Три женщины лутфуллин. Описание картины лутфуллина три женщины

Главная / Развод

Этот художник был признан одним из знаменитых башкирских творцов, он не единственный, кто старался передать своим поклонникам через свои картины, любовь не только к своей родине, но еще и любовь к своему народу.
Многие критики уверяют, что лучшая его картина, передающая все эти чувства, это «Три женщины», которую Лутфуллин написал в 1969 году.

На этой картине художник нарисовал трех женщина, которые одеты в национальные костюмы, будто художник застал их за церемонией чаепития.
Обстановка в комнате, где находятся эти женщины не богатая, а и судя по еде можно сказать что изображены женщины крестьянки.
Об этом свидетельствует чай, хлеб и молоко.
Нам кажется, что это небольшой перекус.
И вот они сейчас подниматься и продолжат дальше заниматься своими домашними делами.
Мое внимание привлекли не костюмы этих женщин и даже не бедная обстановка с едой.
Мне показалось притягательными сами изображенные.
На мой взгляд они символизируют поколение.

На переднем плане художник изобразил самую старшую из женщин, очень мудрую и справедливую.
Она на мой взгляд уже бабушка.
Справа от нее, стоит скорее всего ее дочь, она тоже многое уже повидала, но многое ей еще и предстоит увидеть.
А слева стоит сама молодая, именно она является внучкой самой старшей женщины.
она изображена на мой взгляд невинной, еще не видавшей трудностей в жизни.
Не зря рядом с ней художник нарисовал цветок.
Он как бы сравнивает эту девушку с не распустившемся цветком, порой глупой в каких-то моментах и даже не опытной в большинстве жизненных ситуаций.
За окном художник нарисовал пейзаж, молодые ребята катаются на велосипедах и кажется, что жизнь не остановилась, она продолжает идти дальше, и поколения будут сменять друг друга.
Кода-нибудь и эта молодая девушка сперва станет мамой, а потом и мудрой бабушкой, со своим жизненным опытом.

) постараюсь ставить тематические записи о башкирских художниках принимающих участие в конкурсе. Конечно начнём с номинации ЛЕГЕНДЫ о тех, кого уже нет с нами. Первым совершенно по праву будет выдающийся башкирский художник, народный художник СССР, Ахмат Фаткуллович Лутфуллин.
Использую материал агентства БАШИНФОРМ

Летом 1957 года в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. А накануне этого события открылась выставка молодых художников СССР, посвященная фестивалю. Она вызвала большой интерес у москвичей и гостей столицы. В числе работ, которые привлекли особое внимание посетителей, была серия портретов, удивительно свежих по восприятию и выразительных по цвету — "Девушка-башкирка в интерьере", "Портрет башкира", "Портрет матери", "Портрет старика" и другие. В книге отзывов эти работы получили самые высокие оценки. Суть их сводилась к тому, что в запечатленных персонажах художник донес до зрителя трудолюбие, доброту, строгость и сдержанность чувств этих людей, сумел выразить глубинные истоки национального характера своего народа. Так дебютировал перед массовым зрителем 29-летний живописец из Уфы Ахмат Лутфуллин. К этому времени он уже нашел своего героя, нашел тему, которая станет основной на протяжении последующих 50 лет его напряженного творчества — это жизнь своего народа, своеобразие, красота и благородство национального характера во всем многообразии его проявлений. Среди персонажей его картин — рабочие, жители его родного Абзелиловского района, представители творческой интеллигенции республики.

Картины "Прощание" и "Ожидание" были задуманы им как триптих-поэма о судьбах народа в один из самых драматичных периодов в истории нашей страны — в годы Великой Отечественной войны. Художник нашел выразительные средства, язык подлинной монументальности, утверждая величие чувств своих героев. Крупные тематические полотна "Праздник в Зауралье. Сабантуй", "Праздник в ауле", "Мелодии кубыза", "Белая юрта", "Моление о дожде" дают представление о вере и национальных традициях башкирского народа.

Классикой башкирской живописи стало полотно Ахмата Лутфуллина "Три женщины". Поразительно лаконична, строга и торжественна композиция этой картины, очевиден и символико-аллегорический контекст ее. За традиционным чаепитием изображены три женщины. Вроде бы типичная бытовая сцена. Но стоит всмотреться в лица этих женщин, погруженных в свои мысли, и мы увидим представительниц трех поколений, соединенных естественно и просто, возможно, это одна семья, но у каждой из них своя непростая судьба. А за тремя конкретными живыми судьбами уже судьба всего народа, глубинные основы бытия. У этой картины долго стоял поэт Евгений Евтушенко во время своего приезда в Уфу. Человек, знающий толк в живописи, друг многих известных мастеров кисти разных направлений.

— Гениальный художник, — потрясенно сказал он, не в силах оторваться от полотна.

С большой любовью и глубоким постижением характера, личности персонажей исполнены художником портреты деятелей башкирской культуры — писательницы Хадии Давлетшиной, поэтов Мустая Карима и Равиля Бикбаева, композитора Хусаина Ахметова, художницы Алии Ситдиковой и другие.

Ахмат Фаткуллович первым из художников Башкортостана стал членом-корреспондентом Академии художеств СССР и действительным членом Академии художеств России. Его произведения хранятся в коллекциях крупнейших музеев страны. Один из альбомов своей живописи художник озаглавил "Я — сын земли своей". Он беззаветно любил ее, свою землю, и эта его любовь водила его кистью, сделав его вдохновенным певцом родимого края. В эти дни ему исполнилось бы 80 лет.

Автопортрет 1959

Девушка с мандолиной 1978


Проводы на фронт 1979

Белая лошадь 1986


Девушка - башкирка 1957


Портрет матери 1989

Старуха у окна 1974


Портрет отца 1991


На Сабантуй 1964


Ожидание 1941 (1970)


Прощание 1973


С покоса 1996


Митинг у мечети 1980


Три женщины 1969


Портрет башкирки 1958


Семья. Люди моего колхоза 1974


Судьба 1998


Сабантуй 1977

Башкирка из Бурангулово 1980


Белая юрта 1989

Н аписать картину, довести ее от наброска до законченного состояния - это одновременно и наука, и искусство; чтобы проявить тут подлинное умение, необходим долгий опыт.

Э. Делакруа

С именем художника Ахмата Лутфуллина прочно связано развитие башкирской живописи на всем протяжении второй половины ХХ века. Изучая творчество художника, необходимо сосредоточить внимание и на его рисунках. В искусствоведческой литературе данный материал специально не рассматривался, и потому его изучение остается актуальным.

Указанная проблема обретает еще большую остроту, если учесть, что в прошлом в культуре исламского мира, в том числе среди башкир и татар, обращение к изображению, к рисунку - сурэт не допускалось шариатом, что послужило причиной сравнительно позднего, замедленного развития изобразительности в художественной культуре, в искусстве этих народов.

О важности изучения рисунка в практике мастеров - живописцев интересно и убедительно пишет известный немецкий исследователь - знаток искусства Макс Фридлендер. Заранее извиняясь за пространность приведенной цитаты, нахожу нужным все-таки воспроизвести ее полностью. Он пишет: «Всякому целеустремленному знатоку живописи хотелось бы настоятельным образом, от чистого сердца, порекомендовать заняться усердным изучением рисунка. Если от живописи того или иного мастера обратиться к его рисункам, то возникает впечатление, будто перед тобою подымается занавес, рисунок в чем-то превосходит живопись, и вот по каким причинам. Рисунок возникает сравнительно быстро, он результат некоего спонтанного действия, которому не обязательно было проходить долгий и нелегкий путь ремесленной проработки, вот почему он не всегда предполагает прохождение этапа ученичества, он более свободен от традиции или условий той или иной мастерской. Во многих случаях рисовальщик свободен от каких бы то ни было внешних пожеланий, он не связан с заказом, он волен отдаться своему настроению и прихоти, он пребывает наедине с собою и как будто сам с собою ведет неспешный разговор рисунок дает гораздо более определенное представление о том, насколько тот или иной художник владеет формой».

Ахмат Лутфуллин из тех художников, огромную часть обширного художественного наследия которого, наряду с живописными произведениями, составляют рисунки - графические работы . В них - особая ценность. Зарисовки с натуры представляют собой захватывающий своей художественной достоверностью материал, выхваченный, в сущности, из потока повседневной жизни. Эти впечатления художника возникали стихийно, внезапно (Ахмат это называл смешным словом «внезападно».

Ахмат Лутфуллин. Читающий старик. Рисунок к картине «Моление о дожде». 1994.

Выразительно схваченный силуэт, верно подмеченная деталь, характерный жест, острота подлинности в его рисунках вызывают восхищение. Все достойное внимания автор художественно пережил, а то и проанализировал и запечатлел легким или, напротив, решительным, но всегда таинственным прикосновением карандаша или ручки к белизне бумаги. И тогда под рукой талантливого мастера начинает возникать чудо: рождается живая линия, стремительно развивающаяся, растущая, художественно обживающая все пространство листа. Рисунок не только несет информацию о каком-то предмете, но этот предмет через графическое решение, через выразительную пластику наполняется художественно-поэтическим звучанием. Хрупкая по своей природе карандашная или перовая линия, едва возникнув, может вдруг прерваться, исчезнуть. Затем возникнуть вновь, превращаясь по ходу работы в некое новое качество.

Кратковременный набросок, тем более рисунок, - самый интимный, камерный вид творчества. Особенно - в портретных зарисовках, в которых может проявиться внутренний разговор художника с моделью. «И это действительно так, потому в нем отражается самое непосредственное общение художника с натурой, его восприятие действительности. Но вместе с тем в рисунке может заключаться и большое философское обобщение жизненных впечатлений, превращающее его в произведение патетического звучания», - писал некогда о рисунке в одной из своих работ известный петербургский искусствовед Н. Н. Пунин.

К таковым зарисовкам Лутфуллина следует отнести ряд карандашных и перовых рисунков, связанных с его поисками композиционного решения живописного полотна «Вестник революции» (1967). Холст экспонировался лишь однажды и современному зрителю остается малоизвестным. Сохранившиеся в архиве отдельные наброски свидетельствуют об энергичной, страстной работе художника над замыслом задуманного полотна. Или эскизные зарисовки к картине «Три женщины» (1969), построенные на широком художественно-образном, философском обобщении идейного замысла произведения. Прежде чем начать работу на холсте, автор вел напряженные поиски пластического воплощения замысла будущего произведения в эскизах.

Рисунок , несмотря на свой малый масштаб, может нести в себе высокие идеи гражданского, даже патетического звучания. В творчестве А. Лутфуллина можно выделить целые группы таких рисунков, связанных с его работой над большими жанрово-историческими полотнами «Праздник в ауле», 1969, «Три женщины», 1969, «Проводы на фронт», 1978, с картинами «Прощание» и «Ожидание».

Если мысленно представить рисунки, имеющие отношение к выше перечисленным картинам, то можно увидеть огромный масштаб и тот фундамент, на котором автору удалось создать широкую панораму народных характеров, типажей, лиц. Впервые в истории искусства раскрылась столь мощная, внушительная картина жизни башкирского народа во всем богатстве национального колорита.

Многочисленные рисунки и наброски сделаны Ахматом с натуры, когда он бродил с этюдником и альбомом по деревням Абзелиловского района Башкирии. Внимательное изучение и профессиональный художественный анализ собранного материала придают его полотнам исключительную достоверность. Именно такую цель преследует рисование с натуры: как можно точнее запечатлеть все самое характерное, свойственное именно этой модели. Трудясь же над самим живописным холстом, автор знал меру и прибегал к обобщению, что свидетельствовало о его хорошем художественном вкусе и таланте.

Но в работе с натуры важна также и конкретика. Он записывает на том же листе бумаги, рядом с рисунком имя, фамилию запечатленного лица, где, в какой деревне живет, когда сделан набросок. Довольно часто здесь же бегло начертаны какие-то поэтические строчки, слова народных песен и напевов. Кстати, Ахмат обладал отменным музыкальным слухом, приятным тембром голоса, нередко во время работы напевал старинные башкирские мелодии, играл на мандолине. Хрупкий, невесомый листок бумаги хранит следы его прикосновений, его общений и встреч.

Большую группу составляют разрозненные рисунки и выполненные целыми сериями натурные портретные зарисовки, созданные А. Лутфуллиным в общении с художниками, писателями, учеными, актерами. В мастерской автора их целый сундук и еще множество папок, пакетов. Сохранностью громадного архива мы во многом обязаны его жене и другу - Луизе. Ее образ узнается во многих рисунках и набросках художника.

Ахмат Лутфуллин. Кураист Рахматулла Буляканов. 1978.

Будь эти рисунки тщательно, продуманно отобраны и представлены вместе, в едином пространстве музейно-выставочного зала, как бы они интересно и полно взаимодополняли друг друга: живопись и рисунки.

Именно так в будущем, когда в Уфе наконец-то появится республиканский Музей изобразительного искусства, творчество Ахмата Лутфуллина , как и творчество других маститых художников Башкортостана , их лучшие не только живописные, но и графические работы должны быть представлены зрителю в нерасторжимом единстве, в контексте целостности искусства, созданного мастером. Только так и не иначе можно представить зрителю исторически сложившуюся картину развития изобразительного искусства в республике. Пока же почти столетие оно остается в запасниках Художественного музея закрытым для зрителя. Искусство должно быть широко открытым и доступным для народа.

Масштаб творческого наследия Ахмата Лутфуллина впечатляет. Он убеждает в том, что его произведения по содержанию и значимости занимают особое место. Потому целесообразно экспонирование и хранение его работ в отдельном, самостоятельном музее, полностью отведенном творчеству А. Лутфуллина. В Уфе должен быть музей члена Российской Академии художеств, народного художника России, почетного члена Академии наук РБ Ахмата Лутфуллина. Так в Ереване уже давно существует Музей Мартироса Сарьярна на улице, названном его именем. В Литве, в Каунасе - Музей Микоэласа Чюрлениса, к которому ведет «Дорога Чюрлениса». В Казани - Музей Баки Урманче, в Саранске - Музей Степана Эрзи, не говоря уже о музеях Рембрандта и Ван Гога в Амстердаме и многих мемориальных музеях искусства в Москве и Петербурге.

Авторитетнейший исследователь в области рисунка Н. Н. Пунин, одно из высказываний которого было приведено выше, писал: «Принято по какому-то странному недоразумению делить художественные произведения на рисунки и живопись, для этого, на мой взгляд, нет никаких оснований. Рисунок, поскольку он воспроизводит форму, отличается от живописи только степенью интенсивности, и эта грань неуловима. Форма не существует без краски и не может быть без нее воспроизведена. Рисунок в принятом смысле слова не только дает краску белого и черного, но и краску других цветов, о которых не говорит. Нельзя любой цвет уложить в любую форму - каждая форма несет в себе некую сущность цвета. С точки зрения интенсивности влияния этого цвета на форму, иная живопись - более рисунок, чем карандашный набросок» (5).

Высказанный тезис имеет прямое отношение к характеру творческого метода Ахмата Лутфуллина. Живописуя - он рисует и наоборот: рисуя - живописует. Рисунок, пластическая проработанность художественного замысла составляют конструктивную основу композиций его живописных холстов. Сильный, талантливый живописец, способный к широким обобщениям, к смелой стилизации в работе над формой, он придает принципиальное значение именно качеству рисунка в работе. Живописец в нем не отделим от рисовальщика. В живописи он строг, сдержан, аскетичен, порой даже несколько скуповат на цвет.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ... Современные художники Башкирии - Рисунок в творчестве Ахмата Лутфуллина. Часть 2.

Альмира Янбухтина

Башкирский художник Ахмат Фаткуллович Лутфуллин написал одну из своих самых знаменитых работ, проникнутое национальным колоритом символичное полотно «Три женщины», в 1969 году. Вполне возможно, что в основу сюжета картины А. Лутфуллина легли его собственные воспоминания о детстве, проведенном среди простых тружеников села Аскарово.

Центральным смысловым элементом картины является изображение трех женщин разных возрастов, знаменующих великую силу связи поколений. Согласно башкирским национальным традициям, женщина в картине представлена как символ материнства и хранительницы домашнего очага.

Три представительницы прекрасного пола только что наскоро перекусили нехитрой крестьянской едой и собираются выпить по чашечке чая, прежде чем вернуться к нелегкой, утомительной работе до самого вечера. От небольшого, низкого, застеленного скатертью с геометрическими узорами столика веет добрым, простым ароматом домашнего хлеба и молока, три аккуратные, хрупкие на вид чашечки дожидаются порции душистого травяного напитка.

Женщины изображены практически в одинаковых позах, все они сидят, подобрав под себя левую ногу, а правую устало согнув в колене. Кожа на руках старших выглядит несколько загрубевшей от тяжелых условий полевой работы. Молодая девушка одета в более светлые одежды по сравнению с другими женщинами своей семьи. Отсутствие платка и несколько кокетливо наброшенное на тугие длинные косы покрывало говорит о юности и, возможно, веселой и несколько романтичной натуре. Взгляд ее легок и прям, щеки цветут румянцем, чего нельзя сказать о представительницах старшего поколения. Молчаливая строгость и серьезность проскальзывает в их четких, схожих между собой силуэтах.

На руках молодой женщины можно заметить незамысловатые украшения, возникает ощущения, будто она хочет спрятать в поднесенной к лицу ладони распускающуюся улыбку, чтобы другие женщины не заметили ее по-девичьи озорной радости.

Позади трех отдыхающих женщин, за двумя окошками простирается с детства любимый Ахматом Фаткулловичем Лутфуллиным необозримый горный пейзаж. В обеденное время все спокойно и неторопливо, кажется, что окружающий трех женщин мир будто замирает, наслаждаясь каждым мгновением заслуженного отдыха.

«Три женщины» далеко не единственная картина председателя Башкирского союза художников, в которой талантливый живописец воспевает красоту, нежность и удивительную силу духа представительниц прекрасного пола. «Портрет матери», «Мать-героиня Ишмурзина», «Портрет старой колхозницы», «Портрет башкирской женщины», «Магинур Хасанова», «Девушка в черном» и множество других замечательных, выразительных полотен было написано художником с целью воспеванию внешней и внутренней красоты таких разных и удивительных женщин. Каждое полотно призывает оберегать тех, кто веками соединяет поколения, продлевает жизнь целого рода и заботится о каждом в семье, порой в своей великой любви забывая о собственном благополучии.

Основные даты жизни и творчества
1928 – родился 4 февраля в деревне Аскарово Абзелиловского района Башкирской АССР
1943-1945 – учился в Магнитогорском ремесленном училище
1945-1948 – учился в Ленинградском архитектурно-художественном училище № 9
1949-1951 – учился в Башкирском театрально-художественном училище у А.Э. Тюлькина, Б.Ф. Лалетина
1951-1954 — учился в Государственном художественном институте Литовской ССР
1957- первая персональная выставка в г. Уфе
1957-1998 — участвовал в многочисленных выставках международного, всероссийского и республиканского значения
1966 — удостоен звания «Заслуженный художник БАССР»

1967 — награжден дипломом Совета Министров РСФСР за участие в III республиканской выставке «Советская Россия»

1970 — награжден Почетной грамотой Верховного Совета и Совета Министров РСФСР за творческие достижения
1971 — награжден дипломом Академии художеств СССР за картину «Праздник в ауле. 1930-е годы.»
1976 — творческая поездка во Францию. Персональная выставка, Москва.
1977 — награжден Почетной грамотой Верховного Совета и Совета Министров РСФСР за творческие достижения

1978- удостоен звания «Заслуженный художник РСФСР». Персональная выставка. Уфа, Магнитогорск, Казань
1980- творческая поездка во Вьетнам

1982- удостоен звания «Народный художник РСФСР». Удостоен звания лауреата Государственной премии имени Салавата Юлаева

1987- награжден Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ за высокие творческие достижения

1988- избран в члены-корреспонденты Академии художеств СССР
1989- удостоен звания «Народный художник СССР»
1992- избран почетным членом Академии наук Республики Башкортостан
1997- избран действительным членом Академии художеств России
1998- персональная выставка в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова г.

Умер 10 февраля 2007г. в Уфе. Похоронен в селе Абзаково Белорецкого р-на РБ на Родине художника.

«… Выставка произведений мастера, организованная уфимской галереей «Мирас», представляет его портретные, пейзажные работы, эскизы композиций, натюрморты. Ценность экспозиции заключена в том, что в ней представлены наряду с другими произведения мало известного зрителю раннего периода творчества художника,
которое отличает особая эмоциональность, непосредственность. Многие из них впервые вышли из стен мастерской. Это портреты его соотечественников – «Председатель сельсовета» 1961, «Бабушка из деревни Урсук» 1972, «Ветеран» 1982 – люди, умудренные опытом лет и непростой жизни; «Башкирка в белом платье» 1960, «Маярьям»1963 – девушки с молодым румянцем, очаровательные в своей искренности. Эти работы выявляют сущность творчества мастера, для которого вечной ценностью остаются люди, прошедшие испытание страданием и счастьем, сохранившие скромность, душевную стойкость, трудолюбие. Потому столько обаяния, достоинства в его героях, исполненных душевной чистоты и благородства.

…Замечательно, что этот высоко художественный мир предстал в экспозиции произведений ведущего российского живописца Ахмата Лутфуллина, развернутой в галерее «Мирас», которая, организуя подобные выставки, способствует сохранению лучших традиций нашего искусства, воспитанию патриотических чувств и эстетического вкуса зрителей, ценителей искусства.»

Валентина Сорокина
Искусствовед, заместитель директора БГХМ им. М.В. Нестерова, заслуженный работник культуры РФ и РБ, лауреат премии имени П.М. Третьякова.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры