Бедные люди и шинель сравнение читать. Тема «маленького человека» в повести Ф

Главная / Чувства

Политическая ситуация в России
в первой половине XIX века
-Назревал кризис
крепостной системы,
-противоречия между
властью и обычным
народом,
-социальное неравенство,
-крепостной гнёт,
-тиранство дворян

Реалистическая литература
Назрела необходимость
создания реалистической
литературы.
Основной темой было
изображение бедственного
положения обычного народа.
На этом фоне рождается
новая тема «маленького
человека».

«Маленький человек»
«Маленькому человеку»
присуще низкое социальное
положение, бедность,
незащищённость, страх перед
жизнью, приниженность.
-в то же время кротость,
которая, однако, может
соединяться с ощущением
несправедливости
существующего порядка
вещей, с уязвлённой гордостью
и даже кратковременным
бунтарским порывом, как
правило не приводящим к
изменению сложившейся
ситуации.

С чего всё начиналось?
Первым писателем,
затронувшим тему
«маленького человека»,
можно считать Александра
Сергеевича Пушкина.
Его идея проста - мы
обязаны их пожалеть и
понять.

«Предшественники» темы
«маленького человека»
Николай Васильевич Гоголь
в повести «Шинель» хотел
показать, что личные качества
человека не воспринимаются,
важна только оболочка.
Для Гоголя важен
внутренний мир человека, а
не внешний, что он и хотел
показать в повести
«Шинель».

«Предшественники» темы
«маленького человека»
Роман Фёдора Михайловича
Достоевского «Бедные люди»,
погружает в глубь образа
«маленького человека», в его
психологию, показывает сознание.
Задача Достоевского состояла в
том, чтобы научить читателя
сочувствовать этим безропотно
терпящим нужду "бедным людям".

Внешность героев
Акакий Акакиевич Башмачкин
«низенького роста, несколько
рябоват, несколько рыжеват,
несколько даже на вид
подслеповат, с небольшой лысиной
на лбу, с морщинами по обеим
сторонам щек».
.

Внешность героев
Макар Девушкин «дожил до
седых волос;» «... одет
неприлично!», «Мой фрак старый
продам и в одной рубашке стану
ходить по улицам», «Ну что бы я
тогда, например, с моими сапогами
стал делать? Они у меня, почти
всегда в заплатках, да и подметки,
по правде сказать, отстают иногда
весьма неблагопристойно».
Оба главных героя служат в
департаменте, занимая должности
переписчиков бумаг

Характер героев
Характер Акакия Акакиевича
обезличен, как и общество, в
котором он живет.
Жизнь Башмачкина – это
непрерывная отчаянная борьба за
существование.

Характер героев
Макар Девушкин - слабый и очень
зависящий от мнения окружающих
человек.
«смирненький», «тихонький» и
«добренький», живет в страшной
нищете, впроголодь. Он вынужден
постоянно как бы оправдываться в
своем существовании.

Вторая сущность героев
«Исчезло и скрылось
существо, никем не
защищенное, никому не
дорогое, ни для кого не
интересное... но для
которого все ж таки, хотя
перед самым концом жизни,
мелькнул светлый гость в
виде шинели, оживившей на
миг бедную жизнь».
Акакий Акакиевич
Башмачкин раскрывает свою
вторую сущность в образе
призрака: бунтарскую,
способную к протесту или
даже мести.

Вторая сущность героев
Макар Алексеевич
Девушкин: «отчего одни
счастливы и богаты, а
другие бедны и
несчастны? Отчего такая
несправедливость?»
Благодаря любви он
чувствует себя
человеком, в нем
просыпается сознание
собственного
достоинства. Идеалист и
мечтатель.

Вывод
Изображенный в повести
Гоголя "Шинель" Акакий
Акакиевич Башмачкин - во всех
его чертах прямой
"предшественник" главного
героя "Бедных людей", Макара
Девушкина.
Источником счастья
Башмачкина является обычная
вещь, а у героя Достоевского –
возвышенная привязанность к
Вареньке Доброселовой,
вследствие чего он оживает,
очеловечивается.

Вывод
Следствием такого
превращения является
полное преобразование
"маленького" человека:
бессловесность,
имевшая место в
отношениях с вещью,
сменяется
перерождением в слове.

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.

Тема «маленького человека» стала со времени появления повести Пушкина «Станционный смотритель» одной из ведущих тем русской литературы XIX века. Можно сказать, что именно в этой теме воплотилась характерная особенность восприятия мира и человека, свойственная русскому национальному самосознанию. Нигде больше в мировой литературе так остро не воспринималось униженное положение человека, находящегося на самой нижней ступени социальной лестницы, нигде он не вызывал столь сочувственного отношения.

Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» и Евгений в «Медном всаднике» Пушкина, Поприщин из «Записок сумасшедшего» и Акакий Акакиевич Башмачкин в повести «Шинель» Гоголя открывают длинную череду «маленьких», незаметных, ничем не примечательных героев, которые страдают, терпят оскорбления и унижения "только потому, что им не дано быть обладателями высокого чина и звания. Порой им не хватает смелости и силы характера, часто они даже не вполне отдают себе отчет в том, что ущемляется их человеческое достоинство, иногда они так жалки и ничтожны, что отношение к ним читателя становится неоднозначным. Но все же ведущая линия темы «маленького человека» всегда связана с пафосом сострадания и гуманизма.

Именно так восприняли эту тему писатели, которые в середине 1840-х годов объединились вокруг Белинского и образовали так называемую «натуральную школу». Для них тема «маленького человека» становится центральной и наиболее значимой с социальной точки зрения. Недаром Ф.М. Достоевский, начавший свой творческий путь как представитель «натуральной школы», говорил: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Но и тогда, когда он не только расстался с этой группой писателей, но даже занял по отношению к тем, кого недавно считал своими единомышленниками, весьма критическую позицию, и тогда для Достоевского тема «униженных и оскорбленных», тема страдания «маленького человека» осталась центральной. Но в ее раскрытии он пошел своим путем, который во многом изменил и трактовку этой темы, и отношение к «маленькому человеку».

Впервые Достоевский предстал перед русским читателем как автор повести «Бедные люди», опубликованной в! 845 году в «Петербургском сборнике», который издавали писатели «натуральной школы». Эта повесть сразу выдвинула Достоевского в первый ряд среди молодых русских писателей и укрепила за ним славу «нового Гоголя».

Действительно, многое в этом произведении продолжает гоголевские традиции в раскрытии темы «маленького человека». Макар Алексеевич Девушкин, герой повести «Бедные люди», по своему социальному статусу явно принадлежит к «маленьким людям». Это, как и Акакий Акакиевич Башмачкин из гоголевской «Шинели», вечный титулярный советник, живущий в крайней бедности. Вот как описывает он свое жилище в письме Вареньке Доброселовой: «Ну, в какую я трущобу попал, Варвара Алексеевна. Ну, уж квартира! ... Вообразите, примерно, длинный коридор, совершенно темный и нечистый По правую руку его будет глухая стена, а по левую двери да двери, точно нумера, все так простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера, а в них по одной комнатке в каждом: живут в одном и по двое, и по трое. Порядку не спрашивайте - Ноев ковчег». Как это описание напоминает жилища тех героев романов Достоевского; которые появятся много позже -Раскольникова, Мармеладовых, Сонечки и других из числа «маленьких», «униженных и оскорбленных» людей!

Но вот что интересно: Макар Девушкин, как и Башмачкин, вовсе не видит в бедности и своем низком социальном положении чего-то недолжного, требующего изменения. Он так же, как и гоголевский герой, мирится со своей социальной и служебно-иерархической «малостью», искренне полагая, что «всякое состояние определено всевышним на долю человека. Тому определено быть в генеральских эполетах, этому служить титулярным советником; такому-то повелевать, а такому-то безропотно и в страхе повиноваться». Даже автохарактеристику Девушкин пишет в казенном стиле: «Состою я уже около тридцати лет на службе; служу безукоризненно, поведения трезвого, в беспорядках никогда не замечен».

Центральным эпизодом повести Достоевского, как и «Шинели» Гоголя, является встреча «маленького» чиновника с «его превосходительством» - «значительным лицом», по определению Гоголя. Как и Акакий Акакиевич, Макар Алексеевич растерян, робок, жалок. Вызванный к начальнику по поводу плохо переписанной им служебной бумаги, оробевший чиновник видит себя в зеркале и сам поражается: «Так просто было отчего сойти с ума оттого, что я там увидел». А увидел он свою жалкую, потрясенную страхом фигуру. Он сам себе не внушает в этот момент никакого уважения, да тут еще злополучная пуговица, давно болтавшаяся на нитке на стареньком мундире, вдруг обрывается и падает прямо «к стопам его превосходительства». Девушкин, и без того уже совсем потерявшийся, «бросился ловить» ее, и это окончательно его добило.

Кажется, что финал этой сцены должен напомнить читателю печальную историю Акакия Акакиевича Девушкин так пишет об этом Вареньке: «Тут уж я чувствую, что и последние силы меня оставляют, что уж все, все потеряно! Вся репутация потеряна, весь человек пропал!». Герой переживает в этот миг состояние, подобное в его глазах смерти. Но смерть эта совсем иная, чем у гоголевского Башмачкина, потому что, при всем внешнем сходстве, Девушкин принципиально отличается от героя «Шинели», как и от пушкинских «маленьких людей», и тем более от того типа этого героя, который стал так распространен в произведениях других писателей «натуральной школы». Можно сказать, что Достоевский не столько продолжает погоголевски развивать тему «маленького человека», сколько полемизирует с предшествующими трактовками, дает совершенно новый поворот этой теме.

Исследователь творчества Достоевского М М Бахтин назвал это «коперниковым переворотом в маленьком масштабе». Он говорил о том, что писатель «изображает не «бедного чиновника», но самосознание бедного чиновника. Мы видим, не кто он есть, а как он осознает себя». Это очень справедливая мысль, которую подтверждает даже сама форма повести, выбранная Достоевским.

Перед нами «роман в письмах», авторами которых являются два «маленьких человека» - Макар Девушкин и Варенька Доброселова. Трудно себе представить, что Башмачкин или же Вырин могли бы написать что-то подобное. Ведь в своих письмах Девушкин не просто рассказывает о каких-то событиях своей жизни, он их оценивает, анализирует, говорит о своих переживаниях, раскрывает свой внутренний мир. Именно в этом - в самом по себе наличии внутреннего мира - уже состоит принципиальное отличие «маленького человека» Достоевского от всех его предшественников. Но более того - писатель стремится не только показать существование внутреннего мира у таких людей, но и углубленно его изучить.

Таким образом, у Достоевского на первый план выходит интерес к психологии, столь характерный для его последующего творчества. Писатель стремился найти в «маленьком» человеке «большого», способного на глубокие чувства. Ведь для него Варенька - это и возлюбленная, и друг, и внимательный, понимающий слушатель, и объект его постоянной заботы. В его чувстве к этой девушке такая богатая всеми оттенками гамма, столько доброты и сострадания, что мы не можем не увидеть в этом герое подлинно человеческое лицо.

По-видимому, в этом и состоит его главное отличие от всех предшествующих ему «маленьких людей» в русской литературе - да и многих последующих. Лейтмотив этой темы у Достоевского - утверждение права «маленького человека» на личность и признание в нем таковой со стороны всех членов общества. Вот почему для Девушкина так унизительно сравнение с «ветошкой», то есть вещью. Для него самое главное, чтобы в нем видели уникальную, самобытную личность, как и в каждом другом человеке.

Интересно, как Макар оценивает тех литературных героев, в которых он находит некую аналогию с самим собой. Сравнивая себя с героями «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинели» Гоголя, он отдает предпочтение пушкинскому Самсону Вырину - слишком жестоким и беспощадным кажется ему (герою «Бедных людей») взгляд на подобного человека в повести Гоголя, где Акакий Акакиевич настолько обезличен, что становится неким символом титулярного советника вообще. Для Девушкина подобная ситуация кажется самой унизительной из всего, что с ним происходит или может произойти. Для него нет ничего мучительнее, чем превратиться в некий символ мелкого чиновника. Пыткой для него становится, когда «в целом ведомстве» «в пословицу ввели Макара Алексеевича»: «все на Макара Алексеевича». Вот это и есть для героя Достоевского оказаться ветошкой-вещью, которую другие люди вправе не отличать и не выделять из общего ряда.

Вот почему добрейший и кроткий Макар Алексеевич оказывается способным на негодование, гнев и даже ярость, когда возникает попытка затронуть его частную жизнь. Среди его соседей есть посредственный писатель Ратазяев, которого Девушкин называет «чиновником по литературной части». Как и другие соседи Девушкина, он узнает о переписке Макара и Вареньки, и собирается, как с ужасом говорит Макар Алексеевич, «в литературу свою поместить» «всю частную... жизнь» их. «Уж у бедного человека, по-ихнему, все наизнанку должно быть; что уж у него ничего Не должно быть заветного, там амбиции какой-нибудь ни-ни-ни!» - с возмущением говорит Девушкин. Он прав в том, что на самом деле писатели, подобные сатирически показанному Достоевским Ратазяеву, обезличивают «маленького человека», подлинные чувства которого превращаются под их пером в расхожий стереотип романа о «бедняцкой любви».

Именно с этой точки зрения - утверждения права «маленького человека» на личность - следует рассмотреть и финал сцены у «его превосходительства». Продолжая сравнение с «Шинелью», можно сказать, что у Гоголя Башмачкин умирает потому, что у него украли новую шинель, с которой герой связывает свое человеческое самосознание, незамеченное никем, даже всемогущим «значительным лицом», равнодушие которого окончательно добивает Акакия Акакиевича. У Достоевского Девушкин переживает состояние, подобное смерти, потому, что может утратить свое личностное самоуважение, которое никак не связано ни с шинелью, ни с вицмундиром, ни чем-нибудь подобным. Для героя Гоголя наступает физическая смерть, а Макара может настигнуть смерть духовно-нравственная.

Но, к счастью, этого не происходит: ведь и «значительное лицо» у Достоевского принципиально меняется. По традиционной схеме взаимоотношений «маленького человека» и его начальника «его превосходительство» должен был не только «распекать», но и окончательно унизить его - и этого Макар уже не вынес бы. Но происходит нечто совершенно неожиданное даже для самого Девушкина. Ведь начальник не просто подарил ему сто рублей - сама по себе сумма для бедного чиновника огромна и действительно помогает ему поправить свое положение. Но главное здесь другое: это человеческий жест начальника, которой, по словам Макара, «сами ему, соломе, пьянице, руку его недостойную пожать изволили!». Именно это спасает Девушкина, «воскрешает» его; «Этим они меня самому себе возвратили. Этим поступком они мой дух воскресили!».

Такого не дано было познать ни Акакию Акакиевичу, завершившему свою печальную историю актом мести значительному лицу, с которого призрак Башмачкина срывает шинель, ни кому-либо другому из многочисленных «маленьких людей», изображенных другими писателями. История Макара Алексеевича Девушкина не становится от этого счастливой - ведь жизнь его остается трудной, полной лишений и унижений, а девушку, с которой связана его глубоко в душе хранимая любовь, он все же теряет. Но «коперников переворот» Достоевским совершен: после его «Бедных людей» появятся «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание» и другие романы, где будет утверждаться Личность человека как созданья Божьего, независимо от того, в каких условиях эта личность вынуждена существовать. Ведь главное - это всегда оставаться человеком. И в этом с Достоевским трудно спорить, как бы мы не относились сейчас к тому, что «бедность - не порок».

– признанный классик мировой литературы. Его перу принадлежат знаменитые романы, давшие жизнь нетипичным персонажам и героям с нетривиальной биографией. Но некоторые характеры, описываемые автором в произведениях, дополняют плеяду образов, разработанных предшественниками Достоевского. Макар Девушкин – персонаж, позволивший литератору раскрыть тему «маленького человека» в творчестве.

История создания

Роман «Бедные люди» оказался успешным. Произведение принесло молодому Достоевскому славу и статус талантливого писателя. Критики Григорович, и положительно комментировали его работу.

Впервые роман, написанный в эпистолярном жанре, опубликован в 1846 году в «Петербургском сборнике». Работая над ним, Достоевский вдохновлялся примерами из собственной жизни. Его семья была небогата. Отец работал в больнице, куда судьба приводила немало искалеченных душ. Юношей Достоевский слышал много историй о лишениях и роковых ошибках.

Макар Девушкин, придуманный Достоевским для изображения в романе, имел характеристику фантастического персонажа. Так его окрестили литературоведы. Увлеченный творчеством и , Достоевский долго искал подходящий образ для героя. Начав работать с типом личности, которого автор называл «странный человек», Достоевский понемногу стал ощущать сочувствие и интерес к подобным персоналиям. Описывая эту реалистическую и вместе с тем фантастическую фигуру, он искренне переживал за героя, признаваясь, что в некоторых моментах писал Девушкина с самого себя.


Герой романа «Бедные люди» Макар Девушкин – яркий пример «маленького человека», с типажом которого читателей знакомили Гоголь и Пушкин. из «Шинели» и из «Станционного смотрителя» обладали схожими чертами характера. Девушкин, в отличие от Башмачкина, одержим любовью не к вещи, а к человеку. В этом смысле важно значение имени героев. Их фамилии напрямую указывают на приоритеты.

«Бедные люди»

Макар Девушкин – чиновник 47 лет, отличающийся специфичным характером. Этот персонаж встречается читателям и в романе «Белые ночи». Проводя анализ характера и поступков героя, автор тщательно описывал его, предвосхищая последующих героев формата «маленького человека».


Почему Макар Девушкин «маленький человек»? Мелкий чиновник боится обсуждений и пересудов. Он боится оторвать взгляд от стола, чтобы не вызвать недовольства. Он опасается, что за ним наблюдают, и повсюду видит несуществующих врагов, которые желают ему зла. В душе Девушкина живет страх перед людьми, поэтому он инстинктивно ощущает себя жертвой. Такую шутку играет с мужчиной его воображение, хотя окружающие готовы признать его равным. Он даже стыдился курить в обществе.

Находясь в вихре собственных фантазий, Девушкин отстраняется от реальной жизни. Его деятельность – активное написание писем, позволяющих избежать прямого общения с собеседниками и излить при этом душу.

Варвара Доброселова – преданная читательница и возлюбленная Девушкина. Признания мужчины тяготят девушку. Она укоряет его в сложности характера и стремлении выставить себя обиженной жертвой и несчастным человеком.


Иллюстрация к книге "Бедные люди"

Макар Девушкин был тихим и скромным человеком, отдавшим 30 лет службе. Он целыми днями занимался бумажной работой и терпел насмешки коллег. Находясь в бедственном положении, мужчина постоянно как бы оправдывает свое существование. Его бедность носит не только финансовый, но и моральный характер. Внутренний трагизм героя порождает сложное духовное состояние, в котором Девушкин пребывает постоянно. Он испытывает страх и унижение. Его преследуют мнительность и ожесточенность. Периодически героя охватывает сильная тоска.

Макара Девушкина можно назвать «маленьким человеком» еще и потому, что Девушкин не находит в себе сил помочь возлюбленной Вареньке, когда та оказывается в страшном положении. На пороге голодной смерти больная девушка не дожидается поддержки и участия мужчины. Инфантилизм героя соседствует со склонностью к философии. Его внешность непримечательна. Он тяготеет к спокойной и размеренной жизни, отличается целомудрием и бескорыстием. Любовь к Вареньке позволяет Девушкину чувствовать себя человеком. В нем невольно просыпается чувство собственного достоинства.


Макар и Варенька видятся редко, хотя он специально поселился рядом с ней. Водя девушку в театр и на прогулку, мужчина опасается слухов и сплетен, оберегает ее честь. Общение героев происходит посредством писем. Скромный чиновник со скучной работой делится с девушкой душевными переживаниями и предстает нежным заботливым человеком.

Идеалист Девушкин пытается защитить Вареньку от суровых будней. Узнав, что Варенька получила недостойное предложение от одного офицера, Макар выслеживает того и заступается за возлюбленную, но героя спускают с лестницы.

Любовь к Вареньке – безответна, и в этом заключается трагизм судьбы Девушкина. Благодетель и друг в глазах Вареньки, он вынужден демонстрировать отеческую симпатию и обещает ей все, что в его силах, чтобы удержать девушку рядом с собой. Его образования и воспитания не хватает для участия в литературных собраниях соседа, но, подпитываемый иллюзиями, герой мнит себя будущим писателем, поэтому придирчиво оценивает написанные им письма.


Сцена из спектакля "Бедные люди"

Не случайно в романе упоминается произведение «Шинель». Варенька как будто видит в образе гоголевского героя приятеля и дает Девушкину книгу с намеком. Девушкин узнает себя в Акакии Акакиевиче. Последнее написанное им письмо переполнено отчаянием.

Для Макара Девушкина ударом становится замужества Вареньки. Она пренебрегает участием покровителя и отдает себя на волю Быкова, человека, некогда обесчестившего ее. Поступок девушки кажется странным, ее можно укорить в эгоизме и поиске выгодного варианта, коим не являлся Девушкин.

Цитаты

Главный герой романа обладает комплексом неполноценности, и это подтверждают цитаты из произведения. Отзываясь о насмешках товарищей и обсуждениях со стороны, Девушкин пишет Варе:

«Ведь меня что, Варенька, убивает? Не деньги меня убивают, а все эти тревоги житейские, все эти шепоты, улыбочки, шуточки».

Иллюстрация к книге Гоголя "Шинель"

Для него много значит мнение окружающих, под которое по собственной воле Девушкин вынужден подстраиваться даже в вопросах личной жизни:

«...По мне все равно, хоть бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить, я перетерплю и все вынесу... но что люди скажут? Враги-то мои, злые-то языки эти все что заговорят, когда без шинели пойдешь?».

Прочитав повесть Гоголя, Девушкин чувствует себя раскрытым. Он понимает, как мелка его жизнь, и сам себе сочувствует, пытаясь оправдать выбранный образ жизни:

«Прячешься иногда, прячешься, скрываешься в том, чем не взял, боишься нос подчас показать – куда бы там ни было, потому что пересуда трепещешь, потому что из всего, что ни есть на свете, из всего тебе пасквиль сработают, и вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, все напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено!».

Девушкин Макар Алексеевич — главный герой романа «Бедные люди» Достоевского, пожилой чиновник. Тип маленького человека. Ближайшие литературные предшественники героя — гоголевские «маленькие люди» Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» и Поприщин из «Записок сумасшедшего», Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» Пушкина. Образ Девушкина, продолжая гоголевскую линию изображения маленького человека, также отчасти полемичен по отношению к нему. Если герой Гоголя одержим желанием приобрести шинель, вещь, то герой Достоевского одушевлен бескорыстной любовью к живому человеку (фамилия «Башмачкин» — вещная, «Девушкин» — личная. К. Мочульский).

Добрый, смирный, и тихий, Макар Девушкин тридцать лет на службе, всю жизнь переписывает бумаги, подвергаясь насмешкам и издевательствам со стороны сослуживцев и соседей. Он живет в страшной нищете, впроголодь. Он вынужден постоянно как бы оправдываться в своем существовании. Бедность — не только социальная, но и личная трагедия Девушкина. Она порождает особое душевное состояние, которое герой сам осознает как чувство беззащитности, запуганность, униженность и вследствие этого ожесточенность, мнительность. Время от времени его охватывает тоска от постоянного самоуничижения. Макар Девушкин бессилен помочь Вареньке Доброселовой, когда ей угрожает голодная смерть, когда она больна и обижена злыми людьми. Время от времени в нем поднимается протест. В конце концов он начинает задаваться «либеральными» вопросами: отчего одни счастливы и богаты, а другие бедны и несчастны? Отчего такая несправедливость?

Невзрачная наружность героя контрастирует с его горячим сердцем, душой отзывчивой и впечатлительной. Он любит цветы, птичек, идиллические картины природы, жизнь безмятежную и мирную. Все его восхищает и трогает. Он глубоко, целомудренно и самоотверженно любит Вареньку, которой бескорыстно помогает из своих скудных средств. Благодаря этой любви он чувствует себя человеком, в нем просыпается сознание собственного достоинства. Он нарочно поселяется поблизости от нее, чтобы видеть ее окошко. Однако Девушкин старается скрыть их отношения, целомудренно опасаясь возможных насмешек и сплетен. Встречаются они редко и далеко от дома (Девушкин водит ее гулять и в театр), а в остальное время обмениваются письмами. В них он, человек одинокий и замкнутый, до встречи с ней живший очень уединенно, делится с возлюбленной всеми горькими и радостными событиями своей жизни, трогательно заботится о ней, укоряет ее за то, что она утомляет себя работой, называет ее ласковыми именами: «маточка», «жизненочек». Идеалист и мечтатель, Макар Девушкин из романа «Бедные люди» Достоевского пытается защитить Вареньку от грубых и грязных посягательств жизни. Он выслеживает офицера, приходившего к Вареньке с «недостойным предложением», является к нему в дом с целью объясниться — и в результате спущен с лестницы.

Драма Девушкина не только в его бедности, но и в неразделенной любви к Вареньке, которая ценит его как друга и благодетеля, но не более. Свою любовь он скрывает под отеческой приязнью, придумывает различные предлоги, чтобы удержать Вареньку, обещает, что сделает все, чтобы она не знала забот. Он понимает, что малообразован, и жаждет высокого, с энтузиазмом принимает участие в литературных собраниях своего соседа-литератора Ратазяева и даже мечтает сам стать «сочинителем литературы и пиитой». Девушкин заботится о слоге своих посланий. Он читает «Шинель» Гоголя, которую дает ему пекущаяся о пополнении его образования Варенька, узнает во всех подробностях быта Акакия Акакиевича свою жизнь и тем не менее считает изображение «неправдоподобным», а повесть называет «пасквилем» и «пустым примером из вседневного, подлого быта». В отличие от гоголевской повести «Станционный смотритель» Пушкина по душе Макару, в ней он узнает свое «собственное сердце, какое оно уже там ни есть». В его последнем, прощальном письме Вареньке звучит глубокое страдание и отчаяние.

Образ маленького человека у Гоголя, Достоевского и Чехова

Тема изображения маленького человека не является новой в русской литературе того времени. Предшественником этих трех писателей в изображении маленьких людей можно считать Пушкина. Его Самсон Вырин (Станционный смотритель) и Евгений (Медный всадник) как раз представляют собой мелкое чиновничество того времени. Но у Пушкина не просматривается какая-то определенная линия в изображении психологии маленьких людей, его идея проста мы обязаны их пожалеть и понять. И лишь у Достоевского, Гоголя и Чехова изображение маленького человека приобретает иное звучание и выходит на первый план. Достоевский здесь является последователем Пушкина, углубив его идеи, тогда как изображение маленького человека у Гоголя и Чехова резко отличается от пушкинских традиций.

советники (самый низший чин 14-ступенчатой служебной лестницы). Таким образом, можно предположить, что они будут иметь и практически одинаковую психологию и желания. Однако это неверно. Мы должны рассмотреть, как каждый писатель представляет себе характер и психологию маленького человека в отдельности.

Для сравнения можно использовать таких героев, как Акакий Акакиевич (Шинель Гоголя, Макар Девушкин (Бедные люди Достоевского) и Червяков (Смерть чиновника Чехова).

во-первых, иными художественными средствами. Бедные люди это роман в письмах. Достоевский не случайно выбирает этот жанр, так как он работает на его главную идею, цель передать и показать точно все внутренние переживания своего героя. Достоевский предлагает нам прочувствовать, пережить все вместе с героем и подводит нас к мысли о том, что маленькие люди не только личности в полном смысле этого слова, но их личностное чувство, их амбициозность намного больше даже, чем у людей с положением в обществе.

Маленькие люди наиболее ранимы, и для них страшно то, что все остальные не увидят в них духовно богатую натуру. Огромную роль играет и их собственное самосознание. То, как они сами к себе относятся (чувствуют ли они себя личностями), заставляет их постоянно самоутверждаться даже в своих собственных глазах. Особенно интересна тема самопожертвования, которую Достоевский начинает в Бедных людях и продолжает в Униженных и оскорбленных. Макар Девушкин считает свою помощь Вареньке некоторой благотворительностью, показывая тем самым, что он не ограниченный бедняк, думающий лишь об изыскании и удержании денег. Он, конечно, не подозревает, что этой помощью движет не желание выделиться, а любовь.

Но это еще раз доказывает нам главную мысль Достоевского маленький человек способен и на высокие и глубокие чувства.

мы можем реально выявить главный спор его с Гоголем. Достоевский считал, что гениальность Гоголя в том, что он целенаправленно отстоял право изображения маленького человека как объекта литературных исследований.

Гоголь изображает своего героя в таком же круге социальных проблем, что и Достоевский. Но небольшие повести Гоголя были написаны несколько раньше, естественно, и выводы были другие, что позволило Достоевскому полемизировать с ним. Акакий Акакиевич производит впечатление не только человека забитого, жалкого, но и вовсе недалекого. Если у Достоевского личность в маленьком человеке, его амбиции, чувство собственного достоинства много больше, чем у людей с положением, то у Гоголя маленький человек целиком ограничен своим социальным статусом, и ограничен им духовно. Вот душевные стремления Акакия Акакиевича жизнь-спокойствие, никаких перемен. Его родные это буквы-фавориты, его любимая это шинель. Он не заботится о своем внешнем виде, который тоже является отражением чувства собственного достоинства в человеке. Макар Девушкин у Достоевского только и думает о том, как бы окружающие его люди не заподозрили его в том, что он не уважает себя, и это проявляется и внешне: знаменитый чай с сахаром для него способ самоутверждения. Тогда как Акакий Акакиевич отказывает себе не только в сахаре, но и в сапогах.

При желании можно провести такую аналогию: Макар Девушкин отказывается от внешних благ для себя только ради своей любимой, а Акакий Акакиевич отказывает себе во всем ради покупки шинели (как бы своей возлюбленной). Но это сравнение несколько туманно, и эта проблема безусловно не является главной. Наиболее важна другая деталь: и Достоевский и Гоголь изображают жизнь своих героев и смерть. Как умирают и от чего умирают и тот и другой? Конечно, Макар Достоевского не умирает, но он переживает духовную смерть в кабинете генерала, иногда он видит себя в зеркало и сам осознает свою ничтожность. Это для него конец. Но когда генерал пожимает ему руку, ему, пьянице, как он себя называет, он возрождается. В нем увидели и признали то, о чем он мечтал. И не сто рублей, подаренные генералом, делают его счастливым, а рукопожатие; этим жестом генерал поднимает его на свой уровень, признает человеком. Итак, для Макара Девуш-кина смерть это утрата человеческого достоинства. Гоголь же говорит как бы о том, что нельзя утратить то, чего нет, задеть то, чего нет. У Акакия Акакиевича, безусловно, есть чувства, но они маленькие и сводятся к радости обладания шинелью. Только одно чувство в нем огромно это страх. В этом, по Гоголю, повинна система социального устройства, и его маленький человек умирает не от унижения и оскорбления (хотя он также унижен), а от страха. Страха от распеканий значительного лица. Для Гоголя оно, это лицо, несет в себе зло системы, тем более что само распекание с его стороны было жестом самоутверждения перед друзьями.

и, противопоставляя его Достоевскому и Гоголю, мы видим такую разницу, что можем чуть ли не объединить Акакия Акакиевича и Макара Девушкина. Чехов все ставит с ног на голову, он ищет виноватого не в государстве, а в самом человеке. Такой абсолютно новый подход дает совершенно неожиданные результаты: причины унижения маленького человека он сам. Об этом нам говорят многие детали рассказа. -Во-первых, это рассказ комический по своей ситуации, и высмеивается в нем как раз сам чиновник. Впервые Чехов предлагает посмеяться над маленьким человеком, но не за то, что он беден, нищ, труслив. Смех оборачивается трагедией, когда мы наконец понимаем, какова натура и психология этого чиновника. Чехов говорит нам о том, что истинное наслаждение Червяков (вот и говорящая фамилия) находит в унижении.

В конце рассказа обиженным оказывается сам генерал, а умирающего Червякова нам совсем не жаль. Исследуя психологию своего героя, Чехов открывает новый психологический тип холопа по натуре, существа по душе и духовным потребностям пресмыкающегося. Это и есть, по Чехову, настоящее зло, а не значительное лицо Гоголя или наглый военный, спускающий Макара с лестницы у Достоевского. Да и смерть Чер-вякова у Чехова не дана как трагедия у Достоевского и печальнейший исход у Гоголя. Это смерть не человека, а прямо-таки какого-то червяка. Червяков умирает не от страха и не от того, что его могли бы заподозрить в нежелании пресмыкаться (генерал уже простил его), а от того, что его лишили этой сладости пресмыкания, как будто лишили любимого дела. Это его духовная потребность, его смысл жизни. Все три героя переживают смерть тогда, когда лишаются смысла жизни: у Гоголя лишение надежды на осуществление мечты, у Достоевского потеря человеческого достоинства, а у Чехова лишение сладости пресмыкательства.

Гоголь призывает полюбить и пожалеть маленького человека, каков он есть. Достоевский увидеть в нем личность. А Чехов увидеть в некоторых из них зло, которое неискоренимо и порождает новое зло: холопы рождают господ, мазохисты садистов и унижателей. И хотя эти три направления очень разнятся между собой, они в сущности лишь страницы одной большой темы в литературе изображение маленького человека. Прекрасными мастерами этого изображения и явились Гоголь, Достоевский и Чехов.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры