Зарплаты деятелей культуры. Откуда у мастеров культуры миллионные зарплаты

Главная / Развод

В переводе с канцелярского на русский — стало известно, сколько за год заработали худруки театров и оркестров, директора музеев и институтов культуры, художественных академий и реставрационных мастерских. Абсолютным лидером за период с 1 января по 31 декабря 2016 года стал Валерий Гергиев .

Задекларированный доход худрука Мариинского театра Валерия Гергиева, составил 154 млн руб. Второе место занял художественный руководитель Малого драматического театра Лев Додин : почти 113 млн руб. Напомним, что именно со спектаклем театра Льва Додина был связан «ценовой» скандал: стоимость билетов на постановку «Гамлет» с Лизой Боярской и Данилой Козловским в главных ролях, показанную в Москве, достигала 20 тыс. руб.

Бронзовым призёром в плане доходов стал худрук Национального филармонического оркестра России Владимир Спиваков (76 млн руб.).

В числе самых высокооплачиваемых деятелей культуры ткже значатся: худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков (69 млн руб.), директор музея-усадьбы «Архангельское» Вадим Задорожный (47 млн руб.), худрук Санкт-Петербургской академической филармонии им. Шостаковича Юрий Темирканов (44 млн руб.), худрук Театра Наций Евгений Миронов (37 млн руб.), худрук Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» Юрий Башмет (35,5 млн руб.), худрук Государственного академического симфонического оркестра Владимир Юровский (34 млн руб.), ректор ВГИКа Владимир Малышев (33 млн руб.).

А судьи кто?

Естественно, эта информация не осталась без внимания пользователей соцсетей. В интернете посыпались язвительные комментарии. «Вопрос „ С кем вы, деятели культуры? “ нашёл ответ в 21 веке. С олигархами)))», — это одна из самых безобидных реплик в адрес лидеров списка. Насколько справделивы эти упрёки? И знают ли интернет-шутники, каким трудом зарабатываются эти миллионы?

Известный ведущий канала «Культура» Юлиан Макаров рассуждает так:

— Давайте попробуем взглянуть на этот вопрос с такой стороны: выезжает на гастроли прославленный оркестр, например, Мариинского театра. Или оркестр под управлением Спивакова, или оркестр Темирканова, список можно продолжать долго. На какой бы континент ни отправились эти коллективы, их концерты пройдут на самых известных и престижных площадках. У них не бывает и не может быть проигрышей сродни спортивным (когда рассчитывали на десятки золотых медалей, а получили лишь допинговые скандалы). Не может быть пустых залов, плохих отзывов в прессе. Ничего, что позорит нашу страну, у этих коллективов быть просто не может. Там только выигрыши, только укрепление авторитета России в глазах остального мира как крупнейшей культурной державы! В нашем спорте фигурируют гораздо более существенные цифры. Достаточно вспомнить довольно бессмысленного футболиста Халка , которого купили за 60 млн евро. При этом тот же футбол наш ничего, кроме разочарований (прежде всего на международной спортивной арене), глубокого сожаления и огромных дыр в бюджете, не приносит. То есть один футболист у нас зарабатывает порой больше, чем все выдающиеся деятели культуры вместе. Почему же в адрес спортсменов таких шуток не слышно? Все попавшие в десятку лидеров люди — музыканты, актёры, режиссёры — работают на благо страны, давая сотни концертов в течение года, проводя фестивали, вкладываясь в поиски новых талантов. Отдельно отмечу ещё и то, что ни министерство, ни деятели культуры не боятся быть открытыми, прозрачными. Это можно только приветствовать.

А вам слабо?

— Безусловно, осуждающие и завистливые голоса, обсуждающие этот список, а точнее, суммы, в нём представленные, вполне могут зазвучать, — продолжает Макаров. — Но давайте предложим любому человеку попробовать поработать даже за большие деньги в том графике, в котором, например, работает лидер списка, Валерий Абисалович Гергиев. Я очень хорошо знаком с этим человеком, по-настоящему горжусь дружбой с ним и отлично знаю, что его трудоспособность, его нагрузки просто немыслимы для рядового, даже очень хорошо физически подготовленного человека. Он действительно работает 22 часа в сутки! И не просто сидит в кабинете, а проводит по два-три симфонических концерта или оперы в день: не суть, идёт ли речь о репетициях или выступлениях. Как-то, будучи в Мариинском театре, я стал свидетелем того, как Гергиев выдержал марафон в 18 часов за дирижёрским пультом во время празднования юбилея Прокофьева. Давайте найдём такого человека, который сможет в подобном графике жить! Поэтому те деньги, которые, в частности, Гергиев зарабатывает, я считаю, не просто адекватны: они занижены. Валерия Абисаловича во всём мире знают! А есть немало европейских дирижёров, имена которых известны единицам, но которые получают по 3 млн в год, а то и больше. И никого это не смущает. И Гергиев, и Темирканов, и Спиваков, и Юровский, и все остальные из представленного списка делают всё, чтобы имя России звучало в контексте высших достижений культуры и искусства. Это профессионалы своего дела, и всерьёз обсуждать их доход мне кажется занятием глупым и не совсем интересным.

На сайте Министерства культуры оглашены не только совокупные доходы работников подведомственных учреждений, но и их среднемесячные зарплаты. И цифры в большинстве своём далеки от тех, что значатся в зарплатных ведомостях некоторых госкорпораций.

Среднемесячные зарплаты руководителей учреждений, подведомственных Министерству культуры, за 2016 г.:

Учреждение Должность ФИО Зарплата, руб.
Гос. академ. Мариинский театр Худ. рук. и директор Гергиев В. А. 12 857 163,0
Санкт-Петербургская академ. Филармония им Шостаковича Худ.рук. Темирканов Ю. Х. 976 285,0
Гос. Музей-заповедник «Московский Кремль» Ген. директор Гагарина Е. Ю. 964 210,0
Московский Художественный театр им. Чехова Худ. рук. Табаков О. П. 935 994,2
Государственный Эрмитаж Ген. директор Пиотровский М. Б. 839 076,0
Гос. академ. Малый театр России Худ. рук. Соломин Ю. М. 746 698,0
Гос. академ. Театр им. Вахтангова Худ. рук. Туминас Р. В. 661 421,0
Гос. академ. Большой театр Ген. директор Урин В. Г. 559 271,0
Большой Московский гос. Цирк на Проспекте Вернадского Директор Запашный Э. В. 499 717,0
Гос. Театр Наций Худ. рук. Миронов Е. В. 458 919,6
Гос. Третьяковская галерея Ген. Директор Трегулова З. И. 436 013,0
Московский художественный Академ. театр им. Горького Худ. рук. Доронина Т. В. 389 686,0
Гос. Академ. Большой Симфонический Оркестр России им. Чайковского Худ. рук. Федосеев В. И. 376 193,0
Киноконцерн «Мосфильм» Ген. директор Шахназаров К. Г. 355 803,0
Национальный филармонический Оркестр России Худ. рук. Спиваков В. Т. 347 510,0
Гос. Симфонический Оркестр «Новая Россия» Худ. рук. Башмет Ю. А. 330 336,0
Театр «Сатирикон» им. А. Райкина Худ. рук. Райкин К. А. 247 513,0
Гос. Музей изящных Искусств им. Пушкина Директор Лошак М. Д. 198 061,0
Гос. Музей-заповедник «Куликово поле» Директор Гриценко В. П. 171 421,0
Гос. Музей-заповедник «Михайловское» Директор Василевич Г. Н. 152 751,0
Тульский гос. музей оружия Директор Калугина Н. И. 137 098,0
Академ. Малый драм. театр — Театр Европы Худ.рук.-директор Додин Л. А. 116 221,0
Рос. Академия художеств Президент Церетели З. К. 65 327,5

— Работа сотрудников учреждений культуры, в частности, музеев, и в Европе, и в Америке — работа высокооплачиваемая, — комментирует директор музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Гриценко . — В том, что кому-то кажется, что те же музейщики или руководители крупных библиотек зарабатывают слишком много, проявляются стереотипы, доставшиеся нам с советских времён. В Союзе все получали немного, а работники культурного сектора, в том числе должностные, были и вовсе самыми низкооплачиваемыми. «Ах, библиотекарь, ах, музейный сотрудник, они же за идею работают. Так пусть за неё же и продолжают работать!» Примерно такое мнение бытовало. А я не понимаю, почему человек не просто с умелыми руками, но ещё и с головой, должен получать за свой труд копейки. Человек, сохраняющий для будущего историю, культуру своей страны. Поэтому могу только приветствовать тот факт, что зарплаты работников культуры, несмотря на разницу с зарплатами в других сферах, меняются в лучшую сторону.

На что им денег не хватает?

— Людям свойственно прибедняться по самым разным причинам, независимо от профессии, — ситает кинокритик Виктор Матизен . — Но в данном случае лично я не слышал, чтобы кто-то из наших актёров и прочих деятелей культуры жаловался на нехватку личных денег. Личные доходы, гонорары, зарплата того же Евгения Миронова, например, — это явно не повод для жалоб. Когда худруки театров жалуются на нехватку средств, то плачутся они в первую очередь по поводу того, что театры очень скудно снабжаются. И даже высокая стоимость билетов (хотя сам я подобными подсчётами не занимался) не позволяет окупить содержание художественной труппы, зданий театров, постановку спектаклей и так далее. Известность приносит деньги, причём хорошие, это естественно и понятно. И жаловаться тут нечего. А вот жалобы на то, что государство отпускает очень мало денег на культуру, думаю, справедливы.

Из каких составляющих формируется система оплаты труда работников культуры. Руководители каких музеев считаются наиболее высокооплачиваемыми. Какое соотношение между зарплатами рядовых сотрудников и руководителей культурных учреждений. Ответы на эти вопросы в нашей статье

Информация о доходах работников культуры размещается на открытых интернет-источниках, поэтому зарплаты директоров музеев – давно не секрет для каждого любопытствующего.

Главное в статье:

Система оплаты труда в культуре

Система оплаты труда в культуре формируется из трех составляющих: фиксированного оклада, компенсационных и мотивирующих выплат.

Для определения итоговой заработной платы сотрудников рекомендуется применять положения документа, утвержденного по решению Российской трехсторонней комиссии от 22.12.2017 г. – «Единые рекомендации для систем оплаты труда на 2018 год».

Культурные учреждения Российской Федерации при определении системы оплаты труда руководствуются правилами, описанными в Положении Правительства №583 от 05.08.2008 г.

Зарплаты руководителей учреждений культуры

На сайте Минкультуры РФ недавно была опубликована информация о доходах руководящего состава подведомственных культурных учреждений за прошедший год. Кроме данных о заработной плате за год также была представлена информация об имуществе руководителей.

Валерий Гергиев, руководитель Мариинского театра, стал лидером по уровню заработной платы. Его ежемесячный доход составляет около 13 млн. рублей.

К списку наиболее оплачиваемых руководителей в сфере культуры относятся сотрудники «Эрмитажа». Генеральный директор музея Михаил Пиотровский получает зарплату в размере до 1 млн.рублей, а каждый из его 5 заместителей - в районе 500-700 тыс. рублей.

Сотрудники «Госконцерта» отметились наиболее скромными заработками: зарплата руководителя Сергея Бунина едва превышает 30 тыс. рублей, а его заместителя – 20 тыс.рублей.

Сколько зарабатывают директора музеев

Говоря о доходах директоров разных музейных учреждений, они более-менее сопоставимы между собой. Таких ярких контрастов, как в зарплатах театральных руководителей здесь не наблюдается.

Важно отметить, что декларируемые зарплаты руководителей учреждений культуры слегка превышают годовые доходы, или даже соответствуют им.

Среди коллег в музейной сфере выделяются лишь директора музея Кремля Елены Гагариной и директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, чьи доходы примерно составляют около 900 тыс.рублей.

В целом же оклады директоров музеев в пределах страны более скромные, и составляют от 100 до 500 тыс.рублей. Кстати, размер зарплаты руководителей не всегда прямо пропорционален известности, престижности или местоположению музеев.

Например, по данным за 2016 год Алексей Левыкин, директор Исторического музея, получал около полумиллиона рублей ежемесячно, а Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи – 436 тыс.рублей. Зарплаты директоров Русского музея и музея-заповедника «КИЖИ» составляли порядка 300 тыс. рублей.

Несколько скромнее доход был у Марины Лошак, директора ГМИИ им. Пушкина. Ее зарплата не превышала 200 тыс.рублей.

Менеджеры известных музеев могут назначать себе зарплату

Важные изменения ожидаются в музейной отрасли в ближайшее время. Дело в том, что 10 мая этого года Дмитрий Медведев издал распоряжение, которое повлияет на формирование заработной платы сотрудников некоторых культурных учреждений.

В соответствии с этим документом, директора известных музеев в скором времени смогут сами определять размер заработной платы.

По информации от Федерального агентства новостей, изменилась заработная плата у сотрудников Русского музей, ГМИИ им.Пушкина, музея-заповедника Кижи и Третьяковской галереи и других культурных учреждениях.

По состоянию на сегодняшний день доходы руководителей и сотрудников определяются в соотношении 1:8. Однако после принятия вышеуказанного положения руководители музеев, вошедших в перечень, смогут увеличивать заработную плату на свое усмотрение.

Для примера рассмотрим соотношение зарплат руководителей известных музеев и их сотрудников:

  1. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова получает 436 тыс.рублей в месяц, остальные работники – до 58 тыс.рублей.
  2. Директор музея-заповедника Кижи Елена Богданова – 330 тыс.рублей, рядовой персонал – 43,5 тыс. рублей.
  3. Руководитель Русского музея Владимир Гусев имеет заработок 272 тыс.рублей, а его сотрудники – чуть более 40 тыс.рублей.
  4. Руководитель ГМИИ им.Пушкина Марина Лошак зарабатывает чуть менее 200 тыс.рублей, а другие работники музея – 55 тыс.рублей.

Изначально перечень музеев был утвержден в 2012 году. В него вошло шесть подведомственных учреждений Министерства культуры РФ.

Материал проверен экспертами Актион Культура

Как минимум четырнадцать театров в 2013–2017 годах заключили более 60 контрактов на общую сумму, превышающую 97 миллионов рублей со своими собственными руководителями как с физическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Театры нанимали своих художественных руководителей в качестве актеров и режиссеров, а также арендовали у них помещения и реквизиты для постановок.

Так, руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман получал от своего театра в среднем примерно по 440 тыс. руб. за постановку одного спектакля, руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев - по 480 тыс. руб., руководитель Театра на юго-западе Олег Леушин - по 180 тыс. руб., руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников - по 345 тыс. руб. За актерскую игру в своих театрах Олег Табаков и Олег Меньшиков зарабатывали более чем по 600 тыс. в месяц, Надежда Бабкина - 520 тыс. в месяц.

Юрий Куклачев заключил два контракта на аренду помещений с собственным сыном на 3,76 млн руб., а Павел Слободкин два года снимал помещение своего театрально-концертного центра у компании, в которой владеет 50%-й долей, за 38,6 млн руб. При этом все они продолжали получать зарплату художественных руководителей государственных театров.

Как правило, сделки от лица театра подписывали заместители художественных руководителей. Очевидно, что они зависят от своих непосредственных начальников и не могут принимать решения вопреки их интересам. А значит, это не освобождает руководителей театров от конфликта интересов.

Все контракты заключены на безальтернативной основе - с единственным поставщиком. В обосновании контракта указывалось, что художественные руководители театров лучше прочих могут поставить спектакли и исполнить в них роли.

ИП Евгений Писарев выступает в спектакле режиссера Евгения Писарева (фото с сайта Театра имени Пушкина)

Помимо этого, затруднительной представляется проверка факта согласования: гипотетически, руководители театров могут согласовать сделки в департаменте культуры задним числом после получения запроса прокуратуры о предоставлении документов по сделкам.

Например, спектакль «Зеленая зона» Евгения Марчелли был показан до согласования с Министерством культуры РФ.

Сотрудники музеев – это хранители исторических ценностей и произведений искусств. Их работа важна для культурного развития новых поколений, но размер зарплаты не отвечает возложенным обязанностям. Многие из них работают на волонтерских началах.

Доходы хранителей истории

Многие люди считают, что сотрудники музеев получаю нищенские оклады, поэтому смотрителями работают одни пенсионерки. От части, это так и есть, но руководство объектов культуры зарабатывает во много раз больше, чем рядовые работники.


Средняя зарплата музейных сотрудников:

  • в Москве – 59100 руб. ($875);
  • в Санкт-Петербурге – 50100 ($745).

В крупных городах работает международный оплачиваемый проект Бьорк.

Музейные служащие работают по договору и получают ежедневный оклад в размере 1000 руб. ($15) .

Доходы зависят от формы собственности учреждения:

  • федерального подчинения – 53,5 тыс. руб. ($793);
  • регионального – 34,6 тыс. ($513);
  • муниципального – 22,6 тыс. ($335).

В Музее истории ГУЛАГа сотрудникам платят 15500 руб . ($230) в месяц + надбавка в размере 13000 ($193) и квартальные премии – около 10 тыс. ($148) . Крупные государственные культурные учреждения содержат штат до 400 человек. В него входят не только руководство и научные сотрудники, но и обслуживающий персонал – технички, сантехники, электрики и т.д.


Средняя зарплата музейных сотрудников по регионам России составляет:

  • Ненецкий АО – 55635 руб. ($826);
  • Московская обл. – 45000 ($668);
  • Иркутская – 36737 ($545);
  • Красноярский край — 26000 ($386);
  • Республика Коми – 18000 ($267).

В таблице показаны доходы директоров известных в стране музеев по сравнению с заработками их подчиненных:

Название музея Зарплата директора Ср. оклад сотрудников
RUB USD RUB USD
Эрмитаж 840000 12465 51200 756
Третьяковская галерея 439000 9546 58700 871
Кижи 330000 4897 43600 647
Русский 273000 4051 42100 625
ГМИИ им. А.С. Пушкина 198000 2938 55000 816
Петергоф 400000 5936 51730 768
Городской скульптуры 130000 1929 20682 307
Рос. академия художеств 80000 1187 15100 230

Средняя зарплата служащих «Исаакиевского Собора » — 72606 руб. ($1077) в месяц. Экскурсовод в этом учреждении получает жалованье до 38000 ($564) .


Смотритель музея зарабатывает:

  • Свердловская обл. – 23000 руб. ($341);
  • Московская – 20000 ($297).

Лаборант, он же младший научный сотрудник, получает 22100 руб. ($326) оклада, ежеквартальную премию в размере до 40 тыс.

В Министерстве Культуры считают, что пришла пора оптимизировать раздутые штаты учреждений культуры. Оставшиеся люди будут получать повышенную оплату труда.

Прибыли на руководящих должностях

В таблице показаны зарплаты музейных сотрудников, занимающих ключевые посты:

Государственный Музей Руководитель Заместитель дир. Глав. бух.
RUB USD RUB USD RUB USD
Литературный 350505 5201 296000 4303 327090 4854
Им. Л.Н.Толстого 147815 2193 220592 3273 172301 2557
Им. А.Бахрушина 325756 4834 223590 3318 213050 3161
«Ясная Поляна» 201430 2989 197260 2927 194500 1886
«Поленово» 125000 1859 65240 968 67140 996
«Моск. Кремль» 964215 14308 753111 11175 566783 8410

Кроме экскурсий и показов, в каждом музее проводится серьезная научно-исследовательская работа. Сотрудники принимают участие в международных конференциях, выставках, знакомятся с новинками в других галереях, делятся собственным опытом.

Карта ИКОМ позволяет им бесплатно посещать культурные учреждения России и других стран.

Они могут продвигаться по карьерной лестнице как ученые и как известные искусствоведы, начиная с лаборанта, по линии: младший научный сотрудник – старший нс – ведущий нс – хранитель – главный хранитель – директор.

Оклады в других странах

Средняя зарплата служащих украинских музеев, архивов и библиотек в 2018 году – 5017 грн ($179) . Директор Одесского художественного музея на своей страничке в Фейсбук опубликовал заметку, что его зарплата на сегодня составляет 4658 грн ($166) , что всего лишь на 1000 ($36) больше, чем получает дворник в штате этого учреждения.


Артистами Большого театра становятся только самые талантливые танцоры и певцы. На начальном этапе карьеры им нужно проявить себя и привлечь внимание руководителей. Прославившиеся профессионалы зарабатывают очень большие гонорары и гастролируют по всему миру.

Доходы танцоров балета

Карьера балерины начинается еще в детстве. Специальная комиссия отбирает девочек 9 – 10 лет , поступающих в хореографическое училище. В этом возрасте наиболее развита пластичность и гибкость. Большие физические нагрузки во время учебы выдерживают далеко не все. Многие отсеиваются в первый же год.

Остальным приходится проявлять силу характера и целеустремленность, много работать.

Стипендия студента хореографического училища – всего 2850 руб . ($42) в месяц. За эти деньги покупают по 2 пары американских пластиковых пуантов ежемесячно. Учат не только виды танцев, но и общеобразовательные предметы, уделяя им минимум внимания.


Обучение продолжается 8 – 9 лет , потом сдают госэкзамен, где присутствуют представители многих театров страны. Они выбирают приглянувшихся танцоров и приглашают в свои труппы. На одно место в престижных театрах конкурс около 100 человек и выше.

В таблице показаны заработки балерин в странах СНГ:

Начальный оклад З/п солистов З\п опытной танцовщицы
В нац.вал. $ В нац.вал. $ В нац.вал. $
Россия, RUB 17000 250 150000 2203 40000 588
Казахстан, KZT 72000 198 370000 1018 161000 443
Украина, UAH 4700 166 27000 954 11900 421
Беларусь, BYN 358 172 2100 1011 866 417

Карьерный рост

Начинающий артист, выпускник училища или балетной школы, зарабатывает всего 9000 руб. ($132) в месяц. Юноши получают больше девушек, так как их намного меньше.

Молодые балерины участвуют в массовке. Им платят 400 руб . ($5,9) в день. Следующая ступень – танцы в кордебалете, где зарплата достигает 30 – 40 тыс . ($441 – 588) в месяц. Столько же получают гримеры, костюмеры, осветители, билетеры и т.д. Работники монтировочного цеха получают 70000 руб . ($1028).


Зарплата артиста с опытом от 1 года зависит от количества спектаклей в месяц. За каждое выступление начисляют определенное количество баллов, которое зависит от того, танцует балерина в кордебалете или в сольном номере. Артисты кордебалета Большого театра зарабатывают 42000 ($617) + доплата за количество выходов на сцену, выслуга лет, премии, надбавки за звание и т.д.


За 1 спектакль платят от 1500 до 15000 руб . ($22 – 220) – зависит от важности исполняемой роли. За каждую репетицию – от 500 руб. до 3000 ($7,3 – 44). В месяц бывает от 4 до 25 выступлений. Средний заработок составляет 55000 руб . ($808).

  • Прима балерина получает около 150000 ($2203).
  • Дублерша – 62500 ($918).
  • Народный артист – от 120 до 200 тыс. ($1763 – 2938) в месяц.

Со временем каждый член труппы получают надбавки:

  • за выслугу лет – 13500 ($198);
  • за звание заслуженного или народного артиста – от 18 до 23 тыс. руб. ($264 – 338).


В регионах страны балерины зарабатывают:

  • Московская обл. – 89083 руб. ($1308);
  • Челябинская – 60000 ($881);
  • Пермский край – 45833 ($673);
  • Ленинградская обл – 25000 ($367);
  • Новосибирская – 20500 ($301).

В статистические данные о средней зарплате входят оклады руководства, артистов и технических работников. В каждом театре есть свои солисты. Они зарабатывают от 100000 руб. ($1469) в месяц. Большой доход приносят гастроли по стране и особенно, за рубежом. За неделю гастролей в Таиланде артистам платят от 35000 ($514) . К жалованью добавляют приличные командировочные.

Выручка оперных певцов

Для пения в оперном театре необходимо иметь широкий голосовой диапазон. Певцы выступают без микрофонов, зрители замечают малейшие погрешности исполнения. Начинающие артисты поют в хоре и получают от 7000 руб. в месяц ($103). Средняя зарплата певца в России составляет 23000 руб. ($338).


Жалованье в регионах:

  • Красноярский край – 21167 ($311);
  • Московская обл. – 9000 ($132).

Максимальный оклад соответствует 67870 ($997) в месяц.

В крупных городах получают:

  • Москва – 50000 руб. ($734);
  • Санкт-Петербург – 30000 ($441).

Большинство работодателей предлагают вакансии с оплатой труда от 13 до 26 тыс . ($191 – 382). Начинающие, но талантливые певцы зарабатывают от 1500 евро за 1 спектакль.

Ильдар Абдразаков работает в знаменитых оперных театрах мира – Большом, Ла Скала, исполняет партии главных героев знаменитых постановок.

Его гонорар за частный корпоратив или концерт составляет от 200 до 300 тысяч долларов.

Оперная дива Анна Нетребко, начинала свой путь с театральных подмостков Петербургской Марьинки. Ее годовой доход составляет от $2,8 до $3,75 млн . За каждое выступление она получает от $50 тыс . Билет на ее выступление у официального дистрибьютора стоит 50000 руб . ($734).


Гастролируя за рубежом, артисты такого уровня зарабатывают огромные гонорары, но многие знаменитые оперные театры установили определенную ставку на каждый выход артиста уровня Доминго и Каррерас:

  • Метрополитен опера — $16000;
  • Ла Скала – 17000 евро;
  • Цюрихский оперный театр – 25000 евро;
  • Венская опера – 12000 евро.

Актеры театров принимают участие в съемках для рекламы и кино. У каждого из них – своя ставка. Один работает за 5000 руб . ($79,4), а другому – мало и 50000 ($734). За рекламные съемки получают от 35 до 100 тыс. руб . ($514 – 1469).

  • В муниципальных театрах певцы и танцоры зарабатывают по 20 – 30 тыс. ($294 – 441).
  • В областных и федеральных – от 30000 до 40000 ($441 – 588).

Оклады руководителей

Директора и художественные руководители знаменитых театров получают баснословные прибыли:

  • Гендиректор Большого театра – 7,21 млн руб. ($105754) в год;
  • Директор Мариинского театра – 340 млн ($587526).

Худрук – это режиссер, постановщик, сценарист и администратор в одном лице.


В театрах оперы и балета они зарабатывают:

  • Мариинский – 154,1 млн ($2263444) в год;
  • Национальный филармонический оркестр – 76,1 млн ($1117768);
  • Санкт-Петербургская академическая филармония им. Шостаковича – 44 млн ($646279);
  • Театр Наций – 37 млн ($543462).

В драматических театрах их заработки соответствуют:

  • Малый – 113,2 млн ($1662698) в год;
  • МХТ им. Чехова – 69,1 млн ($1013482);
  • им. Вахтангова – 661421 руб. ($9715) в месяц;
  • «Сатирикон» — 247515 ($3636);
  • театр Европы – 116222 ($1707).

Средняя оплата труда драматических актеров в Москве – от 36 до 44 тыс . ($528-646).

Театральные прибыли

Большинство учреждений культуры России выживают за счет дотаций со стороны государства. Только самые крупные и известные из них получают крупную выручку от своей деятельности, но этих средств все равно не хватает.

Большой театр финансируют:

  1. Бюджет РФ – 300 млн руб.
  2. Доход от продажи билетов – 2,45 млрд руб. в год.
  3. Спонсорские взносы – около 351 тыс. евро.
  4. Выручку от гастролей (сложно подсчитать, об этом умалчивают).

Областные и муниципальные театры выживают, как могут.

Наполняемость залов редко превышает 50% .

Государственной поддержки не хватает, поэтому артисты выступают на корпоративах, детских утренниках и т.д.

Максимальная стоимость билета в Большой театр – 15000 руб . ($220), остальные – от 2 до 8 тыс. ($29 – 117). На представления с мировыми знаменитостями цена возрастает до 50000 ($734). Перекупщики продают в 2 – 3 раза дороже.

Администрация активно борется с этим явлением, стараясь перекрыть мошенникам возможность получения наживы.

Каждая постановка стоит не менее 60 млн руб . ($881289). Чтобы попасть на представление в Мариинском театре, за 1 билет платят от 1450 руб. ($20,5).

Вакансии

  1. ФГБУК ЕГА Театр оперы и балета Екатеринбурга приглашает танцоров кордебалета с высшим хореографическим образованием для участия в постановках нового сезона. Зарплата – 15000 руб. ($220).
  2. Театр Оперы и балета в Улан0Удэ, требуется солист хора с высшим вокальным образованием и опытом работы. Оклад – до 25000 ($367).
  3. В Театр кукол, г. Кемерово, требуется режиссер-постановщик, художественный руководитель коллектива с опытом от 5 лет. Оплата труда – 30000 руб. ($441).

Сколько зарабатывают работники театра в Москве и других местах

5 (100%) проголосовало 2

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры