Юлия Коган: «Когда я забеременела, Шнур сказал: 'Тебе уже пора. Биография юлии коган Юлия коган национальность

Главная / Развод

Красиво петь – это талант, подаренный далеко не каждому. Красиво петь, используя при этом ненормативную лексику, – это и вовсе дар только для избранных. Рыжеволосая бестия обладает и тем, и другим. Года занятий академическим вокалом помогли раскрыться уникальности её голоса, а продолжительное сотрудничество с небезызвестным Сергеем Шнуровым научило «ругаться матом, как культурная женщина ».

Прежде чем примерить на себя образ скандальной солистки группы «Ленинград» , прошла долгий путь личностного и профессионального развития. Кто бы мог подумать, что рыжий гадкий утёнок вырастит в длинноногую знойную красавицу? Юля воспитывалась в интеллигентной советской семье. С детства занималась плаваньем, достигла больших успехов: она мастер спорта ! Но сверстники не жаловали рыжую нескладную девчонку. Обидные прозвища, издёвки время от времени – так бывало у многих недооценённых талантов.

В 16 лет Юлия занялась академическим вокалом. Это стало стартом её творческого пути. Девушка со спортивным упорством и усидчивостью развивала свой талант. Это несказанно помогло ей при поступлении в СПбГАТИ. С успехом окончив вуз в 2003, она получила диплом актёра музыкального театра. Ещё обучаясь в театральном институте, Коган работала в «Зазеркалье» . Это известный в Питере детский музыкальный театр. В то же время Юлия неоднократно пробовала свои силы в . Работала фотомоделью в агентстве Сергея Луковского (на фото справа ).

Настоящим толчком в музыкальной карьере девушки стал Международный конкурс исполнительского искусства, проходивший в Юрмале в 2006. Жюри было впечатлено уникальным голосом певицы и вручило ей гран-при.

Как известно, противоположности притягиваются. Вот и в 2007 оперно-джазовая пай-девочка Юлия Коган и бед-бой русского шоу-бизнеса Сергей Шнуров стали сотрудничать ради блага общего дела – группы «Ленинград» . Голос певицы можно услышать и на записях более раннего периода.

Ода офисному работнику «Менеджер» - это одна из первых работ Юлии как бэк-вокалистки коллектива. Естественно, участие в «Ленинграде» кардинально изменило имидж девушки. Новый образ рыжеволосой фурии сразу полюбился всем поклонникам «Ленинграда» . Только вот на сломе 2008–2009 главный идейный вдохновитель группы Шнур впал в творческий кризис и сгоряча остановил её гастрольную деятельность. Но к радости фанатов в 2010 году вышел новый клип «Ленинграда» под манящим названием «Сладкие сны» . После – череда альбомов «Хна», «Рыба», «Вечный огонь» - и во всех Юлия Коган выступает уже солисткой.

Публика неоднозначно отнеслась к таким переменам. Одни встретили бурными овациями, другие – возмутились. Ладно, когда со сцены материться бородатый брутальный мужик – ему позволительно. Но как же себе такое может позволить девушка? Юлия на такую критику всегда махала рукой. И правильно поступала, ведь подобные песни в её исполнении звучат очень даже элегантно. Недолго критика была, ведь так как зажигала зал Юля - за последние лет 20 не зажигала ни одна женская рок исполнительница. Спустя несколько концертов, многие стояли и ждали когда же будет выступать эта «Рыжая бестия».

О своей работе в «Ленинграде» Юлия Коган всегда отзывалась тепло, хоть и подчёркивала, что Сергей Шнуров – деспотичный начальник. Может, именно по этой причине в 2013 Юлия покинула группу Ленинград . Хотя сама она заявляет, что причина – творческая ревность Шнурова. Девушка участвовала и в других проектах, но после предложения от телеканала «Ю» Сергей поставил Юлию перед фактом, что она больше не солистка «Ленинграда».

Коган ни сколько не жалела о своём уходе из коллектива, ведь уже давно сотрудничала с «St. Petersburg Ska-Jazz Review» . Кроме того, предложение от телеканала «Ю» она приняла и стала одной из ведущих ток-шоу о нелегкой женской судьбе «Я права» .

В 2014 году Юлия Коган начала сольную карьеру. Пока что она работает над сольным альбомом. Активно снимает клипы для каждой своей песни. В мае 2014 года состоялся её первый сольный концерт в питерском клубе «Море» , прошедший на «УРА». Коган уже смогла заработать признание публики, которая ждёт от певицы новых творческих свершений.

Кстати 30 января 2015 года Юлия Коган вместе с участницами телешоу «Битва Экстрасенсов» Наталей Бантеевой и Татьяной Лариной исполнили песню «Ведьма и осел» легендарной панк-рок группы «Король и Шут»

На наш взгляд получилось вполне зажигательно. =) Посмотрите сами!

Юлия Коган

Ее называют «рыжая бестия» и Юля-ноги. Многие до сих пор считают Юлию Коган солисткой «Ленинграда», хотя с тех пор . В разгар своей карьеры в коллективе, после хита «Я такая крутая», певица неожиданно ушла в никуда. Вопреки предсказаниям критиков, без Шнурова она не пропала. Такой уж характер. Юля многое повидала в жизни, многое смогла преодолеть. Она никогда не сдается.

— Ты редко рассказываешь о детстве. Почему?

— В нем мало приятных воспоминаний. Я родилась в Ленинграде, в обычной семье. Жили мы с мамой Ирой в коммуналке, одна комната на двоих. Зато квартира наша была в доме напротив театра БДТ, на Фонтанке. Мама много кем работала, от маляра до повара. Она очень старалась, но денег вечно не хватало. Как у любой советской матери-одиночки.

— А на твой вопрос «где папа?» что она отвечала?

— Да не помню уже. Детство я вообще помню лишь урывками, кусками. Из-за отсутствия отца я не очень страдала. А увиделась с ним уже подростком, по настоянию мамы. Она представила: «Юля, это Михаил. Но ты называй его папой». Помню, я подумала тогда: «С чего это я чужого дядю буду папой звать?!» Он был для меня посторонним человеком, с тех пор мы и не виделись. Никакого особенного впечатления отец не произвел. Но я на него похожа — потом нашла фото Михаила в молодости.

— То есть рыжая бестия ты не в маму?

— Вообще-то я темно-русая, а кудрявая — в отца. Я и не скрывала никогда, что крашу волосы. (Улыбается.) Когда попала в «Ленинград», была еще русой. Просто этого никто не помнит.

— Ты хорошо училась?

— Не очень, потому что мне не нравилось ходить в школу. Одноклассники меня чморили, во дворе тоже доставалось. Я была гадким утенком: худая и абсолютно плоская девочка, с короткой стрижкой. Волосы-антенны торчат во все стороны. Я даже отпустить их не могла, так как занималась плаванием, и длинные косы там были ни к чему. В общем, «добрые» дети прилепили мне прозвище Пушкин. Мою «красоту» наглядно демонстрирует одно старое фото, на которое я до сих пор не люблю смотреть. Мне там лет двенадцать. Все девчонки вокруг в шапочках, в купальниках, уже с приличными формами. И одна я в плавках и без шапочки. Купальники мне мешали, да и прикрывать было особо нечего. А на шапочку просто не было денег.

— Кто надоумил на плавание пойти?

— Из школы ребят отбирали, и мне понравилось. Бассейн был на улице Правды, «Волна» назывался. А параллельно я пела в хоре. И — представьте! — моей маме все время жаловались, что я тихо пою. Потом пришлось выбирать между плаванием и хором, мама не успевала водить меня в оба места. Хор я бросила, потому что плавать у меня получалось лучше, я всегда получала призы. Но спортсменкой тоже не стала: наша команда была не очень сильной. Девчонки завидовали моим успехам и издевались. Я страдала, даже плакала от этого. Когда была в спортивном лагере, пела всем песни на ночь. А утром надо мной все равно смеялись…

— Тогда-то ты и решила доказать, чего ты стоишь?

— Я всегда была мечтательницей, и меня это спасало. В ответ на издевательста мальчишек во дворе думала: «Вот вырасту и расцвету, и вы все в штабеля будете укладываться!» Сначала мечтала быть великой пловчихой. Потом — певицей. Но это обычное дело. Нет людей, которые бы поднялись с низов и не испытывали что-то подобное. Все страдали, а те девочки, что были в школе принцессами, часто вырастают… никем. Зато гадкие утята становятся королевишнами.

— Когда ты стала расцветать, сразу появился кавалер?

— Ой, это было не рано, до театрального института я еще училась в ПТУ. К тому моменту давно завязала с плаванием, и снова захотела петь. Но в карьерном плане я была невезучая. Когда в конкурсах вокальных участвовала, то у меня флюс, то еще какое-то ЧП. Зато везло с учителями. Лет в шестнадцать я оказалась в ансамбле, и к нам пришла педагог Наталья Латышева. Она была оперной певицей, а у нас — эстрадный коллектив. Тем не менее эта дива меня многому научила. Стала бесплатно со мной заниматься, потому что я не могла позволить педагогов за деньги.

— Про ПТУ расскажи, почему решила стать поваром-кондитером?

— Я хотела петь, а в консерваторию брали только с восемнадцати лет. У меня был выбор: либо до этого времени балду пинать, либо получить какую-то профессию. И пошла в ПТУ, отучилась четыре года и даже поработала по этой профессии на частную фирму. По ночам мы пекли пирожки с разными начинками на Лесной улице. Адские графики — ночь через ночь. Но платили нормально, на жизнь хватало. А в консерваторию меня все равно не взяли. Первый раз поступала как лохушка. Мне сказали — иди, и я пошла. Но на первом же туре провалилась. И меня настолько это задело, что решила взяться за подготовку серьезно. Не взяли и на второй год — там же огромный конкурс. А потом увидела, что в театральную академию набирается курс музыкальной оперы, понесла документы туда. Приняли меня из-за фактуры. Все на курсе Александра Петрова были стройные, высокие и красивые, а пела для театра я вполне хорошо.

— Вот тут-то ты и припомнила окружающим все обиды. Кавалеров отбривала направо и налево?

— У меня есть прекрасное свойство памяти, вся ненужная информация стирается. И это невероятная защита. Я помню, конечно, как плакала из-за того, что меня обижали, как боялась ходить по двору. Но потом те же мальчишки бросали на меня восхищенные взгяды. Так что бог с ними! Я не мстительная. Когда училась в институте, поклонники появились. Но все восхищались ярким образом, даже девушки из тусовки художников подходили и говорили: я хочу вас слепить, нарисовать. Но реальных ухажеров у меня не было. А наш мастер, наоборот, думал, что у меня любовников пруд пруди. И давал мне роли женщин легкого поведения или «с прошлым». Выбирать среди парней не приходилось, когда у меня появился реальный воздыхатель, он тут же стал моим молодым человеком.

— Когда училась в театральном, ты, наверное, и не думала о группе «Ленинград»?

— Я работала в театре «Зазеркалье» еще в процессе обучения и хотела стать актрисой этого театра. Но потом случилась ссора с мастером — мне не дали роль в «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина, о которой я мечтала. И постепенно я к театру остыла. А со Шнуровым я совершенно случайно познакомилась. Мы тогда с подругой активно тусовались в компании музыкантов и художников. Аня была старше меня, она работала барменом в «Тоннеле» и встречалась с Игорем Вдовиным, который на тот момент состоял в «Ленинграде». Шнур был еще никому неизвестен, и я ходила на концерты за компанию с Игорем и Аней. Постепенно группа стала собирать хорошие залы и нравиться мне все больше. Однажды я записала с ними бэк-вокал песни «Новый год». Записала, да и забыла. А моя подруга рассталась со Вдовиным, он ушел из коллектива, и мы со Шнуровым потерялись.

Периодически виделись в центре города, в клубах. «Привет» — «Привет». Вот и все общение. Сергей вспомнил обо мне, когда нужно было записать бэк-вокал новой песни «Ремонт» в альбоме «Аврора». Ребята были уже звездами, по радио постоянно крутили «Менеджер» и «Геленджик». Видимо, мой голос понравился, и меня пригласили выступить с «Ленинградом» на московском концерте, хотя у них на тот момент не было репертуара для певицы. Но после поездки меня сразу взяли в группу, потому что я весь концерт отплясала на каблуках. Мне сказали: выходи только на второй песне. А я: «Как это? Я в Москву в самолете прилетела, вы на билет потратились. Значит, нужно отработать по полной». Мне по наивности казалось, что это безумных денег стоит, поэтому участвовать всего в одной песне — просто неправильно. Когда меня взяли в коллектив, я спросила, что я буду делать. А Сергей ответил: «Да что хочешь…»

— Но тебе при этом приличное жалованье положили?

— Мне платили столько, сколько и всем людям, которые там десять лет отпахали. Для меня это были огромные деньги и ответственность. Мне казалось, что каждый концерт надо прыгать выше головы. Хотя песен поначалу у меня не было никаких. Представь, ты можешь петь очень круто, но тебе нечего… Я же не могла просто так стоять для красоты, хотя первое время так и делала.

— Кто тебе дал прозвище Юля-ноги?

— Поклонники. Я надевала короткие юбочки, шортики, каблуки. А ноги у меня некороткие, факт.

— На них и клюнул твой муж Антон? А он чем тебя очаровал?

— Ну, он высокий, красивый, я подумала: прекрасный отец для моего будущего ребенка.

— Так и подумала, когда его в первый раз увидела?

— Не в первый, в третий. «Чудесный генофонд»! (Смеется.) Но вел он себя странно. Не делал подарков, редко звонил. На первое свидание пригласил меня в клуб и попросил: «Может, ты сама доедешь?!» Я опешила, отказалась, но на всякий случай пригласила его на борщ. Слава богу, второй раз Антон за мной заехал. Хотя муж говорит, что это была любовь с первого взгляда. На самом деле, через месяц я его уже бросать хотела, даже все подружки так советовали. А потом выяснилось, что Антон тормозил, потому что был в процессе развода с первой женой. Но я-то этого не знала и завела другого кавалера. Антон увидел букет от него и сразу «отрезвел». Стал вести себя как нормальный человек: даже повез в Выборг на романтичную прогулку. А потом с родителями познакомил и с маленькой дочкой.

— Родители в курсе были, что Юля поет в «Ленинграде» и матом орет?

— Папе было абсолютно все равно, а мама волновалась, не знала, что я из себя представляю. Но потом спокойно выдохнула. Меня приняли в семью.

— А муж ревнивый? Мужики же постоянно на тебя смотрят!

— Так это же театр. И слюни они пускают только во время концерта. Это как бы игра. И он меня не ревнует, что приятно. Было бы сложнее, если бы Антон заводился, мой стиль общения с публикой многих шокирует. Но муж все понимает.

— Предложение Антон романтично сделал?

— Просто спросил: «Выйдешь за меня?» Я ответила: «Конечно, выйду». Как-то приобнял. Это было на Боровой, в моей новой квартире, среди разгрома и ремонта, в котором Антон мне активно помогал. Свадьба была скромная, потому что я не люблю пышных торжеств и не люблю выкидывать на ветер деньги. Это мой пунктик. Все было очень тихо — человек на тридцать. Люди пришли, поели чуть-чуть, потанцевали, поздравили и ушли. Расписывались мы в Пушкине. Мой муж фотограф, поэтому у нас не было даже фотографа и фотосессии. Платье сшила у той же портнихи, которая шьет мне сценические костюмы. Да вообще, у меня жизнь скромная.

После свадьбы мы отправились в Италию. Муж надо мной до сих пор подшучивает по этому поводу: «Я романтичный, над фильмами плачу. А ты путешествие превратила в шопинг-тур, пятьдесят три килограмма вещей привезла обратно, аж чемодан сломала!» На самом деле к шмоткам я отношусь спокойно. И в жизни одеваюсь довольно обычно. Вечерние платья и блестки — лишь на сцене. В путешествии мы вполне насладились красотами Италии. Во Флоренции я забиралась на самую высокую церковь, мы все время где-то гуляли, ночевали в маленьких отельчиках.

Антон сразу захотел ребенка. А я боялась: как совмещу малыша и работу?! На пике популярности страшно куда-то уходить. Но постепенно я созрела. Ощутила, что в «Ленинграде» выше головы не прыгнуть. Ну, спою еще пару песен. Будут те же гастроли, те же концерты. Все уже приелось. И я подумала: вот сейчас подходящий момент сделать паузу, родить. А потом будет что-то другое и яркое.

— Шнур на твою беременность как отреагировал?

— Сказал: «Тебе пора уже». Хотя явно этого не ожидал. Но я до восьмого месяца прыгала по сцене, ведь Сергей признался: «Мне без тебя никак». И в дальние поездки мы с ним на гастроли ездили. Живот долго был маленьким, да и потом никого это не смущало. А я все скакала как коза, ребята думали — я рожу прямо там, на концерте. Но в итоге я даже на две недели переносила Лизу. И через три месяца после родов снова вышла на работу. Я очень боялась застоя. Первые полгода с ребенком тяжело, он ничего не понимает, ему только есть-спать. Это утомляет, если до родов у тебя был жесткий гастрольный график. По десять-пятнадцать концертов в месяц в разных городах. Даешь один концерт — и три дня едешь… Но мне до поры до времени это даже нравилось. Когда входишь в ритм, дома не сидится.

— Почему ты ушла из группы?

— Потому что мне надоели матерные песни, потому что полгода после родов я моталась с коллективом по стране, а ребенок находился дома. Меня мучила совесть из-за того, что мало времени уделяю дочке. А еще я хотела развиваться дальше. Как-то говорю Сергею: давай мне еще и собственные концерты сделаем? Но он не хотел, с трудом удалось уломать. Музыкантов «Ленинграда» мне не дал, собрал отдельную команду. Разучили песни. Попробовали. И я поняла, что это не то. В «Ленинграде» я как бы играла в игру: вот пою матерные песни. А если я начинаю это делать самостоятельно и всерьез, то ставлю на себе клеймо, что, кроме этого, ничего не могу. И я так четко это осознала, что сразу срулила с темы, и все это сошло на нет. А Серега в принципе и рад был — мол, успокоилась. Остальные почему-то подумали, что я струсила, но это не так. Сейчас я выступаю сольно, и в репертуаре нет ни одной матерной песни. Тем самым я доказываю, что могу гораздо больше, чем просто вызывать зрителя на провокацию.

— Я знаю, что Сергей не разрешал тебе нигде выступать. Только с «Ленинградом». Это мешало?

— Да. Он, конечно, написал для меня много песен. Но я понимала, что «Ленинград» — это группа Сергея Шнурова и по-другому быть не может. А я лишь красивое приложение, хоть и стала довольно известной. На концертах публика орала: «Юля-Юля!» Наверное, взыграли мои амбиции. Мне всегда было непросто мириться с тем, что я не первая скрипка, а вторая. Хотелось не просто подпевать. Потому и моих выходов в «Ленинграде» стало больше. Допустим, в концерте двадцать пять песен, из них я пою восемь сольных. Это много для группы, но для меня мало. И когда Серега запретил мне петь джаз в другой команде и личные концерты, стало совсем тяжело.

— Почему запретил-то? Он такой собственник?

— Да, но он этого и не скрывает. Сам-то он в это время снимался в кино, вел передачи. И если бы у меня параллельно была куча других проектов, мне бы хватило и восьми песен. Увы — так не произошло. Через полгода после того, как я вышла из декрета, поступило предложение стать ведущей программы «Я права!». Именно от нехватки чего-то нового я согласилась. И это стало началом конца наших отношений со Шнуровым. Он был против ТВ, я взбунтовалась. Но я не думала, что Сергей меня уволит. А он мне позвонил и сказал: «Ты больше не работаешь».

— И как ты себя почувствовала?

— Это было облегчение. Потому что самой не пришлось принимать решение, к которому я так долго шла. Я довольно преданный человек и никогда бы «Ленинград» не бросила. Я бы терпела все, мирилась со своей внутренней борьбой. Так что Сергей очень сильно мне помог.

— Но, наверное, «Ленинград» все же жалко? Финансовая составляющая была явно лучше…

— Нет, не жалко. Ни разу не вздохнула о прошлом с тех пор, как ушла. Я с удовольствием вела программу на ТВ. И каждая из четырех актрис, которая участвовала в этом проекте, была востребована. Я не люблю женские коллективы, но наш оказался исключением. Мы были как спасательный круг друг у друга: старались подставлять плечо.

— Но прежней популярности, признайся, не хватало?

— Я не чувствовала себя популярной в «Ленинграде». На концертах — это все театр. Пока человека не узнают на улице, он не звезда, а «широко известен в узких кругах».

— Что происходит в твоей жизни сейчас?

— Моей дочке Лизе уже три года. Не так давно вышел мой первый сольный альбом «Огонь-баба». У меня своя группа, которую помог мне собрать бывший барабанщик «Ленинграда» Денис Купцов. Я пою совсем другие песни, не такие, как у Шнурова. У нас активная концертная деятельность. Появляются поклонники — мои, а не группы «Ленинград». Дочка уже поет мои песни и ходит на концерты. И мне перед ней не стыдно за свой новый репертуар. Мой муж Антон стал нашим директором, он мой главный помощник и фанат того, что я делаю. Теперь я не езжу в туры и много времени провожу с Лизой. Даю концерты точечно, по городам. Но наша география обширна — от Красноярска до Сочи. Приятно, что многие зрители меня ждут и пишут об этом в Сети. За три неполных года мы сняли десять клипов, их тоже делает Антон и оператор Алексей Талыбов. У нас сложился отличный творческий тандем. Да, «Ленинград» дал мне многое. Но я счастлива, что решилась идти дальше. Вся наша жизнь — движение, и глупо было бы цепляться за прошлое.

Родилась Юлия в Ленинграде. В 16 лет она начала специально изучать секреты классического вокала. Полученные знания сильно пригодились ей при поступлении в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (Saint Petersburg State Theatre Arts Academy); закончила её Коган в 2003-м. Согласно диплому, с этого момента Юлия могла именовать себя профессиональным актером музыкального театра; петь профессионально Коган, однако, начала еще до окончания учебы – уже в 2000-м ей удалось стать солисткой популярного детского музыкального театра "Зазеркалье".

Пробовала себя Коган и в других областях – так, примерно в то же время она пробовала работать фотомоделью; впрочем, пение, конечно, всегда оставалось её любимым занятием. Пела Юлия произведения самого широчайшего спектра – от советской и иностранной популярной песни, соула и джаза до арий из классических оперных произведений.



Талантом своим Коган выделялась еще в университете; позже она продолжала демонстрировать высочайший класс вокального мастерства – за что и получала заслуженные премии. Одну из таких премий Юлия получила в 2006-м в Юрмале (Jūrmala), на чемпионате "World Stars"; решением жюри фестиваля певице было присуждено гран-при конкурса.

По-настоящему стабильную работу Юлия получила лишь в 2007-м – ей удалось стать бэк-вокалисткой культовой рок-группы "Ленинград". Как ни странно, изящная Юлия пришлась в брутальном детище Сергея Шнурова весьма и весьма к месту – даже практически обязательным в творчестве "Ленинграда" нецензурным выражениям она умудрялась придавать невероятное очарование.

Ради работы в "Ленинграде" Коган временно отложила все остальные свои проекты; заняться чем-то новым она решила лишь в 2010-м – именно тогда ее пригласили в проект "St. Petersburg Ska-Jazz Review".

Даже несмотря на то, что этот коллектив по популярности существенно уступает Шнурову сотоварищи, в нем Юлия чувствует себя более уместной. Коган не раз демонстрировала окружающим, что её хрупкая, изящная внешность даже близко не отражает невероятной внутренней силы – с лихвой выплескивающейся в её песнях; ритмы и стилистика "St. Petersburg Ska-Jazz Review", органично сочетающего элементы ска, фанка, свинга и джайва, прекрасно обрамляют и поддерживают настоящее "Я" Юлии.

В 2011-м Коган временно вернулась в состав "Ленинграда"; во время записи новой пластинки группы, вышедшей в продажу под названием "Хна", Юлия выступала уже не на бэк-вокале, но в качестве вполне состоявшейся солистки основного состава. Представлен альбом был 12-го апреля 2011-го в Санкт-Петербурге; состоялась концертная программа презентации преимущественно из уже известных публике хитов коллектива. Даже самые завзятые её противники не могут не согласиться с тем, что поет Коган просто отлично.Юлия не только принимала активнейшее участие в записи нового альбома группы – она еще и снялась для обложки новой пластинки.

16 ноября 2012 года состоялся последний концерт Юлии Коган с группой «Ленинград», после чего Юлия ушла в декретный отпуск. А 14 января 2013 года у неё родилась дочь, которую назвали Елизавета. Уже 22 марта, в сети появился новый клип «Ленинграда» «Финский залив», в котором вновь присутствует Юлия. В начале сентября 2013 года Юлия Коган покинула группу «Ленинград». В настоящее время является телеведущей ток-шоу #Яправа на телеканале Ю. В 2014 году Юлия Коган вернулась в музыку и начала сольную музыкальную карьеру.

Лучшие дня

Музыка эпохи классицизма
Посетило:66
Тюрбанатор, или 650 метров ткани на голове

Юлия Михайловна Коган. Родилась 20 марта 1981 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Российская певица и автор песен, телеведущая. Бывшая солистка группы «Ленинград».

Юлия Коган родилась 20 марта 1981 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Ее воспитывала мама Ирина. Они жили в коммуналке в однокомнатной квартире. Зато их квартира была в доме напротив театра БДТ, на Фонтанке.

Отца своего в детстве не знала и увиделась с ним уже будучи подростком, да и то по настоянию мамы. "Она представила: «Юля, это Михаил. Но ты называй его папой». Помню, я подумала тогда: «С чего это я чужого дядю буду папой звать?!» Он был для меня посторонним человеком, с тех пор мы и не виделись. Никакого особенного впечатления отец не произвел. Но я на него похожа - потом нашла фото Михаила в молодости", - рассказывала Юлия.

Семья жила бедно. Мать работала то маляром, то поваром, но денег вечно не хватало.

Как рассказывала Юлия, уже в детстве она хотела быть певицей. Ее кумирами были и . Однако, добавляла она, "чем старше становилась я, тем желание постепенно уходило".

В детстве она, по ее словам, была "гадким утенком: худая и абсолютно плоская девочка, с короткой стрижкой", из-за чего ей доставалось во дворе и в школе.

Занималась плаванием, причем, весьма успешно. Параллельно пела в хоре. Когда пришлось выбирать, выбрала бассейн. "Сначала мечтала быть великой пловчихой. Потом - певицей", - вспоминала она.

В 16 лет оказалась в ансамбле, с которым работала педагог Наталья Латышева, оперная певица. По словам Юлии, она ее многому научила.

После школы училась в ПТУ на повара-кондитера. Отучилась четыре года и даже поработала по профессии: "По ночам мы пекли пирожки с разными начинками на Лесной улице. Адские графики - ночь через ночь. Но платили нормально, на жизнь хватало".

Но она хотела петь. Дважды поступала в консерваторию, но неудачно.

Поскольку с консерваторией у нее не получилось - она отправилась в театральный, на курс музыкальной оперы. В 2003 окончила СПбГАТИ.

С 2000 года работала солисткой Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье». Тогда же начала съемки в качестве фотомодели. Принимала участие в различных эстрадных проектах.

Известность к ней пришла поздно по меркам шоу-бизнеса - по сути, к 30 годам - когда она стала работать в группе «Ленинград». Сначала в качестве бэк-вокалистки, а затем и солистки.

Первый ее приход в «Ленинград» закончился в 2008-м - группа на время распалась. С 2010-го она была солисткой в St. Petersburg Ska-Jazz Review.

А в 2011-м «Ленинград» опять появился на сцене. Вышел новый альбом группы под названием «Хна» - Юлия стала солисткой коллектива. Большое количество песен из упомянутого альбома исполнено ею.

Юлия Коган и "Ленинград" - Надоел

Правда, за свою славу Юлии пришлось заплатить весьма специфическим образом, который у нее сложился.

"Когда я попала в группу Ленинград, то там надо было работать либо так, либо никак. Когда я была на бэк-вокале, то никакой погоды в группе не делала. Мне приходилось постоянно оправдывать своё присутствие на сцене таким специфичным поведением. Вот когда Шнуров начал мне конкретно песни писать, там уже вариантов не было, и пути назад тоже. Так и сложился образ, созданный песнями", - поясняла она.

Юлия Коган и "Ленинград" - Люблю я Питер

16 ноября 2012 состоялся последний концерт Юлии Коган с группой «Ленинград» - затем она ушла в декретный отпуск.

22 марта 2013-го в Сети появился новый клип группы - «Финский залив» - с участием Юлии. Но в начале сентября 2013 года Юлия Коган покинула группу.

Позднее артистка поведала о причинах разрыва с группой «Ленинград». Как оказалось, у нее долгое время были напряженные отношения с лидером коллектива . А окончательно они рассорились, когда Юлия устроилась ведущей на канал «Ю» - Сергей посчитал, что ее участие в каком-либо другом проекте будет в ущерб группе. "Мне кажется, это никак не повредило бы, а даже, наоборот, помогло бы. Я планировала совмещать. Но он хозяин и... решил, что нам лучше расстаться", - поясняла она.

Юлия Коган - универсальная певица. "Могу в абсолютно любом жанре - от оперы до джаза. Главное, чтобы была хорошая музыка", - говорила она.

В 2014 году Юлия Коган вернулась в музыку и начала сольную музыкальную карьеру. В сентябре 2015 года вышел ее альбом «Огонь-баба».

Также она иногда играет на театральной сцене. Например, в театре антрепризы имени Андрея Миронова она играет в спектакле «Трамвай "Желание"» по пьесе Теннеси Уильямса. Ее роль - шизофрении главной героини. Там же она поет одну песню. Однако, подчеркивала Юлия, театр для нее сейчас - это хобби. Потому что основной род деятельности у певицы всё же концертный.

Стоит отметить, что в реальной жизни Юлия совсем иная, чем на сцене. "Я же актриса с высшим образованием. Нас учили, как перевоплощаться в разные роли. Поэтому "Я" на сцене - такая же роль, как и любая другая. Более того, я не входила в роль настолько, чтобы жить ею в реальной жизни, в отличие от наших звезд, многие из которых уже начинают верить, что те герои, которых они представляют, они и есть на самом деле", - говорила она.

Юлия Коган - Губы в губы

К слову. Юлия Коган всем известна как "рыжая бестия". Но на самом деле волосы у нее темно-русые, хотя кудрявая она от природы. "Я и не скрывала никогда, что крашу волосы. Когда попала в «Ленинград», была еще русой. Просто этого никто не помнит", - делилась артистка.

Рост Юлии Коган: 169 сантиметров.

Личная жизнь Юлии Коган:

Замужем. Супруг - Антон Бут.

О том, чем привлек ее муж и как развивались их отношения она рассказывала: "Ну, он высокий, красивый, я подумала: прекрасный отец для моего будущего ребенка... Но вел он себя странно. Не делал подарков, редко звонил. На первое свидание пригласил меня в клуб и попросил: «Может, ты сама доедешь?!» Я опешила, отказалась, но на всякий случай пригласила его на борщ. Слава богу, второй раз Антон за мной заехал. Хотя муж говорит, что это была любовь с первого взгляда. На самом деле, через месяц я его уже бросать хотела, даже все подружки так советовали. А потом выяснилось, что Антон тормозил, потому что был в процессе развода с первой женой. Но я-то этого не знала и завела другого кавалера. Антон увидел букет от него и сразу «отрезвел». Стал вести себя как нормальный человек: даже повез в Выборг на романтичную прогулку. А потом с родителями познакомил и с маленькой дочкой".

В данный момент Антон является также директором Юлии.

Дискография Юлии Коган:

в составе группы "Ленинград":

2007 - Аврора
2011 - Хна
2011 - Вечный огонь
2012 - Рыба

сольно:

2015 - Огонь-баба

Видеоклипы Юлии Коган:

2014 - «Право на выбор»
2014 - «Иду и пою»
2014 - «Любовь»
2014 - «Я тебя не хочу»
2014 - «Губы в губы»
2014 - «Дави на газ»
2015 - «Ведьма и осёл» (кавер-версия песни группы «Король и шут», совместно с Андреем Князевым)
2015 - «Никита»
2015 - «Химия любви»
2015 - «Бла бла бла»

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры