Заговоры от врагов, перед походом к начальнику,от бессонницы. Заговоры на всякий случай

Главная / Развод

«Шла Божья Матушка через мост. Ей навстречу Николай Угодник, Илья пророк, Иоанн Богослов.

Куда идешь, Божья Матушка?

Иду умывать нервы, продувать глаза и горечь выгонять из раба Божьего (имя), из его головы, из рук, из ног, из живота, из печени, из зелени, из селезенки, из матки (если женщина), из яичников, из мочевого пузыря, из шеи, из позвоночника, из синих жил, из красной крови.

Спаситель с крестом. Спаситель над нечистой силой победитель. Уходите, сатаны, с раба Божьего (имя). Уходите, нечистые, духи на все четыре стороны. Аминь, аминь, аминь.

Выйди, нечистый дух, с раба Божьего (имя) из головы, из рук, из ног, из живота, из кишок, из сердца, из желудка, из печени, из зелени, из селезенки, из матки (если женщина), из яичников, из мочевого пузыря, из всего организма. Иди боль туда, где трава растет, где ветер не веет, где солнце не греет. Иди в бездну, на дно. Аминь, аминь, аминь.

Не я лечу, не я заговариваю, а Божья Матушка. Она лечит, умывает, заговаривает, Господа Бога на помощь призывает с Ангелами, с Архангелами, с Небесными Силами, с Господней зарей, с вечерней звездой.

Михаил Архангел шел с небес, нес на голове животво287

рящий крест. Поставил этот крест на каменном полу и оградил железными штыками, запер тридцатью тремя замками и все под один ключ. И отдал ключ Пресвятой Божьей Матери во правую руку. Никто эти замки не откроет, никто раба Божьего (имя) не испортит ни в жилье, ни на пиру, ни в пути. День хожу под красным солнышком, ночь под ясным месяцем. Черт-сатана, отойди от раба Божьего (имя) на тысячу дорог, на тысячу полей, где скот не гуляет, где люди не ходят. А здесь святая дорожка на святом месте и Святым Духом ограждена.

Господи, спаси и сохрани раба Божьего (имя). Аминь, аминь, аминь».

По окончании бросить в воду щепотку соли и три сожженных спички. Когда бросают спички, произносят просьбу об исцелении. Приготовленную таким образом воду пьют, сбрызгивают тело, постель, комнаты, двор, умываются.

Для наговора берут воду испитую, как и в случае лечения сглаза.

В одном из источников встретилось также наставление. Когда идешь набирать воду, надо говорить так: «Здравствуй, вода Татьяна, земля Ульяна, а ключ Иван, дайте мне воды от всякой беды».

II «Текла водичка из крынички через город Иерусалим от колдуна, от колдуньи, от еретика, от еретиц, от ученых и рожденных, от детского и младенческого, от тифа и лихорадки, от пустых родов, от кровотечения, от испуга, порчи, от тоски тоскучей, колючки колючей, гнетущей, кислой, пресной, встреченной, поперечной, ветряной; водяной, засеянной и насланной (здесь надо крестить воду и говорить): в городе Иерусалиме пред престолом Сам Господь Иисус Христос, Илья пророк со своим золотым жезлом поражает бесов, святым огнем-пламенем, иорданской водой. Страстным огнем я тебя вызываю - изгоняю: выйди, сатана, с раба Божьего (имя) из уст, из волоса, из голоса, из буйной головы, из белой кости, из красной крови, из шеи, из позвоночника, из сердца, из желудка, из почек, из печени, из зелени, из матки (если женщина), из яичников, из мочевого пузыря, из кишок, из рук, из ног, из жил, из пожил, из пальчиков и суставчиков.

Тут тебе не быть, червоной крови не голь с порожден288

ного молитвенного крещенного раба Божьего (имя) во веки веков. Аминь».

III «Господи, благослови.

От престола до царских ворот шел Ангел, в ограде хва-рии, на крутой горе стоит стол, а на престоле стоит Матушка Пресвятая Богородица и держит над болящими (имя) меч и саблю. Мечом убивает, саблей иссекает (эту фразу два раза). Поставь, Господи, сердце на свое место, укрепи, крепче замкни ворота, ключи в воду. Аминь, аминь, аминь.

Чучуй, чучуй, чучуй выйди из раба Божьего (имя) из нутри, живота, из плеч, из очей. Не выйдешь добром, то пойдешь худом: святой Юрий придет, бичом настигнет, святой Егорий придет - копьем заколет. А святой Михаил сечкой засечет, огнем сожжет, пепел твой по белу свету разнесет.

Матушка Пресвятая Богородица, семистрельная, со-стреливай своими семистрелами и разрезай своими четырьмя булатными ножами (здесь три раза в виде креста резать ножом воду) в рабе Божьем (имя) все боли, все скорби, притки, накидки, хомуты, сети, килы, подтелки, чепржу, немощь, головную боль, бессонницу, бездреман-ницу, все боли, все скорби, грусть, тоску, печаль уйми, Матушка Пресвятая Богородица со всеми святыми во веки веков. Аминь, аминь, аминь».

Иногда процесс лечения проходит болезненно, возможна головная боль и болезнь сердца. После лечения все боли исчезают. Болезненное состояние целителя объясняют так называемой ломкой, т. е. борьбой с бесами и их изгнанием. Однако не все заговоры дают одинаковое болезненное состояние. В случае особых трудностей применяйте заговоры другого варианта.

IV «Первым разом, Господним часом.

Божья Матушка (.). Дева Мария, помоги, Господи, рожденному, крещенному, молитвенному, болящему рукавице (имя), чтоб было на сходе, на молоде, и на полну месяцу. Умей, Матушка, спородить, умей, Матушка, при-чинку дать с буйной головы, ретивого сердца, красной крови, русого волоса, карих очей, белых мозгов и белого тела, белого живота, со всех пальчиков, суставчиков, из жил, из пожил. Тут тебе не быть, тут тебе не жить, желтые кости не сушить, белого тела не ломить, треличья, беличья, ветровая, вихровая, полуденная, полуночная. Двенадцать братьев, двенадцать сестер, придите на nolo.

мощь рожденному, крещенному, молитвенному рукавице (имя). Испуг, страсть, вылейся на огонь и воду (три раза).

Целитель Пантелеймон, умоли Христа Бога даровать здравие телу и спасение душе болящего (имя), исцели от страстей, испуга, порчи, от полуночника, от младенческого.

Приди на помощь, Божья Матушка, со своими молитвами.

Приди на помощь, Илья пророк, со своею водичкою.

Святой мученик Трифон, помоги болящему (имя).

Выйди, выступи на черные воды, на черные пески.

Аминь, аминь, аминь».

При этом способе применяют расплавленный воск, как и в случае испуга (см. лечение испуга), только воска потребуется больше, и поддерживать его расплавленным следует на медленном огне: процесс лечения долгий, заговор читается сорок раз. В начале каждого заговора после слов «Божья Матушка», где стоит точка в скобках, в воду льют воск и так сорок раз. В самом начале читают «Отче наш». Чашку с водой держат над головой, затем перемещают к различным органам: сердцу, легким, печени и т. д., льют воск и читают заговор. Сеансы повторить по мере самочувствия.

К молитвам и заговорам от порчи можно добавлять по необходимости молитвы другого содержания.

Молитва на умиротворение враждующих

(об умножении любви).

«Владыко Человеколюбче, Царю веков, и Подателю благих, разрушивших вражды средостения и мир подавший роду человеческому, даруй и ныне мир рабам твоим, вкорени в них страх Твой, и друг ко другу любовь утвердил: угаси всякую распрю, отыми все разногласия, соблазны. Яко Ты еси мир наш, и тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Молитва о болящих

«Владыка Вседержатель. Святой Царь, наставляющий и не умерщвляющий, поддерживающий падающих и восстанавливающий низверженных, исцеляющий телесные человеческие страдания! Мы молимся Тебе, Боже наш.

посети Твоею милостью страдающего немощью раба Твоего (имя), прости ему всякое его вольное и невольное согрешение. Господи, пошли ему с небес Твою врачующую силу, прикоснись к его телу, угаси в нем жар, прекрати страдание и исцели находящуюся в нем немощь; будь врачом Твоего раба (имя) и подними его с одра болезни, с ложа страдания целым и совершенно здоровым, сделай его благоугождающим Церкви Твоей и исполняющим Твою волю. Ибо в Твоей власти миловать и спасать нас, Боже наш, и Тебе воссылаем славу Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь».

Заговор от тоски

«Выйди, благослови, пойди, перекрести из дверей в двери, из ворот в ворота под ясное небо, под чистые звезды, под ясное солнце, под луну, под всю Божию колесницу; прямо к синему морю пойду, подойду поближе, поклонюсь пониже; ты, синее море, в моем сердце камень - пенья, коренья, желтые пески, крутые бережки. Смой с меня грусть-тоску, печаль, Матушка Пресвятая Богородица. Смой всю болезнь и помоги, Господи.

Прими, Господи, молитву мою и благослови.

Слава Тебе, Господи.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Молитва Иисусу Христу на избавление от порчи

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, огради нас святыми Твоими Ангелами и молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честного и Животворящего Креста, святого архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, святого пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна Богослова, священномученика Киприана и мученицы Иустины, святителя Николая, архиепископа Мир Ликий-ских Чудотворца, святителя Никиты Новгородского, преподобных Сергия и Никона, игуменов Радоненских, преподобного Серафима Саровского, чудотворца, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых Твоих, помощи нам недостойным (имя), избави нас от всех навет вражних, от всякого зла, колдовства,

волшебства, чародейства и лукавых человек, да не возмогут они причинить нам никоего зла.

Господи, Светом Твоего Сияния сохрани нас на утро, на день, на вечер, на сон грядущий и силою Благодати Твоея отврати и удали всякие злые нечестия, действуе-мые по наущению диавола. Кто думал и делал, верни их зло обратно в преисполню, яко Твое есть Царство и Сила и Слава Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Молитва может быть использована в качестве основного варианта.

Примечание: все заговоры, которые являются основными, читаются три раза.

От бешихи и рожи

I. «Отче наш».

«Шла Христова Матерь, встретили ее три брата, стали пытать: «Где идешь, Христова Мать?» Иду бешиху и рожу шептать от раба Божего (имя) рожденного, крещенного, молитвенного, причащенного. Бешиха и рожа ломовая, пухлая, нарывная, гнойная, ветровая, водяная, думаная, заданая, спаданая: Не сама я ее выговариваю, Господа Бога на помощь призываю, двенадцать ангелов и апостолов. Аминь, аминь, аминь».

II. «Отче наш».

«Рожа-рожище, бешиха-бешище, прилетел орлище, сел на бешище, крыльями размахал, лапами разодрал. Тут тебе не быть, желтых костей не ломить, красной крови не пить, белого тела не сушить, ретивое сердце не томить, буйную головушку не ломить.

Помилуй и сохрани, Господи, раба Божьего (имя), молите Бога нас (перечислить святых)».

От ячменя на глазу

Читается по порядку «Отче наш», заговор: «Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, что себе купишь, купи себе топорик, сруби себя поперек» и молитва Богородице: «Богородица, Дева, радуйся, Благодатная Мария, Господь с тобою. Благословен плод чрева твоего, яко спаси родила и все души наши».

Здесь складывается из пальцев кукиш и придавливают и проворачивают им больное место. Читать и придавливать девять раз.

От бельма на глазу

«Отче наш».

«Ехал святой Егорий на белом коне. За ним бежали три пса. Один пес лижет зорю, второй луну, третий с глаза бельмо. Святой Егорий, сними своим святым копьем с глаза бельмо у раба Божьего, рожденного, крещенного, молитвенного (имя). Аминь, аминь, аминь».

Читается три раза, обводить бельмо и крестить.

Этим заговором можно лечить животных. При этом нужно говорить: рожденное, благословенное и назвать масть.

От чирия

«Отче наш».

«Выйди, боль, с белого тела, с красной крови, с желтой кости».

Очаговое воспаление под мышкой «сучье вымя» лечат аналогично, читая только лишь «Отче наш» девять раз.

Текущая страница: 11 (всего у книги 34 страниц) [доступный отрывок для чтения: 23 страниц]

Глава 10
Слова волшебные, тайные, целебные

Главным средством знахаря, как мы уже говорили, являются исцеляющие слова, которые сопровождают определенные действия. Они передаются из поколения в поколение. Но как и все на этом свете, слова претерпевают изменения. Ворожейки наших дней применяют свои заговоры более современные и понятные, но имеющие силу, оттого что и сами ворожеи обладают определенной силой, способностями воздействия на людей. Мы говорим о целителях настоящих, а не о тех, кто считает себя таковыми. Настоящие знахарки действительно исцеляют, и это могут подтвердить те люди, которых они излечили.

Русский язык велик и могуч. Страна широка. Знахарок множество. У каждой свой арсенал лечения и заговорных слов. А наша цель собрать как можно больше имеющихся средств исцеления от порчи, и помочь, насколько это возможно, тем, кто верит в порчу, страдает болезнями порчи. Разнообразны средства, разнообразны и разномастны заговоры, которые мы собрали. Выбирайте тот, который вам наиболее подходит, нравится. Подкрепленный жаждой исцеления, верой в исцеление, вашим упорством в достижении конечной цели – излечения от болезни – он обретет силу и, возможно, поможет вам.

ЗАГОВОР ОТ ПОРЧИ

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь. От Богородицыной молитвы, от Иисусова креста, от Христовой печати, от святых помощей, от моего слова, отойди, бес нечистый, дух проклятый, на сухие древа, на мхи и болота, и там тебе место».

ЗАГОВОР НА УКРОЩЕНИЕ ЗЛОБНЫХ СЕРДЕЦ

«Сажусь в сани, крытые бобрами, и соболями, и куницами. Как лисицы и куницы, и бобры, и соболи честны и величавы между панами и попами, между миром и селом, так мой нарожденный сын был бы честен и величав между панами и попами, между миром и селом. Еду на гадине, погоняет уж, а сам дюж, у панов и попов много свиней, и я тех свиней переем. Суд судом, век веком! Сею мак. Разыдутся все судьи, а тыя сидят, что меня едят. Меня не съедят; у меня медвежий рот, волчьи губы, свиные зубы. Суд судом, век веком! Кто мой мак будет подбирать, тот на меня будет суд давать. Спрячу я свой мак в железную кладь, а брошь-кадь в Океан-море. Океан-море не высыхает, кади никто не вынимает, и маку моего никто не подбирает. Суд судом, век веком! Замыкаю зубы и губы злым сердцам, а ключи бросаю в Океан-море, в свою железную кадь. Когда море высохнет, когда мак из кади поедят, тогда мне не бывать. Суд судом, век веком!»

ЗАГОВОРЫ ОТ ПОРЧИ И БОЛЕЗНЕЙ

Три дня водить больного в жаркую баню и давать съесть кусок наговоренного хлеба. Заговоры могут быть следующие:

«Господи, благослови! Идет Иисус Христос по пустынной дороге со своими апостолами. Иисусова Христа Апостол вернися, на раба Божьего (имя) оглянися, и шалость в голове и сердце уймися, и раб Божий (имя), на свет здоровый явися. Аминь».

«На море на Океане, на острове Буяне стоит дом, на том доме стоит старица, возьми свои жала и приди к рабе Божьей (имя), вынь из рабы Божьей (имя) жала смертные! Заговариваю раны колючие на руках, на ногах, на голове, на затылке, на бровях и на подбородке. Будьте вовеки на собаке черной, серой, красной, седой, рыжей, белой – сидите и вовеки не ходите».

«На Алианской горе и на Абраминской горе Пречистая Владычица Мать Богородица как породила Христа единого Господа – при том деле не было ни колдуна, ни колдуницы, ни еретика, ни с мужского полу, ни с женского полу, ни с ребячьего и ни с девчачьего – не испортить и не сглазить ни черницу, ни ченцу, ни попу, ни дьячку, ни великому грамотику. Огради его, Господи, силою честного креста, рожденного, молитвенного, крещеного, исповедованного, причащенного, венчаного раба Божьего (имя)».

«Встану я, раба Божья (имя), благословясь, пойду перекрестясь, из избы в двери, из ворот в ворота по восточную сторону ко святому морю-океану. В том море лежит бел Латырь-камень; на том камне стоит святая апостольская церковь, у церковных ворот стоит Петр-апостол, отомкните, отоприте апостольскую церковь, благословите взять правую рукою за булатную скобу, отворить правой рукою, переступить правой ногою, доступить до престола Господня, до лика Божия крест сложить по-писанному. Поклонюсь и помолюсь престолу Господню и лику Божию».

«Всякому злому человеку: лихому, порченику и уроченику – соли в глаз, песку горячего, огня палящего. Всякому рожденному человеку Божии твари не узнать, облака не открыть, не отпереть, частых звезд не отбивать и не ощипать, утряны зори топором не пересечь, млада месяца не оттолкнуть, не отпереть – так и меня, раба Божьего (имя), никому не испортить, не изурочить век по веку, отныне и до веку. Будьте, мои слова, все сполна переговорены век по веку, отныне и до веку. Небо – ключ, земля – замок».

«Выйди вон из раба Божьего (имя), имеющего Крест Бога Нашего, Крест Животворящий, Пресвятой Девы Марии и Святого Евангелия. Выйди вон из раба Божьего (имя), выйди вон из души его, мыслей, страстей, желаний и поступков. Выйди вон из сердца и глаз, рта и ушей. Выйди вон из всей крови, кожи и волос. Выйди вон из раба Божьего (имя) и всего телесья его. Откуда пришел, туда и иди. Что принес, то и неси. Положи в подножье ног своих и отдай тому, кто сотворил. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!»

«Встану я, раба Божья (имя), не благословясь, пойду, не перекрестясь, из дверей не в двери, из ворот не в ворота, сквозь дыру огородную. Выйду я не в чисто поле, в сторону не подвосточную, не в подзакатную. Поднимаются ветры-вихри не со всех четырех сторон, от востока до запада, смывают уроки, озопы, призоры, злые-лихие приговоры, понесите в луга-болота, где скотине привольно, народу не входно, там вам жить добро, спать тепло. Замыкаю свои слова замком, бросаю под бел-горюч камень Алатырь, а как замков смычки крепки, так слова мои метки. Будь моя молитва крепка и лепка, хитрее хитрового хитрова и щучьего зуба. Аминь. Аминь. Аминь».

«Пойду, благословясь, из избы дверями в сени, из сеней во двор, из двора в ворота, под красное солнышко, под чистое поле, в чистом поле стоит святая Божия церковь, а сами царские двери растворяются, сам раб Божий (имя) заговаривается от колдунов, от ведунов, от колдуний, от ведуний, кто на меня лиху беду думает, тот считай в лесе лесок, в море песок, а на небе звезды, во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь».

ЗАГОВОРЫ ОТ СГЛАЗА

«Стану, благословясь, выйду, перекрестясь, из избы дверями, из двора воротами. Пойду я схожу на восточную сторону, на восточной стороне есть океан-море, в этом море лежит Латырь-камень, у этого камня стоит щука ни мала ни велика, сажень печатна; у этой щуки щеки укладны, зубы булатны, глаза бисерны. Она приходит и уносит у раба Божьего (имя) порчи, прикосы, уроки, на покров месяца, на уход месяца. Во имя, и присно, и во веки веков».

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Чистая кровь и небесная! Спаси, сохрани раба Божьего (имя) от всякого глаза, от худого часа, от женского, от мужского, от детского, от радостного, от ненавистного, от наговорного, от переговорного».

«Иду я, раб Божий (имя), из ворот в ворота, в чистое поле. Навстречу бегут семь духов: все злые, все черные, все нелюдимые. Идите вы, злые духи, все злые, все черные, все нелюдимые, к лихим людям, держите их на привязи, чтобы я, раб Божий (имя), от них был цел, был здоров и невредим, во всех путях, дорогах, в чистом поле, в зеленом лугу, в дремучем лесу, в своем дому и в чужом дому. Слово мое крепко, во веки веков. Аминь».

«Встану я, раб Божий (имя), благословясь, перекрестясь, пойду из дверей в двери, из ворот в ворота, под красное солнышко, под светлый месяц, под черные облака: есть у меня, раба Божьего, в чистом поле океан-море, на океан-море стоит злат остров, на злате острове стоит престол, на злате престоле сидит Мать Пресвятая Богородица, с синего моря пену сдувает и смахивает; смахни с раба Божьего (имя) 12 тишин, 12 камчужищев, 12 недужищев, 12 жировых, костных, ломовых, жильных и полужильных: ключи, замки – в воду, огонь – в гору, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

ЗАГОВОР ОТ ИСПУГА

«На синем море вышка, на той вышке дуб. На том дубе двенадцать канатов. На тех канатах двенадцать ангелов. Они поют, воспевают, злого духа с раба Божьего (имя) выгоняют. С костей, с рук, с ног, головы, тела. Сгинь в ночь, как и в день».

ЗАГОВОР НОВОБРАЧНЫМ

Пекут блины и перед венчанием или перед тем как идут расписываться в ЗАГС, наговаривают на него:


Иду под венец,
Из под венца -
На всю жизнь с милым(ой), до конца.
Со мной Божья Мать -
Лиха вам не наслать!
Наговорены блины.
Прочь, колдуны!

ЗАГОВОР ОТ РОЖИ

«Господи, Иисус Христос, Святая Богородица, я вас прошу, помогите. Рожа колючая, рожа свербучая, выступи с раба Божьего (имя), с костей, с мощей, иди на болото, там ты коли, там ты гори и красноту, и ломоту давай. Я тебя уговариваю: „Уходи вон! А здесь у раба Божьего (имя) не коли, не гори, ломоту не давай“. Аминь».

ЗАГОВОР ОТ РОЖИ НА РУКАХ

Над местом, где рожа, не касаясь его, чертить ножом три креста и приговаривать: «Рожа (три креста), Мария (три креста), Пастырь (три креста), молюсь (три креста), аминь (три креста)».

Потом прочитать следующие приговорные слова: «Рожа, рожа, тебе тужить не гоже, не болеть, не свербеть, не колоть. Лети, рожа, в белый свет, на липовый цвет, ветром одувая, дождем омывая, на крутые горы ссылая. Там тебе не тужить, не гулять, а у раба Божьего (имя) рожи не бывать. Я со своим духом, Господь с помощью. Аминь».

СТАРИННЫЕ ЗАГОВОРЫ ОТ БОЛЕЗНЕЙ (РОДИМЕЦ, СУДОРОГИ, ОБМОРОК, ПРИПАДКИ, ПАДУЧАЯ, БЕСНОВАНИЕ, СУХОТА, ЭПИЛЕПСИЯ)

Источником этих болезней считается злой дух, вселившийся в человека. Знахари советуют выкатать больному грудь, руки и ноги наговоренным мякишем, отнести в полночь этот мякиш на перекресток, положить его здесь в чистой тряпочке со словами: «Свят Доброхот, хлеб-соли прими, а раба Божьего (имя) прости». А вот слова, которые нужно говорить при выкатывании мякишем (выбрать один из вариантов):

«Выкачаю, выговорю притчу урочную, приговорную, мужскую, женскую, встречную и поперечную, завистную и радостную, с буйной головы, с румяного лица, с костей, с мощей, с печеней, с леганей, из ретивого сердца, с белых рук, с борзых ног – не сама собою: пречистыми словами».

«Отче наш, Господи, как Христос народился, на Иордани-реке крестился, Христова вода в землю и воду – на весь свет брызги летят. Как этих брызг никогда не собрать и корня всякого из земли не порвать, и звезды с неба не снять, и камня не угрызть, и неба языком ни лизнуть, и земли всей не пожрать – так раба Божьего колдуну не извести».

«Прошу Господа Бога и Духа Святого, стань, Боже, в помощь, ангелы на радость, и пособите мне вымерить, выговорить с раба Божьего (имя) огненное, водяное, земляное, ветряное; земляное – в землю, водяное – в воду, огненное – на огонь, а ветряное – на ветер. Тут тебе не быть и рабы Божьей (имя) не сушить».

После этого трижды перекреститься. Потом вымерить сначала с головы до ног, второй раз вокруг груди и голову, а третий раз – руки.

«Грызу я загрызаю, уйму я унимаю на рабе Божьем 12 родимцев: пупового, сердцевого, нутряного, суставного, жилетного, костяного, ручного, глазного, ревуна, говоруна. Как мертвый от могилы не возвращается, так бы и на раба Божьего (имя) эти 12 родимцев никогда бы не вернулись, веки по веку. Отныне и до веку».

«Вылетел черный ворон из черного моря; очи у него червонные, нос, когти и паногти; отогнал он уроки и урочища от раба Божьего (имя) – встречные и поперечные, мужские, женские, юношеские, девичьи и всякого рода».

«Летели сороки, ухватили уроки раба Божьего (имя) и понесли на леса, на болота. Поты летали, пока уроки не пропали. С твоих рук, с твоих ног, с твоих плечей, с карих очей, с веселой головы, с широкого сердца, со всех суставов».

«У моря калина, под калиною дивчина. Не умела она ни шить, ни прясть, ни золотом вышивать, только умела и знала от рабы Божьей (имя) уроки выкликать и вызывать, на сухие леса насылать. Уроки и урочицы, мужские, женские, детские! Вам, уроки-урочища, у рабы Божьей (имя) не стоять, желтой кости не ломать, горячей крови не пытать, сердце ее не не нудить, белого лычка не сушить. Вам идти на мхи, на темные луга, на густые очерета, на сухие леса, куда люди не ходят».

«Стану я, рабица Божья (имя), благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из ворот воротами, в чистое поле, в восточную сторону. На восточной стороне есть белый камень, на белом камне сидит бабушка Солосония. Я той бабушке поклонюсь и помолюсь: „Ты возьми с рабицы Божьей (имя) притчи, и уроки, и людские оговоры: тверди, щипоту, ломоту и опухоль, чтобы не слышала в себе рабица Божья (имя) ни щипоты, ни ломоты ни в руках, ни в ногах, ни в жилах, ни в суставах, ни в двенадцати жилах, ни в двенадцати костях, ни в буйной голове и вообще нигде“».

ЗАГОВОР ОТ ЧЕРТЕЙ

«Ангел, сохранитель мой! Сохрани мою душу, укрепи мое сердце на всяк день, на всяк час, на всякую минуту. Поутру встаю, росой умываюсь, пеленой утираюсь Спасова Пречистова образа. Враг-сатана, отшатнись от меня на сто верст – на тысячу: на мне есть крест Господен! На том кресте написаны Лука, и Марк, и Никита-мученик – за Христа мучатся, за нас Богу молятся. Пречистые замки ключами заперты, замками запечатаны, ныне, и присно, и во веки веков. Сгинь черт рогатый, отринь! Аминь. Аминь. Аминь».

ЗАГОВОР ОТ УРОКОВ

Взять камешки и пометить: 1-й из бани, 2-й из избы, 3-й от ветра, 4-й от людей, 5-й от Бога. Опустить эти камешки в воду и слушать, от какого из них произойдет шум. От того и пошла та болезнь, что написано на камне: от Бога, от людей, по ветру – от колдуна и т. д. Воду вылить от себя прочь со словами: «Откуда пришло, туда и поди».

ОТ ПОРЧИ НА СВАДЬБЕ

«Стану я, раб Божий (имя), благословясь, пойду, перекрестясь, ставить железные тыны от морской глубины, от небесной высоты, от востока до запада, от севера до полудня. Въеду я, раб Божий (имя), в железный тын со всем моим поездом; затворю я, раб Божий (имя), за тридевять щитов, за тридевять дверей и замкну я, раб Божий (имя), за тридевять замков; выну из тридцати девяти замков тридевять ключей, кину я те ключи в чистое море Океан. И выйдет из того моря щука златоперая, чешуя медная, и та щука проглотит тридевять моих ключей и сойдет в море, во глубину морскую. И как никому той щуки не поймать, и тридевять ключей не сыскать, и замков не отпирать – так и меня, раба Божьего (имя) и князя молодого, не испорчивать и весь мой княжеский поезд; всегда, ныне, и присно, и во веки веков, аминь».

ЗАГОВОР ОТ ПОРЧИ

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь. От Богородицыной молитвы, от Иисусова креста, от Христовой печати, от святых помощи, от моего слова, отыйди, бес нечистый, дух проклятый, на сухия деревья, на мхи и болота, и там тебе место, житие, пребывание и воля, и там кричи, а не в рабе Божьей (имя) самовольничай. Сам Господь Иисус Христос, сама мать Пресвятая Богородица, вся небесная сила, Михаил-архангел, Авоид-ангел и все святые чудотворцы: Нифонт и Мароф, Киприан, Устиния, Конон Исаврийский, Дмитрий Ростовский, Илия-пророк, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец и царь Давид, Иоанн Креститель и Власий, Истофер и Никита-великомученик, и мое слово страшное и заговор силен; запрещаю тебе, бес проклятый, дух нечистый, нигде не живи и не будь в рабе Божьей (имя), выйди вон, сейчас и сию минуту со всеми порчами и чарами, и отыйди от рабы Божьей (имя) прочь, и пойди в свое место, куда тебя Господь Бог, Иисус Христос, послал и где тебе велел жить, в бездну преисподнюю, в землю пустую неделанную, туда и поди, там и живи, а сию рабу Божью (имя) оставь навсегда, отныне и до века. Аминь».

ЗАГОВОР ОТ БЕСОВ

«Плакун! Плакун! Плакал ты много, а выплакал мало. Не катись, твои слезы, по чистому полю, не разносись, твой вой, по синему морю, будь ты страшен бесам и полубесам, старым ведьмам киевским; а не дадут тебе покорища, утопи в слезах, да убегут от твоего позорища; замкни их в ямы преисподния. Будь мое слово при тебе крепко и твердо век веком, аминь».

ЗАГОВОР ОТ ДЬЯВОЛА (КНИГОЛЮБОВ)

«Отыди, дьяволе, от храму и от дома сего, от дверей и от всех четырех углов. На тебе, дьяволе, части и участия, места и покою, здесь крест Господень. Матерь Христова, Пресвятая Богородица, святой Петр, святые евангелисты: Иоанн, Лука, Марк, Матфей, святой архангел Михаил, Гавриил, Рафаил, Ураил, Угасиил, Егудиил, Верахаил. Силы небесные ликуют, здесь святые Херувимы и Серафимы. Святый Михаил ныне по всей вселенной, от них же полки держит святой Петр, палицу держа, здесь Рождество Предтечи, здесь тебе, дьявол, нет части и участия, места и покою, не делай пакости, дьявол, всему месту и дому, и человеку, и скоту, и всем рабам Божьим, беги отсюда во ад кромешный, где твой настоящий приют, и там остерегайся. Слово мое крепко, как камень, аминь, аминь, аминь».

ЗАГОВОР НА ИЗГНАНИЕ ДЬЯВОЛА ИЗ ДОМА (ЛЕМАНН)

Этот заговор произносится на монету, которую затем зашивают в мешочек и носят при себе:

«Вас, проклятых и на веки осужденных дьяволов, в силу слов: Мессия, Эммануил, Саваов, Адонаи, Аванатос, Исхирос и Тетраграмматон, – мы сковываем, обессиливаем и изгоняем вас из каждого места и дома, да не будет у вас власти вредить телу жителей чумой, идите, проклятые, в геенну огненную; мокните в уготованных вам пучинах и впредь не дерзайте являться сюда. Так повелевает вам Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Мокните вы так, дьяволы, навеки осужденные, во имя Господа нашего Иисуса Христа, который прийдет вновь судить живых и мертвых и всю вселенную огнем. Аминь».

ЗАГОВОР ОТ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ ИЛИ ДЬЯВОЛА (АФАНАСЬЕВ)

Наговаривают на воск, который прикрепляют к кресту своего врага.

«Знаменуйся, раб Божий (имя), крестом животворящим – одесную и ошую, спереди и сзади. Крест на мне, рабе Божиьем (имя), крест передо мною, крест за мною, крест дьявола и все враги побежиша. Да бежит бесове, вся сила вражия то меня, раба Божьего (имя), видевшу, как молнию – крестную силу опаляющую. Близ меня Христос и вся сила небесная: Михаил, Гавриил, Уриил и Рафаил, архангелы и ангелы, начала, власти, престолы. Господни силы и нерушимо страшные серафимы, и святые Ангелы-хранители, преданные мне на соблюдение души и телу моему от святого крещения. А далече от меня со своею темнообразною силою стоит, и со всеми человеки прогнан бысть, третьюстами и шестьюдесятью ангелы стали Божьи. Молитв ради Пречистыя Твоея Матери, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного раба Твоего (имя), всегда, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь».

КАК ПОРЧУ НАЗАД ВЕРНУТЬ

Бывает, что кто-то подбрасывает к порогу наговоренные предметы, кости, кусочки хлеба, щепки. Обычно знахарки рекомендуют их аккуратно собрать совком на бумажку и выбросить.


Кто эту гадость сюда наклал,
Тот и порчу с меня забрал.
Крест с крестом, бес с хвостом,
Моя порча при нем,
А я с Господним именем.
Аминь.

Тряпочку можно забросить на дерево, но лучше пойти в лес и выбросить там под сухое дерево или закопать.

ЗАГОВОР ОТ СОБАЧЬЕЙ СТАРОСТИ

Знахарки дают совет: сварить три горсти пшена. Пока оно варится, три раза прочитать заговор, а потом отнести во двор и дать съесть любой собаке, оставив во дворе и ту посудину, в которой была каша. Дома до утра не открывать занавески на окнах и не отвечать на звонки.


Я молю: Илья-пророк,
Исцелиться б мне помог.
У иконы я крестилась -
Колесница появилась.
В ноги я ему упала,
Про беду свою сказала.
Он мне ангелов послал.
Ангелы меня лечили,
От болезни исцелили.
Собаке – старость,
Мне – молодость.
Кто меня заденет,
Старость собачью наденет.
На веки и по веки. Аминь.

ОТ ПОРЧИ НА ОГОРОДЕ

Пойти в огород, сорвать растение и наговорить на него.

«Угодников пригласила, умоляла и просила: злую волю снимите, с огорода порчу уберите. С первого раза, с Божьего наказа. Прочь с земли, вся зараза. Слова лепки, замки крепки. Аминь».

ЗАГОВОРИТЬ БОРОДАВКИ

Берут красненькую ниточку и завязывают узелки по всей длине. Причем каждый узел должен завязываться над бородавкой. Потом кусочки ниточки отрывают и привязывают к лапке пойманной лягушки, которую отпускают в лесу, предварительно сказав такие слова:


«Запрягла я жаб в телегу
И поехала по снегу.
В темно место, в частый лес,
Где и уж бы не пролез.
Раскидала жаб в болота:
„Бородавки мои, вот вам“.
Жабы вместе не сойдутся,
А бородавки мои сведутся.
Темна чаща. Зуб стальной.
Больше мне не быть больной.
Ключ, язык, замок.
Щука в море, жаба на запоре.
Аминь».

ЗАГОВОРЫ ОТ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ ПОРЧИ

Больного измеряют ниткой: по длине, по ширине (по протянутым рукам), голову (окружность); срезают ногти на руках и на ногах и часть волос на голове. Все это вместе с ниткой, которой производились измерения, запихать в дырочку, проделанную в глухом конце двери, а сверху забить осиновым колышком. Обрезки волос и ногтей перевязывают красной ниткой и так же замазывают в глухой конец двери. При этом произносят заговоры.

«Как этому глухому концу дверей не открываться, так переполохам не обзываться. Я ж его осиновым колом забиваю и своими устами заклинаю. А всему этому дому аминь».

«Переполох, переполошище! Ты не женский, не мужской, в тебе голова здоровая. Ты можешь человека растребушить, ты можешь живот разорвать. Тут тебе не стоять, головушки не ломать, живота не требушить. Иди себе за огнями, за ветрами, за густыми дымами, где собаки не лают, где люди не говорят, огни не горят».

В миску наливают воды, набранной со словами: «Здравствуй, вода Ульяна и земля Татьяна, я пришла к тебе воды набрать и здоровья попытать».

Потом выливают в воду расплавленный воск и говорят:

«Выливайся, переполох, на дороги, на очерета, на болота, на пустые места, где люди не ходят, человечий глаз не заходит; и отцовский, и материнский; дневной, и ночной, и полуночный, бабушкин, дедушкин, крылатый и трепещущий, чтоб до христианина не достал, чтобы кровь не кипела и кости не ломили, аппетит не пропал, христианское тело не болело. Да воскреснет Бог!»

Затем обкатывают все тело больного куриным яйцом со словами: «Переляк-переполох! Я тебя яйцом выкачиваю, с водой выливаю, на пустое место и на сухой лист высылаю; тут тебе не бывать, красной крови не видать, синих жил не вытягать, желтой кости не ломать».

Потом выпускают из этого яйца белок в стакан и смотрят при этом на получившуюся фигуру: если могила – больной не выздоровеет. А если увидят какой-то страшный предмет, говорят: «Тут тебе не стоять, желтой кости не ломать, красной крови не видать, щедра сердца не вялить, бела тела не сушить у раба Божьего (имя)».

ЗАГОВОРЫ ОТ ИКОТЫ, ПОРЧИ, УРОКОВ, ОСТУДЫ, ПРИТКИ, ПРИКОСА, ПРИЗОР, СГЛАЗА

«Во имя Отца, и Сына Божьего, встану я, благословясь. Умоюсь медовою росою, солнышком, зноем обсушусь, помолюсь Царю Небесному, матери Пресвятой Богородице: Христа породила и во все пелены пеленала, сохраняла и соблюдала; так же меня, раба Божьего (имя), закрой и защити шелковыми пеленами, шелковыми поясами, своим Святым Духом от злого колдуна, от колдуньи и от всякого злого лихого человека, от злой крови, от злой думы, от злого помышления. Еще покорюсь я, раб Божий (имя), Илье Пророку: свет ты, Илья Пророк, огненная карета и огненная колесница, туго ты тянешь, метко стреляешь, врага и супостата убиваешь и огнем опаляешь, чтобы меня, раба Божьего (имя), не испорчивать, не исколдовывать ни колдунье, ни злому и лихому человеку, и злой крови, думе злой, помышлению, встречному и постижному, и на питье, и пиру, в беседе, во всякой смертной потехе. Еще помолюсь и покорюсь Спасу Сохранителю: и ты соблюди, спаси, всемилостивый Никола Можайский, Изосим и Савватей, соловецкие чудотворцы, Тихон Преподобный, Иоанн Креститель, Иоанн-друг, Иоанн, зачатие Христово, Иоанн Златоуст, Иоанн Постник и вся сила небесная, поставь железный тын около меня, раба Божьего (имя), от земли, и от веку, и до веку, чтобы меня, раба Божьего, не испорчивать, не исколдовывать, не взглядывать и не видеть, и не слышать при пиру, при беседе, во всякой потехе и во веки, по веки, отныне и до веку, аминь, аминь, аминь, во веки аминь».

ЗАГОВОР ОТ ГОРЯЧКИ

«Стану я, раб Божий (имя), благословясь, и пойду, перекрестясь, во сине море; на синем море лежит бел-горюч камень, на этом камне стоит Божий престол, на этом престоле сидит Пресвятая Матерь, в белых рученьках держит белого лебедя, обрывает, общипывает у белого лебедя бело перо; как отскокнуло, отпрыгнуло белое перо, так отскокните, отпрыгните, отпряните от раба Божьего (имя) родимые огневицы и родимые горячки, с буйной головушки, с ясных очей, с черных бровей, с белого тельца, с ретивого сердца, с черной печени, с белого легкого, с рученек, с ноженек. С ветру пришла – на ветер пойди; с воды пришла – на воду пойди; отныне и до века».

ОТ БОЛЕЗНЕЙ И НАПАСТЕЙ ДИТЯТКУ ЗАГОВОРИТЬ

«Пошла я в чисто поле, взяла чашу брачную, вынула свечу обручальную, достала плат венчальный, почерпнула воды из загорного студенца; стала я среди леса дремучего, очертилась чертою прозрачною и возговорила зычным голосом. Заговариваю я своего ненаглядного дитятку (имя) над чашею брачною, над свежею водою, над платком венчальным, над свечой обручальной. Умываю я своего дитятку в чистое личико, утираю платом венчальным его уста сахарные, очи ясные, чело думное, ланиты красные, освещаю свечой обручальной его становой кафтан, его осанку соболиную, его подпоясь узорчатую, его коты шитые, его кудри русые, его лицо молодецкое, его поступь борзую. Будь ты, дитятко мое ненаглядное, светлее солнышка ясного, милее вешнего дня, светлее ключевой воды, белее ярого воска, крепче камня горючего, Алатыря. Отвожу я от тебя черта страшного, отгоняю вихоря бурного, отдаляю от лешего одноглазого, от чужого домового, от злого водяного, от ведьмы киевской, от злой сестры ее муромской, от моргуньи-русалки, от треклятой бабы-яги, от летучего змея огненного, отмахиваю от ворона вещего, от вороны-каркуньи, защищаю от кащея-ядуна, от хитрого чернокнижника, от заговорного кудесника, от ярого волхва, от слепого знахаря, от старухи-ведуньи, а будь ты, мое дитятко, моим словам крепким в нощи и в полунощи, в часу и в получасье, в пути и дороженьке, во сне и наяву укрыт от силы вражией, от нечистых духов, сбережен от смерти напрасной, от горя, от беды, сохранен в воде от потопления, укрыт в огне от сгорения. А придет час твой смертный, и ты вспомяни, мое дитятко, про нашу любовь ласковую, про наш хлеб-соль роскошный; и отыдет беда, не потопит вода, и отступит злой рок, не пристанет урок. Отныне и на века не коснись тебя тоска. Аминь».

ЗАГОВОР ОТ ЛИХОГО ЧЕЛОВЕКА

«Иду я по чистому полю, навстречу мне семь духов с полудухами, все черные, все злые, все нелюдимые. Идите вы, духи с полудухами, к лихим людям, держите их на привязи, чтоб я от них был цел и невредим, по пути-дороге, во дому и лесу, в чужих и родных, во земле и на воде, во обеде и на пиру, в свадьбе и на беде. Мой заговор долог, мои слова крепки. Кто мое слово испровержет, ино быть во всем наивно, по худу, по недобру, впреди сказано».

ЗАГОВОР ОТ НЕДРУГА

«Святый государь Спас и святый государь архистратиг Михаил, закрой, Господи, от лиха человека и супостата на всяк час и на всяко время, и ныне, и присно, и вовеки веков, аминь».

ЗАГОВОР НА ПОРЧУ ОТ ОБЖОРСТВА

Берут со стола недоеденную пищу человека, страдающего повышенным аппетитом. Идут на реку и выбрасывают ее в воду. Знахарки советуют найти такое место, где бы в реку впадал ручей, маленькая речушка и т. д., то есть место впадения источника. Обратившись лицом на восток, читают заговор:


Не жри, дьявол, в три горла
Скушай печень у орла.
С пищей злой на дно пади.
Аппетит не наводи!
Унеси зло под круты берега.
Мне здоровье – бесу рога!
Крест на мне, жор на дне.
Аминь.

ЗАГОВОР ПРИ ДРОЖАНИИ РУК

Если у вас или вашего близкого трясутся руки, есть у знахарок такое вот средство. Берут карандаш и обводят им руку на бумаге, затем сжигают ее в печке, читая заговорные слова.


В руке тряска – на болоте ряска.
Средь болота осина трясется.
Пусть моя дрожь ей передается.
Поди, трясовица, в болоте топиться.
Черту рогатому влезь в копытца.
Помоги мне, Господи,
Будь со мной -
Утром, днем и в час ночной.
Аминь.

ЗАГОВОР ОТ БЕССОННИЦЫ


Сине море – на запоре.
Волны дремлют на просторе.
Корабли качаются.
Глаза закрываются.
Волны, море, не буди.
Полуночница, уйди!
Мои веки – на замок.
Бессонницу под порог.
Слова лепки. Дела крепки.
Аминь.

ЗАГОВОР ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДУРНЫХ ЛЮДЕЙ

Берут небольшое зеркальце, садятся на крыльцо, смотрятся в него и приговаривают:


Присел ангел на крыльцо.
На крыле принес яйцо.
А в яйце вся Божья сила:
Я у Бога попросила
Сниспослать мне оберег,
Чтоб от злых людей сберег.
Яйцо святое поборет сердце злое.
Сила в яйце, сглаз в зеркальце.
Со мной Троица Святая,
Прочь, сила дурная. Аминь.

ЗАГОВОР ОТ БЕШЕНОЙ СОБАКИ

«На море, на океане, на острове Буяне стоит дом, а в том доме сидит старица, а держит она жало. Ты, старица, возьми свое жало и приди к рабу Божьему (имя), вынь из раба Божьего (имя) жало смертное. Заговариваю раны болючие на руках и на ногах».

ЗАГОВОР ОТ ЗАПОЯ

Надо взять воск и во время сна запойного человека наговорить на этот воск следующее:

«Заря-зарница, красная девица, светел месяц, ясные звезды, возьмите у меня бессонницу, бездремотницу, полунощницу, среди ночи приди ко мне хоть красной девицей, хоть матерью царицей и сложи с меня, отведи от меня окаянную силу, и дай мне Спасову руку, Богородицын замок. Ангел мой, архангел мой, сохрани душу мою, скрепи мое сердце; враг сатана, откажись от меня. Крестом крещуся, крестом ограждуся, крестом ангела призываю, крестом лукавого отклоняю. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Знаю Святые знамения!»

ОТ ЗАПОЯ И ПОХМЕЛЬЯ

Живую щуку сажают в емкость с вином и настаивают 12 дней. Щука дает много слизи, и настой протухает. Им поят пьяницу, приговаривая:

«Как щука не терпит вина, так бы не терпел его раб Божий (имя). Господин хмель, буйная голова, не вейся вниз головою, вейся поверху, я ж не знаю, где ты живешь; верх сыра древа, влези к своему господину в медные бочки и в пивные. Как не жить на огне, так на семь человек лихие словеса (имя). А еще изопьешь чашу сию, и как мои сии словеса из меня изошли, так из него, раба Божьего (имя), – похмелье. Господин хмель, как царь сядет на царствии своем, так и ты сядь на месте, где родился».

НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ АЛКОГОЛИЗМА

Сухие березовые дрова обильно посыпают сахаром и разжигают. Разгоревшийся костер гасят и заставляют этим дымом дышать алкоголика. После этого ему дают выпить стакан водки. Говорят, что после такого лечения алкоголик перестает даже смотреть на спиртное.

Заговор 1

"Встану благословясь, выйду перекрестясь, Пойду я из дверей в двери, из ворот в ворота, Пойду я в чисто поле, за чистым полем дремучий лес, За лесом течет окиян-море. Посередине окияна-моря стоит стол-престол, Божья Мать сидит со крестом. Они всем Крещеным исцеляют, всем крещеным помогают. Там раба Божьего (имя) помогают, исцеляют. Будьте мои слова крепки, лепки. Век по веку. Аминь".

Заговор 2

"Отче наше Христе Божие сыне. Помилуй Господи нас грешных. Есть еси на небеси растет хлеб наш насущный. Господи, есть воля твоя и царствие твое. Спаси Господи нас от лукавых. С гоголя вода, с (имя) худоба. Все уроки с лесу пришли - на лес идите, с людей пришли - на людей идите. А злому, лихому в один глаз соли, в другой глаз песку, на язык пепелу. Будьте мои слова крепки, лепки. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".

Заговор 3

"Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Стану, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь из избы дверями, из ворот воротами, в чистое поле, стану в восток лицом, помолюсь, покорюсь самому Господу Исусу Христу, Царю небесному, Вышнему Спасу, Истинному Богу, Михаилу-архангелу.

Сам господь Бог, ты бы меня спас, Истинный Бог, Михаил-архангел, спущает-выпускает два ангела Господних со восточной стороны, со небесной стороны, идут-летят два ангела Господних, кругом облетывают, крыльями отмахивают, пилами выпиливают, ножами вырезывают, когтями выскребывают из рабы Божьей все порчи, уроки, прикосы, высокосы, исполохи, переполохи, щипоты, ломоты, чахоту, сухоту, грыжи красные, синие, желтые, зеленые, закожные, заболонные из белого тела, из красного мяса, из костья, из жилья, из рук, из ног, из-под ей из ясных очей, из черных бровей.

Два ангела Господни, выньте из рабы Божьей, из тела белого, из сердца ретивого, из 70 жил, из 70 суставов, из 77 недугов, се порчи, уроки, призоры, оговоры, прикосы, исполохи, переполохи, щепоты, ломоты, грыжи красные, синие, желтые, зеленые, закожные, заболонные, два ангела Господни из западной стороны, из черного озера огонь горячий, смола кипячей.

Там снесите, бросьте. Они бы смолу пили, огонь ели, ни отуху им, ни осуху. Как дерево не оживает, не отрастает, так же и вы, все порчи, уроки, прикосы, высокосы, исполохи, щепоты, ломоты, грыжи воротовые, мозговые, закожные, заболонные, не обживайте, не отрастайте у рабы Божьей (имя). С утра роса, вечер поздна, навеку не мало, по всякий день, по всяку ночь, по всякое время.

Будьте мои слова вострее вострого ножа и булатного копья. Которы слова переговорила, которы недоговорила, пускай договорила, тем словам аминь".

Заговоры и молитвы против болезней

Заговор 4

"Стану я благословесь, выйду прекрестесь, Из избы дверьми, из дверей в ворота В чистое поле, под восточную сторону. Под восточной стороной сам Исус Христос Стоит смахивает, смахивает с раба(ы) (имя) Притчи, уроки, боли и корчи Изо всех жил, из подколеночных суставов. Будьте мои слова крепки и лепки. Ключики замочики. Во веки веков аминь".

Заговор 5

"Как бежит водичка-снежничка, Так с рабы Божьей (имя) покатись сваробы".

Заговор 6

"Адам умер, Ева умерла, Всю болезнь унесла".

Заговор 7

Натопите баню. Пусть больной ляжет на землю, на меже. Прочтите над ним слова заговора, а потом отведите в баню и помойте его.

"Мать сыра земля! Здоровья давай Или к себе принимай!".

Заговор 8

Прочтите сначала молитву «Отче наш», затем молитву целителю Пантелеймону, «Богородицу», а потом сам заговор:

"Зори, вы зори, утренняя заря, вечерняя заря, ночная заря, денная заря. Подойду я к вам близехонько, поклонюсь низехонько. Попрошу я у Господа Бога, у Пресвятой Богородицы, у всех у матушек у зорь: вечерняя заря Прасковья, полуденная заря Домна, утренняя заря Маримьяна, полуночная заря Василиса.

Как матушки зори с зарями сходились, зори с зарями говорили, как все эти зори потухали и полегали, так бы с раба Божьего все болезни унимались с чистого тела, с ретивого сердца, с буйной головушки, с резвых ноженек и ясных глазонек, с могучих рук. От мужика-еретика, от бабы-долговолосни, от девки-пустоволосни, от парня-косозуба снять щипоту, ломоту. На колючее дерево, под златый камень плотно-наплотно, крепко-накрепко. Отныне до веку веков. Аминь".

Заговор от тяжелых болезней

Читается рано утром, а так же после заката солнца.

Раба болящая, ночами не спящая, колени преклонила, избавления просила:

"Ты боль-хвороба, уйди от ее порога, подальше на дорогу. От кого болезнь пришла, к тому и иди. Чтобы виновному не моглось, не елось, не пилось, не спалось. Пусть виновный в порче так же страдает, силу слова отныне и вовеки к рабе (имя) потеряет. Аминь".

Молитва от болей в суставах

Сначала, один раз, прочтите главную молитву христиан - Отче наш. Затем, прочтите девять раз молитву от болей в суставах. Во время чтения этой молитвы, по возможности, семечком подсолнуха покалывайте и перекрещивайте заболевший сустав.

Слова молитвы:

"Святой Георгий ехал на белом коне по золотому мосту, конь споткнулся, сустав на сустав наткнулся, жила на жилу натянулась, кровь на кровь нашлась, Святая спасительная молитва раб(а) (ы) Божи(его) (ей) (Имя) рождённо(го) (й), крещён(ого) (ой), молитвенн(ого) (ой), причащён(ого) (ой)."

Заговор от коликов (колотья)

"Встану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота. Под восток, под восточну сторону, под светлый месяц, под ясны звезды. Батюшка Иисус Христос, берите крепкую метлу, выметайте, выскребайте внутренние колотья, сердцевое, головное, мозговое колотье, со всех жил, поджилок. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".

Заговор от разлития желчи

Возьмите чашку с водой и поднеся ее к своим губам, тихонечко прошепчите: "Тело мое, тело, так бы не болело, встань на место каждая жилочка, каждая кровиночка, что снаружи и внутри, не боли. Печень черная, кровь алая, сердце резвое, как мать народила, а Богородица обновила. Аминь".

Заговор от недомогания

Эти спасительные слова произносят при недомогании. Тупой стороной ножа разрежьте яблоко на две половинки, потом их соедините и прочтите заговор:

"Как у матери, так и у меня кровь с кровью, чрево с чревом - ни в первый день, ни в последний, ни на восходе, ни на заходе не будет болеть мое тело. Аминь".

Пусть больной (или больная) сплетет по размеру своей головы себе венок из тонких березовых ветвей с почками и листьями. В венок так же вплетите побольше лавровых листьев.

На другой день, взяв с собой венок, сходите в церковь, поставьте семь свечей, а затем подойдите с венком к иконе Божьей Матери, попросите ее благословить венок вам на исцеление. Когда будите выходить из церковных ворот, трижды перекреститесь и произнесите: "Пришла за здоровьем и ушла со здоровьем".

Придя домой, вырвите из венка горсть (сколько захватите) и заварите вырванную зелень горячей водой (как чай). Этот взвар нужно выпеть горячим. Спустя три часа, повторите процедуру, только взвар пейте не горячим, а теплым. Еще через три часа опять вырвите из венка горсть, и опять заварите горячей водой, но только пить этот взвар нужно уже остывшим. В таком порядке как, описано выше, нужно делать через каждые три часа, пока не «закончится» венок.

Что бы окончательно избавиться от диабета, нужно после того, как вы полностью «выпьете» венок, повторить все снова.

Заговор на больное нутро

Если у вас болит нутро, а врачи, как это иногда бывает, не могут определиться с диагнозом, попробуйте помочь себе используя этот заговор. Наговаривать нужно на питье. За три дня до этого, начните поститься.

"Соломон, Петр, Иаков по дороге шли, три болезни нашли: первая - огонь нутра, вторая - язва нора, третья - больная желчь. Взяла троица острый меч, посекла, порубила, болезнь излечила. Забери, Соломон, Петр, Иаков, болезнь рабы (имя). Аминь".

Заговор от болей в ногах

Читается на полнолуние: "Ангелы светлые, ангелы чистые, укройте крылами ноги резвые рабы (имя), чтоб не ныли, не болели, чтоб суставы не скрипели. Аминь".

Заговор от болей в суставах

Боли в суставах нужно заговаривать в безлунную ночь:

"Ломатица, щипатица, костный родимец, все суставы и полусуставы, голенища, спотягалища, не скрипите, не болите у рабы (имя), чтоб ей больше не страдать, дайте спать. Аминь".

Заговор от боли в ноге или руке

Если ноет нога или рука, постучите ею легонько по осине, приговаривая при этом:

"Осина, осина, вылечи мою руку (ногу) с этого часа, моего приказа, а не то ветвям твоим сохнуть, корням твоим гнить. Аминь".

Заговор от астмы (задыха)

"Едет Егорий храбрый на соловом коне, в белом балахоне, уздечка серебряная, плетка золотая. Плеткой золотой по бокам коня похлопывал, в стременах ногами потопывал, говорил Егорий таковы слова:

"Чтоб раб Божий (имя) не задыхался, не запыхался, не синел, не бледнел. Каким мать на свет породила, так его моя плетка золотая обмолодила". Будут мои слова крепки и лепки, крепче булатного камня, кои слова учил, кои не учил. Будьте крепки отныне и до веку. Аминь".

Читается на спящего.

Наговаривать на дубовую ветку должен сам больной. Ветку нужно отрезать от взрослого дуба. Наговаривать нужно в воскресенье, когда луна на небе - на убыли. Наговоренную ветку кладут в постель под ноги и так спят. Утром больной самолично отвозит наговоренную ветку к реке. Став к реке спиной, он должен швырнуть ее через голову в воду со словами:

"Плыви вдоль по воде, а не поперек и не назад. Аминь. Аминь. Аминь".

А вот и сам наговор, который больной должен читать на ветку:

"Чертушки-братушки, скорые ребятушки. Скорейше идите, подарок мой заберите. Ижно нет мне ни дыху, ни продыху. Как месяц в небе убывает, так и болезнь с меня убывает. Как эта ветка в воде уплывает, так и вся болезнь меня оставляет.

Ребятушки-чертенятушки, сядьте на челнок, а то не челнок, а ветка-дубок. Вам на ней кататься, а мне без болезни остаться. Слово, дело не переломить. Ключ, замок и ломаный дубок. Аминь. Аминь. Аминь".

Заговоры на кровь

Заговор 1

"Конь карь, Кровь не кань У раба Божия (имя)". Проговорить три раза и сплюнуть через левое плечо.

Заговор 2

"Тело не боли, Кость не щеми, Кровь не беги".

Заговор 3

"Кровь, не иди Кость, не боли, Тело, не щеми. Аминь, Аминь, Аминь".

Заговор 4

"Кила не боли, Кровь не иди, У раба Божия (имя)".

Заговор 5

"Сидит царица под райскими дверями, Кровь унимает, Раны заживляет. Так у рабы Божьей (имя) кровь не бежит, рана не болит".

Заговор 6

"Сколь небо бело, Столь рана бела, У рабы Божьей (имя) Чтоб кровь не текла».

Заговор 7

"Нету в камени руды, Нету, нету, Так у раба Божьего (имя) Нет ни крови, ни щекоты. Тьфу, во веки веков, аминь".

Заговор 8

"Выйду из ворот в ворота. Выйду в чисто поле - летит мне навстречу огненная змея. Спрошу я у этой огненной змеи:

Куда ты летишь?

Лечу я вот туда-то, несу иглу, зашивать рану, кровавую, топорную там, ножевую там...

Подставляйте свои слова соответствующие обстоятельствам".

Заговор 9

"Выйду я в чисто поле; в чистом поле лежит мертвое тело; у мертвого тела не было ни крови, ни раны, ни боли, ни осокори, ни щепоты, ни ломоты ни в жилах, ни в суставах, ни в костях и ни в мозгах.

И так бы у раба Божьего (имя) не было ни крови, ни раны, ни боли, ни осокори, ни щипоты, ни ломоты ни в жилах, ни в суставах, ни в костях и ни в мозгах. Аминь".

Заговор 10

"Шел истинный Христос путем-дорогою, Проколол тросточкой левую ногу, Не боялся ни щепоты, ни болезни, Ни кровавой раны. И так же рабу Божьему (имя) Не бойся ни щепоты, ни болезни, Ни кровавой раны. Аминь!"

Заговор повторить три раза.

Заговор 11

"Иди Тихон да Платон, неси нитку шелковую. Зашивай рану золотую. Во веки веков. Аминь".

Заговор повторяется три раза.

Заговор 12

"Встану, раба Божья (имя), благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, в чисто поле; в чистом поле стоит столб; у столба лежит камень, у столба висит сабля.

Пади, вострая сабля, в этот камень, расколи этот камень; выйди, девица красная, и заговаривай рудую красну у раба Божьего (имя)".

Заговор 13

"На сине море, на чистом поле стоял пенёшок, на этом пенёшке стоял петушок. Кто того петушка соймет - у (имя) кровь сойдет. Аминь".

Заговор повторяется три раза.

Заговор 14

"Шла старуха по угору, За собой собаку вела. Собака урвалась, Вся кровь замелась. Аминь. Аминь. Аминь".

Заговор повторяется три раза.

Заговор 15

"Встану я, благословясь, выйду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду в цисто поле. В цистом поле стоит шип-камень, на шипу-каменю сидит Настасья-царевна, шье-пошивае шелковой ниткой, иглой безушкой. Как засыхае, затягивае свежую рану, снимае ту болезню, остановляю кровь горючу".

Заговор 16

"Шла я за речку (за ручей) по дощечке, Держалась за веревочку, Веревочка урвалась, Кровь унялась».

Заговор 17

Чтоб кровь остановить:

"Шла девка по речке, Вела быка по нитке, Нитка урвалася, У (имя) кровь унялася. Аминь".

Заговор 18

Этим заговором на остановку крови лучше всех заговаривают те люди, которые были рождены в семье либо первыми, либо последними:

"Кровь не иди И кости не щеми".

Произнести три раза, три раза сплюнуть и в завершении сказать «Аминь».

Заговор 19

Чтоб кровь унять:

"Шла Федора по угору и в гору, несла лапоть за обору. Обора порвалась, кровь унялась. Стань на камень, кровь не каплет, стань на кирпич, кровь, уймись. Аминь".

Заговор на кровь после пореза

"Как истинный Христос шел через огненную реку, Запирал, замыкал, заговаривал, Так бы у раба Божья (имя) Кровь запирал, замыкал, заговаривал. Век - повек. Аминь".

Заговор от болезненных месячных

Этот заговор наговаривают на воду, которую потом выпивают в первый день месячных.

"Не майся, душа, тело не боли, не ной, не коли. Уйди из утробы бабья хвороба. Как бы река текла, обмывала круты берега, подводные травы, так бы легко обмывалась бабьей кровью раба (имя). Аминь".

Заговор от кровотечения

"Не из камня руда, не из дерева руда, не из ноги кровь, Кровь спекайся, мясо срастайся. Из веки по веки, отныне до веки. Аминь".

Другие заговоры молитвы и привороты

Заговор-молитва «Об охране Господом Богом жилья и живущих в нем»
Взять в руки свечку, которая была зажжена, когда на пасху священник освящал куличи, и 12 раз обойти все жилье. Крестить все углы и говорить: «Отче Саваоф, поставь Крест Крестов от неба до земли. Замкни мой кров. Дом Христов – Господний покров. Здесь Пречистая Богородица со своими ангелами, архангелами, херувимами, серафимами, со всеми небесными силами, охраняйте нас от всех врагов, супостатов. Аминь. Аминь. Аминь».

Оберег на бизнес
Наговаривают на предмет, который точно не попадет в чужие руки, к примеру, на булавку и пристегнуть ее так, чтобы не видно было. Одним словом, на что наговаривать вам решать, главное, чтобы оберег всегда был с вами.
Слова такие: «Господи, Боже мой, я перед тобой. Прошу Тебя меня сохранить, оберегом оборонить. Прошу всю Святую рать спасать и оберегать: Ивана Богослова, Ивана Многострадальна, Ивана Безглавого, Ивана Крестителя, Ивана Постителя, Михаила Архангела, Архангела Гавриила, Николая Чудотворца, Прасковью Великомученицу, Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию. Встаю под ваш Щит, Который меня оборонит. Во имя Отца и Сына и Святого духа. Аминь».

Оберег от врагов
Нужно купить перед службой в церкви небольшую свечку. Поставьте свечу и, зажигая, проговорите наговор: «Иоанн- батюшка, ты покорил вражеские поли, покори сердце врага моего (имя)». После 9 поклонов.

Если что-то в доме неладно, пройдитесь с иконой или горящей свечой, говоря:
Господи благослови окна,
Господи благослови двери,
Господи благослови стены,
Господи благослови печь и трубу.
Чур, мое тело, чур, мою кровь,
Чур, мою крещеную плоть.
Во имя Отца и Сына и Святого духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Как обезопасить свое имущество
Можно написать на бумаге такой вот заговор об имуществе: «Выхожу из дверей я раба Божия (имя) становлюсь посреди двора. Со мной Николай Угодник стоит. Запрусь, затворюсь затвористым замком. На обеих дверях два ангела сидят. Кто едет – проедет, кто идет – пройдет. Грабитель во двор зайдет – не дойдет, ноги одеревенеют, руки окаменеют, глаза потемнеют. Вокруг моего двора быстрая река, крутая гора, темный лес. Аминь, аминь, аминь». Спрятать записку в доме в укромное место.

Защитить урожай на вашем огороде
Вбейте в середину огорода осиновый кол и скажите: «До тех пор, пока воры этот осиновый кол не возьмут, до тех пор из моего огорода ничего не украдут. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь».
Или так. Переступите через ту грядку, которая ближе всего к калитке, и скажите: «Грядка эта с моего поля не уйдет, так и ни один вор у меня ничего не украдет. Во имя Отца и Сына и Святого духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Оберег при казенных проверках

Читают его перед самой проверкой или же во время нее.

Итак, оберег:

Встану я, раб Божий (имя), благословясь.
Пойду трижды, три раза перекрестясь,
Дверь из двери, ворота из ворот -
Под красное солнышко и луну Господнюю.
Господи, Боже мой,
Как красное солнышко сушит, обогревает росу,
Так бы сох и грел весь мир обо мне, рабе Божьей (имя).
Как на церковь по вере никто не плюет,
Грязь на святыню не льет,
Так бы и меня, раба Божьего (имя),
Никто не смел бы ни взглядом, ни словом,
Ни делом, ни оговором, ни указом,
Ни наказом, ни приказом,
Ни приговором обидеть,
Ни хитрой мыслью, ни высоким чином,
Ни внушением, ни убеждением,
Ни умом, ни подглядом, ни проверкой,
Ни придиркой
Не смел бы никто и никогда и во веки веков. Аминь.
Всем моим злодеям, всем моим лиходеям -
Соль в глаза, пепел на язык.
Помяни царя Давида и всю кротость его. Аминь.
Царь Давид, похити всех моих злодеев и лиходеев,
Всех врагов-супостатов,
Закрой им глаза.
Святые образа, святые мученики,
Помогите и защитите
От всяких злодеев и всяких лиходеев,
От казенных мук.

Аминь.

Как воздействовать на должника

Вот очень хороший заговор, который заставит ваших должников вернуть вам долги. Читают его на именную икону должника. Их продают в церкви.

Постелите черный платок на стол, положите на него зеркало вниз лицевой частью, а на него – именную икону должника. Руки держите над иконой так, будто греете их над огнем. Читают сорок раз. Ничего не должно мешать заклятию. Не отвлекайтесь на звонки и на стук. После этого поезжайте в церковь и поставьте три свечи за здравие, затем три за упокой и снова три свечи за здравие.

Слова заклинания такие:

Хлеб, кровь, соль. Аминь.
В пятницу я поднялась,
Встала, не перекрестясь,
Господу не помолясь.
Заутреню отпеваю,
Обедню кутьей заедаю,
Вечернею в гроб опускаю,
Аминь.
На окиян-море стоит огненный дом:
Водой его не смывает,
Ветром не задувает.
И в нем сидит невиден человек,
У него ни рук, ни ног, ни силы.
Так и я, раба Божья, (имя) из раба Божьего (имя)
Силы вынимаю,
Кровь из него выжимаю,
Сердце выпиваю, глаза закрываю.
Отпеваю! Отпеваю! Отпеваю!
Если ты, враг (имя), долг мне не отдашь,
То могиле свое тело предашь.
Отпеваю, отпеваю, отпеваю.

Никому заклятия моего не снять,
Ни в одной церкви не отчитать.
Святой водой слова мои не смыть.
Как я закляла, так тому и быть.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.

Обычно Ангел-хранитель должника направляет его выполнить свой долг.

Как сделать, чтобы долг вовремя вернули

Когда одалживаете людям деньги, подстрахуйтесь, чтобы вас не обманули. Посолите краюху черного хлеба со словами:

Как будет сохнуть сей хлеб,
Так бы и сохла душа должника по своему долгу
Крепко, долго.
Пока он мне долг свой не вернет,
Пусть душу его черная сухота сосет:
Ко мне тянет, ведет, грызет,
Покуда должник мой мне долг не вернет.
Слово крепко, дело лепко.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Заговорив хлеб на возврат долга, положите его за икону Спасителя. Обычно после этого долг возвращают полностью и в указанный срок. А когда долг возвратят, достаньте хлеб и отдайте его птицам.

Если вы не вылезаете из долгов

Делают квашню, обходят с ней вокруг своего дома. Возле угла останавливаются, берут кусочек квашни в рот, а перед этим говорят:

Кто навстречу идет? Христос!
Что он несет? Деньги!
Как эта квашня растет и прибывает,
Так с Божьей помощью и добро прибывай.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.

Чтобы деньги в доме велись

Держат кулечек муки за пазухой при дневной службе в церкви. Идут в церковь и возвращаются молча. Дома тоже ни с кем не говорят, пока не проведут обряд на деньги и успех. Делают это так: стоя в бане, обсыпают себя мукой и говорят:

Хлеб родит деньги,
Деньги дают хлеб.
Господь родился,
Господь крестился.
Как церковь богата,
Так и я буду богата.
Аминь.

Для успеха в приобретении жильцов или привлечения публики

Такие заговоры раньше использовали, чтобы привлечь постояльцев (квартирантов) или чтобы в трактирах, театре и других общественных местах собиралось как можно больше народа, ведь хозяевам нужен хороший доход. Конечно, в наше время это кажется излишним. Но как знать, может быть, это пригодится вашим внукам и их детям. После захода солнца пойдите на перекресток, возьмите землю так, чтобы на земле образовался крест, при этом приговаривая:

Ни конный, ни пеший, мимо не проходи,
Всяк идущий и едущий, ко мне заходи.
Принесите землю домой и разложите по углам.
Делайте так через каждые три дня три раза.

Сын Божий Христос,
Bo всех земных днях
В плоти Своей и телесных потребах,
Нужду телесную имея,
Шел, покупал, в руки свои деньги брал.
Ангел Божий его оберегал.
Сбереги, Боже, и меня при покупке тоже.
Яко Твоя Бог – держава, сила Твоя и слава.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Пойду, ступлю, продам, куплю.
Никто не сможет меня обсчитать,
Как никто не станет все звезды считать.
А кто по мне вред помыслит,
Рукой-ногой двинуть не сможет.
Сей оберег Христа,
Со мной его тридевятые листа.
Везде, всегда Господь мне поможет
И моего врага превозможет.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь. Аминь.
Аминь.

Для везения в поисках работы

Как пойдете устраиваться на работу, поцелуйте краюху хлеба и скажите:

Как из века в век Божий хлеб почитают,
С поклоном его подают и принимают,
Так бы и меня, Божьего раба (имя),
С радостью принимали,
На почетный труд подряжали.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Чтобы начальство любило близких вам людей

Все стоят, как куры, умные, но дуры,
Платья на них драны, сапоги не сафьяны.
Только мой раб Божий (имя) -
Сокол ясный, как заря, прекрасный,
Умен, разумен, статен и опрятен и для всех приятен,
Сохрани его, Божья Матерь.
Аминь.

Как приобрести расположение нужной для вас особы

Не путайте этот заговор с приворотным. Его употребляют не в любовных делах, а тогда, когда необходимо завоевать доверие и уважение начальника или же человека, от которого зависит ваша карьера или подпись на важном для вас документе. Читают перед тем, как пойти в нужное для вас место, три раза:

Крест мой, крест! Крест мой великий!
Крест мой несуженый держал в руках Ангел,
Отгонял от меня беса.
У меня, рабы Божией (имя), солнце за плечами,
У меня, рабы Божией (имя), икона перед глазами.
Покровом Богородицы подвяжусь,
Ни одной живой души не боюсь.
Я есмь львица, я есмь царица, я змея.
Пред всеми живыми есть сила моя.
Враги бы не могли голову поднять,
Супротив меня ни одного злого слова сказать.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Защита от плохого пожелания

Закручусь я волчком
Против захода, супротив заката,
Против часов, против минут.
Обойду всякую секунду.
Облачусь в святую ризу,
Встану за купола.
Как тень свою тень не роняет,
Рука руку не съедает,
Чужой язык проклинает,
А Господь Христос обороняет.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.

Лучше, если этот заговор всегда будет с вами на работе.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры