люди делились последним, чтобы спасти от смерти порой чужих людей, особенно детей. В своих воспоминаниях «Поломка на линии» о писателе-ленинградце Александре Черняеве другой писатель Кир Булычёв рассказывал как о человеке, которого не изменила война, не смогла притупить лучшие человеческие качества, не вытравила человеческое. Однажды постоянно голодный писатель получил посылку с сахаром и сгущенным молоком и все отдал «малышам в соседней квартире, считая: «Я-то старик…Им ещё жить и жить». Впоследствии сам писатель Черняев умер от голода в Ленинграде в сорок втором году.

Какая «красота спасет мир»?

А какой пример доброго отношения к людям представлен в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га - Ноцри безгранично добр к людям и сострадает им. Для него нет плохих людей, он каждого называет «добрым человеком». Он прощает и прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который отправил Иешуа на казнь, хотя был уверен в его невиновности; трусость, самое страшное чувство, победило в Пилате. М.Булгаков уверен в том, что жизнь Иешуа дала свои плоды: у него есть верный последователь Левий Матвей, который поведает людям о своем учителе.

Разве можно не проникнуться уважением к простой деревенской женщине Матрене из рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» за кротость, старание помочь людям, терпеливость, трудолюбие и всепрощение? Вся ее жизнь – трудная работа на благо государства, не позаботившегося отблагодарить таких же Матрен по всей стране, молодость и зрелые годы которых совпали со страшным испытанием нашего народа – Великой Отечественной войной. Очень больная, Матрена как-то ухитряется выживать и еще старается помогать родственникам, считая себя обязанной быть там, где трудно. И погибла она, пытаясь помочь мужчинам при перевозке части своего дома воспитаннице.

«Какой лексикой насыщена наша речь?»

Еще Д.И.Фонвизин, драматург 18 века, считал, что у тех людей, которые произносят грубые и грязные слова, и душа черная. Такими предстают в комедии «Недоросль» Скотинин и Простакова, отрицательные герои пьесы, люди, недостойные ни малейшего уважения.

Этой же мысли поддерживался знаменитый академик Д.С.Лихачев в своей книге «Земля родная». В главе «Учиться говорить и писать» он говорит, что «самая большая ценность народа – его язык». Академик Лихачев утверждает, что «важнейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Он также считает, что люди, которые «плюются словами», - в большом количестве используют «жаргонные выражения», трусливы, робки и не уверенны в себе. Словами-плевками они показывают, что им все нипочем, что они выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеются, ничего не боятся.

И как тут не согласиться с утверждением Б.Шефнера, известного поэта: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…» Добрые, кроткие слова Сони Мармеладовой помогли убийце Родиону Раскольникову понять свою неправоту и стать на путь раскаяния. Слова Иешуа Га-Ноцри, полные любви к людям, заставили Левия Матвея идти за ним и верить в него, а Понтия Пилата мучатся и после смерти.

Ободренные словами полковника: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали…» - артиллеристы на Бородинском поле «умереть…обещали и клятву верности сдержали…в Бородинский бой». Так об этом написано в стихотворении М.ЮЛермонтова «Бородино». Вот какова сила слова!

Какого человека можно назвать нравственным?

Высшей нравственностью обладал и Иешуа Га-Ноцри, герой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Его отношение к людям полно любви и уважения, он мечтает о том времени, когда всем будет хорошо.

Проблема отношения к прошлому (утраты памяти, корней / обретения памяти, корней) Повесть «Гранатовый браслет»(Желтков – княгиня Вера).

Проблема пагубного влияния человека на природу.

В. Астафьев.Роман «Царь-рыба».В. Распутин.Повесть «Прощание с Матёрой».



В данном тексте, предложенном мне для анализа, ярко выражена проблема благодарности близким людям и чувства долга перед ними. Что же заставляет человека чувствовать себя благодарным по отношению к кому-либо?

Размышляя над этой проблемой, автор пытается донести до читателя, что поистине благодарным человеком быть весьма трудно (1). Также Пирогов - русский хирург, учёный и естествоиспытатель - отмечает, что он «в душе никогда не был неблагодарным», но выражал благодарность там, где она была необходима, крайне редко, о чем теперь сожалеет.

Я аргументирую свою точку зрения отрывком из произведения В.Г.Распутина «Уроки французского», главной темой которого является благодарность ученика к своему педагогу.

Лидия Михайловна всеми способами помогала пережить мальчику страшные времена, она смогла протянуть ему руку помощи, когда это было необходимо. Даже став взрослым, главный герой не забывает о доброте и сострадании своей учительницы и рассказывает о ней в своих сочинениях, таким образом благодаря её.

В качестве второго аргумента я возьму отрывок из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой Петр Гринев отправляется на службу со своим слугой Савельичем, но по дороге их настигает сильная метель, из-за чего они сбиваются с пути. Неожиданно им на помощь приходит мужик, который указывает верное направление, и Гринев решает отблагодарить его, подарив заячий тулуп.

Этот простой мужик, который указал им дорогу, – предводитель крестьянского восстания Пугачев. Далее во время взятия Белогорской крепости Пугачев узнает Петра и отменяет ему казнь. Определенно, это не просто душевный порыв, это благодарность главному герою за услугу, которую он оказал. Впоследствии казак предлагает ему поехать с ним на службу и дарит лошадь и шубу. Несмотря на дурную славу, очевидно, что Пугачев способен на благодарность и на добрые поступки.

Подводя итог, мне бы хотелось поблагодарить автора за возможность порассуждать над данной проблемой, актуальной в любое время. Людям необходимо научиться отвечать добром на добро и замечать хорошие поступки, так как благодарность иногда помогает пережить самые трудные жизненные ситуации.

Обновлено: 2018-01-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


Когда хороший человек получает помощь от кого-либо, будь то близких людей, друзей, незнакомых, он не хочет оставаться в долгу и, в первую очередь, ищет возможность отблагодарить того, кто оказался неравнодушным. В данном тексте Н. И. Пирогов поднимает проблему благодарности близким людям, чувства долга перед ними.

Автор рассказывает нам о нескольких случаях из своей жизни, когда ему не удалось «быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом», хотя он говорит: «В душе я никогда не был неблагодарным». Пирогов был принят в семействе Мойера как родной, и он поневоле остался в долгу. Но больше всего автора волнует долг благодарности матери и сёстрам, которые помогли ему выжить во время студенчества. Николай Иванович жалеет о том, что он не смог вовремя выразить свою благодарность близким людям за добрые и бескорыстные поступки.

Но порой не так просто выполнить задуманное.

Я полностью согласен с автором и считаю, что человек, выражая свою благодарность, в первую очередь показывает своё уважение к заслугам людей, которые не отказались протянуть руку. Тот, кто сумел принять помощь, должен суметь сделать что-то в ответ.

Обсуждаемая проблема настолько важна, что многие писатели поднимали её в своих произведениях, например, К. Паустовский в «Телеграмме». Девушка Настя, закрутившись по своим делам, совсем забыла про маму, которая уже стара и вот-вот может умереть. Настя, безусловно, - хорошая и добрая девушка, но, к сожалению, обстоятельства не дали возможности увидеть в последний раз мать, так много сделавшую для неё. Катерина Петровна умерла, не услышав слов благодарности от своей дочери.

Эту проблему затрагивал и И. А. Гончаров в романе «Обломов». Илья Ильич Обломов – молодой человек, который потерял интерес к жизни: сидит дома, никуда не выходит, все заботы скидывает на прислугу. К счастью, у него есть друг Штольц, который пытается «растолкать» Илью Ильича, часто навещает его. Обломов из чувства большой благодарности встаёт с постели, вливается в жизнь и даже влюбляется.

И. А. Гончаров наглядно показал, что такое истинная дружба и благодарность.

Таким образом, умение поддержать близкого человека и помочь ему чем-либо даёт возможность пережить даже самые трудные ситуации, но при этом нужно не забыть поблагодарить за помощь.

Обновлено: 2017-03-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры