Золотой век из какого мифа. Когда был Русский золотой век? Крылатое выражение в литературе

Главная / Развод

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

В прежнее время людей племена на земле обитали,
Горестей тяжких не зная, не зная ни трудной работы,
Ни вредоносных болезней, погибель несущих для смертных.

Золото́й век - представление, присутствующее в мифологии практически всех народов, блаженное состояние первобытного человечества, жившего в гармонии с природой.

Само понятие «золотой век» (aurea saecula ) впервые в античной литературе фиксируется только в I в. до н. э.: в "Метаморфозах" Овидия (Метаторфозы, 1:89 - 90), «Энеиде » Вергилия (Aen. VI. 792-794). До этого в античной традиции была распространена не «хронологическая», а «генеалогическая» интерпретация мифа о жизни при Кроносе (Сатурне) и последующей истории: эта история мыслилась не как смена эпох, но как смена совершенно различных, никак между собой не связанных родов, геносов людей (у Гесиода - золотого, серебряного, медного, героического и железного), каждый из которых поочередно создавался богами и затем исчезал с лица земли. Отмечаемый у Вергилия и почти всех его последователей переход от «золотого рода» к «золотому веку» явился важнейшим качественным сдвигом в интерпретации мифа, позволившим актуализировать утопическое содержание древних преданий.

Согласно легендам, во время золотого века люди и боги жили совместно.

См. также

Напишите отзыв о статье "Золотой век"

Примечания

Литература

  • Золотой век // Энциклопедия «Мифы народов мира »
  • Элиаде М.
  • Фрейденберг О. М. // Вопросы философии , 1990. - № 5. - С. 141-167
  • Чернышов Ю. Г. / Изд. 2-е, испр. и доп. Ч. 1. До установления принципата. - Новосибирск: Изд. НГУ , 1994. - 176 с.
  • Чернышов Ю. Г. / Изд. 2-е, испр. и доп. Ч. 2. Ранний принципат. Новосибирск: Изд. НГУ , 1994. - 167 с.
  • Томан И.Б. Образы "золотого века" в культуре Европы и России // Диалог культур: Россия - Запад - Восток. Материалы Международной научно-практической конференции "Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIV Кирилло-Мефодиевские чтения". 14 мая 2013 года. Москва-Ярославль: Редмер, 2013

Отрывок, характеризующий Золотой век

– Что мне с народом делать? – сказал Дрон. – Взбуровило совсем. Я и то им говорю…
– То то говорю, – сказал Алпатыч. – Пьют? – коротко спросил он.
– Весь взбуровился, Яков Алпатыч: другую бочку привезли.
– Так ты слушай. Я к исправнику поеду, а ты народу повести, и чтоб они это бросили, и чтоб подводы были.
– Слушаю, – отвечал Дрон.
Больше Яков Алпатыч не настаивал. Он долго управлял народом и знал, что главное средство для того, чтобы люди повиновались, состоит в том, чтобы не показывать им сомнения в том, что они могут не повиноваться. Добившись от Дрона покорного «слушаю с», Яков Алпатыч удовлетворился этим, хотя он не только сомневался, но почти был уверен в том, что подводы без помощи воинской команды не будут доставлены.
И действительно, к вечеру подводы не были собраны. На деревне у кабака была опять сходка, и на сходке положено было угнать лошадей в лес и не выдавать подвод. Ничего не говоря об этом княжне, Алпатыч велел сложить с пришедших из Лысых Гор свою собственную кладь и приготовить этих лошадей под кареты княжны, а сам поехал к начальству.

Х
После похорон отца княжна Марья заперлась в своей комнате и никого не впускала к себе. К двери подошла девушка сказать, что Алпатыч пришел спросить приказания об отъезде. (Это было еще до разговора Алпатыча с Дроном.) Княжна Марья приподнялась с дивана, на котором она лежала, и сквозь затворенную дверь проговорила, что она никуда и никогда не поедет и просит, чтобы ее оставили в покое.
Окна комнаты, в которой лежала княжна Марья, были на запад. Она лежала на диване лицом к стене и, перебирая пальцами пуговицы на кожаной подушке, видела только эту подушку, и неясные мысли ее были сосредоточены на одном: она думала о невозвратимости смерти и о той своей душевной мерзости, которой она не знала до сих пор и которая выказалась во время болезни ее отца. Она хотела, но не смела молиться, не смела в том душевном состоянии, в котором она находилась, обращаться к богу. Она долго лежала в этом положении.
Солнце зашло на другую сторону дома и косыми вечерними лучами в открытые окна осветило комнату и часть сафьянной подушки, на которую смотрела княжна Марья. Ход мыслей ее вдруг приостановился. Она бессознательно приподнялась, оправила волоса, встала и подошла к окну, невольно вдыхая в себя прохладу ясного, но ветреного вечера.
«Да, теперь тебе удобно любоваться вечером! Его уж нет, и никто тебе не помешает», – сказала она себе, и, опустившись на стул, она упала головой на подоконник.
Кто то нежным и тихим голосом назвал ее со стороны сада и поцеловал в голову. Она оглянулась. Это была m lle Bourienne, в черном платье и плерезах. Она тихо подошла к княжне Марье, со вздохом поцеловала ее и тотчас же заплакала. Княжна Марья оглянулась на нее. Все прежние столкновения с нею, ревность к ней, вспомнились княжне Марье; вспомнилось и то, как он последнее время изменился к m lle Bourienne, не мог ее видеть, и, стало быть, как несправедливы были те упреки, которые княжна Марья в душе своей делала ей. «Да и мне ли, мне ли, желавшей его смерти, осуждать кого нибудь! – подумала она.
Княжне Марье живо представилось положение m lle Bourienne, в последнее время отдаленной от ее общества, но вместе с тем зависящей от нее и живущей в чужом доме. И ей стало жалко ее. Она кротко вопросительно посмотрела на нее и протянула ей руку. M lle Bourienne тотчас заплакала, стала целовать ее руку и говорить о горе, постигшем княжну, делая себя участницей этого горя. Она говорила о том, что единственное утешение в ее горе есть то, что княжна позволила ей разделить его с нею. Она говорила, что все бывшие недоразумения должны уничтожиться перед великим горем, что она чувствует себя чистой перед всеми и что он оттуда видит ее любовь и благодарность. Княжна слушала ее, не понимая ее слов, но изредка взглядывая на нее и вслушиваясь в звуки ее голоса.
– Ваше положение вдвойне ужасно, милая княжна, – помолчав немного, сказала m lle Bourienne. – Я понимаю, что вы не могли и не можете думать о себе; но я моей любовью к вам обязана это сделать… Алпатыч был у вас? Говорил он с вами об отъезде? – спросила она.

Что означает выражение «золотой век»?

Ответ

Золотой век — это метафора, т. к., во-первых, обозначает промежуток времени совсем не обязательно равный ста годам, а во-вторых, благородный металл здесь является лишь поэтической фигурой, показывающей особо высокую ценность, качество, выделенность чего-либо (как золотые руки, золотая молодёжь, золотая середина, золотое сечение, золотая свадьба).

С античных времён в культурах многих народов присутствует миф о существовании в далёком прошлом периода, когда люди жили в гармонии с природой и друг с другом, не было ни войн, ни болезней, ни тяжёлого труда, земля сама давала человеку всё необходимое, не было необходимости в законах, наказаниях, т. к. не совершались никакие преступления и был всеобщий достаток. Это незапамятное блаженное время получило название золотого века.

Представление о золотом веке культурологически прослеживается от поэмы «Труды и дни» древнегреческого поэта Гесиода (примерно 700 год до нашей эры), хотя самого термина «золотой век» ещё не было. Гесиод говорит о «золотом роде» или «золотом поколении» человечества, после которого пришёл серебряный род, потом бронзовый (или медный) и, наконец, железный. Сменам поколений соотвествует смена эпох в порядке ухудшения. Историю Гесиод интерптретирует как регрессивный процесс.

Термин «золотой век» впервые встречается во второй половине первого века до н. э. в поэме «Энеида» древнеримского поэта Вергилия.

В христианстве и других авраамических религиях существует то же самое понятие о золотом веке — потерянном рае, жизни до грехопадения.

По всей видимости, представление о золотом веке не чисто мифологическое, а имеет под собой некоторые реальные основания. Как полагают историки, первобытное общество было бесклассовым, не было ни государства, ни частной собственности, люди занимались собирательством и охотой, потребности людей были таковыми, что всё необходимое можно было получать минимальными усилиями. Не зря классики обществоведения назвали экономическое устройство того общества первобытным коммунизмом. Лишь в эпоху неолитической революции не позднее 10 тыс. лет назад произошёл переход к производящей экономике — возникли земледелие и животноводство, разделение труда, социальное неравенство.

Вряд ли историческая память человечества могла донести о том далёком времени хоть какие-то воспоминания, которые якобы дополнились впоследствии утопическими представлениями людей о счастливом идеальном обществе и художественно выразились в понятии «золотого века». Скорее всего, возникновение (и существование до сих пор) понятия золотого века объясняется образом «мышления» большой части людей — констатирующе-описательным, чувственно-интуитивным, для которого характерны догматизм, метафизичность, бездоказательность, отсутствие диалектического подхода, вера в незыблемость давным-давно установленного порядка, изначально сообщённую людям истину в какой-либо священной книге или учениях пророков, консерватизм (в отличие от противоположного типа мышления - рационального, критического, сомневающегося, самостоятельно и упорно эту истину ищущего, не верящего ни в какие авторитеты, священные книги и тайные эзотерические знания). Вместо видения истории как последовательного совершенствования общества, т. е. прогресса, в головах таких людей присутствует представление о существовании идеала в прошлом, а история для них есть регресс — последовательный отход от совершенства, скатывание в пропасть. Из философов, исповедующих данный взгляд, можно назвать Ж. Ж. Руссо, который видел историю, как процесс уклонения от естественного блаженного и непорочного состояния. Противоположный пример — Анри Сен-Симон, который считал, что золотой век не в прошлом, а в будущем.

Появлению представления о золотом веке способствовало, по всей видимости, отношение каждого человека к своему детству, как самому беззаботному периоду жизни. Человечество в представлении людей с чувственно-эмоциональным взглядом на действительность метафорически уподобляется человеку, проходящему разные периоды своего развития. Золотой век, таким образом, есть детство человечества.

Каждое уходящее поколение (некоторые, хотя и многочисленные его представители) ругает новые времена, говоря, что раньше было лучше. Это объясняется психологически субъективным изменением восприятия мира с возрастом, когда детская беззаботность, юношеские надежды, вера в лучшее будущее сменяются болезнями, разочарованием, боязнью приближающейся смерти. Люди с недиалектическим мышлением склонны своим чувствам придавать большое значение, распространять свои внутренние переживания на объективный мир, считая что это весь мир становится хуже, а не их психологическое его восприятие. Кроме того, для таких людей характерен консерватизм, неприятие всего нового. Всё новое им кажется плохим только потому, что оно отличается от старого.

Необходимо заметить, что религиозная вера является идеальной иллюстрацией догматического, метафизического взгляда на жизнь: мир сразу был создан идеальным (Бог не может создать несовершенный мир), потом произошло грехопадение, в дальнейшем не стоит ждать ничего хорошего, будет только хуже и неизбежен конец света, Армагеддон («Откровение Иооанна Богослова» или «Апокалипсис»). Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о необходимости адекватного представления о реальности вообще и вреде подобных воззрений в частности, из которых логически следует смирение с существующим положением вещей и бесполезность любых действий по изменению жизни человечества к лучшему.

С течением времени выражение «золотой век» приобрело ещё один смысл. Золотым веком стали называть вообще любой период истории, в течение которого в искусстве, науке, культуре, других видах человеческой деятельности были достигнуты наивысшие результаты: золотой век русской поэзии, золотой век голландской живописи и т. д.

Сколько на самом деле существует человечество? Еще никому из ученых не удалось точно установить этот срок. Некоторые утверждают, что сроки необходимо исчислять в миллионах лет, другие - в миллиардах. Но вопрос остается до сих пор открытым. Независимо от того, сколько лет живет человек на планете, до наших дней дошло множество верований и былин.

Одно из поверий гласит, что мировая история делится на три периода - века:

  • золотой;
  • медный;
  • железный.

Мифология

По верованиям, сохранившимся до наших дней, золотой век - это период на заре времен, когда все люди были абсолютно безмятежны и спокойны. Человечество не страдало от войн, не было преступлений и голода, не нужны были законы, так как в мире существовал полный порядок. Людям не надо было работать. Похоже на утопию, которую часто описывали античные поэты.

Значение фразеологизма «золотой век» вытекает само собой - это самое лучшее время, период расцвета. Фактически речь идет о лучших временах человечества, представление о которых сформировалось еще у древних народов. В некоторых легендах этот период связывают с совместным проживанием богов и людей.

Крылатое выражение в литературе

Значение фразеологизма «золотой век» в русской литературе - это определение периода, который характеризовался расцветом поэзии и прозы, резким взлетом философии и общественной мысли. Выражение характеризует первую треть XIX века, когда жили и творили Пушкин А. С. и Гоголь Н. В. Позднее к этому периоду отнесли все столетие, и творивших тогда писателей: Тургенева И. С., Толстого Л. Н. и Достоевского Ф. М.

Однако сам Пушкин А. С. по-своему относился к значению фразеологизма «золотой век»: «Мысль о золотом веке сродни всем народам и доказывает только, что люди никогда не довольны настоящим».

Испания

Значение фразеологизма «золотой век» еще определяет практически двухвековой период этой страны (XVI век, первая половина XVII). На тот исторический период пришелся пик великих географических открытий, практически закончилась эпоха Средневековья, у страны появилось множество колоний, которые обогатили ее. Помимо этого, именно тогда начался прорыв в культурной и политической сферах, жили великие творцы: Веласкес, Сервантес и другие.

Другое использование крылатого выражения

Определение выражения «золотой век» применяется к научной фантастике. Оно характеризует очень короткий промежуток времени - с 30 по 50 годы прошлого столетия. За эти 20 лет научная фантастика становится самым популярным жанром в англоязычных странах. На сегодняшний день многие произведения стали классикой. А эти писатели вошли в историю: Джон У. Кэмпбелл, и другие.

в представлениях древних народов самая ранняя пора развития человечества, когда люди оставались вечно юными, не знали забот и огорчений, были подобны богам. В переносном значении - время расцвета искусства, науки, счастливая и беззаботная пора.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Золотой век

согласно представлениям древних, период, когда люди вели счастливую жизнь - без раздоров, войн и тяжелого труда. Легенда возникла в Элладе в период становления классового общества, когда жизнь части общинников ухудшилась: они должны были трудиться для знати, испытывая унижения. Как рассказывает Гесиод в поэме «Труды и дни» (109 - 201), людей «з.в.» создали боги, когда правил Крон (Кронос). Они не знали ни горя, ни забот, ни старости, проводя дни в застольях. Земля сама приносила плоды, и на ней паслись многочисленные стада.

Пришедший на смену «з.в.» серебряный век наделил людей всяческими благами. Однако Зевс истребил людей за то, что они не пожелали приносить богам жертвы. Затем, по Гесиоду, наступил медный век: люди создавали медные орудия труда и оружие, они существовали за счет войн и грабежей, чем уничтожили самих себя.

После них пришло воинственное, но справедливое и благородное поколение героев. Они погибли во время похода семерых против Фив и Троянской войны. Свой век Гесиод называет железным: люди вынуждены постоянно трудиться, горе и заботы не оставляют их, а сама жизнь стала краткой. Вместо законов на земле правит сила; исчез стыд, и человечество идет к гибели - Зевс погубит и это поколение.

Легенда о «з.в.» была популярной и в римской литературе (см., напр., «Метаморфозы» Овидия).

Гесиод. Работы и дни // Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева. М., 1963; Овидий. Метаморфозы / Пер. С. Шервинского. М., 1977; Тренчени-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод / Пер. с венг. М., 1956; Burn A.R. The world of Hesiod. New York, 1966.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

мифологическое представление, существовавшее в античном мире, - счастливые времена, когда люди вели беззаботную жизнь, не омрачаемую раздорами, войнами и тяжелым подневольным трудом. По Гесиоду, З.в. царил на земле, когда на небе еще властвовал Кронос. Земли в те времена были изобильными, а люди жили как боги, не зная ни горя, ни трудов, ни старости. Они проводили жизнь в пирах и довольстве, а умирали, словно бы засыпая. Люди этого поколения после смерти превратились в добрых духов, охраняющих порядок на земле. Римский поэт Овидий так описывает З.в., видимо, заимствовав этот миф у греков: «Первым посеян был век золотой, не знавший возмездья, Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду, и верность, Не было шлемов, мечей, упражнений военных не зная, Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди. Также, от дани вольна, не тронута острой мотыгой, Плугом не ранена, все земля им сама приносила... Вечно стояла весна; приятный прохладным дыханьем, Ласково нежил эфир цветы, не знавшие сева. Боле того, урожай без распашки земля приносила; Не отдыхая, поля золотились в тяжелых колосьях, Реки текли молока, струились и нектара реки, Капал и мед золотой, сочась из зеленого дуба...» За З.в. следовали в порядке ухудшения серебряный, медный и, наконец, железный век, самый тяжелый из всех. Представления о З.в. существовали во многих мифологиях - скандинавской, китайской, египетской, вавилонской, ацтекской и т.д. В христианской мифологии они отразились в виде жизни прародителей человечества в Эдеме.

(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

Золотой век, наряду с серебряным, бронзовым и железным, - один из четырех периодов развития человечества. Именно так, в виде последовательного чередования этих четырех эпох, описывает греческий поэт Гесиод в своей поэме "Труды и дни" современные ему взгляды на происхождение человека и на смену веков. Впрочем, Гесиод вносит некоторое дополнение - между медным и железным веками он располагает век героев-полубогов. Именно тогда, по его представлению, жили герои Гомера и другие персонажи древнегреческой мифологии. Его собственная жизнь, полная труда и лишений, пришлась на тревожные, безрадостные времена, названные Гесиодом железным веком. Мирной и идиллической была жизнь в золотой век (см. Аркадия). Бог Кронос справедливо и великодушно правил на небесах; люди оставались вечно молодыми и счастливыми. Гораций, Вергилий в "Георгиках" и Овидий в "Метаморфозах" обращали свои взоры к золотому веку; всю классическую литературу пронизывает ностальгическое отношение к счастливому прошлому. Надежды на изменения к лучшему нашли свое отражение в шестой эклоге Вергилия, навеянной предсказаниями пророчицы Сивиллы, согласно которым мировой круг жизни представляет собой смену периодов, кругов, соотносимых с десятью месяцами и находящихся под покровительством определенных божеств. Ко времени написания эклоги кончался круг Дианы (железный век) и начинался новый круг - Аполлона, в котором ожидалось возвращение золотого века. Эту же тему находим в стихах Шелли:

В мир возвращается великий век,

Приходят золотые годы...

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Отличное определение

Неполное определение ↓

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры