Жан франсуа милле биография краткая. Жан фрасуа милле

Главная / Развод

Франция всегда славилась своими живописцами, скульпторами, писателями и другими деятелями искусства. Расцвет живописи в этой европейской стране пришелся на XVII-XIX вв.

Одним из ярких представителей французского изобразительного искусства является Жан Франсуа Милле, который специализировался на создании картин деревенского быта и пейзажей. Это очень яркий представитель своего жанра, картины которого до сих пор ценятся высоко.

Жан Франсуа Милле: биография

Будущий живописец появился на свет 04.10.1814 вблизи города Шербура, в крошечной деревушке под названием Грюши. Его семья хоть и была крестьянской, но жили они довольно зажиточно.

Еще в раннем возрасте у Жана стали проявляться способности к живописи. Семья, где никто ранее не имел возможности покинуть родную деревню и построить карьеру в какой-либо другой сфере, кроме крестьянства, талант сына был восприняла с большим энтузиазмом.

Родители поддержали юношу в стремлении изучать живопись и оплатили ему обучение. В 1837 году Жан Франсуа Милле перебирается в Париж, где в течение двух лет осваивает азы живописного ремесла. Его наставником является Поль Деларош.

Уже в 1840 г. начинающий художник впервые продемонстрировал свои картины в одном из салонов. В то время это уже можно было воспринимать как немалый успех, тем более для молодого живописца.

Творческая деятельность

Париж не слишком нравился Жану Франсуа Милле, который тосковал по деревенским пейзажам и образу жизни. Поэтому в 1849 г. он принимает решение покинуть столицу, перебравшись в Барбизон, который был намного спокойнее и уютнее шумного Парижа.

Здесь художник прожил всю свою оставшуюся жизнь. Сам он себя считал крестьянином, поэтому и тянулся к деревне.

Именно поэтому в его творчестве преобладают сюжеты крестьянского быта и деревенские пейзажи. Он не просто понимал и сопереживал простым земледельцам и пастухам, но и сам являлся частью этого сословия.

Он, как никто другой, знал, насколько тяжело приходится простому люду, как сложен их труд и какой нищенский образ жизни они ведут. Он восхищался этими людьми, частью которых считал и себя.

Жан Франсуа Милле: произведения

Художник был очень талантливым и трудолюбивым. За свою жизнь он создал немало картин, многие из которых сегодня считаются настоящими шедеврами жанра. Одно из самых известных творений Жана Франсуа Милле - "Сборщицы колосьев" (1857 г.). Картина прославилась тем, что отражает всю тяжесть, нищету и безысходность простых крестьян.

На ней изображены женщины, согнувшиеся над колосьями, поскольку иначе не собрать остатки урожая. Несмотря на то что картина продемонстрировала реалии крестьянского быта, у публики она вызвала смешанные чувства. Кто-то считал ее шедевром, другие же высказывались резко негативно. Из-за этого художник решил немного смягчить свой стиль, демонстрируя более эстетичные стороны деревенской жизни.

Полотно "Анжелюс" (1859 г.) демонстрирует во всей красе талант Жана Франсуа Милле. На картине изображены два человека (муж и жена), которые в вечерних сумерках молятся за людей, покинувших этот мир. Мягкие коричневатые полутона пейзажа, лучи закатного солнца придают картине особенную теплоту и уют.

В том же 1859 году Милле пишет картину "Крестьянка, пасущая корову", которая была создана по специальному заказу от правительства Франции.

В конце своего творческого пути Жан Франсуа Милле стал все больше уделять внимания именно пейзажам. Бытовой жанр отошел на второй план. Возможно, на него оказала влияние барбизонская живописная школа.

В литературных произведениях

Жан Франсуа Милле стал одним из героев рассказа "Жив он или умер?", написанного Марком Твеном. По сюжету несколько художников решили пустится в авантюру. На это их подтолкнула нищета. Они решают, что один из них инсценирует свою смерть, хорошенько перед этим распиарив это. После его гибели цены на картины художника должны будут взлететь в цене, и всем хватит на жизнь. Именно Франсуа Милле стал тем, кто сыграл собственную гибель. Причем художник лично был одним из тех, кто нес собственный гроб. Своей цели они добились.

Этот рассказ также стал основой для драматического произведения "Таланты и покойники", которое сегодня демонстрируют в Московском театре им. А. С. Пушкина.

Вклад в культуру

Художник оказал огромное влияние на французскую и мировую живопись в целом. Его картины сегодня ценятся очень высоко, а многие выставлены в крупнейших музеях и галереях Европы и мира.

Сегодня он считается одним из наиболее выдающихся представителей бытового деревенского жанра и великолепным пейзажистом. У него есть масса последователей, а многие художники, творящие в сходном жанре, так или иначе ориентируются на его произведения.

Живописец по праву считается гордостью своей родины, а его картины - достоянием национального искусства.

Заключение

Жан Франсуа Милле, картины которого являются настоящими шедеврами живописи, внес неоценимый вклад в европейскую живопись и мировое искусство. Он по праву стоит в одном ряду с величайшими художниками. Хотя он не стал родоначальником нового стиля, не экспериментировал с техникой и не стремился эпатировать публику, его картины раскрывали суть крестьянского быта, демонстрируя все тяготы и радости жизни деревенских людей без прикрас.

Такую откровенность в полотнах, чувственность и правдивость можно встретить далеко не у каждого живописца, даже известного и именитого. Просто он писал картины о том, что видел собственными глазами, и не просто видел, а прочувствовал сам. Он в этой среде вырос и знал крестьянскую жизнь с изнанки.

Французский художник 19-го века

Жан-Франсуа Милле (французский язык: ; 4 октября 1814 - 20 января 1875) был французский художник и один из основателей школы Барбизон в сельской местности Франции. Просо известен своими сценами крестьян; он может быть классифицирован как часть движения Реализм искусства .

Жизнь и работа

молодежь

Овчарня . В этой картине Милля, убывающая луна бросает таинственный свет через равнину между селами Барбизона и Шам. Художественный музей Уолтерс.

Просо было первым ребенком Жан-Луи-Николя и Эма-Генриетта Аделаида Генри Милль, члены сельской общины в селе Gruchy , в Гревилле-Гааге (Нормандия), недалеко от побережья. Под руководством двух деревенских священников-один из них был викарий Жан Lebrisseux-Просо приобрел знание латыни и современных авторов. Но вскоре он должен был помогать своему отцу с фарм-работы; потому что Милле был старшими из сынов. Таким образом, все работы фермера были ему знакомы: косить, сенокос, свяжите снопы, молотить, веять, разбрасывать навоз, плуг, сеют и т.д. Все эти мотивы вернутся в его позднем искусстве. Это остановило, когда он был 18 и послан отцом в Шербуре в 1833 году, чтобы учиться с портретиста по имени Пол Dumouchel. К 1835 году он учился на полный рабочий день с Люсьеном-Теофилем Ланглуа, учеником барона Гро , в Шербуре . Стипендию обеспечивается Ланглуа и других позволили Просо переехать в Париж в 1837 году, где он учился в Школе изящных искусств с Полом Делароша . В 1839 году его стипендия была прекращена, и его первое представление в салоне было отклонено.

Париж

После того, как его первая картина, портрет, была принята в Салоне 1840 года, Просо вернулось в Шербур, чтобы начать карьеру в качестве портретиста . Тем не менее, в следующем году он женился на Полине-Виржини Ono, и они переехали в Париж. После отбраковки в Салоне 1843 года и смерти Полины по потреблению , Просо снова вернулся в Шербур. В 1845 году Просо переехало в Гавр с Екатериной Лемэр, которого он будет вступать в брак в гражданской церемонии в 1853 году; они будут иметь девять детей и остаются вместе на всю оставшуюся жизнь Милле. В Гавре он рисовал портреты и небольшие жанровые части в течение нескольких месяцев, прежде чем перейти обратно в Париж.

Это было в Париже в середине 1840 - х лет, что Просо подружилось Тройон , Нарцисс Диаса , Чарльз Жаке и Теодор Руссо , художники, которые, как Милль, стали бы связанными со школой барбизонской; Оноре Домье , чей показатель черчения будет влиять на последующее оказание Милле крестьянских предметов; и Альфред Sensier, правительство бюрократ, который стал бы пожизненным сторонником и в конце концов биограф художника. В 1847 году его первый успех пришел салон с выставкой живописи эдипова снесли из дерева , а в 1848 году его веялка была куплена правительством.

Пленение евреев в Вавилоне , самый амбициозная работа Милля в то время, было открыто в Салоне 1848 года, но презирали искусствоведами и публики. Картина в конце концов исчез вскоре после этого, ведущие историки считают, что Просо уничтожили его. В 1984 году ученые из Музея изобразительных искусств в Бостоне рентген Милле 1870 картина молодого пастушка ищет незначительные изменения, и обнаружил, что она была закрашена пленения . В настоящее время считается, что Просо повторно холст, когда материалы были в дефиците во время франко-прусской войны .

Барбизон

В 1849 году, Просо окрашены комбайны , комиссия для государства. В салоне этого года, он показал Пастушок Сидя на крае леса , очень небольшой масляной живопись, которая ознаменовала собой отход от предыдущих идеализированных пасторальных предметов, в пользу более реалистичного и индивидуального подхода. В июне того же года он поселился в Барбизон с Екатериной и детьми.

В 1850 Просе заключило соглашение с Sensier, который предоставил художник с материалами и деньгами в обмен на рисунки и картины, в то время как Просо одновременно было свободно продолжать продавать работу других покупателей, а также. В салоне этого года, он показал косарь и сеятель , его первый главный шедевр и самые ранний из знаковых трио картин, которые будут включать сборщица колосья и Ангелус .

С 1850 по 1853 г., Просо работал на Harvesters Resting (Рут и Боаз) , картины, он будет считать его самым важным, и на котором он работал дольше. Задуманный, чтобы конкурировать с его героями Микеланджело и Пуссена , это также картина, отметил свой переход от изображения символических образов крестьянской жизни в том, что в современных социальных условиях. Это была единственная картина, он никогда не датированы, и была первая работа, чтобы собрать его официальное признание, второго класса медаль в 1853 салоне.

В Gleaners

Это один из наиболее хорошо известны картины Милле, сборщицы колосьев (1857 г.). В то время как Просо шло поле вокруг Барбизона, одна темы вернулась к своему карандашу и кисти на семь лет - подбирая -The многовекового права бедных женщин и детей, чтобы удалить кусочки зерна слева на полях после уборки урожая. Он нашел Тематической вечную один, связанный с историями из Ветхого Завета. В 1857 году он представил живопись сборщицы колосьев в салон к Энтузиазму, даже враждебной, общественности.

(Более ранние версии включают вертикальную композицию, окрашенную в 1854 году, в травление 1855-56, которые непосредственно предвещают горизонтальный формат картина в настоящее время в музее Орсэ.)

Теплый золотистый свет предлагает что-то святое и вечное в этой ежедневной сцене, где борьба за выживание происходит. За годы подготовительных исследований, Просо рассматривается как лучше передать смысл повторения и усталости в повседневной жизни крестьян. Линии прослеживаются по спине свинца каждой женщины на землю, а затем обратно в повторяющемся движении, идентичных их нескончаемый, изнурительный труд. Вдоль горизонта, заходящее солнце силуэтов фермы с ее обильным штабелем зерна, в отличии от крупных теневых фигур на переднем плане. Темные домотканые платья в Gleaners вырезать устойчивые формы против золотого поля, давая каждой женщине благородную, монументальной силы.

Angelus

Картина была заказана Томас Голд Appleton, американский коллекционер произведений искусства , основанного в Бостоне, штат Массачусетс . Appleton ранее учился с другим Миллем, в Барбизон художник Тройон . Он был завершен в течение лета 1857. Просо добавил колокольню и изменил первоначальное название работы, Молитва за урожай картофеля в Ангелус , когда покупатель не в состоянии принять во владение в 1859. Отображаемого публики впервые в 1865 году, картина менялась несколько раз, увеличивая лишь незначительно в цене, так как некоторые считали политические симпатии художника подозревают. После смерти Милля десятью лет спустя, аукционная война между США и Францией последовала, заканчивающуюся через несколько лет с ценой 800000 золотых франков.

Несоответствие между кажущимся значением картины и бедным сословием уцелевшей семьей Милле был главным стимулом в изобретении прерогативы де люкса , предназначенный для компенсации художников или их наследников, когда произведения перепроданы.

Более поздние годы

Несмотря на смешанные отзывы картин он выставляемых в салоне, репутация и успех Милле вырос через 1860 - х годов. В начале десятилетия, он заразился рисовать 25 работ в обмен на ежемесячную стипендию в течение следующих трех лет, и в 1865 году, еще один патрон, Emile Gavet начала ввод в пастель для коллекции, которая в конечном счет включает в себя 90 работ. В 1867 году Всемирная выставка прошла крупная показ его работы, с Gleaners , Angelus и картофельные Посадочные среди картин выставлялись. В следующем году, Фредерик Хартман в эксплуатацию Four Seasons за 25000 франков, и Милле был назван шевалье де ла Почетного Легиона .

В 1870 году Милле был избран в состав жюри Салона. Позже в том же году, он и его семья покинули франко-прусской войны , двигаясь в Шербуре и Гревилла и не вернулся в Барбизон, пока в конце 1871. Его последние годы были отмечены финансовый успех и увеличение официального признания, но он не смог выполнять правительственные комиссии из - за ухудшения состояния здоровья. 3 января 1875 года, он женился на Екатерине в религиозной церемонии. Просо умер 20 января 1875 года.

наследие

Просо был важным источником вдохновения для Винсента Ван Гога , особенно в ранний период. Просо и его работа упоминаются много раз в письмах Винсента к брату Тео. Поздние пейзажи Милле будет служить в качестве влиятельных точек ссылкой на Клода Моне картины «s на побережье Нормандии ; его структурное и символическое содержание под влиянием Жоржа Сера , а также.

Просо главный герой Марка Твена пьесы «s Он мертв? (1898), в котором он изображен как борющегося молодого художника, который подделок свою смерть, чтобы выиграть славу и богатство. Большинство деталей о Милле в игре, являются вымышленными.

Картина Милле L"Homme ля houe вдохновило знаменитое стихотворение « Человек с мотыгой » (1898) по Эдвин Маркхэм . Его стихи также послужили вдохновением для коллекции американского поэта Дэвида Мидлтон Привычный миролюбие Gruchy: Стихотворения после фотографии Жан-Франсуа Милле (2005).

Angelus часто воспроизводится в 19 - м и 20 - м веках. Сальвадор Дали был очарован этой работой, и написал анализ этого, Трагическая миф о Angelus проса . Вместо того, чтобы рассматривать его как произведение духовного мира, Dalí считали, что провели сообщения о подавленной сексуальной агрессии. Dalí также считает, что две фигуры молились за их похоронили ребенка, а не на Angelus . Dalí был так настойчив в этом то, что в конечном итоге рентгеновский была сделана из холста, подтверждающие его подозрения: картина содержит нарисованной поверх геометрической формы поразительно похожей на гроб. Однако, остается неясным, изменилось ли Просо своего мнения о значении картины, или даже если форма на самом деле гроб.

Галерея

  • картины Жан-Франсуа Милле
  • Выход на работу , 1851-53

    Shepherd Клонить Его Flock , в начале 1860 - х годов

    Картофельные сажалки , 1861

    Гусь Девочка , 1863

  • Чампа, Кермит S . Возвышение пейзажной живописи во Франции: Коро до Моне . Гарри Н. Абрамс, Inc., 1991. ISBN
  • Честь, Х. и Флеминг, J. Всемирная история искусств . Седьмых EDN. Лондон: Laurence King Publishing, 2009. ISBN
  • Мерфи, Александр Р. Милль . Музей изобразительных искусств, Бостон, 1984. ISBN
  • Стокса, Саймон. Искусство и авторское право . Hart Publishing, 2001. ISBN
  • Plaideux, Гуго. «L"après Inventaire décès и др ла ДЕКЛАРАЦИЯ де правопреемство де Милле», в Ревю де - ла - Манш , т. 53, FASC. 212, 2e дифферента. 2011, стр. 2-38.
  • Plaideux, Гуго. «Une ENSEIGNE де vétérinaire cherbourgeois peinte пар Милле ан 1841», в Бюллетене де ла Francaise d"Société Histoire де ла Médecine и дез наук vétérinaires , п ° 11, 2011, стр. 61-75.
  • Люсьен Lepoittevin. Каталог резоне Жан-Франсуа Милле ан 2 -х томах - Париж 1971/1973
  • Люсьен Lepoitevin. "Le Viquet - Retour сюр ле Премиоры па: ип Просо белорыбицы" - N ° 139 Pâques 2003 - ISSN 0764-7948
  • E Moreau-Nélaton - Monographie де ссылки, Милль Raconte номинальной луй-même - 3 тома - Париж 1921
  • Люсьен Lepoittevin. Жан Франсуа Милле (Au delà де l"Angelus) - Эд де Монца - 2002 - (ISBN )
  • Л. Lepoittevin. Милль: Изображения и др Symboles , Éditions Isoète Шербур 1990 (

Хотя его произведения имеют чрезвычайное значение в искусстве на все художественные течения. Рисовал жанровые композиции, пейзажи, создал несколько портретов. Картина Милле "Сеятель" вдохновила Ван Гога на создание своих композиций на подобную тему. А его "Анжелюс" была любимой картиной , яркого представителя сюрреализма . Далее обращался к образам "Анжелюс" всю свою жизнь.


1. Биография. Детство

Родился в селе Грюши, вблизи города Шербур , это на берегу Ла-Манша . Грамоте научился в школе при сельской церкви. Как и все крестьянские дети, много помогал семье в поле. Позже он напишет: "Природа этого края оставила в моей душе неизгладимые впечатления, потому что она сохранила в себе такую ​​первоначальную созданность, что я иногда чувствовал себя современником Брейгеля (имел в виду Питера Брейгеля Старого, выдающегося художника из Нидерландов 16 века) ​​".


2. Обучение в Шербур

Заметив талант в ребенке, родители сделали все возможное, чтобы сын вырвался из села. Его отправили в Шербур, где устроили в мастерскую художника Мошеля, местного портретиста. Успехи Франсуа привели его в другую мастерскую к художнику Ланглуа. Тот так верил в ученика, получивший для него стипендию от Муниципалитет Шербура и право на обучение в Париже . Так бывший деревенщина перебрался в столицу.

Когда-то бабушка завещала ему не рисовать ничего постыдного, даже когда оно просить сам король. Внук выполнил завещание бабки - и сделал много полезного для искусства Франции , да и всего мира.


3. Портреты Франсуа Милле

По первому своей специальности он портретист. Он брался и рисовал портреты. Но чувствовал недовольство. К тому же в Париже он учился в исторического живописца Делароша. Удовольствие ни от Делароша, ни от тогдашнего Парижа он не испытывал. И так, потому что и Париж пустыня для бедных. Душой он отдыхал в музее Лувр , потому что нужно было набрать опыта, который никто не мог ему дать, кроме старых мастеров искусства.

Полина Оно - жена художника. Они поженились в . Через четыре года Полина умрет от чахотки (туберкулеза). Не все в порядке было и с картинами - их никто не покупал. Жил художник на деньги от заказанных портретов.


4. Село Барбизон

Туда ехали не за вдохновением. Там просто было дешево жить и это недалеко от Парижа. Село расположено в лесу Фонтенбло . Милле вспомнил, что крестьянин и в Барбизон обрабатывал землю, как и его отец, а в редкие свободные часы рисовал картины. Они понемногу продаются. А одну приобрел даже министр внутренних дел цены, десять раз превысила цену художника.

Но количество выдающихся пейзажистов здесь была такой большой, что село прославилось на весь мир. Рисовал пейзажи и Милле. И чувствовал, что становится мастером, не похожим ни на кого. А в искусстве это, после способностей и работоспособности, - главное.

Среди художников - иностранцев Милле дружил с англичанином виртуозом Фредериком Лейтоном , оставаясь ни в чем на него не похожим.


5. Пейзажи Милле


6. Сельская Франция 19 века


7. Собирательницы хвороста. Маленький шедевр

В Милле почти невозможно найти картины большие по размерам: длина прославленного полотна "Анжелюс" - 66 см, "сборщиц колос" - 111 см, "Отдыха на жатве" - 116 см. И эти, кажется, самые.

Маленьким шедевром стали и "собирательница хвороста", всего 37 на 45 см. Так французских женщин еще никто не писал. Две фигурки пытаются извлечь сухую древесину, застряла. Труд, который достойно бы делать скоту, делают две крестьянки, сами, не дожидаясь помощи. Это тот страшный мир, где помощи просто не дождаться.

Исследователи удивлялись - нет ни эффектной композиции, ни ярких красок. Никого не убивают и никто не кричит. А зрители хватались за сердце. Милле обращал лицо буржуазного общества к народу, к чрезмерной труда крестьян, к сочувствию тем, кто тяжело и страшно работал на земле. Он обращал общество (и искусство Франции) до гуманизма . И это перекрывало и маленькие размеры картин Милле, и отсутствие колористических сокровищ, театральных жестов, криков и т.п.. В искусство возвращалась горькая правда сегодняшнего дня.

Его зов услышан. Милла стал авторитетом в живописи. И как всегда, одни закричали о его заполитизированность, другие видели в нем исключительность, феномен . Его картины стали хорошо покупать.

Когда-то "сборщиц хвороста" приобрел Третьяков . Нет, не Павел, покупал и поддерживал русских художников, а потом подарил москве галерею, носящей его имя. Приобрел брат Павла - Сергей Третьяков, коллекционировал произведения художников Европы . Обычно он отсылал деньги в Париж своему агенту, а тот, по своему усмотрению увидев достойное, покупал и отсылал в Москву . И усмотрению, и покупка оказались очень удачными. В Москве это почти единственная (кроме еще одного пейзажа) сюжетная картина Милле. Зато - шедевр.


8. Два признанные шедевры: "Анжелюс" и "собирательница колос"


9. Офорты Милле

Милле один из мастеров, которые обращались к созданию гравюр. Это не было главным в его творчестве, поэтому он сделал несколько экспериментов в разных техниках: шесть литографий , две гелиографии, шесть гравюр на дереве. Всего он работал в технике офорт . Среди них есть как повторы своих картин (офорт "собирательница колос"), так и достаточно самостоятельные сюжеты. Чрезвычайно удачным был офорт "Смерть забирает крестьянина-дровосека", что высокой художественной качеством напомнил шедевр немецкого мастера 16 века Ганса Гольбейна из серии "Танец смерти".

Милле длительное время искал композицию. В музее Лувр сохраняют два рисунка Франсуа Милле с первыми поисками композиции. Еще один рисунок попал в Эрмитаж в 1929 году. Композиция последнего и легла в основу как офорта, так и картины на эту же тему (Новая Карлсбергська глипкотека, Копенгаген).


10. Страны, где хранят произведения Милле


Источники

  • Dario Durb?, Anna M. Damigella: Corot und die Schule von Barbizon. Pawlak, Herrsching 1988, ISBN 3-88199-430-0
  • Andr? Ferigier: Jean-Fran?ois Millet. Die Entdeckung des 19. Jahrhunderts. Skira-Klett-Cotta, Stuttgart 1979, ISBN 3-88447-047-7
  • Ingrid Hessler: Jean-Fran?ois Millet. Landschaftsdarstellung als Medium individueller Religiosit?t. Dissertation, Universit?t M?nchen 1983
  • Estelle M. Hurll: Jean Fran?ois Millet. A Collection of Fifteen Pictures and a Portrait of the Painter, with Introduction and Interpretation, New Bedford, MA, 1900. ISBN 1-4142-4081-3
  • Lucien Lepoittevin: Jean Fran?ois Millet - Au-del? de l"Ang?lus. Editions de Monza. Paris 2002, ISBN 978-2-908071-93-1
  • Lucien Lepoittevin: Jean Fran?ois Millet - Images et Symboles. ?ditions ISO?TE Cherbourg 1990, ISBN 2-905385-32-4
  • Alexandra R. Murphy (Hrsg.): Jean-Fran?ois Millet, drawn into the light. Museum of Fine Arts, Boston, Mass. 1999, ISBN 0-87846-237-6
  • Alfred Sensier: La vie et l"?uvre de Jean-Fran?ois Millet. Editions des Champs, Bricqueboscq 2005, ISBN 2-910138-17-8 (neue Auflage des Werks von 1881)
  • Andrea Meyer: Deutschland und Millet. Deutscher Kunstverlag, Berlin und M?nchen 2009. ISBN 978-3-422-06855-1
  • Сто офортов 16-19 веков из собрания гос.Эрмитажа.Л-М, 1964 (рус)
  • ГМИИ, каталог картиннной галереи, М, Изобразительное искусство, 1986 (рус)

Жан Франсуа Милле (Millet, 1814-1874) - французский живописец деревенского быта. Сын крестьянина, он провел свою юность среди сельской природы, помогая отцу в его хозяйстве и полевых работах. Только в 20 лет он начал учиться рисованию в Шербурге у малоизвестных художников Мушеля и Ланглуа. По совету последнего и на собранные им средства, прибыл в 1835 году в Париж, где поступил в ученики к П. Деларошу, но через два года бросил своего наставника и, женившись, стал зарабатывать изображениями нагих женщин в духе Диаза, пастушек, пастухов или купальщиц во вкусе Буше и Фрагонара . Первые картины, выставленные им в парижском салоне "Урок езды" (1844), "Молочница" (1844), "Эдип, привязанный к дереву" (1845) и "Иудеи в плену вавилонском" (1845), были нисколько не лучше заурядных продуктов господствовавшего тогда направления французской живописи. Но с 1848 года он прервал всякую связь с этим направлением и, переселившись из Парижа в Барбизон, близ Фонтенбло, почти никуда не выезжая оттуда и даже редко являясь в столицу, предался исключительно воспроизведению сельских сцен, близко знакомых ему в молодости, - крестьян и крестьянок в различные моменты их трудовой жизни. Картины его в этом роде, несложные по композиции, исполненные довольно эскизно, без выделки частностей рисунка и без выписки деталей, но привлекательные по своей простоте и неприкрашенной правде, проникнутый искренней любовью к рабочему люду, долго не находили себе должного признания у публики. Он стал входить в известность лишь после Парижской всемирной выставки 1867 года, которая принесла ему большую золотую медаль. С этого времени его репутация, как первоклассного художника, внесшего новую, живую струю во французское искусство, быстро возрастала, так что под конец жизни Милле его картины и рисунки, за которые некогда получал он очень скромные деньги, продавались уже за десятки тысяч франков. После его смерти, спекуляция, пользуясь еще более усилившейся модой на его произведения, довела их цену до баснословных размеров. Так, в 1889 году, на аукционе коллекции Секретала, его небольшая картина: "Вечерний благовест" (Angelus) была продана американскому художественному товариществу за сумму свыше полумиллиона франков. Кроме этой картины, к числу лучших произведений Милле на сюжеты из крестьянского быта принадлежат "Сеятель", "Бодрствование над спящим дитятей", "Больное дитя", "Новорожденный ягненок", "Прививка дерева", "Конец дня", "Молотьба", "Возвращение на ферму", "Весна" (в Луврском музее, в Париже) и "Собирательницы колосьев" (там же). В музее Императорской академии художеств в Петербурге, среди картин Кушелевской галлереи, имеется образец живописи Милле - картина "Возвращение из леса".

Сколько факторов должно было сойтись, чтобы Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet, 1814-1875) стал признанным гением реализма? Этого художника жизнь бросала из стороны в сторону, но волей случая или собственного упорства ему всегда удавалось удержаться на ногах.

Милле родился в маленькой французской деревушке Грюши. Детство его сверстников проходило в полях, где они работали наравне со взрослыми. Но эта участь Жана-Франсуа миновала, потому что его отец служил органистом в местной церкви, а дядя был врачом. Мальчик получил неплохое образование, он много читал и даже выучился латыни. К тому же в нем рано пробудилась способность к рисованию, что стало открытием для семьи. И несостоявшегося «землепашца» отправили учиться в город.

Художник сменил множество школ и наставников, среди которых были мастерские дю Мушеля, Делароша, парижская Школа изящных искусств. Но случилось так, что после долгого периода обучения он оказался на пороге бедности. По этой причине скончалась его первая жена, болевшая туберкулезом. Ее смерть была для художника тяжелым ударом.

Чтобы добыть средства на жизнь, Милле начал писать портреты. Однажды он даже взялся за необычную работу: посмертно увековечить образ мэра города Шербура. Но сходства добиться не удалось, и заказчик не взял картину. Вскоре художник отказался от создания портретов и переключился на мифологические сюжеты, которые и принесли ему известность. Но это направление тоже недолго привлекало художника. И тому было две причины. Во-первых, в 1848 году во Франции произошла революция, короля свергли и была провозглашена Вторая республика. Соответственно, у публики резко поменялись интересы и предпочтения.

Во-вторых, Милле перебрался в деревню Барбизон, где образовалось общество художников, среди которых было много его друзей. Они вошли в историю мировой живописи как «барбизонская школа» французских пейзажистов.

Милле был очарован деревней и решил посвятить ей свое творчество. Безусловно, здесь заметную роль сыграло и его детство, и растущий интерес публики к сельской тематике. Художник планировал не только рисовать обычные провинциальные пейзажи, он хотел найти в них душу, тонкий психологизм. И этими качествами в полной мере обладают его самые известные работы.

Среди них наиболее характерна картина «Сеятель» (De zaaier, 1850). Практически всё пространство занимает фигура крестьянина, сеющего зерно. Его образ собирателен, художник намеренно подчёркивает типизированные детали, характерность жеста и проработку пейзажа. Простой рабочий человек становится символом тяжелого труда.



Труд для Милле был подобен сути бытия, великой силой, способной сломить и поработить. Картина возымела успех, однако была приобретена не французскими, а американскими зрителями. Холст имеет огромное количество реплик, пародий и аллюзий. Известнейшая копия принадлежит руке самого . Образ крестьянина, воплощавшего великую силу труда, настолько вдохновил мастера в юности, что он повторял его не единожды в жизни.

Ещё одна картина - «Сборщицы колосьев» (Des glaneuses, 1857) - вызвала неоднозначную оценку критиков, привыкших искать в искусстве политическую подоплеку. Некоторые из них даже видели в этой работе провокацию. Хотя на ней Милле изобразил всего лишь обычную деревенскую сценку: низко наклонившись к земле, крестьянки в поле собирают оставшиеся после жатвы колоски.



Неизвестно, вкладывал ли художник какой-то социальный смысл в этот сюжет, но невозможно не заметить, что она буквально наполнена светом и сельским воздухом.

Картина «Анжелюс» (Вечерняя молитва) (L"Angélus, 1859) получилась более поэтичной, хотя ее действие тоже происходит в поле. Трудно остаться равнодушным, глядя на застывшую в глубокой молитве супружескую пару, а медовые краски заката придают окружающей обстановке особую красоту, умиротворенность и навевают ощущения светлой печали.



Эта картина вдохновляла многих художников, среди них был и сам Сальвадор Дали.

Во второй половине жизни Милле стал настолько известным художником, что стал прообразом одного из литературных героев Марка Твена. В рассказе «Жив он или умер» нищие живописцы пытаются инсценировать смерть своего товарища, чтобы подороже продать его картины. Этим товарищем и стал Жан-Франсуа Милле.

Американский писатель не объяснил, почему его выбор пал именно на Милле. Но непонятного и необъяснимого в жизни художника было предостаточно. И действительно, разве не удивительно, что деревенский мальчишка стал классиком французской живописи? Но факт остается фактом – он им стал, и зрители до сих пор наслаждаются прекрасными работами одного из самых известных и талантливых «барбизонцев».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры