Весёлые конкурсы для детей 12 лет. Игры и конкурсы для детей

Главная / Развод

Для успешного развлечения детей лет можно использовать различные игры или конкурсы. Такие виды забав неплохо зарекомендовали себя во время празднований дня рождения или на Новый год. Существуют веселые конкурсы для детей 11 12 лет и развлечения, независимо от количества желающих участвовать.

Плюсами проведения конкурсов и игровых забав является то, что в первую очередь дети развиваются в игровом режиме, они не будут скучать и забавные моменты могут запомниться на всю жизнь. Важно правильно выбрать конкурс или игру, учитывая возраст участников.

С чего начать?

Перед проведением конкурсов советуется все подготовить заранее, обращая внимание на технику безопасности, так как во время игр или конкурсов дети будут бегать, прыгать, или ползать на коленках. Для проведения развлекательных мероприятий дома потребуется сделать следующее:

  1. Освободить место для забав и проведения игральных программ. Для этого стоит потеснить передвижную мебель.
  2. Заранее спрятать присутствующие острые предметы и имеющиеся мебельные углы стоит заставить чем-то мягким.
  3. Убрать стеклянную посуду, которая подвергается риску при случайном толчке.
  4. Некоторые внимательные хозяева снимают даже люстру, дети в таком возрасте подвижны.

Если развлекательная программа будет проводиться в специально созданных для этого местах, то такие проблемы исключаются, так как все уже заранее продумано. Если на улице стоит летний день, то большинство конкурсов можно проводить на улице.

Сами игры не должна утомлять молодых фантазеров, так как веселье может превратиться в скучные и молчаливые посиделки.

Для того чтоб разнообразить День рождения или другой праздник, есть специальная подборка игр в виде конкурсов как для мальчиков, так и для девочек.

Важно учитывать определенные нюансы возраста

Если ребенку 11-12 лет, они уже не те малыши, которыми они были ранее, а взрослее. Им уже не будут интересны простые забавные конкурсы. Программа должна более тщательно продумываться, особенно когда праздник будет проводиться дома.

В таком возрасте дети сами себя считают уже взрослыми. И развлечения для более юного возраста их могут не заинтересовать. Данные факторы стоит учесть перед подбором развлекательных мероприятий для подростков возраста.

Кто быстрее «Раз, два, три»

В подобных забавах смогут участвовать практически все. Чтоб его провести, потребуется заранее приобрести и подготовить определенное количество небольших сюрпризов, в виде сувениров.

Этот конкурс требует ведущего (взрослого), который будет руководить всем мероприятием. Все участвующие в развлечении дети, должны стать в круг. При включении музыки начинается движение, участвующих в развлечении детей, по кругу. Ведущий размещает в центре круга сувенир (подарок).

Во время кругового движения детей, тамада называет разные цифры, дети на это не должны реагировать, но когда услышат слова: «раз, два, три! », то им придется попытаться забрать сувенир.

Конкурс можно проводить определенное количество раз, в зависимости от кулечков с подготовленными подарками. Кстати, тот ребенок, который получил подарок, выходит с круга, чтоб дать возможность получить подарки другим.

Золотой гусь

Рассматриваемый конкурс практичнее проводить на День рождения. Участники становятся в круг, и каждый из них говорит своему соседу название части тела, к которой он должен «приклеиться» к следующему соседу.

Примером могут быть такие выражения: «правая рука», «левая коленка», «нос», «спина», «ухо», «левая пятка» и так далее. Все участники по очереди берутся за указанные места и в таких позах нужно прокричать три раза фразу: «поздравляем!». Главное условие – это следить, чтоб никто не упал. Данное веселое начало прекрасно помогает раскрепощаться даже самым угрюмым участникам.

Банка с сардинами

Желающих участников заранее делят на равные по количеству группы. Они должны выбрать себе ловца. Ему дается резинка, она должна быть связана в виде кольца. Его размер должен зависеть от количества участников в одной группе.

Участников («сардин») просят занять места на выделенной площадке виртуального водоема. В начале игры ловец должен надеть кольцо резинки на первого игрока, после этого переместиться к другому игроку и сделать то же самое. Действие повторяется до тех пор, пока не получится поймать всех «сардин». Победит тот, кто сможет быстрее собрать в кольцо из резинки («сеть») всех членов команды.

Танец с преградой

Игра разделяется на два этапа. Это забавный номер, как для детей, так и для взрослых.

Натягивается веревка, она должна располагаться на высоте около 1 метра, а другая – 50 см от поверхности пола. Расположение можно делать не четко одна нитка над другой. Если квартира маленькая, то потребуются два человека, которые будут держать концы веревки руками.

После включения танцевальной музыки, лучше включить веселую музыку. Под нее предстоит нескольким участникам перешагнуть через нижнюю веревку и пролезть под верхней. Если количество гостей небольшое, то можно практичнее сделать это «состязание» в несколько кругов.

Во втором этапе участникам завязываются глаза, им предстоит преодолевать нижнее и верхнее препятствие вслепую. В начале, когда включится музыка, надо тихонько убрать веревочки и понаблюдать за участниками – будет весело и шутка поднимет настроение всем.

Конкурс «Заселить дом»

Для участия необходимо набрать добровольцев и поделить их на две части. Это будут команды, которые соревнуются друг с другом. Для проведения необходимого мероприятия потребуется поставить мольберту с помещенным ватманом, на нем рекомендуется нарисовать домики, у которых есть окна и двери.

Задача участников – это то, чтоб они нарисовали силуэты людей, живущих в доме. Можно пользоваться примером, который в начале должен показать ведущий, чтоб участники знали, как правильно рисовать человечков.

После «старта», каждый участвующий в конкурсе должен взять в руки карандаш и, подбежав к своему мольберту, быстро нарисовать силуэт небольшого человечка (в дверях или в окнах) и возвратиться на свое старое место, передавая карандаш следующему участнику. На эту игру выделяется 3 минуты.

Победят те участники, которые нарисуют больше человечков за время, которое выделено.

Застывший художник

Во время этого конкурса ведущий просит к участию двух человек. Им предстоит показать свои навыки рисования при помощи фломастеров, только рисовать вовсе не обязательно. Те, кто вызвался, приготавливают фломастер к рисованию и застывают на одном месте в неподвижной позе.

Далее, вызываются еще два участника. Им дается по альбомному листку, заранее прикрепленному к более твердой основе в виде картона (для удобств во время проведения конкурса). Смысл игры в том, что одни удерживают фломастеры, а другие начинают рисовать на листике, только передвигая сами листики.

Присутствующие заказывают два рисунка каждой паре, например, изобразить именинника или его дом, в зависимости от фантазии. Обе пары пытаются четче нарисовать то, что просили. Конкурс получается очень забавным.

Как одеться вслепую?

Приглашается парное количество желающих. Дети получают пакеты с одеждой. Но она заранее подготовленная больших размеров. Это нужно для боле свободного одевания.

Далее, завязываются глаза в каждой паре одному участнику. Его задачей будет вытаскивание одежды, которая находится в пакете и одевание ее на партнера. Участник, который одевается, не должен оказывать какие-то подсказки.

Для проведения подсказок выделяется около 3-х минут. За выделенное время стоит постараться одеть как можно больше одежды. Та пара, которая оденет больше одежды – выигрывает.

Варежка

В центральной части комнаты, где проводится конкурс, ставится коробка больших размеров. В ней должны быть простые варежки.

Приглашаются для участия пары добровольцев. Они должны стать в круг и когда включится музыка – начать перемещаться по кругу. После того как музыка резко выключится – нужно быстро подбежать к большому ящику и надеть себе пару варежек. Суть в том, что в ящике находится каждому конкурсанту по паре варежек, а одному – только одна варежка.

Когда после надевания варежек окажется, что кому-то не досталось пары – участнику стоит покинуть круг и забрать у кого-то одну рукавицу. Варежки складываются опять в ящик, а конкурсанты становятся в круг, и включается музыка… Выигрыш достается тому, кто схватит последнюю рукавицу.

Подведение итогов

Важно понимать, что ни одно веселье не пройдет гладко и весело без проведения игр или конкурсов. Детям всегда нравились соревнования, и они с удовольствием смогут принять участие в играх. Главным условием является правильный подбор, в зависимости от возраста гостей.

Перед всем стоит изучить информацию, подключив инициативу и фантазию. В результате можно получить решение всех вопросов, которое дети с радостью оценят. Важно учитывать место, где будут проведены игры, а также время года, есть разница, когда на улице июнь или ноябрь.

Можно заранее подготовить несколько игральных конкурсов, исключая паузы. Стоит заметить, что во время подготовки к проведению игр и забав много расходных материалов не потребуется. Праздник, который сделан при помощи собственных сил, выглядит захватывающе и интересно.

Эти конкурсы помогут педагогам и родителям развлечь детей. Их можно проводить на занятиях, праздничных мероприятиях, дома, на улице.

Пожарные

Выверните рукава двух курток и повесьте их на спинки стульев. Стулья поставьте на расстоянии одного метра спинками друг к другу. Под стульями положите веревочку длиной в два метра. Оба участника стоят у своих стульев. По сигналу они должны взять куртки, вывернуть рукава, надеть, застегнуть все пуговицы. Потом обежать вокруг стула соперника, сесть на свой стул и дернуть за веревочку.

Кто быстрее

Дети со скакалками в руках встают в шеренгу с одной стороны площадки так, чтобы не мешать друг другу. В 15 — 20 шагах чертится грань или ложится шнур с флажками. За обговоренным сигналом все дети одновременно прыгают в направлении положенного шнура. Выигрывает тот, кто окажется возле нее первым.

Попадание мячом в цель

На расстоянии 8-10 м устанавливается кегля или флажок. Каждый участник команды получает право на один бросок, он должен постараться сбить мишень. После каждого броска мяч возвращается команде. Если мишень сбита, ее устанавливают на прежнее место. Побеждает команда, у которой больше точных попаданий.
— мяч не летит, а катится по земле, пущенный рукой,
— игроки пинают мяч ногой,
— игроки бросают мяч обеими руками из-за головы.

Мяч в кольцо

Команды построены в одну колону по одному перед баскетбольными щитами на расстоянии 2 – 3 метра. За сигналом первый номер выполняет бросок мяча по кольцу, затем кладет мяч, а второй игрок тоже берет мяч и бросает его в кольцо и так далее. Выигрывает та команда, которая больше всех попала в кольцо.

Художники

В центре круга или эстрады — два мольберта с бумагой. Ведущий вызывает по две группы из пяти человек. По сигналу ведущего первые из группы берут уголь и рисуют начало рисунка, по сигналу передают уголь следующему. Задача — всем пяти соревнующимся нарисовать заданный рисунок быстрее, чем их противники. В рисовании должны участвовать обязательно все.
Задания даются несложные: нарисовать паровоз, велосипед, пароход, автомобиль грузовой, трамвай, самолет и т. д.

Скатай шар

Играющие делятся на группы по 2 — 5 человек. Каждая из них получает задание: в течении установленного времени (8 — 10 мин.) скатать снежный ком как можно большей величины. Выигрывает группа, скатавшая к указанному времени самый большой снежный ком.

Бег с тремя мячами

На линии старта первый берет удобным образом 3 мяча (футбольный, волейбольный и баскетбольный). По сигналу бежит с ними до поворотного флажка и складывает возле него мячи. Назад он возвращается пустой. Следующий участник бежит пустым до лежащих мячей, поднимет их, возвращается с ними назад к команде и, не добегая 1 м, кладет их на пол.
— вместо больших мячей можно взять 6 теннисных,
— вместо бега – прыжки.

Цепь

За отведенное время изготовить цепь с помощью скрепок. Чья цепь окажется длиннее — побеждают в конкурсе.

Надуй шарик

Для данного конкурса понадобится 8 воздушных шаров. Из зала выбирается 8 человек. Им раздаются воздушные шары. По команде ведущего участники начинают надувать шарики, но так, чтобы шарик при надувании не лопнул. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Репка

Участвуют две команды по 6 детей. Это — дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка — ребенок в шапочке с изображением репки.
Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула репку.

Эстафета с обручами

На дорожке проводятся две линии на расстоянии 20 — 25 м одна от другой. Каждый игрок должен прокатить обруч от первой до второй линии, вернуться обратно и передать обруч своему товарищу. Выигрывает та команда, которая раньше завершит эстафету.

Встречная эстафета с обручем и скакалкой

Команды строятся как на встречной эстафеты. У направляющего первой подгруппы — гимнастический обруч, а у направляющего второй подгруппы — скакалка. По сигналу игрок с обручем устремляется вперед, прыгая через обруч (как через скакалку). Как только игрок с обручем пересечет линию старта противоположной колонны, стартует игрок со скакалкой, который продвигается вперед, прыгая через скакалку. Каждый участник после выполнения задания передает инвентарь очередному игроку в колонне. Так продолжается до тех пор, пока участники не выполнят задание и не поменяются местами в колоннах. Пробежки запрещены.

Носильщики

4 игрока (по 2 от каждой команды) становятся на линии старта. Каждый получает по 3 больших мяча. Их надо донести до конечного пункта и вернуться назад. Удержать в руках 3 мяча очень трудно, а упавший мяч поднять без посторонней помощи также не легко. Поэтому передвигаться носильщикам приходится медленно и осторожно (дистанция не должна быть слишком большой). Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Гонка мячей под ногами

Игроки делятся на 2 команды. Первый игрок посылает мяч между расставленными ногами игроков назад. Последний игрок каждой команды наклоняется, ловит мяч и бежит с ним вдоль колонны вперед, встает в начале колонны и опять посылает мяч между расставленными ногами и т.д. Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету.

Три прыжка

Участники делятся на две команды. На расстоянии 8-10 м от линии старта положить скакалку и обруч. После сигнала 1-ый, добежав до скакалки, берет ее в руки, делает на месте три прыжка, кладет и бежит назад. 2-ой берет обруч и делает через него три прыжка и идет чередование скакалки и обруча. Чья команда быстрее справится, та и победит.

Гонка обручей

Играющие делятся на равные команды и строятся в шеренги вдоль боковых линий площадки. На правом фланге каждой команды стоит капитан; на него надето 10 гимнастических обручей. По сигналу капитан снимает с себя первый обруч и передает его через себя сверху вниз или наоборот и передает очередному игроку. В это же время капитан снимает с себя второй обруч и передает его соседу, который, выполнив задание, передает обруч дальше. Таким образом, каждый игрок, передав обруч соседу, тут же получает новый обруч. Замыкающий игрок в шеренге надевает все обручи на себя. Команда, игроки которой быстрее выполнят задание, получает выигрышное очко. Выигрывает команда, игроки которой дважды выигрывают.

Быстрые тройки

Игроки стоят по кругу в тройках — один за другим. Первые номера каждой тройки берутся за руки и образуется внутренний круг. Вторые и третьи номера, держась за руки, образуют большой внешний круг. По сигналу ребята, стоящие во внутреннем круге, бегут вправо приставными шагами, а стоящие во внешнем круге — влево. По второму сигналу игроки отпускают руки и становятся в свои тройки. Каждый раз круги перемещаются в другую сторону. Игроки тройки, которые быстрее соберутся, получают выигрышное очко. Игра проводится 4 — 5 мин. Выигрывает тройка, игроки которой наберут больше очков.

Запрещенное движение

Играющие вместе с руководителем встают в круг. Руководитель выходит на шаг вперед, чтобы быть заметнее. Если играющих мало, то можно построить их в шеренгу, а самому встать перед ними. Руководитель предлагает ребятам выполнять за ним все движения, за исключением запрещенного, заранее им установленного. Например, запрещено выполнять движение «руки на пояс». Руководитель под музыку начинает делать разные движения, а все играющие повторяют их. Неожиданно руководитель выполняет запрещенное движение. Участник игры, повторяющий его, делает шаг вперед, а затем продолжает играть.

Проверка на вежливость

Этот конкурс с подвохом и проводится только один раз. Перед началом состязаний мальчиков перед ними проходит девочка и как бы случайно роняет платок. Выигрывает тот мальчик, который догадался поднять платок и вежливо вернуть девочке. После этого объявляется, что это и был первый конкурс.
Вариант: если конкурс между двумя командами, то балл присуждается той, из которой был самый вежливый мальчик.

Добрая сказка

Берется за основу сказка с грустным концом (например, Снегурочка, Русалочка и т. д.). И дается задание детям подумать как эту сказку можно переделать, используя персонажей из других сказок, так, чтобы она счастливо закончилась. Выигрывает та команда, которая наиболее смешно и весело обыграет сказку в виде мини-спектакля.

Поезд

Участники игры делятся на две равные группы. Игроки каждой группы держатся друг за друга и образуют одну цепь при помощи согнутых в локтях рук.
Впереди цепи становятся более сильные и ловкие участники – «заводные». Став друг против друга, «заводные» также берут друг друга за согнутые в локтях руки и тянут каждый в свою сторону, стараясь или разорвать цепь противника, или перетянуть её за намеченную линию.
Правило: тянуть начинают точно по сигналу.

Конкурс по сюжету народных сказок

Дети делятся на две команды. Ведущий говорит первые слова из названия народных сказок, участники должны сказать это название целиком. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.
1. Иван Царевич и серый … (волк)
2. Сестрица Аленушка и братец … (Иван)
3. Финист — Ясный … (сокол)
4. Царевна — … (Жаба)
5. Гуси — … (Лебеди)
6. По щучьему … (велению)
7. Мороз … (Иванович)
8. Белоснежка и семь … (гномов)
9. Конек — … (Горбунок)

Проговори без ошибок

Кто лучше проговорит данные пословицы, тот и победит:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать - зарапортовался.

Ночные путешествия

Ведущий говорит про то, что ехать водителю придется ночью без освещения, поэтому игроку завязывают глаза. Но для начала водителя знакомят с автострадой, приготовленной из спортивных кеглей. Вручив водителю руль, ведущий предлагает потренироваться и проехать так, чтобы ни один столбик не был сбит. Затем игроку завязывают глаза и подводят к рулю. Ведущий дает команду — подсказку куда поворачивать водителю, предупреждает про опасность. Когда путь пройден, ведущий развязывает водителю глаза. Потом «едут» следующие участники игры. Выигрывает тот, кто меньше всего собьет кегль.

Меткие стрелки

На стене крепится мишень. Можно использовать маленькие мячики или дротики.
У каждого игрока три попытки.
После игры ведущий награждает победителей и приободряет проигравших.

Удержи равновесие

С вытянутыми в стороны руками игроки, как канатоходцы, ходят по самому краешку ковра.
Выигрывает тот, кто последний сойдет с дистанции.

Фильм ужасов

Условия таковы — в кассете пять яиц. Одно из них сырое, предупреждает ведущий. А остальные — вареные. Необходимо разбить яйцо о лоб. Кому попадется сырое, тот самый смелый. (Но вообще-то яйца все вареные, а приз получает просто последний участник — он осознанно шел на риск стать всеобщим посмешищем.)

Игра «Веселый оркестр»

В игре участвует неограниченное количество человек. Выбирается дирижер, остальные участники делятся на балалаечников, гармонистов, трубачей, скрипачей и т. д, в зависимости от количества участвующих. По сигналу дирижера, который показывает на группу музыкантов, те начинают «играть» на мотив любой известной песенки: балалаечники — «Трям, трям», скрипачи — «тили-тили», трубачи — «туру-ру», гармонисты — «тра-ля-ля». Сложность задания в том, что темп смены музыкантов постоянно увеличивается, дирижер указывает то на одну, то на другую группу, а если дирижер взмахивает двумя руками, то музыканты должны и «играть» все вместе. Можно усложнить выполнение задания, если дирижер сильно взмахивает рукой, то музыканты должны «играть» громко, а если чуть-чуть взмахнет, то музыканты «играют» тихо.

Игра «Собери букет»

Участвуют 2 команды по 8 человек в каждой. 1 ребенок в команде — садовник, остальные – цветы. На голове детей–цветов — шапочки с изображением цветов. Дети-цветы приседают в колонне по одному на значительном расстоянии друг от друга. По сигналу садовники бегут к первому цветку, тот обхватывает садовника за спину. Уже вдвоем бегут к следующему цветку и т. д. Побеждает та команда, которая первой прибежала к финишу.

Колечко

Вам понадобится длинный шнур и колечко. Проденьте шнур в кольцо и свяжите концы. Дети садятся в круг, на колени кладут шнур с кольцом. В центре круга — водящий. Дети незаметно от водящего передвигают кольцо от одного к другому (не обязательно в одну сторону, можно двигать колечко в разных направлениях). При этом звучит музыка, и водящий внимательно следит за перемещениями колечка. Как только музыку остановят — останавливается и кольцо. Водящий должен указать у кого сейчас находится колечко. Если угадал — меняется местами с тем, у кого было кольцо.

И я!

Игра на внимательность.
Правила игры: ведущий рассказывает какую-нибудь историю о себе, желательно небылицу. Во время рассказа он делает паузу и поднимает руку вверх. Остальные должны внимательно слушать и, когда ведущий поднимает руку вверх, крикнуть «и Я», если действие, о котором говорится в рассказе, может выполнить человек или промолчать, если действие не подходит. Например ведущий рассказывает:
«Как то раз пошел я в лес…
Все: «И я!»
Вижу, на дереве белка сидит…
-…?
Белка сидит и орешки грызет…
— ….
— Увидела меня и давай в меня орехами бросаться…
-…?
— Я от неё убежал…
-…?
— Пошел я в другую сторону…
— ….
— Иду по лесу, цветы собираю…
— …
— Песни пою…
— ….
— Вижу козленок травку щиплет…. -…? — Я как свистну…
— ….
— Козленок испугался и ускакал…
-…?
— А я дальше пошел…
— …
Победителей в этой игре нет — главное веселое настроение.

Повторяйка

Дети становятся в одну линию. По жребию или считалке выбираю первого участника. Он становится лицом ко всем и выполняет какое-либо движение, например: хлопок в ладоши, прыжок на одной ноге, поворот головы, поднятие рук и т. д. Затем он встает на свое место, а на его место становится следующий игрок. Он повторяет движение первого участника и добавляет свое.
Третий игрок повторяет два предыдущих жеста и добавляет свое, и так по очереди делают остальные участники игры. Когда вся команда закончит показ, игра может идти по второму кругу. Игрок не сумевший повторить какой-либо жест, выбывает из игры. Победителем становится ребенок, оставшийся последним.

Воробьи и вороны

Можно играть вдвоем с ребенком, но лучше компанией. Договоритесь заранее, что будут делать воробьи, а что — вороны. Например, при команде «Воробьи» — дети будут ложиться на пол. А при команде «Вороны» — залезать на скамейку. Теперь можно начинать игру. Взрослый по слогам медленно произносит «Во — ро -… ны!» Дети должны быстро выполнить движение, которое было задано для ворон. Кто выполнил последним или перепутал — платит фант.

Щиплем перья

Вам понадобятся бельевые прищепки. Несколько детей будут ловцами. Им дают бельевые прищепки, которые они цепляют себе на одежду. Если ловец поймает кого — либо из детей, он прикрепляет ему на одежду прищепку. Побеждает тот ловец, который первым освободится от своих прищепок.

Ищем мяч

Участники игры становятся в круг и закрывают глаза. Ведущий берет маленький мяч или любой другой небольшой предмет и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараясь отгадать по звуку, где упал мяч. По команде «Ищите!» дети разбегаются в разные стороны, ищут мяч. Выигрывает тот, кто найдет его, незаметно подбежит к заранее условленному месту и постучит палочкой со словами «Мяч — мой!». Если же другие игроки догадались, у кого находится мяч, то стараются догнать его и осалить. Тогда мяч переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.

Клубочек

Дети разбиваются на пары. Каждой паре выдается клубок ниток и толстый карандаш. По сигналу ведущего дети начинают перематывать клубок на карандаш. Один из детей держит клубок, второй наматывает нить на карандаш. Побеждает пара, быстрее всех выполнившая работу. Второй приз можно присудить за самый аккуратный клубок.

Два барана

В эту игру можно играть парами по-очереди. Двое детей, широко расставив ноги, наклоняют вперед туловище, упираются лбами друг в друга. Руки сцеплены за спиной. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Картошка

Предложите ребятам проверить внимательность, наблюдательность и быстроту реакции. Это очень просто сделать. Пусть на любой Ваш вопрос ребята отвечают: «Картошка». Вопросы могут быть обращены ко всем, а иногда лучше спросить одного. Например: «Что у тебя на этом месте?» (показав на нос).
Реакцию нетрудно представить. Кто ошибся — выходит из игры. Не забудьте самых невнимательных после первых двух вопросов простить, иначе Вам не с кем будет продолжать игру. Вот несколько вопросов, которые можно задать:
— Что вы кушали сегодня на обед?
— А что вы хотели бы съесть на ужин?
— А кто это опаздывает и сейчас входит в зал?
— Что привезла вам в подарок мама?
— О чем вы мечтаете ночью?
— Как зовут твою любимую собаку? … и так далее.
Победителям — самым внимательным ребятам — вручите в конце игры шуточный приз — картофелину.

Дальнобойщики

На детские грузовые машинки ставятся пластмассовые стаканы или маленькие ведерочки с водой, налитые до краев. К машинкам привязывают веревки одинаковой длины (по росту ребенка). По команде надо быстро «перевезти груз» от старта до финиша, стараясь не расплескать воду. Побеждает тот, кто быстрее всех пришел к финишу и не расплескал воду. Можно сделать два приза — за скорость и за аккуратность.

Скомкай газету

Вам понадобятся газеты по числу участников. Перед игроками на полу располагается развернутая газета. Задача — по сигналу ведущего скомкать газету, стараясь собрать весь лист в кулак.
Кто смог сделать это первым, тот и победитель.

Ловкий дворник

Для игры нужно приготовить веник, «листья» (Можно использовать листки бумаги небольшие). Чертится круг — это место «дворника.» Выбирается дворник. «Дворник» с веником становится в круг. По сигналу ведущего остальные участники изображают «ветер», то есть кидают бумажки в круг, «дворник» выметает мусор. «Дворник» считается победителем, если по истечении оговоренного времени (1-2 мин.) в кругу нет ни одной бумажки.

Автопортрет

На листе ватмана или картона делают две прорези для рук. Участники берут каждый свой лист, продев руки в прорези, рисуют кистью портрет, не глядя. У кого «шедевр» получился удачнее — забирает приз.

«Обезьяна»

Дети делятся на две команды. После чего игроки первой команды совещаются и загадывают какое-нибудь слово одному из игроков второй команды. Его задача — показать это слово участникам своей команды только жестами, не употребляя при этом никаких звуков и слов. Когда слово отгадано — команды меняются местами.
В зависимости от возраста участников, сложность загаданных слов может меняться. Начиная с простых слов и понятий, например «машина», «дом», и заканчивая сложными понятиями, названиями фильмов, мультиков, книг.

Снежинка

Каждому ребенку выдают по «снежинке», т.е. по маленькому комочку ваты. Дети разрыхляют свои снежинки и по вашему сигналу запускают их в воздух и начинают дуть на них снизу, чтобы те как можно дольше удержались в воздухе. Побеждает самый ловкий.

Суша — вода

Участники конкурса становятся в одну линию. При слове ведущего «суша» все прыгают вперед, при слове «вода» — назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова «вода» произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова «суша» — берег, земля, остров. Прыгающие невпопад выбывают, победителем становится последний игрок — самый внимательный.

Рисуем портрет

Участники пробуют нарисовать портрет любого из сидящих напротив. Затем листочки пускаются по кругу. Каждый на обратной стороне попытается написать, кого он узнал в этом портрете. Когда листочки пройдя по кругу, вернутся к автору, он посчитает количество голосов участников, которые узнали нарисованного. Побеждает самый хороший художник.

Замок

Игрокам выдается связка ключей, закрытый навесной замок. Необходимо как можно быстрее подобрать ключ из связки и открыть замок. Можно замок повесить на шкаф, где спрятан приз.

Снайпер

Все играющие закрывают глаза и тянут из кучи спичек по одной. Показывать свою спичку соседу нельзя. Одна из спичек обломана, и тот, кто ее достает, становится снайпером. Затем все открывают глаза, начинается день. Снайпер может убить играющего, посмотрев ему в глаза и подмигнув. «Убитый» выходит из игры и теряет право голоса.
Если кто-то из играющих становится свидетелем «убийства», он имеет право громко сказать об этом, в этот момент игра останавливается (то есть снайпер не может никого убивать), и играющие выясняют, есть ли еще свидетели. Если нет, игра продолжается, а если есть — разъяренные играющие линчуют подозреваемого, отбирая у него спичку и выясняя таким образом, не ошиблись ли они. Задача снайпера — перестрелять всех, пока его не разоблачили, задача всех остальных — разоблачить снайпера, пока он всех не перестрелял.

Китайский футбол

Играющие встают в круг лицом наружу, расставив ноги на ширину плеч, так чтобы каждая нога, стояла вплотную к симметричной ноге соседа. Внутри круга находится мяч, который играющие пытаются забить друг другу в ворота (то есть прокатить руками мяч между ногами). Тот, между ногами кого прокатиться мяч, убирает одну руку, после второго гола — вторую, а после третьего — покидает игру.

Арам-шим-шим

Играющие стоят в кругу, чередуясь по половому признаку (то есть мальчик-девочка-мальчик-девочка и так далее), в центре водящий. Играющие ритмично хлопают в ладоши и говорят хором следующие слова: «Арам-шим-шим, арам-шим-шим, Арамея-Зуфия, покажи-ка на меня! И раз! И два! И три!», в это время водящий, закрыв глаза и указывая руками вперед вращается на месте, когда же текст заканчивается, он останавливается и открывает глаза. Ближайший по направлению вращения к показанному им месту представитель противоположного пола также выходит в центр, где они встают спина к спине. Затем все остальные опять хлопают в ладоши, произнося хором: «И раз! И два! И три!». На счет три стоящие в центре поворачивают головы в стороны. Если они посмотрели в разных направлениях, то водящий целует (обычно в щечку), того, кто вышел, если в одном — они пожимают друг другу руки. После чего водящий встает в круг, а вышедший становится водящим.
Существует так же версия игры, в которой для представителей сильного пола, крутящихся в центре слова «Арам-шим-шим, … » заменяются на «Шире, шире, шире круг! У него семьсот подруг! Эта, эта, эта, эта, а любимая вот эта!», хотя в общем это неважно.
Проводя игру на младшем возрасте, имеет смысл поцелуи заменить на страшные рожи, которые двое в центре корчат друг другу.

А я еду

Играющие стоят в кругу лицом внутрь. Одно из мест остается свободным. Тот, кто стоит справа от свободного места, громко говорит «А я еду!» и переходит на него. Следующий (то есть тот, кто теперь стоит справа от свободного места) громко говорит «А я тоже!» и переходит на него, следующий говорит «А я заяц!» и тоже занимает место справа. Следующий же, переходя, говорит «А я с …», и называет кого-нибудь из стоящих в кругу. Задача того, кого назвали перебежать на свободное место. В этой игре можно добавить водящего, который будет вклиниваться на свободное место, когда кто-нибудь слишком долго думает.

Игра «Фонарики»

В этой игре участвуют 2 команды. У каждой команды по 3 желтых шарика. По команде ведущего зрители начинают передавать шарики из рук в руки с первого ряда до последнего. Передавать шарики (огонь) нужно с поднятыми руками и вернуть их обратно таким же образом, не погасив огонь (т.е. не лопнув шарик).

Конкурс «Кто быстрее соберет монеты»

В конкурсе принимают участия 2 человека (можно больше). На площадке разбросаны игровые монеты, изготовленные из плотной бумаги. Задача участников – с завязанными глазами собрать деньги. Побеждает тот, кто быстрее и больше соберет монет. Этот конкурс можно повторить 2 – 3 раза.

Дождик

Играющие свободно размещаются в комнате. С началом текста все исполняют произвольные движения. С последним словом «перестал» все движения прекращаются, участники игры как бы застывают. Ведущий, проходя мимо них, замечает того, кто пошевельнулся. Он выходит из игры. Движения могут быть использованы самые разнообразные, но обязательно стоя на месте. В конце игры ведущий отмечает так же тех, кто исполнял самые красивые или сложные движения.
Текст:
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал
И устал, и перестал!

Сюрприз

Натягивается веревка через комнату, на которую на ниточках привязаны
различные мелкие призы. Детям по очереди завязывают глаза, дают
ножницы и они с закрытыми глазами отрезают себе приз. (Будьте
внимательны, не оставляйте при этой игре детей одних!).

Тараканьи бега

Для этой игры нужны будут 4 спичечных коробка и 2 нитки (в расчёте на двух участников). Нитка привязывается за пояс спереди, к другому концу нитки привязывается спичечный коробок так, чтобы он висел между ног. Второй коробок кладётся на пол. Раскачивая, как маятником, коробками, находящимися между ног, участники должны подталкивать коробки, лежащие на полу. Кто быстрее пройдёт обозначенное заранее расстояние, считается победителем.

Рыбалка

На стул ставится глубокая тарелка, участники должны по очереди бросать в неё с расстояния 2-3 метров пуговицу, либо пробку от бутылки, стараясь попасть так, чтобы пуговица осталась в тарелке.
Эта простая игра очень увлекает и захватывает ребят.

Сторож

Ребята садятся на стульях так, чтобы был образован круг. Позади каждого сидящего на стуле должен стоять игрок, и один стул должен быть свободным. Игрок, стоящий за ним, должен незаметно подмигнуть любом из сидящих в кругу. Все сидящие участники должны смотреть на игрока со свободным стулом. Сидящий участник, увидев, что ему подморгнули, должен быстро занять свободное место. Функции игроков, стоящих сзади сидящих, заключаются в том, чтобы не пропускать своих подопечных к свободным местам. Для этого им стоит только положить руку на плечо сидящему. Если «сторож» не выпустил «беглеца», они меняются местами.

Раз — коленка, два — коленка

Близится очередной день рождения ребенка, и мамы с головой уходят в заботы по организации и подготовке праздничного торжества. Думают, как сделать этот день необычным и запоминающимся. Дети подросли, все сложнее стало угадать их желания и мечты, предсказать, что им придется по вкусу.

Для того чтобы все прошло удачно, вам нужно помнить о четырех составляющих торжества: приглашениях, украшении квартиры, угощении и играх и развлечениях для детей.

В этих обстоятельствах самый верный и надежный способ – предоставить ребенку полную свободу. Будь то выбор развлекательного клуба, составление списка гостей, праздничного меню. Ребенок увидит, что родители относятся к нему серьезно, считают взрослым и самостоятельным.

Первое – таинственные приглашения.
За неделю до торжественного события ребенок составляет список гостей и готовит приглашения, в которых указано, что пришедший должен быть готов к сюрпризам и неожиданностям, поэтому ему надо надеть что-то удобное и легкое.
Часть слов можно написать молоком или лимонным соком и в примечании к письму отметить, как можно прочесть невидимую часть послания (нагрев над обыкновенной лампой).

Второе – украшение квартиры.
Вам понадобятся праздничная лента и шары или веревка, старые журналы, цветная бумага, ножницы, скотч, клей, краски, фломастеры и детские фотографии именинника. В любом доме найдется что-нибудь из вышеперечисленного. Все это сложите в несколько пакетов и спрячьте их в разных местах квартиры. Например, в ванной, на холодильнике, под столом и на подоконнике.

Третье – угощение.
Приготовьте праздничный торт (или купите пирожные) и свечи. Из имеющихся в доме фруктов сделайте фруктовый салат. Об остальном позаботятся дети.

Четвертое – сценарий праздника.
Как только гости собрались, вручите им карточку-подсказку или устно сообщите, что они должны:
заглянуть под то, где плавают и расслабляются;
посмотреть сверху на что-то большое, что стоит, шумит, в себе продукты хранит;
проверить там, откуда виден двор и где есть стекло;
заглянуть под то, за чем сидим и письма строчим.
В оговоренных местах дети обнаружат пакеты с предметами для украшения квартиры и инструкцию: «Из всего имеющегося нарисовать плакат, посвященный новорожденному, и сделать под потолком гирлянду из шаров или флажков».
Помимо гирлянды дети могут соорудить себе колпачки, маски, бабочки, банты из цветной бумаги, которые придадут их наряду праздничный и неповторимый вид.
Единственную сложность может вызвать закрепление гирлянды. Тут не обойтись без помощи взрослых.
Чем конкретнее вы поставите перед детьми задачу, тем меньше вопросов они зададут вам в процессе своей деятельности.

После этого ребята подкрепляются фруктовым угощением и на дне салатницы обнаруживают следующую карточку-подсказку.

Они должны проследить за папой, который вышел 5 минут назад из дома и свернул направо, догнать его и узнать, задавая наводящие вопросы, что за тайну он скрывает. Папа дожидается, пока дети оденутся, чтобы они не потеряли его из виду.

Отец семейства направляется в магазин, чтобы купить угощение. Но поскольку у нас день самостоятельных решений, выбор продуктов и напитков для застолья предоставляется имениннику и гостям. Единственное условие: у них есть на это 15 минут и они должны заранее общим голосованием решить, что будут покупать.

Вернувшись домой, участники праздничного торжества накрывают на стол и располагаются по его периметру. Во время застолья дети могут писать и отправлять письма через специально организованную по этому поводу почту.

Ящиком для писем может служить обыкновенная прихватка в виде рукавицы или коробка из-под сувениров с прорезью на крышке.

В процессе трапезы можно провести конкурс на самое оригинальное поздравление, самую сложную загадку, самый смешной анекдот, отгадывать напитки или еду с закрытыми глазами, показывать карточные фокусы.

После лакомств и угощений дети полны энергии и сил, поэтому самое время для подвижных игр и конкурсов.

«Рекордсмены».
В серии состязаний дети определяют лидера в той или иной категории. Выявляют, кто выше и дальше прыгнет, кто дольше простоит на одной ноге, кто сможет удержать карандаш между носом и губой, кто самый сильный (с помощью армрестлинга), чей листок бумаги от одного дуновения улетит дальше, у кого самая большая нога, ладонь, у кого самые длинные волосы, кто может дольше всех безошибочно произносить скороговорку «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».
Игра «Рассмеши именинника» – веселая пятиминутка, которая поднимет всем настроение.
Именинник играет роль царевны Несмеяны, а гости по очереди пытаются его развеселить. Не пугайтесь, если все закончится тем, что именинника повалят на пол и начнут щекотать. Это доставит всем огромное удовольствие.

Хорошим дополнением к праздничному торжеству станут игры и веселые состязания.

Конкурс «Слабо».
Один из участников игры спрашивает у остальных: «А вам слабо?».
Дальше следует описание действия, которое нужно совершить.
Например, станцевать ламбаду, сесть на шпагат, сделать сальто, спеть частушку. Тот, кто не засмущается и выполнит задание, получает одно очко.
Подсчет баллов ведут родители, разделив листок бумаги на колонки по количеству детей и фиксируя результаты каждого этапа.
Игра продолжается до тех пор, пока детям не надоест.

Игра «Крокодил».
Кто-то из детей или взрослых загадывает животное, пословицу, название фильма, сказочный персонаж или кого-то из присутствующих и показывает остальным.
Сделать это нужно без слов, мимикой, жестами и действиями.
Тот, кто первым догадается, что изображает ведущий, зарабатывает призовое очко.

«Сказка на новый лад».
Продолжить праздник можно домашним концертом, предложив детям выбрать из конверта карточку с названием известной сказки и ее жанра. Например, комедия, триллер, драма, боевик, мелодрама, ужасы.
Родители помогают распределить роли, придумать новое развитие действия и соорудить из подручных средств занавес.

Если среди детей будут те, кто не занял призовое место, им вручается награда в номинации общего плана, например «Самый очаровательный», «Самая великолепная улыбка», «Самый скромный» и т. д.

После веселого представления подводятся итоги праздника, всем приглашенным вручаются призы в разных номинациях.

В конце праздника каждый ребенок получает звание «Самый…» в той или иной категории.

Финальный аккорд торжества – торт со свечами.

На конкурсах на день рождения 12 лет именинник и компания вряд ли будут прыгать в мешках и хором отгадывать загадки. Здесь нужна более серьезная программа, для девочек-девушек, например, конкурс красоты с финалисткой именинницей, для мальчиков - с главным пиратом - именинником. Продумайте только все этапы.

Конкурс или мастер-класс?

Сейчас очень популярны мастер-классы. Если праздник проходит в кафе, можно устроить конкурс на лучшую прическу из плетеных косичек. А если подбираете конкурсы на день рожденья 12 лет дома, можно заняться изготовлением гелевых свечек с блестками, мыловарением, благо готовых наборов (с основой, красителями – ароматизаторами и формочками) для детского творчества сейчас предостаточно. Свои сердечки и ангелочки дети смогут забрать домой в качестве памятных сувениров.

Сувениры для родителей

Можно пойти дальше — изготовить сувениры для родителей приглашенных, например, – аппликация из черной бархатной бумаги «Кошки». Распечатать заранее рисунки, купить всем одинаковые рамки. Идей для таких подарков множество – расписные вручную тарелки (специальными красками по керамике), стеклянные бокалы, украшенные стразами (нужен клей для стекла), небольшие зеркала с декорированной деревянной рамкой.

12 лет это не 10. Подростки во всем стремятся к самостоятельности и вполне уже научились развлекать себя сами. Устроит ли их взрослый в роли ведущего, надо обсудить заранее. Но ваши идеи, подготовка реквизита в любом случае не помешают.

Золотой гусь

Как ледокольчик, для разогрева скучающих (в ожидании опоздавших) гостей можно предложить веселую игру по мотивам старинной сказки, где все приклеились друг к другу, и заводилой был золотой гусь. Дети стоят в кругу и каждый, по очереди, называет любую часть тела (нос, пятка и т. п.). После сигнала нужно приклеиться к соседу слева именно этой частью. Место присоединения роли не играет – главное, лишь бы не упасть.

Сиамские близнецы

Усложненный вариант предыдущего конкурса. Участники разбиваются на пары и тянут заранее заготовленные карточки, на которых написано, какими частями (локтями, спинами, пятками и т. д.) они склеиваются. Потом нужно повязать друг другу платочки. Одна пара выполняет, остальные наблюдают за чистотой эксперимента. Побеждает пара, которая достойно справилась с самым сложным заданием (повязать платочки, склеившись спинами, например)

Кулинарный конкурс

Пока все голодные, можно провести кулинарный конкурс на самые (романтичные, смешные, странные, жадные). Продукты должны быть уже нарезаны, шпажки и посуда подготовлены. Как и жюри, с определенными симпатиями к имениннику. Красивое оформление в виде оригинально сложенных автором блюда салфеток дополнит конкурс. Можно присвоить бутербродикам номера, тогда жюри будет беспристрастным.

Дефиле

И вот, наконец, вы приглашаете гостей к столу. Этот момент тоже можно интересно обыграть. Детей выстраиваете у противоположной стены и торжественно объявляете: «К нам на именины приглашены Баба Яга, известный йог, восточная танцовщица, одноногий пират, людоед, балерина, президент России, чемпион по бодибилдингу, супермодель, ребенок, который сегодня научился ходить». Заранее предупреждать гостей о роли не нужно. Каждый, в соответствии с полученной ролью, должен продефилировать к столу в образе и занять свое место.

Аквагрим

Китайский календарь имеет двенадцатилетний цикл, и впервые с момента появления на свет ребенок празднует день рождения в свой Год Тигра, Змеи, Лошади. В связи с этим будет уместным конкурс праздничного макияжа – . Фотоколлаж образцов и мелки для рисунков на лице и теле нужно подготовить заранее, ну, а фантазия перевоплощения в Обезьяну или Дракона у детей безгранична.

Снеговик

Еще один художественный конкурс. Можно играть командами. Игроки выстраиваются в колонну по одному (можно даже сидя за столом), и последнему в колонне участнику выдается листок с простым рисунком, например, снеговика. Он должен изобразить его на спине своего соседа. Тот старается вникнуть в сюжет и передать свои ощущения на спину следующему. Когда на спину первого нанесут то, что осталось от снеговика, ему вручают листок, и он должен изобразить свои ощущения. Как правило, от снеговика, как в испорченном телефоне, один колобок остается.

Конкурс видеоклипов

Еще один конкурс на день рождения для девочек 12 лет. Юным звездам нравится сниматься в клипах. Очень смешно, если вдруг кто-то в кадре выныривает откуда-то сбоку. Музыку к своему ролику они найдут сами, стараясь открывать рот, попадая в слова песни, а вот свечи, воздушные шары, лепестки роз, мыльные пузыри и конфетти, а также кучу одежды и фен для развевающихся волос (какой клип сейчас обходится без этого?) должны быть на столике с реквизитом для конкурсов.

Фотосессия

Не обходится день рождения и без фотосессии. Конкурс на самую смешную фотографию облегчат компьютерные спецэффекты программы PhotoBooth, преображающие все части тела до неузнаваемости. Кроме грима и одежды, пригодятся и накладные усы, губки-бантики, очки, парики, шляпы.

Воздушный бой

Что-то мы увлеклись девчачьей темой, а как же конкурсы на день рождения для мальчиков 12 лет дома, на природе или в кафе? Без сомнения, в эту игру и девочки тоже будут играть с таким же азартом. Каждый делает самолет (в технике оригами, складыванием из бумаги), вот уже и эскадрилья. Теперь заготавливаем «бомбочки», комкая шарики из бумаги (можно сложить их в корзинку). Выбираем самую длинную комнату, и ведущий запускает самолетики, а игроки все одновременно пытаются сбить их. Для конкурса нужно определиться с количеством попыток и подсчитать трофеи.

Морской бой

Аналогичный конкурс будет уместным на пиратской вечеринке в честь именинника. В одинаковых по размеру тазах наливается вода, и пускают зажжённые плавающие свечи – корабли. Определяете расстояние, с которого будете их тушить. Если игра на природе, можно заливать из пульверизатора для цветов, ну, а если в доме, может, просто задувать, как на торте?
<

Космический бой

«Роботом» на «другой планете» управляют с «земного центра». «Роботам» (или «луноходам») завязывают глаза, расставляя перед ними кегли или другие препятствия. В «центре полета» должны управлять «роботом» так, чтобы он успешно преодолел все препятствия. Выбор команд для «робота» ограничен: «влево», «вправо», «вперед», «назад». При каждой команде можно сделать один шаг. Лево - право путают не только дети.

Гуси-лебеди

Упрощенный вариант для самых маленьких гостей. К избушке Бабы Яги ведет тропинка. К ней надо идти ночью (с завязанными глазами), чтобы забрать игрушку, которую она похитила. В конце тропинки в избушку (нору, коробку) надо положить игрушку. По прямой с завязанными глазами, даже с подсказками, мало кому удается пройти.

Шарики

По полу разбросано много воздушных шаров. По сигналу все участники собирают их, стараясь захватить как можно больше. Через установленное время подсчитывают количество шаров. Побеждает тот, кому удалось удержать большее количество.

Шарики-2

Кому нравятся игры с шарами, еще одна мальчишечья игра. Участникам связывают руки за спиной (чтобы они не мешали в игре). К ноге на уровне щиколотки привязывают воздушный шарик на нитке длиной 30 - 40 см. По сигналу каждый старается лопнуть ногой шарик соперника, защищая при этом свой. Если они не наполнены до предела, сделать это не так и просто. Чтобы веселье не закончилось травмой, организуйте игрокам достаточное игровое пространство без острых углов.

И что ты там делал?

12 не 10, хотя в эту игру с азартом играют и дети, и взрослые. На табличках распечатаны надписи: «Кабинет директора», «Кабинет стоматолога», «Баня», «Пенсионный фонд», «Кинотеатр», «Магазин», «Туалет», «Детский сад», «Необитаемый остров», «Стройка», «Зоопарк», «Парикмахерская», «Почта». Участник поворачивается спиной к зрителям и на спину ему закрепляют одну из табличек. Ведущий задает игроку вопросы (давать односложные ответы типа «да» - «нет» нельзя):

  • Часто ты там бываешь? (каждый понедельник, три раза в неделю, редко, но с удовольствием).
  • Нравится ли тебе это место? (еще до конца не понял, бывают и получше).
  • С кем ты туда ходишь?
  • Кого из знаменитостей ты мечтаешь там увидеть?
  • Какие три вещи ты всегда туда берешь?
  • Чем ты там обычно занимаешься?
  • Почему выбрал для себя именно это место?

Когда игрок поведал, как он ходит в детсад с Димой Биланом, прихватив зубную щетку и ноутбук для того, чтобы съесть там пиццу и позаниматься балетом, вызывают следующего участника с новой табличкой.

Угадай свой приз

Еще один способ не оставить гостей без подарка – конкурс по угадыванию игрушек. В мешок складываются небольшие подарки (безопасные, без острых углов) и дети, не глядя, одной рукой ощупывая выбранный предмет, должны угадать свой приз. Угадавший тут же его и забирает.

Если посмотреть на игры ребят, то можно увидеть, что большая часть детей не умеет организовать свой досуг. Их уличная прогулка превращается в бессмысленное шатание или разрушительное поведение (садистские эксперименты над животными, драки). Это происходит из-за того, что дети не знают уличных игр, они чаще общаются в социальных сетях, но при встрече не могут организовать свой досуг. Предлагаем разнообразные игры и конкурсы для детей 10 лет.

Игры в школе

Даже в холле на школьной перемене можно поиграть в следующие игры.

  • «Зайчик, зайчик, сколько время». Ведущий (заяц) стоит спиною к игрокам. Каждый по очереди спрашивает время и добавляет: «Я спешу на день рожденья!» Заяц называет любое время. Игрок отмеряет шаги (час - это большой шаг, минута - простой, секунда - длина стопы). Например, три часа пять минут три секунды означает три больших и пять обычных шагов, три длины стопы (полтора шага). Кто первым дойдет до зайца, дотронется до него, тот занимает его место. Все начинается сначала. Это мероприятие разнообразит детские конкурсы по изучению времени и закрепит термины.
  • «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Игроки стоят или сидят в ряд, вытянув руки вперед (ладони плотно сомкнуты в лодочку). Ведущий берет «колечко» (любая мелкая деталь), которое должен незаметно выложить его из своей «лодочки» в ладонь игрока. Он может сделать вид, что вложил кольцо игроку, замешкавшись. Затем ведущий становится посередине и просит выйти участника с колечком. Задача игроков поймать того, у кого кольцо. Держать за руки нельзя. Если участнику с кольцом удастся выскочить из ряда непойманным, то он становится ведущим. Если его поймали, то игра продолжается со старым ведущим.
  • Морской бой. Участники чертят поле (10х10 клеток, обозначенных слева цифрами, сверху буквами) с одним-, двух-, трех-, четырехпалубными кораблями. Игрок называет цифру и букву клетки. Попадая в корабль, продолжает игру; промазав, передает ход сопернику. При этом уточняет, "убил" или "ранил".

Дорожные игры

Такие подвижные тематические игры позволят быстрее закрепить полученные знания и разнообразят любые школьные сценарии детских конкурсов. Особенно они актуальны на внеклассных мероприятиях, посвященных правилам дорожного движения.

Популярные игры

Классика жанра

На улице во время школьных перемен дети предпочитают самые разные классики.

  • Обычные цифровые. Чертите классики до десяти. Задача игрока кинуть камешек в ячейку с цифрой, «проскакать» классики и на обратном пути забрать фишку. Заступать за линии запрещено. Как только пройден первый уровень (от одного до десяти), игра начинается со следующей цифры (с двух, трех, четырех и т. д.). Игрок, зашедший на линию или не попавший камешком в нужную ячейку, передает очередь другому. Побеждает участник, прошедший больше всего уровней. Чтобы попасть камешком в ячейки с цифрой "девять" и "десять", позволяется заступить на первый квадрат. А прыгнуть на них можно с разбега, также заскочив на первое число. Спортивные конкурсы для детей начальной школы не обходятся без классиков, которые шьют из целлофана или ткани.
  • Круглые цифровые. Чертите большой круг, в нем отмечаете маленькую окружность, от которой проводите радиусы. Пишете цифры. Суть игры схожа с предыдущей. Прыгать от одной цифры к другой, пока не встанешь в центр. Разница в прыжках. В первом варианте прыгаешь попеременно то на одной, то на другой ноге. В этой же игре запрыгиваешь на две соседние цифры. Потом, при переходе на другое число, левая нога должна находиться в воздухе. То есть правая с первой цифры переходит на двойку, левая находится в воздухе, а потом опускается на тройку. Суть игры в том, что прыгать нужно быстро и не заступать за линии. Такие игры-разминки добавят смеха и веселья в интеллектуальные конкурсы для детей 10 лет. Цифры можно заменить на тематические образы.
  • Словесные. Чертится любой вариант классиков с «крышей». В каждой графе пишут желания (дом, дача, машина, ребенок, муж, путевка и т. д.), на крыше пишут «огонь». Игрок становится спиною к черте и кидает камешек, смотрит, какое богатство выпало, прыгает и на обратном пути забирает фишку. Нельзя заходить за линии классиков. Если попадаете в «огонь», то все богатства сгорают. Побеждает самый «богатый». Правила дети после первой игры могут сами корректировать, модифицируя их под свои возможности.

Игры со скакалкой

Популярны игры в резиночки, скакалки. Резинку надевают оба участника на ноги. Третий игрок прыгает через нее. Пройдя все действия, переходит на новый уровень. Для этого резинку с щиколотки подымают на десять сантиметров выше. Так происходит до тех пор, пока игрок не запутается в резинке, не ошибется или не запнется. Тогда очередь переходит другому участнику.

  • Роза, береза. Ведущий стоит в центре круга, держит один край скакалки, начинает ее крутить и говорить: «Роза, береза, лилия, мак, кашка, ромашка, алый цветок» до тех пор, пока какой-нибудь игрок не споткнется. Выходит из игры тот, на котором слове остановились. Названия изначально распределяются между участниками. Побеждает тот, кто остался. Он и становится ведущим. Этими играми полезно «разбавлять» спокойные, интеллектуальные или «сидячие» конкурсы на дне рождения ребенка 10 лет.
  • Салочки. Двое игроков крутят скакалку, третий участник должен запрыгнуть и не задеть ее. Педагоги используют ее в конкурсах, усложняя задание. К примеру, прыгая, читать стихотворение, петь или рассказывать таблицу умножения.
  • Черта. Двое держат скакалку на уровне груди участника. Игрок должен пройти, ничем не коснувшись. Каждый раз скакалку опускают ниже и ниже. Игрок, дотронувшийся до черты, выбывает.

Эти детские конкурсы и игры подходят для дома и школы. Их можно видоизменять, добавлять, переделывать под свой предмет или мероприятие.

Игры в мяч


Коллективные игры


Конкурсы для детей 10 лет с воздушными шарами

  • Тир. Игроков делят на две команды. Шары вывешивают на разной высоте. Кто больше повредит шариков дротиками, тот выигрывает.
  • Желание. В шары засовывают записку с пожеланием, надувают. Участники по очереди выбирают шар, лопают и выполняют задание.
  • Конкурс детских рисунков. Нужно за определенное время нарисовать бабочку, стрекозу, комара на шарике. Лучший образ выбирают зрители.
  • Сороконожка. Игроки делятся на команды, становятся друг за другом, зажимая между собой шарики. Задача сороконожек - дойти до финиша, взять землянику и вернуться обратно. Победителем является «не распавшаяся» команда.
  • Аленушка. На время игроки из разных команд должны повязать косынку на шарик и нарисовать лицо. Можно нарисовать части лица на бумаге, вырезать, подготовить волосы и другие атрибуты, которые наклеиваете на шар скотчем.
  • Жадина. Это смешные конкурсы для детей 10 лет. Суть игроков собрать больше воздушных шаров за определенное время. Чтобы усложнить задачу, у шариков обрезаются нитки, или на участника приклеиваете двусторонний скотч, и он без рук должен прилепить шары.
  • Бег с препятствиями. Шар зажимают коленями или щиколотками и идут к финишу, выполняя по пути еще задания.
  • Прокол. К ногам игроков привязывают шарик. Нужно прыгать на шар соперника и лопнуть его. Победителем становится тот, у кого целый шарик.

Необычные конкурсы

Детских игр существует огромное множество. Для этого не нужно дорогих атрибутов. Например, твистор можно нарисовать на траве, боулинг сделать из пластиковых бутылок и мяча, карточки нарисовать на картоне. Главное продумать тематику мероприятия, а также чередовать интеллектуальные, спокойные и подвижные игры. Тогда участие детей в конкурсах будет более активным.

Также подростки любят участвовать в играх, которые показывают по телевизору («Поле чудес», «Угадай мелодию», «Звездный час», «Сто к одному»). Вопросы подготавливаются по учебному курсу с дополнительной информацией по предмету. При подборе игр нужно учитывать интересы подростков. Можно попросить помочь в организации мероприятия лидеров.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры