А. Пушкин "Капитанская дочка": описание, герои, анализ произведения

Главная / Чувства

История создания произведения «Капитанская дочка»

Тема народных восстаний под предводительством Разина и Пугачева заинтересовали Пушкина еще в 1824 г., вскоре после его приезда в Михайловское. В первой половине ноября 1824 г. в письме к брату Льву он просит прислать ему «Жизнь Емельки Пугачева» (Пушкин, Т. 13, с. 119). Пушкин имел в виду книгу «Ложный Петр III, или Жизнь, характер и злодеяния бунтовщика Емельки Пугачева» (Москва, 1809). В следующем письме к брату Пушкин пишет: «Ах! боже мой, чуть не забыл! Вот тебе задача: историческое, сухое известие о Сеньке Разине, единственном поэтическом лице русской истории» (Пушкин, т. 13, с. 121). В Михайловском же Пушкин обрабатывал фольклорные песни о Разине.
Интерес поэта к теме был обусловлен также тем, что вторая половина 1820-х годов была отмечена волной крестьянских возмущений, беспорядки не обошли стороной и Псковскую область, в которой жил Пушкин до осени 1826 года и где он неоднократно бывал и позднее. Крестьянские беспорядки конца 1820-х годов создавали тревожную ситуацию.
17 сентября 1832 года Пушкин уехал в Москву, где П.В. Нащокин рассказал ему о судебном процессе белорусского дворянина Островского; этот рассказ лег в основу повести «Дубровский»; замысел повествования о дворянине-пугачевце временно был оставлен — Пушкин вернулся к нему в конце января 1833 года. В эти годы поэт активно собирал исторический материал для будущей книги: работал в архивах, посещал места, связанные с восстанием Пугачева. В результате одновременно с «Капитанской дочкой» создавалась книга о Пугачеве. Работа над «Историей Пугачева» помогла Пушкину осуществить художественный замысел: «Капитанская дочка» была вчерне закончена 23 июля 1836 года. Пушкин, не вполне удовлетворенный первоначальной редакцией, переписал книгу. 19 октября «Капитанская дочка» была переписана до конца, а 24 октября послана цензору. Пушкин просил цензора, ПА. Корсакова, не разглашать тайну его авторства, предполагая выпустить повесть в свет анонимно. «Капитанская дочка» появилась 22 декабря 1836 года в четвертом номере журнала «Современник».

Род, жанр, творческий метод

Заглавие для своего произведения Пушкин выбрал, вероятно, лишь осенью 1836 года, когда рукопись была отправлена писателем в цензуру; до этого времени, упоминая в письмах о «Капитанской дочке», Пушкин называл свое повествование просто романом. По сей день нет единого мнения в определении жанра «Капитанской дочки». Произведение называют и романом, и повестью, и семейной хроникой. Как было сказано выше, сам поэт считал свой труд романом. Позже исследователи пришли к мысли, что «Капитанская дочка» является повестью. По форме это мемуары — записки старого Гринева, в которых он вспоминает об истории, которая произошла в молодости — семейная хроника переплелась с историческими событиями. Итак, жанр «Капитанской дочки» можно определить как исторический роман в мемуарной форме. Не случайно Пушкин обратился к мемуарной форме. Во-первых, мемуары придавали произведению колорит эпохи; во-вторых, помогли избежать цензурных затруднений.
В произведении очевидна документальность, героями его являются реально существующие люди: Екатерина II, Пугачев, его соратники Хлопуша и Белобородое. Вместе с тем исторические события преломляются через судьбы вымышленных героев. Появляется любовная интрига. Художественный вымысел, сложность композиции и построение характеров позволяют отнести произведение Пушкина к жанру романа.
«Капитанская дочка» — произведение реалистическое, хотя и не лишенное некоторых черт романтизма. Реализм романа заключается в объективном изображении исторических событий, связанных с Пугачевским восстанием, с изображением реалий жизни и быта дворян, простых русских людей, крепостных крестьян. Романтические черты предстают в эпизодах, связанных с любовной линией романа. Романтичен сам сюжет произведения.

Тематика анализируемого произведения

В «Капитанской дочке» можно выделить два круга основных проблем. Это проблемы социально-исторические и проблемы нравственные. Пушкин хотел, прежде всего, показать, как складывалась судьба героев повествования, попавших в круговорот исторических потрясений. На первый план выходит проблема народа и проблема русского национального характера. Проблема народа воплощается через соотношение образов Пугачева и Савельича, через изображение характеров обитателей Белогорской крепости.
Пословица, взятая Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести, обращает внимание читателя на идейно-нравственное содержание произведения: одна из важнейших проблем «Капитанской дочки» — проблема нравственного воспитания, формирования личности Петра Андреевича Гринева, главного героя повести. Эпиграф представляет собою сокращенный вариант русской пословицы: «Береги платье снову, а честь смолоду». Полностью эту пословицу вспоминает Гринев-отец, напутствуя сына, отправляющегося в армию. Проблема чести и долга раскрывается через противопоставление Гринева и Швабрина. Разные грани этой проблемы находят отражение в образах капитана Миронова, Василисы Егоровны, Маши Мироновой и других персонажей.
Проблема нравственного воспитания молодого человека своего времени глубоко волновала Пушкина; с особой остротой она встала перед писателем после поражения восстания декабристов, которое в сознании Пушкина воспринималось как трагическая развязка жизненного пути лучших его современников. Воцарение Николая I привело к резкому изменению нравственного «климата» дворянского общества, к забвению просветительских традиций XVIII века. В этих условиях Пушкин ощутил настоятельную необходимость сопоставить нравственный опыт разных поколений, показать преемственную связь между ними. Представителям «новой знати» Пушкин противопоставляет людей, нравственно цельных, не затронутых жаждой чинов, орденов и наживы.
Одна из важнейших нравственных проблем романа — личность в переломные моменты истории — остается актуальной и сегодня. Писатель поставил вопрос: возможно ли в борьбе противоположных общественных сил сохранить честь и достоинство? И на высоком художественном уровне ответил на него. Возможно!

Известный исследователь творчества А.С. Пушкина Ю.М. Лотман писал: «Вся художественная ткань «Капитанской дочки» отчетливо распадается на два идейно-стилистических пласта, подчиненных изображению миров — дворянского и крестьянского. Было бы недопустимым упрощением, препятствующим проникновению в подлинный замысел Пушкина, считать, что дворянский мир изображается в повести только сатирически, а крестьянский — только сочувственно, равно как утверждать, что все поэтическое в дворянском лагере принадлежит, по мнению Пушкина, не специфически дворянскому, а общенациональному началу».
В неоднозначном отношении автора к восстанию и самому Пугачеву, а также к Гриневу и другим персонажам заложена идейная направленность романа. Пушкин не мог положительно относиться к жестокости бунта («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»), хотя и понимал, что в восстании проявляется стремление народа к свободе и воле. Пугачев, при всей своей жестокости, в изображении Пушкина вызывает симпатию. Он показан человеком широкой души, не лишенным милосердия. В сюжетной линии любви Гринева и Маши Мироновой автор представил идеал самоотверженной любви.

Основные герои

Н.В. Гоголь писал, что в «Капитанской дочке» «в первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все — не только самая правда, но еще как бы лучше ее».
Система персонажей произведения строится на наличии или отсутствии именно духовного побеждающего начала в человеке. Так, принцип противостояния добра, света, любви, истины и зла, мрака, ненависти, лжи отражается в романе в контрастном распределении главных персонажей. В одном кругу находятся Гринев и Марья Ивановна; в другом — Пугачев и Швабрин.
Центральной фигурой в романе является Пугачев. К нему сходятся все сюжетные линии произведения Пушкина. Пугачев в изображении Пушкина — талантливый предводитель стихийного народного движения, в нем воплощен яркий народный характер. Он может быть как жестоким и страшным, так и справедливым и благодарным. Показательно отношение его к Гриневу и Маше Мироновой. Стихия народного движения захватила Пугачева, мотивы его поступков заложены в морали калмыцкой сказки, которую он рассказывает Гриневу:«... чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!»
В сравнении с Пугачевым Петр Андреевич Гринев — герой вымышленный. Имя Гринева (в черновом варианте он назывался Бу-ланиным) выбрано не случайно. В правительственных документах, касающихся Пугачевского бунта, значилось имя Гринева среди тех, кто был вначале под подозрением, а затем оправдан. Выходец из обедневшей дворянской семьи, Петруша Гринев в начале повествования представляет собой яркий образец недоросля, обласканного и любимого домашними. Обстоятельства военной службы способствуют взрослению Гринева, в дальнейшем он предстает человеком порядочным, способным к смелым поступкам.
«Имя девицы Мироновой, — писал Пушкин 25 октября 1836 года цензору ПА Корсакову, — вымышлено. Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки Пугачевские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги. Роман, как изволите видеть, ушел далеко от истины». Остановившись на названии «Капитанская дочка», Пушкин подчеркивал значимость образа Марьи Ивановны Мироновой в романе. Капитанская дочка изображена как нечто светлое, юное, чистое. За этой внешностью просвечивает небесная чистота души. Главное содержание ее внутреннего мира — в полном доверии к Богу. В ней на протяжении всего романа ни разу нет и намека на не то чтобы бунт, но и на сомнение в правильности или справедливости происходящего. Так, наиболее ярко это проявляется в отказе Маши от брака с любимым человеком вопреки воли его родителей: «Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля Господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич; будьте хоть вы счастливы...». Маша соединила в себе лучшие качества русского национального характера — веру, способность к искренней самоотверженной любви. Она является ярким запоминающимся образом, «милым идеалом» Пушкина.
В поисках героя для исторического повествования Пушкин обратил внимание на фигуру Шванвича, дворянина, служившего Пугачеву; в окончательной редакции повести это историческое лицо, с существенным изменением мотивов его перехода на сторону Пугачева, превратилось в Швабрина. Данный персонаж вобрал в себя всевозможные негативные характеристики, главная из которых представлена в определении Василисы Егоровны, данном ею при выговоре Гриневу за поединок: «Петр Андреич! Этого я от тебя не ожидала. Как тебе не совестно? Добро Алексей Иваныч: он за душегубство и из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует; а ты-то что? туда же лезешь?» Капитанша точно указала на суть противостояния Швабрина и Гринева: безбожие первого, диктующего всю подлость его поведения, и вера второго, являющаяся основой достойного поведения и благих деяний. Его чувство к капитанской дочке — страсть, выявившая в нем все наихудшие свойства и черты: неблагородство, подлость натуры, озлобленность.

Место второстепенных персонажей в системе образов

Анализ произведения показывает, что в системе персонажей важную роль играют родные и близкие Гринева и Маши. Это Андрей Петрович Гринев — отец главного героя. Представитель старинного дворянства, человек высоких нравственных принципов. Именно он отправляет сына в армию, чтобы тот «понюхал пороху». Рядом с ним по жизни идет его жена и мать Петра — Авдотья Васильевна. Она является воплощением доброты и материнской любви. К семье Гриневых с полным правом можно отнести крепостного человека Савельича (Архипа Савельева). Он заботливый дядька, воспитатель Петра, который самоотверженно сопровождает воспитанника во всех его приключениях. Особую храбрость проявил Савельич в сцене казни защитников Белогор-ской крепости. В образе Савельича нашло отражение типичное изображение того воспитания, которое давалось в то время сыновьям помещиков, живших в своих деревнях.
Капитан Иван Кузьмич Миронов — комендант Белогорской крепости — человек честный и добрый. Он храбро сражается с бунтовщиками, защищая крепость, а вместе с ней и свою семью. Солдатский долг капитан Миронов выполнил с честью, отдав жизнь за отечество. Участь капитана разделила и его жена Василиса Егоровна, хлебосольная и властолюбивая, сердечная и мужественная.
Некоторые персонажи романа имеют исторические прототипы. Это в первую очередь Пугачев и Екатерина II. Затем сподвижники Пугачева: капрал Белобородое, Афанасий Соколов (Хлопуша).

Сюжет и композиция

В основе сюжета «Капитанской дочки» находится судьба молодого офицера Петра Гринева, который сумел в тяжелых исторических обстоятельствах остаться добрым и человечным. Любовная история взаимоотношений Гринева и Маши Мироновой, дочки коменданта Белогорской крепости, происходит во время Пугачевского восстания (1773-1774 гг.). Пугачев является связующим звеном всех сюжетных линий романа.
В «Капитанской дочке» четырнадцать глав. Всему роману и каждой главе предшествует эпиграф, всего их в романе семнадцать. В эпиграфах акцентируется внимание читателя на наиболее важных эпизодах, определяется авторская позиция. Эпиграф ко всему роману: «Береги честь смолоду» — определяет главную нравственную проблему всего произведения — проблему чести и достоинства. События излагаются в мемуарной форме от лица постаревшего Петра Гринева. В конце последней главы повествование ведется «издателем», за которым скрывается сам Пушкин. Заключительные слова «издателя» являются эпилогом «Капитанской дочки».
Первые две главы представляют собой экспозицию повести и знакомят читателей с основными героями — носителями идеалов дворянского и крестьянского миров. Пронизанный иронией рассказ о семье и воспитании Гринева погружает нас в мир старого поместного дворянства. Описание быта Гриневых воскрешает атмосферу той дворянской культуры, которая порождала культ долга, чести и человечности. Петрушу воспитывали глубокие связи с родовыми корнями, почитание семейных традиций. Этой же атмосферой пронизано описание жизни семейства Мироновых в Белогорской крепости в трех первых главах основной части повествования: «Крепость», «Поединок», «Любовь».
Семь глав основной части, повествующие о жизни в Белогорской крепости, имеют важное значение для развития любовной линии сюжета. Завязкой этой линии является знакомство Петруши с Машей Мироновой, в столкновении из-за нее Гринева со Швабриным развивается действие, а объяснение в любви между раненым Гриневым и Машей является кульминацией развития их отношений. Однако роман героев заходит в тупик после письма Гринева-отца, отказывающего сыну в согласии на брак. О событиях, подготовивших выход из любовного тупика, повествуется в главе «Пугачевщина».
В сюжетном построении романа явно обозначены как любовная линия, так и исторические события, тесно переплетающиеся между собой. Выбранная сюжетно-композиционная структура произведения позволяет Пушкину наиболее полно раскрыть личность Пугачева, осмыслить народное восстание, на примере Гринева и Маши обратиться к основным нравственным ценностям русского национального характера.

Художественное своеобразие произведения

Одним из общих принципов русской прозы до Пушкина было сближение ее с поэзией. Пушкин отказался от такого сближения. Проза Пушкина отличается лаконичностью и сюжетно-композиционной четкостью. В последние годы поэта волновал определенный ряд проблем: роль личности в истории, взаимоотношения дворянства и народа, проблема старого и нового дворянства. Предшествовавшая Пушкину литература создавала определенный, часто однолинейный тип героя, в котором доминировала какая-нибудь одна страсть. Пушкин отвергает такого героя и создает своего. Пушкинский герой прежде всего — живой человек со всеми его страстями, мало того, Пушкин демонстративно отказывается от романтического героя. Он вводит в художественный мир среднего человека как главного героя, что позволяет выявить особые, типические черты той или иной эпохи, обстановки. В то же время Пушкин намеренно затормаживает развитие сюжета, используя усложненную композицию, образ повествователя, другие художественные приемы.

Так, в «Капитанской дочке» появляется «издатель», который от лица автора высказывает свое отношение к происходящему. Авторская позиция обозначается посредством различных приемов: параллелизм в развитии сюжетных линий, композиция, система образов, название глав, подбор эпиграфов и вставных элементов, зеркальное сопоставление эпизодов, словесный портрет героев романа.
Важным для Пушкина был вопрос о слоге и языке прозаического произведения. В заметке «О причинах, замедливших ход нашей словесности» он писал: «Проза наша так мало еще обработана, что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных...» Таким образом, перед Пушкиным стояла задача создания нового языка прозы. Отличительные свойства такого языка сам Пушкин определил в заметке «О прозе»: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». Такой стала проза самого Пушкина. Простые двусоставные предложения, без сложных синтаксических образований, ничтожно малое количество метафор и точные эпитеты — таков стиль пушкинской прозы. Вот отрывок из «Капитанской дочки», типичнейший для пушкинской прозы: «Пугачев уехал. Я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка. Народ разошелся. Швабрин скрылся. Я воротился в дом священника. Все было готово к нашему отъезду; я не хотел более медлить». Проза Пушкина была принята современниками без особого интереса, зато в дальнейшем развитии из нее выросли Гоголь и Достоевский, Тургенев.
Крестьянский уклад жизни в романе овеян особой поэзией: песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе. В тексте звучит бурлацкая песня и народная калмыцкая сказка, в которой Пугачев объясняет Гриневу свою жизненную философию.
Важное место в романе занимают пословицы, в которых отразилось своеобразие народной мысли. Исследователи неоднократно обращали внимание на роль пословиц и загадок в характеристике Пугачева. Но пословицами говорят и другие персонажи из народа. Савельич пишет в отписке барину: «...быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается».

Значение

«Капитанская дочка» — итоговое произведение Пушкина как в жанре художественной прозы, так и во всем творчестве. И действительно, в этом произведении сошлись воедино многие волнующие Пушкина на протяжении долгих лет темы, проблемы, идеи; средства и способы художественного воплощения их; основные принципы творческого метода; авторская оценка и мировоззренческая позиция по ключевым понятиям бытия человека и мира.
Являясь историческим романом, включая реальный конкретный исторический материал (события, исторические лица), «Капитанская дочка » содержит в себе в концентрированном виде постановку и решение социально-исторических, психологических, нравственно-религиозных вопросов. Роман был неоднозначно встречен современниками Пушкина и сыграл решающую роль в дальнейшем развитии русской литературной прозы.
Один из первых отзывов, написанных после публикации «Капитанской дочки», принадлежит В.Ф. Одоевскому и датируется приблизительно 26 декабря того же года. «Вы знаете все, что я об Вас думаю и к Вам чувствую, — пишет Одоевский Пушкину, — но вот критика не в художественном, но в читательском отношении: Пугачев слишком скоро после того как о нем в первый раз говорится, нападает на крепость; увеличение слухов не довольно растянуто — читатель не имеет времени побояться за жителей Белогорской крепости, когда она уже и взята». По-видимому, Одоевского поразила лаконичность повествования, неожиданность и быстрота сюжетных поворотов, композиционная динамичность, не свойственные, как правило, историческим произведениям того времени. Одоевский высоко оценил образ Савельича, назвав его «самым трагическим лицом». Пугачев, с его точки зрения, «чудесен; он нарисован мастерски. Швабрин набросан прекрасно, но только набросан; для зубов читателя трудно пережевать его переход из гвардии офицера в сообщники Пугачева. <...> Швабрин слишком умен и тонок, чтобы поверить в возможность успеха Пугачева, и недовольно страстен, чтобы из любви к Маше решиться на такое дело. Маша так долго в его власти, а он не пользуется этими минутами. Покаместь Швабрин для меня имеет много нравственно-чудесного; может быть, как прочту в третий раз, лучше пойму». Сохранились сочувственные положительные характеристики «Капитанской дочки», принадлежащие В.К. Кюхельбекеру, П.А. Катенину, П.А. Вяземскому, А.И. Тургеневу.
«...Весь этот рассказ «Капитанская дочка» чудо искусства. Не подпишись под ним Пушкин, и действительно можно подумать, что это в самом деле написал какой-то старинный человек, бывший очевидцем и героем описанных событий, до того рассказ наивен и безыскусствен, так, что в этом чуде искусства как бы исчезло искусство, утратилось, дошло до естества...» — писал Ф.М. Достоевский.
«Что же такое «Капитанская дочка»? Всем известно, что это одно из драгоценнейших достояний нашей литературы. По простоте и чистоте своей поэзии это произведение одинаково доступно, одинаково привлекательно для взрослых и детей. На «Капитанской дочке» (так же, как на «Семейной хронике» С. Аксакова) русские дети воспитывают свой ум и свое чувство, так как учителя, без всяких посторонних указаний, находят, что нет в нашей литературе книги более понятной и занимательной и вместе с тем столь серьезной по содержанию и высокой по творчеству», — высказал свое мнение Н.Н. Страхов.
К отзывам литературных соратников Пушкина примыкает и позднейший отклик писателя В.А. Соллогуба: «Есть произведение Пушкина, мало оцененное, мало замеченное, а в котором, однако, он выразил все свое знание, все свои художественные убеждения. Это история Пугачевского бунта. В руках Пушкина, с одной стороны, были сухие документы, тема готовая. С другой стороны, его воображению не могли не улыбаться картины удалой разбойничьей жизни, русского прежнего быта, волжского раздолья, степной природы. Тут поэту дидактическому и лирическому был неисчерпаемый источник для описаний, для порывов. Но Пушкин превозмог самого себя. Он не дозволил себе отступить от связи исторических событий, не проронил лишнего слова, — спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод. В этом произведении нельзя не видеть, как художник мог управлять своим талантом, но нельзя же было и поэту удержать избыток своих личных ощущений, и они вылились в Капитанской дочке, они придали ей цвет, верность, прелесть, законченность, до которой Пушкин никогда еще не возвышался в цельности своих произведений».

Это интересно

Проблемы, поставленные Пушкиным в «Капитанской дочке», остались не разрешенными до конца. Именно это притягивает к роману не одно поколение художников и музыкантов. По мотивам произведения Пушкина была написана картина В.Г. Перова «Пугачевщина» (1879). Широкую известность приобрели иллюстрации «Капитанской дочки» М.В. Нестерова («Осада», «Пугачев, освобождающий Машу от притязаний Швабрина» и др.) и акварели СВ. Иванова. В 1904 г. «Капитанскую дочку» иллюстрировал АН. Бе-нуа. Сцены суда Пугачева в Белогорской крепости интерпретировались разными художниками, среди которых известные имена: АН.Бенуа (1920), А.Ф.Пахомов (1944), М.С.Родионов (1949), СВ.Герасимов (1951), ПЛ.Бунин, ААПластов, С.В.Иванов (19б0-е гг.). В 1938 г. над иллюстрациями к роману работал Н.В. Фаворский. В серии из 36 акварелей к «Капитанской дочке» СВ. Герасимова образ Пугачева дан в развитии. Загадочная фигура на постоялом дворе, многофигурный разворот, суд в Белогорской крепости — центр художественного решения произведения АС. Пушкина и серии акварелей. Одним из современных иллюстраторов романа Пушкина является ДА Шмаринов (1979).
К творчеству поэта обращались более 1000 композиторов; около 500 пушкинских сочинений (поэзия, проза, драмы) легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Повесть «Капитанская дочка» послужила созданию опер ЦА Кюи и СА Каца, В.И. Ребикова, оперных замыслов М.П. Мусоргского и П.И.Чайковского, балета Н.Н. Черепнина, музыки к кинофильмам и театральным спектаклям Г.Н. Дудкевича, В А Дехтерева, В.Н. Крюкова, С.С. Прокофьева, Т.Н. Хренникова.
(По книге «Пушкин в музыке» — М., 1974)

Благой ДД Мастерство Пушкина. М., 1955.
Лотман ЮМ. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1998.
Лотман ЮМ. Пушкин. СПб., 1995.
Оксман Ю.Г. Пушкин в работе над романом «Капитанская дочка». М., 1984.
Цветаева ММ. Проза. М., 1989.

История создания. Одним из мотивов для написания «Капитанской дочки» стало увлечение Пушкина и его современников романами Вальтера Скотта. Этот шотландский писатель явился основоположником классического исторического романа, в котором главными действующими лицами являются вымышленные персонажи, а их жизнь разворачивается на фоне определённой исторической эпохи.

В данном случае такой эпохой были годы Крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачёва. Пушкин основательно изучал историю пугачёвского восстания, что и отразил в своей «Истории Пугачёва»; это историческое сочинение основывалось не только на изучении немногих оставшихся документов, но и на рассказах современников событий.

По словам критиков, «Капитанская дочка» была как бы закономерным продолжением этого исторического сочинения, в котором имелось то, чего не хватало внешне сухому академическому повествованию книги.

Сюжет . Героем повести выступает Пётр Гринёв - старый офицер, который пишет мемуары о своей бурной молодости. От его имени и ведётся рассказ. Герой рассказывает о своём детстве, родителях, о том, как его в 16 лет строгий отец-офицер отдал в армию. Его отправили служить в Белогорскую крепость - место бедное и унылое, населённое старыми солдатами павловской эпохи.

По дороге к месту службы Гринёв встретился с неизвестным казаком, которым, как позже выяснилось, оказался сам Пугачёв; тогда он ещё не был предводителем восставших крестьян. Пугачёв проводил его до постоялого двора, а в благодарность Гринёв подарил ему свой тулуп.

В крепости Гринёв влюбился в дочку капитана Машу. В неё же влюбился его сослуживец - Швабрин. Они вызывают друг друга на дуэль, и Швабрин наносит Гринёву ранение. Об этих событиях узнал отец Гринёва, который наотрез отказался давать разрешение на брак, если Гринёв решит жениться. Впоследствии разгорается крестьянская война.

Вчерашний простой казак Пугачёв - предводитель восставших. Его ополчение успешно захватывает крепости, в том числе осаждает Белогорскую. Дворян Пугачёв казнит, а простых людей переманивает в своё войско. Казни подлежал и Гринёв, но неожиданно Пугачёв узнал в нём того, который помог ему по пути в крепость. Он дарит Гринёву жизнь и предлагает перейти к нему, но тот отказывается. Швабрин же переходит на сторону восставших.

Тем временем Гринёв отправляется в Оренбург, осаждённый пугачёвцами, и сражается там против них. Он получает письмо от Маши, оставшейся в крепости из-за болезни, и узнаёт из него, что Швабрин насильно заставляет её выйти за него. Не спросив разрешения начальства, Гринёв отправляется в крепость и с помощью Пугачёва вызволяет Машу. Швабрин, однако, впоследствии доносит на Гринёва, и того арестовывают. Его приговаривают к смертной казни, которую заменяют на вечную ссылку. Через несколько лет Маша едет к Екатерине II, чтобы вымолить у неё помилование для Гринёва.

Герои . Петр Гринев, Алексей Швабрин, Мария Миронова , Емельян Пугачев, Архип Савельич .

Тема . Патриотизм, честь, преданность и любовь.

Проблематика. Роман «Капитанская дочка» посвящён грандиозному событию в русской истории - пугачёвскому восстанию. Сам Пушкин характеризовал его не иначе как «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Однако Пугачёв в романе фигурирует скорее как положительный персонаж. Он дружит с главным героем и помогает ему спасти свою возлюбленную, избавив её от насильственного замужества за государственным изменником.

У Пугачёва в этой войне своя правда: он сражается за справедливость; нападая на крепости, он убивает лишь офицеров-аристократов, а простых людей не трогает, лишь предлагает им перейти на его сторону. Исследуя историю пугачёвского бунта, Пушкин наверняка обратил внимание на то, что восстание было порождено в первую очередь коррупцией и несправедливостью со стороны царской власти, а после разгрома восставших всю информацию о пугачёвцах по приказу Екатерины тщательно уничтожали: сжигали документы, переименовывали географические объекты, запрещали что-либо упоминать об этом событии, в том числе в прессе.

На фоне исторической крестьянской войны разворачивается любовная история главных героев. Ради любви Гринёв готов на всё: стреляется на дуэли. Без разрешения покидает место службы, да ещё и в разгар боевых действий. И любовь становится единственным источником справедливости: аристократическая царская армия жестоко расправляется с казаками и крестьянами, а вдобавок арестовывает Гринёва, прислушавшись к доносу изменника Швабрина; и только одной Маше удаётся добиться справедливости и «достучаться» до самой императрицы.

Жанр - повесть с описанием исторических событий.

«Капитанская дочка» интересное и захватывающее произведение. Главные темы в нем - любовь и верность любимым и отечеству, дружба и предательство. Произведение охватывает большой временной отрезок. Главных и второстепенных героев много. Несмотря на это капитанская дочка повесть. Все потому, что во времена написания произведения романами считались огромные многотомные произведения. Хотя от этого интерес к произведению не пропадает. В отличие от других классических произведений его не просто читают, но и перечитывают по нескольку раз. И с каждым прочтением по-новому открывают для себя произведение.

Над повестью Александр Сергеевич работал три года. Он хотел, чтобы получилось историческое и документальное произведение. Он не только изучал архивные документы, но и посещал те места, где был Пугачев. Есть несколько набросков этого произведения. Писатель выбирал именно тот вариант, который сможет пройти цензуру того времени. В процессе написания Пушкин понимает, что художественное сочинение будет намного увлекательнее документального. И он оказался как всегда прав.

Несмотря на то, что в начале повести читатель знакомится с Петром Гриневым и именно он в центре внимания на протяжении долгого времени. Однако главной героиней считается Маша, дочь капитана Миронова. Это не сразу становится понятным. Тем более что когда повествование доходит до знакомства с ней те, кто ее давно знает, не всегда хорошо о ней отзываются. У матери она трусиха, у Швабрина полная дурочка. Не только Гринев смотрит на нее с предупреждением, читатель тоже начинает сомневаться в ее разуме. И только постепенно можно сказать, что именно она воплощает в себя все самые лучшие качества. Конечно, в чем-то она остается боязливой, а в остальном очень даже смелая и рассудительная. Благодаря своим качествам Маша смогла спасти не только любовь с Гриневым, но и его самого. Из любой ситуации, в которую бы девушка не попадала, она выходила с достоинством и могла объяснить свои поступки, почему она поступает так, а не иначе. Именно благодаря Маше зло наказано, а добро торжествует.

Пушкин досконально изучил те места, где Пугачев поднял восстание. Александр Сергеевич смог показать Емельяна человеком незаурядного ума, чести и смелости. Ведь многие считали Пугачева обычным разбойником, собравшим вокруг себя обездоленных людей. Хотя мало кто задумывался, что для этого надо обладать многими качествами лидера такими как умение организовывать и руководить, знать военную тактику. Опираясь на исторические документы, Пушкину удалось создать прекрасное художественное произведение, в котором он рассказывает о глобальных изменениях в государстве. В страшное время напоминает гражданскую войну. Здесь нет друзей, родственников в любой момент можно стать врагом и наоборот. Это сказывается и на отношениях близких и любимых. В такое время очень тяжело оставаться самим собой.

Каждый видит по своему, о чем написано произведение. Для кого-то это любовь молодых людей, для других это исторические события про смутьяна Пугачева, для третьих эта повесть показывает, что надо свое доброе имя беречь не просто всю жизнь, а именно с самого детства.

Главные герои - Марья Ивановна и Петр Гринев. Они встретились, когда были совсем молодыми, но, несмотря на это, к своим чувствам отнеслись очень серьезно. Савельич воспитатель Петра, неизменно везде за ним следовавший и присматривавший. По натуре добрый человек и ответственный. И еще один главный герой это Швабрин. Отрицательный и не приятный тип.

Пушкин в своем произведении хотел еще показать, что молодежь даже избалованная и изнеженная родителями в трудную минуту может встать на защиту отечества и своих взглядов. И это можно проследить на протяжении всей повести, как крепчают характеры и воля молодых людей.

Смысл повести достаточно простой, с какой стороны не рассматривай, главная мысль это быть верным себе не предавать близких и не быть трусом. Для некоторых невозможно предать свое отечество, даже если обещают золотые горы.

Чему учит. «Капитанская дочка» произведение пропагандирует и учит добродетели, честности, верности. Прочитав его, становишь таким же светлым и чистым, как и Маша, и Петр Гринев.

Вариант 2

У Пушкина возникла мысль написать роман о дворянине, который перешел на сторону бунтовщиков, когда он работал над произведением «История Пугачева». Он фактически воплотил этот замысел, написав «Капитанскую дочку». Но в произведении не главный герой переходит на сторону Пугачева, а его визави - антигерой Швабрин. Швабрин перешел на сторону бунтовщиков из корыстных побуждений. Главный герой Петр Гринев, приняв непосредственное участие в пугачевском восстании, не потерял честь и достоинство, оставшись верным данной присяге.

Роман написан в виде семейных хроник, по типу мемуаров главного героя, в которых сам Петр Гринев подводит итоги минувших дней. Пушкин указал, что эти семейные хроники достались ему якобы от внука главного героя. Этот литературный прием придал достоверности произведению. Пушкин тщательно ознакомился с историческими материалами и изучил подробности восстания Пугачева. Но образ Пугачева прописан автором как-то однобоко. Пушкин пренебрежительно относится к бунтовщику, мимоходом называя его в романе Емелькой. Писатель этим показывает свое отношение к народному восстанию, считая бессмысленным кровопролитием. Пушкин сам был дворянином - тяготы и страдания простого народа, которые были причиной подобных бунтов, не слишком трогали сердце великого писателя.

Второй линией, параллельной описанию народного восстания, идут мемуары Петра Гринева. Начинается знакомство с главным героем, где он предстает в образе недалекого и малообразованного недоросля Петруши. Петруша очень инертен и все его стремления сводятся к тому, чтобы получить в Петербурге теплое место на «спокойной службе». Однако отец главного героя наставляет его и дает правильные посылы - честно служить Отечеству, не гнаться за наградами, беречь честь и достоинство. Он имеет большое влияние на сына и Гринев, «намотав на ус» отцовские наставления, отправляется служить.

Вдали от дома он тут же начинает совершать ошибки - проигрывается в карты и сильно обижает верного слугу. Впоследствии он влюбляется в Марию Миронову. Пушкин назвал роман «Капитанская дочка» потому, что именно Мария Миронова стала путеводной звездой Петра Гринева. Ради любви к ней он стремится совершать подвиги и даже идет на неповиновение приказу. Он самостоятельно освобождает Машу, попавшую в руки Швабрина. Из-за этого поступка он сам становится обвиняемым, но отважной Маше удается вымолить для него прощение у самой императрицы.

Роман «Капитанская дочка» - это роман-взросление. Взрослея, человек неизбежно подвергается испытаниям. Взрослея, Петр Гринев тоже подвергся испытаниям, которые выдержал с честью. Испытания при взрослении неизбежны, и только лишь от самого испытуемого зависит, как он их будет проходить и какую дорогу в жизни выберет - дорогу чести, как Гринев, или тропу благополучия, но в обрамлении позора, как это сделал Швабрин.

Образец 3

Роман состоит из 14 глав. Жанром данного творения считается роман, написанный в форме воспоминаний. Главные действующие лица – Петр Гринев, Мария Миронова, Архип Савельев, Алексей Швабрин, Емельян Пугачев и Екатерина Вторая.

Автор, в романе, даёт достаточно подробные описания своих персонажей, чтобы читатель самостоятельно смог понять: какой из образов – положительный, а какой образ – отрицательный. Глубоко затронуты темы - нравственного выбора, достоинства, чести и порядочности.

Главный герой показывает моральные ценности, а его антагонист – отсутствие таких качеств. Каждый из героев в данном романе, рано или поздно, встает перед большим выбором. Что же выбрать: честь или бесчестье? Каждый для себя решает сам, выбирает свой путь. Важную роль при выборе, безусловно, играет воспитание героев, которое они получили с детства. Наглядный пример хорошего воспитания и обладания высоких нравственных качеств и порядочности, демонстрирует главный герой этого романа.

Автор рассуждает на тему власти, какая из них лучше и почему именно она? Для кого-то - это анархическая власть, другой предпочитает - монархию, а кто-то еще скажет, что лучше уж – стихийная пугачевщина. Исторические события и их влияние на судьбу человека – одна из основных линий сюжета романа. Бунт и метод его подавления, преодоление трудностей на своем пути, сила характера и воли, отражены в данном произведении. Также, перед читателем описана проблема взросления человека, проблема чести и долга перед родиной, и своей совестью. Человека определяют его поступки. Петр – порядочный парень, получивший прекрасное воспитание, а вот Алексей – человек, готовый действовать против своих убеждений, ради достижения поставленной цели.

Петр Гринев – офицер, дворянин, получивший строгое, но правильное воспитание от своего отца.

Швабрин – офицер, подлый, хитрый и трусливый человек, забывший о морали и чести.

Мария Миронова – дочь капитана, имеет доброе сердце и ангельский голос. Верная и смелая девушка.

Пугачев – предстает в двух образах. В образе благородного защитника преданности и чести, и в образе - жестокого деспота, устрашающего своё окружение казнями и наказаниями. Он сражается за права обычных людей, но делает это слишком жестоко.

Екатерина Вторая – ее монархия ничуть не лучше методов Пугачева.

Архип Савельев – слуга Гринева. Заботливый, добрый и преданный своему хозяину старик.

Важно с детства прививать людям чувство долга, морали и благородства. Данное произведение призывает читателя беречь свою честь смолоду и никогда не сворачивать с честного пути.

Капитанская дочка. Анализ романа

Для начала следует рассказать об истории создания «Капитанской дочки». Пушкина очень интересовала жизнь Емельяна Пугачёва, к написанию произведения он готовился основательно: читал исторические документы, предпринял поездку на Урал и Волгу, чтобы воочию увидеть места грозных событий, беседовал с участниками войны. Работа началась в тысяча восемьсот тридцать третьем году, а закончилась в тысяча восемьдесят тридцать шестом.

Данная повесть последнее произведение Александра Сергеевича Пушкина, которое было написано в прозе. Чётко видна главная тема-место «маленького» человека в истории. Также присутствуют такие темы, как власть и народ, честь и бесчестие, цена нравственного выбора, любовь и размышления о роли семьи в нашей жизни.

Для того чтобы обойти цензуру Пушкин выбрал форму изложения семейных записок. Важным элементом композиции является сопоставление Пугачёва (окружающим его народом) с Екатериной второй (с окружающим её дворянством).

Если говорить об исторической линии, то можно выделить три главных элемента.

Во-первых, вплоть до десятой главы происходит усугубление конфликта между миром крестьян и дворян. Емельян Пугачёв «чувствует» своих подчинённых, обладает достоверной информацией об их повадках и жизни, потому что сам является их частью. Генерал же, который отправил Гринёва по просьбе его отца служить в Белгородскую крепость, не имеет преставления о жизни в доверенных ему территориях. Он говорит, что Гринёв, находясь в этой крепости, научится дисциплине и примерной службе. Но на самом деле там нет ни того ни другого.

Во-вторых, если сравнить военный совет у Пугачёва и генерала, то они резко отличаются. Если у первого ведётся живой разговор и в итоге принимается благоразумное решение, то у второго весь совет приставлен сатирически, а в конце так и вообще принимается фатальное решение, которое привело к гибели жителей крепости.

В-третьих, когда Гринёв хочет спасти Машу Миронову, то генерал отказывает ему в помощи. Вердикт генерала был совершенно логичным. Если посмотреть на него со стороны принципов военного устава, он кажется справедливым. Если посмотреть на него со стороны принципов морали, он кажется жестоким. Генерал сочувствует горю Гринёва, но не может поступить иначе, так как занимает должность чиновника.

Теперь можно провести разбор главных героев.

Видно, что автор частично идеализирует Пугачёва. Он изобразил его не беспощадным убийцей, как делали историки восемнадцатого и девятнадцатого века, а как предприимчивого и энергичного лидера. В отношениях Пугачёва с подчиненными прослеживается отсутствие чинопочитания и каждый мог выразить своё мнение, даже если оно отличается от его точки зрения. Многозначительной деталью является сказка об орле и вороне. Он живёт одним днём и считает, что лучше жить только тридцать три года, чем жить триста и питаться падалью.

Маша Миронова не имела особенных черт лица, но она была доброй и чистосердечной девушкой. Важно подчеркнуть её верность и смелость. Ведь являясь очень робкой, она нашла в себе силы взять ответственность: не только за собственную судьбу, но и за судьбу любимого ей человека. Она спасает его от позора и ссылки также как он когда-то спас её от гибели.

Как упоминалось выше, одной из главных тем повести - это честь и бесчестие, эту тему можно проследить, проводя параллель между Швабриным и Гринёвым. У этих людей много общего: возраст, уровень умственного развития и образования. Но когда дело доходит до любви к Маше в обоих героях просыпаются реальные качества. Они не могут быть друзьями, так как оказались крайне противоположными личностями. Окончательно их разъединило отношение к долгу и чести во время пугачёвского бунта.

Основная мысль произведения заключается в том, что русский народ может долго терпеть и переносить все тяготы жестокого обращения, но когда чаша терпения переполняется, наступает час возмездия «бессмысленный и беспощадный».

  • Анализ сказки Ворон-челобитчик Салтыкова-Щедрина сочинение

    Основным персонажем произведения является ворон, представленный писателем в образе старой птицы, переживающей о судьбе своей стаи и пытающийся отыскать защиту у более весомых представителей птичьего братства.

  • Анализ романа И дольше века длится день Айтматова
  • Сочинение по произведению Чистый понедельник Бунина

    Приблизиться к пониманию главного смысла бунинского рассказа-новеллы «Чистый понедельник» можно, уже рассуждая о его названии. В календаре, которому подчиняют свою жизнь верующие люди

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Терентьевская средняя общеобразовательная школа

    Открытый урок по теме:

    Разработала: учитель русского языка и литературы В.А. Полещук

    Прокопьевский район

    2011 г.

    Тема: А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав).

    Цель: показать жанровое своеобразие повести; проследить истоки формирования личности Петра Гринева, развивать навыки анализа текста, воспитание нравственности обучающихся.

    Методы обучения: исследовательский метод, проблемный метод.

    Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ, выразительное чтение, комментарии учителя.

    Педагогические технологии; проблемное обучение, метод проектов, компьютерные технологии.

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

    Средства обучения:

    1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
    2. А.С. Пушкин «История Пугачева».
    3. Иллюстрации к произведению.
    4. Компьютерные презентации: «Образ Пугачева», «Екатерина II», «История создания повести».

    Ход урока:

    1. Сообщение темы урока.
    2. Проверка домашнего задания (сообщения, презентации учащихся).
    1. Биография А.С. Пушкина.
    2. Памятники А.С. Пушкину в разных городах.
    3. История создания произведения.
    4. Исторические личности в произведении.
    1. Изучение нового материала.

    Слово учителя.

    Сегодня мы будем изучать последнее большое произведение А.С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. И мы с особым вниманием вглядываемся в его последние стихи, письма, лица, в их сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение. Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

    1. Жанр произведения.

    В критической литературе неоднократно высказывались разные мнения о произведении Пушкина. До сих пор нет единства и в определении жанра произведения. Что это – повесть? роман? «Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом, и повестью.

    Повесть: невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме мемуарных записок.

    Судьба героев не просто дана на фоне истории, она тесно переплетена с исторически значимыми для страны и общества событиями. Это признаки романа.

    1. Герои произведения.
    1. Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III.
    2. Вымышленные лица: П.А. Гринев и все остальные персонажи повести.
    1. Анализ I-II главы.
    1. Почему повесть названа «Капитанская дочка»? Маша Миронова – дочь капитана.
    2. Что изменилось бы, если бы она называлась «Капитанская дочь»? Слово дочь более официальное, чем дочка.
    3. Автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду». Эпиграф содержит основную мысль произведения.
    4. Так что же такое честь? Почему издавна на Руси принято было честь почитать, уважать? Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы, доброе имя, почет, уважение.
    5. Изменилось ли за века представление русских людей о чести?
    6. А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное? Хочет заставить каждого из нас беречь свою честь.
    7. Честь можно снискать добрыми делами, бескорыстием, человечностью.

    Из письма А.С. Пушкина своему младшему брату Льву. 1822г. (Пушкину 23 года) ПСС.

    «Тебе придется иметь дело с людьми, которых ты еще не знаешь. С самого начала думай о них самое плохое, что только можно вообразить: ты не слишком ошибешься. Не суди о людях по собственному сердцу, которое, я уверен, благородно и отзывчиво. Никогда не принимай одолжений. Одолжение – чаще всего предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает. Никогда не делай долгов, лучше терпи нужду. Никогда не забывай умышленной обиды, будь немногословен или вовсе смолчи и никогда не отвечай оскорблением на оскорбление».

    1. Расскажите о родителях Петруши. В какой семье он рос?
    2. Какое значение имеет имя главного героя? Назван в честь деда. Уважение к семейным традициям.
    3. Кто знает, что обозначает имя Петр? Петр – по-гречески значит «камень», твердость характера, сила духа.
    4. В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос?
    5. Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге? Нельзя сказать. Но он перенял от отца прямоту и честность.
    6. Какие заветы дал отец Петру при отправлении на службу?
    7. С момента отъезда начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. В чем изменился герой?

    Рассказ о встрече с Зуриным.

    1. Почему законы в этом мире отличаются от законов в доме Гриневых?
    2. На кого похож Зурин? На Бопре
    3. Зачем столь подробно описывается ритуал одевания Петруши? Шуба, тулупчик являются как бы двойным поясом тепла, защищающим героя от холодного, враждебного мира.
    4. Почему II глава называется «Вожатый»?
    5. Объясните смысл эпиграфа.
    6. Каково отношение Савельича к вожатому? Боится его, видит в нем разбойника, пьяницу.
    7. Как реагирует бродяга на барский подарок?
    8. Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?
    9. Что такое милосердие?
    10. Почему Гринева застал буран в степи?
    11. Каково символическое значение бурана? Буран предвещает бурные события в судьбе героя.
    12. Какое значение имеет сон Гринева?

    Блуждание по снежной пустыне  блуждание по мукам.

    Мужик с черной бородой  Пугачев, позже благословит Петра и Машу.

    Топор, мертвые тела  вскоре ему это предстоит увидеть.

    1. Блиц – опрос.
    1. Имя отца Гринева? Андрей Петрович
    2. Служил при графе? Минихе
    3. Сколько было деревень и в какой губернии? 1, в Симбирской
    4. Сыну был пожалован в дядьки? Стремянный Савельич
    5. Выучился грамоте Петруша на каком году? На 12
    6. И мог очень здраво судить о чем? О свойствах борзого кобеля
    7. Был нанят француз мосье Бопре.
    8. Который в отечестве своем был парикмахером.
    9. В Пруссии солдатом.
    10. А потом приехал в Россию, чтобы… стать учителем, не очень понимая значения этого слова.
    11. Батюшка вошел на урок географии.
    12. В это время Гринев прилаживая мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды.
    13. А Бопре? Спал на кровати сном невинности
    1. Встреча с героями.

    Отгадайте, с какими героями вы сейчас встретитесь?

    1. Отставной майор, вышел в отставку, попал в опалу после ссылки графа Миниха. Андрей Петрович Гринев.
    2. Из семьи бедного дворянина. У нее был добрый, мягкий характер, знала «наизусть все его свычаи и обычаи». Мать Гринева.
    3. Честный, преданный, но недалекий. Савельич.
    4. Ветреный, беспутный. Бопре.
    5. Капитан от кавалерии, пьет, играет в азартные игры, делает долги. Ротмистр. Зурин.
    6. Черная борода. Человек или волк? Лицо плутовское. Пугачев.
    1. Аукцион знаний. Купить «Бесценные вещи» за оценку.

    «4» - назвать, из какого эпизода вещь.

    «5» - рассказать эпизод.

    1. Придворный календарь.
    2. Топор.
    3. Бильярд.
    4. Камешек. В огород летал, конопли клевал, швырнула бабушка камешком, да мимо.
    1. О чем говорят цифры?

    9 – в семье было 9 детей, все умерли во младенчестве, кроме Петруши.

    17-ый год – отец отправляет Петрушу на службу, когда ему идет 17-ый год.

    100 – Гринев проигрывает Зурину сто рублей.

    40 – вожатый был лет 40-а.

    40 – Белогорская крепость в 40 верстах от города.

    XI. Итоги.

    1. В какой полк записали Гринева еще до появления его на свет? Семеновский полк.
    2. Как звали старого товарища отца, который направляет Гринева в Белогорскую крепость? Андрей Карлович Р.
    3. Чем мир в усадьбе Гриневых отличается от мира в котором оказывается Гринев после отъезда?4,Каковы истоки формирования личности Гринева,

    Домашнее задание: Главы III – V.

    Неспокойная совесть

    Безмолвное раскаянье

    Напился и проиграл 100 р.


    «Капитанская дочка» - роман-взросление. Это история взросления Петра Гринева, который из «зеленого» юноши перевоплощается в ответственного мужчину, пройдя через суровые жизненные испытания. Ему довелось принять непосредственное участие в пугачёвском восстании, и все его принципы прошли тщательную проверку. Он ее прошел, сохранив достоинство и оставшись верным присяге. Повествование ведется в форме мемуаров, и сам герой с высоты собственного опыта подводит итоги жизни.

    Многие читатели думают, что «Капитанская дочка» — это всего лишь рассказ, однако они ошибаются: не может произведение такого объема принадлежать к малой прозе. А вот повесть это или роман – вопрос открытый.

    Сам писатель жил во времена, когда к полноценным крупным эпическим жанрам относили лишь те многотомные труды, которые по объему сопоставимы с «Анной Карениной», например, или с «Дворянским гнездом», поэтому он без сомнений называл свое творение повестью. В советском литературоведении тоже так считалось.

    Однако произведение обладает всеми признаками романа: действие охватывает длинный промежуток времени из жизни героев, в книге множество второстепенных персонажей, описанных в подробностях и напрямую не относящихся к главной сюжетной линии, на протяжении повествования действующие лица переживают духовную эволюцию. Кроме того, автор показывает все стадии взросления Гринева, что тоже недвусмысленно указывает на жанр. То есть, перед нами типичный исторический роман, так как писатель во время работы над ним взял за основу факты из прошлого и то научное исследование, которое предпринял, чтобы понять феномен крестьянской войны и донести его до потомков в форме объективного знания.

    Но на этом загадки не закончились, предстоит определиться, что за направление стоит у истоков произведения «Капитанская дочка»: реализм или романтизм? Коллеги Пушкина, в частности, Гоголь и Одоевский утверждали, что его книга больше всех прочих повлияла на развитие реализма в России. Однако в пользу романтизма говорит тот факт, что за основу взят исторический материал, а в центре внимания читателя находится противоречивая и трагическая личность бунтовщика Пугачева – точь-в-точь романтический герой. Поэтому оба ответа будут верны, ведь вслед за успешным литературным открытием солнца русской поэзии Россию захлестнула мода на прозу, причем реалистическую.

    История создания

    Отчасти Пушкина на создание «Капитанской дочки» вдохновил Вальтер Скотт, мастер исторического романа. Его творения начали переводить, и русская публика была в восторге от авантюрных сюжетов и таинственного погружения в другую эпоху. Тогда писатель как раз работал над хроникой восстания, научным трудом, посвященным крестьянскому бунту Пугачева. У него скопилось много полезного материала для реализации художественного замысла раскрыть читателю кладезь богатой на события русской истории.

    Вначале он планировал описать именно предательство русского дворянина, а не нравственный подвиг. Автор хотел сделать акцент на личности Емельяна Пугачева, а заодно и показать мотивы офицера, нарушившего присягу и присоединившегося к бунту. Прототипом стал бы Михаил Шванвич, реально существующий человек, который из страха за свою участь состоял при канцелярии бунтовщика, а потом еще и дал на него показания. Однако по цензурным соображениям книга вряд ли могла бы быть опубликована, поэтому писателю пришлось наступить на горло собственной песне и изобразить более патриотичный сюжет, тем более исторических примеров доблести у него было достаточно. А вот отрицательный пример сгодился для создания образа Швабрина.

    Книга была издана за месяц до гибели автора в его же журнале «Современник», опубликована от лица Гринева. Многие отмечали, что манера повествования того времени мастерки передана писателем, поэтому многие читатели были сбиты с толку и не понимали, кто же истинный творец мемуаров. Кстати цензура все же взяла свое, изъяв из публичного доступа главу о крестьянском бунте в Симбирской губернии, откуда родом сам Петр.

    Смысл названия

    Произведение, как ни странно, озаглавлено не в честь Гринева или Пугачева, поэтому сразу и не скажешь, о чем же оно. Роман называется «Капитанская дочка» в честь Марии Мировой, главной героини книги. Пушкин, таким образом, отдает дань отваге девушки, которой никто от нее не ожидал. Она дерзнула просить за изменника у самой императрицы! И вымолила прощение для своего спасителя.

    Кроме того, данная история так называется еще и потому, что Марья была движущей силой повествования. Из любви к ней юноша всегда выбирал подвиг. Пока она не заняла все его мысли, он был жалок: не хотел служить, проигрывал большие суммы в карты, высокомерно вел себя со слугой. Как только искреннее чувство пробудило в нем мужество, благородство и смелость, читатель не узнал Петрушу: он превратился из недоросля в ответственного и храброго мужчину, к которому патриотизм и осознание собственного «я» пришли через сильные эмоции, обращенные к женщине.

    Историческая основа

    События в произведении происходили во времена правления Екатерины Второй. Историческое явление в романе «Капитанская дочка» носит название «пугачевщина» (этот феномен изучал Пушкин). Это бунт Емельяна Пугачева против царской власти. Он произошел в 18 веке. Описанные действия разворачиваются в Белгородской крепости, куда бунтовщик шел, набирая силы для штурма столицы.

    Крестьянская война 1773 — 1775 развернулась на юго-востоке Российской Империи. В ней приняли участие крепостные и заводские крестьяне, представители национальных меньшинств (киргизы, башкиры) и уральские казаки. Все они были возмущены грабительской политикой правящей элиты и усиливающимся закрепощением простого народа. Люди, не согласные с участью рабов, убегали на окраины страны и образовывали вооруженные банды с целью грабежа. Беглые «души» уже были вне закона, поэтому ничего другого им не оставалось. Над их трагической судьбой и размышляет автор, изображая предводителя восстания, не лишенного добродетели и похвальных черт характера.

    А вот Екатерина Вторая демонстрирует крутой нрав и недюжинную жестокость. Императрица, по свидетельствам историков, действительно была волевой натурой, но не чуждалась самодурства и других прелестей абсолютной власти. Ее политика укрепляла дворянство, предоставляя ему всяческие привилегии, но вот простой народ вынужден был нести на себе ношу этих благодеяний. Царский двор жил на широкую ногу, а не знатные люди голодали, терпели насилие и унижение рабского положения, проигрывались, продавались с молотка. Естественно, социальная напряженность только росла, а Екатерина не пользовалась народной любовью. Иностранка была замешана в заговоре и с помощью военных свергла своего мужа, законного правителя России. Забитые и зажатые в тисках несправедливости крепостные верили, что убитый Петр Третий готовил указ об их освобождении, а супруга убила его за это. Суеверием и слухами воспользовался Емельян Пугачев, донской казак, объявивший себя спасшимся царем. Он подстегнул недовольство вооруженных казаков, челобитные которых никто не слушал, и вдохновил на бунт крестьян, замученных произволом и барщиной.

    О чем произведение?

    Мы знакомимся с Петрушей-недорослем, который может только «здраво судить о свойствах борзого кобеля». Все его стремления заключаются в «непыльной службе» в Петербурге. Однако мы видим, что огромное влияние на молодого человека оказывает отец. Он учит сына служить отечеству, беречь традиции семьи, не придавать большого значения наградам. Получив такое строгое воспитание, юноша отправляется служить. То, о чем рассказывается в «повести горьких мук» его, и есть сюжетная канва произведения. Дело в том, что все это мы узнаем из уст почтенного старого дворянина, каковым Петр стал.

    Там, вдали от отчего дома, герой проходит суровую школу жизни: сначала проигрывается в карты и обижает верного слугу, испытывая муки совести. Позже он влюбляется в Марию Миронову и рискует жизнью на дуэли со Швабриным, защищая честь возлюбленной. Отец, узнав о причине схватки, отказывает в благословении на брак с бесприданницей. После захвата Белогорской крепости Петр остается верным присяге, и благородство дарует ему снисхождение Пугачева: он уважает выбор юноши и не трогает его. На решение бунтовщика повлияла доброта пленника: когда-то в дороге он дал казаку полушубок и обошелся с ним весьма приветливо. Простой человек оценил милость барина и ответил услугой на услугу. Пушкин сталкивает их не один раз, и всегда дворянина выручают его прямота и великодушие.

    На этом его испытания не закончились: жизнь поставила его перед выбором между спасением любимой и службой, добрым именем офицера. Тогда герой выбирает любовь и не повинуется приказу начальника, освобождая возлюбленную самостоятельно из рук Швабрина. Алексей вынуждал девушку выйти за него замуж. Пугачев снова проявляет уважение к смельчаку и отпускает пленницу. Однако самодержавная власть не прощает свободы воли, и Гринева арестовывают. К счастью, Маше удалось вымолить у Екатерины Второй помилование. Вот об этом говорится в романе «Капитанская дочка», который закончился счастливым финалом: молодые люди женятся с полученным благословением. Но вот предводитель восстания приговаривается к четвертованию.

    Главные герои и их характеристика

    Основные герои романа – это Петр Гринев, Мария Миронова, Емельян Пугачев, Архип Савельев, Алесей Швабрин и Екатерина Вторая. Персонажи столь многочисленны, что их описание заняло бы не одну статью, поэтому им мы пренебрегаем.

    1. – дворянин, офицер, главный герой. Получил строгое воспитание в доме отца – отставного военного. Ему всего 16 лет, однако родители сочли, что он готов к службе. Он плохо образован, ни к чему особо не стремится и никак не походит на идеального мужчину. Отправляясь в путь, юноша мало походит и на солдата: добродушный, легковерный, неустойчивый к соблазнам и не знающий жизни. Он избалован, ведь в первое же время проигрывает значительную сумму в карты и не понимает, почему Савельич (его слуга) эмоционально реагирует на это. Цены деньгам он не знает, зато проявляет высокомерие и грубость по отношению к преданному слуге. Однако врожденная совестливость не дает ему и дальше продолжать увлекаться гарнизонными жалостями. Вскоре он серьезно влюбляется в дочь капитана крепости, и с этого момента начинается его взросление: он становится храбрым, мужественным и отважным. Например, в дуэли с Швабриным юноша дрался честно и смело, в отличие от оппонента. Далее мы видим пылкого и страстного влюбленного в его лице, и уже через некоторое время он готов рискнуть жизнью ради чести, отказываясь присягнуть Пугачеву. Этот поступок выдает в нем высоконравственного и твердого в своих убеждениях человека. Позже он еще не раз проявит доблесть, сражаясь с врагом, но когда на кону будет участь возлюбленной, он пренебрежет осторожностью и пустится спасать ее. Это выдает в нем глубину чувства. Даже в заточении Петр не винит женщину и готов принять несправедливую кару, лишь бы у нее все было хорошо. Кроме того, нельзя не отметить самокритичность и зрелость суждений, присущие Гриневу в старости.
    2. Марья Миронова – дочь капитана крепости, главная героиня. Ей 18 лет. Внешность Маши описана в деталях: «…Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло‑русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели…». Кроме того, упоминается, что она – обладательница «ангельского» голоса и доброго сердца. Ее семья бедна, владеет лишь одной крепостной, поэтому она никак не может претендовать на брак с Петром (у которого 300 душ). Зато юная прелестница отличается благоразумием, чувствительностью и великодушием, ведь искренне переживает за судьбу возлюбленного. Естественность и доверчивость делают героиню легкой добычей для нечестивого Швабрина, который пытается подлостью добиться ее расположения. Но Марья осторожна и не глупа, потому легко распознает фальшь и порочность в Алексее и сторонится его. Также ее характеризуют верность и смелость: девушка не предает любимого и отважно едет в незнакомый город, чтобы добиться аудиенции самой императрицы.
    3. Пугачев в романе «Капитанская дочка» предстает перед читателями в двух обличиях: смелый и благородный человек, способный оценить преданность и честь, и жестокий тиран, который без удержу устраивает казни и расправы. Мы понимаем, что посыл бунтовщика – благородный, он хочет отстоять права простых людей. Однако то, как он борется с бесправием, никак его не оправдывает. Хотя мы симпатизируем Пугачеву – решительному, смелому, умному, - его жестокость заставляет нас усомниться в правильности его пути. В эпизоде первой встречи мы видим умного и хитрого воеводу, в диалоге с Гриневым – несчастного человека, который знает, что он обречен. Калмыцкая сказка, рассказанная Пугачевым, раскрывает его отношение к жизни: он хочет прожить ее свободно, пусть и скоротечно. Нельзя не отметить и его личностные качества: он – лидер, первый среди равных. Ему подчиняются безоговорочно, и это развращает его натуру. К примеру, сцены взятия крепости демонстрируют жестокость власти Пугачева, такой деспотизм вряд ли приведет к свободе (гибель Мироновых, похищение Маши, разрушения). Идея образа: Пугачев от природы наделен обостренным чувством справедливости, умом и талантом, но испытания войной и безграничной властью он не проходит: народный избранник стал таким же тираном, как императрица, супротив которой он восстал.
    4. Екатерина Вторая . Милая женщина в домашнем платье превращается в непреклонную властительницу, когда выслушивает просьбу о государственном изменнике. Маша Миронова на приеме у Екатерины пытается рассказать о смягчающих обстоятельствах Петра, но императрица не хочет слышать разумные доводы и доказательства, ее интересует только ее собственное мнение. Она осудила «предателя» без суда, что весьма показательно для самодержавной власти. То есть, ее монархия едва ли лучше пугачевщины.
    5. Алексей Швабрин – офицер. Петр и Алексей, казалось бы, похожи по своему социальному положению и возрасту, но обстоятельства разводят их по разные стороны баррикад. После первого же испытания Швабрин, в отличие от Гринева, совершает нравственное падение, и, чем стремительнее развивается сюжет, тем очевиднее, что Алексей — подлый и трусливый человек, который всего в жизни добивается хитростью и подлостью. Особенности его характера проявляются в ходе любовного конфликта: он завоёвывает расположение Маши лицемерием, в тайне злословя о ней и об ее семье. Захват крепости окончательно расставляет все на свои места: он к предательству был готов (нашел крестьянское платье, постригся), а Гринев, скорее, предпочел бы смерть нарушению присяги. Окончательное разочарование в нем приходит, когда герой пытается силой и шантажом заставить девушку выйти за него замуж.
    6. Савельич (Архип Савельев) – пожилой слуга. Он добр, заботлив и предан молодому господину. Именно его находчивость помогает Петру избежать расправы. Рискуя жизнью, крестьянин встает на защиту барина и говорит с самим Пугачевым. Его отличают хозяйственность, трезвый образ жизни, упрямство и склонность читать нотации. Он недоверчив, любит ворчать, спорить и торговаться. Знает цену деньгам и бережет их для хозяина.

    Пушкин в романе «Капитанская дочка» дает подробное описание героев, предоставляя читателю возможность самому разобраться в своих симпатиях и антипатиях. В книге нет авторской оценки происходящего, ведь мемуаристом выступает один из персонажей.

    Тема повести

    • На первый план в произведении выходят темы нравственного выбора, порядочности, достоинства. Гринев демонстрирует высокие моральные ценности, а Швабрин – их отсутствие, и мы видим влияние этих обстоятельств на их судьбы. Так Пушкин показывает, что моральное превосходство всегда дает человеку преимущество, хоть он и брезгует хитростью, которая привела бы его к цели быстрее. Несмотря на то, что Алесей употребил все свою изворотливость, победа все равно осталась за Петром: Мария осталась с ним, как доброе имя.
    • Честь и бесчестье. Каждый герой стоял перед выбором между честью и бесчестьем, и все сделали его по-разному: Мария предпочла преданность выгодному браку (отец Петра изначально не дал согласия на брак, так что она рисковала остаться в старых девах, прогоняя Алексея), Гринев не раз решал в пользу нравственного долга, даже когда речь шла о жизни и смерти, ну а Швабрин всегда выбирал выгоду, позор был ему не страшен. Подробно этот вопрос мы разобрали в сочинении « ».
    • Тема воспитания. Пример главного героя поможет разобраться в том, что же значит хорошее семейное воспитание, то есть, чего не хватает не порядочным людям, и как это отражается на их жизни. Детство Швабрина прошло мимо нас, но с уверенностью можно сказать, что он не получил важнейших духовных основ, на которых строится благородство.
    • Основные темы включают в себя и любовную: союз Петра и Марии – идеал для любящих сердец. Герой и героиня на протяжении романа отстаивали свое право на совместную жизнь, даже вопреки родительской воле. Они смогли доказать, что достойны друг друга: Гринев неоднократно вступался за девушку, а она спасла его от казни. Тема любви раскрывается с присущей Пушкину чуткостью: молодые люди клятвенно обещают друг другу вечную преданность, даже если судьба никогда больше не сведет их вместе. И свои обязательства они выполняют.
    • Примеры из «Капитанской дочки» пригодятся для тем «человек и государство», «власть и человек». Они иллюстрируют насильственную природу власти, которая не может быть не жестокой по определению.

    Основные проблемы

    • Проблема власти. Пушкин рассуждает, какая власть лучше и почему: анархическая, стихийная пугачевщина или екатерининская монархия? Очевидно, что крестьяне предпочли первую второй, рискуя собственной жизнью. Дворяне, напротив, отстаивали порядок, удобный им. Общественные противоречия разделили единый народ на два противоборствующих лагеря, и у каждого, выходит, своя правда и свой устав. Историческая проблематика включает и вопросы о справедливости бунта, нравственной оценке его предводителя, правомерности действий императрицы и т.д.
    • Проблема человека и истории. Какую роль играют исторические события в судьбе человека? Очевидно, что бунт поставил Петра в трудное положение: он был вынужден проверить свой характер на прочность. В окружении врагов он не изменил своим убеждениям и рискнул в открытую не принять их сторону. Ему грозила верная смерть, но он предпочел жизни честь, и сохранил и то, и другое. Пугачевщина - это темная сторона истории, с помощью которой Пушкин оттенил судьбы персонажей. Об этом говорит даже название романа «Капитанская дочка»: автор назвал его именем вымышленной героини, а не Пугачева или Екатерины.
    • Проблема взросления и воспитания человека. Через что должен пройти человек, чтобы стать взрослым? Благодаря пугачевскому бунту, юноша рано повзрослел и стал настоящим воином, однако цену такой эволюции можно назвать слишком дорогой.
    • Проблема нравственного выбора. В произведении есть герои-антагонисты Швабрин и Гринев, которые ведут себя по-разному. Один выбирает предательство ради своего блага, другой ставит честь выше личных интересов. Почему их поведение столь различно? Что повлияло на их нравственное становление? Автор приходит к выводу, что проблема безнравственности решаема только индивидуально: если в семье чтут мораль, то все ее представители будут следовать долгу, а если нет, то человек не выдержит испытаний и будет лишь пресмыкаться и жульничать, а не беречь честь.
    • Проблема чести и долга. Герой видит свое предназначение в службе императрице, однако на поверку оказывается, что она не дорого стоит в глазах Екатерины. Да и долг, если разобраться, весьма сомнителен: пока народ восставал против произвола, армия помогла подавить его, и вопрос о чести участвовать в этом насильственном акте весьма сомнителен.
    • Одна из главных проблем произведения «Капитанская дочка» – социальное неравенство. Именно оно встало между гражданами одной страны и направило их друг на друга. Против него восстал Пугачев и, увидев дружеский жест Гринева, пощадил его: не дворян он ненавидел, а их высокомерие по отношению к народу, который кормил всю державу.

    Смысл произведения

    Любая власть враждебна по отношению к простому человеку, будь то императорская корона или боевые вожди. Всегда она предусматривает подавление личности и жесткий режим, который противоречит человеческому естеству. «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», - резюмирует Пушкин. В этом и заключается основная мысль произведения. Поэтому служить отечеству и царю – не одно и то же. Гринев честно выполнял свой долг, но оставить любимую в руках негодяя он не мог, и его, по сути, героические действия расцениваются императрицей, как предательство. Если бы Петр не сделал этого, он бы уже прислуживался, стал безвольным рабом системы, которой чужда жизнь человека. Поэтому простым смертным, которым не дано менять ход истории, необходимо лавировать между приказами и своими нравственными установками, иначе ошибка обойдется слишком дорого.

    Убеждения определяют поступки человека: Гринев был воспитан порядочным дворянином и вел себя соответствующе, а вот Швабрин проверку не прошел, его жизненные ценности ограничивались стремлением остаться в выигрыше любой ценой. В этом тоже ощущается идея Пушкина – показать, как же сохранить честь, если со всех сторон резвятся искушения. По мнению автора, необходимо с детства прививать юношам и девушкам понимание морали и истинного благородства, выражающегося не в щегольстве платья, а в достойном поведении.

    Взросление человека неминуемо связано с испытаниями, которые определяют его нравственную зрелость. Их не надо бояться, их надо мужественно и достойно преодолевать. Это тоже главная мысль романа «Капитанская дочка». Если бы Петр так и остался «знатоком борзых кабелей» и чиновником в Петербурге, то его жизнь сложилась бы заурядно и, скорее всего, он так ничего и не понял бы в ней. Но приключения, на которые толкнул его суровый отец, быстро воспитали в юноше мужчину, который понял толк в ратном деле, в любви и в окружающих его людях.

    Чему учит?

    Роман носит ярко выраженный назидательный тон. Александр Сергеевич Пушкин призывает людей беречь честь смолоду и не поддаваться соблазнам свернуть с честного пути на кривую дорожку. Минутное преимущество не стоит утраты доброго имени, это утверждение иллюстрировано любовным треугольником, где главная героиня выбирает достойного и добродетельного Петра, а не хитрого и изобретательного Алексея. Один грех неминуемо влечет еще один, и вереница падений заканчивается полным крахом.

    Также в «Капитанской дочке» есть посыл преданно любить и не отказываться от своей мечты, что бы ни случилось. Марья – бесприданница, и любое предложение руки и сердца должно было в ее случае большой удачей. Однако она раз за разом отвергает Алексея, хоть и рискует остаться ни с чем. Петру было отказано в помолвке, и он вряд ли пошел бы наперекор родительскому благословению. Но девушка отмела все рациональные доводы и хранила верность Гриневу, даже когда повода для надежды не оставалось. Тем же отличался ее возлюбленный. За постоянство оба героя были вознаграждены судьбой.

    Критика

    В. Ф. Одоевский в письме Пушкину выражал свое восхищение повестью, особенно ему понравились Савельич и Пугачев – они «мастерски прорисованы». Однако он считал образ Швабрина нежизнеспособным: он был недостаточно пылким и глупым, чтобы принять сторону бунтовщиков и верить в их успех. Кроме того, он требовал от девушки брака, хотя мог воспользоваться ею в любой момент, так как она была лишь пленницей: «Маша так долго в его власти, а он не пользуется этими минутами».

    П. А. Катеринин нарекает исторический роман «натуральным, приманчивым и умным», отмечая его сходство с «Евгением Онегиным».

    В. А. Соллогуб высоко ценил сдержанность и логичность повествования, радуясь, что Пушкин «превозмог самого себя» и не пустился в пространные описания и «порывы». О стилистике работы он отозвался так: «спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод». Критик полагает, что в ценности своих книг писатель никогда еще так не возвышался.

    Н. В. Гоголь высказывался, что «Капитанская дочка» гораздо лучше всего того, что было издано ранее в мире прозы. Он говорил, что сама действительность кажется карикатурой по сравнению с тем, что изобразил писатель.

    В. Г. Белинский был более сдержан в похвалах и выделил лишь второстепенных персонажей, описание которых – «чудо совершенства». Первостепенные действующие лица не произвели на него никакого впечатления: «Ничтожный, бесцветный характер героя повести и его возлюбленной Марьи Ивановны и мелодраматический характер Швабрина хотя принадлежат к резким недостаткам повести, однако ж не мешают ей быть одним из замечательных произведений русской литературы». О бесхарактерности Маши Мироновой высказывался и П. И. Чайковский, который отказывался писать оперу по этому роману.

    Разбор произведения осуществил и А. М. Скабичевский, говоря о книге с неизменным уважением: «…историческое беспристрастие, полное отсутствие каких-либо патриотических славословий и трезвый реализм видите вы… в «Капитанской дочке» Пушкина». Он, в отличие от Беллинского, хвалил образ главного героя и отмечал его исключительную правдивость и типичные черты для изображаемой эпохи.

    Противоречивые характеристика дали критик Н. Н. Страхов и историк В.О. Ключевский. Первый критиковал Пушкина за то, что его историческая повесть не имеет отношения к истории, а является хроникой вымышленной семьи Гриневых. Второй, напротив, говорил об исключительном историзме книги и о том, что даже в исследованиях автора меньше сказано о пугачевщине, чем в историческом произведении.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры