Тициан ассунта. Сочинение по картине В

Главная / Развод

Тициан Вечеллио (Пьеве ди Кадоре, ок. 1485/1490 – Венеция, 1576) был ключевой фигурой в развитии венецианской и европейской живописи. Великий колорист, он с предельной полнотой выявил возможности письма «всем цветом», создавая язык, который затем оказал влияние на Тинторетто и других крупных европейских мастеров, таких как Рембрандт, Рубенс и Эль Греко.

Ранние произведения Тициана

Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини . Значительное влияние оказал на развитие Тициана Джорджоне , с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.

Тициан. Христос с динарием (Динарий кесаря). 1516

В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон; серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи , Альбрехта Дюрера и Рафаэля , все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511; серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон; первые ксилографии).

Тициан. Женщина перед зеркалом. Ок. 1514

Тициан. Любовь земная и небесная. 1514

Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная »(1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Дивно просветленный лик Богоматери, возносящейся в высоту, восторг и одушевление собравшихся у гроба апостолов, величественная композиция, необычайный блеск красок – все вместе составляет могучий торжественный аккорд, производящей неотразимое впечатление.

Тициан. Успение Богородицы (Ассунта). 1516-1518

Тициан и придворная культура

В последующие годы Тициан начал выполнять заказы некоторых итальянских дворов (Феррара, с 1519; Мантуя, с 1523; Урбино, с 1532) и императора Карла V (с 1530), создавая мифологические и аллегорические сцены: например, Венера Урбинская (1538, Галерея Уффици, Флоренция).

Тициан. Венера Урбинская. До 1538

Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно - полные жизни «Вакханалия » (Мадрид), «Вакх и Ариадна » (Национальная галерея, Лондон).

Тициан. Вакх и Ариадна. 1520-1522

До какого высокого совершенства было доведено мастерство изображения нагого тела, можно судить по многочисленным поражающим выпуклостью форм и силою колорита «Венерам» (лучшая во Флоренции, в Уффици) и «Данаям».

Тициан. Вакханалия. 1523-1524

Даже аллегорическим изображениям Тициан умел придать благородную жизненность и красоту. К превосходным образцам этого рода живописи Тициана принадлежат «Три возраста»

Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии.

Тициан. Флора. 1515-1520

Стремление к реализму изображаемого события даёт о себе знать в нескольких алтарных образах Тициана, включая Алтарь Пезаро (1519 – 1526, Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), где продемонстрировано исключительное мастерство композиции.

Тициан. Мадонна со святыми и членами фамилии Пезаро (Алтарь Пезаро). 1519-1526

Тициан использует здесь тему Святого собеседования, однако располагает фигуры не фронтально к плоскости изображения (как, например, у Джорджоне в Альтаре Кастельфранко), а по диагонали на разных уровнях: группу Мадонны с младенцем вверху справа, группу с поклоняющимся ей героем внизу слева и коленопреклоненных членов семьи-заказчика (семейство Пезаро) внизу справа на первом плане.

Наконец, Тициан имеет крупное значение, как пейзажист. Пейзаж играет у него видную роль во многих картинах. Тициан превосходно изображает строгую, простую и величественную красоту природы.

Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный живописец. Пьетро Аретино, Ариосто, герцог феррарский Альфонсо, герцог мантуанский Федериго, император Карл V, сделавший Тициана своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями. В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики. Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело , Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. Тициан обладал завидным уменьем передать пышную прелесть колорита, придать необыкновенную жизнь колориту нагого тела. Поэтому Тициан считается величайшим из итальянских колористов.

Этот чудный блеск колорита неразрывно связан с блеском радостного сознания существования, которым проникнуты все картины Тициана. Негой и роскошью, чувством ликования и уравновешенного полного светлого блаженства дышат его сановито-важные фигуры венецианцев. Даже в религиозных картинах Тициана поражает прежде всего невозмутимость чистого бытия, абсолютная гармония чувств и ненарушимая цельность духа, которая вызывает впечатление, сходное с впечатлением от антиков.

Усиление драматизма образов

В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он совершенно освобождается в своих зрелых произведениях. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств.Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).

Тициан. Ecce homo ("Се человек"). 1543

В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм; выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора.

Тициан. Конный портрет императора Карла V на поле Мюльбергской битвы. 1548

Он продолжал создавать и картины эротико-мифологического содержания, такие как Венера с органистом, амуром и собачкой или Даная (несколько вариантов).

Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами, известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция).

Тициан. Портрет молодого англичанина (Портрет неизвестного с серыми глазами). Ок. 1540-1545

Влияние маньеризма на Тициана

В Венеции деятельность Тициана была сосредоточена прежде всего в сфере религиозной живописи: он писал алтарные образы, вроде Мученичества Святого Лаврентия (1559, церковь иезуитов).

Тициан. Мученичество святого Лаврентия. 1559

В ряду его последних шедевров числятся Благовещение (Сан-Сальваторе, Венеция), Тарквиний и Лукреция (Академия изобразительных искусств, Вена), Увенчание тернием (Баварские картинные собрания, Мюнхен), которые обозначают явственный переход Тициана к маньеристическому этапу. Великий художник действительно доводит до логического завершения живопись «всем цветом», создав язык, позволявший экспериментировать с новыми, глубоко выразительными средствами.

Тициан. Благовещение. 1562-1564

Этот подход оказал сильное воздействие на Тинторетто, Рембрандта, Рубенса, Эль Греко и некоторых других крупных мастеров того времени.

Последняя картина Тициана, не вполне оконченная за смертью, была «Pietà» (академия, Венеция), обличающая уже дрожащую руку 90-летняго старика, но по композиции, силе колорита и драматизма замечательная в высокой степени. Тициан умер от чумы в возрасте около 90 лет в Венеции 27 августа 1576 и был похоронен в церкви Санта Мария дей Фрари.

По неутомимости и живучести гения Тициан имеет соперником только Микеланджело, рядом с которым он стоял в продолжение двух третей XVI столетия. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. Он не только завершил в целом ряде крупных произведений совокупные усилия прежних поколений венецианской школы, но и с блеском открывает новую эру. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Нидерландцы – Рубенс и Ван-Дейк, французы – Пуссен и Ватто, испанцы – Веласкес и Мурильо, англичане – Рейнольдс и Гейнсборо обязаны Тициану столько же, сколько итальянцы Тинторетто, Тьеполо и Паоло Веронезе.

Вознесение Марии

15 августа в Германии отмечается большой религиозный праздник — «Вознесение Марии» (Maria Himmelfahrt).

Он посвящён воспоминанию о вознесении божьей матери на небеса и проходит во всех христианских храмах с некоторой разницей в датах. Вознесение у разных народов имеет разное значение: погружение в сон — у греков, успение (от уснуть) — у славян, отсюда его полное название у православных — Успение Пресвятой Богородицы или Девы Марии. На Западе закрепилось латинское — взятие, принятие, поэтому этот день и называется Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу. Все эти названия отражают одно: несмотря на видимую телесную кончину, Мария осталась бессмертной.

Праздник восходит к первым векам христианства, и с 582 года, при византийском императоре Маврикии, уже отмечается повсеместно. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы Маврикия над персами. Вы спросите: «А при чем здесь Маврикий и его победы?» Дело в том, что, несмотря на широкое почитание и память о ней, о матери Иисуса Христа известно немногое. Говоря современным языком, в ее жизнеописании множество «белых пятен». А то, что известно, в разных источниках трактуется неоднозначно. К примеру, нигде точно не указан день ее погребения. Так почему бы не взять произвольную дату?

Попробуем все же изложить биографию Девы Марии.

Датой её рождения называют 20 год до н. э. Местом рождения считают Иерусалим. По другой версии Мария родилась в Сепфорисе близ Назарета, в Галилее.

В Протоевангелии Иакова сказано, что родителями Марии были святые Иоаким и Анна. У немолодой пары не было детей, за что Иоаким был изгнан из храма и ушёл в горы к пастухам. Там ему явился архангел и предрёк рождение Марии. Праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь даст им дитя, то они посвятят его Богу, и, как было тогда принято, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. Через год, 8 сентября, у них родилась дочь.

Мария росла в обстановке особой ритуальной чистоты. В 3-летнем возрасте ребенка <ввели во храм>. Девочку все время посещали видения ангелов. К 12 годам Мария дала обет вечного девства. Но она не могла остаться при храме, и для неё был избран супруг, уважавший её обет — престарелый Иосиф Обручник. По другой версии это произошло, когда ей было 14 лет, по инициативе первосвященника.

В доме Иосифа Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой занавеси. Прочтя в священной книге об избраннице, которая родит сына Бога, она воскликнула, что хотела бы быть хотя бы служанкой у неё. И произошло Благовещение — посланный с небес Богом архангел Гавриил сообщил Марии о грядущем рождении от неё Спасителя.

Увидев, что жена ожидает ребёнка, муж лишь из жалости не захотел публично опозорить её. Явившийся архангел Гавриил успокоил его, рассказав о непорочности зачатия. Согласно другой версии, после посещения её ангелом дева была прилюдно подвергнута испытанию «горькой водой, наводящей проклятие» на неверных жён. Ей удалось пройти испытание, что подтвердило её целомудрие.

Римляне проводили перепись населения, и Мария с Иосифом отправились в Вифлеем. Так как все гостиницы были заняты, путникам пришлось остановиться в стойлах, где и родился Христос. Там их нашли волхвы и пастухи.

При описании жизни Иисуса Христа время от времени упоминается и Мария. На Голгофе Богородица стояла возле креста. Умирающий Христос поручил свою мать апостолу Иоанну. Это и все, что есть о ней в Новом Завете.

Считается, что она умерла в Иерусалиме или Эфесе спустя 12 лет после вознесения Христа. Согласно преданию, к смертному одру Богоматери со всех концов света успели съехаться апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Марию в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. Христиане верят, что за смертью Марии последовали её Вознесение (по православной традиции на третий день), а за её душой в момент смерти явился сам Иисус Христос. Католики считают, что после вознесения Девы Марии совершилась её коронация.

Успение Богородицы — назидание, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо к вечному бессмертию.

Многие иконы и статуи Девы Марии окружены глубоким почитанием и считаются чудотворными. Они служат объектами массовых паломничеств.


«Портрет молодого человека с перчаткой». 1520-1522. Холст, масло. Музей Лувра, Париж.

Молодой Тициан получил блестящее художественное образование. После недолгой учебы у мозаичиста Себастьяно Цукатти он перешел в мастерскую Джованни Беллини, вокруг которой сплотились в то время лучшие художественные силы Венеции. Вместе с Тицианом в мастерской работали Джорджоне да Кастельфранко, Себастьяно дель Пальмо, который позднее познакомил Рим с колористическими открытиями венецианской школы живописи. Тициан в ранний период испытал значительное влияние Джорджоне. Это влияние ощущается в его живописи сильнее, чем заимствования из стиля учителя, Дж.Беллини, мастера, который очень постепенно осмысливал проблематику Высокого Возрождения. Джорджоне, ровесник Тициана, сформировался как художник чрезвычайно быстро. Он – первый представитель зрелого Ренессанса в венецианском искусстве. Тициан органично освоил систему выразительных средств Джорджоне, его понимание гармонии. Недаром и сейчас нелегко различить некоторые полотна обоих мастеров, а одна из первых картин Тициана «Концерт» (1510-е гг.) долго приписывалась Джорджоне. После его смерти Тициан, к слову, закончил его знаменитую «Спящую Венеру», написав пейзажный фон.

«Любовь земная и небесная». 1514. Холст, масло. Галерея Боргезе, Рим.

Впрочем, внимательный глаз может и в произведениях этого раннего периода различить черты, свойственные только Тициану. Это прежде всего большая внутренняя активность героев, психологическая насыщенность образов, которая проявилась даже в таком созерцательном портрете, как «Портрет молодого человека с перчаткой» (между 1515 и 1520 гг.). Постепенно Тициан вырабатывает собственную манеру, которая вобрала все лучшие черты его предшественников: насыщенность колорита, гармонию физического и духовного начал, воплощенную в образах героев. Эти черты в полной мере проявились уже в полотне «Любовь земная и небесная» (1510-е гг.), в котором фигуры двух женщин раскрывают разные аспекты торжествующего чувства. Эти фигуры не столько противопоставлены друг другу, как это было в литературном источнике сюжета, поэме Марсилио Фичино, сколько дополняют одна другую. В этом произведении Тициан демонстрирует свой, уже зрелый колористический талант. Золотые насыщенные тона в изображении человеческого тела теперь навсегда останутся в его палитре.
Мощной динамикой композиции, динамикой раскрытия душевного состояния человека отличается огромное полотно «Вознесение Марии» («Ассунта»), выполненное Тицианом в 1518 г. для церкви Санта Мария Глориоза де Фрари.

«Вознесение Богоматери» («Ассунта»). 1516-1518. Дерево, масло. Ц.Санта Мариа Глориоза деи Фрари, Венеция.

Зритель сразу замечает фигуру Марии в ярко-красных одеяниях, которая медленно, плавно и уверенно поднимается в воздух. Люди в нижней части композиции, словно зачарованные, следят за ее движением. Как ни странно, но этот фантастический полет создает впечатление абсолютно реального, настолько достоверно материально написана центральная фигура. Тут нет ничего от мистики, экзальтированного ведения, чуда. Молодой Тициан часто изображает фигуры в широком, но внутренне четко организованном и размеренном движении. Показательно в этом отношении полотно «Вакх и Ариадна» (1523 г.). Вакх быстро и легко спускается с колесницы навстречу девушке. Его фигура не только композиционный, но и динамический центр картины. В группе спутников молодого бога, в фигуре самой Ариадны, это легкое, естественное, но в то же время изысканно-танцевальное движение, как будто варьируется, развиваясь и обогащаясь.

«Вакх и Ариадна». 1520-1522. Холст, масло. Национальная Галерея, Лондон

Тициан пробует силы в разных живописных жанрах, легко усваивая разнообразные художественные форматы. Он пишет большие алтарные полотна. Кроме уже упоминавшейся «Ассунты», можно назвать одно из самых декоративных произведений раннего периода, композицию «Мадонна семьи Пезаро» (1519-1526 гг.) для той же церкви деи Фрари. Он организует композицию на сопоставлении диагонально расположенной группы персонажей, ритмичные оси которой широкой спиралью уходят с переднего плана в глубину, и мощных вертикальных колон. Такие композиционные схемы найдут дальнейшее развитие в искусстве XVII века, в живописи барокко, в частности в творчестве Рубенса, который вообще очень внимательно изучал наследие великого венецианца.

"Мадонна со святыми и членами семьи Пезаро". 1519-1526. ц. Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция.

А рядом с репрезентативными торжественными полотнами в те же годы художник пишет небольшие картины, в которых конфликт раскрывается посредством контраста характеров двух-трех персонажей. «Динарий кесаря» (1515-1520 гг.) – классический пример подобных произведений. Драматизм возникает благодаря сопоставлению просветленного образа Христа с безобразной фигурой фарисея. В очень лаконичной форме это полотно рассказывает об извечной борьбе добра и зла. Сюжет евангельской притчи переведен в план размышлений о природе человека, о его достоинстве.

«Динарий Кесаря».1516. Дерево, масло. Дрезденская Картинная Галерея.

В 1530-е гг. творчество Тициана обогащается новыми оттенками. Образы героев обретают бòльшую конкретику, иногда в его композициях возникают ненавязчиво трактованные жанровые мотивы. В полотне «Венера Урбинская» (1538 г.) использован изобразительный мотив «Спящей Венеры» Джорджоне. Но насколько реалистичнее Тициан трактует свою модель. В образе античной богини сразу же узнается венецианка в интерьере XVI века. Мифологическая окраска не лишает образ жизненной конкретности.

«Венера Урбинская». Ок.1538. Холст, масло. Галерея Уффици, Флоренция.

Бòльшую часть полотна «Введение в храм» (1534-1538 гг.) занимает изображение толпы, которая наблюдает за маленькой Марией, поднимающейся по высоким ступеням в храм. Среди присутствующих есть и важные патриции, и люди из народа: женщина с младенцем на руках, старая торговка возле ступеней. Эти образы вносят элемент демократизма в возвышенный строй полотен Тициана.

«Введение во храм». 1534-1538. Холст, масло. Галерея Академии, Венеция.

Огромный вклад в мировое искусство сделал итальянский живописец Тициан Вечеллио да Кадоре. Признанный лучшим живописцем Венеции еще, когда ему и не было тридцати лет. Поставлен в один ряд с такими художниками, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Преимущественно сюжетом его картин выступали библейские и мифологические темы, но и как портретист он также был знаменит.

Своей известной картинно «Вознесение Богородицы» Тициан начинает новый этап в творчестве. Началом картины послужило победоносное завершение войны с германским императором, захватившим все владения Венеции. А день ее основания есть днем Благовещения Марии. Именно этой атмосферой торжества и триумфа Тициан пропитал свое произведение.

Картина имеет три уровня. На первом мы видим апостолов. Они ничем не отличаются от людей. Толпятся, тянут вверх руки, падают на колени, молятся. У них над головами большое облако, на котором стоит Богородица. Ее сопровождают множество маленьких ангелочков. Она протягивает руки к Богу, который находится у нее над головой в присутствии ангелов. Верхняя часть картины озарена золотистым ярким светом. Присутствуют на картине и красные тона. Платье Марии, покрыто синей накидкой, и некоторые одежды апостолов. Вся картина яркая, эмоциональная и завораживающая.

Когда был восстановлен новый алтарь Санта Мария Глориоза деи Фрари, то все были просто в восторге от идеально скомпонованного в интерьер храма, огромного полотна. Это было ознаменованием настоящего переворота в искусстве Венеции.

Тициан. Вознесение. (1516-1518)

В четыреста пятьдесят первом году византийская императрица Пульхерия построила во Влахерне, северном районе Константинополя, пышный храм в честь Богородицы. Пульхерия обратилась в Иерусалим к патриарху Ювеналию с просьбой забрать из Гефсимании мощи Богоматери, чтобы хранить святыню в новой церкви. Патриарх Ювеналий ответил, что это невозможно, ибо мощей Богородицы нет, ведь Пресвятая Дева была вознесена на небо.

Действительно, гробница в Гефсимании только три дня служила усыпальницей Пречистой Девы.

По преданию, местом Успения Богородицы была Сионская горница, тот самый дом, где состоялась Тайная вечеря, где в день Пятидесятницы на апостолов и Богоматерь сошёл Святой Дух. Господь принял душу Девы Марии и вознёс Её на небеса. Апостолы Пётр, Павел, Иаков и другие подняли одр, на котором возлежало тело Богородицы и направились в Гефсиманию. Здесь, у подножия Елеонской горы праведная Анна, мать Девы Марии, когда-то купила участок земли. На нём была выстроена гробница, в которой нашли упокоение родители Пресвятой Богородицы и праведный Иосиф Обручник.

Торжественная погребальная процессия шла через весь Иерусалим. Святой Иоанн Богослов нёс впереди финиковую ветвь с райского дерева. Её Деве Марии вручил архангел Гавриил за три дня до Успения. Ветвь сияла небесным светом. По преданию, над шествием возник облачный круг - подобие венца. Все пели, и, казалось, небеса вторили людям. Жители Иерусалима были поражены величественностью похорон простой женщины.

Фарисеи приказали разогнать шествие, а тело Богородицы сжечь. Но случилось чудо - сияющий венец скрыл процессию. Воины слышали шаги и пение, но никого не видели.

По преданию, апостол Фома не смог попасть в Иерусалим, чтобы проститься с Богородицей. Он очень сокрушался, что не удостоился последнего благословения Пречистой Девы. Тогда ученики решили открыть гробницу, чтобы Фома смог проститься с Богоматерью. Они отвалили камень, но усыпальница была пуста...

В недоумении и волнении апостолы сели вместе за вечернюю трапезу. Одно место за столом по традиции было свободно. Апостолы оставляли его для своего Христа, незримо присутствовавшего между ними. Хлеб, оставленный у незанятого места, потом преломляли между всеми как дар и благословение. Вот и на этот раз они подняли хлеб, чтобы разделить его с молитвой "Господи, Иисусе Христе, помогай нам!". Апостолы устремили глаза вверх и увидели Пречистую Деву Марию, окруженную множеством ангелов. Богородица приветствовала их и благословила: "Радуйтесь! Я с вами во все дни!". Апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!». Они стали первыми свидетелями того, что Богородица не оставила мира. "В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…" – напоминает нам тропарь - песнопение праздника Успения.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры