Александр Викторович Кутиков: биография. Александр Викторович Кутиков: биография Какое по счету у вас это жилье

Главная / Чувства

О личной жизни известных музыкантов мы обычно узнаем либо из "желтой прессы", которая смакует, мягко говоря, не очень приглядные эпизоды. А они, эти "звездные люди", оказывается, нередко заняты обыденным делом. Что ничуть не умаляет их "звездности". К примеру, с бессменным бас-гитаристом "Машины времени" Александром Кутиковым мы встретились в Подмосковье. Музыкант показал дом, который он строит для себя, заодно контролирует, как рабочие отделывают стены. Подъехала жена Кутикова - Екатерина. Вместе с мужем они обсуждают ход строительства у макета будущего дома. Александр поясняет: "За разработку ландшафта этого участка Катя даже получила приз - она стала лауреатом Московского конкурса ландшафтных дизайнеров. Но этот проект еще далек от практического воплощения - просматриваются только контуры отливов. Своим любимым ландшафтом жена займется чуть позже, сейчас у нее и других забот хватает. Здесь она, по сути, главный прораб…"


- Александр, как называется это место?

Коттеджный поселок Гаврилково Красногорского района - до Московской кольцевой дороги (МКАД) отсюда 6-7 км. Мы искали участок в этом направлении, потому что рядом живут родители жены, а они люди немолодые. Да и дочери Кате отсюда удобнее ездить.

- Чем занимается младшая Екатерина?

Учится в лицее при Московском международном университете - по сути, при МГУ.

- Из шоу-бизнеса здесь кто-нибудь уже обосновался?

- Ваша жена кому-то из ваших друзей уже делала ландшафт участка?

Нет. Но у нее есть законченные объекты в Москве - шикарные объекты! На строительстве нашего дома она отслеживает всю строительную часть - я бы этого сделать не смог. Слишком занят музыкой и у меня нет тех познаний в строительстве, которые есть у нее. У жены два высших образования - она художник-постановщик, окончила училище МХАТ и Архитектурный институт по специальности "ландшафтный дизайн".

- Строительство дома - дорогое удовольствие?

Порядка 300 тысяч долларов. Если же покупать уже построенный, можно выложить и миллион. Особенно если приобретаешь через фирму. Для меня это невозможно.

- Сами дом придумали?

Мы не занимались "самопроектированием", как это часто бывает, а сразу обратились к специалистам. Наш дом спроектировал архитектор из Санкт-Петербурга. Многие считают, что в состоянии придумать дом сами. Взяли карандаши, набросали схемы комнат, потом позвали строителей, чтобы те по их рисункам сделали дом. Но это неправильно. Восемь лет назад я купил недостроенную дачу и считал, что мы скоро сможем туда въехать. Так вот, достраивать ее пришлось пять лет! Достраивали, перестраивали, переделывали.

- Это был "самопальный проект"?

Да. И только сейчас он превратился в замечательный дачный дом, где после продажи городской квартиры мы и живем. Это место называется "Бухта радости" - в знаменитой деревне Жестово по Осташковскому шоссе. Правда, далековато - 19 км от МКАД. Там хорошее место, но не совсем то, что мы хотели. Поэтому строим дом здесь. Продали городскую квартиру, купили землю в Гаврилково. Теперь я окончательно стал деревенским жителем. Шутка!

- Новый дом будет одноэтажным?

Есть второй этаж, но не по всему периметру фундамента. Дом сделан по типу ранчо. Очень высокие потолки - 5 м 20 см. Я люблю такие - родился в сталинском доме, привык. Стандартная высота давит на меня. Метраж дома небольшой - жилая площадь 150 кв. м, а общая 380. Но здесь очень много подсобных помещений - прачечная, бойлерная, несколько гардеробных. У дочери будет своя ванная комната. Она уже придумала, какие там у нее будут занавески, мебель. У нас три спальни - наша с Катей, дочери и для гостей. Дом спроектирован так, чтобы утром, когда завтракаешь, кухня была освещена солнцем.

- А фонтаны, бассейны будут?

Фонтаны - нет, небольшой бассейн - возможно, да.

- С соседями уже общаетесь?

Не особо. У нас самодостаточная семья.

- Трудностей при строительстве много?

Цемент бракованный бывает. Однажды нам пришлось половину грузовика возвращать фирме-продавцу. Но бывают трудности другого рода. Мы начали строить в августе прошлого года и уже через месяц заменили прораба. Я приехал на стройку, и мне показалось, что стены не совсем ровные. Взяли рулетку - отклонение от нормы составило 7 см. Прораб стал оправдываться. Он сказал, что построил много обкомов и горкомов партии и что такой допуск в советские времена считался совершенно нормальным. Я его внимательно выслушал, потом настоял, чтобы пригласили геодезистов с приборами. Теперь у меня другой прораб, а стены ровнее ровного!

- Какое по счету у вас это жилье?

- Это окончательный вариант - дом вашей мечты?

В жизни не бывает окончательных вариантов. Да и сама жизнь многовариантна. Я верю, что она не заканчивается с уходом из этого бренного тела. Во всяком случае, мы с женой точно знаем, что этот дом мы строим исходя из собственных представлений об удобстве и красоте. Дом скромный, я не люблю помпезных строений.

- Вы бывали в доме Андрея Макаревича в деревне Подушкино?

Конечно. У Андрея симпатичный дом. Его в свое время построил Леонид Ярмольник. Дом очень комфортный, с хорошей энергетикой. Но мы с женой пошли другим путем - мы не экономим на земле. Многие вынуждены строить дома в два-три этажа, чтобы сэкономить на площади фундамента. У нас 27 соток, и мы землю не экономили - сделали дом в виде одноэтажного ранчо. Я хочу, чтобы внуки мои сказали - этот дом наш дед построил! Когда создаешь дом, ты реализуешь себя как мужчина.

- Я был в доме Макаревича лет шесть назад - этот дом стиснут по бокам обычными деревенскими избами…

За последние годы ситуация там кардинально поменялась. Рядом с домом Андрея осталось очень мало настоящих деревенских. А если двинуться в сторону от местожительства Макаревича - там вообще практически не осталось домов коренных жителей. Теперь там огромный коттеджный поселок, где живет масса наших друзей и знакомых.

- Как можно сэкономить на строительстве дома?

Использовать дешевую рабочую силу там, где не требуется квалификация. Шабашники у нас рыли траншеи, делали дренаж, канализацию, прокладку коммуникаций. Почему бы и нет? Главное, чтобы над ними стоял грамотный бригадир, который мог бы контролировать весь процесс. Частный мастер из Рязани построил камин за 700 долларов. Если бы мы обратились в московскую фирму, то это было бы раза в три дороже. Так что теперь будем с шашлыком!

- А кабинет ваш где будет?

Мой кабинет рядом с кухней - тут утром тоже будет солнце. Я люблю работать рано утром. В половине седьмого меня что-то подбрасывает, и я иду к гитарам или компьютеру. Иногда бывает очень свежее состояние, которое нужно использовать. Очень светлая голова и сразу понимаешь, что нужно делать. В голове звучит какая-то мелодия, ты быстро бежишь к порто-студии, набрасываешь черновой вариант, а потом уже доводишь. Это называется "быстро схватить ртуть, чтобы не улетучилась". Будет у меня и своя винная комната. У меня обычно 150 бутылок, они постоянно "ротируются". Но меньше 80 не бывает.

- Что же это за вино?

Сухое итальянское, французское. Очень люблю итальянское вино.

- Это коллекционные вина?

Есть и такие. Например, Шато Шеваль Блан 90-го года - это лучший урожай столетия. Первое место в мире держит Шато Петрюс, на втором - Шато Лафит Ротшильдовский, на третьем - Шато Марго Ротшильдовское. Мой Шеваль Блан занимает четвертое место.

- Считается, что итальянские сухие вина более кислые, чем испанские, французские…

Ничего подобного! В Италии более 25 тысяч сортов вин. Надо просто разбираться в них. Итальянское вино - роскошное! Супер! Тосканские вина ни в чем не уступают французским. Но они при этом дешевле. Скажем, Тиньянело, Вигорело или Сосикая - это не просто вина хай-класса, это исключительные по качеству вина.

- С какой суммы начинается стоимость хороших итальянских вин?

Стоимость хорошего вина, вне зависимости от страны, - минимум 50-60 долларов. Все, что дешевле, - уже не то. Как бы производители, продавцы ни расхваливали это вино… То, что на прилавке за 10 долларов, оптом стоит 1-3 доллара. Сами понимаете, что за такие деньги хорошее вино получить невозможно.

- Есть ли приличное сухое вино у отечественных производителей?

- У Кати тоже будет свой кабинет?

Да, на втором этаже, в самом выгодном месте - оттуда прекрасная панорама на пойму реки Сходня. Там со временем обещают все расчистить и сделать конноспортивный парк и горнолыжную трассу. Люблю горные лыжи. Бываю и на зарубежных горнолыжных курортах - предпочитаю Австрию и Францию. Это известные места - например, Лех, Куршавель.

- Катаетесь там с олигархами?

Я знаком с некоторыми из них. Они разбираются не только в бизнесе, но и в жизни вообще. Умные люди. Ну да, они умудрились заработать много денег, а кто мешал другим сделать то же? Они пьют хорошие вина, они выбирают правильные места для катания. Но эти места созданы не ими - они были задолго до них. И поверьте, большая часть людей, которые приезжают в Куршавель, - это далеко не самые богатые люди нашей страны. Можно снять номер за две-три тысячи долларов в день, но с таким же успехом можно жить и в номере за 150 долларов и дешевле. Конечно, даже такие деньги могут кому-то показаться неподъемными. Но я, например, могу себе это позволить. Потому что работаю на четырех-пяти работах и имею всего пару недель для отдыха - обычно сразу после Нового года. Вот их-то я и провожу в горах.

- Первая работа - "Машина времени", а вторая?..

У меня есть две издательские музыкальные фирмы, есть музыкальная студия, где я работаю продюсером и руководителем, есть дистрибьютерская фирма и есть концертная - и всем этим надо заниматься.

- Смогли ли вы получить долги с одной звукозаписывающей компании, с которой вы судились?

Я просто обанкротил эту фирму. И стал правообладателем некоторых альбомов Иосифа Кобзона, Михаила Шуфутинского и ряда других известных исполнителей. Эти записи ранее принадлежали нашему должнику. Но пока я ни разу не воспользовался ими в коммерческих целях. Мне важен был прецедент на нашем музыкальном рынке. Прецедент того, что интеллектуальную собственность можно перевести в разряд коммерческой. Вот за что я боролся. Когда попросил через суд вернуть мне долги, фирма ответила, что денег у нее нет. Они лицемерили. Но я знал, что у них есть права на многие записи. И тогда решил: раз нет денег, заберу права. У меня хорошие отношения и с Кобзоном, и с Шуфутинским - и у меня не было планов отобрать у них их материал. Я старался доказать, что интеллектуальная собственность имеет коммерческий эквивалент и что долги надо возвращать. Иначе наступит ликвидация компании. Что и произошло. Кстати, теперь я могу использовать по своему усмотрению весь материал, который перешел ко мне по судебному решению. Я могу переиздавать эти альбомы, делать сборники. Но пока нет такой задачи. Мне интереснее заниматься новыми проектами. Но те, кто сейчас попытается без моего разрешения издать материал, на который я получил права, могут повторить путь той фирмы, которую я закрыл. И это зависит не только от моего настроения или желания. С чисто юридической точки зрения я - новый хозяин этих записей. Многие считают, что достаточно новых договоров с исполнителями и все. Но все забывают, что еще есть право первоиздателя. Оно действует в течение первых 50 лет с момента издания первого экземпляра. А я стал правопреемником первоиздателя.

- В кино много работали?

С Дмитрием Светозаровым - да. "Скорость", "Прорыв", "Арифметика убийства" - перечень довольно большой, и там везде наша музыка. Новых интересных предложений в кино пока нет. Да я и сам как-то потерял интерес к киномузыке. Многие режиссеры сейчас воспринимают музыку как нечто вторичное. Они используют известные имена, берут их песенки, настригают фрагменты. Очень мало тех, кто понимает, что музыку к фильму надо писать специально. Возьмите "Однажды в Америке" Скорсезе, где проходит одна из лучших музыкальных линий за всю историю кино. Музыка наполнила фильм жизнью, новыми чувствами.

- Александр, вы задумывались когда-нибудь о причинах, почему так долго держится "Машина времени"?

По-моему, все очень просто. Мы уважаем друг друга, прислушиваемся друг к другу и помогаем друг другу.

Есть две основные причины, по которым распадаются крепкие коллективы, - это деньги и творческие амбиции. Были ли в группе такого рода сложности?

У нас система распределения доходов от концертов не изменилась с 1969 года. Как мы когда-то договорились, так и действуем. А что касается творческих амбиций, то в "Машине времени" никогда не было никаких ограничений. Хочешь сольный проект - пожалуйста! Андрей параллельно работал в разных жанрах. Одно время он сотрудничал с группой "Папоротник", сейчас - с "Оркестром креольского танго". У Жени Маргулиса группа "Шанхай". Долгое время он работал с группой "Воскресение". Периодически продолжает выступать сольно. Я занимался продюсерской деятельностью. Мы никогда друг другу не мешали, а наоборот, только помогали в работе над проектами.

- А можно сказать, что вас связывает дружба на уровне семей?

Конечно. Мы постоянно ездили друг к другу в гости и общались, и сейчас общаемся. Но жизнь сама регулирует интенсивность этих контактов. Нам приятно встречаться, но это не система. Мы не ездим в гости друг к другу каждую неделю. Но когда это случается - мы получаем удовольствие от общения. Мне очень приятно видеть каждого из музыкантов нашей группы у себя дома.

- Вместе ездите на охоту, рыбалку?

Мы не охотники и не рыбаки. У нас Андрей - единственный, кто и путешественник, и охотник, и рыбак - все вместе в одном лице. Мы периодически вместе выезжаем в горы - покататься на лыжах. Но опять же не все. Женька Маргулис на лыжах как-то не очень смотрится. Поэтому он не катается.

- А как же всякие теплые курорты?

Моя жена с дочерью ездят. А я небольшой любитель морей-океанов. Я - горный житель. Я себя в горах чувствую лучше, чем на море. Спокойнее. Не люблю загорать, считаю, что это бесполезная трата времени. В жизни есть масса других способов с пользой провести время - например, с семьей дома.

- Вы любите одиночество?

Просто я люблю побыть один. Если есть время, мне нравится ехать на машине куда-нибудь. Неважно куда.

- Без цели?

Абсолютно! И при этом думаю. Улетаю далеко в своих мыслях. Бывало, очнешься, а за окном - Тверская область. И меня это совершенно не смущает. За рулем было придумано столько интересных проектов! Я, например, мечтаю сделать для себя трицикл и проехать на нем всю Америку - от Западного до Восточного побережья.

- Трицикл - это трехколесный мотоцикл, но без коляски?

Да, и на широких шинах.

- А вы пробовали на трициклах ездить?

Нет. Но у меня есть абсолютная внутренняя уверенность, что это для меня. Я впервые сел за руль, когда мне исполнилось 37 лет. И сразу понял, что я очень хороший водитель. У меня были прекрасные учителя, я их очень внимательно слушал, выполнял все их предписания. Я хорошо вожу машину и, тьфу-тьфу-тьфу, ни разу не был в ДТП. Хотя ДТП не всегда зависят от того, хорошо ли ты водишь машину или нет. Авария - это стечение обстоятельств. Один из моих главных учителей по вождению однажды сказал мне такую вещь: "99% людей, которые тебя окружают в потоке, водить машину не умеют. Поэтому ты должен думать не о том, что делаешь ты, а о том, что могут сделать они в тот или иной промежуток времени". Вот я и смотрю по сторонам и думаю, кто из этих "водителей" в следующую секунду может нанести ущерб моей машине и мне.

- Какая у вас сейчас машина?

- "Паджеро". Я давно езжу на "Паджеро", это уже третья моя машина этой марки.

- А в "Машине времени" вы последний, кто освоил вождение?

Нет. Женя Маргулис сел за руль намного позже меня. Я ему все время твердил: когда за руль сядешь, проедешь - ты поймешь, какое это удовольствие. И будешь себя ругать за то, что раньше этого не сделал. Все так и получилось. Для меня вождение - наслаждение. Поэтому я не хочу нанимать водителя - посторонний человек в моей машине меня раздражает, я люблю ездить один. В крайнем случае - со своей семьей. Есть еще один аргумент - я пока не готов доверить свое здоровье и жизнь чужому человеку.

- С компьютером Александр Кутиков "на ты"?

Да. У меня помимо основного настольного компьютера есть ноутбук. Но им я пользуюсь редко. Иногда беру его с собой на гастроли - в свободное время смотрю фильмы на DVD. Или работаю с черновым вариантом будущей песни. Я активно работаю с электронной почтой. Для меня интернет - это пространство, которое снабжает необходимой информацией. Но я никогда не общаюсь в чатах - предпочитаю беседу с живым человеком, глаза в глаза. Если же в сети появится возможность общаться с видеоизображением, то я обязательно воспользуюсь этой услугой. Но пока веб-камеры, к сожалению, есть не у всех пользователей. Мне она сейчас тоже недоступна - я живу за городом и выхожу в сеть через мобильный телефон. А для передачи видео- и звуковых файлов нужна выделенная линия. Со временем, конечно же, подключусь к "оптике" - ее в нашу деревню еще надо провести.

Андрей Макаревич открыл шикарный стоматологический кабинет, и это логично - деньги должны работать. А у вас есть какой-нибудь немузыкальный бизнес?

Нет, но иногда я выступаю в роли консультанта. У меня есть круг друзей, которым я помог успешно выйти из форс-мажорных обстоятельств.

- У вас в 89-м году был сольный хитовый альбом "Танцы на крыше". Какую-то нишу он занял на музыкальном рынке?

Он переиздается на CD, но этот альбом был хорош для своего времени. Сейчас я бы его аранжировал и спел по-другому. На второй "сольник" у меня долго не хватало времени. В эти годы я очень много работал как продюсер и издатель. Почти все сольные альбомы Андрея Макаревича, Жени Маргулиса издавались моей компанией. Приложил руку к таким группам, как "Наутилус Помпилиус", "Браво", "Лицей", трем сериям "Старых песен о главном". Сотрудничал с Леонидом Агутиным, Мариной Хлебниковой. С удовольствием работал с Михаилом Шуфутинским. Сейчас как продюсер я занимаюсь Юлией Михеевой из города Магнитогорска. Мы заканчиваем ее первый альбом. У нее очень сложные и необычные песни. Особенность в том, что она не пишет куплет плюс припев. У нее стих - целая песня. Ни одна радиостанция не взяла ее материал - отказ был с модной сейчас оговоркой "неформат". Меня это удивляет - у Юлии очень талантливая музыка и стихи.

- Юлия Михеева - это такая себе Фрося Бурлакова?

Нет, она изначально очень культурный, образованный человек. Юля - художник по костюмам, работала в театре, была неоднократным победителем конкурса актерской песни. В случае с Юлией для меня важна не столько коммерческая отдача, сколько эмоциональная. Я должен знать, что свое время потратил на действительно талантливого человека. Даже если и не заработал денег.

- Может получиться так, что альбом уйдет в песок?

Он уже не уйдет в песок, потому что у Юлии Михеевой есть поклонники, и они-то купят ее альбом. Наконец-то услышат ее не только на концертах, но и в хорошей записи. А что касается нашей общей работы, я только что закончил запись нового альбома "Машины времени". Он называется "Машинально", в нем 12 новых песен. Большую их часть написали Андрей Макаревич и Евгений Маргулис. Остальные сочинили мы с Андреем Державиным. Как солисты поют все. Потом последует антология песен "Машины" - ею тоже занимаюсь я

- А с Александром Градским вы работали?

Да, как вокалист - когда он записывал свою рок-оперу "Стадион". Я спел небольшую арию, по-моему, он остался очень доволен. Мне тоже понравилось с ним работать. Александр при всей своей внешней агрессии к окружающему миру - очень талантливый, добрый и ранимый человек.

- Группу "Нюанс" вы возродили?

Нет, просто мы решили вместе поработать над моими песнями. Они - самостоятельный коллектив. Я просто кое-что им подсказал - они скорректировали какие-то свои вещи. Возможно, сделаем совместный проект.

- Вы по-прежнему занимаетесь боксом?

Давно не надевал перчаток. Но в новом доме буду обязательно заниматься - уже присмотрел себе специальный боксерский тренажер. Когда я начинал боксировать - а это было еще в школе, - таких приспособлений не было. Я очень хорошо дрался и, как недавно выяснилось, по-прежнему умею это неплохо делать. Но эти подробности - не для печати.


Беседовал Евгений Глуховцев (Москва)
"Киевский ТелеграфЪ" 25 февраля - 3 марта 2005 №8

Алекса́ндр Ви́кторович Ку́тиков (род. 13 апреля 1952, Москва) - известный советский и российский музыкант , композитор, вокалист, музыкальный продюсер. Заслуженный артист России (1999).

Выступал и выступает в составе нескольких музыкальных коллективов. Наиболее известен как бас-гитарист, вокалист и композитор рок-группы «Машина времени», в состав которой входил в 1971-1974 гг., и с 1979 г. по настоящее время.

Фрагмент концерта в МХАТе, 2009. А. Кутиков и группа " Нюанс" Видео добавлено с личного разрешения правообладателя Александра Викторовича Кутикова.

Биография

Александр Кутиков родился в еврейской семье 13 апреля 1952 года в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах, в самом центре Москвы.

Семья

Отец - Виктор Николаевич Петухов - (09.12.1923), футболист московского «Спартака» и куйбышевских «Крыльев Советов» - рано ушёл из семьи.

Мать - Софья Наумовна Кутикова, пела и танцевала в цыганском ансамбле под управлением Кемалова - одном из лучших гастрольных коллективов послевоенного времени.

Дядя - Сергей Николаевич Красавченко (род. 19 декабря 1940) - был председателем Комитета Верховного Совета по вопросам экономической реформы и собственности, а также первым заместителем руководителя Администрации президента Бориса Ельцина

  • Дедушка по матери - Наум Михайлович Кутиков (Наум Моисеевич) - (1902), в 14 лет ушёл делать революцию. В 1919 году, когда ему было 17 лет, уже командовал полком. К году 1928 он был одним из руководителей ЧК Камчатки. Карьера в ЧК. Был дважды исключен из партии, дважды восстановлен… Первый раз он попал под репрессии в конце 1930-х, а остался жив только потому, что был был близко знаком с Александром Николаевичем Поскребышевым и его только исключили из партии, но не расстреляли и не посадили, потом он стал замдиректором 19-го Авиационного завода, сейчас называется завод имени Хруничева, во время войны, работал в министерстве вооружений, и потом получил самую высокую свою должность Управляющий делами наркомата авиационной промышленности СССР, этим наркоматом руководил Михаил Моисеевич Каганович, брат Лазаря Кагановича. после развенчания культа личности Сталина, был исключен из партии за то, что работал с Кагановичем. Два года он был без работы, затем стал заместителем начальника треста высотных домов и гостиниц и был восстановлен в партии. Ему помог Александр Иванович Максаков.
  • Бабушка по матери - Галина Исааковна Кутикова (Гликка Исааковна), закончила математический факультет МГУ, была главным бухгалтером фабрики в Сокольниках.

Детство

Детство Александра Кутикова прошло в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах. начало цитатыДо 7 лет я жил в отдельной 4-х комнатной квартире на Патриарших прудах. Дедушка Наум Михайлович Кутиков был очень большим административным работником. Просто после того, как дедушка с бабушкой расстались, эта квартира была разменяна. Все разъехались по маленьким комнатам. Моя бабушка осталась жить по

Александр Викторович Кутиков (13 апреля 1952, Москва) - композитор,бас-гитарист, вокалист. Заслуженный артист России. В группе «Машина времени» в 1971-1974 годах и с 1979-го до настоящего времени.
Кутиков родился 13 апреля 1952 года в Москве, был сыном футболиста «Спартака», его детство прошло в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах. В юности занимался боксом. В «Машину времени» в 1971 году его привёл Сергей Кавагое, но в 1974-м Кутиков покидает группу, чтобы попробовать свои силы в Тульской филармонии. С 1976 по 1979 год бас-гитарист и вокалист группы «Високосное лето». Затем вместе с барабанщиком этой группы Валерием Ефремовым входит в новый состав «Машины времени», с 1979 года вместе с Макаревичем и Ефремовым является ее бессменным участником. В группе является автором музыки, вокалистом, бас-гитаристом. Сочинил музыку песен «Поворот», «Скачки» (обе - совместно с Петром Подгородецким), «За тех, кто в море» (совместно с Андреем Макаревичем), «В добрый час», «Музыка под снегом», «Спускаясь к великой реке», «Он играет на похоронах и танцах» и других.
Работал звукорежиссёром на Гостелерадио, регулировщиком радиоаппаратуры. Осуществил запись первых альбомов групп «Воскресение», « Лицей» и «Секрет». До сих пор осуществляет запись и сведение для студийных альбомов группы «Машина времени». Ученик Виктора Борисовича Бабушкина. Руководит звукозаписывающей компанией Sintez Records. Продюсер музыкальных альбомов «Машины времени» и проекта «Старые песни о главном».

Сольная деятельность

В 1987 году записал свои первые сольные песни «Дай помечтать» и «Кто со мной?» на стихи Маргариты Пушкиной. В 1990 году выпустил сольную виниловую пластинку «Танцы на крыше», которая была переиздана на CD в 1996 году. Альбом был записан в сотрудничестве с гитаристом Дмитрием Четверговым и Андреем Державиным (будущим клавишником «Машины времени»). Он состоял из песен на стихи Карена Кавалеряна. Сам Кутиков объяснил выход сольной пластинки тем, что у него накопилось много музыкального материала, а Макаревич, очень серьёзно подходящий к своей творческой деятельности, не сможет быстро написать тексты новых песен. С декабря 2003-го Кутиков возобновил сольную деятельность, на этот раз совместно с группой «Нюанс», на концертах которой исполняет песни из своего сольного альбома и репертуара «Машины времени». С группой «Нюанс» он выступил на фестивале «Феникс» в Грозном. В интервью Кутиков говорит о выходе нового сольного альбома.

Сольная дискография:
1989 (переиздание 1996) - Танцы на крыше (запись 1990 г.)
1996 - Високосное лето. Лавка Чудес
2002 - Александр Кутиков, The Best. Машина времени
2002 - Happy Birthday! Избранное, том I. Подарочное эксклюзивное издание. Проект при участии А. Кутикова
2009 - Демоны Любви

) - советский и российский музыкант , композитор , вокалист , музыкальный продюсер . Заслуженный артист Российской Федерации (). Выступал и выступает в составе нескольких музыкальных коллективов. Наиболее известен как бас-гитарист , вокалист и композитор рок-группы «Машина времени» , в состав которой входил в 1971-1974 годах и с 1979 года по настоящее время.

Владелец, основатель и президент звукозаписывающей фирмы «Sintez records » (основана в 1987).

Александр Кутиков родился в русско-еврейской семье 13 апреля 1952 года в Малом Пионерском переулке , на Патриарших прудах , в самом центре Москвы.

Детство Александра Кутикова прошло в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах.

До 7 лет я жил в отдельной 4-комнатной квартире на Патриарших прудах. Дедушка Наум Михайлович Кутиков был очень большим административным работником. Просто после того, как дедушка с бабушкой расстались, эта квартира была разменяна. Все разъехались по маленьким комнатам. Моя бабушка осталась жить по

соседству с тем помещением, которое прежде являлось нашей роскошной квартирой. Мы с мамой и сестрой переехали сначала в Большой Козихинский переулок , потом на Малую Бронную . Но это уже были комнаты в коммуналках . После того, как у меня были няньки, пайки , попасть в коммуналку, где ещё 11 соседей - это шок, конечно.

В доме у Кутиковых бывали известные люди: Марк Бернес , Пётр Але́йников , и известные спортсмены, среди них, Всеволод Михайлович Бобров . Учился в музыкальной школе. Играл на разных духовых инструментах - и на трубе , и на альте , и на тенор-саксофоне исполнял классическую музыку . Был горнистом в пионерском лагере , побеждал на конкурсах. В четырнадцать лет начал играть на гитаре. В юности занимался боксом (боксировал в лёгком весе на Первенстве Москвы среди юношей и получил «бронзу» ), хоккеем и футболом. Был секретарём комсомольской организации школы, но в 16 лет написал заявление о выходе из ВЛКСМ . Из-за этого не поступил ни в один институт.

Ещё в 1970 году в цехе трансляций и внестудийной записи ГДРЗ был самым молодым звукооператором. И в 18 лет выезжал на трансляции и записи концертов с участием звёзд. Мне доверяли записывать Карела Готта , ВИА «Поющие гитары» , Хелену Вондрачкову и других известных исполнителей.

В возрасте 19 лет знакомится с 17-летним Андреем Макаревичем, тогда учившимся на первом курсе МАРХИ. По собственному признанию: «Мы сразу обнаружили, что у нас масса общих музыкальных пристрастий, в том числе и Битлы. <…> Меня всегда привлекали люди, которые обладают более высоким интеллектом, кругозором, уровнем образованности, чем у меня. <…> Андрюша был как раз из тех людей. Например, блестяще разбирался в литературе, в частности в поэзии. Когда я пообщался немного с Андрюшей, понял, сколько он всего читал, сколько великолепных стихов знает наизусть и сколько я всего упустил, катаясь в детстве на коньках и бегая по дворам»


Родился 13 апреля 1952 года в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах в самом центре Москвы.
Отец – Петухов Виктор Иванович, футболист, играл за Крылья советов и за московский Спартак.
Мать – Софья Наумовна Кутикова, певица в цыганском ансамбле под управлением Кемалова.
Женат. Супруга – Екатерина Бганцева, дочь – Екатерина Кутикова.
Играл в группах «Високосное лето», «Машина Времени». В 1989 году выпустил сольный альбом «Танцы на крыше». С 1991 года – президент студии «Синтез Рекордс», выпускающей практически все диски группы «Машина Времени» и далеко не только. Хобби: горы, горные лыжи.

Любимая музыка: Beatles, Rolling Stones, Doors, Led Zeppelin, Pink Floyd, T.Rex, Kinks, Slade, Chicago, Creedence, Supertramp, Tower of Power, Police, Ray Charles, Stevie Ray, Vaughan Keb" Mo, Joe Cocker, David Bowie.
Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Наутилус Помпилиус.

Любимые кинофильмы: «All that jazz», «Индиана Джонс», «Близкие контакты», «Однажды в Америке», «Репетиция оркестра», «Джульета и духи», «Тот самый Мюнхгаузен», «Солярис», «Андрей Рублёв».

Любимые книги: «Мастер и Маргарита», «Игра в бисер», «Паломничество в страну Востока», «Сто лет одиночества», «И объяли меня воды до души моей», «Осень патриарха», «Когда хочется плакать, не плачу».

Сам о себе:
На Патриарших прудах

Детство мое прошло на Патриарших прудах. Место это замечательное, обладающее особой магией, особой энергетикой. Не зря Булгаков поместил сюда все основные события, что происходили в «Мастере и Маргарите». Тут и Арбат близко, и все самые замечательные, с моей точки зрения, «московские» места в Москве.

В детстве, в отличие от друзей, мечтавших стать пожарниками и космонавтами, я мечтал стать следователем и всех поражал этим. Мне нравилось, что есть такие люди (так я в детстве представлял себе следователей) – очень спокойные, очень серьезные, очень умные и абсолютно бесстрашные. Жеглова на экране тогда еще не было, но класса до четвертого я думал, что буду следователем или юристом. Потом я вдруг неожиданно для себя захотел стать летчиком, даже, попытался, классе в седьмом, записаться в Аэроклуб в ДОСААФ, но мне не хватало возраста, летчиком я не стал. Слава Богу.

Мама была очень интересным, непосредственным и темпераментным человеком. Все, кто знал ее в расцвете сил, называли, по меньшей мере, "ураганом". Она долгое время работала в цыганском ансамбле под управлением Кемалова – одном из лучших, гастрольных, коллективов послевоенного времени. Мама красиво пела и хорошо танцевала.

В шесть лет я спел первую песню: «Я с тоской ловил взор твой ясный, песню пел, грустя и любя, но ответа ждал напрасно, был другой дорогим для тебя»:) Это была песня из кинофильма «Песня о первой любви», в то время очень известная и популярная. Я поразил всех в семье: вдруг шестилетний ребенок встает и поет песню:)), да еще какую – про любовь, и не какую-то детскую. Видимо, как-то с этого момента все и закрутилось.

Несмотря на небольшой рост и легкий вес, у меня был очень тяжелый удар. И об этом люди догадывались только тогда, когда получали правый встречный через руку. Люди до 100 килограмм весом падали "замертво". Годам к 16 я уже неплохо представлял себе, что такое жизнь, и решил, что этот путь не для меня. Несмотря на блестящие перспективы в дворовом мире, я из него абсолютно сознательно вышел и договорился со своими бывшими "братанами", что я теперь только настраиваю гитары, но в драках не участвую.

Хотя мое музыкальное образование нельзя считать законченным, практика у меня была большая. Решающую роль сыграла песня "Битлз" "Norwegian Wood". Нам было лет по 14 и мой приятель Гена по кличке "Битл", пригласил меня домой и на магнитофоне старшего брата поставил "битлов". Тогда их музыка показалась мне очень странной: советская эстрада в то время сильно отличалась от того, что играли "Битлз", равно, как и классика, которую я играл на трубе. Но, когда зазвучала песня "Norwegian Wood", во мне что-то переключилось, как тумблер: "щелк" и я понял: всё, с этого дня моя жизнь будет другой. "Битлы" играли на гитарах, так что вопрос со сменой инструмента, был решен.

Сложные времена

Я хотел стать звукорежиссером, но, проучившись, год, понял, что дедушка хочет сделать из меня военного. Меня такая перспектива не прельщала: я был большим поклонником "Биттлз", лохматым и хотел играть музыку. Я сбежал из техникума и, как и многие беглецы из советской системы образования, окончил вечернюю школу.

Впоследствии только однажды у меня появилось желание получить высшее образование, я даже сдал документы на журфак МГУ, но вовремя понял, что мне это не нужно, бросил вступительные экзамены и уехал с "Машиной времени" играть на юг в международный лагерь "Буревестник". Один раз я попросил дедушку помочь мне устроиться на работу "по блату". Он сделал мне протекцию, и меня приняли на работу учеником звукооператора в цех трансляции и внестудийных записей ГДРЗ. Но поскольку мне очень хотелось стать звукооператором и я очень старался, то уже через три месяца меня допустили к самостоятельной работе, а через полгода, когда я сдал все необходимые экзамены, стал самым юным звукооператором, работавшим в цехе трансляций и внестудийной записи. Мне доверяли записывать Карела Готта, ВИА "Поющие гитары", Хелену Вондрачкову, и многих других исполнителей".

С «Машиной времени» я познакомился через Сергея Кавагое – он учился в одном классе с девушкой, в которую я был влюблен. Первая любовь – сумаcшедшая любовь. 8 марта 1971 года Сергей пригласил меня на концерт в Архитектурный институт – вот тогда, в первый раз, я услышал «Машину Времени». Мне очень понравилось. Я понял, что это единственная группа, в которой мне хотелось бы играть. Спустя некоторое время Сережа пригласил меня на репетицию. Мы сыграли «Yellow river» и еще массу каких-то песенок. Все прошло весело и замечательно...

Я был очарован обаянием Андрея, его талантом, отношением к жизни, фантастической подкупающей добротой. Я до сих пор считаю, что далеко не каждому талантливому человеку дано в 17 или 18 лет написать такую песню как "Ты или я", я уж не говорю о других песнях. Я очень полюбил Макара, мы много времени проводили вместе. В то время, когда он учился в Архитектурном институте, охранники Архитектурного института думали, что и я учусь в этом институте, потому что я проводил там почти все свое свободное время, даже сидел на лекциях. Приходя на рисунок, смотрел, как они рисуют, сидел на проектировании, наблюдал за тем, как они делают проекты, со мной, иногда, даже советовались, в общем, проходил заочный курс обучения в Архитектурном институте.
Осенью бас-гитариста «Машины» Мазая забрали в армию. К этому времени я уже знал большую часть репертуара. Первый концерт с моим участием в качестве официального музыканта группы состоялся 3 ноября 1971 года...

Случилось так: Кавагое провалил экзамены в институт и устроился на работу в Радиокомитет. Я уже был "солидным" человеком – звукооператором, а Сережа разносил пленки из фонотеки по редакциям – занимался работой, которая позволяла особенно не напрягаться и играть музыку, чем мы с ним и занимались в подсобном помещении вместо того, чтобы заниматься работой, за которую получали приличную зарплату. Я знал о существовании группы "Машины времени", слышал их на одном из вечеров в Архитектурном институте, мне они очень понравились. В "Машинах" был очень мощный дух: все было ужасно несовершенно, но была магическая энергетика и Макар, лохматый, похожий на Джимми Хендрикса с педалью вау-вау самозабвенно пел…

Прошло несколько лет и меня пригласили на работу в Тульскую филармонию. Тогда мне показалось, что я могу еще чему-то научиться на профессиональной сцене. Чисто интуитивно я это почувствовал и оказался абсолютно прав. Это была хорошая, но недолгая школа. Естественно, вернуться в «Машину» я уже не мог, мое место было занято Маргулисом. В то время существовала группа «Високосное лето», в нее я и пришел. Были произведены кое-какие изменения в составе, была сделана новая, очень интересная программа... И в 1977 году мы «обыграли» «Машину Времени», выступив удачней всех на Таллинском фестивале...

Мы не соревновались с "Машинистами" за первое место в Таллинне. Мы дружили несмотря на то, что играли в разных группах. Периодически собирались вместе, выпивали, решали жизненные вопросы и все время старались друг друга поддержать. Надо сказать, что в период 70х годов московское рок-н-ролльное подполье было очень дружным, никто никому не завидовал, все старались друг другу помочь, все друг у друга учились, поддерживали теплые отношения, договаривались о поднятии цен на концерты, создавали альянсы против администраторов, которые занимались подпольными концертами.

В 1971 году "Машины" получали за свой концерт 50-80 рублей как максимум, а в 1975 московские группы договорились, что меньше чем за 250 рублей мы даже нос из квартиры не покажем. Все, кто был в этом альянсе, выполняли "конвенцию", никто друг друга не контролировал. " МВ" подполье зарабатывали от 800 до 1000 рублей за концерт – больше чем артисты, работавшие по официальным ставкам Москонцерта. У нас были хорошие инструменты и аппарат. Мы вкладывали в аппаратуру все деньги, которые зарабатывали, и у нас аппаратура была лучше, чем у тех коллективов, которые работали на профессиональной сцене и ждали, когда им Министерство культуры купит оборудование.

У нас было много самодельной аппаратуры, изготовленной замечательными умельцами, которые творили чудеса и делали очень приличную аппаратуру почти из воздуха. Хотя границы были закрыты, и привозить "оттуда" что-либо было сложно, тем не менее, Андрюшкин папа привозил Макару усилители, гитары, шведские динамики, отец Сережки Кавагое, заказывал в Японии гитары и клавиши, усилители, микрофоны.

Когда мы приехали на фестиваль в Таллинн, выяснилось, что против двух московских команд Прибалтика выставила 12 групп. Прибалты считали, что на территории Советского Союза настоящий рок-н-ролл существует только у них, и там действительно были великолепные музыканты, как, например, группа "Magnetic Band" . "Високосное лето" должно было победить прибалтийские группы: наша задача состояла в том, чтобы не опустить знамя московского рок-н-ролла. Конечно, мы всех "размазали".

Хотя, если честно: я не помню, чтобы я готовился когда-нибудь к чему-нибудь так, как к этому фестивалю. На протяжении полугода мы репетировали программу три раза в неделю минимум по 4 часа, а по субботам с 11 утра до восьми-девяти вечера. Мы играли полуторачасовую программу с полной выкладкой, в костюмах, со светом, потом отдыхали, выясняли какие-то огрехи, и играли еще раз и так по три прогона всей программы за одну репетицию. В Таллинне мы вышли на сцену и уже на третьей песне организаторы фестиваля просто зажгли свет: Дворец спорта "стоял на ушах". К нам прибежали и потребовали закончить, но мы отыграли положенные 50 минут, и при полном свете зал просто бесновался.

Группа "Високосное лето" заняла первое место

Несмотря на то, что мы играли в разных группах, с Макаревичем мы дружили всегда. То есть «Машина Времени» для меня всегда оставалась чем-то родным, и сейчас это так же. Это не бизнес и не способ зарабатывания денег. Для меня «Машина» – часть моей души. Поэтому процесс воссоединения в 1979 году был, в общем-то, естественен...

Андрей в то время чувствовал себя неудовлетворенным тем, что происходило в группе... Прошел год, и группа развалилась, но удачно развалилась. Из двух групп было создано три, с моей точки зрения, замечательные группы. Это «Воскресение», новая «Машина времени», «Автограф», который был рожден на остатках, на пепелище «Високосного лета»:). Как раз в это время Андреем была написана «Свеча». Вот какое это было Время...

На студии в ГИТИСе у нас было очень интересно, своего рода, "афинская школа". На базе студии существовала комиссия при Академии наук СССР по комплексному изучению резервных возможностей человека. Все последователи альтернативных форм обучения, йоги, уфологи, маги приходили туда. Там было много интересных людей: за два года общения, с которыми я научился большему, чем за все предыдущие годы своей жизни, хотя, конечно, среди этих людей было очень много шарлатанов, аферистов и ненормальных.

Как-то раз кто-то из знакомых привел на студию Петра Подгородецкого, который только вернулся из армии и работал аккомпаниатором в эстрадно-цирковом училище – аккомпанировал молодым циркачам на уроках хореографии.

Это был абсолютно безголовый юноша, очень веселый, ни о чем не думающий, энергия выливалась из него цистернами. Он очень хорошо играл на инструменте, и поскольку записи в студии чередовались с вечеринками и посиделками, достаточно быстро Петя стал неотъемлeмой частью нашего студийного пространства.

Так получилось, что я дал настроение песни, которое позволило Макару написать слова: Петя играл в очередной раз на студии что-то лирическое. Вдруг я услышал интересную гармоническую последовательность и попросил его сыграть ее еще раз. Он сыграл еще, а у меня в голове уже звучала мелодия, я взял и спел ее от начала до конца и один из наших театральных приятелей тут же окрестил ее "сентиментальным чудовищем". Макар послушал мелодию и сказал: "Я на эту мелодию никогда слова не напишу, потому что это песня про любовь, а это не мой жанр". Я был готов к этому, и тут же сыграл рок-н-ролльный вариант, который потом и стал песней "Поворот". Макар пошел погулять на улицу Горького, зашел в кафе "Московское", взял 100 грамм коньячку и одновременно написал две песни: "Поворот" и "Ах, что за луна". Второй он гордился больше: Подгородецкий немного грассировал и Макаревич написал песню таким образом, что в первом куплете и припеве не было ни одной буквы "р".

Перемены к лучшему

В 1970-м году в цехе трансляций и внестудийной записи я был самым молодым звукооператором. И в возрате восемнадцати лет выезжал на трансляции и записи концертов с участием звезд. Я очень любил эту работу...

Спустя много лет, когда мы были в Америке, я понял, что я не просто звукорежиссер, а скорее саунд-продюссер. Бывает так – приносят какую-то фонограмму, и фонограмма плохая. Неожиданно в голове возникает музыкальный образ, и становится понятно, как может звучать только что прослушанный мною коллектив. Это проверено на первых записях «Воскресения», «Секрета», «Браво», «Лицея» и многих других, – это все мои работы. Самое сложное – определить саунд коллектива. Потом он с этим звуком будет жить дальше, и либо его примут зрители, либо не примут. От моей работы во многом зависит жизнь коллектива...

Я очень люблю «Машину времени», люблю людей, которые там играли и играют. Был момент, когда я подумал, не сделать ли мне параллельный проект? Записал сольный альбом, он занял в хит-параде «Московского Комсомольца» пятое место, а «Машина Времени» с альбомом того же года заняла седьмое. С одной стороны, я должен был радоваться, а с другой стороны, мне стало обидно за «Машину». Я оставил все мысли о создании своей группы. Я не мог представить себе людей, с которыми я бы чувствовал себя в жизни и в музыке так же хорошо, как с «машинистами»...

За тридцать с лишним лет в «Машине Времени» произошло столько перемен и переиграло столько музыкантов, что сейчас сложно сосчитать всех... да и не надо, наверное... Мне кажется, главное – верить в то, что эти перемены всегда ведут к чему-то лучшему... Так было вчера, так есть сегодня и, я надеюсь, – так будет завтра:) Мы научились друг другу прощать недостатки, если они не влияют на нашу жизнь. Если это просто недостатки, связанные с настроением, с ситуацией, то не обращаешь внимания, и все. На завтра изменится настроение, изменится ситуация, и человек будет прежним. Ничего страшного, такие мелочи можно пережить.

В 1987 году ко мне приехал мой старый товарищ – звукорежиссер группы "Високосное лето" Леонид Лебедев и уговорил меня создать кооператив – один из первых в Москве. Кооператив "Синтез" должен был заниматься созданием и реализацией музыкальных произведений и кинофильмов. Мы начали работать, творить, построили небольшую студию, стали заключать договора с исполнителями, попытались отобрать у фирмы "Мелодия" монопольное право на производство.

В итоге через полтора года правительство издало постановление о том, что кооперативам нельзя заниматься всеми видами деятельности, которые имеют идеологическую основу, а это как раз относилось к нам. Кооператив переквалифицировался и поменял направление своей деятельности, а в 1991 году мои коллеги отдали мне остатки музыкального бизнеса: старый компьютер и помещение под офис и сказали: "Если поднимешь дело, то твое, занимайся".

Мне стало интересно создать собственный бизнес, захотелось попробовать и добиться результата. У меня не очень большой бизнес, но меня вполне устраивает, в том виде, в котором сейчас существует, хотя я планирую кое-какие пути развития. Сейчас не то время, чтобы бежать впереди паровоза и пытаться развивать то, что не может быть развито, в связи с тем, что государство абсолютно не желает того, чтобы это направление в бизнесе развивалось, а по большому счету мешает.

Хобби

Первое и главное мое увлечение – работа. Я считаю, что, чтобы хорошо делать какое-то дело, нужно отдать ему жизнь. Единственное, что я могу себе позволить, – это съездить с семьей в горы и покататься на лыжах, но в последние годы, в силу разных обстоятельств, это получается все реже и реже. На лыжи нас в свое время "поставил" наш барабанщик Валера Ефремов, который профессионально занимался горными лыжами.

Я занимаюсь продюсированием, когда у меня есть время: это интересно – находить в звучании коллектива или исполнителя ту изюминку, которая позволит зрителю его полюбить и ту изюминку, которая будет его отличать в дальнейшем, от всех других групп и исполнителей.

В нашей семье считают, что наши души когда-то принадлежали каким-то римским патрициям: мы чувствуем себя в этом городе очень хорошо, как будто бы там родились. Я обожаю итальянское искусство, все то, что имеет отношение к Ренессансу: живопись, архитектуру, музыку, и, конечно, классическую итальянскую оперу".

Я очень люблю хорошее вино, как часть жизни нормального интеллигента. Обычно в моем доме не менее 60 бутылок вина, на которые я не просто смотрю, а которые периодически раз в месяц-два ротирую. Что касается коллекции ложек, то я собрал ее в период наших гастролей по территории СССР. Это изумительно красивые ложки, сейчас такие уже никто не режет, я мечтаю повесить их в новом доме, в который скоро переезжаю.

Всем нашим друзьям я хотел бы пожелать быть свободными! Всегда внутри быть свободным – жизнь будет исключительная.
Вся красота жизни от свободы души.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры