Ян ван эйк все картины с названиями. Портрет четы Арнольфини: Секреты и зашифрованные символы в картине Ван Эйка

Главная / Развод

Хуберт и Ян ван Эйки - нидерландские живописцы первой половины XV века, основатели ранней нидерландской живописи. Их творчество относят к эпохе раннего Возрождения, хотя во многом оно ещё остается средневековым. Современники считали работы Яна ван Эйка «новым искусством». А вот факт существования у Яна ван Эйка брата Хуберта уже долгое время подвергается сомнению. Высказываются предположения, что это был вовсе не брат знаменитого художника.Есть даже версия, что такого человека не существовало. Тем не менее в городе Маасейк установлен памятник двум братьям ван Эйкам.

Памятник братьям ван Эйкам в городе Маасейк

Хуберт ван Эйк (гравюра Edme de Boulonois)

Хуберт был старшим братом Яна, а также Маргарет и Ламберта (тоже художников). В настоящее время не сохранилось ни одного произведения, про которое можно с уверенностью сказать, что это работа Хуберта ван Эйка.

Предполагается, что братья родились в городе Маасейк (т.е. Эйк на реке Маас) в Северных Нидерландах (сейчас бельгийская провинция Лимбург) в семье мелких дворян. Год рождения Хуберта - около 1370 года, Ян родился между 1385 и 1390 годами. О ранних годах братьев ничего не известно, но в книгах 1560-х годов упоминается, что Яна обучал живописи его старший брат Хуберт. Какое образование они получили, тоже не ясно, но, судя по отзывам современников, Ян ван Эйк был литературно образован, читал классиков, занимался изучением геометрии. И на картинах художника встречаются надписи на французском, латинском, греческом, фламандском (родном для ван Эйка) и на иврите. Знание языков, символика и образы картин, показывают человека с пытливым, острым умом и хорошим образованием.

Основываясь на том, что имя Хуберт было не очень распространено, исследователи предполагают, что именно Хуберт ван Эйк упоминается как "Magister Hubertus, pictor" (Мастер Хуберт, художник), получивший в1409 году плату за выполнение заказа для церкви Пресвятой Богородицы в Тонгерене. Он, вероятно, и Master Hubert, чью картину завещал Ян де Виш ван дер Капелле своей дочери, монахине бенедиктинского монастыря возле Гревелингена. Однако, его имя не появляется в записях гильдий и завещание не включает ни одного ребенка. Предполагают, что около 1420 года Хуберт поселился в Генте. Примерно в это время художник начал работу над своим единственным выжившим произведением - алтарем для собора в Генте, известным сейчас под названием "Гентский алтарь". Однако эта работа была закончена Яном ван Эйком лишь в 1432 году, спустя шесть лет после смерти Хуберта. Так что сложно говорить, в какой степени это работа старшего брата. Надпись на раме, обнаруженная в начале XIX века на латинском языке, на основании которой искусствоведы и сделали важные заключения об авторах алтаря, гласила: "Хуберт ван Эйк, величайший художник, что когда либо жил, начал эту работу, которую Ян, его брат, второй только в мастерстве, имел счастье продолжать" Неизвестно, насколько достоверна эта запись.. Некоторые исследователи рассматривают ее в качестве сверхщедрой братской дани.

Гентский алтарь в закрытом виде

Гентский алтарь в открытом виде

Еще одна работа, которую, как считают, начал Хуберт - это "Три Марии у могилы". Но она тоже была закончена другим художником.

"Три Марии у могилы"

В 1425 году город Гент заказал художнику две работы, которые, скорее всего, не были выполнены. Хуберт ван Эйк умер 18 сентября 1426 года и был похоронен в соборе святого Бавона рядом с сестрой Маргарет.

Ян ван Эйк (гравюра Доминика Лампсония)

Младший брат Ян оказался более удачливым. До нас дошло много его работ и сведений о его жизни.

Существуют документы, что в 1420 году он представил голову Мадонны в Гильдию Антверпена, а в 1422 украсил пасхальную свечу для собора в Камбре.

В 1422 году он стал придворным живописцем Иоанна Баварского, графа Голландии, Зeландии и Геннегау. До 1424 года Ян ван Эйк участвовал в оформлении графского дворца в Гааге.

После смерти Иоанна Баварского мастер, уже пользующийся громкой славой, покинул Голландию и обосновался во Фландрии. Весной 1425 г. в Брюгге он был принят на службу к Филиппу Доброму, герцогу Бургундскому, «со всеми почестями, преимуществами, свободами, правами и выгодами». В том же году художник переехал в Лилль.

При дворе Ян ван Эйк значился одновременно камергером и придворным живописцем. Несомненно, он вращался в самой гуще придворной жизни. Отношения с герцогом, большим ценителем искусств, сложились самые добрые. Об этом можно судить по подаркам и денежным выплатам. Сохранилось гневное письмо Филиппа от 1435 года к городскому казначею Лилля, который пытался уменьшить сумму, которую он должен был выплатить ван Эйку: "Это весьма огорчает Нас, так как Мы не можем назвать ни одного другого художника, равного Нам во вкусах, и столь искушенного в вопросах живописи и наук!".

Несколько раз художник исполнял для Филиппа тайные дипломатические поручения. Так в 1427 года ван Эйк выезжал с тайным поручением в Тур, расположенный в десяти милях от Лилля.

На следующий год, 19 декабря 1428года, ван Эйк, в качестве дипломата,вместе с послами Филиппа, отбыл в Лиссабон с заданием подготовить почву для заключения брака между вдовцом-герцогом Филиппом и португальской принцессой Изабеллой. Исполняя возложенную на него миссию, в Португалии художник написал два портрета невесты (не сохранились) и отослал своему господину вместе с проектом брачного договора. Так часто тогда делалось "для знакомства".
Миссия была успешно выполнена, и 25 декабря следующего года ван Эйк вернулся во Фландрию вместе со свадебным кортежем и португальской инфантой.

Наряду с придворной деятельностью "мастер Ян" выполнял заказы церкви и городских купцов. Наибольшее количество дошедших до нас произведений было написано во время службы у герцога Бургундского.

Одна из ранних, дошедших до нас работ - "Мадонна в церкви".

Ян ван Эйк "Мадонна в церкви" (до 1426 года)

Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных красок. Эта легенда была рассказана Джорджо Вазари спустя сто лет после смерти знаменитого нидерландца и была подхвачена другими писателями и искусствоведами. На самом деле краски на основе растительных масел были известны задолго до XV века. Может быть, Ян ван Эйк несколько усовершенствовал их состав, недаром его считали не только выдающимся живописцем, но и алхимиком. И владел он техникой письма масляными красками виртуозно. Живописцы всех стран, по словам Вазари, "вынуждены были его прославлять и воздавать ему бессмертные хвалы, но в то же время всячески ему завидовали...".

Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е годы. К этому времени художник переехал из Лилля в Брюгге, купил дом «с каменным фасадом», а в 1433 году женился. В 1434 году герцог Филипп III стал крестным отцом первого ребенка живописца и, в связи с рождением сына, преподнес ему в подарок шесть серебряных чаш.

Ян ван Эйк "Портрет жены Маргарет"

В 1432 году Ян ван Эйк закончил работу над выше упомянутым алтарем для Кафедрального собора в Генте, а затем работы следуют буквально одна за другой.

Ян ван Эйк одним из первых стал создавать портреты, добиваясь предметной точности облика модели.

Ян ван Эйк "Портрет молодого человека (Тимофей)" (1432 год)

Ян ван Эйк "Портрет человека в красном тюрбане" (1433 год)

Ян ван Эйк "Портрет кардинала Никколo Албергати" (1431 год)

Ян ван Эйк "Портрет человека с гвоздикой" (1435 год)

Среди шедевров Яна ван Эйка "Мадонна канцлера Ролена" (около 1436 года), а также портрет купца, представителя банкирского дома Медичи, Джованни Арнольфини с женой; так называемый "Портрет четы Арнольфини" (1434 год).

Ян ван Эйк "Мадонна канцлера Ролена"

Ян ван Эйк "Портрет четы Арнольфини"

Художник скончался 9 июля 1441 года в Брюгге, городе, ставшем для него родным, и был похоронен в ограде церкви Святого Донациана, недалеко от своего дома. В следующем году, его брат Ламберт, обратился к герцогу с просьбой о перезахоронении праха художника внутри церкви. Филипп не только дал такое разрешение, но и назначил вдове художника вполне приличное пожизненное содержание.

Эпитафия на могиле Яна ван Эйка гласит:

"Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн,
В котором любовь к живописи была изумительна.
Он писал и дышащие жизнью изображения людей,
И землю с цветущими травами,
И всё живое прославлял своим искусством."

Картина "Святой Иероним" была закончена, скорее всего, друзьями художника уже после его смерти, хотя основная часть выполнена самим Яном ван Эйком. Вероятно, об этом написано в письме, лежащем на столе.

Ян ван Эйк "Святой Иероним" (1442 год)

Памятник братьям ван Эйкам перед Кафедральным собором св. Бавона, Гент

Й. Хёйзинга "Осень Средневековья"

Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390—1441) — нидерландский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками. Младший брат художника и своего учителя Хуберта ван Эйка (1370—1426).

Портрет четы Арнольфини, 1434, Национальная галерея, Лондон
Кликабельно - 3 087px × 4 226px


Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейк. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426 г. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов. С 1425 г. он — художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго, который ценил его как художника и щедро оплачивал его работы. В 1427—1428 гг. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. В 1427 г. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.

Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. Но именно после него масло получило всеобщее признание, масляная техника стала традиционной для Нидерландов; в XV в. пришла в Германию и во Францию, оттуда — в Италию.

Портрет четы Арнольфини, деталь зеркало на стене, 1434

Самое крупное и знаменитое произведение ван Эйка — Гентский алтарь, начатый, возможно, его братом Хубертом. Ян ван Эйк закончил его по заказу богатого гентского бюргера Йодока Вейдта для его семейной капеллы в 1422—1432 гг. Это грандиозный многоярусный полиптих из 24 картин с изображением 258 человеческих фигур.

Среди шедевров Яна ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена», а также портрет купца, представителя банкирского дома Медичи, Джованни Арнольфини с женой — так называемый «Портрет четы Арнольфини».

Имел несколько учеников, в их числе — Петрус Кристус.

«По всеобщему признанию, наиболее смелые открытия, обозначившие перелом в художественном развитии (человечества), принадлежат живописцу Яну ван Эйку (1385/90 — 1441). Величайшее его создание — многостворчатый алтарь (полиптих) для собора в Генте». Э.Гомбрих «История искусства».

Благовещение, 1420

Диптих - Распятие и Страшный суд, 1420-1425

Портрет человека с кольцом, около 1430

Святой Франциск Ассизский, Стигматизация, около 1432

Lam Godsretabel, Mystic Lamb, Agneau Mystique, Der Genter Altar (Lammanbetung), Políptico de Gante (El Políptico de la Adoración del Cordero Místico). 1432

Гентский алтарь, Бог Иисус, 1432

Гентский алтарь, Бог Иисус, деталь одежды, 1432

Гентский алтарь, Мария, 1432

Гентский алтарь, Иоанн Креститель, деталь, 1432

Гентский алтарь (Внешняя панель, Архангел), 1432

Гентский алтарь (Внешняя панель, Иоанн Евангелист, деталь), 1432

Гентский алтарь, Ева, деталь, голова, 1432

Гентский алтарь, Адам, деталь, голова, 1432

Гентский алтарь, Женщины, идущие на поклонение Агнцу, 1432

Гентский алтарь, Евреи и язычники, 1432

Гентский алтарь, Ангелы, 1432

Гентский алтарь, Ангелы, деталь, 1432

Гентский алтарь, Поклонение Агнцу, деталь, 1432

Портрет человека в тюрбане, 1433 (возможно, автопортрет)

Портрет Джованни Арнольфини, около 1435

Мадонна канцлера Ролена, 1435

Мадонна канцлера Ролена, деталь, 1435

Мадонна каноника Георга ван дер Пале, 1436

Мадонна каноника Георга ван дер Пале, деталь Святой Георг и донатор, 1436

Святая Варвара, 1437

Мадонна с младенцем в церкви, около 1438

Портрет Маргарет ван Эйк, 1439

Святой Иероним, 1442

Полностью

Практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть.

Музыка на ягодицах

Иероним Босх, "Сад земных наслаждений", 1500-1510.

Фрагмент части триптиха

Споры о значениях и скрытых смыслах самой известной работы голландского художника не утихают с момента ее появления. На правой створке триптиха под названием «Музыкальный ад» изображены грешники, которых истязают в преисподней при помощи музыкальных инструментов. У одного из них на ягодицах оттиснуты ноты. Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, изучавшая картину, переложила нотацию XVI века на современный лад и записала "песню с задницы из ада, которой исполнилось 500 лет".

Обнаженная Мона Лиза

Знаменитая "Джоконда" существует в двух вариантах: обнаженная версия называется "Монна Ванна", ее написал малоизвестный художник Салаи, который был учеником и натурщиком великого Леонардо да Винчи. Многие искусствоведы уверены, что именно он был моделью для картин Леонардо «Иоанн Креститель» и «Бахус». Существуют также версии, что переодетый в женское платье Салаи послужил образом самой Моны Лизы.

Старый Рыбак

В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари написал картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый.

Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика).

А был ли кит?


Хендрик ван Антониссен «Сцена на берегу».

Казалось бы, обычный пейзаж. Лодки, люди на берегу и пустынное море. И только рентгеновское исследование показало, что люди собрались на берегу не просто так - в оригинале они рассматривали тушу кита, выброшенного на берег.

Однако художник решил, что никто не захочет смотреть на мертвого кита, и переписал картину.

Два "Завтрака на траве"


Эдуард Мане, "Завтрак на траве", 1863.



Клод Моне, "Завтрак на траве", 1865.

Художников Эдуарда Мане и Клода Моне иногда путают - ведь они оба были французами, жили в одно время и творили в стиле импрессионизма. Даже название одной из самых известных картин Мане «Завтрак на траве» Моне позаимствовал и написал свой «Завтрак на траве».

Двойники на "Тайной вечере"


Леонардо да Винчи, "Тайная вечеря", 1495-1498.

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

"Ночной дозор" или "Дневной"?


Рембрандт, "Ночной дозор", 1642.

Одна из самых известных картин Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» около двухсот лет провисела в разных залах и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства.

И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия - не более 14 часов.

Перевернутая лодка


Анри Матисс, "Лодка", 1937.

В Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матисса «Лодка». Только через 47 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами. На полотне изображены 10 фиолетовых линий и два голубых паруса на белом фоне. Два паруса художник нарисовал не просто так, второй парус - это отражение первого на глади воды.
Для того, чтобы не ошибиться в том, как должна висеть картина, нужно обратить внимание на детали. Больший парус должен быть верхом картины, а пик паруса картины должен быть направлен в правый верхний угол.

Обман в автопортрете


Винсент ван Гог, "Автопортрет с трубкой", 1889.

О том, что ван Гог якобы сам отрезал себе ухо, ходят легенды. Сейчас наиболее достоверной считается версия о том, что ухо ван Гог повредил в небольшой потасовке с участием другого художника - Поля Гогена.

Автопортрет же интересен тем, что отражает реальность в искаженном виде: художник изображен с перевязанным правым ухом, потому что он при работе использовал зеркало. На самом деле пострадало левое ухо.

Чужие мишки


Иван Шишкин, "Утро в Сосновом лесу", 1889.

Знаменитая картина принадлежит не только кисти Шишкина. Многие художники, дружившие между собой, частенько прибегали к «помощи друга», а Иван Иванович, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому Шишкин обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому.

Савицкий нарисовал едва ли не лучших мишек в истории российской живописи, а Третьяков повелел смыть его фамилию с холста, поскольку все в картине «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

Невинная история "Готики"


Грант Вуд, "Американская готика", 1930.

Работа Гранта Вуда считается одной из самых странных и угнетающих в истории американской живописи. Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей.
На самом деле художник не задумывал изображать никаких ужасов: во время поездки по штату Айова и он заметил небольшой дом в готическом стиле и решил изобразить тех людей, которые, по его мнению, идеально подошли бы в качестве обитателей. В виде персонажей, на которых так обиделись жители Айовы, увековечены сестра Гранта и его дантист.

Месть Сальвадора Дали

Картина "Фигура у окна" написана в 1925 году, когда Дали был 21 год. Тогда в жизнь художника еще не вошла Гала, и его музой была сестра Ана Мария. Отношения брата и сестры испортились, когда он на одной из картин написал "порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие". Ана Мария не смогла простить такой эпатаж.

В своей книге 1949 года "Сальвадор Дали глазами сестры" она пишет о брате без всякого восхваления. Книга привела Сальвадора в бешенство. Еще лет десять после этого он гневно вспоминал ее при каждом удобном случае. И вот, в 1954 появляется картина "Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия". Поза женщины, ее локоны, пейзаж за окном и цветовая гамма картины явно перекликаются с "Фигурой у окна". Есть версия, что так Дали отомстил сестре за ее книгу.

Двуликая Даная


Рембрандт Харменс ван Рейн, "Даная", 1636 - 1647.

Многие тайны одной из самых известных картин Рембрандта были раскрыты только в 60-е годы ХХ века, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Например, съемка показала, что в ранней версии лицо царевны, которая вступила в любовную связь с Зевсом, было похоже на лицо Саскии - супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс - любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.

Желтая спальня Ван Гога


Винсент Ван Гог, "Спальня в Арле", 1888 - 1889.

В мае 1888 года Ван Гог обзавелся небольшой мастерской в Арле, на юге Франции, куда он сбежал от не понимающих его парижских художников и критиков. В одной из четырех комнат Винсент обустраивает спальню. В октябре все готово, и он решает нарисовать «Спальню Ван Гога в Арле». Для художника очень важен был колорит, уют комнаты: все должно было наводить на мысли об отдыхе. При этом картина выдержана в тревожных желтых тонах.

Исследователи творчества Ван Гога объясняют это тем, что художник принимал наперстянку - средство от эпилепсии, которое вызывает у пациента серьезные изменения в восприятии цвета: вся окружающая действительность окрашивается в зелено-желтые тона.

Беззубое совершенство


Леонардо да Винчи, "Портрет госпожи Лизы дель Джокондо", 1503 - 1519.

Общепризнанное мнение состоит в том, что Мона Лиза - совершенство и улыбка ее прекрасна своей загадочностью. Однако американский искусствовед (и по совместительству стоматолог) Джозеф Борковски считает, что, судя по выражению лица, героиня потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил также шрамы вокруг ее рта. «Она так «улыбается» именно из-за того, что произошло с нею, - считает эксперт. - Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы».

Майор на фейсконтроле


Павел Федотов, "Сватовство майора", 1848.

Публика, впервые увидевшая картину "Сватовство майора", смеялась от души: художник Федотов наполнил ее ироничными деталями, понятными зрителям того времени. Например, майор явно не знаком с правилами дворянского этикета: он явился без положенных букетов для невесты и ее матери. А саму невесту ее родители-купцы разрядили в вечернее бальное платье, хотя на дворе день (все светильники в комнате потушены). Девушка явно впервые примерила декольтированное платье, смущена и пытается убежать в свою светелку.

Почему Свобода обнажена


Фердинан Виктор Эжен Делакруа, "Свобода на баррикадах", 1830.

По мнению искусствоведа Этьена Жюли, Делакруа писал лицо женщины со знаменитой парижской революционерки - прачки Анны-Шарлотты, которая вышла на баррикады после гибели брата от рук королевских солдат и убила девятерых гвардейцев. Художник изобразил ее с обнаженной грудью. По его замыслу, это символ бесстрашия и самоотверженности, а также торжества демократии: нагая грудь показывает, что Свобода, как простолюдинка, не носит корсета.

Неквадратный квадрат


Казимир Малевич, "Черный супрематический квадрат", 1915.

На самом деле «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет - это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.

Специалисты Третьяковской галереи обнаружили авторскую надпись на известной картине Малевича. Надпись гласит: «Битва негров в темной пещере». Эта фраза отсылает к названию шутливой картине французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник.

Мелодрама Австрийской Моны Лизы


Густав Климт, "Портрет Адели Блох-Бауэр", 1907.

На одном из самых значительных полотен Климта запечатлена жена австрийского сахарного магната Фердинада Блох-Бауэра. Вся Вена обсуждала бурный роман Адели и знаменитого художника. Уязвленный муж захотел отомстить любовникам, но выбрал очень необычный способ: он решил заказать Климту портрет Адели и заставить его сделать сотни эскизов, пока художника не начнет выворачивать от нее.

Блох-Бауэр хотел, чтобы работа продлилась несколько лет, и натурщица могла видеть, как угасают чувства Климта. Он сделал художнику щедрое предложение, от которого тот не смог отказаться, и все сложилось по сценарию обманутого мужа: работа была закончена за 4 года, любовники давно остыли друг к другу. Адель Блох-Бауэр так никогда и не узнала, что муж был в курсе ее отношений с Климтом.

Картина, вернувшая Гогена к жизни


Поль Гоген, "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?", 1897-1898.

Самое известное полотно Гогена имеет одну особенность: оно "читается" не слева направо, а справа налево, как каббалистические тексты, которыми интересовался художник. Именно в этом порядке разворачивается аллегория духовной и физической жизни человека: от зарождения души (спящий ребенок в правом нижнем углу) до неизбежности смертного часа (птица с ящерицей в когтях в левом нижнем углу).

Картина была написана Гогеном на Таити, куда художник несколько раз сбегал от цивилизации. Но в этот раз жизнь на острове не задалась: тотальная бедность привела его к депрессии. Закончив полотно, которое должно было стать его духовным завещанием, Гоген взял коробочку с мышьяком и отправился в горы, чтобы умереть. Однако он не рассчитал дозу, и суицид не удался. Наутро он, качаясь, добрел до своей хижины и заснул, а когда проснулся, то ощутил забытую жажду жизни. А в 1898 году его дела пошли в гору, и в творчестве начался более светлый период.

112 пословиц на одной картине


Питер Брейгель - старший, «Нидерландские пословицы», 1559

Питер Брейгель - старший изобразил землю, населённую буквальными изображениями нидерландских пословиц тех дней. В написанной картине присутствуют приблизительно 112 распознаваемых идиом. Некоторые из них используются и по сей день, например, такие, как: «плыть против течения», «биться головой о стену», «вооружен до зубов» и «большая рыбка ест маленькую».

Другие пословицы отражают человеческую глупость.

Субъективность искусства


Поль Гоген, «Бретонская деревня под снегом», 1894

Картина Гогена «Бретонская деревня в снегу» была продана после смерти автора всего за семь франков и, к тому же, под названием «Ниагарский водопад». Человек, проводивший аукцион, случайно повесил картину вверх ногами, разглядев в ней водопад.

Скрытая картина


Пабло Пикассо, «Голубая комната», 1901

В 2008 году инфракрасное излучение показало, что под «Голубой комнатой» скрыто еще одно изображение - портрет мужчины, одетого в костюм с бабочкой и положившего голову на руку. «Как только у Пикассо появлялась новая идея, он брался за кисть и воплощал ее. Но у него не было возможности покупать новый холст каждый раз, когда его посещала муза», - объясняет возможную причину этого искусствовед Патриция Фаверо.

Недоступные марокканки


Зинаида Серебрякова, «Нагая», 1928

Однажды Зинаида Серебрякова получила заманчивое предложение - отправиться в творческое путешествие, чтобы изобразить обнаженные фигуры восточных дев. Но оказалось, что в тех местах найти натурщиц просто невозможно. На помощь пришел переводчик Зинаиды - он привел к ней своих сестер и невесту. Никому до этого и после этого не удавалось запечатлеть закрытых восточных женщин обнаженными.

Спонтанное озарение


Валентин Серов, «Портрет Николая II в тужурке», 1900

Долгое время Серов не мог написать портрет царя. Когда художник совсем сдался, он извинился перед Николаем. Николай немного расстроился, сел за стол, вытянув руки перед собой... И тут художника осенило - вот он образ! Простой военный в офицерской тужурке с чистыми и грустными глазами. Этот портрет считается лучшим изображением последнего императора.

Опять двойка


© Федор Решетников

Знаменитая картина «Опять двойка» - это всего лишь вторая часть художественной трилогии.

Первая часть - «Прибыл на каникулы». Явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник.

Вторая часть - «Опять двойка». Небогатая семья с рабочей окраины, разгар учебного года, понурый обалдуй, опять схвативший двойку. В левом верхнем углу видна картина «Прибыл на каникулы».

Третья часть - «Переэкзаменовка». Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. В левом верхнем углу видна картина «Опять двойка».

Как рождаются шедевры


Джозеф Тёрнер, «Дождь, пар и скорость», 1844

В 1842 году миссис Симон путешествовала на поезде по Англии. Внезапно начался сильный ливень. Пожилой джентльмен, сидевший напротив нее, встал, открыл окно, высунул голову и так смотрел минут десять. Не в силах сдержать свое любопытство, женщина тоже открыла окно и стала смотреть вперед. Через год она обнаружила картину «Дождь, пар и скорость» на выставке в Королевской академии художеств и смогла узнать в ней тот самый эпизод в поезде.

Урок анатомии от Микеланджело


Микеланджело, «Сотворение Адама», 1511

Пара американских экспертов в области нейроанатомии считают, что Микеланджело на самом деле оставил некоторые анатомические иллюстрации в одной из его самых известных работ. Они полагают, что в правой части картины изображен огромный мозг. Удивительно, но можно найти даже сложные его компоненты, такие как мозжечок, зрительные нервы и гипофиз. А броская зеленая лента идеально совпадает с местонахождением позвоночной артерии.

«Тайная вечеря» Ван Гога


Винсент Ван Гог, «Ночная терраса кафе», 1888

Исследователь Джаред Бакстер полагает, что на полотне Ван Гога «Ночная терраса кафе» зашифровано посвящение «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. В центре картины стоит официант с длинными волосами и в белой тунике, напоминающей одежды Христа, а вокруг него ровно 12 посетителей кафе. Также Бакстер обращает внимание на крест, расположенный прямо за спиной официанта в белом.

Образ памяти у Дали


Сальвадор Дали, «Постоянство памяти», 1931

Не секрет, что мысли, посещавшие Дали во время создания его шедевров, всегда были в виде очень реалистичных образов, которые художник затем переносил на холст. Так, по признанию самого автора, картина «Постоянство памяти» была написана в результате ассоциаций, возникших при виде плавленого сыра.

О чем кричит Мунк


Эдвард Мунк, "Крик", 1893.

Мунк так рассказывал о появлении у него идеи одной из самых загадочных картин в мировой живописи: "Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу". Но что за закат мог так напугать художника?

Есть версия, что идея "Крика" родилась у Мунка в 1883 году, когда произошло несколько сильнейших извержений вулкана Кракатау - настолько мощных, что они изменили на один градус температуру атмосферы Земли. Обильное количество пыли и пепла распространилось по всему земному шару, добравшись даже до Норвегии. Несколько вечеров подряд закаты выглядели так, будто бы вот-вот настанет апокалипсис - один из них и стал источником вдохновения художника.

Писатель в народе


Александр Иванов, "Явление Христа народу", 1837-1857.

Десятки натурщиков позировали Александру Иванову для его главной картины. Один из них известен не менее самого художника. На заднем плане, среди путников и римских всадников, еще не слышавших проповедь Иоанна Предтечи, можно заметить персонажа в корчиневом хитоне. Его Иванов писал с Николая Гоголя. Писатель тесно общался с художником в Италии, в частности по религиозным вопросам, и давал ему советы в процессе написания картины. Гоголь считал, что Иванов "уже давно умер для всего мира, кроме своей работы".

Подагра Микеланджело


Рафаэль Санти, "Афинская школа", 1511.

Создавая знаменитую фреску "Афинская школа", Рафаэль увековечил своих друзей и знакомых в образах древнегреческих философов. Одним из них стал Микеланджело Буонаротти "в роли" Гераклита. Несколько столетий фреска хранила тайны личной жизни Микеланджело, а современные исследователи сделали предположение, что странно угловатое колено художника свидетельствует о наличии у него болезни суставов.

Это вполне вероятно, если учесть особенности образа жизни и условий работы художников эпохи Возрождения и хронический трудоголизм Микеланджело.

Зеркало четы Арнольфини


Ян ван Эйк, "Портрет четы Арнольфини", 1434 г.

В зеркале позади супругов Арнольфини можно увидеть отражение еще двух человек, находящихся в комнате. Скорее всего, это свидетели, присутствующие при заключении договора. Один из них - ван Эйк, о чем свидетельствует и латинская надпись, помещенная, вопреки традиции, над зеркалом в центре композиции: «Ян ван Эйк был здесь». Так обычно скрепляли контракты.

Как недостаток превратился в талант


Рембрандт Харменс ван Рейн, "Автопортрет в возрасте 63", 1669.

Исследователь Маргарет Ливингстон изучила все автопортреты Рембрандта и обнаружила, что художник страдал косоглазием: на изображениях его глаза смотрят в разные стороны, чего не наблюдается на портретах других людей кисти мастера. Недуг привел к тому, что художник лучше мог воспринимать реальность в двух измерениях, чем люди с нормальным зрением. Это явление называется "стереослепота" - неспособность видеть мир в 3D. Но так как живописцу приходится работать с двухмерным изображением, именно этот недостаток Рембрандта мог быть одним из объяснений его феноменального таланта.

Безгрешная Венера


Сандро Боттичелли, "Рождение Венеры", 1482-1486.

До появления "Рождения Венеры" изображение нагого женского тела в живописи символизировало только идею первородного греха. Сандро Боттичелли первым из европейских живописцев не нашел ничего греховного в нем. Более того, искусствоведы уверены, что языческая богиня любви символизирует на фреске христианский образ: ее явление - аллегория возрождения души, прошедшей обряд крещения.

Лютнист или лютнистка?


Микеланджело Меризи да Караваджо, "Лютнист", 1596.

Долгое время картина экспонировалась в Эрмитаже под названием «Лютнистка». Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Женщина вряд ли могла сделать такой выбор - это просто тяжело для горла. Кроме того, лютня, как и скрипка у самого края картины, в эпоху Караваджо считалась мужским инструментом.

Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский живописец. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в Нидерландах, Ян ван Эйк в 1422–1424 работал над украшением графского замка в Гааге, в 1425 стал придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго, в 1427 посетил Испанию, в 1428–1429 – Португалию. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый “Гентский алтарь”, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432.

Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (“Тимофей”, 1432, “Портрет мужчины в красном тюрбане”, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон; портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств.

Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Ян ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет – проникнутое сложной символикой и в то же время интимно-лирическим чувством изображение купца Джованни Арнольфини с женой.

Тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в сцене “Поклонение Агнцу” в центре алтаря. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции “Мадонна канцлера Ролена” (около 1436, Лувр, Париж) и “Мадонна каноника ван дер Пале” (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Развивая и обогащая достижения своих предшественников, прежде всего Р.Кампена, он превращает традиционную сцену поклонения Богоматери в величественное и красочное изображение зримого, реального мира, исполненное спокойной созерцательности. В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности, и окружающий его мир. В его композициях на равных выступают и образуют гармоничное единство портретные изображения, пейзаж, интерьер, натюрморт. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщенность живописи выявляют самоценность и красоту каждого предмета, обретающего в творчестве ван Эйка реальный вес и объем, характерную фактуру поверхности.

Детали и целое в его произведениях находятся в органической взаимосвязи: архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями, как бы воплощают в себе частицы бесконечной красоты мироздания: исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в “Мадонне канцлера Ролена” воспринимается как собирательный образ Вселенной.


Искусство ван Эйка проникнуто глубоким пониманием сущего как логического воплощения Божьего промысла, выражением чего стало строгое, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. Решение вставших перед ван Эйком творческих проблем требовало разработки новых средств художественной выразительности. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи, используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Этот живописный метод позволил ван Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Звучные, интенсивные, чистые тона красок в картинах ван Эйка, пронизанные воздухом и светом, образуют единое гармоническое целое.

Творчество художника ван Эйка, ярчайшим образом воссоздававшее красоту и живое многообразие мироздания, в значительной степени определило пути дальнейшего развития нидерландской живописи, круг ее проблем и интересов. Мощное воздействие искусства ван Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина).

Творчество Яна ван Эйка, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего

Северное Возрождение – эпоха развития культуры середины шестнадцатого столетия в Германии, Франции, Швейцарии, Северной Фландрии и Нидерландах. Главной особенностью этого периода является генетическое наследование искусству поздней готики. Северное Возрождение родилось в Бургундии в придворно-рыцарском творчестве живописцев братьев Лимбург. Затем главенствующую роль стала играть в эту эпоху школа нидерландской живописи.

Картины художников нидерландской школы отличались пантеистическим мировосприятием, самым пристальным вниманием к малейшей детали или малейшему явлению жизни.

» Эйк Ван

Творчество и биография - Эйк Ван

Эйк Ван, братья: Губерт (ок. 1370-1426) и Ян (ок. 1390-1441) , знаменитые нидерландские живописцы, основоположники нидерландского реалистического искусства.

Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк. О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений. Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св. Бавона в Генте начал именно он. Вероятно, и композиционный замысел алтаря принадлежал ему. Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря - «Поклонение агнцу» , фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя , - Губерта можно назвать мастером переходного периода. Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека).

Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов. Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова. Впервые Ян Ван Эйк упоминается в 1422, уже как мастер, поступивший на службу к герцогу Голландии Иоанну Баварскому. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428-29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой. Ван Эйк написал ее портрет. Частная жизнь художника протекала вне двора, в среде городского бюргерства, к которому он принадлежал. Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге. В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился.

Его первая известная работа - «Гентский алтарь» (1432). Это крупнейший памятник нидерландского Возрождения, сыгравший огромную (поистине революционную) роль в развитии живописи в Нидерландах. Алтарь представляет собой своего рода картинную галерею из 20 изображений, расположенных двумя ярусами на створках алтаря. Последние достигают высоты четырех метров.

Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря. Наиболее ранние - «Стигматизация Св. Франциска» и «Мадонна в церкви» . Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена» , где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь. Портреты в творчестве Яна Ван Эйка занимают особое место: этот жанр в наследии великого мастера слабее всего связан с традициями средневековья. Ян Ван Эйк искал живописные средства для освобождения образов своих героев от церковно-канонических норм, отказавшись от включения в портрет религиозных символов. На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности.

В числе лучших и наиболее известных произведении Ван Эйка - «Портрет Тимофея», «Портрет кардинала Альбергати» , а также знаменитый «Портрет четы Арнольфини» , первый психологический портрет в европейском искусстве. На этом портрете изображен и сам художник с женой Маргаритой в виде отражения в зеркале.

Ян Ван Эйк - подлинный новатор и гениальный художник, совершивший революцию в искусстве XVI века в области передачи трехмерных объемов и освещения. Он впервые применил систему рефлексов, используя светосилу цвета. Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи. Творчество Яна Ван Эйка создало предпосылки для возникновения в Нидерландах светского искусства и оказало огромное воздействие на нидерландское искусство XV-XVI, а также XVII веков. Ему многим обязаны все крупные нидерландские живописцы во главе с Рембрандтом.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры