В балетной резервации — LiveJournal. Игорь Цвирко: «В последнее время на сцене хочется каких-то безумных и жестких проектов» У вас есть мечта о какой-нибудь награде

Главная / Развод

О балете «Нуреев»

Балет «Нуреев» очень интересный: он сочетает в себе элементы хореографии, оперного и драматического искусства. От того он мне кажется невероятно свежим. Это не балет в чистом понимании слова, скорее, перед нами полноценный спектакль. Юрий Посохов начал подготовку с дуэта Рудольфа Нуреева и Эрика Бруна — номер получился трогательным и прекрасно вписался в весь биографической контекст сюжета, ведь Брун занимал очень важное место в жизни Нуреева. Естественно, во всех процессах принимал огромное участие и сам Кирилл Серебренников, потому что он написал либретто, разрабатывал сценографию к балету, да и концепция постановки принадлежит ему. У меня остались очень приятные ощущения от спектакля, и, честно говоря, мы все очень переживали по поводу того негатива, который в какой-то момент появился вокруг: каждый человек, связанный с этим балетом, отдавал ему себя полностью.

О Кирилле Серебренникове

С Кириллом Семеновичем я столкнулся еще во время работы над партией Печорина. Серебренников — театральный режиссер, который явно неровно дышит к балету. Когда ходишь на спектакли в «Гоголь-центр», то это очень заметно: бывает, что его артисты выходят на сцену в пачках, или мелькает где-то изображение лебедя. Если сравнивать постановочный процесс «Героя нашего времени» и «Нуреева», то в первом случае Кирилл Семенович не так много принимал участия в создании танца, но всегда требовал от нас драматических нюансов и говорил, например, «так лучше не делать», а «в этой сцене надо так». За хореографию отвечал все тот же Юрий Посохов, которого я хорошо чувствую – мы даже иногда придумывали какие-то связки вместе. Спектакль получился очень необычным – всегда всем советую его посмотреть.

О начале карьеры в Большом театре

Я мечтал попасть в Большой театр и был очень рад, когда меня зачислили в кордебалет. Безусловно, я смотрел записи великих танцовщиков, но представить не мог, что способен достичь какого-то подобного уровня – просто много трудился и показывал, что я могу, я готов, я справлюсь. Однажды буквально за 15 минут до начала спектакля «Золотой век» мне сказали, что я должен выйти в сольной партии, а я видел разводную репетицию только накануне, но пришлось быстро сконцентрироваться. В итоге, когда я танцевал на первом плане, мне нашептывали, куда делать, например, выпады: вправо, или влево (смеется ), но все получилось. Потом была «Жизель», хотя я никогда «не метил в Альберты» и не исполнял эту роль. Артист получил травму, а я сидел ждал жену – даже не успел опомниться, как меня одели в трико и отправили на сцену. Конечно, что-то всплыло в памяти, например, адажио, но многое просто подсказывали: сколько бризе, какие кабриоли, в какую сторону делать диагональ (смеется ). С этого и начался мой путь экстренного попадания в сольные партии.

О балете «Марко Спада» Пьера Лакотта

На момент, когда меня неожиданно включили в список исполнителей в балете Лакотта «Марко Спада», я даже не существовал в качестве солиста: просто был знаком с его пластикой и работал в разных вариациях в его постановке «Дочь Фараона». А тут такой сюрприз: там ведь даже третьим составом были прописаны мэтры. Во время репетиционного процесса я просто работал, выполняя все требования хореографа, и меня поставили в третий состав. Сам спектакль – тяжелый, с традиционной для Лакотта заковыристой хореографической лексикой. Мне казалось, что он совершенно не по моим ногам: там очень мелкая техника, которую надо выделывать низом стопы. В этом балете больше всего нравится третий акт: он по моему нутру, бандитский (смеется ), хотя и со вторым, где танцуешь в белом трико и парике, я сроднился.

О современных проектах

С первого года работы в театре я участвовал во всех современных проектах – меня сразу включали в постановки и МакГрегора, и Форсайта. В результате я стал и продолжаю оставаться человеком, который может работать в разных направлениях. Для шоу «Большой балет» мы исполняли номер «Тонкая кожа» Марко Геке – тогда это был совершенно новый стиль для меня. Я был в таком восторге, будто это был самый классный номер, который мне довелось исполнить: такой европейский стиль, граничащий с сумасшествием. Да и в последнее время хочется на сцене каких-то безумных проектов, более жестких: например, обмазаться чем-нибудь, только когда это оправданно, конечно, и наполнено подтекстом, иначе все теряет смысл.

О педагоге

Еще в первые годы работы в Большом я понял, что надо развиваться. Мне повезло: в тот момент к нам вернулся мой педагог Александр Николаевич Ветров. Он мне сказал, что работа предстоит непростая, если я хочу добиться большего, и если бы не он, я был не стал таким, как сейчас. Помимо физических нагрузок ты испытываешь огромное психологическое давление: постоянно одолевают сомнения – а получится ли пируэт, который, казалось бы, никому не важен, но на самом деле почему-то важен. Мой педагог помог справиться и с физикой, и с такими моментами. Конечно, огромное влияние оказала на меня и жена – она всегда придает уверенности и смелости.

Текст: Ольга Угарова

Фото Алиса Асланова

В 2007 году педагог Московской академии хореографии Александр Бондаренко, скоропостижно скончавшийся 2 года спустя, выпустил свой последний класс. Педагог был знаменит, специализировался на воспитании танцовщиков виртуозного типа, с хорошим прыжком, развитой мелкой техникой, с устойчивыми и быстрыми вращениями. Из самых известных его учеников - Андрей Уваров, Дмитрий Белоголовцев и Морихиро Ивата, уже закончившие службу в Большом театре, Вячеслав Лопатин и Артём Овчаренко - ведущие танцовщики сегодняшнего Большого.

Овчаренко, в прошлом сезоне ставший премьером Большого, как раз из того самого выпуска 2007 года. Вместе с ним в Большой пришли его однокашники - Игорь Цвирко и Дмитрий Загребин.

В быстром продвижении Овчаренко большую роль сыграл Цискаридзе, взявший его в ученики. Цвирко и Загребин тоже не задержались в кордебалете, но и не особо продвинулись в театре - сольные вариации, роли второго плана, специализация скорее на характерных и демихарактерных партиях, чем на классических. В балете балетов - «Лебедином» участь танцовщиков с такой специализацией - Шут, но почти никогда не Принц. Оба танцовщика знаковую партию Шута в Лебедином уже станцевали, оба - с большим успехом.

В сегодняшнем Большом перспективы танцовщика стать премьером ограничиваются завышенными требованиями к фактуре артиста:

на огромной сцене рядом с высокими балеринами нужны рослые, статные, длинноногие молодые люди. Высокий рост, сценичное лицо, удлиненные мышцы, благородная манера - вот джентльменский набор для будущего премьера Большого.

Есть, правда, исключение, собственно это исключение одно за последние два десятилетия - это Иван Васильев, но тут случай особенный, связанный с особой физической одаренностью, и то, каждую роль за пределами амплуа героика в Большом ему давали не сразу и с очень большой неохотой.

Оба танцовщика - и Цвирко, и Загребин - оказались за пределами фактурных притязаний театра.

Особенно Загребин - невысокий, с коротковатыми ногами и накачанными мышцами. Участь его в Большом была предрешена - всю жизнь танцевать Шута, а не Принца.

Единственной большой ролью Загребина в Большом стал Меркуцио в «Ромео и Джульетте» Григоровича, тоже не главная, но в этой версии парадоксальным образом более яркая и интересная, чем титульная роль. На титульную он претендовать не мог из-за пресловутой проблемы «белого трико», которое надевают премьеры в классических ролях, в белом недостатки фигуры особенно заметны.

Два года назад Дмитрий Загребин перешел в соседний театр, Московский музыкальный.

МАМТ к этому времени стал очень заметным игроком на театрально-музыкальной карте Москвы. Перешел с повышением - ведущим солистом, до ставки премьера - одна ступень. Но вопреки ожиданиям зрителей, уже знавшим это имя по работам в Большом, первых партий не получил: крестьянское па-де-де в «Жизели» при Альберте-Полунине, кучер Братфиш при Рудольфе-Полунине в «Майерлинге», Китайская кукла в «Щелкунчике» при Щелкунчике-Полунине, Золотой божок (единственный во всей труппе) при Солоре-Полунине в «Баядерке» и так далее. Конечно, он танцевал в спектаклях и с другими премьерами Стасика, но именно Загребина всегда ставили в тот состав, где танцевал Полунин - его высокий профессионализм поддерживал баланс - труппа и звезда.

Загребина полюбили. Любую маленькую роль он делает на таком уровне, что не забывается, что он - ученик знаменитых педагогов

(Бондаренко - в училище, Бориса Акимова - в Большом) и что он - из Большого: отточенное танцевальное мастерство, чистота исполнения, яркий актерский талант.

Но роли всё те же - маленькие. В конце прошлого сезона Дмитрий уехал в балет Сан-Франциско, основная специализация которого - не классика, а современный балет, но неожиданно к началу нового сезона вернулся в Станиславский - к своему привычному репертуару. И только к середине сезона наконец-то получил свою первую премьерскую партию - Базиля в «Дон Кихоте». Дебют состоялся в середине февраля.

А за три недели до этого в этой же роли, только в Большом, дебютировал его однокашник Игорь Цвирко.

Сезон 2013-2014 стал для Игоря переломным, до этого перспективы его в Большом тоже были весьма определенными и не очень радужными - короткие сольные партии, один в один как у Загребина. За шесть сезонов в Большом он оттанцевал весь ассортимент таких партий - от Испанской куклы до Шута в «Лебедином». И как прежде Дмитрий Загребин, получил Меркуцио в «Ромео и Джульетте».

Но перелом в его карьере все-таки произошел.

В Большом началась возрастная ротация педагогического состава, и педагогом Игоря стал Александр Ветров, знаменитый танцовщик Большого конца 80 - начала 90-х, вернувшийся в театр после долгой работы за рубежом. В прошлом сезоне Игорь станцевал второстепенную роль Пассефонта в балете Лакотта «Дочь фараона», блеснул мелкой техникой, его заметил хореограф балета Пьер Лакотт, который приехал отбирать танцовщиков для своей новой постановки «Марко Спада ».

В результате в роскошном мужском кастинге на «Марко Спада» солист (еще 3 ступени до премьерского положения) Игорь Цвирко оказался сразу на двух главных ролях. В заглавной - разбойника Марко Спада и в комической роли капитана драгун Пепинелли. Только знаменитый Холберг и Цвирко, имя которого еще не на слуху, станцевали в этом балете по две роли. На первом премьерном спектакле Цвирко-Пепинелли появился как раз в белом трико. Поставленный Спадой в четвертый состав, он станцевал главного героя очень ярко и «вкусно», сыграл, не только не потерявшись в на редкость сильном мужском составе (замечательные работы у Холберга, Чудина и Овчаренко), но и сделав серьезную заявку на будущее.

После «Спады» дебют танцовщика в первой премьерской партии классического репертуара не заставил себя долго ждать.

Понятно, почему именно Базиль из всего классического наследия стал первым у обоих актеров. Базиль не требует аристократичной внешности, здесь больше востребованы виртуозность, темперамент, актерские навыки и... «характерное» прошлое здесь только в плюс.

Оба дебюта прошли в целом удачно.

«Дон Кихот», в котором дебютировал Игорь Цвирко, был утренним, молодежным и полидебютным.

Кроме нового Базиля, была и новая Китри - Анна Тихомирова, т.е. дебют был у пары, это всегда сложнее, чем когда нового исполнителя вводит исполнитель опытный. В роли Тореадора - Денис Родькин, вышедший в этой партии только второй раз и станцевавший в лучших традициях Большого. У него была новая подруга в первом действии - в роли Уличной танцовщицы дебютировала Ангелина Карпова, и во втором тоже - Мерседес впервые станцевала Оксана Шарова. Был новый Амур - Евгения Саварская и новая подружка Китри (уже опытный Амур) - Дарья Хохлова. Все дебютанты - станцевали с самоотдачей и куражом, «Дон Кихот» - фирменное блюдо московской балетной кухни, и вливаться в него - не только большая ответственность, но и большое удовольствие.

Цвирко очень пошла роль Базиля.

Темпераментный брюнет даже выглядел как настоящий испанец. Для Базиля была выбрана вихрастая прическа и образ простого парня из толпы, совсем не героя, а рядового жителя Барселоны, лишь волей случая оказавшегося в центре балетной истории. В актерском плане Цвирко пока только обживает балет и идет по стопам предшественников, но он уверенно станцевал сольную часть партии (маленькие помарки не в счет), сделав упор на разнообразные виртуозные вращения, эффектные завершения танцевальных фраз и стильные пор-де-бра, подчеркивающую испанскую окраску партии.

Однако партнерские навыки пока в стадии освоения - шесть лет в театре на корифейских позициях не дают полноценного партнерского опыта.

Воздушные поддержки «Дон Кихота» - самые сложные из всей классики. Свою Китри Базиль-Цвирко неоднократно поднимал на одной руке, только одну поддержку - в па-де-де третьего акта - он сделан не совсем уверенно, но обошлось. Совсем неплохо для начала. А вот «летающие» рыбки в таверне больше походили на имитацию, чем на рискованный трюк, каким они выглядят при должном исполнении - Тихомирова прыгала в руки партнера с безопасного расстояния.

В день дебюта Игорю и Анне пришлось выступить в «Дон Кихоте» еще раз, в па-де-де третьего акта, они подменили Гуданова и Рыжкину, танцевавших в вечернем спектакле и снявшихся с последнего действия из-за плохого самочувствия балерины. Говорят, танцевали они уже не так здорово, как утром. Но стабильность - это дело наживное.

Дебют показал, что Базиль - безусловно, партия Цвирко, в театре незаметно вырос артист с потенциалом, самое интересное у которого еще впереди.

У Дмитрия Загребина с Татьяной Мельник тоже был совместный дебют в «Дон Кихоте» театра Станиславского. Однако Мельник - бывшая прима труппы Гордеева - уже опытная Китри.

Сценический образ Базиля у Загребина был не таким убедительным, как у Цвирко. Внешне даже разочаровывал - Дмитрий русоволос и светлоглаз, а давно замечено, что у брюнетов явное сценическое преимущество перед обладателями более светлых волос. Вдобавок неудачной была прическа Загребина: высокий, залитый лаком, зачес назад, у Дмитрия в жизни непослушные кудри. Эта прическа не только ему не пошла, но и сделала фигуру, и так не отличающуюся хорошими пропорциями, еще более диспропорциональной из-за «большой» головы. Учитывая, что Базиль - человек из народа, куда естественней бы смотрелась свободная прическа, а не залитый лаком кок.

Неудачным у нового Базиля был и костюм третьего действия - удлиненный колет с блестящей аппликацией, скорее обращенной не к Испании, а к Востоку, и глянцевое, с серым отливом, трико. Вместо того чтобы скрадывать недостатки фигуры, костюм еще больше их обнаруживал. Для такой проблемной фигуры надо не удлинять колет, а максимально укорачивать, затягивая талию широким поясом и используя матовое трико одного цвета с поясом.

Внешность - не последнее дело в балете, но впервые вышедший в главной партии Загребин показал себя более зрелым артистом, чем Цвирко.

Базиль получился у него очень необычным. Этот народный герой по сложившейся сценической традиции - весельчак, ловкач, любитель жизни и любимец толпы, словом, барселонский цирюльник. Загребинский Базиль (не жгучий брюнет, а светлоглазый шатен) был не таким уж веселым и легкомысленным, не очень ловким и не совсем уверенным в собственной неотразимости. Видно сразу, очень хороший парень, но немного стеснительный и даже (по-загребински) чуть-чуть трогательный - этот Базиль был сильно и искренне влюблен.

И проявил твердость и решительность в борьбе за свою любовь: сцену мнимой смерти он разыграл как по нотам,

Станцевал Дмитрий блестяще, в своем фирменном стиле - виртуозно и чисто, почти без помарок. Упор в тексте партии делался на разнообразные вращения с усложнением: он же - ученик Бондаренко! С верхними поддержками трудностей не имел, держал долго и надежно, давая Китри повисеть в воздухе, и «рыбки» в таверне были то, что надо. Правда и партнерша ему досталась полегче, покомпактней и поопытней. А вот в партере его поддержка партнерши была напряженной и не очень ловкой, обнаруживая те же издержки корифейского положения, что и у Цвирко. Но это исправимо с помощью опыта.

Зал чутко реагировал на виртуозность и тепло, исходящее от артиста.

Опять вспоминалось то, что это артист Большого, конечно, уже в прошлом. В этот вечер ему очень удачно аккомпанировали лучшие артисты театра Станиславского - зажигательная Уличная танцовщица - А. Першенкова, утонченная Повелительница дриад - О. Кардаш, юркий и прыгучий как мячик Д. Муравинец - Санчо Панса, шустрые подружки Китри - К. Шевцова и А. Лименько.

С почином Загребина! После Базиля хотелось бы его увидеть в «Сильфиде» Лакотта, там на месте будет его шикарная мелкая техника - не хуже, чем у Цвирко. Впрочем, и Цвирко хотелось бы в первую очередь увидеть в партии Джеймса.

2007
партия в балете «Класс-концерт» (на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера)
Учитель танцев («Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, режиссер Ю. Борисов)
Синьор Помидор («Чиполлино» К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова)
финальный вальс и апофеоз («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича)

2008
па де сис (участник премьеры в Большом театре), Гурн («Сильфида» Х.С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга)
Ален («Тщетная предосторожность» Л. Герольда, хореография Ф. Аштона)
Магедавея, танец с барабаном («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
пара в фиолетовом («Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова в постановке А. Ратманского) — был в числе первых исполнителей балета в Большом театре

2009
мазурка («Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева)
бандиты («Золотой век» Д. Шостаковича в постановке Ю. Григоровича)
Гармонист («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского)
Квазимодо

2010
марсельский танец («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена)
друзья Тибальда («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича)
конюхи, Арап («Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина, новая хореографическая редакция С. Вихарева)
Кот в сапогах («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
квинтет («Herman Schmerman» Т. Виллемса, хореография У. Форсайта)

2011
Флоран, друг Феба («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева)
партия в балете «Chroma» Дж. Тэлбота, Дж. Уайта (хореография У. МакГрегора) -
партия в балете «Симфония псалмов» на музыку И. Стравинского (хореография И. Килиана) - участник премьеры в Большом театре
четыре пастуха
(фрагмент балета «Спартак», показанный в концерте в честь открытия исторической сцены Большого театра)
Злая Фея Карабос («Спящая красавица»)

2012
Русская кукла
(«Щелкунчик»)
четыре щеголя («Анюта» на музыку В. Гаврилина, хореография В. Васильева)
танец невольников («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки)
па де т р уа в «Изумрудах» (I части балета «Драгоценности») на музыку Г. Форе (хореография Дж. Баланчина) - участник премьеры в Большом театре
дуэт («Dream of Dream» на музыку С. Рахманинова в постановке Й. Эло)
две пары («Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Посохова)
первая вариация в па д’аксьон, Дж он Бу ль/Пас с ифонт («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа)
о прич ники («Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича)
па де де («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю.Григоровича)
Тру б очи ст («Мойдодыр» Е. Подгайца в постановке Ю. Смекалова)
Черт («Щелкунчик»)

2013
Золотой божок («Баядерка»)
пешех оды, странная игра, эмбрионы («Квартира», музыка Fleshquartet, постановка М. Эка)
три пастуха («Спартак » А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича )
Меркуцио («Ромео и Джульетта»)
Шут («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича)
Марко Спада, Пепинелли (первый исполнитель в Большом театре) («Марко Спада» на музыку Д. Ф. Э. Обера, хореография П. Лакотта по Ж. Мазилье)

2014
Базиль
(«Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)
Граф N («Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена, хореография Дж. Ноймайера)
сарацинский танец («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Горте нз ио («Укрощение строптивой» на музыку Д. Шостаковича, хореография Ж.-К. Майо) - первый исполнитель
Филипп («Пламя Парижа» )
Шут, друзья Ферхада («Легенда о любви» А.Меликова, хореография Ю.Григоровича)

2015
Лаэрт
(«Гамлет» на музыку Д. Шостаковича в постановке Д. Доннеллана и Р. Поклитару ) - первый исполнитель
главная партия в «Рубинах» (II части балета «Драгоценности») на музыку И. Стравинского (хореография Дж. Баланчина) - дебютировал на гастролях Большого театра в Гонконге
Ферхад («Легенда о любви»)
Злой гений («Лебединое озеро» во второй редакции Ю. Григоровича)
Печорин («Герой нашего времени» И. Демуцкого, часть «Бэла», хореография Ю.Посохова, режиссер К. Серебренников) - первый исполнитель
пара в красном («Русские сезоны»)

2016
партия в балете «Совсем недолго вместе»
на музыку М. Рихтера и Л. ван Бетховена (хореография П. Лайтфута и С. Леон) - участник премьеры в Большом театре
Конрад («Корсар»)
Граф Альберт («Жизель» в редакции Ю. Григоровича)
Беглец («Ундина» Х. В. Хенце, хореография В. Самодурова) - первый исполнитель
Классический танцовщик («Светлый ручей»)
Солор («Баядерка»)
Абдерахман («Раймонда»)
Щелкунчик-принц («Щелкунчик»)

2017
премьеры
(«Этюды» на музыку К. Черни, хореография Х. Ландера)
Петруччо («Укрощение строптивой»)
Хозе («Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрина в постановке А. Алонсо)
пара в красном («Забытая земля» на музыку Б. Бриттена, хореография И. Килиана)
заглавная партия («Спартак»)
Меркуцио («Ромео и Джульетта» в постановке А. Ратманского) -

2018
Нуреев
(«Нуреев» И. Демуцкого, хореография Ю. Посохова, режиссер К. Серебренников)

2019
Леонт
(«Зимняя сказка» Дж. Тэлбота, хореография К. Уилдона)
Голубая птица («Спящая красавица»)
Петр («Светлый ручей»)
Оффенбах («Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха/ М. Розенталя, хореография М. Бежара) – первый исполнитель в Большом театре
солист III части («Симфония до мажор» Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина)
заглавная партия («Иван Грозный»)

В 2016 г. в рамках Молодежной программы балета Большого театра (проект «Лица», Новая сцена) выступил в балете «Любовь есть везде» на музыку И. Стравинского (хореография Ивана Васильева).

Гастроли

Октябрь 2018 г. - партия Принца в балете «Золушка» С. Прокофьева с балетной труппой петербургского Михайловского театра (хореография Р. Захарова, балет возобновлен М. Мессерером; Золушка – Элла Перссон).
Декабрь 2018 г., февраль 2019 г. – заглавная партия в балете «Спартак» А. Хачатуряна (хореография Г. Ковтуна), Михайловский театр (Валерия – Ирина Перрен, Анжелина Воронцова соответственно).
Декабрь 2018 г. – партия Щелкунчика-принца в балете «Щелкунчик» П. Чайковского (хореография В. Вайнонена, постановка И. Зеленского) с балетной труппой Новосибирского государственного академического театра оперы и балета/ НОВАТ (Маша-принцесса – Ксения Захарова).
Июнь 2019 г. – партия Базиля в балете «Дон Кихот» (хореография М. Петипа, А. Горского в редакции М. Мессерера), Михайловский театр (Китри – Анна Тихомирова).

Распечатать

Игорь Цвирко – солист Большого театра, известный партией в спектакле «Спартак» и ролью Рудольфа Нуреева в одноименной постановке Кирилла Серебренникова. В 2018 году артист уехал из России в Будапешт, чтобы работать в Венгерском национальном театре оперы и балета. Но не прошло и полугода, как Цвирко вернулся в Большой. Мы обсудили, почему он не представляет свою жизнь без родных страны и театра, каково приходится артистам, которые покидают Россию, и сравнили сегодняшнюю обстановку в балете с той, которая была во времена Нуреева и Барышникова.

Классический костюм или спортивный?

Зависит от мероприятия, ведь всегда нужно соблюдать дресс-код. В повседневной жизни предпочитаю casual, нежели костюм. В моей профессии достаточно проблематично носить классический костюм, потому что нужно быстро переодеваться из повседневных вещей в репетиционные и наоборот. Стараюсь выбирать то, что быстрее надеть.

При выборе одежды для вас важнее, чтобы она была комфортной или элегантной?

Я стараюсь совмещать комфорт и элегантность. Одеваться как нынешние хипстеры мне, наверное, немного не позволяет воспитание. Возможно, я нахожусь в каких-то модельных рамках, но меня учили одеваться строго, со вкусом и, главное, стараться быть джентльменом в стиле и выборе одежды. Я выбираю такой стиль, который был бы скромным, строгим и не слишком вычурным.

Одеваться как хипстер – это невоспитанно?

Нет, одеваться как хипстер – это быть свободным, когда неважно, что о тебе подумают. Иногда, наверное, я бы хотел так одеваться, но уже вряд ли смогу.

Вы любите экспериментировать со стилем или отдаете предпочтение проверенным вариантам?

Я бы не стал сам специально экспериментировать. Но если находятся люди, которые чем-то меня могут завлечь, предоставить какую-то возможность для экспериментов, то я всегда говорю «да». Потому что жизнь – короткая штука и почему бы не попробовать поэкспериментировать со стилем. Если бы Джон Гальяно предложил мне это, то я бы согласился.

Какую обувь вы носите чаще всего?

Кроссовки. Я стараюсь найти методику, чтобы не зашнуровывать их лишний раз.

Есть на молнии.

Да, но это не то.

У вас есть любимые аксессуары?

Нет, потому что я понял, что я очень рассеянный и забывчивый. Сколько раз я ни пытался носить всякие фенечки, все это оставалось либо в самолетах, либо в поездах, либо в отелях. Даже часы я ношу исключительно редко.

На кого вы ориентировались в вопросах стиля в детстве?

Как мне кажется, в большей степени стиль перенимаешь через актеров. Мне всегда очень нравилось, как выглядит в кино Брэд Питт. Мне нравились фильмы Гая Ричи – с юмором, сарказмом, но при этом всегда очень стильно сделано.

Последние фильмы бондианы – это вообще самая стильная картинка, которая может быть! И конечно, икона стиля – Дэвид Бекхэм.

Вы хотели бы, чтобы ваш сын брал пример с вас в вопросах стиля?

Может быть. Но если он будет не такой, как я, и у него будет свой вектор развития, то я его поддержу. Я не собираюсь ущемлять сына в свободе выбора. Если он захочет одеваться как-то по-другому, то welcome, пожалуйста. Не вижу в этом каких-то преград.

У вас есть мечта о какой-нибудь награде?

Не знаю. У меня нет «Золотой маски», поэтому было бы неплохо ее получить. Ну и Benois de la Danse (ежегодный балетный фестиваль, на котором награждаются артисты балета, хореографы, композиторы и сценографы. – Прим. ред. ). Это все, я думаю, вопрос времени или удачи. Чтобы повстречался и хореограф, и спектакль, в котором заметит жюри. Раньше был статус Principal danseur noble, наивысшая степень признания артистов балета мужского амплуа. Не знаю, что нужно сделать, чтобы обладать этим статусом. Я не гонюсь за наградами. Я больше думаю о том, чтобы творчество, которым я занимаюсь, доходило до зрителей и чтобы они получали удовольствие.

Год назад в одном интервью вы сказали: «Время артиста балета короткое. Наступает момент, когда ты хочешь перемен». Какие главные перемены произошли в вашей жизни за этот год?

За полгода уже столько перемен произошло. Век артиста действительно достаточно короткий. Если ты солист, то твой пенсионный возраст составляет 35 лет, если артист кордебалета, то 38. Ты получаешь пенсионную карточку и можешь ездить на метро бесплатно и пользоваться различными льготами. Поэтому каждый год на вес золота для артиста.

За последние полгода я сначала принял решение покинуть страну, но даже полугода не прошло, когда я понял, что мне очень тяжело без России и Большого театра.

Он был и остается моим домом, где я повзрослел и стал личностью. При этом в качестве примера всегда есть Нуреев, Барышников, которые уезжали и завоевывали себе имена. Но тогда это было другое время, сейчас уже все по-другому происходит. Есть артисты, которые уезжали в 18, сразу после выпуска: Мария Кочеткова, Полина Семенова. Тем, кто оканчивал хореографические училища за границей, было легче освоиться, чем мне в 29. Поэтому адаптационный период был непростой, и я быстро понял, что нужно возвращаться обратно. Вернулся, и опять все то же самое: все спектакли, работа. Все стало динамичным, вернулось в привычный ритм. Я понял, что спокойный ритм европейской жизни не для меня. Мне нужен хаос, мне нужно куда-то бежать, торопиться. В этом мире мне гораздо, как это ни парадоксально, спокойнее.

Про Нуреева и Барышникова вы говорили, что они оба были уникальными артистами и оба покинули Россию, потому что в этой стране они не могли нормально развиваться. Сейчас это изменилось? Теперь в России можно достичь желаемого успеха?

Я думаю, что в России возможно все. Ты можешь добиться чего угодно, главное, четко понимать, чего ты хочешь. При этом, конечно, можно сколько угодно говорить, что можно всего добиться, но, если не будет удачи, если тебе не попадутся люди, которые могут воплотить твою мечту, это будет непросто. Важно разговаривать с людьми, рассказывать им о своих планах. Кто знает, может, сегодня мы с вами поговорим, а через пару месяцев кто-то из нас поможет друг другу в реализации какой-нибудь мечты. Есть много примеров, когда какое-нибудь случайное знакомство оборачивается для людей огромным успехом. Из последнего яркий пример – это Сергей Бурунов. После сериала «Полицейский с Рублевки» этот актер стал появляться везде. То же самое было с Андреем Краско: его не замечали, но потом он снялся в «Агенте национальной безопасности», и его актерская карьера пошла в гору, хотя он был уже далеко не молод. Нурееву было тяжело, потому что его амбиции захлестывали его в советской системе, которой все было подчинено. Ты не мог быть лучше, чем тот, кто был до тебя, и это, наверное, очень сильно зажимало Нуреева – он хотел развиваться, но его пытались остановить, чтобы не выделялся. Быть особенным было в советское время неправильно. Я думаю, что это в какой-то мере помешало и Михаилу Барышникову. Каждый из них нашел себя за границей. Но иногда, когда ты находишься в своей стране, тебе кажется, что в какой-то момент тебя недооценивают, и хочется глобальных перемен. Но стоит тебе уехать, как тебя сразу ждут обратно и ты очень нужен. И ты сам понимаешь, что где было хорошо, а где нет. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Если находишь людей, которым ты доверяешь, которые тебя поддерживают, это очень важно. Главное, найти поддержку. А поддержка всегда в наших близких.

Знаю, что вы хотели сняться в кино. У вас сохранилось это желание?

Да, желание очень большое. Как раз сейчас в апреле выходит фильм Рэйфа Файнса о Нурееве, где снимается мой коллега Олег Ивенко, с которым мы проходили кастинг на роль Рудольфа. В итоге выбор пал на него, и я ему желаю успеха. Своего Нуреева я воплотил в премьерном спектакле в Большом театре. Каждый остался при своем, но сыграть в кино я до сих пор мечтаю. Не знаю, получится ли. Наверное, надо что-то делать в этом направлении.

Можно сказать, что балет и театр – вещи в каком-то смысле родственные. К тому же вы работали с театральным режиссером Кириллом Серебренниковым, который ставил «Нуреева». Хотели бы вы сами попробовать сыграть в спектакле?

Безусловно, я не хочу забирать хлеб у актеров, которые обучаются этому много лет, а потом ищут возможность сыграть несколько ролей. Но, если бы режиссеру было интересно пригласить меня в качестве актера, я бы с удовольствием попробовал. Как я говорил, жизнь одна, и если тебе выпадает шанс попробовать что-то, то почему нет? Конечно, попробовать себя именно в драматическом разговорном жанре очень интересно: в кино, в театре. К сожалению, в балетном спектакле мы ограничены в вопросах языкового аспекта. Надеюсь, что со временем что-нибудь из этого воплотится. Главное же – мечтать.

Что было бы интереснее: классические постановки или что-то современное, перформансы?

Скорее всего, в моем случае это было бы что-то современное, в жанре перформанса. Наверное, то, что сейчас идет в «Гоголь-центре». Там показываются классические вещи, но в современном прочтении.

Балет пока остается искусством «не для всех». Если человек хочет разбираться в балете, какие спектакли нужно посетить в первую очередь?

Есть люди, которые вообще никогда не были на спектакле. Как мне кажется, вести их на «Лебединое озеро» очень опрометчиво, потому что музыка Чайковского и это действие может как заинтересовать, так и вогнать в легкую тоску. Мой совет – выбирать что-то короткое, динамичное или же с глубоким смыслом. Если говорить про Большой театр, то я бы назвал балет «Светлый ручей»: он веселый, с юмором и легко понятен. Второй балет – «Дон Кихот». Там все просто: Испания, солнце, Барселона. «Укрощение строптивой», потому что короткий и динамичный спектакль. Четвертый – «Герой нашего времени», потому что это наше, русское, интересное. И, скорее это должно было быть на первом месте, балет «Спартак», потому что там тоже все понятно: мужской балет, где нет слабых мест и который очень интересно смотреть любому зрителю. Я думаю, что после этих спектаклей зритель захотел бы в театр пойти еще раз и посмотреть что-нибудь другое.

    16 января на телеканале «Россия - Культура» стартовал новый сезон телевизионного конкурса «Большой балет». За звание лучшего дуэта борятся семь пар молодых танцовщиков из шести ведущих музыкальных театров страны. Заглянуть за кулисы «Большого балета» нам помогли артисты, представляющие в проекте Большой театр.

    В этот раз дуэт из Большого был сформирован специально для участия в конкурсе, причём руководство театра решило создать пару из исполнителей с разным сценическим опытом. Прекрасный шанс проявить себя получила первая солистка балетной труппы Дарья Хохлова. Этот проект предоставил молодой танцовщице возможность попробовать себя в разных, иногда неожиданных для неё самой, ипостасях. Вот её яркий и эмоциональный рассказ о том, как это было:

    Даша, как вы попали на «Большой балет»?

    Даша: Я попала туда неожиданно. У меня предполагалось свободное время и я хотела заняться диссертацией. Так вот, именно тогда, когда меня уже все отпустили и мой сезон в театре должен был вскоре закончиться, мне вдруг в один прекрасный понедельник позвонил Сергей Юрьевич Филин и сказал, что есть проект, и что он решил, что мы с Игорем будем участвовать. Мне дали время подумать. До завтра. Собственно говоря, диссертацию я отложила.

    Даша: Конечно, авантюра привлекательная.

    Вы с энтузиазмом это встретили или нет?

    Даша: Когда ты что-то уже спланировал, у тебя уже начертан график, и тут вдруг всё рушится, это всегда не очень хорошо. То есть энтузиазм в процессе работы появился, когда уже репертуар выстроился. Потому что самое сложное было - выстроить репертуар и договориться, когда к нам кто приезжает, когда мы с кем работаем.

    Вы сами договаривались?

    Даша: Нет. Это Гетьман договаривался, как менеджер он это всё делал. И репертуар тоже мы не сами выбирали. Когда мы пришли к Сергею Юрьевичу определиться с репертуаром, в итоге из того, что мы назвали, только номер из «Марко Спада» и остался. Всё. Мы собирались «Спартак» делать. Нам сначала сказали: «Конечно-конечно, можно». А потом: «Нет, нельзя». Из-за авторских прав нельзя. И в итоге мы в последний момент, буквально за пять дней до проекта, «Сильфиду» станцевали, благо она была танцованная. Пошли по пути наименьшего сопротивления. Она, кстати, удачно прошла, так что слава богу.

    У вас какая программа была?

    Даша: Дуэт из «Укрощения строптивой», па-де-де из «Сильфиды», па-де-де из «Марко Спада», соло…

    Какое соло?

    Даша: У Игоря - из балета «Пламя Парижа», у меня - вариация из «Мойдодыра». Это был провал! Самодуров приезжал, мы с ним тоже неделю работали. И ещё Марко Гёкке и Посохов. Всё.

    То есть у вас было семь номеров?

    Которые вы не выбирали. Вам фактически их предложили?

    Даша: Да, хореографы нам предложили, дали посмотреть. Самое интересное, наверное, было работать с ассистентом Марко Гёкке - с Фабио Паломбо. Когда мы пришли к нему на первую репетицию, мы даже примерно не знали, что это будет, из какого балета и под какую музыку. Мы вообще не знали. И он говорит: «Давайте выучим первое движение без музыки. Просто выучим». Первым там начинается соло Игоря. Я сижу, смотрю. Он дёргается и дёргается. И что дальше? И тут Фабио включает музыку, и это оказывается Патти Смит, панк-рок. Это, наверное, самый классный современный номер, который я когда-либо танцевала. Я с такой отдачей это делала. Я впервые поняла, что могу получать такое колоссальное удовольствие от кардинально современного танца. Я в штанах таких широких, то есть фигуры не видно, пластики в принципе не видно, пальцев нету. И это было классно, самый что ни на есть позитив. Конечно, после репетиций всё безумно болело, как будто меня палками били. Я каждый день на массаж ходила. У меня всё просто отваливалось.

    Потому что непривычные мышцы работают?

    Даша: Да, да. В итоге это была наша последняя программа. Нас оценили.

    Сколько всего было участников?

    Даша: Семь пар.

    Вы на конкурентов смотрели, как они танцуют?

    Даша: Ой, вообще не до того было. Я вот сейчас посмотрю. Мы просто реально не успевали.

    То есть вы просто приходили, вас снимали - и всё?

    Даша: Ну, так не получалось, потому что там всё очень всегда затягивалось. Условно говоря, съёмки должны начаться в шесть, а они начинались в семь тридцать. Ты, например, идёшь каким-нибудь третьим номером. Оп! Пересняли. Оп! Интервью. Долго - один поговорил, второй поговорил, третий поговорил, все члены жюри поговорили. И никак нельзя распределить время. Например, как в спектакле: после этой вариации я выхожу - когда греться, когда причёсываться…

    И вот вы станцевали…

    Даша: Нам оценки поставили. Нет, там все говорили, там не было оценок. Либо тебе «да» говорят, либо «нет». Мы станцевали, идём к ведущим и даём интервью. Таким вот образом… (часто и громко дышит). Дали интервью, и потом каждый член жюри говорит то, что он думает. Кто-то из членов жюри тебя что-то спросит - ты отвечаешь.

    А как вы станцовывались с Игорем?

    Даша: Ой, отлично! Мы прекрасно сработались. Мы уже до этого танцевали вместе, не развёрнутые партии. Игорь - человек безумно ответственный и, действительно, высокого класса профессионал. У нас на максимум эффективности настроенная работа, без всяких там лишних капризов и прочего. У него ещё был «Герой нашего времени», поэтому времени реально оставалось очень мало. Мы всё постарались распределить: вот сейчас мы час учим это, вот сейчас полчаса перерыв, вот сейчас полтора часа учим то.

    Представьте такую ситуацию. Вам говорят: «Плёнки потеряны, давайте снимать заново». Вы ту же самую программу стали бы танцевать? Или что-нибудь бы изменили?

    Даша: Ну, я не знаю. Самым неудачным у меня был «Мойдодыр». Я просто знаю, что не могу никогда выходить и танцевать одна вариацию. Просто вариацию, вырванную из балета, - я её не могу танцевать, хоть сколько репетируй. Когда любая вариация, даже вставная, идёт в спектакле - это другое дело, это пожалуйста. Но когда я выхожу на голую сцену и одна танцую вариацию - для меня хуже наказания просто нету.

    Там условие было такое?

    Даша: Да. Одна программа соло. Когда вариация идёт в па-де-де - это пожалуйста. Всё равно есть какой-то контекст, какая-то история. Даже адажио, вырванное из балета, - это хотя бы про двух людей, то есть тут уже есть завязка. А когда я просто одна вышла и станцевала трюк - я так не могу. Спортивное - это абсолютно не моё.

    Может быть, что-то другое надо было взять?

    Даша: Другое было бы ещё худшим наказанием для меня.

    То есть это самое лучшее из худшего?

    Даша: Да. На эту программу мы выходили последним номером, и это было в 11 ночи. Поэтому ладно, прошло, и слава богу. Во всяком случае, у меня получилось так: в этот раз я танцевала героиню-девочку из детского спектакля, в следующей программе - такое на грани эротики адажио Посохова, а через программу - суперконтемпорари Гёкке. То есть вообще диаметрально противоположные образы. И это, конечно, интересно. Даже мне самой. Я даже каждый раз так смотрела на себя в зеркало, когда меня гримировали: сегодня мне вот это, а вот сегодня мне вот это. Приятно.

    А для вас гримирование - уже часть номера?

    Даша: Да, конечно. Ты на себя смотришь и представляешь себя немножечко со стороны, наверное. То есть я смотрю на себя в зеркало, и там я действительно уже постепенно преображаюсь.

    В конечном итоге довольны, что поучаствовали в проекте?

    Даша: Да. Довольна. Это очень интересный опыт. Но я довольна ещё, что это всё благополучно закончилось - без травм и каких-то неприятных вещей.

    Вы что-то вынесли оттуда?

    Даша: Безусловно. Это просто колоссальный опыт.

    Колоссальный опыт чего?

    Даша: Семь программ за месяц сделать - в театре, при репертуарной политике, это просто нереально. Это бы заняло год. То есть, условно говоря, КПД повышен в 12 раз. То, что можно было учить на протяжении целого сезона, а то и двух, тут вдруг раз - за месяц всё экспресс-темпами освоено. Потом интересно чисто с драматической стороны, со стороны «переодевания», что ли. Раз - и у тебя диаметрально противоположные образы. Мне это очень понравилось.

    Вы бы сейчас оставили что-нибудь из того репертуара?

    Даша: Да, безусловно. Однозначно, па-де-де из «Марко Спада», адажио из «Укрощения строптивой», адажио Посохова и Гёкке. Вот эти четыре программы точно.

    Партнёром Дарьи Хохловой по проекту стал ведущий солист театра Игорь Цвирко. Вот что говорит об артисте его нынешний пердагог Александр Ветров: «Когда я пришел в театр, Игорь подошел ко мне и сказал, что у него нет педагога и он очень хотел бы попробовать со мной поработать. У меня в то время было два танцовщика: Семен Чудин и Дэвид Холберг, такие звёздные ребята. И мы начали репетировать. Быть педагогом - сложная работа, поэтому у нас, как правило, два-три ученика. Это сейчас у меня гораздо больше ребят. Пока меня на всех хватает, и я стараюсь каждому отдавать себя по полной. С Игорем путь у нас был тернистым. Он переживал, и его всё время беспокоило то, что никак не наступает прорыва. Я точно сформулировал для него тезис, что единственно правильный путь - это умение в себя верить, ждать и быть готовым. Так оно и получилось. Я всегда говорил ему, что я в него верю, несмотря на его недоверие к своим возможностям. Да, его долго держали, не давали шанса, но он и не был готов, если честно. Работа требует времени. Это как делать скульптуру».

    Сейчас в репертуаре Цвирко ряд главных партий, в том числе роль Печорина в прошлогодней премьере «Героя нашего времени», репетиции над которой шли одновременно с подготовкой к конкурсу. Вот что говорит об участии в проекте сам артист:

    Игорь, вы рады были, когда вас пригласили поучаствовать в пректе «Большой балет»?

    Игорь: Да, мне было приятно, что руководство театра выбрало мою кандидатуру. Было приятно, но очень сложно, на самом деле.

    Если бы сейчас, уже зная, как всё будет, вы получили бы это предложение, вы бы что-то поменяли?

    Игорь: Да, репертуар бы поменял.

    Как вы его выбирали?

    Игорь: Не мы его выбирали, а нам выбирали (улыбается). Наши пожелания, конечно, были, но…Нам пригласили хореографа Вячеслава Самодурова. Привезли другого хореографа, благодаря Анне Абалихиной, - Марко Гёкке. Ещё мы танцевали «Марко Спада» Пьера Лакотта, миниатюру Посохова. Номера нам достались очень красивые, шикарные. Какие-то я поменял бы, наверное. А может, всё оставил бы как есть.

    Вы удовлетворены выступлением?

    Игорь: Да, очень. В целом.

    Что вам дало участие в проекте?

    Игорь: Наверное, понимание того, что даже когда ты очень устал и уже нет сил ничего делать, всё равно приходится это делать. Потому что съёмки проходили в конце сезона, очень тяжелого и изнурительного. После премьеры «Героя нашего времени». Мы с Дашей мало виделись. У нас было из семи номеров пять абсолютно новых. Мы с ней, кроме вставного па-де-де, ничего не танцуем. Приходилось между постановочными репетициями «Героя нашего времени» ещё ходить и репетировать к проекту, и это было очень тяжело. А потом, уже на съёмках, - это ведь тоже не просто сидеть, это ожидание, когда тебе надо выйти. Там же всё в режиме живого времени.

    Зато у вас появилась возможность потанцевать то, что, может быть, вы бы вообще не станцевали?

    Игорь: Да, конечно. Например, номер Марко Гёкке, который очень мне понравился. Это, я считаю, один из тех моментов, который, знаете, когда уже станцевал, думаешь: «Какой классный номер!». И репетируя, получаешь удовольствие. Это из того же разряда, что и номер Посохова на музыку Рахманинова. Тоже очень красивый, потрясающий номер. И, естественно, проект дал такую возможность - станцевать шикарные номера. Плюс общение с Дашкой. Очень хороший человек, позитивный. Поэтому я рад, что мы с ней были на проекте.

    Про результаты мы говорить не будем, сохраним интригу. Но вы рассчитывали на победу в проекте?

    Игорь: Мы с Дашей не думали о победе. Было много отличных пар. Три пары из Санкт-Петербурга: две из Мариинского театра и одна из Михайловского. Нам часто пытаются навязать, что это соперничество Москвы и Петербурга. У москвичей никогда не было такого, что мы с кем-то соперничаем. У меня, по крайней мере, точно нет такого ощущения. Каждый делает своё дело. Поэтому с Дашкой, на самом деле, у нас было только одно желание - всё хорошо станцевать, чисто, чтобы хорошо всё отсняли. И главное - уйти в отпуск без травм. Это было основным. А уже как там что сложится, это не так важно.

    Кто кроме питерцев понравился?

    Игорь: Да, были пермяки очень хорошие, казанцы (те, что японцы). Все очень хорошие ребята, талантливые. Я надеюсь, что у всех всё будет хорошо там, где они танцуют. Может, их даже куда-то пригласят в другие места. Балет развивается в России, и слава богу!

    Игорь, у меня есть еще два очень важных вопроса и мне надо их вам задать. Первый: ваша любимая футбольная команда?

    Игорь: Это футбольный клуб «Челси»! Я знаком с его владельцем Романом Аркадьевичем Абрамовичем! А также я переживаю за московский «Локомотив».

    Вот второй вопрос как раз об этом - я видела ваше фото и на вас был шарф «Челси»: это любовь или дань клубу члена попечительского совета театра?

    Игорь: Когда я начал болеть за футбольный клуб «Челси»? Это было очень давно. Как мне кажется, все совпало вместе, я увлекся футболом. Мы с товарищем переживали за Локомотив. В одной из лучших лиг мира по футболу (это Англия) было превосходство «Манчестер Юнайтед» и «Арсенала». «Челси» был крепким середняком, но они меня подкупили своей формой - мой любимый синий цвет. И вот Абрамович приобрел футбольный клуб. Помню, еще в училище по НТВ показывали матчи Лиги Чемпионов, я до 2:00 утра смотрел матчи, в которых играл «Челси»! Переживал, болел, расстраивался и мечтал когда-нибудь попасть на матч «Челси», на его домашней арене Стэмфорд Бридж. Прошли годы... Конечно, я никак не ожидал,что Роман Аркадьевич будет в числе членов попечительского совета! Я так с трепетом ждал его за кулисами чтобы сфотографироваться с шарфом! Эмоции может понять, наверное, только болельщик! Ну а когда на гастролях в Лондоне я оказался на трибуне заветного стадиона, то вообще не мог поверить! Вот уж точно - мечты сбываются! Жена знает, что когда «Челси» проигрывает, меня лучше не трогать. Так что это никакая не дань. Мой интерес к клубу был гораздо раньше, чем Абрамович стал членом Попечительского совета!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры