Армянские хачкары. Что такое армянские хачкары и зачем они? Армянский хачкар 5 букв заканчивается на ла

Главная / Чувства

Армения - страна густо усыпанная хачкарами , и они являются достаточно важным элементом армянской культуры, . Если у нас кресты устанавливают, преимущественно, на кладбищах и религиозных объектах, типа церквей, в последнее время - на въездах в населенные пункты, то в Армении хачкары ставятся в самых разных местах, хотя, конечно, ближе к церквям и монастырям их концентрация заметно возрастает.



Аллея хачкаров возле разрушенного землетрясением храма, Гюмри

Как нам объяснил Миша из «Цахкадзор Тревел», хачкар - это такая материальная форма общения человека с Богом . Если у кого-то случилось что-то хорошее, то в качестве благодарности высшим силам он может установить хачкар. Если кто-то очень просит о чем-то Бога - тоже хороший повод закрепить свою просьбу красивым хачкаром. В общем-то, хачкары ставили по поводу и без повода. На границах обжитых земель - для ограждения от нечистой силы. Правители изгалялись в установке хачкаров пошикарнее, дабы все видели, как они круты и боголюбивы.




О происхождении слова.


Хачкар состоит из двух частей, хач - крест, кар - камень.


Англоговорящим гражданам может прийтись по душе вариант hach-car (гашишмобиль) или hatch-car (люк-машина), но эти толкования ошибочны, хотя, конечно, гораздо смешнее.




Типичный хачкар (по определению из Я ндекс.словарей) представляет собой каменную стелу с изображением креста, либо в форме креста. Хачкары появились в конце VIII - начале IX в. вместо более ранних вотивных стел и колонн. Каменные плиты из туфа или базальта устанавливали лицевой поверхностью к западу (стране мертвых), группировали по два и три.





Покрывали витиеватой резьбой, как правило включавшей изображение креста. Большие хачкары (2-3 м в высоту) иногда имеют карниз от дождя; малые — вмуровывали в стены храмов или высекали в массиве стены. В XIII-XIV вв. хачкары с особенно изысканным орнаментом устанавливали в честь памятных событий, исторических дат. Рисунки орнаментов не повторяют друг друга. И действительно, посмотрите на приведенные фото поближе.





В общем, хачкар - хороший проверенный веками способ приложения креативных позывов. Не знаешь, что сотворить? Сделай хачкар, лишним не будет: богоугодно, красиво, и есть все шансы, что он переживет своего творца на многие сотни лет.





Хач» - это крест, и «кар» - камень. Но хачкар не просто каменный крест, а художественный символ армян. В нем отражается тонкое чувство красоты и история народа. Хачкар – явление чисто армянское. История возникновения крест-камня хачкара уводит нас в самое начало IV века, когда в 301г армяне приняли христианство. На месте памятников языческого культа воздвигались деревянные кресты в человеческий рост, но поскольку в ту эпоху деревянные памятники сжигались противниками не окрепшей еще, юной религии, христиане стали заменять их каменными – так называемыми крылатыми крестами. Обычно хачкар имеет около метра в основании и полтора метра в высоту. Но это необязательно, размеры разнообразны. Есть хачкары большие и маленькие. С помощью большого зубца камень крепится на могильной плите в нишах скал, в стенах церквей, хотя хачкары можно встретить везде - у храмов, часовен, памятных мест, напоминая о важном событии, дате или просто для украшения. Искусство крест-камня достигло таких высот, что справедливо сравнивалось с ювелирным: камнерез заполнял пространство таким мелким ажуром, что резец порой заменялся иглой. В центре хачкара высекается крест, а вокруг - травы, цветы, плоды, люди, звери, птицы, разные орнаменты и мотивы. Есть хачкары с изображением воинов на конях с копьями, крестьян в повседневной одежде, священников, женщин и младенцев. Есть хачкары с изображением распятия и евангелистов, с ангелами и святыми. Есть хачкары, посвященные историческим событиям, сражениям и битвам. Существуют камни, на которых изображены музыканты с музыкальными инструментами, бытовые сцены. Все зависит от мастерства и желания художника. Греческий ученый Мицос Александропулос был поражен: “Они берут большой камень и превращают его в кружево, ковер, сад, песню”. Таких садов и песен в Армении очень много, наверное, десятки тысяч, и каждый из хачкаров неповторим. Каждый год в Армении появляется все больше талантливых мальчишек, желающих стать варпетами, - так в чудесной каменной стране называют великих мастеров. Чтобы стать мастером - варпетом, нужно учиться с детства. Только любовь к искусству и кропотливый труд позволяют подарить радость людям. Тысячелетия проходят, но творения великих варпетов не перестают вызывать в человеке самое доброе, что только может вызвать настоящее искусство. О создании лучших хачкаров отечественные историографы сообщали как о событии не менее значительном, чем, скажем, строительство церкви. Чаще всего хачкар служил мемориальным памятником. Вот почему он, как правило, обращен на запад, к закату. Народ приписывал некоторым хачкарам способность исцелять недуги и называл их «Аменапркич» (Всеспаситель). Одним из лучших образцов такого хачкара является памятник работы мастера Ваграма, стоящий в монастыре Ахпат. К таким хачкарам совершали паломничества, им давали названия, даже воспринимали как силу, способную обуздать стихийное бедствие. Знаменитый хачкар «Цасум» («Ярость») наделялся умением отвращать или умерять землетрясение, засуху, град. Необыкновенной популярностью пользовались хачкары, связанные с преданиями о погибших героях, об умерших в разлуке влюбленных. В далекие времена, рассказывают, жил богатый человек, имевший красивую дочь. Влюбившись в нее, двое юношей отправили к отцу девушки сватов. Отец призадумался и сказал: – Есть у меня два пшеничных поля. Кто из вас быстрее пожнет пшеницу, за того и выдам дочь. Когда юноша, которого любила девушка, уже почти заканчивал жатву, к нему подошла злая старуха и солгала: – Несчастный, твой соперник уже закончил жатву и увел девушку в свой дом. Услышав это, юноша упал замертво. Узнав о гибели любимого, девушка умерла от горя. Их похоронили в одной могиле на краю того самого пшеничного поля, а их надгробие народ называет Ахчик-тги кар («Камень девушки и юноши»). В Армении есть места, где хачкары собраны вместе сотнями и даже тысячами, - настоящий лес! Только вместо деревьев каменные шедевры. Такие шедевры находились в Старой Джульфе (Старой Джуге), где были установлены порядка 10 тысяч армянских хачкаров (крест-камней). Но в Азербайджане окончательно решили вопрос армянского исторического наследия в Нахиджеване. В декабре 2005 года азербайджанские вооруженные формирования, проникнув на армянское кладбище в районе Старой Джульфы (Нахичевань) на берегу реки Аракс стали громить и разбивать с помощью кувалд, лопат и тяжелой техники армянские хачкары, и, перевозя хачкары на машинах, свалили в Аракс. Это преступление было заснято с иранского берега и распространено по всему миру. 16 февраля Европарламент принял резолюцию, осуждающую уничтожение армянских памятников в Нахичевани. За резолюцию проголосовало 85 депутатов Европарламента, против – 5. В ходе обсуждения документа парламентарии отметили неприемлемость уничтожения со стороны Азербайджана имеющих мировую ценность армянских хачкаров (каменных крестов).

Первые в мире добровольно приняли своей верой христианство и с тех пор, несмотря на гонения и притеснения веру не поменяли. Даже, несмотря на то, что из-за их вероисповедания, армяне подверглись в 1915 году резне на религиозной почве, получившей название . После, в Нагорном Карабахе опять остро встал вопрос веры и приверженности, не желания прогибаться и быть никем не тронутыми. Поэтому смело можно считать, что армянский народ выстрадал и доказал свое отношение к вере и к Богу.

В доказательство серьезного отношения и позиции «стоять на своем», армяне воздвигали на многочисленной территории, как Армении , так и поселений этнических армян сооружения, получившие название Хачкар. Дословно, в переводе с армянского, хачкар означает «камень-крест», что полностью описывает внешний вид этих архитектурных сооружений.

Итак, хачкар представляет собой некое архитектурное сооружение в виде каменной плиты и вырезанным посередине крестом. Зафиксированных, определенных правил, касаемо высоты плиты, украшения креста нет. Все это делалось «на глаз» и для армян это было своего рода выражением своей набожности, отдушиной и чем-то «своим». Нигде, кроме Армении и никем, кроме армян хачкары не воздвигались.

Исторически сложилось, что каменные плиты, очень напоминающие хачкары, своего рода предшественники, устанавливались на местах каких-либо воинских сражений, памятных мест и для обозначения обжитой территории. В старину, подобие хачкара можно было встретить у окраин деревень и поселений.

С принятием христианства, армяне придумали уникальный и абсолютно новый вид выражения приверженности своей религии. До того, как было придумано воздвигать данные каменные сооружения, очень часто можно было встретить деревянные кресты, которые в доли секунд уничтожались ярыми противниками христианства. Поэтому и было решено вместо дерева использовать камень, так как его невозможно сжечь, а значит, чтобы уничтожить данный памятник потребуется не только фанатичное отношение противников христианства к данной религии, но еще и усилия.

Разумеется, первые хачкары не были снабжены какими-то украшениями и не напоминали произведения искусства. Было все предельно просто: в каменной плите вырезался крест. И только спустя некоторое время, армянские мастера начали подходить к оформлению и к работе над хачкарами творчески, проявлять фантазию и свое творческое воображение. Именно из-за этого, армянские историки и искусствоведы разделяют хачкары на ранние и поздние. Ранние хачкары мы рассмотрели, давайте посмотрим их отличие от поздних.

В поздние хачкары стали вкладываться не только религиозные понятия, но и чувство творческого и прекрасного. Мастера долго выбирали породу, из которой создавалось основание хачкара и сама плита, подолгу трудились над размерами камня и, самым долгим, было оформление креста. Кстати, мастеров своего дела, знакомивших людей с прекрасными произведениями искусства, месяцами трудившимися над, казалось бы, обычным камнем, называли «варпетами». Варпеты днями и ночами трудились и вырезали различные изображения на заднем фоне креста. Это могло быть что угодно-от цветов и различных витиеватых украшений, до воинов с саблями, и зависело от того, где планировали установить хачкар.

Учитывая тот факт, что в Армении большое количество туфовых месторождений, варпеты стали использовать туф для своих хачкаров. Практически все, ныне сохранившиеся в Армении, хачкары изготовлены из этой легкой, пористой и отличающейся своей декоративностью породы камня.


Ко многим хачкарам многие армяне и туристы из разных стран приезжали и, приезжают по сей день, как к настоящему мемориалу, к силе, способной исцелить или направить на путь истинный. К таким относится хачкар, получивший название «Цасум», что в переводе с армянского означает «ярость». По поверью считалось, что Цасум способен усмирять стихии и бедствия, от которых страдает человек.

До сих пор у множества экскурсионных туров в любом городе Армении, есть направление, в котором туриста познакомят с известными воздвигнутыми хачкарами, в той местности, куда он приехал с визитом. У каждого хачкара есть своя легенда, своя история, которую гиды с удовольствием поведают гостю их города. Особой популярностью славятся хачкары, воздвигнутые в память героям, погибшим за свою Родину и влюбленным, которые были вынуждены разлучиться из-за классовой разницы, не угодности родителям.

Армению часто называют страной камней. Действительно, природа Армении богата различными каменными породами. Такие камни, как туф, базальт, травертин и обсидиан хорошо известны и популярны, как строительные и облицовочные материалы. Но есть в Армении особенные камни. Камни, которым нет аналогов ни у одного из народов мира и которые являются одним из национальных символов армянской культуры. Это хачкары.

Хачкар дословно переводится с армянского, как «крест-камень». Предшественниками хачкаров считаются каменные стелы — вишапы, которые устанавливались в древние времена в горах и около дорог для разметки территорий.
История возникновения хачкаров уводит нас во времена принятия христианства в Армении. Тогда в начале IV века на месте памятников языческого культа воздвигались деревянные кресты, но, поскольку в ту эпоху деревянные памятники сжигались противниками новой религии, христиане стали заменять их каменными.
Искусство «крест-камня» достигло таких высот, что справедливо его сравнивать с ювелирным. Мастер вырезал пространство таким мелким ажуром, что резец порой заменялся иглой.
Чаще всего хачкар служил мемориальным памятником. Вот почему он, как правило, обращен на запад, к закату. Хачкары также устанавливались в память о знаменательных событиях, таких, как победа в бою или возведение нового храма.
Расцвет искусства хачкаров приходится на XII – XIII вв. Такие Мастера или, как их называют в Армении — Варпеты, как Тимот, Мхитар, Момик, Аракел, Меликсет, Исраэл, оставили ярчайший след в национальной культуре. Их искусство и традиции востребованы и поныне.
На территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров, каждый из которых, несмотря на общий стиль, отличается своим неповторимым узором. Стоят они возле монастырей, в музеях, а также высоко в горах и в глухих лесах. Самое большое кладбище хачкаров в Армении находится в селе Норадуз, насчитывающем более 900 уникальных и неповторимых экземпляров.

Много красивых хачкаров в монастырском комплексе Гегард

Как и часть самого комплекса Гегард, хачкары также выбиты прямо в скале

Хачкары в Нораванке

Два очень красивых хачкара можете встретить на территории Кафедрального собора в Эчмиадзине. Также там установлен хачкар в память о жертвах Геноцида армян

Поле хачкаров в селе Ардви

Пожалуй, самые красивые хачкары Армении. Хачкар мастера Погоса в Гошаванке, хачкар в Бжни и два хачкара в колокольне монастыря Дадиванк в Нагорном Карабахе.

Хачкары Макараванка

И хачкар в виде креста на фоне ярких осенних красок

Хачкары Агарцина

Два шедевра из Ахпата и один хачкар, находящийся у монастыря Матосаванк в Дилижане

Хачкары на территории церкви в Ванадзоре

Хачкар возле села Одзун в Алаверди

Хачкары в Арени и Макраванке

И очень красивые экземпляры в Норадузе и Гандзасаре

Конечно здесь представлены не все образцы этих уникальных памятников архитектуры, ведь мастера продолжают работать и по сей день, создавая шедевры, которые через многие столетия будут иметь такую же историческую значимость, как и работы великих Погоса и Момика.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры