Урок «Образ Чичикова. «Кто же он? Стало быть, подлец? Чичиков: подлец, приобретатель или…? (по поэме Н.В

Главная / Развод

Цель урока : проанализировать образ главного героя поэмы Павла Ивановича Чичикова;

ответить на проблемный вопрос: почему И.Золотусский сказал о герое поэмы: «Он все же подлец какой-то странный»?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 9 классе.

Н.В.Гоголь «Мертвые души» (Образ Чичикова).

Учитель: Мусина А.С.

Тема: «Он все же подлец какой-то странный…»

Цель урока: проанализировать образ главного героя поэмы Павла Ивановича Чичикова; ответить на проблемный вопрос: почему И.Золотусский сказал о герое поэмы: «Он все же подлец какой-то странный»?

Ход урока:

  1. Определите героя по его визитной карточке

«Благопристойный, знающий и почтенный человек»; «любезнейший и обходительнейший; «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод»; похититель губернаторской дочки, «шпион», «разбойник Ринальдо Ринальдини», « фальшивомонетчик», «переодетый Наполеон» и, наконец, сам Антихрист.

Речь идет о главном герое поэмы П.И.Чичикове.

Критик И. Золотусский сказал о нем: « Он все же подлец какой-то странный…»

Попробуем разобраться, почему И.Золотусский дал Чичикову такую оценку? ( Запись темы урока)

На прошлых уроках мы говорили, что Павел Иванович легко находит общий язык со всеми героями поэмы. С Маниловым он сладкогласен и деликатен, с Собакевичем прижимист и скуп, с Коробочкой напорист. Он, словно зеркало, отражает душевные качества помещиков, но, говоря о помещиках, мы сделали вывод, что это люди с «мертвыми душами». Так, может быть, и Чичиков «мертвая душа»?

Можно ли отнести Павла Ивановича к «мертвым душам»?

(ответы учащихся)

Уже в школе он проявил изворотливость, низость души. Мелкими спекуляциями он «сделал приращения к полтине, подаренной отцом»: перепродавал голодным одноклассникам булку или пряник, загодя купленные на рынке, а в дальнейшем совершил предательства: оттолкнул умирающего учителя, обманул повытчика и его дочь, брал взятки. Приехав в губернский город Н, сумел польстить каждому чиновнику.

2.Рассмотрим иллюстрацию к поэме «Мертвые души». Как вы считаете, кто изображен на ней? Что увидел в портрете Чичикова художник?

Бесовское начало

Торгует мертвыми

Хищная птица

Погибающая душа

Как вы считаете, прав ли художник? Вписывается ли Чичиков в галерею «мертвых душ»? Его душа уже окончательно «мертвая» или еще «живая»?

Если Чичиков «мертвая душа», то почему Гоголь сделал его главным героем поэмы? Есть ли в Чичикове что-то, что отличает его от других героев?

К одному из уроков вы выполняли творческое задание: создавали эскизы гербов, которые мог бы иметь каждый помещик. Рассмотрите одну из работ. Это не гербы, а ассоциации, возникшие в воображении ученика. А с каким представителем животного мира ассоциируется у вас Чичиков?

С птицей (а это образ традиционно высокий) воробей

С лисой

Имя Павел- имя христианского апостола, который из гонителя Христа превратился в одного из самых верных служителей

Чичиков едет в конце поэмы в знаменитой птице-тройке

Есть ли у Чичикова положительные качества?

(энергичен, деятелен, умен, находчив)

Что оправдывает Чичикова? Вспомните, зачем он скупает «мертвые души», зачем ему нужны деньги? О чем он мечтает?

Детство, проведенное в маленькой горенке, с не отворявшимися ни зимой, ни летом окнами, больной отец, наказания за любую оплошность. Он хочет, чтобы его дети не презирали своего отца, а вспоминали с благодарностью.

Он мечтает о любимой женщине, о семье, о детях, ему грезится « свежая белолицая бабенка…и молодое поколение, долженствовавшее увековечить фамилью Чичиковых: резвунчик- мальчишка и красавица-дочка, или два мальчугана, две и даже три девчонки, чтобы было всем известно, что он действительно жил и существовал, а не то что прошел по земле какой-нибудь тенью или призраком…» Мечта, которая свойственна каждому нормальному человеку. Он хочет благополучия, достойной свободной жизни.

  1. Почему же то и дело прогорает гоголевский герой, почему его аферы, сначала так возносящие его вверх, всякий раз лопаются, не удаются?

Вспомним историю с губернаторской дочкой. Чичиков, возведенный общественным мнением в «миллионщики», утопает в блаженстве почитания и славы…И вдруг на балу перед Чичиковым предстает блондинка, встреченная им когда-то на дороге. Что происходит с нашим героем?

(текст гл. 8 « Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова.., было что-то такое странное…чего он сам не мог себе объяснить: ему показалось, что весь бал…стал на несколько минут как будто где-то вдали; скрыпки и трубы нарезывали где-то за горами, и все подернулось туманом. И из этого мглистого поля выходили ясно и окончательно только одни тонкие черты увлекательной блондинки,…он почувствовал себя совершенно чем-то вроде молодого человека, чуть-чуть не гусаром ». И тут же расплата: «Всем дамам совершенно не понравилось такое обхождение Чичикова.»

Итак, не пренебреги он вниманием городских дам, обделай свой интерес к губернаторской дочке тонко, тайно, не публично - все было бы прекрасно и никакие россказни Коробочки и сплетни Ноздрева ничего бы не сделали.

Какой еще эпизод доказывает, что в характере Чичикова далеко не все контролируется и измеряется приобретательским духом?

(текст гл.7 Чичиков переписывает списки купленных «мертвых душ».)

«Какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им…Каждая из записочек как будто имела особенный характер…Все сии подробности придавали какой-то особенный вид свежести: казалось, как будто мужики еще вчера были живы. Смотря долго на имена их, он умилился духом и, вздохнувши произнес: «Батюшки мои! Сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?»

Может ли отъявленный подлец испытывать такие чувства?

Сделайте вывод, почему срываются аферы Чичикова?

Проснулось сердце, жива душа.

А почему же так мало хорошего осталось в герое? Почему все хорошее в нем постепенно умирает?

Видеофрагмент из фильма «Мертвые души». Режиссер М.Швейцер

Духовный завет отца. 1. В тех условиях, в которых он рос, усваивал отцовскую философию, ничего другого не могло получиться.

А есть у Чичикова возможность быть честным, и при этом жить благополучно?

2. В данных условиях, в современной Чичикову России нельзя, так как сама русская жизнь, само государство так устроено.

Нет среди чиновников и помещиков тех, кто живет честно. В обществе этих людей процветает подлость. Каждый блюдет здесь свой собственный интерес и рассматривает свою должность как кормушку, как средство личного обогащения. Казнокрадство, взяточничество, грабеж крестьян- явления повседневные и вполне закономерные. К сожалению, в стране искаженных моральных ценностей способности Чичикова направляются в дурное русло.

4. Что же позволило И.Золотусскому дать подобную оценку нашему герою?

(ответы учеников)

5. «Мертвые души» задумывались Гоголем по аналогии с «Божественной комедией» Данте в трех частях: первая часть-«Ад», вторая часть- «Чистилище», третья часть-«Рай». Замысел, таким образом, не ограничивался изображением «ада». Кого же Гоголь готовил к спасению?

6. Домашнее задание.

Попробуйте предположить, какая жизненная ситуация помогла бы Чичикову возродиться?

(Возможные варианты

Тяжелая болезнь

Нахождение в тюрьме

Встреча с праведником

Любовь)

МБОУ «Буранчинская ООШ»


Код для использования на сайте:

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

ФИО (полностью)

Чечелева Елена Александровна

Место работы

МОУ «СОШ п. Учебный»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Литература

Тема и номер урока

«Он все же подлец какой -то странный…» (Образ

Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»)

(4 -ый урок в теме).

Базовый учебник

Учебник- хрестоматия для общеобразовательных

составитель В.Я. Коровина и др.

8. Цель урока: сформировать у учащихся представление о главном героегоголевского

произведения.

9. Задачи урока:

1) обучающие научить находить художественные детали, сопоставлять факты, обобщать,

делать выводы;

2) развивающие развивать навыки целостного анализа художественного произведения;

развивать умение грамотностроить монологическое высказывание, владеть культурой

диалогической речи; развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать

обстоятельства, в которых действует герой; развивать умение сопоставлятьгероев

произведения;

3) воспитательные воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим

ценностям; подвести учащихся к потребности всамосовершенствовании через осознание

противоречий собственного характера, вызвать понимание духовных проблем бытия;

воспитание духовно развитой личности;воспитывать толерантность к существованию

различных точек зрения на один и тот же факт; формирование гуманистического

мировоззрения, любви и уважению к литературе и ценностям отечественной культуры.

10. Ключевые компетенции:

- коммуникативная: навыки работы в группе, владение различными социальными ролями;

- информационная: поиск информации, её преобразование и передача, привлечение

современных информационных технологий;

Учебно - познавательная: целеполагание, планирование, рефлексия, самооценка; приёмы

решения учебно- познавательных проблем;

- ценностно –смысловая: формирование ценностных ориентиров, мировоззрение ученика;

- общекультурная: духовно- нравственные основы жизни человека, культурологические

основы социальных и общественных явлений;

Социально- трудовая: роль гражданина будущей России;

-личностного самосовершенствования: способ духовного и интеллектуального развития;

эмоциональная регуляция и самоподдержка.

11. Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок -исследование

12. Формы работы учащихся: представленыразные модели совместной деятельности:

коллективная, групповая, индивидуальная.

13. Оборудование:компьютер, проектор

Ход урока.

- Ребята, уже несколько уроков мы с вами посвятили изучению поэмы Н.В.Гоголя

«Мертвые души». Мы побывали в губернском городе, познакомились с местными

чиновниками, побывали в гостях у помещиков. Давайте проверим, насколько хорошо мы

узнали героев поэмы.

II. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового

знания», создание проблемной ситуации.

Викторина «Ба! Знакомые все лица!»

Слайд № 2.

1. «Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке... самый крепкий и

на диво стаченный образ...» (Собакевич)

Слайд№ 3.

щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был,

как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его» (Ноздрев)

Слайд № 4.

3. «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в

эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...» (Манилов)

Слайд№ 5.

4. «...никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его

халат: рукава и верхние полы до того засалились изалоснились, что походили наюфть,

какая идёт на сапоги...» (Плюшкин)

Слайд№ 6.

5. «… женщина пожилых лет, в каком -то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на

шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, ...,а

между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…» (Коробочка)

Слайд№ 7.

6. «…господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком

тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод». (Чичиков)

Учитель. Итак, с этим заданием вы справились. Сегодня на уроке мы обратимся к образу

главного героя поэмы –Павла Ивановича Чичикова. Критик И. Золотусский сказал о

нем: « Он все же подлец какой- то странный…»Мы с вами попробуем разобраться,

почему критик дал Чичикову такую оценку?Подлец ли Чичиков на самом деле?

Запишите тему урока. Слайд №8.

Слайд № 9.

Сам Гоголь тоже называет своего героя подлецом: “Нет, пора наконец припрячь и

подлеца. Итак, припряжём подлеца!”

И в той же главе звучит иная характеристика: “Что он не герой, исполненный совершенств

и добродетели, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же

быть так строгу к другим?.. Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель.

Приобретение - вина всего; из- за него произвелись дела, которым свет даёт название не

очень чистых дел…”

- Так кто же такой Чичиков: “подлец, “приобретатель” или …?

III. Реализация Д/З.

- Что о Чичикове говорят критики? (Выступление подготовленного учащегося ).

Слайд№ 10.

В.Кожинов: “Чичиков по- настоящему сильная личность…”.

С.И.Машинский: “В эпопее с “мёртвыми душами” наиболее ярко раскрылась дьявольская

энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца и изобретателя новой

формации…”.

М. Б. Храпченко: “Одно из качеств Чичикова- способность к мимикрии, противоречие

между стремлением казаться и внутренней сущностью характера”.

А.И.Герцен: “Один деятельный человек - Чичиков, и тот ограниченный плут”.

В.Набоков: “Дурак…глупостью было торговать мёртвыми душами у старухи и Ноздрёва”.

И.П.Золотусский “Ведь он плутует, а плут не может не рисковать. Из взлётов и падений

состоит жизнь плута - таков уж закон. Но всё же, но всё же…”.

В.Г.Маранцман: “Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже “мёртвая душа”. Ему

недоступна “блистающая радость жизни”.

Итак, Чичиков в понимании критиков “плут”, “синтетический характер”, “заурядность”,

“дурак, способный к мимикрии”, “делец”, “приобретатель” - и совсем противоположная

точка зрения: “сильная личность”. Литературоведы не только разошлись во мнениях, но и

высказывают совершенно противоположные точки зрения.

-А что же о Чичикове говорят герои поэмы ? (Ответы учащихся)

«Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился,

что он благонамеренный человек; прокурор - что он дельный человек; жандармский

полковникговорил, что он ученый человек; председатель палаты - что он знающий и

почтенный человек; полицеймейстер - что он почтенный и любезный человек; жена

полицеймейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам

Собакевич, который редко отзывался о ком- нибудь с хорошей стороны… сказал ей: "Я …

познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный

человек!»

всех приятное впечатление. Значит, Чичиков –хороший человек!? Да. Но в представлении

кого? В представлении тех, кого Александр Иванович Герцен назвал “мёртвыми душами”,

а Гоголь –“небокоптителями”.

В.Г.Маранцман считает, что Чичиков родствен мёртвым душам, является их зеркалом,

потому производит на них приятное впечатление.А как вы считаете?

IV. Открытие нового знания

1. Исследовательская работа в группах «Чичиков и помещики».

- Так, кто же Чичиков? Может, он тоже «мертвая душа»?Чтобы ответить на этот

непростой вопрос, вспомним, что представляют из себя помещики. У вас на столах есть

схемы- тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 1). Вам предстоит

поработать над 5 образами. Каждая группа должна выявить те качества, которые роднят

Чичикова с тем или иным помещиком.

Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы

заполняем схему. Слайд№ 11.

Вывод: Чичиков чем -то похож на каждого из них. (В маниловском духе он размечтался на

вечерке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком. Как и Коробочка,

копит в мешочек деньги. В собирании всякого хлама не уступает Плюшкину. Как и

Собакевич, Чичиков в денежных делах жадный, неуступчивый. Ну, а солгать способен не

хуже Ноздрёва)

- Чем Чичиков отличается от помещиков? (У Чичикова есть прошлое. )

2. Аналитическая беседа по тексту.

- Большое значение для понимания характера и жизненных целей героя имеет биография.

- Что вы можете сказать о происхождении Чичикова, его детстве?(Не имел знатного

происхождения, в семье не было материального достатка, все было серо, уныло,

болезненно - «вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил

он бледную память»)

- Что вы можете сказать об образовании Павла Ивановича?(Получил образование в

классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее наставление: «Смотри

же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и

Манилов - любезность

Коробочка - накопительство

Ноздрев –самовлюбленность и лживость Чичиков

Собакевич –прижимистость и цинизм

Плюшкин –бережливость

начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успе ешь и таланту

бог не дал, все пойдешь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру

не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае

могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а ведисебя лучше так,

чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на

свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не вы-

даст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой».

- Как проявил себя Чичиков на службе?(«Местечко досталось ему ничтожное, жалованья

тридцать или сорок рублей в год...» Благодаря железной воле, умению себе во всем

отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться

среди таких же «невзрачных» служащих: «...Чичиков представлял во всем совершенную

противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным

неупотреблением никаких крепких напитков».

Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным способом - угождение

начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента

он стал «человеком заметным». Служба в комиссии «для построения какого- то казенного

капитального строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хороший повар,

хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приобретение пары лошадей...

Вскоре вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два- три места. «Добрался

до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначалаобогатился, а потом

«погорел» и потерял почти все.)

Подведем итог: Чичиков наделён волей , энергией, он начинает с «нуля» и пробивает себе

дорогу собственными усилиями.После крушения его снова ожидает взлет. У него есть

цель, к которой он постепенно идет.

- Выделим характерные черты главного героя: с одной стороны, приспособляемость,

угодливость, лживость, изворотливость, предательство, а с другой –«неодолимая сила

характера», целеустремленность, воля, энергичность, умение вести дела,«расторопность,

проницательность и прозорливость», знание психологии людей,наблюдательность,

умение произвести впечатление.

Итак, в Чичикове есть всё, что требуется этому миру, всё, что способствует карьерному

росту, ведёт к обогащению. Следует заметить, что приобретение в 40- е года 19 века –

знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие, энергичные приобретатели лезли из

всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше Чичикову его отец:

«все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

направлена вся его энергия, какова цель жизни, какие средства он использует для её

достижения. (Работа со схемой) Слайд № 12.

В чём особенность замысла Гоголя
при создании поэмы?
Перечитайте высказывание автора,
чтобы ответить на этот вопрос.
«…Если совершу это творение так, как нужно
его совершить, то…какой огромный, какой
оригинальный сюжет! Какая разнообразная
куча! Вся Русь явится в нём!»
(из письма к В.А.Жуковскому от
12 ноября 1836 года)

Почему замысел писателя
не был полностью осуществлён?
«Мёртвые души»
Гоголя
«Божественная комедия»
Данте
Трехчастная
композиция
1 часть
Показ «ада»
современной
российской
жизни
2 часть
«Чистилище»
Намечаются
пути очищения
России
3 часть
«Рай»
Торжество
светлых начал
русской жизни

ИССЛЕДОВАНИЕ 2
«Чичиков и помещики»

Портрет:

Не красавец, но и недурной
наружности, не слишком
толст, ни слишком
тонок, нельзя сказать,
чтоб стар, однако ж и не
так, чтобы слишком
молод.
В приемах своих господин
имел что-то солидное…

Социальное положение:

Господин средней руки
Коллежский советник
Павел Иванович
Чичиков, помещик,
по своим
надобностям.

Манеры, речь:

«… приезжий умел во всем
как-то найтиться и показал в
себе опытного светского
человека. О чем бы
разговор не был, он всегда
умел поддержать его…
словом, куда ни повороти,
был очень порядочный
человек»

«Говорящая фамилия»:

Чичиков – напоминает
чириканье воробья,
создает эффект
подпрыгивания,
прищелкивания.

Портрет:
Художественная деталь:
«Не красавец, но и не дурной
наружности…»
«фрак брусничного цвета с
искрою», «ларчик красного
дерева» и пр.
«Лицо… очень сдает на
портрет Наполеона»
Манеры,
речь
Биография героя:
«Угождай учителям и
начальникам»
«…а больше всего береги и
копи копейку»
Средства
создания
образа
«Говорящая»
фамилия
Характеристика другими
персонажами:
Дельный, ученый, знающий,
почтенный, преприятный
человек, миллионщик, капитан
Копейкин, переодетый Наполеон,
Антихрист и пр.

Антихрист
Наполеон
разбойник
шпион
фальшивомонетчик
герой - любовник
миллионщик
завидный жених
херсонский помещик
преприятный человек
коллежский советник
господин средней руки
подлец
приобретатель
хозяин

Что роднит Чичикова
с помещиками?

деликатность
накопительство
лживость
прижимистость
бережливость

Отличительные черты в характере Чичикова

Гибкость
Выживаемость
Приспособляемость
Угодливость
Энергичность
Воля
Наблюдательность

ИССЛЕДОВАНИЕ 3
Средства раскрытия
образа Чичикова

Почему Гоголю так важно было
посвятить целую 11 главу
биографии Чичикова?
Возможно ли возрождение души
Чичикова?

Что необходимо для покаяния,
очищения души?
Случайно ли Гоголь дал своему
герою имя Павел?

Чичиков Павел Иванович - новый для русской литературы тип
авантюриста-приобретателя, главный герой поэмы, падший,
изменивший своему истинному предназначению, но способный
очиститься и воскреснуть душой.

Биография. Происхождение:

«Темно и скромно
происхождение
нашего героя.
Родители его были
дворяне, но столбовые
или личные – Бог
ведает»

Рожденный в дворянской семье,
от матери-пигалицы и от отца -
мрачного неудачника, он сохранил
от детства одно воспоминание -
«снегом занесенное» окошко,
одно чувство - боль скрученной
отцовскими пальцами краюшки
уха. Отвезенный в город на
мухортой пегой лошадке кучеромгорбуном, Чичиков потрясен
городским великолепием. Перед
разлукой отец дает сыну главный
совет, запавший ему в душу:
«копи копейку», и несколько
дополнительных: угождай
старшим, не водись с
товарищами.

Наказ отца
Смотри же, Павлуша, учись, не дури, и
не повесничай, а больше всего угождай
учителям и начальникам…хоть и в науке
не успеешь и таланту бог не дал, все
пойдешь в ход и всех опередишь.с
товарищами не водись, они тебя добру
не научат; а уж если пошло на то,так
водись с теми, которые побогаче, чтобы
при случае могли быть тебе полезными.
А
больше
всего
береги
и
копи
копейку…Все
сделаешь
и
все
прошибешь на свете копейкой.

Биография. Детские годы:

«Жизнь при начале взглянула
на него как-то кислонеприютно… ни друга, ни
товарища в детстве…»

Биография. Учеба:

«Он вдруг смекнул и понял
дело и повел себя в
отношении к товарищам
точно таким образом,
что они его угощали, а
он их не только никогда,
но даже иногда,
припрятав полученное
угощение, продавал им
же…»

Вся школьная жизнь
Чичиков превращается в
непрерывное накопление.
Он продает товарищам
угощение, снегиря,
слепленного из воска,
зашивает в мешочки по 5
рублей. Учитель, более
всего ценящий
послушание, выделяет
смирного Чичиков; тот
получает аттестат и книгу
с золотыми буквами, но,
когда позже старого
учителя выгонят из школы и
тот сопьется, Чичиков
пожертвует на ему всего 5
копеек серебра. Не из
скупости, а из равнодушия
и следования отцовскому
«завету».

Биография. Служба:

1) В казенной палате
2) Работа на таможне
3) Идея о скупке
«мертвых душ»

К тому времени умрет
отец; продав ветхий
домишко за 1000 руб.,
Чичиков переберется в
город и начнет чиновную
карьеру в казенной палате.
Старательность не
помогает; мраморное лицо
начальника с частыми
рябинами и ухабами -
символ черствости. Но,
посватавшись к его
уродливой дочери, Чичиков
входит в доверие; получив
от будущего тестя
«подарок» - продвижение
по службе, тут же забывает
о назначенной свадьбе.

Нажив было деньги на комиссии
по возведению какого-то весьма
капитального строения, Чичиков
лишается всего из-за
начавшегося преследования
взяточничества. Приходится
делать «новый карьер», на
таможне. Долгое время
воздерживаясь от мздоимства,
Чичиков приобретает репутацию
неподкупного чиновника и
представляет по начальству
проект поимки всех
контрабандистов. Получив
полномочия, входит в сговор с
контрабандистами и с помощью
хитроумного плана обогащается.
Но вновь неудача - тайный
донос «подельника».

С огромным трудом
избежав суда, Чичиков в
третий раз начинает карьеру
с чистого листа в презренной
должности присяжного
поверенного. Тут-то до него и
доходит, что можно заложить
мертвые души в опекунский
совет как живые; сельцо
Павловское в Херсонской
губернии маячит перед его
умственным взором, и
Чичиков приступает к делу.

Сам Чичиков тих и
малоприметен, округл и
гладок, как его щеки, всегда
выбритые до атласного
состояния; душа Чичиков
подобна его знаменитой
шкатулке. Новый антихрист»
буржуазного мира таким и
будет - незаметноласковым, вкрадчивым,
аккуратным; на роль «князя
мира сего» заступает,
«незначащий червь мира
сего». Этот «червь» способен
выесть самую сердцевину
российской жизни, так что
она сама не заметит, как
загниет.

Надежда - на исправимость
человеческой натуры. Не
случайно образы большинства
героев «Мертвых душ»
созданы по принципу
«вывернутой перчатки»; их
изначально положительные
качества переродились в
самодовлеющую страсть;
подчас - как в случае с
Чичиков - страсть преступную.
Но если совладать со страстью,
вернуть ее в прежние границы,
направить на благо -
полностью переменится и
образ самого героя, «перчатка»
вывернется с изнанки на
лицевую сторону.

Исследование 4
Необычное превращение:
Тройка Чичикова –
Русь – тройка

Результаты исследования:

С образом Чичикова
связан образ дороги
в поэме. Дорога -
путешествие
во времени - житейский
путь Чичикова -
творческий путь
автора - духовное
возрождение героев -
всего человечества -
самого автора, т. е. это
дорога Вверх, дорогаспасение, дороганадежда, дорога -
будущее России.

Результаты исследования:

Образ Чичикова, как и
большинства героев
поэмы, создан по
принципу «вывернутой
перчатки»: их изначально
положительные качества
переродились в
самодовлеющую
страсть. Но если
совладать с ней –
полностью переменится
и образ героя,
«перчатка» вывернется
на лицевую сторону.

Выводы:

Таким образом, говоря о дороге Чичикова,
важно обратить внимание не только на то, что
герой «оставил на дороге», но и на то, что сумел
сохранить, - проявление живого человеческого
чувства. Ведь по замыслу Гоголя, его герой
переходит в последующие тома, т. е.
возрождается. И если брать во внимание то, что
апостол Павел поначалу был одним из гонителей
Христа, а потом стал ярым распространителем
христианства по всему миру, то и его тезка,
Павел Иванович Чичиков, переродится, а задатки
для этого у него есть.

Смысл финала – лирического
отступления о Руси-тройке –
загадочен. Гоголь знал, что книгу
допишет время.
Давайте попробуем приоткрыть
эту завесу тайны, загадки.

Какой мотив лежит в основе
этого лирического отступления
и всей поэмы в целом?
Выявите контраст, лежащий в
основе данного отрывка, на
основании схемы

Мотив дороги
Необъятная Русь
Символ
птицы-тройки
Казенный экипаж
Символ бездушной
государственной
власти

Чичиков постоянно в дороге, он
«движется»,
в
отличие
от
других
персонажей. Его тройка вырывается из
замкнутого, неподвижного круга, она
лихо,
с
ветерком
уносится
в
запредельное.

Чичиков – «живая» душа
Имеет отличительные черты характера,
которыми не обладают помещики
Автор даёт историю жизни героя
Намёк на предстоящее нравственное
перерождение героя – в имени Павел
Мотив путешествия, дороги – это и
мотив «движения души»

В.Кожинов: “Чичиков по-настоящему сильная
личность…”
С.И.Машинский: “В эпопее с “мёртвыми
душами”
наиболее
ярко
раскрылась
дьявольская энергия и изобретательность
Чичикова, его характер дельца и изобретателя
новой формации…”

В.Набоков: “Дурак… Глупостью было торговать
мёртвыми душами у старухи и Ноздрёва”.
М. Б. Храпченко: “Одно из качеств Чичиковаспособность к мимикрии, противоречие между
стремлением казаться и внутренней сущностью
характера”.

А.И.Герцен: “Один деятельный человек Чичиков, и тот ограниченный плут”.
И.П.Золотусский “Ведь он плутует, а плут не
может не рисковать. Из взлётов и падений
состоит жизнь плута - таков уж закон. Но всё
же, но всё же…”.
В.Г.Маранцман:
“Чичиков,
отличаясь
от
помещиков, тоже “мёртвая душа”. Ему
недоступна “блистающая радость жизни”.

Вывод
Чичиков – «живая» душа в
большей степени, чем «мёртвая».
Поэтому автор хотел привести
своего
героя
к
нравственному
очищению, обновлению одним из
первых.
С
этими
мечтами
связано
изображение летящей, необгонимой
Руси – тройки.

«Забирайте же
с собою в путь…
все человеческие
движения,
не оставляйте
их на дороге,
не подымете
потом!»

Домашнее задание

Напишите небольшое
рассуждение на тему:
«Современен ли образ
Чичикова»

Разделы: Литература

Цель урока для учителя: создать условия, способствующие формированию целостной оценки литературного героя.

1) Обучающая: продолжить формирование умения давать всестороннюю оценку литературному герою;

2) Развивающая: развивать коммуникативную культуру обучающихся;

3) Воспитывающая: формировать ценностное отношение к литературному герою, воспитывать толерантность к существованию различных точек зрения на один и тот же факт.

Оборудование: портреты Чичикова и помещиков, высказывания литературоведов о Чичикове, схема Фогельсона, текст поэмы “Мёртвые души”, “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова, таблицы: “Автор о своём герое”, “Что сближает Чичикова с помещиками”, “Чем отличается Чичиков от помещиков”, “Качества Чичикова, которые способствовали его карьерному росту”.

План урока

I. Актуализация опорных знаний (инсценирование эпизода рассказа В.М.Шукшина “Забуксовал”) - экспозиция (ввод в тему урока).

II. Вычленение проблемы урока: “Кто же такой Чичиков: “подлец”, “приобретатель” или…?”

III. Исследование проблемы

3.1.Чичиков в понимании критиков.

3.2.Чичиков глазами помещиков и чиновников города N N: “приятный человек”.

3.3.Что сближает Чичикова с помещиками?

3.4.Чем Чичиков отличается от помещиков?

3.5.Какие качества делового человека способствовали его карьерному росту?

3.7.Можно ли назвать Чичикова “мертвой душой”? (Анализ двух эпизодов: сцены встречи с блондинкой и сцены на балу).

3.8.Есть ли надежда на возрождение героя?

3.9.Почему так противоречив образ Чичикова?

3.10.Место образа Чичикова в галерее литературных героев. Чичиков и Молчалин.

IV. Итоги урока.

V. Домашнее задание: написание сочинения по теме урока.

Ход урока

Этот характер самый трудный.

Н.Г.Чернышевский

I. Экспозиция (ввод в тему урока).

Урок начинается с инсценирования эпизода рассказа В.М.Шукшина “Забуксовал”.

Сюжет рассказа достаточно прост: герой, слушая, как его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из “Мёртвых душ”, невольно задумывается над вопросом: “А кого везут-то? Кони-то? Этого…Чичикова? Этого хмыря везут, который мёртвые души скупал, ездил по краю. … Русь- тройка, всё гремит, всё заливается, а в тройке - прохиндей, шулер…”

Этот вопрос измучил главного героя рассказа Василия Шукшина Романа Звягина.

Этот вопрос задавали себе многие поколения читателей. Интерес к Чичикову, главному герою поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”, не ослабевает и сейчас.

В чём же притягательность этого образа? Почему с момента выхода поэмы в печать вокруг неё не затихают споры?

Ответ на данный вопрос кроется в высказывании молодого Чернышевского: “Этот характер самый трудный”.

В сознании многих читательских поколений сталкивались и спорили между собой и впечатления разные и чувства противоположные.

Чем же объяснить неоднозначность оценки главного героя поэмы читателями?

С одной стороны, Гоголь называет его подлецом: “Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжём подлеца!”

И в той же главе звучит иная характеристика: “Что он не герой, исполненный совершенств и добродетели, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим?.. Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет даёт название не очень чистых дел…”

Так кто же такой Чичиков: “подлец, “приобретатель” или …?

II. Вычленение проблемы урока. Сообщение темы и цели урока.

Именно так звучит тема нашего сегодняшнего урока.

Сегодня мы посмотрим на Чичикова глазами разных людей: литературоведов, героев поэмы, глазами современного читателя и, конечно же, глазами самого автора. Такой многосторонний взгляд поможет постичь загадку сложного характера главного героя, углубит понимание идейно-художественного своеобразия поэмы.

III. Исследование проблемы.

3.1. -Предоставляем слово литературоведам.

В.Кожинов: “Чичиков по-настоящему сильная личность…”.

С.И.Машинский: “В эпопее с “мёртвыми душами” наиболее ярко раскрылась дьявольская энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца и изобретателя новой формации…”.

В.Набоков: “Дурак…глупостью было торговать мёртвыми душами у старухи и Ноздрёва”.

М. Б. Храпченко: “Одно из качеств Чичикова-способность к мимикрии, противоречие между стремлением казаться и внутренней сущностью характера”.

А.И.Герцен: “Один деятельный человек - Чичиков, и тот ограниченный плут”.

И.П.Золотусский “Ведь он плутует, а плут не может не рисковать. Из взлётов и падений состоит жизнь плута - таков уж закон. Но всё же, но всё же…”.

В.Г.Маранцман: “Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже “мёртвая душа”. Ему недоступна “блистающая радость жизни”.

Итак, Чичиков в понимании критиков “плут”, “синтетический характер”, “заурядность”, “дурак, способный к мимикрии”, “делец”, “приобретатель” - и совсем противоположная точка зрения: “сильная личность”. Литературоведы не только разошлись во мнениях, но и высказывают совершенно противоположные точки зрения.

3.2. -Что скажут о Чичикове герои поэмы?

Послушаем тех, у кого Чичиков покупал мёртвые души.

Слово Манилову!

Манилов: “Павел Иванович?! О! Это чрезвычайно приятнейший, образованнейший человек. Удостоил нас с душенькой Лизанькой своим посещением… Уж такое, право, доставил наслаждение…майский день…именины сердца…Да, случай доставил мне счастье, можно сказать, образцовое говорить с Павлом Ивановичем и наслаждаться приятным разговором. - Настасья Петровна Коробочка! А что вы скажите о Чичикове?

Коробочка: “А! Тот приезжий-то? Купил он тогда мёртвые души у меня за 15 рублей. И птичьи перья тоже покупает. И много всего обещался накупить. И в казну сало тоже ставит, и потому, наверно, плут.

Послушаем, что скажет о Чичикове Ноздрёв.

Ноздрёв: “Кто Чичиков? Да большой мошенник он. Если бы я был его начальником, то, ей-богу, повесил бы его на первом дереве. Ещё хотел, свинтус он такой, скотовод этакой, увезти губернаторскую дочку. Я сам взялся помогать ему в этом деле, ведь мы с ним большие друзья! Хотите знать, кто Чичиков?! Да фетюк он, одним словом, фетюк. Сейчас видно, что двуличный человек. Теперь я его хорошо знаю, такая, право, ракалия. Я думал было прежде, что он хоть сколько-нибудь порядочный человек, а он никакого не понимает обращения. С ним нельзя никак говорить, как с человеком близким. Никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич, такой подлец!!!”.

Михайло Семёнович Собакевич! Какого вы мнения о Чичикове?

Собакевич: “Чичиков - хороший человек.

Слово Степану Плюшкину! А вы что скажете о Чичикове?

Плюшкин: “Да, признаться сказать, мало проку я вижу в этом Чичикове: завёл пренеприличный обычай ездить в гости, а в хозяйстве-то упущения… да и лошадей корми сеном. Итак, мы выслушали тех, у кого Чичиков покупал не совсем привычный товар – мёртвые души. И что мы услышали?! “Приятнейший, образованнейший человек”, “плут”, “такая дрянь”, “великодушный”. Мнения разные, но в целом – хороший человек.

А что скажут чиновники города NN: губернатор, прокурор, полицмейстер, председатель палаты?

Губернатор: “Чичиков - благонамеренный человек”.

Прокурор: “Павел Иванович - дельный человек”.

Полицмейстер: “Он почтенный и любезный человек”.

Председатель палаты: “Знающий и почтенный человек”.

Выслушаем мнение дам о Павле Ивановиче Чичикове.

Дамы города NN: “Павел Иванович Чичиков?! Любезнейший и обходительнейший человек.

И здесь прозвучали отзывы самые лестные.

Таким образом, Чичиков произвёл на всех приятное впечатление. Значит, Чичиков – хороший человек!? Да. Но в представлении кого? В представлении тех, кого Александр Иванович Герцен назвал “мёртвыми душами”, а Гоголь – “небокоптителями”.

В.Г.Маранцман считает, что Чичиков родствен мёртвым душам, является их зеркалом, потому производит на них приятное впечатление.

3.3. - Итак, что же сближает Чичикова с помещиками - “небокоптителями”?

  • Чичиков чем-то похож на каждого из них. (В маниловском духе он размечтался на вечерке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком. Как и Коробочка, копит в мешочек деньги. В собирании всякого хлама не уступает Плюшкину. Как и Собакевич, Чичиков в денежных делах жадный, неуступчивый. Ну а солгать способен не хуже Ноздрёва)
  • Чичиков не заботится об общественном благе. (Вся его деятельность корыстна и противоречит высоким идеалам нравственности и человечности)

Таким образом, Чичиков является “собирателем” отрицательных черт всех помещиков.

3.4. - Чем Чичиков отличается от помещиков?

  • У Чичикова есть прошлое. (Это и “кисло-неприютное” детство, и первые уроки бережливости, и годы учения, годы службы в казенной палате и на таможне, до той минуты, когда Чичикову пришла мысль о приобретении мертвых душ)
  • Чичиков, в отличие от помещиков, размышляет, пытается проанализировать свои поступки. (После одной из своих неудач – увольнения с таможни за контрабанду – размышляет: “Почему ж я? Зачем на меня обрушилась беда? …. За что же другие благоденствуют, и почему должен я пропасть червем?”)
  • Характер Чичикова дан в развитии. (От события к событию растёт в нём жажда наживы)
  • Чичиков обладает энергией и волей.
  • Чичиковым “не овладело скряжничество и скупость”. (“В нём не было привязанности собственно к деньгам ради денег. Нет, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всеми достатками”)
  • Чичиков начинает “с нуля” и пробивает дорогу собственными усилиями.

Таким образом, Чичиков, в отличие от помещиков, наделён волей, энергией, у него есть цель, к которой он, преодолевая преграды, неустанно стремится. Терпеливо, упорно он преодолевает служебные барьеры, постепенно поднимаясь по служебной лестнице.

Перед вами схема Фогельсона. (смотри приложение 1)

На ней отражены основные вехи жизненного пути Чичикова, история его взлётов и крушений. Они неотвратимо сменяют друг друга. Но, обратите внимание, после очередного крушения Чичиков снова достигает вершины, делает карьеру.

3.5.- Какие качества Чичикова способствовали его карьерному росту, а, следовательно, и обогащению?

  • Умение предпринять что-нибудь в нужный момент, спланировать “дело”, приносящее прибыль. Практичность, изобретательность.
  • Целеустремленность.
  • Умение вести “дела” (из разряда нечистых).
  • Умение поддерживать разговор широта интересов.
  • Знает человеческую психологию. (Чичиков легко перевоплощается и легко переходит от одной манеры поведения к другой, не изменяя, однако, ни в чём ни себе, ни своим целям.)
  • Умеет произвести приятное впечатление.
  • Типичная внешность делового благополучного человека.
  • Мимикрия, приспособляемость. (Оказываясь в новой обстановке, в любой среде он сразу же приобретает ее цвет, ее окраску, всюду становясь “своим”, близким человеком. Постоянная приспособляемость прекрасно отшлифовала Чичикова: резкие, острые черты чужды его облику, печать какой-то обтекаемости лежит и на его внешнем портрете)
  • Умение выстоять “под ударами судьбы”.

Итак, в Чичикове есть всё, что требуется этому миру, всё, что способствует карьерному росту, ведёт к обогащению.

Если создать портрет Чичикова по этим характеристикам, исключая взгляд автора на главного героя, то получится портрет интересного делового человека.

Чичиковым движет одна страсть – приобретение. Деньги – единственная цель его жизни. Отцовское наставление: “А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете”, - “заронилось глубоко в душу”, пошло впрок. Стремление приобрести копейку, руководившее Чичиковым с раннего детства, превратилось в страстную жажду богатства. Может быть, желание иметь деньги не так уж и плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют, и он не гнушается, не брезгует никакими средствами. Любые средства для достижения цели хороши.

Таким образом, сфера действий для Чичикова не имеет особого значения. Ему важен результат. Чичиков ни во что не верит, кроме денег. Моральной оценки своим действием он не даёт. Может быть, попытка проанализировать свои поступки была однажды, после конфискации наворованного на таможне: “Почему ж я? Зачем на меня обрушилась беда…”. Но это, скорее всего, попытка оправдать себя.

На пути к цели он совершает предательство по отношению к старому учителю. Но это не смущает его. Деньги для Чичикова важнее судьбы человека, который раньше любил его. Итак, отсутствие нравственных идеалов, страсть наживы убивает в главном герое всё человеческое, растлевает его душу.

“Не загляни автор поглубже в душу Чичикова, не шевельни на дне её того, что ускользает и прячется от света, не обнаружь сокровенных мыслей, которых никому другому не вверяет человек, а покажи его таким, каким он показался всему городу, Манилову и другим людям, и все были бы радёшеньки и приняли его за интересного человека”, - пишет о своём герое Н.В.Гоголь.

Но благодаря проницательному, испытывающему взгляду автора главный герой предстал в ином, истинном свете. Сопоставив бездуховность Чичикова с красивой упаковкой, в которой она подаётся, мы увидели: перед нами подлец, способный ради обогащения преступить все нравственные законы.

Какие условия способствовали развитию в Чичикове жажды наживы? (Повсюду распространено казнокрадство: взятки, поборы. Истинным хозяином становится капитал).

Как относятся к тем, кто имеет капитал? (Одно это слово рождает “нежное расположение подлости”. Управляют другими те, кто владеет капиталом, а капитал управляет теми, кто управляет другими)

Итак, мы стали свидетелями того, как жажда обогащения, отсутствие нравственных идеалов привела к омертвению души Чичикова. Мы наблюдали процесс обездушивания бессмертной души.

3.7. Возникает вопрос: “Чичиков - мёртвая душа?”

Многие исследователи творчества Гоголя считают, что главный герой пополнил галерею мёртвых душ. Так ли это? Обратимся к тексту поэмы.

Давайте вспомним, о чем рассуждает Чичиков в 7-ой главе? (Он рассуждает о купленных крестьянах).

С Чичиковым, по словам Гоголя, происходит что-то необычное.

Что именно? (“Когда взглянул он потом на мужиков, которые, точно, были когда-то мужиками, то какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им”)

Обратите внимание: “Чичиковым овладело чувство”!

- Может ли такое случиться с тем, кто, по мнению П. Антокольского, “мертвая душа”?

Мнения литературоведов по данному вопросу разделились.

Некоторые считают, в том числе и В.Г.Белинский, что эти мысли чужды Чичикову и что их по существу высказывает автор поэмы, лишь слегка прикрываясь своим героем.

Другие литературоведы полагают, что в натуре Чичикова есть какие-то светлые начала, которым он, правда, не дает ходу, но которые обуславливают появление у него иногда серьезных раздумий о жизни.

Итак, мы переходим к следующему спорному вопросу: “Наделяет ли Гоголь своего главного героя живыми человеческими чувствами?”

По данному вопросу мнения критиков разделились, поэтому мы сейчас снова обратимся к тексту поэмы и, заняв позицию спорящих сторон, попытаемся обосновать их точки зрения.

Первая группа, опираясь на текст поэмы, будет доказывать, что человеческое чувство не чуждо Чичикову. Вторая группа, ссылаясь также на текст, будет доказывать обратное. (Анализируются два эпизода: сцена встречи с блондинкой на дороге и сцена на балу.)

Анализ данных эпизодов ещё раз подчёркивает двойственность главного героя поэмы. С одной стороны, главный герой “осмотрительно-охлаждённого характера”. С другой стороны, эти два эпизода приоткрывают что-то неожиданное в этом персонаже: словно какая-то сила вырвала “на несколько минут Чичикова из потока пошлости и прозы, с которыми он был слит каждой клеткой своего существа. “И Чичиковы на несколько минут в жизни обращаются в поэтов, - говорит Гоголь и продолжает, - но слово поэт будет уж слишком”. Обратите внимание, как Гоголь осторожен, как он постоянно уточняет себя: смущение, но “не чувство любви”, похож на “поэта”, но не “поэт”.

Интересно трактует этот эпизод Ю. Манн: “И все же, - пишет критик, – какое необычайно высокое переживание для пошлого Чичикова. И насколько оно сильнее его реакции при 1-й встрече с незнакомкой! Здесь Чичиков почувствовал себя “чуть–чуть не гусаром”. Это, кстати, не ускользнуло от внимания молодого Чернышевского. В своем дневнике будущий критик сделал пометку: “Дивился глубокому взгляду Гоголя на Чичикова, как он видит поэтическое или гусарское движение его души”. “Наконец, - продолжает Ю.Манн, при первой встрече Чичикова с блондинкой подчёркнуто, что не Чичиков, а другой, “только что начавший жизненное поприще”, неподвижно застыл бы при взгляде на красавицу. “Долго стоял бы он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи в даль”.

А теперь?.. Теперь испытать подобное пришлось Чичикову.

О чем это говорит?

“Чичиков, конечно, не поэт”,- говорит Гоголь. Его переживание несравнимо слабее и мельче. Кроме того, это редкие, исключительные минуты его жизни. Но эти минуты были! И это важно!

Интересную оценку истории с губернаторской дочкой на бале даёт Игорь Петрович Золотусский, наш современник: “Разве не она подвела его окончательно? Разве не на ней он срезался и выпустил из рук, может быть, уже готовое порхнуть ему в руки счастье? Не пренебреги Чичиков вниманием городских дам, всё было бы прекрасно… А он рассиропился, на балу свои чувства выказал и тут же был наказан”.

Таким образом, Чичиков, потеряв бдительность, осторожность, снова терпит крах. И причиной очередного падения стала, - по мнению Золотусского, - способность Чичикова на живое движение души.

3.8. Есть ли надежда на возрождение героя?

И эти необычные минуты в жизнеописании Чичикова, его способность откликаться на женскую красоту сверкают в I томе как дальние предвестия будущего возрождения. Я говорю о замысле Н.В.Гоголя провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерзость к нравственному возрождению.

Имея за спиной прошлое, Чичиков мог иметь и будущее. “И может быть, - пишет Гоголь, - в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес”.

И этой верой Гоголя в способность русского человека измениться, верой в потенциальные возможности его души предопределено не только центральное место Чичикова в I томе, но и его предполагаемый жизненный путь в последующих томах. Главный герой должен был, пройдя ад российской жизни, очиститься и переродиться. На эту возможность духовного возрождения указывает имя главного героя – Павел. Существует мнение, что: гонитель христиан Cавл чудесным образом преображается в Павла, затем идёт за Христом и становится святым апостолом.

3.9. Почему так противоречив образ Чичикова?

Но как не верил Гоголь в духовное возрождение своего героя, его исправление во II главе давалось с трудом. И, как вы знаете, за 9 дней до смерти он сжигает чистовик 2 тома.

Почему это случилось?

“Много, слишком много обещано, - писал Белинский после выхода I тома, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того нет ещё и на свете”. Против Гоголя была сама жизнь да ещё его талант, бескомпромиссно последовательный и верный правде.

А сейчас вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: “Кто же такой Чичиков: подлец, приобретатель или..?” Запишите высказывание того литератора, чья точка зрения вам ближе. Выскажите своё мнение и обоснуйте его.

Итак, прозвучали разные точки зрения. Мы видим, что Чичиков способен на живые человеческие чувства, но сознательно подавляет их, подчиняя всю свою жизнь приобретению, обогащению. Страсть к наживе захватила всё его существо.

3.10. Место образа Чичикова в галерее литературных героев. Чичиков и Молчалин.

Есть ли у Чичикова литературный предшественник? (Молчалин)

Чем похож Чичиков на Молчалина?

* Оба следуют заветам отца.

* Умеют приспосабливаться к людям.

* Оба играют роль влюблённого затем, чтобы облегчить себе путь к богатству.

* После взлётов героев неизбежно следует падение.

* Производят приятное впечатление на окружающих.

* За внешней привлекательностью скрываются низменные, подлые характеры.

- “Молчалины блаженствуют на свете!” Можно ли отнести эти слова к Чичикову? (Да. Его идеалы и кажущаяся быстрота их достижения привлекательны всегда и в современном мире тоже).

IV. Итоги урока (диалог-беседа).

Чичиковы живучи. Их самоотверженность и терпение позволяют им постоянно возрождаться.

Как вы думаете, почему этот образ вечен? (1) цель – обогащение – привлекательна 2)привлекает быстрота достижения цели.)

- Страшны ли Чичиковы? (Чичиковы тем и страшны, что, на первый взгляд, и во внешности, и в поведении, и даже в целях всё благополучно, если бы не их полная бездуховность, но их идеалы соблазнительны и за них продаётся человеческая совесть во все времена и в наше тоже. Чичиковы освобождаются от всего человеческого, беспощадны к тем, кто встаёт на их пути).

Урок литературы в 9 классе

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».

Урок по теме: « Чичиков и «чичиковщина».

Калинина Ирина Борисовна
учитель русского языка и литературы, МОБУ "СОШ №54" г. Оренбург

Целью данного урока является создание условий для понимания основных черт характера Чичикова как социально-психологического обобщения, а также вневременной сути «чичиковщины».

Оборудование: мультимедиа проектор; компьютер, локальная сеть, Интернет.

Ход урока.

    Проверочная: «Кто этот герой?» (презентация).

Каждый слайд представляет собой иллюстрацию одного из героев и сопровождается чтением описания этого героя. Задача учеников узнать, что это за герой.

    Тема сегодняшнего урока: «Чичиков и «чичиковщина». Нам с вами предстоит выяснить, кто же он такой, Чичиков, и какой смысл вкладывается в понятие «чичиковщина».

    Анализ образа Чичикова.

Давайте обобщим все то, что мы узнали об этом герое.

? Чем похож герой на тех, с кем ведет дела по покупке крестьян?

Чичиков может быть деликатнее, чем Манилов, способен копить упорнее, чем Коробочка, может жить на широкую ногу не хуже, чем Ноздрев, он прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступит Плюшкину.

? А есть ли черты в характере Чичикова, которые отличают его от остальных?

Давайте попробуем нарисовать образ Чичикова, попытаемся ответить на этот вопрос: «Кто ж он? Стало быть, подлец?» ( Используется схематичное изображение человека, которого, по мере обсуждения биографии Чичикова, окружают со всех сторон словами, обозначающими черты характера. Все это отражается в презентации).

    Работа в группах .

Давайте разобьемся на группы и в течении 3-4 минут пообсуждаем, используя материал, собранный вами дома в виде двойного дневника, какие черты проявляются в характере Чичикова на протяжении всей его жизни:

1группа – детство;

2 группа – служба в казенной палате;

3 группа - строительная комиссия и таможня;

4 группа – новый способ обогащения;

5 группа – поиск определения «чичиковщина» в Интернете.

5. Детские годы Чичикова. Учеба в училище. (Группа 1).

    Что рассказывает Гоголь о происхождении и
    детстве Чичикова?

    Какой совет получил он от отца, поступая в училище? Как им воспользовался?

    Как прошли его школьные годы?

(Он плохой товарищ, все делает ради выгоды, угождает учителям,

эпизод с учителем свидетельствует о душевной подлости Чичикова.

В ступая в жизнь, Чичиков поставил перед собой цель о богащение, поклонение копейке).

Вывод: Уже в детстве и отрочестве сформировались у Чичикова такие качества характера как: способность достигнуть цели любой ценой, манера угождать, находить во всем выгоду для себя, душевная подлость и др .

    Центральное место в биографии Чичикова занимает описание его служебной карьеры. (Группа 2) Служба в казенной палате.

    С чего началось служебное поприще Чичикова?

    Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?

(Служебная деятельность Чичикова началась с казенной палаты, куда он определился сра­зу же после окончания училища. «Обхождение» повытчика было первым и самым трудным препятствием, через которое ему удалось переступить. Как и в исто­рии со старым учителем, когда Чичиков отказался ему помочь, оно убедило его в том, что успех в жизни мо­жет быть достигнут тем скорее и легче, чем быстрее освободится человек от принципов морали, чести, по­рядочности, сковывающих его, что эти принципы ме­шают и вредят тем, кто твердо решился завоевать себе место под солнцем.)

Вывод: мы видим, что те же качества, о которых говорили выше, не только не утратились, но и получили развитие.

7. Участие в строительной комиссии. Служба на таможне.

    Куда перешел Чичиков из казенной палаты?

    Чего достиг на новом месте?

    Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?

    Как складывалась его карьера в качестве таможенного чиновника?

    Почему она закончилась крахом?

(Следующий этап служебной карьеры Чичикова - участие в комиссии по сооружению казенного здания. Оно принесло ему солидные приобретения, значитель­но превысившие те доходы, которые имел он, занимая «хлебное местечко» в казенной палате. Но неожидан­но в комиссию был назначен новый начальник, объ­явивший решительную войну взяточничеству и казно­крадству. Чичикову пришлось искать новое место. Катастрофа, раз­ разившаяся над ним, снесла почти до основания пло­ды его «трудов», но не заставила отступить).

Придя на таможню, как и раньше, Чичиков начи­нает здесь с того, что втирается в доверие к начальству, проявив необычайную «расторопность, проницательность и прозорливость. В непродолжительное время не было от него житья контрабандистам». Усыпив, таким образом, бдительность окружающих, получив даже но­вый чин, он снова переходит к мошенническим опера­циям, и они приносят ему полумиллионное состояние. Однако судьба подготовила новый удар: Чичиков повздорил со своим сообщником, и тот написал на него донос. И снова ему пришлось лишиться всего.

Вывод: этапы служебной карьеры Чичи­кова - это история его взлетов и падений, но при всем том она обнаруживает такие черты его характера, как энергичность, деловитость, предприимчивость, неуто­мимость и упорство, расчетливость, хитрость. (Слайд с человеком)

8. Изобретение нового способа обогащения.

    Как возникла у него мысль о при­обретении «мертвых душ»?

    Какие черты характера позволяют расположить к себе чиновников и помещиков?

(В поисках новых барышей, будучи ничтожным поверенным, он и открыл возможность выгодных сделок с «мертвыми душами», когда хлопо­тал о закладе имения разорившегося помещика в казну.)

Вывод: «Вот весь на лицо герой наш, каков он есть!» стремление к обогащению, непорядочность в отношениях с людьми, предприимчивость, упорство, умение угождать, бесчувственность, , аморальность, расчетливость, хитрость, неутомимость, целеустремленность – вот те черты, которые формируют характер Чичикова. ( Итоговый слайд с человеком )

9. Понятие «чичиковщина».

Давайте обратимся к нашим экспертам и попросим их дать нам то определение понятию «чичиковщина», которое они нашли, используя ресурсы Интернета. НЕТ!

А употребление этого слова в печатных статьях вам встретилось? ДА. Зачитайте фрагменты.

Что же мы подразумеваем, говоря про «чичиковщину»?

Давайте сами дадим определение этому термину.

Чичиковщина – стремление к обогащению, за которым забываются порядочность, сострадание, душевная теплота, а на первый план выходят расчетливость, хитрость, беспринципность, удовлетворение любыми способами эгоистических интересов, прикрытое самыми благопристойными доводами и объяснениями.

10. Чичиковщина сегодня

Как вы думаете, есть ли место чичиковщине в нашей жизни? (Чичиковщина характерна и для современного общества, Чичиковы сегодня процветают, и вина всему – приобретение).

Домашнее задание: Некоторые критики, современники Гоголя, упрекали его в том, что он в поэме смеялся над русским народом. Докажите несправедливость этого упрека, приведите примеры из текста.


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры