Урок по музыке "Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека."
Конспект урока
УчительАрхиповаНС
Предмет Музыка
Класс 5
Тема: Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека.
Цели урока: Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; эмоционально откликаться на музыкальные произведение и уметь обращаться к внутреннему миру человека через музыкальные и зрительные образы.
Задачи урока:
Воспитывать интерес и любовь к музыкальному и изобразительному искусству.
Познакомить с жанром музыкального портрета.
Сопоставить произведения музыки и живописи.
Показать, как разные виды искусства – литература, музыка и живопись – по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и тоже жизненное содержание.
Планируемые результаты(УУД)
предметные
Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения как основы развития творческого воображения;
Углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа произведения музыки – « Песня Варлаама» М.Мусоргского и изобразительного искусства – картины Репина « Прототьякон»;
Метапредметные
Регулятивные
. владеть умением целеполагания в постановке учебных задач в процессе восприятия, исполнения и оченки музыкальных сочинений.
.планировать собственные действия в прцессе восприятия, исполнения музыки.
Познавательные
. выявлять выразительные возможности музыки.
. обнаруживать
. усваивать словарь музыкальных терминов и понятий в процессе музыкальной
деятельности
коммуникативные
передавать собственные впечатления о музыке, других дидов искусства в устной и письменной речи
.исполнять песни с группой одноклассников
Личностные
. выражать свое эмоциональное отношение к музыкаьным образам в пении, при прислушании музыуальных произведений.
. уметь осмысливать взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное станавление личности;
понимать жизненное содержание музыкального произведения.
Предметные
Выработка умения раскрыть свойства «живописной музыки» благодаря мастерскому использованию композиторами и исполнителями красок музыкальной речи (регистровых, тембровых, динамических, темпо- ритмических, ладовых)
Метапредметные
. обнаруживать общность музыки и других видов искусств
Личностные
. уметь осмысливать взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное станавление личности
Тип урока: комбинированный- изучение новой темы с использованием ИКТ.
Форма урока : диалог.
Музыкальный материал урока:
М. Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов» (слушание).
М. Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).
Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Песня о картинах (пение).
Дополнительный материал: портреты композиторов, репродукции картин, учебник 5 класс « Искусство.Музыка» Т.И.Науменко, В.В. Алеев
Ход урока:
Организационный момент.
Цель, которая должна быть достигнута уч-ся:
Подготовиться к продукпивной работе на уроке.
Цель, которую хочет достигнуть учитель:
Способствовать родготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи
Создать положительный эмоциональный настрой;
Помочь принять правильную рабочую позу;
Сядьте правильно. Молодцы! Начинаем урок!
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Коммуникативные УУД:
Умение слушать и размышлять.
Личностный УУД:
Формирование интереса к музыкальным занятиям.
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Пусть настроения останутся главной сущностью музыкальных впечатлений, но они полны также мыслей и образов».
(Н.А. Римский-Корсаков)
Определение темы урока и постановка учебной задачи.
Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий
Как вы думаете,о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Как вы думаете, ребята, а может ли музыка выразить характер человека, под силу ли ей это? На этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами ответить.
– Сегодня вы познакомитесь с жанром -жанром музыкального портрета (Слайд).
Этап первичного закрепления
Познавательный УУД:
Знакомство с новым музыкальным произведением:
Регулярные УУД:
Умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;
Умение сравнивать, видеть общее и различие;
Умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы.
Коммуникативные УУД:
Умение выслушивать мнение товарищей и высказывать собственные суждения.
Личностные УУД:
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;
Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, в не только видим, что происходит на полотне.
Портрет в литературе - одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
В изобразительном искусстве портрет – это жанр, в котором воссоздаётся чей –то облик. Вместе с внешним сходством на портрете запечатляется духовный мир изображаемого человека.
Как вы думаете, может музыка нарисовать портрет и выразить характер человека, его душевный мир, его переживания? (Композиторы создавая музыкальный портрет, передают мысли и чувства своих персонажей с помощью музыкальной интонации, мелодии, характера музыки.).
Музыкальный портрет – Это портрет характера героя. В нём неразрывно слиты выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка. (Слайд).
Произведение Пушкина пришлось по душе и русскому композитору 19 века Модесту Петровичу Мусоргскому
Биография композитора
Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. Мама, Юлия Ивановна, стала первой учить его играть на пианино. В десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург: поступить – в Школу гвардейских подпрапорщиков. По окончании Школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Модесту было семнадцать лет. Один из товарищей-преображенцев, знакомый с Даргомыжским, привел к нему Мусоргского. Юноша сразу покорил музыканта не только своей игрой на фортепиано, но и свободными импровизациями, там же познакомился с Балакиревым и Кюи. Так началась для молодого музыканта новая жизнь, в которой главное место заняли Балакирев и кружок "Могучая кучка". Вскоре период накопления знаний сменился периодом активной творческой деятельности. Композитор задумал написать оперу, в которой нашло бы воплощение его пристрастие к большим народным сценам и к изображению сильной волевой личности.
Посещая Людмилу Ивановну Шестакову – сестру Глинки, Мусоргский познакомился у нее с Владимиром Васильевичем Никольским. Это был филолог, литературовед, специалист по истории русской литературы. Он и обратил внимание Мусоргского на трагедию "Борис Годунов". Никольский высказал мысль, что эта трагедия могла бы стать замечательным материалом для оперного либретто. Эти слова заставили Мусоргского глубоко задуматься. Он погрузился в чтение "Бориса Годунова". Композитор почувствовал: опера, созданная на основе "Бориса Годунова", может стать удивительно многогранным произведением.
К концу 1869 года опера была завершена. Свое детище Мусоргский посвятил товарищам по кружку. В посвящении он необычайно ярко выразил основную мысль оперы: "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере".
Затем было еще много произведений, которые достойны внимания.. 28 марта 1881 года Мусоргского не стало. Ему едва исполнилось 42 года. Мировая слава пришла к нему посмертно.
Опера "Борис Годунов" оказалась первой в истории мировой оперы произведением, в которой с такой глубиной, проницательностью и правдивостью показана судьба народа.
Опера рассказывает о времени царствования Бориса Годунова – боярина, которого обвиняли в убийстве законного наследника престола – маленького царевича Дмитрия.
Наше внимание на сегодняшнем уроке будет приковано к интереснейшему персонажу оперы- Варлааму.
Варлаам запевает песню про осаду Казани войсками Ивана Грозного.
Теперь посмотрим, как в музыке композитор описал этого человека. Вслушайтесь в музыкальную речь героя так, чтобы представить его внешний вид, и его характер.
- Послушаем, как поёт Варлаам свою знаменитую песню «Как во городе было во Казани».
Слушание песни Варлаама из оперы « Борис Годунов» М. П. Мусоргского. (Слайд).
Звучание Песни Варлаама в записи Ф. И.Шаляпина (попутно выполняем задание: вслушаться в музыкальную речь героя так, чтобы представить и его внешний вид, и его характер, обратить внимание на голос актера).
– Каким вы представляете себе Варлаама поющего такую песню?.
Как характер исполнения и характер музыкального языка выдают характер и даже внешний вид этого человека? (буйная, громкая музыка…)
А теперь откройте учебник, параграф 23, стр.133 и посмотрите на картину Ильи Репина « Протодьякон»
Ребята, всмотритесь внимательно в картину Ильи Репина «Протодьякон», кого вы видите перед собой, опишите. (Перед нами портрет протодьякона - это такой духовный чин в православной церкви. Мы видим пожилого человека, с длинной седой бородой, грузного, у него сердитое выражение лица/которое придают ему изогнутые брови. У него крупный нос, большие руки - в общем-то, мрачноватый портрет. Наверное, у него низ кий голос, может, даже бас .)
Вы правильно всё увидели и даже услышали его низкий голос. Так вот, ребята, когда эта картина появилась на выставке художников-передвижников, известный музыкальный критик В. Стасов увидел на ней персонаж из поэмы Пушкина «Борис Годунов» - Варлаама. Точно так же отреагировал и Модест Петрович Мусоргский, увидев «Протодьякона» он воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!»
Что общего между Варлаамом и Протодьяконом? (Это образы властных, жёстких людей, монахов и попов, типичных для Древней Руси).
Сравнительная таблица выразительных средств.
И.Репин картина « Протодьякон»
М. П. Мусоргский « Песня Варлаама»
Огромная фигура, руку держит на животе, борода седая, брови сдвинуты, красное лицо. Сумрачные краски. Характер надменный и властный.
Динамика: громкая музыка, мелодия – скачки вверх, тембр – медные духовые. Певческий голос – бас. Характер исполнения – выкрики в конце, грубая манера исполнения.
У-Для картины и оперы присуща одна важная особенность: это возможность словом, музыкой, изображением показать характер человека.
Что общего между картиной и песней?
Д - Общее между картиной и песней то, что они показывают необузданность нрава, грубость, склонность к обжорству и разгулу.
Вы правы, ведь это собирательный образ. Встречался такой тип людей на Руси в то время. Общим является не только внешнее сходство, но и определённые черты характера. Главное между ними - необузданность нрава, грубость натуры, склонность к обжорству и разгулу.
Что помогло композитору и художнику, независимо друг от друга, создать такие похожие образы? (Такие люди были на Руси.)
В портрете “Протодьякона” И. Е.Репин обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево, о котором написал: “…ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…”.
Какими красками художник написал этот портрет? (Художник при помощи насыщенных красок, где преобладают более темные цвета.)
Не смотря на различные средства выразительности, в ИЗО – это краски, в литературе – слово, в музыке – звуки. Все они рассказали, показали об одном человеке. Но все-таки музыки подчеркнула и подсказала, те стороны, на которые сразу бы не обратили внимание.
Вокально хоровая работа
Познавательный УУД
Знакомство с мелодией и словами новой песни
Коммуникативный УУД
Взаимодействие с учителем в процессе музыкально- творческой деятельности;
Участие в хоровом исполнении музыкального произведения.
Личностнай УУД:
Формирование исполнительских навыков;
Воплощение характера песни в своем исполнении через пение, слово, интонацию.
Распевание.
Разучивание по фразам
Пение трудных мелодических оборотов.
Работа над текстом.
Песня, которая нам поможет запомнить названия жанров ИЗО называется «Песня о картинах » композитора Геннадия Гладкова.
Слушание песни.
О каких жанрах живописи поется в песне?
В музыке, какие бывают жанры?
Пение хором.
Подумайте и скажите, каждый из вас мог бы стать героем портрета?
Многие из вас выступили в роле художников и нарисовали портреты своих друзей
В какой форме написана песня?
Какой лад?
Какой темп?
Дайте название этой песни. (ответы детей)
Почему песня носит такое название?
3. Музыкальные образы
- Мы познакомились с двумя совершенно разными вокальными портретами, а следующий музыкальный образ будет звучать без слов. Это произведение «Гном» из фортепианного цикла М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» - музыкальный портрет маленького сказочного существа, выполненный с необыкновенной художественной силой. Написан он под впечатлением картины В. Гартмана - близкого друга композитора.
Мусоргскому запомнился набросок ёлочной игрушки - гномика, маленького неуклюжего уродца на кривых ножках. Так художник изобразил щипцы для орехов. ---Послушайте эту пьесу и подумайте, какое у гнома настроение, какой он по характеру, что вы представляете под эту музыку?
Звучит «Гном» М.П.Мусоргского. (Ответы детей)
- Ребята, каким вам представился гном? (В музыке слышны и хромающая походка, и какие-то резкие, угловатые прыжки. Чувствуется, что гном этот одинок, он страдает .)
· Пьеса М.П.Мусоргского очень живописна. Слушая её, мы ясно представляем себе, как маленький человечек переваливаясь, пробежал немножко и остановился - трудно бегать на таких коротких и тоненьких ножках. Потом он устал, пошёл медленнее и всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится за это на себя. Оборвалась музыка. Упал, наверное.
Ребята, а если бы вы были художниками, то прослушав эту музыку какими бы красками изобразили этого гнома?
Правильно, движется он действительно угловато, скачками. Забавный гномик превращён композитором в глубоко страдающего человека. Слышно было, как он стонет, жалуясь на судьбу. Он вытащен из своей родной сказочной стихии и отдан на забаву людям. Гном пытается протестовать, бороться, но раздаётся отчаянный вопль... Ребята, как заканчивается музыка? (Она не заканчивается как обычно, она как бы обрывается. )
Видите, ребята, «Гном» - это не просто иллюстрация картины, это более глубокий образ, созданный композитором.
Самостоятельная работа
Познавательный УУД
Развитие умения осмысливать полученную информацию.
Регулярный УУД:
Осознание того, что уже усвоено, а что подлежит дальнейшему усвоению
Оценивание качества усвоения.
Коммуникативные Ууд:
Взаимодействие в процессе проверки результатов работы.
Личностные УУД
Формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности
А теперь вам предстоит выполнить тест, а затем самим оценить свою работу
Кто оценивает свою работу на «5» и «4»?
Домашнее задание
ПознавательныйУУД
Поиск музыкальных произведений
Регулятивний УУД
Целеполагание.
Какие музыкальные жанры наиболее способны передать портретные черты героя?
Слушают Домашнее задание.
«Дневник музыкальных наблюдений» - стр. 26-27.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абызова Е.Н. «Картинки с выставки». Мусоргского - М.: Музыка, 1987г. 47с. 2. Абызова Е.Н. «Модест Петрович Мусоргский» - 2-ое издание М.: Музыка, 1986г. 157 с. 3. Вершинина Г.Б. «...Вольна о музыке глаголить» - М.:»Новая школа» 1996 г. с.192 4. Фрид Э.Л. «Модест Петрович Мусоргский»: Популярная монография - 4-е изд.-Л.:Музыка, 1987г. с.110 5. Фейнберг С.Е. «Пианизм, как искусство» - М.:Музыка, 1965 г. с.185 6. Шлифштейн С.И. «Мусоргский. Художник. Время. Судьба». М.:Музыка. 1975 г.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по предмету Музыка
3 класс, урок № 7 («Музыка» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская)
Тема: Портрет в музыке
Цели:
Воспитательная
- формирование эмоционального отношения к музыке, понимание музыки;
- развитие культуры речи;
- сравнение музыкальных образов и оценивание характеров.
Развивающая
- восприятие музыкальных образов;
- умение различать музыкальные фрагменты;
- способность сопоставлять факты, анализировать и высказывать свою точку зрения.
Обучающая
- углубить знания о средствах музыкальной выразительности – динамические оттенки, штрихи, тембр, интонация;
- использование полученных знаний при составлении музыкального портрета.
Задачи урока:
- формировать культуру слушателя;
- дать понятие о выразительных и изобразительных интонациях;
- познакомить со средствами музыкальной выразительности (тембром, динамикой, штрихами), их ролью в создании характера, образа;
- воспитывать в детях положительные черты характера.
Тип урока: использование и закрепление полученных знаний
Планируемые результаты
Предметные:
- формирование умения проводить интонационно-образный анализ произведения.
Личностные:
- быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
- не бояться собственных ошибок;
- осознавать алгоритм своего действия.
Метапредметные:
Регулятивные
- самостоятельно распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки;
- принимать и удерживать учебные задачи;
- включаться в процесс решения поставленных задач.
Познавательные
- с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- понимать художественно-образное содержание музыкального произведения;
Коммуникативные
- умение слышать, слушать и понимать окружающих, участвовать в коллективном исполнении.
- различать в музыкальных портретах изобразительность и выразительность;
- самостоятельно раскрывать средства музыкально-образного воплощения персонажей.
Понятия и термины, которые будут введены или закреплены в ходе урока:
портрет в музыке, интонация, выразительность, изобразительность.
Формы работы на уроке:
слушание, интонационно-образный анализ, хоровое пение.
Образовательные ресурсы:
- Учебник «Музыка. 3 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева; 2017 г.
- CD-диск «Комплекс уроков по музыке. 3 класс»
- Фонохрестоматия. 3 класс;
- Фортепиано.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Задача этапа | Действия учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент (1-2 мин) |
|
|
|
2.Постановка учебной задачи |
|
|
«Портрет в музыке» |
3.Актуализация знаний |
|
|
|
4. Усвоение новых знаний и способов действий |
|
|
|
5. Актуализация полученных знаний |
|
|
|
6. Информация о домашнем задании |
|
|
|
7. Вокально-хоровая работа |
|
|
|
8. Подведение итогов |
|
|
|
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Видеть улыбку и радостный взгляд –
Вот оно счастье, так говорят!
Проверьте, все ли приготовились к уроку.
- Постановка учебной задачи.
Учитель: На прошлом уроке мы говорили о том, как музыка описывает утро в природе.
Одно из произведений изображало красоту утренней природы, а другое выразило чувства человека утром. Вспомните, как назывались эти музыкальные произведения?
Ответы детей: П. Чайковский «Утренняя молитва», Э. Григ «Утро»
Учитель: Если музыка говорит о чувствах человека, то в ней есть ….
Ответы детей: выразительность.
Учитель : А если, слушая музыку, мы «видим» картины природы, «слышим» ее голоса, то в ней есть ….
Ответы детей: изобразительность.
Учитель: Может ли музыка изобразить самого человека?
Ответы детей…
Учитель: Как называется изображение человека на картине художника? В музыке?
Ответы детей: Портрет.
Учитель: Правильно. Тема нашего урока – Музыкальный портрет.
- Актуализация знаний
Учитель: Посмотрите на живописный портрет, о чем он может рассказать нам?
(Работа с портретом композитора С. Прокофьева)
Ответы детей: о внешности человека, возрасте, одежде, настроении …
Учитель: А музыка может описать внешность человека, возраст, одежду?
Ответы детей: Нет, только настроение.
Учитель: Эпиграф или вступление к нашему уроку говорит: «В каждой интонации спрятан человек». При помощи чего музыка может изобразить человека?
Ответы детей: При помощи интонаций.
Учитель: Но они должны быть очень выразительными, чтобы мы их смогли понять.
Распевка «Разные ребята» (исполнение по группам)
- Усвоение новых знаний и способов действий
Учитель: Сегодня мы познакомимся с двумя музыкальными портретами, их создал композитор С. Прокофьев (запись в тетрадь). Давайте прочитаем стихотворение, которое стало основой для одного из них.
Чтение стихотворения Агнии Барто «Болтунья»
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".
Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Учитель: Опишите героиню стихотворения!
Ответы детей: Маленькая девочка, школьница, симпатичная, веселая, но слишком болтливая, зовут Лидой.
Учитель: Какие музыкальные интонации могут выразить характер Лиды?
Ответы детей: легкие, светлые, быстрые…
Учитель: Какие музыкальные интонации могут изобразить ее движения или голос?
Ответы детей: очень быстрые, торопливые, как скороговорка.
Учитель: Давайте послушаем песню, которая получилась у композитора.
Слушание песни.
Учитель: Как музыка создала портрет Лиды? Какой характер у нее?
Ответы детей: Добрый, веселое настроение и очень быстрая речь.
Учитель: Как можно назвать эту песню?
Ответы детей: Веселая болтушка…
Учитель: Давайте отметим в тетради (запись в тетрадь: «Болтунья Лида», изображена речь девочки)
- Актуализация полученных знаний
Учитель: А если в музыке нет слов, ее исполняют только музыкальные инструменты, сможет ли она создать образ человека?
Ответы детей…
Учитель: Сейчас мы послушаем еще один музыкальный портрет, а вы угадайте, чей он. А музыка нам подскажет – если она будет говорить о мужчине, в ней появится маршевость, если о женщине - танцевальность, если герой - взрослый, музыка прозвучит серьезно и тяжело, если ребенок – шутливо и легко.
Слушание музыкального фрагмента С. Прокофьева «Джульетта – девочка»
Ответы детей: Музыка говорит о женщине, в ней есть танцевальность, героиня – молодая или маленькая девочка, музыка звучит быстро, легко, весело.
Учитель: Что можно делать вместе с музыкой?
Ответы детей: танцевать, играть, прыгать или бегать.
Учитель: Все верно. Эту героиню зовут Джульетта, а мы прослушали фрагмент балета «Ромео и Джульетта», в котором рассказывается история любви очень молодых героев. А Джульетта изображена в момент ожидания встречи со своим возлюбленным, поэтому ей не сидится на месте, и она, действительно, и бегает, и прыгает, и танцует от нетерпения. Слышите?
Повторное слушание фрагмента
Учитель: Что музыка изобразила больше: движения или речь героини?
Ответы детей: Движения
Учитель: Давайте запишем: «Джульетта», изображены движения (запись в тетрадь)
- Домашнее задание
Рисунок – загадка. Нарисуйте один предмет, который принадлежит или Болтунье Лиде, или Джульетте.
- Вокально-хоровая работа
Учитель: А хором мы можем создать чей-нибудь портрет?
Ответы детей…
Учитель: Давайте споем песню о маленьком щенке, который отправился на прогулку.
Повторение слов песни по группам:
1куплет – 1-й ряд, 2 куплет – 2-й ряд, 3 куплет -3-й ряд, 4 куплет – все.
Работа над кантиленным исполнением мелодии в куплетах и отрывистым звучанием в припеве.
Исполнение песни.
- Подведение итогов. Рефлексия
Учитель. Что необычного/интересного было на уроке?
Ответы детей …
Учитель. Выполнили мы все задачи?
Ответы детей …
Учитель. Что понравилось или не понравилось больше всего?
Ответы детей …
Публикации раздела Музыка
Музыкальные портреты
З инаида Волконская, Елизавета Гилельс, Анна Есипова и Наталия Сац - настоящие звезды прошлых веков. Имена этих женщин были известны далеко за пределами России, их выступлений и постановок ждали любители музыки по всему миру. «Культура.РФ» рассказывает о творческом пути четырех выдающихся исполнительниц.
Зинаида Волконская (1789–1862)
Орест Кипренский. Портрет Зинаиды Волконской. 1830. Государственный Эрмитаж
После смерти своего педагога Сергей Прокофьев писал: «Я оказался ее последним учеником-победителем из той колоссальной фаланги лауреатов, которых она готовила на своей фабрике» .
Наталия Сац (1903–1993)
Наталия Сац. Фотография: teatr-sats.ru
Наталию с детства окружали люди творчества. Друзьями семьи и частыми гостями московского дома были Сергей Рахманинов , Константин Станиславский , Евгений Вахтангов и другие деятели искусства. А ее театральный дебют состоялся, когда девочке едва исполнился год.
В 1921 году 17-летняя Наталия Сац основала Московский театр для детей (современный РАМТ), художественным руководителем которого оставалась в течение 16 лет. Один из самых авторитетных отечественных театральных критиков Павел Марков вспоминал о Сац как о «девушке, почти девочке, которая стремительно и энергично вошла в сложный строй московской театральной жизни и навсегда сохранила ответственное понимание своего жизненного и творческого признания» . Она стремилась создать такой театр, который стал бы для детей всех возрастов порталом в светлый и сказочный мир, местом ничем не ограниченной фантазии - и ей это удалось.
Культовый немецкий дирижер Отто Клемперер, посмотрев режиссерские работы Сац в детском театре, пригласил ее в Берлин и предложил поставить оперу Джузеппе Верди «Фальстаф» в «Кролль-опере». Для Сац эта постановка оказалась настоящим прорывом: она стала первой в мире женщиной-режиссером опер - и без преувеличения всемирно известным театральным деятелем. Успешными стали и другие ее зарубежные оперные постановки: «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера и «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта в аргентинском «Театро Колон». Газеты Буэнос-Айреса писали: «Русская художница-режиссер создала новую эпоху в искусстве оперы. Спектакль [«Свадьба Фигаро»] глубоко психологичен, как это бывает только в драме, и этим нов и привлекателен для зрителя» .
После возвращения в СССР в 1937 году Наталия Сац была арестована как жена «изменника Родины». Ее мужа - наркома внутренней торговли Израиля Вейцера - обвинили в контрреволюционной деятельности. В ГУЛАГе Сац провела пять лет, а после освобождения уехала в Алма-Ату, так как не имела права вернуться в Москву. В Казахстане она открыла первый Алма-Атинский театр юного зрителя, где работала в течение 13 лет.
В 1965 году Наталия Сац, уже вернувшись в столицу, основала первый в мире Детский музыкальный театр. Она ставила не только детские спектакли, но и «взрослые» оперы Моцарта, Пуччини, а в симфонические абонементы включала «серьезную» музыкальную классику.
В последние годы жизни Наталия Сац преподавала в ГИТИСе , основала благотворительный фонд содействия развитию искусства для детей и написала множество книг и пособий по вопросам музыкального воспитания.
Елизавета Гилельс (1919–2008)
Елизавета Гилельс и Леонид Коган. Фотография: alefmagazine.com
Елизавета Гилельс, младшая сестра пианиста Эмиля Гилельса, родилась в Одессе. Семья всемирно известных исполнителей была отнюдь не музыкальной: отец Григорий служил бухгалтером на сахарной фабрике, а мать Эсфирь вела домашнее хозяйство.
Лиза Гилельс впервые взяла в руки скрипку в шесть лет, а азам музыкального искусства ее обучал известный одесский педагог Петр Столярский. Еще подростком Гилельс заявила о себе как о вундеркинде: в 1935 году юная скрипачка получила вторую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. А в 1937 году, когда ей было 17, Елизавета в составе делегации советских скрипачей произвела фурор на Конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе. Первую премию конкурса присудили Давиду Ойстраху, вторую - исполнителю из Австрии, а Гилельс и ее коллеги разделили места с третьего по шестое. Эта триумфальная победа прославила Елизавету Гилельс и в Советском Союзе, и за его пределами.
Когда советские музыканты возвращались из Бельгии, их встречала торжественная процессия, участником которой был талантливый, но в те годы еще неизвестный скрипач Леонид Коган. Свой букет он вручил именно Елизавете Гилельс, талантом которой всегда восхищался: так состоялось знакомство будущих супругов. Правда, парой они стали не сразу. Гилельс недавно стала звездой, активно выступала и гастролировала, к тому же была старше. Но однажды она услышала выступление неизвестного скрипача по радио. Виртуозная игра поразила ее, и, когда диктор объявил имя исполнителя - а им был Леонид Коган, - уже Гилельс стала его большой поклонницей.
Музыканты поженились в 1949 году. Гилельс и Коган долгие годы играли в дуэте, исполняли сочинения для двух скрипок Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди, Эжена Изаи. Постепенно Елизавета отказалась от сольной карьеры: в 1952 году у пары родился сын - Павел Коган, он стал известным скрипачом и дирижером, а спустя еще два года появилась дочь Нина, одаренная пианистка и талантливый педагог.
С 1966 года Елизавета Гилельс стала преподавать в Московской консерватории. Ее учениками были скрипачи Илья Калер, Александр Рождественский, Илья Груберт и другие талантливые музыканты. После смерти Леонида Когана в 1982 году Гилельс занималась систематизацией его наследия: подготовкой к печати книг и выпуском записей.
Михеева Маргарита Эдуардовна, учитель высшей квалификационной категории, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
Урок искусства (музыка) в 5 классе III четверть.
Тема урока: Музыкальный портрет.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.
Задачи:
- обучаюшие:
- формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать;
- развитие умения сравнивать, сопоставлять;
- формирование навыка интеграции различных видов искусства;
- закрепить понятие - средства музыкальной выразительности: характер, интонация, мелодия, лад, темп, динамика, образ, форма;
- учить сопоставлять произведения музыки и живописи;
- познакомить с творчеством М.П.Мусоргского;
- научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов;
- развивающие: развить эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений;
- коррекционная:
- создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся;
- воспитательные: учить детей чувствовать поэтичность музыкальных и живописных художественных образов.
- словесно-индуктивный (беседа, диалог);
- наглядно-дедуктивный (сравнение);
- частично-поисковый (импровизация);
Оборудование: Аудио и видеооборудование. ИКТ. Портрет М.П. Мусоргского, опорные карточки, презентация POWER POINT.
Музыкальный материал:
"Баба-Яга" М.П. Мусоргский, песня "Капитан Немо" муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова.
Презентация по творчеству М. Мусоргского, мультфильм "Картинки с выставки".
Форма работы: групповая, индивидуальная.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Обучающимся предлагается ассоциациативный ряд: портрет "Аленушка" Васнецов, портрет Мусоргского, фрагмент песни "Капитан Немо" муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова.
Обучающиеся должны сами сформулировать тему урока на основе увиденных ассоциаций.
У.: наша сегодняшняя тема "Портрет в музыке". Что такое "портрет" в изобразительном искусстве?
Д.: изображение человека в полный рост; нескольких человек изобразить, если изобразить людей до плеч – это портрет.
У.: что мы с вами можем увидеть на портрете?
Д.: костюм; прическу; характер; настроение; молодой или старый; богатый или бедный.
У.: а чем музыкальный портрет отличается от портрета в живописи?
Д.: Его нельзя увидеть сразу, необходимо послушать всю музыку, чтобы его увидеть в своем воображении. Он длится во времени; передает движение, настроение; картину можно рассматривать неспешно, а музыкальное произведение продолжается некоторое время и кончается; на картине все видно сразу, а когда слушаешь музыку, надо себе что-то вообразить; и разные люди могут вообразить каждый свое…
У.: напомните мне, с помощью каких средств выразительности художник создает свои картины?
Д: палитра, цвет, мазок, штрих и т.д.
У: а какие средства выразительности использует композитор для создания музыкального образа?
Д: динамика, темп, регистр, тембр, интонация.
У.: перед вами на доске (карточках) записаны средства музыкальной выразительности. Выберите те из них, которые помогут вам понять музыкальный портрет. Объясните их назначение.
(Записано: форма, темп, ритм, лад, динамика, мелодия)
Д.: темп – это скорость движения музыки, он позволяет определить, как двигался герой; позволяет узнать что-то о характере героя.
Лад – мажор или минор – создает настроение героя. Мажор – это обычно радостное настроение, минор – грустное, задумчивое.
Динамика – это громкость: чем ближе к нам герой, тем громче звучит музыка.
Мелодия – это образ героя, его мысли; это наши мысли о нем.
У.: все эти знания помогут нам понять, как же композитор создает музыкальные портреты и что ему в этом помогает.
М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.
" Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого языка во всех наитончайших нюансах" М.П.Мусоргский.
Мусоргский творец разных музыкальных портретов.
О таких образах - музыкальных портретах – и поговорим на нашем уроке. Давайте вспомним, что такое музыкальный портрет?
Музыкальный портрет – это портрет характера героя. В нём неразрывно соединены выразительная и изобразительная сила интонаций музыкального языка.
Сегодня мы познакомимся с музыкальным портретом, только сказочным.
У нас будут две творческие группы музыкальных экспертов, которые попытаются понять образ-портрет, созданный М.П. Мусоргским.
Класс делится на две творческие группы.
Задания:
- проследить за развитием музыки,
- проанализировать средства музыкальной выразительности, их использование,
- дать название образу на портрете.
Слушание: М.П.Мусоргский "Баба Яга" из цикла "Картинки с выставки".
Анализ прослушанного произведения проводят представители из двух творческих групп.
У: ребята, давайте посмотрим, как себе представила образ Бабы-Яги кинорежиссер И.Ковалевская, которая создала мультфильм на основе музыкального произведения "Баба-Яга" из фортепианного цикла "Картинки с выставки". Соответствует ли образ Бабы-яги из мультфильма вашим представленным образам?
Итог урока.
О чем мы сегодня говорили на уроке?
Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения, воображения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор.
Учитель: Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в словесных рисунках.
Итог урока.
У.: Тема нашего сегодняшнего урока называлась "Портрет в музыке". С чьим портретом мы сегодня познакомились?
Д.: Бабы-Яги!
У.: Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения, воображения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в словесных рисунках.
У.: А теперь – домашнее задание: 1) нарисуйте Бабу-Ягу так, как вы ее представили из произведения Мусоргского. 2)сочините песенку или частушку про Бабу-Ягу.
Рефлексия.
У: Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
(Обучающимся предлагаются для заполнения листы самооценки).
У: Наш урок окончен, спасибо вам, ребята, вы очень хорошо поработали.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Учебные цели (цели УД обучающихся):
Освоить знание понятия “портрет” в музыкальном произведении;
Освоить знание понятия “выразительность” и “изобразительность”;
Выработать умение определять на слух, какой музыкальный “портрет” создал композитор на примере творчества С. С. Прокофьева;
Ученик правильно воспроизводит определение понятия “портрет” в музыке;
Ученик правильно воспроизводит определение понятия “выразительность” и “изобразительность”;
Сможет на слух определить, какой портрет, образ нарисовала нам музыка.
Педагогические цели:
Обучения :
1. Oрганизовать УД обучающихся:
По освоению ими понятия “портрет” в музыке;
По освоению ими понятий “выразительность” и “изобразительность”;
По освоению ими различных выразительных средств, используемых композиторами для создания “портретов” в музыке;
По отработке умений слышать в конкретных музыкальных произведениях различные музыкальные образы героев;
2. Развития: способствовать развитию воображения и фантазии учеников при осознании ими “портретов” в музыке;
3. Воспитания: создать условия для формирования эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства на основе восприятия и анализа музыкальных и литературных образов.
Педагогические задачи.
Организовать:
- знакомство обучающихся с определением понятия “портрет” в музыке;
- понимание особенностей музыкального образа;
- деятельность обучающихся по выработке умения определять на слух музыкальный образ;
- обсуждение с обучающимися, какие чувства, эмоции, впечатления возникают у них при прослушивании определенных музыкальных произведений;
- рефлексивную оценку результатов учебной деятельности обучающихся
Тип урока: комбинированный
Оснащение урока: а удио- и видеооборудование; презентация.
Ход урока
Дети входят в кабинет под музыку “Утро” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига (слайд№1 – фон)
Преподаватель | Обучающиеся | |
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы
продолжаем с вами разговор о том, как много
интересного нас ждет каждый день. Давайте
послушаем и споем одну замечательную мелодию...
(слайд №1) Мелодия – это...? Молодцы, ребята! Распевание: исполнение на инструменте мелодии Э.Грига “Утро”. |
- Добрый день!
Душа музыки (хором) |
|
- Что за мелодия прозвучала? Слышали ли
вы её раньше? Давайте, споём на слог “ля” (фа мажор). А теперь поём со словами: (слайд №2) Солнышко всходит и небо светлеет. Природа проснулась, и утро пришло |
- Да, на прошлом уроке. Это “Утро” Эдварда Грига. | |
- Какую картину нарисовал нам композитор в этом произведении? | - картину утра, нарисовал, как всходит солнце, рассвет, наступает день... | |
- Молодцы! Музыка, действительно может
рисовать нам картины природы – это музыкальная
изобразительность. Давайте споем песню, которую я задавала вам выучить на дом. Она, о чем нам рассказывает? |
- она изображает нам картину природы | |
Исполнение песни “Утро начинается”
(минус на слайде №2) (текст – приложение
1
) А как вы думаете, о чем еще может музыка нам рассказать? Итак, как вы думаете, какая будет тема нашего урока сегодня? О чем мы будем сегодня разговаривать? |
- ответы детей О том, как музыка может изображать человека.... Рисовать его портрет |
|
- Вы большие молодцы! Тема нашего урока
сегодня так и звучит: “Портрет в музыке” (слайд
№3). Очень часто в музыкальных произведениях мы
как бы встречаемся с разными персонажами – веселыми и... озорными и... хвастливыми и.... Это могут быть как взрослые, так и дети, мужчины или женщины, девочки или мальчики, а также звери или птицы. По музыкальной теме мы можем представить, какой у них характер и даже какая внешность иногда, как они ходят, как говорят, какое у них настроение. Музыка может выражать чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них – это музыкальная выразительность. Откройте учебник на странице 26-27. Внизу на стр.26 мы видим понятия “выразительность” и “изобразительность”. (То же на доске – слайд №4). Как вы поняли, что же такое “Изобразительность”? Выразительность”? Вы большие молодцы! Давайте послушаем с вами отрывок из музыкального произведения уже хорошо нам знакомого композитора С. С. Прокофьева (слайд №5) |
- грустными Спокойными Скромными |
|
Слушаем музыку и выбираем, какому герою
она принадлежит (слайд 6). Почему вы решили, что это именно этот персонаж? Что же такое портрет в музыке? Как вы думаете? |
- ответы детей Ответы детей Портрет в музыке – это изображение человека, его характера с помощью звуков, мелодий |
|
- Правильно, ребята! (слайд №7) Сегодня мы
с вами понаблюдаем, как композиторы с помощью
мелодий и выразительных интонаций создают
музыкальные портреты. Сейчас я вам прочту
стихотворение А.Л. Барто “Болтунья” (слайд №8). Послушайте внимательно и об особенностях этого стихотворения скажите после прослушивания (читаю). Какие особенности? Подберите портрет девочки из представленных иллюстраций (слайд№9). Почему именно эта картинка? За счет чего? Как вы определили? Ребята, такой быстрый темп прочтения, говорения называется СКОРОГОВОРКОЙ (слайд №10) |
- быстро... | |
Как вы думаете, зачем автор использовал
в своем стихотворении скороговорку? Представьте, что вам предложили бы написать музыку к этому стихотворению. Какая она бы была? Вам нравится такая девочка? Давайте послушаем, как С. С. Прокофьев нарисовал портрет этой девочки. Слушаем песню “Болтунья” |
- ответы детей... чтобы показать,
что девочка любит поговорить Быстрая... |
|
Итак, смог ли композитор нарисовать нам
портрет болтуньи? При помощи чего? |
- Да! Быстрый темп, веселый характер... |
|
- Как вам кажется, нравится ли
композитору Лида? На экране сцены из балета “Ромео и Джульетта” и портрет Г.Улановой в роли Джульетты. Говорю об этом детям (слайд №11). |
- Нравится!!! | |
- Подумайте, кто спрятан за этой
интонацией? Играю начало “Джульетты-девочки” Какой у неё характер? Что она делает? Эта интонация построена на гамме до мажора, которая быстро взлетает вверх. Поем гамму до мажора, постепенно ускоряем на слог “ля”(слайд 12) Смотрим видео “Джульетта-девочка” (приложение 2 , 21 мин.) |
Джульетта! Озорной, она бегает |
|
- Скажите, только одна тема прозвучала в
портрете Джульетты? Правильно. Как вы думаете, почему? |
- несколько Ответы детей. |
|
- Давайте попробуем, слушая музыку,
изобразить мимикой и движениями её настроение и
действия.
Скажите, а Джульетта вам нравится? |
Дети встают и пластическими
движениями под музыку показывают Джульетту. Она лёгкая, мечтательная, влюблённая |
|
Итак, расскажите, о чем же мы сегодня с
вами разговаривали? Что такое портрет в музыке?
(слайд №13) Вы правы, музыка – искусство выразительное. Она выражает чувства, мысли, и характеры людей. Через них мы можем увидеть и животных, и тараторящую без умолку девочку, и лёгкую и мечтательную Джульетту. Вам понравилось наше занятие сегодня? (слайд №14) Домашнее задание на следующий урок |