В Большом Театре состоится Фестиваль «Бенуа де ла Данс» (Benois de la Danse).

Главная / Развод

Международная балетная премия «Бенуа де ла данс» (Benois de la danse) в 25-й раз назвала победителей и представила триумфаторов прошлых лет. Два концерта - «Новые лауреаты» и «Звезды «Бенуа де ля данс» подвели итоги четвертьвекового пути, пройденного командой этого популярного приза.

Концерт звезд на исторической сцене Большого театра парадно завершился «Классическим па-де-де» Гзовского в исполнении хозяев площадки Ольги Смирновой и Семена Чудина, а до того представил сочинения грандов мировой хореографии - Ролана Пети, Мориса Бежара, Ханса ван Манена, Начо Дуато, Уэйна МакГрегора, Каролин Карлсон. Еще один полноправный участник этого списка сам появился на сцене. Прославленный швед Матс Эк вместе с не менее знаменитой супругой Аной Лагуной показал «Память» на музыку Ника Рельке, в которой двое уже немолодых людей вспоминают прошедшее, грустят о несвершившемся и надеются на будущее. Уже за одну эту пронзительную композицию «Бенуа де ла данс» можно простить все конъюнктурные и организационные грехи.

К чему этот неюбилейный пассаж? К тому, что театральная общественность оценивает «Бенуа де ла данс» по-разному. Противники проекта утверждают, что звание балетного «Оскара», которым иногда жонглируют, она носит незаслуженно - дескать, отборщиков тут нет, номинантов называют члены жюри, они же определяют победителей. Сторонники указывают на бескорыстный характер начинания - артисты, приезжающие на гала-концерты, выступают бесплатно, весь сбор - немалый, учитывая цены на билеты в Большой театр, - идет в пользу артистов-ветеранов.

Истина, как всегда, посередине. С одной стороны, мероприятие, подводящее итоги прошедшего сезона и отмечающее его лучших представителей, действительно можно назвать корпоративным. Бессменный председатель жюри Юрий Григорович из года в год приглашает в судьи своих коллег - худруков и директоров, а они, в свою очередь, выдвигают номинантов из подведомственных им театров. С другой - у патриарха мирового балета столько разнообразных друзей и почитателей, что диапазон стилей, жанров и исполнителей - а это гарантия зрительского интереса - премии обеспечен. Даже при том, что зрителям не всегда удается посмотреть композиции, за которые участники номинированы: уставом приза предусмотрены замена номера и даже отсутствие лауреата по болезни или занятости.

Что касается юбилейного вручения, то оно продемонстрировало все плюсы и минусы этого незаурядного проекта. Собравшиеся так и не увидели достижения победительницы в номинации «Лучший хореограф» Кристал Пайт, удостоенной награды за постановку балета «Канон сезонов» в Парижской опере. В то же время наличие в программе сочинений ее конкурентов Алексея Ратманского (дуэт из балета «Семь сонат» в исполнении солистов Балета Сан-Франциско Лорен Стронджин и Джозефа Уолша) и Сиди Ларби Шеркауи (дуэт из балета «Дидона и Эней», солисты - Дрю Джакоби и Матт Фоли) заранее гарантировало яркие впечатления. Особенно хороша была не виданная ранее на московской сцене композиция из «Дидоны». Если и весь балет сделан на подобном уровне, то марроканца из Фландрии можно смело зачислять в высшую хореографическую лигу, где давно и заслуженно обретается Ратманский.

Звание лучшего танцовщика по праву разделили Уго Маршан, представляющий «Гранд-опера», и премьер Большого театра Денис Родькин, сорвавший овацию за дуэт из «Дамы с камелиями» (партнерша - Нина Капцова). Лучшей танцовщицей жюри признало этуаль Парижской оперы Людмилу Пальеро, которая в Москву не приехала. Приз с ней разделила малоизвестная балетному миру Мария Риккето (Национальный балет Уругвая), и это явно конъюнктурное решение, призванное поддержать латиноамериканскую труппу.

Публика выдала выступающим свои призы зрительских симпатий, то есть особо бурные аплодисменты. По-настоящему завели зал два номинанта - прыгучий, как мячик, солист Вашингтонского балета Бруклин Мак (па-де-де Дианы и Актеона, партнерша Айрано Кимура) и экспрессивная кореянка Сеюл Ки Пак (дуэт Фригии и Спартака, партнер Дже У Ли).

Муза Джона Крэнко и Джона Ноймайера Марсия Хайде получила приз в самой почетной номинации «За жизнь в искусстве».

Я верю, лучшее еще впереди, - заявила балерина и продемонстрировала залу приз-статуэтку работы Игоря Устинова.

С этой скульптурой, изображающей танцующую пару, оказалась связана единственная мировая премьера нынешней концертной дилогии. Вечер лауреатов открылся композицией Toi Moi («Ты и я») на музыку Игоря Демуцкого в хореографии Юрия Посохова (исполнители - Виктория Джайани и Джозеф Уолш). Постановщик явно вдохновлялся созданиями Леонида Якобсона и Бориса Эйфмана, оживлявших скульптурные изображения Родена. Правда, его предшественники, дав артистам потанцевать, всё же собирали тела в итоговую позу. Посохов же, совершив экскурс по различным телоположениям, этим финалом пренебрег: возможно, решил, что за 25 лет зрители и так запомнили, как выглядит приз «Бенуа де ла данс».

5 и 6 июня 2018 в Москве, на Исторической сцене Большого театра России, при поддержке Министерства культуры Российской Федерации пройдет 26-й Международный балетный фестиваль «Бенуа де ла Данс».

Зрители увидят самые яркие работы в хореографии за прошедший год.

В шорт-листе премии в этом году - 26 номинантов, среди которых - восемь хореографов, шесть балерин, семь танцовщиков, три композитора и два сценографа.

Лидером по числу номинаций стал балет Большого театра «Нуреев» на музыку Ильи Демуцкого, в хореографии Юрия Посохова, в режиссуре и сценографии Кирилла Серебренникова.

Среди балерин на приз «Бенуа де ла Данс» номинирована Светлана Захарова за партию Анастасии в «Иване Грозном» в Большом театре. Также в список номинанток вошли: Аманда Гомес из Казанского театра оперы и балета, Дрю Джакоби из Королевского балета Фландрии, Юргита Дронина из Английского национального балета, Ако Конодо из Австралийского балета и Сэ-Ын Пак из Балета Парижской оперы.

Обладателями награды среди танцовщиков могут стать: премьер Большого театра Владислав Лантратов, номинированный за исполнение заглавной партии в «Нурееве», а также Кевин Джексон из Австралийского балета, Пабло Легаса из Балета Парижской оперы, Микеле Сатриано из Балета Римской оперы, Исаак Эрнандес из Английского национального балета, Даниэль Камарго и Марайн Радемакер из Национального балета Нидерландов.

В композиторской номинации представлены: Жорже Ду Пейше, Берна Сеппас и Илья Демуцкий. Среди хореографов на приз претендуют: Марко Гекке, Дебора Колкер, Джон Ноймайер, Михаил Барышников, Александр Экман, Лоран Илер, Тьерри Маланден и Юрий Посохов. В номинации сценографов заявлены Гринго Кардия и Кирилл Серебренников.

5 июня, помимо номинантов премии, в вечере примут участие прима-балерина Берлинского государственного балета Полина Семионова и прима-балерина Балета Сан-Франциско Мария Кочеткова. На сцену выйдут танцовщики Парижской оперы Людмила Пальеро и Юго Маршан.

Анна Ладере и Эдвин Ревазов выступят с отрывком из гамбургской «Анны Карениной» Джона Ноймайера. Дуэт из «Кармен» Ролана Пети исполнят Микеле Сатриано и Наталия Кущ из Римской оперы, а па-де-де из «Дон Кихота» станцуют премьеры Английского национального балета Юргита Дронина и Исаак Эрнандес.

6 июня состоится гала-концерт звезд балета - лауреатов разных лет «Петипа посвящается! Классика глазами современных хореографов». В программу войдут как классические, традиционные фрагменты из балетов Мариуса Петипа, так и неоклассические версии.

В этот день на сцену Большого театра выйдут Мария Кочеткова, Полина Семионова, Иван Зайцев, Татьяна Мельник, Бруклин Мак, Екатерина Крысанова, Денис Родькин, Софиан Сильве, Карло Ди Ланно, Дэвид Доусон, Люсия Лакарра, Хосуэ Ульяте, Виктор Ульяте, Джэ-У Ли, Наталия Осипова и Джейсон Киттельбергер.

В рамках гала-концерта «Петипа посвящается! Классика глазами современных хореографов» будут представлены и мировые премьеры: сюита Фей из пролога «Спящей красавицы» Дрю Джакоби, дуэт из «Проделок Амура» в исполнении Игоне-Де Йон и Даниэля Камарго, а также «Па де Петипа» в исполнении Виктории Терёшкиной и Ксандера Париша.

Международный балетный приз «Бенуа де ла Данс» (Benois de la dansе), известный в мире как балетный «Оскар», присуждается ежегодно за наиболее выдающиеся работы в области хореографии за минувший год. Приз Benois de la dansе учрежден в 1991 году в Москве Международной ассоциацией деятелей хореографии (ныне Международный союз деятелей хореографии) и представлен впервые в том же году на сцене Большого театра России.

С первого дня существования программы ее художественным руководителем и председателем жюри является президент Международного союза деятелей хореографии, выдающийся хореограф Юрий Григорович.

Дирекция и организатор программы - общественная некоммерческая организация «Центр Бенуа». Автор статуэтки приза - известный скульптор Игорь Устинов, представитель прославленного семейства Бенуа.

В 1996 году приз включен в программу ЮНЕСКО «Всемирное десятилетие культуры». В 2002 году Министерство культуры Российской Федерации включило проект в федеральную программу «Культурное наследие России». В 2009 проект «Бенуа де ла Данс» получил патронат и право на логотип Европейского культурного парламента как программа международного значения.

МОСКВА, 30 мая. /ТАСС/. Лауреатами международной балетной премии "Бенуа де ла данс" (Benois de la danse) стали представители балетных сцен России, Франции, Уругвая. Церемония вручения премии, которую по праву считают балетным "Оскаром", состоялась на Исторической сцене Большого театра России и стала юбилейной, 25-й.

Приз вручается за лучшие работы прошлого сезона. Лучшим в номинации "Хореографы" стала Кристал Пайт за постановку "Канон сезонов" Балета Парижской национальной оперы.
Первыми среди "Танцовщиц" стали Людмила Пальеро (Балет Парижской национальной оперы) и Мария Риккето (Национальный балет Уругвая).

Принимая приз, Родькин поблагодарил своего педагога Александра Ветрова, партнершу по спектаклю Светлану Захарову и легендарного хореографа Юрия Григоровича, на чьих спектаклях вырос. "Для меня большая честь получить этот приз на сцене Большого театра. Наверное, это будет для меня одна из самых знаковых наград", - признался танцор.

Балерина и актриса бразильского происхождения Марсия Хайде получила приз в самой почетной номинации - "За жизнь в искусстве".

Принимая награду, Хайде назвала происходящее "волшебством" и поблагодарила жюри и всех хореографов, с которыми работала на протяжение карьеры.

"У меня есть кое-что, с чем я просыпаюсь. Я говорю: лучшее еще впереди", - провозгласила она и в победном жесте подняла статуэтку, изображающей танцующую пару, работы Игоря Устинова.

Хайде начала профессиональное образование в Рио-де-Жанейро, затем училась в школе Английского Королевского балета. В 1961 году хореограф Джон Кранко, только что возглавивший Штутгартский балет, пригласил ее в эту труппу в качестве первой солистки. В следующем году она стала прима-балериной. На протяжении последующих лет она была музой-вдохновительницей хореографа, создавшего для нее свои знаменитые балеты "Ромео и Джульетта", "Онегин", "Укрощение строптивой", "Жар-птица".

Марсия Хайде также сотрудничала с такими известными хореографами, как Кеннет Макмиллан, Морис Бежар, Джон Ноймайер. Работала почти со всеми крупнейшими труппами мира. Ее партнерами были Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Энтони Доуэл, Хорхе Донн и другие. За свою яркую жизнь в искусстве выдающаяся балерина и удостоена приза "Бенуа де ла данс" в самой почетной номинации.

Неизменным председателем жюри стал народный артист СССР Юрий Григорович. В связи с юбилеем приза в этом году в жюри вошли только лауреаты "Бенуа де ла данс" разных лет: художественный руководитель Национального балета Уругвая Хулио Бокка, прима Большого театра Светлана Захарова, художественный руководитель Венского государственного балета Манюэль Легри, художественный руководитель Национального балета Кореи Сю Джин Кан, художественный руководитель Вашингтонского балета Джули Кент, экс-директор балета Парижской национальной оперы и художественный руководитель Биеннале танца в Канне Брижит Лефевр, хореограф Йорма Эло.

Продолжение фестиваля

Завтра, 31 мая, состоится гала-концерт "Звезды Бенуа де ла данс - лауреаты за четверть века". В исполнении лучших танцовщиков мира будет представлена хореография Ролана Пети, Мориса Бежара, Ханса ван Манена, Матса Эка, Уильяма Форсайта, Начо Дуато, Уэйна МакГрегора, Каролин Карлсон и других известных хореографов. Как сообщили организаторы, также будут показаны сочинения, созданные лауреатами Бенуа специально к юбилею. К примеру, Иван Васильев поставил дуэт, который исполнит со своей супругой Марией Виноградовой.

По традиции, сбор от гала-вечеров фестиваля "Бенуа де ла данс" передается в виде персональной материальной помощи наиболее нуждающимся ветеранам балета различных танцевальных коллективов Москвы.

"Бенуа де ла данс"

Премия была учреждена в 1991 году Международным союзом деятелей хореографии. Премией, не имеющей аналогов в международной практике, отмечаются наиболее талантливые работы в области хореографии за минувший год. Как правило, претендентами на награду становятся представители основных балетных профессий: хореографы, балерины, танцовщики. Выдвигают номинантов сами члены международного жюри, которое в итоге и определяет лучших.

Фестиваль "Бенуа де ла данс" проводится при поддержке Министерства культуры РФ. Информационным партнером выступает агентство ТАСС.

Международный приз Бенуа де ла Данс, один из самых престижных в мире балета, отметивший в прошлом году свой четвертьвековой юбилей, в этом году, кажется, обрел новое дыхание.

2018 год необычный, балет отмечает 200-летие Петипа, и в привычные сроки (конец мая) Бенуа не попал. Большой, на сцене которого происходит фестиваль, как раз в конце мая – начале июня провел свои юбилейные концерты, отодвинув Бенуа на июнь.

photo by M.Logvinov

Впервые за всю историю приза в выборах победителя не участвовал его отец-основатель Юрий Григорович: 91 год – не шутка, здоровье не позволило ему принять участие в обсуждениях, и бессменного председателя в жюри сменил его сопредседатель – известный российский балетмейстер Борис Эйфман.

В этом году Бенуа собрал сильное жюри, в него вошли, в том числе, молодые амбициозные худруки известных европейских балетных компаний, в недавнем прошлом артисты с международной известностью, работавшие в именитых театрах – Николя Ле Риш (сейчас худрук Шведской королевской оперы, в прошлом этуаль Парижской оперы), Тамара Рохо (худрук Английского национального балета, в прошлом прима Ковент-Гардена), Элеонора Абаньято (худрук Римской оперы, в прошлом этуаль Парижской оперы), а также авторитетный эксперт в области современного танца Самюэль Вюрстен – арт-директор Голландского танцевального фестиваля, директор учебных программ европейских университетов искусств в Роттердаме и Цюрихе, известный в России как куратор программы «Контекст» Дианы Вишневой.

photo by M.Logvinov

Персональный состав жюри Бенуа конкретного года имеет решающее значение – именно члены жюри определяют круг номинантов. Отборный состав жюри этого года обеспечил высокий профессиональный уровень конкурса и высокое качество гала номинантов – так называется первый концерт двухдневного фестиваля. Традиционно второе гала (лауреатов прошлых лет) фестиваля выглядит привлекательней для публики из-за присутствия звезд, но в этом году правило было нарушено, и именно гала номинантов было более интересным. Впрочем, звезды на первом гала тоже светили – например, Полина Семионова или Мария Кочеткова, получившая совместный приз Бенуа-Позитано (в Позитано, Италия, также ежегодно вручаются международный балетный приз имени Леонида Мясина). А аналогичный приз Бенуа де ла Данс – за личный вклад в развитие балетного искусства – был присужден великой балерине Наталье Макаровой. Она не приехала в этом году, но в следующем обещала почтить фестиваль своим присутствием.

Илья Демуцкий/ photo by M.Logvinov

Главный итог конкурса международного балетного приза Бенуа де ла Данс 2018 года уже широко известен и откомментирован: призы этого года по четырем номинациям получили создатели резонансного балета «Нуреев» Большого театра: лучший хореограф – Юрий Посохов, лучший танцовщик – Владислав Лантратов (участник премьеры), лучший композитор – Илья Демуцкий и лучший художник (несколько необычная номинация для «отца» «Нуреева» – автора идеи, продюсера, режиссера и, наконец, автора сценографии) – Кирилл Серебренников. Конкурс этого года был сильным, и прямым конкурентом «Нуреева» была, например, новая «Анна Каренина» от мэтра мировой хореографии Джона Ноймайера (спектакль после премьеры в Гамбурге обрел также прописку в Москве). Среди номинантов были и отличные танцовщики, и сильные балетмейстеры. На гала номинантов был исполнен отрывок из спектакля, мужской дуэт: Нуреев – свежеиспеченный лауреат Бенуа Владислав Лантратов, Эрик – Денис Савин. У московского зрителя уже в этом месяце есть возможность самому оценить этот неординарный, синтетический спектакль – в конце июня объявлен второй показ спектакля после премьерной серии в декабре.

Мощный творческий коллектив, создавший «Нуреева», – не единственный победитель Бенуа этого года. В номинациях «лучший танцовщик» и «лучший хореограф» – привычный для последних Бенуа дубль победителей. Оба приза разделены между россиянами и латиноамериканцами: вместе с Владиславом Лантратовым лучшим танцовщиком года признан Исаак Эрнандес, рожденный в Мексике, танцующий в Английском национальном балете и выдвинутый за роль Базиля в «Дон Кихоте» Римской оперы. Номинированную работу Эрнандес представил в гала, насколько это позволил формат концерта: парадное па де де он исполнил, показав сочетание виртуозности и стилевой выделки партии. Его партнерша, солистка того же ENВ и балета Канады Юргита Дронина (выдвинута на Бенуа за Сильфиду) была непривычной Китри, представив лирическую интерпретацию партии вместо привычных московскому глазу бравуры и шика.

В пару с Юрием Посоховым лучшим балетмейстером года по версии Бенуа стала бразильянка Дебора Колкер. О яркой театральности с экзотическим оттенком «Собаки без перьев» можно было судить только по короткому видео (номинированы были также авторы музыки и художник этого спектакля). Колкер, дама элегантного возраста, поблагодарившая после вручения приза в первую очередь своего внука, эмоционально отреагировала на получение приза, попрыгав и покружившись на сцене.

Сэ Ын Пак /photo by M.Logvinov

В отличие от мужской номинации, лучшая танцовщица была выбрана только одна – и ей стала кореянка Сэ Ын Пак из Парижской национальной оперы за «Бриллианты» Баланчина, но на гала она станцевала вариацию из другой части «Драгоценностей» – «Изумрудов» (не нашлось партнера?). С другой стороны, все логично: именно «Изумруды» были сочинены Баланчиным как оммаж французскому балету. Французский балет после довольно яркого периода исполнительского всплеска, подарившего миру Гиллем, Ле Риша, Легри, Герен, Дюпон, переживает не лучшие времена, и выступление Сэ Ын Пак еще раз подтвердило этот диагноз – суховатая, интровертная подача хореографического текста балерины не отразила загадочного свечения самой поэтичной части «Драгоценностей». К слову сказать, и самой неподатливой для интерпретации, но раньше французы это умели делать…

Дебора Колкер/ photo by M.Logvinov

В победителях конкурса оказались в основном академисты, и хотя программа гала была привычно сбалансирована между классической, неоклассической и современной частью, главная партия в первый вечер фестиваля осталась за современным танцем. После гала показалось удивительным, что столь щедро и неординарно представленный на гала номинантов современный танец почти не заслужил поощрения жюри (приз Деборе Колкер можно считать скорей данью экзотике). Но сразу же после вручения призов начался концерт, и срез современного состояния мировой балетной сцены предстал совсем иным. Этот вечер вернул почти забытые ощущения, за которые Москва так любила Бенуа все 90-е и начало нулевых, – радость открытия новых имен и новой хореографии, тем более острые на новом витке российской истории, когда Россия переживает разворот к консервативным традициям и культурному изоляционизму.

В этот вечер вспоминался Константин Треплев из чеховской «Чайки» с его идеей фикс «нужны новые формы»: Форсайт, не новый, но не теряющий своей актуальности, три мужских дуэта, два номера от новомодного Геке… Всё исполнено на высоком, высочайшем или экстраординарном уровне.

Отрывок из форсайтовского «Хермана–Шмермана», единственного балета Форсайта, который когда-то шел в Большом, представил танцовщик Парижской оперы Пабло Легаса – фирменный стиль Форсайта был подан им с разящей хлесткостью и одновременно с латинской грацией, заставившими пожалеть, что фрагмент из балета был таким коротким.

photo by M.Logvinov

Собранные в одном концерте, три мужских дуэта были разительно непохожи. Один (из «Нуреева») – традиционная неоклассика, отрывок из сюжетного спектакля, начало любовной истории, случившейся в жизни между двумя балетными колоссами ХХ века – Нуреевым и Бруном. Второй дуэт – «Вдвоем и только» В.Кейндерсма, за который был номинирован Марэйн Радемакер, многолетний премьер Штутгартского балета (его партнер – Тимоти ван Паукке оказался уровнем не ниже) создан на более свободном хореографическом языке, но и этот, более актуальный, язык показался устаревшим на фоне остросовременной, энергоемкой, скоростной лексики молодого, но уже известного немецкого хореографа Марко Геке. В мужском дуэте Геке «Полночная рага» вышли солисты Нидерландского театра танца-2 (молодежная труппа NDT) Мигель де Карвальо и Гейдо Дютил.

Геке в Россию первым привез «Контекст» (с подачи нынешнего члена жюри Бенуа Вюрстена), недавно его хореографию исполнил МАМТ, так что с хореографией Геке в Москве уже знакомы и, слыша фамилию Геке, мы примерно знаем, что увидим. Пластический язык Геке узнаваем с первой секунды, за которую танцовщики ухитряются сделать несколько движений. Хореографический новояз Геке кажется очень ограниченным – большей частью ручная эквилибристика в ураганном темпе, мало зависимая от музыкального сопровождения (движений в разы больше, чем нот, мужской дуэт шел на этнику, тишину, потом две попсовые песни), тем не менее номера от Геке восхищают. Кажется, он мобилизует скрытые возможности артистов и заряжает зрительный зал своей шаманской энергией, особенно если эту хореографию исполняют такие солисты самой именитой европейской компании современного танца – NDT.

Но кульминацией вечера стал не мужской дуэт от Геке, а его же женское соло «Убитый». Когда на сцену вышла долговязая Бенуа Дрю Джакоби, показалось, что произошла реинкарнация уже покинувшей сцену Бернис Коппертьерс – музы Майо (Джакоби работала и с Майо, так же как и работала в основном составе NDT) – та же андрогинная фактура, то же выразительное узкое лицо, та же стать и высоченный, неженский, рост. Но так показалось только на секунду – сценическая манера Джакоби самобытна: ни хореографическое мельтешение от Геке, ни истошный саунд Барбары не помешали ей создать величественный эффект жрицы, совершающей ритуальное священнодействие.

Джакоби была номинирована Бенуа за работу в балете Пины Бауш «Кафе “Мюллер”», в первом гала станцевала хореографию Геке, а во втором – представила собственную хореографию, станцевав сюиту фей пролога из «Спящей красавицы», обозначив широкое амплуа и впечатляющую индивидуальность. Приедет ли когда-нибудь в Москву балет Фландрии? Будет ли шанс еще когда-нибудь увидеть ее в полноценном балете? Шансы невелики, а Бенуа привез и познакомил нас с этой самобытной танцовщицей.

Людмила Паглиеро и Марайн Радемакер/ photo by M.Logvinov

В копилку запоминающихся исполнений современной хореографии первого гала фестиваля можно добавить дуэты с участием известных балерин – Марии Кочетковой, Полины Семионовой и Людмилы Пальеро, станцевавшей с М.Радмакером известный номер Ханса ван Манена «Три гносьенны» на музыку Сати.

«Гноссьены», наверное, столь же заезжены в гала-концертах, как и завершавшее первый гала-концерт Бенуа па де де из «Дон Кихота». В России его часто исполняла Лопаткина, в ярко синем платье и столь же ярком, графичном стиле. Ульяна настолько утвердилась в этом номере, что казалось, иначе невозможно. А оказалось, возможно – точно так же, как цвет платья можно поменять с синего на нежно голубой, так и исполнять Сати-Манена можно и в нежно-воздушной манере, даже складывая стопы утюжком (один из ключевых танцевальных приемов первой гносьенны) скорей с кокетством, чем с вызовом партнеру.

Пальеро появилась в гала номинантов вовсе не случайно, хотя по статусу должна была бы попасть во второе гала – гала звезд. Она не смогла приехать на награждение и отчетный концерт в прошлом году, когда стала лауреатом Бенуа, и обещала выступить в этом. Обещание сдержала. Выступление прошло с большим успехом. Как и весь первый вечер фестиваля Бенуа де ля Данс.

фото предоставлены пресс-службой Benois de la Danse

Все права защищены. Копирование запрещено.

Международный приз «Бенуа де ла Данс» любят называть «балетным Оскаром». Сходство с кинематографическим собратом - в помпезной торжественности и консервативной стабильности. Все на свете может поменяться, но неизменными остаются художественный руководитель «Бенуа де ла Данс» легендарный хореограф Юрий Григорович и сроки проведения церемонии - самое начало летнего сезона. Впрочем, в этом году намечаются некоторые перемены, о которых рассказала Сергею Николаевичу креативный директор Нина Кудрявцева-Лури

Дрю Джакоби в балете «Болеро» Фото из личного архива

Все-таки главное в балете — это устойчивость. Как принято говорить, «стальной носок». Чтобы ни вправо, ни влево, а точно посередине, не сдвигаясь ни на миллиметр. С ослепительной улыбкой, будто нет занятия легче и проще, чем крутить 32 фуэте под нарастающие аплодисменты и радостный гул зала. Когда-то именно это считалось вершиной балетной техники, доступной только счастливым избранницам, примам-assoluta. Сегодня виртуозность в балете достигла космических высот и сверхзвуковых скоростей. Кого удивишь ловко скрученным старинным фуэте?

Тем не менее всех, кто собирается на гала-вечер, а потом еще и на концерт по случаю очередного присуждения главного балетного приза «Бенуа де ла Данс», ждет обширная программа, освященная именем великого русского хореографа Мариуса Петипа. Его молодой портрет с усами красуется и на афише, и на обложке буклета, задавая четкие ориентиры и прямо отвечая на вопрос, кто тут главный лауреат 2018 года?

Конечно, он, стопроцентный француз Мариус Петипа, обретший в России не только вторую родину, но обрусевший настолько, что стал называться не иначе как Мариусом Ивановичем. Его двухсотлетний юбилей — нечто большее, чем просто очередная круглая дата, но мировой праздник русской балетной школы. И одновременно самый наглядный и убедительный пример, как европейская традиция настолько укоренилась в русской почве, что стала считаться исключительно национальным достоянием. Впрочем, одними парадными grand-pas «Бенуа де ла Данс» решил не ограничиваться, а рискнул предложить современным хореографам из разных стран пофантазировать на темы балетов Петипа. Тем более что в послужном списке маэстро значатся не менее 50 самых разных названий, а в постоянном ходу сегодняшнего репертуара — не больше пяти-шести. Так что будет где развернуться.

Накануне церемонии в Большом театре мы встретились с креативным директором «Бенуа де ла Данс» Ниной Кудрявцевой-Лури , чтобы поговорить о наследии великого хореографа и о его сегодняшних интерпретациях.


Нина Кудрявцева-Лури (в центре) Фото из личного архива


Ɔ. Балеты Петипа — это музей или живая, меняющаяся реальность?

Думаю, что нет, не музей. Прежде всего, потому что мы не знаем, как эти балеты при Петипа танцевали.


Ɔ. Как же так? Ведь есть архивные записи, балетные реконструкции, которые делал покойный Сергей Вихарев в Мариинском театре — «Спящая красавица», «Коппелия». Разве это не настоящий Петипа?

Я ценю усилия Вихарева, но не очень-то верю в возможность реконструкций. Помню, когда еще сама танцевала в Большом театре, мы приходили после летнего отпуска на репетиции «Спящей» и долго спорили, с какой ноги начать? С правой или с левой? И на какой счет? Канонических записей не существует. Балет передается из ног в ноги. И что там от Петипа, а что от более поздних версий, докопаться невероятно сложно. Конечно, его ансамбли и вариации во многом сохранились. Остался стиль, который идет только большим труппам. Потому что, если пытаться исполнять его балеты малыми силами, получается довольно жалкое зрелище. Не боюсь показаться слишком меркантильной, но материальные обстоятельства для карьеры Петипа имели решающее значение. Такую огромную труппу, роскошные декорации, многоактные постановки мог позволить себе только императорский русский театр. Ни в одной другой столице мира, кроме Петербурга, это было бы невозможно. Место и сцена диктуют условия, а финансы — тем более.


«Спартак» в постановке Юрия Григоровича Фото: Instagram/Rodkin90


Ɔ. В программе «Бенуа де ла Данс» заявлено четыре мировых премьеры на тему балетов Петипа. Расскажите, что это будет?

Миниатюра «Дорогой и единственный» (DearOne) на музыку Глазунова для балета «Шалости Амура». Хореограф Ксения Зверева предлагает свою версию дуэта из «Лебединого озера». Англичанка Дрю Джакоби ставит для себя вариации на тему шести фей из пролога к «Спящей красавице» и будет изображать по очереди разные характеры под музыку Чайковского. Нас еще ждет сцена из «Фауста». Мало кто знает, но у Петипа был такой балет. Будет и «Кармен» в постановке Виктора Ульяте. Петипа сочинил свой балет по новелле Проспера Мериме, когда еще служил балетмейстером в Мадриде. Символично, что именно там у него произошел скандал на почве ревности: Петипа соблазнил жену дипломата и был вызван ревнивым мужем на дуэль. Рисковать жизнью нашему французу не захотелось, потому он и сбежал в далекую Россию, куда бы до него никто не добрался. Ну а дальше все более или менее известно: Петербург, Мариинский театр и балеты, ставшие русской классикой.


Сильви Гиллем Фото из личного архива


Ɔ. «Бенуа да ла Данс» всегда старался открывать новые имена. Нынешние лауреаты подбирались тоже исходя из их заслуг перед юбиляром или по каким-то иным критериям?

Нет, тут Петипа совсем ни при чем, хотя многие из наших лауреатов блестяще танцевали в его балетах. Как, например, выдающаяся французская балерина Сильви Гиллем. Не говоря уже об одной из лучших танцовщиц в истории Мариинского-Кировского театра Наталье Макаровой — главном лауреате этого года. К сожалению, обе дамы не смогут присутствовать на нашем торжестве. Наталья — по семейным обстоятельствам, а Сильви накануне приезда в Москву сразил тяжеленный грипп.


Ɔ. Сильви Гиллем и Наталья Макарова — это уже легенды. А вы могли бы сказать, кто из сегодняшних действующих балерин идеально подходит для балетов Петипа?

Светлана Захарова. Она безупречна. Конечно, всегда интересна Наталия Осипова. И я очень жду ее выступления в дуэте из «Щелкунчика», который она разучила специально для нашего гала-концерта. Но по особенностям своего дарования, мне кажется, она не балерина Петипа.


Балету «Собака без перьев» Фото: Deborah Colker Company


Ɔ. Как известно, балет технически сильно усложнился за последнее время. Еще больше трюков, туров, шпагатов, но, как часто сетуют профессионалы старой школы, из танца уходит поэзия, какая-то одухотворенность, смысл. Что вы об этом думаете?

Уходит стиль. Вот что печально. Нивелируется мужское и женское начало. Балет становится все чаще каким-то бесполым унисекс или чересчур механистичным. Это уже некая мировая мода. Ее нельзя игнорировать, но в то же время хотелось бы что-то ей противопоставить, предложить свое. Из имен современных хореографов, меняющих наши представления о танце, я бы назвала шведа Александра Экмана. У него совершенно необузданная фантазия, но при этом еще и хорошая классическая школа. Это всегда неожиданный и парадоксальный англичанин Уэйн Макгрегор. Из наших я бы назвала в первую очередь Алексея Ратманского. Чистый неоклассик, замечательно изобретательный и находчивый в самых разных направлениях и танцевальных стилях. Между прочем, и Макгрегор, и Ратманский — лауреаты «Бенуа». А Экман номинируется в третий раз. Возможно, ему уготована судьба Мартина Скорсезе, который, как известно, только с восьмой попытки удостоился своего долгожданного «Оскара». В балете надо жить долго.


Мужской дуэт «Полночная рага» Фото: Benois de la Danse


Ɔ. Русская балетная школа долгие годы считалась доминирующей во всем мире. Как вам кажется, каковы сегодня ее позиции в мире?

Мне кажется, ее позиции еще больше укрепились. Сейчас трудно найти классическую балетную труппу, где бы не было педагогов из России, или хореографа, или ведущих танцовщиков. Все это стало возможно, потому что у балета нет границ, а главное, нет языкового барьера.
Ɔ.

XXVI Международный балетный фестиваль «Бенуа де ла Данс» пройдет 5 и 6 июня на Исторической сцене Большого театра России, при поддержке Министерства культуры РФ

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры