Архитектурные проекты казакова. Архитектор русской усадьбы

Главная / Чувства

Портрет Р.Р.Казакова (?)

Моя статья про него, опубликованная под названием "Известен только специалистам"(за что особое спасибо редакции!) в газете "История" (издательский дом "Первое сентября"). 2007. № 24. http://his.1september.ru/2007/24/20.htm
Писалось, естестенно не для них, а для академического вестника истории литературы искусства. Самой газеты еще не выдел, поэтому текст даю в том варианте, в котором он был в нее отправлен, кроме ссылок, в газетном варанте они будут, а в жжшном убились. То же и с картинками: наверяка в газетный вариант они вошли не все. В "Вестнике" старые чернобелые картинки будут в самой статье, а цветные на вклейках.

"Имя выдающегося архитектора Родиона Казакова известно главным образом лишь специалистам по истории архитектуры. Слава его великого учителя и старшего товарища Матвея Казакова несравненно больше, хотя Родион Казаков оказался достоин своего учителя. Начав свой творческий путь архитектурным учеником "Экспедиции Кремлевского Строения", он, обучаясь у Василия Баженова и Матвея Казакова, успешно продолжил их деятельность, а затем возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма. Из за своей фамилии (в советском архитектурном «пантеоне» не могло быть сразу двух Казаковых) Р.Р.Казаков оказался менее известен и его творчество не так детально изучено, хотя, безусловно, это был зодчий первого плана, очень яркий и талантливый мастер, имевший свою творческую индивидуальность, создавший постройки, которые долгое время определяли образ Москвы.

Библиография о Р.Р.Казакове очень скудна. Хотя по его творчеству защищена диссертация П.В.Панухина «Творчество Родиона Казакова и его место в архитектуре московского классицизма» , но, к сожалению, она так и не была издана в виде монографии. До нас не сохранился даже достоверный портрет Р.Р.Казакова. Копийное изображение, находящееся в Музее русской усадебной культуры в Кузьминках, и выдаваемое за портрет Р.Р.Казакова вряд ли таковым является…
Родион Родионович Казаков (1758 –1803), родившийся на двадцать лет позже Матвея Казакова и умерший на девять лет раньше, был потомственным москвичом. Он происходил из семьи мелкопоместного дворянина прапорщика архитектуры в «архитекторской команде» князя Д.В.Ухтомского. От отца Р.Р.Казаков и получил первоначальные знания об архитектуре. Детство и юность Р.Р.Казакова прошли в родительском доме недалеко от Кремля в Староваганьковском переулке (впоследствии его собственный дом находился в Немецкой слободе на Гороховом поле) .
В 1770 г. в шестнадцатилетнем возрасте Р.Р.Казаков выдержал экзамены и поступил в Архитектурную школу Экспедиции Кремлевского строения Московского отделения Сената, которой в то время руководил В.И.Баженов, участвовал в создании макета Большого Кремлевского дворца, спроектированного В.И. Баженовым. В качестве ученика (гезеля) он в 1774 г. был направлен к М.Ф.Казакову; под его руководством в составе архитектурной команды занимался разборкой ветхих строений Кремля, составляя их обмерные чертежи в 1770-1773 гг. Как лепщик Р.Р.Казаков работал на строительстве спроектированного М.Ф.Казаковым Пречистенского дворца Екатерины II в Москве, и за эту работу получил чин сержанта.
В 1776 г. он создал свой первый самостоятельный архитектурный проект классицистического Нововоробьевского дворца – дворца императрицы на Воробьевых горах, сооруженного с использованием бревен Пречистенского дворца. За этот проект, принесший ему известность, Р.Р.Казаков получил звание архитектора, и стал одним из признанных московских зодчих.
С того времени он стал получать множество заказов: в 1781-1782 гг. принял участие в строительстве Екатерининского дворца в Лефортове (сначала его строил архитектор князь П.В.Макулов, но из-за просчетов при строительстве его пришлось начинать заново, кроме Р.Р.Казакова в постройке Лефортовского дворца принимали участие В.С.Яковлев, А.Ринальди, а с 1780-х гг. Д.Кваренги, который создал портик со стороны сада и знаменитую многоколонную лоджию на фасаде).

Лефортовский дворец. Фото кон. 19-нач. 20 в Частное собрание (Москва)

В Москве и Подмосковье по проектам Р.Р.Казакова велось интенсивное строительство частных особняков. В 1782-1792 гг. вместе с другими архитекторами Экспедиции Кремлевского строения Р.Р.Казаков работал по заказам наместника Новороссийского края и фаворита Екатерины II князя Г.А. Потемкина (предполагается, что Р.Р.Казаков был приглашен для их проектирования и сооружения ворот крепости в г. Херсоне). Особое место в творчестве Р.Р.Казакова занимает и культовое зодчество. Все спроектированные им культовые постройки декоративны и носят ярко-выраженные светские черты. Типичными их элементами являются ротонда-бельведер и использование дорического ордера. Практически во всех своих работах Р.Р.Казаков выступает, как талантливый представитель зрелого («строгого») московского классицизма. Крупным этапом в жизни Р.Р.Казакова стала его длительная работа в 1778-1803 гг. в подмосковном имении княгини А.А.Голицыной Кузьминки, ныне уже давно находящимся в городской черте. Сменив на посту архитектора Кузьминок И.П.Жеребцова, не изменяя в основном уже сложившуюся планировку Кузьминок, Р.Р.Казаков дал ей новую жизнь перестроив отдельные ее элементы. За время работы в Кузьминках Р.Р.Казакова были реконструированы господский дом и флигеля, церковь, Слободка - комплекс для дворовых людей, был построен еще один хозяйственный комплекс – Садоводство с оранжереями и домами для садовников и Китайским (Щучьим) прудом, выкопан канал, соединивший Китайский пруд с устроенным на речке Чурилихе (Голедянке) Нижним или Мельничным прудом(в настоящее время Нижний Кузьминский).

Господский дом в усадьбе Кузьминки (вверху северный фасад, внизу южный). Фото нач. 20 в. (из изд.: Порецкий Н.А. Село Влахернское, имение Князя С. М. Голицына. М., 1913).

Обилие работ требовало привлечения к ним и других архитекторов, в 1783 г. Р.Р.Казаков, занятый и на выполнение других архитектурных заказов, привлек к деятельности в Кузьминках мужа своей сестры архитектора Ивана Васильевича Еготова (1756-1814), первое время осуществлявшего функции надзора за строительством (сразу же ему был поручен надзор за перестройкой господского дома) , т.е. занимавшегося реализацией казаковских проектов. Впоследствии И.В.Еготову пришлось доделывать многое, начатое или спроектированное в Кузьминках Р.Р.Казаковым, но только после его смерти И.В.Еготов начал самостоятельную деятельность, в Кузьминках. Несмотря на значительный масштаб деятельности Р.Р.Казакова в Кузьминках, этой части его архитектурного наследия не повезло. При восстановлении усадьбы после Отечественной войны 1812 г. многие сооруженные им здания были заменены новыми по проекту Д.И. и А.О.Жилярди. В 1916 г. пожар уничтожил господский дом Кузьминок, реконструированный в 1783-1789 гг. по проекту Р.Р.Казакова (архитектурный надзор вел И.В.Еготов). Тогда его надстроили антресольным этажам, парадные помещения: спальня, кабинет, зал были украшены живописью, переделали и другие помещения. Одновременно и реконструировали и флигеля, которых тогда было не два как сейчас, а четыре - небольшие одноэтажные деревянные здания, выдержанные в классицистических формах.
Судить о творчестве Р.Р.Казакова даже по старым изображениям этого несохранившегося до наших дней ансамбля достаточно сложно, самые ранние из них относятся к 1828 и 1841 гг., а после смерти Р.Р.Казакова дом перестроил в 1804-1808 гг. И.В.Еготов, одновременно реконструировав флигеля и спланировав территорию Парадного двора. Ансамбль перестраивали и позже. После Отечественной войны 1812 г. господский дом Кузьминок был восстановлен и заново обставлен, однако флигеля, сильно обветшавшие к тому времени были заменены новыми, сооруженными в 1814-1815 гг. по проекту Д.И.Жилярди. В 1830-1835 гг. господский дом, флигеля и галереи были реконструированы, но изменения в основном коснулись внутренних планировок этих сооружений. Эти работы была начаты Д.И.Жилярди, а после ее отъезда за границу продолжены его двоюродным братом А.О.Жилярди. Так окончательно сформировался облик, по определению Ю.И.Шамурина этого самого деревенского из всех подмосковных помещичьих домов. На его месте по проекту С.А.Торопова в 1927 г. был выстроен новый главный корпус Института экспериментальной ветеринарии, значительно превосходящий его по габаритам, но более простой по силуэту.
В настоящее время единственным памятником архитектуры в Кузьминках, связанным с именем Р.Р.Казакова, является церковь Влахернской иконы Божьей матери, к которой относительно недавно вернулась прежняя роль доминанты в ансамбле имения. Ее сооружали в два этапа. В 1759-1762 гг. были выстроены: церковное здание, первоначально имевшее барочный декор (окончательно отделано и освящено только в 1774 г.), а также отдельно стоявшая деревянная колокольня. На основании косвенных данных можно предположить, что авторство проекта церкви принадлежало петербургскому архитектору С.И.Чевакинскому, по проекту которого то время шло строительство “Пречистенского дома” М.М.Голицына (ныне Волхонка, 14). Автором проекта колокольни, выполненного весной 1760 г., был И.П.Жеребцов. Хотя имя Р.Р.Казакова прямо не указано в документах, авторство проекта церкви несомненно принадлежит ему: в то время он был единственным крупным проектирующим архитектором в имении, а функции И.В.Еготова носили технический характер. Церковь была реконструирована в 1784-1785 гг. в формах зрелого классицизма. Также была построена новая колокольня вместо прежней. В ходе реконструкции церковь получила новое завершение – круглый барабан с люкарнами, увенчанный главкой. С четырех сторон были пристроены портики и крыльца. Перед церковью возвели круглую в плане каменную двухъярусную колокольню с ордерным членением фасадов. Любопытно, что какое то участие в этих работах принимал В.И.Баженов: его имя значится в смете, составленной для покупки необходимого строительного материала.

Церковь Влахернской иконы Божьей Матери в усадьбе Кузьминки. В верху фото нач. 20 в. (из изд.: Порецкий Н.А. Село Влахернское, имение Князя С. М. Голицына. М., 1913), внизу фото М.Ю.КОробко 2005 г.

К сожалению, этот интереснейший памятник сильно пострадал в советское время. Церковь была закрыта в 1929 г. и обезглавлена, а в 1936-1938 гг. в результате перестройки под Дом отдыха ЦК профсоюза автомобильной промышленности (видимо, по проекту С.А.Торопова), она утратила прежние стилистические черты, превратившись в трехэтажный жилой дом. Только в 1994-1995 гг. по проекту архитектора Е.А.Воронцовой был проведен комплекс работ по восстановлению церкви: в ходе реставрации разобрали поздний третий этаж, воссоздали прежнюю систему арок и сводов, возвели колокольню на монолитном железобетонном фундаменте на месте старых остатков, выявленных в результате археологических раскопок; провели большой объем работ по вычинке кирпичной кладки и воссозданию белокаменного и лепного декора фасадов; изготовили конструкции кровли с покрытием медью, главы и кресты с позолотой.
Параллельно с деятельностью в Кузьминках Р.Р.Казаков выполнял ряд не менее важных и ответственных заказов, среди которых особое место занимает застройка района Андрониевской площади в Москве. По его проектам были построены церковь Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе – бывшей вотчине Андроникова монастыря (Большая Коммунистическая улица, 15/2) доминирующая в панораме Заяузья, расположенное поблизости частное народное училище и грандиозная четырехъярусная надвратная колокольня Андроникова монастыря, ставшая второй по высоте в Москве после кремлевского Ивана Великого (высота 79 м). Выстроенная в 1795-1803 гг. колокольня, создав новый образ парадного въезда в монастырь, стала его доминантой (этот интереснейший памятник классицизма был уничтожен в 1929-1932 гг.). Рядом с колокольней была построена усадьба городского головы П.Хрящева. Таким образом, был сформирован классицистический образ Андрониевской площади, фрагментарно сохранившийся до наших дней.

Колокольня Андроникова монастыря. Фото 1882 г. из альбома Н.А.Найденова. ГНИМА им. А.В.Щусева

Церковь Мартина Исповедника - большой мощный пятиглавый храм, сооруженный в 1791-1806 гг. на средства одного из богатейших московских купцов В.Я.Жигарева, позже ставшего городским головой (здание частного народного училище было сооружено в 1798 г. также на средства В.Я.Жигарева). Церковь состоит из двухсветного четырёхстолпного четверика с большой полукруглой апсидой, примыкающего к нему с запада притвора (повторяет форму апсиды) и соединённой с ним коротким переходом высокой трехъярусной колокольни. Подчеркнутая монументальность постройки, несвойственная московской архитектурной традиции, породила легенду о том, что Р.Р.Казаков повторил в нем собор св. Петра в Риме (одним из поводов для сооружения храма было посещение Москвы императором Священной Римской империи Иосифом II). После Отечественной войны 1812 г. церковь, пострадавшая от пожара, восстанавливалась в 1813-1821 гг.: тогда приводились в порядок железные покрытия и облицовка здания. При одном из ремонтов был заложен открытый прежде переход между храмом и колокольней, восстановленный при реставрации здания (церковь, в 1931 г. была закрыта и стала снова действующей только в 1991 г.).

Церковь Мартина Исповедника. Фото 1882 г. из альбома Н.А.Найденова. ГНИМА им. А.В.Щусева

Еще одно известное культовое здание, сооруженное по проекту Р.Р.Казакова и являющееся хорошим образцом зрелого классицизма, является одноглавая церковь Варвары на Варварке - первая от Кремля в знаменитой цепи храмов и палат Зарядья (Варварка, 2). Небольшая, но поставленная в самом начале улицы, она до сих пор определяет ее образ (первоначально фиксировала угол квартала на пересечении улицы Варварки и несохранившегося Зарядьинского переулка). Церковь одноглавая, завершена купольной ротондой с барабаном и главой, крестообразная в плане; из-за пониженного рельефа местности поставлена на высокий подклет, к улице она обращена восточным фасадом, поэтому алтарь выделен не в самостоятельный апсидный объем, а декорирован мощным коринфским портиком, также как и другие фасады здания. Двухъярусная колокольня, сооруженная по проекту А.Г.Григорьева в 1820-х гг., была снесена в советское время, но восстановлена при реставрации 1967 г. (ныне церковь действующая). Здание было выстроено в 1796-1804 гг. на средства майора И.И.Барышникова и московского купца Н.А.Смагина. В 2006 г. под церковью Варвары был обнаружен прекрасно сохранившийся белокаменный подклет более древнего храма, возведенного на этом месте в 1514 г. зодчим Алевизом Новым – автором Архангельского собора в Московском Кремле. Постройка Р.Р.Казакова, большая по площади, превратилась в своего рода футляр для остатков алевизовского здания, и, благодаря этому, оно прекрасно сохранилось.

Церковь Варвары на Варварке. Фото 1882 г. из альбома Н.А.Найденова. ГНИМА им. А.В.Щусева

С именем Р.Р.Казакова связывают сооруженную в 1798-1802 гг. огромную городскую усадьбу владельца железоделательных заводов И.Р.Баташева, (с 1878 г. Яузская больница, ныне Городская клиническая больница № 23, Яузская ул. 9-11). К сожалению, авторство Р.Р.Казакова не имеет точного документального подтверждения, однако художественные достоинства памятника и характер прорисовки многих его деталей дома дают основания предполагать, что в его создании принимал участие Р.Р.Казаков. Реализовывал проект крепостной архитектор Баташевых М.Кисельников, видимо тот, который строил и баташевское родовое гнездо в усадьбе Выкса.
Усадьба И.Р.Баташева с господским домом и флигелями, формирующими ансамбль парадного двора, является выдающимся памятником эпохи классицизма, ее ордерный и лепной декор - один из лучших в московских постройках начала XIX в. (одно время этот комплекс даже приписывался В.И.Баженову). Первоначально господский дом имел декоративную лоджию и галерею, с которой открывался вид на парк в сторону Яузы. Усадьба серьезно подновлялась после пожара 1812 г., а после организации здесь Яузской больницы, была частично перестроена: открытые галереи парадного двора и лестницы-лоджии заложены; в 1899 г. была построена церковь. Часть интерьеров при этом, правда, была утрачена, но главный фасад сохранился.

Господский дом усадьбы И.Р.Баташева в Москве. Фото нач. 20 в. Частное собрание (Москва)

Параллельно с усадьбой И.Р.Баташова по проекту Р.Р.Казакова в в 1799-1801 гг. прошла реконструкция городской усадьбы вице-канцлера князя А.Б.Куракина, возглавлявшего в то время Коллегию иностранных дел России (ул. Старая Басманная, 21). Главный дом стал двухэтажным, получив портик коринфского ордера. К отдельно стоящему «полуциркульному» служебному корпусу была сделана пристройка- коридор шириной в 1 м. 60 см., т.е. одна из внешних стен корпуса превратилась в перегородку внутри здания. Анфиладная планировка была заменена на череду изолированных комнат и зал с объединенным коридором вдоль наружной стены здания (в 1836-1838 гг. архитектор Е.Д.Тюрин надстроил корпус вторым этажом и соединил его с главным домом) .
В 1790-1800 гг. Р.Р.Казаков вместе со своим учителем М.Ф. Казаковым работал над созданием «Альбома партикулярных строений города Москвы» - своеобразного каталога построек московского классицизма, так называемых «казаковских альбомов» (всего их шесть). В «Альбомы» вошло описание 103 московских особняков, более 360 чертежей и планов. Р.Р.Казаков был создателем большей части изобразительного материала для них. Чертежи хранились в «Чертежной» при Оружейной палате Московского Кремля, директором которой Р.Р.Казаков стал в 1801 г. В том же году он работал «по исправлению» Кремлевского дворца, а в 1802 г. осматривал “ветхости” в Кремле.
Имя любого крупного мастера, как правило, связано и с ложными атрибуциями: многочисленными и зачастую, неаргументированными попытками увидеть его руку в неатрибутированных памятниках. В данном случае Р.Р.Казаков не исключение. Ложным атрибуциям способствует его фамилия, велик соблазн приписать многие его работы более знаменитому М.Ф.Казакову. К сожалению, некоторые атрибуции памятников Р.Р.Казакову имеют откровенно фантастический характер. Значительный размах деятельности Р.Р.Казакова в Кузьминках привел к тому, что с его именем стали ошибочно связывать и некоторые работы, проведенные в этой усадьбе, но не имеющие к нему никакого отношения. Согласно справочнику «Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е годы)» от деятельности Р.Р.Казакова в Кузьминках «…сохранился только немного измененный главный дом Слободки на Тополевой аллее» . Однако Слободка в Кузьминках не имеет, да и никогда не имела никакого «главного дома». Видимо, автор статьи в справочнике имел в виду больницу или больничный флигель, сооруженный в 1808-1809 гг., по проекту И.Д.Жилярди - деревянное одноэтажное здание с мезонином и двумя, выступающими по краям ризалитами. Действительно в специальной литературе его строителями обычно называют Р.Р.Казакова и И.В.Еготова, забывая или не зная, что ни в одном из документов по строительству больницы в Кузьминках никто из них не упоминается (Р.Р.Казаков вообще скончался за пять лет до начала ее сооружения).
Не является постройкой Р.Р.Казакова и Дом садовника (Серая дача) на Садоводстве в Кузьминках, сооруженный в 1829-1831 гг., видимо, по проекту Д.И.Жилярди (в 1972 г. он сильно пострадал от пожара, из-за аварийного состояния часть уцелевших от пожара стен была разобрана, в 1975 г. произошло полное обрушение деревянной части здания, что помешало проведению дополнительных исследований по нему, в 1976-1979 гг. дом был воссоздан по проекту архитектора И.В.Гусева, т.е. на его фундаменте был возведен новодел).
Р.Р.Казаков действительно проектировал Дом садовника для Кузьминок, построенный в 1797 г., но это было совсем другое здание, занимавшее другой участок. Известно, что в 1829 г., заключив контракт с новым садовником Андреем Ивановичем Гохом, владелец Кузьминок князь С.М.Голицын распорядился выстроить ему новый флигель"…избрав для сего приличнейшее место позади оранжерей, чтоб его не видно было от дому и из саду… Старый же флигель, где жил прежний садовник, оставить для помещения садовых учеников" , т.е. казаковский Дом садовника некоторое время существовал и после постройки нового, но впоследствии был разобран (в паспорте на Серую дачу, годом ее постройки ошибочно указан - 1797 –й, охранная доска с этой же датой висит и на самой Серой даче).
Обычно Р.Р.Казакову приписывают и устройство «Звезды» - французской, то есть регулярной части парка Кузьминок, состоящей из 12 аллей, расходящихся из одного центра, (она же «Двенадцатилучевой просек», "Роща 12 -ти прешпектив" или "Часы"). Однако, нам удалось установить, что «Звезда» была создана еще до привлечения Р.Р.Казакова к работам в Кузьминках. Ее автором был садовник И.Д.Шрейдер (Шнейдер), под руководством которого весной и летом 1765 г. в прилегающем к усадьбе лесу были прорублены "прешпекты", один из которых открыл вид на церковь со стороны Выхинского поля. Тогда же, очевидно по желанию мужа владелицы имения М.М.Голицына возник вопрос о переносе одного из павильонов – "галереи", которую И.Шрейдер предложил поставить "прямо против прешпекту нового на конце у пруда" («Звезда» в Кузьминках была одним из первых отечественных парков, имевших такую планировку, и как выяснилось, была создана раньше подобного парка в знаменитом Павловске под Петербургом, ранее считавшегося образцом для нее).
Вместе с тем с большой долей уверенности с именем Р.Р.Казакова можно связать сооружение господского дома в подмосковной усадьбе бригадира Н.А.Дурасова Люблино, расположенной по соседству с Кузьминками (ныне в черте Москвы). Считается, что уже в 1801 г. там был сооружен ныне существующий господский дом, имеющий, в плане форму креста, концы которого соединены колоннадами (хотя, скорее всего, это лишь дата начала строительства). Такая необычная композиция породила легенду о том, что якобы дом построен в виде ордена святой Анны, которым очень гордился его хозяин. Правда реальных доказательств этого нет, как, впрочем, и документа, подтверждающего награждение Н.А.Дурасова этим орденом. Однако, это предание интересно само по себе, как пример народного полунаивного объяснения того, как могла появиться постройка, отличавшаяся от принятого в то время стандарта для загородных помещичьих домов.

Люблино. Фрагмент гравюры по рисунку неизвестного художника. Сер. 19 в. ГИМ.

Господский дом в усадьбе Люблино. Фото нач. 20 в. Частное собрание (Москва)

В действительности же формы господского дома в Люблине восходят к проектам “знаменитого Неффоржа” – теоретика французского классицизма Жана-Франсуа Неффоржа, которые имели вполне заслуженную популярность во 2-й половине XVIII в. Среди них есть и тот, который можно с полным правом признать в качестве прототипа дома в Люблине: так называемый “Проект центрического сооружения”, датированный 1757-1778 гг. Разумеется, при своем воплощении он был существенно переработан, однако основная идея Ж.Неффоржа, выразившаяся в создании центрического особняка, была сохранена. Не исключено, что, в основе именно такой композиции здания лежит масонская символика. Существует устойчивая традиция, приписывающая на основании литературных данных авторство господского дома усадьбы Люблино архитектору И.В.Еготову, но основания для этого весьма сомнительны. Кроме того, сам И.В.Еготов не создал, и даже не спроектировал ничего такого, что можно было бы поставить рядом с Люблиным. Анонимный автор одной из первых статей о Люблине, опубликованной в журнале “Живописное обозрение” в 1838 г., судя по тексту, близкий тогдашним владельцам Люблина Писаревым, являвшихся родственниками Н.А.Дурасова, не упоминая И.В.Еготова, сообщил, что Н.А.Дурасов “…поручил строение господского дома отличному архитектору Казакову, и как видно, требовал не столько удобств для самого себя, сколько простора и роскошного помещения для своих гостей” . Безусловно, здесь имеется ввиду Р.Р.Казаков, под руководством которого И.В.Еготов работал в Кузьминках. Эта публикация по-новому рисует роль Р.Р.Казакова: очевидно, Р.Р.Казакову принадлежал проект люблинского дома, а непосредственное наблюдение за строительством осуществлял И.В.Еготов. Именно так этот тандем работал в Кузьминках, и нет оснований полагать, что этот порядок, мог быть нарушен в Люблине.

Господский дом в Люблине (фрагменты). Фото М.Ю.Коробко. 2007 г.

Одновременно с господским домом в Люблине были возведены или реконструированы другие усадебные сооружения, в основном возведенные из кирпича, в отличие от большинства подмосковных усадеб того времени (среди них был и большой комплекс театральных зданий) и нельзя исключить участие Р.Р.Казакова и в этих работах.
Документальное изучение памятников архитектуры может расширить круг работ Р.Р.Казакова, сделав наше представление о нем и его творчестве существенно полнее. Поиск произведений Р.Р.Казакова возможен как в Москве, так и в провинции. В частности, к кругу его работ Р.Р.Казакова обычно относят двухколоколенную церковь Святого Духа, построенную в подмосковном селе Шкинь (ныне Коломенский район Московской области) - выдающийся памятник классицизма. Церковь в Шкини была сооружена между 1794 и 1798 гг. по заказу генерал-майора Г.И.Бибикова, также являвшегося владельцем известной подмосковной усадьбы Гребнево, правда в последнее время авторство этого памятника связывают с творчеством Н.Леграна, что не бесспорно (наблюдал за строительством, видимо, архитектор И.А.Селехов) . По нашему мнению не исключена причастность Р.Р.Казакова и к проектированию огромной белокаменной церкви в Гусе-Железном Баташевых. Вполне возможно казаковское авторство и проектов церквей принадлежавшим Баташевым селам вокруг Выксы: Досчатое и Виля. Возможно, памятником, построенным по проекту Р.Р.Казакова, является церковь Симеона Столпника за Яузой.
Далеко не все попытки обнаружить новые казаковские работы бесспорны: есть мнение о том, что Р.Р.Казаков привлекался к разработке замысла подмосковной усадьбы князя А.В.Урусова Осташево (Волоколамский район) – известно, что он принимал участие в строительстве на территории московской городской усадьбы Урусовых. Однако на наш взгляд это маловероятно: флигеля с башнями в Осташове якобы выполненные по проектом Казакова производят впечатление хозяйственных построек по недоразумению поставленных неопытным архитектором на парадном дворе усадьбы вместо хозяйственного (отметим, что очень похожие постройки входят в состав конного двора в усадьбе князей Меньшиковых Черемушки или Черемушки-Знаменское, ныне оказавшейся в черте Москвы). Традиционно Р.Р.Казакову приписывается сооружение пригородной дачи на берегу реки Яузы (ныне Волочаевская ул., 38). Теоретически через Голицыных – владельцев Кузьминок Р.Р.Казаков мог получить такой заказ (Строгановы являлись их родственниками). Однако нет документальных оснований для такой атрибуции. Тем не менее поиски казаковских работ должны быть продолжены, поскольку Р.Р.Казаков является крупным, но незаслуженно забытым зодчим, по вкладу в московскую архитектуру стоящим в одном ряду со своими учителями В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым".
Автор Михаил Коробко

АПД: "Серьезный" вариант статьи cо всеми ссылками опубликован в изд:
Коробко М.Ю. Родион Родионович Казаков// Вестник истории, литературы, искусства. Т. 6. М., 2009.

(1738-1812) русский архитектор

Казаков Матвей Федорович никогда не выезжал из России и не учился ни у кого из иностранных мастеров. И тем не менее его постройки отличаются совершенством и вызывают восхищение даже сейчас, спустя многие десятилетия после смерти архитектора. Он и в истории культуры остался как великий русский зодчий-самоучка.

Матвей Казаков родился в Москве, где его отец служил копиистом, а по-современному - писарем Адмиралтейской конторы. Это обстоятельство сыграло свою роль и в судьбе Матвея, поскольку государственные служащие освобождались от крепостной зависимости.

В истории архитектуры осталось очень мало сведений о том, где будущий зодчий прошел начальное обучение. Известно только, что Матвей рос смышленым мальчиком и с малых лет отличался верным глазом и хорошим почерком. Когда ему исполнилось двенадцать лет, неожиданно умер его отец, и мать устроила сына учеником в архитектурную школу, которую открыл в Москве зодчий Д. Ухтомский. Там Матвей Казаков вскоре стал одним из лучших учеников, и Ухтомский назначил его своим помощником.

Матвей Федорович Казаков руководил группой учеников, которые занимались обмером кремлевских построек, предназначенных к сносу или перестройке. Замысел Ухтомского состоял в том, чтобы воспитать людей, сведущих не только в архитектуре, но и в строительной практике. Занимался он с ними и историей архитектуры.

Вместе со своими товарищами Казаков совмещал теоретические занятия с практической работой. Все это помогало развитию не только архитектурного вкуса, но и строительных навыков. Под руководством Ухтомского, Матвей Казаков также много занимался и рисованием. Эти навыки впоследствии проявились в замечательных рисунках Казакова, на которых он запечатлевал каждое из построенных им зданий.

Его первой самостоятельной работой стало восстановление сгоревшей в мае 1763 года Твери. Он был направлен туда вместе с другим учеником Ухтомского П. Никитиным. Матвей Казаков занимался застройкой центральной части города в соответствии с тем планом, который составил Никитин. Впервые в русской градостроительной практике он создал центр города в виде восьмиугольной площади. В Твери Казаков прожил четыре года, и его деятельность была признана настолько удачной, что по возвращении в Москву он был назначен в экспедицию Кремлевского строения и стал ближайшим помощником известного архитектора Василия Баженова .

Вместе с Казаковым, Баженов разработал проект реконструкции Большого Кремлевского дворца. Однако этому замыслу не суждено было осуществиться, так как вскоре утвердили Генеральный план строительства Москвы, и Матвею Казакову пришлось заняться проектированием здания Сената. Оно было построено в полном соответствии с проектом и стало украшением Кремля. Сегодня в нем находится администрация президента Российской Федерации.

После Кремля Казакову поручили перестройку Московского университета. Зодчий создал ансамбль из нескольких зданий, который определил архитектуру целого района. Впоследствии в разработанной Матвеем Казаковым стилистике, было построено здание Манежа.

Матвей ФедоровичКазаков был типичным представителем именно московской архитектурной школы, которая развивалась в рамках классицизма. Все его постройки проектировались вокруг четко обозначенного центра. Излюбленной формой для Казакова был небольшой круглый зал - ротонда. Ротонда видна в каждой его постройке. Поэтому и храмы Казакова отличались от традиционных. Они имели просторное внутреннее помещение, над которым располагалась колокольня. Поэтому в силуэте доминировала вертикальная ось, из-за чего здание как бы устремлялось вверх.

Простота внешних форм у Матвея Казакова всегда компенсируется изысканностью внутренней отделки. Архитектор подробно разрабатывал детали декора каждой своей постройки, и даже мебель нередко изготовлялась по его чертежам. Вот почему современники прозвали его «российским Мансаром», сравнивая со знаменитым французским архитектором.

Одновременно со строительством университетских зданий, Матвей Казаков разработал проект здания для Дворянского собрания, ныне Дом Союзов, где проводятся торжественные заседания и концерты. В свое время он будет описан Пушкиным в сцене бала Татьяны.

Этот проект Казакова стал образцом нового типа общественного здания, центром которого становится богато украшенный праздничный зал. Крупные колонны, отделанные искусственным мрамором, в сочетании с зеркалами и прекрасными хрустальными люстрами, также изготовленными по эскизам Казакова, сделали Колонный зал подлинной жемчужиной Москвы. Позже мотивы этой постройки неоднократно повторялись в различных городах России и в другой столице российского государства - Санкт-Петербурге.

Последней крупной постройкой Матвея Казакова, возведенной в Москве, стала Голицынская больница (ныне это Первая городская клиническая больница). Деньги и земельный участок для ее постройки были пожертвованы городу князем Д.М. Голицыным. Строительство больницы было завершено в 1801 году. Кроме проектирования комплекса зданий, Казаков занимался устройством обширного парка, который протянулся до самого берега Москвы-реки. В наружной и внутренней отделке больничных зданий зодчий применил свой излюбленный стиль - русский классицизм. Он сочетал геометрическую строгость линий с изысканностью отделки. Гордо стоящие высокие белые колонны придавали зданию легкость и торжественность. Оно не подавляло своей тяжестью, а как бы приглашало войти внутрь. И теперь больница сразу же привлекает внимание каждого, кто проезжает по Ленинскому проспекту.

Кроме постройки официальных зданий, основным направлением творчества Матвея Федоровича Казакова становится возведение небольших усадебных дворцов. Видимо, причиной подобного поворота в его творчестве явился восторженный отзыв Екатерины II о построенном им Петровском путевом дворце. Ознакомившись с постройкой, императрица назвала Казакова лучшим архитектором России. И ее приближенные стали наперебой заказывать ему различные постройки.

Наибольшее давление Матвей Казаков испытал со стороны всесильного Григория Потемкина , который усиленно уговаривал мастера отправиться в Екатеринослав и построить там задуманную любимцем Екатерины «третью столицу».

Однако Казаков не спешил принимать это предложение. Вначале он съездил на место будущих построек и убедился в утопичности этого замысла. Архитектор вернулся в Москву, где и прожил до конца жизни.

Кроме собственно творческой работы, Матвей Казаков впервые в истории русского зодчества занялся сохранением современного ему облика столицы. Вместе со своими учениками он в течение многих лет работал над грандиозным по тем временам предприятием - составлением «Генерального атласа Москвы», для которого создал своего рода живописный портрет Москвы. На рисунках и чертежах он запечатлел не только план, но и фасад каждого дома. В настоящее время, эти альбомы Казакова Матвей Федорович являются бесценным источником для реставраторов.

Значение работы Матвея Казакова было понято сразу же после 1812 года, когда началось восстановление Москвы после пожара. Но сам зодчий уже этого не увидел. Незадолго до того, как русские войска оставили Москву, он вместе с семьей перебрался в Рязань, где и умер от болезни сердца, не выдержав потрясения от известия о пожаре Москвы и гибели многих его построек.

Матвей Казаков родился осенью 1738 года. Его отец Федор Казаков – крепостной крестьянин когда-то был отдан помещиком в матросы. По воле случая Федор остался служить при Адмиралтейской конторе копиистом (переписчиком бумаг), что подарило ему и его семье свободу, трудолюбие же его обеспечило сыну прекрасное будущее.

В 13-летнем возрасте, в награду за безупречную службу отца, Матвей был зачислен в архитектурную школу архитектора Дмитрия Васильевича Ухтомского. Ученики его не только изучали теорию, но и получали практические навыки: контролировали процесс строительства, составляя рапорты обо всех замеченных ошибках. В 23 года, получив звание архитектурии прапорщика, Матвей Казаков поступает в мастерскую главного городового архитектора Москвы П.Р. Никитина. А спустя два года, в 1763 году дотла сгорает Тверь, и восстанавливать ее поручают команде архитектора Никитина. Казаков участвует в разработке генерального плана нового города, кроме того, он составляет проект архиерейского дома или, по-другому, Тверского дворца. Дворец стал лучшим зданием в городе и принес своему автору заслуженное признание.

После Твери была работа с Баженовым над проектом дворца в Кремле, строительство подъездного Петровского путевого дворца. Дворец еще не был закончен, а Казаков уже получает новый заказ – здание Сената в Кремле. Неудобное местоположение задуманного строения плюс блестящее решение означенной проблемы и - архитектор входит в ряды лучших своего времени. Заказов от частных лиц не счесть. В архитектуру городского дома М.Ф.Казаков вносит много нового. Он перерабатывает старую усадебную систему планировки дома и теперь тот ставится не в глубине участка, а напротив - по красной линии. Тем самым дома включаются всей своей, нередко прямо-таки дворцовой, архитектурой в общий облик города. Несколько десятков созданных им домов и дворцов, не считая многих крупных общественных зданий, украшали улицы Москвы. Особенно известны дом Демидова в Гороховском переулке, Гагарина на Петровском бульваре, Меньшикова на Большой Никитской, Барышникова на Мясницкой.

Сменив Баженова на посту начальника Кремлевской экспедиции, М.Ф.Казаков организует при ней архитектурную школу. Среди учеников три его сына: Василий, Матвей и Павел. Василий обучался архитекторскому делу с десяти лет, но уже в 22 года подал прошение об отставке по болезни – чахотка. Павел в 13 лет подал прошение о зачислении на службу в один день со старшим братом – Матвеем, которому на тот момент исполнилось 16. Через год оба брата уже получали жалованье в сто рублей в год. В 1800 году вместе с отцом работают над составлением «фасадического» плана Москвы. В 1810 году в возрасте 25 лет Павел Казаков умирает, немногим раньше от чахотки умирает и Василий. Матвей же прожил до 39 лет, был хорошо известен в Москве своими работами.

В 1800-1804 М. Ф. Казаков работал над созданием генерального и «фасадического» («с птичьего полета») планов Москвы и серии архитектурных альбомов (13) наиболее значительных московских зданий. Сохранилось несколько «Архитектурных альбомов М. Ф. Казакова», включающих планы, фасады и разрезы 103 «партикулярных строений» самого архитектора и его современников. Начальник Кремлевской экспедиции Валуев писал: «Только знаменитый и искуснейший архитектор, статский советник Казаков, прославленный и по всей России отличнейшими познаниями сего художества и практическим производством... наполнил не толико Москву, но и многие края России хорошими архитекторами».

В 1812 г. семья увезла М.Ф.Казакова из Москвы в Рязань. Здесь он узнал о пожаре. «Весть сия, - писал его сын, - нанесла ему смертельное поражение. Посвятив всю свою жизнь зодчеству, украся престольный град великолепными зданиями, он не мог без содрогания вообразить, что многолетние его труды превратились в пепел и исчезли с дымом пожарным».

Архитектура России 18-го века связана со становлением эпохи классицизма, для которой характерны лаконичность, простота, следование традициям и легкость. Предшествующий стиль барокко, основными проявлениями которого были эксклюзивность и пышность, требовал колоссальных затрат. Поэтому понадобилось изменение направления архитектуры на более бюджетное и демократичное.

Предыстория

В начале 18-го века культура Российской империи продолжила выход на европейский уровень. Появилась возможность приглашать в Россию иностранных мастеров и выезжать за пределы страны в Германию, Англию, Италию.

Создание нового направления в архитектуре было необходимо для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность страны и ее величие. Самые лучшие архитекторы занялись перестройкой городов. В Москве одним из зодчих был Матвей Федорович Казаков.

Биография архитектора

М. Ф. Казаков родился в 1738 году в Москве. Отец архитектора был крепостным крестьянином, которого по великой случайности направили работать в филиал в Адмиралтействе. Это обстоятельство позволило семье жить в центре Москвы и выбраться из крестьянской неволи.

Отец будущего архитектора погиб, когда мальчику было всего одиннадцать лет. После этого мать решила отдать Матвея в школу архитекторов. Девять лет учебы не прошли для мальчика даром - к двадцати годам он имел хороший и богатый опыт, потому что основное учебное время был занят в ремонте устаревших построек Кремля.

С 1768 года архитектор Казаков стал работать с великим русским мастером - Василием Баженовым. Более семи лет они совместно работали над проектом Кремлевского дворца. В результате недопонимания проект провалился, но бесценный опыт сохранился на долгие годы.

Первой самостоятельной работой было возведение Пречистенского дворца. После одобрения проекта императрицей на архитектора Казакова посыпался ворох предложений. Зодчему было присвоено звание городского архитектора, и он начал работать над Путевым дворцом в Петербурге. Параллельно Матвей Федорович занялся проектированием здания Сената. Именно здание Сената в Московском кремле стало первым памятников классицизма.

Любимой формой построек архитектора становится ротонда - цилиндрическое здание, увенчанное куполом. Характерным приемом мастера является яркий контраст в строгом фасаде здания и пышном богатом убранстве залов внутри.

Затем архитектор Казаков занимается проектированием Пречистенского дворца, который после нашествия войск Наполеона горел и был перестроен. В конце 18 века архитектор Казаков возводит здание Голицынской больницы в Москве.

Главным проектом Матвея является участие в 1782 году в строительстве первого корпуса Московского университета, который строился более тридцати лет и многократно перестраивался. В каждом районе столицы России найдется хотя бы одна усадьба, построенная под руководством Казакова.

В связи с событиями, происходящими в стране в начале 19-го в., родственники увезли его из Москвы. Весть о пожаре нанесла сильный удар архитектору. Мысль о том, что созданные им шедевры навсегда разрушены, очень разочаровала его. В октябре 1812 года великий архитектор России скончался в Рязани.

Проекты выдающегося мастера

Многие памятники пострадали во время пожара 1812 года и были реконструированы. Среди них:

  • Пречистенский собор в Москве.
  • Церковь митрополита Филлипа.
  • Старый корпус МГУ.
  • Благородное собрание.
  • Храм Вознесения.
  • Павловская и Голицынская больницы.
  • Дома-усадьбы Губина, Демидова и Барышникова.

Сенатский дворец

Строительство здания Сената в московском Кремле началось по указу императрицы Екатерины в 1776 году.

Дворец представляет собой треугольник с небольшим двором внутри, который разделен на три части. По периметру внутреннего двора построены коридоры, соединяющие все части помещения между собой. Углы здания срезаны и украшены аккуратными балкончиками. Дворец состоит из трех этажей, стоящих на высоком широком цоколе. Первый этаж облицован рустовым камнем, второй и третий разделяются пилястрями. Арка, открывающая вход во внутреннюю часть двора, опирается на устойчивые колонны, украшенные четырехколесным мраморным портиком.

В вершине равнобедренного треугольника располагается Екатерининский зал с огромным куполом. Его диаметр 24 м. Существует легенда, которая утверждает, что для доказательства прочности такого широкого круглого купола архитектору Казакову пришлось подняться на вершину и стоять, приплясывая более тридцати минут. Внутри зал украшен гипсовыми и барельефными портретами великих русских князей и правителей, скульптурными панно на аллегорические сюжеты из жизни императрицы Екатерины. Высота зала до вершины купола составляет около 30 м. Купол был украшен цинковой скульптурой Георгия Победоносца, которая была разрушена наполеоновскими войсками.

Строительство дворца велось до 1787 года. Изначально предполагалось, что в здании будет находиться резиденция Сената - Высшего органа власти Российской империи. Во время правления В. И. Ленина здесь находился его кабинет. В настоящее время дворец является рабочей резиденцией В. В. Путина.

Строительство Пречистенского дворца

Оно началось в 1774 году по случаю приезда Екатерины II в Москву для празднования победы над Турцией. Государыня не любила селиться в Кремле, считая его непригодным для жизни. Получив осенью известие о том, что Екатерина навестит со всей своей свитой Москву, князь Голицын поднял суматоху. Архитектору Матвею Казакову было поручено преобразить дом для дорогой гостьи.

За основу покоев Екатерины был взят дом Голицыных на углу Волхонки, к нему надумали присоединить дома Лопухиных и князей Долгоруких. Объединить три здания в одно - нелегкая задача. К сожалению, хитроумный план не удался - государыня осталась недовольна постройкой. Холодные тесные помещения, круглосуточный запах из конюшен, длинные коридоры не привели никого в восторг. Екатерина прожила во дворце около пяти месяцев.

В 1860 году здесь расположился музей Голицыных, позднее был открыт Народный музей культуры города Москвы. Пречистенский дворец в настоящее время располагается по адресу Знаменский переулок, дом 1/14.

Храм Филиппа, Митрополита Московского

В 1777 году Матвей Федорович занялся обширной реконструкцией каменного здания. Строительство растянулось на десять лет. В настоящее время храм находится по адресу ул. Гиляровского, дом 35.

После революции 1917 года церковь пришлось закрыть, богослужения возобновились только в начале 1990-х годов. К счастью, внешний вид церкви не пострадал и является в настоящее время уникальным образцом классицизма в архитектуре.

Университет на Моховой в Москве

Это старый корпус Московского государственного университета. Был построен по указу императрицы Екатерины II. Проектированием занялся архитектор Казаков в 1782 году; строительство продлилось до 1793 года.

Архитектура здания замечательно вписалась в картину центра Москвы 18-го века. Матвей Федорович добился одновременно величественности и простоты, воссоздавая проект в стиле классицизма. Были возведены колонны с портиками, созданы огромные залы с высокими куполами, использовалась облицовка рустами.

К сожалению, корпус здания не сохранил первоначальный вид. За почти 250 лет существования здание многократно перестраивалось. В настоящее время в нем также обучаются студенты.

Благородное собрание

Построено по заказу князя Долгорукого в 1787 году в самом центре Москвы.

Двухэтажное здание, украшенное портиком с колоннами, опирающимися на цоколь и соединенные изящной аркой. Главной достопримечательностью проекта является Колонный зал. К сожалению, в 1812 году здание Благородного собрания ждала участь многих зданий столицы - оно тоже горело. Не обошлось без реставраций. Последняя проведена в начале 20-го века: был надстроен третий этаж, однако Большой зал остался нетронутым. В таком виде здание сохранилось до сегодняшнего дня.

Основное внимание архитектор Казаков уделил внутреннему убранству: большие хрустальные люстры, монументальные колонны вдоль белоснежных стен. Сначала стены и потолок украшали холсты известных художников, но после пожара они не были восстановлены.

Благородное собрание служило не только местом съезда князей и приближенных двора. Здесь также проводились балы, которые привлекали в свое время Пушкина, Лермонтова, Юсупова.

Храм Вознесения

Построен в начале 17-го века, а в 1793 году реконструирован Матвеем Федоровичем. Является одним из памятников русского раннего классицизма. Объемный круглый зал, опоясанный колоннами, широкий нависающий купол со шпилем - все, что характерно для работ архитектора Казакова.

В трапезной освящены два придела: Николая Чудотворца и во имя Моисея Боговидца. Последний появился в результате использования материалов разрушенного Моисеевского монастыря (располагался на месте Манежной площади).

После революции храм был закрыт и начал работу только в начале 1990-х годов.

Голицынская больница

Была открыта в начале 19-го века. Построена на средства князя Голицына выдающимся русским архитектором Казаковым Матвеем Федоровичем.

В 19-м веке входила в список лучших больниц Европы. В лечебнице располагалась клиническая база медицинского университета Москвы.

Здание больницы, как и остальные творения архитектора Матвея Казакова, является выдающимся памятником московской архитектуры эпохи классицизма. Портик, организованный из шести крупных колонн, создает своего рода парадный вход в больницу. Широкий купол с возвышающимся бельведером позволяет увидеть здание издалека.

В настоящее время входит в состав Городской больницы Москвы.

Усадьба Барышникова

Была построена Казаковым в 1802 году. В настоящее время располагается на Мясницкой улице.

Хозяин особняка - Иван Барышников - был большим ценителем архитектуры и искусства. В доме находилась большая коллекция картин известных художников. Купец уделял время самообразованию, по его инициативе строились учебные заведения в городах России. Дом чудом уцелел при пожаре, но был разграблен.

Усадьба построена архитектором Казаковым в форме буквы П, что позволило хозяевам считать свой дом настоящим дворцом. Выдвигающийся вперед портик, который широко использовался в эпоху классицизма, визуально увеличивает площадь внутреннего двора. Колонны, стоящие на высоком цоколе, придают торжественность фасаду здания.

Ныне в особняке разместился офис российской газеты «Аргументы и факты».

Матвей Казаков родился в 1738 году в Москве, в семье подканцеляриста Главного комиссариата Фёдора Казакова — выходца из крепостных. Семья Казаковых жила около Кремля, в районе Боровицкого моста. В 1749-м или начале 1750-го года умер отец Казакова. Мать, Федосья Семёновна, решила отдать сына в архитектурную школу известного зодчего Д. В. Ухтомского; в марте 1751 года Казаков стал учеником в школе Ухтомского и пробыл в ней до 1760 года. С 1768 г. работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения; в частности, в 1768—1773 гг. он участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 г. — в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле. В 1775 году Казаков был утверждён в звании архитектора.

Наследие Казакова включает множество графических работ — архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774—1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА).

Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов, А. Н. Бакарев, О. И. Бове и И. Г. Таманский. В 1805 году школа была преобразована в Архитектурное училище.

Во время Отечественной войны 1812 года родственники увезли Матвея Фёдоровича из Москвы в Рязань. Казаков скончался 26 октября (7 ноября) 1812 года в Рязани и был похоронен на кладбище (ныне не сохранившемся) Рязанского Троицкого монастыря. Его именем в 1939 году была названа бывшая Гороховская улица в Москве. Также его именем названа бывшая Дворянская улица в Коломне. В 1959 году в Керчи по инициативе главного архитектора города А. Н. Морозова вновь образованная улица стала носить имя Казакова в честь его 225-летия .

Работы М.Ф. Казакова тесно связаны с историей России, политическими и социальными событиями: Пречистенский дворец в Москве (1774—1776), Здание Сената в московском Кремле (1776—1787), Здания университета на Моховой (1786—1793), Ново-Екатерининская больница (1774-76), Благородное собрание (1775), Дом архиепископа Платона, впоследствии Малый Николаевский дворец (1775), Петровское-Алабино, дом-усадьба Мещерских (1776), Церковь Филиппа Митрополита (1777—1788), Путевой дворец (Тверь), Дом Козицких на Тверской (1780—1788), Храм Вознесения на Гороховом поле (1790—1793), Церковь Космы и Дамиана на Маросейке (1791—1803), Дом-усадьба Демидова в Гороховском переулке (1789—1791), Дом-усадьба Губина на Петровке (1790-е), Голицынская больница (1796—1801), Павловская больница (1802—1807), Дом-усадьба Барышникова (1797—1802), Петровский подъездной дворец (1776—1780), Генерал-губернаторский дом (1782).

Пречистенский дворец в Москве (1774—1776) - первая работа Матвея Казакова как архитектора принесла ему профессиональный успех. Данный дворец был построен для пребывания Екатерины II в Москве.

Сенатский дворец — выполнен М.Ф. Казаковым по заказу императрицы Екатерины Великой в классическом стиле. Ныне дворец - рабочая резиденция президента Российской Федерации.

Здания университета на Моховой (1786—1793) ныне символ эпохи Просвещения. Главное здание Московского университета построено по проекту Матвея Федоровича Казакова в конце восемьнадцатого века.

В настоящее время в старом здании находятся помещения и фонды Музея истории МГУ, мемориальный кабинет-библиотека ректора И.Г.Петровского, уникальные собрания университетской библиотеки, коллекции Антропологического музея им. Д.Н.Анучина, учебные помещения занимает институт стран Азии и Африки МГУ.

Многие произведения М.Ф. Казакова до настоященго времени сохранились как культурное наследие и имеют важное значение в жизнедеятельности столицы: впоследствии в них открыты художественные галереи, больницы, залы для проведения торжественных мероприятий. Например, в 1776 г., по проекту М.Ф.Казакова была построена усадьба для князей Гагариных, затем этот шедевр классицизма стал Ново-Екатерининской больницей.

Отметим, Благородное собрание в Москве — это здание построенное в Охотном ряду для московского дворянского собрания (1775). В советское время переименовано в Дом Союзов и в нем трудился В.И. Ленин, Н.К. Крупская. Сейчас в залах Дома Союзов проводят различные мероприятия и конференции, праздники: юбилеи деятелей науки, литературы и искусства, проводятся музыкальные концерты.


Матвей Федорович Казаков реализовал разнообразные проекты от Кремлевского дворца до различных павильонов. Благодаря его произведениям: учадьбам, дворцам, церквям Москва приобрела более выразительный облик. Феномен М.Ф. Казакова в проектировании городов стал мировым архитектурным наследием.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры