Запрет на курение в общественных местах закон. Закон о запрете курения в подъездах жилых домов

Главная / Развод

С 14 октября 2017 года вступают в силу новые антитабачные меры. Курильщикам придется даже на свежем воздухе искать специально выделенную территорию.

Антитабачный закон ФЗ-15: курить вредно

По имеющейся статистике ежегодно почти полмиллиона россиян уходят из жизни по причине онко- и других серьезных заболеваний, которые вызваны курением или вдыханием сигаретных дымов — так называемым дымоглотанием. Это огромная и ужасающая цифра, и цель принятия такого закона — один из шагов в борьбе со страшной статистикой наряду с такими мерами, как пропаганда здорового образа жизни и воспитание молодых людей в «антитабачном» духе.

Курение в России - настоящий бич современности, самое ужасное, что с каждым годом к курению все больше приобщаются подростки и женщины. Последние не бросают вредную привычку даже будучи в положении. Поэтому не стоит удивляться, что подрастающее поколение вместе с новорожденными, мягко говоря, не отличаются здоровьем.

В 2013 году Правительство России решило взяться за проблему курения в стране. Был подписан и введен в действие закон о запрете курения в общественных местах. Законопроект о курении призван решить две задачи:

  1. Разграничить курящих от некурящих, защитив интересы последних.
  2. Позаботиться о состоянии здоровья граждан, не приобщенных к курению.

Если в 2013 году закон регламентировал небольшой перечень мест, где оштрафуют за сигарету, то в 2017 году он расширен по максимуму.

Однако узнать, будет ли выполнять закон запланированные депутатами функции, мы в ближайшее время вряд ли сможем: по мнению экспертов, положительные сдвиги в оздоровлении нации, вызванные антитабачными запретами и соответствующей пропагандой, Россия сможет ощутить не ранее чем через 5 лет.

Интернет-магазин кальянов «Dark Hydra» предлагает всё необходимое для качественного отдыха: кальяны, табак и уголь. Мы поставляем всё для кальяна владельцам кальянных заведений и отдельным ценителям кальянной культуры: https://darkhydra.com.ua

Штрафы за курение в неположеном месте

Что же касается штрафов для физических лиц — нас с вами, обычных граждан, их суммы приведены в статье 6.24 КОАП: за курение в неположенном месте возьмут 500-1 500 рублей. Исключение составляет чрезвычайно пагубное для малышей дымление сигаретой на детской площадке, и это логично, — здесь курильщику-нарушителю придется раскошелиться на 2 000-3 000 рублей.

Где нельзя курить

Читая ФЗ-15, создается впечатление, что легче назвать места, где можно курить, чем те, где делать это запрещено. Но все же обратимся к тексту закона, к статье 12. Итак, теперь не разрешается «дымить»:

  • Везде, где есть молодежь — в образовательных и других учреждениях, которые занимаются вопросами, касающимися молодого поколения.
  • В учреждениях спортивного, медицинского и санаторно-курортного направления.
  • В электричках и пассажирских поездах, на пассажирских плавательных и воздушных судах, на любых видах общественного транспорта.
  • Ближе чем в 15 метрах от любых вокзалов (ж/д и авто), аэропортов, речных и морских портов, станций метро, а также внутри этих транспортных учреждений и на пассажирских платформах.
  • В жилищных, бытовых, социальных, торговых (в том числе на рынках и в палатках), гостиничных учреждениях, на предприятиях общепита.
  • В госучреждениях.
  • На работе (внутри помещения).
  • В лифтах домов, а также в любых других общих местах в доме.
  • На пляжах и детских площадках.
  • На автозаправках.

Как видим, перечень запретов довольно внушительный. Если подвести итог, курить теперь нельзя в любых общественных местах и учреждениях или около них, в том числе внутри торговых и досуговых центров и даже в ресторанах и кафе. Места и территории, в которых курение возбраняется, оборудуются специальным запрещающим знаком.

Когда запретят курить около подъездов

Минздрав сформировал проект положительного отзыва правительства на поправки в статью 12 закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Минздрав поддерживает запрет курения на открытом воздухе на расстоянии менее чем 10 м от входа в подъезды жилых домов.

Ситуация, когда соседи или гости курят у входа в многоквартирный дом, широко распространена, сказано в пояснительной записке к законопроекту. При этом все граждане, проживающие в подъезде, в том числе дети, пожилые граждане и особенно граждане, страдающие астмой и другими заболеваниями дыхательных путей, вынуждены постоянно вдыхать табачный дым, проходя в собственные дома. А жители нижних этажей многоквартирных домов становятся «заложниками» данной ситуации, вовсе не имея возможности открыть окна, считают в Совете Федерации.

Закон работает - бюджет пополняется

По данным МВД за 2016 год, органы внутренних дел рассмотрели 449 201 материал об административных правонарушениях по ст. 6.24 КоАП «Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах». Было вынесено 5371 решение об устном замечании и 415 260 — о наложении административного штрафа. Общая сумма денежных штрафов по данной статье составила 211,8 млн рублей. По сравнению с предыдущем годом цифра снизились примерно на 8%.

Требования к оборудованию мест для курения

Изолированные помещения для курения табака оборудуются:

  • дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения, с внешней стороны которой размещен
  • знак "Место для курения";
  • пепельницами;
  • искусственным освещением;
  • огнетушителем;
  • приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения;

Специальные места на открытом воздухе для курения табака оснащаются:

  • знаком "Место для курения";
  • пепельницами;
  • искусственным освещением (в темное время суток);
  • информационными материалами о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.

Видео по теме о запрете курения


Закон, запрещающий курение, является положительным решением, принятым на уровне государства. Его выполнения сопряжено с определенными трудностями, и не всегда реализовать его нормы можно в реальной жизни.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но в основном, его положения являются приемлемыми для большинства граждан и должны неукоснительно выполняться.

Первоначальная информация

Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма…» вступил в действие с 23.02.2013 года.

Его принятие было почти единогласным. Оснований, которые послужили стимулом к разработке этого закона довольно много.

Для чего был создан законопроект

Статистика, которая собирается ежегодно, свидетельствует о том, что практически около 500 тысяч граждан страны умирают от онкозаболеваний и других болезней, вызванных пагубной привычкой – курением или дымоглотанием – вдыханием дыма сигарет.

Такая ужасающая статистика стала одной из основных причин создания законопроекта, который стал еще одним шагом, призванным улучшить статистику, снизить вредное воздействие на здоровье этого продукта и его последствия, и улучшить качество жизни граждан страны.

Фото: запрет на курение в общественных местах

Пропагандировать здоровый образ жизни и воспитывать молодое поколение, не имеющего таких вредных привычек, также помогает реализация данного закона.

Оздоровление нации путем введения данного норматива – это также и реализация требований Рамочной конвенции, которую приняла Всемирная организация здравоохранения с целью борьбы против табакокурения.

Одной из ее сторон является Россия, присоединившаяся к этой инициативе с 11 мая 2020 года. Таким образом, новый закон позволяет на международном уровне выполнять обязательства в противодействии курению, снижению количества смертей, причиной которых стал табак.

«Антитабачный» закон воспринят в стране неоднозначно, так как касается не только курильщиков, но и производителей этого товара.

В каких именно местах нельзя курить табак

С введением в действие этого норматива в 2013 запрещено табакокурение в учебных заведениях, медицинских учреждениях, заведениях санаторно-курортного типа, в зданиях, в которых располагаются органы госвласти, муниципальные учреждениях, соцслужбы.

Также запрет введен во всех видах общественного, пригородного пассажирского транспорта, в подъездах домов. Коснулся он и самолетов, вокзалов, станций метро.

Естественным считается запрет табакокурения в спортивных и культурно-просветительных заведениях, на предприятиях, в детских, пляжных зонах.

С начала июня 2014 года запретили курить в железнодорожных поездах, на кораблях, осуществляющих доставку пассажиров на большие расстояния.

Вынесен запрещающий вердикт в отношении табакокурения помещениях в кафе, гостиниц, ресторанов, на территории объектов торговли, рынков, на платформах, с которых отправляются пригородные электрички.

Нормативная база

Кроме закона №51-ФЗ в России функционирует ряд нормативных актов, связанных с запретом табакокурения:

  • ФЗ №274 от 21.10.13 года, которым внесены изменения в КоАП в части штрафных санкции за нарушение требований закона No15;
  • Распоряжение Правительства №1563-р от 23.09.10года;
  • Приказ Минздрава РФ №214-н от 12.05.14 года, которым утверждены требования к знаку, запрещающему курение и его размещению.

Функционирование з-на №15 о запрете курения в общественных местах

Запрет может работать, если есть действенные механизмы по его реализации и соблюдению. Подкрепить такую инициативу призваны соответствующие нормы, которые позволят реализовать наказание за несоблюдение законодательства в этом направлении деятельности.

Закон, который часто называют «антитабачным», предусматривает в статье 23 дисциплинарную, гражданскую и админответственность за нарушение его требований.

Во время реализации закона №15 мест, в которых привыкли курить граждане страны, практически не станет.

Употреблять табачные изделия это можно будет исключительно в домашних условиях, на улицах, которые запретом не охвачены.

Опросы, проведенные несколько лет назад в рамках GATS, показали, что в РФ практически 44 миллиона граждан, или 39% взрослых постоянно курят табак. Многие из них скептически относятся к запрету, считая, что закон работать не будет.

Какие инстанции следят за соблюдением

Курильщикам необходимо ознакомиться со списком мест, на которые распространяется закон о запрете курения и стараться его соблюдать.

Но если человека уличили в нарушении, нужно помнить — в РФ все еще действует условие презумпции невиновности, которая закреплена частью 2 ст.1.5 КоАП.

Соответственно, нужно еще доказать, что имело место нарушение закона, и сторона, обвиняющая курильщика должна предоставить веские доказательства этого факта.

Неоспоримым фактом может быть только обстоятельство, при котором человека поймали за руку во время курения.

Недобросовестных граждан, которые нарушают требования закона о запрете табакокурения обязаны привлекать к административной ответственности следующие инстанции:

  • полицейский;
  • участковый.

Чтобы доказать факт табакокурения в запрещенном законом месте, необходимо не только предоставить показания свидетелей.

Поэтому со сбором доказательств для обвинения имеются определенные трудности. Если человек, обвиняемый в курении в неположенном месте, не хочет соглашаться с составленным на него протоколом об админнарушении в соответствии с законом, его можно оспорить в суде.

Также у него есть право оспорить действия или отсутствие таковых от представителей власти, а также должностных лиц, гос- или муниципальных работников, если человек считает, что его права нарушались.

Данная норма прописана в ст.254 ч.1 ГПК РФ. К вопросу использования видео и фотофиксации нарушения также нужно подходить очень осторожно, так как это связано с возможным нарушением неприкосновенности частной жизни в соответствии с требованиями Конституции РФ (ст.23).

Если доказательная база собрана с нарушением требований законодательства, она не может иметь юридического основания. Поэтому судебный орган не примет их к рассмотрению (ст.55 ч.2 ГПК РФ).

В связи с этим многие игнорируют требования, изложенные в «антитабачном» законе и иных нормативных актах, так как нарушители уверенны в своей безнаказанности, а со стороны граждан, выявляющих такие факты можно услышать только замечания, дальше которых никто ничего не предпринимает, так как это связано с затратами времени, сил и нервов.

Но если все же нарушитель был пойман с поличным, попался на камеру супермаркета или установленную в подъезде на законных основаниях, ему грозит штраф или хождение по судам.

Соседи по лестничной площадке также могут уличить курильщика, мешающего табачным дымом и разбросанными по подъезду окурками.

Для этого достаточно вызвать участкового и зафиксировать факт курения в его присутствии. Он также должен провести опрос соседей и вынести свое решение.

Противникам табакокурения можно воздействовать на нарушителя следующим образом:

  • предупредить его о запрете курения в этом месте, вручить на память выдержку из закона;
  • повесить объявления с указанием пунктов норматива, которыми введен запрет;
  • при отсутствии реакции на эти действия нужно вызывать участкового, полицейских, передать им письменное заявление. Если полицейские откажут в реагировании на данный случай, можно обратиться с жалобой в орган прокуратуры.

Размер штрафа

В связи с тем, что не только рядовые граждане должны следить за соблюдением норм ФЗ 15 о запрете курения, но и юридические и должностные лица, наложение штрафов закон также предусматривает и на них. Административные наказания колеблются в пределах:

Фото: штрафы за нарушения антитабачного закона

Последние изменения редакции

В 2020 году вступили в действие новые положения ФЗ No15, Среди них стоит отметить следующие нововведения:

  • обязательная постановка на учет табачных изделий, которые ввозятся из-за рубежа и производятся в России;
  • контроль оборудования для табачной промышленности, которое выпускается в России;
  • контроль подлинности акцизных и спецмарок для табачных изделий;
  • проверки движения табачных изделий в пределах страны.

Закон No15-ФЗ является нужным нормативно-правовым актом, призванным приносить пользу курильщикам и тем, кто вынужден соседствовать с гражданами, имеющими такую вредную привычку.

Но судя по продажам продукции табачного ряда, потребление которых снизилось незначительно (в 2017 году на 6-8%), говорить о серьезных результатах его внедрения пока не приходится.

Успех этого закона зависит во многом от сознания каждого гражданина, своевременного реагирования на факты нарушений, оказания помощи правоохранительным органам, и принятия действенных мер по устранению выявленных проблем.

В 2013 году началась активная борьба с курением на государственном уровне. Появились серьёзные ограничения (Федеральный закон от 23.02.2013 №15-ФЗ). За шесть лет закон показал свою эффективность. Действительно табачного дыма стало намного меньше. Однако не все проблемы, связанные с курением, были решены. Долго не был введен запрет на курение на балконе своей квартиры – в 2019 году это все еще большая проблема. Поэтому законодатели решили не останавливаться на достигнутом. С 1 октября 2019 года начинают действовать важные поправки в Правила противопожарного режима в РФ.

Расскажем, где действует закон о запрете курения в 2019-2020 годах, в каких местах нельзя курить, какие изменения подготовлены правительством по данному вопросу, какой штраф за курение в общественных местах в 2019-2020 годах по закону должен заплатить нарушитель.

Где нельзя курить

Уже шесть лет действует Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ. За этот период подавляющее большинство курильщиков привыкли к введённым ограничениям и стараются их соблюдать. Места, в которых курение запрещено, обозначены специальными знаками.

Итак, закон о запрете курения 15-ФЗ (с изменениями на 2019-2020 год, статья 12) запрещает курить:

  • во всех детских образовательных учреждениях;
  • в учреждениях культуры и спорта;
  • в медицинских учреждениях;
  • во всех видах общественного транспорта;
  • на поездах дальнего следования и судах дальнего плаванья;
  • в гостиницах, хостелах и т.д.;
  • в помещениях социальных служб;
  • в местах общественного питания;
  • на рабочих местах;
  • в лифтах и подъездах жилых домов;
  • на детских площадках;
  • на пляжах;
  • на автозаправках;
  • на пассажирских платформах.

Таким образом, у курильщиков осталось не так много законных мест для курения. Тем не менее, окончательно проблема не была решена. Если в самом подъезде, за исключением специально отведенных мест (курилок), курить запрещено (на это могут пожаловаться соседи, и нарушителя привлекут к ответственности), то на улице дымить сигаретой до сих пор разрешено. Поэтому люди переместились из подъездов на улицу, либо в свою квартиру. И в том, и в другом месте они по-прежнему могут доставлять неудобства некурящим гражданам.

Если на курение на свежем воздухе жалуются не так часто, то аналогичное действие соседа в квартире может стать проблемой. Дымить на собственной территории хозяин имеет полное право. По факту, дым может поступать к соседям. Особенно если курение происходит в санузле. Много вопросов всегда возникало по поводу курения на балконах. У юристов часто спрашивают, можно ли курить на балконе своей квартиры по новому закону 2019 года. Законных способов борьбы с таким явлениям до сих пор не существовало. Жильцам самостоятельно приходилось решать этот вопрос, вплоть до смены места жительства.

Можно ли курить на балконе собственной квартиры?

Последние новости по решению вопроса с курением появились 20 сентября 2019 года. Постановлением Правительства № 1216 были внесены поправки в пункт 90 Правил противопожарного режима в РФ. С 1.10.2019 запрещается использовать открытый огонь на балконах и лоджиях квартир. Соответственно, под запрет попадает жарка шашлыков, которой любили увлекаться некоторые жильцы, особенно в летний период. Однако эксперты расценили указанные поправки, ещё и как запрет курения на балконе в многоквартирном доме. Это подтвердили в МЧС.

Разберёмся, действительно ли теперь курение на балконе запрещено, если дым мешает соседям. Закон в 2019 году лишь косвенно вводит подобный запрет. Только из пункта 436 Правил противопожарного режима можно сделать вывод, что открытым огнём является горящая спичка, сигарета и т.д. Больше никаких определений, что же является открытым огнём законодательство не содержит. Поэтому вопрос: относится ли сигарета к открытому огню или нет, – остаётся открытым.

Мнения экспертов по данному вопросу разделились. Например, член комитета Госдумы по охране здоровья Н.Герасименко посчитал сигарету источником открытого огня. Он аргументировал свою позицию тем, что на предупреждающих щитах при проведении пожароопасных работ всегда есть знак о запрете курения. Однако необходимо разобраться, что же из себя представляет сам процесс курения. По сути, это не горение, а тление табака. С такой точки зрения, открытый огонь здесь отсутствует. Но в момент поджигания сигареты признаки открытого горения всё же есть. Таким образом, чтобы окончательно поставить точку в вопросе: можно или нет курить на балконе – необходимо, чтобы на законодательном уроне было закреплено, что является открытым огнём.

Если курение на балконе в многоквартирном доме закон в 2019 году,пусть и косвенно, но запрещает, то никаких ограничений на курение в самой квартире нет. Отсюда следует, что открытый огонь на балконе запрещено разводить, а внутри помещения квартиры, где ещё больше вероятность воспламенения отдельных предметов, можно. Судя по всему, меры противопожарной безопасности будут дорабатываться, также как и меры по борьбе с курильщиками. Стоит также дождаться судебной практики по этому вопросу.


Штраф за курение в общественных местах в 2019-2020 годах

К административной ответственности привлекаются граждане, которые решат нарушить требования, которые установил Федеральный закон 15-ФЗ о запрете курения в общественных местах. В 2019-2020 годах штраф для нарушителей, согласно статье 6.24 КоАП РФ, составляет от пятисот рублей до полутора тысяч. Таким будет штраф за курение в подъезде жилого дома или в лифте. Как правило, чаще всего именно в указанных местах и пресекаются правонарушения, так как соседи легко вычисляют курильщика и сообщают о нём.

Курильщика на детской площадке оштрафовать уже сложнее. Хотя и размер штрафа за такое правонарушение выше: от 2 000 рублей до 3 000 рублей. Однако, если человек единожды пришёл покурить на детскую площадку и ушёл ещё до прихода сотрудников полиции, то, конечно, такое правонарушение останется безнаказанным.

Балкон многоквартирного дома не относится к местам, запрещённым для курения, согласно 15-ФЗ. Таким образом, если соседи будут жаловаться на дым, то курильщика можно попробовать привлечь по статье 20.4 КоАП РФ, т.е. за нарушение правил противопожарной безопасности. В этом случае, можно отделаться просто предупреждением. В противном случае, придётся заплатить штраф, как и за курение на детской площадке, от 2 000 рублей до 3 000 рублей. Курильщики могут попробовать оспорить штраф, так как законодательство о запрете курения точно не отвечает на вопрос, можно ли курить на балконе своей квартиры по новому закону.


Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) курение табака - использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления;

2) окружающий табачный дым - табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака;

3) последствия потребления табака - причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия;

4) потребление табака - курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий;

5) спонсорство табака - любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно;

6) табачные организации - юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции, либо организации, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированными лицами этих юридических лиц, дочерние и зависимые организации, объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами. В целях настоящего Федерального закона к табачным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции.

2. Иные понятия используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те правила, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака;

3) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации;

5) приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций;

6) обеспечение международного сотрудничества Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

7) взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями;

8) открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

9) информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

10) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу индивидуального предпринимателя, или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в федеральных медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

4) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, включение указанных мероприятий в установленном порядке в федеральные целевые программы в сфере охраны и укрепления здоровья граждан, в государственную программу развития здравоохранения;

5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

6) организация и осуществление государственного контроля в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

7) международное сотрудничество Российской Федерации, включая заключение международных договоров Российской Федерации, в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

8) мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, а также информирование на основе полученных данных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

2) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

3) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения на территориях субъектов Российской Федерации по оказанию гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

4) участие в осуществлении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, на территориях субъектов Российской Федерации, а также информирование органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению потребления табака;

5) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

6) принятие дополнительных мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях муниципальных образований;

2) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной" зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

3) информирование населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего муниципального образования, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления, в том числе на основании мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

Статья 8. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями

1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия.

2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Статья 9. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на:

1) благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) медицинскую помощь, направленную на прекращение потребления табака и лечение табачной зависимости;

3) получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

4) осуществление общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

5) внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений об обеспечении охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

6) возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане обязаны:

2) заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака;

3) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 10. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

1) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, уполномоченных осуществлять государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, информацию о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

2) принимать участие в разработке и реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

3) обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

Статья 11. Организация осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

В целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляются следующие меры:

1) установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

2) ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;

3) регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

4) просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

6) оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

7) предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

8) ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

9) установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

Статья 13. Ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия

1. В целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.

2. Меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных розничных цен такой продукции. Минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями.

3. Минимальные розничные цены устанавливаются на уровне семидесяти пяти процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

4. Порядок опубликования минимальных розничных цен табачной продукции устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности.

5. Реализация табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, запрещена.

Статья 14. Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий

Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья 15. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия, профилактики заболеваний, связанных с потреблением табака, формирования ответственного отношения к здоровью и отрицательного отношения к потреблению табака осуществляются просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма, которые включают в себя предоставление информации:

1) о преимуществах прекращения потребления табака;

2) об отрицательных медицинских, демографических и социально-экономических последствиях потребления табака;

3) о табачной промышленности.

2. Просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.

3. Основные направления и цели просвещения населения определяются в рамках информационно-коммуникационной стратегии по борьбе с потреблением табака, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляются, в частности, посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также "горячих линий", способствующих прекращению потребления табака и лечению табачной зависимости, созданных и функционирующих в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может предусматриваться создание "горячих линий" или использование информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по вопросам нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

6. Информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе посредством проведения информационных кампаний в средствах массовой информации.

7. Материалы, подготовленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации для информирования населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в установленном им порядке.

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;

в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;

ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);

з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;

2) спонсорство табака.

2. Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

3. При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

4. Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний.

Статья 17. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака

1. Лицам, потребляющим табак и обратившимся в медицинские организации, оказывается медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака.

2. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, включая профилактику, диагностику и лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

3. Медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, оказывается на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи.

4. Лечащий врач обязан дать пациенту, обратившемуся за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию независимо от причины обращения, рекомендации о прекращении потребления табака и предоставить необходимую информацию о медицинской помощи, которая может быть оказана.

Статья 18. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя:

1) обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий;

3) пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем маркировки табачных изделий специальными и (или) акцизными марками и собственных систем учета производителей. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяются Правительством Российской Федерации.

3. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

5. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.

6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

Статья 20. Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака

1. Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

2. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.

4. Не допускается потребление табака несовершеннолетними.

Статья 21. Государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, контролю и надзору в сфере здравоохранения, специальные функции по борьбе с контрабандой, контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статья 22. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

1. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, включают в себя:

1) проведение научных исследований, направленных на изучение причин и последствий потребления табака, действий по стимулированию продажи и потребления табака;

2) проведение санитарно-эпидемиологических исследований масштабов потребления табака;

3) установление показателей здоровья граждан и динамики сокращения потребления табака для разработки и реализации мероприятий по противодействию потреблению табака.

2. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, проводятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Субъекты Российской Федерации участвуют в проведении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и на основании соглашений о мониторинге и об оценке эффективности реализации указанных мероприятий с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. На основании результатов мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, осуществляются:

1) разработка мероприятий по противодействию потреблению табака, подлежащих включению в федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья граждан и в государственную программу развития здравоохранения;

2) информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации и реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления;

3) подготовка и представление доклада о выполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.

Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Признание утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации

Признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942);

2) Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 189-ФЗ "О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 4);

3) статью 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);

4) Федеральный закон от 1 декабря 2004 года N 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4847);

5) статью 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 134-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N31, ст. 3433).

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

3. Пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1-5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 года.

4. Пункты 1 и 2 части 1 и часть 2 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года.

Президент Российской Федерации

Рассказываем, как работает ФЗ-15 о запрете курения в общественных местах: какие штрафы предусмотрены для курильщиков; где можно, а где нельзя «дымить»; распространяются ли ограничения закона о курении на летние кафе, балконы и подъезды.

Федеральный закон ФЗ-15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» был принял в 2013 году. Закон о курении серьезно ограничил права курильщиков, которых «вытеснили» из ресторанов, спортивных сооружений и других общественных мест, где теперь нельзя «дымить». В административный кодекс были внесены поправки, ужесточающие ответственность для нарушителей ФЗ-15 о запрете курения. Курильщикам, а также организациям, которые не соблюдают установленные запреты на курение табака, грозят серьезные санкции. По данным Роспотребнадзора, только за первое полугодие 2017 года в качестве штрафов за курение в общественном месте, а также за другие нарушения ФЗ-15, россияне были оштрафованы на 60 млн рублей.

Расскажем подробнее, как работает «антитабачный закон»: где можно, а где нельзя курить.

Где нельзя курить по новому закону – 2019-2020гг.

Довольно внушительный список мест, где запрещено употребление табака, содержится в ст. 12 ФЗ-15 о запрете курения. Нельзя курить:

  • в обр. и учебных организациях (школы, техникумы, ясли и т. д.) – запрет распространяется не только на помещения, но и на окружающую территорию;
  • в культурных и спортивных объектах (цирки, филармонии, стадионы и т. д.)
  • в мед.учреждениях, включая поликлиники, больницы и санатории;
  • на любом виде общ.транспорта как городского и пригородного, так и дальнего (поездах, пароходах, самолетах и т. д.) – запрет распространяется на платформы поездов и остановки автобусов;
  • на расстоянии менее 15-и метров от вокзалов, аэропортов и других транспортных сооружений;
  • в хостелах, общежитиях, отелях и других зданиях, где предоставляются услуги по размещению граждан;
  • в помещениях для торговли и предоставления услуг;
  • в зданиях, где располагаются соц.учреждения и службы;
  • в зданиях, где находятся органы исполнительной и законодательной власти разных уровнях;
  • курить на рабочем месте;
  • в лифтах и других общественных местах МКД;
  • на детских площадках и пляжах;
  • нельзя курить на АЗС.

Как видно из перечня, закон о запрете курения в общественных местах достаточно строго ограничил курильщиков в правах. Если раньше они могли спокойно курить в кафе, в своем рабочем кабинете, в тамбуре поезда, то теперь в этих местах по закону должен висеть знак запрета на курение. Если проигнорировать ограничение, то есть риск получить штраф за курение в общественном месте.



Где можно?

Здесь действует принцип: все, что не запрещено, то разрешено. Поэтому прежде, чем взять в рот сигарету, курильщику надо убедиться, что он находится в месте, где не действует запрет курения. Ограничения не распространяются на:

  • места на открытом воздухе вдали (более 15 метров) от общественных учреждений, остановок транспорта, спортивных и культурных объектов;
  • изолированное жилое помещение личного пользования (нельзя запретить человеку курить у себя в туалете, ничего не говорит закон о курении на балконе своей квартиры);
    специально оборудованные места для курения, они же – курилки, которые могут быть организованы как на предприятии, так и в кафе, в МКД и других зданиях.

Как должна выглядеть курилка в 2019 году?

Требования к организации специально отведенных мест для курения устанавливает закон о курении в общественных местах. В 2018 и 2019 году эти правила не претерпели изменений.

Курилка на улице должна иметь:

  • табличку «место для курения»;
  • освещение в ночное время;
  • пепельницу.

Курилка в помещении должна:

  • быть изолированной, чтобы некурящие работники не чувствовали запах дыма;
  • иметь вентиляцию (для аналогичных целей);
  • табличку «Место для курения»;
  • пепельницу;
  • огнетушитель.

Штраф за курение в общественном месте – сколько платить в 2019-2020 годах?

В КоАП есть несколько статей, которые предусматривают наказание в виде штрафов за нарушение запрета на курение и других ограничений, установленных ФЗ-15:

  1. статья 6.23 предусматривает штраф за вовлечение несовершеннолетних в курение табака: от 1000 до 2 000 рублей – для граждан; от 2 000 до 3 000 рулей для родителей ребенка. Под это нарушение попадает покупка сигарет для подростков, «угощение» их табачной продукцией и др. нарушения;
  2. статья 6.24 предусматривает штраф за курение в общественном месте – от 500 до 1000 рублей. Более строгое наказание предусмотрено за курение на детской площадке – от 2 000 до 3 000 рублей;
  3. статья 6.25 предусматривает ответственность для должностных лиц, юрлиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение закона о курении в части организации специально оборудованных мест для курильщиков или за игнорирование установленных в законе ограничений. Минимальный штраф – 10 000 рублей, максимальный – 90 000 рублей.



Ответы на популярные вопросы

Можно ли курить в летнем кафе?

Нельзя. Такова позиция Роспотребнадзора, обозначенная в письме от 18.06.2014 N 01/6906-14-25. Устанавливая этот запрет, контролирующий орган исходил из того, что и веранда, и терраса летнего кафе также используются для предоставления услуг общепита, а значит являются частью помещения.

Где можно курить в аэропорту?

В Аэропорту можно курить в специальной изолированной курительной комнате, которая оборудована вытяжкой, пепельницей и соответствует всем требования ФЗ-15 о запрете курения в общественных местах. Такие курилки оборудованы в большинстве аэропортов мира, включая российские: Домодедово, Внуково, Пулково. Если курительная комната закрыта, то курить разрешается не ближе 15 метров от аэропорта.

Можно ли курить на балконе своей квартиры?

Никаких ограничений для курения на балконе собственной квартиры пока не установлено, хотя такие инициативы периодически возникают. Однако если дым от соседа-курильщика не дает нормально жить, гражданин вправе подать к нему гражданский иск с требованием возмещения ущерба. В суде придется доказать, что курение соседа вредит здоровью и создает препятствия для нормального пользования жилым помещением. Для фиксации нарушение санитарных норм можно пригласить специалистов Роспотребнадзора. Времени для сбора всех необходимых доказательств потребуется немало, а перспективы иска туманные, однако такая возможность в законе все-таки есть.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры