Анализ «Евгений Онегин» Пушкин. Анализ «Евгений Онегин» Пушкин Характеристика 5 главы евгений онегин

Главная / Чувства

Здравствуйте уважаемые.
Продолжим нашу с Вами тему про великое стихотворное произведение. И будем жечь как и в прошлый раз: :-)
Итак…

Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру,
Где каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать entrechat,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Моину вызвать (для того,
Чтоб только слышали его).

Антраша (он же скрещенный) - это такой прыжок в балетных танцах, при котором танцующий ударяет несколько раз ногою об ногу. Думаю, все это видали хоть раз.
Дальнейшие имена - это герои произведений, крайне модных в те года. Клеопатра - это понятно, а Федра - это Расин, была у него такая трагедия.Или вот Моина - это уже отечественный производитель - героиня трагедии В. А. Озерова «Фингал». В общем, еще раз показывается, что Евгений заядлые театрал, но не из-за того, что ему это очень нравится - просто это…модно:-) такой он модник. Какой театр, спросите Вы? Ну что за вопрос…конечно Александринский:-)

Главное в театре тех лет - это актрисы. Самые вольные и самые смелые нравы там присутствовали, а иметь любовницей, хотя бы временной, какую-нибудь известную певицу или балерину - это было не просто дело престижа, почти что дело чести:-))) Кстати, стойкую подобную «любовь» к балету можно проследить даже у императорской семьи (об этом поговорим особо) :-)))

Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.

Д.И. Фонвизин

Ну в общем, тут идет продолжение темы. Думаю, из всех фамилий Вы наверняка знакомы с Денисом Фонвизиным. Как-никак его «Недоросль» в школьной программе:-)
Драматург и поэт Владислав Александрович Озеров ныне почти забыт. Однако в Александровские годы он был фигурой и очень заметной. Кроме уже упоминавшегося «Фингала» (кстати, это не то, о чем Вы подумали - это кельтское имя. Был такой легендарный герой кельтских мифов III в. н. э. , которого звали Финн МакКулл или Фингал) у него еще на виду были такие работы, как «Димитрий Донской» и «Поликсена» и особенно «Эдип в Афинах», в которой автор легко потроллил самого императора, а тот не понял это:-)

В.А. Озеров

Пушкин, кстати, не разделял восторгов по отношению к автору и намекает, что не столь его произведения были прекрасны, сколь виртуозна игра Екатерины Семеновой - примы Александринского театра, игравшую роли первых любовниц и причем виртуозно. Сам Пушкин был ее преданный, но только платонически, воздыхатель. Дама не его полета была в молодые годы - ее любовником был сам князь Гагарин - сенатор, генерал и знатный масон.

князь Гагарин
Потом и вовсе женился н ней. Так что не Пушкину, не, тем более, Онегину, Семенова была не недостижима:-) Говорят, была чудо как хороша внешне (по тем параметрам), чудесно пела и была действительно очень талантливой актрисой. Кстати, насчет молодости. Ко времени событий Семеновой около 40 - по тем временам дама почти преклонных лет.

Е. Семенова

Павел Александрович Катенин - это наиболее известный переводчик, а главное, если можно так выразится, адаптор иностранных пьес для русской сцены. Блистательное перо, отличный вкус и виртуозное знание языка позволяло этому бывшему офицеру очень ударно работать с театрами. И венцом его работ можно признать адаптацию работ французского драматурга 17 столетия Пьера Корнеля, главной из которых, пожалуй, можно признать «Ариадну» в 1811 году, в которой блистала все та же Семенова.

П.А. Катенин

Яков Борисович Княжнин вообще очень интересный персонаж Екатерининской эпохи с яркой и необычной судьбой. Как-то за растрату его даже казнить хотели, но императрица спасла. Неплохой драматург, самым известной работой которого стала патриотическая пьеса «Вадим Новгородский». Почему Пушкин назвал его предприимчивым - вопрос. Оснований полно, но вот я думаю, из-за чего это могло произойти. То ли из-за того, что Княжнин очень тонко чувствовал конъектуру - женился на дочери самого Сумарокова, (кстати, Екатерина Александровна официально чуть ли первая русская писательница), то становится правой рукой потенциального отца Екатерины II Ивана Бецкого (об этом мы с Вами говорили недавно:), то добивается внимания и покровительства Дашковой. То ли потому, что один из первых копипастеров страны - не просто подражал, а напрямую копировал в свои произведения целые куски из книг других. Не знаю точно:-)

Я. Б. Княжнин

Князь Александр Александрович Шаховской (Рюрикович, кстати) де-факто руководитель городских театров, сам писал комедии и водевили. Насколько удачно - говорить не берусь. Возможно под колкостью Пушкин чуток потролил, причем тонко, князя - он жил в гражданском браке с актрисой Екатериной Ежовой, а та не хотела за него выходить официально. Он был очень своеобразен по внешности - очень тучен, лыс, со странным и писклявым голосом, но пишут, что человек был хороший.

А. А. Шаховской

Ну и, наконец, Карл Людовик Дидло. Француз, родившейся в Стокгольме и сделавший имя в России - это один из китов нашего отечественного балета. Можно сказать, Великий.

К. Л. Дидло

Но пойдем дальше.
Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Всё те же ль вы? другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полет?
Иль взор унылый не найдет
Знакомых лиц на сцене скучной,
И, устремив на чуждый свет
Разочарованный лорнет,
Веселья зритель равнодушный,
Безмолвно буду я зевать
И о былом воспоминать?

Терпсихора - это муза танца (сам их путаю постоянно), а лорнет в те года - этакая модная приблуда для театра в виде очков на рукоятке. Я бы его назвал театральный iphone. Без него было не комильфо в театре. И дело было вовсе не в плохом зрении. Во-первых, это был аксессуар модный, причем унисекс, а во-вторых, его главную функцию автор описал чуть ниже

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

Все хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Всё видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился — и зевнул,
И молвил: «Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел.

Авдотья Истомина

Эол - полубог из древнегреческой мифологии, ответственный за определенный ветер. Ну а Авдотья Истомина - это самая блестящая ученица Дидло, окруженная кучей поклонников и обожателей. Одна из первых настоящих прим. При этом неграмотная была и читала с трудом:-) Но ее не просто любили - ее боготворили, и она постоянно попадала в скандальные истории. Веселая мадемуазель была. Из-за нее стрелялся даже Грибоедов и чуть не погиб. Причем, насколько я понимаю, ее любовником он не был, просто дал ввязать себя в поединок чести, зачем то занявшись сводничеством. Эт дуэль закончилась одним убитым и простреленной кистью Александра Сергеевича Грибоедова. А могло быть и хуже.

Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят;
Еще усталые лакеи
На шубах у подъезда спят;
Еще не перестали топать,
Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;
Еще снаружи и внутри
Везде блистают фонари;
Еще, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони —
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.

Продолжение следует….
Приятного времени суток.

Наконец, мы подошли к анализу 4-й главы романа Пушкина «Евгений Онегин». Драматизм нарастает. «Едва ли кто писал стихами на русском языке с такою легкостью, какую замечаем во всех стихотворениях Пушкина. У него неприметно работы; все непринужденно; рифма звучит и выкликает другую», — писал Воейков о поэме.

Онегин пришел к Татьяне в сад. Сцена встречи Онегина с Татьяной является ключевой в этой главе, несущей психологическую нагрузку. И чтобы подчеркнуть это, Пушкин не вставляет в эту главу никаких значимых действий.

Начитавшаяся романов, Татьяна ждет, что после ее признания ее будут ожидать тайные встречи с любимым героем, любовные приключения и переживания. Но Евгений повел себя не как герой ее любимых романов, а как обычный человек. Пока он шел в сад, он вспомнил свое пребывание в Петербурге, свои любовные похождения, накопленный горький опыт.

Прежде чем осуждать нашего героя, поставьте себя на его место. Татьяну он едва успел заметить за мелькающей прислугой, самоваром, чашками чая. Вспомните, когда друзья возвращались домой, Онегин первой отметил матушку.

А кстати, Ларина проста,

Но очень милая старушка;

Грустившая молчаливая девочка, вряд ли могла обратить на себя внимание. И уж тем более успеть влюбиться человек, познавший женщин, за пару часов не мог. Татьяна со своим признанием явно поторопилась.

Еще раз я предлагаю поставить себя на место нашего героя. Он получает письмо. Пусть даже трогательное и искреннее, от девочки, которую едва знает. Как он должен был поступить? Любой порядочный человек, неважно, дворянин, или мещанского сословия, на его месте поступил бы точно также. Даже в наши дни, 200 лет спустя. Здесь 2 варианта развития событий. Подонок воспользовался бы наивностью и неопытностью девочки, поматросил бы и бросил. Да еще ославил бы на всю округу. Впрочем, в российском обществе ХIX нравы были куда как строгими, и ему пришлось бы держать ответ перед дворянским собранием. Жениться он не был готов. Поэтому он поступил так, как и должен был поступить.

Он предлагает девушке любовь брата и дружеские отношения. Автор тоже говорит, что Онегин мог воспользоваться любовью неопытной Татьяны, но благородство и чувство чести взяли вверх. Онегин предлагает Татьяне выслушать исповедь, но его монолог больше похож на отповедь. Он признается Татьяне, что не стремится связать себя узами брака, показывает, какое будущее ждет Татьяну, если он женится на ней.

Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой. Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас; Начнете плакать: ваши слезы Не тронут сердца моего.

И в заключение своего монолога Онегин дает Татьяне совет: «учитесь властвовать собою». Эта фраза за неполные 200 лет успела стать крылатой.

Татьяна ничего не ответила Евгению.

Сквозь слез, не видя ничего,

Едва дыша, без возражений,

Татьяна слушала его.

Но какое смятение, какая буря чувств царили в ее душе, читатель может лишь догадываться. Благородство в характеристике Евгения подчеркивается и тщательно подобранной Пушкиным лексикой: «умолкнувшие чувства», пленился, «младая дева», «блаженство».

В заключение разговора, чтобы смягчить жесткость и холодность своих слов, Евгений подал ей руку, на которую Татьяна оперлась, и они вместе возвратились в дом.

Но если бы Татьяна выбрала бы своей наперсницей не няню, которая ничего не смыслила в любви, а матушку, сюжет романа мог бы развиться иначе. Матушка не позволила бы ей писать это письмо, поскольку понимала, что этим можно только отпугнуть потенциального жениха. Но Онегину были бы расставлены такие сети, на которые способны только дворянские матушки. Находились бы тысячи предлогов приглашать Онегина в имение Лариных, и Онегин не смог бы им отказать. Были бы созданы все условия для того, чтобы Евгений поближе узнал Татьяну, а там, глядишь, и влюбился бы в нее, и сделал бы ей предложение.

Впрочем, дорогой читатель, вы вправе не согласиться с нашим суждением.

Как уже было сказано выше, кроме встречи Татьяны с Онегиным, автор не развивает повествование, не описывает в этой главе никаких существенных действий.

Сначала он анализирует поступок Онегина, отметив, что

очень мило поступил

С печальной Таней наш приятель.

Далее следует рассуждение о друзьях, которое можно выразить одной пословицей: Боже, избавь меня от друзей, а от врагов я сам избавлюсь. От врагов никогда ничего хорошего не ждешь. На то он и враг, чтобы ждать от него удара в спину и предательства. Но когда клевету повторяет человек, называющий себя другом, это и обществом воспринимается иначе, и бьет больнее.

В завершение лирического отступления занявшего 5 строф главы, автор дает совет, ставший лозунгом нашего с вами, ХХI века – любите самого себя.

Пушкин вновь возвращается к образу Татьяны, описывает ее душевное состояние после разговора с Евгением. Неразделенная любовь оставила тяжелый отпечаток на сердце Татьяны. Она совершенно утратила вкус к жизни, свежесть. На ее состояние стали обращать внимание соседки из уездных деревень, поговаривали, что ее пора выдать замуж.

Но в то время, как Татьяна молча увядала, Ольга и Владимир Ленский были счастливы, они наслаждались бесхитростным общением друг с другом, и уже был назначен день свадьбы.

В завершение анализа 4-й главы, следует обратить внимание на антитезу Ленского к Онегину в последней строфе. Ленский юн и не настолько опытен, как Онегин. Он верит в любовь Ольги и тем счастлив. «Но жалок тот, кто все предвидит» — это об Онегине. Знания, излишняя опытность зачастую мешают жить и быть счастливыми.

Лирические отступления в конце главы свидетельствуют о том, что между событиями 4-й и последующей 5-й главы будет допущен временной интервал. Объяснение Онегина с Татьяной состоялось в августе – начале сентября (девушки собирали в саду ягоды). Действия 5-й главы совершатся в январе, на святки.

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать V главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; определить место и роль “сна Татьяны” в произведении;

  • развивающая:
  • воспитывающая:


«Конспект урока по литературе на тему 5 глава»

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 5 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Сон Татьяны. Именины» .

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать V главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; определить место и роль “сна Татьяны” в произведении;

    совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;

    развивающая: развить умения логически мыслить и самостоятельно делать выводы;

    воспитывающая: углубить понятия об истинной ценности дружбы и красоте, величии любви; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Ход урока

1. Оргмомент

2.Проверка домашнего задания.

    Выполнить задания теста по 4 главе (Приложение №1)

3.Целевая установка

Сегодня мы постараемся разгадать ещё одну тайну поэта – тайну V главы; проследить, каким образом она связана с другими сценами и как помогает понять весь роман в целом.

4. Анализ 5 главы « И снится чудный сон Татьяне… »

Беседа по тексту.

(«Татьяна … любила русскую зиму»).

(Картина зимы дана через восприятие Татьяны, это то, что она любит, что ей близко и дорого.)

Гаданья Татьяны . Перечитаем строфы 4-10.

- Чем занимались девушки в крещенские вечера? (гадали)

Во что верила Татьяна? («Татьяна верила преданьям и снам, и гаданьям»).

Какие плохие приметы знала Татьяна? Видеть месяц с правой стороны, встреча с монахом, заяц перебегает дорогу : «Младой двурогий лик луны на небе с левой стороны»; «Когда случалось где – нибудь ей встретить чёрного монаха иль быстрый заяц меж полей перебегал дорогу ей»).

(«Когда падучая звезда по небу тёмному летела»).

Почему Татьяна спрашивает имя у прохожего?

С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало? (Чтобы приснился вещий сон).

Вещий

Чтение учителем XI строфы романа.

Главное место в 5 главе занимает сон Татьяны - вещий сон, который очень скоро сбудется.

Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик.

(Ведёт себя естественно: она боится.)

Что видит Татьяна во сне? (Добрый медведь. Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик).

- . (Ручей мешает Татьяне, сучья цепляются за её шею и вырывают серьги из ушей).

( В хижине, в которую попадает Татьяна, “крик и звон стакана” “ как на больших похоронах”. И это не предвещает ничего хорошего). XVI строфа.

Кого она видит за столом? Пируют страшные чудовища. Опишите их.

Кто был главным среди них? (Татьяна видит того, кто “мил и страшен ей”, Евгения в роли “хозяина”, атамана шайки нечисти). XVIII строфа

(Входят Ольга, Ленский. Онегин убивает Ленского).

Вывод: дуэль, будущее героев.

XXVI II строфы.

-Вторая часть V главы посвящена именинам Татьяны. Пушкин начинает описывать этот день легко, весело.

Кого они нам напоминают? (Гости похожи на чудищ из сна Татьяны).

- В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны? Зачитайте цитаты из текста, описывающие гостей.

Как Онегин относится к поместному дворянству?

Из-за чего произошла ссора? (Ленский пригласил Онегина на именины Татьяны. Онегин не хотел ехать. Он не хотел никого видеть, слушать глупые разговоры. Ленский успокоил его, сказал, что будут свои. Когда Онегин появился в доме Лариных, он понял, что Ленский его обманул. Было очень много гостей. И Онегина посадили напротив Татьяны ).

(Онегин испытал обиду, досаду, раздражение, злость).

Что решил сделать Онегин? (Онегин решил отомстить Ленскому).

Как он отомстил? (Онегин начинает ухаживать за Ольгой , приглашает её на танец. Весь вечер танцует только с ней, развлекает ее).

На какой последний танец приглашает Онегин Ольгу?

Котильон

(Ленский стал ревновать, уехал домой и вызвал Онегина на дуэль).

Как ведут себя герои? (Онегин мстит: для него это развлечение. Ленский решил, что его оскорбили: так друзья не поступают).

Как изменились суждения Ленского об Ольге?

Итоги:

Выводы урока.

5. Домашнее задание.

    Рассказ с цитированием «Сон Татьяны».

    Дать характеристику гостям на именинах Лариных.

    Выполнить тестовые задания по содержанию 5 главы.

Приложение №1

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. . С какого известного выражения о любви начинается четвертая глава?

Приложение №2

Тест по 5 главе


а) зимы

а) Ольга

б) Татьяна

в) Онегин

а) о святках

б) о Крещении

в) о Пасхе

б) страшных чудовищ

а) лев

б) собака

в) медведь

а) страшных чудовищ

б) Ленского

в) медведя

а) любовный роман

б) толкователь снов

в) стихи Пушкина

а) кибитки, брички

б) возки, кибитки, брички, сани

в) возки, кибитки, брички

а) Флянова

б) Буянова

в) Петушкова

а) рядом с Ольгой

б) рядом с Татьяной

в) прямо против Тани

а) жирный, подгорелый

б) жирный, пересоленый

в) жирный, недосолёный

а) «он молча поклонился ей»

б) «он молча посмотрел на неё»

в) «он прочитал ей стихи»


а) во время польки

б) во время вальса

в) во время мазурки

а) мазурка

в) котильон

а) к ссоре Ленского с Ольгой

б) к ссоре Онегина с Татьяной

Просмотр содержимого документа
«Почему глава открывается зимним пейзажем»

Почему глава открывается зимним пейзажем?

Во что верила Татьяна?

В какие приметы Татьяна верила?

Что обозначает примета, когда кот умывается?

Какие плохие приметы знала Татьяна?

Когда надо было загадывать желанья?

С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало?

Что видит Татьяна во сне?

- Найдите примеры одухотворённости природы.

Куда приносит медведь Татьяну?

Кого она видит за столом?

Чем заканчивается сон Татьяны?

Опишите гостей, которые приехали на именины.

Кого они нам напоминают?

- В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны?

Из-за чего произошла ссора?

Какие чувства испытал Онегин?

Что решил сделать Онегин?

Как он отомстил?

Как отреагировал на это Ленский?

Как изменились суждения Ленского об Ольге?

Вывод: Сон Татьяны вещий. Он предрекает будущие события: дуэль, будущее героев.

Ве ́ щий – предвидящий будущее, пророческий

Котильо ́ н - танец, которым обычно заканчивается бал.

Просмотр содержимого документа
«Тест по 5 главе»

Тест по 5 главе

1.Какого времени года ожидала природа, по I строфе 5 главы?
а) зимы

2. Кто любовался из окна «зимы блистательным ковром»?

а) Ольга

б) Татьяна

в) Онегин

3.О каком народном празднике, длящемся от Рождества до Крещения, идет речь в начале пятой главы?

а) о святках

б) о Крещении

в) о Пасхе

4. Кого она видит за столом в хижине?

а) страшных чудовищ и Онегина

б) страшных чудовищ

в) гостей, которые должны приехать на её именины

5.Какое большое взъерошенное животное приходит во сне к Татьяне?

а) лев

б) собака

в) медведь

6.Кого убивает Онегин во сне Татьяны?

а) страшных чудовищ

б) Ленского

в) медведя

7.Какую книгу держала в руках Татьяна, проснувшись поутру после странного сна?

а) любовный роман

б) толкователь снов

в) стихи Пушкина

8.На каких транспортных средствах приехали гости на именины к Татьяне?

а) кибитки, брички

б) возки, кибитки, брички, сани

в) возки, кибитки, брички

а) Флянова

б) Буянова

в) Петушкова

10.Какое место за столом занимают Онегин и Ленский?

а) рядом с Ольгой

б) рядом с Татьяной

в) прямо против Тани

11.Какой пирог был на именинах Татьяны?

а) жирный, подгорелый

б) жирный, пересоленый

в) жирный, недосолёный

12. Каким образом Евгений поздравил Татьяну?

а) «он молча поклонился ей»

б) «он молча посмотрел на неё»

в) «он прочитал ей стихи»

13.Во время какого танца «в огромной зале все дрожало»?
а) во время польки

б) во время вальса

в) во время мазурки

14.Какой первый танец танцевал Онегин с Ольгой?

а) мазурка

в) котильон

15.К чему привели ухаживания Онегина за Ольгой?

а) к ссоре Ленского с Ольгой

б) к ссоре Онегина с Татьяной

в) к ссоре Онегина с Ленским и вызову на дуэль

Просмотр содержимого презентации
«Евгений Онегин 5 глава»

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин». Анализ 5 главы. Сон Татьяны. Именины.

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Цели урока:

  • продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать V главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; определить место и роль “сна Татьяны” в произведении;
  • совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся

Учимся понимать текст

-Выразительно прочитайте наизусть строфу 2.

-Почему глава открывается зимним пейзажем?

-А чьими глазами мы видим этот зимний пейзаж?


Учимся понимать текст

Гаданья Татьяны. Перечитаем строфы 4-10.

- Чем занимались девушки в крещенские вечера?

-Во что верила Татьяна?

-В какие приметы Татьяна верила?

- Что обозначает примета, когда кот умывается?


Учимся понимать текст

- Какие плохие приметы знала Татьяна?

- Когда надо было загадывать желанья?

- Почему Татьяна спрашивает имя у прохожего?

- С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало?

  • Вещий предвидящий будущее, пророческий

Учимся понимать текст

Чтение XI строфы романа.

Главное место в 5 главе занимает сон Татьяны - вещий сон, который очень скоро сбудется.

- Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик.

-Как ведёт себя Татьяна в этом лесу?


Учимся понимать текст

- Что видит Татьяна во сне?

- Найдите примеры одухотворённости природы .


Учимся понимать текст

Выразительное чтение учащимися XVI - XVII строф.

-Куда приносит медведь Татьяну? XVI строфа.

-Кого она видит за столом?

-Кто был главным среди них? XVIII строфа

-Чем заканчивается сон Татьяны?

Вывод: Сон Татьяны вещий. Он предрекает будущие события: дуэль, будущее героев.


Учимся понимать текст

Выразительное чтение учащимися XXV - XXVIII строфы.

Вторая часть V главы посвящена именинам Татьяны. Пушкин начинает описывать этот день легко, весело.

-Опишите гостей, которые приехали на именины.

-Кого они нам напоминают?

- В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны? Зачитайте цитаты из текста, описывающие гостей.


Учимся понимать текст

-Как Онегин относится к поместному дворянству?

-Из-за чего произошла ссора?

-Какие чувства испытал Онегин?

-Что решил сделать Онегин?

-Как он отомстил ?

-На какой последний танец приглашает Онегин Ольгу?

  • Котильон - танец, которым обычно заканчивается бал.

Учимся понимать текст

-Как отреагировал на это Ленский?

-Как ведут себя герои ?

- Как изменились суждения Ленского об Ольге?


Выводы

Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походили на людей, а на самом деле "один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой... вот череп на гусиной шее вертится в красном колпаке...".

  • Татьяна видела во сне не сказку, не просто ужасы, рождённые фантазией. Её тонкий, суеверный ум по заслугам оценил окружающих жалких людей.

Выводы

-Какова же композиционная роль сна Татьяны в романе?

(Связывает прошлое и будущее, объясняет поступки героев, определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывает будущее; жизнь героев не удалась, она похожа на дурной сон.)


Тест по 5 главе:

1.Какого времени года ожидала природа, по I строфе 5 главы?

а) зимы

б) весны

в) лета

2. Кто любовался из окна «зимы блистательным ковром»?

а) Ольга

б) Татьяна

в) Онегин

3. О каком народном празднике, длящемся от Рождества до Крещения, идет речь в начале пятой главы?

а) о святках

б) о Крещении

в) о Пасхе

4. Кого она видит за столом в хижине?

а) страшных чудовищ и Онегина

б) страшных чудовищ

в) гостей, которые должны приехать на её именины

5.Какое большое взъерошенное животное приходит во сне к Татьяне?

а) лев

б) собака

в) медведь


Тест по 5 главе:

6.Кого убивает Онегин во сне Татьяны?

а) страшных чудовищ

б) Ленского

в) медведя

7.Какую книгу держала в руках Татьяна, проснувшись поутру после странного сна?

а) любовный роман

б) толкователь снов

в) стихи Пушкина

8.На каких транспортных средствах приехали гости на именины к Татьяне?

а) кибитки, брички

б) возки, кибитки, брички, сани

в) возки, кибитки, брички

а) Флянова

б) Буянова

в) Петушкова

10.Какое место за столом занимают Онегин и Ленский?

а) рядом с Ольгой

б) рядом с Татьяной

в) прямо против Тани


Тест по 5 главе:

11.Какой пирог был на именинах Татьяны?

а) жирный, подгорелый

б) жирный, пересоленый

в) жирный, недосолёный

12. Каким образом Евгений поздравил Татьяну?

а) «он молча поклонился ей»

б) «он молча посмотрел на неё»

в) «он прочитал ей стихи»

13.Во время какого танца «в огромной зале все дрожало»?

а) во время польки

б) во время вальса

в) во время мазурки

14.Какой первый танец танцевал Онегин с Ольгой?

а) мазурка

б) вальс

в) котильон

15.К чему привели ухаживания Онегина за Ольгой?

а) к ссоре Ленского с Ольгой

б) к ссоре Онегина с Татьяной

в) к ссоре Онегина с Ленским и вызову на дуэль


Домашнее задание:

  • Перечитать 6 главу;
  • выполнить тестовые задания;
  • рассказ с цитированием «Сон Татьяны»;

4. дать характеристику гостям на именинах Лариных.

Именины Татьяны Лариной (анализ эпизода из 5 главы романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин").

В.Г.Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни", так как в этом романе отразилась как в зеркале вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта находятся жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека. Евгений Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых лишних людей. Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь Петербурга убила в нем все чувства, стремления, желания. Он "до времени созрел", стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века - "хандру". Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь, не способно воскресить его душу.

Образ Татьяны Лариной - противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку и подчеркивал отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Неслучайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.

На именины в дом съезжаются гости, Татьяну сажают напротив Онегина, она молчит, готовая упасть в обморок. Онегина раздражает взволнованное состояние Татьяны и большое количество гостей. Он решает отомстить Ленскому, который обещал, что их будет мало...

Следовательно, кошмары сна начинают сбываться сразу же. Онегин с нежностью смотрит на Татьяну, "он сердце Тани оживил", а потом откровенно ухаживает за Ольгой. Ленский не верит собственным глазам. Когда же Ольга отказывает ему в танце, так как уже приглашена Онегиным, Ленский в гневе уезжает. Завязка трагедии началась.

Известно, что Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины", характер ее формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответа на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно.

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душев ную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена "воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным". Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: "...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем".

Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным. Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины.

В разбираемом эпизоде затронута наряду с другими проблемами тема дружбы и любви. Началось все с того, что в первой главе автор говорит об Онегине: "друзья и дружба надоели". Но почему, кто в этом виноват? Вероятно, отчасти сам Онегин, выбравший своим идеалом индивидуализм или даже эгоизм произведений Байрона. Кроме того, чуть позже мы узнаём о том, что в кабинете Онегина находился бюст Наполеона, и Пушкин говорит: "Мы почитаем всех нулями, а единицами - себя. Мы все глядим в Наполеоны..." Разве это в некоторой степени не об Онегине?

Одной из причин того, что Онегину надоела дружба - его хандра. Но почему она овладела им, а автором, который предстает в романе его другом, - нет? Они оба умны, честны, оба понимают недостатки общества, но в Онегине нет желания действовать, желания изменить что-либо, желания пойти наперекор этому обществу. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как, впрочем, и балы, и светское общество), но и делать он ничего не хочет.

И с Ленским Онегин подружился вначале просто потому, что больше в деревне, куда он попал после смерти дяди, общаться было не с кем. Пушкин называет их (Ленского и Онегина) "от делать нечего друзьями". Это так и есть - им обо им действительно было нечего делать: Онегину - из-за его скуки и хандры, а Ленскому - из-за его неопытности и наивности. Он не знал настоящей жизни, не мог приспособиться к ней. И автор, и Онегин - старше Ленского, и неудивительно их ироничное и шутливое отношение к его романтической натуре. Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью - он был своему приятелю наставником, покровителем.

Любовь Ленского к Ольге - также плод его романтического воображения. Нет, он не любит Ольгу, он любит образ, созданный им самим. Романтический образ. А Ольга... Обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой автору "надоел... безмерно". Недаром Онегин, который был намного мудрее и опытнее Ленского, сказал: "Я выбрал бы другую, когда бы был, как ты, поэт..."

Но почему же Онегин так уверен, что не сможет полюбить сам? Он встречает Татьяну, ту самую "другую", и она признается ему в любви (надо, однако, заметить, что Татьяна влюблена -не в полностью реального Онегина, а отчасти опять же в образ, созданный на основе сентименталистских книг). А что же Онегин? Он уверен, что "не создан для блаженства", но это на самом деле не так. Он просто боится полюбить, боится пробудить чувства, убитые за время его пребывания в свете. Да, именно там, в светском обществе, он разучился по-настоящему дружить и любить. Там такие понятия, как дружба и любовь, отсутствуют - они заменяются ложью, клеветой, общественным мнением.

Следовательно, именины Татьяны - это своеобразный нервный узел произведения, где сон - мистическое предостережение, поведение скучающего Онегина - завязка дуэли, а сомнения Татьяны - предтеча любви.

Система заданий по изучению романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Составила Новосёлова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка, литературы и МХК, Пермский край, город Лысьва, МБОУ «СОШ № 6»

1 глава. День Онегина.

1 вариант – биографы Евгения Онегина. Восстановите биографию Онегина и заполните таблицу. 1 – 14 строфы.

Этап жизни

комментарий

1. Где родился.

2. Родители.

3. Как учили и воспитывали.

4. Круг чтения.

5. «Наука страсти нежной»

2 вариант – историки моды. Проследите по тексту, каковы предпочтения Онегина в одежде, в парфюмерии, в еде (строфы 15, 16, 21, 23, 24, 25, 26, 27)

Одежда Онегина

Вещи, которые окружают его

3 вариант – организаторы развлечений. Проследите по тексту, как проводил свой день Онегин и какие чувства при этом испытывал (строфы 15 – 22, 27-28, 35 – 36)

Маршрут Онегина

Чувства героя

    Автор задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?» Зная о воспитании, образовании, образе жизни героя, попытайтесь ответить А.С. Пушкину. Докажите свою точку зрения, обратившись к тексту 1 главы (строфы 36 – 44)

    Онегин и Пушкин: «всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной»

Основание для сравнения

1. Образование

2. Отношение к творчеству

3. Отношение к друзьям и любви

4. Отношение к театру

5. Отношение к моде

6. Герои и общество (45)

7. Отношение к природе (54, 55, 56, 57, 58)

Глава 2. Онегин в деревне: знакомство с Ленским и Лариными .

    Онегин и Ленский

Основание для сравнения

1. происхождение

2. образование

3. Круг чтение

4. черты характера

6. отношение к любви

7. отношение друг к другу

Вывод: Что объединяет героев? Почему они стали друзьями?

Напишите синквейн на тему « Ольга», « Татьяна».

Булатова Вика

Ольга

Весела, простодушна.

Цвела, любила, веселилась.

Ольгин портрет надоел Пушкину.

Банальность.

Татьяна

Печальная, задумчивая.

Молчала, скучала, грустила.

Пушкину нравится образ Татьяны.

Загадочность.

Щукина Настя

Ольга

Простодушная, послушная.

Банальность.

Татьяна

Печальная, боязливая.

Глава 3. Письмо Татьяны к Евгению Онегину.

Трёхчастный дневник по 3 главе

Ключевое слово

Цитата из главы

Что мы понимаем о героях (их чувствах, мыслях) их этой цитаты?

1. «Которая Татьяна?»

2. «Пора пришла, она влюбилась»

3. «Я, няня, влюблена…»

4. «Письмо Татьяны предо мною»

5. « И нет ответа…»

6. «Блистая взорами, Евгений…»

Письмо Татьяны.

Что есть любовь для героини?

Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир, проникнуть в тайны её души? Заполните двухчастный дневник.

Ключевые слова

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры